Дом выборгского архитектора эдуарда диппеля постройки 1898 года

Обновлено: 04.07.2024

Крепостная, 18 – жилой дом Диппелей

В этом доме очень необычные жилые пространства – разноуровневые, мансардные, видовые… Наверное, потому что дом подвергался многим переделкам с легкой руки талантливейших выборгских архитекторов.

Вплоть до середины XVIII века на этом участке была только деревянная застройка (очевидно, из-за скальных выходов), которая постоянно горела. И только в 1793 году на плане последствий пожара, произошедшего 21 июня, обозначен сгоревший каменный дом.

До 1830-х здесь было несколько граничивших между собой владельческих участков с домами и дворовыми постройками. Объединил их под одной крышей граф Александр Стивен-Штейнгель, а в 1950-х участки вдоль Крепостной и нынешней Краснофлотской отошли консулу и предпринимателю Юлиусу Диппелю, который приехал в Выборг в 1847 году и открыл здесь табачную фабрику, а также пивоваренный завод – на паях с Вильгельмом Фоте. Юлиус умер в 1886 году, и участок перешел по наследству его сыну Вильгельму. (Брат Вильгельма, Эдуард Диппель, – известный выборгский архитектор и художник.) Наследник заказал переделку здания городскому архитектору Фредерику Оденвалю. В комнатах появились новые перегородки и печи, на фасаде – лепнина, со двора было пристроено каменное крыльцо. В 1921 году комплекс построек реконструировал Уно Ульберг. Он построил вдоль улицы Серых братьев дом в стиле неоклассицизм (нынешний адрес Краснофлотская, 1) и соединил его с домом на Екатерининской улице (Крепостная, 18) изящным арочным проездом, куда выходили два каменных крыльца, старое и новое. 1934 году дом еще раз модернизировал Отто Меурман.


Уно Ульберг пристроил здание в стиле неоклассизизм

В войну здание не пострадало. В советское время на первом этаже были устроены коммерческие помещения, а на втором – жилые. Такое положение сохраняется и поныне. Отдельный вход с угла в одну из квартир появился также после войны. Кстати, если вы пройдете в ту самую проездную арку (ворота в ней не сохранились), то увидите не обычный двор, а уходящие в глубину квартала закоулки. Ныне это частная территория.

Самый "тонкий" дом в России

Речь в этой статье пойдет о доме, который находится в городе Выборге. Выборг, один из красивейших городов Ленинградской области. Тот кто приезжает сюда впервые, оказывается в настоящей Европе, но только в которой разговаривают на русском языке. Конечно город и был некогда частью этой самой Европы, а на русском тут разговаривали не всегда. Город богат европейской архитектурой. Прогуливаясь по улочкам города, парой забываешь, что ты все еще в России. Архитекторы и зодчие строившие здесь, создавали великолепные здания, со своим характером и историей.

Дом выборгского архитектора эдуарда диппеля постройки 1898 года

Все проекты

Для бизнеса

Другие проекты

добавлена 17 августа в 03:06

Российские школьники взяли все "золото" международной олимпиады по физике

51-я Международная олимпиада по физике (International Physics Olympiad, IPhO 2021), проходившая в Литве, завершилась полной победой российских школьников

добавлена 23 января 2020 в 21:00

Дорогие участники группы! Мы хотим сделать нашу группу более интересной для вас! Что вы хотите видеть в нашей группе? Пожалуйста, оставляйте здесь только ваши пожелания по развитию группы. Все остальные комментарии будут удаляться. Спасибо за понимание!

Класс 1 162

добавлена 23 января 2020 в 23:00

добавлена сегодня в 00:56

Интроверт 80-ого уровня из Исландии

добавлена сегодня в 00:00

добавлена вчера в 23:50

Красивые пейзажи

добавлена вчера в 22:56

У истоков существования Сколько существует сегодняшняя цивилизация, столько же существует и вопрос о том, когда же на планете вообще появились разумные существа и первые культурные общества? Хотя официальная наука продолжает убеждать о единственности человека разумного и о появлении первых зачатков цивилизации около пяти тысяч лет назад, все чаще появляются убедительные аргументы против этого. Причем находимые вопиющие артефакты говорят о том, что жившие перед нами живые существа, имели значите

Дом выборгского архитектора эдуарда диппеля постройки 1898 года

Все проекты

Для бизнеса

Другие проекты

добавлена вчера в 21:30

добавлена вчера в 18:30

добавлена вчера в 12:30

Италия Знаменитые катакомбы капуцинов или Музей Мертвых располагается в городе Палермо, на Сицилии. Здесь под монастырем находятся тела более 8 тысяч бывших служителей церкви, именитых граждан и других уважаемых людей города. Вдоль стен стоят, лежат и висят сотни мертвецов в нарядных одеждах, производя на живых довольно гнетущее впечатление. Начиная с 16-го века, монахи стали хоронить своих братьев именно в этом месте. Позже выяснилось, что тела не подвергаются разложению, благодаря особому

Выборг, Выборгская ул., 1-а


[ Ведьмин дом ]

Карл Эдуард Диппель был финским архитектором, но происхождения немецкого. Родился он в Выборге 10 октября 1855 года в семье ганноверского купца - предпринимателя Хенрика Вильгельма Юлиуса Диппеля и Марии Альфтан, поселившихся в Выборге в 1847 году и основавших здесь табачную фабрику. В 1871 году Карл Эдуард поступает в Ганноверскую Политехническую школу (семья всегда была ориентирована на историческую родину). Язык общения в семье был немецкий, потому, очевидно, что еще загодя родители решили, что образование их отпрыск будет получать в Германии. По окончании Политехнической школы, с 1876 года Карл Эдуард вернулся в Выборг и начал работать архитектором, он даже открыл для этого одно из первых частных архитектурных бюро в городе. Надо заметить, что он был одним из немногих архитекторов Выборга, никогда не занимавших официальных административных должностей, в то время, как большинство известных нам сегодня занимали должности городского или губернского архитекторов.


[ фабрика-музей «Верла» ]

Диппель проектировал здания различного назначения, в том числе предприятия, склады (в частности, крупную деревообрабатывающую фабрику «Верла» в Куовала в 1893г. ). Уже немного созрев, он берется и за жилые дома. Во многих из них Диппель проектировал изразцовые печи, которые приобрели известность во всей губернии. Диппель сам владел несколькими земельными участками в городе, разрабатывал для них чертежи, и строил дома для сдачи. В 1884 году он построил два деревянных здания на своем участке вдоль Алексантеринкату (ныне Ленинградский проспект) и внес изменения и дополнения в свои участки в Салаккалахти (наб. 40-летия ВЛКСМ). В 1887 году он построил 5,5-метровую "обзорную башню" в парке отдыха на Папуле (р-н Выборга) , а также развлекательный павильон с прекрасным видом на южный берег залива. В 1894 году Диппель построил два дома по заказу Эугена Вульфа на улице Южный Вал. Ныне эти постройки кажутся непримечательными, но мало кто знает, как они должны были выглядеть в оригинале. К сожалению, ими полностью утрачен такой важный элемент, придающий зданию индивидуальность, как кровля. Не осталось от них ни башенок, ни ганзейских щипцов. Крыша – возможно, главный элемент здания северной Европы.


[ дом Эугена Вульфа ]


[ Выборг, ул. Южный вал, дом 4 ]

Примерно в тоже время Диппель селится в дом на Крепостной улице 10, перестраивает его. Дом был построен в 18 веке, но претерпел в последующем изменения. Самым известным сегодня и одним из самых красивых и важных зданий Диппеля вообще стало перестроенное в 1897 году крыло жилого дома на ул. Северный вал, д. 3. Это так называемый «Дом Векрута», один из старейших домов Выборга имеющих богатую историю, насчитывающую почти 4 столетия. Первоосновой существующего сегодня здания служит двухэтажный дом, построенный купцом Антоном Борхардом в 1650 году. Вся его история связана с богатейшими купцами Выборга, такими как Юхан Векрут или Нильс Перандер, для которого Диппель и перестроил дом. Также он известен двумя визитами императрицы Екатерины II, проживанием в нем какое-то время Витуса Беринга, а также располагавшемся в доме отелем «Мельблом».


[ Дом Векрута ]


[ Выборг, ул. Северный вал, д. 3 ]


[ Деловой и жилой дом В. Диппеля ]

Карл Эдуард Диппель (нем. Carl Eduard Dippell; 10 октября 1855, Выборг — 30 декабря 1912, Ницца) — выборгский архитектор и предприниматель немецкого происхождения, представитель эклектического направления (главным образом, неоготического стиля). (W)

Ведьмин дом в Выборге

На территории Ленинградской области расположен красивейший город – Выборг. Культурное наследие России подготовило много интересных мест для туристов, интересующихся историей. Ведьмин дом в Выборге – именно оригинальный архитектурный прием делает сооружение привлекательным для ценителей искусства.

Здесь руины покоятся рядом с отреставрированными и современными постройками. Выборг с 700-летней историей сохранило дух прошлого. Изначально коренными жителями выступали не только русские, но и шведы, финны, немцы.

Это непосредственно сказалось на облике Выборга. Гуляя по улицам стоит обратить внимание, что большая часть архитектурных сооружений – наследие неоготического стиля.

Постройки из красного кирпича, острые шпили, витражные окна сохраняют атмосферу европейского стиля. У гостей часто создается ощущение заграничной прогулки.

Шаг в историю дом

1898 год – дата начала истории Ведьминого дома. Культурное наследие возведено Карлом Эдуардом Диппелем. Финский архитектор владел местными земельными участками, проектировал, строил объекты для сдачи.

Какова задумка автора построить жилое помещение нестандартного формата – остается загадкой.

Сохранилось предание, что зодчему попросту не хватило денег для строительного материала. Экономия вынудила соорудить постройку без боковой стены. Приближение зимы ускоряло процесс строительства.

Проект доделывали жители, не покинувшие его из-за холодов. Стены соединили вместе под прямым углом. Именно это придало особый колорит местности.

Судя по тому, что все квартиры заселены, жильцам отсутствие «правильной» стены никак не мешало.

Где находится

Адрес Ведьминого дома в Выборге легко запоминающийся – Южный вал один. Добираются туда пешком вдоль портовой стены.

Древний потрепанный объект вызывает неподдельный интерес. Выборгский словарный обиход местных жителей хранит несколько названий постройки. «Карточный домик», «Утюг», «Тонкий» вполне оправданы внешним видом.

Оптические иллюзии дом в Выборге

Две остальные плоскости выглядят, как сужающийся треугольник. «Эффект» создается при детальном рассмотрении объекта. Стоит создать конкретный угол обзора – он вновь становится стандартным трехэтажным строением.

Сумерки создают иллюзию недостроенного фасада, окон. Ведьмин дом смотрится как изображение на бумаге.

Каждый старый объект имеет свое предание. Иллюзия «исчезнувшей стены» создает ощущение загадочности.

Сплошные тайны

Очень часто туристов интересует, почему Ведьмин дом в Выборге так назван. Местные жители рассказывают 2 версии.

Первая звучит реалистично. По многочисленным рассказам местных, сюда заселялись женщины. Часто дамы ссорились друг с другом, на фоне чего возникали конфликты.


Постоянные крики, шум, неоднократно доносящиеся из квартир соседок, напоминали мракобесие. Со стороны это выглядело так, словно ведьмы слетелись на шабаш.

Вторая версия легенды более мистическая. Она гласит, что однажды там поселилась молодая рыжеволосая девушка. Каждую ночь ближе к 12 часам соседи видели ее в окне с большим черным котом на руках.

Ведьмин дом Выборга

У этого немногоквартирного дома под номером «1-а», что стоит на Выборгской улице, есть несколько неофициальных названий - Плоский дом, Дом - утюг, Дом без стены, Карточный домик, а ещё, пожалуй, самое интригующее – Ведьмин дом. В чём же секрет, и почему, казалось бы, обычный жилой дом имеет столько разнообразных имён? Попробуем разобраться.

На самом деле дом выборгского архитектора Эдуарда Диппеля, постройки 1898 года, не такой уж и обычный. Нет, к утюгам данное строение никакого отношения не имеет, как и к отсутствию стен, в кадастровом паспорте, что хранится в коммунальном отделе мэрии Выборга, они все указаны, вместе с габаритами и прочими архитектурными изяществами неоготики, что очень удачно подчёркивает башня на углу здания и треугольные фасады чердаков.

Что до ведьм, которые якобы здесь обитают, обитатели дома дали довольно противоречивую информацию. Некоторые жильцы, в основном мужчины, ссылались на некую даму, проживающую в квартире, впрочем, не важно, в какой, она, по их мнению, настоящая ведьма, а когда вечерами её навещают подруги, рассказывали они, то дом превращается в настоящий Содом и Гоморру.

Однако замечу, что подобная история из жизни ведьм весьма характерна для современного урбанистического общества, любой мало-мальски приличный дом таких вам расскажет десятки, иногда даже больше количества самих квартир, прямо дьявольщина какая-то. Другое дело в прошлые времена, когда отсутствовало электричество и автомобильный транспорт, тогда ведьмы летали на мётлах, при этом, как утверждали классики, совершенно обнажёнными, впрочем, мы несколько отвлеклись, вернёмся к нашему дому.

Секрет странных названий его открывается очень просто, надо лишь встать на определённую точку на мостовой рядом с домом, ни метром вправо, ни метром влево, конечно предварительно внимательно осмотревшись по сторонам, некоторые ведьмы и их приятели ещё ездят на автомобилях, и устремить свой взор на угол дома. И тут-то вы всё непременно поймёте, и воскликните нечто: «Ба! А дом, действительно, без стены!»

Сегодня мы уже вряд ли узнаем о чём думал Эдуард Диппель, когда создавал план своего архитектурного творения, и почему один из его углов получился чрезвычайно острым. Создаётся впечатление, что строение абсолютно плоское, как лист бумаги. И как здесь не вспомнить ведьм, видимо в числе знакомых архитектора такая имелась, своего рода Муза, но с незаконченным геометрическим образованием. Вот уж правду говорят, без женщин жить нельзя, а от себя добавлю: без них одни углы раздора.

По поводу странной стены у меня есть своя версия. Архитектор, проектируя дом, был вынужден экономить на строительных материалах, а потому строение, изначально, было вообще без стены. И всё было бы так хорошо, но вмешалась природа, наступила зима, жильцы стали мёрзнуть, болеть. Слабые начали съезжать, другие, которые уже не могли, засучив рукава, взяли в руки мастерки и лопаты, и принялись ставить стену. Конечно, далеко не все из них оказались архитекторами, как и каменщиками, однако ближе к весне столь необходимая стена появилась.

Вот после этого и стали селиться в доме, на освободившиеся жилплощади, некие женщины. Отчего их впоследствии стали называть ведьмами, не знаю, вероятно, причина была.

В настоящий момент дом под номером «1-а» по Выборгской улице выглядит, мягко говоря, непрезентабельно. Обилие всевозможных антенн на давно не ремонтируемых стенах не придаёт дому шарма, а его ведьмам романтики. Уж не знаю, какие они передачи телевизионные смотрят, но явно не «Ремонт своими руками».

Уже покидая Ведьмин дом, в одном из окон, совершенно случайно, мной была замечена некая дама, гражданка средних лет с ярко-рыжими волосами с чёрным котом на руках. Цвет глаз незнакомки разглядеть не удалось, как и узнать, имеется ли в её квартире метла, список жильцов на дверях дома отсутствовал. Вероятно, дом своих тайн первому встречному пешеходу не открывает.

И ещё, определённая точка, откуда дом предстаёт в таком усечённом виде, находится на улице Южный Вал, что явно не соответствует адресу загадочного строения, вероятно, ещё одна тайна.


Выборг, май 2016 года

(Фото из личного архива)

© Copyright: Сергей Рябцев, 2016
Свидетельство о публикации №216082901580

Спасибо, Сергей, за еще одно открытие! Каждый раз вожу в Выборг своих гостей (живу в Питере),но даже не предполагала, что такой дом существует. Ну что ж, теперь будет еще один весомый повод съездить в город, который за последние 8 лет стал мне почти родным. С уважением и благодарностью -

Спасибо Вам, Марина, что прочли мои выдумки и откликнулись! Всегда рад гостям!

Голландская печь из дома Лагеркранца в Выборге

Эдуард Диппель – один из ведущих выборгских архитекторов – был предпринимателем и, в том числе, совладельцем Ракколаниокского гончарно-изразцового завода, который работал до войны недалеко от современной станции Кравцово. Там нашел применение талант Диппеля-художника.

Его творения – это и так называемый Ведьмин дом (ул. Выборгская, 1), и дом Векрута (ул. Северный вал, 3), и другие не столь известные достопримечательности, придающие нашему городу староевропейский колорит. Теперь можно только представлять неоготическое великолепие Нового кафедрального собора, также построенного Диппелем и до нас не дошедшего.

А на Ракколаниокском заводе было изготовлено большое количество изразцовых печей в югенд-стиле по его эскизам. Недавно мы узнали, что такая печь есть в доме № 3 по проспекту Суворова – одному из красивейших зданий Выборга. Более того, в квартире, куда нас любезно пригласили, хозяйка-архитектор сохранила не только действующую печь, но и подлинные филенчатые двери, латунную фурнитуру, потолочные балки, встроенные стенные шкафы.


Печь выполнена в югенд-стиле, который предпочитал Эдуард Диппель

Исследователь голландских печей архитектор Кирилл Никитин приехал из Петербурга, чтобы сфотографировать печь для будущего второго издания книги Андрея Роденкова и Константина Лихолата «Изразцовые печи Выборга». Вот что он рассказал:

– Эти печи достаточно распространены по всему Северо-Западному региону, но в Выборге такая модель мне встретилась впервые. На Ракколаниокском заводе изготавливались стандартные комплекты изразцов. Они рекламировались в каталогах, через которые частные клиенты и архитекторы-проектировщики многоквартирных домов делали заказы. Комплекты поставлялись на объекты, где печники собирали их по схеме в зависимости от планировки квартир. Это каминная печь, у нее двойной дымоход, отсюда и двойная задвижка. Сначала прожиг дров осуществлялся по прямому дымоходу (так называемый каминный вариант). После того, как основной объем закладки прогорал, прямой дымоход закрывался и открывался дымоход, рассчитанный на более длительную теплоотдачу. Еще одна особенность печей Ракколаниокского завода состояла в том, что при лаконичном декоре большое значение придавалось глазурному покрытию, которое само по себе представляет эстетическую ценность.

Заключительная прогулка по Выборгу.


По завершении экскурсии мы отправили в лавку за кренделями выборгскими. А там. Короче, не суждено нам кренделёк заполучить в качестве сувенира.

На самом деле дом выборгского архитектора Эдуарда Диппеля, постройки 1898 года, не такой уж и обычный.
Секрет странных названий его открывается очень просто, надо лишь встать на определённую точку на мостовой рядом с домом, ни метром вправо, ни метром влево, конечно предварительно внимательно осмотревшись по сторонам, некоторые ведьмы и их приятели ещё ездят на автомобилях, и устремить свой взор на угол дома. И тут-то вы всё непременно поймёте, и воскликните нечто: «Ба! А дом, действительно, без стены!»


Но мы до той точки не дошли.


Но вот вид от входа в наш хостел. Дом, видимо, имеет два корпуса, вот со стороны непарадной.

Интересным объектом является здание постройки 1931 года для Viipurin Panttilaitos Oy (ООО Выборгский ломбард). Автор проекта — известный архитектор Uno Ullberg.
Это здание было первым завершенным примером функционализма в городе. Хорошо видно, что проект имеет черты классицизма в исполнении фасадов.
Здание из четырех этажей имеет столько же строк отдельных, очень упрощенные полос окон, больше похожих на четыре очень широких окна с тонкими переплетами.

Смелый прорыв в архитектуре заключен в применении железобетонных колонн, что позволило освободить кирпичный фасад от функции несущей конструкции.
Классицизм проекта раскрывается в подчеркивании встраиваемых входов с закругленными арками по бокам фасада, выступающем обрамления оконных групп, а также двойных круглых глазниц в верхних углах фасада.




Площадь перед ратушей - мы здесь в кафе кофейку с вкусной выпечкой для поддержания сил откушали.


Картинка в том кафе.


А потом пошли гулять. Я должна была рано вернуться в Петербург, поэтому до Ласточки у меня оставалось не много времени. Но прогулка была прекрасна


Таня сфотографировала процесс


Не уверена, что за строение, но вполне себе может и чем-то фортификационным быть.


Скалы со мхом.. красота.


Разруха и помпезность.

Какая лодочка!


Постояли у воды..


Вид и на замок, и на мост, и на площадь перед Ратушей


Вода прям вот же она!

Краны торгового порта

Немного зума:

Таня красивые панорамы сделала:


Ну, тут-то хотя бы из-за холодильника. Сколько у нас гибнет всего за просто так.


Просто любуемся


Ээээ. Зачём всё повырубили-то.


С камешками как-то менее грустно

О! Царь!

Мож, Владимир.


Какая композиция!


Не очень поняла выражение лица мужчины.. Барышня сопротивляется?


И совсем недалеко другая скульптура..

А тут явно скат в воду для спуска лодок, зато я наконец-то потрогала море.


Здесь уже пляжи везде.

Вид на морской простор. Подозреваю, что где-то там финский залив.


Видимо, флаг был.


"Крылья" ставят.

С этого момента я покинула своих друзей и порысила в сторону вокзала.
Пара фотографий этого места от Тани

Но по дороге я всё ж заглянула в Выборгский замок. Ну, надо же отметиться на такой достопримечательности!





Кругом реставрация. И обидней всего, что и на самой башне - вот где бы я хотела побывать. Но увы, она ещё несколько лет будет закрыта. Не судьба.
Даже хорошо, что у меня было мало времени. Много тут гулять явно негде

Даже больше виды от стен замка понравились.


Гуляли мы до этого вооон по тому дальнему берегу - что параллельно мосту идёт


Представительный якорь!



Погода прекрасная, и виды замка, конечно, как на открытку

Ещё бы, конечно, леса на башне не маячили.

А это иду дальше по набережной.


Котик и мальчик!


Драккарами любуюсь.



Немного ещё фотографий от моих сокомандников. В разное время сдеоаны - могу ошибиться, чьи где.
Этот книжный магазин - вот как бы вы прочитали название?


А эту парочку я встретила в замке Выбюоргском, но как оказалось, когда я выбегала из замка, Таня, Наташа и Вова как раз к нему подошли. И тоже увидели их! И сфотографировали!


А что это люди там делают.

Вот такая красота!


Как удачно котик вписался в композицию.



А это уже я ищу свой поезд, чтобы отбыть в Москву. Ищу нужную платформу - выискиваю яркие буквы на электронном табло.. А потом вижу вот такую заламинированную надпись. Ой! А вот и мой поезд! :-))))

Читайте также: