Ворота хлебного дома в царицыно

Обновлено: 04.07.2024

Царицыно, Баженов и масонские знаки

История архитектурного ансамбля Царицыно тесно связана с именем Василия Баженова и его непростой судьбой.

1. Фигурный мост в Царицыне 1. Фигурный мост в Царицыне

В 1775 году Екатерина II решила построить царскую резиденцию в подмосковном селе Черная Грязь, переименованном по этому поводу в Царицыно. Императрица назначила Баженова главным архитектором, поскольку ей понравились его павильоны, построенные накануне на Ходынском поле к празднованию заключения мира с Турцией.

2. Памятник архитекторам Баженову и Казакову 2. Памятник архитекторам Баженову и Казакову

Екатерина хотела, чтобы постройки на высоком берегу пруда были в мавританском или готическом стиле, а парк чтобы был пейзажным. Баженов разработал проект, согласно которому весь дворцовый ансамбль должен был включать около дюжины зданий. Строения архитектор задумал возвести из красного кирпича с белокаменной отделкой. Через овраг планировалось перекинуть живописные мосты.

3. Макет Баженова 4. Макет Баженова 3. Макет Баженова

Строительство началось в 1776 году, и к 1785 году, несмотря на задержки финансирования, все здания были построены и частично отделаны. Екатерина приехала, посмотрела, возмутилась, что ее дворец не лучше и не больше дворца наследника, и приказала разобрать часть построек и заменить их новыми. Баженова она от работ отстранила и назначила другого архитектора – Матвея Казакова, который был учеником и помощником Баженова.

Некоторые историки считают, что Баженов впал в немилость из-за его масонства и тайной дружбы с Павлом. Даже находят масонские символы в царицынских постройках. А есть ли они? Говорят, что есть, но неявно выраженные. Если вдруг кто-то из читателей хорошо разбирается в этом вопросе, напишите, пожалуйста, в комментариях, какие именно масонские символы есть в баженовских зданиях в Царицыне.

5. Макет Казакова 6. Макет Казакова 5. Макет Казакова

История повторилась. Почти так же 10 лет назад императрица отстранила Баженова от строительства Большого Кремлевского дворца, а кремлевскую стену вдоль Москвы-реки восстанавливал Казаков.

Впрочем, и Казакову не удалось довести дело до конца. Работы продолжались очередные 10 лет, опять не хватало денег, мешала очередная война с Турцией, а в 1796 году внезапно умерла императрица. Павел же не счел нужным продолжать строительство.

Завершили исторический недострой лишь в XXI веке. Руководителем проекта реставрации 2006-2007 годов был Лужков, который хоть и не был вольным каменщиком (хотя, как знать), но звание Заслуженного строителя Российской Федерации имел.

Со времен возведения царицынского ансамбля Василием Баженовым немногое сохранилось должным образом. Тем не менее, восстановленные постройки отражают задумки великого архитектора. Это Фигурный мост и Большой мост через овраг, Фигурные (Виноградные) ворота, Хлебный дом и галерея, соединяющая Хлебный дом с дворцом, Оперный дом, Малый дворец, Первый, Второй и Третий кавалерские корпуса.

Фигурные (Виноградные) ворота

Построены в 1777–1778 годах по проекту Василия Баженова. Это одно из первых сооружений всего царицынского ансамбля. Ворота обозначают условную границу между дворцовой и парковой частью усадьбы. «Фигурными» их называет сам Баженов – благодаря затейливым формам и декору. Второе название — «Виноградные» — появляется в середине ХХ века из-за похожего на виноградную гроздь белокаменного декора в проеме арки.

Изначально Фигурные ворота отличает богатое скульптурное убранство. По описи 1825 года их украшают четыре декоративные вазы. Две белокаменные статуи Купидонов. Два керамических мопса. Но уже к середине XIX века большая часть скульптур пропадает. К началу XX века исчезают части парапета и белокаменные обелиски.

В 1927 году в Царицыне открывается историко-художественный и краеведческий музей. В ходе ремонтных работ случайно обнаруживается одна керамическая скульптура мопса (находится в музее архитектуры им. Щусева).

В 1960–1961 гг. отреставрированы верхняя часть Фигурных ворот и башни парапета. Восстановлены поврежденные элементы декора и металлические решетки проемов. Масштабные реставрационные работы проводятся в 1986-2006 гг. На сегодняшний день Фигурные ворота восстановлены с максимально возможной исторической достоверностью.

Ворота и мосты

Большой дворец и Хлебный дом соединяет галерея-ограда с воротами (1782–1784). На первоначальных планах Баженова она не отмечена. Замысел этой постройки очевидно появляется у архитектора позднее. Назначение галереи-ограды чисто декоративное.

Сооружение Оранжерейного моста и гротесковых мостов связано с новым этапом в жизни Царицына. После смерти Екатерины в 1796 году строительные все работы в резиденции останавливаются. Однако парк становится популярным местом для загородных прогулок и пикников. Ежедневно сюда из Москвы приезжают веселые компании купцов и романтические пары. К тому же новый глава Экспедиции Кремлевского строения Петр Валуев всячески поддерживает развитие в Царицыне оранжерейного хозяйства. К середине XIX века местные фрукты и декоративные растения приобретают всероссийскую славу. Оранжерейный мост строится в начале XIX века по проекту Ивана Еготова (автора парковых павильонов). Мост выполняет в основном хозяйственные функции – связывает территорию с «заовражной» территорией: там как раз располагаются оранжереи и обширные плодовые сады.

Большой и Малый гротесковые мостики (1805–1808) также предположительно построены по проекту Еготова – для удобного подхода к павильону «Храм Цереры». Свое название мостики получают из-за грубо обработанного камня («гротеска») – он используется в качестве декоративных вставок в кирпичную кладку.

Василий Баженов. Царицыно. Хлебные ворота.

Классицизм XVIII века во всех странах Европы почитал как непоколебимую догму античный ордер со всеми его элементами. Однако уже Гёте опередил свой век, восторгаясь в 1771 году страсбургским собором и красотой готической архитектуры, в то время почти забытой. Всего через четыре года после него В. Баженов, который и сам стремился приблизиться к народным традициям, признал художественную ценность русского средневекового зодчества и вдохновился им в своем собственном создании.

В его постройках царской резиденции в Царицыне под Москвой это сказалось наиболее ясно. Одна из построек Царицына, так называемые Хлебные ворота, дает представление о методе замечательного зодчего. В ней можно видеть своеобразный сплав классической трехпролетной арки Септимия Севера и чисто русского типа церкви — башни, увенчанной кокошниками и главкой. Не нужно думать, что художник ограничился механическим соединением античных и средневековых мотивов. Взаимодействие и взаимопроникновение разнородных элементов придает созданию русского мастера неповторимое своеобразие.


Триумфальная арка Септимия Севера Рим, Италия, 205 год


Троицкая (теперь Покровская) церковь в Александровой слободе. Первый шатровый храм. 1510-е гг. Шатер церкви поставлен на невысокий восьмерик, украшенный кокошниками.


Собор Покрова на рву. 1555-61 гг. Москва Снаружи он богато декорирован разнообразных форм кокошниками, а до конца XVIII века имел ещё 8 декоративных главок, стоявших на расположенном посередине высоты шатра уступе.

Архитектура Баженова была подготовлена исканиями работавших до него в России архитекторов Б. Растрелли, С. Чевакинского и Д. Ухтомского. В русском прикладном искусстве этого времени рядом со строго классическими прекрасными, но несколько холодными формами ваз сохраняются, особенно в керамике Гжели, более архаические, красочные типы кувшинчиков чисто национального характера. Одна из построек в Царицыне увенчана круглым диском с вензелем Екатерины, который не находит себе аналогий в классической архитектуре. Зато он очень похож на так называемые „деревянные солнца", которыми народные резчики украшали корабли.

Хлебный дом в Царицыно

Хлебный дом в усадьбе Царицыно

Среди построек императорской резиденции в Царицыно был предусмотрен и кухонный корпус, при строительстве он приобрел название Хлебный дом. Происхождение названия объясняют горельефами каравая и солонки, вензелями Х и С, то есть хлеб и соль.

Конфигурация здания прямоугольная с закругленными гранями, в контуре был первоначально предусмотрен внутренний двор. Ценность постройки повышена тем фактом, что частично она возведена под руководством великого зодчего Василия Баженова.

На высотном снимке коптера хорошо видна конструкция здания и то, как расположен Хлебный дом относительно других сооружений усадьбы. Среди них Большой дворец и храм иконы Божьей Матери Живоносный источник, нами уже описанный ранее. Видны и ближайшие окрестности усадьбы Царицыно, один из лучших ландшафтов в городской черте столицы. В ближайшем будущем будет опубликована статья и о главном строении резиденции.

Снимок квадрокоптера с высоты птичьего полета показывает, как Хлебный дом расположен относительно других строений усадьбы Царицыно.

По замыслу архитектора, Большой дворец и Хлебный дом связаны между собой стеной с парадным проходом, поэтому кухонному двору придан поистине дворцовый облик. Первоначальный замысел Баженова был в основном сохранен при восстановлении, только форма крыши выполнена слегка выпуклой. Такой ее сделал продолживший строительство Матвей Казаков, когда взбалмошная императрица отстранила предшественника.

Хлебный дом снаружи и из внутреннего двора

Оба великих зодчих старались на то время практически напрасно, не угодив Екатерине Великой. Хлебный дом некоторое время выполнял кухонные функции, пока шло строительство дворца и других сооружений. При Александре Первом для украшения парка павильонами изымали кирпичи из стен, от этого пострадал и Хлебный дом.

Тамятная табличка информирует, когда и кем построен Хлебный дом, и предупреждает о государственной защите объекта.

В 1850-х годах Николай Первый распорядился переделать строение под больницу и богадельню, но несколько лет работала только лечебница. Затем отдали здание ремесленному училищу, а с 1880-х годов помещения стали арендовать отдыхающие. После революции здесь наполовину стихийно организовалось коммунальное жилье, просуществовавшее до 70-х годов прошлого века.

Решение о восстановлении царского имения в первоначальном виде приняли в 1987 году, но известные исторические обстоятельства притормозили реконструкцию. Основные работы закончили лишь в 2006 году, и старинный Хлебный дом стал использоваться как экспозиционные площади музея-заповедника Царицыно.

Вид с северной стороны демонстрирует облик Хлебного дома и замысел Баженова, скрытый в отдельных деталях.

Вид с северной стороны на Хлебный дом, особенно с достаточного расстояния, позволяет понять баженовскую идею оформления. Зодчий изобразил стеной здания вид на трапезную монастыря или столовую дворца из-за спин сидящих важных особ. Окна первого этажа при этом похожи на спинки стульев, декоративные круглые окна – на тарелки, а верхние окна сильно напоминают сидящих людей.

Замысел современных реставраторов сделать прозрачную крышу вместо сплошной, как предполагали Баженов и Казаков, вызвал много споров. Оппоненты упирали на недопустимость нарушения облика памятника истории и культуры. Однако в старину и технических возможностей таких не существовало, и действующим объект практически не был.

Прекрасный атриум приобрел Хлебный дом, когда современные зодчие накрыли двор прозрачной крышей.

Получившийся в результате крытый, но освещенный солнечным светом атриум – великолепное место для массовых культурных мероприятий. Прозрачная крыша с видом на голубое небо многим кажется великолепной находкой архитекторов. Будь здесь глухая кровля, такого эффектного атриума не было бы, получился бы обычный крытый двор.

Облик атриума

Атриум превратил Хлебный дом в нечто большее, нежели памятник архитектуры федерального значения, чем козыряли противники новой крыши. Украшенный декоративными растениями и оборудованный удобными сидениями, внутренний двор стал хорошим местом отдыха. Наличие осветительной аппаратуры говорит о проведении концертов и спектаклей со световыми эффектами.

В атриуме созданы все условия для комфортного пребывания посетителей, пришедших в Хлебный дом на концерт или выставку.

Видно по приведенным фотоснимкам, что посетившие Хлебный дом внимательно рассматривают необычное сооружение. Красиво здесь не только прозрачное перекрытие и кирпичные стены с оконными проемами, но и узорчатое покрытие пола. Большой красный занавес и настоящий концертный рояль однозначно говорят о культурной направленности сооружения.

Полированное каменное покрытие пола атриума Хлебного дома превращает помещение в грандиозный холл.

Независимо от целей посещения Хлебного дома, будь то длительная экскурсия по всей усадьбе Царицыно или целевой поход на концерт, находиться в атриуме приятно любому. Даже фото достоверно свидетельствует о непринужденном поведении посетителей. Еще раз убеждаешься в правильности архитектурного решения по прозрачной кровле.

Кроме музыкальных мероприятий обычного формата, Хлебный дом организует и концерты органной музыки.

Пусть портативный, но мастерски изготовленный мастерами Германии орган значительно расширяет возможности исполнения специальных органных произведений. Редко где у нас можно услышать звучание старинного инструмента, кроме отдельных соборов. Здесь же можно послушать, наравне со церковной музыкой, светские музыкальные произведения, звучащие совершенно необычно с участием органа.

Зайдем в Хлебный дом

Достойного качества отделка обнаруживается даже на лестничных пролетах внутри здания. Каменные ступени тщательно отполированы, металлические решетки ограждений смотрятся солидно и надежно, в то же время ажурны и не тяжеловесны. Неизвестно, есть ли в планах устроителей музея установка лифта, но не очень здоровым людям столько прошагать будет непросто.

Кружащаяся лестница внутри Хлебного дома особенно красива сверху, но напрашивается мысль об установке подъемника.

Изначально никто не собирался восстанавливать все кухонные помещения, которыми изначально был оснащен Хлебный дом. Количество выставочных площадей в немаленьком зале способно одновременно и содержать постоянную экспозицию, и устраивать временные тематические выставки, вернисажи художников и иные мероприятия.

Красочный вестибюль на одном из этажей Хлебного дома с указателем начала осмотра экспозиции анимации.

Постоянная экспозиция Хлебного дома состоит из коллекции археологических находок и выставки прикладного народного искусства. Выставка анималистики представляет фигурки животных из керамики. Некоторое время экспонировалось собрание произведений братьев Гроот, один – портретист, второй – анималист при дворе Елизаветы Петровны и Екатерины.

В представленной постоянной экспозиции собраны предметы, произведенные народными умельцами на обширной территории. Смотря по возрасту находки, это и владения бывшей Российской империи, и республики распавшегося Советского Союза. Конечно, здешняя коллекция уступает собранию Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства, но и Хлебный дом имеет неплохое собрание.

Предметы народного творчества на полках витрин экспозиции Хлебного дома о декоративно-прикладном искусстве.

Хлебный дом демонстрирует выдающиеся образцы художественной обработки металлов, выполненные мастерами разных регионов.

Хлебный дом как хранилище древностей не ограничивается только выставочной деятельностью. Предусмотрены специальные помещения для коллективного творчества, принимающие и детей, и их родителей.

Помещения, предусмотренные в Хлебном доме для творческих занятий, принимают на мастер-классы людей всех возрастов.

Здесь можно научиться многим видам творчества или продемонстрировать ранее приобретенные умения. Обстановка старинного здания преобразует мастер-классы художников в священнодействие.

Направляясь в усадьбу Царицыно, обязательно рассчитывайте посетить и Хлебный дом. Ведь это творение великих зодчих, памятник которым найдете неподалеку, само по себе достойно внимания. Роскошный атриум и органные концерты еще более повышают его привлекательность.

Хлебный дом в Царицыно

Хлебный дом

Хлебный дом, или Кухонный корпус — это одно из самых массивных сооружений усадьбы Царицыно. Здание в виде куба с закругленными углами, расположено рядом с Большим дворцом.

Проект Хлебного дома разработал Василий Баженов. Здание, в основном, было возведено в 1784–1785 годах, но Екатерина II отстраняет архитектора от работ и поручает строительство Матвею Казакову. Под его руководством Кухонный корпус был завершен в 1788 году.

В Кухонном корпусе архитектор планировал разместить кухни и подсобные помещения, а в подвальных помещениях — склады и ледник. В центре корпуса расположен внутренний двор, в который должны были въезжать упряжки с дровами и продуктами.

Также в здании располагались жилые комнаты для обслуживающего персонала. Этим и объясняются такие большие размеры Кухонного корпуса (его площадь составляет 4000 кв. метра).

Название «Хлебный дом» появилось благодаря эмблемам на его фасадах в виде каравая и солонки.

В отличие от Большого дворца здание Хлебного дома никогда не пустовало — в нём находились больница и богадельня, земское училище и дачная гостиница, а при советской власти — коммунальные квартиры.

В настоящее время комнаты Кухонного корпуса используются как залы для размещения экспозиций. Внутренний двор покрыт стеклянным куполом и превращен в атриум, в котором установлен орган. В небольшом зале организуются выставки и проходят концерты, в том числе органной музыки.

Во время реконструкции 2005–2006 года архитекторам удалось сохранить исторический вид здания и создать в нем музей, оснащенный современным оборудованием.

Режим работы Большого дворца и Хлебного дома в усадьбе Царицыно в 2021 г.

  • Вторник — пятница с 10:00 до 18:00
  • Суббота — с 10:00 до 20:00
  • Воскресенье и праздничные дни — с 10:00 до 19:00
  • Понедельник — выходной день
  • Кассы закрываются на полчаса раньше

Стоимость билетов в Большой Дворец и Хлебный дом усадьбы Царицыно в 2021 г.

  • Полный билет — 400 рублей
  • Дети от 7 до 17 лет включительно — 200 рублей
  • Студенты РФ и СНГ — 200 рублей
  • Пенсионеры РФ и СНГ — 200 рублей
  • Дети до 6 лет — бесплатно
  • Любительская фотосъемка — бесплатно без вспышки и штатива. Фотографирование на временных выставках может быть ограничено

Пройти в Хлебный дом и Большой дворец можно, спустившись по эскалатору, ведущий в вестибюль музея. Билет на осмотр Кухонного корпуса и на посещение Большого дворца — единый.

Фигурные (Виноградные) ворота в парке Царицыно

Белые (Фигурные, Виноградные) ворота

Фигурные ворота — это одна из лучших работ Василия Баженова в усадьбе Царицыно. Сам архитектор называл их «воротами прекрасной фигуры». Строение расположено рядом со Средним дворцом (Оперным домом) и отделяет парковую часть усадьбы от дворцовой.

Это одна из первых построек усадьбы, ее строительство проходило в 1777–1778 годах.

Фигурные ворота очень нарядны и являются не только парковым элементом, но и скульптурным ансамблем. Главное их украшение — это стрельчатая арка, украшенная ажурным узором из граненых белых камней на металлической основе. В центре замысловатого узора изображена виноградная кисть, за что ворота называют также Виноградными.

К сожалению, полностью скульптурная композиция не сохранилась до наших дней. А когда-то Фигурные ворота украшали керамические фигуры — четыре декоративные вазы, две собаки породы мопс и два амура. Это убранство утрачено в XIX веке. Скульптура одной собаки была найдена и сейчас хранится в музее архитектуры имени А.В. Щусева.

Василий Баженов называл Фигурные ворота строением «нежной готической архитектуры». Удивительной красоты постройка, созданная архитектором с большой любовью, стала своеобразной эмблемой парка.

Мой самый любимый парк. Музей-заповедник Царицыно

Летом хочется как можно больше времени провести на природе. Именно поэтому так востребованы городские парки. Сегодня я расскажу вам о моем самом любимом московском парке Царицыно, созданном в XVIII веке вокруг одной из загородных резиденций русских царей на юго-востоке Москвы.

Дворцово-парковый комплекс Царицыно был заложен в 1776 году по указу императрицы Екатерины II. Над великолепным архитектурным ансамблем в стиле русской готики трудились два выдающихся русских архитектора: сначала Василий Баженов, а когда он впал в немилость и был отстранен от работ, его дело продолжил Матвей Казаков.

Архитектор Василий Баженов строил загородную резиденцию Екатерины II в Царицыно на высоком холме в окружении водоемов и хотел придать ей вид средневекового Кремля. Но вот ограждающих стен предусмотрено не было, поэтому с особым тщанием Баженов разрабатывал проекты ворот, призванных украсить дворцовый комплекс. Их сохранилось несколько.

Самые красивые царицынские ворота - Хлебные, соединяющие изящной галереей Хлебный дом и Большой дворец. Они были возведены в 1784 году в романтическом стиле ложной готики.

Хлебные ворота Хлебные ворота

С Хлебными воротами могут поспорить за первенство по красоте Фигурные ворота. Сооруженные в 1778 году по проекту В. Баженова в стиле "нежной готики", они стали своеобразной узнаваемой эмблемой парка. Второе название ворот - Виноградные получено за схожесть узора внутри арки ворот с кистью винограда.

Виноградные ворота Виноградные ворота

Большинство же посетителей музея-заповедника Царицыно попадают на его территорию через Центральные ворота, расположенные поблизости от станции метро Царицыно. Ворота современные, но талантливо стилизованы под старину и гармонично вписались в облик всего комплекса. В них находятся билетные кассы и инфоцентр.

Конечно же, доминантой дворово-паркового комплекса является Большой дворец, заложенный по воле Екатерины II во второй половине XVIII века и переживший три рождения. Первое здание было построено по проекту Василия Баженова, но не понравилось Екатерине. Архитектор от работ был отстранен, а за новый проект взялся Матвей Казаков. Чтобы выполнить все указания императрицы, ему пришлось разобрать уже построенный дворец почти до основания. Когда здание было уже почти готово и ожидало только внутренней отделки, в казне закончились деньги, да и сама Екатерина потеряла интерес к своей загородной резиденции, а после ее смерти царицынские строения и вовсе постепенно пришли в упадок. Новое рождение дворцово-паркового комплекса Царицыно состоялось после окончания глобальной реставрации в 2014 году.

Большой дворец Большой дворец

Вокруг Большого дворца сосредоточено много интересных построек, таких как Хлебный и Оперный доа, Малый, Средний дворцы и Кавалерские корпуса. Но ведь у нас лето и мы с вами пришли гулять в замечательный парк. Поэтому дворцы и выставки в некоторых корпусах давайте оставим на другое время, а сами пойдем гулять по аллеям парка.

Второй Кавалерский корпус Второй Кавалерский корпус

Вспомним, что загородная царская резиденция располагалась на холме, среди прудов и оврагов. Архитектор очень талантливо обыграл сложный рельеф местности и в разных местах парка появились великолепные мостики, пристани, беседки и павильоны.

Самый грандиозный и один из самых красивых мостов, созданный Василием Баженовым, получил слишком обыденное название - Большой мост через овраг. 80-метровый богато декорированный узором из белого кирпича с изящными арочными пролетами мост признан выдающимся шедевром русского мостового строительства и является самым большим из сохранившихся в России до наших дней мостов XVIII века (возведен в 1784 году).

Большой мост через овраг Большой мост через овраг

Красно-белый ажурный Фигурный мост, перекинутый над главной аллеей, ведущей к царскому дворцу, пожалуй, самый яркий и самый красивый объект парковой архитектуры музея-заповедника Царицыно. Архитектор Василий Баженов создал его в 1776 году, придав ему вид части крепостной стены с башенками по бокам. Этот красавец-мост - одно из самых ранних, сохранившихся до наших дней, строений загородной резиденции русских царей Царицыно. За всю свою историю он не претерпел значительных перестроек.

Фигурный мост Фигурный мост

Следующий мост вполне современный, но удачно стилизованный под старину. Он ведет в центр Среднего Царицынского пруда к искусственному островку Подкова, на котором расположен светодинамический музыкальный фонтан. 800 струй фонтана могут подниматься на высоту до 15 метров. В вечернее время они подсвечиваются 3000 светильников. Насладиться свето-музыкальным представлением можно в летнее время с 8 до 12 часов вечера.

Гуляя по извилистым дорожкам парка, вы обязательно увидите изящные павильоны, построенные для отдыха гостей Царицыно. Тут они пили чай, вели светские беседы и слушали симфонический оркестр.

Павильон "Миловида", возведенный по проекту ученика Василия Баженова архитектора Ивана Еготова в Царицынском парке, признан одним из лучших образцов парковой архитектуры. Его вход украшают сфинксы, а крышу - античные статуи. Павильон стоит на высоком берегу Большого пруда и с него открываются "милые виды" - отсюда и его название.

Павильон Миловида Павильон Миловида

В отдаленной части Царицынского парка в 1803 году архитектор Иван Еготов по указу императрицы возвел небольшой павильон в классическом стиле для отдыха и уединения. Фасады павильона украшают колонны и ниши с вазами. Внутри стояли скамьи и кресла для отдыха гостей. У этого павильона было сразу несколько названий: Храм меланхолии, Старая Миловида, Нерастанкино.

Павильон Нерастанкино Павильон Нерастанкино

Этому же архитектору принадлежит еще один интересный объект Царицынского парка. Это Башня-руина. В конце XVIII - XIX веке башня-руина, имитирующая развалины древнего замка или крепости, была непременным атрибутом пейзажного парка при дворце знатных особ. Иван Еготов создал башню из неотесанного белого камня и в 1804 году. Башню венчала изящная беседка бельведер, а по гребню стены были высечены в камне ступени, ведущие на обзорную площадку. Когда прошла мода на подобные строения, Башню-Руину забросили, она стала ветшать, затем ей заинтересовались альпинисты и стали использовать для тренировок, нанеся ей большой вред. Последняя реставрация объекта была проведена в 2007 году, смотровую площадку восстановили, а беседку нет.

В парке можно провести целый день, полюбоваться прудами, покормить уточек и белок, которые почти не боятся людей и берут орешки прямо из рук; отдохнуть на одной из многочисленных скамеек, перекусить в летнем кафе.

На аллеях парка На аллеях парка

А какой парк больше всего нравится вам? Буду рада, если расскажете в комментариях.

Спасибо, что дочитали статью. Буду благодарна за ваши лайки и подписку на канал.

Хлебный дом (Музей-заповедник «Царицыно»), Москва - отзыв


В Хлебном доме был, но хлеба не видовал! От чего и почему, всё подробно расскажу!

Куда податься в промозглую погоду? Вариантов много и сводятся они к мероприятиям которые проводятся в помещениях.

А вот если погода неустойчивая (то дождик, то нормально), можно прокатиться в Царицыно. Там неплохой парк (на случай хорошей погоды), а так же целый комплекс музеев.

Среди музеев там выделяется Хлебный дом (Музей-заповедник «Царицыно»).


Хлебный дом (Музей-заповедник «Царицыно»). Он расположен рядом с Большим дворцом и имеет довольно необычную форму. В 18 веке там располагались кухни, а свое название помещение получило чуть позже и не от того, что там пекли хлеб, а от того, что на фасадах были горельефы в виде каравая.

Хле́бный дом (Ку́хонный ко́рпус) — здание, входящее в комплекс застройки Царицынского дворцово-паркового ансамбля. Предназначалось для размещения кухонь и хозяйственных служб; возведено в 1784—1785 годах по проекту и под руководством Василия Баженова в ходе строительства подмосковной резиденции императрицы Екатерины II.


Архитекторы На входе нас встречают (в виде скульптуры) архитекторы В. И. Баженов и М. Ф. Казаков.


В этом музее есть как постоянные экспозиции, так и временные. Поэтому перед походом туда лучше изучить план выставок.

Здание является одной из самых интересных построек Баженова; а также — самым большим сооружением архитектора из сохранившихся в Царицыно и вообще в Москве.

Постоянная экспозиция в себя включает старинные гравюры, вазы, живопись, всевозможные скульптуры и подсвечники.


В атриуме второго этажа все экспонаты расположены вдоль коридора. На мой взгляд смотрится всё как-то неказисто. Это не мудрено т.к. изначально здание сконструировано под кухни. Коридоры рассчитаны на быстрое передвижение служащих кухонь.

В наше время в Хлебном доме размещены постоянные экспозиции музея «Царицыно», здесь проходят творческие вечера, концерты классической и органной музыки, временные выставки, встречи с писателями и историками, пресс-конференции.


вид коридоров

Собственно по фото (сверху) видно какой контингент посещает эту экспозицию и то видимо это ради интереса и незнания, что там представлено.

Особенностью планировки Кухонного корпуса является анфиладное построение помещений, расположенных по внешнему периметру контура здания.

Все экспонаты стоят за стеклом слева и справа коридора.


Всё как-то минимально расставлено. Создается впечатление, что экспонатов не хватило и их максимально попытались "размазать" по выставке. Хотя да, всё дело в минимализме.


Под стеклом, у каждого экспоната, есть информативные таблички. Собственно никакой интерактив не предусмотрен. Разве что бесплатный вай фай и аудиогид (где его брать я не понял).

Теперь залы используются для размещения основных экспозиций, составленных из коллекций музея-заповедника «Царицыно». Здесь можно увидеть оригинальные эскизы и чертежи царицынских построек, созданных Баженовым и Казаковым; предметы быта и декоративно-прикладного искусства второй половины XVIII века.

На весь этаж у меня ушло 10-15 минут. Даже если всё читать и изучать, то затратится минут 25.


Кстати, при попытке сфотографировать экспонаты это получится не сразу т.к. толстое стекло бликует и всё отражает.

Любительская фотосъемка – бесплатно без вспышки и штатива. Фотографирование на временных выставках может быть ограничено

Фотографировать можно бесплатно.


Выходим из этой экспозиции и поднимаемся этажом выше. Лично мое мнение, что просмотренный этаж скучноват.


Обожаю такие лестницы

Следующий этаж поинтересней. Тут представлено анималистическое искусство. Мы видим по лестнице, что хоть действуют два этажа, но их гораздо больше. Это обусловлено наличием подвала (через который осуществлялся вход).

Анималистика — древнейший жанр изобразительного искусства. Наскальная живопись, фигурки тотемных животных, монументальная скульптура дохристианской эпохи — в истории искусств не было периода, когда бы художники не обращались к теме живой природы.


Тут будет интересно искусствоведам т.к. на выставке показано как на протяжении столетия изменялась графика и метод изображения животного мира.

Конечно странно, изначально смотреть на стиль барокко 18 века и тут же переключаться на керамику с современным отголоском.


При этом все коридоры соответствуют стилистике предыдущего этажа. Меняется только наполнение и жанр. Хотя тут явно интересней и в конце залов даже есть кое что для детей (об этом ниже).


Более того, анималистика возможно тоже понравится детям т.к. она для них более понятна и информативна.Кстати, при входе на экспозицию есть творческая зона для детей. Там можно сделать по схемам бумажные поделки или просто что-нибудь нарисовать.


Если передвигаться по указателям, то мы попадаем на временную выставку (31 марта — 30 июня)

В субботу, 31 марта, в Хлебном доме открывается выставка керамической игрушки из фондов музея-заповедника «Царицыно».

Smile

Да, вот так, выставка откроется только 31 марта, а я вам уже ее показываю.


Выставка называется "Зачем ребенку медведь?"

В пространстве выставки собраны 110 глиняных народных игрушек, созданных во второй половине XIX — XX веках русскими, белорусскими, латвийскими, узбекскими, таджикскими и дагестанскими мастерами.

Если бы я зашел на нее просто так, то она бы мне не понравилась вовсе. Но до этого были две относительно скучные выставки и поэтому эта экспозиция пошла на ура. Разумеется, сюда уже можно идти с ребенком т.к. всё заточено под него.


На выставке представлены уникальные игрушки из коллекций известных мастеров.

Часть этих игрушек относится к уникальной коллекции актера немого кино Николая Церетелли, приобретенной знаменитым коллекционером Георгием Костаки и переданной в 1977 году в собственность советского государства, а позже в музей «Царицыно».

Опять же, через игрушку идет посыл знакомства ребенка с миром анималистики и наоборот. И вот связующим звеном между мирами был выбран медведь.

Мы же все помним про сказки с медведями, символ страны и т.д.

В день открытия на выставке пройдет мастер-класс по художественному коллажу, а днем позже, 1 апреля — занятия по сторителлингу, на котором и взрослые и дети смогут сами сочинить сказку о любой игрушке с выставки.


Тут так же размещены игровые и консультационные зоны.

Smile

На выходе из музея можно приобрести сувенир в виде монеты или что-то прикупить в сувенирной лавке. Но цены там конечно интересные


Что имеем в итоге?

Как по мне, то место скучноватое и его компенсирует только Большой дворец . Пожалуй, этот тот случай, когда внешне здание интересней чем внутри.

Разумеется, всё это на любителя, но отдельно я бы туда не поехал. Это место нужно рассматривать только вместе с посещением парка и дворца.

Из уважения к любителям истории ставлю 3 звезды, но с очень большой натяжкой.

Читайте также: