Дома 1920 годов постройки

Обновлено: 08.07.2024

10 самых красивых зданий сталинской эпохи

У паблика MCMXXXV, посвященного выдающимся примерам сталинской архитектуры на территории бывшего СССР, больше 12 тысяч подписчиков. «Афиша» поговорила с создателем страницы и попросила его выбрать самые интересные образцы советской архитектуры 1930-х годов в Москве.

Артем Чернов Основатель паблика MCMXXXV

«Я давно увлекаюсь изучением советской архитектуры 1930–1950-х, собираю книги и журналы тех лет, пишу статьи. В определенный момент я подумал, что тем объемом информации, который содержится в собранной мной литературе, было бы здорово поделиться с другими. Тем более что достойных сайтов, посвященных этой теме, в сети не было. Так в 2012 году я создал паблик MCMXXXV. Название — дата 1935 римскими цифрами. В 1935 году был утвержден Генеральный план развития Москвы, оказавший огромное значение на развитие, характер застройки и архитектуру не только столицы, но и всего СССР.

Советская архитектура периода 1930–50-х уникальна. Я не пытаюсь выставлять той эпохе оценки, плоха она или хороша, она была, и о ней надо знать. А чем больше мы знаем, тем легче нам самостоятельно разбираться в вопросах истории, культуры и искусства».

Школа №518

Садовническая наб., 37, архитектор — И.А.Звездин, 1935 год

Садовническая наб., 37, архитектор — И.А.Звездин, 1935 год

Экспериментальная школа на Садовнической набережной была спроектирована архитектором Иваном Звездиным в начале 1930-х как большой школьный комбинат, рассчитанный на 600 учащихся, со спортивными площадками и мастерскими.

Фасад школы является характерным примером переходного стиля середины 1930-х: остекление и большие круглые окна-иллюминаторы остались в наследство от конструктивизма, однако они сочетаются с легкой колоннадой на уровне второго и третьего этажей, характерной уже для сталинского ампира.

В 1996 году школу хотели снести ради строительства нового здания. Однако после историко-архитектурного обследования, проведенного по инициативе теоретика советской архитектуры Селима Хан-Магомедова, школа получила статус выявленного памятника архитектуры. В 2002 году здание пережило масштабную реконструкцию с сохранением исторического фасада и некоторых интерьеров.

Дом ИТР НКТП

Большая Сухаревская пл., 14/7, архитектор — Д.Д.Булгаков, 1935 год

Большая Сухаревская пл., 14/7, архитектор — Д.Д.Булгаков, 1935 год

У жилого дома на Большой Сухаревской площади интересная история. Первоначальный проект здания был разработан в 1930 году немецким архитектором Ремеле в духе популярного в то время конструктивизма для расселения высшего состава Народного комиссариата тяжелой промышленности СССР. Однако вскоре конструктивизм оказался в опале, что отразилось на вкусах правящей элиты. Строгий, аскетичный фасад уже не устраивал заказчика в лице НКТП, поэтому архитектурно обогатить уже построенную коробку здания позвали молодого и амбициозного архитектора Дмитрия Булгакова. Он декорировал здание карнизами, кронштейнами и консолями, угол здания на уровне последнего этажа выделил башней с колоннадой. Фасад по Ананьевскому переулку украсила декоративная аркада. Основные работы по реконструкции здания завершили к концу 1935 года. Несмотря на преимущественно негативную оценку современников за излишнюю бутафорию, жилой дом ИТР НКТП СССР является одной из самых неординарных московских построек 1930-х и своеобразным памятником творческим поискам нового стиля.

Подстанция Московского метрополитена

Большая Никитская ул., 7/10, архитектор — Д.Ф.Фридман, 1935 год

Большая Никитская ул., 7/10, архитектор — Д.Ф.Фридман, 1935 год

Здание центральной тяговой подстанции Московского метрополитена построили на Большой Никитской улице в 1935 году по проекту профессора Даниила Фридмана, который в то время руководил 5-й архитектурно-планировочной мастерской Моссовета. Особый интерес представляет фасад здания, характерный для творчества Фридмана в 1930-е годы. Архитектор придумал необычное остекление и некоторые детали на фасадах. Ниши антаблемента украшали уже утраченные стеклянные светильники, а под карнизом располагалась подсвечивающаяся надпись «Мосметро». Это здание Илья Ильф в своих «Записных книжках» назвал «вдохновенным созданием архитектора Фридмана».

Жилой дом ударника НКПС

Краснопрудная, 22–24, архитектор — З.М.Розенфельд, 1937 год

Краснопрудная, 22–24, архитектор — З.М.Розенфельд, 1937 год

В 1935 году Краснопрудную улицу включили в состав проектируемой магистрали, соединяющей проспект Дворца Советов и Кировский проспект по Генеральному плану реконструкции Москвы.

Розенфельд хотел, чтобы здание производило впечатление гигантской постройки, поэтому украсил фасад кессонами, которые в массе должны были передать это ощущение. Небольшую часть стены архитектор намеренно оставил пустой — чтобы фасад выглядел динамичным. Розенфельд работал с освоением архитектурного наследия очень осторожно, не допуская прямого копирования тех или иных приемов и элементов стилей прошлых эпох.

Фрунзенская АТС

Зубовская пл., 3 (К.И.Соломонов, 1935 год)

Зубовская пл., 3 (К.И.Соломонов, 1935 год)

Здание автоматической телефонной станции Фрунзенского района на Зубовской площади построили в 1935 году по проекту Касьяна Соломонова. На рубеже 1920–30-х индустриальные сооружения играли важную общественную роль, олицетворяя собой технический прогресс, поэтому их виду уделяли особое внимание. Главный фасад здания симметричный и простой. Боковые стены декорировали популярными в 1930-е кессонами. А на нижнем этаже — стеклянные эркеры, наследие уже почти забытого конструктивизма.

Здание Метростроя

Просп. Академика Сахарова, 16, архитектор — Д.Ф.Фридман, 1936

Просп. Академика Сахарова, 16, архитектор — Д.Ф.Фридман, 1936

Новокировский проспект (ныне проспект академика Сахарова) трактовался в Генеральном плане реконструкции Москвы 1935 года как магистраль, соединяющая центр города с вокзалами Комсомольской площади. С начала 1930-х проспект стал застраиваться важными общественными сооружениями, среди которых — здание Центросоюза легендарного Ле Корбюзье. На противоположной стороне улицы в 1936 году по проекту Даниила Фридмана построили комплекс зданий Метростроя. Здание главного управления решили строить монументальным и величественным, чтобы обозначить важную роль Метростроя в жизни Москвы 1930-х. Сооружение так понравилось наркому оборонной промышленности Михаилу Кагановичу (брату лидера московских большевиков и метростроевцев Лазаря Кагановича), что тот внес в правительство предложение передать весь комплекс его наркомату, что и было сделано еще до войны. 16 скульптур метростроевцев в касках с отбойными молотками украшали фасады здания до середины 1980-х — тогда они стали разваливаться и их демонтировали.

Жилой дом Военной академии РККА

Яузский б-р, 2/16, архитектор — И.А.Голосов, 1936 год

Яузский б-р, 2/16, архитектор — И.А.Голосов, 1936 год

Илья Голосов в 1920-х получил признание как талантливый конструктивист, однако именно он стал одним из первых архитекторов, начавших глубокий поиск нового стиля в 1930-е. Ярким примером творческих экспериментов Голосова над большой архитектурной формой является жилой дом Академии РККА на Яузском бульваре, построенный в 1936 году. Несмотря на то что само здание классическое, архитектурно-декоративные детали выполнены в другом стиле: колоннада, пилястры, консоли и венчающий карниз намеренно абсолютно непохожи на классические прототипы.

Военная академия РККА им. Фрунзе

Пр. Девичьего Поля, 4, архитекторы — Л.В.Руднев, В.О.Мунц, 1937 год

Пр. Девичьего Поля, 4, архитекторы — Л.В.Руднев, В.О.Мунц, 1937 год

Архитектурный конкурс на проект Военной академии РККА им. Фрунзе прошел в 1931 году. Победителем стал представитель ленинградской школы Лев Руднев. Выбор его монументального проекта среди большинства конструктивистских работ обозначил сдвиги в архитектурной жизни СССР. Здание академии характерно для романтического творчества Руднева. Основная мысль композиции — мощь и величие Красной Армии. Прямоугольный объем монументального здания возвышается над высоким глухим стилобатом. На тяжелом кубе, врезанном в угол стилобата, по проекту Руднева должен был выситься мощный силуэт танка, однако временный деревянный макет демонтировали во время войны, а сейчас на его месте стоит БМП, установленная в конце 1990-х. Фасад здания геометрически расчленен на кессоны. Фасад с одинаковыми членениями и симметрией вызывает ассоциацию с построением военной колонны. В этом сила художественного образа и основная удача замысла архитектора.

Северный речной вокзал

Ленинградское шоссе, 51, архитектор – А.М.Рухлядев, 1937 год

Ленинградское шоссе, 51, архитектор – А.М.Рухлядев, 1937 год

Канал Москва — Волга (ныне им. Москвы), запущенный в эксплуатацию в 1937 году, сделал столицу портовым городом. По каналу стали проходить не только грузопассажирские линии, но и популярные туристические круизы. В том же году на берегу Химкинского водохранилища по проекту архитектора Алексея Рухлядева соорудили Северный речной вокзал — новое лицо Москвы на воде. Вдохновляясь архитектурной итальянского Ренессанса, Рухлядев спроектировал здание вокзала в образе круизного теплохода: это выражает не только форма здания, но и легкость самого сооружения. Двухъярусная галерея по всему периметру придает постройке воздушность и переходит в ступенчатую башню, увенчанную шпилем с пятиконечной звездой, которая в 1935–1937 годах украшала Спасскую башню Московского Кремля.

Здание являлось не только вокзалом, но и местом отдыха. Крыша использовалась в качестве террасы ресторана, с которой открывался живописный вид на водохранилище. К сожалению, сейчас выдающееся сооружение 1930-х находится в безобразном состоянии и уже несколько лет ожидает ремонта.

Кинотеатр «Родина»

Семеновская пл., 5, архитектор — В.П.Калмыков, 1938 год

Семеновская пл., 5, архитектор — В.П.Калмыков, 1938 год

Генеральный план реконструкции Москвы 1935 года предусматривал постройку в Москве в течение десяти лет пятидесяти кинотеатров. Кинотеатр «Родина» на Семеновской площади был построен одним из первых. За основу проекта приняли вариант типового кинотеатра, разработанный архитектором Виктором Калмыковым. Однако автор внес в свой типовой проект ряд изменений, чтобы здание выглядело более парадным. Портал главного входа украсило панно из керамических плиток, а боковой фасад — балкон в духе итальянского Ренессанса. Открывшийся в 1938 году кинотеатр до сих пор выполняет свою функцию, а в фойе сохранился первозданный интерьер.

«Задруга», «Жиркость» и еще 8 домов 20-х годов с авангардными именами

С середины 20-х годов в Москве начало развиваться кооперативное строительство жилых домов. Те, у кого были деньги для решения своих жилищных проблем, могли приобрести заветные жилые метры у кооперативов, которые создавались при различных предприятиях. Все это продолжалось недолго, примерно до середины 30-х, затем эта инициатива была (на время) ликвидирована. Но за это время в Москве было построено под сотню кооперативных домов, и названия многих из них соответствовали авангардному духу эпохи. Десять таких зданий, невероятные названия которых сегодня уже почти никто не знает, — в этом материале. Спасибо за помощь в работе с архивами участникам авангардного проекта 1931.center .

Москва. Детали» есть также в телеграме , фейсбуке и инстаграме .

Гид по авангарду: 15 шедевров ранней советской архитектуры в Москве

Мне нравится архитектура советского авангарда: минималистичная, функциональная и логичная.

Лера Варпаева авангардная особа

Эпоха авангарда — короткий период в 1920—1930-х , когда на советских архитекторов равнялся весь мир.

Я собрала 15 зданий Москвы, которые были построены в эпоху авангарда и даже спустя 100 лет смотрятся современно. Все здания отмечены на карте — сохраните статью в закладки, чтобы не потеряться во время прогулки.

Шуховская башня

Где искать: ул. Шухова, 8
Год постройки: 1922

История. В 1899 году инженер Владимир Шухов запатентовал гиперболоид — легкую, недорогую и очень прочную конструкцию из прямых балок. Сетчатому гиперболоиду не страшен ветер, поэтому он подходит для строительства башен, вышек и маяков. 160-метровая радиобашня на Шаболовке стала квинтэссенцией идей Шухова.

С 1939 года башня применялась для телетрансляций и стала символом советского телевидения: ее изображение использовалось в заставке «Голубого огонька». Проект Шухова стал символом нового времени и технологичности — Алексей Толстой написал фантастический роман «Гиперболоид инженера Гарина» под впечатлением от шуховских конструкций.

«Шуховских башен» в мире много — около двухсот только в России. По патенту Шухова построены здания и за рубежом, например Сиднейская телебашня, башня в японском Кобе и телебашня Гуанчжоу.

Как попасть внутрь. На саму башню попасть не получится: ее ни разу как следует не реставрировали и она находится не в лучшем состоянии. Узнать больше о башне можно на бесплатной экскурсии от бюро «Гуляем по Москве».

Мавзолей Ленина

Где искать: на Красной площади
Год постройки: 1924—1930

Ленин умер в 1924 году. Его тело решили сохранить для потомков в мавзолее у кремлевской стены, где к тому времени уже несколько лет хоронили видных деятелей партии. Проектировать усыпальницу доверили архитектору Алексею Щусеву.

Мавзолеев было несколько. Первый, временный, построили из дерева за считаные часы перед похоронами. По форме это был простой зиккурат — ступенчатая конструкция с кубом в основании. Во второй версии деревянный мавзолей стал больше, приобрел трибуну для выступлений и стеклянный саркофаг от звезды авангардной архитектуры Константина Мельникова.

Третья и окончательная версия — зиккурат из гранита, который возвели в 1930 году, — почти полностью повторяет форму деревянного. В мавзолее отразились черты постконструктивизма и ар-деко , набиравших популярность в 1930-х: массивность, дорогие материалы, много углов и грубых линий.

Как попасть внутрь. Мавзолей открыт несколько дней в неделю с 10:00 до 13:00, вход в него бесплатный. Также можно посетить экскурсию по работам архитектора Щусева от бюро «Москва глазами инженера».

Здание Моссельпрома

Где искать: Калашный переулок, 2/10
Год постройки: 1925

История. Первый советский «небоскреб», в котором всего 11 этажей, в 1925 году был самым высоким зданием в Москве. Его перестроили на основе пятиэтажного дома, который начали возводить еще в 1913 году.

В середине 1920-х в здании расположилась штаб-квартира Моссельпрома: здесь продавали хлеб, конфеты, пиво и сигареты. Чтобы привлечь покупателей к достаточно дорогой продукции, Моссельпром превратил свое здание в гигантскую рекламу. За художественное оформление отвечали Владимир Маяковский, Александр Родченко и Варвара Степанова. Поэт придумал слоган «Нигде кроме как в Моссельпроме!», а Родченко и Степанова поместили на стены яркие рекламные изображения: пиво «Друг желудка», конфеты «Мишка косолапый», папиросы «Герцеговина Флор» и аббревиатуры МСНХ.

В 1930 году рекламу стерли, в 1937 Моссельпром ликвидировали, а дом стал «генеральским»: здесь селили военачальников и чиновников. Росписи Родченко, Степановой и Маяковского восстановили только в 1997 году.

Как попасть внутрь. Дом жилой, можно попасть в подъезд — там сохранились лестницы с эмблемами Моссельпрома и старые лифты.

Донской колумбарий

Где искать: на Донском кладбище
Год постройки: 1927

История. Первый массовый крематорий СССР и некрополь для урн были открыты на территории Нового Донского кладбища. Советские власти считали традиционное погребение негигиеничной, устаревшей процедурой, которая к тому же была тесно связана с религией. Советской идеологии больше подходили крематории — в народе их называли кафедрой безбожия.

Базой для крематория и колумбария послужила церковь Серафима Саровского и Анны Кашинской. Здание реконструировал архитектор Дмитрий Осипов — он убрал лепнину, украшения и церковный купол. Получилось минималистичное здание в духе конструктивизма. Здесь были кремированы Маяковский, Горький, Чкалов, Киров, Орджоникидзе и многие другие. Со временем на территории появились другие закрытые колумбарии, самый интересный — № 18 с барельефом скульптора Эрнста Неизвестного.

Несмотря на пропаганду, кремация так и не стала популярной. Крематорий Осипова перестал работать в 1970-х , в 1990-е центральный корпус отдали церкви, и теперь здесь снова проводят богослужения.

Бахметьевский гараж

Где искать: ул. Образцова, 11
Год постройки: 1927

Два авангардиста — Константин Мельников и Владимир Шухов — придумали гараж для автобусного парка. Архитекторам нужно было уместить на относительно небольшом куске земли 186 автобусов.

Специально для гаража Мельников разработал «прямоточную систему»: автобусы въезжали в гараж с одной стороны, а выезжали с другой, без разворотов. Так получилось сэкономить место. К тому же архитекторы отказались от перегородок внутри гаража. Для проектирования внутренних конструкций Мельников обратился к Шухову, который разработал конструкцию из 18 легких столбов и перекрытий.

В конце 90-х гараж практически развалился. В 2002 еврейская община Москвы начала его реставрацию. До 2012 года в нем располагался Центр современной культуры «Гараж», сейчас здесь Еврейский музей и центр толерантности.

Как попасть внутрь. Купить билет в Еврейский музей и центр толерантности. Благодаря реставрации внутри сохранилась планировка здания, частичная штукатурная отделка, ворота с восточного фасада.

Универмаг «Мосторг» на Пресне

Где искать: ул. Красная Пресня, 48/2 , стр. 2
Год постройки: 1928

История. Во времена НЭПа в Москве начали появляться крупные универмаги, созданные на кооперативной основе. Организация «Мосторг» построила сеть магазинов, которые должны были стать альтернативой частной торговле на рынках и в лавках. Конкурс проектов для одного из универмагов выиграли архитекторы братья Веснины.

Конструктивистское квадратное здание универмага выглядит как огромная витрина: по задумке архитекторов, прохожие должны были с улицы видеть обилие товаров. Следуя заветам конструктивизма, Веснины не добавили в оформление никаких украшений, кроме гигантской надписи на фасаде четвертого этажа «Мосторг. Универсальный магазин». В 2002 году компания Benetton Group приватизировала универмаг и провела реставрацию, вернув на фасад историческую вывеску.

Как попасть внутрь. Сейчас в здании находится магазин United Colors of Benetton. Интерьеры не сохранились.

Клуб профсоюза коммунальников имени Сергея Зуева

Где искать: ул. Лесная, 18
Год постройки: 1929

История. Это здание — хорошо сохранившийся пример конструктивистского рабочего клуба, которые стали массово появляться в 1920-х. Клубы строили для воспитания нового советского человека: сюда после работы пролетарии должны были приходить на просветительские лекции и представления.

Клуб назвали в честь Сергея Зуева — слесаря соседнего Миусского трамвайного депо: его казнили за убийство начальника во время восстаний в 1907 году. Архитектор Илья Голосов выиграл конкурс на строительство у Константина Мельникова, который планировал сделать ДК цилиндрическим. Голосов тоже использовал в своем проекте большой стеклянный цилиндр, но окружил его прямоугольными блоками.

Здание несколько раз реконструировали с переменным успехом: балконы с витражами залили бетоном и зачем-то перекрасили здание из белого в розовый. Интерьер сохранился хорошо, в том числе главная достопримечательность — винтовая лестница из фойе до зрительного зала, проходящая внутри стеклянного цилиндра.

Как попасть внутрь. Купить билет на спектакль: на территории ДК работают «Другой театр» и «Квартет И».

Клуб имени Русакова

Где искать: ул. Стромынка, 6
Год постройки: 1929

История. Клуб-трансформер выполнен в виде огромной шестеренки, а еще это первое в мире здание, где зрительный зал вынесен в экстерьер: ложи висят над землей в трех кубах.

В 1925 году Союз коммунальников выделил Константину Мельникову небольшой участок земли, на котором надо было расположить зрительный зал на 1500 человек, спортивный клуб, кафе и место для кружковой работы. Мельников решил проблему с нехваткой места оригинально: отвел под зрительный зал 70% площади, а места для зрителей вынес в карманы, парящие над землей. Эти отсеки могли отделяться от главного зала передвижными стенами, образуя секции на 180 человек для собраний и кружков. Таким образом вместимость зала варьировалась от 250 до 1500 посетителей.

Здание, в отличие от многих, не забросили: здесь располагались кружки и секции, в 90-х часть здания отдали в аренду ресторану «Бакинский дворик». В 2015 году клуб отреставрировали, частично вернув первоначальный вид, и передали в пользование Театру Романа Виктюка.

Как попасть внутрь. Купить билет на представление в Театре Романа Виктюка или заказать экскурсию по зданию от бюро «Москва глазами инженера».

Дом Мельникова

Где искать: Кривоарбатский переулок, 10
Год постройки: 1929

История. Константину Мельникову удалось получить для личного особняка кусок земли в самом центре советской Москвы — считается, что так государство отдало ему долг за павильон СССР на Всемирной художественной выставке в Париже, после которой о советской архитектуре заговорил весь мир.

Мельников был главным романтиком авангарда и хотел провести эксперимент: построить круглый дом. Его особняк состоит из двух пересекающихся цилиндров, образующих знак бесконечности. Чтобы сэкономить на материалах, архитектор изобрел новый вид кладки — в виде пчелиных сот. В доме нет прямых углов и несущих опор — все держится на продуманной конструкции стен. Сходство с сотами усиливают 57 шестигранных окон, которые создают орнамент, пропускают много света и экономят электроэнергию.

Советские критики назвали проект консервной банкой и обвинили архитектора в безыдейности. Конструктивистский шедевр остался экспериментом и последним крупным проектом Мельникова, который вскоре впал в немилость и до конца жизни зарабатывал преподаванием.

Как попасть внутрь. Посетить музей Мельниковых, который теперь расположен в здании. Билеты выгружают на сайт раз в две недели, обычно их раскупают за несколько минут. Внутри воссоздана обстановка жилых помещений и мастерской Мельникова, но само здание изрядно обветшало. В 2021 году здание планируют реставрировать.

Дангауэровка

Где искать: за станцией метро «Авиамоторная»
Год постройки: 1929

Источник: Valbaro / Wikipedia

История. Соцгородок авангардного жилья в Лефортове для рабочих завода «Компрессор» построен на месте Дангауэровской слободы.

В конце 1920-х на месте деревянных бараков решили построить современное жилье с детскими садами, школами и магазинами для 45 тысяч человек. Соцгородок проектировали разные архитекторы: здесь есть и конструктивизм, и авангард, и советское ар-деко.

Так появились сразу 12 конструктивистских зданий, включенных в список культурного наследия Москвы. Главные звезды — жилой дом «Радиоприбор» с треугольными балконами и гараж Госплана: здание с фасадом в виде фары по проекту Константина Мельникова.

В 50-е по соседству с авангардными домами начали строить хрущевки, и общий стиль района поблек. Но большая часть зданий сохранилась до наших дней и выстояла даже в реновацию — эксперты из Мосгорнаследия подтвердили ценность соцгорода.

Как попасть внутрь. По соцгороду водит экскурсии «Москва глазами инженера».

Дом-коммуна на улице Орджоникидзе

Где искать: 2-й Донской проезд, 9
Год постройки: 1930

История. Дом-коммуна — это не просто здание, а социальный эксперимент по взращиванию нового советского человека. В конце 1920-х годов архитектор Иван Николаев разработал «машину для жилья» — проект общежития Текстильного института, утопическую студенческую коммуну. Личное пространство здесь сводилось к минимуму, а распорядок дня был жестко регламентирован.

Внутри здания располагались кабины для сна площадью 6 м², вмещавшие две кровати и табуретки. По утрам студенты в одном белье покидали кабины и шли в санитарный корпус для мытья и одевания, затем — в столовую, затем — в учебный корпус. По вечерам можно было пойти в библиотеку или спортзал. Кроме базовой одежды, у студентов не было личных вещей, а ночью по вентиляции распространяли успокаивающие добавки.

Дисциплина продержалась недолго: даже самым рьяным поклонникам коммунизма было сложно жить в таких условиях. Социальный эксперимент провалился: студенты стали звать друзей в кабины и покупать личные вещи. В 1968 году крохотные кабины реконструировали в комнаты, в 2017 году здание полностью отреставрировали. Сейчас в нем живут аспиранты и магистры МИСиСа.

Как попасть внутрь. Напроситься в гости к студенту МИСиСа или купить билет на экскурсию.

Дом Наркомфина

Где искать: Новинский бульвар, 25, к. 1
Год постройки: 1930

История. В 1928 году архитекторы Моисей Гинзбург и Игнатий Милинис и инженер Сергей Прохоров начали проектировать жилой дом нового типа.

Дом с «индивидуальными ячейками» должен был подготовить людей к жизни в социалистическом обществе: по задумке, на придомовой территории будет общая столовая, клуб, прачечная и детский сад, а на кры­ше — терраса-солярий.

Ячейки были разных размеров, но все — двухуровневые. Оформление интерьера разработал профессор Баухауса, который покрасил в яркие цвета потолки и стены белого дома. Остальные решения тоже были инновационными — отсутствие первого этажа, легкие шлакоблочные стены и ленточные окна на запад и на восток: в спальне можно было встречать рассвет, а в гостиной — провожать закат.

Дом был заселен в 1932 году и стал манифес­том новой архитектуры, но не превратился в типовой. Вместо этого расцвели коммуналки, затем им на замену пришли хрущевки. Дом Наркомфина расселили после распада СССР, а отреставрировали намного позже — летом 2020 года. Проектом руководил внук архитектора Гинзбурга, который постарался привести проект к изначальному виду.

Как попасть внутрь. Все квартиры в отреставрированном доме уже купили, но скоро здесь появится мини-отель на две ячейки, в которых сможет пожить любой желающий. В бывших общих помещениях откроют музей, лекторий, книжный магазин и кафе.

Дом на набережной

Где искать: ул. Серафимовича, 2
Год постройки: 1931

История. 1-й Дом Совнаркома и ВЦИК — знаменитый «Дом на набережной», получивший это прозвище по повести Юрия Трифонова. Здание напротив Кремля построили для новой советской богемы — генералов, деятелей культуры и наркомов, которые получали квартиры по службе и часто покидали их не по своей воле: почти треть жильцов была репрессирована, в 1937 люди исчезали целыми подъездами.

В начале 30-х Дом на набережной был крупнейшим жилым зданием в Европе. Архитектор Борис Иофан разработал небывалый для тех времен проект: 505 комфортных квартир нормального размера с горячей водой, канализацией, мусоропроводами и лифтами.

Из-за непростого прошлого жильцов дом оброс городскими легендами. По слухам, здесь обитает призрак девушки, которую заживо замуровали в одной из квартир по приказу Ежова, а под домом проходит туннель до Лубянки, по которому уводили неугодных жильцов.

Как попасть внутрь. Купить билет в музей, созданный по инициативе жильцов в конце 1980-х годов. В коллекции — документы, фотографии и предметы интерьера. Здесь можно купить квартиру, цены на однушку стартуют от 20 млн рублей.

Хлебозавод № 5

Где искать: ул. Ходынская, 2, стр. 2
Год постройки: 1931

История. Этот хлебозавод в форме цилиндра можно считать примером идеального конструктивистского здания, в котором главное — функциональность.

Механизированные хлебозаводы 30-х годов были феноменом авангардной архитектуры. Для них инженер Георгий Марсаков придумал специальную систему с кольцевым конвейером вокруг оси, которая автоматизировала труд рабочих. Буханки и булочки проходили путь с самого верха здания, где располагался цех закваски, до цеха погрузки на первом этаже, откуда свежий хлеб сразу отправлялся в магазины.

Завод проработал до 2007 года — когда произошел сильный пожар, пострадал главный корпус. Несколько лет назад здание отреставрировали, а вокруг возвели высотный ЖК.

Как попасть внутрь. В 2020 году в здании хлебозавода ведется ремонт, попасть внутрь нельзя. Говорят, что здесь хотят разместить новый корпус Пушкинского музея.

Дворец культуры ЗИЛ

Где искать: ул. Восточная, 4, к. 1
Год постройки: 1937

История. Первый дворец культуры в Москве построили на месте уничтоженной Симоновой слободы 14 века. В конкурсе на лучший проект победили братья-архитекторы Веснины. Архитекторы планировали создать масштабный комплекс со зрительными залами, кабинетами, столовой и зимним садом. Стройка заняла семь лет, но зрительный зал на 4000 зрителей так и не возвели.

ЗИЛ — образцовая иллюстрация пяти принципов Ле Корбюзье: столбы-опоры вместо массивных стен на первом этаже, плоская крыша, ленточные окна, свободная планировка и свободное оформление фасада.

На крыше располагалась обсерватория, напоминающая купол храма. Она выполняла пропагандистскую функцию: посетитель мог взглянуть в небо и убедиться, что никакого Бога там нет. Сейчас обсерватория не работает, но с крыши открывается красивый вид на Москву.

До 2008 года здание принадлежало заводу имени Лихачева и дворец называли просто ЗИЛом. В 2012 году здание передали Департаменту культуры — и теперь это не ЗИЛ, а многофункциональный культурный центр.

Как попасть внутрь. Сходить на мероприятие: в клубе проводят лекции, выставки, концерты и работают секции и кружки.

У нас есть свой город

Когда изучите Москву авангардную, приходите в наш город и изучайте вселенную лайфстайла. Мы регулярно пишем про:

Конструктивистская Шаболовка: цены на квартиры в бывших домах-коммунах 20-х годов

1920-е годы – время бурное, революционное. Авангардное искусство этой поры прославилось на весь мир. И в архитектуре оно оставило яркий след – конструктивизм. На Шаболовке сохранился целый квартал, который строился как коммуна для рабочих . Кто-то ходит туда с экскурсиями, кто-то профессионально изучает по нему эволюцию архитектуры, а кто-то. просто там живет.

Хавско-Шаболовский жилмассив

Глядя на Хавско-Шаболовский жилой комплекс в Москве , знающие люди воскликнут: «Вот же он, типичный образец конструктивизма!». И будут неправы.

Это памятник рационализма. Направления родственного, но не столь известного. Рационалисты не отрицали неоклассику, как их младшие братья конструктивисты , а творчески развивали. Кроме того, их очень заботила психологическая составляющая и эстетическая выразительность зданий.

Между Серпуховским валом, улицами Шаболовка, Хавская и Лестева, рядом с Шуховской башней в начале 1920-х годов стояли одно-двухэтажные деревянные дома. Но промышленность развивалась, и рабочих надо было селить в более комфортабельное жилье.

В 1927 году Моссовет поручил заняться проектом группе АСНОВА (Ассоциации новых архитекторов, которую возглавлял Николай Ладовский), конкурировавшей с конструктивистами.

По проекту несколько домов огибали квартал по периметру, а Г-образные дома внутри массива установили под углом 45 градусов к улицам. Геометрически они напоминают дома-книжки на Арбате , только углом поострее и высотой пониже.

Основная масса стен была из красного кирпича, а углы, эркеры и подъезды покрыли белой штукатуркой. Фасады каждого дома были отделаны индивидуальными супрематическими композициями, чтобы жильцы не путались в одинаковых корпусах.

В доме были спроектированы так называемые «секции Моссовета» со сквозным проветриванием. Кухни и санузлы выходили на север, жилые комнаты – на юг.

В коммунальных квартирах было по 2-4 комнаты, в каждой из которых жило по семье. Интересно, что ванных комнат не было – предполагалось, что трудящиеся будут посещать баню.

«Однушек» не проектировали. Двухкомнатные квартиры занимали примерно по 45 кв. метров, трехкомнатные – по 75-80, четырехкомнатные – по 95.
Так выглядит ныне клубный корпус. Фото: Викимапия Так выглядит ныне клубный корпус. Фото: Викимапия

К 1931 году проект реализовали, но лишь частично : возвели 15 из 24 домов. По красной линии улиц Шаболовка и Хавская не построили домов, но в начале 1960-х годов вдоль них все же поставили кирпичные дома-башни. Клубный корпус надстроили на четыре жилых этажа, при этом на первом этаже сохранилась первоначальная функция: библиотека, «Центр авангарда» и галерея «На Шаболовке».

Квартира в Хавско-Шаболовском жилмассиве. Листайте вправо. Фото: МГСН Квартира в Хавско-Шаболовском жилмассиве. Листайте вправо. Фото: МГСН

Коммуна «1-е Замоскворецкое объединение»

Еще ближе к Шуховской башне, по другую сторону улицы Лестева, расположился другой конструктивистский ансамбль. Он строился тогда же – в 1927-1929 годах.

Участки под строительство распределили по кооперативным товариществам. Самым интересным в концептуальном плане стал дом-коммуна кооператива «Жиркость», позже названный «1-е Замоскворецкое объединение» (ул. Лестева, 18).

Дом в Хавско-Шаболовском переулке (так раньше называлась ул. Лестева) считается первым домом-коммуной в СССР. Он был рассчитан на 750-800 человек. прежде чем его построить, проводили опросы среди рабочих кооператива. Пролетариев особенно прельщало наличие общественных зон типа физкультурных залов, клубов, столовой, солярия на крыше, а также детского сада.

С солярием, правда, не задалось: климат не тот. Осенью там приходилось убирать последствия дождей, зимой – снегопада.

Сами пролетарии должны были ютиться в ячейках по 9 и 13 кв. метров, выходивших в общий коридор. Санузлы и кухни были общие. Впрочем, приготовление пищи не приветствовалось, и рабочих обязывали питаться в общей столовой. Точно так же, как и отдавать детей в ясли и сад.

В доме были и другие забавные правила: не ввозить икон, предметов кухонного обихода и прочих вещей, коих не одобрит кооператив. В течение года рабочие обязывались ликвидировать свою неграмотность. А главное, должны были агрессивно пропагандировать «коммунальный» образ жизни среди жильцов соседних домов и на работе. Кто не подчинялся правилам, мог быть выселен решением общего собрания.

Техническая интеллигенция и заводская администрация жила не в ячейках, а в корпусах с обычными 2-3-комнатными квартирами со своими кухнями.

Позже коммуналки в доме-коммуне подверглись переделке в офисы , ну а квартиры остались квартирами.

Сейчас в продаже в этом доме, например, имеется трехкомнатная квартира (в галерее ниже) на последнем, пятом, этаже. Ее площадь 79 кв. метров, приобрести можно за 18 млн рублей.

Нашла целый микрорайон домов 1920-1930-х годов в переулках Старой Басманной. Как выглядит архитектура первых пятилеток СССР

У меня, наверное, на них уже нюх натренирован, как у собаки-ищейки. Ну что делать – люблю не могу. Вот и попадаются мне дома 1920-1930-х годов даже там, где их не ждешь.

Вот казалось бы - Старая Басманная, одна из главных исторических магистралей Москвы. Попадая в ее окрестности, выползаю еле живая, битком набитая впечатлениями, буквально под завязку.

Из-за каждого поворота, из каждого угла – то дворец, то купеческая усадьба, то церквушка крошечная, то собор грандиозный.

А тут еще наткнулась на целый микрорайон с домами 1920-30-х годов, совершенно неожиданно.

Хотя, по идее, ничего неожиданного здесь быть не должно. Рядом с моей находкой – множество хорошо описанных в специальной литературе образцов архитектуры первых пятилеток (ЦАГИ, КОСОС, дом НКПС, институт им. Либкнехта и др.)

Путешествие в 1920-е начинается… с готического замка

Вообще-то изначально мысль была буквально на секундочку завернуть с Гороховского переулка во дворы, чтобы посмотреть, как выглядит «с черного хода» одно из самых известных зданий Басманного района – Приют для сирот Евангелического попечительства о бедных женщинах и детях.

Приют для сирот Евангелического попечительства (Гороховский пер., д. 17) ⏩ ЛИСТАЙТЕ ГАЛЕРЕЮ ⏩ Приют для сирот Евангелического попечительства (Гороховский пер., д. 17) ⏩ ЛИСТАЙТЕ ГАЛЕРЕЮ ⏩

Это сказочного вида здание, в виде готического замка, построил в 1889 г. архитектор М.К. Геппенер. Сегодня в нем размещается Школа акварели С. Андрияки.

Так что проще всего взять это здание в качестве ориентира, если решите пройти моим маршрутом.

Оказалось, что здание Приюта простирается на достаточно большое расстояние вглубь квартала.

По красной линии Гороховского переулка оно компактное. Основной объем, где, собственно, и проходила вся жизнь воспитанников, прячется за парадным фасадом.

Что приятно поразило – «рабочая» часть дома-замка обильно украшена. Несмотря на то, что экономить на декоре непарадных фасадов застройщики всегда любили – я уже писала об этом здесь и здесь .

Как видите, со двора "замок в Гороховском" украшен не менее обильно, чем с парадного фасада Как видите, со двора "замок в Гороховском" украшен не менее обильно, чем с парадного фасада

Красные соседи

Если стоять лицом ко входу в Приют, то слева от него Вы видите ярко красное с белым декором здание (Гороховский пер., д. 15). Эта четырехэтажка построена по типовой серии в 1954 году.

Не знаю, чем руководствовались нынешние ремонтеры, выбирая такой цвет, но мне – нравится. Понимаю, что «нарядно» – не всегда значит «к месту», но в данном случае, мне кажется, создается интересная визуальная перекличка со зданием Приюта.

⏩ Слева - дом по адресу Гороховый пер., д. 15, построен в 1954 г. ⏩ Слева - дом по адресу Гороховый пер., д. 15, построен в 1954 г.

Не только с эстетической, но и с исторической точки зрения, мне кажется, такая окраска имеет право на существование. В 1950-е в городском жилищном строительстве еще использовались достаточно сочные цвета – красный, терракотовый, желтый, насыщенный бежевый.

Нейтральная серо-белая гамма стала преобладать позднее, в 1960-х, когда ведущим архитектурным стилем стал модернизм.

А вот и наш первый герой – пятиэтажка, построенная в 1927 году по индивидуальному проекту.

Ее адрес: ул. Старая Басманная, д. 20, корп. 3. Ее адрес: ул. Старая Басманная, д. 20, корп. 3.

«Уступчатые» объемы, почти полное отсутствие декора, угловые балконы, вынесенные наружу шахты лифтов – мы видим типичные черты архитектуры 1920-х.

Стены здания кирпичные, а перекрытия до сих пор деревянные. Высота потолков – 3,20 м.

В доме всего 24 квартиры, где проживают порядка 100 человек. Как приятно читать эти крошечные цифры, когда вокруг МКАДа нас со всех сторон окружают человейники в десятки этажей высотой…

Дворик довоенного СССР

Обогнув здание справа, Вы попадаете в уютный дворик, который так и просится в кадры фильмов о довоенном СССР.

Разве что монументальные современные дорожки, мощенные плиткой, слегка портят его аутентичность.

Двор сформирован тремя домами 1927 года постройки. Их адрес - ул. Старая Басманная, д. 20, корпуса 2, 3 (уже нам известный) и 4.

Так и вижу здесь играющих в домино мужчин, кумушек, которые развешивают на сушку белье во дворе и заодно перемывают косточки соседям, и детей, играющих в казаки-разбойники.

Из открытых окон доносятся звуки радио, а иногда и пьяная ругань…

Здание серого цвета слева - ул. Старая Басманная, д. 20, корп. 4 Здание серого цвета слева - ул. Старая Басманная, д. 20, корп. 4

Все дома кирпичные, с деревянными перекрытиями, везде есть мусоропровод.

Трехкомнатные квартиры площадью 60-70 кв.м. в этих корпусах продаются сегодня за сумму 20 млн. руб. плюс-минус.

⏩ ул. Старая Басманная, д. 20, корп. 2. В нем 5 этажей, 30 квартир (живет чуть более 100 человек), потолки 3 м. ⏩ ул. Старая Басманная, д. 20, корп. 2. В нем 5 этажей, 30 квартир (живет чуть более 100 человек), потолки 3 м.

Праздник авангарда, в котором живут люди

Корпус 4 – настоящий архитектурный праздник. Здесь сохранили аутентичный декор 1920-х.

Контраст между светлой штукатуркой и более темными кирпичными вставками типичен для зданий авангарда.

ул. Старая Басманная, д. 20, корп. 4. И еще здесь чудесные деревянные качели. Их геометрический декор неплохо вписывается в общий стиль ул. Старая Басманная, д. 20, корп. 4. И еще здесь чудесные деревянные качели. Их геометрический декор неплохо вписывается в общий стиль

Правда, более привычное сочетание – это желтая или бежевая штукатурка и красный кирпич. В этом есть смысл – архитектура авангарда отражала идеи революции. Именно в этой гамме нынешние реставраторы, как правило, восстанавливают строения 20-х.

В доме на Басманной цвета хотя и более сдержанные, но тоже контрастные, и, мне кажется, вполне гармоничные - хорошо сочетаются с пасмурным московским небом.

Ле Корбюзье в Гороховском переулке

Обратите внимание, кирпичные вставки в корпусе №4 имитируют собой ленточные окна.

Впервые явно идея ленточных окон была сформулирована в одном из главных манифестов за всю историю мировой архитектуры – «Пяти принципах новой архитектуры» французского архитектора Ле Корбюзье, творца и создателя главного архитектурного стиля XX века – модернизма.

👆 Ленточные окна (а также другие 4 принципа – «дом на ножках», «свободный план», «свободный фасад» и «плоская крыша») стали возможны благодаря техническому прогрессу в строительной индустрии начала века.
Новые технологии и материалы в строительстве несущих стен и перекрытий позволили делать оконные проемы практически любого размера. Это полностью изменило облик зданий.

Архитекторы, которые проектировали недорогое жилье (помним, что корпуса на Басманной не железобетонные, а кирпичные, да еще и с деревянными перекрытиями) тоже хотели «быть в тренде».

И раз уж не могли себе позволить настоящие ленточные окна, то «рисовали» их на фасадах доступными им средствами. А потом все забыли, откуда что пошло.

Желтые здания справа - более поздней постройки. О них в следующем посте Желтые здания справа - более поздней постройки. О них в следующем посте

Еще из примет стиля в этом корпусе меня впечатлили длинные балконы (идея «капитанского мостика» на корабле тогда была популярна), а также угловая форма здания.

👆 О «капитанском мостике» и не только Вы можете прочитать в посте Одно из последних зданий 1920-х на «Золотой миле»: жилой дом Кооператива научных работников и преподавателей

Очень приятно, что балконы во всех корпусах дома 20 по Басманной почти не застеклены. Мой низкий поклон жителям дома за бережное отношение к истории своего дома!

Читайте также: