Вот дом который надо построить чтобы иметь свой угол где можно быть спокойным

Обновлено: 31.05.2024

Война и мир. Книга 1 - Толстой Лев

Князь Андрей несколько раз подсказывал Пьеру вперед то, что он рассказывал, как будто все то, что сделал Пьер, была давно известная история, и слушал не только не с интересом, но даже как будто стыдясь за то, что рассказывал Пьер.

Пьеру стало неловко и даже тяжело в обществе своего друга. Он замолчал.

– Ну вот что, моя душа, – сказал князь Андрей, которому, очевидно, было тоже тяжело и стеснительно с гостем, – я здесь на биваках, я приехал только посмотреть. И нынче еду опять к сестре. Я тебя познакомлю с ними. Да ты, кажется, знаком, – сказал он, очевидно занимая гостя, с которым он не чувствовал теперь ничего общего. – Мы поедем после обеда. А теперь хочешь посмотреть мою усадьбу? – Они вышли и проходили до обеда, разговаривая о политических новостях и общих знакомых, как люди мало близкие друг к другу. С некоторым оживлением и интересом князь Андрей говорил только об устраиваемой им новой усадьбе и постройке, но и тут в середине разговора, на подмостках, когда князь Андрей описывал Пьеру будущее расположение дома, он вдруг остановился. – Впрочем, тут нет ничего интересного, пойдем обедать и поедем. – За обедом зашел разговор о женитьбе Пьера.

– Я очень удивился, когда услышал об этом, – сказал князь Андрей.

Пьер покраснел так же, как он краснел всегда при этом, и торопливо сказал:

– Я вам расскажу когда-нибудь, как это все случилось. Но вы знаете, что все это кончено, и навсегда.

– Навсегда? – сказал князь Андрей. – Навсегда ничего не бывает.

– Но вы знаете, как это все кончилось? Слышали про дуэль?

– Да, ты прошел и через это.

– Одно, за что я благодарю Бога, это за то, что я не убил этого человека, – сказал Пьер.

– Отчего же? – сказал князь Андрей. – Убить злую собаку даже очень хорошо.

– Нет, убить человека нехорошо, несправедливо…

– Отчего же несправедливо? – повторил князь Андрей. – То, что справедливо и несправедливо – не дано судить людям. Люди вечно заблуждались и будут заблуждаться, и ни в чем больше, как в том, что они считают справедливым и несправедливым.

– Несправедливо то, что есть зло для другого человека, – сказал Пьер, с удовольствием чувствуя, что в первый раз со времени его приезда князь Андрей оживлялся и начинал говорить и хотел высказать все то, что сделало его таким, каким он был теперь.

– А кто тебе сказал, что такое зло для другого человека? – спросил он.

– Зло? Зло? – сказал Пьер. – Мы все знаем, что такое зло для себя.

– Да, мы знаем, но то зло, которое я знаю для себя, я не могу сделать другому человеку, – все более и более оживляясь, говорил князь Андрей, видимо желая высказать Пьеру свой новый взгляд на вещи. Он говорил по-французски. – Je ne connais dans la vie que maux bien rеels: c’est le remord et la maladie. Il n’est de bien que l’absence de ces maux.[418 - Я знаю в жизни только два действительные несчастья: угрызение совести и болезнь. И счастие есть только отсутствие этих двух зол.] Жить для себя, избегая только этих двух зол, вот вся моя мудрость теперь.

– А любовь к ближнему, а самопожертвование? – заговорил Пьер. – Нет, я с вами не могу согласиться! Жить только так, чтобы не делать зла, чтобы не раскаиваться, этого мало. Я жил так, я жил для себя и погубил свою жизнь. И только теперь, когда я живу, по крайней мере стараюсь (из скромности поправился Пьер) жить для других, только теперь я понял все счастие жизни. Нет, я не соглашусь с вами, да и вы не думаете того, что вы говорите. – Князь Андрей молча глядел на Пьера и насмешливо улыбался.

– Вот увидишь сестру, княжну Марью. С ней вы сойдетесь, – сказал он. – Может быть, ты прав для себя, – продолжал он, помолчав немного, – но каждый живет по-своему: ты жил для себя и говоришь, что этим чуть не погубил свою жизнь, а узнал счастие только, когда стал жить для других. А я испытал противуположное. Я жил для славы. (Ведь что же слава? та же любовь к другим, желание сделать для них что-нибудь, желание их похвалы.) Так я жил для других и не почти, а совсем погубил свою жизнь. И с тех пор стал спокоен, как живу для одного себя.

– Да как же жить для одного себя? – разгорячаясь, спросил Пьер. – А сын, сестра, отец?

– Да это все тот же я, это не другие, – сказал князь Андрей, – а другие, ближние, le prochain, как вы с княжной Марьей называете, это главный источник заблуждения и зла. Le prochain – это те твои киевские мужики, которым ты хочешь делать добро.

И он посмотрел на Пьера насмешливо вызывающим взглядом. Он, видимо, вызывал Пьера.

– Вы шутите, – все более и более оживляясь, говорил Пьер. – Какое же может быть заблуждение и зло в том, что я желал (очень мало и дурно исполнил), но желал сделать добро, да и сделал хотя кое-что? Какое же может быть зло, что несчастные люди, наши мужики, люди так же, как мы, вырастающие и умирающие без другого понятия о Боге и правде, как образ и бессмысленная молитва, будут поучаться в утешительных верованиях будущей жизни, возмездия, награды, утешения? Какое же зло и заблуждение в том, что люди умирают от болезни без помощи, когда так легко материально помочь им, и я им дам лекаря, и больницу, и приют старику? И разве не ощутительное, не несомненное благо то, что мужик, баба с ребенком не имеют дни и ночи покоя, а я дам им отдых и досуг. – говорил Пьер, торопясь и шепелявя. – И я это сделал, хоть плохо, хоть немного, но сделал кое-что для этого, и вы не только меня не разуверите в том, что то, что я сделал, хорошо, но и не разуверите, чтобы вы сами этого не думали. А главное, – продолжал Пьер, – я вот что знаю, и знаю верно, что наслаждение делать это добро есть единственное верное счастие жизни.

– Да, ежели так поставить вопрос, то это другое дело, – сказал князь Андрей. – Я строю дом, развожу сад, а ты больницы. И то и другое может служить препровождением времени. Но что справедливо, что добро – предоставь судить тому, кто все знает, а не нам. Ну, ты хочешь спорить, – прибавил он, – ну давай. – Они вышли из-за стола и сели на крыльцо, заменявшее балкон.

– Ну, давай спорить, – сказал князь Андрей. – Ты говоришь школы, – продолжал он, загибая палец, – поучения и так далее, то есть ты хочешь вывести его, – сказал он, указывая на мужика, снявшего шапку и проходившего мимо их, – из его животного состояния и дать ему нравственные потребности. А мне кажется, что единственно возможное счастье – есть счастье животное, а ты его-то хочешь лишить его. Я завидую ему, а ты хочешь его сделать мною, но не дав ему ни моего ума, ни моих чувств, ни моих средств. Другое – ты говоришь: облегчить его работу. А по-моему, труд физический для него есть такая же необходимость, такое же условие его существования, как для тебя и для меня труд умственный. Ты не можешь не думать. Я ложусь спать в третьем часу, мне приходят мысли, и я не могу заснуть, ворочаюсь, не сплю до утра оттого, что я думаю и не могу не думать, как он не может не пахать, не косить; иначе он пойдет в кабак или сделается болен. Как я не перенесу его страшного физического труда, а умру через неделю, так он не перенесет моей физической праздности, он растолстеет и умрет. Третье, – что бишь еще ты сказал?

Князь Андрей загнул третий палец.

– Ах, да. Больницы, лекарства. У него удар, он умирает, а ты пустишь ему кровь, вылечишь, он калекой будет ходить десять лет, всем в тягость. Гораздо покойнее и проще ему умереть. Другие родятся, и так их много. Ежели бы ты жалел, что у тебя лишний работник пропал, – как я смотрю на него, а то ты из любви к нему его хочешь лечить. А ему этого не нужно. Да и потом, что за воображенье, что медицина кого-нибудь и когда-нибудь вылечивала… Убивать! – так! – сказал он, злобно нахмурившись и отвернувшись от Пьера.

Князь Андрей высказывал свои мысли так ясно и отчетливо, что видно было, он не раз думал об этом, и он говорил охотно и быстро, как человек, долго не говоривший. Взгляд его оживлялся тем больше, чем безнадежнее были его суждения.

– Ах, это ужасно, ужасно! – сказал Пьер. – Я не понимаю только, как можно жить с такими мыслями. На меня находили такие же минуты, это недавно было, в Москве и дорогой, но тогда я опускаюсь до такой степени, что я не живу, все мне гадко, главное, я сам. Тогда я не ем, не умываюсь… ну, как же вы…

– Отчего же не умываться, это не чисто, – сказал князь Андрей. – Напротив, надо стараться сделать свою жизнь как можно более приятной. Я живу и в этом не виноват, стало быть, надо как-нибудь получше, никому не мешая, дожить до смерти.

– Но что же вас побуждает жить? С такими мыслями будешь сидеть не двигаясь, ничего не предпринимая.

– Жизнь и так не оставляет в покое. Я бы рад ничего не делать, а вот, с одной стороны, дворянство здешнее удостоило меня чести избрания в предводители; я насилу отделался. Они не могли понять, что во мне нет того, что нужно, нет этой известной добродушной и озабоченной пошлости, которая нужна для этого. Потом вот этот дом, который надо было построить, чтобы иметь свой угол, где можно быть спокойным. Теперь ополченье.

– Отчего вы не служите в армии?

– После Аустерлица! – мрачно сказал князь Андрей. – Нет, покорно благодарю, я дал себе слово, что служить в действующей русской армии я не буду. И не буду. Ежели бы Бонапарте стоял тут, у Смоленска, угрожая Лысым Горам, и тогда бы я не стал служить в русской армии. Ну, так я тебе говорил, – успокоиваясь, продолжал князь Андрей. – Теперь ополченье, отец главнокомандующим третьего округа, и единственное средство мне избавиться от службы – быть при нем.

– Стало быть, вы служите?

– Служу. – Он помолчал немного.

– Так зачем же вы служите?

– А вот зачем. Отец мой один из замечательнейших людей своего века. Но он становится стар, и он не то что жесток, но он слишком деятельного характера. Он страшен своею привычкой к неограниченной власти и теперь этой властью, данной государем главнокомандующим над ополчением. Ежели бы я два часа опоздал две недели тому назад, он бы повесил протоколиста в Юхнове, – сказал князь Андрей с улыбкой. – Так я служу потому, что, кроме меня, никто не имеет влияния на отца и я кое-где спасу его от поступка, от которого бы он после мучился.

– А, ну так вот видите!

– Да, mais ce n’est pas comme vous l’entendez,[419 - но не так, как ты думаешь.] – продолжал князь Андрей. – Я ни малейшего добра не желал и не желаю этому мерзавцу-протоколисту, который украл какие-то сапоги у ополченцев; я даже очень был бы доволен видеть его повешенным, но мне жалко отца, то есть опять себя же.

Князь Андрей все более и более оживлялся. Глаза его лихорадочно блестели в то время, как он старался доказать Пьеру, что никогда в его поступке не было желания добра ближнему.

– Ну, вот ты хочешь освободить крестьян, – продолжал он. – Это очень хорошо; но не для тебя (ты, я думаю, никого не засекал и не посылал в Сибирь) и еще меньше для крестьян. Ежели их бьют, секут и посылают в Сибирь, то я думаю, что им от этого нисколько не хуже. В Сибири ведет он ту же свою скотскую жизнь, а рубцы на теле заживут, и он так же счастлив, как был прежде. А нужно это для тех людей, которые гибнут нравственно, наживают себе раскаяние, подавляют это раскаяние и грубеют оттого, что у них есть возможность казнить право и неправо. Вот кого мне жалко и для кого я бы желал освободить крестьян. Ты, может быть, не видал, а я видел, как хорошие люди, воспитанные в этих преданиях неограниченной власти, с годами, когда они делаются раздражительнее, делаются жестоки, грубы, знают это, не могут удержаться и все делаются несчастнее и несчастнее.

Князь Андрей говорил это с таким увлечением, что Пьер невольно подумал о том, что мысли эти наведены были Андрею его отцом. Он ничего не отвечал ему.

– Так вот кого и чего жалко – человеческого достоинства, спокойствия совести, чистоты, а не их спин и лбов, которые, сколько ни секи, сколько ни брей, всё останутся такими же спинами и лбами.

– Нет, нет и тысячу раз нет! я никогда не соглашусь с вами, – сказал Пьер.


Вечером князь Андрей и Пьер сели в коляску и поехали в Лысые Горы. Князь Андрей, поглядывая на Пьера, прерывал изредка молчание речами, доказывавшими, что он находился в хорошем расположении духа.

Он говорил ему, указывая на поля, о своих хозяйственных усовершенствованиях.

Пьер мрачно молчал, отвечая односложно, и казался погруженным в свои мысли.

Пьер думал о том, что князь Андрей несчастлив, что он заблуждается, что он не знает истинного света и что Пьер должен прийти на помощь ему, просветить и поднять его. Но как только Пьер придумывал, как и что он станет говорить, он предчувствовал, что князь Андрей одним словом, одним аргументом уронит все его ученье, и он боялся начать, боялся выставить на возможность осмеяния свою любимую святыню.

– Нет, отчего же вы думаете, – вдруг начал Пьер, опуская голову и принимая вид бодающегося быка, – отчего вы так думаете? Вы не должны так думать.

– Про что я думаю? – спросил князь Андрей с удивлением.

– Про жизнь, про назначение человека. Это не может быть. Я так же думал, и меня спасло, вы знаете что? масонство. Нет, вы не улыбайтесь. Масонство – это не религиозная, не обрядная секта, как и я думал, а масонство есть лучшее, единственное выражение лучших, вечных сторон человечества. – И он начал излагать князю Андрею масонство, как он понимал его.

Он говорил, что масонство есть учение христианства, освободившегося от государственных и религиозных оков; учение равенства, братства и любви.

– Только наше святое братство имеет действительный смысл в жизни; все остальное есть сон, – говорил Пьер. – Вы поймите, мой друг, что вне этого союза все исполнено лжи и неправды, и я согласен с вами, что умному и доброму человеку ничего не остается, как только, как вы, доживать свою жизнь, стараясь только не мешать другим. Но усвойте себе наши основные убеждения, вступите в наше братство, дайте нам себя, позвольте руководить собой, и вы сейчас почувствуете себя, как и я почувствовал, частью этой огромной, невидимой цепи, которой начало скрывается в небесах, – говорил Пьер.

Князь Андрей молча, глядя перед собой, слушал речь Пьера. Несколько раз он, не расслышав от шума коляски, переспрашивал у Пьера нерасслышанные слова. По особенному блеску, загоревшемуся в глазах князя Андрея, и по его молчанию Пьер видел, что слова его не напрасны, что князь Андрей не перебьет его и не будет смеяться над его словами.

Они подъехали к разлившейся реке, которую им надо было переезжать на пароме. Пока устанавливали коляску и лошадей, они пошли на паром.

Князь Андрей, облокотившись о перила, молча смотрел вдоль по блестящему от заходящего солнца разливу.

– Ну, что же вы думаете об этом? – спросил Пьер. – Что же вы молчите?

– Что я думаю? Я слушал тебя. Все это так, – сказал князь Андрей. – Но ты говоришь: вступи в наше братство, и мы тебе укажем цель жизни и назначение человека и законы, управляющие миром. Да кто же мы? – люди. Отчего же вы все знаете? Отчего я один не вижу того, что вы видите? Вы видите на земле царство добра и правды, а я его не вижу.

Пьер перебил его.

– Верите вы в будущую жизнь? – спросил он.

– В будущую жизнь? – повторил князь Андрей, но Пьер не дал ему времени ответить и принял это повторение за отрицание, тем более что он знал прежние атеистические убеждения князя Андрея.

– Вы говорите, что не можете видеть царства добра и правды на земле. И я не видал его; и его нельзя видеть, ежели смотреть на нашу жизнь как на конец всего. На земле, именно на этой земле (Пьер указал в поле), нет правды – все ложь и зло; но в мире, во всем мире есть царство правды и мы теперь дети земли, а вечно – дети всего мира. Разве я не чувствую в своей душе, что я составляю часть этого огромного, гармонического целого? Разве я не чувствую, что я в этом бесчисленном количестве существ, в которых проявляется божество, – высшая сила, – как хотите, – что я составляю одно звено, одну ступень от низших существ к высшим? Ежели я вижу, ясно вижу эту лестницу, которая ведет от растения к человеку, то отчего же я предположу, что эта лестница, которой я не вижу конца внизу, она теряется в растениях. Отчего же я предположу, что эта лестница прерывается со мною, а не ведет дальше и дальше до высших существ? Я чувствую, что я не только не могу исчезнуть, как ничто не исчезает в мире, но что я всегда буду и всегда был. Я чувствую, что, кроме меня, надо мной живут духи и что в этом мире есть правда.

– Да, это учение Гердера, – сказал князь Андрей, – но не то, душа моя, убедит меня, а жизнь и смерть, вот что убеждает. Убеждает то, что видишь дорогое тебе существо, которое связано с тобой, перед которым ты был виноват и надеялся оправдаться (князь Андрей дрогнул голосом и отвернулся), и вдруг это существо страдает, мучается и перестает быть… Зачем? Не может быть, чтоб не было ответа!

Вот дом который надо построить чтобы иметь свой угол где можно быть спокойным

Князь Андрей высказывал свои мысли так ясно и отчетливо, что видно было, он не раз думал об этом, и он говорил охотно и быстро, как человек, долго не говоривший. Взгляд его оживлялся тем больше, чем безнадежнее были его суждения.

– Ах, это ужасно, ужасно! – сказал Пьер. – Я не понимаю только, как можно жить с такими мыслями. На меня находили такие же минуты, это недавно было, в Москве и дорогой, но тогда я опускаюсь до такой степени, что я не живу, все мне гадко, главное, я сам. Тогда я не ем, не умываюсь… ну, как же вы…

– Отчего же не умываться, это не чисто, – сказал князь Андрей. – Напротив, надо стараться сделать свою жизнь как можно более приятной. Я живу и в этом не виноват, стало быть, надо как-нибудь получше, никому не мешая, дожить до смерти.

– Но что же вас побуждает жить? С такими мыслями будешь сидеть не двигаясь, ничего не предпринимая.

– Жизнь и так не оставляет в покое. Я бы рад ничего не делать, а вот, с одной стороны, дворянство здешнее удостоило меня чести избрания в предводители; я насилу отделался. Они не могли понять, что во мне нет того, что нужно, нет этой известной добродушной и озабоченной пошлости, которая нужна для этого. Потом вот этот дом, который надо было построить, чтобы иметь свой угол, где можно быть спокойным. Теперь ополченье.

– Отчего вы не служите в армии?

– После Аустерлица! – мрачно сказал князь Андрей. – Нет, покорно благодарю, я дал себе слово, что служить в действующей русской армии я не буду. И не буду. Ежели бы Бонапарте стоял тут, у Смоленска, угрожая Лысым Горам, и тогда бы я не стал служить в русской армии. Ну, так я тебе говорил, – успокоиваясь, продолжал князь Андрей. – Теперь ополченье, отец главнокомандующим третьего округа, и единственное средство мне избавиться от службы – быть при нем.

– Стало быть, вы служите?

– Служу. – Он помолчал немного.

– Так зачем же вы служите?

– А вот зачем. Отец мой один из замечательнейших людей своего века. Но он становится стар, и он не то что жесток, но он слишком деятельного характера. Он страшен своею привычкой к неограниченной власти и теперь этой властью, данной государем главнокомандующим над ополчением. Ежели бы я два часа опоздал две недели тому назад, он бы повесил протоколиста в Юхнове, – сказал князь Андрей с улыбкой. – Так я служу потому, что, кроме меня, никто не имеет влияния на отца и я кое-где спасу его от поступка, от которого бы он после мучился.

– А, ну так вот видите!

– Да, mais ce n’est pas comme vous l’entendez,[419] – продолжал князь Андрей. – Я ни малейшего добра не желал и не желаю этому мерзавцу-протоколисту, который украл какие-то сапоги у ополченцев; я даже очень был бы доволен видеть его повешенным, но мне жалко отца, то есть опять себя же.

Князь Андрей все более и более оживлялся. Глаза его лихорадочно блестели в то время, как он старался доказать Пьеру, что никогда в его поступке не было желания добра ближнему.

– Ну, вот ты хочешь освободить крестьян, – продолжал он. – Это очень хорошо; но не для тебя (ты, я думаю, никого не засекал и не посылал в Сибирь) и еще меньше для крестьян. Ежели их бьют, секут и посылают в Сибирь, то я думаю, что им от этого нисколько не хуже. В Сибири ведет он ту же свою скотскую жизнь, а рубцы на теле заживут, и он так же счастлив, как был прежде. А нужно это для тех людей, которые гибнут нравственно, наживают себе раскаяние, подавляют это раскаяние и грубеют оттого, что у них есть возможность казнить право и неправо. Вот кого мне жалко и для кого я бы желал освободить крестьян. Ты, может быть, не видал, а я видел, как хорошие люди, воспитанные в этих преданиях неограниченной власти, с годами, когда они делаются раздражительнее, делаются жестоки, грубы, знают это, не могут удержаться и все делаются несчастнее и несчастнее.

Князь Андрей говорил это с таким увлечением, что Пьер невольно подумал о том, что мысли эти наведены были Андрею его отцом. Он ничего не отвечал ему.

– Так вот кого и чего жалко – человеческого достоинства, спокойствия совести, чистоты, а не их спин и лбов, которые, сколько ни секи, сколько ни брей, всё останутся такими же спинами и лбами.

– Нет, нет и тысячу раз нет! я никогда не соглашусь с вами, – сказал Пьер.

Вечером князь Андрей и Пьер сели в коляску и поехали в Лысые Горы. Князь Андрей, поглядывая на Пьера, прерывал изредка молчание речами, доказывавшими, что он находился в хорошем расположении духа.

Он говорил ему, указывая на поля, о своих хозяйственных усовершенствованиях.

Пьер мрачно молчал, отвечая односложно, и казался погруженным в свои мысли.

Пьер думал о том, что князь Андрей несчастлив, что он заблуждается, что он не знает истинного света и что Пьер должен прийти на помощь ему, просветить и поднять его. Но как только Пьер придумывал, как и что он станет говорить, он предчувствовал, что князь Андрей одним словом, одним аргументом уронит все его ученье, и он боялся начать, боялся выставить на возможность осмеяния свою любимую святыню.

– Нет, отчего же вы думаете, – вдруг начал Пьер, опуская голову и принимая вид бодающегося быка, – отчего вы так думаете? Вы не должны так думать.

– Про что я думаю? – спросил князь Андрей с удивлением.

– Про жизнь, про назначение человека. Это не может быть. Я так же думал, и меня спасло, вы знаете что? масонство. Нет, вы не улыбайтесь. Масонство – это не религиозная, не обрядная секта, как и я думал, а масонство есть лучшее, единственное выражение лучших, вечных сторон человечества. – И он начал излагать князю Андрею масонство, как он понимал его.

Он говорил, что масонство есть учение христианства, освободившегося от государственных и религиозных оков; учение равенства, братства и любви.

– Только наше святое братство имеет действительный смысл в жизни; все остальное есть сон, – говорил Пьер. – Вы поймите, мой друг, что вне этого союза все исполнено лжи и неправды, и я согласен с вами, что умному и доброму человеку ничего не остается, как только, как вы, доживать свою жизнь, стараясь только не мешать другим. Но усвойте себе наши основные убеждения, вступите в наше братство, дайте нам себя, позвольте руководить собой, и вы сейчас почувствуете себя, как и я почувствовал, частью этой огромной, невидимой цепи, которой начало скрывается в небесах, – говорил Пьер.

Князь Андрей молча, глядя перед собой, слушал речь Пьера. Несколько раз он, не расслышав от шума коляски, переспрашивал у Пьера нерасслышанные слова. По особенному блеску, загоревшемуся в глазах князя Андрея, и по его молчанию Пьер видел, что слова его не напрасны, что князь Андрей не перебьет его и не будет смеяться над его словами.

Они подъехали к разлившейся реке, которую им надо было переезжать на пароме. Пока устанавливали коляску и лошадей, они пошли на паром.

Князь Андрей, облокотившись о перила, молча смотрел вдоль по блестящему от заходящего солнца разливу.

– Ну, что же вы думаете об этом? – спросил Пьер. – Что же вы молчите?

– Что я думаю? Я слушал тебя. Все это так, – сказал князь Андрей. – Но ты говоришь: вступи в наше братство, и мы тебе укажем цель жизни и назначение человека и законы, управляющие миром. Да кто же мы? – люди. Отчего же вы все знаете? Отчего я один не вижу того, что вы видите? Вы видите на земле царство добра и правды, а я его не вижу.

Пьер перебил его.

– Верите вы в будущую жизнь? – спросил он.

– В будущую жизнь? – повторил князь Андрей, но Пьер не дал ему времени ответить и принял это повторение за отрицание, тем более что он знал прежние атеистические убеждения князя Андрея.

Вот дом который надо построить чтобы иметь свой угол где можно быть спокойным

Вопрос по русскому языку:

Расставьте знаки препинания, начертите схемы, укажите тип подчинения.

1)Если правда что мы слышали это ужасно.

2)Извозчик сказал что на площади собираются восставшие и объявили мобилизацию.

3)Он доказывал что придет время когда не будет больше войны.

4)Вот дом который надо построить чтобы иметь свой угол где можно быть спокойным.

5)Слышно было как с деревьев капала вода на землю как потрескивали дрова в огне и где-то скрипела калитка.

6)Всё выражение его лица показывало что разговор не забыт а решение осталось в силе.

7)Я спросил его почему он так далеко ушел от фанзы и сказал что беспокоился о нем.

9)Когда лес стоит перед глазами темен и неподвижен когда весь он погружен в тишину в душе рождается сладкое волнение.

10)Если тебе кажется что кто-то виноват перед тобой надо простить и забыть.

Вот дом который надо построить чтобы иметь свой угол где можно быть спокойным

Вопрос по русскому языку:

Расставьте знаки препинания, начертите схемы, укажите тип подчинения.

Текст упражнения
1) Если правда что мы слышали это ужасно.
2) Он доказывал что придёт время когда не будет больше войны.
3) Вот дом который надо построить чтобы иметь свой угол где можно быть
спокойным.
4) Всё выражение его лица показывало что разговор не забыт что решение
осталось в силе и что он готов ждать вечно.
5) Скачи туда и скажи что я с него голову сниму чтобы всё было готово.
6) Гости неохотно обращались к ней потому что видели что ей нездоровится.
7) Лодка могла остановиться только в таких местах которые не имели
мелководья и где была хоть небольшая заводь.
8) Стало ясно что это судьба что изменить уже ничего нельзя.
9) Он попробовал представить, что было бы если бы он был свободен.
10) Мы знаем что не надо срывать яблоко пока оно зелено.
11) В деревню надо приезжать летом когда созреет клубника и когда начнут
поспевать первые яблоки.
12) Я хорошо помню как забилось моё сердце когда я увидел её.
13) Если тебе кажется что кто-то виноват перед тобой надо простить и забыть.
14) Петя пошёл к своему товарищу которому тоже было пятнадцать лет и
который тоже записался добровольцем.

15) Когда наступила полночь которую ждали с нетерпением все отправились
смотреть привидение.
16) Помню как меня учили читать карту и как я долго не мог привыкнуть к
этому.

17) Он говорит что спас мне жизнь потому что прикрыл обман Акулины которая
сказала злодеям будто бы я её племянница.
18) Слышно было как с деревьев капала вода на землю как потрескивали дрова в
огне как где-то скрипела калитка.
19) Он был уверен что гроза не прекратится что из дома ещё не скоро выйдешь и
что встречу придётся отложить.
20) Извозчик сказал что на площади собираются восставшие и что объявили
мобилизацию и что завтра будет сражение.

Текст упражнения
1) Если правда что мы слышали это ужасно.
2) Он доказывал что придёт время когда не будет больше войны.
3) Вот дом который надо построить чтобы иметь свой угол где можно быть
спокойным.
4) Всё выражение его лица показывало что разговор не забыт что решение
осталось в силе и что он готов ждать вечно.
5) Скачи туда и скажи что я с него голову сниму чтобы всё было готово.
6) Гости неохотно обращались к ней потому что видели что ей нездоровится.
7) Лодка могла остановиться только в таких местах которые не имели
мелководья и где была хоть небольшая заводь.
8) Стало ясно что это судьба что изменить уже ничего нельзя.
9) Он попробовал представить, что было бы если бы он был свободен.
10) Мы знаем что не надо срывать яблоко пока оно зелено.
11) В деревню надо приезжать летом когда созреет клубника и когда начнут
поспевать первые яблоки.
12) Я хорошо помню как забилось моё сердце когда я увидел её.
13) Если тебе кажется что кто-то виноват перед тобой надо простить и забыть.
14) Петя пошёл к своему товарищу которому тоже было пятнадцать лет и
который тоже записался добровольцем.

15) Когда наступила полночь которую ждали с нетерпением все отправились
смотреть привидение.
16) Помню как меня учили читать карту и как я долго не мог привыкнуть к
этому.

17) Он говорит что спас мне жизнь потому что прикрыл обман Акулины которая
сказала злодеям будто бы я её племянница.
18) Слышно было как с деревьев капала вода на землю как потрескивали дрова в
огне как где-то скрипела калитка.
19) Он был уверен что гроза не прекратится что из дома ещё не скоро выйдешь и
что встречу придётся отложить.
20) Извозчик сказал что на площади собираются восставшие и что объявили
мобилизацию и что завтра будет сражение.

Война и мир. Том 2 - Толстой Лев Николаевич

Книга Война и мир. Том 2 - Толстой Лев Николаевич читать онлайн Проза / Классическая проза бесплатно и без регистрации.

Война и мир. Том 2 - Толстой Лев Николаевич

04 май 2019
    Содержание
Глава Стр.
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ 1
ЧАСТЬ ВТОРАЯ 26
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ 63
ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ 100
ЧАСТЬ ПЯТАЯ 125
Печатные варианты 159

Книгу Война и мир. Том 2 - Толстой Лев Николаевич читать онлайн бесплатно - страница 47

— Ах это ужасно, ужасно! — сказал Пьер. — Я не понимаю только — как можно жить с такими мыслями. На меня находили такие же минуты, это недавно было, в Москве и дорогой, но тогда я опускаюсь до такой степени, что я не живу, всё мне гадко… главное, я сам. Тогда я не ем, не умываюсь… ну, как же вы?…

— Отчего же не умываться, это не чисто, — сказал князь Андрей; — напротив, надо стараться сделать свою жизнь как можно более приятной. Я живу и в этом не виноват, стало быть надо как-нибудь получше, никому не мешая, дожить до смерти.

— Но что же вас побуждает жить с такими мыслями? Будешь сидеть не двигаясь, ничего не предпринимая…

— Жизнь и так не оставляет в покое. Я бы рад ничего не делать, а вот, с одной стороны, дворянство здешнее удостоило меня чести избрания в предводители: я насилу отделался. Они не могли понять, что во мне нет того, что нужно, нет этой известной добродушной и озабоченной пошлости, которая нужна для этого. Потом вот этот дом, который надо было построить, чтобы иметь свой угол, где можно быть спокойным. Теперь ополчение.

— Отчего вы не служите в армии?

— После Аустерлица! — мрачно сказал князь Андрей. — Нет; покорно благодарю, я дал себе слово, что служить в действующей русской армии я не буду. И не буду, ежели бы Бонапарте стоял тут, у Смоленска, угрожая Лысым Горам, и тогда бы я не стал служить в русской армии. Ну, так я тебе говорил, — успокоиваясь продолжал князь Андрей. — Теперь ополченье, отец главнокомандующим 3-го округа, и единственное средство мне избавиться от службы — быть при нем.

— Стало быть вы служите?

— Служу. — Он помолчал немного.

— Так зачем же вы служите?

— А вот зачем. Отец мой один из замечательнейших людей своего века. Но он становится стар, и он не то что жесток, но он слишком деятельного характера. Он страшен своей привычкой к неограниченной власти, и теперь этой властью, данной Государем главнокомандующим над ополчением. Ежели бы я два часа опоздал две недели тому назад, он бы повесил протоколиста в Юхнове, — сказал князь Андрей с улыбкой; — так я служу потому, что кроме меня никто не имеет влияния на отца, и я кое-где спасу его от поступка, от которого бы он после мучился.

— А, ну так вот видите!

— Да, mais ce n'est pas comme vous l'entendez, [но это не так, как вы это понимаете,] — продолжал князь Андрей. — Я ни малейшего добра не желал и не желаю этому мерзавцу-протоколисту, который украл какие-то сапоги у ополченцев; я даже очень был бы доволен видеть его повешенным, но мне жалко отца, то есть опять себя же.

Князь Андрей всё более и более оживлялся. Глаза его лихорадочно блестели в то время, как он старался доказать Пьеру, что никогда в его поступке не было желания добра ближнему.

— Ну, вот ты хочешь освободить крестьян, — продолжал он. — Это очень хорошо; но не для тебя (ты, я думаю, никого не засекал и не посылал в Сибирь), и еще меньше для крестьян. Ежели их бьют, секут, посылают в Сибирь, то я думаю, что им от этого нисколько не хуже. В Сибири ведет он ту же свою скотскую жизнь, а рубцы на теле заживут, и он так же счастлив, как и был прежде. А нужно это для тех людей, которые гибнут нравственно, наживают себе раскаяние, подавляют это раскаяние и грубеют от того, что у них есть возможность казнить право и неправо. Вот кого мне жалко, и для кого бы я желал освободить крестьян. Ты, может быть, не видал, а я видел, как хорошие люди, воспитанные в этих преданиях неограниченной власти, с годами, когда они делаются раздражительнее, делаются жестоки, грубы, знают это, не могут удержаться и всё делаются несчастнее и несчастнее. — Князь Андрей говорил это с таким увлечением, что Пьер невольно подумал о том, что мысли эти наведены были Андрею его отцом. Он ничего не отвечал ему.

— Так вот кого мне жалко — человеческого достоинства, спокойствия совести, чистоты, а не их спин и лбов, которые, сколько ни секи, сколько ни брей, всё останутся такими же спинами и лбами.

— Нет, нет и тысячу раз нет, я никогда не соглашусь с вами, — сказал Пьер.

Вечером князь Андрей и Пьер сели в коляску и поехали в Лысые Горы. Князь Андрей, поглядывая на Пьера, прерывал изредка молчание речами, доказывавшими, что он находился в хорошем расположении духа.

Он говорил ему, указывая на поля, о своих хозяйственных усовершенствованиях.

Пьер мрачно молчал, отвечая односложно, и казался погруженным в свои мысли.

Пьер думал о том, что князь Андрей несчастлив, что он заблуждается, что он не знает истинного света и что Пьер должен притти на помощь ему, просветить и поднять его. Но как только Пьер придумывал, как и что он станет говорить, он предчувствовал, что князь Андрей одним словом, одним аргументом уронит всё в его ученьи, и он боялся начать, боялся выставить на возможность осмеяния свою любимую святыню.

Открытый урок русского языка "Дидактический цикл" . 9-й класс

Тема урока: “Придаточные предложения с разными видами подчинения”.

Цель: познакомить учащихся с разными видами подчинения в сложноподчиненном предложении.

1) формировать умение учащихся анализировать полученные ранее знания, сопоставлять их с новым материалом урока;

2)формировать умение обобщать полученные знания и опыт;

3) закреплять полученные навыки работы в группах;

4) формировать коммуникативные навыки учащихся

I стадия - обнаружение незнания

Главная учебная цель: актуализация в сознании учащихся имеющихся знаний, включение учащихся в выполнение такого задания, которое помогло бы обнаружить недостаточность знаний.

1. Вот этот дом который надо было построить чтобы иметь свой угол где можно быть спокойным.

2. Всегда когда совершается событие является человек или люди по воле которых событие представляется совершившимся.

3. Из Кремля Петя пошел к своему товарищу Оболенскому которому было 15 лет и который тоже поступал в полк.

4. Когда наша лодка прошла мимо них я знал что устье реки уже недалеко.

5. Он доложил князю Багратиону что против его полка была конная атака французов но что хотя атака эта отбита полк потерял больше половины людей.

1) запишите данные предложения, расставьте знаки препинания, найдите придаточные предложения и определите их виды.

У учеников выполнение этих заданий не вызывает трудностей, т.к. они уже знакомы с видами придаточных (определительные, изъяснительные и обстоятельственные)

2) Чем похожи эти сложноподчиненные предложения по своему составу?

Учащиеся определяют, что в этих предложениях есть главные предложения с несколькими придаточными.

3) Можете ли вы определить, как придаточные предложения присоединяются к главному или придаточным?

Учащиеся не могут определить виды подчинения.

Это и станет предметом главной целью следующий стадии урока.

II стадия - усвоение нового учебного материала.

Главная учебная цель: становление умений самостоятельно приобретать знания и их анализировать.

Учащимся предлагается разделиться на 4 группы и работать с определенным набором предложений.

Каждая группа должна найти закономерность присоединения придаточных предложений и показать это на схемах.

В каждой группе 6-7 человек. Они анализируют данные предложения, составляют схемы и, выявляют закономерности разных видов подчинения в сложноподчиненных предложениях.

III стадия - ликвидация незнания, промежуточная рефлексия.

Главная учебная цель: структурировать новые знания и создать новый продукт (происходит прорастание связей).

Учащиеся делают выводы внутри своей группы по результатам работы на предыдущей стадии.

Ученики создают коллективное наглядное пособие (составляют схемы предложений по разным видам подчинения), проверяют результаты самостоятельной деятельности по учебнику и делают выводы о разных видах подчинения.

У доски работают по 1 представителю от каждой группы, которые передают выявленные знания другим. Таким образом,

1 группа знакомит с последовательным подчинением придаточных предложений

1) Гости неохотно обращались к ней, потому что видели, что ей было не до их разговоров.

2) Пьер доказывал, что придет время, когда не будет больше войны.

2 группа - с параллельным подчинением

1) Все, что я понимаю, я понимаю только потому, что люблю.

2) Как только я вышел из зарослей, одна из птиц, которая была ближе всех ко мне, испуганно снялась с места.

3 группа - с однородным подчинением

1)Ничего не было готово для войны, которой все ожидали и для приготовления к которой император приехал из Петербурга.

2) Помню, как меня учили читать топографические карты и как долго не мог я к этому привыкнуть.

4 группа - с неоднородным подчинением

1) Когда я подошел к нему вплотную, то увидел, что он смотрит куда-то мимо меня в пространство.

2) Как только мы поднялись на ее вершину, сразу увидели, что река описывает почти полный круг.

IV стадия - применение нового учебного материала.

Главная учебная цель: применить полученные знания на практике.

Учащиеся самостоятельно обращаются к предложениям, данным в начале урока, работают с ними и отвечают на вопрос: какие виды подчинения придаточных предложений встретились?

V стадия - стадия присвоения новых знаний.

Главная учебная цель: оценить значение материала на основе определенных стандартов.

Учащиеся объясняют виды подчинения придаточных предложений, которые встретились в предложениях, данных в начале урока.

Среди этих предложений выявлены различные виды подчинения придаточных предложений к главному: последовательное, параллельное, однородное и неоднородное.

VI стадия - рефлексия.

Главная учебная цель: коррекция, взаимодействие учителя и ученика.

Учащиеся корректируют свою работу, проведенную на 4 и 5 стадиях, подводят итог своей деятельности.

5-ое предложение, данное в начале урока, не подходит ни для одного вида подчинения придаточных, т.к. включает комбинированное подчинение: однородное и последовательное.

Учащиеся делают вывод, что в сложноподчиненных предложениях встречается комбинированное подчинение придаточных предложений.

Д.з. через сайт на 18 марта

2) Он доказывал что придёт время когда не будет больше войны.

3) Вот дом который надо построить чтобы иметь свой угол где можно быть спокойным.

4) Гости неохотно обращались к ней потому что видели что ей нездоровится.

5) Он попробовал представить, что было бы если бы он был свободен.

6) Он вспомнил как заплакала Катя когда они решили что он должен уехать из Москвы.

7) Когда входишь в незнакомый лес которого давно боялся в душу закрадывается страх. 8) Лётчик пытался вспомнить как летел до Питера пока не встретил немецкого бомбардировщика который подбил его.

9) Всё выражение его лица показывало что разговор не забыт что решение осталось в силе и что он готов ждать вечно.

10) Скачи туда и скажи что я с него голову сниму чтобы всё было готово.

11) Пьер думал что князь Андрей несчастлив что он заблуждается и что он (Пьер) должен прийти на помощь ему. 12) Я не понимал почему очутился здесь и что меня сюда привело.

Комментарии

  1. Прохорова Дарья написал(а):

1) Если правда (прид. условия), что мы слышали (изъяснительное), это ужасно. Параллельный тип.
2) Он доказывал, что придёт время (изъяснительное), когда не будет больше войны (определительное). Последовательный тип.
3) Вот дом, который надо построить (определительное), чтобы иметь свой угол (прид. цели), где можно быть спокойным (определительное). Последовательный тип.
4) Гости неохотно обращались к ней, потому что видели (прид. причины), что ей нездоровится (изъяснительное). Последовательный тип.
5) Он попробовал представить, что было бы (изъяснительное), если бы он был свободен (прид. условия). Последовательный тип.
6) Он вспомнил, как заплакала Катя (изъяснительное), когда они решили (прид. времени), что он должен уехать из Москвы (изъяснительное). Последовательный тип.
7) Когда входишь в незнакомый лес (прид. времени), которого давно боялся (определительное), в душу закрадывается страх. Последовательный тип.
8) Лётчик пытался вспомнить, как летел до Питера (изъяснительное), пока не встретил немецкого бомбардировщика (прид. времени), который подбил его (определительное). Последовательный тип.
9) Всё выражение его лица показывало, что разговор не забыт (изъяснительное), что решение осталось в силе (изъяснительное) и что он готов ждать вечно (изъяснительное). Однородный тип.
10) Скачи туда и скажи, что я с него голову сниму (изъяснительное), чтобы всё было готово (изъяснительное). Однородный тип.
11) Пьер думал, что князь Андрей несчастлив (изъяснительное), что он заблуждается (изъяснительное) и что он (Пьер) должен прийти на помощь ему (изъяснительное). Однородный тип.
12) Я не понимал, почему очутился здесь (изъяснительное) и что меня сюда привело (изъяснительное). Однородный тип.

Читайте также: