В чем смысл финала повести котлован

Обновлено: 07.07.2024

В чем смысл финала повести "Котлован"?

Сочинение по повести Пушкина "Капитанская дочка" на одну из тем: 1. Актуальны ли понятия "чести" и "бесчестия" сегодня? 2. Почему во все времена у всех народов смерть лучше бесчестия? 3. Можно ли учиться на чужих ошибках?

Сочинение на тему мой любимый герой из книги три мушкетёра. Д, Артаньян

Анализ стихотворения "Зимний вечер"

Сравните двух братьев Андрея и Остапа. Почему у них такой разный конец жизни?

В чем смысл финала повести "Котлован"?

Смысл финала антиутопии «Котлована» А.П. Платонова в том, что все силы брошены на строительство общего дома для рабочих, но удаётся выкопать лишь котлован: дальше работа не двигается, все в трудовом порыве копают, делая котлован глубже и шире. Котлован — это символ утопичности идеи коммунизма, представляющий собой яму, в которой люди похоронили свою человечность. Они трудятся для будущего, которое представлено в повести девочкой Настей, но когда она умирает, никто не замечает этого, ведь все думают только о сплошной коллективизации и с усердием роют котлован, который стал могилой для Насти, а значит, и для будущего, ради которого он воздвигался.

Проблематика произведения А.П. Платонова "Котлован"

Проблематика

Масштабы котлована огромны. Эта стройка забирает все жизненные силы у рабочих. Однако у людей нет выбора. Невероятно широкий и глубокий котлован отбирает не только время и жизненную энергию у рабочих, но и здоровье. Множество людей трудятся ради одной цели. Только приведёт ли она их к личному счастью? Нет, все усилия рабочих направлены на строительство котлована, а не на создание собственных радостей и счастливых событий. Будущее для персонажей можно назвать туманным. Просвета не видно совсем. Люди живут не ради своего собственного счастья, они создают комфортную жизнь кому-то другому.

Автор рисует мрачные картины. На деревню опустилась ночь, темнота поглотила все вокруг. Воздух из-за снега стал тесным, непроницаемым. Люди не могли дышать полной грудью, они стали задыхаться. С помощью отдельно взятых персонажей А.П. Платонов передал внутреннее состояние обыкновенного человека, его мысли и чувства. Простые люди пытаются осмыслить происходящее вокруг. Новые законы вызывают много вопросов, однако персонажи боятся их задавать, так как последствия могут быть плачевными.

"Котлован" Платонова

Смысл книги

В процессе строительства идеального общества масштабы котлована становились все больше и больше. Со временем они достигли гигантских неправдоподобных размеров. Но почему именно котлован? Что он символизирует? Заглавие произведения несет в себе обобщённый смысл. Это символ перемен, несломленного духа населения. Это общее дело, к которому приложили руки как городские, так и сельские жители.

Первая половина XX века характеризуется построением нового общества в России. Одним из русских писателей, пытавшихся проанализировать происходящие события, стал А. П. Платонов, создавший в конце 30-х годов социально-философское произведение «Котлован». Понять смысл Котлована, скрытый между строк, поможет краткий анализ произведения.

Действие повести происходит в 30-е годы. Местом действия являются город и деревня.

Интересно! Толчком к созданию произведения послужили исторические события, происходящие в стране, а также речь Сталина, акцентирующая внимание на проблеме, затрагивающей противоположность города и деревни.

Действующие лица

Главные герои повести:

  1. Вощев – 30-летний рабочий, попавший на котлован после увольнения с завода.
  2. Чиклин – немолодой, но обладающей огромной физической силой мужчина, землекоп.
  3. Жачев – безногий инвалид, ненавидящий буржуазию.

Помимо главных героев в повести фигурируют второстепенные персонажи, необходимые для более глубокого проникновения в смысл Котлована:

  • Настя – внучка владельца завода по изготовлению кафеля;
  • Прушевский – инженер, автор идеи монументального дома для пролетариата;
  • Сафронов – рабочий, активный профсоюзный деятель;
  • Пашкин – чиновник, отличающийся бюрократизмом;
  • Козлов – физически слабый мужчина, бывший землекоп, ставший чиновником;
  • Медведь – животное, наученное работать молотобойцем колхозной кузни.

События повести начинаются с увольнения Вощева с завода. По иронии судьбы это совпадает с днем рождения героя.

Стройка века

Расстроенный Вощев отправляется в соседний город и попадает на строительство котлована. Котлован предназначен для огромного здания, куда по замыслу Прушевского можно заселить всех пролетариев. Вощева принимают в бригаду землекопов.

На стройке появляется Пашкин, призывая землекопов работать быстрее, пообещав прислать подмогу.

Чаклин, бродя однажды среди руин бывшего кафельного завода, натыкается на девочку Настю, сидящую рядом с умирающей женщиной. Перед смертью мать наказывает дочери не открывать никому своего буржуазного происхождения. Чаклин забирает осиротевшую Настю в барак, где девочка становится всеобщей любимицей.

Соседняя деревня переживает процесс коллективизации. На помощь деревенским активистам командируют Сафронова и Козлова, но обоих убивают.

На смену убитыми землекопам приезжают Вощев и Чиклин. Крестьяне, не желающие отдавать имущество колхозу, уничтожают свое хозяйство.

Чиклин и Вощев сооружают плот, на котором собираются сплавлять кулаков. Помощь в выявлении кулаков оказывает медведь, рычанием указывающий на дома тех, где он батрачил.

Интересно! Платонов, являющийся выходцем из крестьянской семьи, не был против коллективизации, но выступал против уничтожения крестьянства.

Рабочие вместе с деревенскими жителями, решившими стать пролетариями, возвращаются на котлован.

Настя, простудившись, сильно заболевает. Лечение не помогает и девочка умирает.

Чаклин хоронит Настю, вырыв глубокую могилу, чтобы девочку не беспокоили шумы с поверхности земли.

Котлован: смысл повести

При чтении произведения Платонова первый вопрос, который возникает – почему именно котлован? Название повести «Котлован» содержит как буквальный, так и переносной смысл. Котлован означает не просто стройку. Он символизирует огромную яму, ставшую могилой для идей коммунизма.

Скрытый смысл Котлована – невозможность построения нового на обломках старого.

В произведении автор поднимает темы:

  • коллективизации;
  • различного уклада жизни деревенских и городских жителей;
  • социальных перемен и моральных ценностей;
  • влияния на общество старого и нового мира.

Символичен образ главного героя – Вощева, мечущегося в поисках смысла жизни. Поиски истины приводят героя на строительство котлована, а затем в деревню. В какой-то момент Вощеву кажется, что в лице землекопов он встретил людей, нашедших истину. Но всмотревшись в изможденные, угрюмые лица рабочих, герой разочаровывается.

Не оправдывает ожиданий Вощева и деревня. Казалось бы – достаточно выселить кулаков, создать колхоз и крестьяне заживут счастливо единой семьей. Но искусственная «радость» колхозников не похожа на истинное счастье.

На заметку! Таким образом, произведение Платонова несет глубокий философский смысл. Революционные события 1917 года перевернули жизнь многих людей, но не все готовы идти по новому пути к светлому будущему.

Платонов показывает, как простые люди относятся к происходящим событиям. Автор пытается проникнуть во внутреннее состояние человека, чтобы понять, насколько он готов к новому этапу своей жизни.

В чем суть концовки

Концовка повести «Котлован» Платонова является подтверждением глубинного смысла произведения. Смерть Насти указывает на бессмысленность стройки. Девочка символизировала светлое будущее. Строители полюбили сироту всем сердцем, видя в ней смысл своего существования. Котлован стал могилой не только для девочки, но и для «светлого будущего» людей, работающих на стройке.

Котлован в произведении Платонова содержит еще один смысл. Строительство символизирует перемены, к которым стремятся как горожане, так и сельчане. Люди мечтали о лучшей жизни, работая не покладая рук.

Но по мере строительства размеры котлована увеличивались, стройки не было конца. Люди поняли, что перемен им не дождаться. Котлован стал тупиком, указывающим на то, что идеи коммунизма в реальности воплотить невозможно.

В отличие от большинства современников автора, воспевающих достижения социализма, произведение Платонова содержит пессимистический настрой. Автору чужды масштабные задачи и устремления. Главное для него – человек и его роль в происходящих событиях. Поэтому повести Платонова «Котлован» свойственен более глубокий смысл, помогающий читателю сосредоточиться на мыслях и чувствах героев книги.

Анализ «Котлован» Платонов

Анализ «Котлован» Платонов

В первой половине ХХ века за антисоветские, антикоммунистические идеи серьёзно наказывали, поэтому писатели пытались скрыть их за символическими образами. К этому приёму обратился и А. Платонов, создавая повесть «Котлован». Ученики изучают её в 11 классе. Если не учитывать смысл, скрытый между строк, читается произведение нелегко. Облегчить подготовку к уроку, посвящённому «Котловану», поможет анализ произведения, который мы предлагаем в этой публикации.


Опыт работы учителем русского языка и литературы - 27 лет.

Краткий анализ

Год написания – декабрь 1929 – апрель 1930 гг.

История создания – Работу над произведением А. Платонов завершил в 1930 г. Тема, идея его были продиктованы историческими событиями первой половины ХХ века. Долгое время повесть распространялась только в самиздате. В СССР её впервые опубликовали в 1987 г.

Тема – Главные темы – строительство нового «идеального» общества, коллективизация.

Композиция – По смыслу произведение можно разделить на две части: городскую, посвящённую копанию котлована, и деревенскую – рассказ о кулаках, коллективизации. Начинается и заканчивается произведение описанием котлована, поэтому можно говорить о кольцевой композиции или обрамлении.

Жанр – Повесть.

Направление – Антиутопия.

История создания

Повесть А. Платонова «Котлован» была создана в смутные времена перехода от старого к новому. Не все методы «строительства» нового общества были гуманными, не все перемены были обоснованными. Писатель попытался разоблачить их сущность. Так появилось анализируемое произведение.

Цензура не допустила повесть к печати, поэтому долгое время она распространялась в самиздате. Однако даже за хранение таких брошюр жестоко наказывали. В одной из машинописных версий самиздата А. Платонов указал период работы над повестью – декабрь 1929 – апрель 1930 г. Большинство исследователей жизни и творчества писателя считают, что произведение было написано раньше. Упомянутые же даты указывают на период пика коллективизации. В критике можно найти разные отзывы о повести, все зависит от того, когда они были написаны.

В СССР «Котлован» напечатали в 1987 г.

Посмотрите, что еще у нас есть:

для самых рациональных -

Анализируемая повесть – обычное явление для русской литературы первой половины ХХ века, ведь в то время писатели активно поднимали социальные проблемы. Произведение А. Платонова выделяется из ряда других необычной системой образов, которая помогает скрыть его истинный смысл.

Тема повести – строительство нового «идеального» общества, коллективизация. В контексте указанных тем автор поднял следующие проблемы: человек в условиях перемен, принудительная коллективизация, деревенский и городской уклад в первой половине ХХ века, старое и новое, его влияние на общество и др. Основа проблематики – социальные перемены и вечные моральные ценности.

В начале произведения автор рассказывает о неком Вощеве. Это тридцатилетний мужчина, которого уволили из механического завода. Возраст героя имеет символическое значение, он как бы намекает на роковые для общества года ХХ века. Вощев решает искать работу в другом городе. По пути туда останавливается на ночлег в большой яме. Оказывается, это котлован для будущего здания, в котором планируют собрать весь местный пролетариат.

Вощев остаётся с землекопами. Строительство здания для пролетариата символизирует изменения в обществе. Дальше котлована стройка не продвигается. Работники понимают, что не смогут построить новое на руине старого.

Среди прочих героев привлекает внимание бездомная девочка Настя. Её образ символизирует будущее, жизнь в доме, который строят. На данное значение символа намекают детали. Строители подарили героине гробы, чтобы та использовала их как кровать и ящик для игрушек. Гробы работники отобрали у крестьян. Так автор ненавязчиво показывает положение крестьян в новых условиях. Настя умерла, не дождавшись окончания стройки. Так же умерла надежда на новую жизнь

Сюжет произведения, символическое значение образов – ключ к смыслу названия повести. Котлован символизирует невоплощенные большевистские идеи, намекает на то, что невозможно построить новое на руинах старого.

В повести можно выделить внутренний конфликт – чувства людей, находящихся на «острие перемен» и внешний – столкновение старого и нового.

Композиция

Анализ «Котлована» стоит продолжить характеристикой композиции. По смыслу произведение делится на две части: городскую, посвященную копанию котлована, и деревенскую – рассказ о кулаках, коллективизации. Такая организация не случайна. Она основана на речи Сталина, произнесённой зимой 1929 г. В ней особое внимание обращалось на проблему «противоположности между городом и деревней».

Начинается и заканчивается произведение описанием котлована, поэтому можно говорить о кольцевой композиции или обрамлении.

Жанр произведения – повесть, направление – антиутопия. О том, что это повесть, свидетельствуют такие особенности: раскрывается несколько сюжетных линий, система образов достаточно разветвленная, достаточно большой объём. Признаки антиутопии: автор показывает, что идеи. провозглашаемые властью, реализовать невозможно.

Анализ романа А. П. Платонова «КОТЛОВАН»

Андрей Платонов стал известен широкому кру­гу читателей только в последнее время, хотя са­мый активный период его творчества пришелся на двадцатые годы нашего столетия. Платонов, как и множество других писателей, противопоставив­ших свою точку зрения официальной позиции со­ветского правительства, долго был запрещен. Сре­ди самых значительных его работ можно выде­лить роман «Чевенгур», повести «Впрок» и «Усом­нившийся Макар».

«Котлован». В этом произведении автор ста­вит несколько проблем. Центральная проблема сформулирована в самом названии повести. Образ котлована — это ответ, который давала советская действительность на вечный вопрос о смысле жиз­ни. Рабочие роют яму для закладки фундамента «общепролетарского дома», в котором потом дол­жно счастливо жить новое поколение. Но в про­цессе работы выясняется, что запланированный дом будет недостаточно вместителен. Котлован уже выдавил все жизненные соки из рабочих: «Все спящие были худы, как умершие, тесное место меж кожей и костями у каждого было занято жилами, и по толщине жил было видно, как много крови они должны пропускать во время напряжения тру­да». Однако план требовал расширения котлова­на. Тут мы понимаем, что потребности в этом «доме счастья» будут огромны. Котлован будет бесконечно глубок и широк, и в него будут уходить силы, здоровье и труд множества людей. В то же время работа не приносит этим людям никакой радости: «Вощев всмотрелся в лицо безответного спящего — не выражает ли оно безответного счас­тья удовлетворенного человека. Но спящий лежал замертво, глубоко и печально скрылись его глаза».

Таким образом, автор развенчивает миф о «светлом будущем», показывая, что рабочие эти живут не ради счастья, а ради котлована. Отсюда понятно, что по жанру «Котлован» — антиутопия . Ужасные картины советской жизни противопос­тавляются идеологии и целям, провозглашенным коммунистами, и при этом показывается, что чело­век превратился из разумного существа в прида­ток пропагандистской машины.

Другая важная проблема этого произведения ближе к реальной жизни тех лет . Платонов отме­чает, что в угоду индустриализации страны были принесены в жертву тысячи крестьян. В повести это очень хорошо видно, когда рабочие натыкают­ся на крестьянские гробы. Сами крестьяне объяс­няют, что они заранее готовят эти гробы, так как предчувствуют скорую гибель. Продразверстка от­няла у них все, не оставив средств к существова­нию. Эта сцена очень символична, так как Плато­нов показывает, что новая жизнь строится на мер­твых телах крестьян и их детей.

Особо автор останавливается на роли коллек­тивизации. В описании «организационного двора» он указывает, что людей арестовывали и отправля­ли на перевоспитание даже за то, что они «впали в сомнение» или «плакали во время обобществле­ния». «Обучение масс» на этом дворе производи­ли бедняки, то есть власть получили наиболее ле­нивые и бездарные крестьяне, которые не смогли вести нормальное хозяйство. Платонов подчерки­вает, что коллективизация ударила по опоре сель­ского хозяйства, которой являлись деревенские середняки и зажиточные крестьяне. При их опи­сании автор не только исторически реалистичен, но и выступает своеобразным психологом. Просьба крестьян о небольшой отсрочке перед при­нятием в совхоз, чтобы осмыслить предстоящие перемены, показывает, что в деревне не могли даже свыкнуться с мыслью об отсутствии собственного надела земли, скота, имущества. Пейзаж соответ­ствует мрачной картине обобществления: «Ночь покрыла весь деревенский масштаб, снег сделал воздух непроницаемым и тесным, в котором за­дыхалась грудь. Мирный покров застелил на сон грядущий всю видимую землю, только вокруг хле­вов снег растаял и земля была черна, потому что теплая кровь коров и овец вышла из-под огорож наружу».

Образ Вощева отражает сознание обыкновен­ного человека, который пытается понять и осмыс­лить новые законы и устои. У него и в мыслях нет противопоставлять себя остальным. Но он начал думать, и поэтому его уволили. Такие люди опас­ны существующему режиму. Они нужны только для того, чтобы рыть котлован. Здесь автор указы­вает на тоталитарность государственного аппарата и отсутствие подлинной демократии в СССР.

Особое место в повести занимает образ девоч­ки. Философия Платонова здесь проста: критерием социальной гармонии общества является судь­ба ребенка. А судьба Насти страшная. Девочка не знала имени матери, но зато знала, что есть Ленин. Мир этого ребенка изуродован, ведь для того, что­бы спасти дочку, мать внушает ей скрывать свое непролетарское происхождение. Пропагандистс­кая машина уже внедрилась в ее сознание. Чита­тель ужасается, узнавая, что она советует Сафронову убить крестьян за дело революции. В кого же вырастет ребенок, у которого игрушки хранятся в гробу? В конце повести девочка погибает, а вместе с ней погибает и луч надежды для Вощева и других рабочих. В своеобразном противостоянии котло­вана и Насти побеждает котлован, и в основание будущего дома ложится ее мертвое тело.

Повесть «Котлован» пророческая. Ее главной задачей не было показать ужасы коллективиза­ции, раскулачивания и тяжесть жизни тех лет, хотя писатель сделал это мастерски. Автор верно определил направление, в котором пойдет обще­ство. Котлован стал нашим идеалом и главной целью. Заслуга Платонова в том, что он указал нам источник бед и несчастий на многие годы. Страна наша до сих пор барахтается в этом котло­ване, и если жизненные принципы и мировоззре­ние людей не изменятся, в котлован по-прежнему будут уходить все силы и средства.

Повесть Андрея Платоновича Платонова «Кот­лован» соединяет в себе социальную притчу, фило­софский гротеск, сатиру, лирику. Писатель не дает никакой надежды, что в дале­ком будущем на месте котлована вырастет «го­род-сад», что хоть что-то поднимется из этой ямы, которую безостановочно роют герои. Котлован рас­ширяется и, согласно Директиве, расползается по земле — сначала вчетверо, а затем, благодаря ад­министративному решению Пашкина, в шесть раз.

Строители «общепролетарского дома» строят свое будущее буквально на детских костях.

Писатель создал беспощадный гротеск, свиде­тельствующий о массовом психозе всеобщего по­слушания, безумной жертвенности и слепоты, ов­ладевшими страной.

Главный герой Вощев является выразителем авторской позиции. Среди фантастических ком­мунистических руководителей и омертвелой мас­сы он задумался и горько засомневался в челове­ческой правоте совершающегося вокруг. Задумав­шийся «среди общего темпа труда», Вощев не дви­жется в соответствии с «генеральной линией», а ищет свою дорогу к истине. Вощев так и не обрел истины. Глядя на умирающую Настю, Вощев ду­мает: «Зачем ему теперь нужен смысл жизни и истина всемирного происхождения, если нет ма­ленького верного человека, в котором истина была бы радостью и движением?» Платонов хочет вы­яснить, что же именно могло двигать людьми, про­должавшими рыть яму с таким усердием. Это но­вое рабство зиждется на ритуалах новой веры: религии котлована в изложении Сталина.

«Котлован» — драматическая картина слома времени. Уже на первых страницах повести зву­чат два слова, которые определяли пафос времени: темп и план. Но рядом с ними возникают в повес­ти иные ключевые слова, вступающие с первыми в очень непростые взаимоотношения: смысл проис­ходящего и раздумье о всеобщем счастье.

«Счастье происходит от материализма, товарищ Вощев, а не от смысла, — говорят Вощеву в завко­ме. — Мы тебя отстаивать не можем, ты человек несознательный, а мы не желаем очутиться в хво­сте масс. — Вы боитесь быть в хвосте: он — ко­нечность, а сами сели на шею!»

Переломное время рождает новые отношения между людьми, вся Россия стронулась с места. Вощев видит «строй детей-пионеров с уставшей музыкой впереди; ездит на своей тележке инвалид Жачев». «Вот уже второй день ходит профупол-номоченный по окрестностям города и пустым местам, чтобы встретить бесхозяйственных мужи­ков и образовать из них постоянных тружеников; уплывают на плоту «кулацкие элементы» под зву­чащую из рупора «музыку великого похода».

Выразительна символика строительства котло­вана — постепенного обездуховливания: сначала скашивается живая трава, затем лопаты врезают­ся в тоже живой верхний слой почвы, затем дол­бят мертвую глину и камень.

«Товарищ Пашкин бдительно снабдил жили­ще землекопов радиорупором, чтобы во время от­дыха каждый мог приобретать смысл классовой жизни из трубы».

Очень важными являются в повести три прит­чи, в которых отражаются основные идеи произве­дения.

История любви мастерового Никиты Чиклина, «ощущающего все без расчета и сознания, но с точностью» и существующего с «непрерывно дей­ствующим чувством жизни», грустна и коротка: «Тогда она ему не понравилась, точно была постылым существом, — и так он прошел в то время мимо нее не остановившись, а она, может быть, и плакала потом, благородное существо». Столь же печальна история инженера Прушевского. И вот два непохожих человека, по разным причинам отказавшихся от своего счастья (один пренебрег им как низким, то есть обознался; другой постес­нялся и не решился), теперь одинаково несчастли­вы. Они сами обрекли себя на это, пресекая есте­ственный ход жизни.

История кузнеца-медведя, обладающего всего двумя качествами — «классовым чутьем» и «усер­дным старанием»!

«— Скорее, Миш, а то мы с тобой ударная бри­гада! — сказал кузнец.

Но медведь и без того настолько усердно ста­рался, что пахло паленой шерстью, сгорающей от искр металла, и медведь этого не чувствовал». Так появляется метафора «работать как зверь». Сле­дом разворачивается другая метафора — «медве­жья услуга». Медведь, усердствуя уже чрезмерно, губит поковки.

По Платонову, если человека освободить от мысли, если всю его богатейшую натуру сврсти либо к функционированию в какой-то узкой плос­кости, либо к подчинению, он перестает быть чело­веком.

История Оргдвора колхоза имени Генеральной Линии. Мужик Елисей страдает «отсутствием сво­его ума»: «Елисей держал в руке самый длинный флаг и, покорно выслушав активиста, тронулся привычным шагом вперед, не зная, где ему надо остановиться».

Гибнет девочка Настя, хотя ее отогревает Ели­сей и сторожит Чиклин, понимающий, «насколько окружающий мир должен быть незначен и тих, чтоб она была жива!».

Но прежде гибнет активист, и колхоз спокойно воспринимает это, «не имея жалости к нему, но и не радуясь, потому что говорил активист всегда точно и правильно, вполне по завету, только сам был до того поганый, что когда все общество заду­мало его однажды женить, дабы убавить его дея­тельность, то даже самые незначительные на лицо бабы и девки заплакали от печали».

Разрушительное отношение к людям и всей естественной жизни — вот в чем была вредонос­ная суть активиста.

Человек в тоталитарном государстве утрачи­вает самое главное — способность думать, чув­ствовать, оставаться личностью. Это великая тра­гедия. Такой человек никогда не построит Дом, он способен только рыть котлован.

Технологическая карта урока. Повесть «Котлован» и её философские итоги

- определить значение образов-символов повести (героев коллективизации, партийных функционеров).

Оборудование: мультимедийная презентация.

- В экспозиции повести Вощев представлен читателю как герой-странник: «Котлован» начинается с того, что Вощев отправляется в дорогу. В каких произведениях русской литературы центральными или второстепенными персонажами произведения были странники и странницы?

«Очарованный странник» Лескова, Лука из пьесы М. Горького «На дне», некрасовские мужики из поэмы «Кому на Руси жить хорошо», странствующий «негоциант» Чичиков из поэмы Гоголя «Мёртвые души».

- В чём сходство и в чём различие платоновского героя-странника с его литературными предшественниками?

- Все эти герои воплощают идею вечного духовного движения. Мотивировка их странничества разная: поиск счастья, вынужденное скитальчество, прагматический финансовый интерес или как у платоновского героя – ощущение всемирного сиротства.

- Как вы думаете, из того, что мы сделали, мы сможем сформулировать тему урока?

Определять сходство и различие героев-странников.

1. Можно ли на основании сформулированной темы определить цели урока?

Этап овладения новыми знаниями и СД

Проблема поиска истины и смысла жизни. Трагическая судьба человека в тоталитарном государстве

- Проследим по тексту, как объясняют смысл жизни, излагают свое понятие истины герои  идеологи (Вощев, Сафронов, Прушевский)?

Символическое значение образа Вощева .

1) О чем задумался Вощев «среди общего темпа труда»? В чем «усомнился»? Проследите его трагический путь поиска истины по разрушенному пространству XX века.

Чтение и анализ фрагментов.

1. Встреча с рабочими в пивной. С. 5 – 7, 8

2. Встреча с марширующими детьми. С. 13 – 14.

3. Встреча с ссорящимися родителями. С. 9 – 11.

4. Встреча со строителями нового города и котлована. С. 19 – 20, 26.

5. Вощев о ходе исторического времени. С. 67, 69.

6. Коллективизация и гибель Насти глазами героя. С. 135, 137. 161. С. 180, 187.

- К чему он пришел в итоге? Где истина? Как пейзажные зарисовки помогают понять внутренние процессы, происходящие в его душе?

Вывод: герой Платонова – странник, отправляющийся на поиски истины и смысла всеобщего существования. Истину он так и не найдёт. Наряду с несостоявшимся путешествием героя Платонов вводит в повесть несостоявшийся сюжет строительства – общепролетарский дом становится грандиозным миражом, призванным заменить реальность. Проект строительства изначально утопичен: его автор «тщательно работал над выдуманными частями общепролетарского дома».

Проект гигантского дома оборачивается для его строителей могилой. Здание человеческого счастья, за строительство которого заплачено слезами ребёнка, - предмет размышлений Ивана Карамазова из романа Достоевского «Братья Карамазовы».

Сама идея Дома определяется Платоновым уже на первых страницах повести: «Так могилы роют, а не дома», - говорит бригадир землекопов одному из рабочих. Могилой в финале повести котлован и станет для Насти. Смысловой итог строительства «будущего неподвижного счастья»  смерть ребёнка в настоящем и потеря надежды на обретение «смысла жизни и истины всемирного происхождения», в поисках которой отправляется в дорогу Вощев. «Я теперь ни во что не верю!»  логическое завершение стройки века.

Значение имени в поэтике Платонова особенно важно потому, что это едва ли не единственный источник информации о герое.

1. Наиболее очевидна фонетическая связь фамилии Вощев со словами «вообще», «вотще». Вощев ищет смысл общего существования («своей жизни я не боюсь, она мне не загадка») – но его личные поиски истины, равно как и общие усилия в достижении идеала, остаются тщётными.

2. Имя Настя, так же, как и фамилия Вощев, в контексте повести наполняется глубоким смыслом. С греческого имя Анастасия переводится как «воскресшая». Однако именно смертью Насти – «воскресшей» - завершается повесть. Трагический диссонанс имени и судьбы Насти – логический итог «общего дела» строителей миража. Дом остался не только не построенным – он стал ненужным, потому что в нём после смерти Насти, «будущего счастливого человека», некому жить. «Вощев стоял в недоумении над этим утихшим ребёнком, он уже не знал, где же теперь будет коммунизм на свете, если его нет сначала в детском чувстве и убеждённом впечатлении?» Не случайно соединение имён Вощева и Насти в финале повести: надежды на воскрешение смысла (истины) и жизни оказались тщётными.

Символическое значение образа Сафронова .

Работаем с фрагментами текста. С. 69, 78, 91. Наблюдаем:

- В чем видит истину Сафронов? Каким смыслом наполнены его слова о «массе-гадине»? О чем он «беспрерывно заботится»?

Перед землекопами две задачи – вырыть котлован и уничтожить врагов рабочего класса.

- О чем плакал он перед смертью?

Сафронов – демагог, заявляющий, что «можно жить ради энтузиазма», а на самом деле думающий о том, как «сделать себе улучшение». Он презирает свой народ, стремясь каждого бросить «в рассол социализма», чтобы «с него слезла шкура капитализма». В итоге, прикрывшись громкой революционной фразой, он достигает своих карьерных целей.

Различны герои этой повести, но всех их объединяет пренебрежение к собственной жизни, а забвение себя порождает такое же отношение к другим. Нет личной жизни и у Сафронова. Возможно, именно об этом плакал Сафронов перед смертью.

Символическое значение образа активиста

Работаем с фрагментами текста. С. 101 – 102, 108, 130,172, 175. Наблюдаем:

- В чем видит смысл жизни активист? Каковы его цель и способы ее достижения? Почему символична его смерть?

Самыми жестокими методами проводит «сплошную» коллективизацию активист. Он легко переступает через смерть, кровь, слезы. Ему важно «двинуть массы дальше», а каким способом – не имеет значения. Активист не только исполнитель решений партии, это «сухая душа». Для него все люди – «слепая масса», которую надо «двигать и двигать». Для себя он уже достиг заветных целей и уже сейчас «имеет всю пользу будущего времени».

Образами партийных функционеров Платонов предупреждал читателя: нельзя строить будущее счастье ценою жизни поколения сегодняшнего; самая высокая цель не оправдывает кровавых способов ее достижения.

Символическое значение образа инженера Прушевского

- От чего «томится душа» инженера Прушевского? О чем он мечтает? К чему возвращается в своих воспоминаниях? На примере его судьбы раскройте трагичность жизни человека в тоталитарном государстве.

С. 34 – 35, 37. С. 167 – 168.

Символическое значение образа Чиклина

- Чем опасен Чиклин  «человек с маленькой каменистой головой»? О чем тоскует он? Как ожесточило его время? Сумел ли он сохранить живую душу? Почему его можно назвать трагическим героем?

С. 105, 107. С. 186 – 187. С. 188 – 189.

Несколько иного плана Никита Чиклин. «Чиклин имел маленькую каменистую голову, густо обросшую волосами, потому что всю жизнь либо бил балдой, либо рыл лопатой, а думать не успевал»,  так характеризует его автор. «Думать не успевал», а готов заменить функционеров Сафронова и Козлова: «Я ведь остался, буду теперь умнеть, начну выступать с точкой зрения… буду день и ночь активным… Пускай весь класс умрет – да я один за него останусь и сделаю всю его задачу на свете!». Видимо, для такого «замещения» многого и не требовалось, лишь бы быть «сильно активным» и «взять на заметку всю организованность».

Выявить принципы изображения «положительных» героев эпохи.

Этап взаимопроверки, взаимоконтроля,

самооценки, внешней речи

- Литературное произведение советской эпохи трудно представить без образа партийного руководителя. Как представлены в «Котловане» обязательные «положительные» герои эпохи. Каковы принципы изображения их у Платонова?

- Какие проблемы разрешает повесть А. Платонова «Котлован»?

В повести «Котлован» поднимаются политические, социальные, философские проблемы. Среди них можно назвать следующие:

1) проблема индустриализации и коллективизации;

2) проблема взаимоотношений власти и народа;

3) проблема критики двойной морали партийных функционеров;

4) проблема поиска истины – смысла человеческой жизни и необходимости возвращения к христианским ценностям, отвергнутым революцией;

5) проблема судьбы человека в тоталитарном государстве;

6) проблема прошлого, настоящего и будущего России;

7) проблема дома – бездомья; сиротства и странничества, одиночества человека в новом мире;

8) проблема цели и средств ее достижения.

Определять основной конфликт произведения.

- Какие цели ставили?

- Какими способами достигли цель?

Перечитать I книгу романа и отметить эпизоды, ключевые для описания характера главного героя произведения.

1. Дифференцированные задания на уроках литературы в старших классах. А. Платонов. «Котлован». Художественный мир писателя.

Многообразие проблематики, особенности стиля автора. (Интернет).

2. Русская литература: Большой учебный справочник для школьников и поступающих в вузы. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 199, С.920 – 934.

2. Конспект урока, составлен на основе указанных работ.

Как раскрывается в повести тема сиротства, дома-бездомья?

Особенно подробно об изломе прежних обычаев пишет А. Платонов в повести "Котлован".

Тема катастрофического абсолютного бездомья начинается с первой же главы, с первых строк произведения: главный герой Вощев, уволенный "в день тридцатилетия", "взял на квартире вещи в мешок и вышел наружу, чтобы на воздухе лучше понять свое будущее". Это короткое упоминание о доме, стремление героя покинуть его и выйти на улицу говорит о том, что Вощев изначально не имел дома. Не является домом и посещаемая героем пивная, где "невыдержанные люди" "предаются забвению своего несчастья".

Мы видим, как отли­ чается Вощев от остальных: он способен чувствовать природу, когда другие ее не замечают: "Вощев сел у окна, чтобы наблюдать нежную тьму ночи, слушать разные грустные звуки и мучиться сердцем. " Думая "о плане жизни", он чувствует, что утерян смысл существо вания: "Скучно собаке, она живет благодаря одному рождению, как и я". Во время своего странствия герой повести не раз встречает жилища, в которых нет мира и любви: это и дом шоссейного смотри­теля (дом как укрытие от непогоды), где слышится брань родите­лей, а ребенок молчит, все понимая - будучи при родителях и живя в доме, он все равно кажется сиротой, не имеющей того настоящего пристанища, о котором пишет Шмелев.

Не является домом и жилище Пашкина - человека власти, который уже сейчас, не дожидаясь всеоб­щего счастья, построил для себя социализм в отдельно взятой квартире. Еще в период становления тоталитарного режима А. Платонов показывает, как распределяются материальные блага: есть дом у власти, а у тех, кем власть распоряжается, - б ездомье.

Нет дома и у девочки Насти с ее матерью - "буржуйкой". Вощев говорил, что когда люди умрут, то останутся их дети, но и дети лишены будущего. Жизнь и смерть Насти символичны: они показывают судьбы многих детей, а неизлечимая болезнь девочки приравнена всеобщему вымира­нию человечества. Настя вынуждена жить с матерью в заброшенном помещении кафельного завода, наблюдать угасание единственного родного человека, чувствовать себя бессильной. Тщетны ее попытки "водить лимонной коркою по губам матери" и подвязывать "рот веревочкой " - ей не остановить разрушения, распада. Настя не смо­жет "почитать родителей" - ей придется отказаться от матери: ". Я никому не скажу, и никто не узнает, была ты или нет", а мать не сможет печься о дочери: "Мне теперь стало тебя не жалко и никого не нужно . " He смогут приютить, уберечь от невзгод Настю и рабочие. И девочка, и Вощев не перестают чувствовать себя чужими, никому не нужными. Сами строители - с омертвевшими душами, живу­ щие "ради энтузиазма", они строят дом, а сами не знают, что это. Здание строится из "мертвого строительного материала" "усталыми, недумающими людьми", которые не ценили, не могли насладиться простыми радостями жизни - они механически ели и спали в бараках для того, чтобы на следующий день продолжить работу. Сам барак является ярким примером бездомья, где свет зажжен лишь "на всякий несчастный случай" - на счастье, везенье никто не надеялся.

Барак лишает человека индивидуальности, покоя, уничтожает человека как личность.

Тема взаимоотношений человека и природы .

Люди теряют связь с домом, семьей, природой - и в их жизни нет ничего, кроме котлована. Их работа кажется им полезной, но они не замечает, как разрушают нечто более ценное, чем камен­ные стены, - здесь и далее автор развивает тему взаимоотношений человека и природы, ведь природа - общечеловеческий дом, начало всему.

Герои "Котлована", одержимые высокой революционной идеей, сознательно уничтожают "храм природы", "тысячи былинок, корешков и мелких почвенных приютов усердной твари". Природа в результате их действий превращается из колыбели жизни в колыбель смерти.

Платонов доказывает, что дом нужен не только пролетариату, но и каждой "усер­дной твари", и, обрекая на гибель тысячи живых существ, человек сжигает мосты, лишая себя возможности вернуться, уйти от каменных стен. Природа погибает, лейтмотивом проходит через повесть пейзаж темной ночи, тишины. "Тишина" становится словом-понятием: "стояла мертвая тишина над землею", "неподвижные деревья", "тихий мрак" - человечество остается без дома.

Пейзажные зарисовки Платонова пронизаны общим мотивом одиночества, сиротства, который распростра­няется и на мир людей. "Сирота земного шара", "круглый сирота", "член общего сиротства" - это ключевые "образы-понятия", ставшие лейтмотивными в творчестве Платонова. Из рабочих лишь инженер Прушевский смог сохранить связь с домом, семьей, природой, вспо­миная отчий дом, когда ". он сидел когда-то у дома отца - летние вечера на изменились с тех пор, - и он любил тогда следить за прохожими мимо. .. и . жалел, что не все люди знакомы меж собой ", вспоминая сестру, Прушевский стремится к своим истокам, в "далекий центральный город", где "хочется жить вечно". Не утеряна связь и с природой: взяв в руки кусок грунта, он ". хотел остаться только с этим темным комком земли".

Больше всего инженер боялся, что его здание останется бездуш­ным. Он хотел, ". чтобы не напрасно строились стены его зод­чества: дом должен быть населен людьми, а люди наполнены той излишней теплотою жизни, которая названа однажды душой". Лишь Прушевскому да Вощеву дано почувствовать, как человечество теряет вместе с Домом любовь, понимание и покой. На пустыре строится общий дом, а в деревне разрушается то, что служило опорой долгое время.

Над домами крестьян - "сплошная тьма" - символ сплошной коллективизации, которая лишала людей и дома, и души, и жизни. Уводят с подворья лошадей, коров - а пустые люди остаются в домах, завидуя комару: ". У него судьба быстротечна". Не случайно одним из образов-символов в повести становится образ гроба. Гробы постоянно действуют в жизни героев: их перевозят с места на место, в них спят, они и шкафы для вещей, и игрушки для ребенка. Присутствие гробов символизирует хруп кость жизни, а фраза мужика: "У нас каждый и живет оттого, что гроб свой имеет. " говорит о жестокости времени. Сам факт заготовки гробов впрок предрекает неизбежное вымирание крестьянства.

Безвыходность ситуации доказывает и прямая угроза активиста: "Пишись, конечно, а то в океан пошлю!". Люди невольно оказываются в колхозе - таком же "бараке", уничтожающем индивидуальность.

Сцена раскулачивания заканчивается бессмысленной коллективной пляской. В новую жизнь входили люди с опустошенной душой, их ". сердце билось легко и пусто, как порожнее". Без дома народ слабеет и превращается в безликую массу. Дом - в прошлом, семья - в прошлом, впереди - безрадостное будущее, механическая жизнь. Смерть девочки Насти лишает последней надежды на продолже ние человеческой жизни, люди разучились даже плакать, они ни во что не верят, их единственное стремление - "спастись в пропасти котло вана".

Платонов хотел показать, как, сознательно или поневоле отказываясь от дома, люди теряют смысл жизни, как ничтожен "общепролетарский дом" в сравнении с природой - домом общечеловеческим, как потеря связей с истоками ведет к гибели человека.

Таким образом, мы видим, что Платонов стоит у истоков темы антидома и бездомья, понимаемого не только как отсутствие матери­альных стен, но и как вечное странничество осиротевших людей в поисках истины. Примечательно то, что в те же 30-е годы образ Антидома преследует и Булгакова.

Читайте также: