Вид духовной живописи на досках масляными красками

Обновлено: 07.07.2024

Русь изначальная

А. Культура древней Руси основывается на языческих верованиях и обычаях.

Б. Большой вклад в культуру древней Руси внесло христианство.

Верны оба суждения

Оба суждения неверны

Установите соответствие между понятиями, связанными с храмовой архитектурой древней Руси и определениями. Полученный ответ впишите в таблицу:

Место в храме, с которого произносится проповедь

Помещение перед входом в главную часть храма

Выступ в восточной стене храма, в котором располагается алтарь

Помещение в храме для молящихся перед алтарем

Верны ли следующие утверждения?

А. В правление Ярослава Мудрого основываются Софийские соборы в Киеве и Новгороде.

Б. Правление Ярослава Мудрого связано с принятием Русью крещения.

Верны оба суждения

Оба суждения неверны

Укажите памятники Новгородского зодчества 12 века

Собор Киево-Печорской лавры

Георгиеский собор Юрьева монастыря

Церковь Спаса не Нередице

Выберите правильное сочетание букв:

картина, выложенная из кусочков цветных минералов или смальты

вид духовной живописи на досках масляными красками

расплавленный до получения стекловидной массы цветной песок

живопись водяными красками по сырой штукатурке

С внутренней стороны стены храмов украшались

Установите соответствие между понятиями, обозначающими умения древнерусских мастеров, и определениями. Полученный ответ впишите в таблицу:

живопись водяными красными по сырой штукатурке

свод правил, в соответствии с которым писались иконы

припайка узора из мелких шариков

вид духовной живописи на досках

напайка узоров из тонкой золотой и серебряной проволоки

О какой иконе идет речь: « Икона греческого письма, созданная в начале 12 века, привезена из Византии в храм на Вышгороде, впоследствии вывезена оттуда князем Андреем Боголюбским и ставшая покровительницей Суздальской земли»?.

Ангел Златые Власы

Тихвинская Богоматерь

Подолом в древнем Киеве называли

Укрепленный во времена Владимира центр города

Торгово-ремесленную часть города вдоль берега Днепра

Пещеры на берегу Днепра, где был основан монастырь

Жилая часть русского дома

Помещение в доме для хранения продуктов

Подсобные неотапливаемые помещения

Помещение для содержания скотины

49. Городской дом, в три яруса, со светлицей именовался

51. В каком из памятников древнерусской литературы есть такие строки: «О светло-светлая, и украсно-украшена Земля Русская… И многими красотами удивлена еси… Всего еси исполнена Земля Русская»? Ответ впишите в строку.

Ответ: ____________________________ (Слово о погибели земли Русской»)

52. Верны ли следующие утверждения?

А. В условиях сурового климата в русском крестьянстве вырабатывались черты общинного коллективизма.

Б. Большое влияние на развитие русского общества оказывали климатические и географические условия.

Верны оба суждения

Оба суждения неверны

53. Замедленные темпы развития российской цивилизации были связаны с

изнурительной борьбой против внешних врагов

освоением обширных малоосвоенных земель

заимствованием восточных культурных традиций

борьба с трудными природными условиями

отсутствием своей письменности

Задания повышенного уровня сложности.

1. Укажите две характерные особенности культуры Древней Руси. Назовите три произведения древнерусского изобразительного искусства и архитектуры.

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

1. В качестве основных черт могут быть указаны:

Сочетание языческих и христианских традиций;

Воспевание красот природы, земной жизни;

Оптимистическое восприятие жизни;

Влияние византийского искусства.

Могут быть указаны и иные черты.

Указания к оцениванию

Указана одна черта

Черты не указаны или указаны неверно

В числе примеров могут быть указаны:

Икона Владимирской божьей матери;

Фрески и мозаики Софийского собора в Киеве;

Золотые ворота в Киеве

Спасо-Преображенский собор в Чернигове;

Икона «Ангел Златые власы».

Могут быть указаны и другие примеры.

Указания к оцениванию

Указаны не менее трех примеров

Указаны два примеры

Указан один пример, примеры не указаны или указаны неверно

Максимальный балл за все задание

2. Из книги Золотухиной Н.М. «Развитие русской средневековой политико-правовой мысли».

«Трактат Иллариона был высоко оценен как современниками, так и потомками. На протяжении веков он формировал политическое сознание многих поколений писателей и мыслителей. Поставленные в нем политико-юридические проблемы обсуждались в течение всего средневекового периода, и многие из них сохранили свое значение и в Новом времени. К их числу прежде всего следует отнести соотношение права и нравственности, понятие о верховной власти, законности происхождения властных полномочий главы государства, реализации власти в законных пределах, ответственности правителя перед подданными, определение курса внешней политики.

Илларион нарисовал идеальный образ великого князя как верховного правителя христианского типа, выработав для этого определенные критерии морального и юридического характера, с помощью которых производил оценку личности правителя и его деятельности как главы государства.»

Как оценивается значение трактата Иллариона современным историком? Приведите две цитаты в качестве аргументов..

Какие политико-правовые проблемы поднимает Илларион? Перечислите четыре из них.

Каким представляется Иллариону образ идеального князя?. Кто из киевских князей, на ваш взгляд, в наибольшей степени соответствовал образу Иллариона? Ответ аргументируйте.

3. Из «Поучения детям» князя Владимира Всеволодовича Мономаха.

«Прежде всего, бога ради и души своей, страх имейте божий в сердце своем и милостыню подавайте нескудную, это ведь есть начало всякого добра. Научись, верующий человек, быть благочестию свершителем, научись, по евангельскому слову, «очам управлению, языка воздержанию, ума смирению, тела подчинению, гнева подавлению, иметь помыслы чистые, побуждая себя на добрые дела. ».

Всего же более убогих не забывайте, но, насколько можете, по силам кормите и подавайте сироте и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильным губить человека. Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его; если и будет повинен смерти, то не губите никакой христианской души. Говоря что-либо, дурное или хорошее, не клянитесь богом, не креститесь, ибо нет тебе в этом никакой нужды. Если же вам придется крест целовать братии или кому-либо, то проверив сердце свое, на чем можете устоять, на том и целуйте, а поцеловав, соблюдайте, чтоб, преступив, не погубить души своей. Епископов, попов и игуменов чтите, и с любовью принимайте от них благословение, и не устраняйтесь от них, и по силам любите и заботьтесь о них, чтобы получить по их молитве от бога. Паче же всего гордости не имейте в сердце и в уме, но скажем: смертны мы, сегодня живы, а завтра в гробу; все это, что ты нам дал, не наше, но твое, поручил нам это на немного дней. Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев, В дому своем не ленитесь, но за всем сами наблюдайте. На войну выйдя, не ленитесь, не полагайтесь на воевод. Куда бы вы не держали путь своим землям, не давайте отрокам причинить вред ни своим, ни чужим, ни селам, ни посевам, чтобы не стали проклинать вас. Куда же вы пойдете и где остановитесь, напоите и накормите нищего, более же всего чтите гостя. Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны. Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите. А вот вам основа всему: страх божий имейте превыше всего.

Что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь. »

Охарактеризуйте основную идею «Поучения». К кому оно обращено?

Какие основные наставления дает князь Мономах? Как оно характеризуют облик самого князя?

Подтвердите двумя аргументами вывод о том, что в сочинении Мономаха закладываются православные ценности.

4. На основании приведенного фрагмента определите к кому обращены слова митрополита Иллариона:

Вид духовной живописи на досках масляными красками

МХК - просто и интересно.

Персональный сайт учителя МХК Степановой Елены Вадимовны.

Готовимся к тесту.

КУЛЬТУРА КИЕВСКОЙ РУСИ

Культура - совокупность материальных и духовных ценностей, создаваемыми людьми в процессе их общественно- трудовой практики.

Культура каждого народа - часть мировой культуры, результат творческих усилий, включающий всё, что создано умом и руками человека.

Киевская Русь (IX - н. XII вв.)

Былины киевского цикла (о богатырях Илье Муромце, Алеше Поповиче, Добрыне Никитиче, князе Владимире)

и новгородского цикла (купец Садко).

Центр летописания Киево-Печерская Лавра. Самая известная летопись - "Повесть временных лет" Нестора летописца 1113 г., (при Владимире Мономахе). Это общерусский летописный свод, текст включает летописные своды XI в. и другие источники. История Руси в "Повести временных лет" связана с всемирной историей и историей славянства. Положена в основу большинства сохранившихся летописных сводов.

3) Переводы с греческого языка

«Остромирово Евангелие» - древнейший датированный памятник старославянской письменности русской редакции (1056-1057). Названо по имени новгородского посадника Остромира, для которого Евангелие было переписано на Руси дьяконом Григорием с болгарского оригинала. Пергаментная рукопись 30 на 35 сантиметров с высокохудожественными миниатюрами искусно орнаментирована и написана кириллицей.

4) Сочинения русских авторов

"Слово О законе и благодати" (1037 – 1050) гг. митрополита Илариона. "Слово О законе и благодати" - одно из самых ранних (написано между 1037-1050 г.г.) и выдающихся произведений древнерусской литературы. Митрополит говорит о русском народе как о целостности, объединенной под властью Божией вокруг религиозного христианского начала, идеал которого воплощен в Православной Церкви. Само “Слово” является едва ли не единственным памятником XI в., в котором употреблено словосочетание “русский народ”, а не обычное для того времени понятие “Русская земля”.

В 1051г. Иларион стал митрополитом, он первый русский митрополит, до этого митрополитами были иностранцы. Это время правления Ярослава Мудрого (1019-1054).

Возникает новый литературный жанр - жития святых (поучительный текст).

5) Наверное, в отдельную категорию нужно выделить крупнейший юридический памятник средневековья «Русскую правду» (начало1015г)- свод законов Древнерусского государства, составление которого началось при Ярославе Мудром. В ряде случаев это единственный источник по социально- экономической истории. Включает: отдельные нормы "Закона Русского", Правду Ярослава Мудрого, Правду Ярославичей, Устав Владимира Мономаха и др. Защита жизни и имущества княжеских дружинников и слуг, положение зависимых людей, обязательственное и наследственное право и т. д. 3 редакции: Краткая, Пространная, Сокращенная.

Расцвет древнерусской литературы.

"Слово о полку Игореве", повесть о неудачном походе на половцев Новгород - Северского князя Игоря в 1185г- 1187г. Основная идея слова – единство русской земли, перед лицом общерусской опасности.

«Слово Даниила Заточника» (1197 г), в форме афоризмов характеризует разные стороны русской жизни к. XIIв.

«Моление Даниила Заточника» (1229г).

«Слово» - челобитная, направленная неким Даниилом, заточенным на озере Лаче (отсюда - «Заточник»), князю Ярославу Владимировичу. Автор «Слова» начитанный и умный человек. Автор «Моления» - сын рабыни, укрывшийся под именем Даниила почти через 30 лет. «Моление» включает в себя почти все «Слово Даниила Заточника» и ряд новых интересных афоризмов. Оно адресовано переяславскому князю Ярославу, сыну Всеволода Большое Гнездо.

"Поучение детям" Владимира Мономаха- 1099г. "П." написал великий князь киевский Владимир Мономах (1053-1125). Произведение состоит из собственно "Поучения", "Автобиографии" и письма ("Грамотицы") князю Олегу Святославовичу.

Распространение письменности - с конца IX в.

У древних славян существовали 2 азбуки: кириллица и глаголица.

Кириллица - система славянского письма на основе греческого алфавита. Основатели - византийские монахи братья Кирилл (в миру Константин Философ) и Мефодий. Глаголица, в основном, использовалась для тайнописи еще с IX в.

Реформа алфавита при Петре I (в 1708 г.): замена церковного старославянского шрифта гражданским, затем, реформа алфавита в 1918 г.

Былины - эпические песни, сложенные народом в Древней Руси и отразившие историческую действительность главным образом 11-16 вв.

Летописи - исторические произведения 11-17 вв., в которых повествование велось по годам. Рассказ о событиях каждого года в Л. обычно начинался словами: "в лето" - отсюда название - летопись.

Литература - [лат. lit(t)eratura, буквально - написанное, от lit(t)era - буква],один из основных видов искусства - искусство слова. В общем смысле то же, что письменность, то есть совокупность всех письменами начертанных на камнях, папирусе, коже, бумаге и проч. произведений человеческого творчества. Различают научную, публицистическую, справочную, эпистолярную и др. литературу

Киевская Русь (IX - н. XII вв.)

После принятия христианства (988), велико влияние Византии, православных греков на архитектуру Руси. Крестово-купольный тип храмов.

Владимир Святой (980-1015): Церковь святого Василия, первая каменная церковь - церковь Богородицы (Десятинная) в Киеве. (989-996). От Десятинной церкви остался только фундамент, её сожгли монголо - татары. Каменное строительство на Руси началось с конца X в., сначала в камне возводились только церкви.

Ярослав Мудрый(1019-1054): собор святой Софии в Киеве (1037-1054), на месте, где в 1036 г. Ярослав разбил печенегов. Золотые ворота в Киеве - парадный въезд в столицу; соборы св. Софии в Новгороде (1037-1050), в Полоцке (сер XI в). Величественная и торжественная архитектура.

Главные соборы в разных городах назывались Софийскими по двум причинами: во-первых, это повторение названия центрального храма Византийской империи- Софии Цареградской (ныне мечеть в Стамбуле); во-вторых, храмы посвящались «софии премудрости божьей» - богу, творцу мира.

Новгород - соборы Антониева и Юрьева (Георгиевского) монастырей. Строгие храмы простых форм, без украшений - «храмы – стражи».

Церковь Спаса на Нередице (1198).

Владимиро-Суздальское княжество: Золотые

Ворота (1158 -1164), Успенский (1158 - 1160), Дмитриевский (1194 - 1197) соборы во Владимире. Церковь Покрова на Нерли (1165), замок в Боголюбове. Пышная и одновременно строгая архитектура.

Украшение соборов: мозаики и фрески.

К временам Киевской Руси относятся появление церковной живописи и зарождение особого отношения в русской культуре к иконе. Для русского народа в ней отражалось видение мира, философия жизни, важнейшие эстетические представления. Широкую панораму живописи той поры дают мозаичные и фресковые произведения Софийского собора в Киеве. Все они посвящены важнейшим библейским сюжетам и отображают своеобразное видение православного христианства русскими и византийскими мастерами

В наиболее освещенной части храма располагались мозаичные полотна, например, «Евхаристия» и «Богоматерь Оранта» в Киевском Софийском соборе.

Фрески на библейские и евангельские и даже светские сюжеты (сцены охоты в лестничных башнях Киевской Софии) украшали русские храмы.

Однако уже с XII в. Искусство мозаики умирает, уступая место иконописи и фреске.

Самая известная икона на Руси XI-ХII в. - "Владимирская богоматерь" неизвестного греческого автора.

В XII в. появились и собственные древнерусские иконы («Ярославская Оранта»). На рубеже XII- XIII вв. Зародились национальные иконописные школы.

Архитектура - [лат. architectura, от греч. architeкtón - строитель], зодчество, система зданий и сооружений, формирующих пространственную среду для жизни и деятельности людей, а также само искусство проектирования и строительства зданий и создания художественно выразительных ансамблей.

«Евхаристия» - [Eucaristia - благодарение], Таинство евхаристии было установлено Иисусом Христом на Тайной Вечере. По учению православной церкви, при совершении таинства евхаристии, хлеб и вино преосуществляются в плоть и кровь Иисуса Христа, которыми совершается таинство причащения.

Живопись - вид изобразительного искусства, художественные произведения, которые создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо твёрдую поверхность.

Икона - [от греч. eikón - изображение, образ], в христианской религии (православии и католицизме) в широком смысле - изображение Иисуса Христа, богоматери и святых, которому церковь приписывает священный характер; является предметом культа. В узком значении - произведение станковой живописи, имеющее культовое назначение. В католицизме преобладают скульптурные изображения, в православии - живописные на дереве.

Иконопись - вид живописи, религиозной по темам и сюжетам, культовой по назначению.

Мозаика - [франц. mosaique, итал. mosaico, от лат. musivum, буквально - посвященное музам], изображение или узор, выполненные из однородных или различных по материалу частиц (камень, смальта, керамическая плитка, галька); один из основных видов монументально-декоративного искусства. Русская мозаика - изготовленная из тонких пластинок дорогих пород камня, подобранных так, что украшаемая вся мозаика кажется выполненной из целого камня. Византийская мозаика - мозаика, составленная из мелких, преимущественно одинаковых по размеру частиц.

"Одигитрия" - Путеводительница, на которой Младенец и Мария прямо обращены к молящемуся."Оранта" -"молящаяся", тип изображения, когда Богородица изображена с поднятыми вверх руками. "Великая Панагия"- на груди Оранты в кругу славы рисуется Младенец. "Знамение" - то же самое, но Мария изображена по пояс.

Фрески - [от итал. fresco, буквально - свежий]- техника живописи красками (на чистой или известковой воде) по свежей, сырой штукатурке, которая при высыхании образует тончайшую прозрачную плёнку кристаллического карбоната кальция, закрепляющую краски и делающую Ф. долговечной.

Тест по теме «Культура Киевской Руси».

1. Произведением древнерусской литературы домон­гольской эпохи является

1) «Слово о Законе и Благодати».

2) Послание Серапиона Владимирского

3) Послание Феодосия Печерского

4) Житие Александра Невского

2. После принятия христианства на Русь из Византии пришла иконопись. Икона - это

1) картина, выложенная из кусочков цветных минералов или смальты

2) вид духовной живописи на досках масляными

3) расплавленный до получения стекловидной массы цветной песок

4) живопись водяными красками по сырой штукатурке

3. Первым монастырем в древней Руси стал(а)

1) Выдубицкий монастырь

2) Киево-Печорская лавра

3) Троице-Сергиева лавра

4) Псково-Печорская обитель

4. Тип храма, получивший распространение в древне­русском государстве

5. Князь Ярослав Мудрый основал многие христианс­кие храмы. Среди построенных при нем храмов -

1) Церковь Успения Богородицы в Киеве

2) Софийские соборы в Киеве, Новгороде и Полоцке

3) Успенский собор и церковь Покрова на Нерли во

4) Церковь Спаса на Нередице и церковь Николы на

Липне в Новгороде

6. О каких находках ученых-археологов во время раско­пок в Новгородской земле идет речь в книге В.Л. Яни­на: "Большинство их сохранилось в обрывках. Они встречались в слое подобно таким привычным для археолога массовым категориям находок, как напри­мер, железные ножи или стеклянные бусы"?

1) письменах на рисовой бумаге

2) берестяных грамотах

3) письменах на деревянных табличках с воском

4) пергаментных свитках

7. Первым из центров древней Руси, население которо­го было обращено в новую веру - христианство, стал

8. Создатели славянской письменности, "славянские апостолы", как их именовали - это

1) Кирилл и Мефодий

9. Культура древней Руси имела ряд характерных при­знаков. Найдите их в предлагаемой перечне.

1) влияние византийской культуры

2) переплетение христианских и языческих традиций

3) решающее воздействие культуры Степи

4) единство языка, быта, образа жизни народа

5) в основе культуры - античное наследие

10. Исключи лишний элемент в ряду

  1. Скань
  2. Зернь
  3. Перегородчатая эмаль
  4. Смальта

11. Школы для обучения грамоте и арифметике в Древ­ней Руси открывались при

1) боярских палатах

2) церквах и монастырях

3) княжеских дворцах

12. Как называется роспись по сырой штукатурке красками, разведенными на воде?

13. Древнерусские храмы украшались мозаикой -

1) картинами, выложенными из кусочков цветных

2) духовной живописью на досках масляными

3) резьбой по камню или дереву

4) живописью водяными красками по сырой штукатурке

14. Главный собор древнего Владимира -

1) Христа Спасителя

15. Церковь, построенная в конце X века князем Влади­миром, была названа

1) Христа Спасителя

3) Десятинная Успенская

16. Какое из названных произведений является летописным

1) Слово о Законе и Благодати

2) Слово о полку Игореве

3) Слово о погибели Земли Русской

4) «Повесть временных лет»

17. В древней Руси неизвестными сказителями было сложено множество былин о богатырях. Известны­ми богатырями - героями древнерусских былин яв­ляются

Читайте также: