В повести котлован строительство

Обновлено: 04.07.2024

Урок литературы "Платонов "Котлован"

воспитать субъекта собственной жизни, способного самостоятельно находить решение стоящих перед ним задач, способного к самоизменению и саморазвитию, направленного на правильное отношение к общечеловеческим ценностям и высокого чувства гражданского долга.

Рассмотреть образы и характерные черты времени в “Котловане” А. Платонова, иллюстрированные творчеством П. Филонова.

Доказать утопичность социалистического рая в творчестве А. Платонова, основного на смерти ребенка, бюрократизма, подозрительности и т.д. – исторической обстановке 20-х – 30-х гг ХХ в.

Оборудование урока:

Компьютер. П. Филонов.

Репродукции картин П. Филонова, презентация к уроку

Организационный момент

Я буду делать хорошие души из рассыпанных потерянных слов.

Вступительное слово

Здравствуйте дорогие ребята и гости, присутствующие на нашем уроке, темой которого станет проблема, волнующая многие века души людей – Рай на земле, а точнее его возможность или невозможность на земле. Идея “общего дела” в повести «Котлован» очень своеобразно отразилась в 20-30-е годы на многих людях, которые также верили и стоили это будущее - это рай – коммунизм!

- А вы верите в то, что рай на земле возможен?

- Каким вы его видите? (Что значит для вас понятие “рай на земле”)

- Люди, населяющие произведение А. Платонова “Котлован”, верят в существование и осуществление этого рая? (Да, поэтому и строят это общепролетарское здание).

Чтобы построить что-то, нужно создать сначала основу всего – крепкую, прочную, чтобы на ней держалось все здание будущего дома-мечты. И основа эта. (Пока котловина).

Строительство “будущего неподвижного счастья”, причем всеобщего, начинается с котлована, но в проекте – “город солнца”, город будущего – рай

(на доске изображается котлован и солнце), в котором будут жить …

(все вместе люди и в основном дети!)

Проблема урока

Но пока мы видим только начало работы. Давайте посмотрим, кто же строит этот рай,

кто его населяет, чем и для чего они живут?

Повесть написана в 1929-30 годах, а напечатана только в 1987 году.

- Какие сюжетные линии использованы в романе?

1 – строительство фантастического дома – символа (ВАВИЛОНСКОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО)

2 – раскулачивание деревни

Вывод: разрушение быта народа, народной культуры вследствие революционного эксперимента катастрофично. Эта повесть о правде жизни.

- Что является предметом изображения в повести?

Широкая панорама жизни: промышленное строительство, сельское хозяйство, образование и философское понимание жизни (поиски смысла жизни, проблема одиночества человека, проблема ЛИЧНОЧТИ).

- Какое название носил колхоз, в котором происходит часть действия «Котлована»?

Колхоз имени ГЕНЕРАЛЬНОЙ ЛИНИИ. Это пространство – временная линия уходит в никуда.

- Кто они, эти строители коммунизма?

Зачитайте, как выглядели строители коммунизма.

(А.Платонов не дает в произведении портретных характеристик образов, лишь описания. У Козлова “было мутное однообразное лицо” и “сырые глаза”;

у Чиклина – “маленькая каменистая голова”;

у пионерок остались на лице “трудность немощи ранней жизни, скудность тела и красоты выражений”; у прибежавшего из деревни мужика были глаза “хуторского, желтого цвета”).

- Почему герои Платонова так самозабвенно верят в социализм?

Специфика народного сознания – фантастическое объяснение мира и человека.

Групповая работа

(по домашнему заданию)

Люди, строящие рай, пока еще идут к нему изможденные, худые телом, на лицах горе, страдание, “черты стерлись в ходе революции”, а вокруг – хаос мира – историческая обстановка 20-30-х гг.

Задание: найдите характерные черты времени и приведите примеры

- Какой была обстановка 20–30-х гг.?

1. Разгромленная войной страна, нищета людей, «ВСЕОБЩАЯ ВЕТХОСТЬ БЕДНОСТИ»

2. Грандиозные проекты стройки КОММУНИЗМА

3. Раскулачивание крестьян, начало КОЛЛЕКТИВИЗАЦИИ

4. Энтузиазм масс «ЖИТЬ РАДИ ЭНТУЗИАЗМА»

5. ПРОЦВЕТАНИЕ бюрократии

6. Всеобщая ПОДОЗРИТЕЛЬНОСТЬ

7. Атмосфера бездуховности, грубости и хамства

8. Массовое ДОНОСИТЕЛЬСТВО

9. Уничтожение религии и фанатическое поклонение новой РЕЛИГИИ

10. Стремление обезличить людей, ПОСТРОТЬ ВСЕОБЩЕЕ СЧАСТЬЕ ЛЮБЫМ ПУТЕМ.

Но несмотря на все это, люди слушали через поставленные им в барах приемники не только директивы, но и песни…

Звучит марш “Веселых ребят”

В Лебедева-Кумача, Д. Дунаевского

- Вам ничего не показалось странным?

Очень задорная, веселая, радостная песня на фоне разрухи, доносительства, бездуховности… - не сочетается с действительной исторической обстановкой.

-Как бы нам на первый взгляд не казалось странным, но в то время песня и идея действительно “ строить и жить помогала” “среди всеобщей борьбы и труда”.

- За что боролись люди с “желтыми глазами” и “однообразными лицами”?

- А как относится сам автор к этому строительству, к этой мечте-раю “всеобщему неподвижному счастью”?

Платонов не верит в его осуществление, так как пишет о необратимом и углубляющемся распаде социальных и нравственных связей в обществе. Он показывает превращение жизни в прах: зажиточные мужики готовят гробы впрок и ложатся в них с началом раскулачивания; полуголый мужик, пришедший за гробами, покрывается со спины “почвой нечистот” и обрастает “защитной шерстью; смешивается грань: человек-зверь (образ медведя).

Творческое задание:

- Попробуйте представить себя в роли художника-иллюстратора платоновских изданий: насколько точно можно запечатлеть в рисунке “трудность немощи” или “хуторский” цвет глаз? Какими будут ваши герои? (Работа в группах 1-2 минуты)

Картины Филонова были результатом не просто смысловых изображений. Его живопись - это утверждение интеллектуальных принципов. В живописи Филонова виден "проектный интеллект" в образе.

После революции 1917г. Павел Филонов работал над завершением своей работы "Аналитическая живопись". Социальные изменения в России воодушевили художников - футуристов. Павел Филонов уделял очень много времени и усилий для художественных изобретений и творческих идей. Он работал по 18 часов в сутки. В 1925г., найдя много последователей и поддерживающих его стиль выражения, он основал школу в Петрограде. Эта школа была закрыта правительством в 1928г. вместе со всеми частными художественными и культурными организациями.

В "Идеологии аналитического искусства" Филонов объясняет то, что он ожидает от своих студентов - художников (и конечно от себя):

Живописная работа - это вид работы, сделанный с максимальной отдачей и аналитической сделанностью .

Единственный профессиональный критерий оценки работы - её сделанность.

В своей профессии художник должен любить всё "сделанное" и ненавидеть всё "не сделанное" .

Обязанность художников пролетариев не только создавать картины, которые отвечают сегодняшним требованиям, но также открывать путь интеллекту в обозримое будущее.

Художник пролетарий должен воздействовать на интеллект своих товарищей пролетариев не только на уровне того, что они могут понять на своей стадии развития.

Форма делается непрерывной линией. Каждая линия должна быть оконченной.

Каждая мелочь должна быть сделана; каждая работа должна быть оконченной.

Думайте упорно и точно над каждой частичкой работы, которую делаете. Каждую частичку делайте непрерывно и точно.

- Какой же вывод делает Платонов? Возможен ли рай или хотя бы надежда на него?

Нет, так как то будущее, ради которого они так все старались – девочка Настя умирает, “мимо барака проходили многие люди, но никто не пришел проведать заболевшую Настю, потому что каждый нагнул голову и непрерывно думал о сплошной коллективизации”, ее хоронят в основании дома-мечты, то есть смерть-гроб-основа будущего счастья, будущей гармонии?!

Действительно, будущего нет, так как нет ребенка, которому оно создается, прошлого нет (убили революцией), а есть только смерть и слезы детей.

«Я теперь ни во что не верю!» - ИТОГ СТРОИТЕЛЬСТВА НОВОЙ ЖИЗНИ И НОВОГО ЧЕЛОВЕКА. Однако в записных книжках Платонова есть фраза: «Мертвецы в котловане - это семя будущего в отверстии земли».

Котлован – это

► начало строительства будущего;

► обещание счастья;

► иллюзия смысла существования;

► граница жизни и смерти;

► место, где люди роют, зарывая себя;

► пустота, ничто, бессмыслица;,

► временное пристанище, которое вдруг оказывается постоянным;

► воронка, втягивающая в себя всё;

► попытка проникнуть в тайны бытия…

Котлован.

Глубокий, чёрный.

Зияет, пугает, поглощает.

Строить общий дом — рыть могилу.

Бездна.

Котлован.

Сырой, бездонный.

Разрушает, толкает в бездну, несёт гибель.

Земля растерзана фанатиками идеи.

Могила.

Котлован.

Страшный, бездуховный.
Отучает думать, радоваться жизни.
Самое страшное
бездумная вера.
Крах.

Чтобы видеть рай в обществе, надо к нему стремиться всем и сейчас, чтобы увидеть мировую гармонию, нужно начать с себя – создания рая в себе. Возможно, что-то увидит рай в гармонии себя и природы, кто-то в материальном благополучии, кто-то в большой семье, …., но, чтобы его достичь в будущем, нужно уже сейчас каждому готовить основу-фундамент будущего рая и тогда, возможно, меньше будет грубости, хамства, обездоленных детей и плачущих родителей.

Строительство “нового мира” в повести А. Платонова “Котлован”.

“Котлован” (1930)— таково название повести Платонова, посвященного строительству нового, небывалого еще Дома светлых и высоких человеческих отношений. Платонов останавливается на самом начале строительства — на земляных работах, обеспечивающих успех постройки, чтобы дом был прочен, котлован должен быть надежен. С первой и до последней строки повести идет спор о том, как пробиться к будущему из этого оцепеневшего

от несчастий, неблагополучного мира. Сюжет и композиция повести “Котлован” — четыре небольшие новеллы, включаемые в повесть, — развивают все тот же мотив нарастающей тревоги об убывающей человечности. Первая новелла отмечена откровенно романтической приподнятостью, выделяющей ее из общей тональности произведения. Это история несбывшейся любви землекопа Чиклина, удивительным образом совпадающая с историей любви

Прушевского. И тот, и другой отказались от дивного счастья и наказаны за это одиночество послушным чувством утраты. “Все мне кажется, что я кого-то утратил и никак не могу встретить”, — признается Прушевский. Вторая новела интонационно также выделяется из общего звучания повести: в ней преобладает трагический рисунок. Кузнец Михаил, добреющий от вида детей, каким-то странным образом превращается в медведя-молотобойца, обладающего только тремя свойствами — “усердным страданием”, “классовым чутьем”,

“дисциплиной”. Вот так прошел сдвиг от одной метафоры — “работать как зверь” — к другой “озвереть”. Но — превращения продолжаются. Темп, скорость, мгла, лишенные разума, превращают труд в “медвежью услугу”, лишают его творчества, подлинно человеческого начала. Так же мотив развивает история Орлова колхоза имени Генеральной линии. В ней своя вставная новелла о лошадях, которые фантастически просто усвоили принцип новой организационной жизни: сами, стройными рядами, они направляются на водопой, купаются, затем разбредаются в поисках пищи Эта неформальная слаженность действий животных наводит на мысль о жестокости выдрессированности Последняя вставная новелла — опять о любви. Это снова возвышенное повествование, хотя внешне здесь, в отличие от новеллы, о несостоявшейся любви Чиклина. Эта новелла о любви к ребенку — к юной части человечества, которой старшее поколение оставляет в наследство

весь мир. Сирота Настя — дочь той женщины, которую утратили и Чиклин, и Прушевский. Крошечное, беззащитное существо, она, сама того не подозревая, защищает своим присутствием Сафронова, Жачева, Чиклина от наступающего бесчеловечья. Пробуждает в них чувство жалости и любви, напоминающей, “насколько окружающий мир должен быть нежен и тих, чтобы она была жива”. Однако девочка умирает.

Платонов утверждает, что это — катастрофа вселен ского масштаба, потому что гибнет будущее, его юная частица. Прощаются с Настей самые человечные люди — Елисей, Никита Чиклин, молотобоец Михаил. Только они, да еще Настя, и имели имена в повести — остальные обходились без них. Так вот Андрей Платонов ставит такой вопрос: “Так смогут ли эти люди, в основном безымянные, завершить

строительство котлована? Хватит ли у них сил не только на внешнее, но и на внутреннее устройство, на “духовную оснастку” будущего?”

32 Познавательная функция литературы.

В прошлом познавательные возможности искусства (и литературы в том числе) нередко недооценивались.

Например, Платон считал необходимым изгнать из идеального государства всех истинных художников (даже Гомера, правда, увенчав его предварительно лавровым венком). Для Платона искусство – низшая форма постижения идеи. Материальные вещи, по Платону, – тень идеи. Искусство – тень материальных вещей, поэтому оно – тень тени. Так уже на заре философского мышления било высказано недоверие к познавательным возможностям искусства. Для Гегеля искусство также было низшей формой познания истины, уступающей, в конце концов, место философии и религии.

Однако познавательные возможности искусства огромны, его нельзя заменить иными сферами человеческой духовной жизни. Так, Энгельс отмечал, что из романов Бальзака мы можем узнать о жизни общества больше, чем из сочинений всех историков, экономистов, статистиков той эпохи, вместе взятых.

Искусство способно к отражению и освоению тех сторон жизни, которые труднодоступны науке. В научной формуле воды Н2О схвачен закон существования этого явления. Но явление богаче закона. В формулу воды не вошли не прелестное журчание ручья, ни переливы волн, ни лунная дорожка на поверхности моря, ни бушующий девятый вал, который мы видим на картине Айвазовского и в котором живет мощь стихии. Сотни свойств воды, все ее конкретно–чувственное богатство осталось за пределами научного обобщения.

Таким образом, познавательная информация, содержащаяся в искусстве (то есть и в литературе, как ведущем виде искусства) огромна. Оно существенно пополняет наши знания о мире. Сопрягая личный жизненный опыт с опытом других людей, искусство служит средством познания мира и самопознания личности.

Воспитательная функция.

Литература формирует строй чувств и мыслей людей. Показывая героев, прошедших через тяжкие испытания, литература заставляет людей сопереживать им и этим как бы очищает их внутренний мир.
Вместе с тем воздействие литературы ничего общего не имеет с дидактическим нравоучительством. Литература воздействует на личность через эстетический идеал, который проявляется и в положительных, и в отрицательных образах.
Перефразируя А.С.Пушкина, можно сказать, что литература «сокращает нам опыты быстротекущей жизни»: она позволяет пережить многие чужие жизни как свою и обогатиться опытом других людей, присвоить его, сделать его фактом своей жизни, элементом своей биографии. В этом – источник воздействия литературы на целостную личность.

“Котлован” (1930)— таково название повести Платонова, посвященного строительству нового, небывалого еще Дома светлых и высоких человеческих отношений. Платонов останавливается на самом начале строительства — на земляных работах, обеспечивающих успех постройки, чтобы дом был прочен, котлован должен быть надежен.
С первой и до последней строки повести идет спор о том, как пробиться к будущему из этого оцепеневшего от несчастий, неблагополучного мира. Сюжет и композиция повести “Котлован” —четыре небольшие новеллы, включаемые в повесть, — развивают все тот же мотив нарастающей тревоги об убывающей человечности.
Первая новелла отмечена откровенно романтической приподнятостью, выделяющей ее из общей тональности произведения. Это история несбывшейся любви землекопа Чиклина, удивительным образом совпадающая с историей любви Прушевского. И тот, и другой отказались от дивного счастья и наказаны за это одиночество послушным чувством утраты. “Все мне кажется, что я кого-то утратил и никак не могу встретить”, — признается Прушевский.
Вторая новела интонационно также выделяется из общего звучания повести: в ней преобладает трагический рисунок. Кузнец Михаил, добреющий от вида детей, каким-то странным образом превращается в медведя-молотобойца, обладающего только тремя свойствами — “усердным страданием”, “классовым чутьем”, “дисциплиной”. Вот так прошел сдвиг от одной метафоры — “работать как зверь” — к другой “озвереть”. Но — превращения продолжаются. Темп, скорость, мгла, лишенные разума, превращают труд в “медвежью услугу”, лишают его творчества, подлинно человеческого начала.
Так же мотив развивает история Орлова колхоза имени Генеральной линии. В ней своя вставная новелла о лошадях, которые фантастически просто усвоили принцип новой организационной жизни: сами, стройными рядами, они направляются на водопой, купаются, затем разбредаются в поисках пищи . Эта неформальная слаженность действий животных наводит на мысль о жестокости выдрессированно-сти .
Последняя вставная новелла — опять о любви. Это снова возвышенное повествование, хотя внешне здесь, в отличие от новеллы, о несостоявшейся любви Чиклина. Эта новелла о любви к ребенку — к юной части человечества, которой старшее поколение оставляет в наследство весь мир.
Сирота Настя — дочь той женщины, которую утратили и Чиклин, и Прушевский. Крошечное, беззащитное существо, она, сама того не подозревая, защищает своим присутствием Сафронова, Жачева, Чиклина от наступающего бесчеловечья. Пробуждает в них чувство жалости и любви, напоминающей, “насколько окружающий мир должен быть нежен и тих, чтобы она была жива”. Однако девочка умирает. Платонов утверждает, что это — катастрофа вселен ского масштаба, потому что гибнет будущее, его юная частица. Прощаются с Настей самые человечные люди — Елисей, Никита Чиклин, молотобоец Михаил. Только они, да еще Настя, и имели имена в повести — остальные обходились без них. Так вот Андрей Платонов ставит такой вопрос: “Так смогут ли эти люди, в основном безымянные, завершить строительство котлована? Хватит ли у них сил не только на внешнее, но и на внутреннее устройство, на “духовную оснастку” будущего?”

«Котлован» (1930) — таково название повести Платонова, посвященного строительству нового, небывалого еще Дома светлых и высоких человеческих отношений. Платонов останавливается на самом начале строительства — на земляных работах, обеспечивающих успех постройки, чтобы дом был прочен, котлован должен быть надежен.

С первой и до последней строки повести идет спор о том, как пробиться к будущему из этого оцепеневшего от несчастий, неблагополучного мира. Сюжет и композиция повести «Котлован» — четыре небольшие новеллы, включаемые в повесть, — развивают все тот же мотив нарастающей тревоги об убывающей человечности.

Первая новелла отмечена откровенно романтической приподнятостью, выделяющей ее из общей тональности произведения. Это история несбывшейся любви землекопа Чиклина, удивительным образом совпадающая с историей любви Прушевского. И тот, и другой отказались от дивного счастья и наказаны за это одиночество послушным чувством утраты. «Все мне кажется, что я кого-то утратил и никак не могу встретить», — признается Прушевский.

Вторая новелла интонационно также выделяется из общего звучания повести: в ней преобладает трагический рисунок. Кузнец Михаил, добреющий от вида детей, каким-то странным образом превращается в медведя-молотобойца, обладающего только тремя свойствами — «усердным страданием», «классовым чутьем», «дисциплиной». Вот так прошел сдвиг от одной метафоры — «работать как зверь» — к другой «озвереть». Но — превращения продолжаются. Темп, скорость, мгла, лишенные разума, превращают труд в «медвежью услугу», лишают его творчества, подлинно человеческого начала.

Так же мотив развивает история Орлова колхоза имени Генеральной линии. В ней своя вставная новелла о лошадях, которые фантастически просто усвоили принцип новой организационной жизни: сами, стройными рядами, они направляются на водопой, купаются, затем разбредаются в поисках пищи … Эта неформальная слаженность действий животных наводит на мысль о жестокости выдрессированности …

Последняя вставная новелла — опять о любви. Это снова возвышенное повествование, хотя внешне здесь, в отличие от новеллы, о несостоявшейся любви Чиклина. Эта новелла о любви к ребенку — к юной части человечества, которой старшее поколение оставляет в наследство весь мир.

Сирота Настя — дочь той женщины, которую утратили и Чиклин, и Прушевский. Крошечное, беззащитное существо, она, сама того не подозревая, защищает своим присутствием Сафронова, Жачева, Чиклина от наступающего бесчеловечья. Пробуждает в них чувство жалости и любви, напоминающей, «насколько окружающий мир должен быть нежен и тих, чтобы она была жива». Однако девочка умирает. Платонов утверждает, что это — катастрофа вселен ского масштаба, потому что гибнет будущее, его юная частица. Прощаются с Настей самые человечные люди — Елисей, Никита Чиклин, молотобоец Михаил. Только они, да еще Настя, и имели имена в повести — остальные обходились без них. Так вот Андрей Платонов ставит такой вопрос: «Так смогут ли эти люди, в основном безымянные, завершить строительство котлована? Хватит ли у них сил не только на внешнее, но и на внутреннее устройство, на „духовную оснастку“ будущего?»

Сочинение на тему: Строительство “нового мира” в повести А. Платонова “Котлован”.

_________________________________________________________________________________________________
Сочинение.
Строительство “нового мира” в повести А. Платонова “Котлован”.

“Котлован” (1930)— таково название повести Платонова, посвященного строительству нового, небывалого еще Дома светлых и высоких человеческих отношений. Платонов останавливается на самом начале строительства — на земляных работах, обеспечивающих успех постройки, чтобы дом был прочен, котлован должен быть надежен. С первой и до последней строки повести идет спор о том, как пробиться к будущему из этого оцепеневшего от несчастий, неблагополучного мира. Сюжет и композиция повести “Котлован” —четыре небольшие новеллы, включаемые в повесть, — развивают все тот же мотив нарастающей тревоги об убывающей человечности. Первая новелла отмечена откровенно романтической приподнятостью, выделяющей ее из общей тональности произведения. Это история несбывшейся любви землекопа Чиклина, удивительным образом совпадающая с историей любви Прушевского. И тот, и другой отказались от дивного счастья и наказаны за это одиночество послушным чувством утраты. “Все мне кажется, что я кого-то утратил и никак не могу встретить”, — признается Прушевский. Вторая новела интонационно также выделяется из общего звучания повести: в ней преобладает трагический рисунок. Кузнец Михаил, добреющий от вида детей, каким-то странным образом превращается в медведя-молотобойца, обладающего только тремя свойствами — “усердным страданием”, “классовым чутьем”, “дисциплиной”. Вот так прошел сдвиг от одной метафоры — “работать как зверь” — к другой “озвереть”. Но — превращения продолжаются. Темп, скорость, мгла, лишенные разума, превращают труд в “медвежью услугу”, лишают его творчества, подлинно человеческого начала. Так же мотив развивает история Орлова колхоза имени Генеральной линии. В ней своя вставная новелла о лошадях, которые фантастически просто усвоили принцип новой организационной жизни: сами, стройными рядами, они направляются на водопой, купаются, затем разбредаются в поисках пищи … Эта неформальная слаженность действий животных наводит на мысль о жестокости выдрессированно-сти … Последняя вставная новелла — опять о любви. Это снова возвышенное повествование, хотя внешне здесь, в отличие от новеллы, о несостоявшейся любви Чиклина. Эта новелла о любви к ребенку — к юной части человечества, которой старшее поколение оставляет в наследство весь мир.
Сирота Настя — дочь той женщины, которую утратили и Чиклин, и Прушевский. Крошечное, беззащитное существо, она, сама того не подозревая, защищает своим присутствием Сафронова, Жачева, Чиклина от наступающего бесчеловечья. Пробуждает в них чувство жалости и любви, напоминающей, “насколько окружающий мир должен быть нежен и тих, чтобы она была жива”. Однако девочка умирает. Платонов утверждает, что это — катастрофа вселен ского масштаба, потому что гибнет будущее, его юная частица. Прощаются с Настей самые человечные люди — Елисей, Никита Чиклин, молотобоец Михаил. Только они, да еще Настя, и имели имена в повести — остальные обходились без них. Так вот Андрей Платонов ставит такой вопрос: “Так смогут ли эти люди, в основном безымянные, завершить строительство котлована? Хватит ли у них сил не только на внешнее, но и на внутреннее устройство, на “духовную оснастку” будущего?”

Повесть «Котлован» — философская драматическая картина слома времени и слома народной жизни в период выполнения планов первых пятилеток и колхозного строительства.

Революционный вихрь 1917 года поднял на дыбы всю Россию, указал ей новый путь, по которому устремились «в солнечный край непочатый» миллионы людей. Но не все спешат идти по общей дороге в светлое будущее.

Главный герой повести «Котлован» Вощев уволен «в день тридцатилетия личной жизни… с небольшого механического завода, где он добывал средства для своего существования». Куда он идет? Он находит работу на рытье котлована для общепролетарского дома. Но из здесь героя не покидает «задумчивость среди общего темпа труда», из-за которой ему дали расчет на заводе.

О чем же думает герой? Что ищет? Он думает над такими философскими вопросами, как «план общей жизни», истина, без которой «стыдно жить». Вощев не может «трудиться и ступать по дороге, не зная точного устройства мира и того, куда надо стремиться».

Именно поиск истины и смысла жизни не позволяет Вощеву оставаться на месте. Его маршрут лишен конкретности. Пространство, в котором движется герой, это не столько просторы Советского Союза, сколько условное пространство смысла. Его координаты — город-котлован, колхоз имени Генеральной Линии — имеют символическое значение. Здесь, в этих точках бесконечного мира, Вощев пытается обрести истину. И на строительстве котлована, и в колхозе он встречает людей, которые, как кажется на первый взгляд, эту истину нашли.

У рабочих, строителей-философов котлована, есть вполне определенная цель: они строят «то единое здание, куда войдет на поселение весь местный класс пролетариата». Являвшийся лишь лишь в мечтах и грезах, он скоро станет реальностью, ведь строительство уже начато, а значит, скоро сбудется мечта о всеобщем счастье. Разве это не есть та истина, ради которой стоит жить? Но чем больше всматривается Вощев в лица строителей, тем сильнее испытывает разочарование от такой истины: «Хотя они и владели смыслом жизни, что равносильно вечному счастью, однако их лица были угрюмы и худы, а вместо покоя жизни они имели измождение. Вощев со скупостью надежды, со страхом утраты наблюдал этих… людей, способных без торжества хранить в себе истину».

Не находит истины Вощев и в деревне. Здесь задача тоже проста и конкретна: ликвидировать кулаков, свезти все имущество на оргдвор, объявить о создании колхоза, и тогда все крестьяне объединятся в единую счастливую семью. И вот когда «кулацкий сектор», погруженный на плот, наконец-то скрылся за поворотом реки, в колхозе начинается праздник. Странная, почти нереальная пляска, сопровождающаяся «возгласами довольства» и ржанием обобществленных лошадей, так не похожа на искреннюю человеческую радость. И даже после того как музыка прекратилась, механическое топтание «счастливых» колхозников продолжается. Радость, подобная смерти, — вот результат того перелопачивания жизни, которое осуществляют платоновские герои. Не случайно мирное строительство в повести «Котлован» изображено как жертвоприношение будущему. Но Вощеву нужно прикоснуться к этому «будущему счастью и действу», чтобы уверовать в святость и необходимость жертв.

Надежда на обретение истины с новой силой загорается в душе Вощева с появлением на котловане Насти. Она становится для него воплощением истины, цели. Ее жизнь — оправдание смерти Козлова, Софронова и многих других жертв. Но занятые «всеобщим счастьем» строители не уберегли девочку: «Никто не пришел проведать заболевшую Настю, потому что каждый нагнул голову и непрерывно думал о сплошной коллективизации».

Общепролетарский дом, котлован, под который с таким усердием рыли герои повести, так и остался мечтой. Реальностью стала могила для Насти. Эту могилу Чиклин выдолбил в вечном камне на дальнем краю котлована.

Рытье фундамента и создание колхоза являются в повести Платонова философским воплощением, символом строительства той новой жизни, которая должна была даровать людям царство истины. Но у тела умершей Насти Вощев не только с горечью понял, что в этой великой стройке не найти ему истины и смысла жизни, но впервые усомнился в их существовании: «Вощев стоял в недоумении над этим утихшим ребенком, он уже не знал, где же теперь будет коммунизм на свете, если его нет сначала в детском чувстве и в убежденном впечатлении? Зачем ему теперь нужен смысл жизни и истина всемирного происхождения, если нет маленького, верного человечка, в котором бы истина стала радостью и движением?"

А это значит, что незачем ему больше оставаться здесь, вблизи котлована. Придется снова отправляться в путь и снова подбирать по дороге ненужные вещи, чтобы когда-нибудь они получили какой-либо смысл, потому что все в этом мире должно иметь смысл.

Таким образом, смысл философской повести Платонова заключается в разоблачении созданного «всемирного счастья». Энтузиазм первых лет революции оказывается лишь рытьем собственной могилы. Появляющиеся на строительстве котлована крестьяне работают «с таким усердием жизни, будто хотели спастись навеки в пропасти котлована». Так постепенно Платонов приходит к мысли об отдалении людей от той истины, которой они готовы были посвятить себя без остатка.

Анализ «Котлован» Платонов

Анализ «Котлован» Платонов

В первой половине ХХ века за антисоветские, антикоммунистические идеи серьёзно наказывали, поэтому писатели пытались скрыть их за символическими образами. К этому приёму обратился и А. Платонов, создавая повесть «Котлован». Ученики изучают её в 11 классе. Если не учитывать смысл, скрытый между строк, читается произведение нелегко. Облегчить подготовку к уроку, посвящённому «Котловану», поможет анализ произведения, который мы предлагаем в этой публикации.


Опыт работы учителем русского языка и литературы - 27 лет.

Краткий анализ

Год написания – декабрь 1929 – апрель 1930 гг.

История создания – Работу над произведением А. Платонов завершил в 1930 г. Тема, идея его были продиктованы историческими событиями первой половины ХХ века. Долгое время повесть распространялась только в самиздате. В СССР её впервые опубликовали в 1987 г.

Тема – Главные темы – строительство нового «идеального» общества, коллективизация.

Композиция – По смыслу произведение можно разделить на две части: городскую, посвящённую копанию котлована, и деревенскую – рассказ о кулаках, коллективизации. Начинается и заканчивается произведение описанием котлована, поэтому можно говорить о кольцевой композиции или обрамлении.

Жанр – Повесть.

Направление – Антиутопия.

История создания

Повесть А. Платонова «Котлован» была создана в смутные времена перехода от старого к новому. Не все методы «строительства» нового общества были гуманными, не все перемены были обоснованными. Писатель попытался разоблачить их сущность. Так появилось анализируемое произведение.

Цензура не допустила повесть к печати, поэтому долгое время она распространялась в самиздате. Однако даже за хранение таких брошюр жестоко наказывали. В одной из машинописных версий самиздата А. Платонов указал период работы над повестью – декабрь 1929 – апрель 1930 г. Большинство исследователей жизни и творчества писателя считают, что произведение было написано раньше. Упомянутые же даты указывают на период пика коллективизации. В критике можно найти разные отзывы о повести, все зависит от того, когда они были написаны.

В СССР «Котлован» напечатали в 1987 г.

Посмотрите, что еще у нас есть:

для самых рациональных -

Анализируемая повесть – обычное явление для русской литературы первой половины ХХ века, ведь в то время писатели активно поднимали социальные проблемы. Произведение А. Платонова выделяется из ряда других необычной системой образов, которая помогает скрыть его истинный смысл.

Тема повести – строительство нового «идеального» общества, коллективизация. В контексте указанных тем автор поднял следующие проблемы: человек в условиях перемен, принудительная коллективизация, деревенский и городской уклад в первой половине ХХ века, старое и новое, его влияние на общество и др. Основа проблематики – социальные перемены и вечные моральные ценности.

В начале произведения автор рассказывает о неком Вощеве. Это тридцатилетний мужчина, которого уволили из механического завода. Возраст героя имеет символическое значение, он как бы намекает на роковые для общества года ХХ века. Вощев решает искать работу в другом городе. По пути туда останавливается на ночлег в большой яме. Оказывается, это котлован для будущего здания, в котором планируют собрать весь местный пролетариат.

Вощев остаётся с землекопами. Строительство здания для пролетариата символизирует изменения в обществе. Дальше котлована стройка не продвигается. Работники понимают, что не смогут построить новое на руине старого.

Среди прочих героев привлекает внимание бездомная девочка Настя. Её образ символизирует будущее, жизнь в доме, который строят. На данное значение символа намекают детали. Строители подарили героине гробы, чтобы та использовала их как кровать и ящик для игрушек. Гробы работники отобрали у крестьян. Так автор ненавязчиво показывает положение крестьян в новых условиях. Настя умерла, не дождавшись окончания стройки. Так же умерла надежда на новую жизнь

Сюжет произведения, символическое значение образов – ключ к смыслу названия повести. Котлован символизирует невоплощенные большевистские идеи, намекает на то, что невозможно построить новое на руинах старого.

В повести можно выделить внутренний конфликт – чувства людей, находящихся на «острие перемен» и внешний – столкновение старого и нового.

Композиция

Анализ «Котлована» стоит продолжить характеристикой композиции. По смыслу произведение делится на две части: городскую, посвященную копанию котлована, и деревенскую – рассказ о кулаках, коллективизации. Такая организация не случайна. Она основана на речи Сталина, произнесённой зимой 1929 г. В ней особое внимание обращалось на проблему «противоположности между городом и деревней».

Начинается и заканчивается произведение описанием котлована, поэтому можно говорить о кольцевой композиции или обрамлении.

Жанр произведения – повесть, направление – антиутопия. О том, что это повесть, свидетельствуют такие особенности: раскрывается несколько сюжетных линий, система образов достаточно разветвленная, достаточно большой объём. Признаки антиутопии: автор показывает, что идеи. провозглашаемые властью, реализовать невозможно.

Краткое содержание «Котлован»

Антиутопическая повесть «Котлован» Андрея Платонова была написана 1930 году. В основе сюжета лежит идея постройки «общепролетарского дома», который станет началом целого города «счастливого будущего». Используя философский, сюрреалистический образ, гротеск и жесткую сатиру на СССР времен коллективизации и индустриализации, Платонов обнажает острейшие проблемы того времени, показывая бессмысленность и жестокость тоталитаризма, невозможность прийти к светлому будущему путем радикального уничтожения всего старого.

Предлагаем ознакомиться с кратким содержанием «Котлована» по главам, что поможет узнать сюжет произведения и подготовиться к проверочной работе по русской литературе.


Опыт работы учителем русского языка и литературы - 36 лет.

Главные герои

Другие персонажи

А ещё у нас есть:

для самых любопытных -

Краткое содержание

«В день тридцатилетия личной жизни Вощеву дали расчет с небольшого механического завода» по причине «роста слабосильности в нем и задумчивости среди общего темпа труда» . Он ощущал сомнение в своей жизни, «не мог дальше трудиться и ступать по дороге, не зная точного устройства всего мира» , поэтому пошел в другой город. Прогуляв весь день, вечером мужчина забрел на пустырь и уснул в теплой яме.

В полночь Вощева разбудил косарь, который отправил мужчину спать в барак, потому что эта «площадь» «скоро скроется навеки под устройством» .

Утром в бараке Вощева разбудили мастеровые. Мужчина объясняет им, что его сократили, а без знания истины он не может работать. Товарищ Сафронов соглашается взять Вощева копать котлован.

В сопровождении оркестра рабочие пошли к пустырю, где инженер уже все разметил для строительства котлована. Вощеву дали лопату. Землекопы начали усердно работать, самым слабым из всех был Козлов, который делал меньше всех работы. Работая с остальными, Вощев решает «кое-как жить» и умереть неразлучно с людьми.

Инженер Прушевский, разработчик проекта котлована, который должен стать «единственным общепролетарским домом вместо старого города» , мечтает, что «через год весь местный пролетариат выйдет из мелкоимущественного города и займет для жизни монументальный новый дом» .

Утром к землекопам приезжает председатель окрпрофсовета товарищ Пашкин. Увидев начатый котлован, он отметил, что «темп тих» и надо повышать производительность: «Социализм обойдется и без вас, а вы без него проживете зря и помрете» . Вскоре Пашкин прислал новых рабочих.

Козлов решает перейти на «общественную работу» , чтобы не трудиться на котловане. Сафронов, как самый сознательный из рабочих, предлагает поставить радио «для заслушанья достижений и директив» . Жачев ответил ему, что «Лучше девочку-сиротку привести за ручку, чем твое радио» .

Чиклин приходит к кафельному заводу. Зайдя в здание, он находит лесенку, «на которой некогда его поцеловала хозяйская дочь» . Мужчина заметил дальнюю комнату без окон, где на земле лежала умирающая женщина. Рядом сидела девочка и водила по губам матери коркой лимона. Девочка спросила у матери: умирает она «оттого, что буржуйка или от смерти» ? Мать ответила: «мне стало скучно, я уморилась» . Женщина просит девочку никому не говорить о ее буржуазном происхождении.

Чиклин целует умирающую женщину и «по сухому вкусу губ» понимает, «что она та самая» девушка, которая поцеловала его в молодости. Мужчина забирает девочку с собой.

«Пашкин снабдил жилище землекопов радиорупором» , из которого постоянно раздаются лозунги-требования. Жачеву и Вощеву «беспричинно стыдно от долгих речей по радио» .

Чиклин приводит девочку в барак. Увидев карту СССР, она спросила о меридианах: «что это такое – загородки от буржуев?» . Чиклин ответил утвердительно, «желая дать ей революционный ум» . Вечером Сафронов начал расспрашивать девочку. Она рассказала, что не хотела рожаться, пока к власти не пришел Ленин, так как боялась, что ее мать будет буржуйкой.

Через некоторое время, когда землекопы нашли сто спрятанных впрок крестьянами гробов, два из них Чиклин отдал девочке – в одном сделал ей постель, а другой оставил для игрушек.

«Маточное место для дома будущей жизни было готово; теперь предназначалось класть в котловане бут» .

Козлов теперь председатель главкома кооператива, он «стал сильно любить пролетарскую массу» . Пашкин сообщает мастеровым, что надо «начать классовую борьбу против деревенских пней капитализма» . Для организации колхозной жизни рабочие отправляют Сафронова и Козлова в деревню, где их убивают. Узнав о случившемся, в деревню приезжают Вощев и Чиклин. Сторожа ночью трупы товарищей в зале сельсовета, Чиклин засыпает между ними. Утром в зал сельсовета пришел мужик обмывать трупы. Чиклин принимает его за убийцу товарищей и избивает до смерти.

Чиклину привозят записку от девочки со словами: «Ликвидируй кулака как класс. Да здравствует Ленин, Козлов и Сафронов. Привет бедному колхозу, а кулакам нет» .

Утром Настю привозят в деревню. Чтобы найти всех кулаков, Чиклин берет в помощь медведя – «самого угнетенного батрака» , который «работал даром на имущих дворах, а теперь трудится молотобойцем на колхозной кузне» . Медведь знал, в какие избы идти, так как помнил, у кого служил. Обнаруженных кулаков загоняют на плот и отправляют по реке.

На Организационном Дворе «заиграла призывающая вперед музыка» . Приветствуя приход колхозной жизни, люди начали радостно топтаться под музыку. Народ не переставая плясал до ночи, и Жачеву пришлось опрокидывать людей на землю, чтобы они отдыхали.

Утром народ отправился к кузнице, где работал медведь. Узнав о создании колхоза, молотобоец начинает работать с еще большим энтузиазмом. Чиклин ему помогает, и в трудовом порыве они не замечают, что только портят железо.

«Члены колхоза сожгли весь уголь в кузне, истратили все наличное железо на полезные изделия, починили всякий мертвый инвентарь» . После марша на Организационном Дворе Настя сильно заболела.

Пришла директива, в которой говорилось, что активист является врагом партии и его отстраняют от руководства. В расстройстве он забирает отданный Насте пиджак, за что Чиклин бьет его кулаком, и тот умирает.

Елисей, Настя, Чиклин и Жачев вернулись к котловану. Придя на место, они увидели, «что весь котлован занесен снегом, а в бараке было пусто и темно» . К утру Настя умирает. Вскоре приехал Вощев со всем колхозом. Увидев мертвую девочку, мужчина недоумевает, он «уже не знал, где же теперь будет коммунизм на свете, если его нет сначала в детском чувстве и в убежденном впечатлении» .

Узнав, что мужики хотят записываться в пролетариат, Чиклин решил, что необходимо рыть еще больший котлован. «Колхоз шел вслед за ним и не переставая рыл землю; все бедные и средние мужики работали с таким усердием жизни, будто хотели спастись навеки в пропасти котлована» . Жачев отказался помогать. Сказав, что теперь ни во что не верит и хочет убить товарища Пашкина, он уполз в город.

Чиклин вырыл для Насти глубокую могилу, «чтоб ребенка никогда не побеспокоил шум жизни с поверхности земли» , и подготовил особую гранитную плиту. Когда мужчина нес ее хоронить, «молотобоец, почуяв движение, проснулся, и Чиклин дал ему прикоснуться к Насте на прощанье» .

Заключение

В повести «Котлован» Андрей Платонов раскрывает конфликт между личностью и историческими реалиями. Автор мастерски изображает душевное беспокойство и постоянный поиск героями истины в новых обстоятельствах – когда старое уже разрушено, а новое еще не создано. Смерть Насти является развенчанием светлых надежд всех тех, кто копал котлован: ребенок, символ будущего, умер, а значит строить его теперь некому.

Краткий пересказ «Котлована» Платонова описывает только ключевые моменты произведения, поэтому для лучшего понимания повести советуем прочесть ее в полном варианте.

Читайте также: