В чем ошибка формулы счастья в повести котлован и генеральной линии

Обновлено: 07.07.2024

Проблема трагической судьбы России в повести А. Платонова “Котлован”

Андрей Платонов — один из тех немногих советских писателей, которые в своем осмыслении новой эпохи сумели перейти от принятия коммунистических идей к их отрицанию. Платонов верил в революционное переустройство мира искренне, почти фанатично — и ничем в этом смысле не отличался от большинства своих современников. Ему казалось, что впервые в истории возникла наконец возможность победить в человеке эгоизм, создать общество “высшего гуманизма”, общество, в котором благо других будет обязательным условием собственного счастья. Но уже в первых своих произведениях Платонов проявил себя художником, умеющим видеть мир неоднозначно, понимающим сложность души человека. Тоска по человечности в рассказах Платонова неотделима от внимания к отдельному человеку. Писатель — вольно или невольно — следовал той традиции, которая была заложена в русской литературе Гоголем и Достоевским. Очень ярко гуманизм Платонова проявился в повести “Котлован”. Тема России неотделима в этой повести от поисков человечности, а размышления писателя над проблемами советской эпохи трагичны и необыкновенно глубоки.

В повести “Котлован” Платонов показал российскую действительность конца двадцатых — начала тридцатых годов как эпоху почти необратимого истощения почвы, на которой вырастает “культура жизни” — культура человечности, накопленная столетиями. И это истощение неизбежно означает утрату смысла человеческого существования.

Герои Платонова роют котлован для башни-общежития, дома для счастливых обитателей социализма, отбирая для этого строительства “лучших” — самых обездоленных, самых бедных людей. Но и взрослые и дети в повести гибнут, “унавоживая” почву для других, став “ступенькой” ко всеобщему счастью, достижение которого оказывается невозможным без жертв. Но фанатизм “строителей”, слепая вера в идеалы не дает им возможности усомниться в правоте происходящего.

Из всех персонажей повести только двое умеют взглянуть на эпоху со стороны, умеют сомневаться: Прушевский и Вощев. Прушевскому, как воздух, нужна в этом мире теплота, человечность, чувство своей необходимости не всем, не классу, а конкретному человеку. Вощев не может, не хочет чувствовать себя “винтиком”, быть счастливым по приказу. Он русский правдоискатель, натура двойственная, противоречивая.

В начале повести Вощев уходит бродить по свету, пытаясь найти смысл жизни. Он хочет “докопаться” до смысла всего сущего, до хода светил, до роста былинки в поле — и роста башни будущего, на строительстве которой он оказывается. И Вощев хочет знать, нужен ли для строительства всеобщего счастья именно он, живой, единственный, “отдельный”, а не безличная масса. Но при этом он не протестует против конкретной бесчеловечности идеи, участвует в коллективизации. Его желание быть личностью — невольный вызов коммунистическому государству, а его жестокость — отражение бесчеловечной атмосферы эпохи. Он двойствен, как и его время, соединившее в себе и мечту о счастье, и массовые убийства.

Повесть полна безысходных метафор. Герои роют котлован для дома всеобщего счастья, а сами спят в гробах, заготовленных для себя крестьянами, знающими, что ждет их в пролетарском государстве. И разве только крестьяне? Все должны превратиться в песок, в навоз, на котором вырастет цветок “прекрасного” будущего. Между возрастами нет различия, и девочка, потерявшая мать и нашедшая приют у строителей, тоже спит в гробу: она обречена, как и взрослые.

В соседних деревнях идет страшный процесс коллективизации, уничтожения крестьянства, ненавистного пролетариям только потому, что у крестьянина есть хоть какая-то личная — не общая! — собственность. Дома пусты, гуляет ветер, а на кузне трудится за всех медведь-батрак, истинный пролетарий, полный ненависти к “хозяевам” и фанатичного, слепого трудолюбия. Одни запасаются гробами, не дожидаясь смерти, других сажают на плоты и сплавляют в море, на страдания и гибель. И особенно страшна полная покорность крестьянства, лишь изредка меняющаяся на одиночные вспышки бунта.

Страх и жестокость определяют в повести атмосферу времени. Страх перед опасностью уклониться от генеральной линии, мгновенно из своего превратиться в предателя — и беспощадная жестокость ко всем, кто может этой линии помешать. Таковы Чиклин и Сафонов — фанатики идеи. Таков активист, днем и ночью со страшным нетерпением ждущий начальственных директив — выполняющий любое, самое абсурдное указание, не задумываясь ни на секунду над его смыслом. Там, наверху, знают, что и как надо делать для всеобщего счастья, дело остальных — выполнять приказы. Такова Россия, ослепленная идеей, уничтожающая саму себя.

Насилие в повести распространяется на все: на живую природу и на человека. Но дело в том, что насилие ничего не может создать, построить. Оно способно лишь разрушать, и его итог — гробы, которые хранятся в одной из ниш котлована. У героев “Котлована” нет и никогда не будет дома — есть сарай, возле ямы котлована, место, где они умирают, ночлежка, но стен, дома, семьи нет: все развеяно, все пущено по ветру. Да и зачем он нужен, этот так и не построенный дом, если счастья в этом доме никогда не будет! Не может быть счастья для всех, счастье существует только как бережность к человеку. И котлован становится могилой для ребенка, для той самой девочки, во имя которой и приносят взрослые жертвы, уничтожая и себя, и других.

Ошибка в тексте? Выдели её мышкой и нажми

Остались рефераты, курсовые, презентации? Поделись с нами - загрузи их здесь!

В чём ошибка "формулы счастья" и "генеральной линии" в повести А. Платонова "Котлован" и в романе Е. Замятина "Мы"?

В произведениях Замятина и Платонова можно проследить отражение проблем времени, в котором жили писатели. Творчество этих авторов пришлось на первую половину двадцатого столетия – довольно непростое время в истории страны. Это период острых социальных проблем, изменения жизни народа и появления новых тенденций в развитии страны. Оба автора на тот момент видели величайшей ценностью личность человека и познание им смысла жизни и назначения. На мой взгляд, в то сумбурное и страшное время, в которое выпало жить авторам, в тот момент, когда многое необходимо было переосмыслить и оценить по-новому, наиболее почувствовать всю глубину жизни может прежде всего человек, которого действительно интересует будущее нации. Творческий путь писателей был трудным, полным резких противоречий, но, в конечном счете, — прямым и неуклонным. В данный момент темы, которые были когда-то затронуты ими, стали снова актуальными и получили буквально вторую жизнь. Произведения «Мы» и «Котлован» не были признаны при жизни их авторов, но сегодня они воспринимаются хорошо и читаются с интересом. Они помогают нам разобраться в прошлом, потому что были созданы очевидцами наиболее острых и переломных моментов нашей истории.
И в романе Замятина «Мы», и в повести «Котлован» Платонова изображаются люди и общество в целом. Естественно и то, что имеются отличия между реальной правдой и так называемой правдой произведений. В «Котловане» тяжелая и иногда непосильная работа – это избавление от необходимости думать, хотя это неправильно. У рабочих на первом месте стоит работа - они должны рыть котлован, причем делать это коллективно. У рабочих-землекопов нет личной жизни, нет возможности проявить себя индивидуально. Над всем главенствует работа, как достижение главной цели. Похожая проблематика имеет место в романе Замятина «Мы»: то, что считается правильным в Едином Государстве, не является правдой на самом деле. С самого начала романа речь идет не о людях, а о «нумерах» - это в высшей степени безнравственно и жестоко. Есть и прямое тому подтверждение: «Нет ничего счастливее цифр, живущих по стройным вечным законам таблицы умножения. Ни колебаний, ни заблуждений». Отрицается все светлое и доброе, в том числе и любовь. С точки зрения Единого Государства, любовь – это болезнь.

Главной задачей Интеграла является то, что нужно осчастливить людей. Вся проблема в том, что этого нельзя добиться насильственно, именно поэтому и разгорается восстание.

В романе много противоречий, с которыми хочется спорить и выступать против них.

На мой взгляд общими проблемами этих произведений является то, что происходит приобщение общества к тому или иному насильно. Причем в обоих случаях, в обоих произведениях принуждение ни к чему хорошему не приводит.

И в «Мы», и в «Котловане» главенствуют такие нормы жизни, как драматизм, жестокость, предательство, бездуховность. Все светлые, человеческие эмоции и чувства просто отрицаются и вообще не рассматриваются. Несмотря на то, что и Замятин, и Платонов негативно относятся к уничтожению в человеке личности и индивидуальности, их произведения как раз основываются на этом. В «Котловане» на первом плане показан каждодневный однообразный труд, который ничем не сменяется и в итоге становится могилой.

В романе «Мы» замятинские «нумера» – все-таки живые люди, рожденные отцом и матерью и только воспитанные государством. Имеея дело с живыми людьми, Единое Государство не может опираться только на рабскую покорность. Счастье «нумеров» уродливо, но ощущение счастья должно быть истинным. Следовательно, задача тоталитарной системы – не уничтожить полностью личность, а ограничить ее со всех сторон: перемещения – Зеленой Стеной, образ жизни – Скрижалью, интеллектуальный поиск – Единой Государственной Наукой, которая не ошибается.

помогите пжлст по литературе. в чём ошибка построения всеобщего счастья в повести Платонова "котлован"??

В повести «Котлован» Платонов показал российскую действительность конца
двадцатых — начала тридцатых годов как эпоху почти необратимого истощения
почвы, на которой вырастает «культура жизни» — культура человечности,
накопленная столетиями. И это истощение неизбежно означает утрату смысла
человеческого существования.
Герои Платонова роют котлован для башни-общежития, дома для счастливых
обитателей социализма, отбирая для этого строительства «лучших» — самых
обездоленных, самых бедных людей. Но и взрослые и дети в повести гибнут,
«унавоживая» почву для других, став «ступенькой» ко всеобщему счастью,
достижение которого оказывается невозможным без жертв. Но фанатизм
«строителей» , слепая вера в идеалы не дает им возможности усомниться в
правоте происходящего.

Уроки с 58 по 61 по повести А.Платонова "Котлован" Как рассмативаются пространство и время в повести.
методическая разработка по литературе (11 класс) на тему

Нючева Светлана Анатольевна

Комплекс уроков по повести А.Платонова "Котлован".Почему герои повести свято верят в идею светлого будущего, в социализм.

ВложениеРазмер
urok_58_po_povesti_kotlovan.docx 24.06 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 58. Пространство и время в повести

А. Платонова «Котлован»

Цель урока: показать философский, обобщающий смысл категорий пространства и времени в повести «Котлован».

Методические приемы: разбор вопросов домашнего задания, обобщение-анализ текста.

I. Слово учителя

Хронологические рамки повествования довольно четко определены. Характерные черты времени, о которых шла речь на прошлом уроке, вполне определенно относят читателя к событиям 1929—30 гг. Само же движение времени неоднородно. Время то расширяется, то сжимается. Почти полгода в действии повести сливается в один монотонно тянущийся день, лишенный каких-либо событий. Зато множество событий — организация колхоза, раскулачивание, высылка кулаков, празднование победы — занимает всего один день.

II. Беседа по домашнему заданию

— Рассмотрим подробнее, как изображается Замятиным время и пространство в романе «Мы».

Время прошлое неопределенно, расплывчато. О нем лучше молчать (образ матери Насти).

Есть в повести и время будущее, время мечты. Прушевский думает: «Через десять или двадцать лет другой инженер построит в середине мира башню, куда войдут на вечное, счастливое поселение трудящиеся всей земли». Вспомним Маяковского: «Через четыре года здесь будет город-сад».

Время может принимать форму метафоры: «Дети — это время, созревающее в свежем теле».

— Когда говорят о «вечном» поселении, что обычно имеют в виду? ( Смерть .)

В финале повести Чиклин пятнадцать часов роет могилу для Насти в «вечном камне». «Вечное» поселение в «вечном камне» оказывается далеко не счастливым. Дом становится ненужным, потому что в нем после смерти Насти, «будущего счастливого человека», некому жить.

Пространство романа определено прежде всего в названии. Это котлован, пространство будущей «счастливой жизни», на самом деле — пространство захоронения этой будущей жизни.

Пространство страны представлено картой СССР, которую разглядывает Настя. Линии на карте определяются ею как «загородки от буржуев». Ни город, ни деревня, в которых действие разворачивается одновременно, названий не имеют. Почему? (Обобщающий смысл).

Платонов порой обращает взгляд на небо. Иногда этот взгляд соединяет вечное и преходящее, бесконечное и конечное: «Вощев, опершись о гробы спиной, глядел с телеги вверх — на звездное собрание и в мертвую массовую муть Млечного Пути. Он ожидал, когда же там будет вынесена резолюция о прекращении вечности времени, об искуплении томительности жизни».

Пространство и время съеживаются в пустых гробах. В одном из них Чиклин устраивает Насте «постель на будущее время», в другом должны храниться ее игрушки и «всякое детское хозяйство»: «пусть она тоже имеет красный уголок». Этот страшный символ как нельзя ярче характеризует бесплодность попыток строителей новой жизни.

Котлован становится огромной могилой. Вначале он захватывает овраг, потом партийная администрация требует его расширения в четыре раза, затем Пашкин, «дабы угодить наверняка и забежать вперед главной линии», приказывает увеличить котлован уже в шесть раз.

III. Заключительное слово учителя

Пространственные ориентиры в повести часто размыты. Герои «расходятся в окрестность», «уходят в глубь города». Чиклин зашвыривает Жачева «прочь в пространство», кулаков «ликвидируют вдаль». Пространство дематериализуется, утрачивая привычные три измерения, но обретая новое — метафизическое.

Главным для Платонова является не конкретное историческое событие, а философское обобщение происходящего, оценка его с точки зрения вечности. Понятия времени и пространства становятся у Платонова метафорой. О метафоричности платоновского произведения пойдет речь на следующем уроке.

Найти метафоры, ключевые слова и фразы в повести «Котлован».

Урок 59. Метафоричность художественного мышления

А. Платонова в повести «Котлован»

Цель урока: объяснить значение метафоричности, образов-символов для понимания художественного замысла Платонова.

Методические приемы: обсуждение вопросов домашнего задания, беседа по содержанию повести, выявление ключевых слов, образов, фраз.

I. Слово учителя

Почему герои Платонова так самозабвенно верят в социализм? Специфика народного сознания — мифологизированность — фантастическое объяснение мира и человека, подмена реально существующих связей иллюзорными, принимаемыми на веру. Это объясняется непросвещенностью, языческими традициями, тяжелейшими условиями жизни (отсюда — вера в доброго царя и в коллективный разум общины).

Поэтому язык повести метафоричен, нарочито косноязычен, афористичен («Дети — это время, созревающее в свежем теле», «Коммунизм — это детское дело», «Лучше бы я комаром родился — у него судьба быстротечна»).

Метафоры, образы-символы: Ключевые слова и фразы:

Образ Ленина Темп

Колхоз имени Генеральной Линии Энтузиазм

Образ смерти Душа

Образ правдоискателя Смысл жизни

Абстрактные понятия у Платонова доступны осязательному ощущению: «Чиклин. погладил забвенные всеми тесины отвыкшей от счастья рукой», «он не знал, для чего ему жить иначе — еще вором станешь или тронешь революцию». Фразеологизм «докопаться до истины» получает в контексте «Котлована» предметное значение: рабочие, роющие котлован, пытаются докопаться до основ «будущего невидимого мира», до истины и «вещества существования». Метафоре возвращается ее прямое значение.

Реализация метафоры регулярно используемый Платоновым художественный прием. Настя: «Попробуй, какой у меня страшный жар под кожей. Сними с меня рубашку, а то сгорит, выздоровлю — ходить не в чем будет!». Стандартная публицистическая метафора «костер классовой борьбы» в устах Софронова становится конкретной: «Мы уже не чувствуем жара от костра классовой борьбы, а огонь должен быть: где же тогда греться активному персоналу?». Метафорический язык становится моделью фантасмагорической реальности, в которой обитают персонажи.

— Что является предметом изображения в повести?

(В повести Платонова и широкая панорама жизни (промышленность, строительство, сельское хозяйство, образование, управление), и ее философское осмысление (поиски смысла жизни, проблема одиночества человека, стремление к истине, проблема личности).)

— Кто является выразителем мыслей автора?

— Как вы понимаете позицию автора, его отношение к изображаемому?

— Как развивается в повести чувство тревоги за будущее, за саму жизнь?

(В «Котловане» тревога накапливается и растет с каждым поворотом повествования. Трагедия одиночества и непонятости обществом наложила определенный отпечаток на платоновского героя-правдоискателя, «измученного заботой за всеобщую действительность и поисками «коммунизма среди самодеятельности народа». Платонов пишет о необратимом и все углубляющемся распаде всех социальных и нравственных связей в обществе. Идет превращение жизни в ее экскременты и истирание всего живого в прах: зажиточные мужики заготовляют гробы впрок и ложатся в них с началом раскулачивания; полуголый крестьянин, пришедший за гробами, покрывается со спины «почвой нечистот и обрастает «защитной шерстью».)

IV. Заключительное слово учителя

Какой же вывод делает Платонов? В «Котловане» нет надежды на будущую жизнь: в основе дома-мечты — гроб с телом ребенка — девочки Насти (вспомним Достоевского — Иван Карамазов, говоря о «слезинке замученного ребенка в основании мировой гармонии», утверждал несостоятельность Царства небесного). «Я теперь ни во что не верю!» — итог строительства новой жизни и нового человека. Однако в записных книжках Платонова есть фраза: «Мертвецы в котловане — это семя будущего в отверстии земли». Все, оказывается, не так просто. Подумаем над этим в сочинении.

Подготовка к сочинению по произведениям Е. Замятина и А. Платонова.

Дополнительный материал для учителя

Настя для строителей «общепролетарского дома» — символ будущего, которое они строят, она тот «социалистический элемент», который дает душевные силы строителям «монументального дома», — Дома, который предназначен и для Насти, символа «социалистического поколения», И смерть девочки — это крах прежде всего обретенного — нового «советского смысла жизни», победа древнего мифа над утопией строения всеобщего дома. И — возвращение к мучительному «вспоминанию смысла». И самый трудный вопрос Насти, на который не могут ответить любящие девочку строители: где «четыре времени года»? — звучит как просьба, мольба — вернуть прежнюю, христианскую картину мира, где есть время. Настя уходит из жизни в смерть так, как уходили из жизни старые чевенгурцы и крестьяне колхоза имени Генеральной Линии — «кротко: обнимая кости матери (целование мощей), Настя возвращается от языка новой социальной утопии — языка, которым она владела с естественной доверчивостью ребенка к словесной игре, возвращается к матери.

Смерть девочки с именем, за которым стоит воскрешение (Анастасия — воскресшая), остановка действия в повести, пик финала и вопрос. Повесть, в которой запечатлелись реальные, общественно-политические события «года великого перелома», обнажала вопросы глубинные — о смысле и цене фундаментальных разрушений в национальной и мировой истории XX века.

В эпилоге повести Платонов обращается с вопросом не только к читателю, но и к себе как автору, объясняя истоки того «тревожного чувства», что продиктовало ему подобную точку финала, — это любовь не только к прошлому, но и настоящему России:

«Погибнет ли эсесерша, подобно Насте, или вырастет в целого человека, в новое историческое общество?» (Н. В. Корниенко)

Слово у Платонова — единица не только филологического, но и философского «усилия». Писатель словно бы изучает не только носителей языка, но и сам язык, его возможности, силу его воздействия на судьбы человека и общества. Поэтому и понять «Котлован» можно, только идя от слова, прикасаясь к нему все тем же «прямым чувством жизни» и как бы освободившись от предписаний законов «правильной» литературной речи.

Платонов называет еще одного виноватого в случившемся со страной и людьми. Это новый «революционный» язык, оказавшийся чрезвычайно агрессивным и способным к подавлению самостоятельно мышления людей.

Язык лозунгов и декретов, лавиной обрушившийся на головы людей после революции, для большинства из них был чужим и непонятным. А значит — страшным и по-особому значительным. К тому же каналы, по которым этот язык поступал в «массы», тоже были пока непривычными, неосвоенными. Собрания и митинги, а особенно радио и печать в стране полуграмотности — незаменимые способы внушить людям «священный трепет» перед официальным словом. Не случайно главный бюрократ в «Котловане» «товарищ Пашкин бдительно снабдил жилище землекопов радиорупором, чтобы во время отдыха каждый мог приобретать смысл классовой жизни из трубы». (В. В. Лосев)

Уроки 60—61. Сочинение по произведениям Е. Замятина и А. Платонова

1. Поиски истины в произведениях Замятина и Платонова.

2. Личность и общество в романе Е. Замятина «Мы» и повести А. Платонова «Котлован».

3. Тема детства и значение образов детей в произведениях Замятина и Платонова.

4. Предсказания и предостережения произведений Замятина и Платонова.

5. В чем ошибка «формулы счастья» и «генеральной линии»?

Примерный развернутый план сочинения по теме:

«Предсказания и предостережения

произведений Е. Замятина и А. Платонова»

Правдивое отражение проблем времени в творчестве писателей, их сложная творческая судьба, «возвращение» произведений Замятина и Платонова читателю.

II. Основная часть

1. Различие изображаемого (общество будущего и современное общество) и общие проблемы в романе Е. Замятина «Мы» и повести А. Платонова «Котлован».

— Прогнозирование пути развития человечества в «Мы» — перспектива Генеральной Линии в «Котловане».

2. Предостережения Замятина и Платонова против нивелировки личности.

— Бездуховность, подозрительность, доносительство как норма жизни общества в «Котловане» и в «Мы».

— Механическое однообразие труда рабочих «Котлована» и «разумная механистичность» «нумеров» в «Мы». Разрушение личности.

3. Метафоричность названий произведений.

— Знак равенства между несвободой и коллективным счастьем в «Мы», «Котлован» как могила будущей жизни.

— Предостережение от последствий безответственных социальных экспериментов.

Произведения Замятина и Платонова как продолжение гуманистических традиций русской литературы.

Вариант уроков 60—61. Контрольная работа по творчеству

Е. Замятина и А. Платонова

См. Приложение в конце книги.

Тест по урокам 1—2

(можно использовать как индивидуальные задания на карточках)

1. Какие важнейшие исторические события происходили в России на рубеже ХIХ—ХХ веков?

2. Как повлияло развитие науки на умонастроения общества рубежа ХIХ—ХХ веков?

3. Дайте характеристику основных политических сил в России в начале ХХ века.

4. Как вы понимаете высказывание Ф. Ницше: «Бог умер!»

5. В чем суть «богоискательства»?

6. Кто ввел определение «Серебряный век»:

а) Н. Бердяев, в) А. Блок,

б) Н. Оцуп, г) Вл. Соловьев.

7. Назовите имена писателей-реалистов, живших и работавших в начале XХ века.

8. Дайте определение понятия «Серебряный век».

9. Какие тенденции отразились в эстетике модернизма?

10. Что подразумевается под выражением «партийная литература»?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Пространство и время в повести А.С. Пушкина "Станционный смотритель"

Исследовательский проект ученицы по повести А.С. Пушкина "Станционный смотритель". Материал может быть использован на уроках литературы.


Интегрированный урок "Пространство и время в рассказе В.П.Астафьева "Капля"

На интегрированном уроке рассматривается понятие хронотопа в рассказе В.П.Астафьева "Капля".

Пространство и время в творчестве композиторов XX века.

Рассуждения о сложных взаимоотношениях с пространством и временем композиторов-авангардистов XX века.


Метапредметный урок - исследование "Пространство и время в рассказе Л.Н. Толстого "После бала"

Художественный текст – это сложно построенный смысл. Все его элементы похожи на элементы человеческого организма. Они связаны между собой. Смысл произведения раскрывается постепенно, в результате изуч.

Палата № 6 – образ, созданный на пересечении пространства и времени. Образ «дурной бесконечности», бессмысленности бытия и страдания, образ несовершенного бездуховного мира, мира разобщенных люд.


Изучение сказки А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители» в 5 классе, пространство и время в сказке.

Статья написана по материалам ноября 2015 года.

Контрольные вопросы и задания по творчеству А. Платонова.
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме

Контрольные вопросы и задания разной степени сложности для учащихся 11 класса, изучающих творчество А. Платонова. 1- вопросы по биографии писателя. 2- вопросы по роману "Котлован", 3- творческое задание - расшифровка накоторых фраз из романа "Котлован".

ВложениеРазмер
platonov_voprosy.doc 44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Контрольные вопросы и задания по творчеству

Подготовила: учитель русского языка и литературы

ГБОУ СОШ №684 г. Москвы

Суворова Наталья Валентиновна

Контрольные вопросы по теме: «Андрей Платонов. Судьба писателя».

1.Какова настоящая фамилия А. Платонова ?

2.Кем он работал до того как пришел в литературу?

(Рассыльным в страховом агентстве, литейщиком на трубном заводе, помощником машиниста на локомотиве, в различных мастерских, на паровозоремонтном заводе).

3.В каком произведении отразился опыт его работы помощником машиниста?

( В рассказе «В прекрасном и яростном мире»).

4.Писал ли Платонов стихи ?

(Да, например, сборник «Голубая глубина», но они казались всем слишком простыми или косноязычными).

5.Как называется первое, изданное произведение Платонова?

(Не считая газетных заметок, таким произведением стала брошюра «Электрификация»).

6. К какому литературному течению причислял писатель себя и почему?

(Платонов записал в анкете: « Ни к какому. Предпочитаю иметь свое»).

7.За какое произведение Платонов был обвинен в анархо - индивидуализме?

( За рассказ «Усомнившийся Макар». Сталин рядом с названием написал свое определение: «Подонок» Так был дан сигнал к травле).

8.Какая трагедия случилась в жизни его сына? Сумел ли Платонов помочь ему?

( Сына по ложному доносу в заговоре против Сталина. Только Шолохов смог попросить Сталина о пересмотре этого дела).

9.Назовите произведения, написанные Платоновым после поездки в Туркмению и отражающие это время.

(Роман «Ювенильное море», рассказ «Песчаная учительница», замысел «Джан»).

10.Какие известные романы он написал?

Контрольные вопросы по теме: «Роман А. Платонова «Котлован».

1. Кто главный герой романа? (Вощев)

2. За что его уволили ? Борется ли он за свои права? Почему? (Формулировка была такая: «устраняется с производства вследствие роста с лабосильности в нем и задумчивости среди общего темпа труда », «Ему снова предстояло жить и

питаться, поэтому он пошел в завком -- защищать свой ненужный

3. Зачем рабочие роют котлован? Что будет построено? ( Они готовят фундамент светлого будущего. Общежитие для пролетариата)

4. Чем является для Вощева новая работа:

- это рытье котлована

- это строительство коммунистического рая

- это способ занять себя хоть чем- нибудь

- это повод задуматься о смысле жизни? (каждый отвечает самостоятельно и обоснованно)

5. Зачем Платонов ставит рядом образы кузнеца – работяги и инвалида Жачева ?( Человек труда противопоставлен человеку паразитирующему на чужом труде, приносящий пользу – бесполезному)

Кто из них чувствует себя значимым и нужным и почему ? ( Жачев чувствует себя значимым, это ему позволяет новая идеология: «Ты что ж, буржуй, иль забыл, за что я тебя терплю? Тяжесть хочешь получить в слепую кишку? Имей в виду - любой

кодекс для меня слаб!

Здесь инвалид вырвал из земли ряд роз, бывших под рукой, и,

не пользуясь, бросил их прочь»).

6. Зачем в романе появляется новое действующее лицо – Настя? Какова ее история ? (Образ Насти – образ будущего, ради которого все трудятся сейчас)

7. Как в романе отразилась эпоха раскулачивания ? ( Всех кулаков посадили на плот и отправили вниз по реке. « раскулаченные уплывали по течению и смотрели на оставшихся на Оргдворе последних счастливых людей» ).

8. К каким выводам пришла комиссия, побывавшая на котловане ? (Котлован слишком мал. Он не вместит всех трудящихся, поэтому нужно рыть в 4 раза больше)

9. Может ли увеличение котлована в 4 раза сделать людей счастливыми ? (Ответ очевиден. Нет).

10.Отчего умирает Настя ? (Она не дождалась светлого будущего, ее утомило безрадостное настоящее).

11.Чем символично захоронение Насти ? ( Как будто рабочие прощаются со своей мечтой о счастье, хоронят его).

12. Как Платонову удается показать, что у героев романа нет и не может быть счастливого будущего? ( Если так тяжело настоящее и так туманно, далеко будущее, то кто и когда доживет до него- вот вопрос который каждый из рабочих задает себе. Даже идеолог строительства Прушевский хочет покончить жизнь самоубийством: « И решив скончаться, он лег в кровать и заснул со счастьем равнодушия к жизни).

13.Понимают ли они сами это? Докажите. (Рабочие не способны понимать они работают и умирают на работе).

14. По-вашему, чего не хватает героям романа «Котлован» для счастья ? (каждый отвечает самостоятельно и обоснованно)

Задание: объясните смысл фраз А. Платонова.

Известно, что машинистки не брались перепечатывать рукописи А. Платонова, объясняя это тем, что Платонов пишет слишком сложно, приходится запоминать каждое слово, а не строчку, как обычно. Язык писателя действительно необычен, труден. Проследите по тексту романа, как влияет платоновское «косноязычие» на осмысление романа? Может быть, неординарность языка – необходимость. Так Платонову удается сказать больше, иначе, а «косноязычие» служит средством передачи авторского взгляда на события эпохи построения счастливого будущего? Определите, в чем заключен двойной смысл платоновских выражений, «расшифруйте»:

  1. « а если вам делать нечего, так вы лучше почитайте своего ребенка. Когда вы умрете, он будет». (Вощев)

- « не жалел тела на работу ума» (Вощев)

  1. « раскулаченные уплывали по течению и смотрели на оставшихся на Оргдворе последних счастливых людей»
  1. « все бедные и средние мужики работали с таким усердием жизни, будто хотели спастись навеки в пропасти котлована»
  1. « это слабое тело, покинутое без родства среди людей, почувствует когда-нибудь согревающий поток смысла жизни и ум ее увидит время, подобное первому исконному дню» (Вощев о Насте)
  1. «Да здравствует Ленин, Козлов и Софронов!» (слабосильный Козлов ушел в город, чтобы «за всем следить» и «сильно любить пролетарскую массу»)
  1. « музыка заиграла марш молодого похода»
  1. «он выдолбил в граните нишу для захоронения и приготовил плиту, чтобы ни один лучик солнца не мог проникнуть в могилу Насти, никакая букашка ее не потревожила». (Чиклин)
  1. « Пойду на прощанье хотя бы убью товарища Пашкина».

Оксюморон — сочетание несочетаемого(горячий снег). Плеоназм — (греч. Излишек), многословие, использование лишних слов не т. для полноты смысла, но и для стилистического эффекта ( мы видели мертвые трупы). Крайняя форма плеоназма- тавтология. Канцеляризмы - слова и устойчивые словосочетания официально-делового стиля, в художественной литературе используются для речевой характеристики персонажа.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Контрольная работа по творчеству А. Платонова, А. Грина, М. Пришвина. 6 класс

Контрольная работа по литературе с ответами. Данная работа предполагает знание текстов "Алые паруса", "Неизвестный цветок", "Кладовая солнца", стихотворений К. Симонова.


Контрольные вопросы по курсу «Народное музыкальное творчество» для 2 курса отдела «Теория музыки»

Контрольные вопросы по курсу «Народное музыкальное творчество» составлены для студентов 2 курса отдела «Теория музыки».

Контрольные вопросы по творчеству М.Ю.Лермонтова. 9 класс

Контрольные вопросы по творчеству М.Ю.Лермонтова. 9 класс.


Контрольные вопросы и задания по теме "Состав слова" 7 класс для детей с ТМНР

Тестовые задания по письму и развитию речи для учащихся, не владеющих письмом.


Контрольные вопросы и задания по теме "Имя существительное"

Вопросы и упражнения помогут вспомнить и обобщить знания учащихся по теме "Имя существительное".

Контрольные вопросы и творческие задания.

Контрольные вопросы и задания по разделу «Учитесь видеть красоту» (6 класс)

Контрольные вопросы и задания 6 класс по разделу «Учитесь видеть красоту». Данный материал будет полезен для учителей специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII.

Анализ эпизода из повести Платонова "Котлован"

На рассказе А.К. Платонова «Впрок» И.В. Сталин написал: «Подонок». И вот передо мной отрывок из еще одного произведения этого «подонка» - повести «Котлован». Хочется понять, чем же писатель заслужил столь резкую оценку «вождя всех народов».

Повесть была написана в период с декабря 1929 по апрель 1930 года, то есть не по следам важнейших исторических событий, а во время их: - во время ускоренной индустриализации и сплошной коллективизации.

Известно, что отношение к этим событиям в то время было далеко не однозначным. Какова же точка зрения Андрея Платонова?

Видимо, ярым сторонником революционных перемен А.Платонов не является.

Мотив дороги, заявленный в первом абзаце, повторяется несколько раз в таком же ключе. Идут обычно вперед и вверх. Чиклин же «с силой стыда и грусти» вошел в старое здание и «провалился куда-то в нижнюю темноту». Женщина уходит из жизни, потому что ей «стало скучно», она «уморилась».

Обращаю внимание на лексический повтор слова теперь: «мне теперь почти что все равно», «мне теперь стало тебя не жалко и никого не нужно», «буржуйки все теперь умирают», « нынче каждый последний и тот в кожаных штанах ходит»… Не чувствуется счастья и бурного ликования по поводу настоящего, не правда ли?

А как обстоит дело с изображением будущего? Почему герои Платонова не стремятся к нему с восторгом, даже активист Сафронов и то мечтает о том, чтобы «произошел бы энтузиазм». Значит, нет его? Что же есть? «Констервация»? Мечтает о будущем Жачев: «Жачев ещё с утра решил, что как только эта девочка и ей подобные дети мало-мало возмужают, то он кончит всех больших жителей своей местности; он один знал, что в СССР немало населено сплошных врагов социализма, эгоистов и ехидн будущего света, и втайне утешался тем, что убьёт когда-нибудь вскоре всю их массу, оставив в живых лишь пролетарское младенчество и чистое сиротство». Для Вощева и других землекопов будущее – это «успокоенная земля, набитая их костьми». Безрадостная картина… что-то не хочется в такое будущее… Наверное, не о таком мечтали. «Жачеву же, и наравне с ним Вощеву, становилось беспричинно стыдно от долгих речей по радио; им ничего не казалось против говорящего и наставляющего, а только всё больше ощущался личный позор». Может быть, поэтому Чиклин «нехотя» сообщает, что он из пролетариата? А мечтает объяснить весь свет ребенку, «чтобы он умел безопасно жить».

Мотив страха, который отчетливо проявился в повести, свидетельствует о гениальной прозорливости ее автора, сумевшего задолго до 37-го года почувствовать и предсказать страшные события. Опасения заставляют мудрого старичка складывать «для внимательного выраженья свое чтущее лицо». Страх за судьбу дочери диктует предсмертные слова матери: «Никому не рассказывай, что ты родилась от меня…» «…боюсь! А то бы давно ушел», - неоднократно повторяет неизвестный старичок.

( «Обратно в старину», помните?) А девочка, этот росток будущего, «она ведь знала, что присутствует в пролетариате, и сторожила сама себя, как давно и долго говорила его мать». «Безвестный мужик с жёлтыми глазами скулил в углу барака про одно и то же своё горе, только не говорил, отчего оно, а старался побольше всем угождать»…

Кого же так боятся герои? В этом отрывке нет ни их фамилий, ни указания на их должности. Но они есть, я тоже их боюсь, потому что они «заморят», «заарестуют», «тронут» так, что мало не покажется, «скажут» такое, что устанешь оправдываться… Всего четыре глагола-сказуемых в неопределенно-личных предложениях, а ведь узнали себя те, кого имел в виду писатель, узнали! Отсюда и запрет на издание романа. Известно, что впервые «Котлован» был напечатан лишь в 1987 году.

Чем больше читаешь это произведение Платонова (как, впрочем, и другие его книги), тем весомее, информативнее кажется каждое его слово. Открывается такое, чего ранее не замечала. Вот, например, Чиклин в разговоре с Настей заявляет, что он «ничто». А в ушах у меня бравурная мелодия и слова: «Мы наш, мы новый мир построим, кто был ничем, тот станет всем!». Может быть, именно на это и рассчитывал автор и это не что иное, как так называемая аллюзия?

Эпизод кончается идиллической картиной любования Настей, этим ростком будущего, (ведь это малое существо будет господствовать над их могилами и жить на успокоенной земле, набитой их костьми) такими разными людьми: задумавшимся Вощевым, утомленными до изнеможения землекопами, ненавидящим всех Жачевым, активистом … Их всех объединила мечта о светлом будущем. Только придет ли оно? Вряд ли, даже если совместными усилиями герои «как можно внезапней» закончат строительство котлована.

Платонов как бы предваряет финал произведения, вкладывая в уста Сафронова такие слова: «фактический житель социализма» лежит перед ними «без сознанья», «покоится»…

Читайте также: