В повести котлован нашли отражение события социально политической жизни

Обновлено: 25.06.2024

Соостношение исторических и философских проблем при изучении повести А. Платонова "Котлован" в 11 классе

Русская литература 20 века внесла значительный вклад в развитие литературного искусства в России.

Эта эпоха отмечена многообразием творческих методов и направлений, чье cocуществование и взаимодействие было подготовлено логикой развития литературы на предыдущих этапах.

Трагизм мироощущения русского человека в этот исторический период был во многом обусловлен национальной судьбой России. Противостояние народа и образованной части общества на рубеже XIX и XX веков достигло опасной черты и завершилось расколом, который привел к революции и Гражданской войне, нанесшей невиданный ущерб. Россия познала явление, невиданное в таких масштабах ранее и приобретшее характер национальной трагедии.

Тридцатые годы начались с "года великого перелома", когда резко были деформированы основы прежнего российского жизнеустройства, началось активное вмешательство партии в сферу культуры, усилились репрессии против интеллигенции.

Особо рассмотрение заслуживает творчество таких писателей: А.Н. Толстой, Е.И. Замятин, М.М. Зощенко, М.А. Шолохов, М.А. Булгаков, А.П. Платонов.

Основной чертой литературы ХХ века стало ее деление на разрешенную и запрещенную (с периода установления Советской власти). Это привело к тому, что многие произведения стали известными только с началом 90-х годов. С приходом к власти М.С. Горбачева стали публиковать ранее запрещенные в Советском союзе произведения: роман «Дети Арбата» А. Рыбакова, «Доктор Живаго» Б. Пастернака, «Мы» Е.И. Замятина, «Архипелаг ГУЛАГ» А. Солженицына, «Котлован» А.Платонова.

В наши дни Андрей Платонов – один из наиболее изучаемых и наиболее перспективных для изучения писателей ХХ века. По словам Валентина Распутина, «в русской литературе двадцатого столетия Андрей Платонов – самый самобытный писатель, самый тревожный и один из самых чутких ко всему происходящему. Он и в великости своей стоит не в ряду, а особняком». 1 Творчество Андрея Платонова вошло в научную и культурную жизнь страны как один из важнейших компонентов, предмет исследования и художественного осмысления.

Эпоха социальных потрясений явила миру нового, ни на кого не похожего летописца ее духовного бытия. А.Платонов стремился постичь смысл жизни и назначение человека на Земле.
Повесть «Котлован» была написана на рубеже 1929 и 1930 годов - периода строительства новой социалистической России. Известно , что судьба самого Андрея Платонова , как и судьба его страны , глубоко трагична ; трагизмом пронизаны и его лучшие создания . Сумрачный мир « Котлована » выразительно представляет взгляд писателя на мир в те годы , в которые оказались изгнанными Правда , Истина и Разум . Горькая правда, рассказанная писателем, была оплачена изоляцией его имени и запретом на печать его произведений .
Ситуация в жизни России конца 20- х годов была как раз одной из самых тяжелых в истории страны . Происходила коренная ломка устоев , всего уклада жизни – в первую очередь крестьянского , основного для страны . Вскоре после написания « Котлована » в советском государстве проявились и видимые последствия этого разрушения – страшный голод , настигший большинство районов центра России . К этой теме Платонов обратится в пьесе « Шарманка ». В « Котловане » же в центре внимания автора вопрос : что происходит с человеком в переломный период истории ? Являются ли очередные преобразования путем к благополучию и гармонии тех , ради кого и совершалась Октябрьская революция ?

К моменту написания «Котлована» Платонов уже имел опыт художественного осмысления самых разных форм социальной организации действительности. Какие-то вызывали у него откровенную неприязнь, например, тотальная бюрократизация жизни страны («Город Градов»). В «Котловане» Платонов также ставит этот вопрос, правда, речь здесь идет и о настоящем, и о вневременном, о конкретных и о вечных вопросах человечества. По словам Михаила Геллера, «реальным событиям, строго определенным временем и пространством, Платонов придает символический смысл, превращающий «Котлован» в единственное в литературе адекватное изображение событий, значение которых в истории страны и народа превосходит значение Октябрьской революции». 1 Очевидна связь художественной реальности повести А. Платонова и современной писателю действительности. Об этой связи можно прочитать во вступительной статье и примечаниях к «Котловану», подготовленному сотрудниками Пушкинского Дома 4 . В первую очередь, эта связь заметна в словесных формулах, которыми оперирует автор «Котлована» и которые предстают в его сочинениях в трансформированном виде. Здесь можно назвать такие понятия, как «генеральная линия», «кулак», «середняк», «буржуй», «бюрократ» и другие. Не трудно убедиться, что платоновский «буржуй» – это совсем не то же самое, что «буржуй» у Блока или Маяковского, и далеко не всегда имеет очевидное отношение к буржуазии как к классу.

Процессу работы над «Котлованом» предшествовал кропотливый жесткий анализ культурных, нравственных исторических последствий социально-экономических преобразований деревни». 1 В записных книжках писателя можно найти следующие слова, красноречиво свидетельствующие о том, насколько остро он ощущал абсурдность многих социальных преобразований: «Составлялись сводки, по которым видно , что обобществлению не подлежит только воробей» 2 ; «Раскулачили за то, что проживает девой» 3 . С первых страниц повести мы попадаем в эпоху, когда город переживает пору своей индустриализации, а деревня оказывается в полосе сплошной коллективизации. А.Платонов задумывается над переосмыслением истории, правильного выбора пути, избранного нашей страной. Произведение с ярко выраженным социально-философским содержанием.

Обласканные большевиками современники автора Катаев, Шолохов- воспевали достижения социализма, изображали коллективизацию с положительной стороны. Поэтика Платонова- описание картин самоотверженного труда и строительства была чужда. Его интересовал прежде всего человек и его роль в исторических событиях. В повести много отвлечённых обобщений, так как автор сосредоточен на мыслях и переживаниях своих героев.

События преподнесены с точки зрения думающего человека, втянутого в события (Вощёв). Сюжет странствия главного героя переплетается с другим –провалившегося строительства общепролетарского дома. Рабочие верили, что через год в нём будет жить пролетарий, но котлован явился могилой для многих строителей, а также для девочки-Насти. А. Платонов рассказывает о печальных событиях с сожалением, любовью и глубоким состраданием к героям, по которым прошлась беспощадная машина власти.

Эти люди, по словам героя «Котлована» Жачева, «слой грустных уродов». Они сформировались на фоне тех исторических событий, которые потрясли Россию после 1917 года.

В огне страшного времени иссякли лучшие духовные и нравственные силы народа: «лица их были угрюмы и худы, вместо покоя жизни они имели измождение»[9..115].

Котлован — это символ: образ места, которого нет, и социальной утопии. Платонов мастерски ее развенчивает, показывая безнравственность исторического эксперимента над народами.

Повесть «Котлован» — писательский вымысел, это модель общественного устройства казарменного коммунизма. События в нем — источник размышления писателя, его предостережение будущим поколениям. Нет в повести динамической смены событий, все предельно упрощено, схематично, и сам образ котлована- монстра, пожирающего людей, нагнетает ощущение статичности сюжета. Люди появляются на котловане, исчезают или остаются. Они верят в будущее, работают на него, надеются «жить в будущем хотя бы маленьким остатком сердца»[9..142]. Они забывают прошлое, не видят настоящего, живя только будущим. Образы героев созданы как пародии на социальные типы, порожденные эпохой,— это характерная черта антиутопии.

Одним из главных вопросов , звучащих в « Котловане », — является вопрос , который в наиболее лаконичной форме был задан евангельским Пилатом Иисусу : « Что есть истина ?» ( как известно , ответом последнего явилось молчание ). Но вряд ли можно найти другой вопрос , который бы так волновал человечество на протяжении всей его истории . Однако в те годы , когда создавался « Котлован », обращение к « вечным вопросам » было уделом избранных – в основном всех интересовали более конкретные проблемы . И , кажется , это было характерно , не только для молодой советской России , а для всех существующих на тот момент моносистем . Немецкий публицист Курт Тухольский в 1925 году с горечью отмечал : « На мировые вопросы не ищут ответа , их забывают . Великие проблемы не решаются , их оставляют втуне ». 2

Центральная тема повести – поиск смысла жизни, стремление героев познать главную Истину. Философские размышления и разговоры героев о жизни – не эстетическая прихоть. Они происходят в первую очередь от бесконечной, часто доходящей до боли любви к жизни. Вощев чувствует “слабость тела без истины”: “Мне без истины стыдно жить”,- говорит он; [9..143] “Мы ничего теперь не чуем, в нас один прах остался”,- говорят мужики с Оргдвора [9..148]. инженер Прушевский же, “с двадцати пяти лет почувствовавший стеснение своего сознания”[], стремится воздвигнуть не просто здание, в котором люди скрывались бы из-за непогоды, а здание, которое должно было быть населено людьми с “излишней теплотой жизни”, иными словами – душой. Сам он, однако, в это не очень-то верит. Он, как и Вощев, думает, что люди живут благодаря одному рождению. Главными носителями идеи познания истины и смысла жизни в “Котловане” являются в первую очередь Вощев и Прушевский. Первого увольняют с работы “вследствие роста стабильности в нем и задумчивости среди общего темпа труда”. Второй решает покончить жизнь самоубийством, так как понимает свое бессилие, чувствует во всем разочарование. Это очевидно. Однако и Вощев, и Прушевский являются носителями как бы непосредственными: они буквально впадают в кризис, не познав истины и смысла жизни. Есть в “Котловане” персонаж, который особо не задумывается над подобными вопросами. Однако именно он приблизился к этой самой истине, как нельзя лучше познал смысл человеческой жизни. Речь, конечно же, идет о Чиклине, человеке, который привел в барак маленькую девочку Настю, посвятив всего себя этому беззащитному существу. После смерти девочки Чиклин сам теряет смысл жизни, понимает, что никакого светлого будущего, однозначно, быть не может. Так считает и “жирный калека” Жачев: “Ты же видишь, что я урод империализма, а коммунизм – это детское дело, за то я и Настю любил”[9..220].

С темой смысла жизни в повести тесно перекликается также тема разных мелких вещей и предметов, собираемых Вощевым в мешке. Так, в начале повествования Вощев подбирает отсохший лист и прячет его в “тайное отделение мешка”, где он сберегал всякие “предметы несчастья и безвестности”. “Ты не имел смысла жизни, – со скупостью сочувствия полагал Вощев, – лежи здесь, я узнаю, за что ты жил и погиб. Раз ты никому не нужен, и валяешься среди всего мира, то я тебя буду хранить и помнить”[9..206]. Далее он говорит, что все живет и терпит на свете, ничего не сознавая, словно кто-то извлек из нас убежденное чувство и взял его себе. Итак, все эти никому не нужные предметы для Вощева являются “документами беспланового создания мира”, “фактами меланхолии любого живущего дыхания”. Эти “нищие, отвергнутые предметы” Вощев воспринимает, как своеобразные символы вечности. Он собирает их, как вещественные остатки потерянных людей, живших, как и он, без истины и скончавшихся раньше времени.

Платонов затрагивает также весьма важную тему: разрушение церквей, отрицание Бога. Он показывает то время, когда, по словам бывшего священника, “приходится стаж зарабатывать, чтоб в кружок безбожия приняли”[9..182], когда весь доход от продажи церковных свечек переходит активисту для покупки трактора, а те, кто крестится, записываются самим же священником в “поминальный список”. Словом, то время, когда человек остался без Бога, а Бог – без человека. “Чиклин вышел из церкви в траву. По траве шла было баба к церкви, выправляя позади себя помятую лебеду, но увидев Чиклина, она обомлела на месте и от испуга протянула ему пятак за свечку”[9.184].

“ Котлован” полон символами. Но все же самый главный символ повести – это сам язык Платонова, часто парадоксальный, требующий сверхвнимательного чтения, а затем и глубокого анализа.

В качестве главнейшего символа прощания с прошлой жизнью выступает плот, построенный кулаками для собственной же ликвидации. Ведь именно на нем их должны спустить вниз по реке, тем самым как бы закрывая им двери в новую жизнь, вычеркивая их из будущего.

В произведениях писателя мастерски вскрыт механизм мифологизации сознания всех слоев общества, не только пролетариата, но и крестьянства. Писатель сочувствовал народу, попавшему в плен "искусственной идеи", видел в этом не вину его, а беду. Политический лозунг, обещающий через несколько лет райскую жизнь, заменил отринутого Бога, и лозунгу этому самозабвенно верили.

В своей повести он изобразил историческое и вечное. В полной мере значимость повести «Котлован» можно оценить только в наше время. К сожалению, прозорливое предвидение Платонова не послужило предостережением. Семьдесят лет послушные строители коммунизма рыли «котлован» ради своего бессмысленного будущего. Прозрение наступило недавно. И именно тогда потомки Платонова отдали должное его историческому предсказанию и таланту, с которым он правдиво и смело отразил эпоху индустриализации и коллективизации. Идея социализма, попытка создать искусственное общество уже умерла на развалинах бывшего СССР, что лишний раз доказало правоту слов Платонова.

считал А. Платонов, возродится все жизнеспособное, все несправедливо погубленное, поруганное, деформированное.

Список литературы

Литература 11 класс. Учеб. Для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч 2/[В.А.Чалмаев, О.Н.Михайлов, А.И. Павловский и др.; сост. Е.П.Пронина]; под ред. В.П.Журавлёва.-17-е изд.- М.: Просвещение, 2012. – 445 с.

Журналы “Новый мир”, “Знамя”, “Вопросы литературы” за 1987 – 1990 гг.

Газеты “Известия” и “Независимая газета”.

Чалмаев В.А. Андрей Платонов: К сокровенному человеку. - М.: Советский писатель, 1989.

Андрей Платонов. Государственный житель: Проза, ранние соч., письма - Мн.: Маст. Лiт., 1990.

Платонов А. Живя главной жизнью – М.: Правда, 1989.

Чалмаев В . А . Андрей Платонов . В помощь преподавателям , старшеклассникам и абитуриентам . М .: Изд - во МГУ , 1999. — 144 с .

Распутин В. Свет печальный и добрый // «Страна философов» Андрея Платонова: Проблемы творчества. Выпуск 4. Юбилейный. М.: ИМЛИ РАН, «Наследие», 2000. С. 9. 1

Платонов А. П. Котлован. Текст. Материалы творческой истории. СПб.: Наука, 2000. С. 5 – 20 и 140 – 164. 4

Дужина Н. «Действующие люди» (Проблемы текстологии пьесы «Шарманка») // «Страна философов» Андрея Платонова: Проблемы творчества. Выпуск 4. Юбилейный. М.: ИМЛИ РАН, «Наследие», 2000. С. 25. 3

2 Тухольский К. Эссе и «обрывки» // Вопросы литературы. 1990. Август. С. 114. (о Понтии)

1 Геллер М. Я. Андрей Платонов в поисках счастья. М.: Издательство «МИК», 1999. С. 267.

Тестовые задания по произведению А. Платонова "Котлован"


1. В каком году было написано произведение Андрея Платонова «Котлован»?

2. К какому литературному жанру относится произведение Андрея Платонова «Котлован»?

3. Что случилось с Вощевым в день его тридцатилетия?

Вощева назначили председателем главкома кооператива;

Жена сказала, что уходит от Вощева;

Вощев решил, что ему нужно изменить свою жизнь;

Вощева уволили с механического завода.

4. Кто из героев произведения «не мог дальше трудиться и ступать по дороге, не зная точного устройства всего мира»?

5.Кто разработал проект котлована?

6.Для чего рабочие копали котлован?

Для постройки большого партийного здания;

Для постройки общепролетарского дома;

Для создания новой деревни;

Для создания большого общеколхозного поля.

7. Кому из героев повести принадлежат слова: «Социализм обойдется и без вас, а вы без него проживете зря и помрете»?

8. Что связывало Чиклина с матерью Насти?

Женщина поцеловала его в молодости;

Женщина была его первой женой;

Женщина была его двоюродной сестрой;

Ничего не связывало.

9. О чем мать Насти просила девочку никому не говорить после ее смерти?

О том, что мать Насти убивала коммунистов;

О том, что у Насти есть большое наследство;

О буржуазном происхождении матери Насти;

О том, что Настя не родная дочь Чиклина.

10. Как Чиклин понял, что мать Насти – та самая женщина, которая поцеловала его в молодости?

Нашел портрет, где она была изображена еще девочкой;

Женщина вспомнила его перед смертью;

Увидел у нее на пальце подаренное им колечко.

11. Что активисты сделали с «кулацким сектором»?

Выгнали из деревни;

Отправили на плоту по реке;

Отправили в ближайший колхоз;

12. Кто из героев произведения был «самым угнетенным батраком»?

13. Что Жачеву пришлось сделать, чтобы люди прекратили плясать, приветствуя приход колхозной жизни?

Тест. А.П.Платонов "Котлован"


Тест позволяет проверить знание и понимание содержания произведения.

Система оценки: 10* балльная

Список вопросов теста

Вопрос 1
  • возведение крупнейших промышленных гигантов
  • строительство Турксиба
  • организация колхозов и совхозов
  • движение "двадцатипятысичников"
  • "ликвидация кулачества как класса"
Вопрос 2

Молодому Платонову был свойствен социальный романтизм, надежы на скорое разрешение общественных проблем в ходе революции. Позже мировоззрение писателя резко изменилось. Он усомнился в утопических представлениях о социализме, связанных с авнгардистскими идеями искусства-жизнестроения, "Философии общего дела" Н.Ф.Федорова. В какой период творчества писателя была создана повесть "Котлован"

  • воронежский
  • тамбовский
  • московский
  • туркменский
Вопрос 3

Повесть "Ктлован" написана в 1929-1930 гг. Когда и в каком печатном издании повесть впервые была опубликована в Советском Союзе?

Вопрос 4

Назовите понятия, ставшие символами эпохи 1920-30 гг, которые вошли в сознание платоновских героев.

  • союз пролетариев всех стран и мировая революция
  • темп и план
  • "оттепель" и свобода слова
  • гонка вооружений и "холодная война
Вопрос 5

Назовите произведение М.А.Шолохова, которое соотносится по тематике с повестью "Котлован"

Вопрос 6

Реализуя грандиозный план переустройства мира, герои "Котлована" осуществляют задачи, поставленные перед ними государством. Какие формулы советского времени, ставшие лозунгами, звучат из уст персонажей А. Платонова?

  • общий темп труда
  • ликвидация кулачества
  • левацкое болото оппортунистов
Вопрос 7

Сюжетно-композиционная организация "Котлована" подчиняется принципам утопии. На реализацию какого проекта будущего коммунистического счастья направлены усилия героев повести?

  • возведение Общепролетарского дома
  • строительство памятника Сталину
  • закладка Дворца Советов
  • организация кооперативов
Вопрос 8

Символическое значение в повсети приобретают Дом и Дорога. Кто из героев повести проходит свой путь духовных исканий?

Вопрос 9

С какой ветхозаветной притчей можно сопоставить строительство Общего дома?

Вопрос 10

Дом рассматривается как философская категория. Многие герои лишены крова, так как родное село стало коллективным, общим. Установите соответствие между героями повести и их жилищем. К каждой позиции первого абзаца (буквы) подберите позицию из второга абзаца (цифры) В ответ впишите правильную последовательность цифр.

2. Основательный дом с окнами в "культурный сад"

3. Флигель в яблоневом саду

4. Общепролетарский дом

5. Дощатый сарай на бывшем огороде

Вопрос 11

Концепция героя-преобразователя, покорителя природы соединяется у автора с идеей растворения человека во Вселенной, характерной для платоновского космизма. В повести встречаются различные виды пейзажей: ночной, дорожный, сельский. Установите соответствие между пейзажными зарисовками повести и принадлежностью их к пространственному объекту. К каждой позиции первого абзаца (буква) подберите соответствующую позицию (цифру) из второго абзаца. Укажите цифры.

1. "Отдельно от природы, в светлом месте электричества с желанием трудились люди, возводя кирпичные огорожи. шагая с ношей груза в тесовм бреду лесов"

2. "Вскоре на земле наступала сплошная тьма, усиленная чернотой почвы, растоптанной бродящими массами; но верх был еще светел - среди сырости неслышного ветра и высоты там стояло желтое сияние достигавшего туда солнца и отражалось на последней листве склонившихся в тишине садов"

3. Еще высоко было солнце, и жалобно пели птицы в освещенном воздухе, не торжествуя, а ища пищи в пространстве; ласточки низко мчались над склоненными роющими людьми"

Вопрос 12

В художественном мире А.Платонова мы встречаемся с историческим и метафизическим взглядом на эпоху Установите соотвествие между героями повести и принадлежностью их к временным планам прошлого, настоящешо и будущего. К каждой позиции первого абазца (буквы) подберите соответствующую позицию (цифру) из второго абзаца.

1. Козлов, Чиклин

2. Настя, оркестр пионеров

Вопрос 13

В произведении осуществляются фантастические проекты реоганизации и преустройства жизни. Какое название носит в повести колхоз, организуемый активистом?

  • имени В.И.Ленина
  • имени ХХ съезда КПСС
  • имени И.В.Сталина
  • имени Генеральной Линии
Вопрос 14

Унаследованная А.Платоновым у Н.Ф.Федорова мысль о всеобщем сродстве и братстве реализуется в судьбах героев "Котлован". Назовите "общего женского человека", который был в жизни Прушевского и Чиклина.

Вопрос 15

Платоновские герои - это в большинстве в своем мастеровые, изобретатели. Писатель считал главным назначением человека на земле творчество, а труд приравнивал к творчеству. Установите соотвествие между героями повести и описанием их трудовой деятельности.. К каждой позиции первого абазца (буквы) подберите соответствующую позицию (цифру) из второго абзаца.

1. ". спешно ломал вековой грунт, обращая всю жизнь своего тела в удары по мертвым местам"

2. ". начал рыть почву вглубь, пуская всю силу в лопату"

3. ". он незаметно погладил за пазухой свою глухую ветхую грудь и продолжал рыть связный грунт"

Вопрос 16

Среди способов создания образов-персонажей особую роль играет портретирование. Установите соотвествие между героями повести и описанием их внешности. К каждой позиции первого абазца (буквы) подберите соответствующую позицию (цифру) из второго абзаца.

1. ". его коричневые, скупо отверстые глаза наблюдали посторонний для них мир с жадностью обездоленности".

2. ". не старый, но седой от счета природы человек"

3. "Был угрюм и ничтожен всем телом, пот слобосильности капал в глину с его смутного однообразного лица"

Вопрос 17

В каком возрасте умирает "буржуйка" Юлия?

Вопрос 18

Кто из героев , по мысли Жачева, должен воскреснуть в светлом будущем?

Вопрос 19

Культ предков - важный фактор воскрешения. Героям А.Платонова свойственно собирание праха ушедших для сохранения памяти о них. Кто из героев повести превращает останки родного человека в объект поклонения?

Вопрос 20

Персонажи Платонова заняты решением сложных вопросов бытия. Их фразы рождаются в результате трудной мыслительной работы, им свойственна риторика советского времени. Установите соотвествие между героями повести и их высказываниями. К каждой позиции первого абазца (буквы) подберите соответствующую позицию (цифру) из второго абзаца.

!. "Без думы люди действуют бессмысленно!"

2. "Соцмализм обойдется и без вас. а вы без него проэживете зря и помрете"

Анализ «Котлован» Платонов

Анализ «Котлован» Платонов

В первой половине ХХ века за антисоветские, антикоммунистические идеи серьёзно наказывали, поэтому писатели пытались скрыть их за символическими образами. К этому приёму обратился и А. Платонов, создавая повесть «Котлован». Ученики изучают её в 11 классе. Если не учитывать смысл, скрытый между строк, читается произведение нелегко. Облегчить подготовку к уроку, посвящённому «Котловану», поможет анализ произведения, который мы предлагаем в этой публикации.


Опыт работы учителем русского языка и литературы - 27 лет.

Краткий анализ

Год написания – декабрь 1929 – апрель 1930 гг.

История создания – Работу над произведением А. Платонов завершил в 1930 г. Тема, идея его были продиктованы историческими событиями первой половины ХХ века. Долгое время повесть распространялась только в самиздате. В СССР её впервые опубликовали в 1987 г.

Тема – Главные темы – строительство нового «идеального» общества, коллективизация.

Композиция – По смыслу произведение можно разделить на две части: городскую, посвящённую копанию котлована, и деревенскую – рассказ о кулаках, коллективизации. Начинается и заканчивается произведение описанием котлована, поэтому можно говорить о кольцевой композиции или обрамлении.

Жанр – Повесть.

Направление – Антиутопия.

История создания

Повесть А. Платонова «Котлован» была создана в смутные времена перехода от старого к новому. Не все методы «строительства» нового общества были гуманными, не все перемены были обоснованными. Писатель попытался разоблачить их сущность. Так появилось анализируемое произведение.

Цензура не допустила повесть к печати, поэтому долгое время она распространялась в самиздате. Однако даже за хранение таких брошюр жестоко наказывали. В одной из машинописных версий самиздата А. Платонов указал период работы над повестью – декабрь 1929 – апрель 1930 г. Большинство исследователей жизни и творчества писателя считают, что произведение было написано раньше. Упомянутые же даты указывают на период пика коллективизации. В критике можно найти разные отзывы о повести, все зависит от того, когда они были написаны.

В СССР «Котлован» напечатали в 1987 г.

Посмотрите, что еще у нас есть:

для самых рациональных -

Анализируемая повесть – обычное явление для русской литературы первой половины ХХ века, ведь в то время писатели активно поднимали социальные проблемы. Произведение А. Платонова выделяется из ряда других необычной системой образов, которая помогает скрыть его истинный смысл.

Тема повести – строительство нового «идеального» общества, коллективизация. В контексте указанных тем автор поднял следующие проблемы: человек в условиях перемен, принудительная коллективизация, деревенский и городской уклад в первой половине ХХ века, старое и новое, его влияние на общество и др. Основа проблематики – социальные перемены и вечные моральные ценности.

В начале произведения автор рассказывает о неком Вощеве. Это тридцатилетний мужчина, которого уволили из механического завода. Возраст героя имеет символическое значение, он как бы намекает на роковые для общества года ХХ века. Вощев решает искать работу в другом городе. По пути туда останавливается на ночлег в большой яме. Оказывается, это котлован для будущего здания, в котором планируют собрать весь местный пролетариат.

Вощев остаётся с землекопами. Строительство здания для пролетариата символизирует изменения в обществе. Дальше котлована стройка не продвигается. Работники понимают, что не смогут построить новое на руине старого.

Среди прочих героев привлекает внимание бездомная девочка Настя. Её образ символизирует будущее, жизнь в доме, который строят. На данное значение символа намекают детали. Строители подарили героине гробы, чтобы та использовала их как кровать и ящик для игрушек. Гробы работники отобрали у крестьян. Так автор ненавязчиво показывает положение крестьян в новых условиях. Настя умерла, не дождавшись окончания стройки. Так же умерла надежда на новую жизнь

Сюжет произведения, символическое значение образов – ключ к смыслу названия повести. Котлован символизирует невоплощенные большевистские идеи, намекает на то, что невозможно построить новое на руинах старого.

В повести можно выделить внутренний конфликт – чувства людей, находящихся на «острие перемен» и внешний – столкновение старого и нового.

Композиция

Анализ «Котлована» стоит продолжить характеристикой композиции. По смыслу произведение делится на две части: городскую, посвященную копанию котлована, и деревенскую – рассказ о кулаках, коллективизации. Такая организация не случайна. Она основана на речи Сталина, произнесённой зимой 1929 г. В ней особое внимание обращалось на проблему «противоположности между городом и деревней».

Начинается и заканчивается произведение описанием котлована, поэтому можно говорить о кольцевой композиции или обрамлении.

Жанр произведения – повесть, направление – антиутопия. О том, что это повесть, свидетельствуют такие особенности: раскрывается несколько сюжетных линий, система образов достаточно разветвленная, достаточно большой объём. Признаки антиутопии: автор показывает, что идеи. провозглашаемые властью, реализовать невозможно.

В повести котлован нашли отражение события социально политической жизни

Войти через uID

«Язык утопии» в «Котловане» и датировка повести

Одна из первых публикаций «Котлована» на Западе вышла с ярким предисловием И. Бродского. Среди прочих любопытных суждений о творческой манере Платонова, Бродский высказал и мысль о том, что Платонов пишет о реализации социальной утопии — строительство социализма — на языке данной утопии, которому себя полностью подчиняет. Эта точка зрения стала знаменитой, на нее часто ссылаются, как нам кажется, не всегда отдавая себе отчет в характере отношений Платонова к языку сталинской эпохи. Приведенные нами примеры («костер классовой борьбы», «пни капитализма», «сеять капитализм», «целыми эшелонами население в социализм отправлять» и пр.) свидетельствуют о весьма свободном обращении Платонова не только с языком своей эпохи, но даже с цитатами самого вождя. Платонов пародирует язык своей эпохи, а не подчиняется ему. И способов такого пародирования очень много. Кроме исправленной цитации вождя это и новое лексическое наполнение устойчивых формул официального языка. Так, например, платоновская фраза «в руках стихийного единоличника и козел есть рычаг капитализма» (77) воспроизводит один из многочисленных оборотов времени, в свою очередь восходящих, вероятно, к работам классиков марксизма-ленинизма, например: «самообложение — рычаг культурной революции» ; «расширение экспорта — рычаг для выполнения пятилетки в четыре года» ; «радио — рычаг для развития и улучшения работы профсоюзов» и т. д. Выше мы показали, как писатель подчеркивает абсурдность одного из политических фразеологизмов «оказаться/плестись в хвосте масс» или «в хвосте требований жизни» при помощи старой языковой идиомы: «вы боитесь быть в хвосте <…> и сели на шею». Другая вольность, которую Платонов часто допускает при обращении с политическими метафорами, — деметафоризация ключевого слова. Приведем некоторые примеры. В политической фразеологии этого времени были популярны существительные «уклон», а также «колебания и шатания» и соответствующие им глаголы. «Уклон», как известно, определял политические взгляды человека по отношению к «генеральной линии» и был «правым» или «левым». «Уклону», этому крайнему проявлению политической неблагонадежности, предшествовали «колебания и шатания». Выражения активно употребляет Сталин, а за ним и средства массовой информации, например:

«Условия возникновения правого, а также „левого" (троцкистского) уклона от ленинской линии»; «мелкобуржуазные элементы <…> вносят в пролетариат и его партию известные колебания, известные шатания», «вот где корень колебаний и уклонов от ленинской линии в рядах нашей партии»; «колебания и шатания в московской организации» ; «бывают и другие отклонения от правильной линии», «середняк есть класс колеблющийся»; «середняк может колебнуться к кулачеству» ; «мелкобуржуазные колебания и шатания» ; «необходимо преодолеть колебания и шатания» и т. д.

В своем повествовании Платонов использует лексику этих политических обвинений, одновременно актуализируя прямое и переходное значение слов, например:

«Мужик было упал, но побоялся далеко уклоняться, дабы Чиклин не подумал про него чего-нибудь зажиточного» (70); «Чиклин, не колебнувшись корпусом, сделал попу сознательный удар в скудо» (81); «Жачев <…> одному колебнувшемуся сделал для успокоения удар в голову окомелком ноги, отчего колебнувшийся уснул» (98) и т. д.

Из всех политических баталий 1920–1930-х годов современному читателю лучше всего известна борьба правящей фракции с «правыми» и «левыми» уклонами, поэтому следующая платоновская шутка может быть понятна без специального комментария:

«На улицу вскочил всадник из района на трепещущем коне. — Где актив? — крикнул он сидящему колхозу, не теряя скорости. — Скачи прямо! — сообщил путь колхоз. — Только не сворачивай ни направо, ни налево!» (106).

Ярким проявлением вольного обращения Платонова с политической лексикой является и целая страница вариаций на тему «сплошной» (ключевое слово выражения «сплошная коллективизация»). Приводим текст в его первоначальном варианте по рукописи:

«Организационный Двор покрылся сплошным народом. <…> Чей-то малый ребенок стоял около активиста. <…> „Ты чего взарился? — спросил активист. — На тебе конфетку". <…> Ребенок с удивлением разгрыз сплошную каменистую конфету — она блестела, как рассеченный лед, и внутри ее ничего не было, кроме твердости. Мальчик отдал половину конфеты обратно активисту. „Сам доедай, у ней в середке вареньев нету: это сплошная коллективизация, нам радости мало!" Активист улыбнулся с проницательным сознанием, — он ведь знал, что этот ребенок в зрелости своей жизни вспомнит о нем среди сплошного света социализма» (266). «Звуки середняцкого настроения мешали наступить сплошной тишине» (269).

Так же просто обращается Платонов и с другой метафорой современного политического языка «курс на индустриализацию / курс на коллективизацию»: «Ты что, Козлов, — курс на интеллигенцию взял? Вон она сама спускается в нашу массу» (36).

Подобных примеров употребления Платоновым того или иного политического оборота можно приводить много, но не это наша задача. Мы лишь хотели показать несправедливость отождествления платоновского языка с языком сталинской утопии, необходимость тщательного изучения той политической повседневности, в которой создавались платоновские произведения, и всех случаев соотношений их языка с официальным.

При характеристике «Котлована» в контексте политической повседневности 1929–1930 гг. особое внимание уделялось времени тех событий, которые так или иначе отразились в повести. Причину этого мы тоже называли: авторской датировки «Котлована» не существует. Запись на одном из листов машинописи (декабрь 1929 — апрель 1930), которую долгое время приписывали Платонову, сделана не его рукой.

Существенную помощь в ответе на вопрос о датировке может оказать изучение реалий времени, которых в повести много. Большинство из них мы уже называли. Анализ деревенских коллизий «Котлована» на фоне различных документов эпохи показал, что исторические аналоги некоторых из них имели место только в апреле 1930. Следовательно, раньше этого времени Платонов не мог начать работу над повестью. Реалии, упомянутые нами при характеристике городской части сюжета, связаны с началом 1930 г. Это и лозунги профсоюзной работы «лицом к производству» и «ближе к массам» (с сентября 1929 г.); и «месячник» по сбору «утильсырья» (январь 1930 г. и еще несколько ближайших месяцев); и тарифная реформа (с начала 1930 г.); и упомянутое на первых страницах повести Постановление НКТ «О недопустимости удлинения рабочего дня и неиспользовании выходных дней» (27 февраля 1930 г.); и пребывание М. И. Романова в должности (до января 1930 г.) и пр. Эти реалии подтверждают наше предположение, что Платонов пишет «Котлован» вскоре после деревенских событий февраля — апреля 1930 г., которые, видимо, и дали главный толчок к написанию повести.

Упоминание еще одного факта из жизни страны тоже помогает в датировке «Котлована». Попавшая на котлован Настя спрашивает у строителей: «А что лучше — ледокол Красин или Кремль?» (55). Вопрос девочки не праздный. Стараясь понравиться своим новым «хозяевам» (и «хозяевам жизни»), Настя демонстрирует осведомленность о важных событиях общественной жизни страны (так же, как и заявлением: «А я знаю, кто главный!»). Ее знания связаны с теми событиями, которые еще недавно были у всех на устах: 10 июля 1929 г. в 11 ч. 45 мин., как сообщают центральные газеты, линейный ледокол Арктического флота СССР «Красин» вышел во второй полярный поход. Далее газеты периодически публикуют репортажи об этом походе «за завоевание северного морского пути» — письма с «Красина», фотографии, рассказы о демонстрациях рабочих тех иностранных портов, куда прибывал «Красин» и пр. В Насте нет обычной детской непосредственности; она научена матерью бдительности и из осторожности демонстрирует перед незнакомыми людьми свою «политическую зрелость». Деталь с «Красиным» свидетельствует о том, что время написания «Котлована» недалеко отстоит от 1929 г., в противном случае знания девочки утратили бы актуальность.

Есть в повести одна характерная деталь, которая позволяет ограничить время ее действия (и, возможно, написания) с другой стороны. Эта деталь связана с проблемой административно-территориального устройства, которая получила название «районирование». Как сказано в «Календаре коммуниста на 1930 г.», районирование — это «наиболее рациональная организация территории страны». Проблема «рациональной организации территории» так волновала руководителей страны, что они время от времени устраивали очередную реорганизацию. В первой половине 1930 г. (приблизительно до июля включительно) на территории РСФСР существовал такой принцип административного деления: республика — область — округ — район. У каждой административной единицы были свои задачи, права и органы власти. Данная система территориального деления введена незадолго до указанного времени (очерк Платонова 1928 г. «Че-Че-О», например, посвящен организации ЦЧО — Центрально-Черноземной области). Но так как государственный аппарат работал плохо, со всякими нарушениями, отклонениями, перегибами и пр., то в рамках его реорганизации и улучшения XVI съезд (июль 1930 г.) принимает решение о ликвидации округов, что и было проделано в ближайшее время: вся пресса июля-сентября пестрит названиями «Без округов», «Больше решимости в ликвидации окружного аппарата» и пр. В соответствии с общей перестройкой, ликвидируются и окружные отделения профаппарата, о чем тоже подробно сообщает пресса. Действие же «Котлована» происходит при старой административно-территориальной системе, включающей округа: в повести еще «высоко светило солнце над округом», Пашкин пока оставался председателем окрпрофсовета, а активист ожидал директив из округа и т. д. Поэтому, вероятно, Платонов заканчивает основную работу над рукописью «Котлована» не позднее июля 1930 г. Другие предположения (например, что Платонов пишет в конце 1930 г. или даже позже и сознательно воспроизводит определенный исторический период; или начинает писать в 1929 г., пишет долго, поэтому и успевает включить в повесть те события, которые происходят в феврале — апреле 1930 г.) маловероятны. То, что Платонов не пишет историческую хронику — очевидно: события, которые легли в основу деревенской части «Котлована», происходили зимой и весной, а у Платонова — летом и осенью. По характеру других реалий времени, которые тоже тяготеют к первой половине 1930 г., видно отсутствие у Платонова всякой заданности в ориентации на определенный отрезок времени (Платонов может использовать реалию 1929 г., для 1930 г. уже не актуальную — если она ему нравилась). Предположение же, что Платонов начинает работу над повестью в 1929 г., до известных событий в деревне, тоже маловероятно: «Котлован» поражает своей цельностью, единством композиции и замысла; к тому же, как известно, Платонов писал быстро. Поэтому в качестве рабочей гипотезы о времени основной работы над рукописью «Котлована» примем эту дату: апрель/май — июль 1930 г. (что, конечно, не исключает более позднюю правку и доработку текста).

Однако неповторимое своеобразие прозы Платонова состоит в сопряжении реального контекста с культурным.

Читайте также: