Вентиляция в вагоне не работает

Обновлено: 08.07.2024

Неисправности систем вентиляции и кондиционирования воздуха

При подготовке вагонов в очередной рейс вентиляционный агрегат необходимо проверить. Необычный шум во время работы, длительное колебание стрелки амперметра и повышенное потребление тока свидетельствуют о неисправности системы вентиляции. Наиболее часто встречаются следующие неисправности вагонных вентиляционных устройств: подача недостаточного количества воздуха в вагон, плохая очистка подаваемого воздуха, неравномерность распределения воздуха по вагону (вторая половина вагона слабо вентилируется), подача внутрь вагона холодного воздуха зимой.

Недостаточная подача воздуха может быть из-за загрязнения фильтров, неправильного положения регулирующих заслонок, засорения труб воздухоподогревателя, недостаточной частоты вращения вала электродвигателя, вращения рабочих колес вентиляторов в обратную сторону, наличия отверстий в брезентовой обшивке расширяющегося канала (диффузора).

Признаком неудовлетворительной очистки воздуха служит налет пыли внутри вагона. Основными причинами такой неисправности могут стать загрязнение или повреждение фильтров; применение сухих, непромасленных фильтров, а также имеющих сетки с увеличенными ячейками или уменьшенное число слоев сеток; неплотность посадки фильтров в гнездах; чрезмерная запыленность воздуховода; отсутствие сеток у воздухоприемных каналов.

Неравномерное распределение воздуха по вагону происходит из-за неправильной регулировки открытия отверстий в потолочных воздуховыпускных решетках или повреждения этих решеток, наличия в канале воздуховода посторонних предметов, повреждения воздуховода.

Подача холодного воздуха внутри вагона может быть вследствие: неправильного положения заслонок (обходной канал расширителя-воздухоподогревателя открыт); снижения уровня воды в воздухоподогревателе, когда вода идет только из нижнего водопробного крана; отключения воздухоподогревателя в вагонах купейных и межобластных; перекрытия циркуляционной трубы воздухоподогревателя; неправильного положения заслонок в купейных вагонах, когда вентилятор всасывает только наружный воздух; неприменения искусственной циркуляции воды в системе отопления при низких температурах наружного воздуха; низкой температуры воды в котле (менее 50—60° С) при значительных морозах; сильного загрязнения поверхности воздухоподогревателя.

Если холодильная установка системы кондиционирования воздуха не вырабатывает холод или вырабатывает недостаточно, это является признаком отсутствия или недостатка хладагента в системе. Тогда установку надо выключить и на конечной станции проверить систему и пополнить хладоном-12. В случае нагрева верхней части компрессора до температуры выше 100° С или появления стука в компрессоре установку следует выключить до прибытия на станцию назначения.

В случае когда установка кондиционирования воздуха вышла из строя во время работы в режиме «Охлаждение», необходимо осуществлять вентиляцию вагона по летнему режиму, как в вагонах, не имеющих холодильной установки.

Нередко бывают случаи, когда установка не включается при наличии напряжения в силовой цепи. Это бывает, как правило, из-за перегорания плавкой вставки предохранителя или срабатывания автоматического выключателя в цепях защиты. В таких случаях надо выяснить причину срабатывания элементов защиты, а затем заменить предохранитель или включить автомат.

Работа вентилятора осуществляется автоматически в заданном режиме (зимнем или летнем) в зависимости от температуры в канале приточной вентиляции и в вагоне, контролируемой термодатчиками. При выходе термодатчика из строя можно переключить вручную на любую скорость. О работе вентилятора сигнализирует лампа на пульте управления в служебном отделении.

На панели перегородки между четвертым и пятым купе установлены датчики на температуру 18,24 0 С, осуществляется автоматический режим работы высоковольтных нагревательных элементов котла отопления и вентиляции. В качестве приборов автоматического управления работой системы вентиляции применяются ртутные термоконтакторы типа ТК -5 2А. Ртутныйтермоконтактор представляет собой капилярную стеклянную трубку с колбочкой, заполненной ртутью. Внутрь капиляра введены контакты, которые с наружной стороны припаяны к изолированным медным проводам. Термоконтактор имеет рабочий и соединительные контакты. При включении термоконтактора в цепь постоянного тока "минус" источника тока подключается к соединительному (нижнему контакту).




Термоконтакторы на температуру включения 24 и 26 0 С установлены на одной панели с датчиками, управляющими автоматической работой нагревательных элементов котла.

В вентиляционном канале установлены термоконтакторы на температуру включения 16 и 18 0 С.

Термокантокторы в зависимости от температуры окружающей среды через схему автоматики воздействуют на переключение двигателя вентиляционной установки на разные режимы работы.

При выходе из строя термодатчика переключателем на передней панели распределительного шкафа вентилятор переключается на ручной режим и соответствующую скорость.

Как побороть духоту в поезде. Важная инструкция

В разгаре лето, сотни поездов везут пассажиров на отдых, в том числе в южных направления. К сожалению, еще далеко не все вагоны российских поездов дальнего следования оборудованы кондиционерами. Но мало кто знает, что при этом абсолютно во всех вагонах есть и должна работать вентиляция.

Если вы едете в поезде с кондиционером, то тут все довольно просто. Температура в вагоне с кондиционером летом должна находиться в диапазоне от +22 до +26 градусов.

Если кондиционера нет, то в вагоне может быть абсолютно любая температура. Как правило, в вагонах без кондиционера все-таки открываются окна и пассажиры могут проветрить свое купе. Однако это не всегда приятно, особенно пассажиру едущему на верхней полке по ходу движения. Да и в купе со служебным выходом окно не открывается. Кроме того, при открытом окне становится шумно и многие не могут спать.

В этом случае на помощь придет приточная вентиляция. Она не умеет остужать воздух, но умеет брать его с улицы и загонять в вагон – той же температуры, что и за бортом. По непонятным причинам проводники очень не любят ее включать, хотя она есть в каждом вагоне и должна работать круглый год, в том числе зимой.

«5.1.34. Система вентиляции должна быть рассчитана на непрерывную работу для обеспечения подачи наружного воздуха летом не менее 20 куб. м/ч и зимой не менее 10 куб. м/ч на каждое место в вагоне. При этом концентрация двуокиси углерода в купе не должна превышать 0,1 об.%», – говорится в документе «Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.03.2003» , размещенном на сайте РЖД.

Проводники поездов нарушают инструкции по вентиляции, из-за этого вагоны становятся рассадником вирусов

Вагоны поездов дальнего следования являются благоприятной средой для распространения вирусов гриппа и ОРВИ. Это связано с тем, что проводники не следят за работой вентиляции должным образом, а некоторые пассажиры постоянно жалуются, что им дует. Еще одна проблема – конструктивные недостатки вагонов, утверждает наш читатель, адресовавший письмо на эту тему президенту России.

Проблема, о которой Алексей написал в администрацию президента РФ, актуальная для большинства моделей вагонов поездов дальнего следования. Мы писали о ней неоднократно.

«Проводники нарушают инструкцию»

Дело в том, вагоны в последнее время делают герметичными и в случае, если выключена вентиляция, довольно быстро в поезде становится душно. Правила Роспотребнадзора регламентируют, что приток наружного воздуха должен осуществляться постоянно, однако на деле поездные бригады часто (почти всегда) нарушают эти инструкции.

Отверстия для притока наружного воздуха в потолке в купейном вагоне риц Отверстия для притока наружного воздуха в потолке в купейном вагоне риц

«Проблема в том, что вагоны имеют конструктивные недостатки – если зимой ставить на автоматику вентиляцию и климат-контроль – многим пассажирам начинает казаться, что им сильно дует (напишу прямо – это люди, одетые не по зимней погоде в вагоне, в очень легких майках, а то и вообще без них). Других (более мягких) режимов вентиляции автоматика не дает (только включено или выключено – вместо двух-четырех разных положений).

В результате проводники нарушают инструкцию и переводят вентиляцию в ручной режим – то есть включают по своему ощущению свежести воздуха, раз в час, на 3-5 минут. Ночью они могут вообще забыть включать вентилятор», – пишет Алексей в обращении к президенту.

Читатель возмущается, что контролирующие органы не обращают внимания на этот аспект.

«Я опрашивал десять проводников и ни один проводник не припомнил, чтобы за десять лет хоть один раз был бы контроль воздуха в вагоне на содержание СО2 и 02, контроль вентиляции и т.п. Речь идет не о температуре воздуха о которой так любят отвечать службы РЖД и проводники, что у них «20-24 как положено», а именно о приточном воздухе. Ведь сейчас все вагоны герметичны», – продолжает читатель.

Идеальное место, чтобы заболеть

«Получается и некомфорт для нормальных пассажиров и повышенная заражаемость. По своему опыту скажу, что после поездок зимой в перетопленных душных вагонах, я часто болел через 1-2 дня ОРЗ», – пишет Алексей.

Действительно, давно доказано научно, что спертый воздух в помещении, где скапливается много людей является одной из главных причин заболевания вирусными инфекциями.

В этом смысле непроветриваемые вагоны на 36 или 54 человека – идеальное место, чтобы заболеть. К сожалению, этого не понимают ни проводники, ни пассажиры, которые считают, что они заболеют оттого, что им «дует», а не из-за духоты и спертого воздуха, в котором находятся вирусы.

Как бороться с духотой в вагонах и что говорить проводнику, чтобы отстоять свое право дышать свежим воздухом, можно прочитать здесь .

Техническая эксплуатация системы вентиляции пассажирского вагона

Система вентиляции воздуха предназначена для удаления воздуха из помещений вагона и замены его чистым наружным воздухом.

Содержание

Классификация

Существует два вида вентиляции: естественная и принудительная. В пассажирских вагонах применяется как естественная, так и принудительная (механическая) вентиляция. По принципу работы вентиляцию разделяют на приточную, вытяжную и приточно-вытяжную.

Естественная вентиляция осуществляется с помощью неподвижных устройств и не требует затрат энергии, а принудительная с помощью центробежных или осевых вентиляторов и требует постоянной затраты энергии, в основном – электрической.

Функция системы вентиляции

Современные пассажирские вагоны оснащены приточной вентиляцией, с использованием центробежных вентиляторов, которая:

  • создает необходимый воздухообмен, благодаря чему воздух внутри вагона обеспечивается достаточным количеством кислорода и ограничивает содержание углекислого газа, пыли и гнилостных примесей, образующихся в результате жизнедеятельности пассажиров;
  • создает подвижность воздуха в зоне пребывания пассажиров;
  • создает подбор воздуха в вагоне, препятствуя тем самым проникновенность внутри воздуха, не очищенного от пыли, зимой – не нагретого, а летом неохлажденного воздуха, поступающего через неплотности в ограждениях;
  • совместно с системой кондиционирования воздуха охлаждает вагон;
  • при калориферном отоплении совместно с системой отопления обогревает вагон;

Естественная вентиляция

Естественная вентиляция (через открытые окна) является наиболее простым способом. Однако использование этого способа связано с существенными недостатками: возможностью осуществления только в теплое время, отсутствием средств защиты от проникновения в вагон, невозможностью использования во время дождя, появлением сквозняков и т.п.

Совершенным средством вентиляции вагона являются специальные вытяжные устройства –дефлекторы, которые могут использоваться в любое время года. Дефлекторы устанавливаются на крыше и действуют по принципу эжекции (отсасывания воздуха) при обдувании наружным потоком. Верхняя рабочая часть дефлектора устроена так, что в ней под действием протекающего потока воздуха происходит разряжение, благодаря чему из вагона всасывается в трубу и уходит наружу. (рис. 5.20)

Risn.JPG

Недостатки

Однако они также имеют недостатки: низкую и неустойчивую производительность, образование разряжения воздуха в вагоне, приводящее к проникновению через неплотности ограждения кузова неочищенного наружного воздуха, а следовательно, к ухудшению условий проезда пассажиров.

Перечисленные выше недостатки естественной вентиляции ограничивают ее применение. На современных пассажирских вагонах она используется только как подсобная: дефлекторы – для удаления воздуха через туалеты, окна – для проветривания вагонов во время их отстоя, когда система вентиляции не включается.

Принудительная механическая приточная вентиляция в зависимости от способа притока воздуха в вагон подразделяется на две системы: без использования рециркуляции и с рециркуляцией воздуха.

Наибольшее распространение в пассажирских вагонах получил унифицированный дефлектор ЦАГИ-ЦНИИ (рис. 5.20, б) Центрального аэрогидродинамического института, разработанный совместно с Центральным научно-исследовательским институтом железнодорожного транспорта (ныне ВНИИЖТ).

Принципиальная схема вентиляционной системы без использования рециркуляции воздуха пассажирского вагона включает в себя (рис. 5.21, а) заборные решетки 1, масляные фильтры 2, вентиляционный агрегат 3, диффузор 4, конфузор 6, нагнетательный воздуховод 7 и выпуски 8. Диффузор 4 и конфузор 6 по существу являются частями нагнетательного воздуховода, в котором установлен калорифер 5. Между крышей 9 и подшивным потолком 10 проходит нагнетательный воздуховод 7.

Особенности вентиляционной системы с использованием рециркуляции воздуха заключается в том, что в вагон подается смесь наружного и взятого из вагона и возвращаемого обратно воздуха. В пассажирских вагонах применяется частичная рециркуляция воздуха. Использование рециркуляционного воздуха требуется в процессе охлаждения и в отопительный сезон. При использовании рециркуляции воздуха усложняется система вентиляции, так как появляются дополнительный рециркуляционный (возвратный) воздуховод, камера смешения воздуха, дополнительные фильтры, устройства для регулирования заданного соотношения количества наружного и рециркуляционного воздуха и специальные выпуски. Остальные составляющие остаются принципиально, а часто и конструктивно такими же. Принципиальная схема системы вентиляции с использованием рециркуляции воздуха показана на рис. 5.21, б.

Risn1.JPG

Эксплуатация вентиляционных систем вагонов в пути следования

Система вентиляции вагонов работает на двух основных режимах –зимнем и летнем. Первый применяют во время отопительного сезона, второй - в остальное время года.

Зимний режим работы вентиляции предусматривает подачу в вагон необходимого количества очищенного подогретого воздуха в соответствии с санитарно- гигиеническими нормами. Для этого обходный канал воздухоподогревателя закрывают. В некупированных вагонах переключатель заслонок, расположенный в служебном отделении, переводят в положение «Закрыто», в купированных – переключатель заслонок, находящийся в котельном отделении ( в вагонах постройки венгерского завода – под потолком тамбура котлового конца) ставят в положение «Зима».

Зимой любая система вентиляции должна обеспечивать подачу внутрь вагона необходимого количества воздуха, подогретого до температуры не ниже 200С. Контроль за температурой воздуха происходит по дистанционному термометру, установленному с служебном купе.

Система вентиляции в пассажирских вагонах независимо от времени года и погоды должна работать постоянно. Дефлекторы в пассажирском помещении приоткрывают на 10-15 мин, чтобы использованный воздух мог свободно выходить из вагона. При закрытых дефлекторах ухудшается воздухообмен в вагоне, возрастает влажность воздуха, запотевают оконные стекла. В некотловом конце вагона дефлекторы рекомендуется приоткрывать больше, чем в котловом: примерно на 20-25мин. В котельном отделении и в туалетах дефлекторы должны быть открыты всегда независимо от времени года. Обильное выделение влаги на поверхности оконных стекол свидетельствует о высокой влажности воздуха внутри вагона и является признаком недостаточной вентиляции. Нельзя снижать температуру воды в котле настолько, чтобы вентиляционный воздух перестал нагреваться.

Летний режим работы вентиляции значительно проще, чем зимний, так как нет необходимости регулировать температуру подаваемого воздуха. При подготовке вагонов к летним пассажирским перевозкам необходимо открыть обходной клапан в некупированных вагонах, а в купированных – поставить переключатель заслонок в положение «Лето». Нужно также полностью открыть все потолочные дефлекторы.

В сухую погоду при следовании поезда по попыльным участкам дорог целесообразно включать вентилятор на максимальную производительность и не открывать окна и форточки. Таким образом создается некоторый воздушный подпор, что уменьшает проникновение пыли в вагон через неплотности окон и дверей.

При повышении температуры воздуха внутри вагона до 260С и более, особенно во второй половине дня, даже при непрерывно работающем вентиляторе в вагоне ощущается духота, поэтому необходимо открывать форточки или окна с правой стороны по ходу поезда. При особо высоких температурах (350С и выше) принудительная вентиляция становится малоэффективной. В таких случаях открывают форточки с обеих сторон вагона.

Режим работы вентиляции в переходные периоды года при температуре наружного воздуха от 00 до 100С мало отличается от работы в зимнем режиме: котел отопления в это время действует, обходной канал в некупированных вагонах устанавливают в положение «Зима», потолочные дефлекторы приоткрывают примерно на 5мм в котловом конце вагона и на 25 мин – в некотловом.

Техническое обслуживание системы вентиляции

Система вентиляции пассажирских вагонов.

Техническое обслуживание и ремонт систем вентиляции в пути следования выполняют работники поездной бригады, а перед подготовкой пассажирского в рейс (ТО-1) -- бригада квалифицированных слесарей или осмотрщиков-ремонтников. Зимнее и летнее техническое обслуживание, а также единую техническую ревизию с отцепкой вагона от состава и подачей на специально выделенные и оборудованные пути технической пассажирской станции выполняют специальные бригады.

Перед отправлением в рейс проверяют работу системы вентиляции в целом и отдельных ее узлов. Все обнаруженные, а также отмеченные в рейсовом журнале неисправности устраняют за время, отведенное на подготовку пассажирских вагонов в рейс. Наиболее часто встречающейся ремонтной операцией при техническом обслуживании системы вентиляции пассажирских вагонов является замена фильтров. Периодически очищают воздушный канал от накопившейся пыли. Канал продувают сжатым воздухом, который подводят к воздухопроводу, а для сбора пыли устанавливают брезентовый рукав к отверстию со снятой вентиляционной решетки в последнем купе вагона. Сжатым воздухом продувают заборные решетки, вентиляторы (при снятых воздушных фильтрах), калориферы (при снятых конфузорах и диффузорах). Продувка длится до прекращения выделения пыли из брезентового рукава.

Для устранения посторонних шумов при работе системы принудительной вентиляции подтягивают узлы крепления, проверяют и устраняют другие повреждения.

На вагонах с полным кондиционированием воздуха, кроме того, проверяют функционирование приборов и устройств автоматического управления работой системы кондиционирования воздуха, обнаруженные неисправности устраняют. Надежность работы установки проверяется пробным пуском. При летнем техническом обслуживании систему вентиляции переводят с зимнего режима на летний. Термостаты очищают от пыли после снятия с них кожухов и проверяют их техническое состояние, неисправные заменяют.

Механику-бригадиру проводников - Вентиляция пассажирских вагонов

Вследствие продолжительного пребывания людей в закрытом помещении (вагоне) без необходимого воздухообмена температура воздуха увеличивается, повышается его влажность, в его составе появляются вредные для организма человека вещества и он становится непригодным для дыхания.
Для улучшения микроклимата в вагоне устанавливается нагнетательная вентиляция, служащая для непрерывного обмена воздуха в помещении.
В переходное время года, а также зимой эта установка подает необходимое количество тепла в купе вместе с воздухом.
С помощью нагнетательной вентиляции непрерывно регулируется обмен воздуха, обеспыливается и нагревается при необходимости подаваемый в вагон наружный воздух и создается в купе определенное избыточное давление, препятствующее проникновению пыли. При правильном обслуживании вентиляционной установки пассажиры не ощущают неприятного чувства сквозняка.
Летом в вагон следует подавать столько наружного воздуха, чтобы температура внутри него не превышала наружную более чем на 3—5°С.
Кроме нагнетательной вентиляции, некоторые пассажирские вагоны имеют естественную вентиляцию, которая осуществляется через окна, двери и дефлекторы.
На время прохода поезда через тоннель систему принудительной вентиляции необходимо выключать.

Устройство вентиляции цельнометаллических вагонов


Нагнетательная вентиляция пассажирского цельнометаллического купированного вагона (рис. 28) рассчитана таким образом, чтобы в каждом купе в течение 1 ч происходил обмен воздуха летом 30—40-кратный, зимой — 15-кратный.
Воздух нагнетается в каждое купе через выпускные решетки воздухопроводного канала, идущего по потолку вдоль вагона. Из купе воздух выходит через вентиляционные отверстия в задвижных дверях.

Рис. 28. Схема нагнетательной вентиляции

Неисправности в системе вентиляции и способы их устранения

Во время эксплуатации вентиляционных установок из-за загрязненности фильтров воздух недостаточно очищается и появляется налет пыли внутри вагона при работе вентиляции.
Это может происходить не только из-за загрязнения фильтров, которые длительное время не заменялись, но также из-за повреждения сетки фильтра, наличия просветов в набивке, при сухих непромасленных фильтрах и большом скоплении пыли в воздушном канале Неисправные фильтры необходимо заменять исправными, имеющимися в запасе.
Опыт показывает, что в поездах с продолжительностью рейса между конечными пунктами более пяти суток летом необходимо заменять фильтры в пунктах формирования и оборота, менее пяти суток — один раз в неделю или чаще, в зависимости от условий погоды. Зимой продолжительность работы фильтров может быть увеличена вдвое. Для содержания воздушных фильтров в исправном состоянии в вагонных депо организованы отделения регенерации и ремонта фильтров.
Подача недостаточного количества воздуха в вагон обычно бывает из-за неправильного положения регулирующих заслонок, засорения фильтров, трубок воздухоподогревателя, недостаточного числа оборотов электродвигателя вентиляторов и неправильного положения регулирующих реостатов.
Механику-бригадиру необходимо проверить состояние фильтров, правильность работы оборудования, плотность диффузора, выявленные неисправности устранить или при невозможности устранения их подать телеграмму на ближайший ПТО о высылке к поезду специалистов, при этом указать предположительную неисправность вентиляционного агрегата.
Зимой подача холодного воздуха в помещение вагона может произойти из-за: неправильного положения заслонок — обходной канал открыт (его необходимо перекрыть): снижения уровня воды в воздухоподогревателе (это можно проверить водопробным краном); отключения калорифера; слабой топки котла или сильного загрязнения калорифера и др.
Наряду с принимаемыми мерами по устранению неисправностей в пути следования механик-бригадир по прибытию в пункт оборота или формирования должен записать в книгу ремонта все замеченные неисправности и проследить за их ликвидацией.

Особенности работы вентиляционных устройств зимой и летом

Вентиляционные устройства цельнометаллических вагонов работают на разных режимах. В отопительный сезон применяется зимний режим. В период между отопительными сезонами, когда не работает котел, применяется летний режим работы.
При зимнем режиме работы необходимо закрыть обходной канал воздухоподогревателя. Для этого в некупированных вагонах переключатель заслонки, расположенный в служебном отделении, следует перевести в положение «Закрыто»; в купированных вагонах переключатель заслонки, находящийся в котельном отделении, а в вагонах постройки заводов ВНР над потолком тамбура котлового конца, ставится в положение «Зима».
Зимой любая система вентиляции должна обеспечивать подачу внутрь вагона необходимого количества воздуха, подогретого до температуры не ниже 20°С.
Вентиляция в вагоне должна работать периодически по 10—15 мин. При этом дефлекторы пассажирского помещения должны быть приоткрыты, чтобы воздух мог свободно выходить из вагона.
В некотловом конце вагона дефлекторы следует открывать несколько больше, чем с противоположной стороны, а в котельном отделении и туалетах они должны быть открыты всегда независимо от времени года.
Если температура наружного воздуха поднялась выше 0°С, следует уменьшить отопление вагона. Для этого можно отключить одну или обе ветви отопительных труб (по усмотрению проводника), однако в котле и воздухоподогревателе температура воды должна поддерживаться достаточной для подогрева воздуха и циркуляционная труба с обеих сторон должна быть открыта, чтобы насос мог обеспечить искусственную циркуляцию воды через воздухоподогреватель.
Летом режим работы вентиляционной установки значительно упрощается, так как воздух не нужно подогревать. Температура воздуха в вагоне зависит от температуры наружного воздуха, количества пассажиров в вагоне, а также от нормальной работы вентиляционной установки. В этот период необходимо закрыть рециркуляционный канал со стороны коридора, открыть обходной канал или переключатель заслонок поставить в положение «Лето», все дефлекторы полностью открыть.
При температуре наружного воздуха и внутри вагона до 20’С и более при полной населенности вагона вентиляторы должны работать непрерывно на больших оборотах с перерывом только на 10—15 мин в течение каждого часа.
В переходные периоды года температура наружного воздуха находится в пределах от 0 до 10°С. В это время необходимо, чтобы котел отапливался, обходной канал был закрыт, а потолочные дефлекторы приоткрыты. Вентиляторы включаются периодически в зависимости от температуры воздуха и количества пассажиров в вагоне. При температуре наружного воздуха от 0 до 10 С с помощью вентиляционной установки одновременно может производиться и отопление вагона подогретым воздухом.

Кондиционеры в поездах РЖД

Кондиционеры устанавливают в поездах, чтобы охлаждать воздух в вагонах. Все современные вагоны сразу оборудуют кондиционерами, а вот если вы едете в более старом составе, кондиционера может и не быть.

Кондиционеры работают только летом. В большинстве поездов кондиционер работает только во время движения, а пока поезд стоит, отключается — это техническая особенность.

Кондиционер включают за 30 минут до отправления поезда.

Учтите, что, если вагон оборудован кондиционером, то обычно в нём не открываются окна. Если предпочитаете проветривать купе, лучше искать поезда с вагонами без кондиционеров.

Как выбрать поезд и вагон с кондиционером

Кондиционеры устанавливают в вагонах определённых классов обслуживания. Класс вагона обозначается цифрой и буквой, например, «3Б». Он указан в результатах поиска, так что вы можете определиться с выбором до покупки билета:

О классах обслуживания вагонов вы можете подробнее прочитать в нашей статье.

Кондиционеры есть в вагонах следующих классов:

  • вагоны «Люкс» — все классы обслуживания
  • вагоны СВ — все классы обслуживания
  • вагоны купе — классы обслуживания 2Э, 2Т, 2Б, 2К, 2У, 2Ф, 2Х, 2Ц
  • плацкартные вагоны — классы обслуживания 3Э, 3Т, 3Д, 3Б, 3П
  • вагоны с местами для сидения — классы обслуживания 1Р, 1Ж, 1В, 3Р, 2Р, 2Ц, 2Ж, 2В, 2Е

Если вы едете на фирменном поезде, у которого есть название (например, «Волга», «Лев Толстой»), то можете быть уверены — кондиционер в купе или плацкарте будет.

Также кондиционеры есть во всех поездах новых типов — «Ласточка», «Стриж», «Сапсан» и все двухэтажные поезда.

Нет кондиционеров в вагонах следующих типов:

  • купе классов 2Н, 2Л, 2Д
  • плацкарт классов 3У, 3Л
  • вагоны с местами для сидения 3Ж, 3С
  • общие вагоны 3О, 3В

Где в поезде находится кондиционер

Кондиционер в современных вагонах находится в каждом отсеке. Он выглядит не как привычное нам устройство в квартире или офисе: кондиционер в поезде — это квадрат или прямоугольник в потолке с круглыми отверстиями для вентиляции.

В плацкарте

Часто кондиционер расположен в одном конце поезда, рядом с купе проводника. В современных вагонах вентиляционные отверстия для кондиционера могут быть расположены в каждом отсеке.

В купе

Если в вагоне вашего типа кондиционеры есть в купе, то ищите вентиляционное отверстие под потолком. Оно должно быть в каждом купе.

Как выключить кондиционер

Если вам сильно дует от кондиционера или температура в вагоне слишком низкая, можно попросить проводника выключить кондиционер. Самостоятельно сделать это невозможно.

Учтите, что кондиционер работает централизованно на весь вагон, и отключить его в отдельном купе или отсеке невозможно. Так что, прося проводника выключить кондиционер, вы лишите проветривания целый вагон. А поскольку окна в вагонах с кондиционером обычно не открываются, очень скоро может стать душно и жарко. Опытные пассажиры советуют при дискомфорте закрывать бумагой или ещё чем-то кондиционер в своём купе, а не отключать его во всём вагоне.

В пассажирских вагонах класса «Люкс» и 1-го класса в каждом купе должны быть установлены кондиционеры с регулировкой. Температуру можно устанавливать самостоятельно в диапазоне от +18 до +28 °С.

Режим работы кондиционера

В коридоре обычно установлен термометр, так что вы можете самостоятельно проверить уровень температуры в вагоне. Если температура выше нормы, вы имеете право потребовать у проводника перевода в другое купе или в соседний вагон. Если в поезде есть свободные места, проводник обязан вас перевести.

Учтите, что, если вагон не оборудован кондиционером, максимально допустимая температура не нормирована. Но и в этом случае, если вы плохо себя чувствуете от жары и духоты, вы имеете право просить перевести вас в другой вагон, возможно, даже с кондиционером. Если места есть, проводник, вероятнее всего, пойдёт вам навстречу.

Женщинам стало душно в поезде, и они засудили перевозчика

Две женщины с ребенком купили билеты на поезд Анапа — Москва. Взяли купе с пометкой, что вагон без кондиционера. А вагон оказался с кондиционером, и окна в нем из-за этого были закрыты наглухо. Такие правила у перевозчика.

Екатерина Мирошкина

Дело было летом, на улице жара, а поезд долго стоял на перегонах, во время которых нельзя выйти на улицу. Кондиционер на стоянках не работал, открыть окно невозможно. Открыть окно нельзя. Температура в вагоне поднялась до 33 °C. Это ад для пассажиров: ни прохлады, ни свежего воздуха. Женщинам из-за духоты стало плохо: дело даже дошло до скорой, но пришлось терпеть до следующей станции.

Они это так не оставили и пошли по судам. И выиграли, как царицы просто. Дело разбирали больше года, а точку в нем поставила только коллегия Верховного суда.

Почему женщины потребовали компенсацию?

Они специально купили билеты в купе, чтобы ехать с комфортом. А в итоге мучились от жары и духоты во время остановок. Женщины посчитали, что перевозчик оказал им услугу ненадлежащего качества, и решили защищать свои права как потребители. Попросили вернуть доплату за купейность и возместить моральный вред. Хотели договориться мирно, но не вышло, поэтому включили в иск еще и штраф.

А что перевозчик?

Перевозчик отказался компенсировать ущерб. Сослался на то, что в вагонах изначально не должно быть кондиционера: пассажирки же за это не платили. То, что он там все-таки оказался, — это как бы бонус, а не обязанность.

Технические стоянки без права выхода на улицу — это нормально по правилам железной дороги. И то, что во время этих стоянок отключается кондиционер, — это тоже нормально. Техническая особенность поездов: кондиционер работает только во время движения.

Поезд ехал по расписанию, прибыл вовремя. Пассажирки ехали в купе, как и хотели. А то, что было жарко и душно, — это летняя погода, а компания не виновата. В суде все оказалось не так просто.

Что сказали суды?

Пассажирки правы. Им оказана некачественная услуга и положена компенсация. Можно вернуть часть денег за билеты, получить возмещение морального ущерба и штраф 50%.

У пассажирской компании логичные аргументы. Поезд исправен, расписание соблюдалось, кондиционера в вагоне могло и не быть. Купе обслуживалось в соответствии с оплаченными билетами.

За температурой в вагонах по санпинам нужно следить только при наличии кондиционера. А его как будто не было: не оплачено же.

Если пассажиры не платили за кондиционер, то и требовать прохлады они не могут. А в остальном к перевозчику претензий нет. Но даже если бы кондиционер был оплачен, его отключение на стоянках — это техническая норма. Компенсации не будет.

Во время поездки температура в вагоне доходила до 33 °C. Перевозчик это не оспаривал. Есть акт, который составили пассажиры с начальником поезда, и фотография термометра.

В стоимость билета и правда не входил кондиционер.

Но есть обязательные требования к качеству услуг на железной дороге. Они не зависят от того, что написано в договоре, билете или на сайте, то есть обязательные по умолчанию и для всех.

Вот что там написано по поводу температуры:

  • зимой и в переходное время года температурная норма действует для всех вагонов;
  • летом — только для вагонов с кондиционерами.

То есть температура в вагоне зависит от типа вагона, который вам предоставили, а не от класса перевозки или стоимости билета.

Если на улице от 20 до 40 °C, в вагоне с кондиционером и принудительной вентиляцией должно быть 22—26 °C. Даже если это плацкарт и в билете написано, что за кондиционер вы не платили. Если в вагоне он есть, а на улице жара, должен соблюдаться температурный режим. И во время остановок тоже.

Если кондиционера нет, в вагоне будут открываться окна, поэтому можно если не спастись от жары, то хотя бы проветрить.

Зимой или осенью в любом вагоне с любой ценой билета должно быть не холоднее 20 °C.

Еще для всех поездов независимо от вагонов есть требования к вентиляции: она обязательно должна быть определенной мощности и работать независимо от стоянок и класса обслуживания. Есть даже требования к концентрации углекислого газа и запыленности воздуха. Тоже для всех вагонов и в любое время года. И никаких поправок насчет остановок.

Доказывать, что все это соблюдается, должна пассажирская компания. Пассажиры это доказывать не обязаны.

Перевозчика оправдает только форс-мажор, который он подтвердит документами.

Итог. Решение областного суда отменили как незаконное, дело отправили на пересмотр. Женщины выиграли суд, вернули деньги за билеты и получили компенсацию — 25 тысяч рублей на двоих плюс 50% сверху в качестве штрафа. Деньги им заплатит перевозчик.

Ну и что? 13.04.17

Что еще можно требовать в поездах?

Качество услуг в поездах и на железнодорожных вокзалах установлено общими правилами. Это не пассажирская компания или перевозчик решают, а Минздрав. Бывают опции только для комфортных вагонов, например климат-контроль в вагонах класса люкс. Но есть и общие, на которые имеет право каждый пассажир, даже с дешевыми билетами. Их не всегда соблюдают. Хотя любое нарушение правил качества — это нарушение ваших прав как потребителей. За это можно требовать компенсацию или возмещение морального вреда.

Вот несколько примеров из общих правил:

  1. Питьевая вода в вагоне должна быть всегда и при этом чистая по санпину.
  2. Перед выходом в рейс в вагоне все моют и дезинфицируют; потом проводят влажную уборку дважды в день, а туалеты моют 4 раза в день.
  3. Постельное белье стирают с термообработкой после каждого пассажира, покрывала — раз в месяц, подушки и матрасы обрабатывают в дезкамере 4 раза в год.
  4. В вагонах всех категорий всегда должны быть мыло и туалетная бумага.
  5. У проводника — аптечка для первой помощи.
  6. Для уборки у проводника должна быть отдельная одежда, для раздачи еды — тоже.

Там еще много интересного про комнату матери и ребенка, вагоны-рестораны, сломанные ручки и освещение. Если часто ездите поездами, почитайте.

Что делать, если я недоволен качеством услуг в поезде?

Если вы чем-то недовольны, времени сверяться с правилами, скорее всего, не будет. Просто фиксируйте всё, что вам не нравится. Потом разберетесь, можно ли получить за это компенсацию или наказать перевозчика.

Сообщите проводнику о проблеме. За комфорт в вагоне отвечает он. Может быть, проблему решат на месте. Будете молчать — само не решится. Если видите, что проводник убирает туалет и разносит чай в одной одежде, имеете полное право сделать замечание. Это влияет на ваше здоровье. Отсутствие воды и туалетной бумаги, духота, неработающее освещение, заблокированные окна в вагоне без кондиционера — все это повод для жалоб.

Пожалуйтесь начальнику поезда. Если и он не сможет решить проблему, составляйте акт. Подробно опишите, что не нравится. Запаситесь доказательствами: снимите на камеру, что нет воды, мыла, грязно, не открывается окно или на термометре температура больше положенного.

Напишите претензию пассажирской компании. Ответчиком не обязательно будет РЖД. Но сначала можно написать туда — потом вас сориентируют. Предложите урегулировать вопрос мирно. Рассчитайте компенсацию и укажите моральный ущерб. Всю переписку храните.

Обратитесь в суд. Кажется, что это долго и дорого. Здесь решать вам. До Верховного суда доходят дела о верхних полках и курении на балконе. Они становятся резонансными: люди получают компенсации и все узнают, как работает закон. Это такие же люди, как мы с вами: не юристы, а обычные потребители. Они не промолчали, а решили защищать свои права и не сдались даже после отказов в нескольких инстанциях.

По закону о защите прав потребителей вам не придется платить госпошлину. Образец иска можно найти в интернете, но лучше сходить к юристу хотя бы на консультацию. Не все, что вам не понравилось, будет поводом для суда. Или обратитесь с жалобой в Роспотребнадзор — там помогут защитить ваши права. Это их обязанность.

Неисправности в цепи «вентиляция и отопление»

-проверить состояние кнопки 14 «отопление и вентиляция».

Не работает вентиляция одного вагона:

-Сработал Q-39 – восстановить.

Не включилось реле ПРО:

-проверить высоковольтные предохранители, «На головных и прицепных вагонах введено высоковольтное реле напряжения РН и его повторитель ПРН». При перегорания высоковольтного предохранителя отключается реле РН и повторитель своей блокировкой ПРН (36 – 36А) отключает реле ПРО, а оно в свою очередь, контактор КВ-1.

-если реле РНВ не включено, проверить Q-34, ТР1, ТР2, ТР3, ТР4, состояние контактора КВ-1, блокировки РНВ (20БН-20БР) сгорела катушка КВ-1.

Не работает отопление печное – проверить:

-включение кнопки В22 «ОТОПЛЕНИЕ»

-блокировку ПРО (20БК-20БС-20БФ)

-блокировку ПТР2 (20БФ-20БД-20БГ)

Не работает отопление калориферное – проверить:

-включение кнопки «отопление», в шкафу вагона.

-блокировки ПРО (20БК-20БС-20БФ)

-блокировки РКВ (20БФ-20БА-20БЕ)

-блокировки ПТР-1 (20БЕ-20ББ-20ДИ)

Если реле РКВ не включено – проверить:

-блокировку КВ-1 (20БУ-20БЦ).

-катушку реле РКВ.

Проверить на срабатывание РД-1 ДАННОГО вагона и высоковольтный предохранитель каждого вагона и высоковольтный предохранитель на передачу с моторного вагона на прицепной. Также проверить правильную работу ТРС-1 печного отопления и целостность ТК16 – ТК12 калориф.отоп.

Освещение.

Не работает главное освещение на всём составе:

Не работает главное освещение на одном вагоне:

-неисправен контактор ОС.

Электропневматические тормоза.

Загорелась лампа СОТ и не отпускают тормоза (кран машиниста усл. №395 в 1 положении):

-если при этом горят лампы «О» и «Т» - это сработал один из РПТ.

Если горит только «О» или «Т»:

-проверить «РО» и «РТ» в обеих кабинах.

Если «РО» и «РТ» нормально, но одна из ламп горит, постороннее питание на 47 или 49 проводе:

-поставить ППТ в задней кабине во второе положение (ехать на ПТ)

Если одновременно с загоранием лампы «Т» срывает «СК», то постороннее питание на проводе №47.

Читайте также: