Выемка в дорожном строительстве

Обновлено: 18.05.2024

ВЫЕМКА дорожная

ВЫЕМКА дорожная — часть земляного полотна, основная площадка которой расположена в искусственном углублении.

Выемка глубиной до 12 м в супесях, суглинках и тощих глинах проектируются по типовым поперечным профилям. Для выемок глубиной более 12 м, на косогорах круче 1:3, в пере увлажненных грунтах и при прочих неблагоприятных инженерно-геологических условиях, а также разрабатываемых методами взрыва на выброс, составляются индивидуальные проекты. В благоприятных инженерно-геологических условиях крутизна откосов выемки глубиной до 12 м принимается следующей: в глинах, суглинках, супесях и песках однородного напластования 1:1,5; в сухих лессах в условиях засушливого климата от 1:0,1 до 1:0,5. В лессах в остальных случаях, а также в лессовидных грунтах в зависимости от свойств грунтов и высоты откосов от 1:0,5 до 1:1,5; в слабовыветривающейся скале при отсутствии наклона пластов в сторону полотна 1:0,2; в прочих скальных грунтах в зависимости от их свойств, характера напластования и высоты откосов от 1:0,2 до 1:1,5.

Выемки, прорезающие неоднородные по физическим свойствам грунты, могут иметь откосы переменной крутизны, соответствующие устойчивости грунтов. Отвод поверхностных вод осуществляется нагорными канавами, кюветами, забанкетными канавами. В необходимых случаях предусматривается искусственное понижение уровня грунтовых вод. Глубина нагорных канав и кюветов принимается, как правило, 60 см. В выемках, прорезающих водонасыщенные слабые грунты, кроме того, принимаются специальные меры по обеспечению устойчивости земляного полотна (устройство дренажей, закюветных полок, замена слабого грунта дренирующим, специальное укрепление откосов и т. п.).

Выемка разрабатывается в соответствии с проектом производства работ, который должен отвечать всем требованиям передовой технологии и местным условиям строительства. Особое внимание при разработке выемки должно быть обращено на своевременное устройство водоотводов. Откосы выемки в грунтах, подверженных разрушению от атмосферных воздействий, укрепляются вслед за выполнением основных земляных работ. В зависимости от глубины, категорий грунта и других условий выемки могут разрабатываться экскаваторами, оборудованными прямой лопатой, или драглайнами, скреперами и бульдозерами. При разработке выемки в скальных грунтах производится предварительное рыхление их взрывным способом. Для обеспечения устойчивости откосов Выемки и повышения производительности труда на этих работах рекомендуется применение скважинных или шпуровых зарядов, с разработкой взорванной породы экскаваторами с прямой лопатой

Список литературы:

Энциклопедия современной техники строительство, главный редактор В. А. Кучеренко, издательство «Советская энциклопедия», Москва 1964



от: MarinaF,  

Выемка в дорожном строительстве

ТИПОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (ТТК)

ВЫРЕЗАНИЕ КОРЫТА ПОД ДОРОЖНУЮ ОДЕЖДУ В НАСЫПИ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Типовая технологическая карта (именуемая далее по тексту ТТК) - комплексный организационно-технологический документ, разработанный на основе методов научной организации труда предназначенный для использования при разработке Проектов производства работ (ППР), Проектов организации строительства (ПОС) и другой организационно-технологической документации в строительстве.

ТТК может использоваться для правильной организации труда на строительном объекте, определения состава производственных операций, наиболее современных средств механизации и способов выполнения работ по конкретно заданной технологии.

ТТК является составной частью Проектов производства работ (далее по тексту - ППР) и используется в составе ППР согласно МДС 12-81.2007.

1.2. В настоящей ТТК приведены указания по организации и технологии производства дорожно-строительных работ по вырезанию корыта под дорожную одежду в насыпи земляного полотна.

Определён состав производственных операций, разработаны требования к контролю качества и приёмке работ, рассчитаны плановая трудоёмкость работ, потребность в трудовых, производственных и материальных ресурсах, описаны мероприятия по промышленной безопасности и охране труда.

1.3. Нормативной базой для разработки технологической карты являются:

- строительные нормы и правила (СНиП, СН, СП);

- заводские инструкции и технические условия (ТУ);

- нормы и расценки на строительно-монтажные работы (ГЭСН-2001 ЕНиР);

- производственные нормы расхода материалов (НПРМ);

- местные прогрессивные нормы и расценки, нормы затрат труда, нормы расхода материально-технических ресурсов.

1.4. Цель создания ТТК - дать рекомендуемую нормативными документами схему технологического процесса дорожно-строительных работ по вырезанию корыта под дорожную одежду в насыпи земляного полотна, для обеспечения их высокого качества, а также:

- снижение себестоимости работ;

- сокращение сроков строительства;

- обеспечение безопасности выполняемых работ;

- организации ритмичной работы;

- рациональное использование трудовых ресурсов и машин;

- унификации технологических решений.

1.5. На базе ТТК в составе ППР (как обязательные составляющие Проекта производства работ) разрабатываются Рабочие технологические карты (РТК) на выполнение отдельных видов работ (СНиП 3.01.01-85* "Организация строительного производства") по вырезанию корыта под дорожную одежду в насыпи земляного полотна.

Конструктивные особенности их выполнения решаются в каждом конкретном случае Рабочим проектом. Состав и степень детализации материалов, разрабатываемых в РТК, устанавливаются соответствующей подрядной строительной организацией, исходя из специфики и объема выполняемых работ.

РТК рассматриваются и утверждаются в составе ППР руководителем Генеральной подрядной строительной организации.

1.6. ТТК можно привязать к конкретному объекту и условиям строительства. Этот процесс состоит в уточнении объемов работ, средств механизации, потребности в трудовых и материально-технических ресурсах.

Порядок привязки ТТК к местным условиям:

- рассмотрение материалов карты и выбор искомого варианта;

- проверка соответствия исходных данных (объемов работ, норм времени, марок и типов механизмов, применяемых строительных материалов, состава звена рабочих) принятому варианту;

- корректировка объемов работ в соответствии с избранным вариантом производства работ и конкретным проектным решением;

- пересчёт калькуляции, технико-экономических показателей, потребности в машинах, механизмах, инструментах и материально-технических ресурсах применительно к избранному варианту;

- оформление графической части с конкретной привязкой механизмов, оборудования и приспособлений в соответствии с их фактическими габаритами.

1.7. Типовая технологическая карта разработана для нового строительства и предназначена для инженерно-технических работников (производителей работ, мастеров, бригадиров) и рабочих на дорожно-строительных работах, выполняющих работы во II-й дорожно-климатической зоне, с целью ознакомления (обучения) их с правилами производства дорожно-строительных работ по вырезанию корыта под дорожную одежду в насыпи земляного полотна, с применением наиболее прогрессивных и рациональных решений по организации, технологии и механизации дорожно-строительных работ.

Технологическую карту следует применять на следующие объёмы работ:

- ширина корыта - =8,0 м;

- глубина корыта - =0,50 м;

- длина корыта - =100 м.

Рис.1. Схема корыта под дорожную одежду в земляном полотне

II. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2.1. Технологическая карта разработана на комплекс дорожно-строительных работ по вырезанию корыта под дорожную одежду в насыпи земляного полотна.

2.2. Дорожно-строительные работы по вырезанию корыта под дорожную одежду в насыпи земляного полотна, выполняются в одну смену, продолжительность чистого рабочего времени в течение 10-часовой смены составляет:

2.3. В состав дорожно-строительных работ, последовательно выполняемых при вырезании корыта под дорожную одежду в насыпи земляного полотна, входят следующие производственные операции:

- геодезическая разбивка корыта на местности;

- вырезание корыта бульдозером;

- погрузка грунта фронтальным погрузчиком на автомобили-самосвалы;

- уплотнение дна корыта самоходным виброкатком;

- планировка дна корыта автогрейдером.

2.4. Технологической картой предусмотрено выполнение работ комплексной, механизированной бригадой, имеющий в своем составе следующие машины и механизмы: бульдозер Б170М1.03ВР (=19,44 т; =180 л.с., =4,28 м; =1,31 м; рабочие скорости =2,58 км/ч; =3,57 км/ч; =5,20 км/ч); каток самоходный, грунтовый, вибрационный ДУ-85 (=13,0 т, =1600 мм, =2000 мм, от 150 до 700 мм, =148 л.с., 6,0 км/час; 8,0 км/час); средний автогрейдер ДЗ-180А (размеры отвалов , мм: грейдерный 3740620 мм, бульдозерный 2475840 мм, =13,5 т, рабочие скорости =1,90 км/час; =3,50 км/час; =6,40 км/час; =11,70 км/час); автомобиль-самосвал КамАЗ-55111 (=13,0 т, =6,6 м); колесный, фронтальный погрузчик Volvo L45В (=8,33 т; =1,5 м).

Рис.2. Бульдозер Б170М1.03ВР

Рис.3. Автосамосвал КамАЗ-55111

Рис.4. Колесный погрузчик Volvo L45В

А - полная длина 6000 мм; L - max. высота подъема 4690 мм; Т - глубина выемки 200 мм; Н - высота выгрузки ковша, 45° 2810 мм; М - вылет ковша на max. высоте 830 мм; N - вылет ковша 1650 мм; В - 5030 мм; С - 2450 мм; D - 410 мм; F - 2930 мм; J - 3395 мм; К - 3650 мм.

Рис.5. Грунтовый виброкаток ДУ-85

Рис.6. Автогрейдер ДЗ-180А

2.5. Корыто вырезают в насыпи земляного полотна отсыпанной из карьерного грунта суглинки легкие, N 35, классификация грунта принята по Таблице 1-1, Технической части ГЭСН-2001-01, Сборник N 1, Земляные работы (грунт III категории с расчётной плотностью в естественном залегании =1750 кг/м, 1,0 м/сутки).

2.6. При проектировании технологии дорожно-строительных работ по вырезанию корыта под дорожную одежду в насыпи земляного полотна были использованы следующие нормативные документы, отражающие достигнутый технический уровень строительного производства:

Выемка в дорожном строительстве

РУКОВОДСТВО
ПО СООРУЖЕНИЮ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

Руководство разработано в развитие СНиП III-40-78 “Автомобильные дороги. Правила производства и приемки работ”. Содержит данные о методах сооружения земляного полотна в равнинной и пересеченной местности и в сложных инженерно-геологических условиях, особенностях выполнения работ в зимнее время. Описаны методы возведения земляного полотна с применением современных землеройно-транспортных машин, методы уплотнения грунтов, способы контроля качества работ, порядок сдачи-приемки земляного полотна.

Одобрено Главным техническим управлением Минтрансстроя 17.01.1980

ПРЕДИСЛОВИЕ

Руководство по сооружению земляного полотна автомобильных дорог составлено в развитие главы СНиП III-40-78 "Автомобильные дороги. Правила производства и приемки работ" с учетом соответствующих требований других глав СНиПов, а также ГОСТов, относящихся к производству и приемке работ при строительстве автомобильных дорог.

При составлении руководства существенно дополнены и уточнены положения "Инструкции по сооружению земляного полотна автомобильных дорог" (ВСН 97-63) на основе вышедших в последующий период ГОСТов, инструкций, ведомственных нормативных документов и рекомендаций. Руководство заменяет следующие ведомственные документы:

ВСН 134-66 "Указания по технологии возведения насыпей железных и автомобильных дорог на болотах и устройству построечных дорог" (в части автомобильных дорог);

ВСН 55-69 "Инструкция по определению требуемой плотности и контролю за уплотнением земляного полотна автомобильных дорог";

ВСН 166-70 "Технические указания по возведению земляного полотна автомобильных дорог из переувлажненных грунтов".

Руководство содержит рекомендации по производству и приемке работ, выполнение которых обеспечивает соблюдение соответствующих требований СНиПа. В Руководстве наиболее полно показано устройство типовых конструкций земляного полотна в обычных условиях. При осуществлении индивидуальных конструктивно-технологических решений в особых условиях рекомендуется в дополнение к Руководству использовать методические указания и методические рекомендации по соответствующим вопросам, выпущенные Союздорнии в последнем десятилетии.

Руководство составили: д-р техн. наук И.Е.Евгеньев, кандидаты техн. наук Б.С.Марышев, Ю.Л.Мотылев, М.И.Вейцман, Л.Б.Каменецкая, Э.К.Кузахметова, Е.Ф.Левицкий, М.А.Либерман, А.Г.Полуновский, И.П.Акишин, инженеры А.П.Аксенов, Б.Н.Гришаков, Р.Е.Чепланова, Ю.М.Львович, А.К.Мирошкин (Союздорнии), д-р техн. наук Н.Я.Хархута, кандидаты наук Ю.В.Васильев, М.П.Костельов, В.М.Иевлев, Ю.Я.Андрейченко (Ленинградский филиал Союздорнии); канд. техн. наук Ю.В.Бутлицкий, инж. О.А.Сяпич (Среднеазиатский филиал Союздорнии); канд. техн. наук А.М.Каменев, инженеры Р.Г.Абулханов, А.Г.Селиверстов (Казахский филиал Союздорнии); инж. Е.В.Калечиц (Союздорпроект); кандидаты техн. наук В.А.Семенов (Владимирский политехнический институт) и В.Н.Яромко (Белдорнии).

Общее редактирование выполнено И.Е.Евгеньевым.

Грунты. Метод лабораторного определения влажности. Взамен ГОСТ 5179-64 и ГОСТ 5180-64

Грунты. Метод лабораторного определения удельного веса. Взамен ГОСТ 5181-64

Грунты. Метод лабораторного определения объемного веса. Взамен ГОСТ 5182-64

Грунты. Метод лабораторного определения границы раскатывания и границы текучести. Взамен ГОСТ 5183-64 и ГОСТ 5189-64

Торф. Метод определения степени разложения

Торф. Метод приготовления аналитических проб. Взамен ГОСТ 11303-65

Грунты. Отбор, упаковка, транспортирование и хранение образцов. Взамен ГОСТ 12071-66

Грунты. Метод полевого испытания статистическими нагрузками

Грунты. Методы лабораторного определения зернового (гранулометрического) состава

Грунты. Метод лабораторного определения предела прочности (временного сопротивления) при одноосном сжатии

Грунты. Метод лабораторного определения коэффициентов оттаивания и сжимаемости при оттаивании мерзлых грунтов

Грунты. Метод лабораторного определения коэффициентов сжимаемости пластично-мерзлых грунтов

Грунты. Метод полевого испытания динамическим зондированием.

Грунты. Метод полевого испытания статическим зондированием

Грунты. Метод полевого определения модуля деформации прессиометрами

Грунты. Метод статистической обработки результатов определений характеристик

Грунты. Подготовка к лабораторным испытаниям образцов мерзлых грунтов

Грунты. Метод лабораторного испытания мерзлых грунтов шариковым штампом

Грунты. Метод полевого испытания вращательным срезом

Грунты. Метод лабораторного определения максимальной плотности

Грунты. Методы радиоизотопного определения объемного веса

Грунты. Метод лабораторного определения характеристик просадочности

Грунты. Методы полевых испытаний мерзлых грунтов

Грунты. Методы полевых испытаний проницаемости

Грунты. Метод лабораторного определения сжимаемости

Грунты. Методы лабораторного определения характеристик набухания и усадки


1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ЗЕМЛЯНЫХ РАБОТ

1.1. Организация работ по возведению земляного полотна и связанных с ним сооружений на основе разработки и осуществления комплекса мероприятий, определяющих количество необходимых трудовых и материально-технических ресурсов, а также порядок использования и систему управления ими в процессе строительства должна обеспечивать минимальную стоимость работ, их выполнение в установленные сроки с высоким качеством, гарантирующим надежность и устойчивость земляного полотна при эксплуатации дороги. При организации работ по возведению земляного полотна следует руководствоваться главой СНиП III-1-76 "Организация строительного производства".

1.2. Рациональная организация земляных работ должна предусматривать:

поточный метод, обеспечивающий строгую последовательность выполнения отдельных видов работ, непрерывную готовность участков земляного полотна для устройства дорожной одежды и непрерывное использование трудовых и материально-технических ресурсов;

прогрессивную технологию, основанную на целесообразном для конкретных условий распределении земляных масс и передовых способах выполнения отдельных видов земляных работ;

комплексную механизацию с применением выбранных на основе технико-экономического сравнения рациональных комплектов машин и отдельных средств механизации, обеспечивающую максимальное снижение затрат ручного труда и наилучшее использование машин и механизмов.

1.3. Земляные работы являются важной частью единого технологического комплекса работ по сооружению автомобильной дороги.

Работы по сооружению земляного полотна должны осуществляться на основе разработанных и утвержденных проектов организации строительства и производства работ, состав и порядок разработки которых определяется "Инструкцией по составлению и разработке проектов организации строительства и проектов производства работ" (СН 47-74).

1.4. Проект организации строительства (ПОС) составляет проектная организация, согласовывая основные положения со строительной организацией - генеральным подрядчиком. Соответствующие разделы ПОС должны быть также согласованы с субподрядными организациями, ведущими сооружение земляного полотна или выполняющими отдельные виды земляных работ.

ПОС разрабатывается с целью установления принципиальных решений по организации строительства как дороги в целом, так и основных работ и является основанием для составления смет, планирования капитальных вложений и объемов работ, своевременного проведения подготовительных работ и развития дорожно-строительных организаций.

ПОС разрабатывают для всего объема работ, предусмотренного при строительстве дороги в целом или ее участка, выделенного в отдельный титул и на весь период строительства. Если строительство продолжается более года, намечают объемы работ, выполняемые в течение каждого года.

ПОС определяет: сроки возведения земляного полотна в целом по всему объекту и по отдельным участкам; рациональное распределение земляных масс с указанием источников получения грунтов и мест его отсыпки в земляное полотно; выделение участков сосредоточенных* и линейных работ; объемы и сметную стоимость земляных работ; методы производства и средства механизации разработки, перемещения, отсыпки и уплотнения грунтов, выполнения укрепительных работ и обеспечения водоотвода; потребность в основных материально-технических ресурсах, источники и порядок их получения; количество рабочих и инженеров - технических работников; расстановку, взаимодействие, порядок перемещения и использования в процессе строительства трудовых и материально-технических ресурсов; меры по охране окружающей среды, включая рекультивацию плодородного слоя, предотвращение загрязнения водоемов, запыленности и загазованности воздуха и т.д. организацию связи и диспетчерского управления.

* К сосредоточенным работам относятся работы по строительству земляного полотна на отдельных участках с объемом земляных работ на 1 км, превышающим средний объем земляных работ на дороге в 3 и более раз, или резко отличающихся повышенной сложностью производства и трудоемкостью от работ на смежных участках (переходы через болота, оползневые склоны, слабые грунты и др.).

1.5. Проект производства работ (ППР) разрабатывает дорожно-строительная организация на каждый год строительства. Для наиболее сложных участков сосредоточенных работ возможна разработка отдельных ППР.

ППР уточняет и детализирует решения, принятые в ПОС. Положения утвержденного ПОС можно изменять только в том случае, если это ведет к снижению стоимости работ, сокращению сроков строительства, повышению производительности труда и улучшению качества земляного полотна. Изменения необходимо согласовать с проектной организацией, разработавшей ПОС и организацией, его утвердившей.

1.6. При составлении ППР особое внимание должно быть уделено:

уточнению распределения земляных масс на основе возможного изменения условий отвода земель;

уточнению методов работ, выбора средств механизации и комплектования отрядов и подразделений с учетом количества и структуры парка машин и механизмов, имеющегося в строительной организации;

детальному расчету потребности трудовых и материально-технических ресурсов;

разработке детальных календарных планов использования машин и механизмов;

привязке типовых технологических карт и разработке новых на сложные виды работ и на работы, выполняемые по новым методам или новыми машинами;

составлению схем операционного контроля качества;

разработке мероприятий по круглогодичному ведению земляных работ;

разработке мероприятий по защите среды, охране труда.

1.7. При составлении ППР следует широко использовать типовые технологические схемы и карты по возведению земляного полотна, разработанные научно-исследовательскими институтами, организациями и нормативно-исследовательскими станциями путем привязки их к местным условиям.

Принципы организации работ

1.8. Работы по сооружению земляного полотна, как правило, должны выполняться специализированными механизированными колоннами, а также специализированными подразделениями дорожно-строительных организаций (прорабские участки, отряды, бригады). При скоростном строительстве автомобильных дорог земляные работы должны, как правило, выполняться механизированными колоннами.

Подразделения оснащают средствами механизации, по количеству и составу обеспечивающими выполнение работ в заданные сроки, средствами и оборудованием для ремонта и обслуживания машин, передвижными жилыми и бытовыми помещениями, лабораториями.

1.9. До начала земляных работ должен быть выполнен весь комплекс подготовительных работ, предусмотренный ПОС и ППР.

1.10. При организации работ следует выделять участки линейных и сосредоточенных работ, сооружение которых целесообразно вести способами гидромеханизации, а также зимой.

1.11. Количество, направление и скорость действия потоков линейных и сосредоточенных земляных работ следует выбирать на основе заданных объемов и сроков возведения земляного полотна с учетом их взаимодействия с потоками по остальным конструктивным элементам автомобильной дороги.

1.12. Темпы выполнения сосредоточенных земляных работ должны обеспечивать их окончание до подхода отряда линейных земляных работ.

1.13. Разрывы в возводимом земляном полотне могут быть допущены только на участках расположения крупных (титульных) искусственных сооружений и на участках с особыми условиями, где проектом предусмотрено выполнение земляных работ в определенные периоды года или наличие технологических перерывов (глубокие болота, заболоченные места, оползневые участки и т.д.).

1.14. Земляное полотно следует возводить с заделом, величина которого должна обеспечивать непрерывное и равномерное устройство дорожных оснований и покрытий. Степень готовности земляного полотна следует определять в зависимости от годовых объемов устройства покрытий:

Земляные работы при строительстве дорог

Долговечность и целостность дорожного покрытия во много обеспечивается прочным и устойчивым основанием. Поэтому качественно выполненные земляные работы при строительстве дорог оказывают существенное влияние на дальнейшую эксплуатацию дороги. Долговечность и целостность дорожного покрытия во много обеспечивается прочным и устойчивым основанием.

На какие технические операции можно разделить земляные работы при строительстве дорог

Процесс проведения земляных работ при строительстве дорог можно разделить на следующие технологические операции:

  1. Подготовка участка строительства.
  2. Снятие верхнего слоя.
  3. Производство выемки грунта.
  4. Послойная обратная засыпка.

Опишем подробно каждую из операций.

Подготовка участка строительства

На данном этапе производится расчистка и ограждение будущей строительной площадки, демонтаж существующих построек и вынос коммуникаций, непосредственно попадающих в зону производства работ. Если требуется расширить существующую проезжую часть или провести земляные работы при строительстве дорог, необходимо предусмотреть уширение полотна и реорганизацию дорожного движения, дабы предотвратить возникновение ДТП. На данном этапе определяются границы будущей магистрали, производится её «вынос» на местность.

Земляные работы при строительстве дорог

Снятие верхнего слоя

К верхнему слою относят как твердые покрытия, так и верхний плодородный почвенный слой. При этом его складирует для использования в последующей рекультивации.

Производство выемки грунта

Выемку грунта производят с помощью экскаваторов до проектных отметок. Выравнивание поверхности осуществляется бульдозерами. Доработка – вручную. При этом основание уплотняют катками или специальными трамбовочными механизмами. Грунт, не предназначенный для обратной засыпки, вывозится на специальные полигоны.

Земляные работы при строительстве дорог

Послойная обратная засыпка

Основание для дорожного полотна состоит из нескольких слоёв, утрамбованных до проектных показателей. Нижним, самым мощным слоем, чаще всего выступает песок. Затем укладывают щебень различной фракции. Это применяется для расклинцовки в верхних слоях крупных фракций мелкими. Таким образом достигается лучшее уплотнение и однородность покрытия. На данном этапе возможно задания уклона нашей дороги.

Читать по теме: Как добиться ремонта дороги

Между слоями укладывается геотекстиль. Он служит для их разграничения разграничения и сохранения однородности.

Важно! Для подстилающих слоёв используются материалы, не изменяющие своих характеристик под воздействием природных факторов.

Наше основание подготовлено к укладке асфальта. Соблюдение технологии производства сможет предотвратить образование трещин и неровностей будущего покрытия.

Выемки автомобильных дорог

Выемки глубиной до 1 м для предохранения от снежных заносов устраивают раскрытыми с крутизной откосов от 1:5 до 1:10 или разделанными под насыпь.

Выемки глубиной o т 1 до 5 м на снегозаносимых участках сооружают с откосами 1:1,5. 1:2 и дополнительной полкой или обочинами шириной не менее 4 м. Типовые насыпи и выемки изображены на рис. 3, 4.

В выемках глубиной более 2,0 м, устраиваемых в мелких и пылеватых песках, переувлажненных глинистых грунтах, следует возводить закюветные полки шириной 1,0. 2,0 м.

Крутизна откосов выемки глубиной до 12 м принимается 1:1,5, а в глинистых пылеватых грунтах - 1:2.

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ ОБ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГАХ

ЗЕМЛЯНОЕ ПОЛОТНО - дорожное сооружение, служащее основанием для размещения конструктивных слоев дорожной одежды и других элементов. Возводится из местных материалов. Земляное полотно строят в виде насыпей, выемок, а на косогорах - полунасыпей-полувыемок.

НАСЫПЬ - инженерное земляное сооружение из насыпного грунта, в пределах которого вся поверхность земляного полотна расположена выше уровня земли.

ВЫЕМКА - земляное сооружение, выполненное путем срезки естественного грунта по заданному профилю; при этом вся поверхность земляного полотна расположена ниже поверхности земли.

ПОЛУНАСЫПЬ-ПОЛУВЫЕМКА - земляное сооружение на косогоре, выполненное путем срезки уступом части естественного грунта с использованием его в полунасыпи или в отвал.

ОБОЧИНА (Ао) - боковая полоса земляного полотна с каждой его стороны между бровкой и кромкой проезжей части, предназначенная для предохранения краев дорожной одежды от разрушения, вынужденной остановки транспорта, размещения ограждений, средств сигнализации и других средств, обеспечивающих безопасность движения.

ОТКОС (0) - боковая наклонная поверхность, ограничивающая земляное сооружение или склоны естественного рельефа.

КОЭФФИЦИЕНТ ЗАЛОЖЕНИЯ ОТКОСА (1: m ) - отношение высоты откоса к его горизонтальной проекции - заложению.

БРОВКА (б) - линия пересечения плоскости откоса и поверхности земляного полотна в месте их сопряжения.

КОНТРБАНКЕТ - инженерное сооружение из камня или грунта, устраиваемое в виде подсыпки насыпи взамен подпорной стенки. Сооружается на крутых косогорах у подошвы насыпи или полунасыпи-полувыемки в целях их укрепления или борьбы с выпором основания.

БЕРМА - узкая горизонтальная или слегка наклонная полоса, прерывающая линию откосов земляного полотна при большой их крутизне и длине.

Автомобильная дорога - инженерное сооружение, предназначенное для движения транспортных средств на пневмоколесном ходу. Основными элементами дороги являются: земляное полотно, дорожная одежда, проезжая часть, обочины, искусственные сооружения и все виды обстановки.


ПОЛОСА ОТВОДА (ПО) - полоса земли, на которой размещается автомобильная дорога и все ее сооружения. Ширина постоянной полосы отвода зависит от категории дороги и рельефа местности.

РЕЗЕРВ (Бр) - территория, отводимая для разработки грунта неглубокими выработками правильной формы, из которых грунт используется для отсыпки насыпи.

КАНАВА БОКОВАЯ (Кювет, К) - канава, проходящая вдоль земляного полотна, для сбора и отвода поверхностных вод, стекающих с проезжей части и окружающей местности, с поперечным сечением лоткового, треугольного и трапецеидального профиля.

НАГОРНАЯ КАНАВА (НК) - канава, отрываемая с нагорной стороны дороги для перехвата стекающей по склону воды и отвода ее от дороги.

ВЫСОТА НАСЫПИ (Нн)- расстояние, измеренное по оси дороги от поверхности земли до линии бровки земляного полотна.

ГЛУБИНА ВЫЕМКИ (Нв) - расстояние, измеренное по оси дороги от линии бровки выемки до линии бровки земляного полотна.

ПОЛКА (П) - элемент выемки, устраиваемый на снегозаносимых участках шириной не менее 4,0 м для аккумуляции метелевого снега в целях снегонезаносимости проезжей части.

ОТВАЛ ГРУНТА (КАВАЛЬЕР «ОРС») - растительный грунт, непригодный грунт при разработке выемки или карьера, уложенный в отведенном месте вне строящейся дороги (разработки карьера).

ПОДОШВА НАСЫПИ (Пн) - нижняя поверхность насыпи, опирающаяся на подстилающий грунт.

ДОРОЖНАЯ ОДЕЖДА (ДО) - многослойная конструкция, воспринимающая нагрузку от транспортных средств и передающая ее на дополнительный слой (в отдельных случаях - на грунтовые основания).

ПОКРЫТИЕ ДОРОЖНОЕ - однослойная или многослойная верхняя часть дорожной одежды, устраиваемая на основании, непосредственно воспринимающая нагрузки от транспортных средств и предназначенная для обеспечения заданных эксплуатационных требований и защиты дорожного основания от воздействия атмосферных факторов.

ПРОЕЗЖАЯ ЧАСТЬ - основной элемент дороги, предназначенный для непосредственного движения транспортных средств. В зависимости от интенсивности движения транспорта проезжая часть может быть одно-, двух-, трех- и многополосной.

ПОЛОСА ДВИЖЕНИЯ - продольная полоса проезжей части, по которой происходит движение транспортных средств в один ряд.

КРАЕВАЯ ПОЛОСА (КП) - уширение дорожной одежды на дорогах категорий I -а (б), II , III , IV - a , 1-с-а с целью размещения на ней крайних разметочных линий для организации движения транспорта и предохранения кромки дорожной одежды от разрушения.

ПОЛОСА УКРЕПЛЕНИЯ (а) - полоса с каменным покрытием, ограничивающая кромку проезжей части, устраиваемая на обочине с целью повышения безопасности движения и предотвращения от разрушения кромок проезжей части.

ПОЛОСА УКРЕПЛЕНИЯ (аУ) - полоса, устраиваемая шириной 0,50 м для всех категорий дорог от бровки земляного полотна и укрепленная засевом трав.

ОСНОВАНИЕ ДОРОЖНОЕ (ОС) - нижний несущий слой дорожной одежды, воспринимающий нагрузку от транспортных средств совместно с покрытием, и предназначенный для ее распределения на дополнительный слой или непосредственно на грунт земляного полотна.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ СЛОЙ - конструктивный слой основания, выполняющий защитные функции слоев дорожной одежды (дренирующие, морозозащитные и т. д.).

УКЛОН ПОПЕРЕЧНЫЙ - отклонение поверхности какого-либо элемента дорожной конструкции (земляного полотна, слоев дорожной одежды) от горизонтального уровня, измеряемое в перпендикулярном направлении к оси дороги.

УКЛОН ПРОДОЛЬНЫЙ - отклонение проектной линии от горизонтали в продольном направлении. Уклоны измеряются в промиллях.

ПРОМИЛЛЕ (от латинского pro millie - за тысячу) - отношение высоты откоса к его заложению, умноженное на 1000. Обозначается - ‰.

ОБУСТРОЙСТВО ДОРОГИ - комплекс дорожных сооружений, к которым относят:

автобусные остановки, переходно-скоростные полосы, площадки для остановки, стоянки и отдыха, устройства для освещения дорог, дорожную связь, дорожки для пешеходов, велосипедистов и т. п.

ОБСТАНОВКА ДОРОГИ - совокупность средств организации дорожного движения: дорожные знаки, ограждения, разметка и светофоры.

ИСКУССТВЕННЫЕ СООРУЖЕНИЯ - сооружения, устраиваемые на пересечении дорогами рек, оврагов, горных хребтов и других препятствий, а также, снегозащитные, противообвальные. К искусственным сооружениям относят: мосты, путепроводы, тоннели, трубы, подпорные стенки и т. д.

ТРУБА - инженерное сооружение, укладываемое в теле насыпи дороги для пропуска водного потока, дороги или скотопрогона.

ОТВЕРСТИЕ ТРУБЫ - наибольший горизонтальный размер или сумма; размеров (для многоочковой трубы) тела трубы в свету.

ТЕЛО ТРУБЫ - основная часть трубы между входным и выходным оголовками, находящаяся в грунте насыпи, имеющая замкнутую форму поперечного сечения, по которому осуществляется сток воды.

ДЛИНА ТРУБЫ - размер между наружными гранями входного и выходного оголовков.

ОГОЛОВОК ТРУБЫ - крайний элемент трубы, удерживающий откос насыпи и обеспечивающий вход водного потока в трубу, и выход из нее. У трубы имеются входной и выходной оголовки.

ОГОЛОВОК ПОРТАЛЬНЫЙ - оголовок трубы, представляющий собой вертикальную подпорную стенку, удерживающую откос насыпи.

ОГОЛОВОК РАСТРУБНЫЙ - оголовок трубы, состоящий из стенки портала и двух откосных крыльев переменной высоты, расположенных под углом и удерживающих откос насыпи.

ОГОЛОВОК КОНИЧЕСКИЙ - оголовок трубы, имеющий форму полого усеченного конуса.

ЛОТОК ТРУБЫ - нижняя часть поперечного сечения трубы или специально выполненная подготовка в трубе для обеспечения беспрепятственного стока воды.

ДИАМЕТР ТРУБЫ - наибольший размер отверстия в свету звена круглой трубы.

ЗВЕНО ТРУБЫ (СЕКЦИЯ ТРУБЫ) - основной элемент конструкции сборной трубы замкнутого поперечного сечения, являющийся частью тела трубы.

ВЫЕМКА ДОРОЖНАЯ

участок земляного полотна ж. д., проложенной на возвыш. месте рельефа. В пределах В. д. ж.-д. путь расположен ниже уровня земли. Для образования В. д. производят разработку грунта, к-рый перемещают в резерв, профилируют откосы, отсыпают основание под верхнее строение пути.

Большой энциклопедический политехнический словарь . 2004 .

Смотреть что такое "ВЫЕМКА ДОРОЖНАЯ" в других словарях:

СП 78.13330.2012: Автомобильные дороги — Терминология СП 78.13330.2012: Автомобильные дороги: 3.1 автомобильная дорога : Комплекс конструктивных элементов, предназначенных для движения с установленными скоростями, нагрузками и габаритами автомобилей и иных наземных транспортных средств … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Читайте также: