Готардский тоннель зачем построили

Обновлено: 07.07.2024

Gotthard Base Tunnel – самый глубокий железнодорожный тоннель в мире

Высокогорный ландшафт Швейцарии делает эту страну одной из самых красивых на планете. Насколько прекрасны Альпы с их белоснежными шапками, настолько же они и непроходимы. Вопрос передвижения по горным дорогам волновал местных жителей на протяжении веков. Для решения проблемы во второй половине XIX века построили Готардский железнодорожный тоннель и автомобильную дорогу, пересекающую горный хребет.

До XXI века только эти две дороги использовались для передвижения людей и перевозки грузов. Однако о необходимость нового пути начали говорить еще в 1947 году, но только в 1999-ом стартовали работы по созданию самого длинного железнодорожного тоннеля в мире, а спустя 17 лет ( 2016 ) он был торжественно открыт. Стоимость проекта составила $ 12 млрд. Кроме двух основных труб тоннель содержит 176 переходов. Двухсторонний Готардский подземный путь ( Gotthard Base Tunnel ) соединяет два города: Эрстерфельд и Бодио. Между тем он имеет большое значение для всей Европы.

© Hannes Ortlieb / CC BY-SA 3.0 DE © Hannes Ortlieb / CC BY-SA 3.0 DE

Длина тоннеля составила 57 километров, он потеснил на пьедестале ранее построенные японский ( 53 км ) и англо-Французский ( 50,5 км ). Тоннель, основу которого составили горные породы, вынутые из недр земли, расположен на глубине 2,3 км. Время в пути – 17 минут. Для проекта была специально создана компания AlpTransit Gotthard, которая разделила процесс на пять этапов.

Во время строительства использовали разные технологии – взрывные работы и бурение. Инженеры насчитали 73 вида горных пород, в количестве 28 млн. тонн, которые вынули из рукотворной подземной полости. Часть из них повторно использовалась при строительстве. Туннельные трубы проложены по прямой. Пропускная способность – 260 грузовых составов и 65 пассажирских поездов в день.

По поводу Сен-Готардского зрелища

Открытие Сен-Готардского туннеля

Открытие Сен-Готардского туннеля

Летом этого года в швейцарском кантоне Ури состоялось торжественное открытие Сен-Готардского туннеля, в котором участвовали лидеры европейских государств: Германии, Франции, Италии и Швейцарии. Несмотря на то, что по меркам СМИ событие безнадежно устарело, к нему всё же необходимо вернуться, чтобы поговорить о том, что же происходит с современным миром и его идеалами. Открытие сопровождалось театральной постановкой режиссера Фолькера Гессе, мотивами которой послужила легенда о Чертовом Мосте, построенном в XVI веке над пропастью на самом высоком альпийском перевале – Сен-Готарде, под которым и был проложен туннель. Согласно легенде, нечистый помог построить этот мост, потребовав взамен душу первого, кто пройдет по нему, но строители обманули его, пустив первым горного козла. В досаде обманутый бес решил разрушить мост. Он взял и понес камень непомерной тяжести, чтобы швырнуть его на этот мост, но когда он остановился и присел, чтобы отдохнуть, отложив камень, одна старушка незаметным для него образом начертила на камне крест, после чего бес уже не смог его поднять, и мост остался цел.

Оккультная концепция шоу – это декларация преданности противнику Творца

И вот эту благочестивую легенду современный постановщик использовал для нечестивого зрелища, где строители туннеля были представлены в виде зомби, шествующих парадным строем, после чего их тела были подвешены на цепях; где совершались неистовые пляски обнаженных артистов, обсыпанных мукой; где красовалась маска гермафродита с огромной головой, демонстрировались модели гильотины и, что самое характерное, вновь и вновь появлялись козлиные маски и – отдельно – козлиные рога. Замысел режиссера состоял, очевидно, в том, чтобы по мотивам старинной швейцарской легенды создать представление, которое бы служило своего рода квинтэссенцией западноевропейской истории и культуры. Зрители и журналисты, присутствовавшие на спектакле, разглядели в нем апофеоз оккультного Бафомета, без содействия которого, по вероятной мысли режиссера и устроителей праздника, недостижим такой триумф строительной техники, как Сен-Готардский туннель. Оккультная концепция этой диковинной мистерии в любом случае сопряжена с отречением от христианской традиции, а если вещи называть своими именами, – это была декларация преданности противнику Творца, что по-другому называется сатанизмом.

Открытие Сен-Готардского туннеля. Фото: AFP/Getty

Открытие Сен-Готардского туннеля. Фото: AFP/Getty

После просмотра в интернете картинок с этой Вальпургиевой ночи или черной мессы первое впечатление устрашающей уникальности карнавала сменилось своего рода припоминанием: нечто похожее, как подсказывала память о прошлом, можно было увидеть и раньше. Карнавалы с таким же подтекстом и текстом устраивались в исторически недавние времена – около ста лет назад, и не вдали от нас, а на отечественных стогнах и улицах – в Москве и в других городах нашей страны. Назывались они комсомольскими пасхами. Конечно, их технический уровень уступал швейцарскому зрелищу. В Сен-Готарде паясничали высококлассные профессионалы, на эту феерию потрачены непомерные финансовые средства, а в нищей тогда стране Советов прибегали к самодеятельности, и обходилась она почти без затрат, но атмосфера празднества была почти та же, с тем же пафосом отречения от «старого мира» – от христианской традиции. И, что примечательно и знаменательно, эти действа совершались и в Советской стране, и в Швейцарии в присутствии высокопоставленных особ – политических лидеров, любовавшихся зрелищем и аплодировавших ему, с той только разницей, что в Советской стране это были коммунистические вожди, откровенные противники христианства, а среди почетных зрителей в Сен-Готарде оказались политики иных ориентаций и даже, что особенно обескураживает, – христианские демократы.

На первый взгляд, сближение современного Запада с революционной Россией может показаться несуразным: какие могут быть параллели между страной с деспотическим режимом большевиков и преизбыточествующим свободами Западом. Но это только на первый взгляд. Если же всмотреться и вдуматься в эти феномены, то обнаружится много общего. Начнем с того, что и у нас тогда тоже ценили свободу и пели: «В царство свободы дорогу грудью проложим себе». Пели до революции, когда еще только мечтали о царстве свободы, пели и после нее, когда эту светоносную дорогу уже проложили. И никто из вождей революции не отвергал ни свободу, ни демократию. Правда, свободы бывают разными, разными бывают демократические порядки, и разными бывают права. В иных случаях интерпретация этих прав поражает своей оригинальностью. Совсем недавно, например, было сказано, и высокопоставленными устами, что защищаемые всею мощью вооруженных сил самой богатой страны мира права человека – это в первую очередь права лиц нетрадиционной ориентации, каковых традиция ассоциирует с библейским Содомом. Так вот, одной из новаций советского уголовного права стала как раз декриминализация содомских девиаций. Соответствующий юридический акт был принят в 1922 г., задолго до того, как подобные новшества вошли в законодательство западных государств. В 1928 г. в Копенгагене была учреждена «Всемирная лига сексуальных реформ». На конгрессе, провозгласившем образование этой лиги, целью которой была борьба с преследованием за сексуальные девиации, в пример ставился СССР.

Антирелигиозное представление на улицах Москвы. 1931 год

Антирелигиозное представление на улицах Москвы. 1931 год

По части «свобод» и «прав человека» Россия опередила Запад на целую эпоху

А рядом стоят и другие параллели между законодательством первых лет советской эпохи и современного «цивилизованного» Запада, причем приоритет тут везде за нашей страной: разводы по желанию одной из сторон, без иных оснований, кроме как «не сошлись характерами, взглядами, привычками, вкусами, хотя бы только гастрономическими»; легализация абортов, узаконенных в Советской России в 1920 г., в то время как в Великобритании аналогичная юридическая новация относится к 1967 г., а в США – к 1973 г., так что по части «свобод» и «прав человека» наша страна опередила Запад на целую эпоху. Отечественные приоритеты можно почерпнуть и из иных сфер, заслуживающих более взвешенной и, вероятно, более уважительной оценки, например, во всем, что связано с искусством авангарда.

Случайными подобные параллели, при таком их изобилии, быть не могут. Это системные параллели. На чем же они основаны? Ответ очевиден – на противостоянии христианству. У нас поход против Христа и Его Церкви носил характер кавалерийской атаки, которая захлебнулась через несколько десятилетий после ее начала, – по историческим меркам это короткий срок. И все же дорогу в царство современных свобод и прав прокладывала Россия, а за нею последовал уже Запад, разумеется, сохраняя свою специфику, вроде свободы частного предпринимательства, поставленной во главу угла еще Великой французской революцией, впервые провозгласившей частную собственность священной, в чем, правда, российские революционеры и, в частности, большевики за ней не последовали, несмотря на весь свой пиетет перед кровожадными вождями той революции – Маратом и Робеспьером.

Фигуры европейцев кланяются пляшущему козлу. Церемония открытия Сен-Готардского туннеля

Фигуры европейцев кланяются пляшущему козлу. Церемония открытия Сен-Готардского туннеля

Несогласные с подобным сближением поклонники Запада и заодно противники большевизма, возражая, напомнят, вероятно, не только о священной частной собственности, о рынке, о прелестях капитализма и отсутствии этих прелестей в Советском Союзе, но и о советском тоталитаризме. Наличие параллелей не обозначает тождества. Хотя рыночная экономика и существовала у нас в 1920-е гг., во времена нэпа, но фавором она в действительности не пользовалась, а затем была и вовсе упразднена за ненадобностью. Это правда. А вот что касается тоталитаризма, то эта материя не так проста, как она выглядит в расхожих представлениях. Одна из общепринятых характеристик тоталитаризма – тотальный контроль со стороны государства за населением. Так вот, оставив в стороне нюансы политического строя, сравним, где больше такого контроля, в свое время остроумно названного колпаком, – в странах с тоталитарными режимами 1920-1930-х гг. или, например, в таком современном государстве, как Соединенные Штаты, с их электронным всемогуществом.

И еще по теме пресловутого тоталитаризма: в России в годы революционной смуты люди страдали не от чрезмерного присутствия государства, что значило бы – от тоталитаризма, а от его отсутствия, от пугачевщины, разливанное море которой затопило не только новороссийские степи вокруг Гуляй-Поля, не только те регионы, где буйствовали Махно, Петлюра, атаман Григорьев и подобные им колоритные персонажи. От анархии страдали обыватели и там, где было больше порядка, где он устанавливался белыми или красными властями. На то она и смута, в пучину которой повержена была тогда Россия и которая, конечно же, лучше рифмуется с анархией, чем с засилием государства.


Есть и еще одна причина для того, чтобы поставить под вопрос ставшую уже клише либеральной публицистики характеристику сложившейся у нас по окончании гражданской войны и просуществовавшей затем до конца 1980-х гг. политической системы как тоталитарной. Классическая интерпретация этого термина предполагает всесилие государства, тотальную подчиненность ему экономики, общественных организаций и структур. Тоталитаризму противопоставляют политическую систему, в которой гражданское общество, то есть общественные организации и негосударственные структуры, обладают высокой степенью влияния. Так вот, у нас в советскую эпоху государство не стояло на вершине властной пирамиды – как раз наоборот, оно было оттеснено на обочину. А на вершине пирамиды помещалась общественная организация – коммунистическая партия, которой не юридически, но фактически подчинены были все органы государственной власти, так что это был своего рода триумф гражданского общества над государством, иными словами, система, прямо противоположная классическому тоталитаризму. Это был режим не тоталитаризма, но идеократии. А прогрессистская и антихристианская идеология правящей партии как раз замечательно вписалась бы в современные тренды.

Вписалась бы, но не вписалась, и главным образом по той причине, что некоторые из завоеваний Октября, как принято было выражаться в тот период, вроде уже упомянутой декриминализации абортов, были затем выброшены в мусорную корзину. Апологеты современных – это необходимо подчеркнуть: именно современных, а не существенно отличающихся от них классических либеральных ценностей, – которых поэтому лучше называть не либералами, а либертарианцами, не все и не всегда, но нередко обнаруживают весьма теплые чувства по отношению к первым годам советской эпохи с их комсомольскими пасхами, при этом испытывая кичливую неприязнь к тому, как пошли дела у нас позже. При взгляде на историю с либертарианской башни, регресс заключался в том, что в 1930-е гг. в СССР происходили процессы, которые можно охарактеризовать как своего рода реакцию на революцию, хотя и без отречения от нее.

В действительности политические тенденции 1930-х гг. были разнонаправленными. Имели место и реакция на революцию, и ее форсирование. Так, самый жестокий удар по Церкви был нанесен в конце 1930-х гг., уже после того, как в 1936 г. была выброшена на помойку официозная в 1920-е гг. концепция российской истории, разработанная академиком М.Н. Покровским, выдержанная в самых отъявленных русофобских тонах, после того как в том же 1936 г. была удалена из театрального репертуара комическая опера «Богатыри», либретто которой было написано одним из самых беззастенчивых хулителей Христа – Демьяном Бедным. В этом его опусе в карикатурном, фарсовом виде представлены были события, связанные с Крещением Руси и святым Владимиром. В специально изданном по этому поводу постановлении Комитета по делам искусств Крещение Руси было охарактеризовано как прогрессивное событие, разумеется, на языке марксисткой схоластики: потому что оно-де способствовало переходу Руси к высшей в ту пору формации – феодализму. А два года спустя этот либреттист и баснописец был даже исключен из ВКП(б) и заодно из Союза писателей.

Открытие Сен-Готардского туннеля

Открытие Сен-Готардского туннеля

В 1930-е гг. был реабилитирован патриотизм, хотя и с ограничительным определением – советский, в то время как в предыдущее десятилетие патриотизм трактовался как явление сугубо реакционное, присущее лишь имущим классам, и ему противопоставлялся пролетарский интернационализм, так что упомянутым выше историку М. И. Покровскому и литератору Демьяну Бедному предъявлялось уже обвинение в «антипатриотизме» и «очернительстве России». Впрочем, в 1990-е гг. российские печать и телевидение снова обрушились на патриотизм: самый громогласный пароль тех лет – «патриотизм – прибежище негодяев», правда, в этой новой серии остервенелой русофобии патриотизму противопоставлялся уже не «совковый», как тогда изящно выражались, интернационализм, а космополитизм. А ведь без реабилитации патриотизма была бы немыслима победа в Великой Отечественной войне: существовавшие в легкомысленных головах иллюзии по поводу интернационализма германского пролетариата разбились в прах в самом начале войны, а русские люди самоотверженно сражались и погибали не за то, чтобы жить в мире «без Россий и Латвий», как мечтал поэт на заре советской истории, но совсем напротив: за то, чтобы жила Россия.

В 1934 г. была восстановлена существовавшая в Российской империи и отмененная в 1922 г. уголовная ответственность за содомию. В 1936 г. аборты без медицинских показаний к ним были поставлены в ряд уголовно наказуемых деяний. Их новая легализация относится уже к 1955 г. Между тем, с христианской точки зрения убийство нерожденных младенцев – это именно убийство. Кровь невинных младенцев с 1920 по 1936 г. лилась потоком, превосходящим многократно кровь расстрелянных в эти же годы. В 1943 г. имела место частичная нормализация церковно-государственных отношений, но в конце 1950-х гг. Н.С. Хрущев возобновил гонения на Церковь.

Баланс перемен, наступивших в результате «перестройки», подвести нелегко

Разнонаправленность политических трендов характеризует историю России всего XX века, до конца столетия. Поэтому дать итоговую оценку переломным событиям рубежа 1980-1990 гг., решить, каким математическим знаком, плюсом или минусом, их следует оценить, подвести баланс «благодеяний» и «злодеяний» этих лет – представляется патриотически мыслящим православным христианам головоломной задачей. Не затрагивая многих и по-своему важных деталей происшедших тогда перемен, вроде отмены цензуры, свободы выезда за рубеж, укажем на их главные результаты: с одной стороны, Православной Церкви, равно как и другим религиозным общинам, дарована была свобода, а с другой, – развалилось государство, которое созидалось в течение многих столетий дорогой ценою, кровью и потом десятков и сотен миллионов людей, так что границы государства в 1991 г. вернулись приблизительно к тем пределам, в которых оно существовало в XVII веке, вне России осталась даже «мать городов русских» – Киев: это была катастрофа, подобная той, которую пережила Сербия, когда у нее отняли Косово. А еще – шумная и оказавшаяся заразительной пропаганда греха во всевозможных его разновидностях, вплоть до самых экзотических. Так что баланс перемен, которые наступили в результате «перестройки», подвести действительно нелегко. Но в этом ведь и нет принудительной необходимости, тем более что для подведения итогов требуется историческая перспектива. Важно только добро называть добром, а зло злом, а для такого различения нет нужды в калькуляциях. Слава Богу, что в XXI веке вектор перемен изменился, и, как очевидно, в сторону восстановления государства и уважения к традиции. Последствия буйных лет новейшей российской смуты постепенно идут на убыль, поворот в сторону от безумия комсомольских пасх обозначился явным образом.

Сен-Готардский туннель

Сен-Готардский туннель

А что же Запад? Совершится ли его возвращение на почву христианской традиции?

А что же Запад? Совершится ли его отрезвление и исцеление, его возвращение на почву христианской традиции? Трудный вопрос. В наше время и там не все так однонаправленно, как это было еще недавно. Появились и там новые тренды – по городам и весям Западной Европы дует сирокко, ветер с юга. Многим он не по нраву, а из тех, кому от этого ветра неуютно, далеко не все сохраняют пристрастие к Сен-Готардскому зрелищу и к картинкам в газете «Шарли Эбдо». Ведутся поиски и иных выходов из складывающейся драматической ситуации. Современная романистка Елена Чудинова назвала свою успешную книгу «Мечеть Парижской Богоматери». Это злая сатира и предостережение. Но еще вопрос, что хуже: Европа Вальпургиевых ночей и черных месс, одним словом, постхристианская Европа, как она себя сама переименовала, или ислам в Европе; cобор, ставший мечетью, или церковь, переделанная в ночной клуб, в подмостки для дискотеки, для зрелищ, подобных Сен-Готардской мистерии-буфф. Лучше, конечно, чтобы собор оставался христианским храмом. Но для этого Запад должен пережить метаморфозу, потому что сен-готардская болезнь зашла глубоко и поразила жизненно важные органы. Дай Бог, чтобы было еще не поздно. Если подобная перспектива у него существует, то уроком и примером ему мог бы послужить опыт, почерпнутый Россией в XX веке, опыт ее провалов в бездну и ее отрезвления.

СЕН-ГОТАРДСКИЙ ТУННЕЛЬ: украденный триумф опального олигарха

В начале сентября 2020 года в Швейцарии был открыт железнодорожный туннель через Альпы под горой Ченери, в кантоне Тичино. Он является продолжением трансальпийской железнодорожной трассы с севера на юг.

До этого альпийские горы уже не раз пронизывали во многих местах железнодорожные и автомобильные трассы, а самым первым туннелем, положившим начало грандиозным проектам по транспортному обустройству Альп, стал туннель Сен-Готард, открытый в 1882 году.

Перевал Сен-Готард обозначает точку смены бассейнов: так, по одну сторону — реки рейнского бассейна текут в Северное море, а по другую реки Рона и По — в Средиземное море.

Массив Сен-Готард в Швейцарии. Почтовый дилижанс на перевале Сен-Готард. Переход через перевал Сен-Готард. Массив Сен-Готард в Швейцарии.

Первая дорога, ставшая важной частью торгового пути между Италией и Германией была проложена через перевал Сен-Готард в XIII веке. По опасным горным тропам шли торговые караваны, паломники и миссионеры. Сложный переход через горы преодолевали за несколько дней, останавливаясь на ночлег на небольших постоялых дворах или в монастырских приютах. В некоторых местах, там, где заканчивалась узкая тропа, людям и животным приходилось следовать по деревянному настилу, закрепленному на цепях в отвесных скалах прямо над глубокой пропастью. С конца сентября по май всякая жизнь на перевале прекращалась. Многометровый слой снега делал переход невозможным.

Св.Готард (960-1038) — римско-католический святой. Икона с изображением Св.Готарда. Горный серпантин на перевале Сен-Готард. Св.Готард (960-1038) — римско-католический святой.

Св.Готард Гильдесхаймский

Св.Готард (960-1038) — римско-католический святой баварского происхождения. Всю свою жизнь он посвятил изучению теологии. Много странствовал по свету — от Рима до города Пассау. Стал бенедиктинским монахом, а потом и епископом. Благодаря Готарду было построено более тридцати церквей. Однажды он заболел и скоропостижно скончался. Но его так уважали при жизни, что после смерти и вовсе решили причислить к лику святых. Последователи св.Готарда Гильдесхаймского увековечили его память в строительстве приюта на горном перевале в Швейцарии. Именно здесь монахи выхаживали раненых суворовских солдат. Св. Готард считается покровителем путешествующих торговцев и ему посвящены многие церкви и часовни в Альпах.

НАЧАЛО НОВОЙ ЭПОХИ

В августе 1853 года девять швейцарских кантонов создали специальный комитет по строительству туннеля. После изыскательских работ, закончившихся в 1861 году, стало ясно, что длина туннеля составит не менее 16 км. По тем временам прорыть столь длинный туннель было практически невыполнимой задачей, требовавшей серьезного финансирования и технического оснащения.

Решение принес Альфред Эшер, видный политический деятель и финансист. В 1869 году для строительства дороги ему удалось привлечь представителей трёх стран: Италии, Германии и Швейцарии. Было определено не только долевое участие в строительстве, финансовый риск каждой стороны и сроки окончания работ. Завершить строительство предполагалось через восемь лет.

Альфред Эшер (1819-1882) Альфред Эшер (1819-1882)

АЛЬФРЕД ЭШЕР

Ключевая фигура в истории Швейцарской Конфедерации, человек сильного характера и серьезных убеждений. Альфред Эшер родился 20 февраля 1819 года в состоятельном семействе в городе Цюрих. Эшеры были известны как талантливые политики, инженеры и государственные деятели. Дедушка Альфреда, Ханс Каспар (1755–1831) служил в армии в России, отецХайнрих (1776–1853), успешно занимался торговлей. Альфред получил прекрасное образование и уже в возрасте 23 лет стал доктором юридических наук. Спустя два года его избрали в парламент родного кантона, а в 1846 году и в парламент Швейцарии.

А.Эшер будучи крупным предпринимателем, обладал поистине неограниченной властью, занимая различные государственные посты и должность бургомистра в Цюрихе. По сути Альфред Эшер, которого соотечественники называли «королем Альфредом» или «царем Цюриха» был классическим олигархом, совмещавшим бизнес и политику. Спустя 30 лет, во времена политической активности социалистов, он был вынужден покинуть городское управление, да и вся его жизнь оказалась в дальнейшем весьма трагичной.

Ну а пока, будучи на пике славы, прекрасный организатор и человек не боявшийся неожиданных решений, Альфред Эшер с головой уходит в реализацию различных проектов – один грандиознее другого: создает финансовую компанию, ставшую впоследствии Швейцарским кредитным банком (Crédit Suisse), учреждает Швейцарский пенсионный комитет (сегодня страховая компания Swiss Life), участвует в создании политехнического института в Цюрихе (ETH), возглавляет строительство северо-восточной железной дороги между Цюрихом и Боденским озером. Но самым большим, и самым трудным делом стало его участие в проекте строительства железной дороги через Сен-Готардский перевал.

В середине 1873 начались строительные работы. Огромные трудности и растущие дополнительные расходы осложняли реализацию проекта. Постоянные упреки и критика стала все чаще звучать и в адрес его президента – Альфреда Эшера. Уставший от постоянных нападок, Эшер оставляет свой пост. В последствии его даже не сочли необходимым пригласить на торжественное событие по поводу завершения одного из главных этапов строительства и даже на открытие туннеля 1 июня 1882 года.

Инициатор и вдохновитель самого важного проекта в Швейцарии, а, возможно, и в Европе в XIX веке, переживший стремительный взлет карьеры и громкую славу, оставленный добрым вниманием и уважением людей, для которых он так много сделал, Альфред Эшер скончался 6 декабря 1882 года.

Каменное небо: тоннель Сен-Готард

Когда едешь в поезде, а за окном лишь темные стены тоннеля, это не впечатляет. Метро — оно и есть метро. Вот только тоннель, оказывается, самый длинный в мире. И скорости не как в метро. И над головой каменная толща в 2300 метров.

Текст: Олег Макаров

Как и зачем построили это новое чудо света?

Тоннель Сен-Готард. Швейцария Тоннель Сен-Готард. Швейцария

Взгляд из космоса

Тоннели в горах человечество пробивает издавна — есть и техника, и технологии. Но стройку под Сен-Готардом рядовой не назовешь. Как по причине уникальной длины сооружения (57 км), так и в силу сложных геологических условий. Как это ни странно звучит, но тоннель начинался в космосе. С помощью спутников и лазерного дальномера на земной поверхности были отмечены основные точки, связанные с будущей стройкой. Космическая точность требовалась, чтобы избежать дорогостоящих ошибок. Тоннель пробивался отдельными, поначалу не соединенными между собой участками, и малейшая нестыковка грозила месяцами и кубометрами лишних трудов. Приходилось даже учитывать кривизну Земли, а наша планета, как известно, имеет форму отнюдь не идеальной сферы, а геоида, сложная кривизна поверхности которого зависит от распределения масс и плотностей в теле Земли.

О тоннеле под Сен-Готардом принято говорить в единственном числе, однако на самом деле сооружение рассчитано на две идущие параллельно железнодорожные колеи, и для каждой из них рылся отдельный тоннель. Если добавить сюда вертикальные шахты, технические тоннели, которые подводились к участкам строительства, коллекторы для силовых кабелей, то общая протяженность подземных сооружений составит 152 км. Прокладка шла двумя методами: буровзрывным (заложенная в сделанные скважины взрывчатка превращала массив камня в щебень) и с помощью проходческого щита с буровой коронкой диаметром 9,5 м.

Поезд выходит из Северного портала тоннеля, миновав более полусотни километров в недрах гор Поезд выходит из Северного портала тоннеля, миновав более полусотни километров в недрах гор

Коварный сэндвич

Альпы — это, если не уходить в дебри геологии, результат наезда Африки на Европу. Два стабильных участка земной коры — литосферные плиты — сдвигаются. Медленный геологический процесс сформировал горы, являющие собой сэндвич из разнообразных пород европейского и африканского происхождения. Тут и твердые граниты, и гнейсы, и рыхлые доломиты — на пути строителей встретилось около трех десятков слоев с разными свойствами. Траектория тоннеля в виде растянутой латинской S , положенной горизонтально, была подобрана так, чтобы обойти большинство проблемных геологических зон. Но избежать сложностей все равно не удалось.

Особое беспокойство вызывала синклиналь Пьора. Пробы, взятые из неглубоких скважин, показывали, что эта вогнутость земной коры заполнена крошевом из доломита вперемешку с водой. К счастью, на глубине прокладки тоннеля доломиты спрессовались в твердую массу, и ее без проблем пробил проходческий щит.

Термин «базисный» в названии тоннеля означает, что он прокладывается от подножия к подножию хребта. Поезда могут входить в тоннель с равнинных участков, не снижая скорости.

Альпы продолжают расти. И хотя собственно рост «съедается» эрозией, это не отменяет происходящих под массивом тектонических процессов. При продвижении к центру Сен-Готарда температура породы заметно повышалась и наконец достигла 46 градусов. Жар создавал проблемы не только для проходческой, но и для геодезической техники. Из-за разницы температур у горячих стен тоннеля и в его центре воздух находился в постоянной турбулентности. Лазерные лучи преломлялись в мареве, что сказывалось на точности дальномеров. Сейчас тоннель оснащен системами вентиляции и охлаждения.

На другом участке регулярно происходили сейсмические мини-толчки. Чтобы уберечь строящиеся конструкции от разрушения, швейцарские инженеры применили специальные стальные кольца, которые временно укрепляли своды тоннеля и не ломались даже при сильном давлении породы.

Пути к отступлению

Еще до официального открытия по тоннелю пустили туристический поезд «Готтардино». Корреспондент «Вокруг света» прокатился под Сен-Готардом и даже получил ярко-красный «паспорт пионера», свидетельствующий об этом интересном опыте. «Готтардино» едет под горами около получаса, после ввода тоннеля в эксплуатацию пассажирские поезда смогут мчаться быстрее (250 км/ч) и преодолевать путь всего за 17 минут. Но что, если внутри этой каменной «кишки» случится беда? Над этим вопросом швейцарские конструкторы поработали хорошо. Между линиями, идущими в своих отдельных «трубах», через каждые 325 м проделаны переходы. При чрезвычайной ситуации пассажиры должны быстро покинуть поезд и через ближайшие переходы укрыться в соседнем тоннеле, чтобы дождаться эвакуационного транспорта.

Для обычного пассажирского поезда остановок там не предусмотрено, но в тоннеле есть две станции — Зедрун и Файдо. Людей здесь высадят лишь для эвакуации в случае аварии. На обеих многофункциональных станциях оборудованы пути, по которым в случае ЧП поезд может перейти со своей колеи на встречную. Зедрун и Файдо соединяются с поверхностью горного массива высокими вертикальными шахтами. Когда-то они были единственной связью с внешним миром для строящихся объектов, а сейчас служат в основном воздуховодами для вентиляционных центров. Кстати, на станции Зедрун поезд остановился, там можно было выйти, чтобы посмотреть на временно оборудованную выставку, посвященную истории проекта, и получить в «паспорт» штемпель.

Скачок между морями

Готардский базисный тоннель — часть более обширного проекта, обозначаемого аббревиатурой NRLA, что расшифровывается как Новое железнодорожное соединение через Альпы. Цель — высокоскоростной путь между Южной Германией и Северной Италией, а также между портами Северного моря, например Роттердамом, и средиземноморским портом Генуя.

Стремительные пассажирские поезда будут проходить тоннель на скорости 250 км/чШвейцарцы берегут свое сокровище — фантастически прекрасные Альпы, и это еще одна причина для развития железнодорожного транспорта. Электровозы не отравляют горный воздух вредными выхлопами, при этом скоростная трансальпийская дорога выступает серьезным конкурентом как самолету, так и автомобилю. Да и само строительство тоннеля было спланировано таким образом, чтобы не нанести природе значительного ущерба. Минимум отходов, минимум мусора. Колоссальное количество выбранной породы было переработано в сырье для бетона, который использовали тут же на стройке. А что не пошло в бетон, то легло на дно Урнского озера. Получились искусственные острова с пляжами для купания. Большая транспортная индустрия сделала местным жителям приятный подарок.

Фото: Reuters / Pix-stream, © AlpTransit Gotthard Ltd (x3), SPL / Legion-media, Reuters / Pix-stream

В Швейцарии открыт самый длинный в мире железнодорожный тоннель: 57 км


Самый протяжённый и глубокий в мире Готардский базисный тоннель официально открылся в Швейцарии после 17 лет строительства.


Новый тоннель через Альпы связал Северную и Южную Европы (Италию и Германию) напрямую по железнодорожной магистрали. В списке самых длинных транспортных тоннелей в мире Готардский базисный тоннель (57,1 км) обогнал японский тоннель Сэйкан (53,9 км) и Евротоннель (50,5 км).


При этом Готардский базисный тоннель является ещё и самым глубоким в мире: в одном из мест гора возвышается над тоннелем на высоту 2,3 км, а температура горной породы достигает 46°C.



Семь самых длинных тоннелей в мире для автомобилей и грузовых поездов
    , Швейцария, 2016 год: 57,1 км : 53,9 км , Великобритания-Франция, 1994 год: 50,5 км , Южная Корея, 2015: 50,3 км , Швейцария, 2007: 34,6 км , Китай, 2014: 32,6 км , Испания, 2007: 28,4 км


Дорогу поездам окропил святой водой католический священник (это была часть большого перфоманса для зрителей и прессы, как видим, такая традиция соблюдается не только перед запусками российских ракет).


По мнению швейцарских властей, новая дорога очень сильно повлияет на европейский рынок грузоперевозок: раньше через горный перевал ездили миллионы грузовых фур. Теперь их заменит более скоростной и дешёвый железнодорожный транспорт. Кроме экономии денег и экономической пользы, горный тоннель лучше для экологии: поезда не так загрязняют чистую атмосферу Альп, как выбросы от миллионов фур. Через тоннель могут проходить 260 грузовых и 65 пассажирских поездов ежедневно на скорости до 250 км/ч.


На церемонии открытия швейцарский президент Йоханн Шнайдер-Амманн (Johann Schneider-Ammann) сказал, что это «гигантский шаг для Швейцарии, но настолько же важный для наших соседей и остального континента». На открытии тоннеля присутствовали главы государств Германии, Франции, Италии и Австрии.

Бюджет проекта составил более $12 млрд. Как и все остальные важные решения в Швейцарии, он был одобрен на национальном референдуме, который состоялся в 1992 году. Двумя годами позже швейцарцы проголосовали за то, чтобы полностью перевести весь грузовой транспорт, который идёт через Швейцарию, в этот тоннель.

За 17 лет инженерам пришлось пробиваться через 73 различных вида горных пород: от твёрдого гранита до самых мягких пород, вокруг которых необходимо максимально жёстко укреплять несущие конструкции.



Для прокладки тоннеля использовался 2700-тонный туннелепроходческий комплекс длиной 410 метров.


Во время строительства из тоннеля извлекли более 28 мегатонн горных пород, использовано 4 миллиона кубометров бетона. На строительстве работали 2600 человек.

Вместе со служебными ответвлениями и пешеходными ходами длина тоннеля составляет 153,4 км, в нём проложено 3200 км кабелей для коммуникаций.


В общем, завершение такого гигантского проекта без задержек (на год раньше запланированного срока!) и в соответствии с первоначальной сметой — это огромный успех швейцарской инженерии, который ещё раз показывает важность тщательного планирования и строго выполнения плана.

Поезда по тоннелю тоже ходят точно, как швейцарские часы.


На Youtube есть отличное 360-градусное видео, на котором показан Готардский базисный тоннель.

360-градусное видео означает, что в любом момент можно «повернуть» камеру в любую сторону.

Готардский тоннель. Странная церемония открытия.

Готардский тоннель. Странная церемония открытия.

В начале июня в Швейцарии состоялась весьма странная торжественная церемония открытия Готардского базисного тоннеля. Но, как-то информация об этом значительном события в то время прошла мимо меня незамеченной, да и здесь никто не сделал пост об этом. Так что лучше поздно чем никогда.

Итак, длина уникальной железной дороги в Альпах превышает 57 км и проходит сквозь толщу гор на глубине 2,3 км. Проложенный через Альпы в окрестностях деревень Эрстфельд и Бодио, он значительно сократит путь в Италию. Из Цюриха в Милан можно будет добраться всего за 1 час 40 минут, сейчас требуется затратить более трех с половиной часов. А путешествие из Берлина до Милана продлится менее 2 часов. Пассажирские поезда будут развивать в тоннеле скорость до 250 км/час, а товарные – до 160 км/ч. Высокая скорость достигается за счет отсутствия крутых поворотов и подъемов. Регулярное движение по тоннелю откроют к концу года, когда будут полностью испытаны все системы, включая самые важные — энергоснабжение и вентиляцию.


На строительство тоннеля ушло 17 лет и 11 млрд. евро. В работах были задействованы 2600 рабочих, 9 из которых погибли на строительной площадке в результате несчастных случаев. Работы проводились 24 часа в сутки 7 дней в неделю. При прокладке тоннеля инженерам пришлось преодолевать многочисленные сложности. Одной из них была высокая температура из-за того, что тоннель строился на рекордной глубине, в некоторых местах превышающей две тысячи метров.



На мероприятие, посвящённое открытию, было приглашено множество высокопоставленных лиц, в том числе президент Швейцарии Йоханн Шнайдер-Амманн, президент Франции Франсуа Олланд, канцлер Германии Ангела Меркель, премьер-министр Италии Маттео Ренци и глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер.

Религиозная церемония освящения проходила под знаком экуменического единства основных конфессий Швейцарии.

Множество вопросов у сторонних наблюдателей вызвала зрелищная часть презентации, последовавшая за выступлениями официальных лиц.

В официальном пресс-релизе говорится, что в часовом театрализованном шоу, в котором участвовало более 600 актеров, а режиссёром действа выступил немец Фолькер Гессе «нашла отражение швейцарская альпийская культура и история», а также оно «посвящено памяти девяти рабочих, погибших при строительстве тоннеля».



Как отмечают религиозные эксперты, шоу представляло из себя откровенный демонический ритуал. Массовка актеров, одетая в форму рабочих-строителей туннеля, вскоре после начала представления сбросила с себя одежду и осталась в одном нижнем белье. Центральной фигурой спектакля было человекоподобное существо с огромной головой козла, которому на протяжении всего действа шло поклонение.


Правда вот читала комментарии об этом шоу и там пишут что спектакль был поставлен по швейцарской легенде о "Мосте Дьявола". Чёртов мост, Швейцария (нем. Teufelsbrucke) — название трёх мостов через реку Рёйс в Швейцарии близ селения Андерматт, в Альпах, в 12 км к северу от перевала Сен-Готард.

В мире просто огромное количество Мостов дьявола. Многие истории очень похожи друг на друга. Они рассказывают, что строители просто физически не могли построить мост в таких сложных местах, поэтому обращались к дьяволу, чтобы он сделал работу за них. Но история этого моста немного отличается.
Мост пересекает ущелье Schollenen, которое было самым коротким маршрутом к проходу Сен-Готарда. Но это был опасный короткий путь. Первый мост через пропасть был построен в 1230 году. Он стал счастьем для пастухов и кошмаром для строителей, которые должны были пробиться через неистовую реку Ройс.

По преданию, давшему название мосту, местным жителям долгое время никак не удавалось построить мост, так как бурный поток сносил все время возобновлявшуюся постройку. Тогда в сговор со строителями вступил чёрт. Он предложил помочь в строительстве моста, с тем условием, что заберёт душу первого, кто перейдет по мосту. Мост был построен, однако местные жители перехитрили чёрта, пустив по мосту козлёнка. В память о легенде на скале возле Чёртова моста красной краской были нарисованы чёрт и козлёнок.


Однако, в представлении было множество сцен и элементов уж точно никак не связанных со швейцарским фольклором: портал из человеческих глаз, женоподобное существо с обнаженной грудью и огромной устрашающей головой ребёнка-демона, летающее над 9 погибшими рабочими, мужчины, переодетые в женщин, и танцы, постоянно отсылающие зрителя к оргиям древности – вот лишь самые очевидные странности этого шоу.

Видео, сокращённый вариант:

Готардский-тоннель

638506_original

Чтобы попасть сюда, надо спуститься на глубину 800 метров. Четыре подъемника, три пересадки. На каждой посетители проходят через автоматический пропускник, который внешне напоминает стакан. Вы набираете личный номер, прикладываете руку к считывающему устройству, наружная дверь стакана открывается, вы входите внутрь, прикладываете индивидуальную смарт-карту к считывающему сигналу, и если система вас опознала, открывается другая дверь, после чего вы проходите дальше.

Население внутри передвигается на велосипедах или электрокарах, а на работу и с работы персонал ездит на электропоездах. Некоторые спускаются на подъемнике через шахту в Седруне, где находится военный городок. Его жители хвастаются, что из подземелий Сен-Готарда виден весь мир. Действительно, здесь находится самая большая распределенная база данных, хранящая сигнальный трафик и трафик данных практически 90% сетей электросвязи Европы. Сигналы трафика телефонных сетей и Интернета перехватываются наземными станциями слежения, такими как Менвит-Хилл (Великобритания), Амстердам-9 (Нидерланды) и передаются для анализа по секретным линиям связи.

Имеют ли право эти политики и дальше утверждать, что они отстаивают идеалы демократии и свободы слова?

Читайте также: