Виды мостов в строительстве

Обновлено: 15.05.2024

30 самых впечатляющих мостов в мире

Движущиеся мосты, каменные мосты, исторические мосты, мосты-всемирные легенды, мосты, о которых вы, вероятно, никогда не слышали — все они здесь. В этом перечне даже есть мост, который плавает в воде, и мост, по которому протекает вода. Это топ-30 самых впечатляющих мостов по всему миру.

1. Мост Золотые Ворота (Сан-Франциско, Калифорния)

На момент открытия в 1937 году этот мост, строившийся четыре года, был самым длинным в мире (основной пролет — 1280 метров) и самым высоким подвесным мостом. Золотые Ворота удерживал эти рекорды до 1960-х годов. Также известен благодаря своему цвету — мост частично окрашен в «международный оранжевый», чтобы соответствовать теплым прибрежным окрестностям и выделяться на горизонте для лодочников.

2. Понте-Веккьо (Флоренция, Италия)

Самый старый мост во Флоренции. Перестроенный после наводнения в 1345 году, обновленный в 1565-м. После этого мост через реку Арно заполнили мастерские и дома, которые иногда превышали габариты самого моста. Понте-Веккьо — единственный исторический мост во Флоренции, переживший Вторую мировую войну.

3. Магдебургский водный мост (Магдебург, Германия)

4. Харбор-Бридж (Сидней, Австралия)

Самый большой мост Сиднея, один из самых больших стальных арочных мостов в мире. Длина арочного пролета моста — 503 метра. Одна из главных достопримечательностей Сиднея. Из-за своей примечательной формы мост получил у сиднейцев шуточное название «Вешалка». Был открыт 19 марта 1932 года. Содержит шесть миллионов заклепок. С шириной 48,8 метров считается самым широким арочным стальным мостом в мире, хотя де-факто почти в два раза уступает по ширине Синему мосту в Санкт-Петербурге, длина которого — 32,5 метра над руслом Мойки при ширине 97,3 метра.

5. Разводной пешеходный мост (Халл, Англия)

Этот мост в форме апострофа, сконструированный McDowell + Benedetti и открытый в 2013, имеет удивительный способ трансформации.

6. Виадук Мийо (Мийо, Франция)

На момент строительства Виадук Мийо, открытый в 2004 году, был самым высоким транспортным мостом в мире, одна из его опор имеет высоту 341 метр — немного выше, чем Эйфелева башня, и всего на 40 метров ниже, чем Эмпайр-стейт-билдинг в Нью-Йорке. Общая длина — 2460 метров.

7. Бруклинский мост (Нью-Йорк, США)

Один из старейших висячих мостов в США, его длина составляет 1825 метров, он пересекает пролив Ист-Ривер и соединяет Бруклин и Манхэттен в городе Нью-Йорке. На момент окончания строительства (1883 год) являлся самым большим висячим мостом в мире и первым мостом, в конструкции которого использовались стальные прутья. Мост построен из известняка, гранита и цемента Розенталя.

8. Акаси-Кайкё (Кобе, Япония)

Дважды вошел в Книгу рекордов Гиннесса: как самый длинный подвесной мост (основной пролет — 1991 метр, общая длина — 3911 метров) и как самый высокий мост, поскольку его пилоны имеют высоту 298 метров, что выше 90-этажного дома. Впоследствии его превзошел по высоте пилонов виадук Мийо. Если вытянуть в длину все стальные нити (диаметром 5,23 мм) несущих тросов моста Акаси-Кайкё, то ими можно опоясать земной шар более семи раз. Конструкция стального моста учитывает землетрясения, сильные ветры и резкие морские течения.

9. Мост Риальто (Венеция, Италия)

Самый известный мост Венеции и один из символов города. Изначально был деревянным и неоднократно рушился. В конце XVI века был возведен новый мост из камня, дошедший до наших дней. Мост состоит из одной мощной арки длиной 28 метров, его максимальная высота в центре равна 7,5 метрам, общая длина — 48 метров. Построенный в самом узком месте Гранд-канала, мост опирается на 12 тысяч свай, забитых в дно лагуны. На мосту в арочных галереях расположены 24 лавки (по 6 лавок с каждой стороны), разделенные в центре двумя арками.

10. Бэй-Бридж (Окленд, Калифорния)

Подвесной мост через залив Сан-Франциско между городами Сан-Франциско и Оклендом. Состоит из двух частей: западной подвесной (2822 м) и восточной консольной (3101 м), которые соединены между собой тоннелем под островом Йерба-Буэна. Мост является одним из самых длинных мостов этого типа в мире. Открытый в 1936 году, он заменил сейсмически неустойчивый мост.

11. Понтонный мост Государственная автодорога 520 (Сиэтл, Вашингтон)

Самый протяженный понтонный, проходящий через озеро Вашингтон мост длиной 2350 метров. В его основе — 77 бетонных понтонов.

12. Подъемный мост имени Жака Шабана-Дельма (Бордо, Франция)

Самый длинный вертикальный подъемный мост в Европе — 670 метров — поднимается на 77 метров над рекой Гаронна. Четыре пилона, служащие для вертикального подъема пролета, загораются синим при приливе и зеленым при отливе.

13. Спиральный мост (Сингапур)

Воспроизводящий очертания ДНК, этот мост предлагает пешеходам 280 метров архитектурно-акустической интриги. Строительный материал — сталь различных типов. Имеет пять смотровых платформ.

14. Мост Нанпу (Шанхай, Китай)

Мост Нанпу общей протяженностью 6,5 км и шириной семь молом, который простирается над рекой Хуанпу, замечателен своей закрученной надземной частью.

15. Тауэрский мост (Лондон, Великобритания)

Этот мост через Темзу открыт в 1894 году в восточной части Лондона. Один из символов британской столицы. Является одновременно и подвесным и разводным. Общая длина — 244 метра. Основной пролет — 61 метр. Высота конструкции — 65 метров, ширина — 24.

16. Подвесной мост в парке Капилано (Северный Ванкувер, Канада)

213-метровый пешеходный мост, расположенный на высоте 70 метров над каньоном. Не для слабонервных.

17. Русский Мост (Остров Русский, Россия)

Вантовый мост во Владивостоке через пролив Босфор Восточный, соединяет полуостров Назимова с мысом Новосильского на острове Русском. Второй по высоте мост в мире, его высота составляет 324 метра. Имеет самый большой в мире пролет среди вантовых мостов длиной 1104 метра.

18. Карлов мост (Прага, Чехия)

Древний каменный мост через реку Влтаву. Начало строительства — 1357 год, открытие — 1380-й. Длина моста 520 метров, ширина — 9,5 метра. Мост опирается на 16 мощных арок, облицованных тесаными блоками из песчаника. Его украшают тридцать скульптур преимущественно религиозного содержания.

19. Переход Тиликум (Портленд, США)

20. Мост через залив Ханчжоувань (Чжэцзян, Китай)

Это один из самых длинных трансокеанских мостов в мире — его протяженность 33,6 км. Открытый в 2008 году, он соединяет города Шанхай и Нинбо. Движение по нему осуществляется по трем полосам в каждую сторону. Скорость движения — до 100 км/ч, срок службы более 100 лет. После завершения строительства моста путь между Шанхаем и Нинбо сократился более чем на 160 км. На полпути по мосту построен остров-платформа с центром обслуживания, где водители и пассажиры могут отдохнуть, перекусить и воспользоваться широким спектром услуг.

21. Мост Слауэрхоф (Леуварден, Нидерланды)

Полностью автоматический «летающий» подъемный мост. Поднимается и опускается с одного пилона. Имеет палубу 15х5 м.

22. Мост Конфедерации (Борден-Карлтон, Канада)

Соединяет остров Принца Эдуарда и Нью-Брансуик на материковой части Канады. Был открыт в 1997 году. С протяженностью 12,9 км включая подъездные пути это самый длинный в мире мост, построенный над покрывающейся льдом водой. Опирается на 62 опоры. 44 пролета — основные, длиной по 250 метров каждый. Ширина моста составляет 11 метров, высота моста над уровнем моря в проливе Нортамберленд равна 40 метрам, в центральной части, предназначенной для прохода морских судов, достигает 60 метров. Мост построен с небольшим двойным изгибом в виде буквы S. Это сделано для того, чтобы водители не теряли бдительности на дороге.

23. Мост Миллениум (Гейтсхед, Великобритания)

Первый в мире «наклоняемый» мост, открытый в 2001 году. Основа моста — две стальные арки. Одна из них вздымается над поверхностью воды на 50 м. По другой, расположенной практически горизонтально, движутся пешеходы и велосипедисты, а под ней могут проходить суда небольшой высоты. Когда к мосту приближается высокое судно, неспособное пройти под горизонтальной частью, обе арки как единое целое поворачиваются на 40° вокруг оси, соединяющей их концы: пешеходно-велосипедная палуба моста поднимается, верхняя же арка, наоборот, опускается. Поворот длится не более 4,5 минут, в зависимости от скорости ветра. Когда он завершается, две арки оказываются в «равновесно-поднятом» положении, в котором верхние точки арок возвышаются над поверхностью воды на 25 метров. За этот маневр мост получил прозвище «Подмигивающий глаз».

Классификации мостов

По сроку службы мосты делят на постоянные и временные. К временным относят мосты, срок службы которых не превышает 10 лет. Помимо приведенных, существуют более подробные классификации каждого из видов мостов.

Например: балочные мосты делят на

разводные мосты делят на

  • вертикально-подъемные

Иногда описать конструкцию моста и причислить его к одному из видов, которые приведены в классификациях, не просто. Причиной тому может служить новый материал несущих конструкций или необычное статическое решение моста.

Таблицами не охвачены различные сооружения тоннельного типа, а также водопропускные трубы

Все про мосты и искусственные сооружения

Мостом называется сооружение, обеспечивающее пропуск транспортной магистрали над препятствием.

Мостовое сооружение сос­тоит из береговых опор, промежуточных опор и пролетных строений, перекры­вающих пространство между опорами и передающих вес от нагрузок через опоры на грунты основания.

Строительство мостов и искусственных сооружений отличается специфичностью и неоднородностью технологических процессов, зависящих во многом от конкретных гидрогеологических условий.

По пролетным строениям уложено мостовое полотно, по которому осуществляется движение транспортных средств.

Важнейшие размеры моста следую­щие:

Строительство мостов - stroyone

Основные элементы моста

Пролетные строения мостов (Cross section of bridge beam)

Ванты и подвески мостов

Опора моста

Пилон моста

Схема моста

Строительство моста

За последние годы отечественным и зарубежным мостостроением накоплен громадный опыт исследования, проектирования и индустриального строительства мостов и искусственных сооружений.

В настоящее время наряду с технико-экономической целесообразностью и надежностью сооружения, большое значение придается эксплуатационным достоинствам, безопасности движения и архитектуре.

Сами же мосты классифицируется по ряду признаков, которые вносят ряд своих деталей в проектирование и строительство их. На сегодняшний момент рекордсмены по пролетам являются мосты с металлическими пролетными строениями, их часто именуют металлические мосты.

Проектирование мостов привел к увеличению габаритов проезжей части и подмостовых габаритов, сооружению большого количества косых и криволинейных в плане мостов, к широкому распространению балочно-неразрезных и рамно-неразрезных систем, к созданию пролетных строений с малой строительной высотой.

Заметна тенденция к увеличению пролетов при строительстве мостов и путепроводов. Создание новых конструкций и промышленной базы для их изготовления, техническая оснащенность строительных организаций позволили сделать типовыми пролеты для типовые железобетонные пролетных строений автодорожных и городских мостов больших пролетов.

Строительство мостов и искусственных сооружений настолько многообразен, что методам сооружения посвящается сотни статей каждый год, и в каждой из них можно найти, что-то новое.

Для монтажа конструкций в настоящее время применяется все более совершенное грузоподъемное и транспортное оборудование и механизмы.

Видео строительства мостов

Вспомогательные конструкции для строительства мостов

Опалубочные решения

СВСиУ

СВСиУ — специальные вспомогательные сооружения и устройства для строительства мостов

Изготовление и укрупнение пролетных строений

Изготовление стальных конструкций и их монтаж являются взаимосвязанными операциями. Традиционно металлические конструкции пролетных строений, готовят на заводах мостовых конструкций. Наиболее близки к ним по оснащенности и по квалификации персонала судостроительные заводы, и они легко могут быть переориентированы на выпуск мостовой продукции.

Конструкции с заводов перевозятся на склад на строительной площадке, а далее на место, где ведется их укрупнение и сборка. Монтажные элементы ограничивают по весу и размерам для возможности их перевозки, погрузки и монтажа.

На строительных площадках выполняют сборку конструкции моста, одним из следующих способов:

  • сборка на сплошных подмостях из заводских и укрупненных на площадке элементов; или полунавесная сборка;
  • сборка большими секциями.

Желание перенести большую часть работ со строительной площадки на заводы позволило получать строителям готовые пролетные строения или очень большие монтажные элементы, весом в сотни тонн и длиной в десятки метров.

Сейчас размеры и вес секций определяются подрядчиками исходя из возможностей заводского укрупнения, возможностями погрузки на корабль, возможностями кранового оборудования на монтаже и т.п.

Преимущества монтажа большими секциями, помимо прочего, заключается в том, что основная масса работ переносится на завод либо в иное удобное место, где обеспечены высокие темпы и качество работ.

Выполнять большой объем сварочных и монтажных работ на площадке сложно, так как для этого требуется привлекать квалифицированных сварщиков и монтажников, которые после окончания работ могут быть не востребованы.

Методы монтажа пролетных строений в строительстве мостов

Методы монтажа пролетных строений и элементов мостовых конструкций постоянно совершенствуются для снижения цены и увеличения темпов строительства, но при этом должны определяться технической целесообразностью, безопасностью и стоимостью.

При кажущемся многообразии современных схем монтажа все их можно свести к нескольким, которые существовали еще 100 лет назад. Конечно сейчас грузы, поднимаемые кранами, возросли во много раз, или пролеты надвижки возросли, но суть от этого не меняется.

Ниже будут рассмотрены особенности следующих методов монтажа:

  1. Сборка на сплошных подмостях на месте. или укрупненных секций пролетных строений кранами
  2. Перевозка секций пролетных строений на плаву с установкой на постоянные и временные опоры.
  3. Навесной монтаж
  4. Монтаж канатных элементов мостов комбинированных систем

Стоимость моста складывается из многих затрат, начиная от изысканий и проектирования и кончая затратами, связанными с его сдачей в эксплуатацию. Стоимость монтажа т.е., стоимость работ по строительству самая существенная из затрат и может превышать стоимость материалов и изделий.

Для строительства мостов и труб применяют специальные вспомогательные сооружения и устройства (СВСиУ). Эти конструкции должны обеспечить успешное, безопасное и скорое возведение моста. Эти конструкции и устройства обычно проектирует специальная проектная организация. Заказчик оплачивает их изготовление и монтаж.

Вспомогательные устройства (СВСиУ) при строительстве мостов

При строительстве мостов и искусственных сооружений используют СВСиУ:

  • Вспомогательные (временные опоры) для монтажа пролетных строений
  • Пирсы (для выкатки конструкций)
  • Подмости и ограждения (для размещения людей и оборудования)
  • Шпунтовые стенки, перемычки, бездонные ящики (для устройства фундаментов)
  • Самоподъемные и переставные платформы (для устройства фундаментов)
  • Направляющие каркасы (для погружения свай и шпунта)
  • Cборочные стапели (для укрупнения и сборки пролетных строений)
  • Аванбеки, шпренгели и прочее усиление пролетных строений (при надвижке)
    • пример надвижки пролетного строения

    • Приемные консоли (для опирания конца балки)
    • Анкерные устройства (при навесном и полунавесном монтаже)
    • Устройства для выбирания прогибов консолей (при надвижке)
    • Ходовые части и пути скольжения или качения (при всех монтажных операциях)
    • Пути для передвижки пролетных строений (при всех монтажных операциях)
    • Конструкции для защиты опор от льда и навала судов (при монтажных операциях)
    • Плавучие опоры и якорные системы (для монтажных операций на воде)
    • Плашкоуты из понтонов (для монтажных операций на воде)
    • Подкрановые эстакады (для козловых кранов)
    • Рабочие мостики (для движения строительной техники при монтаже)
    • Временные причалы (для монтажных операций на воде)
    • Конструкции для подводного бетонирования фундаментов.

    Стоимость строительство мостов и искусственных сооружений включает в себя стоимость вспомогательных конструкций, и эта стоимость может быть сопоставимой со стоимостью основных конструкций и даже превышать их.

    Совершенствование конструктивно-технологических решений, дальнейшая индустриализация строительства позволят повысить качество и долговечность мостов, улучшить их внешний вид, сократить продолжительность и трудоемкость строительства, снизить его стоимость.

    Основные требования к проекту моста

    1. Мост должен быть запроектирован таким образом, чтобы он на протяжении проектного срока службы имел соответствующие уровни надежности, и чтобы при этом его стоимость была минимальной. На протяжении проектного срока службы мост должен:
    • Оставаться способным выполнять свою основную функцию;
    • Выдерживать все воздействия, которые могут возникнуть при его возведении и эксплуатации.
    • Расчетная схема не должна быть чувствительна к внешним изменениям (например, просадкам грунта, изменения температуры вечномерзлых грунтов основания, изменения уровня вод, и т.п.);
    • конструкция должна быть жизнеспособной, и выполнять свою основную функцию даже при смещении или повреждении одного из ее основных элементов
      (например, просадка опоры или разрушение ванты или подвески);
    • если это возможно, расчетная схема должна быть выбрана таким образом, чтобы избежать мгновенного разрушения (например, разрушение должно происходить с образованием шарниров, без разрывов);
    • если это возможно, нужно стремиться к заменяемости отдельных элементов, не объединяя их в единую систему (например, ортотропная плита висячего моста Акаши не включена в совместную работу с главными фермами и может быть заменена без особых сложностей).
    • долговременные ситуации, которые отвечают условиям нормальной эксплуатации моста;
    • кратковременные ситуации, которые относятся к временным условиям существования конструкции, например, во время ремонта;
    • случайные ситуации, которые отвечают особым условиям существования конструкции, например, во время повреждения ванты;
    • сейсмические ситуации, которые возникают при воздействии землетрясений.

    Требования к мостовым конструкциям

    Мостовые конструкции должны быть запроектированы таким образом, чтобы выполнялись требования ГОСТ 27751 «Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения по расчету». В ГОСТ дан перечень предельных состояний, которые разделены на две группы.

    Предельные состояния в строительстве

    Дискуссионным является вопрос о том, стоит ли относить к предельным состояниям II группы такие состояния, которые не имеют прямой количественной оценки в расчетах при проектировании конструкций.

    Дефекты мостов

    Например, появление далее приведенных дефектов сокращают срок службы моста и требует проведения специальных мероприятий по их устранению:

    • чрезмерная коррозия элементов;
    • чрезмерные местные пластические деформации второстепенных элементов конструкции (например, продольного ребра ортотропной плиты);
    • чрезмерная вибрация гибких элементов;
    • появление чрезмерной трещины в железобетонной конструкции;
    • разрушение защитного слоя железобетонной конструкции;
    • разрушение покрытия, элементов ограждения, гидроизоляции и т.п.;
    • разрушение элементов деформационных швов.
      Оценка хрупкого разрушения стальных конструкций не требуется, если материалы приняты по мостовым нормам.

    Стоимость проектирования вспомогательный конструкций для строительства мостов

    Стадии проектирования моста

    После получения исходных данных составляют технический проект, в котором важную роль играет вариантное проектирова­ние , в ходе которого проявляются творческие способности, инженерная эрудиция, техническая грамотность авторов проекта.

    Для объективного обоснования принимаемой схемы и конструкций моста составляют варианты разных схем и конструкций с учетом уровня отечест­венного и зарубежного мостостроения.

    Наряду со стремлением разработать ори­гинальную современную схему моста ав­торы проекта должны учитывать сущест­вующую в настоящее время направлен­ность экономики на повышение эффективности капитальных вложений путем индустриализации строительства, при­менения сборных конструкций из эле­ментов заводского изготовления по ос­военной технологии, новых высокопроч­ных материалов, реализации других направлений технического прогресса в мостостроении.

    Чтобы сравнить разработанные ва­рианты моста, необходимо определить их строительную стоимость, а для этого нужно знать объемы основных элементов

    Используют данные типовых проектов, проектов построенных мостов, аналогич­ных или близких рассматриваемым сис­темам. При необходимости производят эскизные расчеты по упрощенным схемам, позволяющие назначить основные размеры конструкций и объемы работ.

    В результате всестороннего анализа и сравнения вариантов принимают опти­мальный вариант для последующей про­ектной разработки.

    На этой стадии про­ектирования уточняют схему моста, разрабатывают конструкции элементов мос­та (опор, пролетных строений), проект организации строительства (ПОС), сос­тавляют смету на строительство.

    Здесь же создают проект производства работ (ППР), в котором составляют чертежи временных устройств, разрабатывают технологические процессы постройки элементов моста и другие материалы, необходимые для выполнения строитель­но-монтажных работ.

    Проекты малых и средних мостов и труб из типовых конструкций разрабатывают в одну стадию в виде техно-рабочего проекта , содержаще­го привязку типовых конструкций к местным условиям.

    Автомобильный мост (road bridge)

    Виды мостов для пропуска автомобильного транспорта

    Для пропуска автомобильного транспорта мосты также делятся по статической схеме на :

    Вантовые мосты

    Виадук Мийо- stroyone.com

    Поперечник Виадука Мийо - stroyone.com

    Висячие мосты

    Пролетное строение висячего моста Great Belt Bridge

    Арочные мосты


    Фермы

    Ферма под автомобильный транспорт

    Ферма под автомобильный транспорт

    Рамные мосты

    Рамный мост

    Консольные мосты


    Балочные мосты

    Монтаж балки краном

    Монтаж монолитной балки

    • технические (расчетно-конструктивные)
    • экономические
    • производственные
    • архитектурно-эстетические и эксплуатационные требования

    Внедрение в практику мостостроения неразрезных и рамных конструкций мостов и путепроводов, температурно-неразрезных пролетных строений на основе стандартных разрезных пролетных строений обеспечивает наилучшие эксплуатационные показатели при одновременном снижении материалоемкости.

    Видео строительства автомобильных мостов

    Атрибуты автомобильный моста

    • необходимую пропускную способность
    • соответствующую пропускной способности дороги, с учетом перспективной интенсивности движения и условий безопасности движения
    • Продольный профиль проезжей части запроектированного моста или путепровода должен быть плавным с минимальным количеством деформационных швов.
    • На сооружение должен быть организован плавный въезд с переходными плитами, уложенными одним концом на мягкую подушку, устраиваемую на насыпи подхода.
    • Поверхностные воды и водные солевые растворы не должны просачиваться к опорам.

    Статической схемы путепроводов

    Балочно-разрезные системы

    Путепровод - балочно разрезной системы

    Балочно-разрезные системы имеют ряд важных преимуществ перед другими системами.

    • Прежде всего они отличаются определенностью статической работы,
    • однотипностью частей
    • простотой изготовления и монтажа, что в большей степени отвечает требованиям индустриализации строительства. Даже применение разрезных сборных балок постоянной высоты при параболическом очертании эпюры изгибающих моментов оправдывается простотой их изготовления без явного перерасхода арматуры.

    При слабых же грунтах разрезные балочные системы с пролетами до 30 м наиболее приемлемы как системы, менее чувствительные к осадкам.

    В малых и средних мостах разрезные пролетные строения можно компоновать в температурно-неразрезные при различных типах опорных частей и жесткости опор, что говорит о большом диапазоне их применения.

    Вместе с тем балочные разрезные системы имеют два принципиальных недостатка:

    • во-первых, большой собственный вес по отношению к временной нагрузке, особенно ощутимый при пролетах более 30 м;
    • во-вторых, разрезные балки имеют большую строительную высоту и требуют применения опор с широкими оголовками для размещения опорных частей и некоторого увеличения высоты подходов.

    Первые объединяют в пролете, вторые — как в пролете, так и на опорах. Опыт строительства неразрезных мостов с пролетами 18; 24 и 30 м свидетельствует об их экономичности и высоких эстетических качествах

    Балочные температурно-неразрезные пролетные строения

    К температурно-неразрезным отнесены также объединенные с консолями подвесные пролетные строения в мостах консольных систем.

    Автомобильный мост температурно-неразрезной системы

    Автомобильный мост температурно-неразрезной системы

    Узел температурно-неразрезного пролетного строения

    Узел температурно-неразрезного пролетного строения

    Конструкция шарнирного сопряжения должна обеспечивать непрерывность одежды ездового полотна и воспринимать усилия в пролетных строениях объедененных в температурно-неразрехные плети, не препятствуя их поворотам.

    Наиболее целесообразно объединение в температурно-неразрезные пролетных строений с пролетами до 33 м включительно.

    Особенно эффективно применение температурно-неразрезных пролетных строений в сейсмически опасных районах, а также при наличии просадочных грунтов в основаниях опор.

    В последнее время в связи с увеличением скоростей и повышением требований к условиям движения при строительстве мостов получают широкое применение конструкции пролетных строений с минимальным количеством деформационных швов.

    Таким требованиям в полной мере отвечают температурно-неразрезные пролетные строения, которые в ряде стран, практически вытеснив разрезные пролетные строения, применяются наряду с полностью неразрезными, особенно широко в районах с просадочными грунтами, а также в районах, подверженных сейсмическим воздействиям.

    Для температурно-неразрезных пролетных строений, сохраняющих в процессе монтажа преимущества разрезных систем, при эксплуатации характерны качества неразрезных:

    • малое количество деформационных швов
    • сглаженный угол перелома над опорами
    • отсутствие загрязнений торцов балок и опорных площадок.

    Это повышает надежность и долговечность конструкций мостов, обеспечивает комфортабельность движения транспортных средств без снижения скоростей.

    17 самых распространённых видов мостов

    Виды мостов. CC0

    Здания и сооружения

    Мост, это своеобразная конструкция, позволяющая преодолевать всевозможные препятствия. Их возводят над реками, горными ущельями и долинами, дорогами. По пропускной нагрузке существуют пешеходные, автомобильные, железнодорожные, метромосты. Современные инженерные сооружения сильно отличаются друг от друга по конструкции и внешнему виду, а мы в нашем небольшом обзоре представим различные типы мостов, раскинувших свои пролёты в разных частях мира.

    Клаппер

    Клаппер. CC0

    Откроет наш список древняя форма, в которой большие плоские каменные плиты опираются на груды камней. Большинство из них были построены в средневековье, чтобы проложить путь через реку или другую преграду.

    Прекрасный пример такого типа, это Постбридж, сооружённый над рекой Ист-Дарт в английском графстве Девон. Его плиты имеют длину более 4 м, а вес каждой плита весит более 8 тонн. Он был построен в XIII веке, чтобы позволить лошадям пересекать реку, доставляя олово в знаменитый город Тависток.

    Ферменный

    Ферменный мост. CC0

    Вместо одной балки, которая должна выдерживать все силы, используется серия балок и ферм. Ферма — это треугольный каркас, который распределяет силы растяжения и сжатия по мосту.

    Есть несколько способов построить мост с фермами, но все они преследуют одну и ту же цель: распределить силы растяжения и сжатия, чтобы конструкция не обрушилась. Ферма придаёт устойчивости всей конструкции, способной выдерживать большие внешние нагрузки на длинном пролёте.

    Арочный

    Арочный мост. CC0

    Их начали возводить ещё в далёкой древности, и они оставались популярными до тех пор, пока промышленная революция и материаловедение не позволили архитекторам создавать более совершенные и эффективные конструкции.

    Нижняя сторона арочного моста выглядит иначе, чем у других типов. У всех изогнутая нижняя сторона, которая выглядит так, будто кто-то вырезал полукруг из нижней части. Часто такие конструкции можно встретить в пределах городов над небольшими речками, но и более массивные, над большими реками.

    Лунный

    Лунный мост. CC0

    Один из самых романтических типов. Полукруглая арка, отражаясь в воде, завершает круг на 360 градусов и напоминает полную луну. Эти сооружения возникли в азиатской культуре. Первоначально они были построены в Китае, а затем завезены в Японию.

    В основном сделаны из камня, дерева и металла. Поскольку они крутые, у них есть то преимущество, что они не используют пространство из прилегающих полей. Это великолепный способ наладить пешеходное движение над конструкцией и движение лодок под ней.

    Подвижный

    Подвижный мост. CC0

    Одни из самых технологически сложных мостов, которые перемещаются, чтобы пропустить лодки и баржи. Это может быть вертикально-подъёмный, подъёмный, поворотный или транспортный.

    Они приводятся в действие электродвигателями, будь то гидравлические поршни, рабочие лебёдки или зубчатые передачи. В целом могут быть довольно длинными. Главный недостаток заключается в том, что дорожное движение должно быть остановлено, когда он открыт для прохода водного транспорта.

    Подчёркнутый ленточный

    Подчёркнутый ленточный мост в Будапеште. CC0

    Напряжённый ленточный мост, который ещё называют цепным, представляет собой натяжную конструкцию. Он имеет два или более подвесных троса, встроенных в деку. Эти тросы проходят по дуге цепной цепи между опорами и обеспечивают жёсткость.

    Конструкция обычно изготавливается из бетона, армированного стальными натяжными тросами. Эти мосты очень эстетичны, экономичны, практически не требуют обслуживания. По мнению редакции ТопКафе, это одни из самых красивых мостов в мире.

    Из коробчатых балок

    Коробчатые балки

    Photograph: Scott Davis , CC BY-SA 3.0, via Wikimedia Commons

    Главные балки состоят из пустотелых коробчатых балок. Коробчатая балка изготавливается из конструкционной стали, предварительно напряжённого бетона или из железобетона и стали.

    Коробка обычно бывает трапециевидной или прямоугольной в поперечном сечении. Это уменьшает толщину плиты, а следовательно, вес всей конструкции. В основном такие мосты используются для развязок автомобильных дорог и современных надземных сооружений легкорельсового транспорта.

    Сегментный

    Сегментный мост. CC0

    В отличие от традиционных методов строительства, которые строят конструкции в виде больших секций, сегментные строятся из небольших частей, называемых сегментами.

    Они состоят из бетонных деталей, которые либо строятся в другом месте и доставляются на строительную площадку, либо полностью строятся на месте возведения. Хотя этот тип конструкции очень экономичен для длинных пролетов, он требует высокотехнологичных машин и особых мер безопасности во время строительства.

    Виадук

    Виадук. CC0

    Виадук состоит из ряда небольших пролётов между высокими башнями. Его цель — провести автомобильную или железную дорогу через долину или заболоченное место. Хотя они намного более рентабельны, чем мосты или туннели с большими пролётами, им обычно не хватает вертикального и горизонтального зазора для больших судов.

    Те, что построены над водой, используют последовательные арки или острова. Обычно они соединяются с туннелями или другими типами мостов для пересечения судоходных вод в виде участков виадуков.

    Консольный

    Консольный мост. CC0

    Построены с использованием консолей, структурных элементов, которые проходят горизонтально и поддерживаются только с одного конца. Для небольших пешеходных мостов консолью могут быть простые балки.

    Консоли полезны для перекрытия водного пути, не разделяя его речными пирсами. В основном они используются для пешеходов, автомобилей и поездов. Самый длинный консольный мост в мире, это канадский Пон-де-Квебек, возведённый в 1917 году.

    Подвесной

    Подвесной мост. CC0

    В подвесных мостах тросы, поддерживающие настил, подвешены вертикально (так называемые подвесы) к основному тросу. Этот основной трос закреплён на обоих концах, поскольку любая нагрузка, приложенная к конструкции, преобразуется в силу натяжения.

    Для строительства подвесного моста требуется меньше материалов, и можно достичь более длинных пролётов по сравнению с другими мостовыми типами. Этот тип лучше всего выдерживает землетрясения.

    Вантовый

    Вантовый мост. CC0

    Вантовые мосты получили широкое распространение с XIX века. Они состоят из одной или нескольких колонн (или башен) с тросами, непосредственно поддерживающими настил. Колонны поглощают и справляются с усилиями сжатия.

    В отличие от подвесных, у этого типа есть тросы, которые идут прямо от башни к палубе, образуя серию параллельных линий или веерообразный узор. В этом диапазоне вантовый мост остаётся экономичным и элегантным благодаря относительно небольшой глубине балки.

    Балочный

    Балочный мост. CC0

    При возведении в них используются стальные или бетонные балки. Балка — это основная горизонтальная опора, которая поддерживает меньшие балки на настиле.
    Балочные мосты прошли долгий путь от их ограниченного применения с короткими пролётами до рентабельной функциональной формы, став одним из наиболее широко используемых типов мостов. Сейчас в таких типах используются современные, более прочные материалы.

    Эстакада

    Эстакада. CC0

    Крестовина состоит из нескольких коротких пролётов, поддерживаемых близкорасположенными рамами. Козел, который используется в качестве опоры моста, представляет собой жёсткий каркас из дерева или железа.

    Железные и деревянные эстакады широко использовались во всём мире в XIX столетии. Хотя эти мосты в значительной степени устарели, они по-прежнему неоценимы для инфраструктурных транспортных систем. Например, стальные или деревянные эстакады часто сооружают в местах, где засыпанный мост может блокировать потенциальные паводковые воды.

    Вантовый с консольным лонжероном

    valencia bridge. CC0

    Современная разновидность вантового моста. В такой конструкции распределение сил не зависит исключительно от консольного действия лонжерона (опорной башни). Распределение веса в лонжероне и угол между лонжероном и мостом играют важную роль в снижении опрокидывающих сил, приложенных к лонжерону основания.

    Иногда лонжерон поднят до угла, при котором он уравновешивается структурным хвостовым оперением. Многие конструкции имеют изогнутый назад лонжерон, который выдерживает вес палубы.

    Вантовый с боковым лонжероном

    Вантовый с боковым лонжероном. CC0

    Довольно необычный мост, в котором кабельная опора не перекрывает проезжую часть. Вместо этого он консольный с одной стороны. Кабельные трассы обычно выровнены по средней линии всего сооружения. Силы передаются через тросовые опоры, затем через опоры сжатия и далее в фундамент.

    Такие необычные инженерные сооружения подходят для регионов, где дорога идёт вверх по течению, пересекает ручей и поворачивает обратно на другой стороне в направлении вниз. Построив часть поворота на конструкции, можно сделать поворот плавным, что позволит транспортным средствам двигаться быстрее.

    Спиральный

    Спиральный мост

    Фото: Jakob Montrasio from Saarbrücken , Germany, CC BY 2.0, via Wikimedia Commons

    Такой вид конструкции пересекает собственную дорогу и полезен на крутых склонах. Конструкция поднимается по устойчивой кривой до тех пор, пока не закроет петлю, проходя над собой по мере увеличения высоты, позволяя транспортным средствам набирать высоту на относительно коротком горизонтальном расстоянии.

    Это лучшая альтернатива зигзагообразным дорогам, позволяющая избежать остановки транспортных средств и изменения направления движения при подъёме или спуске. Такой же дизайн характерен для многих многоэтажных автостоянок.

    Мосты широко представлены в фольклоре разных народов мира. К примеру, в русских сказках встречается Калинов мост, переброшенный через реку Смородину. Считается, что он соединяет мир живых и мёртвых. В скандинавских сагах существует таинственный биврёст — «дрожащий мост», который соединяет небесный город Астрад с другими территориями и мирами. Редакция TopCafe просит вас добавить в комментариях к статье какие ещё виды мостов вы бы хотели здесь увидеть.

    Читайте также: