Воркута дома на сваях

Обновлено: 17.05.2024

Воркута: как выглядит труп моногорода

Я никогда не был в Воркуте, много раз хотел, но именно сложности с логистикой всегда останавливали. Про город я много читал. Воркута – удивительное место, и это место точно не приспособлено для жизни людей. Воркута – самый быстровымирающий город России. Это яркий пример того, что происходит с советскими моногородами, если там нет ничего, кроме градообразующего предприятия. Ситуация осложняется тем, что, во-первых, Воркута находится за полярным кругом, во-вторых – в депрессивном регионе.

Республика Коми – регион, который начал вымирать (редкий случай) ещё до распада СССР. В 1989 году здесь проживало 1 261 024 человека, в 1990-м – уже 1 248 891 человек, и с тех пор население стабильно сокращается каждый год. К 2020-му в Коми осталось 820 473 жителя.

То же самое происходит в самой Воркуте. По официальным данным, в 1991 году в городе насчитывалось 117 000 жителей, в 2000-м – 89 800, в 2020-м – только 52 776. Всего за 30 лет город потерял больше половины населения, причём почти треть – в "сытые" путинские годы. Когда-то Воркута была третьим по величине (после Мурманска и Норильска) городом, расположенным за Северным полярным кругом, но сегодня она опустела. Город окружён цепью рабочих посёлков, и некоторые из них – Промышленный, Мульда, Октябрьский, Юршор и другие – заброшены полностью.

Сколько на самом деле тут живёт людей, никто точно не знает. Официальная статистика сильно расходится с реальностью, потому что многие воркутинцы продолжают здесь числиться, но на самом деле давно уехали "на юг" – так здесь называют Россию южнее полярного круга.

На главной улице красуется огромная красная надпись: "Больше угля – Родине!" Зачем Родине больше угля, не сообщается. Из 13 шахт сейчас работает только 4, да и те вполсилы. Кажется, Родина давно забыла про эти места.

В прошлом веке ради рекордов и лозунгов тут положили тысячи жизней, в основном жизней заключённых. Сегодня всё, что было построено на их костях, разрушается и никому не нужно.

Летают в Воркуту небольшие CRJ 100/200 вместимостью 50 человек, хотя аэропорт может принимать самолёты и побольше. Полёт занимает больше 4-х часов: самолёт останавливается на дозаправку в Усинске, нефтяной столице Республики Коми.

Около трапа стоит серьёзная женщина и следит, чтобы никто из вышедших на перрон не снимал здание аэропорта. Возможно, вы думаете, что тут какой-то особый секретный аэропорт построен, но нет. Обычное старое советское здание небольшого регионального аэропорта, где даже нет зала прилёта. Почему его нельзя снимать, непонятно. В Шереметьево или Пулково снимай сколько хочешь, по крайней мере, никогда не было проблем, а вот в Воркуте всё строго. Но, возможно, этой женщине просто скучно. Самолёт прилетает сюда несколько раз в неделю, а возможностей почувствовать власть не так много – надо успеть покомандовать, пока редкие пассажиры не разбежались.

Как это часто бывает в крохотных российских аэропортах, пассажиров просто выкидывают за забор. Первое, чем встречает город – это разбитые дороги, серость и старенький вертолёт Ми-4 с надписью "Аэрофлот" на постаменте.

У входа в аэропорт курит сотрудник полиции – необычно, но около здания совсем нет таксистов. Если вдруг захотите посетить эти суровые места, то такси надо заказывать заранее.

С отелями тоже не всё так просто. "Букинг" предложил мне две гостиницы – "Воркута" и "Горняк". Обычные советские гостиницы с лёгким евроремонтом из 90-х. Сейчас вообще необычно видеть односпальные кровати у стенок и крохотные санузлы. Номера повышенной комфортности, которые тут, опять же, на советский манер зовутся "люксами" – это скорее элитные квартиры с пёстрой китайской мебелью, на которую даже смотреть грустно. Я забронировал номер в "Горняке", но оказалось, что гостиница закрыта. Мне позвонили оттуда и любезно предложили снять двухкомнатную квартиру прямо в центре города. Сложно было отказаться, тем более вид из квартиры был прямо на дедушку Ленина.

Начать рассказ про Воркуту надо с истории. Как вообще вышло, что люди пришли на эти земли?

Воркута расположена в 150 км к северу от полярного круга, в зоне вечной мерзлоты. Здесь отвратительный климат – холодный и влажный, с вечно пасмурным небом – и до наступления советской власти никаких населённых пунктов в округе не было. Может быть, какие-то стоянки коренных народов, и всё.

Хотя уголь в этих краях находили ещё в первой половине XIX века, промышленное вторжение началось намного позже, уже при советской власти. Царское правительство, скорее всего, не видело смысла в добыче угля за полярным кругом, а у частных заводчиков не нашлось столько денег. Зато у СССР был неиссякаемый источник бесплатного труда – рабы-зеки! Именно заключённые обеспечивали бурный рост молодой советской промышленности. Собственно, благодаря ГУЛАГу существование Воркуты с её системой шахт и стало возможным.

В 1924 году российский геолог Александр Чернов предсказал существование Печорского угольного бассейна, а в 1930-м его сын Георгий Чернов нашёл высококалорийные коксующиеся угли на берегах реки Воркуты. Последний и считается первооткрывателем Воркутского месторождения.

Летом 1931 года в район нынешней Воркуты по реке сплавили 43 человека из Ухто-Печорского треста – хозяйственного управления Ухтпечлага. Тогда и началось строительство посёлка Рудник, ставшего впоследствии Воркутой. Первые 30 лет город и шахты строили исключительно зеки. Десятки и сотни тысяч из них погибли.

По словам Витман, после первой партии заключенных из Ухты следующий этап пришел к месторождению «через Камень (так раньше называли Уральский хребет) из Обдорска (сейчас Салехард)». Их было уже 3,7 тыс. человек. Практически никто, за исключением 54 человек, не смог дожить до весны. Но кто тогда считался с этим? Потом пригнали еще 5 тыс. заключенных, еще и еще. Первые 30 лет Воркута отстраивалась силами заключенных. С конца 1930-х и до самой смерти Иосифа Сталина в 1953 году в Воркуте был расположен Воркутлаг — один из крупнейших лагерей ГУЛАГа.

Через него прошли многие известные в СССР люди. В их числе маршал Константин Рокоссовский, которого по личному ходатайству перед Сталиным маршала Семена Тимошенко освободили в марте 1940 года. «Точных данных нет, но приблизительно через воркутинские лагеря прошли 2 млн человек, около 200 тыс. из них остались здесь лежать в земле. Первоначально просто в ямы сбрасывали и под снег. Только потом разрешили закапывать и хотя бы таблички с номером заключенного ставить», — рассказывает Витман".

В июне 1953-го в Речлаге началась забастовка заключённых. В СССР и России принято называть её "Воркутинским восстанием", но этот термин неверен. Никакого восстания там не было. Зеки обрадовались смерти Сталина и надеялись на амнистию, но под неё попали в основном уголовники и те, у кого были небольшие сроки. А в Речлаге, как я уже говорил, были в основном "политические", и большинство с серьёзными сроками. Методы борьбы с подобной несправедливостью они тоже избрали политические – митинги, отказы выходить на работу и подчиняться другим требованиям администрации. Никакое оружие они использовать не собирались, да его у них и не было, так что в Call of Duty всё выдумали. Например, горняки стали выпускать на поверхность пустые вагонетки с лозунгами, призывающими к амнистии. Интересно, кстати, не тогда ли появилась фраза "гнать порожняк"?

Спустя почти два месяца протестов МВД СССР разрешило ввести ряд льгот для всех заключённых Речлага, в том числе 9-часовой рабочий день, право на переписку и свидания с родственниками и даже на перевод заработанных денег семьям.

Но это уже не помогло: к концу июля более 15,6 тыс. заключённых отказались выходить на работу. Когда в Речлаг приехал замминистра внутренних дел СССР генерал Масленников, в лагере началась фильтрация зеков на благонадёжных и организаторов и участников забастовки. Многие заключённые согласились прекратить забастовку и вышли на работу, но отделение №10 продолжало протестовать. В итоге 1 августа офицеры МВД расстреляли зеков этого отделения из пулемётов. По официальным данным, было убито 53 человека (сами зеки говорили о более 70 погибших), несколько десятков ранено. 1192 заключённых получили новые длительные сроки как организаторы и участники "саботажа".

Но у акции был и положительный эффект: во-первых, было упразднено Особое совещание при НКВД СССР – карательный орган, который мог без суда приговаривать людей к любым наказаниям, вплоть до расстрела. Во-вторых, начался массовый пересмотр дел политзаключённых. В-третьих, комбинат "Воркутауголь" передали из ведения МВД СССР в ведение министерства угольной промышленности.

После закрытия ГУЛАГа в 1960 году тут остались учреждения системы МВД, но рабочих рук уже не хватало. Встал вопрос – что делать дальше?

В 1960 году вступил в силу указ президиума Верховного совета СССР "Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера", который, как я понял, и обеспечил Воркуте приток рабочих рук в последующие три десятилетия. Благодаря "северным надбавкам" (они же "полярки") тут можно было очень хорошо заработать. Например, местный житель Владимир Тищенко рассказывает, что в 70-е он даже без надбавок получал 600-800 рублей в месяц, а "мужики летали на выходные в Москву пиво пить". Билет на самолёт тогда стоил 50 рублей.

Когда человек видит фотографии Воркуты и соседних посёлков, он хватается за голову и восклицает: "Как же так! До чего довели страну!" И вот здесь важно понимать контекст.

Разруху сложно оправдывать. Пустые дома и целые кварталы, в которых раньше жили люди, закрытые навсегда магазины, поросшие кустарником и травой дорожки, по которым больше никто не ходит, брошенные шахты. Всё это напоминает кадры из фильмов про постапокалипсис или декорации к какой-нибудь компьютерной игре.

Чтобы понимать, что стало причиной смерти Воркуты, надо вернуться на 80 лет назад, когда началось активное освоение этих земель. Роскошные дворцы домов культуры, улицы и проспекты с нарядными домами, дороги, школы и детские сады строились тут изначально руками заключённых. Чудо Воркуты, как и многих других советских проектов, стоит буквально на костях. И сегодня, когда кто-то вздыхает и говорит: "Вот раньше как было замечательно!" – вздыхает так не от большого ума. Потому что всегда нужно помнить цену, которую пришлось заплатить за эти чудеса.

В позднесоветское время Воркута тоже продолжала работать, потому что над эффективностью никто особо не заморачивался. Плановая экономика позволяла себе любые эксперименты – я не думаю, что стоит сейчас отвлекаться на очередное объяснение, почему это было неэффективно и почему в итоге всё это закончилось.

Сегодня оказалось, что просто не нужно столько угля. Кто-то ехидно говорит, что вот, мол, рыночек порешал. Ну да, рыночек порешал, что миллионы тонн угля Родине больше не нужны. Даже существующие шахты сейчас работают не в полную мощность.

Главным предприятием города является "Воркутауголь", которая с 2003 года принадлежит "Северстали". В Воркуте и вокруг неё компания управляет четырьмя шахтами ("Воргашорская", "Воркутинская", "Заполярная" и "Комсомольская"), угольным разрезом "Юньягинский", обогатительной фабрикой "Печорская", Воркутинским механическим заводом и Воркутинским транспортным предприятием.

На конец 2019 года в системе "Воркутауголь" работали 6033 человека. По данным самой компании, "Воркутинский геолого-промышленный район располагает самыми большими в Европе запасами угля (порядка 4 млрд. тонн) и обладает высоким промышленным потенциалом". Наверное, единственный сценарий, при котором Воркута не вымрет совсем – если эти запасы начнут разрабатывать.

Но добывать уголь в Печорском бассейне в "классических" подземных шахтах слишком дорого. Добыча открытым способом намного выгоднее, но с 2000 года, когда начал работу разрез "Юньягинский", новых объектов близ Воркуты не возникло. Кроме того, появление других разрезов может окончательно угробить экологию района. Допустим, экология вряд ли интересует горнопромышленников, но они вполне могут покинуть Воркуту, когда добыча угля станет нерентабельной. И если они уйдут, отток жителей лишь ускорится.

Помимо того, что слишком дорого и опасно добывать уголь в таких условиях, новые технологии и автоматизация производства позволяют сократить количество людей, задействованных в добыче. Кроме того, изменился рынок труда. Если раньше можно было заманивать сюда людей или пригонять силой, то сегодня у них гораздо больше возможностей заработать. А платить тут приходится раза в 2 больше, чем даже в Москве и Питере, что делает добычу угля ещё менее рентабельной.

01. Когда самолёт пересекает полярный круг, начинаешь понимать, что люди здесь жить не могут. Бесконечные болота, реки, полное отсутствие деревьев, очень низкие облака – всё это выглядит как другая планета. Кого-то завораживают такие пейзажи. Я знаю людей, кто влюбляется в Север и остаётся здесь, но мне всё-таки ближе средняя полоса. Лето в этих местах длится всего пару месяцев, к концу сентября уже появляется снег, и лежит он до мая. Коротким периодом тепла природа тоже не даёт насладиться, потому что на смену метелям приходят рои мошки и комаров.

Хитроумные воркутинские дома, под которыми можно идти в полный рост

Заполярная Воркута – город, который не может не впечатлить. Поражает всё сразу: суровый климат, гулаговское прошлое, столичная архитектура посреди тундры, золотые времена как угольной столицы СССР и нынешний упадок.

О самом городе, где кварталы домов с вычурной лепниной чередуются с панельками и трущобами, мы писали здесь - Воркута: если бы депрессия была городом . О необычных домах-сороконожках расскажем особо.

Высокие сваи не дают вечной мерзлоте под зданием оттаивать Высокие сваи не дают вечной мерзлоте под зданием оттаивать

На одной из улиц Воркуты встречаются дома, которые будто парят над землей. Вместо привычного фундамента под первым этажом у них находятся многочисленные бетонные опоры. Причем не в 50 см, а приличные метр или даже три метра с лишним. Сын, который впервые увидел подобною конструкцию, высказал довольно распространенное мнение. Мол, дома поставили на опоры, потому что за зиму наметает высокие сугробы. Но это ошибка.

Обратите внимание: хотя дом и так поставлен на сваи, окна все равно расположены высоко. Обратите внимание: хотя дом и так поставлен на сваи, окна все равно расположены высоко.

К многоэтажкам специально приделывают «куриные ножки», чтобы дом весной не поплыл. Мерзлота хоть и называется вечной, но не настолько. Грунт от тепла под фундаментом может подтаять. А здание, потеряв жесткую опору, утратит свою монолитность, начнет смещаться и разрушаться. Такие последствия от непродуманного строительства известны: разрушались дома в Чите и плыли участки на БАМе.

Фундамент закрывают металлическими решетками, видимо, чтобы не забирались животные и дети. Фундамент закрывают металлическими решетками, видимо, чтобы не забирались животные и дети.

Поэтому чтобы мерзлота не таяла, дома в Заполярье строят либо прямо на грунте, но при этом создают высокую теплоизоляцию, либо поднимают на сваи. Так вечная мерзлота под зданием постоянно продувается и остается в твердом состоянии.

Но, судя по всему, большая часть домов в Воркуте построена по старой технологии. Потому что первые этажи находятся на стандартной высоте, и подвальная часть здания встроена в здания.

Воркута: если бы депрессия была городом

Жители одного из крупнейших заполярных городов когда-то горделиво называли его «столицей мира». Но уже больше 20 лет из Воркуты бегут люди. Построенный заключёнными в 30-е годы для добычи угля он в современных реалиях оказался невостребованным. Советский Союз развалился, уголь в прежних количествах уже не нужен, и город стал умирать.

Мост к заброшенному поселку Рудник, с которого началось строительство Воркуты Мост к заброшенному поселку Рудник, с которого началось строительство Воркуты

По России таких моногородов, которые превращаются в развалины после закрытия градообразующего предприятия, немало. Но Воркута особая.

  • Во-первых, это сногсшибательный по масштабу проект советской эпохи, оказавшийся неоправданным. Во-вторых, один из крупнейших арктических городов мира . Из ста с лишним тысяч человек сейчас осталось не более 35-40 тысяч. В-третьих, практически законсервированный Советский Союз . И, наконец, - одно из самых депрессивных мест на свете. Смотрите сами.

Мы отправились изучать Воркуту прямо ночью, благо в июле на этих широтах стоит полярный день. Градусник показывал +3, приложение подсказывало: по ощущениями -2. А пустынные улицы создавали ощущение, что город разом вымер.

Больше угля - Родине!

В центре города стоит огромная глыба с пафосной надписью «Больше угля - Родине!» Этот призыв посреди города-призрака выглядит издевательски. Угля родине в прежних масштабах уже не нужно, как не нужна родине и сама Воркута.

Тёмными ночами надпись горит красным светом. Лозунг, сохранившийся со времен СССР, сегодня красуется на здании "Северстали" Тёмными ночами надпись горит красным светом. Лозунг, сохранившийся со времен СССР, сегодня красуется на здании "Северстали"

Вряд ли в каком другом городе России так же много гигантских советских надписей на домах. Имперская показуха и тяжеловесные приметы советского времени добавляют мрачности атмосфере.

Патриотическая надпись "Покорителям Заполярье - слава!" местами обрушилась и заржавела Патриотическая надпись "Покорителям Заполярье - слава!" местами обрушилась и заржавела

Главная улица Ленина. Полная тишина: ни сверчков, ни птиц, ни голосов, ни машин. Когда вдалеке появилась пьяная компания, звуки, производимые ею, были слышны, наверное, на всю Воркуту. Боишься ступить - гулкое эхо от каждого шага.

nord_ursus

На карте заполярная Воркута выглядит одиноко стоящей среди тундры в тупике железнодорожной магистрали. И город этот совершенно особенный и, наверное, один из самых необычных во всей стране. Подробно я рассказывал про воркутинский колорит и основные черты этого города ещё в общем обзоре. А теперь начнём подробный осмотр города.

Город вытянут с юга на север примерно на 9 километров, имея при этом ширину в 2-3 километра. В первой части отправимся в центр города от вокзала, расположенного на самой южной окраине (хотя в реальности осмотр города я начал с центра, а к вокзалу съездил уже вечером первого дня). В Воркуте я провёл два полных дня, поэтому свет и погода на некоторых фотографиях различаются.

2. Воркута — это одна из нескольких окраин железных дорог России. Печорскую магистраль строили в холодном краю в конце 1930-х годов, закончив строительство перед началом войны. И Воркута — город, для Крайнего Севера довольно нетипичный тем, что сюда можно доехать поездом.

3. Железную дорогу построили перед войной и, в основном, силами заключённых. Нынешний вокзал, однако, уже послевоенной постройки. И в зале ожидания сохранились красивые интерьеры в стиле сталинского ампира.

4. А вот ещё одна интересная деталь. На вокзалах я такого ещё нигде не видел!

5. На первом пути стоит готовый к отправлению поезд Воркута - Москва. Ещё поезда отсюда ходят на Петербург, Нижний Новгород, Адлер и Лабытнанги — городок на соседнем Ямале, который я посетил перед приездом в Воркуту.

6. А рядом с вокзалом стоит паровоз-памятник. Как я уже упоминал в общем портрете города, в годы войны Воркута оказала недюжинную помощь блокадному Ленинграду, поставляя уголь в замерзающий осаждённый город. А этот паровоз привёз в Ленинград эшелон угля уже в 1944 году, после снятия блокады.

7. Так выглядит станция — конечный пункт Печорской магистрали — этого стального пояса Республики Коми. Справа видны постройки вагонного депо, чуть дальше есть и локомотивное. Кстати, любитель железных дорог на этом снимке сразу заметит ручные стрелки с флюгарками. Это и так раритет, а на магистральной дороге и подавно.

8. Посмотрим в другую сторону. Погрузочный терминал, горловина станции, и. сразу же девственная тундра. Вокзал находится на самой южной окраине города! Когда приезжаешь в Воркуту, лишь только тундра успевает смениться жилым районом, как за окном сразу появляется вокзал.

Но при этом железная дорога здесь не заканчивается тупиком, а продолжается дальше, идёт почти через центр города, а затем через посёлки-спутники, в качестве одного подъездного пути к угольным шахтам, образуя в итоге петлю, замкнутую на станции Хановей чуть южнее Воркуты. Так что тупика на Печорской магистрали нету, но раньше была разобранная ныне тупиковая ветка на уже двадцать лет как покинутый посёлок Хальмер-Ю в 60 километрах севернее.

Чтобы сказанное было понятно, я приложу сюда карту, на которой отмечены шахты и местоположение вокзала. Карта кликабельна.

9. Привокзальная площадь. Отсюда отправляется множество автобусов и маршруток, на которых можно доехать до центра. Кстати, обратите внимание на заметный в кадре "Икарус". В Воркуте они до сих пор есть. Правда, вроде, только в двух экземплярах.

10. Памятник провожающим (или встречающим, в зависимости от того, в какой вы роли) возле вокзала:

11. А на крыше одного из прилегающих домов — вот такая надпись. Количество советских вывесок в городе невероятно высоко, что, в сочетании с другими особенностями, делает Воркуту живым музеем СССР под открытым небом. Подобные артефакты советской эпохи встретятся нам ещё не раз.

12. Дом, стоящий на сваях из-за вечной мерзлоты, где первый этаж на уровне второго, если не выше. Что интересно, в Воркуте чаще использовали старую технологию строительства, и домов на сваях в городе не так много. Кстати, обратите внимание на ещё одну характерную деталь, — почти все балконы застеклены! В таком климате — немудрено.

13. Эта улица ведёт в центр. А лучше даже сказать "в город". Вокзал находится в сильно обособленном Железнодорожном районе, который во время строительства магистрали был посёлком по типу станции Собь.

14. Этот район показался мне довольно скучным. На улицах народу не много, и, в общем, видно, что окраина.

15. А вот эти невзрачные кусты вдоль домов — это, на самом деле, деревья. В городе, где чуть теплее, и здания немного гасят ветер, карликовая ива может вырастать выше человеческого роста.

16. Кирпичный рисунок на северную тематику:

Карта маршрута в этом посте (Железнодорожный район я не стал включать). Цифры обозначают привязку к карте фотографий по их номеру в посте. Зелёными стрелочками возле них обозначено направление ракурса. Карта кликабельна.

17. Так мы постепенно приближаемся к центру города. А воротами центра служит круглая площадь, на которой стоит стела "67-я параллель" — один из главных символов Воркуты, напоминающий о её географическом расположении.

18. Здесь много сложных переплетений железнодорожных путей, в которых на месте довольно трудно разобраться. Вот это, если не ошибаюсь, подъездной путь к шахте "Воркутинская" (до которой ещё довольно далеко), а когда-то ещё и к закрытой ныне шахте "Южная".

Поблизости ещё находится аэропорт (кстати, авиацией Воркута с Большой Землёй связана очень слабо), но в него я так и не сходил.

19. Рядом — Воркутинский механический завод, который производит оборудование для угольных шахт. Буквы, видимо, тоже ещё советские.

20. Эту вывеску я тоже принял сначала за советскую, но оказалось, что это лишь стилизация.

21. Дальше попадаем на площадь Металлистов, откуда начинается улица Ленина — главная улица Воркуты, перспектива которой просматривается в кадре. Это уже почти центр города, но на улицу Ленина вернёмся позже.

22. Огромная буква А на автобусной остановке, — видимо, чтобы в пургу можно было остановку издалека увидеть.

23. Ещё один советский артефакт. По снимкам видно, что во многих местах город выглядит сильно обшарпанным и разбитым. В сочетании с советскими артефактами и низким количеством машин (их мало, потому что ездить почти некуда), это даёт ощущение, будто на дворе ещё девяностые. Заметно, что город пришёл в упадок в постсоветские годы.

24. А это бывший второй вокзал, построенный в 1980-е годы, с какими-то восточными мотивами. Сразу за этим зданием проходит железная дорога. Как я уже говорил, в 60 километрах к северу от Воркуты существовал шахтёрский посёлок Хальмер-Ю, полностью ликвидированный в 1995 году в связи с закрытием шахты. Пассажирский поезд ходил туда именно с этого вокзала. Одновременно здание служило и автовокзалом для автобусов по посёлкам Воркутинского кольца, расположенным рядом с городом. Сейчас в здании магазин, автовокзал не работает, но автобусы и маршрутки по кольцу (по тем посёлкам, которые остались) ходят по-прежнему с этой площади.

Но на центральную улицу вернёмся позже, а пока погуляем по старой части Воркуты. С течением десятилетий центр города несколько сместился севернее, но исторический "Старый город" находится именно здесь. Это район с красивой застройкой 1940-50-х годов, то есть времён, когда Воркута была окружена лагерями, а рабочей силой на шахтах были заключённые.

25. Это улица Московская, в перспективе замкнутая портиком. А дымящая труба вдалеке — это Воркутинская ТЭЦ-1. Кстати, обратите внимание на трёхэтажный дом справа.

26. Оказалось, что это первый воркутинский панельный дом!

27. Красивый сталинский ампир придаёт городу солидности. Видно, что Воркута, как и все города Крайнего Севера, была в почёте.

28. Воркуту строили ленинградские архитекторы (многие из которых сюда попали не по своей воле), и мне, как питерцу, это сразу было хорошо заметно. Многие уголки города действительно сильно напоминают Петербург. Причём из-за общей атмосферы это скорее Петербург девяностых, и из-за этого у меня возникало ощущение возврата в раннее детство.

29. Сталинская архитектура в Воркуте, надо сказать, совсем не провинциального масштаба. Разве что этажность низкая.

30. На фронтоне соседнего здания — барельеф с шахтёрской символикой:

31. Взгляд назад. В перспективе виден уже знакомый бывший вокзал на площади Металлистов.

32. Ещё одна красивая сталинка. К сожалению, содержание очередной советской вывески явно не соответствует состоянию здания.

33. Площадь Кирова с соответствующим памятником и зданиями начала 1950-х годов. Раньше слева ещё находилось бывшее здание управления треста "Воркутауголь", но его не так давно снесли (а управление находится в другом здании ещё с 1980-х).

34. Вид поближе. Центральное здание — детская больница, построенная в 1950 году. На месте Кирова, кстати, изначально был памятник Сталину.

Вот как выглядела эта площадь в 1957 году. Снесли именно то здание, которое слева.

35. Правее стоит бывший кинотеатр "Родина", ныне занятый магазинами. Портик смотрит на улицу Горняков. Такие перспективы в воркутинской архитектуре встречаются особенно часто.

37. И детали декора:

38. На прилегающей улице Горняков встретилось такое интересное здание — бывший детский сад, переделанный в 1990-е годы в церковь Архангела Михаила. Причём без изменения внешнего вида, — только шатёр и звонницу надстроили. Особенно интересно, что это первое каменное здание Воркуты, — построено в 1941 году, когда Воркута ещё была рабочим посёлком, а не городом.

На входе в храм висело объявление "фотосъёмка разрешена". Но я этого не делал, — темновато внутри.

39. А в соседнем здании детский сад и сейчас есть:

40. Это улица Пушкина, соседняя с Московской. Экономический упадок, в сочетании с воздействием холодного климата, сильно сказывается на состоянии города. Много разбитых улиц (правда, асфальт и так ломается почти каждый год из-за колебаний вечной мерзлоты), встречаются заброшенные здания.

Как уже говорилось, за последние 25 лет Воркуту покинула половина населения, из-за сокращения добычи угля в девяностые годы. Но следует отметить, что на Крайнем Севере вообще многие люди не живут всю жизнь, а уезжают на пенсии. Но впрочем, так бывает не всегда. Иногда в Воркуте встречаются и семьи, живущие здесь уже в четырёх поколениях. Есть даже потомки заключённых Воркутлага. А о феномене "Столицы Мира" я уже рассказывал в общем портрете города.

41. Двор в запущенном состоянии. Надо, впрочем, сказать, что большую часть года в Воркуте зима, и всё это скрыто под снегом. А штукатурка на домах часто слезает из-за пурги в сочетании с сильными морозами, из-за чего в такой внешний вид, как у этой трёхэтажки, любой дом может прийти всего за 4-5 лет. В Салехарде, где ветра менее сильные, эта проблема стоит не так остро.

42. Слева от дома — пожарная часть:

Уйдя на запад от площади Кирова, можно дойти до остатков заброшенного посёлка Южный, а затем до популярного у горожан места отдыха на берегу реки Воркуты. Но туда я уже не ходил.

43. Поэтому теперь отправимся в центр. Улица Ленинградская возле площади Кирова частично застроена деревянными барачными домами, которые напоминают мне дома на полустанках железной дороги Чум - Лабытнанги. Похоже, что некоторые из них ещё довоенной постройки. То есть это самый старый жилой фонд Воркуты.

44. Ещё в восьмидесятые годы таких домов здесь был целый микрорайон. Но с оттоком населения в девяностые именно эти бараки опустели первыми. Сейчас их в городе почти не осталось, но несколько жилых ещё есть. Хотя и их, наверное, скоро расселят и снесут.

45. А это пустынный в дождливый осенний день (да, конец августа там уже полноценная осень) городской парк с прудом (на котором, вроде, даже есть прокат лодок), огромной тарелкой орбитальной связи.

46. . и горбатым мостиком:

47. Строят в парке какое-то новое здание:

48. Памятник воинам-интернационалистам рядом с парком:

49. Теперь вернёмся, наконец, на улицу Ленина. Её перспектива со стоящим вполоборота горным техникумом в конце — один из самых узнаваемых воркутинских видов.

50. Два дома служат воротами двора:

51. Заглянув туда, видим школу с сохранившимся ликом Ильича на фронтоне. В воркутинской архитектуре перспективы можно увидеть даже во дворах. Правда, состояние дворов обычно весьма неприглядное, и они скорее напоминают пустыри.

52. А это вид в противоположную сторону. Назначение башенки на доме я так и не понял.

53. Ещё один барачный дом. Судя по окнам, уже расселённый.

54. А улица Ленина многолюдная и оживлённая. Средоточие городской жизни можно увидеть именно на ней. Да и в целом, находясь в Воркуте, трудно поверить, что ещё сто лет назад тут была глухая тундра. Которую и сейчас можно увидеть, просто выйдя из города пешком.

Итак, это самый центр Воркуты. На переднем плане находится площадь Мира. Именно оттуда и продолжим осмотр заполярного шахтёрского города в следующей части.

nord_ursus

Заполярная Воркута, к сожалению, очень многое потеряла в постсоветские годы. Сокращение добычи угля привело город в упадок и обернулось огромным оттоком населения. В городе попадаются лишь отдельные заброшенные дома, но за одноимённой городу рекой Воркутой находится район, из которого жизнь ушла полностью. Рудник (ударение на У) примечателен как этим, так и тем, что исторически город Воркута начинался именно оттуда. А сейчас опустевшими домами Рудник грустно взирает на другой берег реки. Он хорошо виден с вполне жилых и обитаемых улиц. Теперь сходим за реку и осмотрим этот район более подробно.

Примечание: в этом посте есть несколько исторических фотографий, взятых мной из группы города "В контакте".

2. Вот такую картину можно увидеть, стоя на "Ш. Набережной" (то есть на Шахтёрской набережной, — сокращать её тут именно так принято). Вокруг тебя ходят люди, и ездят машины, а за рекой стоят брошенные дома, — справа сталинки, а левее три панельных хрущёвки.

3. Когда-то домов на Руднике было значительно больше, чем сейчас. Уцелели не все, — некоторые снесли, и сейчас их место постепенно возвращает себе назад тундра.

4. Рудник был значительно обособленным районом, — из центра на него не было автомобильного моста, и чтобы доехать на машине, нужно делать крюк в несколько километров. Связали его с городом лишь при помощи подвесного пешеходного моста, который над холодной тундровой рекой и на фоне коптящей вдали шахты смотрится даже немного необычно.

5. Слева заброшенные дома, а там, выше по течению, да на том же берегу, — действующая шахта "Воркутинская", с копрами, терриконами и углём на-гора. Кипит работа!

6. А на этом берегу с ней перекликается ТЭЦ-1, высокая труба которой видна из многих мест города.

8. Прежде, чем ступить на мост, озираюсь назад, — район Тиман смотрит на меня своими полукруглыми пятиэтажками.

9. А мост. То ли на дрова его разобрали, то ли на стройматериалы, но идти по нему приходится с предельной осторожностью, постоянно держась за перила. Такое вот своеобразное отделение мёртвой части города от живой.

10. В обрыве на берегу реки — обнажение угольных пластов. Выглядит красиво. Кусочек угля оттуда я даже подобрал и привёз домой на память.

11. Итак, аттракцион в виде перехода по мосту закончен, и я на правом берегу. С другого берега слышится шум города, а передо мной тихий, покинутый и заросший деревцами Рудник.

Именно на этом берегу высадились в 1930-е годы первые исследователи и поселенцы. Уже потом строились лагеря, в которые привезли заключённых, а город стал развиваться и на другом берегу. Рудник был городком геологов, — вплоть до 1990-х годов здесь базировалась воркутинская геологическая экспедиция. Официально Рудник всё ещё числится в черте города, но на картах его подписывают как "урочище". Если в городах средней полосы России обычно пустеет в первую очередь частный сектор, то на Крайнем Севере данное явление практически отсутствует, и люди покидают многоквартирные дома. Поэтому в Воркуте этот процесс пришлось контролировать местным властям, — людей планомерно переселяли с окраин к центру города, в результате чего на центральных улицах даже не найдёшь домов с пустующими квартирами, зато за рекой образовался целый заброшенный район. Насколько я знаю, окончательно Рудник опустел где-то в начале нулевых.

12. Это была когда-то парадная лестница, — ныне лишь "следы былой роскоши". На ступеньках обелиск — памятник первооткрывателям Печорского угольного бассейна.

13. Ступеньки, баллюстрады, сталинский ампир. Это бывшее воркутинское геофизическое управление, — доминанта архитектурного ансамбля Рудника.

14. А когда-то это место выглядело так. Обелиск сохранился, а вот остатков фонтана с медведями я уже не нашёл.

15. Два симметричных здания — в прошлом НИИ "Полярноуралгеология", а сейчас — пустота и руины.

16. Ещё один старый вид, с другого берега. Пешеходного моста тогда ещё не было. Фото, как я понимаю, годов 1960-х. Большинство домов на дальнем плане сейчас уже снесли.

17. А это когда-то была городская улица. Здесь гуляли люди, горели фонари, ездили машины. Правда, как ни странно, одна машина здесь проехала и сейчас, когда по Руднику ходил я.

18. Некогда жилые дома, в которых ещё лет тридцать назад кипела жизнь.

19. Рудник мне напомнил увиденный накануне заброшенный посёлок геологов Полярный, стоявший в распадке среди гор Полярного Урала, но он лишь просто целиком опустел, и остался стоять среди могучих гор. А вот Рудник стоит напротив жилых районов Воркуты. Поэтому чувство необитаемости здесь слабее.

20. И, между прочим, Рудник здесь такой не один. В лучшие годы вокруг Воркуты была обширная агломерация шахтёрских посёлков-спутников, но многие из них опустели в постсоветские годы. Какие-то снесли, а иные до сих пор стоят среди тундры.

21. И здесь всё какое-то очень странное. Мне не приходилось раньше бывать в полностью заброшенных кварталах, где когда-то была жизнь. И вправду возникают ассоциации с какой-то научной фантастикой.

22. А на другом берегу всё так же идёт жизнь. Такое соседство живого и мёртвого поражает. Воркутинцы, конечно, переживают за свой город, но привыкают. В заполярной жизни вообще ко многим нелёгким вещам привыкать приходится.

23. Видна по-прежнему и работающая ТЭЦ. Серое небо, брошенный дом, дымящая труба, — я, конечно, понимаю, что, выкладывая такие фотографии, я потом рискую где-нибудь увидеть их с подписью наподобие "вот она, Россия" или "типичный русский мир", но это останется на совести этих людей.

24. Мне даже доводилось слышать, что Рудник стал раздольем для местных любителей страйкбола. Впрочем, народ в Воркуте такой, что я бы не удивился, если бы увидел среди заброшенных пятиэтажек, например, репетицию рыцарского турнира :)

25. Подъезды, квартиры, балконы, — пустые глазницы домов:

26. Там тундровый холодный ветер свистит по этажам.

27. А сквозь брошенный дом где-то за рекой видны жилые:

28. Можно заглянуть в подъезд пятиэтажки:

29. В пустых квартирах — пыль, кирпичи и тишина. Мусора, кстати, особо не видно.

31. Судя по планировке, во многих квартирах были деревянные стенки между комнатами. Но эти перегородки уже не сохранились.

32. Тут всё узнаваемо, — впереди кухня со следом от батареи на стене, а справа ванная и туалет.

33. На соседнем доме сохранилась советская вывеска, коими Воркута очень богата.

34. Хотя и Рудник заброшенный, через него проходит действующая железная дорога. Это подъездной путь к шахте "Воркутинская", которая видна вдалеке.

35. Угольная шахта, на самом деле, — очень капитальное сооружение, размером с небольшой завод. Оттуда всё время доносился какой-то шум, пока я стоял среди заброшенных домов Рудника. А потом послышался свисток тепловоза и звук медленно приближающегося состава. Я уже было приготовился выждать и запечатлеть грузовой поезд с углём, но потом он, видимо, остановился, и я не стал дожидаться.

36. Ещё один сталинский домик возле железной дороги:

37. На пригорке видно ещё немного заброшенных домов:

38. Многие бывшие жители Рудника сейчас живут не только на Большой Земле, но и по-прежнему в Воркуте. Разумеется, не позавидуешь людям, которые могут каждый день видеть остатки своего прошлого, постоянно живя рядом с ними, имея возможность посетить свою бывшую квартиру.

39. На этом завершим прогулку по Руднику. На другом берегу по-прежнему виден центр города, где продолжается жизнь.

40. Снова иду по ушатанному мостику. К моему удивлению, за те несколько минут мимо меня прошли, как ни в чём не бывало, ещё несколько человек, — и это были вовсе не какие-нибудь асоциальные элементы, коих в заполярном городе просто нету, а совершенно нормальные люди. Я долго не мог понять, куда или откуда они шли, а потом решил, что на шахту, — как раз в те дни мост через реку возле неё был на ремонте, и попасть к этой шахте проще всего было через Рудник.

41. И я снова вернулся в живую часть города. Бросим на покинутый Рудник последний взгляд.

42. Фото 1957 года почти с того же ракурса. Обратите внимание, — когда-то на реке Воркуте даже было местное судоходство. Впрочем, первопоселенцы до войны прибывали сюда именно таким путём.

Мрачный и таинственный Рудник остался позади. Но как я уже неоднократно говорил, Воркута не ограничивается городом. В следующий раз отправимся по стоящим среди тундры посёлкам Воркутинского кольца.

Воркута превращается в город-призрак. 64 фото

Шахтерский город Воркута, находящийся за Полярным кругом, вымирает. Продолжают работать лишь четыре угольные шахты и один угольный разрез, работы мало, зарплаты сравнительно невысокие. При любой возможности люди стараются «эвакуироваться» на юг, зачастую бросая жилье или даря его муниципалитету. Квартиры тут стоят так дешево, а коммуналка такая дорогая, что порой проще подарить жилплощадь, чем найти покупателя или оставить ее за собой. В результате целые поселки превратились в призраки, закрываются школы и больницы, исчезают дома культуры и отделения полиции. В СССР это была «страна Эльдорадо», сюда ехали за огромными деньгами. Сейчас большие зарплаты тут разве что у топ-менеджеров «Северстали» да у главы администрации Воркуты. В этой публикации мы собрали несколько десятков фотографий, привезенных нашими журналистами из Воркуты. Их репортаж читайте здесь.

Умирающая Воркута. Как живёт город, где квартиру можно купить за рубль

Воркута — самый быстровымирающий город России, построенный на костях заключённых ГУЛАГа.

Жители Воркуты сегодня являются заложниками Севера. Квартиры здесь ничего не стоят, продать их невозможно, а деньги на переезд есть не у многих. За 30 лет его население сократилось в 2 раза, люди всё ещё продолжают уезжать. Но даже несмотря на то, что Воркута – самый быстровымирающий город России, здесь всё ещё теплится жизнь.

Недавно у меня было несколько постов про Воркуту – обязательно прочитайте, если вдруг пропустили. Теперь ролик.

Читайте также: