Дом мельникова фасад чертеж

Обновлено: 02.07.2024

Что представляет собой самый уникальный дом в России: экскурсия по дому архитектора К. Мельникова

Гуляя по арбатским улицам, невозможно не обратить внимание на дом цилиндрической формы. Он выглядит необычно и контрастирует с окружающей обстановкой. Это уникальный, единственный и неповторимый дом советского архитектора Константина Мельникова.

Дом архитектора К. Мельникова в Кривоарбатском переулке. Фото автора Дом архитектора К. Мельникова в Кривоарбатском переулке. Фото автора

Крайне поэтично описывает дом Мельникова Андрей Вознесенский

«В Кривоарбатском переулке меня всегда волнует странный особняк под номером 10. Волшебная тяга присутствует в нем. Два туманных цилиндра полуутоплены друга в друга. Будто двое влюбленных стоят обнявшись во дворе. Она обнимает его со спины, положив голову на его плечо. Они, оцепенело прижавшись, рассматривают прохожих»

Константин Мельников - архитектор с очень непростой (хотя у кого она была простая в советские годы) судьбой.

Константин Мельников родился в бедной крестьянской семье, но смог стать известным на весь мир архитектором.
1990 год ЮНЕСКО объявляло годом Мельникова, но при этом сам архитектор с 1937 года был лишен права заниматься архитектурой.
Ему рукоплескал Париж, но большую часть жизни он прозябал в нищете.
В Советской России, где отсутствовала частная собственность, он смог построить в центре столицы собственный особняк.

Дом Мельникова – это гимн. Человеческой изобретательности. Таланту. Личности. Свободе.

Вид на дом Мельникова со стороны улицы. Фото автора Вид на дом Мельникова со стороны улицы. Фото автора

Дом общей площадью 232 м построен на участке размером 18х32. В нем нет ни одного прямого угла. Стены собраны таким образом, что здание не нуждается в дополнительных несущих конструкциях. Каркас – сетка с шестиугольными ячейками-сотами позволяет планировать внутреннее пространство любым способом. Часть шестиугольников стали окнами. Ненужные же закладывались строительным мусором и заштукатуривались. Но при необходимости всегда могут быть разобраны заново.

Каркас дома - сетка с шестиугольными ячейками-сотами. Фото автора Каркас дома - сетка с шестиугольными ячейками-сотами. Фото автора

Но главной особенность дома, по словам самого Мельникова, является «равноценность и равномерность напряжений, света, воздуха и тепла».

Что имеет в виду архитектор? Он говорит о следующем: в доме тепло и воздух естественным образом распределяются по помещениям, а свет в течение дня также равномерный без резких светотеней.

Дом спроектирован таким образом, что свет, тепло и воздух равномерно в нем распределяются. Фото автора Дом спроектирован таким образом, что свет, тепло и воздух равномерно в нем распределяются. Фото автора

Дом Мельникова – это архитектурная авангардистская икона. Единственное здание в России, включенное в список 150 уникальных домов мира.

Когда смотришь на дом со стороны, кажется, внутри он должен быть функционален, утилитарен, по-конструктивистски неуютен.

И тем неожиданней увидеть, только переступив порог, столовую с большим деревянным столом посередине, дубовым шкафом, киотом в углу. Деревянные полы приветливо поскрипывают, зеленый абажур мягко освещает пространство. Квинтэссенция мещанского быта.

Дом встречает гостей по-домашнему уютной столовой. Фото автора Дом встречает гостей по-домашнему уютной столовой. Фото автора Дом встречает гостей по-домашнему уютной столовой. Фото автора

Однако, поднимаясь на другие этажи, общее настроение помещений меняется. Все отчетливее видится авангард, считывается цилиндрическая конструкция, выступает вперед простота и скромность. Но удивительно, ощущение уюта при этом не исчезает.

Интересно, что при строительстве и планировке дома Мельников придерживался принципа восхождения от земных желаний к высшим. Эдакая пирамида Маслоу в архитектуре: На первом этаже располагались кухня, ванная комната, столовая и гардеробная. Второй был отдан под гостиную и спальню. Верхний же этаж предназначался исключительно для творчества.

Мастерская на верхнем этаже. Фото автора Мастерская на верхнем этаже. Фото автора

Спальня в доме Мельникова удивительное место. Это общее пространство, где вместе спали родители и уже взрослые дети. Кровати разделены только перегородками.

Изначально кроме кроватей в спальне не предполагалось никакой другой мебели. Аскетичность убранства компенсировалась светом, поступающим из многочисленных окон.

Спальня в доме Мельникова. Фото автора Спальня в доме Мельникова. Фото автора

Как попасть в дом Мельникова?

Попасть в дом Мельникова сложно, но реально.

Посещение возможно только в составе группы. В группе не более 5 чел. Билеты покупаются исключительно на Timepad.

Билеты поступают в продажу в 11:00 по московскому времени дважды в месяц — на две недели вперед.

На сегодняшний день продажа билетов на первую половину марта 2021 завершена. Билеты на вторую половину марта поступят в продажу 1 марта в 11:00 по московскому времени. Поэтому, если хотите попасть в дом Мельникова, отслеживайте!

Обратите внимание - билеты именные. После покупки заменить участника экскурсии невозможно.

И хорошая новость - двор Мельникова открыт для всех желающих! 😃

Адрес: Москва, Кривоарбатский переулок, 10

Спасибо за внимание!

Если Вам понравилась эта статья, ставьте лайк! Чтобы чаще видеть в ленте мои публикации, подписывайтесь на канал "Зачем я там была?"

Описание конструкций архитектуры собственного дома архитектора К.С.Мельникова



Про дом Мельникова в Кривоарбатском переулке у меня уже был пост версия 1,0 «поэтическая» и пост версия 2,0 «строительная». Версия 3,0 получилась исключительно авторская, вот что сам архитектор написал про конструктив дома 7 августа 1927 года. Из книги «Константин Степанович Мельников». Москва: Искусство, 1985 год.

А. Конструкция стены

Архитектура дома состоит из всеченных на 1/3 друг в друга двух цилиндров диаметром по 10 метров и высотою в 8 и 11 метров.

Наружные стены дома выполнены из обычного красного кирпича. Конструкции кирпичной кладки особой системы и состоит из столбов, описывающих по вертикали ломаные линии, образуя в стене в шахматном порядке сквозные ромбовидные проемы, величиною кратные размерам кирпичной кладки.

Такая система кладки, да к тому же выполненная еще по кругу, вполне отвечала идее обеспечить распределение напряжений равномерно по всей стене.

Для лучшей перевязки швов кладки, взамен битья кирпича на 3/4 проведены сдвиги кирпичей в двух направлениях: вдоль стены через ряд и поперек стены через два ряда. Полученные при этом в кладке горизонтальные и вертикальные штрабы глубиною в 1/4 кирпича заполнены штукатуркой на чистом известковом растворе, являясь дополнительным утеплителем стены, заложенной и 2 кирпича.

Ив 124-х проемов, полученных на всей поверхности наружной стены дома, половина использована под окна, и половина использована в качестве тепловых аккумуляторов (заделана и засыпана).

Фундамент под стены ленточный из бутового камня.

Все перекрытия для всех этажей дома одинаковые, из дерева, диаметром 9 метров, и должны отвечать общей конструктивной идее, не иметь сосредоточенных точек опор.

Конструкция состоит из перекрестного каркаса в виде сетки, с размером зазора 0,5х0,5 метра, выполненного из поставленного на ребро теса 2,5х22 сантиметра и обшитого сверху и снизу сплошным настилом из шпунтованные чистого теса 2,9х9 сантиметров. Обшивка велась снизу и сверху по диагоналям каркаса и в противоположных между собой направлениях. Ячейки, образованные каркасом и подшивкой, служили удобным местом укладки звуко-теплоизоляции.

Ввиду трудоемкой работы по выполнению точных размеров каркаса – каркас заготовлялся на стороне, на стройплощадке, и собирался на месте на временных с клиньями подпорах.

Дом-мастерская Константина Мельникова

планы, Дом-мастерская Константина Мельникова

По словам самого Мельникова, суть его дома состоит в «равноценности и равномерности напряжений, света, воздуха и тепла».

Экспериментальный дом-мастерская в Кривоарбатском переулке в Москве спроектирован и построен в 1927-1929 годах архитектором для себя и своей семьи: жены Анны Гавриловны и детей-школьников — Людмилы и Виктора. В этом доме Константин Мельников прожил вплоть до своей смерти 45 лет.

Мечта о собственном доме совместилась с идеей показательного дома по «системе Мельникова», которую архитектор предлагал для применения в массовом строительстве.

Два цилиндра разной высоты — 8 и 11 метров — на одну треть врезаны друг в друга. Вместе они создают объемно-пространственную композицию, в плане — «восьмерку». При строительстве была использована особая узорчатая кладка стен с шестиугольными проемами, что позволило почти в 2 раза уменьшить расход кирпича. Половина из 128 шестиугольных проемов использована как окна, остальные заложены при строительстве дешевым изолятором — смесью песка и глины.

Деревянные перекрытия-мембраны между этажами обеспечивают упругость конструкции и перекрытие пространств диаметром 9 метров без колонн и балок.

Внешние стены толщиной почти 70 см выполняют роль колонн, равномерно распределяя всю нагрузку.

В доме до сих пор функционирует остроумная система воздушного отопления, разработанная самим Константином Мельниковым. Через решетки на уличном фасаде свежий воздух попадает в калориферную камеру, находящуюся в подвале. Нагретый в ней воздух по сложной системе отопительных каналов — вертикальных и горизонтальных — растекается по всем помещения дома.

Описание

С Кривоарбатского переулка посетителей встречает выразительный симметричный фасад с витражным остеклением и надписью рельефными буквами по бетону «КОНСТАНТИН МЕЛЬНИКОВ АРХИТЕКТОР».

Первый этаж предназначен для повседневных нужд семьи (столовая, кухня, ванная, туалет, комнаты детей, гардеробная, комната хозяйки), на втором этаже находится гостиная, освещенная одним окном-витражом (4×5 метров) и спальня, на третьем — мастерская, еще выше — крыша над гостиной — открытая терраса.

Первый этаж

Все помещения первого этажа относительно невысокие — 2, 65 метра. Поскольку весь этаж поделен на небольшие помещения, закругление стен дома здесь почти незаметно. Столовая является частью сложного пространства, плавно перетекающего в коридор и далее — в кухню. Небольшие комнаты для школьных занятий имеют необычную форму в виде секторов круга. На потолке в них нарисованы крупные геометрические фигуры, — синий и желтый треугольники — обозначающие комнаты мальчика и девочки.

Два отверстия в стене коридора — это воздушные телефоны для общения с мастерской и с посетителями за оградой дома. Рядом с ними находится необычная дверь, закрывающая поочередно два дверных проема. Использование такой конструкции в тесном пространстве позволило архитектору решить вопрос отделения «повседневного» первого этажа от входа на лестницу, ведущую на второй «парадный» этаж, и от неотапливаемой прихожей.

Гостиная

Гостиная — это 50-метровое пространство с высотой потолков почти 5 метров и гигантским окном-витриной от пола до потолка. Открывающиеся внутрь рамы окна обеспечивают эффект полной интеграции гостиной с внешним миром.

Нависающий над гостиной выступ цилиндра мастерской позволяет ощутить масштаб и красоту этого пространства и в то же время психологически адаптироваться к нему после подъема по узкой лестнице. Единственное восьмиугольное окно на глухой западной стене гостиной когда-то пропускало в дом лучи заходящего солнца, отраженные от куполов церкви Николы в Плотниках. Рядом с окном — необычная, «супрематическая» по форме печь, сложенная самим Мельниковым во время войны.

Спальня

Спальня изначально была общей для взрослых и детей. Кровати-подиумы «вырастали» из пола, больше никакой мебели в комнате не было. Кровать родителей была отделена от кроватей сына и дочери только ширмами-перегородками, существующими и сейчас. Стены, пол и даже подиумы для сна — все было покрыто шлифованной штукатуркой медно-золотистого цвета, а все возможные углы помещения скруглены.

Оригинальная отделка спальни и кровати утрачена, после того как из-за взрыва немецкой бомбы в июле 1941 года дом остался без оконных стекол.

После войны оформление спальни изменилось в соответствии со вкусами жены архитектора, превратившей ее в свое личное пространство.

Мастерская и терасса

Мастерская — своеобразная вершина дома, пространство, которое архитектор спроектировал лично для себя. На трех уровнях стен мастерской расположено 38 шестиугольных окон. За счет кривизны и толщины стен обеспечивается рассеянный свет, необходимый для работы архитектору или художнику.

По лесенке можно подняться на внутренний балкон с выходом на террасу. На балконе находится небольшой стол архитектора — одно из любимых Константина Мельникова в доме.
Хотя по конфигурации, площади и высоте мастерская близка к гостиной (около 50 квадратных метров и 4,8 метров высотой), разная организация естественного освещения делают их непохожими друг на друга.

«Гений нашего времени»: уникальный маршрут по объектам архитектора Константина Мельникова

Константин Мельников – русский и советский архитектор, художник и педагог, заслуженный архитектор РСФСР и один из лидеров авангардного направления в советской архитектуре в 1923 – 1933 годах.


Гараж Госплана

Начнем наш маршрут с самого известного объекта, разработанного Константином Мельниковым, – с гаража Госплана.

Здание находится на ул. Авиамоторная, 63, с. 1 в районе Лефортово. Оно было построено в 1936 году для автомобилей Госплана СССР.


Рабочие чертежи здания выполнила Архитектурно-проектная мастерская Моссовета № 7 во главе с архитектором В.И. Курочкиным, а оформление фасадов разработал Мельников.

Гараж выполнен в стиле советского авангарда. В нем виден характерный «почерк» мастера – крупные формы, объемы, пластичность и прямые линии.

На фасаде Мельников разместил огромное круглое окно с массивным обрамлением и рамкой из вертикальных линий. Справа от него размещалась высокая фабричная труба, композиционно собирающая воедино все элементы здания. К сожалению, она не сохранилась.

Рядом с гаражом находится четырехэтажный корпус, который отдали под помещения для администрации и мастерских. Фасад украшен каннелированными колоннами. Окна здания, которые выходят во двор, выполнены в виде прямоугольников и наклонены, повторяя направление лестниц внутри постройки.

Общий вид гаража напоминает автомобиль: круглое окно с низкой крышей – фара и вытянутое крыло, а вертикальные белые линии фасада – решетка радиатора.

«Один «глаз», смещенный с центра к высокому объему административного корпуса с узким прорезом трубы, – и я обрел связь «формалистического» подхода с самой сущностью из мира прекрасного», –


Константин Мельников заслуженный архитектор РСФСР, один из лидеров авангардного направления в СССР

В 1990 году гараж получил статус объекта культурного наследия Москвы регионального значения. Сейчас в нем идет реставрация.

Дом культуры имени Русакова

Уникальный ДК расположен на ул. Стромынка, д. 6 в районе Сокольники. Его построили в 1929 году по проекту Константина Мельникова.

Заказ на клуб поступил от Союза коммунальников для рабочих расположенного рядом Сокольнического трамвайного парка и вагоноремонтных мастерских. Здание решили назвать в честь революционера Ивана Русакова.


ДК построили на небольшом участке и выполнили в форме сектора – зрительный зал в нем занимает 70% от площади помещения. Для этого балконы амфитеатра вынесли наружу и разместили в характерных выступах на фасаде. Кроме того, был разработан проект движущихся перегородок.

Сейчас мы бы назвали это сооружение трансформером, потому что три балкона могли отделяться от главного зала вертикальными ширмами, образуя аудитории на 180 человек. Так, вместимость ДК варьировалась от 250 до 1500 посетителей.

Средний ярус зрительного зала имел плоский пол и мог трансформироваться в пространства для работы кружков – отдельных помещений для этого Константин Мельников не предусмотрел.

Первый этаж был отведен под служебные помещения, библиотеку и спортивный зал, который позднее переделали в фойе.

Окна планировалось изготовить из металла, но материала не хватило, и их сделали деревянными.

После окончания строительства архитектура ДК спровоцировала споры среди современников. Проект критиковали из-за:

  • неудачного расположения бельэтажа;
  • железобетонных балок, которые глушили звук и ухудшали слышимость на балконах;
  • нехватки места для кружков;
  • отсутствия спортзала.

В 1932 году, когда официальным каноном в архитектуре СССР был избран социалистический реализм, здание объявили примером формализма в архитектуре. Но для Константина Мельникова оно осталось самым удачным в его практике, потому что проект ДК почти не претерпел изменения и был построен по исходным чертежам. Такого не случалось ни с одним зданием архитектора.

В советское время здесь располагался детский театр и кружки. В 1996 году ДК отдали Театру Романа Виктюка, а в 2012-м в здании началась масштабная реставрация. Основные работы по восстановлению исторического облика клуба закончились только в 2015 году.

Контора Новосухаревского рынка

Переходим к Большому Сухаревскому переулку, д. 11, стр. 1. Здесь находится еще один памятник – историческое здание нового Сухаревского рынка. Это первый официальный заказ Константина Мельникова. Старые торговые ряды закрыли еще в 1920 году – они стали напоминать огромную барахолку и ночлежку для преступников.

Рынок решили соорудить между Большим Сухаревским переулком, Трубной и Садово-Сухаревской улицами. Мельников предложил застроить территорию небольшими деревянными павильонами-блоками. Каждый из них состоял из двух прямоугольных помещений с витринами по бокам.


Киоски имели свои номера и окраску, соответствующую ряду и виду торговли. Как писал сам архитектор, это превращало «всю территорию в сплошное море архитектурной живописи».

Торговые ряды просуществовали до 1930 года, когда их перевели на Ярославский рынок на Мещанской улице. После закрытия территорию стала занимать автодормехбаза. От «новой Сухаревки» осталось лишь одно здание – его контора.

Это было единственное капитальное строение на рынке. Кирпичное здание представляет собой треугольник с одним «вырезанным» углом. В его вершине была расположена лестница, которая ведет на плоскую крышу-террасу. Вероятно, архитектор предполагал использовать кровлю как летнее кафе: кроме администрации рынка в здании конторы находился трактир.

До конца 1990-х годов контору несколько раз перестраивали и ремонтировали. В итоге она потеряла исторический облик и ряд характерных деталей. Например, лестницу на второй этаж замуровали в стену.

Сейчас здесь запланирована реставрация. Специалистам предстоит вернуть зданию облик 1930-х годов.

Клуб фабрики «Свобода»

Мы переходим на ул. Вятская, 41А в районе Савеловский. В 1929 году здесь построили клуб для Государственной мыльно-косметической фабрики «Свобода».

Именно этот проект их всех сооружений Мельникова подвергся наибольшим изменениям.

Так, изначально под полом зрительного зала был предусмотрен плавательный бассейн, но его решили не делать, так как на этом отрезке улицы отсутствовало водоснабжение и канализация.

Архитектурное решение клуба было оценено современниками неоднозначно, а журнал «Строительство Москвы» назвал проект «образцом формалистического подхода».

За время эксплуатации здания многое поменялось, в нем располагались различные творческие коллективы и ДК. Сейчас он признан памятником архитектуры и охраняется ЮНЕСКО. Здесь работает банкетный зал.

Клуб завода «Каучук»

Всемирно известный памятник советского авангарда – клуб завода «Каучук» – расположился на ул. Плющиха, 64/6 стр. 1 в районе Хамовники.


Мельников в очередной раз решил не искать легких путей. Он выбрал для здания форму сектора в четверть круга. Одна его часть должна была быть в виде прямоугольника со скошенной кровлей, а другая, со стороны Плющихи, – с наклонными остеклением и двускатной крышей.

По замыслу центральная часть партера со сценой должны были подниматься по вертикали до уровней каждого из балконов. Вместимость зрительного зала при этом уменьшалась, зато освобождался нижний ярус, что создавало пространство для проведения массовых мероприятий.

Как и в других клубах Мельникова, эта идея не была реализована.

Со всех балконов можно попасть в коридор, который ведет в комнаты для кружков. Для них установили вертикальные витражи.

На плоской кровле клуба размещался обширный балкон-терраса, откуда открывался вид на город.

Как и все объекты работы Мельникова, этот клуб претерпел множество изменений, но получил статус объекта культурного наследия регионального значения.

В этом году его передали в безвозмездное пользование Институту им. Сеченова. После реставрации в нем появится музей и конференц-залы.

Дом Мельникова

Мы заканчиваем нашу экскурсию в главном здании в жизни Константина Мельникова – его собственном доме. Он расположился в Кривоарбатском переулке, д. 10 в районе Арбат.


Мастер создал для себя и своей семьи уникальное строение не только по меркам 20-го века, но и 21-го. Здание проектировалось с учетом исключительно собственного вкуса и представлений архитектора о жилище и рабочей среде. При создании эскизов дома Мельников выступал сразу в двух ролях – заказчика и проектировщика – и мог позволить себе максимальную свободу.

Уникальным в доме Мельникова является еще и то, что в конце 1920-х годов, когда в СССР велось свертывание НЭПа, а по всей стране началось строительство домов-коммун, одному человеку разрешили возвести частный дом в центре столицы. Этому факту есть несколько объяснений:

  • дом Мельникова был официально признанным экспериментальным сооружением;
  • Мельников был уже всемирно известным архитектором;
  • архитектор строил дом на свои деньги;
  • участок был получен в награду от Советской власти за работу над первым саркофагом В.И. Ленина в 1924 году.

Конструкции стен и перекрытий дома-мастерской не только оригинальны, но и выполнены на уровне технических изобретений. Кстати, несколько из них Мельников потом запатентовал.

Стены выполнены из красного кирпича особой узорчатой кладкой, создающей ажурный каркас. В результате такой конструкции образовались 124 шестиугольных проема. Большая часть из них была заложена, но около 60 оставлены под окна и ниши.

В случае необходимости этот каркас позволяет, не ослабляя несущих конструкций, менять расположение оконных проемов, устраивая новые окна практически в любом месте стены и заделывая существующие. В процессе строительства ненужные ниши закладывались битым кирпичом и строительным мусором. Это позволило значительно удешевить стоимость возведения и сэкономить материалы. Как вспоминают современники, со стройки не было вывезено ни одной тачки мусора.

«Гений нашего времени»: уникальный маршрут по объектам архитектора Константина Мельникова

Константин Мельников – русский и советский архитектор, художник и педагог, заслуженный архитектор РСФСР и один из лидеров авангардного направления в советской архитектуре в 1923 – 1933 годах.


Гараж Госплана

Начнем наш маршрут с самого известного объекта, разработанного Константином Мельниковым, – с гаража Госплана.

Здание находится на ул. Авиамоторная, 63, с. 1 в районе Лефортово. Оно было построено в 1936 году для автомобилей Госплана СССР.


Рабочие чертежи здания выполнила Архитектурно-проектная мастерская Моссовета № 7 во главе с архитектором В.И. Курочкиным, а оформление фасадов разработал Мельников.

Гараж выполнен в стиле советского авангарда. В нем виден характерный «почерк» мастера – крупные формы, объемы, пластичность и прямые линии.

На фасаде Мельников разместил огромное круглое окно с массивным обрамлением и рамкой из вертикальных линий. Справа от него размещалась высокая фабричная труба, композиционно собирающая воедино все элементы здания. К сожалению, она не сохранилась.

Рядом с гаражом находится четырехэтажный корпус, который отдали под помещения для администрации и мастерских. Фасад украшен каннелированными колоннами. Окна здания, которые выходят во двор, выполнены в виде прямоугольников и наклонены, повторяя направление лестниц внутри постройки.

Общий вид гаража напоминает автомобиль: круглое окно с низкой крышей – фара и вытянутое крыло, а вертикальные белые линии фасада – решетка радиатора.

«Один «глаз», смещенный с центра к высокому объему административного корпуса с узким прорезом трубы, – и я обрел связь «формалистического» подхода с самой сущностью из мира прекрасного», –


Константин Мельников заслуженный архитектор РСФСР, один из лидеров авангардного направления в СССР

В 1990 году гараж получил статус объекта культурного наследия Москвы регионального значения. Сейчас в нем идет реставрация.

Дом культуры имени Русакова

Уникальный ДК расположен на ул. Стромынка, д. 6 в районе Сокольники. Его построили в 1929 году по проекту Константина Мельникова.

Заказ на клуб поступил от Союза коммунальников для рабочих расположенного рядом Сокольнического трамвайного парка и вагоноремонтных мастерских. Здание решили назвать в честь революционера Ивана Русакова.


ДК построили на небольшом участке и выполнили в форме сектора – зрительный зал в нем занимает 70% от площади помещения. Для этого балконы амфитеатра вынесли наружу и разместили в характерных выступах на фасаде. Кроме того, был разработан проект движущихся перегородок.

Сейчас мы бы назвали это сооружение трансформером, потому что три балкона могли отделяться от главного зала вертикальными ширмами, образуя аудитории на 180 человек. Так, вместимость ДК варьировалась от 250 до 1500 посетителей.

Средний ярус зрительного зала имел плоский пол и мог трансформироваться в пространства для работы кружков – отдельных помещений для этого Константин Мельников не предусмотрел.

Первый этаж был отведен под служебные помещения, библиотеку и спортивный зал, который позднее переделали в фойе.

Окна планировалось изготовить из металла, но материала не хватило, и их сделали деревянными.

После окончания строительства архитектура ДК спровоцировала споры среди современников. Проект критиковали из-за:

  • неудачного расположения бельэтажа;
  • железобетонных балок, которые глушили звук и ухудшали слышимость на балконах;
  • нехватки места для кружков;
  • отсутствия спортзала.

В 1932 году, когда официальным каноном в архитектуре СССР был избран социалистический реализм, здание объявили примером формализма в архитектуре. Но для Константина Мельникова оно осталось самым удачным в его практике, потому что проект ДК почти не претерпел изменения и был построен по исходным чертежам. Такого не случалось ни с одним зданием архитектора.

В советское время здесь располагался детский театр и кружки. В 1996 году ДК отдали Театру Романа Виктюка, а в 2012-м в здании началась масштабная реставрация. Основные работы по восстановлению исторического облика клуба закончились только в 2015 году.

Контора Новосухаревского рынка

Переходим к Большому Сухаревскому переулку, д. 11, стр. 1. Здесь находится еще один памятник – историческое здание нового Сухаревского рынка. Это первый официальный заказ Константина Мельникова. Старые торговые ряды закрыли еще в 1920 году – они стали напоминать огромную барахолку и ночлежку для преступников.

Рынок решили соорудить между Большим Сухаревским переулком, Трубной и Садово-Сухаревской улицами. Мельников предложил застроить территорию небольшими деревянными павильонами-блоками. Каждый из них состоял из двух прямоугольных помещений с витринами по бокам.


Киоски имели свои номера и окраску, соответствующую ряду и виду торговли. Как писал сам архитектор, это превращало «всю территорию в сплошное море архитектурной живописи».

Торговые ряды просуществовали до 1930 года, когда их перевели на Ярославский рынок на Мещанской улице. После закрытия территорию стала занимать автодормехбаза. От «новой Сухаревки» осталось лишь одно здание – его контора.

Это было единственное капитальное строение на рынке. Кирпичное здание представляет собой треугольник с одним «вырезанным» углом. В его вершине была расположена лестница, которая ведет на плоскую крышу-террасу. Вероятно, архитектор предполагал использовать кровлю как летнее кафе: кроме администрации рынка в здании конторы находился трактир.

До конца 1990-х годов контору несколько раз перестраивали и ремонтировали. В итоге она потеряла исторический облик и ряд характерных деталей. Например, лестницу на второй этаж замуровали в стену.

Сейчас здесь запланирована реставрация. Специалистам предстоит вернуть зданию облик 1930-х годов.

Клуб фабрики «Свобода»

Мы переходим на ул. Вятская, 41А в районе Савеловский. В 1929 году здесь построили клуб для Государственной мыльно-косметической фабрики «Свобода».

Именно этот проект их всех сооружений Мельникова подвергся наибольшим изменениям.

Так, изначально под полом зрительного зала был предусмотрен плавательный бассейн, но его решили не делать, так как на этом отрезке улицы отсутствовало водоснабжение и канализация.

Архитектурное решение клуба было оценено современниками неоднозначно, а журнал «Строительство Москвы» назвал проект «образцом формалистического подхода».

За время эксплуатации здания многое поменялось, в нем располагались различные творческие коллективы и ДК. Сейчас он признан памятником архитектуры и охраняется ЮНЕСКО. Здесь работает банкетный зал.

Клуб завода «Каучук»

Всемирно известный памятник советского авангарда – клуб завода «Каучук» – расположился на ул. Плющиха, 64/6 стр. 1 в районе Хамовники.


Мельников в очередной раз решил не искать легких путей. Он выбрал для здания форму сектора в четверть круга. Одна его часть должна была быть в виде прямоугольника со скошенной кровлей, а другая, со стороны Плющихи, – с наклонными остеклением и двускатной крышей.

По замыслу центральная часть партера со сценой должны были подниматься по вертикали до уровней каждого из балконов. Вместимость зрительного зала при этом уменьшалась, зато освобождался нижний ярус, что создавало пространство для проведения массовых мероприятий.

Как и в других клубах Мельникова, эта идея не была реализована.

Со всех балконов можно попасть в коридор, который ведет в комнаты для кружков. Для них установили вертикальные витражи.

На плоской кровле клуба размещался обширный балкон-терраса, откуда открывался вид на город.

Как и все объекты работы Мельникова, этот клуб претерпел множество изменений, но получил статус объекта культурного наследия регионального значения.

В этом году его передали в безвозмездное пользование Институту им. Сеченова. После реставрации в нем появится музей и конференц-залы.

Дом Мельникова

Мы заканчиваем нашу экскурсию в главном здании в жизни Константина Мельникова – его собственном доме. Он расположился в Кривоарбатском переулке, д. 10 в районе Арбат.


Мастер создал для себя и своей семьи уникальное строение не только по меркам 20-го века, но и 21-го. Здание проектировалось с учетом исключительно собственного вкуса и представлений архитектора о жилище и рабочей среде. При создании эскизов дома Мельников выступал сразу в двух ролях – заказчика и проектировщика – и мог позволить себе максимальную свободу.

Уникальным в доме Мельникова является еще и то, что в конце 1920-х годов, когда в СССР велось свертывание НЭПа, а по всей стране началось строительство домов-коммун, одному человеку разрешили возвести частный дом в центре столицы. Этому факту есть несколько объяснений:

  • дом Мельникова был официально признанным экспериментальным сооружением;
  • Мельников был уже всемирно известным архитектором;
  • архитектор строил дом на свои деньги;
  • участок был получен в награду от Советской власти за работу над первым саркофагом В.И. Ленина в 1924 году.

Конструкции стен и перекрытий дома-мастерской не только оригинальны, но и выполнены на уровне технических изобретений. Кстати, несколько из них Мельников потом запатентовал.

Стены выполнены из красного кирпича особой узорчатой кладкой, создающей ажурный каркас. В результате такой конструкции образовались 124 шестиугольных проема. Большая часть из них была заложена, но около 60 оставлены под окна и ниши.

В случае необходимости этот каркас позволяет, не ослабляя несущих конструкций, менять расположение оконных проемов, устраивая новые окна практически в любом месте стены и заделывая существующие. В процессе строительства ненужные ниши закладывались битым кирпичом и строительным мусором. Это позволило значительно удешевить стоимость возведения и сэкономить материалы. Как вспоминают современники, со стройки не было вывезено ни одной тачки мусора.

«Умный» дом Мельникова, который не требует затрат.

Архитектор Константин Степанович Мельников построил дом для себя и своей семьи в Кривоарбатском переулке.

Дом площадью 250 квадратных метров на пяти уровнях необычен во всём. Начиная с окон в форме сот по полукруглой плоскости фасада и заканчивая аналогом современной системы рекуперации. В этом доме множество решений, которые можно применить при строительстве своего загородного дома.

Обязательства перед заказчиком Мельникова не связывали, так как заказчиком был он сам, и он мог дать полную волю своей фантазии.

Некоторые технические решения были настолько оригинальны и новы, что были впоследствии запатентованы.

Стены из красного кирпича образуют прочный ажурный каркас, который не потребовал ни перемычек, ни дополнительных опор.

Межэтажные перекрытия были собраны из дощатого набора с квадратной ячейкой 500x500 мм, которые оказались чрезвычайно прочны.

Окна в студии Мельникова были расположены так, чтобы во время работы тень от его руки не заслоняла ему чертежей.

Когда исследователи изучали дымоходы дома, то выяснили, что от них отходят в стороны каналы с заглушками на концах.

Эта предусмотрительность спасла Константина Мельникова во время войны, когда, через заложенные 15 лет назад каналы, он вывел дымоход, сложенной своими руками, печи.

Воздушное пространство гостиной и рабочей студии больше, чем помещения в которых люди бывают реже. Увеличенные высоты потолков дают больший запас свежего воздуха.

Проветривание первого этажа осуществлялось через специальные дверцы-вьюшки, спрятанные за декором.

В кухне есть сезонный холодильник - в нише окна сделан незаметный снаружи короб, где зимой можно хранить продукты.

Рядом с кухней на стене есть два выхода под переговорные трубы, одна из которых ведёт в студию, а другая к калитке. Это, фактически, домофон только без электричества.

Свежий уличный воздух поступал в подвал для подогрева и поднимался по трубам в жилые помещения. Об отоплении мы напишем подробнее чуть позже в отдельной статье - это уникальная система рекуперации на природных законах.

Начало строительства этого дома началось в 1927 году и продолжалось 2 года.

Кстати, на строительство дома Мельников взял кредит на 15 лет , так что отчасти ему были знакомы реалии оплаты современных ипотек на жильё.

Дом Мельникова: как из кирпича можно построить архитектурное чудо

В центре Москвы, в Кривоарбатском переулке стоит очень необычный дом. Многие из нас никогда не видели его «живьем», только на фотографиях, хотя он считается одной из главных достопримечательностей столицы: туристы со всего мира приезжают посмотреть на это архитектурное чудо. Это здание построил русский архитектор Константин Мельников в 1927–29 годах. Времена были тяжелые, денег на строительство было мало, пришлось максимально экономить на материалах. Мельникову удалось достать нужное количество кирпича и соорудить из него необыкновенную постройку с круглыми стенами – шедевр, который кажется ультрасовременным даже сегодня.

Фото: blogs.getty.edu Фото: blogs.getty.edu

Кто такой Константин Мельников

Константин Мельников был необыкновенной личностью. Он родился в простой семье, его родители были из крестьян, но талант мальчика смогли увидеть и оценить. Образованием юного вундеркинда занялся выдающийся ученый и педагог Михаил Чаплин. После нескольких лет серьезных занятий Мельников смог поступить в Московское училище ваяния и зодчества, после окончания которого стал работать в архитектурно-планировочной мастерской Строительного отдела Моссовета.

Несмотря на тяжелое экономическое и политическое положение в стране, это было время необычных идей и свежих архитектурных решений. В начале 20-х годов Мельников становится профессором ВХУТЕМАСа и начинает возводить замечательные объекты по всей Москве. В 1927 году случается невероятное – архитектору разрешают построить свой собственный дом в Кривоарбатском переулке.

Особняк в центре советской Москвы

В СССР по понятным причинам нельзя было построить себе особняк, да еще и в самом центре столицы, но Мельникову это позволили. Неизвестно, было ли это признанием его заслуг, – он считался едва ли не главным архитектором советского авангарда и был автором саркофага для мавзолея Ленина – или просто строительным экспериментом. Правительство хотело проверить, можно ли будет в будущем использовать эту идею для возведения домов-коммун.

Так или иначе, проект был реализован, и в центре Москвы появилось здание из двух цилиндров с окнами, напоминающими по форме соты, и большой мастерской хозяина на последнем этаже. Над входом архитектор, вместо таблички со своим именем (ведь это был особняк, а не квартира), написал: «Константин Мельников архитектор».

Фото: blogs.getty.edu Фото: blogs.getty.edu

Замок из кирпича

Почему архитектор выбрал кирпич, а не железобетон, который тогда был самым востребованным материалом? Возможно потому, что железобетона не хватало, а Мельников не хотел «обременять» советскую власть. А может, он со своими крестьянскими корнями просто любил обыкновенный кирпич – материал надежный и прочный, который наверняка выбрали бы для своего дома его отец и дед. Сейчас кирпич покрыт штукатуркой, но по старым фотографиям видно, что Мельников использовал именно его. Интересно, что внутри дома он даже устроил печь – видимо тоже сказалось происхождение архитектора.

Фото: are.na Фото: are.na

На кирпиче, впрочем, Мельников тоже сэкономил – благодаря эллипсовидным стенам его понадобилось меньше, чем если бы дом был прямоугольным, к тому же уложили его определенным образом, со сдвигом, чтобы в стенах было множество проемов: часть из них была превращена в окна, а часть засыпана строительным мусором. Это позволило значительно удешевить стоимость постройки – по свидетельствам современников, с участка Мельникова не было вывезено ни одной тачки мусора.

Крыша была покрыта железом, поверх которого установили решетчатый деревянный настил. Над частью террасы Мельников установил козырек – площадку под ним семья использовала для отдыха на свежем воздухе.

Что у него внутри

Особняк на самом деле очень компактный – гораздо меньше, чем кажется по фотографиям. Так что удивительно, как архитектору удалось устроить внутри так много разных комнат: большую гостиную и большую спальню (сразу на всех четырех членов семьи – у четы Мельниковых было двое детей), кухню, столовую, учебные комнаты и даже рабочую комнату хозяйки дома.

Мельников, в отличие от многих современников, дожил до старости и даже сохранил дом за собой. После его смерти здание перешло по наследству детям.

Читайте также: