Город на сваях в каспийском море

Обновлено: 07.07.2024

Город в море, построенный в СССР

Нефтяные Камни – это уникальный город на сваях, построенный в открытом море ( около 90 км от Баку ). Общая протяжённость "улиц" Нефтяных Камней достигает 350 километров. Постоянного населения ( семей с детьми ) в этом городе нет. Здесь живут вахтовики, работающие на стационарных платформах ( их более двухсот ) и скважинах ( их свыше трёхсот восьмидесяти, и каждая в среднем выдаёт по 5 тонн нефти в сутки ).

Город был построен на бетонных и металлических эстакадах, которые сооружались, начиная с 1949 года для добычи нефти в районе Чёрных камней ( каменная гряда, которая кое-где немного выступает на поверхность вод Каспия ).

Долгое время добываемое здесь «чёрное золото» перевозили на берег танкерами, и лишь к 1981 году был построен стационарный подводный трубопровод диаметром 35 см и общей протяжённостью 78 км.

памятник нефтяникам футбольное поле на Нефтяных камнях памятник нефтяникам

Чёрные камни потому и имели такое название, что здесь с древних времён выступала на поверхность нефть. Сразу после Великой Отечественной, в 1945-1948 годах на этой каменной гряде были проведены детальные геологические исследования. По их итогам были начаты разработки месторождения.

От первоначальной идеи – построить посёлок нефтяников на деревянных сваях – пришлось отказаться. Решено было сделать «остров» из полузатопленных кораблей. Первым из них стало пригнанное из Бакинской бухты списанное судно «Чванов». Его притопили, чтобы не уплыло, и обустроили на нём жилые и рабочие помещения.

После этого удачного опыта к молодым развивающимся нефтепромыслам на камнях привели еще целый ряд списанных судов, которые в итоге послужили фундаментом насыпной дамбы. Далее созданная на этой дамбе бетонная подушка позволила строить на Нефтяных Камнях многоэтажки.

панорама Нефтяных камней панорама Нефтяных камней

К концу 50-х здесь выстроили шестнадцать двухэтажных домов; учреждения соцобеспечения: столовую, больницу, баню, библиотеку, котельную, очистные сооружения и т.д. В 1960 году в Нефтяных Камнях был построен нефтяной техникум.

К началу 70-х в городе работал свой стационарный хлебозавод и лимонадный цех, имелись два пятиэтажных и два девятиэтажных общежития. К началу 80-х – построено ещё три пятиэтажки-общежития и разбит полноценный парк с кустами, деревьями и фонтанами. Одно из общежитий – женское, оно совмещено со столовой. Остальные – мужские.

эстакады Нефтяных камней, 2012 год эстакады Нефтяных камней, 2012 год

Интересно, что в 1952 году в СССР на самом высшем уровне всерьёз обсуждался план осушения Каспийского моря. В то время сибирские нефтегазовые месторождения ещё не были открыты, и Каспийский шельф оставался главной основой добычи сырья в СССР.

Идея состояла в том, чтобы лишить Каспий постоянного притока вод: Волгу и Урал повернуть в казахские степи; Куру и Терек – запрудить. Однако после детального рассмотрения проекта от него отказались: получалась слишком дорогая и трудозатратная идея. К тому же полностью осушить море всё равно не получилось бы: эта территория частично наполнялась бы водой от осадков и мелких водоёмов.

Город на сваях в каспийском море

16 фотографий высоких людей, которые показывают, как нелегко им приходится в этом мире

16 фотографий высоких людей, которые показывают, как нелегко им приходится в этом мире

Грозный морской лев и рыбаки

Грозный морской лев и рыбаки

Топ абсолютно никчёмных и вредных работ от столичного правоохранителя

Топ абсолютно никчёмных и вредных работ от столичного правоохранителя

Художник рисует комиксы для любителей странного и черного юмора

Художник рисует комиксы для любителей странного и черного юмора

15 вещей, которые нельзя делать в Японии

15 вещей, которые нельзя делать в Японии

"Поздравили, но протокол составили": пограничники два часа бдили за сахалинцем, тянущим тунца

"Поздравили, но протокол составили": пограничники два часа бдили за сахалинцем, тянущим тунца

Китайский активист рассказал о происхождении коронавируса в Ухане

Китайский активист рассказал о происхождении коронавируса в Ухане

Компания Disney построила дом Винни-Пуха в английском лесу

Компания Disney построила дом Винни-Пуха в английском лесу

Этот старенький Ford Mustang стоит в пять раз дороже нового

Этот старенький Ford Mustang стоит в пять раз дороже нового

15 случаев, когда люди стали свидетелями забавных совпадений

15 случаев, когда люди стали свидетелями забавных совпадений

Бандиты с большой дороги, которых боятся даже бабки у подъездов (но это не точно)

Бандиты с большой дороги, которых боятся даже бабки у подъездов (но это не точно)

Страшный сон любого водителя: ребенок выбежал под машину в Челябинской области

Страшный сон любого водителя: ребенок выбежал под машину в Челябинской области

27 татуировок, которые не спасает даже техника исполнения

27 татуировок, которые не спасает даже техника исполнения

"У кошки четыре ноги. ": тест по фильму "Республика ШКИД"

"У кошки четыре ноги. ": тест по фильму "Республика ШКИД"

Трейлер фильма "Лес призраков: Сатор" (2019)

Трейлер фильма "Лес призраков: Сатор" (2019)

Художница, которая точно знает: в СССР было лучше!

Художница, которая точно знает: в СССР было лучше!

Редкий спортивный автомобиль, простоявший без движения 21 год, отправился на мойку

Редкий спортивный автомобиль, простоявший без движения 21 год, отправился на мойку

Свежая подборка автоприколов

Свежая подборка автоприколов

Простые, но эффектные фокусы с картами и кубиком

Простые, но эффектные фокусы с картами и кубиком

Дрю Бэрримор и Кэмерон Диас стареют достойно

Дрю Бэрримор и Кэмерон Диас стареют достойно

В Египте открыли для публики гробницу фараона Джосера после 15 лет реставрации

В Египте открыли для публики гробницу фараона Джосера после 15 лет реставрации

16 парней, которые решили расстаться с длинными волосами и не прогадали

16 парней, которые решили расстаться с длинными волосами и не прогадали

Авария дня. В Перми водитель «скорой» устроил смертельное ДТП

Авария дня. В Перми водитель «скорой» устроил смертельное ДТП

16 кадров из фильмов и сериалов, которые стали мемами

16 кадров из фильмов и сериалов, которые стали мемами

Мужчина в одних трусах вылез на карниз многоэтажки, чтобы спастись от пожара

Мужчина в одних трусах вылез на карниз многоэтажки, чтобы спастись от пожара

Знакомьтесь: два газонокосильщика, которых не оторвать от работы, даже если косить нечего

Знакомьтесь: два газонокосильщика, которых не оторвать от работы, даже если косить нечего

Как существовать на 15 000 рублей в месяц: пособие по экстремальному выживанию

Как существовать на 15 000 рублей в месяц: пособие по экстремальному выживанию

Суд разрешил оскорбившему россиян блогеру на время остаться в России, приостановив распоряжение МВД

Суд разрешил оскорбившему россиян блогеру на время остаться в России, приостановив распоряжение МВД

Котяра подружился с мышью, которая должна была стать его обедом

Котяра подружился с мышью, которая должна была стать его обедом

В Петербурге задержали таксиста, ударившего женщину-инвалида

В Петербурге задержали таксиста, ударившего женщину-инвалида

Что видно с МКС: 20 фото на страшные происшествия с самого неожиданного ракурса

Что видно с МКС: 20 фото на страшные происшествия с самого неожиданного ракурса

Трейлер фильма "Джим Пуговка и чёртова дюжина" (2020)

Трейлер фильма "Джим Пуговка и чёртова дюжина" (2020)

30 мастеров, которые творят из дерева искусство

30 мастеров, которые творят из дерева искусство

Любитель обгонов на перекрестках нашел свою ассенизаторскую машину

Любитель обгонов на перекрестках нашел свою ассенизаторскую машину

«Нива» с прицепом опрокинулась на бок в Магнитогорске

«Нива» с прицепом опрокинулась на бок в Магнитогорске

Сможете ли вы найти затаившуюся среди камней и лягушку?

Сможете ли вы найти затаившуюся среди камней и лягушку?

В столичном метро двое мигрантов избили случайно задевшего их москвича

В столичном метро двое мигрантов избили случайно задевшего их москвича

Люди, которых покусал жук-невезук

Люди, которых покусал жук-невезук

Задержанного парня чуть не обокрали прохожие

Задержанного парня чуть не обокрали прохожие

20-летний внедорожник Bowler Wildcat стоит столько же, сколько новый BMW X5

20-летний внедорожник Bowler Wildcat стоит столько же, сколько новый BMW X5

Город на сваях в каспийском море

"Не покупайте одежду онлайн": писательница раскритиковала шопинг в сети

"Не покупайте одежду онлайн": писательница раскритиковала шопинг в сети

Мужчина в одних трусах вылез на карниз многоэтажки, чтобы спастись от пожара

Мужчина в одних трусах вылез на карниз многоэтажки, чтобы спастись от пожара

В Новосибирске "Лексус" протаранил и перевернул автомобиль ДПС

В Новосибирске "Лексус" протаранил и перевернул автомобиль ДПС

Чиновники запугали штрафами россиянина, который вот уже несколько лет сам ремонтирует дороги

Чиновники запугали штрафами россиянина, который вот уже несколько лет сам ремонтирует дороги

"Поздравили, но протокол составили": пограничники два часа бдили за сахалинцем, тянущим тунца

"Поздравили, но протокол составили": пограничники два часа бдили за сахалинцем, тянущим тунца

Свежая подборка автоприколов

Свежая подборка автоприколов

Ночные страсти: что делать с кошкой, которая не спит по ночам?

Ночные страсти: что делать с кошкой, которая не спит по ночам?

Статистика и 20 фото деревенских интерьеров, которые возьмут за душу и не отпустят

Статистика и 20 фото деревенских интерьеров, которые возьмут за душу и не отпустят

16 парней, которые решили расстаться с длинными волосами и не прогадали

16 парней, которые решили расстаться с длинными волосами и не прогадали

Суд разрешил оскорбившему россиян блогеру на время остаться в России, приостановив распоряжение МВД

Суд разрешил оскорбившему россиян блогеру на время остаться в России, приостановив распоряжение МВД

Кто из них был по-настоящему болен: история Диди и Джипси

Кто из них был по-настоящему болен: история Диди и Джипси

Простые, но эффектные фокусы с картами и кубиком

Простые, но эффектные фокусы с картами и кубиком

Концерты Бузовой отменяют в российских городах из-за низкого спроса

Концерты Бузовой отменяют в российских городах из-за низкого спроса

50 странных фотографий из серии "Ничего не понятно, но очень интересно"

50 странных фотографий из серии "Ничего не понятно, но очень интересно"

Искалечивший новобранца в спарринге омоновец отправится в колонию

Искалечивший новобранца в спарринге омоновец отправится в колонию

В Египте открыли для публики гробницу фараона Джосера после 15 лет реставрации

В Египте открыли для публики гробницу фараона Джосера после 15 лет реставрации

16 кадров из фильмов и сериалов, которые стали мемами

16 кадров из фильмов и сериалов, которые стали мемами

Бандиты с большой дороги, которых боятся даже бабки у подъездов (но это не точно)

Бандиты с большой дороги, которых боятся даже бабки у подъездов (но это не точно)

Этот кот - настоящий профи в выпрашивании еды

Этот кот - настоящий профи в выпрашивании еды

Новороссийск: мужик летел из окна с 5 этажа, но путь в "долину теней" преградили бельевые верёвки

Новороссийск: мужик летел из окна с 5 этажа, но путь в "долину теней" преградили бельевые верёвки

16 фотографий высоких людей, которые показывают, как нелегко им приходится в этом мире

16 фотографий высоких людей, которые показывают, как нелегко им приходится в этом мире

Вот как выглядит боль! 20+ людей, у которых день не задался с самого начала

Вот как выглядит боль! 20+ людей, у которых день не задался с самого начала

Блогер Mellstroy устроил танцы на капотах арендованных авто и "напрыгал" на пять миллионов ущерба

Блогер Mellstroy устроил танцы на капотах арендованных авто и "напрыгал" на пять миллионов ущерба

30 горе-кулинаров, чьи надежды на успех не оправдались

30 горе-кулинаров, чьи надежды на успех не оправдались

Участники свадебного кортежа из Иваново, которых "не заметила" полиция, извинились за стрельбу

Участники свадебного кортежа из Иваново, которых "не заметила" полиция, извинились за стрельбу

Глава Крыма Аксенов назвал "дном" кумиров молодежи

Глава Крыма Аксенов назвал "дном" кумиров молодежи

Запреты на тампоны и 15 лет под стражей за кока-колу: факты о Северной Корее, которые поражают весь мир

Запреты на тампоны и 15 лет под стражей за кока-колу: факты о Северной Корее, которые поражают.

Телеведущий пожаловался Дональду Трампу на русскую жену из-за ее отказа вакцинироваться

Телеведущий пожаловался Дональду Трампу на русскую жену из-за ее отказа вакцинироваться

Такие разные эмоции домашних животных, оказавшихся у ветеринара

Такие разные эмоции домашних животных, оказавшихся у ветеринара

Chevrolet Impala 1960 — невероятная гаражная находка, и двигатель все еще работает

Chevrolet Impala 1960 — невероятная гаражная находка, и двигатель все еще работает

Этот старенький Ford Mustang стоит в пять раз дороже нового

Этот старенький Ford Mustang стоит в пять раз дороже нового

В Севастополе мотоциклист влетел в столб: пассажир получил травмы

В Севастополе мотоциклист влетел в столб: пассажир получил травмы

Роскошный «особняк» на колесах с гаражом для Bugatti Chiron

Роскошный «особняк» на колесах с гаражом для Bugatti Chiron

Задержанного парня чуть не обокрали прохожие

Задержанного парня чуть не обокрали прохожие

17 собак, которые здорово преобразились после стрижки

17 собак, которые здорово преобразились после стрижки

В Челябинской области из-за разлива битума повреждения получили около 20 автомобилей

В Челябинской области из-за разлива битума повреждения получили около 20 автомобилей

Художник создает иллюстрации о проблемах современного общества, понятные без слов

Художник создает иллюстрации о проблемах современного общества, понятные без слов

Их станет трое: Арнольд Шварценеггер и Дэнни Де Вито сыграют в продолжении фильма «Близнецы»

Их станет трое: Арнольд Шварценеггер и Дэнни Де Вито сыграют в продолжении фильма «Близнецы»

Дыра недели. Райский остров в Каспийском море, где невозможно жить и откуда нельзя уехать

Остров Чечень мог бы стать всероссийской здравницей, уединенным курортно-фестивальным селом и еще много чем. Но жизнь распорядилась иначе: здесь посреди Каспийского моря живут невольные отшельники. На острове нет больницы или медпункта, нет милиции и транспорта, нет газа и электричества, нет работы и жизни. Здесь едят то, что смогут выловить из моря и вырастить в скудной песчаной почве. Получают пенсию меньше $150 и ждут помощи с большой земли, которая, как правило, не приходит. Мы продолжаем рубрику «Дыра недели» — о депрессивных местах, где вы никогда не побываете, потому что там решительно нечего ловить.

Формально Остров Чечень входит в округ столицы Дагестана, Махачкалы. А на деле это совершенно отшельническое место, которое почти невозможно покинуть без собственной лодки. Остров окружен Каспийским морем, климат здесь мягкий и теплый, даже лучше, чем в остальной Махачкале. Летом средняя температура — около 30 градусов, зимой редко опускается ниже нуля.

Путь до острова Чечень — это 16 км по воде. Общественный транспорт сюда не ходит, нужно договариваться с рыбаками, которые приплывают сюда в теплое время года и уплывают зимой. «Билет» стоит около $100 в эквиваленте, что для местных жителей, живущих на пенсии и в редких случаях на мизерные зарплаты, — совершенно сумасшедшие деньги. Если у жителя острова случился инсульт в январе, к врачу на материк он попадает только в марте.

Светлое прошлое

Во времена СССР на острове действовал животноводческий колхоз и рыбный совхоз, который обеспечивал икрой и осетриной весь Кавказ. В советские годы население острова достигло 1000 человек. У людей была работа, магазин продовольственных товаров с любыми продуктами, Дом культуры, один из лучших в Дагестане. В 90-е колхоз развалили, Дом культуры разворовали и расстреляли из автомата памятник революционеру Ермошкину. Этот монумент с изуродованным лицом вместе с окрестными развалинами стал своеобразным символом острова Чечень.

На острове нет магазинов. Когда у местных заканчиваются продукты, им приходится ехать на материк. Возможность туда попасть есть далеко не у всех желающих, поэтому едят здесь то, что можно выловить в море. Все блюда состоят из рыбы и из скудных даров земли. Кое-кто разводит птиц или занимается животноводством.

На острове Чечень нет электричества. В советское время по ночам его вырабатывал дизельный генератор, чтобы с утра в колхозе был свет. Но с тех пор как колхоз развалился, электричество стали добывать частным способом, в гаражах с помощью собственных генераторов, чтобы вечером посмотреть Андрея Малахова. Сжиженный газ привозят в баллонах с материка. Единственный источник пресной воды — самостоятельно вырытые колодцы.

Сейчас на острове осталось около 20 семей, все население составляет 100 человек. Среди них есть русские, даргинцы, ногайцы, аварцы и другие малые народы Дагестана. Все разговаривают по-русски, но придерживаются разных традиций. В дагестанских семьях женщины обедают за отдельным столом. В русских дочерей воспитывают как сыновей: учат ловить рыбу и водить мотоцикл.

Все островитяне передвигаются на мотоциклах — другого транспорта на Чечене нет. Нередко можно встретить мотобайк, на котором висит около десятка человек, как в Пакистане.

В единственной школе учится 16 детей. Четвертый класс вместе с третьим, пятый с шестым. Учреждений здравоохранения нет, только единственная фельдшер, у которой все равно нет возможности помочь людям в таких условиях. «От несчастного аппендицита можно отдать концы», — говорят местные жители. Раз в год приезжают врачи, чтобы провести плановое медицинское обследование. Всех больных отправляют на материк.

Полиции на острове тоже нет. Иногда необитаемую часть острова используют как полигон для боевых кораблей. В это время жители прячутся в своих домах, будто от настоящей бомбежки.

Больше статей из рубрики «Дыра недели»

Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

masterok

Neft Daslari, or

Гавани Северная и Южная находятся у западного берега острова и образованы затопленными судами. Здесь расположены буровые вышки, соединенные эстакадами, на которых размещен поселок рабочих нефтепромыслов. Это самый восточный населенный пункт Азербайджана. Постоянного населения нет.



Масштабные геологические исследования района Н. К. были проведены в 1945-1948 гг. Строительство поселка началось в 1958 г. Были построены 2 электростанции мощностью 250 кВт, котельная, нефтесборочный пункт, очистные установки, 16 двухэтажных домов, больница, баня и т. д. К 1960 году было построено здание Бакинского нефтяного техникума. В 1966-1975 гг. здесь уже был хлебозавод, лимонадный цех, два 5-этажных общежития и один 9-этажный жилой корпус.


Это живой монумент подвигу сотен моряков-нефтяников, беззаветно отдавших себя реализации глобальной цели реализации морского чуда. Для некоторых из них «Черные скалы» стали последним пристанищем – они погибли, пытаясь покорить морскую стихию. Но как бы пафосно ни звучало, дело их живет до сих пор.




Одним из первых инициаторов добычи нефти со дна моря являлся горный инженер В. К. Згленицкий, который еще 3 октября 1896 года обратился в Бакинский горный департамент с прошением разрешить ему произвести бурение скважин на искусственном материке в Биби-Эйбатской бухте. К своему прошению он приложил оригинальный для того времени проект, согласно которому предполагалось построить сооружение специального водонепроницаемого помоста на высоте 12 футов (до 4 м) над уровнем моря со спуском добываемой нефти в баржи. А в случае фонтана предусматривалась специальная баржа грузоподъемностью до 200 тыс. тонн нефти, которая и обеспечивала бы безопасный вывоз нефти на берег. Кавказское горное управление отклонило его просьбу, тем не менее, признав, что дно Каспийского моря близ Абшерона является нефтеносным, и было бы желательно проверить как нефтеносность морского дна, так и опытным путем выявить техническую возможность добычи нефти и экономические условия такого способа эксплуатации.

Первая практическая работа по изучению геологических структур акватории НК была осуществлена в 1946 г. нефтяной экспедицией Академии Наук Азербайджана, в результате которой были обнаружены огромные запасы нефти.


Caspian Treasure

Первый десант нефтяников, высадившихся на Нефтяные Камни 14 ноября 1948 года, был в составе руководителя десанта Николая Байбакова, автора идеи о морских залежах нефти, начальника созданного в 1947 г. объединения «Азнефтеразведка» Сабита Оруджева, геолога Агакурбана Алиева и специалиста по буровым работам Юсифа Сафарова. Капитаном морского буксира «Победа», на котором плыл десант, был один из опытных послевоенных каспийских капитанов Аждар Садыхов. Кроме того, были строители-вышкомонтажники, инженеры-буровики, которые осуществляли строительство первых производственных объектов на сваях.


Подготовительные работы к бурению первой разведочной скважины на Нефтяных Камня начались в июне 1949 года. Для создания плацдарма бурения использовали отслуживший свой срок корабль «Чванов», отбуксированный в зону Нефтяных Камней и затопленный на заданной точке. 24 августа 1949 года бригада будущего Героя Социалистического труда Михаила Каверочкина приступила к бурению первой скважины, давшей 7 ноября того же года долгожданную нефть. Это был мировой триумф: скважина имела глубину около 1000 м, а ее суточный дебит составлял 100 тонн фонтанной нефти. В честь этого события решено было переименовать «Черные Камни» в «Нефтяные Камни».


Позже, для постройки плацдарма бурения второй скважины, туда привели и наполовину затопили еще 7 старых, почти непригодных к плаванию, кораблей. Так родился искусственный «Остров семи кораблей», где спустя полгода уже добывали нефть.

Вторая скважина, пробуренная бригадой другого Героя Социалистического труда Курбана Аббасова, примерно с таким же дебитом как и первая, была сдана в эксплуатацию в первой половине 1950 года.


В феврале 1951 года первый танкер с нефтью месторождения Нефтяных Камней встал под разгрузку у причала нефтеналивного порта Дюбенди. Подводный нефтепровод от Нефтяных Камней, по которому в настоящее время нефть доставляется на берег, был построен только в 1981 году.



Именно на Нефтяных Камнях впервые был основан полный цикл морских работ: от поисков нефти и газа до сдачи готовой продукции, от экспериментов в области морской техники до ее массового освоения и внедрения. В процессе ведения разведочных и эксплуатационных работ на Нефтяных Камнях была образована целая школа подготовки научных кадров. На практике осуществлялись новейшие идеи и разработки ученых, а нефтяники приобретали профессиональный опыт и навыки в сложнейших морских условиях. Нефтяные специалисты, работающие на НК, позже отправлялись работать на месторождениях «Казахнефть», «Туркменнефть», «Дагнефть», «Татнефть», «Башнефть» и т. д.


На Нефтяных Камнях впервые в СССР был апробирован метод бурения с одного основания нескольких наклонно-направленных скважин. В дальнейшем этот метод кустового бурения широко использовали на других нефтяных месторождениях СССР. А новый эстакадный метод разработки месторождения Нефтяные Камни до сих пор считается первым в мире и не имеет аналогов.




25 декабря 2007 г. был сдан в эксплуатацию 20-дюймовый газопровод, связывающий месторождения Нефтяных Камней и Бахар протяженностью в 66,6 км и пропускной способностью в 5,5 млн кубометров в сутки. Этот газопровод предназначен для транспортировки природного газа, добытого на месторождении Гюнешли, на берег. В ноябре 2009 года Нефтяные Камни отметили свой 60-летний юбилей.


Хоть «Камушки» и называют городом, здесь нет присущего мегаполисам привычного городского шума. Наверное, поэтому он кажется тихим, несмотря на то, что постоянно находишься в окружении различных звуков: морской гул, работают различные агрегаты, компрессорная и дизельная станции, хлебозавод, прачечная, водоочистительная станция и т.д. И если когда-нибудь Нефтяные Камни станут местом паломничества туристов, то лучше было бы организовывать турмаршруты по вечерам – в это время суток «Камушки» преображаются. Город погружается в свет желтых фонарей, начинают работать фонтаны. Вряд ли где-нибудь еще в мире в открытом море можно будет встретить огромное сооружение на сваях, в котором по вечерам бьют фонтаны, и не только водяные.


masterok

Neft Daslari, or


Нефтяные Камни (азерб. Neft daşları) - посёлок городского типа в Азербайджане, в Каспийском море, в 42 километрах к востоку от Апшеронского полуострова. Расположен на металлических эстакадах, сооруженных в 1949 году в связи с началом добычи нефти со дна моря вокруг т. н. Черных Камней - каменной гряды (банки), едва выступающей на поверхности моря. Нефтяные Камни окружены каменными рифами, между которыми имеются банки, подводные и надводные камни. Гавани Северная и Южная находятся у западного берега острова и образованы затопленными судами. Здесь расположены буровые вышки, соединенные эстакадами, на которых размещен поселок рабочих нефтепромыслов. Это самый восточный населенный пункт Азербайджана. Постоянного населения нет.




Нефтяные Камни - это уникальное морское месторождение, явившееся выдающимся событием в развитии нефтяного дела в СССР и Азербайджане в частности. Нефтяные Камни в тот период являлись крупнейшим в мире морским нефтяным месторождением, как по мощности залежи, так и по объему добываемой нефти. Нефтяные Камни по сей день являются уникальным городом на сваях. За короткий срок в открытом море, на расстоянии до 100 километров от берега были созданы крупные морские промыслы, оснащенные первоклассной по тем временам отечественной техникой. Нефтяные Камни считаются столицей Каспийского шельфа.



Нефтяные Камни, или, как их еще называют сами нефтяники, «Камушки» - это не просто километры эстакад в отрытом море и резкий подъем уровня добычи нефти. Человек, хоть раз увидевший документальные кадры кинохроники тех лет, навсегда запомнит эту процедуру приобщения к тайнам нефтедобычи - той первой нефтью ее добытчики обмазывали свои безумно счастливые лица, приобщаясь к сонму избранных и к истории одновременно.

Это живой монумент подвигу сотен моряков-нефтяников, беззаветно отдавших себя реализации глобальной цели реализации морского чуда. Для некоторых из них «Черные скалы» стали последним пристанищем – они погибли, пытаясь покорить морскую стихию. Но как бы пафосно ни звучало, дело их живет до сих пор.


Человеческий феномен «Камушков» нашел свой след не только в документальном кино. Это и "Песня мужества" Кара Караева - гимн в честь морских нефтяников, и прекрасный образ нефтяника, созданный Рашидом Бейбутовым (помните знаменитый рашидовский кадр - улыбка во весь кадр и его незабываемый бархатный голос, сравнивающий фонтанирующую нефть с шоколадом), и монументальные полотна Таира Салахова - да разве все перечислишь. И всех нас влекла на Камни не нефть - влекли люди, дружившие с Каспием и в шторм, и в штиль, влекла та особая атмосфера морского братства, без которой работа вот так, на пределе человеческих возможностей, просто невозможна.



Название «Нефтяные Камни» имеет историческое значение - еще задолго до открытия этого месторождения ученые заметили в Каспийском море черные, покрытые пленкой нефти скалы. Эту зону морской акватории назвали «Черные Камни». Район Нефтяных Камней начали изучать уже с 1859 года, что нашло отражение в целом ряде работ различных ученых: выдающегося исследователя Кавказа академика Г. В. Абиха и известных ученых-геологов С. А. Ковалевского, Ф. А. Рустамбекова, А. К. Алиева, Э. Н. Алиханова, Б. К. Бабазаде, В. С. Мелик-Пашаева, Ф. И. Самедова, Ю. А. Сафарова, С. А. Оруджева, А. Б. Сулейманова, Х. Б. Юсифзаде, М. Мир-Бабаева и многих других.


Одним из первых инициаторов добычи нефти со дна моря являлся горный инженер В. К. Згленицкий, который еще 3 октября 1896 года обратился в Бакинский горный департамент с прошением разрешить ему произвести бурение скважин на искусственном материке в Биби-Эйбатской бухте. К своему прошению он приложил оригинальный для того времени проект, согласно которому предполагалось построить сооружение специального водонепроницаемого помоста на высоте 12 футов (до 4 м) над уровнем моря со спуском добываемой нефти в баржи. А в случае фонтана предусматривалась специальная баржа грузоподъемностью до 200 тыс. тонн нефти, которая и обеспечивала бы безопасный вывоз нефти на берег. Кавказское горное управление отклонило его просьбу, тем не менее, признав, что дно Каспийского моря близ Абшерона является нефтеносным, и было бы желательно проверить как нефтеносность морского дна, так и опытным путем выявить техническую возможность добычи нефти и экономические условия такого способа эксплуатации.

Первая практическая работа по изучению геологических структур акватории НК была осуществлена в 1946 г. нефтяной экспедицией Академии Наук Азербайджана, в результате которой были обнаружены огромные запасы нефти.



Мощным толчком к разведке нефтяных и газовых месторождений на различных участках Каспийского моря стало получение морской нефти у бухты Ильича (сейчас - Баил лиманы) из 1-ой в мире скважины № 71, построенной в 1924 г. на деревянных сваях. Позже, в СССР в 1932-1933 гг., были построены еще два основания, когда уже стало ясно, что контур нефтеносности выходит за пределы засыпанной в 1932 году Биби-Эйбатской бухты. Первое основание, сооруженное на расстоянии 270 м от восточного ограждения засыпки бухты на глубине моря до 6 м, имело площадь 948 м² и длину 55 м.

Caspian Treasure

Первый десант нефтяников, высадившихся на Нефтяные Камни 14 ноября 1948 года, был в составе руководителя десанта Николая Байбакова, автора идеи о морских залежах нефти, начальника созданного в 1947 г. объединения «Азнефтеразведка» Сабита Оруджева, геолога Агакурбана Алиева и специалиста по буровым работам Юсифа Сафарова. Капитаном морского буксира «Победа», на котором плыл десант, был один из опытных послевоенных каспийских капитанов Аждар Садыхов. Кроме того, были строители-вышкомонтажники, инженеры-буровики, которые осуществляли строительство первых производственных объектов на сваях.



Подготовительные работы к бурению первой разведочной скважины на Нефтяных Камня начались в июне 1949 года. Для создания плацдарма бурения использовали отслуживший свой срок корабль «Чванов», отбуксированный в зону Нефтяных Камней и затопленный на заданной точке. 24 августа 1949 года бригада будущего Героя Социалистического труда Михаила Каверочкина приступила к бурению первой скважины, давшей 7 ноября того же года долгожданную нефть. Это был мировой триумф: скважина имела глубину около 1000 м, а ее суточный дебит составлял 100 тонн фонтанной нефти. В честь этого события решено было переименовать «Черные Камни» в «Нефтяные Камни».


Позже, для постройки плацдарма бурения второй скважины, туда привели и наполовину затопили еще 7 старых, почти непригодных к плаванию, кораблей. Так родился искусственный «Остров семи кораблей», где спустя полгода уже добывали нефть.


Вторая скважина, пробуренная бригадой другого Героя Социалистического труда Курбана Аббасова, примерно с таким же дебитом как и первая, была сдана в эксплуатацию в первой половине 1950 года.

В 1951 году началась промышленная разработка Нефтяных Камней. В 1952 году впервые в мировой практике началось строительство эстакады, которая должна была соединить искусственные металлические острова. Добыча нефти ведется более чем с 20 горизонтов, что представляет собой уникальное явление. С 1949 г. на месторождении пробурено 1940 скважин, давших 60 % всей морской нефти СССР. На конец 90-х гг. фонд скважин составил 472, из них действующих - 421. Среднесуточный уровень добычи -1800-2000 т нефти, 50% скважин обводнены. Остаточные извлекаемые запасы нефти на месторождении составляют 21 млн т. Месторождение связано с материком подводным нефтепроводом протяженностью 78 км, диаметром 350 мм. В конце 90-х гг. здесь работало 2000 чел.



В феврале 1951 года первый танкер с нефтью месторождения Нефтяных Камней встал под разгрузку у причала нефтеналивного порта Дюбенди. Подводный нефтепровод от Нефтяных Камней, по которому в настоящее время нефть доставляется на берег, был построен только в 1981 году.


В настоящее время Нефтяные Камни - это более 200 стационарных платформ, а протяженность улиц и переулков этого города в море достигает до 350 километров. За прошедшие годы на этом месторождении было добыто более 160 млн тонн нефти и 13 млрд куб.м попутного нефтяного газа. Здесь действует более 380 эксплуатационных скважин, каждая из которых дает в среднем до 5 тонн нефти в сутки.



Именно на Нефтяных Камнях впервые был основан полный цикл морских работ: от поисков нефти и газа до сдачи готовой продукции, от экспериментов в области морской техники до ее массового освоения и внедрения. В процессе ведения разведочных и эксплуатационных работ на Нефтяных Камнях была образована целая школа подготовки научных кадров. На практике осуществлялись новейшие идеи и разработки ученых, а нефтяники приобретали профессиональный опыт и навыки в сложнейших морских условиях. Нефтяные специалисты, работающие на НК, позже отправлялись работать на месторождениях «Казахнефть», «Туркменнефть», «Дагнефть», «Татнефть», «Башнефть» и т. д.



На Нефтяных Камнях впервые в СССР был апробирован метод бурения с одного основания нескольких наклонно-направленных скважин. В дальнейшем этот метод кустового бурения широко использовали на других нефтяных месторождениях СССР. А новый эстакадный метод разработки месторождения Нефтяные Камни до сих пор считается первым в мире и не имеет аналогов.




В ноябре 2007 года на Нефтяных Камнях была сдана в эксплуатацию новая платформа № 2387, предназначенная для бурения 12 скважин. Высота двухблочной платформы достигает 45 м, вес - 542 тонны. Платформа установлена на глубине моря в 24,5 м. Срок эксплуатации блоков, собранных на Бакинском заводе глубоководных оснований, предусмотрен на 50 лет. С этой платформы планируется бурение 12 новых скважин при средней глубине 1800 м.



25 декабря 2007 г. был сдан в эксплуатацию 20-дюймовый газопровод, связывающий месторождения Нефтяных Камней и Бахар протяженностью в 66,6 км и пропускной способностью в 5,5 млн кубометров в сутки. Этот газопровод предназначен для транспортировки природного газа, добытого на месторождении Гюнешли, на берег.
В ноябре 2009 года Нефтяные Камни отметили свой 60-летний юбилей.


Хоть «Камушки» и называют городом, здесь нет присущего мегаполисам привычного городского шума. Наверное, поэтому он кажется тихим, несмотря на то, что постоянно находишься в окружении различных звуков: морской гул, работают различные агрегаты, компрессорная и дизельная станции, хлебозавод, прачечная, водоочистительная станция и т.д. И если когда-нибудь Нефтяные Камни станут местом паломничества туристов, то лучше было бы организовывать турмаршруты по вечерам – в это время суток «Камушки» преображаются. Город погружается в свет желтых фонарей, начинают работать фонтаны. Вряд ли где-нибудь еще в мире в открытом море можно будет встретить огромное сооружение на сваях, в котором по вечерам бьют фонтаны, и не только водяные.


Кстати, в 1999 году часть фильма про Джеймса Бонда "И целого мира мало" снималась именно здесь.

Город прямо в Каспийском море — «Нефтяные Камни» на сваях

На сегодня городок Нефтяные Камни является одновременно самым восточным населенным пунктом Азербайджана и старейшей нефтяной платформой мира.

Кадр из фильма «Повесть о нефтяниках Каспия», 1953 год. Кадр из фильма «Повесть о нефтяниках Каспия», 1953 год.

До 1950-х годов здесь существовало несколько скалистых утесов, а глубина моря в районе гряды Черные камни не превышала 5-20 м. Первым объектом будущего поселка стало затопленное судно «Чванов».

За полгода в это место отбуксировали еще шесть старых посудин. После их затопления образовался искусственный островок «Семи кораблей». Если точнее, то корабли не просто затопили, а аккуратно посадили на мель на нужной глубине. В каютах соорудили бытовки, столовую, подсобные помещения.

Кадр из фильма «Повесть о нефтяниках Каспия», 1953 год. Кадр из фильма «Повесть о нефтяниках Каспия», 1953 год.

Благодаря небольшой глубине морского дна новые участки суши стали отвоевывать путем образования основы из завезенного грунта. Новые скважины соединялись с суходолом длинными эстакадами, протяженность которых на сегодня достигает 350 км.

С 1981-го пущен в эксплуатацию нефтепровод длиной 78 км, что позволило отказаться от танкеров. С начала эксплуатации на Нефтяных Камнях построено почти 2000 скважин, добыто около 160 млн. тонн нефти.

Трагической страницей истории Нефтяных Камней считается сентябрьский шторм 1956 года. Порывы северного ветра достигали 35-40 км/с. Сила шторма 15 сентября составляла 12 баллов, ураган не прекращался двое суток. Было разрушено почти 4 км морских эстакад, 8 площадок, из которых 6 к тому времени активно работали. Самая тяжелая утрата – смерть 22 нефтяников. После этого события высоту эстакад подняли до 11,6 м, а деревянные опоры стали массово заменять металлическими сваями.

Развитие инфраструктуры на Нефтяных Камнях усилилось после визита Хрущева, принявшего к сведению жалобы на плохие условия жизни в устаревших бараках. В качестве основания под новые постройки была залита мощнейшая бетонная платформа, на которой в 70-х возвели 3 пятиэтажки и 2 девятиэтажных здания.

Еще большие изменения в островном хозяйстве произошли в 2000-х, когда после периода упадка власти Азербайджана начали вливать немалые средства от продажи «черного золота» в инфраструктуру.

Удивительный город посреди Каспийского моря - на острове из затонувших кораблей

​​Нефтяные Камни – посёлок городского типа, крайняя восточная сухопутная точка Азербайджана. Посёлок необычный - он стоит среди воды на металлических эстакадах. И это - старейшая морская нефтяная платформа в мире, в этом качестве она даже внесена в Книгу рекордов Гиннеса.

Рядом с эстакадами находится каменная гряда под названием Черные Камни. В конце 40-х годов прошлого века, вскоре после окончания Второй мировой войны, здесь началась по-настоящему "большая работа", поскольку было принято решение начать добычу нефти на морском месторождении с тем же названием - Нефтяные Камни. Нефтеносный слой на дне моря в этом районе же был и вовсе открыт в 1946 году.

Между эстакадами видны те самые "черные камни" Между эстакадами видны те самые "черные камни"

Считается, что именно этот проект стал стартовым для освоения морских залежей нефти. В первую очередь с точки зрения разработки и использования новых технологий - как строительства, так собственно и нефтедобычи. Скажем, позже именно здесь впервые стали применять "кустовой" способ бурения - несколько скважин под углом с одной буровой платформы.

Долгое время Нефтяные Камни являлись крупнейшим в мире известным морским нефтяным месторождением - как в плане объёма залежей, так и в плане добычи, пик которой пришелся на 1967 год. К этому моменту в море вырос настоящий город - в многоэтажных домах поселились люди, они также, как жители обычных населенных пунктов, ходили в поликлинику, баню, столовую и магазины, здесь были построены пекарня и лимонадный цех.

Стройка в море Стройка в море

В 80-х годах - а строительство началось в 1956 году - тут уже была своя "высотка" в 9 этажей, разбит свой реальный парк с деревьями и создана футбольная площадка. И даже был открыт Бакинский нефтяной техникум. Это не считая необходимых для работы и жизни электростанций, очистных сооружений, очистительной установки для воды и т.п. Всё это, повторимся, посреди моря, вдали от берега.

Протяженность улиц и переулков этого города в открытом море составляет около 350 километров! Понятно, что это не единая плоскость - передвижение осуществляется по эстакадам, которые соединяют буровые вышки. Но первая эстакада связала не просто вышки, а два острова - но это особая история!

Первые дома "Нефтяных Камней" Первые дома "Нефтяных Камней"

Так вот, в 40-х начинали с обычных деревянных свай, которые вбивали в дно моря. Ведь месторождение начали разрабатывать именно с Черных Камней, которые местами входили на поверхность, местами - находились под водой, но всё же глубина здесь была не безмерно большой. Однако в любом случае это не давало возможности вести работу быстро. И было придумано необычное решение - сделать остров из потопленных кораблей.

Первые нефтяники здесь в итоге жили в каютах полузатопленного корабля - топить его надо было и для устойчивости, и для того, чтоб не унесло в море. Использовались, конечно, старые корабли, но тем не менее - затопив таким образом несколько кораблей, получилось сделать искусственный остров, потом второй - а потом соединить их с помощью эстакады.

Лабиринты Каспийского моря Лабиринты Каспийского моря Разворот журнала "Огонек", апрель 1960 года Разворот журнала "Огонек", апрель 1960 года

Позже, после распада СССР, этот город столкнулся с большим количеством проблем. Не только из-за того, что месторождение стало азербайджанским, хозяйственные связи были нарушены и начала сказываться нехватка необходимых для поддержания всей этой махины в рабочем состоянии вещей. Сказалось и то, что уровень воды в Каспийском море повысился - и часть строений оказались затопленными.

Нефтяные Камни Нефтяные Камни

Но в настоящее время город, как можно понять из азербайджанских новостей, живёт. В прошлом году, 7 ноября, Нефтяные камни праздновали юбилей - 70 лет с момента, как первый нефтяной фонтан ударил здесь с глубины 942 метра.

masterok

Гавани Северная и Южная находятся у западного берега острова и образованы затопленными судами. Здесь расположены буровые вышки, соединенные эстакадами, на которых размещен поселок рабочих нефтепромыслов. Это самый восточный населенный пункт Азербайджана. Постоянного населения нет.

Масштабные геологические исследования района Н. К. были проведены в 1945-1948 гг. Строительство поселка началось в 1958 г. Были построены 2 электростанции мощностью 250 кВт, котельная, нефтесборочный пункт, очистные установки, 16 двухэтажных домов, больница, баня и т. д. К 1960 году было построено здание Бакинского нефтяного техникума. В 1966-1975 гг. здесь уже был хлебозавод, лимонадный цех, два 5-этажных общежития и один 9-этажный жилой корпус.

Это живой монумент подвигу сотен моряков-нефтяников, беззаветно отдавших себя реализации глобальной цели реализации морского чуда. Для некоторых из них «Черные скалы» стали последним пристанищем – они погибли, пытаясь покорить морскую стихию. Но как бы пафосно ни звучало, дело их живет до сих пор.

Одним из первых инициаторов добычи нефти со дна моря являлся горный инженер В. К. Згленицкий, который еще 3 октября 1896 года обратился в Бакинский горный департамент с прошением разрешить ему произвести бурение скважин на искусственном материке в Биби-Эйбатской бухте. К своему прошению он приложил оригинальный для того времени проект, согласно которому предполагалось построить сооружение специального водонепроницаемого помоста на высоте 12 футов (до 4 м) над уровнем моря со спуском добываемой нефти в баржи. А в случае фонтана предусматривалась специальная баржа грузоподъемностью до 200 тыс. тонн нефти, которая и обеспечивала бы безопасный вывоз нефти на берег. Кавказское горное управление отклонило его просьбу, тем не менее, признав, что дно Каспийского моря близ Абшерона является нефтеносным, и было бы желательно проверить как нефтеносность морского дна, так и опытным путем выявить техническую возможность добычи нефти и экономические условия такого способа эксплуатации.

Первая практическая работа по изучению геологических структур акватории НК была осуществлена в 1946 г. нефтяной экспедицией Академии Наук Азербайджана, в результате которой были обнаружены огромные запасы нефти.

Первый десант нефтяников, высадившихся на Нефтяные Камни 14 ноября 1948 года, был в составе руководителя десанта Николая Байбакова, автора идеи о морских залежах нефти, начальника созданного в 1947 г. объединения «Азнефтеразведка» Сабита Оруджева, геолога Агакурбана Алиева и специалиста по буровым работам Юсифа Сафарова. Капитаном морского буксира «Победа», на котором плыл десант, был один из опытных послевоенных каспийских капитанов Аждар Садыхов. Кроме того, были строители-вышкомонтажники, инженеры-буровики, которые осуществляли строительство первых производственных объектов на сваях.

Подготовительные работы к бурению первой разведочной скважины на Нефтяных Камня начались в июне 1949 года. Для создания плацдарма бурения использовали отслуживший свой срок корабль «Чванов», отбуксированный в зону Нефтяных Камней и затопленный на заданной точке. 24 августа 1949 года бригада будущего Героя Социалистического труда Михаила Каверочкина приступила к бурению первой скважины, давшей 7 ноября того же года долгожданную нефть. Это был мировой триумф: скважина имела глубину около 1000 м, а ее суточный дебит составлял 100 тонн фонтанной нефти. В честь этого события решено было переименовать «Черные Камни» в «Нефтяные Камни».

Позже, для постройки плацдарма бурения второй скважины, туда привели и наполовину затопили еще 7 старых, почти непригодных к плаванию, кораблей. Так родился искусственный «Остров семи кораблей», где спустя полгода уже добывали нефть.

Вторая скважина, пробуренная бригадой другого Героя Социалистического труда Курбана Аббасова, примерно с таким же дебитом как и первая, была сдана в эксплуатацию в первой половине 1950 года.

В феврале 1951 года первый танкер с нефтью месторождения Нефтяных Камней встал под разгрузку у причала нефтеналивного порта Дюбенди. Подводный нефтепровод от Нефтяных Камней, по которому в настоящее время нефть доставляется на берег, был построен только в 1981 году.

Именно на Нефтяных Камнях впервые был основан полный цикл морских работ: от поисков нефти и газа до сдачи готовой продукции, от экспериментов в области морской техники до ее массового освоения и внедрения. В процессе ведения разведочных и эксплуатационных работ на Нефтяных Камнях была образована целая школа подготовки научных кадров. На практике осуществлялись новейшие идеи и разработки ученых, а нефтяники приобретали профессиональный опыт и навыки в сложнейших морских условиях. Нефтяные специалисты, работающие на НК, позже отправлялись работать на месторождениях «Казахнефть», «Туркменнефть», «Дагнефть», «Татнефть», «Башнефть» и т. д.

На Нефтяных Камнях впервые в СССР был апробирован метод бурения с одного основания нескольких наклонно-направленных скважин. В дальнейшем этот метод кустового бурения широко использовали на других нефтяных месторождениях СССР. А новый эстакадный метод разработки месторождения Нефтяные Камни до сих пор считается первым в мире и не имеет аналогов.

25 декабря 2007 г. был сдан в эксплуатацию 20-дюймовый газопровод, связывающий месторождения Нефтяных Камней и Бахар протяженностью в 66,6 км и пропускной способностью в 5,5 млн кубометров в сутки. Этот газопровод предназначен для транспортировки природного газа, добытого на месторождении Гюнешли, на берег. В ноябре 2009 года Нефтяные Камни отметили свой 60-летний юбилей.

Хоть «Камушки» и называют городом, здесь нет присущего мегаполисам привычного городского шума. Наверное, поэтому он кажется тихим, несмотря на то, что постоянно находишься в окружении различных звуков: морской гул, работают различные агрегаты, компрессорная и дизельная станции, хлебозавод, прачечная, водоочистительная станция и т.д. И если когда-нибудь Нефтяные Камни станут местом паломничества туристов, то лучше было бы организовывать турмаршруты по вечерам – в это время суток «Камушки» преображаются. Город погружается в свет желтых фонарей, начинают работать фонтаны. Вряд ли где-нибудь еще в мире в открытом море можно будет встретить огромное сооружение на сваях, в котором по вечерам бьют фонтаны, и не только водяные.

Читайте также: