Газосиликатные блоки норма загрузки

Обновлено: 05.07.2024

Влажность

При производстве автоклавного газобетона на выходе из автоклава он имеет влажность около 30-40% по массе – это технологическая влажность.

На конечном этапе производства блоки устанавливаются на поддон и упаковываются в термоусадочную пленку для защиты от атмосферных осадков на период хранения.

В той же пленке блоки поступают на стройплощадку, поэтому удаление технологической влаги становится возможным только после распаковки и начала строительства. Газобетон из автоклава выходит готовым к монтажу. Вести кладку можно начинать непосредственно после поставки продукции, не нужно ждать пока газобетон просохнет после распалечивания.

В среднем, кладке потребуется от двух месяцев до полугода для удаления наибольшего количества воды и последующего плавного достижения сорбционной (равновесной) влажности. Скорость удаления влаги будет зависеть от ряда факторов: плотности и толщины газобетонных блоков, времени года и климата региона. Именно по этой причине мы рекомендуем проводить отделку фасада адгезионно-связанную с кладкой через 2-6 месяцев после завершения кладочных работ, когда влажность кладки будет составлять менее 8% по объему. При определении влажности кладки инструментальными методами можно не выполнять данные рекомендации. Ограничений по началу внутренних отделочных работ нет.

Сорбционная влажность.

За расчетную (по теплопроводности) влажность ячеистых бетонов для условий эксплуатации А принимается согласно СП 23-101 сорбционная влажность при относительной влажности воздуха 80 %, а для условий эксплуатации В – 97 %. В соответствии с ГОСТ 31359-2007 сорбционная влажность газобетона при относительной влажности воздуха 80% и 97% составляет W80=4% и W97 =5%.

Отсюда следуют и разные значения коэффициентов теплопроводности:

точка росы – это такая температура, при которой начинается образование конденсата в воздухе с определенной температурой и относительной влажностью.

Простыми словами, возможность образования конденсата зависит от совокупности условий: толщины слоев конструкции и их расчетной паропроницаемости, температурного перепада и перепада парциальных давлений внутри помещения и снаружи.

Однако, для газобетонной кладки самая главная проверка вовсе не на возможность возникновения конденсации, а на количество скапливающейся влаги. В толще ограждающей конструкции не должно возникать недопустимого влагонакопления за отопительный период. Предполагается, что значение сконденсировавшейся за зиму влаги успеет испариться за летний сезон. В современных однослойных стенах из газобетонных блоков, удовлетворяющих требованиям к сопротивлению теплопередачи, недопустимого накопления влаги нет, и эксплуатационная влажность колеблется в пределах 4-5,5% по массе в течение года.

Проверку образования плоскости увлажнения (точки росы) и расчет влагонакопления осуществляют согласно СП 50.13330.2012 Главы 8 Защита от увлажнения ограждающих конструкций.

Защита от воздействия атмосферных осадков

Закрытая пористая структура материала газобетона ограничивает его гигроскопичность в процессе эксплуатации.

Капиллярный подсос незначителен, и даже при непосредственном контакте с водой глубина увлажнения ограничивается 2-3 см. Этот факт дает возможность успешно эксплуатировать кладку без отделки, при условии обеспечения отвода воды со всех горизонтальных поверхностей: оконных проемов, областей примыкания к козырькам и отмостке и т.п. Также обвязочный пояс по фундаменту из керамического кирпича устраивать не нужно.

Допускается эксплуатация неотделанной кладки из ячеистобетонных блоков автоклавного твердения с учетом требований п. 11.4 СТО НААГ 3.1-2013. Наружная отделка выполняется лишь с целью придать кладке декоративность и защитить от продувания.

Как перевозить, разгружать и хранить газобетон

Газобетон – каменный материал с высокой прочностью на сжатие. Но его можно повредить при неправильной транспортировке или разгрузке. Увы, культура грузоперевозок в нашей стране развита плохо, а методы разгрузки, как правило, «колхозные». И водители, и крановщики, и сами частники, покупающие газобетон, нередко не знают о требованиях по обращению с этим материалом, которые чётко прописаны производителями, в частности, заводом YTONG (Xella Россия).
В результате многие блоки оказываются со сколотыми краями или вообще разбитыми. Заказчик предъявляет претензии производителю («вы продали мне некачественный товар»), а на деле блоки выехали с завода целыми и повредились за его воротами – по вине водителя, крановщика или даже самого заказчика. Давайте разберёмся, как правильно перевозить, разгружать и хранить газобетон?

За что отвечает завод?

YTONG как производитель газобетона и его дистрибьюторы обязаны предоставить покупателю качественный и хорошо упакованный товар. Блоки, все комплектующие из газобетона, а также кладочную клеевую смесь отгружают с завода в виде паллет – на деревянных поддонах и полностью закрытыми полупрозрачной термоусадочной плёнкой для защиты от осадков. Блоки и комплектующие из газобетона можно приобрести у производителя или дистрибьютора только в объёме, кратном паллетам. Габариты одной паллеты – 1,25 х 0,75 х 1,65 м, её вес зависит от плотности блоков или газобетонных комплектующих.

Вилочный автопогрузчик загружает газобетон на машину по 3 паллеты

Завод отвечает за целостность продукции и упаковки до того момента, как паллеты установлены в кузов машины и водитель подписал протокол отгрузки.

Осмотр блоков перед погрузкой

Водитель грузовой машины должен осмотреть каждую паллету при её подаче к месту погрузки. На заводе продукцию перемещает вилочный автопогрузчик, по три паллеты одновременно.

Водитель машины может попросить водителя автопогрузчика перед погрузкой установить паллеты на землю и раздвинуть их, чтобы осмотреть каждую паллету со всех сторон.

Если обнаружены дефекты упаковки, поддона или сколы на блоках, то водитель машины обязан потребовать замену товара.

За что отвечает водитель?

Далее ответственность ложится на водителя транспортного средства: ему нужно довезти груз в целости и сохранности. Обычно услуги по перевозке оказывает дистрибьютор, у которого заказчик купил газобетон.

Но некоторые частные заказчики, стремясь максимально сэкономить, сами находят грузовой транспорт. Поскольку заказчик платит за услуги доставки, он имеет право требовать, чтобы грузовой автомобиль и способ закрепления паллет в кузове соответствовали правилам, установленным производителем.

Эти правила гарантируют, что при загрузке, транспортировке и разгрузке паллеты не будут крениться, перемещаться по кузову и ударяться друг о друга, создавая риск повреждения блоков.

Видео по правилам погрузки газобетона на заводе YTONG

Требования к транспортному средству

  • Автомобиль и прицеп должны быть оснащены пневматическими подвесками

Грузовик с пневмоподвеской для перевозки газобетона

  • На одной из продольных сторон кузова должен быть полностью откидной или съёмный борт.
  • Если у машины есть бортовые стойки, они должны быть съёмными.
  • Если машина снабжена тентом, то он должен откидываться или сдвигаться.
  • Пол в кузове должен быть ровным, без отверстий, выбоин и прочих дефектов. А также без посторонних предметов и мусора.

Машина для доставки газосиликата с завода-изготовителя

Требования к дополнительному оборудованию

Паллеты следует надёжно фиксировать к кузову, чтобы они не «болтались» во время движения машины. При этом нужно исключить вероятность повреждения блоков при фиксации к кузову. Отсюда следующие требования:

  • Каждый ряд паллет необходимо закреплять мягким текстильным ремнём (обычно в грузовой машине можно установить в ряд три паллеты). Ремни затягивают, чтобы паллеты не могли продольно или поперечно смещаться при транспортировке.

Каждый ряд паллет необходимо закреплять мягким текстильным ремнём

  • На верхних внешних углах крайних паллет в каждом ряду нужно проложить пластиковые уголки между ремнями и грузами, чтобы при затягивании ремней не повредить края верхних блоков. На один ряд паллет приходится два уголка – по одному с каждого края, где ремень прижимает груз. Допустимо применять только специализированные уголки для газобетона, шириной не менее 40 см. Их легко разместить по центру крайних паллет перед загрузкой, а затем, после загрузки, не забираясь в кузов, перекинуть через них ремень.

Пластиковые уголки между ремнями и грузами, чтобы при затягивании ремней не повредить края верхних блоков

  • Клеевую смесь в виде сухого раствора, расфасованного по мешкам, следует дополнительно укрывать тентом или тем или иным непромокаемым материалом для защиты от осадков во время транспортировки. Это условие актуально тогда, когда мешки приобретены в количестве, не кратном одной паллете.

Характерная ошибка – фиксировать ремнями только первый и последний ряды паллет в кузове: незакреплённые паллеты могут смещаться при движении машины, ударяясь о соседние и повреждая блоки. Более того, при резком повороте прицепа на 90° незакреплённый груз вообще может выпасть из кузова.

Стяжка паллет

Что же касается защиты кромок блоков уголками, то, увы, это нечастое явление для российского рынка грузоперевозок. При отсутствии уголков ремни «врезаются» в газобетон во время тряски, неизбежной при перевозке, и могут ломать кромки блоков.

Заменить специализированные пластиковые уголки какими-то аналогами проблематично. Например, металлические уголки могут порвать ремень при транспортировке. А не специализированные узкие пластиковые уголки водителю сложно прижать ремнями, не залезая в кузов.

Добавим, что вставать на паллеты запрещено. Обеспечить водителя уголками обязана организация, которая осуществляет грузоперевозку.

Особенности перевозки газобетона

Паллеты обычно перевозят на тягачах-длинномерах (еврофурах) или тягачах с полуприцепами.
Варианты расположения и закрепления на них груза показаны на схеме ниже.

Типы фур для перевозки Ytong

Как допустимо разгружать паллеты?

YTONG разрешает только три варианта загрузки и разгрузки паллет:

  • Вилочным автопогрузчиком грузоподъёмностью не менее 1,5 тонны, при условии, что расстояние между его вилками 800-870 мм (то есть соответствует габаритам паллет, которые выходят с завода YTONG). Допустима разгрузка только по одной паллете.

вилочный погрузчик

  • С-образным вилочным захватом, закреплённом на манипуляторе или кране. Грузоподъёмность захвата – не менее 1,5 тонн, расстояние между вилками – 800-870 мм. Допустима разгрузка только по одной паллете. YTONG рекомендует по возможности перемещать паллеты только автопогрузчиком либо С-образным захватом, так как с их помощью проще всего обеспечить сохранность груза.

C-образный вилочный захват

  • Краном (или манипулятором) с двумя мягкими и широкими такелажными стропами (чалками). В этом случае каждую паллету поднимают двумя петлями, зацепленными за крюк. Грузоподъёмность каждой чалки – не менее 600 кг. Чем шире стропа, тем лучше. Кроме того, стропа должна быть такой длины, при которой она будет выходить за пределы паллеты как минимум на 1 м. Чалки должны обхватывать низ деревянного поддона с противоположных концов паллеты. Каждую стропу заводят с внутренней стороны крайнего бруска поддона (с соответствующей стороны паллеты), чтобы исключить срыв стропы с края поддона. Можно удлинять мягкие стропы цепями или стальными тросами с грузоподъемностью не менее 600 кг каждая. Но только при условии, что цепи или тросы не будут касаться углов паллеты.

Разгружать только по 1-й паллете!

Внимание: допустима разгрузка только по одной паллете!

Если переносить сразу весь ряд (3 шт.), то крайние паллеты будут давить на центральную, и, в итоге, могут повредиться блоки во всех трёх.

Разгрузка цепями или стальными тросами категорически запрещена. Также недопустимо удлинение мягких строп цепями при условии, что цепи будут касаться паллеты.

Последний способ разгрузки (то есть краном с двумя такелажными стропами) – самый распространённый в России, но и самый проблемный с точки зрения обеспечения целостности блоков.
В чем же проблема? Обычно в кузове грузовой машины можно установить три паллеты в ряд. При этом паллеты стоят вплотную друг к другу (зазор между ними – не более 2 см). Поэтому при каждой доставке на объект возникает вопрос: как раздвинуть паллеты, чтобы подцеплять их чалками и вынимать по одной? И при этом не повредить груз.

У проблемы есть решения, но они допустимы, только если не приводят к деформации блоков:

  • Можно использовать лом как рычаг. Подцеплять им деревянный поддон и аккуратно отодвигать от соседних до тех пор, пока не появится возможность продеть под него стропы.
  • Можно зацепить поддон стропой за крайний брусок и аккуратно отодвинуть в сторону краном. А затем продеть под паллету обе чалки. При этом отодвигать паллеты следует только так, чтобы не было их перекоса, отклонения от горизонтальной поверхности (когда стропа натягивается, угол паллеты не должен подниматься).

Обратите внимание: на кузове могут быть предусмотрены антискользящие полосы или другие приспособления, благодаря которым груз не перемещается по полу во время движения машины. Из-за чего раздвинуть паллеты будет проблематично. Уточните с перевозчиком этот момент заранее.

Будьте готовы к тому, что в кузове грузового транспорта паллеты установлены по три в ряд, и расстояние между ними минимальное. При этом выгружать одновременно три паллеты недопустимо. Если же это правило проигнорировано, и кран вынимал из кузова по три паллеты за один раз, то производитель не несёт ответственности за возможные дефекты блоков.

Примеры проблемы ниже - разгрузка двух или трёх паллет одновременно - из-за этого паллеты давят друг на друга, что может привести к растрескиванию блоков.

Ошибка разгрузки - по 2 паллеты

Последствия неправильной разгрузки газобетона

Добавим, что площадка для разгрузки, на которой находится машина с паллетами, должна быть ровной. Иначе есть риск, что паллеты при перемещении будут биться друг о друга.

Сложности с проездом длинномеров на участок

Некоторые коттеджные посёлки не разрешают въезд на свою территорию длинномерного транспорта, в то время как самый популярный способ перевозки газобетона – с помощью фур (стандартная длина прицепа – 13,5-14 м, общая длина с тягачом – до 24 м). Кроме того, фурам нередко сложно или вообще невозможно заехать в старый дачный поселок с узкими дорогами. Заказчик обязательно должен заранее сообщить дистрибьютору или перевозчику об этих особенностях, чтобы совместно выбрать оптимальный способ доставки.

Среди таких способов:

  • Фура останавливается на площадке за пределами посёлка. А от неё до участка паллеты перевозит небольшой грузовик с манипулятором.
  • Груз привозят на оснащённом манипулятором тягаче с полуприцепом. Машина также паркуется за границей поселка. Далее к участку проезжает только тягач, разгружается, а затем возвращается к полуприцепу, переносит паллеты с него в свой кузов, снова подъезжает к участку и разгружается.

Перегрузка газоблоков на манипулятор

Это вполне рабочие варианты, но у них есть серьёзный недостаток: при неоднократном перемещении паллет существует риск повредить их.

За что отвечает заказчик?

Если дистрибьютор обеспечивает и доставку, и разгрузку (обычно для этого используют машину с манипулятором), то до момента установки всех паллет на участке ответственность за сохранность блоков лежит на дистрибьюторе. Однако часто разгрузку заказчик берёт на себя, поскольку дешевле оплатить дистрибьютору доставку фурой и нанять «местный» кран по выгодной цене. В этом случае заказчик должен осмотреть приехавший на фуре груз, и, если претензий к нему (а значит, и к водителю) нет, подписать транспортную накладную. В ней нужно указать, что разгрузка производится силами заказчика. С этого момента ответственность за целостность продукции ложится на него и его подрядчика-крановщика.

Обратите внимание: ГОСТ 21520-89 «Блоки из ячеистых бетонов стеновые мелкие» допускает бой газобетонной продукции в объёме не более 5% от поставки. Даже при правильной перевозке и разгрузке нельзя исключать, что какие-то блоки будут побиты. Однако не стоит выбрасывать повреждённые изделия: их можно обрезать и применить для обустройства оконных, дверных проёмов или других частей здания, где требуются обрезанные блоки.

Как правильно хранить паллеты на участке?

Производитель не несёт ответственности за дефекты блоков, если они появились из-за нарушения покупателем правил их хранения. На объекте выгружаемые паллеты нужно устанавливать в один ярус на ровную горизонтальную площадку, в том числе открытую, которая способна без деформации плоскости выдержать нагрузку не менее 1 тонны на 1 м2. Если площадка представляет собой неровный грунт, то паллета под собственным весом может накрениться или упасть, и блоки могут растрескаться.

Поэтому перед разгрузкой грунтовую площадку нужно подготовить. Например, сделать подсыпку из грунта, песка или щебня, и утрамбовать её. Или собрать платформу из деревянных брусьев, и уже на неё устанавливать паллеты. Идеальный вариант – разгружать паллеты на готовый фундамент, железобетонную плиту перекрытия, дорожное асфальтированное или бетонированное покрытие.

Подготовка ровной площадки для выгрузки газоблоков

Блоки лучше всего размещать таким образом, чтобы потом их можно было быстро и просто переносить на стройплощадку во время кладочных работ. Отличное решение – устанавливать паллеты на фундамент. Однако надо делать это так, чтобы они впоследствии не мешали оптической «пробивке» диагоналей и продольных частей стен, которая нужна при сооружении первого ряда кладки. Иначе придётся передвигать паллеты, открывая обзор, что довольно трудоёмко.

Если предполагается долго хранить блоки на объекте, то нужно выбирать площадку, где исключено их переувлажнение, например, из-за подтопления талой водой весной. Подтопление, помимо прочего, может привести к проседанию грунта под паллетами, из-за чего они могут накрениться и упасть, повреждая блоки. Если заказчик планирует начать строительство в течение 1-2 месяцев после доставки блоков, то имеет смысл надрезать по бокам паллеты термоусадочную плёнку, чтобы из блоков быстрее выходила производственная влага. Тогда газобетон раньше достигнет того уровня влажности, при котором можно оштукатуривать наружные стены.

Отдельный вопрос – хранение сухой клеевой смеси. Срок её годности – 6 месяцев с момента производства (дата изготовления указана на упаковке). Об этом нужно помнить, продумывая сроки хранения купленной продукции до начала строительства. Кроме того, клеевая смесь обязательно должна быть сухой. А значит, её нужно хранить либо в сухом помещении, либо под непромокаемым навесом или плёнкой, но при условии, что упаковки будут проветриваться. Иначе в них может появляться конденсат, из-за чего в смеси начнут образовываться комки.

Если остались вопросы

Более полную информацию о работе с газобетоном и технологии малоэтажного домостроения YTONG можно получить на наших бесплатных вебинарах и курсах по строительству.

Если у вас остались вопросы к нашим рекомендациям, задавайте их в форме обратной связи, размещенной ниже.

10 ошибок при возведении стен из газобетона

Сегодня мы расскажем об ошибках, которые чаще всего допускают при сооружении газобетонных частных домов. Казалось бы, откуда взяться ошибкам? Ведь технология устройства зданий из газобетона детально продумана, есть национальный стандарт по ним*, ведущие производители блоков, в частности Ytong, предоставляют подробные инструкции, блоки легко укладывать и обрабатывать. Тем не менее, культура строительства в нашей стране всё ещё «хромает на обе ноги», и неверные решения при работе с газобетоном, увы, не редкость.

Негативные последствия этих ошибок – те же, что и в случае любой неправильно выполненной каменной кладки (из полнотелого кирпича, поризованной керамики, пенобетона и пр.). Главная проблема – трещины, которые распространяются по кладке. В принципе появление трещин, даже сквозных шириной до 2 мм в каменных наружных стенах, не считается признаком аварийного состояния здания**. Однако это может приводить к другим неприятностям:

  • Распространение трещин по наружной и внутренней отделке. Может потребоваться дорогостоящий ремонт.
  • Промерзание стен и, как следствие, увеличение затрат на отопление
  • Ухудшение микроклимата в жилых помещениях.
  • При самом неудачном исходе – нарушение целостности конструкции здания.

Появление трещин может быть вызвано целым рядом нарушений, допущенных строителями.

1. Ошибки при сооружении фундамента


Фундамент в виде железобетонной плиты

Кладка из газобетона – не самая прочная на изгиб. И если фундамент, на который она опирается, недостаточно жесткий и устойчивый, имеет существенные отклонения по геометрии, не соответствует типу грунта и рельефу местности на участке, то кладка может в каких-то местах прогнуться и треснуть. Чтобы этого не произошло, нужно грамотно проектировать и качественно выполнять фундамент. При его сооружении следует учитывать:

  • Особенности грунта на участке: степень его пучинистости, уровень залегания грунтовых вод. Эту информацию можно получить только на основании инженерно-геологических изысканий. Метод «опроса соседей» крайне не точный, и полагаться на него нельзя.
  • Специфику рельефа местности: наличие уклона, перепадов по высоте.
  • Все нагрузки на основание. Их можно определить только с помощью расчёта, выполненного профессиональным конструктором.

Специалисты рекомендуют устраивать под газобетонным домом железобетонный фундамент. Хорошо работают малозаглубленные ленты или плиты, в том числе очень популярные сегодня утеплённая шведская плита (УШП) и утеплённый финский фундамент (УФФ, лента в сочетании с утепленными полами по грунту). Допустимы, помимо прочих, и фундаменты из блоков ФБС с обязательным обвязочным поясом по верхнему ряду, например, монолитным.

2. Ошибки при укладке первого ряда блоков


Выравнивание блоков первого ряда

Блоки первого ряда укладывают на обычный цементно-песчаный раствор толщиной не более 20 мм. Но это не означает, что раствором можно выровнять сильные перепады по высоте на плоскости фундамента. Допустимое отклонение от линии горизонта – 30 мм. Если оно больше, придётся выравнивать фундамент (за счёт подрядчика, некачественно выполнившего свою работу) и только затем начинать кладку.

Небольшие перепады по высоте между соседними в ряду блоками устраняют шлифовальной доской или рубанком. Ровность кладки контролируют с помощью лазерного или оптического нивелира.

Первый ряд блоков обязательно нужно обезопасить от капиллярного подъёма влаги через фундамент. Для этого между стеной и фундаментом предусматривают гидроизоляцию – битумные рулонные и обмазочные материалы, полимерцементные составы и др.

Подробнее о работе с газобетоном можно узнать на курсах по строительству из Ytong

3. Ошибки при выборе клеевого состава


Нанесение тонкошовного клеевого состава

Большая ошибка – возводить стены из газобетона с помощью обычного цементно-песчаного раствора, получая при этом ту же толщину шва, что и в традиционных каменных стенах – до 12 мм. Столь толстый шов приводит к существенным потерям тепла из дома, сводя на нет преимущество газобетона в энергоэффективности над другими каменными материалами. И наоборот, если использовать специальный клей для газобетона, толщина шва будет составлять всего 1-3 мм, теплопотери минимальны.

Обычный раствор вместо клея выбирают люди, которые хотят сэкономить, но неправильно оценивают возможные затраты. Растворный шов толще клеевого в 4 раза и потому расход на него в 4 раза больше. Притом стоимость обычной цементно-песчаной смеси в 2 раза дешевле, чем клея. В итоге – двойная переплата за обычный раствор. Плюс более высокие затраты на его транспортировку.


Клей для тонкошовной кладки Ytong

Другая ошибка – использовать дешёвый клей вместо более дорогого, но рекомендованного производителем блоков. Чем опасен дешёвый? В нём может быть большое содержание трёхкальцевого алюмината, из-за которого состав оказывается не сульфатостойким. Такой клей может со временем выкрашиваться и вызывать растрескивание кладки по шву. В связи с чем Ytong рекомендует использовать только клей под собственной торговой маркой. Потому что этот состав протестирован в ведущих немецких лабораториях, и его качество не вызывает сомнений. Подробнее о клее Ytong можно узнать по ссылке

4. Ошибки при перевязке блоков

Кладка должна выдерживать изгибающие и срезающие усилия. Для этого нужно правильно перевязывать соседние ряды блоков. Согласно российским нормам***, величина перевязки блоков высотой 250 мм должна составлять не менее 40% от высоты блока. То есть не менее 100 мм. Немецкие нормы, на которые ориентируется Ytong, ещё строже – не менее 125 мм. Притом запрещено использовать в кладке обрезанные элементы короче 50 мм. А обрезок большего размера допустимо располагать на удалении 125 мм от шва между блоками нижнего ряда. Неправильно выполненная перевязка чревата образованием трещин.

5. Ошибки при сопряжении несущих стен и перегородок


Сопряжение стен с помощью гибких связей

Недопустимо жёстко сопрягать несущие стены с перегородками, то есть перевязывать их блоками или, например, соединять обрезками арматуры, забитыми в стены. В месте такого сопряжения могут появиться трещины. Дело в том, что несущие и ненесущие стены нагружены по-разному и дают неодинаковую осадку. Чтобы компенсировать её, их сопряжение выполняют с помощью гибких связей (анкеров), допускающих небольшие деформации.


Но друг с другом несущие стены (наружные и внутренние) и перегородки, напротив, должны соединяться жёстко – за счёт перевязки.

6. Отсутствие армирования в подоконных зонах


Армирование подоконной зоны


Конструкция оконного проёма

Если же строители забыли про армирование подоконных зон, то, скорее всего, появления трещин в углах проёмов не избежать.

7. Разрывы в армопоясе


Отсутствие армопояса под кровлей приводит к появлению трещин

Нередко строители забывают про железобетонный армопояс, в частности, под перекрытием по деревянным балкам. Или допускают серьёзные ошибки при его устройстве. Например, в зоне крыши предусматривают армопояс только под мауэрлатом – брусом, который служит опорой для стропил. Но не делают его по фронтонам, то есть не замыкают его в неразрывный контур по периметру здания. В таком случае стропила распирают стены, и появляются трещины в кладке.


Армопояс под мауэрлат

Вывод: необходимо продолжать армопояс по фронтонам, замыкая его.


Работы по усилению конструкции дома после его возведения

В крайнем случае – устранять распор за счёт дополнительных стоек под крышей.


Устройство армопояса при возведении здания

Армопояс нужен для распределения равномерной нагрузки на стены и фундамент здания. Армопояс устраивают в несущих стенах под перекрытиями и крышей. Обычно он представляет собой армированную железобетонную балку сечением не менее 100х100 мм. Эту балку сооружают, например, внутри U-образных газобетонных блоков или между стандартными блоками небольшой толщины (перегородочными). Чтобы дом не промерзал, армопояс закрывают с внешней стороны теплоизоляционными плитами (толщиной 30-50 мм), как правило, из пенополистирола.

8. Несущий железобетонный каркас в малоэтажном здании

Некоторые заказчики считают газобетон недостаточно прочным материалом и потому при строительстве двух- или трёхэтажного дома предусматривают несущий каркас из монолитного железобетона, который заполняют газобетоном. Это неоправданное и нерациональное усложнение. Кладка из газобетонных блоков является несущей стеной, и потому пользы от такого каркаса нет. А вот вред – ощутимый. Железобетонная конструкция оказывается масштабным мостиком холода, её требуется утеплять. Лишние бетонные работы (опалубка, армирование, раствор) в сочетании с дополнительным утеплением, – всё это значительные траты денег и времени, которые совершенно не нужны.

9. Паронепроницаемая наружная отделка


Разрушение отделки из-за применения паронепроницаемой штукатурки

Газобетон приходит на стройплощадку, имея повышенную влажность. Кроме того, он пропускает водяной пар, стремящийся из жилых помещений на улицу (чем ниже плотность блоков, тем выше их паропроницаемость). Большая ошибка – «запечатывать» стены из газобетона паронепроницаемой отделкой, например, цементной штукатуркой плотностью более 1300 кг/м 3 , тем более сразу после завершения кладочных работ. Стены не просохнут от строительной и производственной влажности, что обернётся снижением срока службы как самого газобетона, так и отделки.


Разрушение отделки из-за применения паронепроницаемой штукатурки


Последствия применения высокоплотной цементной штукатурки

Кроме того, не следует возводить кладку из облицовочного керамического кирпича вплотную к газобетонной стене: кирпич менее паропроницаем, чем газобетон. При сооружении такой облицовки оставляют вентиляционный зазор не менее 40 мм между ней и стеной. И обязательны гибкие связи из нержавеющей стали или стеклопластика между кирпичной и газобетонной кладками.


Крепление кирпичной облицовке к стене из газобетона

Другие популярные облицовочные материалы - декоративный бетонный камень и клинкерная плитка. Они также имеют низкую паропроницаемость, и если они будут закрывать более 25% площади фасада, то нужно предусматривать для них вентфасад с подсистемой.


Вентфасад поверх стены из газобетона

10. Паронепроницаемая теплоизоляция

Если же нужно утеплить газобетонные стены, то безопаснее всего применять паропроницаемую теплоизоляцию – из каменного или стеклянного волокна. А вот с полимерными теплоизоляционными материалами (ЭППС, ППС, ППУ, PIR), имеющими очень низкую паропроницаемость, всё сложнее. В принципе их можно использовать, но с рядом оговорок:

Нельзя крепить их на свежую, не до конца высохшую кладку.

Толщина полимерного утеплителя должна обеспечивать не менее половины термического сопротивления ограждающих конструкций. Например, стену из блоков D500 толщиной 300 мм нужно утеплять плитами из экструдированного пенополистирола толщиной 100 мм и более.

Желательно теплоизолировать полимерными материалами дома, где в постоянном режиме работает приточно-вытяжная вентиляция, удаляющая из помещений избыточный водяной пар.

Подробнее о работе с газобетоном можно узнать на курсах по строительству из Ytong

* СТО НОСТРОЙ 2.9.136-2013

** Согласно СП 15.13330.2012

*** СТО НОСТРОЙ 2.9.136-2013

Ошибки при строительстве здания из газобетона

Как избежать ошибки?

Проектирование малоэтажного здания с несущим каркасом из монолитного железобетона, заполняемым блоками из газобетона

Газобетонные блоки обладают достаточной несущей способностью, чтобы возводить из них несущие стены. Необходимости в железобетонном каркасе нет.

Фундамент недостаточно жесткий и устойчивый, имеет отклонения по геометрии, не соответствует типу грунта и рельефу местности на участке

Проектировать фундамент с учётом специфики грунта, рельефа местности, всех нагрузок на основание

Отсутствие гидроизоляции между фундаментом и блоками первого ряда

Предусмотреть между фундаментом и стеной гидроизоляцию – битумный рулонный или обмазочный материал, полимерцементный состав и др.

Неровности, отклонения от высотных отметок, смещённые диагонали в первом ряду кладки

Выровнять фундамент, укладывать блоки первого ряда на цементно-песчаный раствор, небольшие перепады по высоте между блоками устранять шлифовальной доской или рубанком. Контролировать ровность кладки нивелиром

Укладка блоков на обычный цементно-песчаный раствор. Применение клеевого раствора, не рекомендованного производителем газобетона

Начиная со второго ряда блоков использовать клеевой раствор для тонкошовной кладки, рекомендованный производителем газобетона

Неправильная перевязка блоков

Выполнять перевязку блоков величиной не менее 100 мм

Разрыв в армопоясе последнего ряда последнего этажа: устройство армопояса под мауэрлатом, но без продолжения по фронтонам

До заливки бетона убедиться, что контур армопояса неразрывный по всему периметру здания

Устройство оконных проёмов

Отсутствие армирования в подоконных зонах

Монтаж перемычек из U-образных блоков для проёмов более 2,5 метров в свету

Создать усиленную U-образную перемычку

Жёсткое сопряжение несущих и не несущих стен (с помощью перевязки блоков)

Выполнять такие сопряжения с помощью гибких связей

Отсутствие деформационного шва между не несущими перегородками и перекрытием, а также между не несущей перегородкой из газобетона и несущей стеной

Выполнить в соответствующих местах П-образный деформационный шов толщиной 20-30 мм и заполнить его монтажной пеной или волокнистым утеплителем

Утеплять стены из газобетона паронепроницаемыми полимерными теплоизоляционными материалами (ЭППС, ППС, ППУ, PIR) без соблюдения требований производителя газобетона

Наружные стены из газобетонных блоков толщиной 375 мм и плотностью D400 не требуется утеплять. Если всё же стоит задача теплоизолировать фасад, то нужно использовать паропроницаемый утеплитель (минеральную вату). Если же применять полимерный материал, то крепить его можно только на окончательно высохшую кладку. Толщина такого утеплителя должна обеспечивать не менее половины термического сопротивления ограждающих конструкций. Предусматривать в жилых помещениях здания, изолированного полимерными материалами, приточно-вытяжную вентиляцию

Отсутствие внешней гидроизоляции блоков первого этажа при высоте цоколя менее 500 мм

До начала отделочных работ выполнить гидроизоляцию нижней части кладки обмазочными или оклеечными изоляционными материалами, чтобы цоколь на высоту 500 мм был защищён от влаги

Отделка стен паронепроницаемыми материалами или материалами с более низкой, чем у газобетона, паропроницаемостью

Использовать паропроницаемые штукатурки. При облицовке фасада керамическим кирпичом, оставлять вентзазор между облицовкой и стеной не менее 40 мм. При облицовке стен бетонным камнем или клинкерной плиткой предусматривать систему вентфасада (при условии, что такая облицовка будет закрывать более 25% площади фасада)

Норма расхода газобетона: от чего зависит и как определяется

Расход строительных материалов является одним из важнейших показателей, определяющих сумму расходов на строительство. Для газобетона этот показатель важен, поскольку определяет еще и прочность конструкции.


Количество стройматериалов, необходимое для постройки дома — это один из расчетных показателей, определяемых в ходе проектных работ. Он позволяет определить общую сумму затрат на строительство, получить один из самых важных результатов. При работе с газобетоном необходимо закупить сразу весь необходимый объем материала, чтобы строительные работы не останавливались. Кроме того, желательно использовать одни и те же газоблоки с одинаковым качеством. Если учесть, что расход газобетонных блоков связан с механическими свойствами конструкции и косвенно определяет ее прочность, важность показателя становится очевидной.

Нормативные документы и строительные правила


Строительство внешних (несущих) стен определяется по СНиП 3.03.01-87 «Несущие и ограждающие конструкции». В этом документе четко изложены принципы и правила ведения строительных работ с газобетоном, изложены методики расчетов и даны подробные указания относительно технологии кладки. Основной упор делается на обеспечение механической прочности и надежности постройки.

Необходимо учесть — простых и однозначных указаний о том, какова должна быть норма расхода материала, нет. В данном случае само понятие «норма» неприменимо, так как толщина стен — расчетный показатель. Он зависит от массы факторов — внешних условий, размеров дома и т. д. В СНиП указаны лишь способы определения параметров постройки, по которым можно вычислить необходимое количество газобетона.

При этом, расчеты можно упростить, используя онлайн-калькуляторы (их много в сети). Подставляя свои значения в окошечки, нужный результат можно получить за считанные секунды. Однако, рекомендуется продублировать расчет на нескольких калькуляторах для уточнения и проверки полученных значений. Кроме того, надо понимать — используя такие данные, пользователь всю ответственность берет на себя. Если в расчете имеются ошибки (неправильно введенные цифры или неверно выбранные исходные данные), все последствия отразятся на состоянии постройки и, соответственно, на кошельке ее владельца.

В каких единицах выполняется расчет


В торговых организациях используются способы учета материалов, оптимальные для перевозки и хранения. Для штучных строительных материалов базовой единицей учета является кубометр (м 3 ), определяющий объем материала, но не дающий представления о количестве блоков.

Для строителей единицы учета, принятые в торговле, не всегда удобны. Они вынуждают постоянно переводить их в привычные для строителей показатели, что усложняет и замедляет расчет. Зная об этих проблемах, производители и представители торговых организаций используют двойной способ представления материалов. Например, помимо указания стоимости за м 3 , предоставляется более полная информация — количество блоков на поддоне и цена за единицу (за один блок).

Для строителей (и сметчиков) необходимо знать, сколько блоков приходится на 1 м 2 кладки. Подсчитать несложно, но надо знать точные размеры блоков. С этим ситуация сложнее, так как у всех производителей свои принципы и подходы к формированию размера.

Какие данные нужны для расчета


Основным показателем является толщина несущих (наружных) стен дома. Она определяется по результатам теплотехнического расчета, основанного на технических характеристиках используемого материала и внешних условиях. Как правило, для строительства частного дома достаточно одного слоя газосиликатных блоков — их параметры позволяют создать в помещениях комфортную температуру без лишних затрат. Однако, в некоторых ситуациях приходится строить стены в два слоя блоков (некоторые источники ошибочно употребляют термин «в два блока». Это неверно, так как означает толщину наружных стен в 1200 мм). Строительство в два слоя выбирают по двум причинам — если толщины стен в один слой недостаточно для обеспечения нормативного теплосбережения, или для облегчения работы. Поднимать блоки шириной 40 см тяжело, особенно на верхних ярусах кладки. Поэтому, частные застройщики, работающие самостоятельно, облегчают себе задачу и используют два слоя более легких блоков меньшего размера.

Определение толщины стен позволяет выполнить расчет количества газобетона на 1м 2 кладки. При этом, надо знать точные размеры дома — длину и ширину, высоту, размеры фронтонов и других частей конструкции. Для подсчета количества материала надо рассчитать общую площадь наружных стен и вычесть из нее площадь оконных и дверных проемов. Результат позволит рассчитать количество блоков для возведения наружных стен.

Однако, полученное значение требует некоторого увеличения. Надо подсчитать количество материала, необходимого для постройки внутренних перегородок. Кроме этого, надо обеспечить небольшой запас (обычно делают 10-15 %) на всякий случай. Например, брак или ошибки при изготовлении доборных блоков, разрушение материала при доставке, другие потери. Небольшой запас позволит не прерывать работу для приобретения недостающих блоков. Беспокоиться о том, что после завершения работ останется лишний материал, не надо — после строительства дома понадобятся служебные и вспомогательные помещения, на которые уйдут все излишки.

Как рассчитать количество блоков


Расчет количества материалов выполняется в несколько этапов:

  1. Определяется общая площадь фасада дома, вместе с верандой, пристройками и другими элементами постройки.
  2. Рассчитывается суммарная площадь проемов, дверных и оконных. Сюда же прибавляется площадь остекления веранды.
  3. Из первого (большего) значения вычитается второе. Результатом станет площадь кладки, которая будет использоваться при расчете.
  4. Определяется количество газобетонных блоков на 1м2 кладки.
  5. Площадь кладки делится на количество газосиликатных блоков, приходящееся на 1м2. В результате будет получено необходимое количество материала.

Наиболее сложным этапом станет определение количества блоков, приходящееся на 1м2 стены. Здесь можно использовать три способа подсчета:

  • взять лист бумаги в клеточку и нарисовать на нем квадрат со стороной в 10 клеток. Он обозначает 1м2 площади. Затем заполнить его прямоугольниками со сторонами, соответствующими размеру используемых газоблоков. После этого останется только подсчитать количество прямоугольников. Этот способ годится только для тех, кто совсем не в ладах с арифметикой;
  • рассчитать площадь боковой (наружной) части блока. Затем разделить 1м2 на полученное значение (тоже в квадратных метрах) и получить искомое число;
  • использовать онлайн-калькулятор или готовую таблицу с показателями наиболее распространенных штучных материалов.

В любом случае, надо точно знать размеры газоблоков, которые будут использованы для строительства дома. для этого надо узнать их в сети или, что гораздо надежнее, в магазине.

В сети встречаются советы рассчитывать количество блоков с учетом толщины швов. Большинство пользователей считает этот способ неудобным. Дело в том, что швы (в зависимости от толщины) могут отнимать до 12 % площади кладки. При этом, если работы ведутся в соответствии с действующими требованиями (тонкошовная кладка), площадь швов не достигает и 6 %. Это значение, которым смело можно пренебречь, или рассматривать его в качестве необходимого запаса материала. Разница может оказаться весьма значительной только при возведении очень крупного здания. Малоэтажное частное строительство предусматривает работы со сравнительно небольшими постройками, поэтому, опасаться получить значительные количества лишнего материала нецелесообразно.

Читайте также: