Дом на сваях архитектор

Обновлено: 18.05.2024

Дом на сваях – «простой» французский вариант

Французские архитекторы B.HOUSSAIS Architecture создали интересный дом на сваях с видом на море – простой, элегантный и бюджетный особняк «Maison Sur Pilotis».

«Обычный» дом с видом на море

Формально, новое строение – это действительно почти «обычный» дом без архитектурных излишеств. Нет роскоши, нет помпезности, простая прямоугольная форма дома ориентирована на комфорт и экономию бюджета.

Место строительства: участок в Племер-Боду, регион Бретань, Франция. Архитекторы: B.HOUSSAIS Architecture. Площадь 2-этажного дома на сваях 144 кв. м.

Главная «изюминка» проекта – 12 свай, ввинченных в песчаную почву. Земля остается полностью водопроницаемой, емкости собирают дождевую воду. Хозяева дома получили улучшенный вид на море и затененную стоянку для автомобилей.

На плоской крыше солнечные панели вырабатывают дополнительную электроэнергию и обеспечивают здание горячей водой. Двухпоточная система вентиляции охлаждает и обогревает дом. В качестве дополнительного отопления – только полотенцесушители в ванных комнатах.

Общий план жилого этажа Общий план жилого этажа

Авторы строения утверждают, что разработанная конструкция «Maison Sur Pilotis» позволила значительно сократить бюджет строительства. Основной каркас дома на свах изготовлен из оцинкованной стали, второстепенные структуры деревянные, с использованием алюминиевой оболочки.

Главный фасад, обращенный к морскому побережью, полностью состоит из больших прозрачных окон. С другой стороны здания использован деревянный шпон для создания приватных зон и ограждения просторной террасы.

В центре условного первого этажа находится вход в дом, обрамленный небольшим помещением, используемым хозяевами в качестве кабинета. На второй жилой этаж и открытую террасу ведет лестница из оцинкованной стали.

Дом полностью завершен в марте 2021 года. Владельцы участка довольны, ведь они получили отличное место для жизни с прекрасным морским видом. Стоимость проекта «Maison Sur Pilotis» не разглашается.

Для сравнения: комфортный и полностью автономный, гипер-устойчивый на основе новейших технологий – такой проект особняка Dune House реализует сейчас компания Studio Vural на атлантическом побережье в Кейп-Код, США.

Дом на сваях: 14 проектов из разных стран

Проекты домов на сваях решают разные задачи. Одни берегут деньги, а другие — природу

Евгений Иванов 17/Март/2017

Постоянный автор Houzz, интерьерный журналист. В разное время работал корреспондентом, редактором, шеф-редактором в разных изданиях г.Санкт-Петербурга. Активно писал об интерьерах для сайта 4living.

Сохранить Комментировать 3 Нравится 49

Сваи бывают разные: цельные и составные, круглые и многоугольные, забивные, винтовые, вдавливаемые… Продолжать можно долго, но сейчас речь не о многообразии. Главное — свайные фундаменты позволяют решать разные задачи. Они дешевле ленточных. Быстрее устанавливаются. Незаменимы на рыхлых и болотистых грунтах, при перепадах высот. Их можно устанавливать зимой. Сваи годятся для быстровозводимых строений на деревянном или металлическом каркасе. Дом из легких бетонов (керамзито- и газобетона, пеноблоков) на винтовых сваях — тоже не редкость. Минусы у свай, особенно винтового типа, также имеются: они не подразумевают подвал, зато подразумевают затраты на теплоизоляцию. К тому же ржавеют, если не угадать с производителем.

И все же многие архитекторы выбирают в качестве опоры для домов именно сваи. Посмотрим, чем они руководствуются.

ARCH.625 Сохранить фото

Россия, Московская область
45 тонких винтовых свай, углубленных на 1,8 м в землю — вот и весь фундамент, на котором держится этот брутальный прямоугольный дом, задуманный в стилистике 30-х годов ХХ века. Проект быстровозводимого здания под названием t9 — детище архитектора Сергея Наседкина и студии ARCH.625. Все строительство не заняло и трех месяцев, хотя крохотным этот дом не назовешь: площадь каркасного дома на винтовых сваях — 180 кв.м. Хитрость в том, что его габариты рассчитаны на использование стройматериалов и стеклопакетов стандартных размеров. Их не надо подгонять и подрезать. Так, например, высота и ширина стен кратны фанерным панелям — это главный отделочный материал. Фасады и интерьер отделаны клееной фанерой 12 и 6 мм одновременно.

Дома на сваях: от альпийских поселений неолита и избы Бабы-Яги до современных зданий

Продолжение темы старинных технологий строительства. Предыдущие материалы:

Среди распространенных в разное время и в разных регионах постройках стоит назвать дома на сваях. Чаще всего сейчас они встречаются в теплых краях, где регулярно случаются сильные дожди, велик риск наводнений. Однако когда-то такие постройки были популярным жильем и на территории нынешней Европы.

Реконструкция свайного жилья времен неолита в Альпах Реконструкция свайного жилья времен неолита в Альпах Современное свайное жилье в Лаосе Современное свайное жилье в Лаосе

Такое жилье возводилось либо на суше рядом с крупным водоемом, либо на заболоченном берегу озера/реки. Иногда в случае неглубокого водоема свайные дома могли строиться на некотором удалении от берега, образуя своего рода "остров".

Еще одна реконструкция, музей Унтерульдинген на Боденском озере Еще одна реконструкция, музей Унтерульдинген на Боденском озере

Сваи, как понятно по иллюстрациям, были деревянные. Материал на них шел максимально плотный и долговечный, диаметр свай был сравнительно невелик - 10. 20 см. Поскольку несущая способность таких свай небольшая, ставили их много, по четыре-восемь штук на сторону и дополнительно под основной частью дома. Фактически, не менее одной сваи на 1. 1,5 кв.м. Выполнялась обвязка, создавалась полноценная платформа из жердей и расколотых пополам тонких стволов. В некоторых домах сваи, продолжаясь выше уровня пола, служили каркасом для стен.

Пример группового расположения домов на одной платформе Пример группового расположения домов на одной платформе

Стены зданий были плетеными, с обмазкой и без, крыши из тростника.

Конечно, такое жилье трудно назвать особенно уютным - сырость от воды, продуваемые стены и пол, необходимость перебираться от дома к дому по мосткам или на лодке. Зато рыбу, должно быть, получалось ловить прямо с порога :)

В Юго-Восточной Азии, в дельте Амазонки, кое-где в Африке такие дома строят до сих пор, благо климат там более благоприятствует - хоть и влажно, но постоянно тепло.

Поскольку с инструментами и технологиями у современных жильцов свайных домов на воде все-таки получше, чем у людей неолита, для отделки используются струганые и пиленые доски, черепица, современные краски. Правда, сырость и насекомые от этого никуда не деваются.

Интересно, что дома на сваях - достояние не только неолитической культуры Альп и современных тропических регионов. На территории современной России тоже были такие постройки. Чаще всего на сваи поднимали так называемые лабазы - то есть хранилища продуктов и вещей в лесу. В такие "лесные кладовые" зверю было забраться непросто, особенно если окон не было (кроме волоковых), а двери и крыша выполнялись как положено, максимально прочно и добротно.

Откуда в Москве "дома на ножках"?

Есть в Москве несколько жилых домов, которые у многих вызывают ужас - они стоят на огромных опорах, которые похожи на "ножки". Даже я, когда увидел их впервые, испытал тревожные ощущения. Давайте попробуем разобраться, почему они появились в столице?

Зачем это придумали?

Идея похожих конструкций появилась еще в 1920-х годах. И тесно связана с именем французского архитектора Ле Корбюзье. Он, например, стал автором Здания Центросоюза на Мясницкой улице, которое достроили в 1936. Конечно, "ножек" там было не так много. Да и смотрелись они скорее, как декор,нежели основные детали.

Здание Центросоюза на Мясницкой улице. Здание Центросоюза на Мясницкой улице.

Позже появились творения советских архитекторов: Дом Наркомфина на Новинском бульваре и Дом-коммуна на улице Орджоникидзе. Но опоры там были не такие массивные. И в общий стиль конструктивизма они вполне вписывались.

Дом Наркомфина, 1990. Дом Наркомфина, 1990. Дом-коммуна на улице Орджоникидзе. Дом-коммуна на улице Орджоникидзе.

Общеизвестно, что так называемые "ножки" используются для защиты от холода. Действительно, в районах Крайнего Севера и вечной мерзлоты здания приходится строить на специальных сваях. Применялась эта технология с опорами и для защиты от влаги (как на Васильевском острове в Петербурге). Ну, и, наконец, есть предположение, что опоры выполняли функцию защиты от проникновения в жилище. Это без комментариев.

В Москве никаких из вышеперечисленных необходимостей не было. И считается, что решения строить дома "на ножках" продиктовано исключительно эстетическими соображениями. Такая конструкция должна была создавать ощущения полёта здания над землей. На мой взгляд, не получилось. Больше похоже на передвигающихся по земле насекомых.

"Летающие панельки".

Первым домом "на ножках" стала 17-этажка на Смоленском бульваре. Её построили в 1967 по проекту архитекторов Заикина, Беллавина и Меламеда. По сути, это обычный панельный дом. Просто в нём нет первого этажа, а второй - технический. То есть квартиры располагаются начиная с третьего этажа. Раньше на этом месте, кстати, были особняки Бахрушина и Лосева. В последнем в 1920-х размещался музей игрушки. Но чего не сделаешь ради "облагораживания" Садового кольца, правильно?

Дом на Смоленском бульваре, 1973. Дом на Смоленском бульваре, 1973.

Вторым домом на сваях стал 25-этажный панельный гигант на Проспекте Мира. Напротив скульптуры "Рабочий и колхозница". В осуществлении этого проекта участвовали многие инженеры и архитекторы, которые работали над домом на Смоленском бульваре.

Строительство "дома на ножках" на Проспекте Мира. Строительство "дома на ножках" на Проспекте Мира.

Первые жильцы заселились в 1968 году. У этого здания есть одна оригинальная деталь - балконы. Они располагаются в шахматном порядке. Из-за этого дом выглядит несколько необычно.

Балконы "дома на ножках" на Проспекте Мира. Балконы "дома на ножках" на Проспекте Мира.

Дом Авиаторов.

Не путать со сталинской высоткой на Кудринской площади! Это творение находится на Беговой улице. А такое негласное название дом получил, потому что здесь после постройки в 1978 году давали квартиры работникам завода "Знамя труда". Там производили детали для советских самолётов. Но в народе придумали в другие прозвища. И "сороконожка" (опор и правда 40), и "дом-осьминог", и "дом на курьих ножках".

Дом Авиаторов на Беговой улице. Дом Авиаторов на Беговой улице.

По проекту архитектора Меерсона это должна была быть гостиница. А расположить её планировали в районе станции метро "Водный стадион" на берегу Химкинского водохранилища. Отсюда и первая версия присутствия "ножек": обеспечить проход к водоёму. Но в итоге здание перенесли на Беговую улицу.

Дом Авиаторов на Беговой улице. Дом Авиаторов на Беговой улице.

Сейчас главной считается версия, что "ножки" были нужны для циркуляции воздуха. Короче, чтобы лучше продувало. Там же автомагистрали и всё такое. Но говорят, что цели преследовались исключительно эстетические. Ведь Беговая не так уж и давно стала очень оживлённой улицей. Кстати, жильцы говорят, что продувает и правда сильно.

Каково жить в таких "творениях" архитекторов?

Многие отмечают хорошую звукоизоляцию. Для панельных домов это редкость. Также, по отзывам жильцов, в таких домах неплохие планировки. Хотя на Проспекте Мира, например, нет коридоров в квартирах, а лишь небольшие прихожие. А в доме Авиаторов планировки так вообще - отличные. Да ещё и огромные лоджии. Площадью более 6 кв метров.

Есть и минусы. Основной это, конечно, загазованность. Может, через опоры и хорошо продувает, но вредные примеси от автомобилей все равно попадают в квартиры. И если в доме на Беговой хотя бы есть защитный экран от 3-го кольца, то на ВДНХ и Смоленской ничего нет.

Уродство или архитектурное новаторство?

Так что же это, полёт архитектурной мысли или неуместное творчество? Лично мое мнение такое. Эти дома некрасивые. Они сильно выбиваются из архитектурного облика города. А сваи внушают ужас. Кажется, что подует ветер по-сильнее, и дом обвалится прямо на тебя (хотя это неправда, конечно, конструкции надёжные). И ещё я совсем не представляю, как жильцы выходят на эти маленькие балконы на 25 этаже в здании на Проспекте Мира. Страшно же.

А вы ка думаете: нужны таки здания Москве ли они портят облик города?

И да, если вам было интересно, то не забудьте подписаться на мой блог! Удачи!

Архитектура: Дома на сваях

Многие до сих пор могут представить себе дом без подвала. Но дом без первого этажа? Бывает, что участок не позволяет использовать привычное решение со сплошным фундаментом, тогда архитекторы разрабатывают дома почти без первого этажа. И на это есть веские причины, как показывают наши примеры. Не все из них могут быть реализованы точно таким же образом в наших условиях, зато могут послужить источником вдохновения.

———————————————
В ВАШЕМ ГОРОДЕ…
Через Houzz можно нанять дизайнера или архитектора в любом городе и стране. Начать поиск специалиста
———————————————

Martin Gomez Arquitectos Сохранить фото

Когда на участке крутой склон
Каждый, кто планирует строительство дома на склоне, обычно видит две альтернативы: вкопаться в землю или прижаться к рельефу. Но есть и другой способ — консольный. В этом случае решение со сваями компенсирует уклон.

Дома на ножках и дома-корабли: самые необычные жилые здания столицы

Дома на ножках и дома-корабли: самые необычные жилые здания столицы

Завершилась реставрация Дома Наркомфина на Новинском бульваре (дом 25, корпус 1) — одного из самых известных памятников архитектуры конструктивизма в России и мире. Архитекторы Моисей Гинзбург и Игнатий Милинис построили свой «опытный дом переходного типа» в 1928–1930 годах для работников Народного комиссариата финансов СССР.

В соответствии с идеологией тех лет устройство Дома Наркомфина должно было объединить его жильцов. Кроме жилого корпуса на 50 семей, разбитого на функциональные ячейки разного размера, появились коммунальный корпус с кухней, спортзалом и библиотекой, а также общая терраса по периметру и общественные пространства на крыше.

Дом Наркомфина — один из первых в Москве жилых домов, построенных на основе железобетонного каркаса. Впоследствии эту технологию частично возьмут на вооружение архитекторы и строители массового жилья. Дом на Новинском бульваре стал первым в столице зданием, построенным на ножках: его первый этаж приподнят над землей на железобетонных опорах. Моисей Гинзбург считал, что первые этажи плохо подходят для жилья, а свободное пространство под домом сделает его красивее и комфортнее, а также позволит сохранить площади парка, в центре которого возводилось здание.

С момента постройки и до недавнего времени в доме ни разу не проводили капитальный ремонт. В апреле 2017 года началась комплексная реставрация. Зданию вернули исторический облик, сохранив при этом созданную Гинзбургом и Милинисом внутреннюю планировку.


Дома на ножках

Дом Наркомфина — это не единственное жилое здание в Москве на ножках. В середине 1960-х годов начались эксперименты с возведением девятиэтажных домов, приподнятых над землей. С 1960-х по 2011 год в городе появилось шесть многоэтажных домов, приподнятых над землей на массивных железобетонных сваях. В северных широтах такая конструкция применялась для защиты от вечной мерзлоты или наводнений, однако в столице выполняла скорее художественные функции. Москвичи сразу окрестили новые постройки домами на ножках или сороконожками. Самые известные из них — дом 184, корпус 2 на проспекте Мира и дом 34 на Беговой улице.

25-этажный дом на ножках на проспекте Мира построен в стиле брутализм по проекту архитектора Виктора Андреева и инженера Трифона Заикина. Благодаря 30 сваям первый этаж приподнят на уровень третьего, поэтому даже с нижних этажей открывается отличный вид на ВДНХ и окрестности.

Еще одним интересным решением стало шахматное расположение балконов: если смотреть снизу, кажется, что балконы, как ступеньки гигантской лестницы, ведут в небо. Кроме того, левая и правая стороны балконов сходятся под тупым углом, что дополняет этот оптический эффект.

В отличие от своего собрата на проспекте Мира, Дом авиаторов на Беговой улице действительно является домом-сороконожкой — здание стоит на 40 опорах. Архитектор Андрей Меерсон поднял здание еще выше — на четыре этажа. Дом планировали отдать под гостиницу для летней Олимпиады 1980 года, однако там поселили работников авиационного завода «Знамя труда».

Дом построен из тех же типовых панелей, что и обычные девятиэтажки, однако они положены внахлест друг на друга. Кажется, будто здание покрыто чешуей, что дополняет образ насекомого. Книзу его ножки сужаются настолько, что их под силу обхватить двум людям. Из-за этого дом кажется неустойчивым, однако опоры и основание здания выполнены из монолитного железобетона — одного из самых прочных строительных материалов в мире.

Подъезды стоят отдельно от дома и связаны с ним через лестничные пролеты и шахты лифтов. Лестницы спрятаны в овальных бетонных башнях с узкими окошками, напоминающими бойницы. Благодаря необычному сочетанию архитектурных элементов дом выглядит воздушным и устремленным вверх, но одновременно с этим напоминает средневековую крепость.



«Лебедь» на Ленинградском шоссе

Панельный жилой комплекс «Лебедь» на берегу Химкинского водохранилища (Ленинградское шоссе, дома 29–35) когда-то был элитным — большую часть квартир в нем занимали представители советской номенклатуры, ученые и артисты. За несколько лет до появления проекта Дома авиаторов Андрей Меерсон создал дом-комплекс с обслуживанием — четыре шестнадцатиэтажных здания, стоящих на общем стилобате. Внутри комплекса размещалось все необходимое советскому гражданину — магазины, детский сад, химчистка и прачечная, медицинская комната, библиотека и многое другое. На крыше стилобата можно было отдыхать и заниматься спортом, а под ним находился гараж-стоянка на 300 мест. Фактически «Лебедь» представлял собой целый микрорайон, уместившийся в одном жилом комплексе.

Фасады домов выполнены из керамзитобетонных панелей, швы между которыми подчеркнуто грубо заделаны. Это сближает его по виду с массовой застройкой тех лет, однако внутри «Лебедь» серьезно отличался от обычных пяти- и девятиэтажек. Жильцов ждали квартиры с высокими потолками, просторными кухнями и лоджиями, большими комнатами, встроенными шкафами и многим другим.

Человек, проезжающий мимо комплекса по Ленинградскому шоссе, наблюдал интересный оптический эффект — четыре здания комплекса то сливались в единую монолитную стену, то разделялись на башни разной ширины. За проект «Лебедя» Андрей Меерсон получил Гран-при французской архитектурной выставки.



Круглые дома

Еще один эксперимент с советскими типовыми панелями предприняли советский архитектор Евгений Стамо и инженер Александр Маркелов. Соединив панели под углом около шести градусов, они спроектировали кольцевые дома диаметром 155 метров.

В столице построили два таких дома — на улицах Довженко (дом 6) и Нежинской (дом 13). В каждом из них 26 подъездов и более 900 квартир. Внутренние дворы напоминают городские парки, спрятанные за девятиэтажными стенами, и сравнимы по площади с футбольными полями.

Круглые дома должны были стать архитектурными доминантами районов и обеспечить жителей необходимой инфраструктурой. Для этого на первых этажах открыли магазины, библиотеки, аптеки.

Несмотря на то, что круглые дома не стали серийными, современные архитекторы утверждают, что этот проект опередил свое время, а Евгений Стамо и Александр Маркелов внесли огромный вклад в архитектурный облик столицы.



Римский дом

Здание, расположенное по адресу: 2-й Казачий переулок, дом 4, строение 1, выглядит так, словно оно должно стоять на итальянской улице XVIII века. Дом в стиле классицизм был построен в 2005 году по проекту современного архитектора Михаила Филиппова.

Полукруглое строение с массивными колоннами, небольшими балконами и портиками обрамляет собой дворик, типичный для римской имперской архитектуры. В центре ансамбля расположилась круглая лужайка, на которой стоят скамейки и скульптуры, напоминающие развалины Древнего Рима в миниатюре. Несмотря на свою новизну, дом уже успел стать достопримечательностью.



Дом-корабль на Тульской

Дом атомщиков протянулся вдоль Большой Тульской улицы на 400 метров, за что его окрестили лежачим небоскребом. У здания много прозвищ, самые популярные из которых — дом-корабль и «Титаник». В 1980-е годы территорию вокруг него еще не застроили: тогда дом напоминал плывущий по морю лайнер.

Архитектор Владимир Бабад построил здание по заказу Министерства среднего машиностроения, которое занималось атомной промышленностью. Это обусловило некоторые особенности конструкции: несущие стены, перекрытия и балки выполнены из прочного железобетона, а толщина оригинальных оконных стекол составляла шесть миллиметров. Фасады и торцы дома расположены под углами 87 и 93 градуса относительно друг друга, что повышает сейсмоустойчивость здания: по легенде, дом способен выдержать землетрясение или ядерный взрыв.

Однако главная особенность дома атомщиков — его длина. Здание с девятью подъездами вмещает тысячу квартир. По краям дома, а также между парами подъездов сделали проходы, обрамленные колоннами, чтобы жители могли попасть на обратную сторону дома, не обходя почти полкилометра вокруг.



Ажурный дом

Ажурный дом на Ленинградском проспекте (дом 27) построили в 1940 году архитекторы Андрей Буров и Борис Блохин. Это один из первых московских домов, возведенных методом крупноблочного строительства (в дальнейшем подобным методом возводились хрущевки). Несмотря на богатое внешнее оформление в стиле ар-деко, дом задумывался как сугубо функциональный и предназначался для простых горожан. Ажурным его назвали из-за витиеватых бетонных решеток, выполненных по эскизам художника Владимира Фаворского, и пилястр с растительным орнаментом, которые придают дому сходство с итальянским палаццо времен Возрождения. Однако даже этот декор играет практическую роль — решетки скрывают содержимое кухонных лоджий.

Шестиэтажный дом построен из монолитных железобетонных блоков, которые до Великой Отечественной войны планировали сделать главным материалом для массового строительства. Однако позднее предпочтение отдали более дешевым и легким типовым панелям, а ажурный дом остался единственным в своем роде. Сегодня он находится под охраной государства.

По внутренней организации пространства ажурный дом представляет собой дом-коммуну. На первом этаже должны были располагаться общественные помещения — кафе-столовая, магазин, детский сад и бюро обслуживания, принимающее заказы на уборку, стирку, доставку обедов и другие услуги. На жилых этажах квартиры занимали меньшую часть площади — большая отводилась под широкие светлые коридоры, которые должны были стать местом общения жильцов.


Дом Моссельпрома

Еще один памятник советского конструктивизма, Дом Моссельпрома (Калашный переулок, дом 2/10), в 1920-х годах был самым высоким зданием в столице. Архитектурой здания в разное время занимались такие специалисты, как Николай Струков, Давид Коган, Артур Лолейт и Владимир Цветаев, кузен Марины Цветаевой. Декоративное панно с рекламой продукции Моссельпрома спроектировали художники-авангардисты Александр Родченко и Варвара Степанова, а знаменитый лозунг «Нигде кроме как в Моссельпроме!» придумал поэт Владимир Маяковский.

Изначально в подвале дома находился склад муки, на первом этаже были администрации московских магазинов, выше — дирекция, бухгалтерия и прочие службы Моссельпрома. На верхних этажах жили работники кондитерской фабрики.

В 1930-х годах дом достался Наркомату обороны и стал полностью жилым. В нем селились высшие военные чины, а после войны — генералы и герои Советского Союза. В 1960-х годах дом передали Мосгорисполкому. В это время в доме проживал известный лингвист Виктор Виноградов, а на верхнем этаже находилась художественная мастерская. В наши дни кроме жилых квартир в доме располагается факультет Российского института театрального искусства.

Фото: mos.ru. Максим Денисов

Дом-парус

Гигантский «парус» на улице Гризодубовой (дом 2) спроектировала команда архитекторов под руководством Андрея Бокова и Бориса Уборевича-Боровского. Изначально они не планировали придавать ему каплевидную форму — их задачей стало строительство самого длинного дома в Европе. Однако в плане застройки рядом с ним появились школа и стадион. 22-этажный дом загородил бы им солнечный свет, поэтому этажность дома решили менять каскадом.

В итоге узкое протяженное здание действительно стало напоминать надутый ветром парус. Его ширину и длину обусловило еще и место строительства — дом возвели на бывшей взлетной полосе Центрального аэродрома имени М.В. Фрунзе. Нестандартная форма паруса потребовала сложных технических решений при устройстве инженерных коммуникаций: для них внутри дома провели полые дугообразные каналы, повторяющие его округлые контуры. Фасады здания облицованы керамогранитом, а ритм им задают выделенные цветом горизонтали окон и лоджий.

«Парус», который москвичи также называют каплей, волной, китом, палитрой, улиткой и даже ухом, получил высокую оценку архитектурных критиков, а в 2008 году заслужил премию «Дом года».



Плоские дома

Если «парус», несмотря на необычную форму, все же выглядит объемным, то дом 36 на Пресненском Валу кажется совершенно плоским, словно кроме фасада у него ничего нет. Этот эффект достигается благодаря тому, что один из углов дома острый, поэтому с определенного ракурса здание выглядит лишенным объема.

Соседний дом 38, строение 1 тоже выглядит слишком узким для того, чтобы стоять на земле без подпорок. Эффект плоскости здесь возникает за счет прямоугольного выступа, который скрывает глубину здания. Внутренняя планировка обоих домов при этом совершенно обыкновенная.

Оба дома построили в 1910-х годах, и они не единственные в своем роде. Один из самых известных плоских домов находится на Таганской улице. Дом 1/2, строение 2 построили как доходный. Острый угол здания вплотную прилегает к стене соседнего дома, и создается впечатление, что за фасадом ничего нет. Такое архитектурное решение обусловлено тем, что заказчик этого дома хотел извлечь максимальную денежную пользу из принадлежащего ему земельного участка, однако участок этот был неровным, и дом приобрел его форму.

Долгое время в здании шла реставрация, поэтому оно было скрыто от глаз прохожих. Недавно ремонт закончился, и в доме снова живут люди.



Дом трех эпох

Дом 23 в Вишняковском переулке выглядит как обычная сталинка, однако если присмотреться, становится заметно, что отделка фасада отличается от этажа к этажу. На самом деле этот дом был построен в XVIII веке. Но не весь — только три первых этажа. Здание в стиле классицизм было главным домом московской усадьбы купца Лукутина, который организовал в подмосковном селе Федоскино производство знаменитой лаковой миниатюры.

В 1910 году здание решили превратить в доходный дом. Для этого архитектор Петр Ушаков надстроил над усадьбой еще один этаж, оформив его в стилистике неоклассицизма. В 1930-е годы дом подрос еще на два этажа, а в 1980-х над ним появились еще три жилых уровня. Этапы «роста» дома хорошо заметны по фасадам: наличники окон четвертого этажа отличаются от всех остальных, между пятым и шестым этажом видна линия надстройки, а угловые балконы начинаются только с седьмого.

Алексеевский район в деталях. «Дом на курьих ножках», «Космос» и еще три здания с историей

Алексеевский район в деталях. «Дом на курьих ножках», «Космос» и еще три здания с историей

Образовательный проект Музея Москвы «Уличный лекторий. Местная история» уже третий год собирает москвичей и туристов на уличных лекциях москвоведов и историков в разных районах города — от Замоскворечья до Крылатского.

Летом стартовал третий сезон «Уличного лектория». Первый конспект встречи был посвящен Китай-городу, а сегодняшний — району Алексеевский.


Дом Высшего совета народного хозяйства

Проспект Мира, дом 184, корпус 1




Десятиэтажный дом, построенный на проспекте Мира в 1955–1957 годах, стал последним завершенным проектом Ивана Жолтовского. Архитектор скончался в 1959 году, оставив после себя дом на Моховой улице, здание Московского ипподрома, кинотеатра «Победа» и многие другие знаковые объекты столицы.

Мнения, для чего дом задумывался, разнятся: по одной версии, в нем должен был располагаться Высший совет народного хозяйства, по другой — Министерство сельского хозяйства. Интересно, что квартиры в нем — а их было 270 — получали не только сотрудники ведомств, но и рядовые москвичи.

Карниз дома Жолтовский задумал очень легким, взяв за образец работы флорентийских архитекторов эпохи Возрождения. Архитектор хотел создать синтез ренессансного дворца и современного жилого дома. Он расчленил фасад на разные уровни и сделал в доме стеклянный выносной лифт. Это было характерно для его послевоенных проектов.

«Дом на курьих ножках»

Проспект Мира, дом 184, корпус 2




Знаменитый «дом на курьих ножках» появился в Москве в 1968 году на месте бараков Алексеевского студенческого городка. Здание на проспекте Мира, спроектированное архитектором Виктором Андреевым, обращало на себя внимание не только необычным основанием, но и высотой. Этот первый в городе 25-этажный крупнопанельный жилой дом на сваях долго сохранял статус самого высокого в Москве.

Построили его по новейшим технологиям — из крупных панелей, изготовленных на вибропрокатном стане. Планировка в квартирах тоже необычная — круговая. Балконы располагаются в шахматном порядке.

Самой трудоемкой частью для строителей стал подвал. Из-за сложности фундамента его делали довольно долго. Надземную часть, напротив, построили очень быстро. За неделю могли возводить по целому этажу.

Гостиница «Космос»

Проспект Мира, дом 150


Гостиница «Космос» 1979 года постройки — еще один проект, к которому имел отношение Виктор Андреев. Здание в виде полукруга — совместная работа группы архитекторов из СССР и Франции и югославских строителей. Стройка была масштабной — прямо на площадке работал бетонный завод.

Строители спешили: сдать объект нужно было за год до Олимпиады-80. Гостиница, из окон которой открывались живописные панорамные виды на город, предназначалась для иностранных гостей. Здание получилось совсем не советским: трехкамерные стеклопакеты, система управления отоплением, ключ-карты, открывающие двери в номер. На торжественном открытии гостиницы, спроектированной советскими и французскими архитекторами, выступили главные тогдашние звезды обеих стран — Алла Пугачева и Джо Дассен.

Сначала в «Космосе» было 1718 стандартных номеров с двуспальными кроватями, 53 двухкомнатных и шесть трехкомнатных номеров. Позже их количество уменьшилось из-за переоборудования некоторых в полулюксы, люксы и апартаменты.

Связь с Францией сохранилась и во время перестройки. В 1990 году площадь, которая находится между гостиницей и проспектом Мира, назвали в честь французского президента Шарля де Голля. В 2005-м на ней установили восьмиметровый памятник государственному деятелю, изготовленный Зурабом Церетели.

Церковь Тихвинской Иконы Божией Матери

Проспект Мира, дом 130




В 1646 году вдова Дмитрия Трубецкого Анна Васильевна велела построить в селе Копытовка, пожалованном князю, церковь Человека Божия Алексия. После этого село стали называть Алеексеевским. Рядом с храмом через несколько лет заложили церковь во имя Тихвинской иконы Божией Матери. Пятиглавый храм в стиле русского узорочья, рассчитанный на три тысячи прихожан, за почти четыре века своего существования никогда не закрывался, хотя в его истории было достаточно печальных страниц.

В 1812 году французские солдаты устроили в церкви склад и конюшню, вынеся оттуда все, что мешало, в том числе иконы. В 1824 году Александр I распорядился восстановить церковь на специально выделенные из казны деньги. В 1824 году храм Алексия разобрали, а кирпичи использовали для строительства колокольни Тихвинской церкви. Ее не закрыли после революции, хотя в 1922 году и вынесли всю драгоценную утварь.

В 1954 году в церкви Тихвинской Иконы Божией Матери сделали ремонт, раскрыли настенные росписи первой половины XIX века. Сохранились даже две старинные моленные комнаты. Большинство икон, которые там сейчас находятся, XIX века. Особенно почитают главную святыню церкви — Тихвинскую икону Божией Матери, а также образ святого Николая и старинный образ святого Алексия, которые перенесли из разобранной Алексеевской церкви.

Алексеевская насосная станция

Новоалексеевская улица, дом 16



Насосную станцию построили в районе села Алексеевского в 1830 году. Два паровых насоса мощностью 25 лошадиных сил перекачивали воду из Мытищ в резервуар Сухаревой башни. Оттуда она шла в пять водоразборных фонтанов: на Лубянской и Театральной площадях, Воскресенский, Варварский и фонтан напротив Шереметевской больницы.

В конце XIX века насосы начали перекачивать воду в резервуар отстроенного к тому времени Мытищинского акведука, а оттуда — в Крестовские водонапорные башни. Последние не сохранились, а вот исторические здания станции, являющиеся ярким примером краснокирпичной промышленной эклектики, можно увидеть и сегодня.

Сегодня здание Алексеевской водонапорной станции входит в архитектурно-исторический ансамбль, в который включены здания бывшего приюта братьев Бахрушиных. Часть исторических построек станции вдоль Новоалексеевской улицы находится за забором, но их можно разглядеть. В 2016 году ансамбль стал объектом культурного наследия регионального значения.

Алексеевская насосная станция работала вплоть до 1940 года. После того как открылась новая Восточная водонапорная станция, в старой расположились ремонтные мастерские московского водопровода.

Как дом на ножках на Бадаевском заводе рассорил власти, жителей, арендаторов и застройщика


Бадаевский пивоваренный завод, расположенный за гостиницей «Украина», между Кутузовским проспектом и набережной Тараса Шевченко, в отличие от других исторических промзон долгое время не касалась джентрификация. Весной 2019 года стало известно, что на его территории собираются построить элитный жилой комплекс на 36-метровых опорах — проект для застройщика Capital Group, одного из крупнейших в Москве, разработало швейцарское бюро Herzog & de Meuron. В августе Мосгорнаследие выдало проекту разрешение, предусматривающее снос около половины корпусов завода, а о том, что в районе готовятся изменения, узнали все. Но проект известного архитектурного бюро понравился не всем. Против дома на ножках выступили арендаторы помещений на Бадаевском заводе, которых выселяют с его территории, инициативная группа недовольных местных жителей и «Архнадзор», который называет снос зданий завода незаконным и требует от него отказаться. С другой стороны — застройщик Capital Group, последний долгое время хранил относительное молчание, но в октябре решил устроить для журналистов экскурсию по заводу и подробнее рассказать о проекте.

Экскурсия

Бадаевский (Трехгорный) завод — комплекс из краснокирпичных зданий, который появился в Москве в конце XIX века. С царских времен здесь производили пиво — более миллиона ведер в год (так тогда было принято измерять объемы производства). Но лидером он был не только по размеру поставок, но и по качеству: чтобы варить пиво на хорошей воде, здесь прорубили глубокие скважины. Однако в конечном счете даже это не спасло завод: в 2006 году производство закрыли. Об этом рассказывает экскурсовод, пока группа журналистов обходит территорию завода. Красный кирпич, в принципе, единственное, что визуально объединяет здания, они различаются по количеству этажей и по виду: у одного сводчатые перекрытия и башенки, другие больше похожи на фабричные помещения. Различаются они и по состоянию: кое-где на стенах поросли деревья, кирпич крошится, некоторые строения выглядят намного лучше. Площадь перед заводом заставлена машинами, сбоку от этой огромной парковки стоит на постаменте паровоз, по периметру территория огорожена двухметровым забором.

Мы с другими журналистами обходим здания и встречаем молодого человека с плакатом «Не бадай» против сноса построек. На вопрос, кто он, отвечает, что недовольный местный житель. Почему он здесь? Потому что нужно сохранять памятники архитектуры. Что ему столь дорого в здании завода, что он решил выйти с плакатом в середине буднего дня, сказать затрудняется. Мы с группой движемся дальше. Мужчина с плакатом молча следует за нами.

Процессия только увеличивается. Дальше мы встречаем двух женщин с плакатами «Подлог «экспертов» — и они выражают свое недовольство гораздо громче. Одна из них, муниципальный депутат Наталья Алехина, заявляет, что представляет интересы местных жителей, которые выступают против застройки. Она показывает плакаты со схемами, произносит обличительные слова в адрес Capital Group и гневно указывает в сторону представителей компании — процессия в таком виде движется дальше.

Презентация проекта застройки проходит в помещении на территории завода. Демонстранты остаются снаружи, окна предусмотрительно закрыты ширмами, а перед входом стоят несколько человек крепкой комплекции, которые преграждают дорогу недовольным, — с моей точки обзора кажется, что, чтобы они не зашли, дверь подперли вешалкой с одеждой.



Дом на сваях, реставрация завода и парк за 49 млрд рублей

По проекту Capital Group на территории завода построят жилой комплекс на 36-метровых опорах, рассказывает исполнительный директор компании Михаил Хвесько. Комплекс разработало швейцарское бюро Herzog & de Meuron, отвечавшее за галерею Тейт-Модерн в Лондоне и Эльбскую филармонию в Гамбурге. Замысел поставить дом на колонны (высота так называемого «горизонтального небоскреба» составит более 70 метров) архитекторы объясняют необходимостью «обеспечить визуальную проницаемость» — не перекрывать виды со стороны реки и проход на набережную. Для строительства комплекса на территории завода планируют снести примерно половину существующих зданий — те, на которые не распространяется охранный статус. В то же время признанные памятником архитектуры постройки (их состояние в пресс-материалах компании называют аварийным) реконструируют. Также застройщик обещает по чертежам восстановить дореволюционный второй корпус, который в советское время значительно перестроили. В зданиях завода сохранят общественную функцию: после реставрации в них откроют кафе, магазины, центр детского творчества, музыкальную и танцевальную студии и фитнес-клуб с бассейном, вход в которые будет доступен для всех горожан. Во втором корпусе как дань исторической памяти могут разместить пивоварню (правда, через здание будут проходить опоры одного из высотных домов, что уже сложнее вписать в исторический контекст). В работы по реставрации заводских зданий Capital Group планирует инвестировать 4,7 млрд рублей.

Кроме того, застройщик благоустроит территорию Бадаевского завода: на ней разобьют парк площадью 4 га с пешеходными и беговыми дорожками, детскими и спортивными площадками. Парк (на рендерах он больше похож на джунгли), так же как и исторические корпуса, будет открытым для всех. Территорию завода соединят с набережной Тараса Шевченко, которую также благоустроят: там появятся кафе и магазины.

Дом на сваях архитектор

Дом на сваях в Шотландии

Француз Бенуа Шаланд строит в шотландской глуши дом Roost House – четырехэтажную виллу, парящую высоко над землей.

13 Марта 2014 , обновлено 27 Июля 2021

Дом на сваях в Шотландии - фото 1

Архитектурой французский дизайнер никогда не занимался, но всегда был в восторге от скульптур испанца Сантьяго Калатравы и построек Ле Корбюзье, в особенности его виллы Савой в парижском Пуасси и хижины Кабанон. Именно они вдохновили Бенуа Шаланда на исследовательский проект Roost House – полностью отрезанный от цивилизации, парящий над землей дом будущего в шотландских горах.

Дом на сваях в Шотландии - фото 2

У Roost House нет фундамента, он полностью автономен, экологичен, и главное – опираясь на прочную систему стальных лесов, он поднимает своих обитателей высоко над землей.

Дом на сваях в Шотландии - фото 3

Стены виллы с панорамными окнами внутри и снаружи обшиты деревом, три верхних этажа по трем сторонам опоясывают открытые террасы и балконы, а традиционная для этих мест двускатная крыша облицована панелями солнечных батарей. Дом под завязку напичкан современными технологиями и инженерными достижениями XXI века, есть даже собственный водопровод – сложная система сбора и очищения дождевой воды.

Дом на сваях в Шотландии - фото 4

Снизу под основанием постройки архитектор планирует установить винтовую лестницу и главную надежду на автономное существование дома и его независимость от внешних коммуникаций – ветряк, который благодаря постоянно дующим в горах ветрам будет вырабатывать энергию для обеспечения дома электричеством и теплом.

Дом на сваях в Шотландии - фото 5

Roost House сделал французского дизайнера невероятно популярным, хотя его утопический проект еще должен доказать свое право на существование, ведь пока строительство небесного замка, который Бенуа Шаланд так гармонично вписал в окружающий ландшафт на картинке, еще даже не началось.

Читайте также: