В каком году построили казанский мост

Обновлено: 07.07.2024

Мосты Казани за 100 лет: от деревянных переправ до Миллениума и современных развязок

Сегодня в рубрике "Историческая Казань" речь пойдет о мостах. 100 лет назад большая часть из них была деревянной, а некоторые каждый год смывались весенним половодьем и строились заново. В настоящее время в городе функционируют десятки мостов, многие из которых были построены в последние годы. Однако среди них есть "старожилы".

Начало XX века

К началу XX века в городе было построено около двух десятков мостов, которые служили переправами через Казанку и протоку Булак. Однако в подавляющем большинстве это были деревянные переправы, многие из которых регулярно смывались весенним половодьем.

Булак

К концу XIX века на Булаке имелось 7 мостов и все они были деревянными. Они нередко разрушались половодьем, ледоходами и пожарами, но, в силу значимости для города, быстро восстанавливались и ремонтировались.

Между озером Кабан и Булаком (возле современного театра имени Камала) находился Булачный мост. В народе его называли либо Евангелистовским (располагался на Евангелистовской улице), либо Татарским (вел в Старо-Татарскую слободу).

В начале XX века он был расширен при устройстве трамвайных путей. При этом Булачный мост объединили с плотиной, разделявшей Кабан и Булак. С 1904 года эту плотину регулярно разбирали зимой и восстанавливали после разлива Кабана и Булака. Таким образом, регулировался уровень воды в Кабане.

Следующим от озера Кабан был деревянный Батуринский мост. Прежде его называли Сенным, так как он соединял Сенную и Университетскую улицы и вел из центральной части города к Сенному рынку.

Следом за ним находились деревянные Дегтяревский и Романовский мосты. Первый из них соединял улицы Поперечно-Тихвинскую (современная Камала) и Поперечно-Воскресенскую (современная Астрономическая). Второй соединял улицы Поперечно-Воскресенскую (Кави Наджми) и Большую Варламовскую (Межлаука).

Далее следовал Лебедевский мост - первый каменный мост в городе. Его строительство началось в 1901 году при городском голове Лебедеве. Однако из-за нехватки средств был достроен лишь в 1907 году, причем за личный счет Лебедева, который к тому времени уже оставил свой пост.

В прошлом его называли "мост слез". Существует легенда, что его назвали так потому, что он вел на железнодорожный вокзал. И по этой дороге матери и жены провожали своих сыновей и мужей на войну.

Однако исторические факты свидетельствуют о том, что "мостом слез" он стал именно из-за своего статуса долгостроя.

Этот мост соединял улицы Посадская (Гиззата) и Петропавловскую (Джалиля). В наши дни из-за своей формы его нередко называют Горбатым мостом.

Ближе к Казанке находился Ложкинский мост, который в разные годы назывался Кузнечным, Гостинодворским и Владимирским. По нему проходила улица Гостинодворская (сегодня она носит имя Чернышевского). В начале XX века по этому мосту проходил трамвайный маршрут.

Последним мостом Булака был деревянный Жарковский мост, который находился неподалеку от Кремля.

Казанка

Вплоть до начала XX века между основной частью Казани и Заречьем (Козьей, Кизической, Ягодной и Пороховой слободами) не было постоянного моста. Все переправы были сезонными и разбирались каждую весну во время половодья.

Первый постоянный мост через Казанку появился лишь на рубеже XIX и XX веков. Этому, как ни странно способствовал неурожай, который вызвал огромный приток голодающих крестьян в Казань.

Для помощи голодающим власти города организовали общественные работы, в число которых вошло строительство деревянной Кизической дамбы с мостом (современная Ленинская дамба). Она называлась так в честь Кизического монастыря, который в наши дни находится возле парка Химиков.

Также дамбу нередко именовали Хижицкой - Хижицами в простонародье называлось место, которое прилегало к Кизическому монастырю.

В 1915 году дамба была расширена - здесь работали пленные Первой мировой войны (в основном австрийцы и венгры). После расширения дамбы на краях проезжей части впервые появились защитные ограждения.

Ниже по течению Казанки, между Адмиралтейской и Ягодными слободами, находился временный Ягодинский мост, который регулярно сносило весенним половодьем.

- В ночь на 14 марта после полуночи лед разломал Ягодинский мост, служивший переправой из Ягодной в Адмиралтейскую слободу, - пишет в 1913 году газета "Казанский телеграф". - Утром был организован перевоз на лодках, но лодки оказались маленькими. При посадке образуется страшная сутолока. На левом же берегу высадка из лодок требует хорошего прыжка из лодки на берег. У кого сил недостаточно, тот оказывается в ледяной воде.

Последним из числа крупных мостов на Казанке был каменный Зилантовский железнодорожный мост, который находился южнее Зилантова монастыря в районе современной станции "Лагерная" (в те годы русло реки иначе и Казанка впадала в Волгу не перед Адмиралтейской слободой, а за ней).

Это было красивое и масштабное инженерное сооружение. Мост был построен на такой высоте над рекой, которая позволяла пропускать большие пароходы.

Мосты на "старой дамбе" и другие переправы

В начале XX века на месте современной Кировской дамбы с мостом через Казанку существовала так называемая "старая дамба", по которой курсировали трамваи и поезда Московско-Казанской железной дороги.

Тогда главная городская река текла восточнее, а дамба имела несколько мостов над небольшими протоками, крупнейшим из которых была Ичка - второй рукав Казанки. Для поездов Московско-Казанской железной дороги был сооружен Адмиралтейский железнодорожный мост.

На границе озера Кабан и Ботанической протоки действовал мост Крестовниковых, соединяющий Старо-Татарскую и Суконную слободы. Неподалеку от него находились знаменитые заводы Крестовниковых.

После того, как в Казани была построена железная дорога, связавшая город с Москвой, встал вопрос о ее продолжении в восточном направлении. Строительство Южного обхода (железная дорога от вокзала через Ново-Татарскую слободу и Аметьево в сторону Дербышек) началось в 1916 году.

Однако создание насыпей с мостами и прокладка по ним путей были прерваны революцией 1917 года.

После 1917 года

Уже в 1918 году, в самом начале гражданской войны, был сооружен Северный ход железной дороги (от Юдино к Дербышкам за северной границей Казани). Тогда же появился новый железнодорожный мост через Казанку в районе поселка Брикетный (современный Ново-Савиновский район).

В 1927-1928 годах был достроен Южный обход - в частности, железнодорожный мост через современный Оренбургский тракт (начал строиться в 1916 году).

В 1926 году в Казани произошло одно из крупнейших в истории города наводнений которое разом уничтожило значительную часть городских деревянных мостов. Так, на Булаке не осталось ни одного моста, за исключением каменного Лебедевского.

Наводнение затронуло и Кизическую дамбу - она была сильно размыта, а мост и вовсе был разрушен. Однако вскоре она была восстановлена, причем материалом для строительства моста вновь стало дерево.

Сразу после восстановления моста по нему пустили автобусы, а спустя несколько лет и трамваи.

В конце 1920-х годов на месте временного Ягодинского моста началось строительство первого в городе железобетонного моста. Этот мост, который за свою форму в народе был прозван Горбатым, с самого начала преследовали неудачи.

К 1928 году основание нового моста было практически готово, но в самый разгар строительства уже готовые конструкции рухнули вниз.

К концу 1929 года мост был закончен, однако случилась новая авария - 17 января 1930 года на левобережной эстакаде появилась сквозная трещина, лопнули 4 железобетонных стойки и сдачу объекта вновь пришлось отложить.

Тем не менее, уже 4 апреля 1930 года по мосту открывается конное движение, а 5 апреля он был открыт и для автомобилей. К 28 июня на мосту были уложены рельсы и пущен трамвай. Однако трамвайным мосту было суждено быть недолго - уже в 1937 году трамвайное движение здесь было прекращено.

В 1940-1950-е годы во время работ по благоустройству Булака вместо старых деревянных мостов были построены 5 железобетонных. Они стали именоваться по порядковому номеру, начиная от Кабана - Первый мост, Второй мост и так далее.

Создание Куйбышевского водохранилища и последующие годы

В 1950-годы на было образовано крупнейшее на Волге Куйбышевское водохранилище. Благодаря этому Казань впервые в своей истории стала полноценным волжским городом - река подступила вплотную к границам города (до этого русло Волги находилось в нескольких километрах от основной части Казани).

В годы, предшествующие созданию водохранилища, в Казани были проведены крупнейшие работы по укреплению берегов Волги и Казанки и строительству новых мостов.

Так, на месте деревянного моста на Ленинской дамбе (бывшая Кизическая) был сооружен железобетонный мост. Такой же мост появился и на Кировской дамбе (бывшая "старая дамба").

Также было решено изменить русло Казанки - после создания водохранилища она стала впадать в Волгу в районе Кировской дамбы, а не западнее Адмиралтейской слободы, как раньше.

В результате в районе речного техникума и станции Лагерная были сооружены защитные дамбы, которые отсекли старое русло Казанки от основной части реки, превратив ее в озеро.

Красивый Зилантовский железнодорожный мост за ненадобностью был разобран, а транспортное значение железобетонного Горбатого моста резко снизилось. Впоследствии из-за ветхости по нему запретили движение автомобилей и прочего транспорта.

В 1950-е годы Булак возле Кремля "загнали" в подземный коллектор, а бывший Жарковский мост за ненадобностью разобрали.

В 1960-1970-е годы Казань активно застраивалась в восточном направлении, из-за чего возникла необходимость в строительстве нового моста через Казанку. Он был построен в 1976 году, соединив жилые кварталы Ленинского района (современный Ново-Савиновский) и Советского (3 транспортная дамба).

В 1972 году была проложена дополнительная ветка от Южного хода железной дороги в сторону промышленных Приволжского района и далее в Лаишевский район. Всего на ней располагалось 5 железнодорожных переездов, 1 пешеходный мост, 4 железнодорожных моста и 1 путепровод.

В эти же годы в городе началось строительство первых автомобильных развязок. В конце 1970-х годов на улице Гвардейская была построена автомобильная эстакада над железнодорожными путями.

К 1980 году закончилось строительство автомобильной эстакады на перекрестке проспектов Ибрагимова и Ямашева. Также строились развязки и в других районах.

В последнее десятилетие существования СССР началось строительство развязок на Северной объездной автомобильной дороге, которое завершилось в 1990-е годы.

В 1980-е годы началось строительство развязки на перекрестке проспекта Ямашева и улицы Гаврилова. Однако с наступлением Перестройки и последующих экономических трудностей ее строительство было "заморожено" на долгие годы.

В это же время в районе поселка Займище началось строительство первого в Казани моста через Волгу (до этого единственным способом добраться до другого берега реки оставалась паромная переправа). Он был открыт в 1989 году.

Также в советские годы в Казани строились мосты и в городских парках. В частности, в парке Горького над оврагами и в парке Урицкого над каналом с водой.

Наши дни

В 1994 году специалисты выявили проседание конструкций на мосту 3 транспортной дамбы (возле Ветеринарного института). С него убрали трамваи, но разрушение конструкций продолжилось.

Тогда севернее него был построен временный дублирующий мост через Казанку. К 1999 году реконструкция старого моста завершилось, но новый разбирать не стали. В 2010 году старый мост вновь закрыли на реконструкцию и снова движение транспорта было пущено по "временному".

В дальнейшем по второму мосту 3 транспортной дамбы планируется пустить поезда новой линии метрополитена.

В 1990-е годы началось активное жилищное строительство между Казанкой и проспектом Ямашева, куда, в том числе, осуществлялось переселение по программе ликвидации ветхого жилья. Численность населения Ново-Савиновского района резко выросла.

Строительство новых многоэтажек совпало с резким увеличением количества легковых автомобилей в городе, в результате чего существующие Ленинская и третья транспортная дамба перестали справляться с нагрузкой. Остро встал вопрос о строительстве четвертого моста через Казанку.

В 1999 году между проспектом Амирхана в Ново-Савиновском районе и центром города был наведен наплавной понтонный мост, который на долгое время стал одной из основных транспортных артерий города.

Однако уже спустя несколько лет и он перестал справляться с нагрузкой. Многочасовые пробки на понтонном мосту перестали быть редкостью. К тому же, по мосту было ограничено движение грузового транспорта. А из пассажирского по нему могли передвигаться лишь маршрутные такси.

К Тысячелетию Казани, которое отмечалось в 2005 году, возле понтонного моста началось строительство вантового моста Милеллениум. Он представлял из себя два самостоятельных моста с односторонним движением, объединенных 45-метровым пилоном в виде буквы "М" в единую конструкцию.

Первая очередь моста была сдана через полтора года после начала строительства и открыта летом 2005 года. Строительство второй части затянулось до 2007 года. Спустя три года после этого понтонный мост был разобран.

К Тысячелетию Казани в городе был торжественно открыт метрополитен, который в первое время состоял из 5 станций. Одной из них была станция "Аметьево", которая находится на метромосту над автомобильной дорогой, спроектированному в стиле хай-тек.

В 2000-е годы на Булаке возле каждого из мостов были установлены таблички, на которых написаны их исторические названия.

В годы подготовки к Универсиаде 2013 года в Казани начинается крупнейшее в истории города строительство автомобильных развязок. Новые эстакады появились на проспекте Ямашева, Оренбургском тракте, проспекте Победы и ряде других улиц. Была построена новая развязка и на Ленинской дамбе с полной заменой моста.

В эти же годы в городе шло активное строительство пешеходных переходов, многие из которые были надземными. Кроме того, в это время была достроена развязка на перекрестке проспекта Ямашева и улицы Гаврилова, возведение которой началось еще в 1980-е годы.

К Универсиаде для создания линии аэроэкспресса железнодорожные пути от Южного обхода в Лаишевский район реконструировали и продлили до аэропорта. Были построены две железнодорожных путепровода, а также большая эстакада на подступах к аэропорту.

В прошлом году в мэрии Казани представили концепцию реконструкции городских парков и скверов. В частности, она предполагает полную реконструкцию мостов в парке Урицкого.

Юбилей Казанского моста

В 2021 году отмечает 255-летний юбилей Казанский мост, перекинутый через канал Грибоедова по оси Невского проспекта. В 1766 году здесь на месте деревянной переправы был сооружен каменный мост. Сегодня он — третий по ширине в Санкт-Петербурге.


История

История Казанского моста восходит к временам Петра I. В начале XVIII века здесь протекала Глухая речка, другое ее название — Кривуша, которая вытекала из болот южнее истока реки Мойки и впадала в реку Фонтанку. Первый деревянный мост через Глухую речку по оси Невской першпективы (ныне Невский проспект) был построен в 1716 году.

Во второй половине XVIII века берега канала оделись в гранит по проекту инженера И.М. Голенищева-Кутузова, и канал был наименован в честь царствующий в то время императрицы Екатерины II.

В 1766 году мост перестроили по проекту инженера В.И. Назимова. Строительными работами руководил И. М. Голенищев-Кутузов. На месте деревянной переправы соорудили однопролетный каменный арочный мост с кирпичным сводом, фасадные арки были облицованы гранитом с «бриллиантовым» рустом. Перила — чугунные решетки с рисунком, повторяющим ограду набережной Екатерининского канала. К воде канала вели гранитные лестничные спуски.

Чертеж Казанского моста

Переправа имела крутой «горбатый» подъем и в целом напоминала Каменный мост через Екатерининский канал, построенный в те же годы по проекту В.И. Назимова и сохранившийся почти в неизменном виде до наших дней.

Казанский мост на картине Д. Ф. Ламони «Невский проспект у Екатерининского канала», 1780-е годы

Деревянный мост еще в 1737 году получил имя Рождественский по расположенной рядом церкви Рождества Богородицы. Со второй половины XVIII века Рождественскую церковь стали называть Казанской — по чудотворному образу Казанской иконы Божией Матери. Такое же наименование закрепилось и за новым каменным мостом.

Реконструкции и ремонты

В 1801 году началось строительство Казанского собора и связанная с ним перепланировка прилегающей площади. В 1805–1806 годах Казанский мост перестроили по проекту архитектора Луиджи Руска. Мост был расширен до современных размеров, уклон пролетного строения стал более пологим, ликвидированы «бриллиантовые» русты гранитных фасадов. Чугунные решетки перил заменили гранитными парапетами.

Мост органично вписался в окружающую панораму, сделавшись частью Казанской площади и Невского проспекта.

Казанский мост на картине Ф.Я. Алексеева 1811 года

Несколько позднее мост утратил и лестничные спуски к воде. Время перестройки не установлено, однако эти спуски отмечены на плане города 1828 года и видны на фотографии середины XIX века.

Казанский мост на плане Петербурга 1828 года

Казанский мост на фото 1850-х годов, виден лестничный спуск к воде

В 1880 году по Невскому проспекту и Казанскому мосту проложили рельсы конно-железной дороги (конки), тогда же на мосту появились тротуары из гранитных плит.

Конка на Казанской площади

В 1912 году обследование Казанского моста выявило повреждения кирпичного свода в местах, не имевших изоляции. Ремонт пролетного строения был выполнен только в 1934 году — его усилили железобетоном.

Последний по времени капитальный ремонт Казанского моста производился в 1999-2003 годах по проекту института «Ленметрогипротранс»; рабочую документацию выполнили специалисты ЗАО «Стройпроект». Проект предусматривал усиление кирпичного свода моста, укрепление бутовой кладки устоев, устройство гидроизоляции. Из-за необычайной ширины переправы при ее ремонте использованы конструкции и технологии, обычно применяемые в строительстве подземных сооружений, в т.ч. метрополитена.

Движение автотранспорта и пешеходов по Казанскому мосту на время ремонта не закрывалось.


Характеристики моста

Казанский мост перекинут через канал Грибоедова в створе Невского проспекта, соединяя Казанский и Спасский острова. Длина переправы — 17,35 метров, длина по задним граням устоев – 15,8 метров, ширина — 95 метров, ширина пролетного строения с карнизами – 98,2 метра, ширина моста с открылками – 99 метра. Это третий по ширине мост в Петербурге после Синего и Аптекарского мостов.

Пролетное строение представляет собой однопролетный кирпичный свод с арками, облицованными гранитом. Устои бутовой кладки также облицованы гранитом. Перильное ограждение представляет собой гранитный парапет. Тротуары отделены от проезжей части гранитным поребриком с верховой стороны островком безопасности, с низовой стороны ограждения у тротуара нет.

Мост принадлежит к числу объектов культурного наследия России федерального значения.


Информация для туристов

Рядом с Казанским мостом расположен один из главных православных храмов Санкт-Петербурга и выдающийся памятник русской архитектуры — Казанский собор, построенный в 1811 году по проекту архитектора А.Н. Воронихина.

История собора начинается в 1801 году, когда император Павел I приказал возвести в Северной столице храм, копирующий Собор Святого Петра в Риме. Необычный для русской архитектуры однокупольный собор с наружной колоннадой строился в течение 10 лет. После Отечественной войны 1812 года собор стал памятником русской воинской славы. В 1813 году здесь был похоронен полководец М.И. Кутузов.

В советское время в здании собора находился Музей религии и атеизма. В 1998 году храм был возвращен Русской православной церкви. Главная святыня собора – чудотворная икона Казанской Божией Матери.

Люди уже взбудоражены: как новый мост через Волгу повлияет на экосистему реки

В 2016 году стало известно, что в России может появиться платная скоростная трасса, которая соединит Москву и Казань в рамках коридора «Европа-Западный Китай». Предполагалось, что ее построят до 2024 года – благодаря этому время в пути между городами сократится до 6,5 часов. В июне этого года премьер-министр РФ Дмитрий Медведев утвердил маршрут трассы.

Впоследствии стало известно, что правительство будет выбирать между ее прокладкой и реконструкцией М-7. В минтрансе РФ заявили, что строительство новой трассы выгоднее восстановления старой. По крайней мере потому, что на новую дорогу привлечено 260 млрд частных инвестиций.

Строительство участка Москва –Казань обойдется в 650 млрд рублей. Прокладка трассы по территории Татарстана - в 121 млрд: 67 млрд — сама дорога, 54 млрд - мост через Волгу. Грандиозный по затратам проект должен быть построен до 2024 года. Он станет ключевым приобретением для региона и дублером Займищенского моста – единственного через Волгу.

Мост в Займище был построен в 1989 между левобережным селом Займище и правобережным селом Набережные Моркваши на федеральной трассе М7 «Волга». Его длина - 890 метров. Если с ним что-то случится, то Казань окажется отрезанной от другого берега.

Идея построить в Татарстане новый мост через Волгу появилась давно. У правительства было много вариантов как соединить два берега. Одним из них была канатная дорога. Строительство же нового моста предусмотрено в расчетном сроке развития города до 2050 года, тогда как обсуждаемый генплан охватывает период до 2035 года.

Точное место для его возведения долго не могли определить. Рассматривали три варианта. В итоге выбрали участок в 44 км от существующего моста — неподалеку от села Кзыл-Байрак в Верхнеуслонском районе. Ширина реки в этом месте — 2,5 км, строительная длина моста — 3,32 километра.

Строят дешево и неэкологично

У республики не было денег на финансово затратный проект, пока на помощь не пришел план по строительству платной скоростной дороги. По словам Нафисы Мингазовой, заведующей кафедрой природообустройства и водопользования КФУ, в Татарстане такие объекты строят самым дешевым и неэкологичным способом.

«Так было с камским, волжским, свияжским мостами, на Казанке мост Миллениум – у них у всех сначала насыпается дамба, а потом строится мостовой пролет в самом узком месте. Безусловно, это самый дешевый способ, но самый неэкологичный и самый жестокий по отношению к природе вариант», - считает она.

По словам эксперта, в идеале нужно пойти по пути экологичной мировой практики – это строительство моста от берега до берега. Причем даже на самых широких русловых участках, где русло может достигать 4-8 км. Такие сооружения наносят гораздо меньший вред, чем те, что возводятся с помощью намытия дамб.

Когда мост строится способом намывания, происходит загрязнение воды взвешенными веществами, сильное заиление, бурный рост сине-зеленых водорослей. В целом возникают застойные процессы, когда экосистема в этом месте перестает самоочищаться и начинает заболачиваться, сказала Мингазова.

По ее мнению, строительство моста могло быть оправдано в этом районе или ближе к Казани при выведении на него высокоскоростной железнодорожной магистрали – решение о ее прокладке правительство РФ еще не приняло, - если бы та была проложена по югу региона. Тогда бы мост через Волгу выполнял две функции: железнодорожного переезда и обычного моста.

Южный вариант предполагает, что трасса прошла бы не по лесам Татарстана, Чувашии и Марий Эл, нанеся минимальный ущерб экологии. Все же, по словам Мингазовой, необходимость моста, ведущего к южному въезду в Казань со стороны Приволжского района, в той части города назревала давно.

«Люди уже взбудоражены»

По словам специалиста по городскому и территориальному развитию, эко-активистки Юлии Файзрахмановой, мост через Волгу – это очень серьезное вмешательство в экосистему реки. Поэтому подходить к этому вопросу нужно комплексно, проведя многочисленные анализы и выбирая тот вариант, который наименее нарушит экологическую систему.

В целом, необходимости в таком мосте в ближайшие годы, пока не решены другие социально-экономические проблемы в республике, нет, считает активистка. По ее мнению, с точки зрения экологии этот проект ненужный и вредный.

Так как мост проходит через достаточно широкое место Волги, понадобится строительство дамбы, что приведет к заболачиванию, такая ситуация была, когда строили мост в Займище. Плюс ко всему на берегу Лаишевского района находятся защитные водоохранные леса Гослесфонда, которые тоже пострадают при строительстве.

«Жители и люди, которые постоянно проводят время на этой территории, уже взбудоражены. Я разговаривала с людьми, они переживают. Там находится база отдыха различных научных организаций, там много арендованных домиков, которые не нарушают природного качества экологической среды. А строительство такого большого инфраструктурного объекта поменяет весь уклад этой территории и нарушит природные ее свойства», - считает Файзрахманова.

По ее словам, строительство сомнительного, с точки зрения ценности для большинства жителей Татарстана, инфраструктурного объекта вызывает очень большие вопросы. В качестве альтернативы Файзрахманова предлагает обратить внимание на частную трассу «Меридиан», которая идет в обход Татарстана, на этом варианте акцентировал внимание и глава правительства РФ Медведев.

«В Татарстане есть трасса М-7, которая нуждается в ремонте, и к ней уже есть мост. В данном случае, если говорить об интересах жителей и экологии, а не каких-то узких финансовых групп, которые хотят на этом поднять большие деньги, то более предпочтительным вариантом был бы вариант реконструкции старой трассы. Это действительно нужно водителям. У нас не так много людей, готовых платить за проезд», - говорит активист.

Миллениум 2.0 и дублеры дамб: нужны ли Казани новые мосты

Согласно новому генплану города до 2035 года, улично-дорожная сеть разовьется с 1796 до 2213 тысячи километров. Появятся новые дороги, 9 транспортно-пересадочных узлов, в четыре раза вырастет число развязок. Новые мосты в генплане появляются с невероятной частотой, а их количество и расположение постоянно меняется.

Завкафедрой градостроительства и планировки сельских населенных мест КГАСУ Александр Дембич заявлял, что «в обозримой перспективе 5-6 лет ничего такого строиться не будет». В министерстве строительства РТ Inkazan сообщили, что разработкой и утверждением проекта генплана города занимается само муниципальное образование.

В исполкоме Казани на запрос редакции ответили, что на сегодня разработанных проектов мостов, предусмотренных проектом генплана, нет. А решение об их проектировании не принято. Существующие мост Миллениум, Ленинская и Кировская дамбы ведут в центр. Обходную функцию выполняет только Третья транспортная дамба.

Казанский мост

Казанский мост
Казанский мост
Казанский мост
Казанский мост
Казанский мост
Казанский мост
Казанский мост
Казанский мост
Казанский мост
Казанский мост
Казанский мост

Казанский мост перекинут через канал Грибоедова в створе Невского проспекта, соединяя Казанский и Спасский острова. Длина переправы — 17,35 метров, длина по задним граням устоев – 15,8 метров, ширина — 95 метров, ширина пролетного строения с карнизами – 98,2 метра, ширина моста с открылками – 99 метра. Это третий по ширине мост в Петербурге после Синего и Аптекарского мостов.

Пролетное строение представляет собой однопролетный кирпичный свод с арками, облицованными гранитом. Устои бутовой кладки также облицованы гранитом. Перильное ограждение представляет собой гранитный парапет. Тротуары отделены от проезжей части гранитным поребриком с верховой стороны островком безопасности, с низовой стороны ограждения у тротуара нет.

История моста

С 1716 года в створе Невской перспективы существовал деревянный мост через речку Кривушу. В 1737 году мост получил имя Рождественский по расположенной рядом церкви Рождества Богородицы. Со второй половины XVIII века Рождественскую церковь стали называть Казанской — по чудотворному образу Казанской иконы Божией Матери. Такое же наименование закрепилось и за новым каменным мостом, построе6нным в 1766 году.

В 1764-1783 годах по руслу Кривуши проложили Екатерининский канал, получивший название в честь императрицы Екатерины II. В 1766 году старая переправа была заменена на новую каменную однопролётную сводчатую. Строительными работами руководил И. М. Голенищев-Кутузов, отец знаменитого военачальника. Проект нового моста создал инженер В.И. Назимов. На время создания новой переправы временный мост был построен за Казанским собором, из-за чего проезжающим по Невскому проспекту приходилось делать изрядный крюк.

В 1805-1806 годах, в связи с постройкой Казанского собора и перепланировкой участка, примыкающего к Невскому проспекту, мост перестроили, предположительно, по проекту архитектора Л.И. Руска. Мост расширили до 95 м, а его длина составила 17,5м. Конструктивная схема моста осталась прежней, но отметки пят были понижены, благодаря чему мост стал более пологим. Были ликвидированы лестничные спуски с моста. Арки имеют очертание параболической кривой без замковых камней. Чугунное ограждение на мосту заменили на сплошной гранитный парапет.

В 1880 году на мосту были уложены рельсы конно-железной дороги, а на тротуарах уложены гранитные плиты.

В 1912 году при обследовании моста было обнаружено разрушение кирпичного свода, который не имел изоляции.

В 1934 году были произведены работы по торкретированию кирпичного свода.

Последний по времени капитальный ремонт Казанского моста был произведён в 1999-2003 годах по проекту института «Ленметрогипротранс»; рабочую документацию выполнили специалисты ЗАО «Стройпроект». Проект предусматривал усиление кирпичного свода моста, укрепление бутовой кладки устоев, устройство гидроизоляции. Из-за необычайной ширины переправы при ее ремонте использованы конструкции и технологии, обычно применяемые в строительстве подземных сооружений, в т.ч. метрополитена. Большую проблему строителям создали инженерные коммуникации в проезжей части Невского проспекта. Из 45 пар телефонных кабелей, лежащих в арке Казанского моста, самая старая датировалась 1910 годом. Тревожить их при укладке гидроизоляции было нельзя, поэтому она была уложена не на сам свод, а в проезжую часть проспекта.

Дополнительная информация

Казанский мост принадлежит к числу объектов культурного наследия России федерального значения.

Рядом с мостом расположен один из главных православных храмов Санкт-Петербурга и выдающийся памятник русской архитектуры — Казанский собор, построенный в 1811 году по проекту архитектора А.Н. Воронихина.

Сегодня Казанский мост, охраняемый государством как ценный исторический и архитектурный памятник, является излюбленным местом паломничества туристов. По обеим сторонам моста имеются спуски к воде, откуда отправляются на речные прогулки экскурсионные катера.

Займищенский мост через реку Волгу у Казани

Займищенский мост — автомобильный мост через реку Волгу (акватория Куйбышевского водохранилища) в республике Татарстан, расположенный в 10 км выше по течению города Казань, и в 20 км ниже по течению Романовского железнодорожного моста у Зеленодольска. Мост находится между левобережным селом Займище и правобережным селом Набережные Моркваши на федеральной трассе М7 «Волга» Москва — Нижний Новгород — Казань — Уфа. Этот внеклассный автодорожный мост длиной 890 метров с металлическими неразрезными сварными пролетными строениями был построен в 1981-1989 годах. Движение по мосту было открыто в январе 1990 года.

Займищенский мост через реку Волгу у Казани


Общий вид моста. 2013 г. Фото: Андрей Урицк

Изначально мост планировали строить в Зеленодольске, выше железнодорожного моста, где ширина Волги была 1,7 км против 3,7 км у Займище. Однако тогдашний первый секретарь обкома Татарской АССР Ф. Табеев настоял на том, чтобы мост строили именно там, где он находится сейчас. Строительство первой очереди мостового перехода началось в 1981 году. Переход, длиной 14 км, включал в себя несколько мостов: развязка с зеледольской дорогой около поселка Залесный, путепровод через железнодорожные пути в поселке Займище, сам мост через Волгу длиной 1082 метра, путепровод на левом берегу Волги к поселку Набережные Моркваши и путепровод на Ульяновскую дорогу.

Займищенский мост через реку Волгу у Казани


Вид левобережной части моста. 2013 г. Фото: Андрей Урицк

Схема моста 3х63+63,68+90,72+128+2х149+2х128 м, габарит Г 9,5+2,0+9,5+2х1,5 м. Пролетное строение 5-11 металлическое неразрезное, сварное, с ортотропной плитой проезжей части, установлено в пролет на плаву, а в двух пролетах, где по условиям судоходства невозможно применение плавсистемы, использовался метод продольной надвижки. Строительство вел Мостоотряд №3 «Волгомоста». Мост находится на 1295,4 км ЕГС. Глубина реки Волги (по судовому ходу) под мостом составляет 17 метров.


Один из судоходных пролетов. 2013 г. Фото: Андрей Урицк


Вид моста в 2017 г. Фото: Михаил Архипов

Займищенский мост через реку Волгу у Казани


Вид моста в 2017 г. Фото: Михаил Архипов

Одновременно с мостовым переходом, стали строить и северный обход Казани, больше известный как Северная объездная дорога. Мостовой переход через Волгу заработал в 1990 году, но только к концу 19990 года проложили дорогу до Верхнего Услона, до Ульяновска водители смогли доехать только в 1993 году, когда построили участок дороги от Буинска до Ульяновской области. А самое главное направление — в Москву стала доступно только в 1996 году, когда построили вторую очередь мостового перехода через Свиягу.

Займищенский мост через реку Волгу у Казани


Вид правобережной части моста. 2017 г. Фото: Михаил Архипов

Список мостов на реке Волге (от Твери до Астрахани вниз по течению):

Алексеевский мост через Каму в Сорочьих горах (Татарстан)

Четырехполосный автомобильный мост через реку Каму расположен на трассе Р239 в республике Татарстан у села Сорочьи горы, в 40 км от Чистополя и в 65 км от Казани. Общая длина мостового перехода составляет почти 14 км, что делает мост одним из самых протяженных в России. Из 13 967 метров мост через Каму — 1 608 метров, через речки Архаровка и Курналка — 549,9 метра и 69,8 метра соответственно. Официальное название моста — Алексеевский мост, по расположенному на левом берегу Камы поселку Алексеевское. Мост является частью автомобильной дороги «Казань – Оренбург – граница с Казахстаном».

Автомобильный мост через Каму у Сорочьих гор


Вид моста в 2017 году. Фото: Михаил Архипов

Решение о строительстве моста обсуждалось с середины 1970-х годов. В 1985 году решение о постройке моста было официально утверждено. В 1989 году начались подготовительные работы на месте будущей стройки. В 1990 году был построен пирс и поселок для строителей. В 1991 году стройка была остановлена из-за отсутствия финансирования. В 1993 году работы были возобновлены — была построена подстанция для снабжения строительства электричеством, и началось возведение правобережной эстакады. В 1994 году была построена крайняя опора моста через Каму со стороны правого берега. В 1996 году началось строительство русловых опор моста через Каму: всего было построено 14 опор. В 1999 году начались работы по монтажу пролетных строений на правобережной эстакаде, а также строительство мостов через Архаровку и Курлянку. В 2000 году начался монтаж пролетных строений на мосту через Каму. 18 октября 2002 года была сдана первая очередь мостового перехода и открыто движение. 30 августа 2016 года была открыта вторая очередь моста, после чего мост был полностью сдан в эксплуатацию.

Автомобильный мост через Каму у Сорочьих гор


Вид моста в 2017 году. Фото: Михаил Архипов

В процессе строительства проект мостового перехода был полностью изменен. В частности изменили конструкции пролетных строений. Были изменены конструкции противооползневых сооружений, а также правобережная предмостовая эстакада была заменена на дополнительный пролет. Главная задача, которую решил мостовой переход в Сорочьих горах – дорожное объединение республики Татарстан. До постройки моста на этом месте работали самоходные паромы, перевозившие транспорт и людей. В зимнее время переправа осуществлялась по льду, а в межсезонье приходилось пользоваться объездными дорогами — мост через Каму на Нижнекамской ГЭС в Набережных Челнах, через Волгу — выше Казани Займищенский мост.


Вид моста в 2017 году. Фото: Михаил Архипов


Вид моста в 2017 году. Фото: Михаил Архипов


Вид моста в 2017 году. Фото: Михаил Архипов

Историческая Казань: Почему мост через Булак -это мост слез и каким повесой был Толстой?

Сегодня в рубрике "Историческая Казань" речь пойдет о знаменитых жителях Казани, деятельность которых вошла в легенды нашего города. О знаменитостях Казани нам рассказала экскурсовод и краевед Юлия Жизневская.


Глава города Лебедев

Глава города по фамилии Лебедев грезил о том, чтобы через Булак появился каменный мост.

- Все деревянные мосты каждый год смывало половодье, - говорит Юлия. - В 1907 году он все-таки исполнил мечту, и смог построить мост в форме арки. Бюджетных денег тогда не хватило, и городскому главе пришлось вложиться в мост на 20 тысяч рублей - баснословные деньги по тем временам. После этого мост получил прозвище “Мост слез”.


Лев Толстой - повеса

Еще один из знаменитых жителей Казани - Лев Толстой. “Борода, усы, палочка” - так описывают его большинство людей, представляя его с картинок школьной программы.

- Представьте себе юного, высокого, очень худого, одетого “с иголочки” молодого франта. Это Лев Толстой Казани - молодой повеса, который посещает балы в Родионовском институте благородных девиц - ныне здание Суворовского училища. Именно там он встретил свою первую любовь - Зинаиду Молоствову. Девушка была очень красива, умна и за словом в карман не лезла, - рассказала Юлия.

Немец, которому разрешалось лечить татарских женщин

Немец Карл Фукс считал себя казанцем и был настолько уважаемым врачом в нашем городе, что татарские купцы разрешали ему лечить своих жен. У него есть воспоминание, когда он лечил татарку, а диагноз ставил буквально по тому, как он мерил пульс.

Алексей Ушков и его свадебный подарок

Рядом с казанский университетом находится один из красивейших особняков города. Сейчас это здание принадлежит Национальной библиотеке Республики Татарстан. Сын богатого промышленника Алексей Ушков очень хотел удивить свою невесту Зинаиду, дочку одного из профессоров казанского университета. Он пришел к архитектору и сказал: “Я хочу дом, которого никогда не было”. Архитектор предложил ему вместить в этот дом весь мир. Каждая комната и каждая зона должна была быть выполнена в собственном стиле.


Изюминкой этого дома стала комната Зинаиды. Это была комната-пещера, потому что Зинаида очень любила выращивать цветы. Все интерьеры этого дома сохранились, и любой может прийти и посмотреть.

Что интересно, Ушковы прожили вместе всего три года. В Москве для свой второй супруги Алексей построил точно такой же дом, но сейчас туда попасть нельзя: в здании располагается Министерство внутренних дел.

Лошадка Петрушка

В 70-х годах 19 века на разворотном кольце казанской конки дежурили лошади-трудяги по прозвищу Петрушка. Петрушки заменяли уставших лошадей, тянувших трамвайный вагончик и впрягались перед их сменой. Путь лежал через холм, а потому трудягам было очень непросто. Лошади менялись, а кличка оставалась та же. В 2014 году на месте Петрушкинсокго разъезда был установлен памятник лошади-трудяге.

Царица Сююмбике

Падающая башня Сююмбике носит имя последней царицы казанского ханства. По красивой легенде, после отказа царицы Ивану Грозному, царь всея Руси осаждает город. Чтобы избавить город от блокады, Сююмбике просит Ивана Грозного построить для нее башню за семь дней. Иван Грозный приказывает начать строительство, и в течение недели башня была возведена. Сююмбике поднялась на вершину, и сбросилась вниз. По одной версии любимица простого народа разбилась, а по другой обратилась в белую птицу и улетела прочь.


- Сююмбике действительно существовала, жила в 16 веке и была женой трех казанских ханов, - говорит экскурсовод. - Ее очень уважал народ, она даже передала свою библиотеку в мечеть Кул Шариф, чтобы простые ученики могли брать царские, богато украшенные книги. Но на момент взятия Казани Сююмбике в городе не было, она была увезена в качестве почетной пленницы под Москву. А сама башня была построена в 18 веке.

Читайте также: