Дом моды славы зайцева год постройки

Обновлено: 14.05.2024

Суд взыскал с Дома моды Вячеслава Зайцева 19,4 миллиона рублей — в три раза меньше, чем требовали власти Москвы

19 мая 2020 15:53

Дом моды задолжал по аренде участка на проспекте Мира, 21. Сумма иска складывалась из основного долга — 23,3 миллиона рублей — и пени (36,1 миллиона). Почему суд снизил размер взыскания, станет известно после публикации полного текста решения.

В феврале представитель Дома моды сообщал, что компания намерена заключить с московскими властями мировое соглашение, также он не исключил продажи части активов для расчетов с истцом.

Что еще известно:

В октябре 2019 года московские власти потребовали от дома моды Вячеслава Зайцева 58 миллионов рублей. Также у предприятия был долг перед «Московской объединенной энергетической компанией», в здании с весны отключили горячую воду, а осенью не дали отопление. Сам Зайцев жаловался, что дом моды работает «практически по нулям» — нет клиентов, а аренда слишком дорогая.

В декабре Вячеслав Зайцев покинул пост главы Московского дома моды — спустя долгие годы руководства. На посту его сменил сын Егор Зайцев.

Почему разорился легендарный Дом моды Зайцева. Васильев предложил спасти Дом вместо больных детей

Вячеслав Зайцев — пионер высокой моды в СССР. Благодаря ему русская мода и "русский стиль" будут признаны на Западе, а эстетика и красота русского национального костюма станет вдохновением для модельеров всего мира. "Красный Диор" — так его называла западная пресса.

А. Васильев и В. Зайцев, их открытых источников А. Васильев и В. Зайцев, их открытых источников А. Васильев и В. Зайцев, их открытых источников А. Васильев и В. Зайцев, их открытых источников

История Московского Дома моды Вячеслава Зайцева начинается в 1982 году. С помощью поддержки Раисы Горбачевой Дому выделяется здание на проспекте Мира, 21, легендарная "стекляшка". В лице Зайцева отечественная мода обретает статус дела государственной важности.

Казалось, что именно после создания Дома начнется время настоящего творчества без ограничений, новая эпоха отечественной моды. Но, как это часто бывает, вскоре выяснилось, что только творчества, пусть и восторженно принимаемого на Западе, — недостаточно для успеха. Модный дом — это, прежде всего, бизнес . Нужно уметь считать расходы и доходы, коллекции должны раскупаться, а не храниться в чехлах на складе.

Вячеслав Зайцев всегда был творцом, советская система позволяла ему заниматься тем, что нравилось и что у него лучше всего получалось, освобождая от роли "хозяйственника". В дальнейшем это сыграет с ним злую шутку.

Блеск и нищета Красного Диора: Что будет со знаменитым Домом моды Вячеслава Зайцева

Вячеслав Зайцев создал советский модный бренд № 1.

- Слой пыли на дверной ручке уже полсантиметра. А на витрины, на витрины посмотрите. Они же грязью обросли: не видно, что за стеклом!

Я уткнулась носом в огромное окно, за которым во всей этой пылюке, словно в черно-белом советском телевизоре с рябящим изображением, расплылись манекены. Десятиэтажное здание Дома моды Вячеслава Зайцева сегодня печальное зрелище. Каждый день мимо проходят тысячи москвичей и гостей столицы, спешащих к метро «Проспект Мира», расположенному напротив святая святых русской моды.

- Никому и дела нет, что когда-то тут все блестело - от этих самых дверных ручек до глаз счастливых покупательниц, - с грустью говорит мой экскурсовод Ираида Нартикова, с 1982 по 2020 год возглавлявшая салон индивидуального пошива Дома моды Вячеслава Зайцева.

Она шила платья звездам эстрады и кино, пассиям министров и других больших шишек, а последний год водила экскурсии по зданию. Студентам-дизайнерам, мечтающим повторить головокружительную карьеру простого парня из Иванова Славы Зайцева, которого весь мир называл Красным Диором, она рассказывала, как тут, на проспекте Мира, творили чудеса преображения.

ПОКУПАТЕЛИ НОЧЕВАЛИ НА УЛИЦЕ, ЧТОБЫ НЕ ПРОПУСТИТЬ ОЧЕРЕДЬ

В 1982 году специально для Вячеслава Зайцева построили здание Дома моды. Больше десяти лет предприятие, которое возглавлял Зайцев, было казенным. В 90-х мэр Москвы Юрий Лужков передал его в дар кутюрье, оставив в казне лишь землю, за которую модельер до сих пор платит аренду.

Когда-то кругленькую сумму годовой аренды отбивали за один день. Это сейчас на магазине, расположенном на первом этаже, табличка «Закрыто».

- А в 80-е и 90-е люди ночевали на улице, чтобы попасть в магазин. Очереди были по спискам: отмечались каждый час. Пропустил - все: приходи завтра, и то если повезет. Толпы покупателей ждали открытия прямо на улице. Сидели у входа на газетах, а самые блатные приезжали на машинах и с комфортом там несли вахту. К утру живая очередь выстраивалась вдоль всей улицы: боевая готовность. После открытия сметали весь ассортимент за считаные минуты, - вспоминает Ираида Нартикова.

Урвать платьице или блузочку от самого Зайцева за счастье считала любая модница страны. А обмыть обновку можно было прямо в Доме моды. Между первым и вторым этажами (на антресольном этаже) находилось кафе. Внутрь тогда пускали всех. Говорят, мороженое здесь было самым вкусным в Москве и некалорийным, так что уплетали его и многочисленные манекенщицы, компанию которым частенько составлял сам кутюрье. Ну а по праздникам сотрудникам тут наливали настоящий армянский коньяк. Зайцев директором был демократичным: 50 граммов никому не запрещалось.

Кафе работает и сейчас. Правда, к Дому моды оно не имеет никакого отношения. Раньше попасть внутрь можно было с центрального входа. Теперь же у общепита отдельный вход со стороны улицы Дурова. Само заведение «Югославская кухня» впору переименовать в «Ностальжи». Пожалуй, это единственная кафешка в центре столицы с интерьерами из 80-х. Деревянные стулья еще помнят молодого Филиппа Киркорова, когда-то завтракавшего в Доме моды. Кто знает, возможно, стразы он так полюбил, увидев сохранившийся до сегодняшнего дня сверкающий занавес крохотной сцены. Музыканты по выходным поют тут и сейчас. А в туалете цветет герань, столь модная в СССР.

КАРТИНЫ БЕЗ ОХРАНЫ

На первом этаже картинная галерея Вячеслава Зайцева. Выставки тут проводил сам маэстро, собравший уникальную коллекцию живописи. Зайти внутрь могли все желающие, купив билет в кассе. Сейчас дверь заперта, а на окнах плотно закрытые жалюзи, заглянуть за которые нам все-таки удалось. Смежное помещение занимает магазин профессиональной косметики для салонов красоты. От галереи его отделяют витражные окна все с теми же жалюзи.

- Да не стесняйтесь - открывайте и смотрите, - посоветовала мне продавец.

Посмотреть действительно есть на что. В роскошных интерьерах до сих пор висят картины, у окон живые цветы, видимо, кто-то за ними ухаживает.

- Уборщица раз в неделю поливает. А так никто не появляется. И охраны нет, удивительно, что до сих пор никто не залез, - развела руками продавец.

Но одного охранника мы все-таки нашли. Мужчина в униформе чоповца дремал на вахте центрального входа. Ни меня, ни моего экскурсовода, отработавшего в Доме моды больше 35 лет, внутрь он не впустил.

- Ничего не работает. Все закрыто, - выдал на ломаном русском и выставил нас на улицу.

Этот от ворот поворот Ираиду Нартикову не удивил. Уже полгода она пытается забрать свои личные вещи, оставленные в Доме моды после увольнения.

ИНТРИГИ СЫНА И РЕВНОСТЬ

Егор Зайцев возглавил Дом моды, но вернуть ему былую славу не сумел. Фото: facebook.com/yegoryezzaitsev

- Я оказалась в черном списке, как и мои 17 коллег. Увольнялись мы последними, летом прошлого года. Ровно за год до этого нам перестали платить зарплату. Долго терпели, не хотели портить отношения с шефом. А когда он отошел от дел и назначил генеральным директором своего сына, Егора Зайцева, все-таки обратились в прокуратуру. В итоге деньги нам вернули. Мне за год задолжали чуть больше 300 тысяч рублей. Зарплаты у нас были очень скромными по московским меркам, я как руководитель салона получала 30 тысяч рублей в месяц, - рассказала Ираида Нартикова.

Но скандал с зарплатами ее, как и других бывших сотрудников, волнует мало. А вот за своего шефа и его наследие они всерьез переживают. В бедах компании, которая последние два года работает в убыток и сейчас находится в стадии банкротства, винят сына кутюрье и его зама Расула Ахмедова.

- Видите эту трехэтажную пристройку, - заглянув за угол здания, Ираида показала рукой на приличного размера «аппендикс». - Они продали ее месяц назад. А ведь именно тут был кабинет Вячеслава Зайцева, место намоленное. А теперь будет стоматологическая клиника. И, думаю, это только начало, все пустят с молотка. Единственный доход, который они получают, - от аренды (см. «Было - стало»).

Сделку с продажей части здания «КП» официально подтвердил замгендиректора Дома моды Расул Ахмедов. По его словам, мера это вынужденная и без продажи невозможно было погасить долги компании.

- У Вячеслава Зайцева теперь новый кабинет. Он вдвое больше, чем старый, - прокомментировал Ахмедов.

Правда, фото нового кабинета, которые он обнародовал, оказались фейком.

- На этих снимках мой салон. Я его из тысячи узнаю. Это сюда приходили Кобзон, Леонтьев, Хворостовский, Серов, Азиза, Басков, - вспоминает Ираида Нартикова.

По словам Ираиды, звездные клиенты и сейчас не прочь одеваться у Зайцева.

- Мне на прошлой неделе звонила Надежда Бабкина, она хотела заказать костюмы для своего коллектива. И она не одна такая, многие хотят одеваться у Зайцева или просто пытаются так спасти Дом моды, - рассказала Ираида.

Однако сейчас шить платья и костюмы некому. Но неужели у талантливого кутюрье не было учеников и что же стало причиной краха?

- Ученики были, и талантливый гендиректор тоже был. Николай Головин ушел в 2013-м, и после этого постепенно Дом моды начал умирать. Ушел не просто так, он поругался с Егором Зайцевым. Егор хороший парень, но руководитель из него никакой, как и дизайнер. Он выжил не только Головина, но и всех учеников отца. А среди них люди были очень талантливые. Егор сходил с ума от ревности и никому из них жизни не давал. В итоге дорвался сейчас до власти, и вот что получилось, - выдала свою версию бед модного бизнеса Ираида Нартикова.

Егор Зайцев и его команда обвинения отрицают. Обещают, что вот-вот весь мир снова услышит о Доме моды Вячеслава Зайцева. Возобновить производство одежды обещали в апреле, потом в мае, теперь сдвинули сроки на лето…

БЫЛО

Дом моды Вячеслава Зайцева с 1982 по 2020 год

Дом моды Вячеслава Зайцева.

Дом моды Вячеслава Зайцева. Фото: Михаил ФРОЛОВ

1 этаж - выставка-продажа, фирменный магазин одежды Вячеслава Зайцева

2 этаж - демонстрационный зал, театр моды с подиумом, где проходили показы коллекций

3 этаж - приемный салон по легкому платью

4 этаж - приемный салон по индивидуальному пошиву верхней мужской и женской одежды

5 этаж - закройный цех и цех по производству трикотажной одежды

6 этаж - цех по производству верхней мужской одежды

7 этаж - цех по производству верхней женской одежды

8 этаж - цех по легкому платью

9 этаж - экспериментальный цех по производству коллекций Вячеслава Зайцева

10 этаж - мастерская и фотостудия Вячеслава Зайцева

СТАЛО

Дом моды Вячеслава Зайцева с 2020 года до сегодняшнего дня

1 этаж - пункт охраны и косметический магазин (аренда), картинная галерея (закрыта), магазин Дома моды Зайцева (закрыт)

2 этаж - демонстрационный зал иногда сдают в аренду под показы мод

3 этаж - помещения арендует косметическая компания

4 этаж - не работает, используется под склады

5 6 этаж - часть помещений в аренде, часть используется под склады

7 этаж - используется для хранения картин из коллекции Вячеслава Зайцева

8 этаж - лаборатория моды Егора Зайцева, частная школа по коммерческому обучению моделей

9 этаж - единственный цех по пошиву одежды, который иногда работает

10 этаж - мастерская Вячеслава Зайцева (пустует)

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

«Былое производство не возродишь, а музей создать можно»

Марина Сирота, председатель Комиссии по историко-культурному наследию в Стратегическом совете по культуре России:

- Спасти то уникальное наследие, которое создал Вячеслав Зайцев, сможет только создание музея имени всемирно известного модельера. Я готова выйти с такой инициативой в Совет Федерации. В первую очередь нужно спасать коллекции, которые сегодня хранятся в Доме моды. Мне доподлинно известно, что до сих пор не проведена инвентаризация собраний одежды и картин великого кутюрье. Все это на руку рейдерам, окружающим сейчас Вячеслава Зайцева. Их интересует только прибыль от продажи коллекционных платьев, картин, самого здания. Фактически сделки с продажей - это афера, так как земля является муниципальной собственностью, что продать помещения не позволяет. Не исключено, что правительство Москвы в итоге примет решение о сносе.

Утверждать не могу, но речь о строительстве на этом месте нового бизнес-центра шла. Как бы печально это ни звучало, но нерентабельно сохранять Дом моды Славы Зайцева: понятно, что возродить былое производство уже невозможно.

А вот музей можно создать в другом помещении. И под его крышей собрать не только работы Вячеслава Зайцева, но и других талантливых и известных модельеров нашей страны.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

"Помоги ему Бог!": тяжело больного Вячеслава Зайцева привели на шоу

Поклонники умоляют оставить знаменитого кутюрье в покое (подробности)

Лживая благотворительность и Тик-Ток с беспомощным кутюрье: кто и зачем обманывает Вячеслава Зайцева

Семью Гарафутдиновых проверит Следственный комитет (подробности)

Возрастная категория сайта 18 +

Крах империи: дом моды Вячеслава Зайцева разорен?

B суд поступило более двух десятков исков от бывших сотрудников Дома Вячеслава Зайцева с требованием выплатить долги по заработной плате.

Недавний день рождения 83-летнего патриарха русской моды Вячеслава Зайцева обернулся скандалом: как выяснилось, помощники кутюрье продавали билеты на торжество за 15 тысяч рублей - весь зал оказался заполнен фанатами, жаждущими селфи со звездами, из-за чего Алле Пугачевой буквально пришлось бежать с праздника. Тогда, оправдываясь за желание заработать, сотрудники культового Дома моды, признались: дела идут совсем плохо, а внутри компанию разрывают на части враждующие кланы.

Номинально сам Вячеслав Михайлович, в нарядах которого блистали Нелли Кобзон, Эдита Пьеха, Алиса Фрейндлих, Людмила Максакова и многие другие звезды эстрады, по-прежнему руководит любимым детищем. Но увы, из-за болезни Паркинсона, которую медики диагностировали Зайцеву несколько лет назад, он не в силах заниматься делами терпящего крах Дома моды. А заместителям, похоже, эта миссия не по силам: организация теряет сотрудников и несет колоссальные убытки.

Как выяснила "КП", в Мещанский районный суд поступило более двух десятков исков от бывших сотрудников Зайцева с требованием выплатить долги по заработной плате и прочие денежные компенсации. Часть требований уже удовлетворили, по другим тяжбы еще идут, но уже очевидно, что Дому моды придется рассчитаться на сумму в несколько миллионов рублей. Так, например, по одному из дел суд постановил взыскать с организации около 400 тысяч рублей, по другому - 375. Долги копились с 2019 года: большинству сотрудников перестали платить зарплату, приостановив их работу.

Модельер Вячеслав Зайцев на показе коллекции, 2018 г.

Модельер Вячеслав Зайцев на показе коллекции, 2018 г. Фото: Лариса КУДРЯВЦЕВА/ЭГ

Кроме того, Дом моды затаскали по судам поставщики ресурсов: энергетики требуют оплаты за свет, провайдеры - за интернет. За 2,5 месяца с начала года компания проиграла уже четыре суда на общую сумму почти 1,2 млн рублей. А в прошлом году дела модельера подкосил судебный процесс с московскими властями, которые отсудили почти 20 миллионов по долгам за аренду земельного участка. Площадку на 2,5 тысячи "квадратов" в центре Москвы кутюрье арендовал в 1996 году на 25 лет, но в 2015-м вдруг перестал платить. Кстати, 4 марта договор истек, и будут ли арендаторы его продлевать - вопрос открытый.

Между тем, долги нашлись и у самого модельера: в декабре прошлого года Вячеслав Зайцев попал в "черный список" судебных приставов с долгом по земельному налогу на 49,9 тысяч рублей. Эта сумма не оплачена до сих пор.

Кутюрье не может расплатиться даже с собственными долгами, а спасти Дом моды - задача и вовсе из разряда фантастики.

Кутюрье не может расплатиться даже с собственными долгами, а спасти Дом моды - задача и вовсе из разряда фантастики.

Сам Зайцев не скрывает: раньше ему помогали известные друзья - артисты, модельеры, а теперь у Дома моды совсем нет заказов.

- Проблемы еще не решили. Налоги, зарплаты… Каждый год копятся огромные долги, - признавался в интервью "Комсомолке" Вячеслав Михайлович. - Нужны деньги. А денег нет. В общем, боремся. Я передал руководящие функции сыну. От артистов заказов сегодня не поступает, да и шить некому - мастера все ушли.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Что происходит с Вячеславом Зайцевым: живет в усадьбе за городом, но регулярно ездит в свой Дом моды

Возрастная категория сайта 18 +

«Так проще продавать»: Риелтор рассказал, зачем «Дом моды Вячеслава Зайцева» разделили на 24 части

Десятиэтажное здание «Дома моды Вячеслава Зайцева» на Проспекте Мира поделили на 24 части для продажи.

Здание Дома Моды Вячеслава Зайцева в Москве.

Здание Дома Моды Вячеслава Зайцева в Москве. Фото: Михаил ФРОЛОВ

- Это процесс раскадастрирования. Здание было поделено на 24 помещения, каждому из которых присвоен свой кадастровый номер. Такую процедуру чаще всего проводят перед продажей. Это позволяет собственнику реализовывать не все здание целиком, а его части, - прокомментировал "Комсомольской правде" Роман Вихлянцев, член Совета Гильдии риелторов Москвы. - Для нежилых помещений сама процедура деления вполне разумна. Это позволяет провести более выгодные сделки по продаже. Огромные помещения реализуются долго и сейчас сложно найти покупателей, которые нуждаются в больших площадях.

Однако в открытом доступе объявлений о продаже помещений «Дома моды» риелтор найти не смог.

- Не исключаю, что учитывая интерес общественности к ситуации с Вячеславом Зайцевым, было решено продавать помещения без использования традиционных площадок. Могу сказать, что при такой схеме, когда помещения предлагают только своим, стоимость будет занижена, - добавил Роман Вихлянцев.

По примерным оценкам один квадратный метр здания «Дома моды» может стоить 200 000 рублей. Умножаем 10 000 квадратных метров на 200 тысяч рублей и получаем два миллиарда рублей.

Сам Вячеслав Зайцев ранее заявлял, что не планирует продажу здания. Однако два помещения, общей площадью в 900 квадратных метров были проданы в апреле и мае этого года без ведома кутюрье. Проверку законности этих сделок ведет московский СК.

«Комсомольска правда» следит за развитием событий.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Вячеслав Зайцев написал заявления в прокуратуру и Следственный комитет: Узнал о продаже частей «Дома моды» из газет

Со знаменитым модельером, владеющим основным пакетом акций, не согласовали две сделки по продаже имущества, а в его адрес стали поступать угрозы (подробнее)

"Помоги ему Бог!": тяжело больного Вячеслава Зайцева привели на шоу

Поклонники умоляют оставить знаменитого кутюрье в покое (подробнее)

Возрастная категория сайта 18 +

Зыкина встречала Славу Зайцева в лифчике и шёлковых трусах

«Экспресс газета» в Яндекс.Дзене
«Экспресс газета» в Яндекс.Новостях
«Экспресс газета» в Google Новостях

19 июня 1982 года в Москве на проспекте Мира открылся Дом моды Вячеслава Зайцева. Дата не круглая, но знаковая: 37 - возраст, когда многое переосмысливается. В этот день хочется вспомнить яркие моменты и интересные встречи. А их в истории всемирно известной лаборатории стиля было немало. И хочется верить, что кузнеца красивой жизни не накроет кризис среднего возраста, а его создатель будет здоров и полон идей. С днем рождения!

Кира Буренина и Вячеслав Зайцев

Кира Буренина и Вячеслав Зайцев

Уши Фурцевой

Вячеслав Зайцев всегда придерживался принципа, сформулированного Александром Грибоедовым: «Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь». Модельеру предлагали стать придворным портным многие - от генсека ЦК КПСС Леонида Брежнева до первой леди Раисы Горбачевой, но далеко не со всеми он соглашался работать. На вопрос кутюрье, почему Раиса Максимовна везде заявляет, что шьет наряды у него, та удивленно вскидывала брови: «А разве вам это не приятно?»

Зайцев рассказывал, как однажды делал что-то для дочери Алексея Косыгина, председателя Совета министров СССР. Когда все было готово, важная дочка пригласила модельера в театр. Прощаясь, она вручила Зайцеву конверт с гонораром. Сумма оказалась меньше оговоренной: из нее вычли стоимость билета. Кстати, именем Косыгина назовут текстильный институт, который в 1962-м окончил Вячеслав Зайцев.

Без преувеличения любимой его клиенткой была Екатерина Фурцева, министр культуры. К модельеру она обратилась накануне торжеств, посвященных десятилетию полета Юрия Гагарина в космос. Зайцев сшил маленькое черное платье, которое ей удивительно шло. По его рекомендации она проколола уши и стала носить бриллианты.

В Дом моды неоднократно приезжала Людмила Путина. А для Светланы Медведевой модельер делал эскизы и отправлял их в ателье, где шьют костюмы первым лицам.

Брошь-цветок - «знак отличия» Эдиты Пьехи

Брошь-цветок - «знак отличия» Эдиты Пьехи

Бюст Вишневской

Первые сценические костюмы Вячеслава Зайцева публика увидела в постановке «Безумный день, или Женитьба Фигаро» Театра сатиры. Модельер стремился объединить театр и моду. Так небесно-голубое атласное платье графини Розины получило изысканную драпировку, алый костюм слуги - украшение из маленьких круглых зеркал, а черный бархатный колет - короткая куртка Фигаро - шитье золотыми нитями.

Во время работы над спектаклем модельер познакомился с Верой Васильевой. Она была примой, лауреатом двух Сталинских премий. Зайцев перед ней откровенно робел, и, когда во время примерки ему понадобилось отрезать часть кружев в области декольте, он не знал, как это ловчее сделать. «Работайте, Славочка, спокойно», - мягко подбодрила его Вера Кузьминична.

С тех пор актриса и модельер дружат. Зайцев создал для нее еще один интересный сценический образ - графиню в «Пиковой даме» в Малом театре. Изначально Андрей Житинкин отдал эту роль Элине Быстрицкой. «Разминая» спектакль, режиссер вспомнил поставленный когда-то на сцене Малого театра спектакль, где графиня-бабушка все время пребывала в инвалидной коляске. Элине Авраамовне это категорически не подходило. «Быстрицкая ходила только на высоких каблуках! Ни о какой коляске и речи быть не могло», - вспоминает модельер. Для графини он подготовил эскизы с роскошными платьями, в том числе с алым. К сожалению, планы актрисы изменились, и она уехала лечиться, а роль графини предложили Вере Васильевой, которая справилась с ней блестяще.

Дмитрий Хворостовский не сразу приобрел привычный лоск

Дмитрий Хворостовский не сразу приобрел привычный лоск

Одним из постоянных клиентов Дома моды был Дмитрий Хворостовский. Оперный певец приехал в ателье индивидуального пошива с первой супругой, Светланой Ивановой. Он еще не носил фирменную белоснежную шевелюру и казался непричесанным, а при каждой улыбке сверкал золотым зубом. Хворостовский выглядел немного провинциально, поэтому и обратился к маэстро моды с просьбой составить ему гардероб для поездки в Италию. «Первый сюртук для Дмитрия я сшил из ткани типа кримплена. Он получился невероятно тяжелым, но Дмитрий носил его с удовольствием и считал талисманом. И очень переживал, когда чемодан с сюртуком украли в аэропорту в Париже».

Оперные звезды Елена Образцова и Галина Вишневская тоже были завсегдатаями Дома моды. Сотрудники ателье вспоминают соленые анекдоты, бесподобно звучавшие в исполнении Образцовой. Царственная Вишневская тоже не изображала диву. У нее был довольно выдающийся бюст, и она заказывала бандажи, чтобы грудь выглядела аккуратно.

Людмиле Касаткиной Зайцев сшил платье на юбилей. К наряду подобрали горжетку из белого песца. Договорились, что после торжества эта вещь вернется в Дом моды. Но Касаткина не смогла с ней расстаться, и кутюрье без раздумий подарил коллекционную горжетку прекрасной актрисе.

Для коллектива Надежды Бабкиной к 40-летию театра «Русская песня» Вячеслав Михайлович придумал костюмы в черно-белой гамме, что было весьма неожиданно.

Людмиле Касаткиной приглянувшаяся горжетка досталась даром

Людмиле Касаткиной приглянувшаяся горжетка досталась даром

Бедра Толкуновой

Платье-балахон Аллы Пугачевой - также родом из Дома моды. Ярко-красная размахайка появилась в фильме «Женщина, которая поет», когда для активно перемещающейся по сцене певицы искали костюм, не стесняющий движений. «Балахончик», - называла его Алла Борисовна.

Певица Эдита Пьеха бережет все концертные наряды, созданные в Доме моды. Именно Вячеслав Зайцев нашел для нее узнаваемый всеми образ: летящие шифоновые платья, накидки и обязательная брошь-цветок. Илона Броневицкая, дочь Эдиты Станиславовны, утверждает, что первый цветок был приобретен в магазине школьных товаров и доведен до ума при помощи ножниц, клея и булавок.

Элина Быстрицкая отличалась непростым характером, но с дизайнером ладила прекрасно

Элина Быстрицкая отличалась непростым характером, но с дизайнером ладила прекрасно

Еще одна чудесная певица, Валентина Толкунова, заказывала не только концертные, но и почти все повседневные наряды. Она стеснялась небольшого несовершенства своей фигуры - тяжелых бедер. В ателье придумали особый фасон: короткая туника и легкий, но объемный жакет. Такой наряд смотрелся на Валентине Васильевне очень стильно.

10 июня поклонники творчества Людмилы Зыкиной отметили 90 лет со дня ее рождения. А ведь она тоже клиент Зайцева. Правда, наладить отношения удалось не сразу. Людмила Георгиевна обожала яркие платья. У нее был свой мастер, которая делала костюмы из парчи с богатой отделкой камнями, вышивкой, мехом. Но Вячеслав Михайлович это «богачество» не одобрял и наотрез отказывался работать в Зыкиной. И тогда она попросила модельера приехать к ней домой. Тот случай он описывал так: «Когда я поднялся на этаж, обомлел: Людмила Георгиевна стояла в дверях в одном белье, с распущенными волосами». - «Теперь ты видишь, какая я есть без всяких прикрас. Будем работать?» - сказала она. Зайцев придумал для Зыкиной простое платье четких линий, которое делало фигуру стройнее. «Но потом она не выдержала и нашила на него любимые ромашки», - смеется маэстро.

Маэстро доверяет вкусу Тамары Гвердцители

Маэстро доверяет вкусу Тамары Гвердцители

Еще одна звездная клиентка, Тамара Гвердцители, всегда выбирает яркие декорированные наряды и обязательно добавляет что-то от себя. Но у нее хороший вкус - это выглядит не вульгарно.

Поменял Новогиреево на «Динамо»

С легендарными женщинами Екатериной Фурцевой и Валентиной Терешковой связан квартирный вопрос Вячеслава Зайцева. Первая помогла модельеру получить «однушку» в Новогиреево, а вторая поспособствовала ее обмену на квартиру на «Динамо».

«Двойная звезда»: с Валентиной Терешковой и Еленой Образцовой

«Двойная звезда»: с Валентиной Терешковой и Еленой Образцовой

«Перед Валентиной Владимировной, женщиной-космонавтом, я благоговел, - делится модельер. - Познакомился с ней по рекомендации Фурцевой. Но мне очень не понравилось, как она одета. Сшил платье в горох, потом синие жакет и юбку. Так и обратил в постоянные клиентки».

«Склероз и климакс»

Зайцев - художник по костюмам в таких известных фильмах, как «Иван Васильевич меняет профессию», «Служебный роман», «Отель «У погибшего альпиниста» и многих других. Особенно запомнилась ему первая большая работа - картина Григория Александрова «Скворец и лира».

«Я был влюблен в Любовь Орлову и страшно робел, узнав, что предстоит с ней общаться», - признается маэстро. Но все обошлось: Любовь Петровна оказалась милой, открытой, часто приглашала к себе домой на обед. В 72 года она согласилась на провокацию: сыграла 20-летнюю девушку. Удивительно, что ее лицо даже не потребовало большого грима! Но вот руки выдавали возраст. И тогда модельер придумал к каждому образу перчатки. Сам Зайцев сыграл тогда официанта в эпизоде. Картину в кинокругах в шутку называли «Склероз и климакс». Жаль, что фильм не вышел в прокат: это была последняя картина Григория Александрова с Любовью Орловой.

Вячеслава Зайцева не пустили в здание Дома моды в день рождения

«Экспресс газета» в Яндекс.Дзене
«Экспресс газета» в Яндекс.Новостях
«Экспресс газета» в Google Новостях

В настоящий момент десятиэтажное здание Дома моды растеряло весь былой шарм — помещения сдаются в аренду, магазин закрыт, а производственные цеха превратились в склады. Ветераны индустрии, десятилетиями работавшие с Зайцевым, до последнего надеялись на возрождение его детища и ждали приглашения на праздник именно в Дом моды, но не дождались.

«Каждый год мы 19 июня собирались в Доме моды. Поздравляли Вячеслава Михайловича, вспоминали былые времена, приглашали молодых модельеров. В этом году за всю историю, которой вот-вот 40 лет исполнится, это не случилось», — сообщила Ираида Нартикова, с 1982 по 2020 год возглавлявшая салон индивидуального пошива Дома моды Вячеслава Зайцева.

Сам 83-летний модельер сейчас страдает болезнью Паркинсона — с трудом ходит и разговаривает, но появляться на публике, по словам друзей, все равно любит. День рождения его Дома моды на этот раз отметили в пафосном ресторане «Яръ».

«Они просто забыли, а возможно, и вообще не знали об этой традиции, которой в следующем году будет 40 лет. А мы просто понимаем, насколько это важно для Вячеслава Михайловича, поэтому и организовали для него этот праздник. Конечно, он должен был пройти в Доме моды, но, увы, сейчас это просто невозможно», — рассказал Николай Головин, возглавлявший Дом моды с 2003 по 2007 и с 2010 по 2013 годы.

Почему Егор Зайцев не появился в ресторане хотя бы в качестве гостя, Головин не знает. Он лишь отметил, что младший Зайцев редко появляется на публичных мероприятиях, не было его и на презентации новой книги отца. Однако пресс-релиз от имени Дома моды Вячеслава Зайцева все же разослали. В нем сообщили о запуске нового производства под брендом Вячеслава Михайловича. Выпускать планируют не только одежду, но и фарфор, постельное белье и даже обои, правда, пока нет даже образцов изделий.

«Я вообще не верю в эти обещания. Они уже говорили, что в мае возобновят производство одежды. И что? В десятиэтажном здании сидит один Расул Ахмедов: кто там и что будет производить? <. > Они всех уволили, теперь потребуется много времени, чтобы собрать новых людей», — сказал Головин.

За ними следил первый отдел. Закройщица рассказала о закулисье самого авторитетного Дома моды в СССР


На ее глазах шили наряды Алле ПУГАЧЕВОЙ, Людмиле ЗЫКИНОЙ, Кларе РУМЯНОВОЙ, Вячеславу ИВАНЬКОВУ (ЯПОНЧИКУ) и многим другим. О том, как создавалась мода в нашей стране, мы и поговорили с Еленой Быстровой.

Елена БЫСТРОВА прошла путь от провинциалки.

Елена БЫСТРОВА прошла путь от провинциалки.

Зыкиной испортили платье

- Помните первую модель, которую кроили?

- Зайцев дал мне картинку, по которой надо было максимально точно сделать чертежи. Пальто для какой-то клиентки. Я лоханулась - сделала неправильный рукав. Зайцев на меня наорал матом. Он может так покрыть, что уши отвалятся! В общем, я схватила злополучное пальто и побежала переделывать. А пальто-то уже раскроили. Нашла выход: вышивальщики мне лилии сделали на рукавах. На примерке Зайцев смотрит: «Это кто придумал? Ты? Молодец!» Слава мне всегда давал «неформат». Красивых клиенток брал себе, а как маленькие и толстые, писал резолюцию: «К Быстровой».

- Пугачева тоже невысокая…

- Балахоны Аллы Борисовны он мне не доверял. Помню, пришла одна женщина - низенькая и полная, грудь выпирает восьмого размера. Плащ заказала. Я сдуру ей на грудях выточки сделала. Зайцев кричит: «Куда лепишь?! Они же торчать будут, грудь и так огромная! Ладно, успокойся, сделаем другой плащ, а этот продадим». Действительно, потом пришла другая клиентка, и плащ сел на нее идеально. Довольный Слава тогда выдал мне 180 рублей и сказал: «Молодец!» Вскоре я стала правой рукой Зайцева, на всех корпоративных гулянках сидела с ним рядом.

. до владелицы элитного столичного ателье

. до владелицы элитного столичного ателье

- Кто из знаменитостей у вас обслуживался?

- Одной из первых пришла актриса и певица Клара Румянова. Заказала стеганое пальто. Людмилой Зыкиной занималась наш конструктор Лена. Помню, делает она примерку и иголками помечает. Зыкина что-то рассказывает, а Лена прервала работу, рот открыла и переспрашивает: «Людмила, что вы говорите?» А Зыкина ей величаво: «Девочка, вы колите, колите!» А у Лены муж был влиятельным политиком. Она обиделась: «Я жена министра, а она мне колите-колите…» Зыкина, кстати, осталась недовольна, говорила, дескать, платье ей испортили. Но все равно у нас продолжала заказывать наряды.

- А кто был вашей любимой клиенткой?

- Актриса, худрук МХАТа Татьяна Доронина. Когда я пришла ей примерять кружевную накидку и платье, не удержалась, воскликнула: «Татьяна Васильевна, вы мой бог!» Она расцвела. Слава рядом стоял и спросил невзначай: «А ты что, губы черным карандашом нарисовала?» Она: «Я же не вижу!» А Зайцев в ответ: «Давай я тебе накрашу».

Певица Гелена Великанова любила с нами чаю попить. С ней дружила наша закройщица Маргарита Арапова. Сели мы как-то байки травить да жаловаться, что нет мужиков, а Гелена говорит: «Знакомиться надо на кладбище - раз вдовец ходит на могилу, значит, любить будет». Маргарита ей отвечает: «Я уже старая!» А Гелена: «Тем более нужно туда ходить. Кожу на шейке натяни, скотчем закрепи и иди». Наши девчонки потом так и делали.

Криминальному авторитету Япончику я как-то пальто шила. Пришел сын Славы, Егор Зайцев, и говорит: «Лена, помоги, клиент здоровый, ничего готовое на него не лезет». И мы сделали для него пальто.

Шили мы и одежду для поп-группы «На-на», в частности знаменитые меховые наряды, лишь слегка прикрывавшие мужское достоинство.

Полнота Людмилы ЗЫКИНОЙ попортила портным много крови

Полнота Людмилы ЗЫКИНОЙ попортила портным много крови

«Красную королеву» сделал уборщицей

- В конце 90-х в мире отечественной моды было два лидера - Зайцев и Юдашкин. Они ладили?

- Ну, Валя Юдашкин еще только начинал. Как-то он принес показать Зайцеву эскизы. А тот ему выдал: «Что ты лезешь не в свое дело?» После этого Слава и Валя еще долго не разговаривали. Юдашкин смог раскрутиться, когда жена политика, бывшего генерала Александра Руцкого, вложила в его Дом моды деньги.

- А какую роль сыграл Зайцев в судьбе самой знаменитой модели СССР, «красной королевы» Регины Збарской?

- Она пришла к нам в 1985 году. Помню, я обратила внимание на красивую женщину в синем халате и белых перчатках. Поинтересовалась, кто это такая эффектная? Мне объяснили, мол, это уборщица. «Надо же, каких уборщиц Зайцев подбирает», - подумала я. Регина убирала второй этаж, где был кабинет Славы. Она вышла на работу в пятницу, в день, когда Зайцев уехал в Париж. А в понедельник покончила жизнь самоубийством. Оказалось, Збарская попросилась к Зайцеву на работу. Слава ответил: «В 50 лет в манекенщицы? Только в уборщицы!» И она согласилась, потому что одна дома умирала от тоски. Слава мог бы взять ее руководителем моделей. Ведь если Слава хотел, то помогал. Например, дал путевку в жизнь Диме Винокурову, когда он был никем, шил куртки. Зайцев взял его. Димка учился стричь на моей голове. Наработал базу, сейчас открыл салон и школу стилистов в Лондоне. Манекенщику Владу Локтеву Слава помог стать известным фотографом. Лена Макашова открыла свой Дом моды на Смоленке.

- Но почему не помог Регине? Ведь это было страшное унижение для нее - работать уборщицей.

- Он терпеть не мог старых людей. Выгнал ведущего конструктора Дома моды Олега Морозова, который вложил свои деньги во время приватизации. Зайцев, если видел понурого человека, говорил: «Накрась губки, глазки!» Что говорить, таких обиженных Славой моделей, как Регина, была куча.

- Утверждали, мол, Збарская работала на КГБ, спала с нужными людьми.

- В Московском Доме моды сидел первый отдел - работники органов. Иначе бы Дом не существовал. Чем он занимался, этот отдел, мы, конструкторы, точно не знали, но предполагали. В первую очередь следили за манекенщицами, выезжающими за границу. Чтобы вели себя подобающе, не позорили великую страну СССР. Но многие все равно там оставались. Одна манекенщица подписала контракт в Париже и там осталась. И сейчас уже Слава не может к ней пробиться. Та же история вышла с манекенщицей Наташей Семановой. В 1994-м, в 14 лет, на международном конкурсе Наташа заняла первое место. После чего ее заметил Дом моды «Диор», и она осталась в Париже.

Первые девушки на подиуме были из интеллигентных семей. Был случай, когда манекенщица Катя в ответ на мат Зайцева, к которому она в силу воспитания не привыкла, влепила ему пощечину. Она даже в суд хотела подавать на него, что тот матом ругается. Но Слава ее уволил. Время шло, и начали набирать девочек из провинции. Дисциплины нет, одна курилка. Как-то Слава привез из Тулы 12-летнюю красавицу. Выглядела она на все 18. Три раза ее сфотографировали, и все - иди на все четыре стороны.

Еще Слава терпеть не мог, когда начинались близкие отношения в коллективе. Я устроила в бар дочь своего мужа - Ольгу. Она закрутила роман с парнем из коллектива Алексеем Буровым. Слава увидел и уволил обоих. Ребята ушли, а потом создали семью.

Для нас тогда многое было откровением. Помню, ходили в ресторан, где «работали» парни, косящие под девушек. Мы были в шоке.

Любил пощупать

- У вас тоже такие работали?

- Да. Слава любил пощупать красивого человека, причем не важно кого: парня или девушку. Говорят, такая слава ходила и за покончившим с собой при Андропове министром МВД Николаем Щелоковым. Это ведь с его легкой руки Славе разрешили открыть Дом моды на Кузнецком мосту. Здание отдали ему - Слава Зайцев обошел портного самого Брежнева - Александра Игманда.

- А что вы знали про личную жизнь мэтра?

- У Славы была жена Марина - художница в цирке, она сейчас оформлением новогодних мероприятий занимается. Слава развелся с ней, как только родился сын Егор. Марина сразу вышла замуж, и мальчика воспитывал большей частью отчим. Между Егором и Славой была сильная любовь, а отчим его бил, да еще и выпивал. Сын по-прежнему боготворит Славу, хотя порой они грызутся как собаки. Егор сначала не жаждал учиться на модельера, признавался: «Я хотел быть трактористом». А сейчас он директор Дома моды на проспекте Мира. Помогает ему дочь Маруся. На матери девочки, Даше, с которой он вступил в связь, когда той только 16 исполнилось, Егор так и не женился. Не так давно он расписался с манекенщицей Катей Ромашиной, которая ему восемь лет назад вторую девочку, Настю, родила. Есть еще у Егора сын, тоже любит шить. Портниха наша ему родила.

- Егор так же талантлив, как отец?

- Я работала с ним над коллекцией 1998 года. Честно, она немного странная, что-то в ней есть болезненное. Мы ее называли «немецкой коллекцией». Дело в том, что Егор - член клуба байкеров «Ночные волки». Всегда носит кожаные куртки, камуфляж. В общем, строгий костюм на Егора не наденешь. Вот такая же у него и коллекция получилась - куртки с нашивками, черные кожаные брюки, плащи, юбки «эсэсовские»…

Байкерский имидж Егора ЗАЙЦЕВА (в центре) вызывал сильное удивление у коллег по Дому моды

Байкерский имидж Егора ЗАЙЦЕВА (в центре) вызывал сильное удивление у коллег по Дому моды

- Удавалось ли продать за границей ваши модели после показов?

- Делала я как-то пальто с аппликациями из соболей. Повез Слава его в Париж, и кто-то за большие деньги хотел его купить. Но Зайцев сказал: «Сохраню для русского музея!» Мы, конечно, злились на него, потому что деньги из поездки не привез. Пальто висит теперь, пылится. Обычно мало что удается продать, как правило, по одному платью из коллекции. Наряды от Егора Зайцева тоже висят, потому что у него нет коммерческой жилки. Иногда только он отдает что-то в детские дома.

- Почему вы ушли от Зайцева?

- Расстались мы в 2000 году. Наш Дом моды на проспекте Мира держала в руках администратор Валентина Выставкина. Когда она ушла, Слава решил взять все в свои руки, и вот тогда коллектив стал разваливаться. Поняла, что на зарплату 12 тысяч не выживу. А халтуру делать не хотела. И тут подвернулась клиентка - предложила открыть ателье. У меня было еще пять знакомых недовольных работниц, которых я забрала с собой.

- Кого из молодых дизайнеров вы могли бы выделить?

- Никого. Нет у нас, русских, чувства меры. Неграмотность и нежелание учиться видно во всем. За Кирой Пластининой стоит богатый папа, а ничего путного у нее нет. Чем мне нравился Слава Зайцев, так это тем, что его коллекции по-диоровски сдержанные.

Читайте также: