Дом который построил свифт смысл

Обновлено: 07.07.2024

"Дом, который построил Свифт"

Помню отрывок из фильма "Дом, который построил Свифт" (реж. Марк Захаров по пьесе Григория Горина) и себя в подростковом возрасте, когда этот фильм впервые показывали по телевизору. Тогда, конечно, не удалось бы вникнуть в смысл пьесы, но отрывок запомнился. И каждый раз, когда фильм попадался мне на глаза - в разные годы моей жизни - это был один и тот же отрывок: о том, как два лиллипута обсуждают отношения между собой и каждого из них по отношению к жене одного из них. Его играл Александр Збруев.
Удивительно. Но каждый раз именно этот отрывок. И он вызывал как интерес, так и нежелание продолжать смотреть. А вот сегодня, листая каналы ТВ, вновь наткнулась на фильм, и снова на том же месте диалога лиллипутов. И посмотрела дальше.
Идею уловила. Вся наша жизнь - это и сплошное сумасшествие, и театр; и непонятно, кто лиллипут, а кто великан, и как быстро происходят в жизни людей такие превращения.

Поскольку смысл прояснился, смотреть фильм до самого конца не стала - в этот раз осознанно, потому что, если раньше было непонятно и немного тревожно, то теперь понятно, и потому не хочется испытывать по поводу этих идей и мыслей никаких переживаний. А они обязательно возникают, когда я встречаюсь с художественными произведениями талантливых людей.

Написать всё это захотелось, чтобы привести ряд цитат из фильма, которые мне особенно понравились.

Картинок не будет. Просто фразы из фильма:

"— Простите, сэр, Вы не из Ноттингемшира?
— Да, а что?
— Я так и подумала.

— Я читаю только специальную литературу.
— Вы великий человек, сэр, не испорченный культурой.

— Я пришел сюда драться с великаном, а вы — человек ниже среднего роста: пять футов, не больше.
— Пять семьдесят. Но я действительно великан. Хотя в это трудно поверить, но это так. Просто я опустился.

С головой было труднее. Но тут помог алкоголь. Ежедневный трехкратный приём алкоголя — и ты очищаешь свою башку от ненужных знаний и мыслей.

— Куда вы их теперь?
— В тюрьму! Такое искусство надо беречь и охранять.

Свифт нанял актёров, чтобы те несли людям его мысли. Но наш губернатор оказался хитрее — он нанял зрителей."

Психолог, Практик - г. Стерлитамак


К автору уже обратились 16 человек с сайта

naturalistinlaw

Я очень любил (и сейчас люблю) фильм Марка Захарова по сценарию Григория Горина "Тот самый Мюнхгаузен". Поэтому я не смог смотреть ни "Формулу любви", ни "Дом, который построил Свифт", когда эти фильмы вышли на экран в бывшем СССР: они мне казались очень слабыми по сравнению с "Мюнхгаузеном". "Формулу любви" я выключил ещё в самом начале (но потом, через несколько лет, всё-таки посмотрел), а "Дом…" досмотрел до конца первой серии и больше уже не смотрел ни разу. Должен отметить, что тогда я не интересовался биографией Свифта, и потому многие моменты фильма были мне непонятны. Да и слишком многое меня в нём раздражало: слабая режиссура, затянутость многих сцен, нелепые музыкальные номера и т.д. и т.п. Но один фрагмент из рассыпчатой мозаики фильма мне запомнился: судьба полицейского, которому арестованный актёр помогает "вспомнить" его предыдущие жизни. Оказалось, что и во всех своих предыдущих реинкарнациях он всегда был полицейским-охранником. Огорчённый этим неожиданным открытием, полицейский решает переломить свой рок и выпускает арестованных артистов, за что получает смертельную пулю от своего напарника. Помню, что тогда я оценивал этот сюжет исключительно с точки зрения индивидуальной судьбы этого "вечного" охранника: сюжет был трагически-забавным, но не более.
Недавно я пересмотрел "Дом, который построил Свифт", лучше подготовившись на этот раз: - прочитав краткую биографию Свифта. И хотя я стал лучше понимать запутанные отношения Свифта с двумя юными его воспитанницами, общее моё отношение к фильму не изменилось: всё, что раздражало меня раньше, раздражало и на этот раз. Но тот самый сюжет с полицейским, которым завершается первая серия фильма, снова привлёк моё внимание. Я подумал, что его можно интерпретировать и в более обобщённом виде: как призыв освободить советское искусство (представленное в фильме арестованной актёрской труппой) от уз цензуры, для чего представители власти, держащие его под замком, должны ослушаться вышестоящих инстанций, хоть это и может привести к жертвам (искусство, как известно, требует жертв). Подумав ещё немного, я пришёл к ещё более широкому обобщению: а не хотел ли автор сценария Горин этим эпизодом обрисовать всю историю Российского государства, которое всегда было по сути своей полицейским, и подтолкнуть понимающего зрителя к той простой идее, что изменить судьбу России можно будет только тогда, когда её "сторожевые псы" перестанут нести свою службу и выпустят пленников системы на волю (пусть даже ценой ожидаемых жертв)? Я даже удивился тому факту, что советская цензура не вырезала тогда весь этот эпизод из фильма. Потом вспомнил, что книга Чернышевского "Что делать?" начинается как любовный роман, и что на уроках литературы нам объясняли, что Чернышевский сделал это сознательно, рассчитывая, что цензоры, сочтя роман таковым, не станут читать его дальше и не доберутся до его реального содержания. Не применил ли Горин тот же приём: наполнил сюжет многочисленными деталями взаимоотношений Свифта с женщинами, а самый главный эпизод – с раскаявшимся полицейским – "спрятал" в самой середине фильма? Проиграв в уме все эти варианты, я решил проверить – а есть ли доказательства этому в сценарии, или я всё это придумал сам для себя без всякого на то основания? Ведь, действительно, эпизод этот в фильме довольно краток и вначале идёт точно по написанному сценарию (пропускаю начало их диалога):
Рыжий констебль. Вспомнить прошлую жизнь. Значит, мы остановились на
том, что я стою на рыночной площади возле тюрьмы.

Некто. Это уже при короле Георге?

Рыжий констебль. Да.

Некто. Ну, и вспоминайте дальше.

Рыжий констебль (закрыв глаза). Потом мне, стало быть, тридцать.
Двадцать. Я женюсь на Полли.

Некто. В прошлой жизни вы тоже женились на Полли?

Рыжий констебль (мучительно напрягая память). Получается так. Только та
Полли была помоложе. И не такая толстая. Она больше похожа на Кэтти,
одну девицу, с которой у меня было кое-что, когда я ездил к родственникам в
Манчестер.

Рыжий констебль. Это еще, значит, уже при короле Эдуарде?

Некто. Да. Вспомнили что-нибудь?

Рыжий констебль (испуганно). Вспомнил.

Рыжий констебль. Стою возле тюрьмы на рыночной площади.

Некто. Не путаете?

Рыжий констебль. Нет. Точно. Стою на посту, охраняю тюрьму.

Некто (печально). Да. Я так и думал.

Рыжий констебль. Что это значит, сэр?

Некто. Нет смысла вспоминать дальше, Джек. Боюсь, что картина будет
одна и та же: время станет меняться, а вы все будете стоять на посту на
рыночной площади.

Рыжий констебль (чуть обиженно). Почему?

Некто. Очевидно, такова ваша судьба, Джек.

Рыжий констебль. Это очень обидно, сэр.

Некто. Что тут поделаешь.

Рыжий констебль. Это очень обидно, сэр. Я предполагал, что в прошлой
жизни мне не пришлось быть каким-нибудь важным лордом или деканом, вроде
нашего Свифта, но с другой стороны. За что ж так со мной. Стою и стою, и
ничего не меняется.

А вот теперь – текст сценария, который в фильм не вошёл (и который подтверждает правоту моего первого предположения о более общем характере этого эпизода, чем то, что было оставлено в фильме):

Некто. Извините, Джек, но в этом вы сами виноваты.

Рыжий констебль. Я?

Некто. Разумеется. Что вы сделали для того, чтоб хоть чуть-чуть
изменить свою судьбу? Был ли в вашей прошлой жизни хоть один решительный
поступок. Вы всегда охраняли тюрьму. И при Георге. И при Эдуарде. И
при Генрихе.

Рыжий констебль. Но ведь в тюрьмах сидят разбойники!

Рыжий констебль. В каком смысле?

Некто. Ну, чем вы сейчас здесь заняты? Для чего поставлены?

Рыжий констебль. Сторожить.

Некто. Значит, через сотню лет, если вам вдруг захочется освежить
память об этом дне, что вам суждено припомнить? А ничего хорошего. Вы снова
стоите и сторожите безвинных людей, которых упрятали за решетку.

Рыжий констебль. А за что они вас посадили?

Некто. За что сажают в Ирландии. За что угодно. Меня -- за то, что
вечно живу. Скажите, Джек, разве это преступление?

Рыжий констебль угрюмо задумался.

Доктор (Свифту). Извините, сэр, я вынужден вмешаться. Такие разговоры
опасны. Поверьте, я не новичок в психиатрии.
-- Т-сс!

Этот звук раздался откуда-то сзади. Доктор испуганно обернулся и
увидел, что сзади стоят несколько горожан и прикладывают палец к губам.

Рыжий констебль вновь подошел к решетке фургона.

Рыжий констебль. Господин Некто.

Некто. Я здесь, Джек.

Рыжий констебль. Господин Некто, скажите, как далеко это зашло?

Некто. Что именно?

Рыжий констебль. С какого времени я охраняю тюрьмы?

Некто. Этого я не знаю, Джек. Вспоминайте сами.

Рыжий констебль. Но ведь вы говорите, что живете несколько тысяч лет.

Некто. Да. Это так. Но я не обязательно должен был встречаться с вами.
Что вас волнует? Средние века? Нашествие норманнов?!

Рыжий констебль. Тридцать третий год.

Рыжий констебль. Тридцать третий год от Рождества, год распятия!
(Переходя на шепот.) Я набожный человек, сэр. Я прощу себе все, кроме
этого. Вспомните. Тридцать третий год. Иерусалим. Городская тюрьма.
Стражники выводят Иисуса из тюрьмы.

Некто. Бог с вами, Джек, я этого не помню.

Рыжий констебль. Зато другие помнят. У нас в соборе расписан купол.
Там есть и такая картина. Его ведут связанного. Рядом толпа,
легионеры. А справа на посту стоит стражник. Рыжие усы. Веснушки.
Уши торчат. (Заскрежетал зубами.)

Некто. Образумьтесь, Джек! Это были не вы!

Рыжий констебль (в отчаянии). А кто же?

Некто. Уверяю вас. Это был другой человек.

Рыжий констебль. Тогда почему я помню, как все было? Явственно помню,
словно случилось это вчера. Помню, как вывели Его, как орала толпа, "как
воины, раздевши Его, надели на Него багряницу, и, сплетши венец из терна,
возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость, и, становясь перед
Ним на колени, насмехались над Ним, говоря -- радуйся. " А я стоял рядом.
Вооруженный. Смотрел. И пальцем не пошевелил, чтоб спасти невинного.

Некто. Вы ошибаетесь, Джек.

Рыжий констебль. Нет, сэр! Теперь я понимаю, что это был я. И вот
откуда началась моя судьба. И повторяться ей несчетное количество раз,
если б вы, сэр, не научили меня вспоминать. А теперь я должен что-то
изменить. (Полез за пояс, достал ключ, начал открывать замок решетки.)

Дальше сценарий совпадает с фильмом. Как видно, мои фантазии про обобщённый образ российской истории зашли слишком далеко. Горина понесло совсем в другую сторону – в христианскую апологию. При этом он "перекраивает" историю Вечного Жида в историю Вечного Охранника.

Доктор (выбежав из укрытия). Что вы делаете, сержант?

Рыжий констебль (выхватив пистолет, навел на Доктора). Не подходить!!
Я, сержант Джек, считаю этих людей невиновными и дарую им свободу.

Вбегает Черный констебль.

Черный констебль. Джек, что ты делаешь? Рехнулся?!

Рыжий констебль (наводя на него пистолет). Не подходи! Я, сержант Джек,
выпускаю этих людей.

Черный констебль. А что я скажу судье?!

Доктор. Констебль! Вас накажут!! Вас сурово накажут!!

Черный констебль. Нам грозит трибунал, Джек. Одумайся!

Рыжий констебль. Ты сам одумайся. Вспомни! Сходи в храм, посмотри
картину -- не найдешь ли свою рожу среди легионеров.

Черный констебль. Каких легионеров? Он совсем свихнулся!

Рыжий констебль (актерам). Я вас отпускаю! (Вставил ключ в замок,
повернул.)

Черный констебль. Стой! (Неожиданно выхватил пистолет, выстрелил в
Рыжего констебля.) Извини, Джек! Но это -- мой долг! Я -- на службе!
(Кричит.) Тревога! (Убегает.)

Рыжий констебль пошатнулся, упал на руки Доктора.
Из фургона вышел Некто, склонился над констеблем.

Рыжий констебль. Ну, вот и все, сэр. Видите, как просто. Теперь у
меня все будет по-другому.

Некто. Конечно, Джек. Все по-другому. Теперь пошел новый отсчет.
Совсем новый.

Рыжий констебль (умирая). Нет, сэр. Совсем новый не обязательно.
Пусть Полли повторится. и Кэтти.

Некто. Конечно. Пусть повторятся.

Рыжий констебль. Но финал пусть будет другой.

Некто. Конечно, Джек. Другой. Теперь у вас всегда будет спокойно на
душе. И вы будете всегда видеть такое синее-синее небо. Как сейчас.

Понятно, что тогда вся это прохристианенная часть в фильм войти не могла. Я не знаю, зачем Горин её включил: было ли это естественным проявлением его собственной натуры, или он просто считал, что объяснять что-либо русскому населению про мораль эффективнее всего через образ Христа? Могу только отметить, что этот приём для него не случаен: в фильме "Убить дракона", где он также был сценаристом, рыцарь Ланцелот перед поединком с Драконом вдохновляется образами христианских святых (у Шварца этого, естественно, нет). Меня тогда это очень возмутило, и фильм мне не понравился (по многим параметрам, но в том числе и по этому). Так или иначе, но дом, который строил Горин, был в значительной степени христианским, что, насколько мне известно, гармонировало с его творческим окружением. По счастью, "Мюнгхаузена" это не коснулось.

Дом, который построил Свифт.


Может ли посредственность понять гения, подняв себя до него? Может ли гений жить среди посредственностей, не унижая себя? Что способно примирить две стороны и возможно ли такое примирение вообще? Что делает человека человеком? Много вопросов…

Вопросы для подробного психоанализа ЗДЕСЬ

Основная психологическая тема: притча, творчество, наставник

И рландское правительство, пристально наблюдая за поведением радикального автора Джонатана Свифта (Олег Янковский), присылает к нему на дом в качестве надсмотрщика молодого врача (Александр Абдулов), идеально подходящего для работы с писателем-сатириком: книжек не читает, чувством юмора не обладает, политических воззрений не имеет. Красота, да и только. А сам декан Свифт, в окружении верных слуг, влюблённых в него женщин, толпы лицедеев, сумасшедших, притворяющихся нормальными, и нормальных, притворяющихся сумасшедшими (кто есть кто, разобрать невозможно), готовится к своей кончине. Очередной. Она назначена на пять часов вечера. Как и обычно. Вы тоже приглашены.


Описывать происходящее в этом театрализованном фильме по сценарию Григория Горина или хотя бы его краткое содержание – занятие неблагодарное. Это разумная, добрая и вечная шизофреническая фантазия, во время просмотра которой можно двинуться умом, но это очень хорошо. Всё, что надо, сразу встанет в голове на место, и человек узнает о себе, кто он такой: лилипут, великан, среднего роста или даже Гулливер. А, может, вообще какое йеху, фильм неплохо выявляет наличие йеху в организме.

Они, йеху, часто приписывают фильму претензию на глубинный смысл, но это, разумеется, полная чушь. В глубинном смысле нуждаются только неглубокие вещи – так болото, как отмечал писатель Андрей Белый, притворяется глубиной.


Грустный юморист Григорий Горин, по чьей пьесе поставлен фильм, вообще регулярно размышлял о подобных вещах в своих произведениях, экранизированных режиссёром Марком Захаровым. О чём ещё мог говорить человек, который был интеллигентом, врачом и писателем в Советском Союзе тех времен, когда нужно было выбирать, что держать открытым, – рот или глаза?


Но бог с ним, со ртом или даже с глазами. Периодически вступающий закадровый голос велит нам вообще оторваться от земли или хотя бы иногда поднимать голову к небу, чтобы и самим немного вырасти:
«Подняться к небу, вот работа!
Подняться к небу, вот это труд!»

Никаких рецептов для этого фильм не даёт, перед нами, в конце концов, театрализованная фантасмагория, танец над реальностью, а не инструкция по пользованию жизнью. Может быть, нужно не бояться открывать рот. Может быть, нужно решиться открыть, наконец, глаза. Может быть, прочитать пару умных книжек. Так или иначе искать свою лестницу в небо, как барон Мюнхгаузен из другой постановки Захарова по сценарию все того же Горина.


Фильм «Дом, который построил Свифт»

Фильм «Дом, который построил Свифт» — самый неизвестный фильм Марка Захарова. Наверное, не самым известным и самым непопулярным этот фильм стал только по одной причине: фильм самый авангардный и самый экспериментаторский. Я снимаю шляпу перед руководителями советского телевидения по одной простой причине. Ну кто бы сейчас запустил такой фильм в производство? Очень дорого, совсем на непонятную тему, да и сам сюжет очень уж необычен. А тут взяли и запустили. Вроде как в советские годы любили снимать про заграницу, да еще триста лет назад. А тут еще и фильм про Свифта, который, вроде как, передовой писатель. А если не передовой, то просто детский.

Но фильм совсем не имел успеха и приему у публики. Слишком уж необычным был юмор у этого фильма.

При этом сохранились фирменные черты режиссерского стиля Захарова. Много музыкальных номеров, много песен, много пробегов, много отличных и тонких диалогов. Но зрители всего этого не приняли. Слишком уж сложным и неоднозначным получился фильм. И только спустя многие годы фильм находит все новых и новых почитателей. А юмор и сатира этого фильма так и просто на все времена.

Неоднозначна и фигура главного героя Джонотана Свифта — выдающегося английского сатирика, который по злому умыслу, или иронии судьбы, занесен сейчас в детские писатели. И известны два путешествия Гулливера из четырех. Но сам писатель этому очень бы удивился. Его мизантропия и сатира точно не для детей. писатель вообще смотрел на людей, как на источник зла. И это совсем уж вечная тема. Но и на загадочных островах его герой не находил утешения.

По сюжету главного героя хотят объявить сумасшедшим. И в который раз это не получается. Более того, что выясняется, что никакого Свифта и в помине уже нет. А его роль играет актер. Это подчеркивает и то, что роль Свифта исполняет Олег Янковский, который никак не выглядит семидесятилетним человеком, а выглядит на сорок. Актеру здесь досталась очень сложная роль. Ему пришлось играть только глазами и мимикой, поскольку его персонаж заговорил только в самом финале. Финал довольно трагичный, но нет смерти для героя, для него есть только путешествие. А доктор, который должен объявить его сумасшедшим, становиться на сторону героя.

В конечном итоге, сам весь наш мир напоминает бедлам, напоминает сумасшедший дом, и не все ли мы можно сказать сумасшедшие. А уж тем более, сумасшедших можно считать писателей, которые выламываются из привычной картины мира, хотя бы потому что пишут. Это сейчас писать легко, стучи себе по клавишам, и все, а тогда писательство было трудом, в том числе и физическим.

Фильм про то, что проповедовать иногда можно можно и молча. Так даже лучше получается. Что окружающий нас мир иногда совсем не такой, каким он кажется. И тут Горин с этой идеей совсем уж опередил братьев Ноланов, у которых черная дыра находилась за книжным шкафом. А здесь эта черная дыры, можно сказать, находиться по всюду. И ходить нужно осторожно, потому что ненароком можно наступить на лилипутов.

Как всегда, актеры играют блестяще, даже те, кто не стал большой звездой. Но они все классные актеры.

Нужно отметить и работу художника — оформителя. Как всегда у Захарова эта работа выше всяких похвал.

Мне фильм понравился, но не могу сказать, что это кино для всех. И не могу сказать, что это совсем кино. Все же режиссура Захарова имеет ярко выраженную театральную природу, а то, что хорошо на подмостках, не всегда уместно на съемочной площадке. Но в этом Захаров определил того же Триера с его попытками поместить театр в кино. И театральность в данной картине иногда просто выпирает из всех щелей. Да и сам сюжет не выглядит цельно. Он распадается на отдельные номера. Вот номер с лилипутами, вот номер с великаном, вот номер с констеблем. Особенно, это заметно в первой части.

Рецензия на спектакль "Дом, который построил Свифт"

Дом, который построил Свифт, — это мир, который придумал Горин. Его отличают черты, присущие всем лучшим горинским сочинениям: язвительная ирония и нежность, блестящее остроумие, горечь парадоксов, печальное понимание человеческой природы, но и мудрое сочувствие к человеческой породе. Как и в "Мюнхгаузене", главная идея — противостояние художника, поэта и мещанского общества, которое поэта вроде бы чтит, но, стоит ему выйти за рамки пошлых обывательских правил, немедленно и сладострастно его уничтожает.

В свое время вокруг "Свифта" шума было меньше, чем по поводу знаменитых "Тиля" или "Самого правдивого", но сейчас репертуарный выбор режиссера Александра Баргмана надо признать безупречным, снайперским. Текст написан будто вчера — скажем, губернатор изрекает: "Небо над Ирландией — часть Ирландии!" Общественная ситуация снова повернулась так, что сарказм Горина звучит едва ли не злободневнее, чем в 1980–м. Чего стоит сцена заседания опекунского совета как раз у губернатора: декан собора Святого Патрика в Дублине великий писатель Джонатан Свифт признан безумным, что дает возможность не принимать его памфлеты всерьез. Однако новый психиатр простец Симпсон публично ставит Свифту диагноз: здоров, что рушит всю конструкцию лжи и лицемерия, и ее надо срочно чинить. В спектакле в офисных креслах восседают дядьки в офисных костюмах — актеры Комиссаржевки отменно точно и очень смешно рисуют шаржи на совершенно конкретных членов российского начальства.

Характерная особенность стиля Горина — сатира у него неотделима от проникновенного лиризма, и тут режиссер следует драматургу. Художник Анвар Гумаров перекрыл зеркало сцены черной стеной, в ней имеются двери и окна, кое–что играют на оставшейся полоске авансцены (урезанной к тому же люком, символизирующим отверстый зев могилы, из которого выскакивают диковинные свифтовские персонажи). Когда стена уплывает вверх, открывается ни больше ни меньше космос. В нем парит летающий остров Лапута, очерченный светящимся контуром, он усеян разнокалиберными гранеными астероидами, в нужный момент превращающимися в куски сахара, — с их помощью лилипуты пытаются забраться на чайную чашку. Но и чашка — не чашка вовсе, а эдакая застекленная конструкция, как бы заключенная в музейную витрину мгновенно узнаваемая комната в коммуналке: с засаленными обоями, радиолой, креслом с зеленой обивкой, какие делали в 1960–е.

Там и обитает Свифт — Геннадий Алимпиев необычайно достоверен в изображении сильно поюзанного жизнью ленинградского интеллигента, филолога, наверно, или и впрямь писателя, с седыми патлами, в мешковатых штанах и растянутой кофте. Сквозь этот нескладный облик проступает личностная значительность — и совершенно объяснима любовь к нему Эстер и Ванессы (две реальные женщины в жизни Свифта; спектакль украсили работы Евгении Игумновой и Маргариты Бычковой).

В слаженном в целом ансамбле все же выделяется Сергей Бызгу — роль дворецкого Патрика стала его прямо–таки бенефисом: это стремительный залихватский, притом ювелирно отделанный гротеск. Очевидно выросли Иван Батарев — Симпсон и Егор Бакулин, играющий несколько ролей. Вообще работа с этим режиссером (ставшим в прошлом году главным) труппе явно на пользу. Тем более что она не окончена: спектакли Александра Баргмана — всегда живые структуры, не только способные, но и предрасположенные к саморазвитию.

Дом, который построил Свифт

Дом, который построил Свифт Длиннопост, Фильмы, СССР, Сюрреализм

В какой-то момент во время планомерного восполнения пробелов в знании классики кинематографа мне захотелось странного. Этим странным оказался "Дом, который построил Свифт".

Дом, который построил Свифт Длиннопост, Фильмы, СССР, Сюрреализм

Незнамо как я наткнулся на описание этого фильма. Режиссура Марка Захарова ("12 стульев", "Обыкновенное чудо", "Тот самый Мюнхгаузен", "Формула любви", "Убить дракона") по сценарию Григория Горина ("Тот самый Мюнхгаузен", "О бедном гусаре замолвите слово", "Формула любви", "Убить дракона") вкупе с приличным актёрским составом (Янковский, Абдулов, Леонов, Караченцов) обещали традиционную для дуэта Захаров-Горин остроумную трагикомедию.

Да, оно так и оказалось. Вот только "Дом, который построил Свифт" к всему прочему оказался ещё и одной из самых сюрреалистических кинолент из СССР.

Дом, который построил Свифт Длиннопост, Фильмы, СССР, Сюрреализм

И вот тут-то фильм проявляет себя во всей красе: фантазия сплетается с реальностью, не давая понять, что абсурдней и где начинается одно, а заканчивается другое. Под воздействием трудов декана всё трансформируется. Мудрец-великан посредством алкоголизма превращается в обывателя среднего роста, а затем снова вырастает. Полицейский пытается вырваться из череды однотипных реинкарнаций. Правительство посылает психиатра Свифту, опасаясь падения на них летающего города. Материалист-доктор становится сначала Гулливером, а затем и самим Свифтом для экскурсии из будущего.

При этом немало вопросов останется открытыми:"Нанятые деканом актёры ли это или действительно персонажи "Путешествия Гулливера"?" и "Умирает ли хоть кто-нибудь за весь фильм по-настоящему?"

Дом, который построил Свифт Длиннопост, Фильмы, СССР, Сюрреализм

Подливают масла в пламень сюрреализма гротескное окружение (да хоть те же жуткие маски) и музыка, которая по духу ближе не к тем же довольно романтическим фильмам Захарова (в финале "Дома. " чуть ли не напрямую подчёркивается бессмысленность романтической линии фильма), а чуть ли не к "Кошмару перед Хэллоуином".

Дом, который построил Свифт Длиннопост, Фильмы, СССР, Сюрреализм

Что ж, если вас подобный рассказ о влиянии автора "Путешествия Гулливера" на окружающую его реальности не отвращает, а наоборот, привлекает, приятного вам просмотра

338 плюсов 44 минуса PandaKoshka 4 года назад Я бы сказал сказал, что "Обыкновенное чудо", "Убить дракона", "Дом, который построил Свифт" и "Тот самый Мюнхгаузен" составляют серию.

Хотя не все они по пьесам Шварца, но дух у фильмов тот же. И ГГ/антагониста везде играет пара Янковский/Абдулов.

Плюс плеяда лучших советских актеров, Леонов, Карачинцев и другие.

Ну и все эти фильмы шикарны.

раскрыть ветку 4 jedidinosaur 4 года назад

Они (кроме первого фильма) - по пьесам Горина

раскрыть ветку 3 PandaKoshka 4 года назад

Дракон тоже по Шварцу. Значит, два по Шварцу, два по Горину.

раскрыть ветку 2 TemTemTem 4 года назад Основа Шварц - сценарий Горин раскрыть ветку 1 PandaKoshka 4 года назад Мы говорили о том, по чьим пьесам снято, а не о том, чей сценарий. ebarysheva 4 года назад Город Зеро смотрели?) раскрыть ветку 2 4 года назад 4 года назад Ещё был очень необычный фантастический фильм "Посредник". BlackWizard 4 года назад

сделай обзор на фильм "Сказка странствий"

4 года назад Меня больше своей загадочностью зарубали "Сталкер" и "Солярис" Тарковского.
Кстати этот фильм показывали по ТВ достаточно редко. stoorel 4 года назад

В Петербурге сейчас идёт спектакль по этому фильму. Поставлено замечательно, а количество сюрреализма превосходит оное в фильме.

раскрыть ветку 1 photograf 4 года назад

Изначальной была пьеса Горина, так что спектакль не по фильму, а по пьесе. Ну и само собой в фильм не всё вошло.

Archi77 4 года назад

"Госпожа Ванесса! У нас радость: доктор тронулся!"
Отличный фильм, как остальные картины Захарова.
А песня "Поднимай, поднимай якоря с парусами" долго стояла на будильнике. У нее тихое вступление, которое затем сменяется бодрой мелодей.

kelzaman 4 года назад Шикарный фильм. Как и Убить дракона) goganidze 4 года назад

сцена лилипутов моя любимая ,где один в стакане тонет.Карачинцев и Збруев.

4 года назад

Иллюстрация к комментарию

ещё комментарий показать ещё 0 комментариев Похожие посты

Как Робин Уильямс, Чайковский и Рене Магритт не спасли от провала фильма «Игрушки»

[Моё] Kinoakula в Всё о кино 4 дня назад

Как Робин Уильямс, Чайковский и Рене Магритт не спасли от провала фильма «Игрушки» Фильмы, Актеры и актрисы, Робин Уильямс, Пётр Чайковский, Классическая музыка, Симфония, Ханс Циммер, Дизайн, Дизайн интерьера, Рене Магритт, Искусство, Живопись, Сюрреализм, Барри Левинсон, Режиссер, Ностальгия, Длиннопост

Про этот фильм, вообще, мало кто знает, а ведь помимо любопытного сценария, тут есть много отсылок к искусству, а для производства фильма привлекли настоящих профессионалов.

Как Робин Уильямс, Чайковский и Рене Магритт не спасли от провала фильма «Игрушки» Фильмы, Актеры и актрисы, Робин Уильямс, Пётр Чайковский, Классическая музыка, Симфония, Ханс Циммер, Дизайн, Дизайн интерьера, Рене Магритт, Искусство, Живопись, Сюрреализм, Барри Левинсон, Режиссер, Ностальгия, Длиннопост

Как Робин Уильямс, Чайковский и Рене Магритт не спасли от провала фильма «Игрушки» Фильмы, Актеры и актрисы, Робин Уильямс, Пётр Чайковский, Классическая музыка, Симфония, Ханс Циммер, Дизайн, Дизайн интерьера, Рене Магритт, Искусство, Живопись, Сюрреализм, Барри Левинсон, Режиссер, Ностальгия, Длиннопост

Как Робин Уильямс, Чайковский и Рене Магритт не спасли от провала фильма «Игрушки» Фильмы, Актеры и актрисы, Робин Уильямс, Пётр Чайковский, Классическая музыка, Симфония, Ханс Циммер, Дизайн, Дизайн интерьера, Рене Магритт, Искусство, Живопись, Сюрреализм, Барри Левинсон, Режиссер, Ностальгия, Длиннопост

Как Робин Уильямс, Чайковский и Рене Магритт не спасли от провала фильма «Игрушки» Фильмы, Актеры и актрисы, Робин Уильямс, Пётр Чайковский, Классическая музыка, Симфония, Ханс Циммер, Дизайн, Дизайн интерьера, Рене Магритт, Искусство, Живопись, Сюрреализм, Барри Левинсон, Режиссер, Ностальгия, Длиннопост

Не все согласны делать оружие вместо игрушек, так что на фабрике зреет сопротивление. Сын умершего основателя фабрики, его и сыграл Робин Уильямс, будет бороться за дело своего отца, нужно лишь побороть свою застенчивость. Ведь парень по имени Лесли всю жизнь провёл в игрушечных цехах и хорошо разбирается в игрушках, но совершенно не понимает, как давать отпор.

Как Робин Уильямс, Чайковский и Рене Магритт не спасли от провала фильма «Игрушки» Фильмы, Актеры и актрисы, Робин Уильямс, Пётр Чайковский, Классическая музыка, Симфония, Ханс Циммер, Дизайн, Дизайн интерьера, Рене Магритт, Искусство, Живопись, Сюрреализм, Барри Левинсон, Режиссер, Ностальгия, Длиннопост

Дизайнер Фердинандо Скарфьотти потратил год на то, чтобы создать декорации. Их отстроили на студии кинокомпании Фокс в Лос-Анджелесе. Фабрика по производству игрушек выглядит как огромная игрушка — тут всё яркое, цветное, носятся машинки, а дорогу внезапно могут перейти игрушечные утята.

Как Робин Уильямс, Чайковский и Рене Магритт не спасли от провала фильма «Игрушки» Фильмы, Актеры и актрисы, Робин Уильямс, Пётр Чайковский, Классическая музыка, Симфония, Ханс Циммер, Дизайн, Дизайн интерьера, Рене Магритт, Искусство, Живопись, Сюрреализм, Барри Левинсон, Режиссер, Ностальгия, Длиннопост

Как Робин Уильямс, Чайковский и Рене Магритт не спасли от провала фильма «Игрушки» Фильмы, Актеры и актрисы, Робин Уильямс, Пётр Чайковский, Классическая музыка, Симфония, Ханс Циммер, Дизайн, Дизайн интерьера, Рене Магритт, Искусство, Живопись, Сюрреализм, Барри Левинсон, Режиссер, Ностальгия, Длиннопост

Как Робин Уильямс, Чайковский и Рене Магритт не спасли от провала фильма «Игрушки» Фильмы, Актеры и актрисы, Робин Уильямс, Пётр Чайковский, Классическая музыка, Симфония, Ханс Циммер, Дизайн, Дизайн интерьера, Рене Магритт, Искусство, Живопись, Сюрреализм, Барри Левинсон, Режиссер, Ностальгия, Длиннопост

Рене писал сюрреалистические картины, так что неудивительно, что из них можно было черпать вдохновение для фабрики игрушек.

Как Робин Уильямс, Чайковский и Рене Магритт не спасли от провала фильма «Игрушки» Фильмы, Актеры и актрисы, Робин Уильямс, Пётр Чайковский, Классическая музыка, Симфония, Ханс Циммер, Дизайн, Дизайн интерьера, Рене Магритт, Искусство, Живопись, Сюрреализм, Барри Левинсон, Режиссер, Ностальгия, Длиннопост

На этой картине изображены мужчины в одинаковых костюмах. Не до конца понятно, то ли они падают с неба, то ли просто парят в воздухе.

Как Робин Уильямс, Чайковский и Рене Магритт не спасли от провала фильма «Игрушки» Фильмы, Актеры и актрисы, Робин Уильямс, Пётр Чайковский, Классическая музыка, Симфония, Ханс Циммер, Дизайн, Дизайн интерьера, Рене Магритт, Искусство, Живопись, Сюрреализм, Барри Левинсон, Режиссер, Ностальгия, Длиннопост

Обратите внимание на котелок на голове. В работах Магритта многие носят подобный головной убор.

Как Робин Уильямс, Чайковский и Рене Магритт не спасли от провала фильма «Игрушки» Фильмы, Актеры и актрисы, Робин Уильямс, Пётр Чайковский, Классическая музыка, Симфония, Ханс Циммер, Дизайн, Дизайн интерьера, Рене Магритт, Искусство, Живопись, Сюрреализм, Барри Левинсон, Режиссер, Ностальгия, Длиннопост

Помимо борьбы за фабрику, Лесли будет пытаться построить отношения с одной из сотрудниц и выглядит это мило и забавно.

Слежу за новинками кино в телеграм канале

Показать полностью 11

Как Юрий Никулин помог старому клоуну на съемках в Узбекистане

ksenobianinSanta 7 дней назад

Как Юрий Никулин помог старому клоуну на съемках в Узбекистане Фильмы, СССР, Актеры и актрисы, Юрий никулин, Людмила Гурченко, Яндекс Дзен, Длиннопост, Повтор

Вообще, конечно, если Герман снимал, то снимал так, что до дрожи пробирало, а Никулин умел играть так, что порой слезы на глаза наворачивались.

Как Юрий Никулин помог старому клоуну на съемках в Узбекистане Фильмы, СССР, Актеры и актрисы, Юрий никулин, Людмила Гурченко, Яндекс Дзен, Длиннопост, Повтор

Юрию Владимировичу досталась роль фронтового журналиста, который получил двадцать дней отпуска. За три неполные недели ему нужно посетить съемочную площадку фильма, который снимают по его фронтовым очеркам, навестить семью погибшего на фронте сослуживца. Он успевает встретить Новый 1943 года, и даже обретает настоящую любовь.

Герман предложил Юрию Никулину создать образ настоящего человека, уставшего от войны, но сохранившего самые важные качества. И самого главное – этот человек не был сломлен войной. Никулин с задачей справился – сам фронтовик.

Как Юрий Никулин помог старому клоуну на съемках в Узбекистане Фильмы, СССР, Актеры и актрисы, Юрий никулин, Людмила Гурченко, Яндекс Дзен, Длиннопост, Повтор

На протяжении почти месяца съемки шли в Ташкенте, где ряд ключевых моментов пришлось решать с всемогущим секретарем ЦК Узбекистана Шарафом Рашидовым. Для обсуждения вопросов организовали большой банкет с участием первых лиц Республики и руководством фильма.

На прием к Рашидову пришел автор литературной основы фильма - известный советский писатель Константин Симонов. Также на прием пришел Алексей Герман и Юрий Никулин.

Как Юрий Никулин помог старому клоуну на съемках в Узбекистане Фильмы, СССР, Актеры и актрисы, Юрий никулин, Людмила Гурченко, Яндекс Дзен, Длиннопост, Повтор

Шараф Рашидов был знаком с отцом режиссера. Поэтому согласился любезно помочь Герману с организацией сложных съемок. Для автора фильма было важно не сорвать съемки, ведь время было ограничено.

Но у Юрия Никулина была своя цель. Он после одного из съемочных дней гулял по Ташкенту и встретил клоуна в возрасте (естественно, тот был не в наряде. Просто узнал Никулина и сам подошел). Этому самому клоуну не дали квартиру, хотя давно должны были дать. И у него не было своего жилья.

Как Юрий Никулин помог старому клоуну на съемках в Узбекистане Фильмы, СССР, Актеры и актрисы, Юрий никулин, Людмила Гурченко, Яндекс Дзен, Длиннопост, Повтор

Алексей Герман-старший

На банкете шла речь про то, как перекрыть трамвайное кольцо ради съемок, как организовать железнодорожный состав, про размещение съемочной группы. А Никулин сказал про старого клоуна, которому власти не дали квартиру.

В какой-то момент режиссер вывел Никулина в коридор и попросил не затрагивать частные вопросы, пока не будут решены вопросы организационного характера.

Как Юрий Никулин помог старому клоуну на съемках в Узбекистане Фильмы, СССР, Актеры и актрисы, Юрий никулин, Людмила Гурченко, Яндекс Дзен, Длиннопост, Повтор

Показать полностью 6

Улучшил качество фильма СССР "Облако-рай"

[Моё] Mrsatana666666 9 дней назад

Улучшил качество фильма СССР "Облако-рай" СССР, Ностальгия, Фильмы, Качество, Видео, Длиннопост, Апскейл

И снова здравствуйте!

Продолжаем работу по предложениям от пользователей моей тележки. И сегодняшней работой стал фильм 1990 года "Облако-рай" режиссера Николая Досталя за авторством которого было еще немало классных фильмов, но этот стал самым популярным на тот момент.

Качество исходников в сети конечно оставляет желать лучшего, поэтому выжать прям сильно заметное улучшение не получилось. Тем не менее стало лучше, была почищена картинка от шума, некоторых "коцок" ну и поднята чёткость.

Посмотреть сравнение в картинках можно здесь:

Ну и есть трейлер-сравнение:

Показать полностью 2

Ответ на пост «Умер Жан-Поль Бельмондо»

FancySunny в Всё о кино 13 дней назад

Скончался французский актер Жан-Поль Бельмондо

Более чем полвека кинокарьеры, 95 фильмов от приключенческих до авторских, 150 опасных трюков без дублеров, всего один перелом руки, два сломанных ребра, укус тигра и миллионы разбитых женских сердец. Режиссеры уговаривали Бельмондо не рисковать и позволить каскадерам исполнить трюки. Он отказывался и объяснял: слишком большое удовольствие, чтобы кому-то его перепоручить.

– Вам было не страшно?

– Нет, не во время! Перед трюком было страшновато немного, но как только трогаешься, как только подскакивает скорость, уже больше ничего не страшно!

В объятиях его героев оказывались самые красивые женщины мира кино. От Катрин Денев до Софи Лорен. В жизни была такая же картина. Бельмондо жил с Урсулой Андресс, Лаурой Антонелли, был женат на манекенщице и балерине Натти Тардивель, встречался с бывшей моделью Playboy Барбарой Гандольфи.

– А вы боялись, что не выйдет?

– Боялся, я же нормальный!

Он вернулся в кино с одним условием: покажите меня таким, какой я есть. Страдающий от одиночества старик, брошенный всеми женами и любовницами, со своим единственным другом, собакой, таким не побоялся предстать в фильме Франсиса Юстера Бельмондо. Почти биографичная картина. За кадром у него самого остались два развода, многомиллионные тяжбы с сожительницами и преданный пес по кличке Шиппи, подаренный Брижит Бардо. Но таким Бельмондо оказался не интересен зрителям. Фильм признали провальным, залы были полупустыми.

Великий офицер ордена Почётного легиона (2019)

Командор ордена Почётного легиона (2007)

Офицер ордена Почётного легиона (1991)

Кавалер ордена Почётного легиона (1982)

Командор ордена искусств и литературы (2006)

Кавалер ордена Леопольда I (Бельгия, 2012)

Ответ на пост «Умер Жан-Поль Бельмондо» Фильмы, Кинотеатр, Актеры и актрисы, Жан-Поль Бельмондо, Некролог, Смерть, Негатив, Знаменитости, Франция, Первый канал, Культура, СССР, Видео, Ответ на пост, Длиннопост, Известия, Twitter

Ответ на пост «Умер Жан-Поль Бельмондо» Фильмы, Кинотеатр, Актеры и актрисы, Жан-Поль Бельмондо, Некролог, Смерть, Негатив, Знаменитости, Франция, Первый канал, Культура, СССР, Видео, Ответ на пост, Длиннопост, Известия, Twitter

Ответ на пост «Умер Жан-Поль Бельмондо» Фильмы, Кинотеатр, Актеры и актрисы, Жан-Поль Бельмондо, Некролог, Смерть, Негатив, Знаменитости, Франция, Первый канал, Культура, СССР, Видео, Ответ на пост, Длиннопост, Известия, Twitter

Ответ на пост «Умер Жан-Поль Бельмондо» Фильмы, Кинотеатр, Актеры и актрисы, Жан-Поль Бельмондо, Некролог, Смерть, Негатив, Знаменитости, Франция, Первый канал, Культура, СССР, Видео, Ответ на пост, Длиннопост, Известия, Twitter

Дом который построил свифт смысл


"Дом, который построил Свифт"
Год: 1983
Страна: СССР
Жанр: психологическая сюрреалистическая трагикомедия
Режиссёр: Марк Захаров
Сценарист: Григорий Горин
Композитор: Геннадий Гладков

Сюжет: доктор Симпсон направляется в Собор имени Святого Патрика, чтобы вылечить его молчаливого декана, сэра Джонатана Свифта, но по приезду выясняется, что декан сегодня умер. Тем не менее, через некоторое время Свифт сам приходит на свои похороны. Всё, что происходило в дальнейшем, для доктора Симпсона было похоже на страшный сон.

В ролях: Олег Янковский, Александр Абдулов, Владимир Белоусов, Евгений Леонов, Александра Захарова, Марина Игнатова, Александр Сирин, Всеволод Ларионов, Семён Фарада, Николай Караченцов, Александр Збруев, Татьяна Рудина, Виктор Проскурин, Юрий Астафьев, Вилор Кузнецов, Юрий Колычев, Олег Фёдоров, Владимир Фёдоров, Игорь Фокин, Владимир Мышкин, Вячеслав Горбунчиков, Григорий Всеволодов, Андрей Рабинович, Альберт Буров, Вадим Урюпин и др.

Моё мнение: фильм просто восхитительный! ИМХО, как психологический фильм гораздо лучше "Эффекта бабочки" и "Бойцовского клуба"! А Абдулов в чёрных очках и Янковский с чёрным пластырем на глазах внушают некий страх. На протяжении всего фильма чувствуется приближение конца света, но герои-таки справляются со злом и уходят из этого страшного места, туда, где нет всех этих чиновников-роботов из Опекунского Совета и где "сказка" - не значит "неправда" (формулировка моя собственная). Наверно, сильнейший фильм восьмидесятых.
А вы как думаете?

Судьба и право выбора в кинематографе (на материале х/ф "Дом, который построил Свифт")


Лабиринты человеческой души безграничны. Но в каждом из нас есть потенциал для духовного развития, личностного роста, пробуждения скрытых ранее способностей. Человек - творец, человек творящий... Этот феномен является не только психологическим, но и философским, антропологическим, культурологическим. На первый взгляд, может показаться, что знакомое нам с детства выражение "Человек кузнец своего счастья" отрицает Судьбу и кармические законы, базирующиеся на причинно-следственной связи. Однако приглядимся более детально.

В фильме-театральной фантазии по сценарию Григория Горина мистификация заполняет все пространство картины. Персонажи фильма - лилипуты и великаны, йеху и гуигнгмы-живут в мире Свифта, сложном, многообразном.

Перед нами конфликт личности Великана Глюма, блестяще сыгранного Е.Леоновым, опустившегося морально и физически, однако не утратившего веру в общечеловеческие ценности. "Мне хотелось сделать Землю счастливой. Мне казалось, я знаю, как помирить всех, в чем смысл бытия", однако это встретило непонимание, а фраза короля "Стань таким как все!", обращенная к Великану, заставила его деградировать и уменьшаться. Таким образом, Великан Глюм есть аллегория высоконравственного человека, чьи жизненные принципы, личностное кредо не вписывается в рамки широких масс. И его выбором стало отступление до определенного момента. С одной стороны, мягкий, тонкий человек не справился с давлением окружения, и как следствие, глубинный личностный конфликт, приведший к падению Великана. С другой стороны, именно духовный потенциал, волевые усилия Великана позволили возродиться ему словно птице-фениксу и стать прежним.

Опыт познания реинкарнаций и кармических в фильме представлен в картине диалогом между констеблем Джеком Смитом (В.Проскурин) и Мистером Некто (Александр Сирин). Скептически настроенный Джек Смит, находясь при исполнении служебных обязанностей, заводит шутливый разговор с Мистером Некто, живущим на Земле несколько тысяч лет.

– Сколько ж ты живешь, Некто?
– Несколько тысяч лет.
– Несколько тысяч лет говорит. Артист!
– Напрасно вы смеетесь, джентльмены. Каждый человек живет на земле
несколько тысяч лет или больше. Просто у вас отшибло память.

Заинтригованный Джек сосредоточенно вспоминает события в своей жизни в обратном порядке вплоть до прошлой жизни. Так, констебль вспоминает, что и в прошлой и позапрошлой жизни стоял на Рыночной площади и охранял общественный порядок. Джек Смит разочарован регрессивным опытом, так как видит, что из жизни в жизнь он был констеблем. "За что ж так со мной? Стою, стою и ничего не меняется?", - вопрошает охранник.

"Я ДОЛЖЕН ЧТО-ТО ИЗМЕНИТЬ!", - вырывается крик души Джека Смита, в порыве освобождающего труппу арестованных артистов, за что и был застрелен другим констеблем. "Теперь у меня будет все по другому!", - говорит умирающий Смит. Этот посыл, ориентирующий нас на переоценку предыдущего опыта, переосмысление своей жизни, преодоление или ломку стереотипов, является сакраментальным лейтмотивом кинокартины.

Таким образом, Судьба как определенная программа дается личности для ее совершенствования, а ее повторы указывают на неусвоенные жизненные уроки и ошибки в прошлом, которые необходимо осознать и переоценить. После чего личность выходит на качественно новый уровень психологического и духовного развития.

Читайте также: