Дом пашкова год постройки

Обновлено: 02.07.2024

Тайны Дома Пашкова в Москве: утерянная библиотека Ивана Грозного и вход в подземную Москву

«На закате солнца высоко над городом на каменной террасе одного из самых красивых зданий в Москве, здания, построенного около полутораста лет назад, находились двое: Воланд и Азазелло. Они не были видны снизу, с улицы, так как их закрывала от ненужных взоров балюстрада с гипсовыми вазами и гипсовыми цветами. Но им город был виден почти до самых краев» («Мастер и Маргарита», М. А. Булгаков).

Кадр из кинофильма "Мастер и Маргарита" Кадр из кинофильма "Мастер и Маргарита"

Дом Пашкова – здание, на балюстраде которого герои М.А. Булгакова прощаются с Москвой, можно назвать одной из визитных карточек Москвы. Этот величественный особняк, возвышающийся на Ваганьковском холме напротив Московского Кремля, знаком каждому москвичу. Но даже если вы никогда в Москве не были, название дома слышали наверняка.

Этот дворец таит в себе много тайн. Кто такой Пашков, построивший дом напротив Кремля и кто был архитектором? Как связан этот дом с утерянной библиотекой Ивана Грозного? Правда ли, что отсюда есть проход в таинственные московские подземелья?

Дом Пашкова был построен в 1784-1786 годах по заказу капитан-поручика лейб-гвардии Семеновского полка Петра Егоровича Пашкова. Сразу возникает вопрос: как одно из самых значимых мест Москвы – территорию напротив Кремля, получает в свое распоряжение человек не самого высокого социального статуса, с чего такие преференции хозяину? Ответ прост: его отцом был денщик Петра I - Егор Иванович Пашков (1684-1736). Свое огромное состояние Пашков-старший нажил во многом благодаря пожалованию имений казнокрадов, чьи злоупотребления он расследовал. После его смерти все богатства унаследовал его сын, Петр Егорович Пашков.

С малых лет Петр Пашков был записан в гвардию, при Елизавете Петровне нёс военную службу. После выхода в отставку занялся винными откупами, на которых весьма приумножил отцовское состояние, став первым русским «водочным королем».

По одной из московских легенд, в 1784 на стройку дворцового комплекса для императрицы Екатерины Великой в Царицыно приехал богатый экипаж. Вышедший оттуда господин (Петр Пашков) пожелал увидеть архитектора Баженова и в ходе беседы сделал ему необычное предложение: построить напротив Кремля дом-дворец. Баженов согласие дал.

В первых числах июня 1785 года императрица приехала в Царицыно и осталась крайне недовольна увиденным: лестницы узкие, потолки тяжелые, комнаты и будуары тесные, а залы темные. Екатерина приказала «учинить изрядные поломки». Баженов был отстранен от строительства и попал в опалу, ему запрещено было строить в Москве.

И если действительно правда, что архитектором Дома Пашкова был опальный Баженов, то красивейший дом напротив Кремля он возводил под страхом смерти.

Есть мнение, что именно из-за обиды на Екатерину Баженов повернул дом «спиной» к Кремлю, ведь главный фасад здания обращен в сторону Старо-Ваганьковского переулка. Впрочем, по законам классицизма, вход должен быть на уровне въезда, а со стороны Кремля по Ваганьковскому холму это сделать было невозможно.

Здание состоит из центрального корпуса и двух боковых флигелей, при этом фасад, выходящий на Моховую, имеет торжественный дворцовый вид, а дворовый фасад выглядит не так помпезно, по-усадебному.

Дом пашкова год постройки

ДОМ ПАШКОВА. ВОЙТИ В ИСТОРИЮ.

ДОМ ПАШКОВА. ВОЙТИ В ИСТОРИЮ.

МОСКОВСКАЯ ЛЕГЕНДА

ВОЗВЕДЕННЫЙ В КОНЦЕ XVIII ВЕКА ВЕЛИКИМ БАЖЕНОВЫМ В ПИКУ ЕКАТЕРИНЕ ВЕЛИКОЙ ПО ЗАКАЗУ «ПЕРВОГО РУССКОГО ВОДОЧНОГО КОРОЛЯ» ДОМ ПАШКОВА НЕ ЗРЯ НАЗЫВАЮТ ЛЕГЕНДАРНЫМ

МОСКОВСКАЯ ЛЕГЕНДА

ВОЗВЕДЕННЫЙ В КОНЦЕ XVIII ВЕКА ВЕЛИКИМ БАЖЕНОВЫМ В ПИКУ ЕКАТЕРИНЕ ВЕЛИКОЙ ПО ЗАКАЗУ «ПЕРВОГО РУССКОГО ВОДОЧНОГО КОРОЛЯ» ДОМ ПАШКОВА НЕ ЗРЯ НАЗЫВАЮТ ЛЕГЕНДАРНЫМ

«На закате солнца высоко над городом на каменной террасе одного из самых красивых зданий в Москве, здания, построенного около полутораста лет назад, находились двое: Воланд и Азазелло. Они не были видны снизу, с улицы, так как их закрывала от ненужных взоров гипсовая балюстрада с гипсовыми вазами и гипсовыми цветами. Но им город виден был почти до самых краев…»

М.А. БУЛГАКОВ, «МАСТЕР И МАРГАРИТА»

Считается, что именно здесь, в устье Неглинки на Ваганьковском холме появилось поселение, с которого началась история Москвы. А Кремль на Боровицком холме напротив поставили гораздо позднее. С середины XV века здесь располагался Государев двор — загородная резиденция московских князей. Многие и сейчас уверены, что знаменитая библиотека Ивана Грозного замурована где-то в здешних подвалах.

Документальных свидетельств об авторе проекта не сохранилось, но многие специалисты уверены, что дом для Петра Пашкова тайно строил Василий Баженов. Архитектор тогда попал в опалу — Екатерина Великая раскритиковала его работу в Царицыно. Говорят, обиженный на государыню Баженов демонстративно воздвиг Дом Пашкова «спиной» к Кремлю, обратив главный фасад во двор к Староваганьковскому переулку. Этот шедевр отечественного зодчества стал первым в Москве частным зданием, из окон которого можно смотреть на Кремль не снизу вверх.

Земли на Ваганьковском холме выкупил «на вечное потомственное владение» сын денщика Петра Великого Петр Егорович Пашков. К тому времени он значительно приумножил состояние своего отца на сделках с недвижимостью и «винных откупах». Петра Пашкова иногда называют первым русским водочным королем. И он был не только сказочно богат, но и чрезвычайно амбициозен.

Земли на Ваганьковском холме выкупил «на вечное потомственное владение» сын денщика Петра Великого Петр Егорович Пашков. К тому времени он значительно приумножил состояние своего отца на сделках с недвижимостью и «винных откупах». Петра Пашкова иногда называют первым русским водочным королем. И он был не только сказочно богат, но и чрезвычайно амбициозен.

Дом Пашкова был возведен за три года. Архитектор блестяще справился со сложнейшей задачей: дом-дворец выглядит гармонично и внушительно со всех сторон. Склон Ваганьковского холма образует естественный постамент для всего ансамбля. Изящное белое здание, поднятое на высоком цоколе, открывает великолепную панораму Моховой со стороны Боровицкой площади. При всей изысканности приемов замысел художника отличается смелостью, полетом фантазии и вместе с тем продуманностью мельчайших деталей.


Дом Пашкова был возведен за три года. Архитектор блестяще справился со сложнейшей задачей: дом-дворец выглядит гармонично и внушительно со всех сторон. Склон Ваганьковского холма образует естественный постамент для всего ансамбля. Изящное белое здание, поднятое на высоком цоколе, открывает великолепную панораму Моховой со стороны Боровицкой площади. При всей изысканности приемов замысел художника отличается смелостью, полетом фантазии и вместе с тем продуманностью мельчайших деталей.


В 1812 году Дом Пашкова был сильно поврежден пожаром. Сгорел бельведер, который для облегчения конструкции был сделан деревянным, частично обрушился парапет, погибли интерьеры. Это здание уже в то время имело столь важное градостроительное значение, что его восстанавливали за казенный счет в формах, максимально близких к оригинальным, чего обычно не делали в других случаях. Работы по реставрации проводились под руководством Осипа Бове.


В 1812 году Дом Пашкова был сильно поврежден пожаром. Сгорел бельведер, который для облегчения конструкции был сделан деревянным, частично обрушился парапет, погибли интерьеры. Это здание уже в то время имело столь важное градостроительное значение, что его восстанавливали за казенный счет в формах, максимально близких к оригинальным, чего обычно не делали в других случаях. Работы по реставрации проводились под руководством Осипа Бове.


С бельведера Дома Пашкова осматривал город не только Воланд, но и германский король Фридрих Вильгельм III, отец будущей российской императрицы Александры Федоровны. Именно здесь в 1818 году он вместе со своими сыновьями встал на колени и поклонился Москве со словами «Вот она, наша спасительница!». Это была благодарность за спасение Европы от Наполеона. Посвященная этому событию картина хранится в Третьяковской галерее.


Король Прусский Фридрих Вильгельм III с сыновьями благодарит Москву за спасение его государства. Художник Н.С. Матвеев, 1896 г.

С бельведера Дома Пашкова осматривал город не только Воланд, но и германский король Фридрих Вильгельм III, отец будущей российской императрицы Александры Федоровны. Именно здесь в 1818 году он вместе со своими сыновьями встал на колени и поклонился Москве со словами «Вот она, наша спасительница!». Это была благодарность за спасение Европы от Наполеона. Посвященная этому событию картина хранится в Третьяковской галерее.


Король Прусский Фридрих Вильгельм III с сыновьями благодарит Москву за спасение его государства. Художник Н.С. Матвеев, 1896 г.

Пашков Дом был выкуплен казной у обедневших наследников первого владельца. Здесь располагался Московский дворянский институт, преобразованный из Университетского Благородного пансиона, а позднее — Четвертая мужская гимназия.

Пашков Дом был выкуплен казной у обедневших наследников первого владельца. Здесь располагался Московский дворянский институт, преобразованный из Университетского Благородного пансиона, а позднее — Четвертая мужская гимназия.

Из Санкт-Петербурга в Дом Пашкова перевезли фонды музея, в основу которого была положена богатейшая коллекция государственного канцлера графа Николая Петровича Румянцева. Меценат, коллекционер, библиофил, ценитель искусств и науки граф Румянцев завещал передать все свое уникальное собрание «на пользу Отечеству и благое просвещение». «Положение о Московском публичном музеуме и Румянцевском музеуме», утвержденное императором, стало первым юридическим документом, определившим деятельность впервые созданного в Москве общедоступного музея с публичной библиотекой.

ГРАФ
РУМЯНЦЕВ

Из Санкт-Петербурга в Дом Пашкова перевезли фонды музея, в основу которого была положена богатейшая коллекция государственного канцлера графа Николая Петровича Румянцева. Меценат, коллекционер, библиофил, ценитель искусств и науки граф Румянцев завещал передать все свое уникальное собрание «на пользу Отечеству и благое просвещение». «Положение о Московском публичном музеуме и Румянцевском музеуме», утвержденное императором, стало первым юридическим документом, определившим деятельность впервые созданного в Москве общедоступного музея с публичной библиотекой.

ГРАФ
РУМЯНЦЕВ

Основной зал Дома Пашкова приобрел свой нынешний вид в 1915 году, когда в ходе масштабной реконструкции были снесены межэтажные перекрытия и стены комнат. Таким образом получился читальный зал на 300 мест. Именно здесь обдумывал «Войну и мир» Лев Толстой, а юный Константин Циолковский получал самостоятельное образование. Книги будущему основоположнику космонавтики выдавал русский философ с мировым именем Николай Федоров.


Основной зал Дома Пашкова приобрел свой нынешний вид в 1915 году, когда в ходе масштабной реконструкции были снесены межэтажные перекрытия и стены комнат. Таким образом получился читальный зал на 300 мест. Именно здесь обдумывал «Войну и мир» Лев Толстой, а юный Константин Циолковский получал самостоятельное образование. Книги будущему основоположнику космонавтики выдавал русский философ с мировым именем Николай Федоров.


В начале 1920-х годов все некнижные коллекции — живописи, графики, нумизматики, фарфора, минералов и так далее — были переданы из Дома Пашкова в другие музеи. Они вошли в состав собраний Государственной Третьяковской галереи, Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Государственного исторического музея и многих других. В июле 1925 года Центральный исполнительный комитет СССР принял постановление о ликвидации Румянцевского музея, на базе библиотеки которого была создана Государственная библиотека СССР имени В. И. Ленина.


В начале 1920-х годов все некнижные коллекции — живописи, графики, нумизматики, фарфора, минералов и так далее — были переданы из Дома Пашкова в другие музеи. Они вошли в состав собраний Государственной Третьяковской галереи, Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Государственного исторического музея и многих других. В июле 1925 года Центральный исполнительный комитет СССР принял постановление о ликвидации Румянцевского музея, на базе библиотеки которого была создана Государственная библиотека СССР имени В. И. Ленина.


Дом Пашкова был закрыт на ремонт. Тогда были предприняты первые шаги по реставрации здания, но после прекращения финансирования работы заморозили. Они возобновились только в 2003 году.

Дом Пашкова был закрыт на ремонт. Тогда были предприняты первые шаги по реставрации здания, но после прекращения финансирования работы заморозили. Они возобновились только в 2003 году.

Историческое здание Российской государственной библиотеки впервые открылось для читателей после реставрации. В Доме Пашкова разместились три отдела РГБ — рукописей, картографический и нотно-музыкальный.


Историческое здание Российской государственной библиотеки впервые открылось для читателей после реставрации. В Доме Пашкова разместились три отдела РГБ — рукописей, картографический и нотно-музыкальный.


Для наших партнеров важно, что большая часть средств от проведения мероприятий расходуются целевым назначением
на реставрацию уникальных книжных памятников, хранящихся в фондах Российской государственной библиотеки.

Дом Пашкова и сегодня служит «на пользу Отечеству и благое просвещение».

Дом Пашкова

В 1862 году в Доме Пашкова разместили коллекции и библиотеку Румянцевского музея, названного по имени его основателя, государственного канцлера, графа Николая Петровича Румянцева. Его собрание рукописных и печатных книг положило начало истории Российской государственной библиотеки. Политик, библиофил, ценитель древностей, он завещал всё собранное им «на пользу Отечеству и благое просвещение». Крылатые слова ныне выбиты над входом в Румянцевский читальный зал в Доме Пашкова.

В начале 1920-х годов была создана специальная комиссия Главнауки, рассматривавшая вопрос о расформировании Румянцевского музея. Она постановила: «Освободить Пашковскую усадьбу для занятия её библиотекой имени Ленина».

В 1925—1927 годах реставрацию Пашкова дома проводили Алексей Щусев, Илья Машков, Иван Рерберг, Евгений Шервинский. В тридцатые в связи с расширением Моховой улицы снесли ограду и вырубили сад. Виталий Долганов (автор смотровой площадки на Воробьёвых горах) соорудил монументальную лестницу, спускающуюся к Моховой. Вместо герба Пашкова, украшавшего здание, появились серп и молот. Внутренняя планировка из-за многочисленных ремонтов менялась ещё радикальнее.

Во время войны в «старом здании Государственной библиотеки имени В. И. Ленина» (так в советское время называли Дом Пашкова) работал общий читальный зал. Одна из сотрудниц ГБЛ — Зоя Колчина — вспоминала, что: «. научные работники, кандидаты наук и профессора размещались на левых хорах, военнослужащие — офицерский состав — на правых. В библиотеке было тепло, светло и очень уютно, на длинных столах отсвечивали зеленые абажуры ламп. Механизация подачи требований и книг была примитивной, но она нас выручала. Книги и газеты из основного хранения пересылались в фанерном ящике (мы его прозвали антилопой), скользящим на роликах по воздушному канату до приемника старого здания».

Адрес: Москва, ул. Воздвиженка, 3/5, стр. 1, вход со стороны Староваганьковского переулка
Проезд: до станций метро «Библиотека имени В. И. Ленина», «Боровицкая», «Александровский сад»

Дом Пашкова — одно из самых красивых и знаменитых зданий Москвы. Шедевр архитектуры классицизма, построенный по заказу Петра Пашкова, разбогатевшего сына денщика Петра I. Распространено мнение, что автор проекта — Василий Баженов. Никаких письменных свидетельств не сохранилось, однако многие специалисты усматривают баженовский почерк в царственном облике этого сооружения. Любопытно, что первоначально, согласно некоторым источникам, его стены были оранжевыми. Место для строительства выбрано не случайное. Напротив — Боровицкий холм и Кремль. Дом Пашкова (впрочем, гораздо чаще его называли Пашковым домом) стал первым светским зданием Москвы, из окон которого можно было видеть Кремль не снизу вверх. Он составляет единое целое с высоким Ваганьковским холмом и как бы продолжает линию подъёма. Во время нашествия Наполеона усадьба сильно пострадала. Восстановленная в 1815—1818 годах, она приобрела черты московского послепожарного классицизма. Историки архитектуры полагают, что на этот раз поработал сам Осип Бове. Особняк вызывал всеобщее восхищение. Поэт Михаил Веневитинов назвал его «самым изящнейшим зданием во всей России».

Сейчас в Доме Пашкова располагаются три библиотечных отдела — отдел рукописей, отдел нотных изданий и звукозаписей, отдел картографии. А в парадном зале (культурно-выставочный центр) регулярно проходят международные конференции, вернисажи, презентации книг, церемонии вручения литературных премий.

В сегодняшнем дне архитектурного комплекса воплотилось в жизнь духовное завещание Николая Румянцева. Дом Пашкова, аристократ и труженик, служит «на пользу Отечества и благое просвещение».

Сейчас в Доме Пашкова

Выставка «101 русский магнитный компас»
с 16 марта по 16 апреля 2020 года в читальном зале отдела картографических изданий

О мероприятиях, проходящих в Доме Пашкова, можно узнать в разделе Афиша.

Информация для партнёров

Площадь пространства: более 450 кв. м.
Вместимость: до 350 человек.
Оборудование: выставочные витрины; плазменная панель; система климат-контроля.
Гарантируется обеспечение охранной и пожарной безопасности.
Дополнительные преимущества: удобное транспортное обеспечение, вид на Кремль, парковочные места по запросу.

Российская государственная библиотека предлагает услуги по организации и проведению совместных мероприятий в отреставрированном шедевре отечественного зодчества XVIII века — комплексе «Доме Пашкова».

Изысканные интерьеры Большого зала восстанавливались по сохранившимся историческим описаниям и иллюстративным материалам.

Большой зал Дома Пашкова превосходно подходит для проведения мероприятий характера различных форматов. В зале обычно проводятся музыкальные вечера, балы, церемонии вручения премий, а также организуются выставки, показы и презентации.

Площадь зала 450 кв. м. Совокупная площадь дополнительных помещений и балконов более 350 кв. м. В зале, обладающем прекрасными акустическими свойствами, можно оборудовать сцену.

Была ли Минерва, или Фантом на шпиле бельведера Дома Пашкова

На сайте Российской государственной библиотеки продолжается цикл публикаций «Экскурсоводы Ленинки рассказывают». Сегодня главный библиотекарь Центра по исследованию проблем развития библиотек в информационном обществе РГБ Юлия Алиева знакомит читателей с архитектурной историей бельведера Дома Пашкова.



Дом Пашкова. Рисунок Иоганна Фридриха Антинга

Историческое здание Российской государственной библиотеки, бывший частный дом откупщика Петра Егоровича Пашкова, — жемчужина архитектурного наследия Москвы. Его появление в 1786 году на бровке Ваганьковского холма стало своеобразным гимном уходящего XVIII века — гармонии новых форм классической архитектуры и лучших традиций древнерусского зодчества.

После московского пожара 1812 года о состоянии дома нет достоверных данных. В 1818 году внешний облик дворца-усадьбы возродился с некоторыми изменениями. Самые значительные из них претерпел воссозданный на пепелище бельведер. Первоначальный вид беседки был воздушным, благодаря свободно стоящим парным колоннам. Между колоннами и стеной бельведера раскручивалась узкая круговая галерея, плавно переходящая в широкую площадку, ограждённую решёткой, парапетом террасы и вазами. Восстановленный государством после пожара бельведер и ныне логично завершает совершенные фасады белокаменной усадьбы, однако теперь парные полуколонны примыкают к стене.



Дом Пашкова. Гравюра Фридриха Дюрфельда по рисунку Иоганна Фридриха Антинга

Нет ясного представления о первоначальном ордере колоннады бельведера: был ли он трактован зодчим как коринфский и в процессе реставрации заменён на ионический? Ионический ордер боковых флигелей логично сочетается с общим характером композиции, поэтому мог быть и ранее органично применён в оформлении бельведера. Декоративное убранство бельведера тоже подверглось изменениям: утрачены венчавшая ранее шпиль беседки скульптура, герб Пашкова на центральном портике в обрамлении скульптурной группы и завершающий центральный портик со стороны Моховой улицы.

Проследить изменения, которым подвергался волшебный замок, можно обратившись к рисункам и гравюрам, дошедшим до нас с момента его появления.



Дом Пашкова. Гравюра Жерара Делабарта

Первый рисунок принадлежит немецкому художнику Иоганну Фридриху Антингу (1753, Гота, Германия — 1805, Cанкт-Петербург), посетившему Москву вскоре после окончания постройки усадьбы. Его рисунок выступает точной иллюстрацией к подробному описанию дома соотечественником Антинга — немецким путешественником Иоганном Густавом Рихтером. Рихтер упоминает в своих заметках (1795) выступ первого этажа в центре здания с колоннадой; бельведер в окружении свободно стоящих парных колонн со статуей на вершине купола; мраморных дев — Флору и Цереру — по бокам колоннады со стороны дворцового фасада. Он также описывает детали, исчезнувшие на последующих изображениях французского художника Жерара Делабарта (1730?—1810): герб Пашкова, статуи Марса и Минервы, стоящие перед домом на верхней террасе сада. Ещё одна утраченная деталь, которая присутствует на рисунках обоих художников, — мезонинный этаж с продолговатыми окошечками, заложенными в 1839 году в процессе ремонта, который проходил в его стенах после приобретения здания государством под нужды Дворянского института.

Ещё одна загадка волшебного замка, которая вызывает неподдельный интерес многочисленных гостей Российской государственной библиотеки: «Чья статуя венчала шпиль волшебного замка? Бога войны Марса или покровительницы искусств богини Минервы?» Отметим, что обе версии имеют право на существование, но невозможно не обратить внимание на исторический период появления жилого дома с дворцовым фасадом — это эпоха правления императрицы Екатерины II, или Русской Минервы (любимый образ императрицы!). Бог Марс враждебен богине Минерве, и трактовка в его пользу более близка сторонникам версии, что архитектор (предположительно Василий Баженов) был обижен императрицей и так изысканно ей отомстил. Более подробно обсудить доводы экскурсоводов за и против обоих божеств возможно в рамках тематических или обзорных экскурсий, проходящих в Доме Пашкова.



Слева: Статуя римского бога войны Марса у Бранденбургских ворот в Берлине. Скульптор Иоганн Готфрид Шадов (1764—1850). Источник фото
Справа: Екатерина II в образе богини Минервы, 1789. Скульптор — Федот Иванович Шубин. Статуя исполнена по заказу Григория Александровича Потёмкина для Таврического дворца к празднику 1790 года в честь победы над турками.

Сегодня бельведер Дома Пашкова более не служит смотровой площадкой и не балует посетителей роскошными видами города. В небеса устремлён оголённый шпиль воздушной беседки, на которую изредка присаживается отдохнуть пролетающая мимо птица, и тогда на непродолжительное время облик дома получает логическое завершение.

Дом Пашкова

Архитектор этого дома был настолько дерзок, что поставил здание тыльной стороной к Кремлю: главный вход в дом Пашкова располагается вовсе не на Моховой, а в Староваганьковском переулке.

Дом Пашкова, фото 2015 года

Здание построили по заказу офицера из дворянского рода Пашкевичей Петра Пашкова в 1784–1786 годах.

Его отец стал генерал-майором, выполнив секретное поручение Петра I (выкрал секретные бумаги генерал-губернатора Сибири о готовящемся выходе из состава Российской Империи).

Ансамбль усадьбы Пашкова состоит из главного дома с флигелями на Моховой улице, служебных построек в Староваганьковском переулке и храма Святого Николая в Старом Ваганькове. Перед фасадом на Моховой был сад с террасными лестницами, скульптурой и фонтанами, спускавшимися к набережной.

В 1839 году по высочайшему повелению дом у Пашковых выкупили для Университетского дворянского института, а с 1852 здесь размещалась московская 4-я гимназия.

Дом Пашкова

В 1861 году в дом Пашкова въехал Румянцевский музей. Так начался библиотечный период его истории.

Граф Н.П. Румянцев стал собирать коллекцию в конце XVIII века. После его смерти в 1826 году его брат попросил Николая I разрешить передать коллекцию вместе с особняком на Английской набережной в Санкт-Петербурге Пажескому корпусу. Император передал материалы Министерству Народного Просвещения, и через 6 лет открылся Румянцевский музей. Он принимал посетителей 1 раз в неделю, но желающих было мало. Казна не выделяла средств для поддержания коллекции, и музей медленно умирал.

Тогда музыковед В.Ф. Одоевский обратился к царю с просьбой перевести музей в Москву. И уже в 1861 году собрание отправилось в дом Пашкова.

Главным меценатом музея стал Александр II, а первым даром — картина А.А. Иванова «Явление Христа народу». Для нее даже построили специальный «Ивановский зал».

Дом Пашкова

После революции коллекции Румянцевского музея распределили по другим российским музеям, а в здании осталась только открытая в 1862 году публичная библиотека — будущая Российская Государственная Библиотека.

В 1915 году в Пашковом доме появился роскошный читальный зал на 500 мест. Считается, что здесь прошел первый бал Наташи Ростовой. Но сотрудники библиотеки уверяют, что это очередная городская легенда, ведь во время написания романа этого зала еще не было. Также дом Пашкова описан в романе «Мастер и Маргарита» как место встречи Воланда, Азазелло и Левия Матвея. Считается, что отправной точкой этого эпизода стал один из визитов Гоголя в это здание. Поднявшись на бельведер, он воскликнул: «Как это зрелище напоминает мне вечный город!».

В 1988 году из-за аварийного состояния здания все отделы библиотеки из него выехали. Двенадцать лет дом Пашкова пустовал, пока в 2000 году не началась реконструкция. Она длилась семь лет. Сейчас в доме Пашкова работают 3 библиотечных отдела — отдел рукописей, отдел нот и звукозаписей, отдел картографии. В парадном зале особняка регулярно проходят околокнижные мероприятия.

Дом Пашкова


Величественное здание, возвышающееся на Ваганьковском холме, на пересечении Моховой улицы и Знаменки, известно каждому москвичу. Это легендарный дом Пашкова, один из красивейших памятников архитектуры в столице и общепризнанный символ Москвы.

Считается, что с бельведера этого здания, которое было когда-то одним из самых высоких домов центра Москвы, герои романа Булгакова «Мастер и Маргарита» Воланд и Азазелло смотрели на город и прощались с ним, перед тем, как покинуть его навсегда.

Особняк состоит из центрального здания и двух крыльев, которые были пристроены позже. Главный вход в него расположен со стороны Староваганьковского переулка, а парадный фасад выходит на Моховую и обращен к Бородинскому холму и Кремлю.

дом Пашкова построен так, что сразу привлекает к себе внимание. Это первое не церковное здание в Москве, из окон которого открывается прямой вид на Кремль, а также на Ивановскую и Соборную площади.

Здание с его портиками, нарядными украшениями, колоннами и устремленным ввысь бельведером, воспринимается как монументальная скульптура, водруженная на своеобразный пьедестал.

дом Пашкова

Есть точки, с которых дворец воспринимается особенно эффектно, например, с нечетной стороны улицы Волхонка, у самого ее начала. При взгляде на дом с этого угла, можно уловить гармоничную композицию, созданную высокими каменными столбами ограды, лестницей на крутом холме, и динамичным силуэтом центральных и боковых частей здания.

В 18 веке известный немецкий путешественник Рихтер назвал дом Пашкова волшебным замком. Это определение полностью соответствует облику старинной городской усадьбы. Сказочный особняк кажется легким и воздушным, будто пришедшим из мира грез.

История

Дом Пашкова получил свое название в честь первого владельца, отставного офицера Петра Егоровича Пашкова. Именно по его заказу в 60-х годах 18 века был выстроен этот сказочный особняк. Большинство историков считает, что архитектором, построившим здание, был знаменитый зодчий В.И. Баженов. Однако документов, подтверждающих этот факт, не сохранилось.

дом Пашкова

Когда-то перед фасадом на склоне холма был разбит чудесный сад с каменными бассейнами и фонтаном. Здесь важно прохаживались диковинные птицы: павлины, китайские гуси, в клетках сидели разноцветные попугаи. Московский люд собирался перед чугунной решеткой, чтобы поглядеть на это чудо. В доме часто устраивались театральные представления, музыкальные вечера, зажигалась праздничная иллюминация.

После смерти первого владельца, его двоюродный брат, А.И. Пашков, вступивший в наследство, не устраивал таких торжеств, но расширял и украшал дом.

После пожара 1812 года дом реставрировали и перестраивали. А в 1861 году он был передан Румянцевскому музею. Сюда была перевезена библиотека и часть экспонатов.

дом Пашкова

В 1920-х годах Румянцевская библиотека была преобразована в знаменитую Ленинку (Библиотека СССР им. В.И. Ленина).

дом Пашкова

После строительства нового здания библиотеки в доме Пашкова был создан отдел редких рукописей. В 30-е годы дом опять был подвергнут реконструкции, в результате которой он лишился ограды. Кроме того, была сооружена монументальная лестница, ведущая к главному фасаду здания.

В 1986 году общественность Москвы была взбудоражена судьбой бесценной архитектурной реликвии. В связи со строительством станции метро «Боровицкая» возникла угроза самому существованию Пашкова дома. Его фундамент осел, и возникли трещины в перекрытиях.

В 1988 году здание было освобождено для проведения реставрационных работ в связи с аварийным состоянием.

дом Пашкова

Три года назад обновленный дом Пашкова вновь открылся. Теперь здесь находится три отдела Российской Государственной Библиотеки: отдел рукописей, нотно-музыкальный отдел, а также выставочный зал.

дом Пашкова

дом Пашкова

Легенды дома Пашкова

Здание, построенное в 18 веке, считающееся одним из символов Москвы, сменившее несколько владельцев и пережившее разнообразные исторические катаклизмы, просто обязано скрывать в себе множество загадок и тайн.

дом Пашкова

Одна из историй утверждает, что Ваганьковский холм, на котором стоит дом, содержит в себе множество подвалов и полуразрушенных ходов. Некоторые исследователи считают, что здесь может быть спрятана легендарная библиотека Ивана Грозного – уникальная коллекция книг, последним владельцем которой был Иоанн IV.

Ходят также и совсем невероятные слухи о том, что в доме Пашкова обитает настоящий «библиотечный» призрак, которого можно попросить о помощи в поисках редкой книги. Разумеется, доказать или опровергнуть эти легенды невозможно.

дом Пашкова

Удивительный дом Пашкова уже почти два века привлекает к себе и туристов, и москвичей. Уникальный особняк, который выдержал разнообразные изменения и не одну реставрацию, пережил многих правителей, возвышается на холме в самом центре Москвы как символ вечности и красоты, побеждающей время.

Пашков дом: история и легенды "волшебного замка" рядом с Кремлем

Сайт "РИА Недвижимость" решил прогуляться по Пашкову дому и вспомнить обо всех его секретах и уникальностях.

Дом Пашкова в Москве

В этот день, 22 мая прошла закладка одно из самых знаменитых и загадочных зданий в Москве, расположенного по соседству с Кремлем, (на фото). Жилой дом, институт, музей, библиотека, архив рукописей и даже концертная площадка – в каком только качестве не пришлось послужить "волшебному замку на холме".

Сайт "РИА Недвижимость" решил прогуляться по Пашкову дому и вспомнить обо всех его секретах и уникальностях.

Дом Пашкова

Архитектор этого дома был настолько дерзок, что поставил здание тыльной стороной к Кремлю: главный вход в дом Пашкова располагается вовсе не на Моховой, а в Староваганьковском переулке.

Дом Пашкова, фото 2015 года

Здание построили по заказу офицера из дворянского рода Пашкевичей Петра Пашкова в 1784–1786 годах.

Его отец стал генерал-майором, выполнив секретное поручение Петра I (выкрал секретные бумаги генерал-губернатора Сибири о готовящемся выходе из состава Российской Империи).

Ансамбль усадьбы Пашкова состоит из главного дома с флигелями на Моховой улице, служебных построек в Староваганьковском переулке и храма Святого Николая в Старом Ваганькове. Перед фасадом на Моховой был сад с террасными лестницами, скульптурой и фонтанами, спускавшимися к набережной.

В 1839 году по высочайшему повелению дом у Пашковых выкупили для Университетского дворянского института, а с 1852 здесь размещалась московская 4-я гимназия.

Дом Пашкова

В 1861 году в дом Пашкова въехал Румянцевский музей. Так начался библиотечный период его истории.

Граф Н.П. Румянцев стал собирать коллекцию в конце XVIII века. После его смерти в 1826 году его брат попросил Николая I разрешить передать коллекцию вместе с особняком на Английской набережной в Санкт-Петербурге Пажескому корпусу. Император передал материалы Министерству Народного Просвещения, и через 6 лет открылся Румянцевский музей. Он принимал посетителей 1 раз в неделю, но желающих было мало. Казна не выделяла средств для поддержания коллекции, и музей медленно умирал.

Тогда музыковед В.Ф. Одоевский обратился к царю с просьбой перевести музей в Москву. И уже в 1861 году собрание отправилось в дом Пашкова.

Главным меценатом музея стал Александр II, а первым даром — картина А.А. Иванова «Явление Христа народу». Для нее даже построили специальный «Ивановский зал».

Дом Пашкова

После революции коллекции Румянцевского музея распределили по другим российским музеям, а в здании осталась только открытая в 1862 году публичная библиотека — будущая Российская Государственная Библиотека.

В 1915 году в Пашковом доме появился роскошный читальный зал на 500 мест. Считается, что здесь прошел первый бал Наташи Ростовой. Но сотрудники библиотеки уверяют, что это очередная городская легенда, ведь во время написания романа этого зала еще не было. Также дом Пашкова описан в романе «Мастер и Маргарита» как место встречи Воланда, Азазелло и Левия Матвея. Считается, что отправной точкой этого эпизода стал один из визитов Гоголя в это здание. Поднявшись на бельведер, он воскликнул: «Как это зрелище напоминает мне вечный город!».

В 1988 году из-за аварийного состояния здания все отделы библиотеки из него выехали. Двенадцать лет дом Пашкова пустовал, пока в 2000 году не началась реконструкция. Она длилась семь лет. Сейчас в доме Пашкова работают 3 библиотечных отдела — отдел рукописей, отдел нот и звукозаписей, отдел картографии. В парадном зале особняка регулярно проходят околокнижные мероприятия.

Дом Пашкова


Величественное здание, возвышающееся на Ваганьковском холме, на пересечении Моховой улицы и Знаменки, известно каждому москвичу. Это легендарный дом Пашкова, один из красивейших памятников архитектуры в столице и общепризнанный символ Москвы.

Считается, что с бельведера этого здания, которое было когда-то одним из самых высоких домов центра Москвы, герои романа Булгакова «Мастер и Маргарита» Воланд и Азазелло смотрели на город и прощались с ним, перед тем, как покинуть его навсегда.

Особняк состоит из центрального здания и двух крыльев, которые были пристроены позже. Главный вход в него расположен со стороны Староваганьковского переулка, а парадный фасад выходит на Моховую и обращен к Бородинскому холму и Кремлю.

дом Пашкова построен так, что сразу привлекает к себе внимание. Это первое не церковное здание в Москве, из окон которого открывается прямой вид на Кремль, а также на Ивановскую и Соборную площади.

Здание с его портиками, нарядными украшениями, колоннами и устремленным ввысь бельведером, воспринимается как монументальная скульптура, водруженная на своеобразный пьедестал.

дом Пашкова

Есть точки, с которых дворец воспринимается особенно эффектно, например, с нечетной стороны улицы Волхонка, у самого ее начала. При взгляде на дом с этого угла, можно уловить гармоничную композицию, созданную высокими каменными столбами ограды, лестницей на крутом холме, и динамичным силуэтом центральных и боковых частей здания.

В 18 веке известный немецкий путешественник Рихтер назвал дом Пашкова волшебным замком. Это определение полностью соответствует облику старинной городской усадьбы. Сказочный особняк кажется легким и воздушным, будто пришедшим из мира грез.

История

Дом Пашкова получил свое название в честь первого владельца, отставного офицера Петра Егоровича Пашкова. Именно по его заказу в 60-х годах 18 века был выстроен этот сказочный особняк. Большинство историков считает, что архитектором, построившим здание, был знаменитый зодчий В.И. Баженов. Однако документов, подтверждающих этот факт, не сохранилось.

дом Пашкова

Когда-то перед фасадом на склоне холма был разбит чудесный сад с каменными бассейнами и фонтаном. Здесь важно прохаживались диковинные птицы: павлины, китайские гуси, в клетках сидели разноцветные попугаи. Московский люд собирался перед чугунной решеткой, чтобы поглядеть на это чудо. В доме часто устраивались театральные представления, музыкальные вечера, зажигалась праздничная иллюминация.

После смерти первого владельца, его двоюродный брат, А.И. Пашков, вступивший в наследство, не устраивал таких торжеств, но расширял и украшал дом.

После пожара 1812 года дом реставрировали и перестраивали. А в 1861 году он был передан Румянцевскому музею. Сюда была перевезена библиотека и часть экспонатов.

дом Пашкова

В 1920-х годах Румянцевская библиотека была преобразована в знаменитую Ленинку (Библиотека СССР им. В.И. Ленина).

дом Пашкова

После строительства нового здания библиотеки в доме Пашкова был создан отдел редких рукописей. В 30-е годы дом опять был подвергнут реконструкции, в результате которой он лишился ограды. Кроме того, была сооружена монументальная лестница, ведущая к главному фасаду здания.

В 1986 году общественность Москвы была взбудоражена судьбой бесценной архитектурной реликвии. В связи со строительством станции метро «Боровицкая» возникла угроза самому существованию Пашкова дома. Его фундамент осел, и возникли трещины в перекрытиях.

В 1988 году здание было освобождено для проведения реставрационных работ в связи с аварийным состоянием.

дом Пашкова

Три года назад обновленный дом Пашкова вновь открылся. Теперь здесь находится три отдела Российской Государственной Библиотеки: отдел рукописей, нотно-музыкальный отдел, а также выставочный зал.

дом Пашкова

дом Пашкова

Легенды дома Пашкова

Здание, построенное в 18 веке, считающееся одним из символов Москвы, сменившее несколько владельцев и пережившее разнообразные исторические катаклизмы, просто обязано скрывать в себе множество загадок и тайн.

дом Пашкова

Одна из историй утверждает, что Ваганьковский холм, на котором стоит дом, содержит в себе множество подвалов и полуразрушенных ходов. Некоторые исследователи считают, что здесь может быть спрятана легендарная библиотека Ивана Грозного – уникальная коллекция книг, последним владельцем которой был Иоанн IV.

Ходят также и совсем невероятные слухи о том, что в доме Пашкова обитает настоящий «библиотечный» призрак, которого можно попросить о помощи в поисках редкой книги. Разумеется, доказать или опровергнуть эти легенды невозможно.

дом Пашкова

Удивительный дом Пашкова уже почти два века привлекает к себе и туристов, и москвичей. Уникальный особняк, который выдержал разнообразные изменения и не одну реставрацию, пережил многих правителей, возвышается на холме в самом центре Москвы как символ вечности и красоты, побеждающей время.

Читайте также: