Дом со львами на воротах

Обновлено: 08.07.2024

Английский клуб на Тверской

Английский клуб на Тверской улице Москвы располагается в здании причудливой судьбы – сначала старинная усадьба, потом долгое время элитный Английский клуб, недолго – госпиталь, затем Музей революции, а ныне – Музей современной истории России. В своем обзоре я хочу показать, что осталось в этом здании именно от времен Английского клуба. Сначала отмечу, что это единственный на всей Тверской улице классический фасад, не искаженный поздними перестройками


Здание бывшего Английского клуба. Вид на центральную часть и правое крыло

Эта часть города застраивалась издавна, но первый каменный дом здесь возвёл в 1780 году генерал-поручик А.М.Херасков – ныне эта постройка составляет центральную часть здания Английского клуба на Тверской улице


Сам Херасков был масоном и в его доме проходили тайные собрания первого в Москве масонского кружка. До сих пор во внешнем и внутреннем декоре дома сохранились символы масонской традиции, поэтому здание Английского клуба является непременным объектом экскурсий, посвященных следам масонов в Москве. В начале ХIХ века усадьбу на Тверской покупает граф Лев Кириллович Разумовский и перестраивает главное здание: в 1811 году появляется левое крыло, а в 1817 году – правое.


Левое крыло бывшего Английского клуба (усадьбы Разумовского)

При наполеоновском нашествии дом уцелел от пожара, но интерьеры были безнадежно испорчены: французские солдаты устроили в доме скотобойню.


Уличный фасад левого крыла бывшего Английского клуба (усадьбы Разумовского)

Именно при Разумовском усадьба обзавелась каменной оградой по линии улицы с двумя симметричными воротами и двумя калитками. Пилоны всех ворот увенчаны фигурами львов, которые обессмертил Пушкин в «Евгении Онегине», описывая въезд Татьяны в Москву:

«…Балконы, львы на ворота́х,

И стаи галок на крестах.»


После смерти Разумовского дом перешёл к князю Н.Вяземскому, который и продал его Английскому клубу в 1831 году. Вообще же история Английских клубов в России началась с последней трети ХVIII века, когда сначала в Санкт-Петербурге, а потом в Москве появились джентльменские клубы. Они становились центрами общественной и политической жизни, во многом определявшими общественное мнение. Особенное значение Английский клуб имел в Москве. Это было элитное аристократическое собрание, членство в котором означало высокий статус и положение в свете. Приём новых членов был ограничен и осуществлялся только по рекомендациям, причем даже титулованные дворяне могли годами стоять в очереди и не успеть до конца жизни попасть в члены клуба.


Сейчас вход в здание бывшего Английского клуба на Тверской осуществляется через главное крыльцо центральной части строения. Мы попадаем вот в такое фойе


Этот вестибюль сохранил колоннаду, декор потолка и лестницу на второй этаж. Все балки потолка украшены одинаковыми изображениями жезлов, обвитых плющом, и трёх медальонов. На центральном медальоне изображена голова горгоны Медузы


Этот же мотив повторяется на решетке лестницы


Сейчас при подъеме по парадной лестнице нас встречает мозаичное панно на революционную тему, а во времена Английского клуба здесь висел портрет действующего государя-императора. Но мы смотрим на лепнину потолка, которая соответствует интересующему нас периоду


На период Английского клуба восстановлен и вход на второй этаж (рольставни в расчет не берем)


Посмотрите на кариатид с лицами идеальных пропорций


За этим входом начинаются залы музея, где располагается постоянная экспозиция. В самых первых залах ничего не напоминает об Английском клубе. А вот во втором или третьем зале можно увидеть колонны и пилястры из искусственного мрамора классического коринфского ордера


На потолке соответствующая стилистике лепнина


Стены зала в нижней своей части почти полностью закрыты экспозицией и, похоже, здесь ничего не осталось от прежних интерьеров


Единственный зал, интерьер которого сохранился со времен Английского клуба, – это Газетная комната



В газетной и библиотеке нельзя было громко разговаривать, уносить издания без соответствующего оформления и даже переносить их в другие залы – за это полагались штрафы. Такие правила устанавливал устав клуба. Ведь Английский клуб был одной из первых российских общественных организаций: все должности в клубе были выборные, а деятельность осуществлялась согласно уставу.


В газетной комнате нет музейных витрин с экспонатами, но в разных частях комнаты воссозданы фрагменты интерьеров клубных залов. Вот, например, фрагмент библиотеки


В нём мне больше всего понравилась лампа зелёного абажура, бронзовая, с патиной. Хотя и кожаные переплеты с золотыми надписями за стеклами шкафа тоже внушают уважение


Вот фрагмент фруктовой комнаты, т.е. помещения, где подавали легкие закуски, салаты, фрукты – по нынешним понятиям это было бы кафе или бар


Здесь заслуживает внимания тончайшей работы экран. Выполнен он из дерева, применена резьба и роспись


Такой же раритет – вот этот сервант для чайной посуды


Посмотрите, какими изящными бронзовыми накладками и эмалевыми медальонами он украшен


Кстати, о еде. В Английском клубе вообще много времени и внимания уделяли поварскому искусству. Не случайно А.С.Пушкин, описывая визит Онегина в Английский клуб, иронично замечает «…О кашах пренья слышит он». Кухня и повара клуба считались лучшими в России, а члены клуба отправляли на обучение в Английский клуб своих поваров. Роскошные обеды клуба славились по всей Москве


В газетной комнате сохранилось зеркало, вроде бы подлинно венецианское


Кстати, женщины в Английский клуб не допускались, даже в качестве прислуги, не говоря уже о гостях. За всю историю существования Английского клуба дамы могли посетить его лишь трижды, во время коронационных торжеств российских монархов. Но и тогда дамы удостаивались только завтрака и осмотра некоторых залов. Ныне все посетители могут любоваться роскошными интерьерами


Колонны и пилястры по моде тех лет выполнены из искусственного мрамора. Потолок и стены расписаны в технике гризайль – то есть рисунок, за счёт тоновых вариаций одного цвета имитирующий объём


А вот точь-в-точь такой же декор стены, но уже частично выполненный в объеме


В некоторых арках расположены объёмные барельефы, изображающие сцены из греческой мифологии



На потолке в трех круглых плафонах росписи



Кстати, слово «музей» произошло от греческого названия храма муз


На стенах светильники с зеркальной подложкой, чтобы за счет отражения получалось больше света


В газетной комнате великолепная люстра. Со слов экскурсовода, она подлинная, только переоборудована под электричество



…и подлинные светильники. Большая люстра, помимо тончайше выполненного замысловатого узора, интересна фигурой крылатого ангела в центре и многочисленными фигурками не то воинов, не то охотников, расположенных по окружности. Меня больше всего поразило, что тщательно выполнены не только луки в руках воинов, но и тетива на них (!)


В инфернальной есть ещё светильник поменьше


В этом зале в витринах и без выставлены различные экспонаты музея. Например, каминные часы, Париж, XIX век


Ещё здесь воссоздан интерьер кабинета старейшины Английского клуба (конец XIX – начало XX века)



На потолке росписи в стиле гризайль обрамляют центральный плафон. Эти росписи содержат изображения как чисто декоративных элементов – венков, щитов, рога изобилия и т.п. – так и мифологических сцен


Но основное внимание приковывает к себе, конечно, живописный плафон в центре потолка


Зал имеет не строго прямоугольную форму, с одного конца он завершается полуротондой. Свод этого алькова расписан изображениями гирлянд, листьев аканта, рогов изобилия, а полукруглая форма подчеркнута сильно выступающим карнизом с богатым лепным декором


Именно здесь, между колоннами, находится камин, по которому этот зал называют иногда каминным


Мраморный камин по торцу каминной полки украшен медальонами с римскими профилями


Вертикальные стенки камина также украшены резными мраморными барельефами



При моем первом посещении музея насколько лет назад этот камин мне совсем не запомнился: либо он был так «вписан» в музейную экспозицию, что растворялся в ней, либо вообще был закрыт. При моём последнем посещении в каминном зале была только экспозиция живописи, никаких витрин или отдельно стоящих экспонатов не было, только полотна на стенах – соответственно, и зал смотрелся более цельно и значимо, как самостоятельная экспозиционная единица. Также в этом зале обязательно надо обратить внимание на люстры


Они опять-таки подлинные, переоборудованные под электричество. Насколько позволяет камера, пытаюсь показать эту тонкую работу. Здесь самые разнообразные фигуры и образы: девы, ангелы с крыльями, факелы с венками


После каминного зала следует целый ряд комнат, в которых сохранились лишь отдельные элементы декора, относящегося к интересующему нас периоду. Вот, например, зал с очень интересным потолком: в прямоугольник потолка вписан шестиугольник, а в него – круг, являющийся основанием купола


Углы и не занятая куполом часть потолка украшены лепниной с изображениями грифонов, крылатых дев, венков и масок



В следующем зале, кроме лепнины по периметру потолка, над дверями восстановлены барельефы на исторические или мифологические темы



Есть ещё один крупный зал с восстановленными потолочными росписями на бочкообразном своде


Экскурсоводы про него ничего не рассказывают. На мой вопрос, всегда ли здесь были росписи гризайль или это упрощенное восстановление, мне ничего внятного не ответили


В завершение напомню, что сейчас в этом здании располагается Музей современной истории России. Хотя темой моего рассказа был только Английский клуб, экспозиция музея тоже заслуживает внимания. Она охватывает период примерно с начала ХХ века и до наших дней, здесь уже представлены нулевые годы нынешнего века. Памятные вам предметы, лица, события вы увидите в новом свете, совсем с иного ракурса. Так что каков бы не был ваш возраст, вы сможете ощутить себя частицей истории и современником исторических событий.


Потолок в переходах Английского клуба

Как попасть в Английский клуб

Бывший Английский клуб, ныне Музей современной истории России, расположен по адресу ул.Тверская дом 21. Ближе всего добираться от станций метро Тверская и Пушкинская. На этих станциях выходить при движении из центра в начало состава, далее идти на ту сторону Тверской, где Макдональдс

Музей работает с 11ч до 19ч, понедельник выходной. Билет стоит 250 рублей, есть льготы для пенсионеров, студентов вузов и других категорий посетителей. Музей не относится к Департаменту культуры Москвы, поэтому здесь нет бесплатного посещения в третье воскресенье каждого месяца.

В музее можно заказать экскурсии как обзорные, так и тематические. Хочу обратить ваше внимание на то, что музей исторический и если вас интересует история дома и архитектурно-искусствоведческая тематика, то надо уточнить, будет ли освещаться на экскурсии эти вопросы и насколько глубоко.


Старинная усадьба, расположенная по улице Тверская, 21 это единственный на всей улице классический фасад, не искаженный поздними перестройками.


Сам главный дом возвели на этом месте в период с 1777 по 1780 годы. В таком виде он простоял до 1806 года, пока архитектор Адам Адамович Менелас не сделал пристройку к левому крылу, а затем и к правому. Работы были завершены к 1811 году, и вся усадьба приобрела законченный образ в стиле классицизма: просторный парадный двор, который ограничивали боковые флигели; каменная ограда, где на пилонах ворот были установлены скульптуры львов.



Кстати, «львы на воротах» упоминаются Александром Сергеевичем Пушкиным в его великом произведении «Евгений Онегин».


Старая усадьба, принадлежавшая M.М. Хераскову, была приобретена Львом Кирилловичем Разумовским.



Лев Кириллович Разумовский

Вообще, эти львы — одни из первых в московской архитектуре. Автор скульптур Доминико Жилярди, как выяснилось позже, никогда не видел львов вживую, поэтому создавал их по устному описанию. Заказчик Разумовский, видимо, тоже хищников никогда не видел, поэтому работой остался доволен.



После смерти Разумовского его вдова, Мария Григорьевна, передала владение своему брату – князю Н.Г. Вяземскому. Тот продал его Английскому клубу, который переехал из дома Гагариных на Страстном бульваре в бывшую усадьбу Разумовских на Тверской в 1831 году.

Английский клуб представлял собой самое многочисленное джентльменское собрание Москвы, известное своими карточными играми, роскошными обедами и политическими дискуссиями. Девиз клуба был «Concordia et laetitia» – «согласие и веселье».


Попасть в него было не так просто: клуб обладал элитным статусом, приём новых членов был ограничен и осуществлялся тайным голосованием и только по рекомендациям. Претендентов было достаточно: при численности собрания от 300 до 400 человек ещё около тысячи кандидатов ждали, пока освободятся места. Это могло произойти не только в случае смерти или выхода из клуба одного из его членов, но и в результате нарушений правил, например, невыплаты вовремя карточного долга. В таком случае имя недобросовестного должника записывалось на специальной черной доске.

Английский клуб находился в здании на Тверской улице, 21 вплоть до революции 1917 года.


В Первую мировую войну часть помещений в здании на Тверской была отдана под военный госпиталь для раненых. Во время событий 1917 года Английский клуб был закрыт и вскоре превратился в музей.


Еще после Февральской революции возникла идея создания Музея революции, который смог бы показать всю историю освободительного движения в России. Замысел был реализован уже при большевиках в 1922 году, когда открылась выставка «Красная Москва». Её преобразовали в Историко-революционный музей Москвы (с 1924 года – Музей революции СССР). В 1998 году он был переименован в Государственный центральный музей современной истории России.


В 2015 году завершилась реставрация каменных львов, охраняющих Музей современной истории России на Тверской. В обновленном виде предстали не только скульптуры, которым уже две сотни лет. В порядок привели и кровлю здания, и старинные фасады, и ограду. Кроме этого, зверей покрыли специальной глазурью, которая должна защитить их от воздействия окружающей среды.


А совсем недавно я очутилась во дворе музея архитектуры им. Щусева и увидела там двух несчастных львов. У директора музея Елизаветы Станисловны Лихачевой узнала их судьбу. Оказывается это тоже львы из английского клуба на Тверской, которых подарил английский клуб московскому Археологическому обществу.

Пятницкая всегда была одной из самых красивых и посещаемых улиц столицы.

Пятницкая — не просто одна из древнейших улиц Замоскворечья. Она стала символом патриархальной части Москвы, где даже в «лицах» многих домов сохранился мир героев и персонажей пьес А. Н. Островского.

Помните, в одной из песен Булата Окуджавы:

Это один из редких случаев в современной Москве, одно из немногих исключений: улица сохранила свое историческое имя, не утратила его в бурную эпоху революционных событий и социалистического строительства.

Есть на Пятницкой и львы.

Городская усадьба в стиле московского классицизма XVIII-XIX веков. Участок, после пожара 1812 года, приобрела купчиха Фёкла Великолепова, она же и восстановила сгоревшее здание. Сейчас здесь находится Департамент культурного наследия города Москвы. Львы лежат во дворике. Прецедентов такого расположения львов я не знаю, обычно львы встречают на лестнице у парадного входа в здание.


Львы лежали на заводском складе под открытым небом среди мешков с цементом и прочих строительных ресурсов; деревянные короба, которыми их закрыли, сгнили.


По инициативе директора завода скульптуры львов переданы Главному управлению охраны памятников истории и культуры г. Москвы. С 1990-х гг. скульптуры размещены на территории Городской усадьбы, XIX в. во дворе ул. Пятницкой, д. 19.

В настоящее время в здании размещен Департамент культурного наследия города Москвы.


А сейчас к ним относятся очень трепетно, вот так львы выглядят зимой.

Есть на Пятницкой и свой дом со львами.


«Дом со львами» на Пятницкой улице 64 построен по проекту архитектора Сергея Владимировича Шервуда для Вильгельмины Ивановны Рекк, супруги предпринимателя и банкира Якова Андреевича Рекка.




Вскоре после постройки особняк был продан новому владельцу – потомственному почетному гражданину Петру Васильевичу Стахееву, а позже перешел к Николаю Алексеевичу Суханову, личному почетному гражданину. Последние владельцы дома – сыновья Н. А. Суханова, унаследовавшие особняк после смерти отца.
Они владели им вплоть до 1917 года.

Пришедшие к власти большевики особняк национализировали. В нем был размещен Замоскворецкий райком партии.

На «доме со львами» сейчас находится гранитная доска, надпись на которой гласит о том, что это здание в 1918 году посетил В.И. Ленин, принявший участие в собрании замоскворецких заводских партийных ячеек.


Работала в этом здании на Пятницкой улице, 64 и революционерка Р.С. Землячка, принимавшая очень активное участие в двадцатые-тридцатые годы в партийных «чистках» и печально известная своими расстрелами в 1920 году плененных белых офицеров.

Просто диву даёшься, сколько в себя вместил этот особняк и как только эти львы всё это пропустили мимо своих чутких ушей. Эта табличка с Землячкой до сих пор висит. Когда то Папанин писал про неё «Удивительным человеком была Землячка. Она не уставала заботиться о людях… Она прожила нелёгкую жизнь, испытала и царские застенки, и тюрьмы, не раз смотрела смерти в лицо. И, сколько я её помню, работала, не жалея сил». А на поверку вышло совсем иное из документов: «В ноябре 1920 г. секретарь Крымского обкома РКП(б). Землячка вместе с Бела Куном и Юрием Пятаковым организовала массовые расстрелы пленных белых офицеров армии Врангеля, членов их семей. Жертвами Землячки и Куна стали десятки тысяч офицеров армии Врангеля, которые сдались, поверив обращению Фрунзе, обещавшего тем, кто сдастся, жизнь и свободу. Землячка — автор фразы: «Жалко на них тратить патроны, топить их в море». Вот такой удивительный Дом со львами, в котором тоже бывали «львы» своей эпохи.

Долгое время помещения здесь сдавали в аренду. А в апреле 2012 года права на управление особняком фон Рекк получило Министерство энергетики РФ, которое отреставрировало здание..

Дом со львами стал лучшим объектом реставрации 2017 года по итогам голосования москвичей в проекте «Активный гражданин».


Еще в дореволюционной Москве упоминая Малую Молчановку в разговоре, часто называли «улицей, где дом со львами».

Свое название «дом со львами» получил за установленные у парадного входа монументальные фигуры каменных львов с геральдическими щитами в передних лапах. Поговаривали, что на щитах зашифрована символика влиятельного масонского течения. Правда или нет – доселе неизвестно, но ореол таинственности благодаря этому слуху был создан вполне успешно.

Бывший доходный дом Гордон.


Построен в 1913-1914 годах в стиле модерн архитекторами Иваном Гавриловичем Кондратенко, Семёном Александровичем Дорошенко и Василием Никаноровичем Волокитиным.

В этом доме в 1917-1918 годах на пятом этаже жили писатель Алексей Николаевич Толстой и его жена Наталья Васильевна Крандиевская-Толстая, в гостях у него часто бывали поэты Клюев и Есенин.
Алексей Николаевич Толстой писал в одном из писем жене: роднее, милее Молчановки ничего нет.
Сюда приходили Марина Цветаева и Сергей Эфрон к своей знакомой, актрисе Камерного театра, Марии Кузнецовой (Гриневой).
Проживал в этом доме поэт Максимилиан Александрович Волошин.
Интересные воспоминания о «доме со львами» оставил также писатель, художник, фотограф и путешественник Владимир Александрович Потресов в книге «Рассказы Старого Арбата»



Например, кадр из х/ф «Офицеры». Действие фильма начинается в Москве. Первая встреча главных героев в послереволюционной Москве. Алексей Трофимов (Георгий Юматов) спасает Любу (Алина Покровская) от бандита. Обратите внимание на львов. У них есть клыки и щиты. С клыками все просто — это киношная бутафория, сделанная ради кадров во второй части фильма. Середина 1950-х годов. Алексей и Люба воспитывают внука: — Вот эти львы, Вань! — Тоже мне львы. У них клыков-то нет. — Не скажи, брат. Это не просто львы, это знаменитые львы. Знаешь… — Все знаю: и как ты бабушке полено от самых Хамовников волок, и про красные штаны знаю. Мне бабушка про это тысячи раз рассказывала. Дед, ну, пойдем лучше в зоопарк. И действительно — клыков уже нет! Оказывается, что когда-то по воле киношников львы лишились не только зубов, но и щитов.



В фильме Гайдая «12 стульев», который, кстати, как и «Офицеры», снят в 1971 году, львы уже без щитов, с забавно поднятыми лапами. В кадре, где поэт Ляпис-Трубецкой доставляет с помощью уличного мальчишки, купленный только что на аукционе, стул, мы снова видим в кадре львов. По словам старожилов этого дома фактически с момента постройки здания существовала традиция фотографировать детей, живущих здесь, рядом со львами. И вот если на довоенных фотографиях львы со щитами, то после окончания ВОВ, щитов уже нет. Есть домовая легенда, повествующая о том, что в 1941 году, во время авианалетов жильцы боялись не только за свою жизнь, но и очень переживали за символ жилища — львов. В итоге их решили спрятать в ближайшем бомбоубежище, но оторвать их от пьедестала, не расколов щиты не представлялось возможным. И ими пришлось пожертвовать. Львов спасли, но в 1943 дому они вернулись на свой пост уже без щитов.


Есть и другая версия: щиты убрали в 1947 году, разглядев на них масонские символы — тогда в стране развернулась очередная волна борьбы с космополитизмом. Так или иначе, к началу 1950-х годов львы остались без щитов, и подтверждение этому можно найти в фильме 1958 года «Девушка без адреса». Несмотря на заявленный адрес (Новоспасский тупик, дом № 1/3), эпизод фильма, где влюбленный Павел (Николай Рыбников) блуждает по коммунальной квартире в поисках Кати Ивановой, снимался на Малой Молчановке, именно здесь.


И вот мы видим, что в конце 1950-х годов львы были уже без щитов (да и без зубов, кстати). Так что можно сделать вывод, что и клыки, и щиты в «Офицерах» — это всего-навсего киношная бутафория. На самом деле, щиты ко львам вернулись всего несколько лет назад, когда дом переживал капитальный ремонт.


А вот третий лев ни в каких фильмах не снимался. На крыше дома есть еще один лев. Снизу лев не виден вообще, виден его щит, который он держит в лапах. Только сбоку, высоко запрокинув голову, можно разглядеть третьего льва. Вот на этом снимке лев все таки виден.

То ли кинематограф сыграл свою роль, то ли львы были уж очень примечательными, но таксистам Москвы адреса называть не приходилось. Достаточно было сказать – дом со львами на Малой Молчановке.


Идея реконструкции ветшавшего здания и возвращения красавцам-львам их былого вида принадлежит «бриллиантовых дел мастеру» Льву Леваеву, даже имя которого по отношению к дому весьма символично.

На данный момент «Дом со львами» представляет собой элитный жилой комплекс, доступ к которому весьма ограничен. Но полюбоваться домом сильных мира сего вполне возможно.


В доме проживает дочка И.Кабзона.

Безусловно, доходный дом, уже целый век стоящий на Малой Молчановке,с прекрасными львами и сегодня является украшением нашего города.

Львы на Патриарших


«Дом со львами», Ермолаевский переулок дом 9.

Первое название дома в начале строительства в 1939-1940 годах «Жилой дом Высшего Комсостава», делее появляется уже новое название «жилой дом Генерального штаба Вооруженных сил СССР» Достроен уже после войны в 1945-1946 годах архитекторами Военпроекта М.М. Дзисько и Николаем Ивановичем Гайгаровым. Полного имени М.М. Дзисько не нашел, только инициалы. И это, между прочим, выявленный объект культурного наследия. В проекте так же принимали участии М.Л. Каганович, Н.А.Скаржинская и инженер М.А. Лавров. Есть мнение, что курировал проект Иван Владиславович Жолтовский.

Между прочим, Ермолаевский переулок с 1961 года по 1994 год, назывался улицей Жолтовского.

Вот что пишет Сергей Константинович Романюк в книге «Из истории Московских переулков». Может быть, самое заметное здание из окружающих пруд - это дом № 9, о котором известный архитектор Ф. Новиков сказал, что это и есть «проявление ложной монументальности, подлинного мещанства в архитектуре». Он издалека выделяется не в меру крупными колоннами и львами, в прошлом столетии украшавшими чуть ли не каждую усадьбу, дворянскую или ту, которая хотела ею казаться. Однако этот дом построен не в прошлом веке, а в 1944 - 1945 годах для генералов. Квартиры там состояли из таких комнат: передняя, холл, гостиная, кабинет, туалетная, коридор, детская, спальня, столовая, передняя перед кухней, комната домработницы, кухня, кладовая, уборная.

В доме шесть квартир средней площадью около 200 квадратных метров каждая. Узнать бы еще полный список первых жильцов этих квартир. Вот те, про кого удалось узнать: Константин Андреевич Вершинин - Главнокомандующий ВВС и главный маршал авиации СССР, Альгис Марцелович Жюрайтис - дирижёр Большого театра, Елена Васильевна Образцова - меццо-сопрано и народная артистка, Михаил Сергеевич Малинин - генерал армии, его жена Надежда Григорьевна Грекова - политический и государственный деятель БССР, Иван Егорович Шавров - генерал армии.

Скульптуры делал В.А. Львов (потрясающе - львов делал Львов), барельефы Л.А. Кардинский, лепные работы Д.М. Никулин. Роспись на плафонах делали художники Лев Александрович Бруни, Владимир Андреевич Фаворский, Георгий Александрович Ечеистов, Дора Вольковна Бродская, С.С.Прусов.

Дора Вольковна Бродская была супругой Николая Ивановича Гайгарова со времен ее учебы на графическом факультете ВХУТЕМАСа, а это 1927-1928 годы.

В журнале «Наше наследие» в номерах 43-44 за 1997 год, выпущенных к 850-ти летию Москвы, есть статья Юрия Николаевича Гайгарова «Двойной портрет на фоне города», рассказывающая . о двух необыкновенно талантливых людях, которые учились, жили и работали в Москве и во многом посвятили свое творчество любимому городу, художнике Доре Бродской и архитекторе Николае Гайгарове. Трогательная история.

Любопытные воспоминания об этой паре оставил писатель Владимир Александрович Потресов в книге «Рассказы Старого Арбата» . он (Гайгаров) тогда был главным архитектором Военпроекта - получил невозможно роскошную трехкомнатную квартиру в спроектированном им доме для высшего командного состава на Смоленской набережной (речь идет о доме 5/13 на Смоленской набережной, жилом доме для генеральского состава). Проект застройки Смоленской набережной разработан в 1955 году архитекторами Б. Г. Бархиным, М. М. Лерманом и Н. И. Гайгаровым.

Николаей Иванович Гайгаров в 1931 году окончил Высший архитектурно-строительный институт. Гайгаровым в соавторстве построены в Москве плавательный бассейн ЦСКА в 1955 году и здание Центрального музея Вооруженных Сил в 1965 году. Николаей Иванович в 1964 году стал Заслуженным архитектором РСФСР.

Любопытную информацию подчерпнул из интервью Маруси Гориной с архитектором Евгением Викторовичем Ассом. . а вот эти ворота, которые со львами. Эти львы, собственно, посвящались Льву Владимировичу Рудневу, во всяком случае от архитекторов, авторов этого дома, которых я знал лично, Михаила Ивановича Дзязько и Николая Ивановича Гайгарова: они утверждали, что этих львов они поставили, чтобы увековечить память Льва Владимировича Руднева.

Но везде инициалы у Дзисько М.М. а здесь Михаил Иванович. Да и написание фамилии различается Дзисько и Дзязько. К сожалению, у Маруси Гориной есть еще ряд неточностей, например . в нашем доме жили известные военные начальники - Штыменко, Малинин, Гречко. Штыменко я не знаю, да и никто его не знает, всем знаком генерал армии Сергей Матвеевич Штеменко, в годы войны начальник Оперативного управления Генштаба. Да и не жил Сергей Матвеевич никогда в доме со львами, а жил в доме, который на моей фотографии в его тылах, в сереньком, выходящим фасадом на Садовое. Там и памятная доска есть.

Львы на Молчановке


Улица Малая Молчановка дом 8 строение 1. Еще в дореволюционной Москве Малую Молчановку часто называли «улицей, где дом со львами».

Бывший доходный дом Гордон. Построен в 1913-1914 годах в стиле модерн архитекторами Иваном Гавриловичем Кондратенко, Семёном Александровичем Дорошенко и Василием Никаноровичем Волокитиным.

А вот Мария Владимировна Нащокина в книге «Московский модерн» считает, что это доходный дом Сергея Егоровича Шугаева, директора - распорядителя АО Теплых рядов. Архитекторы Кондратенко, Волошин и Рабинович.

В этом доме в 1917-1918 годах на пятом этаже в квартире 19 (правда не знаю насколько старая нумерация квартир соответствует сегодняшней) жили писатель Алексей Николаевич Толстой и его жена Наталья Васильевна Крандиевская-Толстая, в гостях у него бывали поэты Клюев и Есенин. Крандиевская-Толстая в 1939 году напишет, . У нас гости в столовой, - сказал Толстой, заглянув в мою комнату. - Клюев привел Есенина. Выйди, познакомься. Он занятный. Это было весной 1917 года.

Позже Алексей Николаевич Толстой писал в одном из писем жене: роднее, милее Молчановки ничего нет.

Сюда приходили Марина Цветаева и Сергей Эфрон к своей знакомой, актрисе Камерного театра, Марии Кузнецовой (Гриневой). Гринева в «Воспоминаниях о Марине Цветаевой» пишет, . Милая Малая Молчановка! Милый дом № 8! Семь этажей. Тяжелые входные двери, а справа и слева у них по огромному льву. . Тут же долгий резкий звонок. Первой вошла Марина, свежая, румяная с мороза. За ней Сережка, темноволосый, узколицый, большой, красивый. . Когда у Марины рождались новые стихи, она обычно приходила читать их к нам первым.

Проживал в квартире 25 поэт Максимилиан Александрович Волошин. Пинаев Сергей Михайлович в ЖЗЛке «Максимилиан Волошин, или себя забывший бог» пишет . А впереди ещё Москва, куда Волошин прибывает 18 апреля. Он останавливается на Малой Молчановке у сестёр Эфрон, где обитает и Елена Оттобальдовна … Уже в 11 часов он встречается с К. Кандауровым, в 14 - обедает с А. Толстым… А в последующие дни - Я. Глотов, Бальмонты, М. Гершензон, В. Поленов, Р. Гольдовская, Ф. Арнольд…

Интересные воспоминания о «доме со львами» оставил писатель, художник, фотограф и путешественник Владимир Александрович Потресов в книге «Рассказы Старого Арбата» . Над некогда роскошным подъездом уныло доживал свое бетонный герб, а по бокам его охраняли сильно потрепанные временем бетонные же цари зверей. Этот серый монстр, занимавший чуть не половину Малой Молчановки и сворачивающий в Ржевский переулок, пользовался большим успехом у киношников. Тут уж везло львам, перед съемками им чинили отколотые лапы и красили в благородные цвета.

Да, львы в советское время имели интересную кинематографическую судьбу. Они снимались в фильмах «Офицеры» , «Двенадцать стульев» , «Девушка без адреса» . А вот, что львы видны еще и в фильме «Конец операции «Резидент», из москвоведов не вспомнил никто. Восполняю пробел.

Любопытные воспоминания уже о совсем недавнем прошлом дома оставил Владимир Коровин в книге «Фрагменты моих воспоминаний» . А вот Малая Молчановка, ответвлявшаяся в свое время от Большой, осталась, и хорошо известный старым москвичам «дом со львами» в который меня принесли после «освобождения» из роддома, тоже остался. Стоит дом на углу Малой Молчановки и Большого Ржевского переулка и сейчас, и львы со щитами у парадного входа сохранились, но жильцы его сменились. Лет около двадцати назад в нем поселился крупный чиновник, выдвиженец Ельцина - некий Починок, и повел себя как лисица в барсучей норе - всех коренных жителей дома он расшвырял по задворкам Москвы, а вместо них поселил своих многочисленных присных.




А вот их третий товарищ ни в каких фильмах не снимался. Снизу лев не виден вообще, виден его щит, который он держит в лапах. Только сбоку, высоко запрокинув голову, можно разглядеть третьего льва.

Усадьба фон Рекк: как строился, перестраивался и менялся знаменитый Дом со львами

Усадьба фон Рекк: как строился, перестраивался и менялся знаменитый Дом со львами

В Москве продолжается крупнейшая в мире программа реставрации и возрождения памятников архитектуры и других объектов культурного наследия. В этом году уже отреставрировано свыше 30 объектов, а за 10 лет с момента старта программы — более 1500. Сегодня речь пойдет о знаменитом Доме со львами на Пятницкой улице, получившем премию «Московская реставрация» в 2017 году.

Усадьба фон Рекк

Пятницкая — одна из старейших улиц столицы. На рубеже XIV–XV веков здесь проходила дорога в южные города Руси, а в состав Москвы эта территория вошла в конце XVI века после строительства укреплений Земляного города.

В те годы Пятницкая называлась просто Большой улицей, а современное наименование получила в XVIII веке — по названию каменной церкви Параскевы Пятницы, которая до наших дней не сохранилась.

Современная Пятницкая буквально дышит историей — здесь находятся храм Троицы Живоначальной в Вишняках, храм Священномученика Климента, палаты Петра Замятина, торговый дом Ильи Гальперина, дом Льва Толстого (Толстовский центр), доходный дом Владимира Третьякова, особняк Коробкова, типография Товарищества Ивана Сытина, где работал одно время Сергей Есенин, и, конечно, усадьба фон Рекк, известная также как Дом со львами.

Этот особняк появился в 1897 году, однако идея строительства здесь каменной усадьбы родилась задолго до этого. В начале XIX столетия на месте нынешнего Дома со львами находился деревянный дом, который, как и многие другие, сгорел при пожаре 1812 года. До 1836 года участок пустовал, пока его не выкупила титулярная советница Ирина Маркова, которой и принадлежит проект постройки усадьбы.

Однако реализовали этот план лишь к концу века, когда владение приобрела некая Ирина Галактионовна, чья фамилия осталась неизвестна. При ней в 1896 году началось строительство каменного особняка, которое завершилось через год уже при другом владельце — знаменитом московском купце Якове Рекке.

Рекк — глава Товарищества Никольских рядов и основатель Московского торгово-строительного акционерного общества, одной из крупнейших домостроительных фирм дореволюционной России. Своей целью Рекк видел строительство домов, которые сочетали бы в себе технические удобства западноевропейских строений и колорит московской архитектуры. Особняк на Пятницкой был одним из первых проектов компании Рекка.

Проект архитектора С. Шервуда. 1897 год

Считается, что полученный при покупке земли план здания разработал знаменитый московский архитектор Сергей Шервуд. Он перенес акцент композиции с протяженного уличного фасада на меньший боковой и добавил богатый декор: многочисленные классические элементы, лепнину, фигуры львов.

Однако в процессе последней реставрации, проведенной в 2015–2017 годах, выяснилось, что построенное здание не вполне соответствует чертежам Шервуда, а значит, в строительстве, вероятно, участвовали и другие архитекторы.

Асимметричная и динамичная композиция здания предвосхищала наступающую эпоху модерна. Главный акцент уличного фасада — выдвинутый к красной линии улицы прямоугольный объем, украшенный гипертрофированным неоклассическим портиком большого ордера. Колонны с композитными капителями поддерживают массивный антаблемент. Фасады обильно украшены лепниной, кариатидами и маскаронами. Левый объем здания представляет собой эркер, имитирующий восьмигранную барочную башенку, который увенчан куполом с чешуйчатым покрытием.

Внутренняя отделка не менее роскошна: в двух этажах здания устроены парадные анфилады, на первом этаже несколько залов — зеркальный, каминный, мавританский и витражный. Богатое убранство указывает на то, что дом был предназначен не для жилья, а для представительских функций. Собственно, Рекк и не собирался пользоваться домом — он продал его сразу же после постройки некоему Петру Стахееву. Последним же владельцем особняка стал коммерсант Николай Суханов, в чьей собственности дом оставался до 1917 года. Помимо самого здания на участке был каменный дом для служащих, ледник и дровяной сарай.

Читайте также: