Дом построенный на скале библия

Обновлено: 07.07.2024

Дом построенный на скале библия

Притча о строящих дом на камне и на песке.

Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое (Мф. 7, 24–27).

Всякий, приходящий ко Мне и слушающий слова Мои и исполняющий их, скажу вам, кому подобен. Он подобен человеку, строящему дом, который копал, углубился и положил основание на камне; почему, когда случилось наводнение и вода наперла на этот дом, то не могла поколебать его, потому что он основан был на камне. А слушающий и неисполняющий подобен человеку, построившему дом на земле без основания, который, когда наперла на него вода, тотчас обрушился; и разрушение дома сего было великое (Лк. 6, 47–49).

Свт. Иоанн Златоуст (по св. евангелисту Матфею)

И что сказанное — не одни высокопарные слова, свидетель тому Иов, который при всех кознях дьявольских остался непоколебимым. В том же могут удостоверить и апостолы, которые при устремлении на них всех волн вселенной, и народов и тиранов, и своих (соплеменников) и чужих, демонов и дьявола, и при всех ухищрениях стояли тверже камня, и все это разрушили. Итак, что может быть блаженнее такой жизни? И этого ничто не может нам обещать — ни богатство, ни крепость телесная, ни слава, ни могущество, ни другое что-либо, но одно только стяжание добродетели. Кроме одной добродетельной жизни совершенно невозможно найти другой, которая бы была свободна от всех зол. Свидетели тому вы, — вы, которые видите и в царских чертогах наветы, и в домах богатых мятежи и возмущения. Но с апостолами не было ничего подобного этому. Как? Неужели с ними не случилось ничего такого? Неужели не было с ними никакого несчастия? Нет, — но то-то всего и удивительнее особенно, что они многим подвергались наветам, многие разражались над ними тучи — и однако, все это нимало не поколебало их мужества и не повергало их в уныние, но, сражаясь без всяких внешних пособий, они все победили и превозмогли. Подобным образом и ты всему посмеешься, если захочешь тщательно исполнять заповеди Христовы. Стоит только тебе оградиться любомудрыми этими наставлениями, — тогда ничто тебя не сможет опечалить. Какой вред может причинить тебе тот, кто захочет коварствовать против тебя? Отнимет у тебя имение? Но еще прежде его угрозы тебе повелено презирать богатство и столько отвращаться его, чтобы никогда ничего подобного и не просить у Господа. Ввергнет ли тебя в темницу? Но еще прежде темницы тебе заповедано так жить, чтобы уже распяться всему миру. Злословит ли тебя? Но Христос освободил тебя и тут от печали, когда и без труда твоего, за одно незлобие обещает тебе великую награду, и столько сделал тебя непричастным досаде и огорчению, что даже повелел молиться за врагов. Гонит ли тебя и окружает бесчисленным множеством зол? Но тем самым тебе сплетает он блистательный венец. Убивает ли тебя и закалает? И через это опять приносит тебе величайшую пользу, поскольку готовит для тебя мученические награды, ускоряет твой путь в безмятежное пристанище, доставляет тебе случай к получению большого воздаяния, и содействует тебе откупиться от общего суда. Это-то всего и удивительнее, что наветующие люди не только нимало не вредят тем, которым стараются вредить, но еще делают их через то славнее. Что может сравняться с тем благом, когда мы изберем такую жизнь, — одну только добродетельную жизнь? Сказавши, что путь добродетели тесен и прискорбен, Спаситель тотчас, чтобы ободрить Своих слушателей к трудам, показывает на этом пути великую безопасность и великое услаждение, тогда как на противном пути — большую опасность и вред; указанными уподоблениями Он именно показал как награды за добродетель, так и воздаяния за порок. Что я всегда говорил, то и теперь скажу: Спаситель везде созидает спасение слушателей двояким образом — и ревностью к добродетели, и ненавистью к пороку. Так как имели быть такие, которые, хотя станут изъявлять уважение к словам Спасителя, но делами не будут этого доказывать, то Он предварительно устрашает их словами: хотя сказанное и хорошо, но одного слушания недостаточно для спасения; нужно еще и повиновение, выражаемое делами, и в этом-то преимущественно состоит сущность всего. И здесь оканчивает Свою речь, оставив слушателей в великом страхе. Как к добродетели Спаситель побуждал их не только будущими благами, упоминая о Царствии, Небесах, неизреченной награде, утешении и о других бесчисленных благах, но и настоящими, когда указал на твердость и непоколебимость камня, — так и от порока отклоняет не только страхом имеющих быть следствий, говоря о посекаемом дереве, огне неугасаемом, затворенном входе в Царствие Небесное, а равно и словами: не знал вас, но и настоящими бедствиями, представленными под образом падения храмины. Потому и речь употребил более выразительную, предложив ее в виде притчи. Если бы Спаситель сказал просто, что добродетельный непреодолим, а порочный скоро изнемогает, то Его речь не имела бы такой силы, какую она теперь имеет, когда для выражения Своей мысли Он употребил камень, дом, реки, дождь, ветры и тому подобное. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке (Мф. 7, 26). Справедливо Спаситель назвал такого человека безрассудным. В самом деле, что может быть безрассуднее того, кто строит дом на песке, подъемлет труд, но плода и спокойствия не получает, а вместо того несет наказание? А что и преданные пороку трудятся, то всякому известно. И хищник, и прелюбодей, и клеветник переносят много трудов и беспокойств, чтобы свое нечестие привести в исполнение; но от этих трудов не только не получают никакой пользы, но еще терпят великий вред. Так и Павел, намекая на это, говорит: Сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление (Гал. 6, 8). Такому-то сеятелю подобны и те, которые на песке строят, как-то: на блуде, роскоши, на пьянстве, на гневе и на всем прочем.

Блж. Иероним Стридонский (по св. евангелисту Матфею)

<…> Он не сказал: делавшие неправду, чтобы не показалось, что Он отметает покаяние, но делающие неправду, т. е. вы, которые до настоящего времени, когда уже наступил час суда, имеете еще склонность [ко греху], хотя уже не имеете способности грешить.

И пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот; и он не упал. Этот дождь, стремящийся низвергнуть дом, есть дьявол. Реки — это все антихристы, которые мудрствуют против Христа. Ветры воздушные (или: духовные) — это непотребства, совершаемые духами в поднебесной.

На этом камне Господь основал Церковь; от этого камня апостол Петр получил имя. На камне этого рода не найдется следов змея. Относительно его и пророк говорит с убеждением: Поставил на камне ноги мои. И в другом месте: Камень — место убежища для зайцев… В расщелины скалы устремляется всякое робкое животное: такой защитой пользуется и животное, имеющее жесткую кожу и вооруженное со всех сторон колючками. Поэтому и Моисею, бежавшему из Египта и бывшему робким перед Господом, говорится в то время: Стань в расщелине каменной: и увидишь отражение тени Моей.

Основание, которое положил созидатель апостол, есть едино: Господь наш Иисус Христос. На этом устойчивом и крепком, имеющем силу в себе самом основании созидается Церковь Христова. А на подвижном песке, не могущем сплотиться и подчиниться одной связи, созидается слово еретиков для того, чтобы низвергнуться <…>.

Блж. Феофилакт Болгарский (по св. евангелисту Луке)

Это необходимо относится к нам, которые устами исповедуем Его Господом, а делами отрекаемся от Него (см.: Тит. 1, 16). Если, — говорит, — Я — Господь, то вы во всем должны поступать как рабы. А долг рабов — делать то, что Господь повелевает. Потом говорит нам, какая польза тому, кто слушает Его и не только слушает, но и на деле исполняет. Таковый подобен человеку, строящему дом, построившему оный на камне. Камень же, как свидетельствует апостол (ср.: 1 Кор. 10, 4), — Христос. — Копает и углубляет тот, кто принимает слова Писания не поверхностно, а изыскивает глубины их духом. Таковый основывает на камне; потом, когда случится наводнение, т. е. гонение или искушение, река подступит к этому дому, т. е. искуситель, бес ли то, или человек, и, однако ж, не может поколебать его. Искушающий человек очень справедливо может быть сравнен с наводнением реки. Ибо как наводнение речное производит вода, сверху падающая, так и человека искусителя возращает сатана, спадший с Неба. Дом тех, кои не соблюдают слов Господа, падает, и разрушение сего дома бывает большое. Ибо падения слушающих, но не творящих, велики, потому что не слышавший и не сделавший погрешает легче, а слышавший и, однако ж, не исполняющий согрешает тяжелее.

О притчи из Евангелия от Матфея из главы 7

А про неразумного:
Не сказал: «уподоблю его», но «уподобится», то есть сам собой, неразумному тот, кто имеет веру, а дел не совершает.

Автухова Елена Олеговна
Тюменская область Православный христианин Спаси вас Господи. Все поняла. Благодарю за ссылку. Это получаеться что мы имея веру во Христа не совершая дел являемся неразумными и строим свой "дом" на "песке". Если же мы имея веру во Христа еще и совершаем дела то строим свой "дом" на "камне".
дмитрий м
оренбург Православный христианин Это получаеться что мы имея веру во Христа не совершая дел являемся неразумными и строим свой "дом" на "песке". Если же мы имея веру во Христа еще и совершаем дела то строим свой "дом" на "камне". Ярким примером неразумного строителя своего дома(веры) не на Камне является Иуда. Скажем за неделю до предательства ничто явно не отличало его от прочих апостолов: ходил с ними, бесов изгонял, болезни исцелял, проповедовал Евангелие.
А "всёго-то" подворовывал из общего ящика. и чем всё закончилось. Вот таких волков в овечьих одеждах и ныне немало. И интернет большой соблазн для них - здесь легко присвоить чужое имущество. Поэтому важно не увлечься примером таковых "учителей".
Денис просто Денис
Автухова Елена Олеговна » 2012-04-03 в 21:29

Св. Евангелие от Матфея » 7:24-27

Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне;

и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне.

А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке;

и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое.

Что является домом в притчи Господа и что является камнем. Дом это наша вера а вот камень что такое здесь для меня непонятно? Если я заблуждаюсь помогите.

Св. Евангелие от Матфея » 16:18

. ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее;

Глава 7

1–12. Построение дворца Соломонова. 13–51. Xрамовые принадлежности и украшения.

3Цар.7:1 . А свой дом Соломон строил тринадцать лет и окончил весь дом свой.

Большая продолжительность постройки дворца Соломонова – 13 лет в сравнении с храмом – 7,5 лет объясняется или большим количеством рабочих при постройке храма, или тем, что строительных работ при дворе было больше; притом для дворца не было запасено заранее материала, как для храма. 13 лет – от окончания постройки храма, след. дворец был окончен спустя 20 лет от начала постройки храма ( 3Цар. 9:10 ), т. е. на 24-м году царствования Соломона (И. Флав. Иудейские Древн. VIII, 5, 1). Дворец Соломона был построен не на Мориа, где храм, и не в Офеле (юго-восточном подножии Мориа: ( 2Пар. 27:3, 33:14 ; Неем. 3:26, 11:21 ); И. Флав. Иудейская Война, VI, 6, 2; Robinson, Palastina II, 29), а на г. Сионе (в «верхнем городе», по И. Флав.), долиной Тиропеон отделяемой от храмовой горы; с храмом дворец был искусственно соединен мостом (во втором Иерусалимском храме здесь была галерея, так называемый Ксист) и внутренним ходом ( 4Цар. 11:19 ). Впоследствии здесь был и дворец Асмонеев.

3Цар.7:2 . И построил он дом из дерева Ливанского, длиною во сто локтей, шириною в пятьдесят локтей, а вышиною в тридцать локтей, на четырех рядах кедровых столбов; и кедровые бревна положены были на столбах.

Первым из отдельных дворцов назван "дом леса Ливанского» , евр. бет йар га-Лебанои, Vulg.: domus saltus Libani, LXX, слав. -рус. (синодальн., архим. Макария, проф. Гуляева): «из Ливанского дерева» (LXX: οῖκος δρυμῶ τοῦ Λιβάνου ). Конечно, этот дворец был не на Ливане (не принадлежавшем Соломону), как полагали некоторые (Михаэлис и др.), или где-либо вообще вне Иерусалима (по таргуму, «летний царский дом» – род дачи); названием своим обязан множеству кедровых деревьев, стоявших аллеями близ него, и множеству кедровых столбов в середине здания. «Соломон во дворце своем построил весьма большое здание перед входом в судилище. имело оно сто тридцать столбов кедровых, и думаю, что поэтому и названо домом древа Ливанского, так как множество сих кедровых столбов уподоблялось ливанской роще» (блаженный Феодорит, вопр. 26). Вероятно, дом леса Ливанского, дом царя и дом дочери фараоновой (ст. 8) были частями одного здания, причем первый был центральным корпусом (100 л. длины, 50 ширины и 30 высоту). По устройству дом леса Ливанского представлял колоннаду или перистиль в 4 ряда колонн (Vulg.: quattuor deambulacrainter columnas cedrinas). По назначению это здание служило, между прочим, своего рода арсеналом (ср. 3Цар. 10:17 ; Ис. 22:8 ).

3Цар.7:3 . И настлан был помост из кедра над бревнами на сорока пяти столбах, по пятнадцати в ряд.

3Цар.7:4 . Оконных косяков было три ряда; и три ряда окон, окно против окна.

Крыша здания состояла из кедровых балок, опиравшихся на каменных стенах. Здание было трехэтажное; каждый этаж имел боковые комнаты; евр. целаот (ср. 3Цар. 6:5–6 ; Иез. 41:6 ).

3Цар.7:5 . И все двери и дверные косяки были четырехугольные, и окно против окна, в три ряда.

Все двери и дверные косяки были четвероугольны. LXX: θυρώματα καὶ αἱ χῶραι τετράγωναι , слав.: «вся двери и камары четвероуголны» . О величине комнат не говорится. В целом рассматриваемый дворец представлял нередко и теперь встречающийся на востоке архитектурный тип: двор в середине и галерея с колоннадой кругом.

3Цар.7:6 . И притвор из столбов сделал он длиною в пятьдесят локтей, шириною в тридцать локтей, и пред ними крыльцо, и столбы, и порог пред ними.

3Цар.7:7 . Еще притвор с престолом, с которого он судил, притвор для судилища сделал он и покрыл все полы кедром.

К центральному зданию «дома леса Ливанскаго» примыкало «другое четырехугольное здание в 30 локтей ширины, которое на противоположном конце своем имело чертог, украшенный низкими и толстыми колоннами. Тут находился прекрасный трон, на котором восседал царь во время судебных разбирательств» (И. Флав. Иудейские Древн. VIII, 5, 2). Вероятно, «притвор (LXX: αιλάμ , слав.: »елам" , Vulg.: porticus) из столбов» (ст. 6) и «притвор с престолом» составляли одно здание, причем первый был как бы общей приемной, а второй – собственной тронной залой (описание трона Соломона в ( 3Цар. 10:18–20 ). По талмудическому преданию, упомянутые в этом описании 12 львов были подвижные и могли поднимать царя со ступени на ступень, когда он хотел взойти на трон; и самое седалище было снабжено механическими фигурами других животных: орел, напр., возлагал на голову воссевшего царя венец, а голубь подавал ему свитки закона; ср. блаженного Феодорита, вопр. 26).

3Цар.7:8 . В доме, где он жил, другой двор позади притвора был такого же устройства. И в доме дочери фараоновой, которую взял за себя Соломон, он сделал такой же притвор.

Третий дворец состоял также из двух зданий: дома самого Соломона и дома жены его, дочери фараоновой. Дворец этот был изящно отделан, но архитектура его не описывается подробно.

3Цар.7:9 . Все это сделано было из дорогих камней, обтесанных по размеру, обрезанных пилою, с внутренней и наружной стороны, от основания до выступов, и с наружной стороны до большого двора.

3Цар.7:10 . И в основание положены были камни дорогие, камни большие, камни в десять локтей и камни в восемь локтей,

3Цар.7:11 . и сверху дорогие камни, обтесанные по размеру, и кедр.

3Цар.7:12 . Большой двор огорожен был кругом тремя рядами тесаных камней и одним рядом кедровых бревен; также и внутренний двор храма Господа и притвор храма.

Сказанное здесь о строительном материале относится ко всем названным выше (трем) группам зданий. Дорогой материал состоял из разных сортов камня – газит (ср. ( 3Цар. 5:17 ) и наше примечание там), по И. Флавию, во множестве был употребляем и белый мрамор. Ст. 12 возвращает нить повествования к рассказу об устройстве храма (прерванному, ст. 1–11).

3Цар.7:13 . И послал царь Соломон и взял из Тира Хирама,

3Цар.7:14 . сына одной вдовы, из колена Неффалимова. Отец его Тирянин был медник; он владел способностью, искусством и уменьем выделывать всякие вещи из меди. И пришел он к царю Соломону и производил у него всякие работы:

Отсутствие необходимых для резных и подобных работ мастеров среди евреев побудило Соломона вызвать мастера из Тира; то был Хирам (по ( 2Пар. 2:13 ), Хирам-Авия), по отцу финикиянин, по матери – из евреев (по кн. Царств, мать его была из колена Неффалимова, а по ( 2Пар. 2:14 ), из Данова) 6 . Художественные способности Хирама изображаются подобно дарованиям художника Веселиила ( Исх. 31:3–5 ), работавшего по благоукрашению скинии. Из работ, произведенных Хирамом, книга Царств называет только совершенно новые, а не такие, подобные которым имели место уже в скинии Моисеевой. Так, книга Царств не упоминает об устройстве Хирамом нового, медного жертвенника всесожжений (с медными стенками, а внутри он был наполнен дикими камнями и землей), о чем узнаем только из ( 2Пар. 4:1 ). (Ср. у проф. А. А. Олесницкого, с. 321).

3Цар.7:15 . и сделал он два медных столба, каждый в восемнадцать локтей вышиною, и снурок в двенадцать локтей обнимал окружность того и другого столба;

3Цар.7:16 . и два венца, вылитых из меди, он сделал, чтобы положить наверху столбов: пять локтей вышины в одном венце и пять локтей вышины в другом венце;

3Цар.7:17 . сетки плетеной работы и снурки в виде цепочек для венцов, которые были на верху столбов: семь на одном венце и семь на другом венце.

3Цар.7:18 . Так сделал он столбы и два ряда гранатовых яблок вокруг сетки, чтобы покрыть венцы, которые на верху столбов; то же сделал и для другого венца.

3Цар.7:19 . А в притворе венцы на верху столбов сделаны наподобие лилии, в четыре локтя,

3Цар.7:20 . и венцы на обоих столбах вверху, прямо над выпуклостью, которая подле сетки; и на другом венце, рядами кругом, двести гранатовых яблок.

3Цар.7:21 . И поставил столбы к притвору храма; поставил столб на правой стороне и дал ему имя Иахин, и поставил столб на левой стороне и дал ему имя Воаз.

3Цар.7:22 . И над столбами поставил венцы, сделанные наподобие лилии; так окончена работа над столбами.

Первое монументальное произведение Хирама: две монументальные медные колонны в притворе или на паперти храма, по имени Иахин (имя правой колонны) и Воаз (левой). Из данного раздела, в снесении с параллельными повествованиями ( ( 2Пар. 3:15–17 ; ср. 1Пар. 18:8 ; 2Цар. 8:8 ; 4Цар. 25:13, 16 ; Иер. 52:20–23 ; Иез. 40:48 ); И. Флав. Иудейские Древн. VIII, 3, 4), открываются следующие данные о внешнем виде или архитектуре каждой из этих колонн, а также и их религиозно-национальном значении. Обе колонны, как и «медное море» и др. сосуды, сделаны были из меди, некогда взятой Давидом в добычу в войне с сирийцами ( 1Пар. 18:8 ). Высота каждой колонны равнялась 18 локтям (по ( 2Пар. 3:15 ) – 35 локтям, но, вероятно, включительно с постаментом колонны), т. е. 8 метр. 71 сантим. ­­ ок. 11 арш. с лишком: объем или окружность – 12 локтей ­­ 5 метр. 806 миллим, или ок. 8 арш., след. в диаметре ок. 4 локтей (по И. Флавию: соответственно – 3, 82 л. ­­ 1 метр. 84 сантим. ). Толщина стенок каждой колонны – 4 перста, внутри та и другая колонны были пустые. По LXX ст. 15, колонны не были гладкими, но с углублениями величины 4-х пальцев: τεσσάρων δακτύλων τὰ κοιλώματα , слав.: «четырех перстов вглубления» , т. е. с продольными линиями. Сверху на каждой колонне имелась капитель (евр. котерет, LXX: ἐπιθεμα , слав.: «возложени е», русск.: »вен ец») в 5 локтей (по ( 4Цар.25:17 ) – 3 локтя) вышины, так что общая высота колонны была 23 локтя (­ 11 метр. 13 сантим. ­­ ок. 17 арш. ). Нижняя часть капителей была выпуклой, чревообразной, верхняя представляла лилиеобразную чашечку. На верхнем и нижнем концах этой части расположены были два ряда, по 100 штук в каждом, гранатовых яблок с сетчатыми цепочками для укрепления. Обе колонны, надо полагать, были именно самостоятельными монументами, стояли независимо от притвора (а не составляли часть самого притвора, служа его подпорами, как полагали Тений, Дистель, Гитцаг, Вопоэ, Пэн, Новакк). По ( 2Пар. 3:15 ) обе колонны стояли "пред (евр. лифне ) домом ( храмом )», и самый образ выражения ст. 21 ( 2Пар. 3:17 ) «поставил» (евр. геким ), устойчиво водрузил, – приложимо только к самостоятельной колонне (ср. ( Лев. 26:1 ; Втор. 27:2, 4 ) и др.). Особенно же самостоятельное монументальное значение обеих колонн видно из того, что каждая из них носила нарочитое название: правая – Иахин, левая – Воаз. Названия эти во всяком случае говорят о важном теократическом и национальном значении обеих колонн, но точный смысл их нельзя установить с несомненностью. Хотя оба названия в Ветхом Завете встречаются в качестве собственных имен лиц: первое – как имя нескольких лиц в коленах Симеоновом ( Быт. 46:10 ; Исх. 6:15 ; Чис. 26:12 ) и Левиином ( 1Пар. 9:10, 24:17 ), а второе в евр. Библии тождественно с именем известного из истории Руфи праотца Давида Вооза ( Руф. 2:1 ), однако посвящение колонн этим лицам (особенно одному из малоизвестных Иахинов) маловероятно (Таргум к ( 2Пар. 3:17 ) отождествляет имя левой колонны с именем Вооза). Столь же мало основательно видели в тех названиях имена строителей храма (Гезениус), сыновей Соломона (Эвальд) или же неисторические имена Давида и Соломона (Абарбанель). Напротив, за нарицательное значение обоих названий говорит уже авторитет LXX-ти, которые в ( 2Пар. 3:17 ) передают евр. Иахин, Боаз нарицательными терминами: κατόρθωσις , ισχύς , слав.: «исправление» , «крепость» . В этом смысле, соединяя оба названия в одно суждение (предположение некоторых ученых, будто оба названия составляли одну целую надпись, библейским текстом, впрочем, не оправдывается), получим такую мысль: «да стоит (храм) непоколебимо, крепостью» или (если гл. кун взять в ф. Гифил): «да утвердит (Иегова – храм) силою Своею» (ср. 3Цар. 8:13 ; Ис. 14:24 ). Являясь непосредственно пред национальным святилищем Израиля, колонны Иахина и Вооза свидетельствовали о наступлении нового, высшего периода в истории ветхозаветной теократии, святилища и народа Божия. Ввиду основания прочного, неподвижного храма Иеговы в Израиле и утверждения политического могущества и глубокого мира среди него, колонны эти являлись как бы национально-религиозным флагом, храмом культа и теократии среди всех народов древности. Этим уже исключается сближение Иахина и Вооза с разного рода языческими монументами: египетскими сфинксами (у Випоэ), финикийскими статуями Геракла и Сатурна (Моверс, Фатке), наконец, с культами Ваала и Астарты (Гипляни). Ср. у проф. А. А. Олесницкого, Ветхозаветный храм, с. 254–288.

3Цар.7:23 . И сделал литое из меди море, – от края его до края его десять локтей, – совсем круглое, вышиною в пять локтей, и снурок в тридцать локтей обнимал его кругом.

3Цар.7:24 . Подобия огурцов под краями его окружали его по десяти на локоть, окружали море со всех сторон в два ряда; подобия огурцов были вылиты с ним одним литьем.

3Цар.7:25 . Оно стояло на двенадцати волах: три глядели к северу, три глядели к западу, три глядели к югу и три глядели к востоку; море лежало на них, и зады их обращены были внутрь под него.

3Цар.7:26 . Толщиною оно было в ладонь, и края его, сделанные подобно краям чаши, походили на распустившуюся лилию. Оно вмещало две тысячи батов.

(Ср. 2Пар 4.2–5 ). Новой принадлежностью храма и вторым грандиозным произведением Хирама было так называемое медное или «литое» море иам муцак ), т. е. названным морем по обширности (по И. Флавию, Иудейские Древн. VIII, 3, 5.) ἐκαλήθη . θάλασσα διὰ то μέγεθος ) бассейн во дворе храма, между жертвенником всесожжения и Святым, ближе к югу, 10 локтей в диаметре, 30 локтей (по LXX и блаженному Феодориту, – 33) в окружности и 5 локтей высоты, вмещавший 2 000 (по ( 2Пар. 4:5 ) – 3000) батов воды. Отношение окружности и диаметра в указанных цифрах (30 и 10 л.) не представляется математически точным (при диаметре 10 локтей окружность равна 312 5 или 31416 локтей; при окружности 30 локтей диаметр равен 9174 314 локтей) и возбуждало много споров в среде археологов-библеистов. Но понятно, священные писатели не могли затруднять речь свою дробями и указывали лишь целые числа; возможно также, что диаметр и окружность определены в тексте независимо одно от другого, потому что в разных местах сосуда окружность его изменялась. В зависимости от этого обьясняют (напр., Ляйтфут, митр. Филарет) неодинаковое определение вместимости "медно го мор я» – в 2000 батов (по кн. Царств) или в 3000 батов (по ( 2Пар.4:5 ) ): последняя дата могла обозначать полную вместимость медного моря до самых краев, а первая, – сколько обычно наливалась. Форма бассейна – не цилиндрическая, как полагали некоторые, а имела вид чашечки распустившейся лилии (ст. 26), и, кроме того, имела выпуклую средину – наподобие бокала. По Иосифу Флавию (Иудейские Древн. VIII, 3, 5) и блаженному Феодориту (вопр. 24), медное море имело вид полушария ( ήμισφαίριον ). Под краями медного моря одним литьем с ним были сделаны два ряда шаров наподобие колокинтов, по 10 шаров на локоть (по ( 2Пар. 4:3 ) ), эти барельефы представляли волов). Бассейн держался на 12 колоссальных изображениях медных волов, задняя часть которых была обращена к центру, а головы волов, по три вместе, обращены были во все четыре страны света; высота фигур волов, вероятно, равнялась натуральной высоте этих животных. По значению своему эти изображения могли напоминать волов, некогда перевозивших скинию в пустыне, и вообще были уместны во дворе храма, представляя главный жертвенный материал для близ стоявшего жертвенника всесожжений (А. А. Олесницкий, с. 326), менее всего они имели отношения к языческим предметам культа (мнение И. Флав. Иудейские Древн. VIII, 7, 5).

Назначение медного моря – служить умывальницей для священников ( 2Пар. 4:6 ). По преданию, священники пользовались водой моря снизу, при помощи кранов или отверстий – или в пастях волов, или в стенке самого бассейна, между группами волов (А. А. Олесницкий, cтс. 327–328). Нечто подобное медному морю представляет однородный финикийский сосуд «Амафонское море», открытый на Кипре и с 1866 года находящийся в Луврском музее.

3Цар.7:27 . И сделал он десять медных подстав; длина каждой подставы – четыре локтя, ширина – четыре локтя и три локтя – вышина.

3Цар.7:28 . И вот устройство подстав: у них стенки, стенки между наугольными пластинками;

3Цар.7:29 . на стенках, которые между наугольниками, изображены были львы, волы и херувимы; также и на наугольниках, а выше и ниже львов и волов – развесистые венки;

3Цар.7:30 . у каждой подставы по четыре медных колеса и оси медные. На четырех углах выступы наподобие плеч, выступы литые внизу, под чашею, подле каждого венка.

3Цар.7:31 . Отверстие от внутреннего венка до верха в один локоть; отверстие его круглое, подобно подножию столбов, в полтора локтя, и при отверстии его изваяния; но боковые стенки четырехугольные, не круглые.

3Цар.7:32 . Под стенками было четыре колеса, и оси колес в подставах; вышина каждого колеса – полтора локтя.

3Цар.7:33 . Устройство колес такое же, как устройство колес в колеснице; оси их, и ободья их, и спицы их, и ступицы их, все было литое.

3Цар.7:34 . Четыре выступа на четырех углах каждой подставы; из подставы выходили выступы ее.

3Цар.7:35 . И на верху подставы круглое возвышение на пол-локтя вышины; и на верху подставы рукоятки ее и стенки ее из одной с нею массы.

3Цар.7:36 . И изваял он на дощечках ее рукоятки и на стенках ее херувимов, львов и пальмы, сколько где позволяло место, и вокруг развесистые венки.

3Цар.7:37 . Так сделал он десять подстав: у всех их одно литье, одна мера, один вид.

3Цар.7:38 . И сделал десять медных умывальниц: каждая умывальница вмещала сорок батов, каждая умывальница была в четыре локтя, каждая умывальница стояла на одной из десяти подстав.

3Цар.7:39 . И расставил подставы – пять на правой стороне храма и пять на левой стороне храма, а море поставил на правой стороне храма, на восточно-южной стороне.

Самые умывальницы, стоявшие на тех подставах, описываются кратко: они имели форму тазов с раздавшейся верхней частью, как бы котлообразной (ср. Исх. 30:18 ). Диаметр каждого таза – 4 локтя, а глубина – 1 локоть (ст. 38).

Сложным и подвижным устройством умывальниц имелось в виду облегчить наполнение их водою, затем опорожнение их; в первом случае их подкатывали к большему водохранилищу – медному морю; во втором, по пресыщении воды кровью, умывальницы пододвигались к особой кровосточной трубе при жертвеннике. Эти колесницы-умывальницы были настолько тяжелы, что для передвижения их требовались совокупные усилия нескольких человек; они требовали тщательного ухода за собой, потому что, стоя постоянно под открытым небом, они нередко омывались дождем и подвергались порче (А. А. Олесницкий, с. 329, 332, ср. Кейля, Библейская Археология, русск. перев, ч. I, с. 161–162).

3Цар.7:40 . И сделал Хирам умывальницы и лопатки и чаши. И кончил Хирам всю работу, которую производил у царя Соломона для храма Господня:

3Цар.7:41 . два столба и две опояски венцов, которые на верху столбов, и две сетки для покрытия двух опоясок венцов, которые на верху столбов;

3Цар.7:42 . и четыреста гранатовых яблок на двух сетках; два ряда гранатовых яблок для каждой сетки, для покрытия двух опоясок венцов, которые на столбах;

3Цар.7:43 . и десять подстав и десять умывальниц на подставах;

3Цар.7:44 . одно море и двенадцать волов под морем;

3Цар.7:45 . и тазы, и лопатки, и чаши. Все вещи, которые сделал Хирам царю Соломону для храма Господа, были из полированной меди.

3Цар.7:46 . Царь выливал их в глинистой земле, в окрестности Иордана, между Сокхофом и Цартаном.

3Цар.7:47 . И поставил Соломон все сии вещи на место. По причине чрезвычайного их множества, вес меди не определен.

3Цар.7:48 . И сделал Соломон все вещи, которые в храме Господа: золотой жертвенник и золотой стол, на котором хлебы предложения;

3Цар.7:49 . и светильники – пять по правую сторону и пять по левую сторону, пред задним отделением храма, из чистого золота, и цветы, и лампадки, и щипцы из золота;

3Цар.7:50 . и блюда, и ножи, и чаши, и лотки, и кадильницы из чистого золота, и петли у дверей внутреннего храма во Святом Святых и у дверей в храме из золота же.

Из второстепенных сосудов и других предметов храмовой утвари, сделанных Хирамом, библейский текст (ст. 40, 45, 50) называет: а) медные тазы, кропильницы, лопатки, чаши и б) золотые щипцы, блюда, ножи, лотки, кадильницы. Раввинское предание добавляет сюда приспособление для жертвенных операций в виде каменных столбов на северной стороне от жертвенника для предварительного расположения и сортирования отдельных частей жертвенного мяса.

3Цар.7:51 . Так совершена вся работа, которую производил царь Соломон для храма Господа. И принес Соломон посвященное Давидом, отцом его; серебро и золото и вещи отдал в сокровищницы храма Господня.

Заключительное замечание о построении и отделке Соломоном храма. Как на постройку храма Соломон употребил сокровища, собранные Давидом, так часть этих сокровищ Соломон поместил в сокровищницы храма, устроенные в известных боковых пристройках храма ( 3Цар.6:5 ). «Святым писатель назвал посвященное Богу всяческих и военные добычи, принесенные с браней» (блаженный Феодорит, вопр. 25). Ср. ( 2Цар. 8:7–12 ; 1Пар. 18:7–11 ).

Позднейшее иудейство пыталось представить Хирама чистым евреем. Так, Иосиф Флавий (Иудейские Древн. VII, 3; 4) говорит, что «отцом Хирама был Урия, израильтянин родом». Возможно здесь сказалось тщеславное желание приписать замечательные работы в храме человеку чисто еврейского происхождения, а не иноземцу, хотя и по Библии, Хирам или Хирам-Авия лишь наполовину был таким. Ср. W. Nowack. Hebr. Archaologie, Ватик. сп. П., 5–32

Притча о доме, построенном на камне, и о доме, построенном на песке.

Иисус Христос сказал однажды: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!» войдет в Царство небесное, но исполняющий волю Отца Моего небесного».

Затем Он сказал следующую притчу:

«Всякий, кто слушает Мои слова и исполняет их, подобен человеку благоразумному, который построил свой дом на камне. И пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне.

А всякий, слушающий Мои слова и не исполняющий их, подобен безрассудному человеку, который построил свой дом на песке. И пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на тот дом, и он упал, и падение его было великое».

Каждый из нас есть строитель своего дома - дома духовного. От нас зависит, на каком основании мы выстроим свою жизнь. Какие ценности будут её определять и сколь разумными и сильными они окажутся в недобрый час.

Представьте, что все вами сделанное, собранное и накопленное в этом мире, в материальном плане, то на что вы рассчитывали и думали в этом обрести покой и благополучие рушится в одночасье. Ничего нет, одна пустота. Как вы будете чувствовать себя? Хватит ли у вас сил подняться?

А что если это произошло на закате вашей жизни. Как быть?

Для многих это становиться трагедией. Кто-то прерывает свою жизнь. Это происходит от утверждения смысла своей жизни в материальном благополучии. В этом случае человек очень уязвим и зависим. Сознание такого человека было выстроено неверно. Он не ценил саму жизнь, которая была ему дана.

Для человека думающего и соизмеряющего свою жизнь с реальностью, данное событие будет конечно неприятным, но он не поколеблется. Такой человек не рассчитывал на материальную сторону жизни, а занимался правильным устройством своей духовной сущности. Он взял предмет из мира, поддержал его в руках и вернул назад, для него ничего не изменилось.

Все даётся нам в этом мире временно. Мы как дети, играющие в песочнице жизни, но из неё мы не сможем забрать и горсти песка. И когда нас забирают и уводят от песочницы, туда, куда мы не хотим идти, мы плачем. Мы заигрались. В игре, мы были сильные и уверенные. А, кто мы без неё?

Дом, висящий на скале

В современном мире архитекторы и строители ищут все более изощренные способы возведения зданий, это и понятно - постоянно появляются новые технологии, вкусы и конструктивные решения.

Архитектор Лаэртис Антониос Андо Вассилиу, основатель студий дизайна OPA и Laav Architects, представил проект дома на отвесной скале Архитектор Лаэртис Антониос Андо Вассилиу, основатель студий дизайна OPA и Laav Architects, представил проект дома на отвесной скале

Архитектор Лаэртис Антониос Андо Вассилиу, основатель студий дизайна OPA и Laav Architects, представил проект дома на отвесной скале в окрестностях канадского Калгари. Концепт представляет изолированное в глуши здание, идеальное убежище отшельника, где можно в прямом смысле слова отдохнуть от цивилизации.

Этот дом - настоящий гимн минимализма, преобладают четкие прямые линии, простые цвета и только самое необходимое. Этот дом - настоящий гимн минимализма, преобладают четкие прямые линии, простые цвета и только самое необходимое.

Этот дом - настоящий гимн минимализма, преобладают четкие прямые линии, простые цвета и только самое необходимое. Внутри два уровня, соединенных лестницей, двуспальная кровать у огромного панорамного окна, длинная барная стойка на кухне, встроенная плита и мойка. Из дома, свисающего с отвесной скалы, открывается захватывающий вид на реку.

Любоваться потрясающим видом можно из спальни с панорамным остеклением и кухни, находящейся уровнем выше. Любоваться потрясающим видом можно из спальни с панорамным остеклением и кухни, находящейся уровнем выше.

Любоваться потрясающим видом можно из спальни с панорамным остеклением и кухни, находящейся уровнем выше. Дом довольно маленький — всего 45 м2, еще 20 м2 занимают санузел с душем и туалетом и прочие коммуникации. Еще из мебели в доме есть только небольшой шкаф.

Что означают слова Христа о "доме на камне" и "доме на песке" применительно к современным людям?

Просто удивительно, насколько некоторые притчи и слова Иисуса Христа приобретают современное звучание. Собственно, не некоторые, а все Его слова являются таковыми. Но некоторые просто бросаются в глаза своей актуальностью, так сказать, сияют во тьме окружающей жизни, и только слепой не может этого заметить.

Такими словами является притча Христа о «доме на камне и доме на песке». Давайте сначала ее приведем:

«Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое» (Мф. 7:24-27).

Слушающих и исполняющих слова Христа, тех людей, которые построили «дом» своей жизни на «камне» истинной веры, в России немного. Не более 1-2% русскоязычного населения.

Они каждое воскресенье собираются в храмы, они регулярно исповедаются и причащаются, они стараются соблюдать заповеди Иисуса Христа в повседневной жизни.

Им живется нелегко – они несут свои «кресты» церковного и повседневного служения, но они благодарят Христа за свою жизнь, ибо никакие «дожди, ветры и наводнения» окружающей жизни не сбивают их со своего пути.

Но сейчас речь не о них, а о подавляющем большинстве русских, живущих в «домах», построенных «на песке», чьи дома регулярно рушатся и заваливаются «падением великим».

Большинство русских крещены, большинство хоть раз бывало в Церкви, большинство хотя бы краем уха слышало о Христе и о Его учении, изложенном в Библии, у большинства даже Библия есть дома (валяется где-то на полке) или есть возможность ее приобретения и изучения. У многих и храмы в шаговой доступности, но…

Но на этом все и заканчивается, хотя многие из этих людей считают себя верующими и даже православными христианами.

Увы – все эти люди строят «дома» своей жизни на «песке», и немудрено, что они то и дело с треском заваливаются.

Давайте, кстати, рассмотрим эти «песчаные почвы».

Большинство мечтают о «семейном счастье» - и действительно буквально проваливаются и тонут в его «зыбучих песках». Об этом говорит нарастающая лавина разводов и «гражданских браков» - то есть простых временных человеческих «случек».

Ужасающая статистика абортов возникает тоже на этой песчаной «трясине». Да и растущее количество обездоленных детей, лишенных подлинной отцовской или материнской заботы.

Идем дальше. Все хотят материального благополучия, но большинство бьется в тисках если не нищеты, то едва сводят концы с концами. Вынуждены пахать для зарабатывания денег, а некоторые не выдерживают нагрузок и попросту спиваются.

А те, кто добился материального процветания и изобилия – думаете, они счастливы? Увы – они трясутся за свои дома и машины, счеты в банках и прочее «барахло», с тревогой ожидая «падения рубля», «перемены курса», «цветной революции», да или просто банального ограбления.

Кто-то строит дом своего благополучия на желании пролезть как можно выше во власть или на ее рабском обслуживании. Но – увы! – и здесь оказывается зыбкая песчаная почва.

Посмотрите, как неуверенно стали себя чувствовать сторонники Путина. Они чувствуют, что время его уходит, и всячески пытаются продлить его путем махинаций на выборах, все большей ложью и атаками на конкурентов (отравление Навального в этом ряду).

Чувствуют, что недалеко время, когда придется искать новую «крышу» или уступать власть новым претендентам, новым «строителям домов» на этой зыбкой почве.

Новая «песчаная трясина» - для любителей хайпануть и прославиться, то есть добиться какой-то известности. Здесь иллюзии видны невооруженным глазом. Безумия всех этих социальных сетей, лайков, инстаграммов, фейс-буков, одноклассников явны даже для самих опутанных этими сетями.

Ради многих «лайков» и «подписчиков» готовые выставить на обозрение хоть свои гениталии, они в который раз чувствуют, как заваливаются карточные домики их известности и популярности.

Кто-то строит свой жизненный дом на «здоровье». Клубы любителей «скандинавской ходьбы» или «русской йоги» множатся как на дрожжах. Однако растущее число раковых заболеваний или даже тот же коронавирус смеются над всеми этими очередными «песчаными попытками».

Ладно, подведем итог.

Можно было бы найти еще много песчаных «трясин» для современных людей, но суть уже ясна и так. На этих трясинах невозможно построить дом своего жизненного благополучия.

А истина проста и сформулирована Самим Господом Иисусом Христом: не просто слушай Его слова, но и исполняй их.

Применительно к современному времени: стань не по названию «православным христианином», а по сути, – значит, полноценным членом Церкви Христовой. Сейчас для каждого есть такая возможность.

В противном случае – очередной твой жизненный домик, построенный на песке, завалится, и падение его будет, в полном соответствии со словами Иисуса Христа, «великое».

Читайте также: