Доска на доме раскольникова

Обновлено: 04.05.2024

Дом Раскольникова. От мифа к реальности

На доме №5 по Столярному переулку и № 19 по Гражданской (бывшей Средней Мещанской) улицы установлен барельеф с изображением сочинителя Достоевского и надписью:

" ДОМ РАСКОЛЬНИКОВА
Трагические судьбы людей этой местности Петербурга послужили Достоевскому основой его страстной проповеди добра для всего человечества".

Справа от нее сохранилась старая табличка на немецком языке – "Gedanke des hohen Wasser Am 7 November 1824", а слева, на русском – "Вышина воды 7 ноября 1824". Таблички эти вовсе незачем было бы упоминать, если бы они не служили косвенным доказательством того, что здание это уже стояло здесь задолго до написания Достоевским романа "Преступление и наказание". Дом этот и особенно лестницу, на которой после капитального ремонта (предположительно в 60-80 гг. XX в.) нынче располагаются квартиры с 40 по 51-ю, часто посещают школьники, нередко и с учителями литературы. Если следовать тексту романа, то комната Раскольникова должна была располагаться на месте современной квартира №49, находящейся на пятом этаже и выходящей окнами во двор.
Стены последнего этажа и чердака исписаны и разрисованы школярами так, что просвета нет. Вот несколько типичных надписей:
" – Родя мы с тобой (знаки препинания отсутствуют - А.К.)
– Родя, мы тебя помним!
– Родя с тобой 10"э" 501 супершкола! ( Без знаков препинания - А.К.).
– Раскольников выходи!
– Я люблю Ф.М.
– Мочи старух! Деньгами надо делиться! Крыса. 23.09.2000.
– Лит-ра г..но.
– Родя - баран.
– Раскольников, REAL MAN – маньяк Чикотило.
– Защитим старушек. Собес.
– От топора, направленного арифметикой никакой собес не спасет.
– Здесь была 93 школа.
– Все бабки суки, твари и падлы."

Еще можно прочесть, что эту лестницу посетили 10"а" и 10"б" классы 197-й и 579-й школ а также 10"а" класс 220-й школы. Ребята успевали сделать эти надписи, по-видимому, когда учитель, продолжая свой взволнованный монолог уже спускался вниз.
Объективности ради надо сказать, что встречаются на этих стенах и серьезные мысли, вроде: "Родя! Все же ты убил зря", "Преступление и наказание" – произведение мирового значения", и даже рифмованные строки, типа:
"…среди седых могильных плит
Твоя душа себя узрит
Никто не в…нет ; сумрак ложа
Твой сокровенный час тревожа.
Молчи наедине с собой
Один ты будешь здесь едва ли
Ведь духи мертвых, что толпой
Тебя при жизни окружали
И в смерти вновь тебя найдут.
Их воля явственнее тут
Погасит мрак сиянье ночи
И звезды, затворяя очи
Не обронят с престольных круч
С надеждой нашей схожий луч…"
( Родя, я люблю тебя. К.)
Или:
"Пусть твое сердце,
Такое горячее и ищущее правды
Найдет покой на небесах
Пусть Бог простит тебя,
А мы всегда будем
В смятении и в поиске
Ответа на твой вопрос…
Спасибо тебе…"
Болт. 18.05."2000.

Иные посетители задумываются о постоянных обитателях лестницы:
" – А каково всем живущим здесь?
– Херово им.
– А вообще все зациклены. Ведь дело не в старухах, а в сверхчеловеке (Ницше), коим считал себя ваш фамильярный Родик.
– Рудик
– Редик
– Ры-ы-ы-дик
– Рдик
– Рдк
– Р р р р р".
Встречаются и философские размышления:
"Хорошо любить, когда знаешь правду любви и трудно ненавидеть, когда знаешь правду ненависти и только тогда, когда находишь правду, которая тише любви и глубже ненависти - только тогда находишь… топор!" Илья.
"Человек – это канат между животным и сверхчеловеком. Канат над бездной" (Ницше).

Вот далеко не полный перечень того, что написано на этих многострадальных стенах.
Но, является ли на самом деле указанное здание домом Раскольникова и существовал ли этот дом вообще, и если существовал, то где он располагался?
У Достоевского все детали, имена, дома имеют привязку к его жизни. Например, мы можем точно сказать, что двор в котором Раскольников прятал украденные вещи точно существовал. А.Г.Достоевская в примечаниях к произведениям мужа пишет:
"Федор Михайлович в первые недели нашей брачной жизни, гуляя со мною, завел меня во двор одного дома и показал камень, под который его Раскольников спрятал украденные у старухи вещи. Двор этот находился на Вознесенском проспекте, второй от Максимильяновского переулка; на его месте построен громадный дом, где теперь редакция немецкой газеты. На мой вопрос: " зачем же ты забрел на этот пустой двор?" Федр Михайлович ответил: "А затем, зачем заходят в укромные места прохожие".( Л.Т. Гроссман. Семинарий по Достоевскому. Материалы, библиография и комментарии. - М. 1923 Пг., с.56). Без сомнения он забрел на этот двор во время написания романа и что это место произвело на него сильное впечатление. Значит, и дом Раскольникова существовал, но не обязательно в Столярном переулке.
В тексте романа есть указание на то, что Раскольников жил недалеко от Сенной площади, в С-м переулке, недалеко от К-на моста (расшифровать эти сокращения просто, т.к. на этот счет тоже есть примечание А.Г.Достоевской - Столярный переулок у Кокушкина моста) в большом пятиэтажном доме (включая подвальный), под самой крышей, в маленькой комннатке, похожей больше на шкаф. Скорее всего это был мансардный этаж, потому, что маленькие комнаты в мансардах действительно похожи на шкаф. Тринадцатью ступеньками ниже (тринадцать ступеней - такое уточнение есть в тексте). Многие авторы отмечают склонность Достоевского все исчислять и мерить, но никто не пытался понять, чем объясняется эта привычка и почему она появилась.
В четвертом этаже, жила квартирная хозяйка Раскольникова. Двери хозяйской кухни, почти всегда открытые, выходили на ту же черную лестницу, что и двери в каморку Раскольникова. Окна его комнаты выходили во двор-колодец. Лестница также выходила во двор и в улицу попасть можно было только пройдя в ворота под аркой. Под аркой (в воротах, как сказано у Достоевского) располагалась дворницкая, в которой Раскольников взял топор. Но куда выходили ворота, в Столярный переулок или в улицу? В нынешнем "доме Раскольникова" ворота выходят на Гражданскую (Среднюю Мещанскую) улицу. Посмотрим, не противоречит ли такое расположение ворот тексту романа. В гл (?) Раскольников, Соня Мармеладова и Разумихин, спустились по лестнице.
" На улице стали в воротах…
– Вам направо, Софья Семеновна?… "
Соня действительно повернула из ворот направо. Она торопится скрыться с глаз молодых люде, чтобы наедине понять возникшее у нее новое чувство:
"Она ужасно рада была, что, наконец, ушла; пошла потупясь, торопясь, чтобы поскорей как-нибудь уйти у них из виду, чтобы пройти как-нибудь поскорей эти двадцать шагов (автор снова указывает конкретное число шагов – А.К) до поворота направо в улицу и остаться, наконец, одной, и там, идя, спеша, ни на кого не глядя, нечего не замечая, думать, вспоминать, соображать каждое сказанное слово, каждое обстоятельство…" (с. 265)
Из этого отрывка следует, что она должна была пройти двадцать шагов и повернуть в улицу. Но Среднюю Мещанскую до самого Вознесенского проспекта (около 100 метров) кроме Столярного, не пересекает никакая другая улица, и, чтобы попасть в Столярный нужно повернуть влево. Это было бы возможно, если бы в доме были бы еще одни ворота, выходящие в Столярный, но каких-либо следов этих ворот на фасаде здания не видно. Даже если бы они были заложены в результате ремонта или перепланировки, то их следы, из-за различной осадки, различных термических характеристик материала с годами всегда проявляются. Да и полуподвал, стены которого образуют фундамент дома, нигде не прерывается. Вот след от примыкавшего когда-то к нему одноэтажного дома № 3 даже после капитального ремонта остались на глухой с черными узкими окнами стене. Нынче между домами № 5 и №3, имеется промежуток а дом № 1 вообще отсутствует. Скорее всего между домом № 5 и Большой Мещанской (ныне Казанской) улицей стояли два дома, один из которых (примыкавших к д. № 5 ) - одноэтажный. Эти дома снесли и на их мести построили в 50-60 годах XX века школу. На этой школе сохранилась еще табличка "пер. Пржевальского 5;3" (при советской власти Столярный переулок носил имя Пржевальского т.к. в доме №6 с 1881 по 1887 гг. жил знаменитый путешественник)
Но, может быть, молодые люди стояли с у ворот другого дома, прежде чем разойтись? Нет. То, что они стояли у ворот именно дома Раскольникова ясно из следующего места в романе: "В ту минуту, когда все трое, Разумихин, Раскольников и она (Соня – А.К.), остановились на два слова на тротуаре, этот прохожий (Свидригайлов – А.К.), обходя их… внимательно оглядел всех троих… потом посмотрел на дом и заметил его". (с. 266)
Зачем Свидригайлову было запоминать номер дома? Конечно же для того, чтобы посетить Раскольникова (и по ходу действия романа он его посещает). А какой смысл запоминать дом, где тот не живет? Никакого смысла в этом нет. Значит они стояли в воротах дома, где жил Раскольников и ворота должны были выходить в Столярный. Это подтверждается анализом следующего отрывка.
"Дойдя до поворота, он ( Свидригайлов - А.К.) перешел на противоположную сторону улицы, обернулся и увидел, что Соня уже идет вслед за ним, по той же дороге, и ничего не замечая. Дойдя до поворота, как раз и она повернула в эту же улицу. Он пошел вслед, не спуская с нее глаз с противоположного тротуара; пройдя шагов пятьдесят, перешел опять на ту сторону, по которой шла Соня, догнал ее и пошел за ней, оставаясь в пяти шагах расстояния… Когда Соня вышла на канаву, они очутились вдвоем на тротуаре. Дойдя до своего дома, Соня повернула в ворота… Войдя во двор, она взяла вправо, в угол, где была лестница в ее квартиру… Она прошла в третий этаж, повернула в галерею и позвонила в девятый нумер, на дверях которого было написано мелом: "Капернаумов".
Итак, Соня повернула в улицу (не переходя ее), пересекающую Столярный переулок, и упирающуюся "в канаву", т.е. Екатерининский канал (ныне канал Грибоедова). Столярный персекает три улицы – Большая Мещанская (Казанская), Средняя Мещанская (Гражданская) и Малая Мещанская (Казначейская). Из них только Малая Мещанская улица выходит на канал, остальные - на Вознесенский проспект. Стало быть дом Раскольникова находился между Средней и Малой Мещанскими улицами.
В этом промежутке сейчас стоит три дома: № 7 и № 9 по Столярному и № 9 по Казначейской. Последний дом имеет ту особенность, что, выходя одним из фасадов на Столярный, не имеет в нем своего номера. Почему же этот дом без номера? Возможно в 60-х годах XIX века его вообще не было и на его месте был какой-нибудь дворик? Если это так, то от ворот дома № 9 до угла как раз получается двадцать девических шагов. Кстати, под воротами этого дома сохранилось помещение бывшей дворницкой. Сюда водят экскурсии из музея Достоевского. Пятый этаж дома - мансардный, лестницы справа и слева во дворе узкие, хорошо сохранившиеся. Считаю ступеньки на лестницах: справа - 17, слева - 23. Опять не сходится.
А напротив, в доме № 14 по Столярному (№7 по Малой Мещанской) проживал, во время работы над романом, сам Достоевский. В окна второго этажа должна была быть видна колокольня церкви Вознесения. Церковь снесена в 1936 году и это место застроено. Но Угловое треугольное здание между “канавой”, Столярным пер. и Казначейской улицей имеет нумерацию соответственно 71/11/ 6. Здание в стиле модерн, построено явно позже 1867 года, и на его месте во времена Достоевского располагалось другое (или другие) постройки. Дома 9, 11 и 13 по Казначейской улице так же построены позднее ( дом №11 - архитектура стиля модерн). Если это действительно так, то Достоевский из окон своей квартиры мог видеть если не саму церковь, то колокольню церкви Вознесения точно. Она производила на писателя такое сильное впечатление, что он даже сделал ее действующим лицом романа (эта колокольня является Раскольникову в бреду).
Исследователями жизни и творчества Достоевского давно замечено, что он любил селиться в угловых домах напротив церквей. Первая после выхода из Инженерного училища квартира располагалась на Караванной ул. Вблизи манежа.Дом неизвестен. Квартира состояла из двух комнат В начале своей литературной деятельности он жил у Владимирской церкви, в Графском переулке, в доме Прянишникова (с сентября 1844). В феврале 1846 г. он живет в квартире купца Кучина, на углу Кузнечного и Гребецкой (Ямской). В сентябре же 1846 он уже живет у Казанского собора на углу Казанской улицы 25 и соборной площади в доме Кохендорфера, а в ноябре перебирается на 1-ю линию Васильевского острова 26 ( на углу с Большим проспектом) напротив лютеранской церкви Св. Екатерины в дом Солошича. Отсюда он переезжает в дом Шиля, напротив Исаакиевского собора.
В сцене возвращения на место убийства Раскольников говорит дворнику, что живет в доме Шиля, в квартире 14. Но настоящий дом Шиля располагался по адресу: Вознесенский проспект 8/23 (на углу с Малой Морской улицей). В этом доме, в квартире Бреммера с весны 1847 года до своего ареста 23 апреля 1849 года жил сам Достоевский. Может быть это и есть прототип (если это слово применимо по отношению к дому) "дома Раскольникова"? Возможно проживание в этом доме врезалось в память Достоевского из-за плохих условий существования? Проверить нашу догадку (сосчитать ступеньки, вдруг их окажется именно 13) не представляется возможным. От дома остались только наружные стены, внутри располагается ресторан “Белые ночи”.
Может быть дом Шиля ассоциировался у Достоевского с его литературным успехом? После возвращения из-за границы 8 июля 1871 г., Достоевский первую зиму провел в Серпуховской улице Семеновского полка, в доме Архангельской (№15) Дом не сохранился. В 1872 г. переехал во 2-ю роту Измайловского полка (дом не сохранился), в дом Мебса. Зиму 1873-1874 гг. жил на Лиговке, №27, в доме Сливчанского. Три года, с сентября 1875 по май 1878 г., жил в доме Струбинского, против Греческой церкви( Греческий пр. д6. Не сохранился) , и три последние года, 1878 - 1881, в Кузнечном переулке, дом № 5. Кроме того известен и такой адрес: Екатерингофский пр. д.№3.
Обращает на себя внимание эта его старсть к перемене мест жительства. Он и всю свою жизнь постоянно кочевал по своей и чужой воле.

Дом Раскольникова

Дом Раскольникова Санкт-Петербург, История, Литература, Федор Достоевский, Преступление и наказание (Достоевский), Родион Раскольников, Длиннопост

Всемирно известный роман "Преступление и наказание" начинается с визуализации момента выхода из своего дома главного героя, который направляется к старушке-процентщице. Эти строки становятся первыми кирпичиками фундамента всего романа, на протяжении которого Раскольников одиннадцать раз выходит из дома, а возвращается в него десять. Ведь каждый читатель знает, что в последний раз он покидает этот дом навсегда.

Причина поселения Раскольникова Достоевским в этот дом и эту квартиру довольно банальная, он сам жил в доме по соседству и очень хорошо знал описываемый район, ведь рисовать с натуры всегда удобнее, какая бы она не была. В доме по адресу Столярный переулок 14/7 он творил после ссылки, рядом же находилась редакция журнала "Время", где вместе со своим братом они публиковали свои рассказы.

Дом Раскольникова Санкт-Петербург, История, Литература, Федор Достоевский, Преступление и наказание (Достоевский), Родион Раскольников, Длиннопост

Дом где жил Достоевский

Вот для собственного комфорта и удобства в шаговой доступности от его дома расквартировался не только бывший студент, но и Сонечка Мармеладова со старухой-процентщицей. Все дороги между домами им были изучены, обхожены и облюбованы, причем в любую погоду как в рекламе Тафт.

Дом Раскольникова Санкт-Петербург, История, Литература, Федор Достоевский, Преступление и наказание (Достоевский), Родион Раскольников, Длиннопост

Где пятый этаж? Самый логичный вопрос, который может задать читатель знакомый с произведением не понаслышке, а держащий его как библию под подушкой. Отвечаю, положа руку на это самое произведение, во всем виновата реновация домов, из-за которой в 1970 году был разрушен полуподвал, и дом в мгновение ока превратился в обрезанную рукой неопытного раввина версию.

Дом Раскольникова Санкт-Петербург, История, Литература, Федор Достоевский, Преступление и наказание (Достоевский), Родион Раскольников, Длиннопост

Что стало с помещением Родиона? Не стоит унывать! Местные жители и фанаты романа клятвенно божатся, что провели полноценные исследования и комнатка-мансарда сохранилась по сей день: Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и всё казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок.

Дом Раскольникова Санкт-Петербург, История, Литература, Федор Достоевский, Преступление и наказание (Достоевский), Родион Раскольников, Длиннопост

В последний год XX века на дом успели нацепить памятную табличку, присвоив выдуманному герою вполне осязаемое настоящее, написав для потомков навечно эти слова: "Дом Раскольникова. Трагические судьбы людей этой местности Петербурга послужили Достоевскому основой его страстной проповеди добра для всего человечества"

Дом Раскольникова Санкт-Петербург, История, Литература, Федор Достоевский, Преступление и наказание (Достоевский), Родион Раскольников, Длиннопост

К слову именно роман Достоевского впервые ломает привычные представления царского города в умах читателей, и на месте парадного города с дворцами и площадями, с нарядными соборами и музеями, с памятниками и фонтанами, Федор Михайлович рисует нам другой город - холодный и жестокий. Трущобы, в которых нищие ремесленники и голодные студенты-лохмотники создают полную атмосферу тупика и безысходности.

Дом Раскольникова Санкт-Петербург, История, Литература, Федор Достоевский, Преступление и наказание (Достоевский), Родион Раскольников, Длиннопост

Найдены возможные дубликаты


ВПитере

3.3K постов 10K подписчиков

Подписаться Добавить пост 4 года назад
К слову именно роман Достоевского впервые ломает привычные представления царского города в умах читателей, и на месте парадного города с дворцами и площадями, с нарядными соборами и музеями, с памятниками и фонтанами, Федор Михайлович рисует нам другой город - холодный и жестокий. Трущобы, в которых нищие ремесленники и голодные студенты-лохмотники создают полную атмосферу тупика и безысходности.

Хм-м, наверно автор статьи не знаком с творчеством Фёдора Михайловича от слова совсем.

Роман "Бедные люди" может и не так популярен, как "Преступление и наказание", но написан и издан почти на 20 лет раньше. "Униженные и оскорблённые" опережают Раскольникова и Сонечку на пять лет. А уж рассказов и повестей раскрывавших тему НЕпарадного Петербурга я перечислять не стану.

4 года назад

Жиденько у вас знаний об этом месте. Подъезд там конечно закрыт давно. Жильцами от табунов среднестатистических, но знающие люди туда попадали. Раньше там жил один "свой" и в водосточной трубе была спецсвязь: когда приходили к Родиону, дергали за веревочку в трубе - звонил колокольчик, он и открывал дверь в подъезд.

Почему именно этот перекресток? Помимо знакомого Федору Михайловичу места? Если встать на этом перекрёстке и посмотреть на улицы во все четыре стороны, то окажется, что они все тупиковые. В конце каждой улицы - стена дома, ни парка, ни открытого воздуха тебе. Безвыходность, безысходность. (рейтинга нет фотку запилить, гугл стрит в помощь)

Парадная очень колоритная. (хотя это конечно не парадная, а лестница для прислуги. парадные всегда со стороны улицы) Там не обычные двери квартир по стенам. Лестница это что-то вроде коридора с обширными проемами по бокам. пройти, просочиться мимо старухи.

Сама келья закрыта, но дверца и правда на самом верху, упирается в потолок. Дальше этой двери идти некуда. И последние 13 ступенек. Там их, кстати, меньше, но ведь чёртова дюжина образнее.

Перила на лестнице кованые, резные, с массивными окончаниями в виде шаров. Их почти все посрезали "туристы". Все стены тоже исписаны фразами типа "Родион, ты прав!", "Мы с тобой!", "Ты право имеешь!"

4 года назад

Да мы же рядом жили! Были с мужем в Питере в декабре, жили буквально через 1 дом от этого места. Самое яркое впечатление о городе от вот таких табличек с описаниям людей живших здесь. То дом Раскольникова, то Достоевского, то место где умер Есенин, то дом где жил и работал первый анколог страны

4 года назад Опа, буквально позавчера случайно на этот дом наткнулся)

Иллюстрация к комментарию

Иллюстрация к комментарию

Иллюстрация к комментарию

4 года назад

можно ж по почти диагонали пройти.

зачем столько много обходить? плюс по дворам интереснее.

и там в окрестностях очень много под названиями от Достоевского. Возьми хоть ресторан "идиот" на Фонарном.

4 года назад Так, стоп. Так Раскольников жил в мансарде? А я почему-то был уверен, что жил он как раз в подвале. Что-то типа цокольного этажа. Т.к помню описание как в окне виднелись ноги проходивших на улице людей. Или это из другой оперы? Все смешалось! раскрыть ветку 1 4 года назад Ноги в окне это из Мастера и Маргариты показать ещё 0 комментариев Похожие посты 2 дня назад


Хронология высочайших зданий России

Всех приветствую! В данной статье расскажу Вам о том, какие здания были высочайшими в России в разные периоды истории, приятного просмотра!

55 метров - Успенский собор Московского Кремля

Хронология высочайших зданий России История, Россия, Российская империя, СССР, Сделано в СССР, История СССР, Архитектура, Храм, Здание, Город, Туризм, Градостроительство, Достопримечательности, Москва, Санкт-Петербург, Высота, Длиннопост

Собор является древнейшим полностью сохранившимся зданием Москвы, а также самым ранним из итальянских сооружений в Кремле. Построен в 1475—1479 годах. Был главным кафедральным собором России вплоть до 1917 года.

Хронология высочайших зданий России История, Россия, Российская империя, СССР, Сделано в СССР, История СССР, Архитектура, Храм, Здание, Город, Туризм, Градостроительство, Достопримечательности, Москва, Санкт-Петербург, Высота, Длиннопост

60 метров - Колокольня Ивана Великого

Хронология высочайших зданий России История, Россия, Российская империя, СССР, Сделано в СССР, История СССР, Архитектура, Храм, Здание, Город, Туризм, Градостроительство, Достопримечательности, Москва, Санкт-Петербург, Высота, Длиннопост

Храм-колокольня в составе архитектурного ансамбля Соборной площади Московского Кремля. Построена в 1505—1509 годах по проекту итальянского архитектора Бона Фрязина, в период до 1815 года неоднократно достраивалась, расширялась и перестраивалась.

Хронология высочайших зданий России История, Россия, Российская империя, СССР, Сделано в СССР, История СССР, Архитектура, Храм, Здание, Город, Туризм, Градостроительство, Достопримечательности, Москва, Санкт-Петербург, Высота, Длиннопост

62 метра - Церковь Вознесения в Коломенском

Хронология высочайших зданий России История, Россия, Российская империя, СССР, Сделано в СССР, История СССР, Архитектура, Храм, Здание, Город, Туризм, Градостроительство, Достопримечательности, Москва, Санкт-Петербург, Высота, Длиннопост

Храм Даниловского благочиния Московской епархии, первая каменная шатровая церковь в России, построенная итальянским архитектором. Храм расположен в районе Нагатинский Затон, в бывшем подмосковном селе Коломенское. Храм является шедевром мировой архитектуры, первым каменным шатровым храмом в России и объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.

65 метров - Храм Василия Блаженного

Хронология высочайших зданий России История, Россия, Российская империя, СССР, Сделано в СССР, История СССР, Архитектура, Храм, Здание, Город, Туризм, Градостроительство, Достопримечательности, Москва, Санкт-Петербург, Высота, Длиннопост

Хронология высочайших зданий России История, Россия, Российская империя, СССР, Сделано в СССР, История СССР, Архитектура, Храм, Здание, Город, Туризм, Градостроительство, Достопримечательности, Москва, Санкт-Петербург, Высота, Длиннопост

74 метра - Церковь Бориса и Глеба

Хронология высочайших зданий России История, Россия, Российская империя, СССР, Сделано в СССР, История СССР, Архитектура, Храм, Здание, Город, Туризм, Градостроительство, Достопримечательности, Москва, Санкт-Петербург, Высота, Длиннопост

Из-за запустения Борисова городка после Смутного времени, в 1744 году церковь была заброшена и простояла в таком положении до начала XIX века. Окончательно разобрана в 1830 году на стройматериалы. Ценные кирпичи пошли на строительство новых домов. Битый кирпич и остатки стен вместе со строительным мусором рабочие свалили на склон рва и эти остатки стали предметом изучения археологов.

81 метр - Колокольня Ивана Великого (надстройка)

Хронология высочайших зданий России История, Россия, Российская империя, СССР, Сделано в СССР, История СССР, Архитектура, Храм, Здание, Город, Туризм, Градостроительство, Достопримечательности, Москва, Санкт-Петербург, Высота, Длиннопост

84,3 метра - Меншикова башня

Хронология высочайших зданий России История, Россия, Российская империя, СССР, Сделано в СССР, История СССР, Архитектура, Храм, Здание, Город, Туризм, Градостроительство, Достопримечательности, Москва, Санкт-Петербург, Высота, Длиннопост

Храм в честь Архангела Гавриила, расположенный в Москве. Был заказан в 1707 году Александром Меншиковым и построен по проекту Ивана Зарудного. На левом фото Меншикова башня в 1882 году. Позднее церковь со всех сторон окружили зданиями

122,5 метра - Петропавловский собор

Хронология высочайших зданий России История, Россия, Российская империя, СССР, Сделано в СССР, История СССР, Архитектура, Храм, Здание, Город, Туризм, Градостроительство, Достопримечательности, Москва, Санкт-Петербург, Высота, Длиннопост

Собор в Санкт-Петербурге в Петропавловской крепости, усыпальница русских императоров, памятник архитектуры петровского барокко. Автор проекта — итальянский архитектор Доминико Трезини. Возведён в 1712—1733 годах. С 1733 до 2012 года (279 лет. ) собор высотой 122,5 м был самым высоким зданием Санкт-Петербурга, а до 1952 года — самым высоким в России.

В 1703 году Пётр I заложил на берегу Финского залива Петропавловскую крепость. Пётр понимал, что новая Россия нуждается в архитектуре, способной выразить идеи времени. Стремясь усилить главенствующее положение молодой столицы среди городов России, государь задумал новое строение, которое поднялось бы выше колокольни Ивана Великого и Меншиковой башни. Новый храм должен был стать самым значительным сооружением столицы и находиться в самом сердце Петропавловской крепости.

Хронология высочайших зданий России История, Россия, Российская империя, СССР, Сделано в СССР, История СССР, Архитектура, Храм, Здание, Город, Туризм, Градостроительство, Достопримечательности, Москва, Санкт-Петербург, Высота, Длиннопост

176 метров - Жилой дом на Котельнической набережной

Хронология высочайших зданий России История, Россия, Российская империя, СССР, Сделано в СССР, История СССР, Архитектура, Храм, Здание, Город, Туризм, Градостроительство, Достопримечательности, Москва, Санкт-Петербург, Высота, Длиннопост

Центральный высотный корпус насчитывает 32 этажа, его высота вместе со шпилем составляет 176 м, этажность боковых корпусов — от 8 до 10. Изначально в доме было 540 квартир

Мой пост с множеством фотографий высоток во времена их строительства: Сталинские высотки

235 метров - Главное здание МГУ

Хронология высочайших зданий России История, Россия, Российская империя, СССР, Сделано в СССР, История СССР, Архитектура, Храм, Здание, Город, Туризм, Градостроительство, Достопримечательности, Москва, Санкт-Петербург, Высота, Длиннопост

Центральное здание университетского комплекса Московского государственного университета на Воробьёвых горах. Самая высокая из семи построенных сталинских высоток. Высота — 183,2 м (со шпилем — 240 м), этажность центрального корпуса — 32 (36). До 1990-х годов здание было самым высоким в Европе.

Хронология высочайших зданий России История, Россия, Российская империя, СССР, Сделано в СССР, История СССР, Архитектура, Храм, Здание, Город, Туризм, Градостроительство, Достопримечательности, Москва, Санкт-Петербург, Высота, Длиннопост

Хронология высочайших зданий России История, Россия, Российская империя, СССР, Сделано в СССР, История СССР, Архитектура, Храм, Здание, Город, Туризм, Градостроительство, Достопримечательности, Москва, Санкт-Петербург, Высота, Длиннопост

Жилой небоскрёб в Хорошёвском районе Москвы.

Хронология высочайших зданий России История, Россия, Российская империя, СССР, Сделано в СССР, История СССР, Архитектура, Храм, Здание, Город, Туризм, Градостроительство, Достопримечательности, Москва, Санкт-Петербург, Высота, Длиннопост

Хронология высочайших зданий России История, Россия, Российская империя, СССР, Сделано в СССР, История СССР, Архитектура, Храм, Здание, Город, Туризм, Градостроительство, Достопримечательности, Москва, Санкт-Петербург, Высота, Длиннопост

В центре на фото.

Хронология высочайших зданий России История, Россия, Российская империя, СССР, Сделано в СССР, История СССР, Архитектура, Храм, Здание, Город, Туризм, Градостроительство, Достопримечательности, Москва, Санкт-Петербург, Высота, Длиннопост

Хронология высочайших зданий России История, Россия, Российская империя, СССР, Сделано в СССР, История СССР, Архитектура, Храм, Здание, Город, Туризм, Градостроительство, Достопримечательности, Москва, Санкт-Петербург, Высота, Длиннопост

2017 - наше время

462 метра - Лахта-Центр

Хронология высочайших зданий России История, Россия, Российская империя, СССР, Сделано в СССР, История СССР, Архитектура, Храм, Здание, Город, Туризм, Градостроительство, Достопримечательности, Москва, Санкт-Петербург, Высота, Длиннопост

Башня Лахта центра высотой 462 метра стала самым северным небоскрёбом в мире. Является самым высоким в России и Европе и 15-м — в мире. Лахта-центр вошёл в пятёрку самых экологичных небоскрёбов мира. Общая стоимость комплекса оценивалась в 120,7 млрд рублей.

Благодарю за внимание, если Вам было интересно - можете подписаться :)

Показать полностью 21 4 дня назад


Россия второй половины XIX века

В запасниках лицея имени генерала Кольбера в Париже, был обнаружен большой набор фотографий на стеклянных пластинах конца XIX - начала XX - го века.

Красная площадь, Москва

Россия второй половины XIX века Архитектура, Москва, Санкт-Петербург, 19 век, Фотография, История, Длиннопост

Исаакиевский собор, Санкт- Петербург

Россия второй половины XIX века Архитектура, Москва, Санкт-Петербург, 19 век, Фотография, История, Длиннопост

Адмиралтейство, Санкт-Петербург

Россия второй половины XIX века Архитектура, Москва, Санкт-Петербург, 19 век, Фотография, История, Длиннопост

Большой Александровский мост, Варшава

Россия второй половины XIX века Архитектура, Москва, Санкт-Петербург, 19 век, Фотография, История, Длиннопост

Храм Христа Спасителя, Москва

Россия второй половины XIX века Архитектура, Москва, Санкт-Петербург, 19 век, Фотография, История, Длиннопост

Боровицкие ворота и Храм Христа Спасителя, Москва

Россия второй половины XIX века Архитектура, Москва, Санкт-Петербург, 19 век, Фотография, История, Длиннопост

Успенский собор, Москва

Россия второй половины XIX века Архитектура, Москва, Санкт-Петербург, 19 век, Фотография, История, Длиннопост

Торговые ряды на Красной площади, Москва

Россия второй половины XIX века Архитектура, Москва, Санкт-Петербург, 19 век, Фотография, История, Длиннопост

Показать полностью 8 5 дней назад

Правда ли, что Гоголь — автор фразы «У России две беды: дураки и дороги»?

(Для ЛЛ: фейк, автор цитаты наш современник)

Ещё нас можно читать в Телеграме, в Фейсбуке и в Вконтакте. Традиционно уточняю, что в сообществах отсутствуют спам, реклама и пропаганда чего-либо (за исключением здравого смысла), а в день обычно публикуем не больше двух постов.

Экскурсия по местам романа «Преступление и наказание»

Большинство из нас знает парадный Петербург — его дворцы и просторные площади, нарядные соборы и музеи. Федор Достоевский в романе «Преступление и наказание» описывает совсем другой город — холодный и жестокий — это трущобы, нищие ремесленники и голодные студенты-лохмотники, это атмосфера тупика и безысходности.

Действие романа происходит на улицах, расположенных рядом с Сенной площадью и на самой площади. На бульваре Раскольников встречает опозоренную девочку, перед каланчой застреливается Свидригайлов, на улице затоптан лошадьми Мармеладов и на мостовой истекает кровью чахоточная Катерина Ивановна.

Вознесенский мост на пересечении Вознесенского проспекта и канала Грибоедова

Вознесенский мост на пересечении Вознесенского проспекта и канала Грибоедова

Сам писатель точно описал все места, где происходит драма. «С-й (Столярный) переулок» и «К-й (Конногвардейский) бульвар», «В-й (Вознесенский) проспект» и К-н (Кокушкин) мост.

Сенная площадь и дом Сонечки Мармеладовой в романе «Преступление и наказание»

Сенная площадь — одно из главных мест, описанных в произведении Достоевского. Раньше здесь находились торговые ряды и писатель так описывает Сенную площадь: «Все торговцы на столах, на лотках в лавках и в лавочках запирали свои заведения или снимали и прибирали свой товар и расходились по домам, равно как и их покупатели.

Сенная площадь

Около харчевен в нижних этажах, на грязных и вонючих дворах домов Сенной площади, а наиболее у распивочных, толпилось много разного и всякого сорта промышленников и лохмотников. Тут лохмотья не обращали на себя ничьего высокомерного внимания, и можно было ходить в каком угодно виде, никого не скандализуя».

Герой Достоевского Раскольников — один из этой толпы и на протяжении всего романа Сенная площадь манит его. Здесь он услышал, что «завтра, ровно в семь вечера», старуха-ростовщица «останется дома одна» и здесь возникла мысль о преступлении. На Сенной площади он всенародно кается: «Все разом в нем размягчилось, и хлынули слезы. Как стоял, так и упал он на землю…Он стал на колени среди площади, поклонился до земли и поцеловал эту грязную землю с наслаждением и счастьем…». Раскольников осознал преступление, смирился и покаялся перед наказанием.

Пройдем от Сенной площади по Садовой улице до Кокушкина переулка и по нему выйдем на канал Грибоедова к Кокушкину мосту, откуда хорошо видна кривизна канала.

Поворот канала Грибоедова у Сенной площади

Поворот канала Грибоедова у Сенной площади

Во времена Достоевского здесь протекала речка Глухая. При Екатерине II речку спрямили и канал стал называться Екатерининским, а в народе — Катькиной канавой.

Сонечка Мармеладова жила на Набережной канала Грибоедова в доме №73 на пересечении с Казначейской улицей, всего в одном квартале от Кокушкина моста, откуда виден край её дома.

Дом Сонечки Мармеладовой

Дом Сонечки Мармеладовой

Дом Раскольникова в романе «Преступление и наказание»

Направимся к Дому Раскольникова. Перейдем через Кокушкин мост и пойдем по Столярному переулку до его пересечения с Гражданской улицей.

По мнению большинства исследователей, главный герой жил в доме на пересечении Гражданской улицы — дом №19 со Столярным переулком — дом №5.

Дом Раскольникова

Достоевский пишет: «В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер, один молодой человек вышел из своей каморки, которую нанимал от жильцов в С-м переулке, на улицу и медленно, как бы в нерешимости, отправился к К-ну мосту».

Раньше дом был пятиэтажным, сейчас здесь четыре этажа, а проезд во двор закрыт. Как и в романе «Преступление и наказание» на чердак ведут 13 ступенек. Комнату на четвертом этаже снимал Родион Раскольников. На дом Раскольникова может претендовать также дом №9 по Столярному переулку, где есть Дворницкая, очень похожая по описанию в романе «Преступление и наказание» и в которой главный герой взял топор.

В угловой части дома находится горельеф, выполненный из гранита и бронзы высотой 165 см, на гранитной доске которого выбиты слова «Дом Раскольникова». Здесь же увидим две мраморные доски с отметкой о наводнении 1824 года.

Дом Раскольникова

Как же развертывались события в роковой день убийства старухи-процентщицы?

Дом старухи-ростовщицы в романе «Преступление и наказание»

Пройдем от дома Раскольникова к дому старухи тем же путем, как шел в тот день Раскольников. Юноша вышел из дома и по Столярному переулку дошел до Кокушкина моста, пересек канал и вышел на Садовую улицу. Затем он пошел по Садовой до проспекта Римского-Корсакова.

Кокушкин мост на канале Грибоедова

Кокушкин мост на канале Грибоедова

По левую сторону Вы увидите Юсуповский сад, который также часто упоминается в произведении Достоевского.

Юсуповский сад

Здесь часто прогуливался друг Раскольникова Разумихин, упоминается сад и в разговоре со Свидригайловым. Сам писатель любил это место и о его переустройстве мечтает его герой.

Юсуповский сад

Проходя мимо Юсупова сада, Раскольников «занялся мыслью об устройстве высоких фонтанов и о том, как бы они хорошо освежали воздух на всех площадях. Мало-помалу он перешел к убеждению, что если бы распространить Летний сад на всё Марсово поле и даже соединить с дворцовым Михайловским садом, то была бы прекрасная и полезнейшая для города вещь».

Фасады домов на проспекте Римского-Корсакова выглядели мрачными, а внутри них — сырые дворы и грязные парадные. Это настроение неустроенности и безысходности отразил Ф.М. Достоевский в своем романе «Преступление и наказание», где угрюмый облик Петербурга сливается со злыми мыслями Раскольникова.

Идем по правой стороне проспекта Римского Корсакова до его конца, всего пройдем 3 квартала и снова выйдем на набережную канала Грибоедова около Харламова моста. В доме №104 во втором подъезде в квартире №74 жила старуха-процентщица.

Дом старухи-процентщицы

После убийства Раскольников вышел через арку в сырой тёмный двор, окна квартир в котором смотрят друг на друга и затем юноша последовал на Среднюю Подьяческую улицу.

Дом старухи-процентщицы

Так писатель создал образ Петербурга — города участника драмы Раскольникова, где трагедии ежедневно происходили на улицах, а великолепие дворцов не могло заслонить убогость домов, улиц и судьбы простых людей.

Совершая экскурсию по местам романа «Преступление и наказание», мы лучше узнаем историю России, переживавшую переходную эпоху и время реформ, а также сможем понять тот далекий и незнакомый нам город — Петербург Достоевского.

«Преступлению и наказанию» 150 лет: гуляем по следам Родиона Раскольникова

Справа - дом Достоевского, слева - Раскольникова

Серьезная дата для русской литературы. Роман Достоевского «Преступление и наказание» отмечает юбилей. Полтора века!

- Книга публиковалась по частям в журнале «Русский вестник», - рассказала «Комсомолке» научный сотрудник Литературно-мемориального музея Достоевского Наталья Шварц. – Точную дату сейчас мы назвать не можем. Известно только, что копию рукописи для публикации Федор Михайлович отправил в Москву в декабре, под Новый год. Значит, скорее всего, первая часть познакомилась с читателями во второй половине января.

В честь знаменательного события, «Комсомолка» отправилась по следам Родиона Раскольникова. Правда, топор с собой мы все же не взяли, дабы не пугать народ. А вот фотоаппарат захватили. Чтобы убедились не только мы, но и вы – за 150 лет, в общем-то, мало что изменилось.


1. СЕННАЯ ПЛОЩАДЬ

Первый пункт в нашей экскурсии – Сенная площадь. Раскольников оказывался здесь много раз. Достоевский пишет, что он «преимущественно любил эти места, ровно как и все близлежащие переулки, когда выходил без цели на улицу. Тут лохмотья его не обращали на себя ничьего высокомерного внимания, и можно было ходить в каком угодно виде».

Именно здесь, из разговора мещанской супружеской пары, Раскольников узнал, когда старуха окажется дома одна. И сюда привели его ноги после убийства, чтобы раскаяться.

«Он стал на колени посреди площади, поклонился до земли, и поцеловал эту землю, с наслаждением и счастьем», - говорится в романе.

Сейчас на Сенной, конечно, уже не земля, а плитка. Выросли сразу три станции метро. Да и люди одеваются куда приличнее. А вот торговые палатки до сих пор остались. Рядом с подземкой можно приобрести все от фруктов и овощей до наушников и мобильников.

Но местные знают: репутация у Сенной и поныне не самая лучшая. Эта площадь остается одной из самых многолюдных и грязных в городе. А в метро, где соединяются сразу три станции, нет-нет, да попадаются карманники и мелкие воришки.


2. ПЕРЕУЛОК БРИНЬКО

Во времена Достоевского эта улочка, ведущая с Сенной на Садовую, называлась Таировым переулком. И по сути, была аналогом амстердамской улицы красных фонарей.

«Тут есть большой дом, весь под распивочными и прочими съестно-выпивательными заведениями; из них поминутно выбегали женщины, одетые, «как ходят по соседству» - простоволосые и в одних платьях», - говорится в романе.

Однажды Раскольников даже вступил в разговор с проститутками и дал одной из них пятнадцать копеек.

- Сенная площадь определяла всю специфику этого района. Торговля, с одной стороны, оживляет место, но с другой стороны лишает его праведности и красоты. Там было полно публичных домов – больше двухсот. Такого не было больше ни в одном районе Петербурга. Сенная считалась концентрацией падшей, нечестной жизни. Это дно Петербурга. Здесь можно было все: ограбить, убить, спрятать следы преступления. Если человек пропадал на Сенной, его уже не находили, - говорит Наталья Шварц.

От петербургского дна Сенная и ее окрестности теперь далековаты. Но переулок Бринько помнит свое развратное прошлое. Публичных домов больше нет, но секс-шоп и рекламы девочек по вызову хоть отбавляй.


3. КОКУШКИН МОСТ

Эта переправа считается самой короткой в Северной столице. Ее длина всего девятнадцать метров. Во времена «Преступления и наказания» мост был деревянным, перестроили его только после войны, в 1946 году.

С Кокушкиным мостом мы знакомимся в самом начале романа.

«В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер, один молодой человек вышел из своей каморки, которую нанимал от жильцов в С-м переулке, и медленно, как бы в нерешимости, отправился в К-ну мосту».

А на следующий день после убийства Раскольников хотел схоронить концы именно здесь. Задумывал «бросить все в канаву», да на набережной оказалось слишком многолюдно. «Или плоты стояли у самых сходов и на них прачки мыли белье, или лодки были причалены, и везде люди так и кишат».

Оказавшись у моста в разгаре рабочего дня, мы почти не заметили людей. Да и белье в канале больше никто не стирает.

Тем не менее, этот мост оказался как бы воротами в истинный мир Раскольникова – там, где происходило все самое трагическое и самое важное.


4. ПЕРЕКРЕСТКИ БЕЗЫСХОДНОСТИ

Пройдя Кокушкин мост, перед нами открывается длинная улица и перекрестки, перекрестки, перекрестки…но все они заканчиваются тупиками. Нет никакой перспективы – только мгновенное погружение в атмосферу безысходности. Куда не повернешь – выхода нет.

- Столица нуждалась в большом количестве рабочих рук. Почему появляются дворы-колодцы, тупики и улицы, закрытые со всех сторон? Потому что город растет, а людям надо где-то жить. Поэтому доходные дома считались одним из самых удачных видов бизнеса. В них вкладывали деньги многие купцы и аристократы. Земля в Петербурге была дорогая, каждый сантиметр стоил денег, поэтому приходилось строить впритык. Так и появились улицы-тупики, - рассказывает Наталья Шварц.

На одном из таких перекрестков находится дом Достоевского. А на другом – дом Раскольникова. Но обо всем по порядку.


5. ДОМ ОЛОНКИНА

Казначейская, 7

В этом доме Достоевский прожил с августа 1864 года по февраль 1867. Сейчас его венчает мемориальная табличка: «Здесь написан роман «Преступление и наказание».

Считается, что ни один из героев не жил по данному адресу. Поэтому, постояв немного у таблички, двигаемся дальше.


6. ДОМ РАСКОЛЬНИКОВА

Гражданская улица, 19

Дом главного героя находится на следующем перекрестке. Достоевский описывает его как пятиэтажный. Раскольников живет в маленькой каморке, больше похожей на шкаф, под самой крышей.

«Это была крохотная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отстававшими от стен обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко».

В 1970 году этот дом отреставрировали. После капитального ремонта он стал на этаж короче. Тем не менее, у местных до сих пор ходят легенды об убийце с топором.

- Однажды я водила экскурсию по местам Достоевского, - вспоминает сотрудница музея. – Во дворе дома Раскольникова ко мне подошла старушка. Говорит: «Моя семья живет в этом доме уже пять поколений. И моя прабабушка знала Раскольникова. Он жил под крышей, а старуха, которую он убил, работала в прачечной. Раньше они были почти во всех жилых домах. Никто не знал, чем его так взбесила эта старуха. Но прабабушка видела, как Раскольников выбежал с сумасшедшими глазами и с топором, и зарубил старушку. Кровищи было…потом долго никто в эту прачечную не ходил». Местные воспринимают Раскольникова не как литературного героя, а как реально существующего человека.


7. ДОМ СОНЕЧКИ МАРМЕЛАДОВОЙ

Набережная канала Грибоедова, 73

Исследователи Достоевского до сих пор расходятся в адресе, по которому жила Сонечка. Но большинство считают, что это был дом №73 по набережной канала Грибоедова.

«Дойдя до своего дома, Соня повернула в ворота…Войдя во двор, она взяла в право, в угол, где была лестница в ее квартиру».

Окна Сонечки выходили на канаву, но сама комнатушка была бедная и даже убогая.

«Сонина комната походила как будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое».

Оценить нынешнее состояние квартир, по понятным причинам, мы не смогли. А вот двор теперь весьма ухоженные, жители дружелюбные. Сам дом после перестройки приобрел четвертый этаж и из светло-зеленого превратился в солнечно-желтый.


8. ВОЗНЕСЕНСКИЙ МОСТ

Над Вознесенским мостом в романе Достоевского постоянно витает смерть. Сначала Раскольников становится свидетелем того, как несчастная женщина прыгает в канаву, пытаясь покончить с собой.

«Городовой сбежал по ступенькам схода к канаве, сбросил с себя шинель, сапоги и кинулся в воду. Работы было немного: утопленницу унесло водой в двух шагах от схода, он схватил ее за одежду правою рукой, левою успел схватиться за шест, который протянул ему товарищ, и тотчас же утопленница была вытащена. Ее положили на гранитные плиты схода. Она очнулась скоро».

Здесь же произошла сцена сумасшествия Екатерины Ивановны, которую окружающие воспринимали как забавное зрелище. Все кончилось горловым кровотечением, после чего умирающую женщину отнесли к Соне.

- Для Достоевского Петербург был не столько городом, сколько живым существом. Он влияет на человека, вступает с ним во взаимодействие. Федор Михайлович очень тонко чувствовал его душу и умел передать ее в своих произведениях. И под конец жизни мечтал уехать из столицы, но город на Неве не отпускает тех, кто ему нужен, - говорит Шварц.


9. ДОМ СТАРУХИ-ПРОЦЕНТЩИЦЫ

Набережная канала Грибоедова, 104

«Этот дом состоял весь в мелких квартирах и заселен был всякими промышленниками – портными, слесарями, кухарками, разными немцами, девицами, живущими от себя, мелким чиновничеством и проч.»

Раскольников был в доме старухи трижды и точно знал, сколько до него идти – ровно 730 шагов. Старуха жила на четвертом этаже. Тут же, на площадке, была еще одна квартира, но она пустовала.

И вновь мы заметили, что история движется по спирали. У Достоевского в этом доме давали деньги под проценты, теперь рядом находится…банк.


10. ПОЛИЦЕЙСКАЯ ЧАСТЬ

Садовая улица, 38

Здесь Раскольников в конце романа признался в том, что совершил двойное убийство. В романе сказано, что с Вознесенского моста «в контору надо было идти все прямо и при втором повороте взять налево».

Удивительно, но спустя полтора века в этом здании до сих пор находится полиция! А рядом с ней – пожарная часть.

Пока мы ждали светофора, заметили, что на башне стоял спасатель в форме. С высоты оглядывал город. И если бы не современные иномарки и снующие мимо люди в джинсах, все бы здесь так и осталось как в далеком 1866 году. Или не таком уж и далеком?

- Городские архетипы продолжают существовать. И это не только к зданиям относится. Гуляя по Сенной, найти героев Достоевского очень просто – надо только присматриваться. Иногда мне на экскурсиях говорят: «Смотрите, старуха прошла». Или мужчина, который похож на Раскольникова, или Сонечка из окна выглянула, - говорит Наталья.

Возрастная категория сайта 18 +

Дом И. Иохима - - "Дом Раскольникова".

фото

Фасад по Гражданской ул.
Фото - С. Васильев. 2008.

фото

Вид дома и нечётной стороны
Гражданской ул. к Вознесенскому пр.
Фото - Galina Vabishchevich, 2008.

Композиция - "Дом Раскольникова".

Горельеф, выполненный в граните и бронзе, установлен в 1999 г.

Скульптор Е. Н. Ротанов, арх. В. И. Новосадюк.

На плите выбит текст, сочиненный Д. С. Лихачевым и Д. А. Граниным: "Дом Раскольникова. Трагические судьбы людей этой местности Петербурга послужили ДОСТОЕВСКОМУ основой его страстной проповеди добра для всего человечества".

фото

Мемориальная доска.
Фото - Mary, 2008.

фото

фото

Доска на русском языке
Фото - GREENBIO, 05.2012..

Мемориальная доска - "Gedenke des hohen Wassers Am 7 November 1824".

Под текстом высечена черта, показывающая высоту подъема воды.

Вторая мемориальная доска - с другой стороны от угла, она на русском языке: "Вышина воды 7 : Ноября 1824".

1928: Лапидусзон И. П. Мастерская по производству чернил.

Чернила, штемпельная краска, гумми-арабик, чернила для белья и глазурь для обуви.

Фирма существует с 1873 г. - Гражданская, 19 (124. С. 163, 402)

В 2001 г. дом включён КГИОПом в "Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность" (69)

Читайте также: