Дом который построил свифт пьеса

Обновлено: 07.07.2024

Дом, который построил Свифт

Философская трагикомедия, на грани со сказкой. В 1745 году в Дублине живёт уже пожилой Свифт, знаменитый сатирик. Он признан официально недееспособным, благодаря усилиям ирландских властей, пытающихся уберечь своего гения от исков, которые ему в ином случае предъявят за его острейшую и правдивую сатиру. Свифт живёт в собственном мире, окружённый персонажами придуманными или скорее открытыми им. Прежде всего, конечно же, из его знаменитых «Приключений Гулливера». К нему регулярно присылают психиатров по указу из Лондона, дабы подтвердить его психическое расстройство. Но каждый из них не выдерживал всего того напора событий, что творится в доме Свифта. Наконец приезжает молодой и упёртый психиатр Ричард Симпсон…

На нашем сайте вы можете скачать книгу "Дом, который построил Свифт" Горин Григорий Израилевич бесплатно и без регистрации в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.

Мнение читателей

Огромное удовольствие было следить за поворотами сюжета

И "Дом, который построил Свифт" - не лишнее тому подтверждение

4/5 Olesya_S

Горина, «Дом, который построил Свифт», пожалуй, наименее популярен у зрителей

Дом который построил свифт пьеса

Дом, который построил Свифт

Театральная фантазия в двух частях

Джонатан Свифт

Доктор Ричард Симпсон.

Эстэр Джонсон – сестра милосердия.

Ванесса Ваномри – сестра милосердия.

Патрик – дворецкий.

Первый лилипут.

Второй лилипут.

Великан Глюм.

Рыжий констебль.

Черный констебль.

Горожане, актеры, члены Опекунского совета, музыканты.

Время и место действия: 1745 год, Дублин.

Распределяя работу своего мозга, я счел наиболее правильным сделать господином вымысел, а методу и рассудку поручить обязанности лакеев. Основанием для такого распределения была одна подмеченная у меня особенность: я часто испытываю искушение быть остроумным, когда уже не в силах быть ни благоразумным, ни здравомыслящим…

Джонатан Свифт

Дублин. Площадь перед собором святого Патрика. Печальный перезвон колоколов… Несколько горожан остановились, опустили головы, мужчины сняли шляпы. Из кареты выглянул молодой человек в дорожном костюме. Это – Доктор Симпсон.

Доктор. Эй, господа, скажите, что случилось? По ком вдруг колокол печально зазвонил? Кто умер?

Первый горожанин. Умер Свифт.

Доктор. Кто?

Второй горожанин. Мистер Свифт. Декан собора Святого Патрика…

Первый горожанин (печально). Заступник наш и добрый покровитель Обиженных, убогих и несчастных…

Доктор. Как жаль… Когда случилось это?

Первый горожанин. Сегодня, как обычно, в пять часов…

Доктор (вздрогнул). Что значит «как обычно»?

Первый горожанин. Как обычно…

Доктор. Ты думаешь, болван, что говоришь?!

Горожанка Ах, сударь, вы издалека, наверное? Не знаете характера декана. Он – очень пунктуальный человек, Во всем порядок любит, аккуратность, И если переходит в мир иной, То ровно в пять, хоть проверяй часы…

Доктор. Так жив он?

Первый горожанин. Кто?

Доктор. Декан!

Первый горожанин. Как «жив», когда вам говорят, что «умер».

Горожанка Уж и в газетах было извещенье, И колокол собора затрезвонил…

Первый горожанин. Да вот он сам идет.

Доктор. Кто.

Первый горожанин. Свифт. Хоть у него спросите…

Молча проходит Свифт. На нем – черная сутана с белым пятном четырехугольного жабо – традиционное одеяние служителей англиканской церкви.

Доктор. Простите, мистер Свифт!

Свифт остановился.

Я – доктор Симпсон. К вам сюда приехал из Лондона… По просьбе Опекунского совета… Чтоб, оказав вам помощь и леченье, избавить от душевного недуга… И вдруг мне эти люди говорят, что вы… простите… умерли…

Свифт молча кивнул.

Забавно! Но, извините, сэр, все это – бред! Навязчивая, глупая идея, которую мы мигом излечим, коль вы в леченье будете послушны… Вы слышите, о чем я говорю?

Свифт молча пошел прочь.

Ответьте, сэр! Скажите мне хоть слово…

Свифт уходит.

Первый горожанин (усмехнулся). Ну, доктор, вы – неверящий Фома!

Горожанка Уж и в газетах было извещенье, И колокол трезвонит целый час, А вы хотите говорить с покойным…

Доктор (теряя терпение). Послушайте, кто вы такие?

Первый горожанин. Мы?!

Второй горожанин. Мы – гости сэра Свифта!

Горожанка Нас в дом его любезно пригласили, Чтоб вместе с ним его же помянуть…

Доктор (усмехнулся). Ах, вот как? Значит, вы безумны тоже?

Горожанка Конечно, сударь. Вы-то разве – нет?

Горожане с интересом разглядывают Доктора.

Доктор (отшатнулся). Подите прочь! (Прыгнул в карету.)

Карета отъехала. Горожане провожали ее недоуменными взглядами.

Первый горожанин. Какой-то странный доктор…

Все засмеялись. Звук колокола усиливается.

1. Гости дома Свифта

Звон разбитого стекла. Камень, брошенный с улицы, влетел в одну из зал большого дома Джонатана Свифта. Множество окон и дверей, в глубине – крутая лестница, уходящая куда-то вверх. Появился дворецкий Патрик, человек средних лет, с бесстрастным лицом, стал сметать разбитое стекло. Следом в залу вошла сестра милосердия и домоправительница мисс Ванесса. Подошла к бюро, достала журнал.

Ванесса (записывая). «5 октября. В доме Джонатана Свифта разбито оконное стекло…»

Патрик (мрачно). Осмелюсь добавить, четвертое за неделю…

Ванесса (записывая). «Четвертое за неделю»… Честно говоря, Патрик, после воскресной проповеди декан ожидал большого успеха… И камень мелковат…

Патрик (поднимая камень). Смею не согласиться, мисс Ванесса. Для меня этого булыжника вполне достаточно… (Убрал камень в сундучок.)

Ванесса. В доме много гостей?

Патрик. Как обычно, мисс Ванесса.

Ванесса. Кто именно?

Патрик. Я не всех знаю… Великан Глюм… Какие-то люди с летающего острова… Лошади…

Ванесса (поправляя). Гуингнмы, Патрик. Я же объясняла…

Патрик. Извините, гуингнмы… Потом, этот… который живет вечно…

Ванесса. Мистер Некто.

Патрик. Да. И лилипуты, мисс… Под ногами все время шмыгают лилипуты… Мешают работать…

Ванесса. Направляйте всех в сад. Я хочу, чтобы мистер Свифт мог спокойно здесь выпить чай…

Патрик. Я объясняю, но разве они слушают… В окна заглядывают, в двери лезут… И лилипуты, мисс, все время шмыгают лилипуты… У лакеев тоже есть нервы!

Ванесса. Я это помню! Особенно когда плачу вам жалованье…

Ванесса уходит. Патрик готовит чай: выкатил столик, зажег спиртовку. В одной из дверей появляется печальная фигура, одетая довольно странно английский котелок, сюртук, внизу что-то среднее между юбкой и туникой. На ногах – обувь, напоминающая древнегреческие сандалии. Это – мистер Некто.

Дом, который построил Свифт


Подняться в Небо - ВОТ работа!
Подняться в Небо - вот ЭТО труд!
Диктуй, Господь, коли охота!
И помоги не увильнуть:
Сказать, а не смолчать!
Стрельнуть, а не метаться!
Нырнуть, а не остаться!
О, ГОСПОДИ, мой Режиссер!
О, не уволь!
Назначив Роль,
позволь,
в пространстве меж двух дат,
мне не застрять
охранником на площади!
Дай смелость
Выбирать
Судьбы своей подробности:
сказать, а не смолчать,
стрельнуть, а не метаться,
нырнуть, а не остаться
мне скованным над пропастью
робостью!
Не стоит голову ломать:
дожить иль доиграть!
А просто маску снять,
достойно!
Отбыв паяца срок.
И выучив Урок.
Подняться в Небо!
- ВОТ работа!
Подняться в Небо!
- вот ЭТО труд!
Диктуй, Господь,
СВОЮ ОХОТУ!
И помоги не улизнуть.


*ЗАПИСЫВАЙТЕ, Доктор. Записывайте. Я ДИКТУЮ… (15.10.05.)


***Освободи свой Лист,
Возьми Перо,
и ОН Твоей рукой
Создаст Твою Судьбу!

© Copyright: Светлана Ленько, 2008
Свидетельство о публикации №108110303732

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: Дом, который построил Свифт (киносценарий)


Идет съемка фильма, и этого не скрывают. Шум голосов, отдельные команды, звуки настраиваемых инструментов. Рука художника рисует на полотне шутливый портрет человека в старинном парике.

— Кто это? — спросил чей-то женский голос.

— Свифт? — растерянно засмеялись. — Не похож!

— Похож! — категорически заявил режиссер. — Нам не нужно портретного сходства. У нас не биографический фильм. Музыка!

Вступила музыкальная увертюра. Сквозь портрет стала видна старинная карета, в которой сидел человек в дорожном камзоле, шляпе…

Карета тронулась. Доктор занялся завтраком: почистил крутое яйцо, съел.

— Едет! — комментирует режиссер. — Оглядывается по сторонам. Колокол!!

Печально зазвонил колокол.

— Дублин! — скомандовал режиссер…

Возникла дублинская площадь перед собором Святого Патрика. Звук колокола усилился. Несколько горожан остановились перед собором, опустили головы, мужчины сняли шляпы.

Доктор Симпсон (так звали человека в дорожном камзоле) выглянул из кареты, недоуменно осмотрел печально стоявших людей.

— Эй, господа, скажите, что случилось? — спросил он, обращаясь ко всем сразу. — По ком вдруг колокол печально зазвонил? Кто умер?

— Умер Свифт, — вздохнул один из горожан.

— Мистер Свифт. Декан собора Святого Патрика, — пояснил он и печально продолжил: — Заступник наш и добрый покровитель обиженных, убогих и несчастных.

— Как жаль… Когда случилось это? — спросил доктор, выйдя из кареты.

— Сегодня, как обычно, в пять часов, — сказал горожанин.

— Что значит «как обычно»?

— Как обычно, — невозмутимо сказал горожанин.

— Ты думаешь, болван, что говоришь?! — закричал доктор. Его тронула за рукав горожанка:

— Ах, сударь, вы издалека, наверное?

Не знаете характера декана. Он очень пунктуальный человек Во всем порядок любит, аккуратность, И если переходит в мир иной, То ровно в пять, хоть проверяй часы…

— Так жив он? — совсем растерялся доктор.

— Кто? — Горожане тупо смотрят на него.

— Как жив, когда вам говорят, что умер, — заговорили горожане наперебой. — Уж и в газетах было извещенье. И колокол собора затрезвонил… Да вот он сам идет…

— Свифт. Хоть у него спросите…

Раздались громкие аплодисменты. Сопровождаемый пестрой свитой шутов и юродивых от здания собора показался высокий человек в черной сутане с

Вы читаете Дом, который построил Свифт (киносценарий) Добавить отзыв


Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Дом который построил свифт пьеса

Дом, который построил Свифт

ДОМ, КОТОРЫЙ ПОСТРОИЛ СВИФТ

Театральная фантазия в двух частях

Доктор Ричард Симпсон.

Эстэр Джонсон - сестра милосердия.

Ванесса Ваномри - сестра милосердия.

Горожане, актеры, члены Опекунского совета, музыканты.

Время и место действия: 1745 год, Дублин.

Распределяя работу своего мозга, я счел наиболее правильным сделать господином вымысел, а методу и рассудку поручить обязанности лакеев. Основанием для такого распределения была одна подмеченная у меня особенность: я часто испытываю искушение быть остроумным, когда уже не в силах быть ни благоразумным, ни здравомыслящим.

Дублин. Площадь перед собором святого Патрика. Печальный перезвон колоколов. Несколько горожан остановились, опустили головы, мужчины сняли шляпы. Из кареты выглянул молодой человек в дорожном костюме. Это - Доктор Симпсон.

Эй, господа, скажите, что случилось?

По ком вдруг колокол печально зазвонил?

Первый горожанин. Умер Свифт.

Мистер Свифт. Декан собора

Первый горожанин (печально).

Заступник наш и добрый покровитель

Обиженных, убогих и несчастных.

Доктор. Как жаль. Когда случилось это?

Первый горожанин. Сегодня, как обычно, в пять часов.

Доктор (вздрогнул). Что значит "как обычно"?

Первый горожанин. Как обычно.

Доктор. Ты думаешь, болван, что говоришь?!

Ах, сударь, вы издалека, наверное?

Не знаете характера декана.

Он - очень пунктуальный человек,

Во всем порядок любит, аккуратность,

И если переходит в мир иной,

То ровно в пять, хоть проверяй часы.

Доктор. Так жив он?

Первый горожанин. Кто?

Первый горожанин. Как "жив", когда вам говорят, что "умер".

Уж и в газетах было извещенье,

И колокол собора затрезвонил.

Первый горожанин. Да вот он сам идет.

Первый горожанин. Свифт. Хоть у него спросите.

Молча проходит Свифт. На нем - черная сутана с белым пятном четырехугольного жабо - традиционное одеяние служителей англиканской церкви.

Доктор. Простите, мистер Свифт!

Я - доктор Симпсон. К вам сюда приехал из Лондона. По просьбе Опекунского совета. Чтоб, оказав вам помощь и леченье, избавить от душевного недуга. И вдруг мне эти люди говорят, что вы. простите. умерли.

Свифт молча кивнул.

Забавно! Но, извините, сэр, все это - бред! Навязчивая, глупая идея, которую мы мигом излечим, коль вы в леченье будете послушны. Вы слышите, о чем я говорю?

Свифт молча пошел прочь.

Ответьте, сэр! Скажите мне хоть слово.

Первый горожанин (усмехнулся). Ну, доктор, вы - неверящий Фома!

Уж и в газетах было извещенье,

И колокол трезвонит целый час,

А вы хотите говорить с покойным.

Доктор (теряя терпение). Послушайте, кто вы такие?

Первый горожанин. Мы?!

Второй горожанин. Мы - гости сэра Свифта!

Нас в дом его любезно пригласили,

Чтоб вместе с ним его же помянуть.

Доктор (усмехнулся). Ах, вот как? Значит, вы безумны тоже?

Горожанка. Конечно, сударь. Вы-то разве - нет?

Горожане с интересом разглядывают Доктора.

Доктор (отшатнулся). Подите прочь! (Прыгнул в карету.)

Карета отъехала. Горожане провожали ее недоуменными взглядами.

Первый горожанин. Какой-то странный доктор.

Все засмеялись. Звук колокола усиливается.

1. ГОСТИ ДОМА СВИФТА

Звон разбитого стекла. Камень, брошенный с улицы, влетел в одну из зал большого дома Джонатана Свифта. Множество окон и дверей, в глубине - крутая лестница, уходящая куда-то вверх. Появился дворецкий Патрик, человек средних лет, с бесстрастным лицом, стал сметать разбитое стекло. Следом в залу вошла сестра милосердия и домоправительница мисс Ванесса. Подошла к бюро, достала журнал.

Ванесса (записывая). "5 октября. В доме Джонатана Свифта разбито оконное стекло. "

Патрик (мрачно). Осмелюсь добавить, четвертое за неделю.

Ванесса (записывая). "Четвертое за неделю". Честно говоря, Патрик, после воскресной проповеди декан ожидал большого успеха. И камень мелковат.

Патрик (поднимая камень). Смею не согласиться, мисс Ванесса. Для меня этого булыжника вполне достаточно. (Убрал камень в сундучок.)

Ванесса. В доме много гостей?

Патрик. Как обычно, мисс Ванесса.

Ванесса. Кто именно?

Патрик. Я не всех знаю. Великан Глюм. Какие-то люди с летающего острова. Лошади.

Все отзывы о спектакле Дом, который построил Свифт


Давнее моё непосещение театра Пушкина наконец прервалось очень достойным событием. Недавней премьерой театра - Дом, который построил Свифт. Спектакль о жизни одного из самых загадочных авторов 17-18 веков- сатирика и публициста Джонатана Свифта. Который в своих произведениях высмеивал пороки общества. Был на стороне слабого, но достойного простого человека. Этим видимо и заслужил любовь и уважение на родине - в Ирландии.

Начну с конца - да, это пожалуй самая талантливая и самая успешная работа режиссёра Евгения Писарева (из увиденных мною), который уверенно и верно вывел театр на достойные художественные высоты, по крайней мере по наличию такого количества классики, театральных звёзд и даже не только театральных ;)
Наверное, даже могу охарактеризовать увиденное, как совершено полноценную отдельную визуальную работу - браво работе сценографа, художникам (свет, звук, оформление сцены. ) - можно даже не слушать (не понимать) текст, а наслаждаться воплощением, актёрами, которые даже не говоря текст, каждый в действии в игре, и полноценная картинка собирается из работ каждого героя, будь то сам Свифт, доктор или же один из обитателей сферического дома. Пазл! Вот наверное такое сравнение я бы применил - картинка начинает собираться с первым появлением и первыми похоронами Свифта. Далее - полнейшее погружение в мир безумия, сумасшествия, в странный мир декана Свифта, уводит зрителя, заставляя мыслить, работать извилинами, додумывая, переводя взгляд от персонажа к персонажу, от Дома, после к куску рафинада, далее в тюрьму, заседания глав города и губернатора. картинка сменяла другую. И каждая последующая сцена - увлекает, уводит, заставляет забыться среди лилипутян, жандармов, великана - все, буквально все мизансцены красивы, умны, закончены, ряд миниспектаклей.
Трансформации врача, Свифта, самого Дома, который совместно с героями стареет, лишаясь стёкол, жителей, ветшает. как разбитые идеалы, надежды, неоправданные ожидания.
Я увидел тонкую, умную, изящную работу о великом мыслителе, который не разменивался на слова, а "подтягивал" на свой уровень, заставлял трудиться, преодолевая себя, свои возможности. Также, в спектакле очень много героев, не персонажей, а именно живых людей с судьбой, историей, драмой жизни. Которые в определённые периоды спектакля раскрывая свою душу, сквозь боль, слёзы и лишения - констебль, который понял, что каждая его жизнь повторяет предыдущую, великан Глюм, который был лучше и выше всех, но таковым всегда трудно, а порой и просто невозможно, это и человек Некто - самый несчастный для меня - не помнит своего имени, живёт тысячи лет, не зная и забывая важного, главного. в его глазах вопрос, поиск, вера, он не опускает рук - настоящий азимут для заблудшего смертного. Но не могу не сказать про самого Свифта - это просто попадание сто из ста - Андрей Заводюк - 1,5 действия не проронил ни слова, но какая мимика, взгляды, стать. Но я увидел в нём человека. Живого человека, который любил, страдал, был счастлив, занимался любимым делом.

Я, как зритель, безумно рад, что в репертуаре Пушки появился умный, качественный, "вкусный" спектакль, который я знаю кому рекомендовать, кто поймёт, оценит, восхитится и будет благодарен за совет. Увы, это не такой большой круг лиц. Трудиться в театре зритель отвык. Но непременно такие спектакли, как Дом Свифта - должны, обязаны присутствовать в репертуаре театра, подтягивая зрителя, пытаясь разговаривать, мыслить - на равных.

6 июня 2016


336 отзывов, 719 оценок, рейтинг 264

В самом здании театра Пушкина я была и раньше, но на антрепризных спектаклях. А вот на их "родном" спектакле вчера побывала впервые. И это был редкий случай, когда я была в театре с мужем, ибо смотрели мы нами обоими обожаемую вещь - "Дом, который построил Свифт". Муж ярый поклонник одноименного фильма, я предпочитаю пьесу Горина (хотя и фильм люблю, конечно). И вот довелось увидеть это на сцене!
Сразу скажу - нам понравилось. Причем обоим, что редко бывает :)
Спектакль невероятно атмосферный. С первый минуты погружаешься в мир Свифта - и тебя затягивает, как во сне. Реальность настолько сливается с выдуманным миром, что иногда кажется, что ты сам немножко сходишь с ума ) Все вроде бы идет правильно, но одновременно и явно противоречит здравому смыслу. а что вы хотите от дома, в котором собрались люди, считающие себя сумасшедшими - или героями книг Свифта.
Пара лилипутов, например. "Под ногами все время шмыгают лилипуты" (с) Прекрасные Рельб (Алексей Рахманов) и Флим (Игорь Теплов), друзья с детства, которые привязаны друг к другу не только дружбой, но чувствами к одной женщине. И не понятно - дружба ли позволяет им мириться с этой ситуацией или сложившийся треугольник заставляет продолжать дружить.
А великан Глюм? Опустившийся великан, ждущий своего рыцаря. Григорий Сиятвинда замечателен в этой роли.
А дамы, Ванесса (Э. Абдурахманова) и Эстер (Анастасия Панина)? Им же веришь каждую минуту. Женщины, которые любят, причем безответно, это так. обычно в этой жизни, мне кажется. Придумывают свой, параллельный мир, в котором их избранник отвечает им, испытывает какие-то чувства, в котором все имеет смысл - и на это тратят свою жизнь, почитая за счастье просто быть рядом, знать, что их помнят и пусть путают с кем-то из прошлых любовей . Ревнуют, заботятся, отстаивают свое место рядом с Ним. Это вообще отдельная тема - влюбленные женщины.
Очень понравилась сцена с Некто (Александр Дмитриев) и констеблей - практически комедийная и страшная одновременно.
Еще я практически влюбилась в доктора Симпсона (или Гулливера?) :) Ну очень хорош, очень. Даже не знаю, как слова подобрать - но это оказался абсолютно тот образ, который я видела, читая пьесу. Антону Феоктистову браво! Кстати, я его завтра увижу в спектакле "Мышеловка", интересно, как оно будет.
Как ни странно, мне не сказать, чтобы понравился сам Свифт. Вернее, пока он молчал, было очень даже чудесно, точно по тексту :) А вот потом. Я совершенно солидарна с доктором Симпсоном, сказавшим Свифту "И вообще, вам не идет болтовня, сэр. Молчащим вы, извините, казались умней." (с) Как-то не оценила я "говорящего" Свифта, к нему вместе с речью пришло такое внезапное оживление и нервная веселость, что совершенно разрушило очарование. На мой взгляд, недодержал слегка образ. Хотя, возможно, так и было задумано.
И отдельно хочу повосхищаться Патриком (Сергей Миллер) - иногда ощущение, что на нем, практически, все действие и держится. Невероятно шикарен!
Спектакль получился очень серьезным и при этом совершенно волшебным. Если честно, я очарована им. Возможно, как-нибудь соберусь и схожу еще раз - уж очень на душу лег. Оценка 5 из 5. Вот очень рекомендую, очень.

10 июня 2017 Екатерина Урзова 240 отзывов, 267 оценок, рейтинг 129 28 июня 2017


Nataly Zelenskaya 115 отзывов, 203 оценок, рейтинг 97

Очень много слышала об этой постановке и давно хотела сходить. Наконец-то оно свершилось.Спектакль понравился, действительно, заслуживает внимания. Очень интересная режиссерская работа, тонкий юмор, философский подтекст, элементы абсурда ( переплетение реальности и сказочных персонажей произведений Свифта). Интересные и необычные декорации. Смотрится спектакль легко, несмотря на замысловатый сюжет. Рекомендую к просмотру тем, кто любит не просто посмотреть и развлечься, а еще и подумать, и глубоко вникнуть. Любителям легких антреприз, скорее всего, будет скучно и неинтересно.

20 марта 2017


Ольга Grushenka 64 отзыва, 64 оценки, рейтинг 46

Еще один шедевр от труппы театра. Нет, не зря все таки, на этой сцене существовал когда то Камерный театр! Что то витает в воздухе, оставшееся с тех времен, что будоражит, заставляет искать новые формы.

Джонатан Свифт известен нам всем. Мы читали его книжку и смотрели мультфильмы. Но знали ли мы что-то про него самого? А вот он , оказывается, знает про нас практически все. И, поэтому, Свифт, в исполнении Андрея Заводюка, молчит почти три часа. Заставляя нас внимательно прислушаться к себе.
Это очень глубокий, психологически неудобный спектакль. Неудобный, это значит, что легко не будет во время просмотра. Смотреть вглубь себя самого всегда непросто. Видеть то, что пытаешься каждый день скрыть от окружающих. Но, час придет, безумный декан заговорит.

Пьеса Григория Горина была написана более тридцати лет назад. Но и сейчас она актуальна. Все, что происходит на сцене, абсолютно все это жизненно и узнаваемо. И две женщины, борющиеся за внимание одного мужчины и не стесняющиеся никаких средств, и Опустившийся Великан (Георгий Сиятвинда), который стал таким как все, потому что его заставили! Ну нельзя выделяться из толпы, нельзя быть великаном в стране лилипутов, надо шагать в строю себе подобных! Но сатисфакция будет получена и в конце великан опять станет Великаном! Две соперницы поймут, что главное для каждой - счастье любимого мужчины!

Игра актеров восхитительна! Антон Феоктистов в роли доктора Симпсона, а на самом деле Гулливер, просто бесподобен!
Два лилипута, два закадычных друга, сбежавшие в Ирландию и пытающиеся обрести здесь почву под ногами. Но любая дружба проходит испытания. В эмиграции жить несладко. Этот огромный кусок рафинада, который они тащат по сцене и чашка в которой тонет один из них, это и есть жизнь. Мужская дружба рушится из-за женщины, из-за обмана.

Любовь, смерть, дружба, Родина, такие вечные и простые понятия проходят красной нитью через весь спектакль.

Еще раз браво художникам, придумавшим декорации. Перевернутый стеклянный купол многофункционален. Это и крыша дома Свифта, и оранжерея и купол собора и чашка в которой бесславно тонет лилипут-предатель.

На спектакль надо идти однозначно. Чтобы задуматься, стать лучше.
Спектакль начинается с глухих ударов колокола. Тревожно становится, но с последней сценой ты понимаешь : "не спрашивай, по ком звонит колокол: он звонит по Тебе"

26 апреля 2016


129 отзывов, 148 оценок, рейтинг 42

Спектакль несомненно очень и очень эстетский. Сцена и персонажи - выдержаны в лаконичном стиле: холодные (если не сказать мрачные) тона, выверенные движения, словно все вместе - это один огромный движущийся механизм. Поэтому даже первое заявление о том, что это случилось, "как обычно, в пять часов" не вызывает удивления. Это кажется нормальным. Единство созданного на сцене мира не нарушается даже появлением врача из Ноттингемшира. Все равно, механизм продолжает исправно работать, вот разве что теперь в нем есть еще и кукушка - немного не вписывающаяся в стильные очертания, но зато оживляющая процесс.
Вообще, мне показалось, что спектакль поставлен как ода Тексту и его Смыслу.
Есть ТЕКСТ. Именно так, с большой буквы, наполненный игрой слов и иносказаниями, и от Текста практически ничто не отвлекает зрителя. Даже актеры.
Есть ИЛЛЮСТРАЦИЯ (декорации и сценография). И краски ровно настолько сдержанные, чтобы не заслонять изысканность слов.

Необычным для меня стал тот факт, что актеры (за редким исключением) практически лишены индивидуальности. Нет, они конечно же все разные, но словно покрашены одной серой краской. Это нарисованные абстрактные фигуры, которые живут в невозможном и безумном мире. Однако, тем четче выделяются моменты, на которых (вероятно) хотел акцентировать внимание режиссер. Например, самой яркой сценой (и это две лучшие актерские работы на мой взгляд) стал разговор Констебля с Некто. Разговор о выходе за рамки, хотя бы и ценой собственной жизни.
Помню, как вывели Его, как орала толпа, . А я стоял рядом. Вооруженный. Смотрел.

А второй момент, который как-то особенно меня зацепил, это фраза Эстер:
Время изменилось, сэр. Кто сейчас реагирует на намеки и подтексты, которыми так славился декан. Все все давно понимают, и уже ничто никому не смешно. "

Мне так кажется, что это практически девиз нашего времени. Особенно ясно это чувствуешь, когда смотришь потом фильм. Там намеки и подтексты еще живы, интересны, узнаваемы, понятны большинству. За ними стоит многое, и поэтому ощущается многослойность.
В спектакле же почти нет акцентов - каждый волен выбирать свои слова, почти нет зацепок для сознания (и понятно, что это выбор режиссера - попытка вывести пьесу на более высокий, но одновременно и более абстрактный уровень). В итоге текст оказывается как бы вне спектакля, над ним - каждый находит свой сюжет, каждый добавляет свои аллюзии, и раскрашивает монохромный дом Свифта в лишь ему видимые цвета.
Сплошное торжество индивидуальности. Так свойственное современному миру.

3 июня 2016


74 отзыва, 319 оценки, рейтинг 40 13 ноября 2018


89 отзывов, 98 оценок, рейтинг 35

Но, давайте с этим разберемся!
Итак. По сценам! Иначе, действительно, будет непонятно.
Прошу только не напрягать усиленно мозговые извилины.
Расслабьтесь! Приготовьтесь не понимать – и тогда всё поймёте. А может, и нет, конечно. Кто знает? А знает Свифт. Наверняка. Или дворецкий Патрик. А может и доктор Симпсон.
Что, путаю вас?
Ну так, давайте вернёмся к сценам.

ПРОЛОГ. Дублин. Площадь перед собором святого Патрика. Печальный перезвон колоколов. Несколько горожан остановились, опустили головы, мужчины сняли шляпы. Из кареты выглянул молодой человек в дорожном костюме. Это - Доктор Симпсон.
ГОСТИ ДОМА СВИФТА
Звон разбитого стекла. Камень, брошенный с улицы, влетел в одну из зал большого дома Джонатана Свифта. Множество окон и дверей, в глубине - крутая лестница, уходящая куда-то вверх. Появился дворецкий Патрик, человек средних лет, с бесстрастным лицом, стал сметать разбитое стекло. Следом в залу вошла сестра милосердия и домоправительница мисс Ванесса. Подошла к бюро, достала журнал.
ЛИЛИПУТЫ
ИСТОРИЯ БОЛЕЗНИ
БОЙ С ВЕЛИКАНОМ
ЭТО ВСЕ - ТЕАТР
НЕКТО
ОПЕКУНСКИЙ СОВЕТ
ГУЛЛИВЕР
МОЛЧАНИЕ ДОКТОРА СИМПСОНА
ПОСЛЕДНЯЯ СМЕРТЬ ДЖОНАТАНА СВИФТА.

Почему я перечислила сцены? – Потому что каждая, это отдельная картина. И – яркий мазок в картине общей.
В каждой сцене свой смысл. А в каждом смысле - смысл общий. В смысле все разрозненные смыслы объединяются в один смысл…

С Лилипутами сцена.
Знаете, какое странное ощущение-контраст – большой/маленький. Лилипут по сравнению с чашкой. И – великан по сравнению с лилипутом, который ниже.
Прекрасная актерская игра и блистательный текст. Диалог лилипутов (Рельб и Флим) с выяснением кто из них выше, а кто ниже – уморителен.

Дом, который построил Свифт

Один из самых загадочных британских писателей конца XVII — начала XVIII века Джонатан Свифт известен в первую очередь широкому кругу читателей как автор знаменитой книги «Путешествие Гулливера».

Григорий Горин придерживается реальных фактов из жизни Джонатана Свифта, хотя далёк от биографической точности. Доподлинно известно, что написание острых сатирических памфлетов не мешало Свифту всю свою жизнь быть священнослужителем, деканом Собора Святого Патрика в Дублине, а в своем завещании деньги и дом декан Свифт действительно оставил в пользу душевнобольных.

В пьесе вымышленные персонажи книг Свифта — великаны, лилипуты, гуигнгнмы, лапутяне — становятся неотъемлемой частью реальности, в которой живет объявленный сумасшедшим декан, и часто невозможно понять, где настоящие события, а где его фантазии и вымыслы. Прибывшему к Свифту доктору Симпсону вместе со зрителями предстоит пережить все удивительные события в этом доме для того, чтобы понять и постичь гениальность одинокого художника.

Григорий Горин: Дом, который построил Свифт

Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:

Григорий Горин Дом, который построил Свифт

Дом, который построил Свифт Григорий Горин Издательство: Драматургия / на русском языке 5-89549-010-7 Рейтинг книги: Добавить книгу в избранное Ваша оценка:

Дом, который построил Свифт: краткое содержание, описание и аннотация

Предлагаем к чтению аннотацию, описание, краткое содержание или предисловие (зависит от того, что написал сам автор книги «Дом, который построил Свифт»). Если вы не нашли необходимую информацию о книге — напишите в комментариях, мы постараемся отыскать её.

Удивительный дом построил английский писатель Джонатан Свифт. В нем реальность слилась с вымыслом, ожили персонажи из книг. Рассказывая невероятные и правдивые истории, придумывая мистификации и розыгрыши, хозяин дома пытается раскрыть людям тайный смысл бытия и, может быть, преобразить их жизнь…

Григорий Горин: другие книги автора

Кто написал Дом, который построил Свифт? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

Григорий Горин: Хочу харчо (Рассказы, Монологи, Сценки, Пьесы)

Хочу харчо (Рассказы, Монологи, Сценки, Пьесы)

Григорий Горин

Григорий Горин: Дом, который построил Свифт

Дом, который построил Свифт

Григорий Горин

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Григорий Горин

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Григорий Горин

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Григорий Горин

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Григорий Горин

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Джонатан Свифт

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Джонатан Свифт

Григорий Горин: Комическая фантазия (Сбоник пьес)

Комическая фантазия (Сбоник пьес)

Григорий Горин

Григорий Горин: Дом, который построил Свифт (киносценарий)

Дом, который построил Свифт (киносценарий)

Григорий Горин

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Джонатан Свифт

Дом, который построил Свифт — читать онлайн ознакомительный отрывок

Ниже представлен текст книги, разбитый по страницам. Система сохранения места последней прочитанной страницы, позволяет с удобством читать онлайн бесплатно книгу «Дом, который построил Свифт», без необходимости каждый раз заново искать на чём Вы остановились. Поставьте закладку, и сможете в любой момент перейти на страницу, на которой закончили чтение.

Ванесса. Замолчите! Вы унижаете меня своим благородством! Я не хуже вас понимаю молчание декана…

Эстэр. Вы ему нужней!

Ванесса. Нет — вы!

Эстэр. Вы прекрасно ведете его переписку… У вас дом в порядке. А я провинциальна! У меня дурной вкус…

Ванесса. Не наговаривайте на себя! Вы создали в доме уют. Повесили замечательные шторы…

Эстэр. Ужасные шторы!

Ванесса. Замечательные! (Снова апеллирует к актерам.) Ну, подтвердите! Чьи шторы лучше.

Эстэр(в отчаянии). При чем здесь шторы?! (Упала на колени перед деканом.) Ваше преподобие, пожалейте меня, женитесь на ней.

Свифт хотел что-то сказать, но пошатнулся. Доктор кинулся к нему.

Доктор(женщинам). Вы убиваете его…

Свифт (пытается улыбнуться). Нет, доктор… Успокойтесь. Я же предупреждал: эта сцена у нас никак не получается… Мы ее репетируем много лет… И ничего определенного. Тут ирония не годится, а в лирике я… не силен. Извините! (Повернулся к актерам.) Жизнь сложна и никак не выстраивается в сюжет. Обе женщины поместились в сердце моем, и нет у меня сил и права предпочесть одну другой… Так и запишите, доктор: «Жили на земле Стелла, Ванесса и Свифт! Они любили как умели, страдали как умели… но помыслы их были чисты. И не стоит потомкам мучиться над их тайной… Достаточно того, что измучились они…»

Раздался звук колокола. В открытой двери кабинета появились лилипут Флим и Рыжий констебль.

Флим. Пора, декан!

Рыжий констебль. Пора…

Свифт. Да… Я знаю… (Доктору.) Не смотрите испуганно, доктор… Все идет как положено… Я — среди друзей: одни пришли проводить, другие встретить… Все — как всегда.

Звук колокола стал нарастать, Свифт пошел к дверям, за ним молча двинулись женщины, актеры, горожане. Доктор провожал их взглядом.

Патрик(тронул Доктора за рукав). Прошу наверх… Там лучше видно… Как в ложе.

Доктор. Нет. Я все увижу отсюда… (Подошел к столику, обмакнул перо.)

Патрик(прислушиваясь к шуму толпы). Сегодня похороны пройдут великолепно! Уж я чувствую. Декан все продумал…

Это он пошатнулся.

Принимают хорошо, но смеются мало… Люди разучились понимать условное искусство!

…А это — упал!! (Заглядывает в окно.) Понесли на руках! А он — не шелохнется… (Повернул заплаканное лицо к Доктору.) Дальше сами сочиняйте, сэр… И у лакеев есть нервы!

Доктор(записывает).

На крик толпы я выбежал на площадь
И там увидел Джонатана Свифта —
Лежал он неподвижно на земле…
Коснулся я его руки холодной,
Припав к груди, услышал тишину,
И лишь собрался объявить о смерти,
Как вдруг заметил, что он краем глаза
Мне весело и дерзко подмигнул…
И понял я, что предо мной актер,
Достигший в лицедействе совершенства,
Который, если требует искусство,
И сердце, и дыханье остановит,
А жив он или нет — не нам судить…
Все это объяснил я горожанам,
Актеры унесли труп за кулисы,
И зрители спокойно разошлись…

Читать онлайн «Дом, который построил Свифт»

Ванесса Ваномри – сестра милосердия.

Патрик – дворецкий.

Судья Бигс.

Губернатор.

Епископ.

Первый лилипут.

Второй лилипут.

Великан Глюм.

Некто.

Лапутянин.

Рыжий констебль.

Черный констебль.

Горожане, актеры, члены Опекунского совета, музыканты.

Время и место действия: 1745 год, Дублин.

Распределяя работу своего мозга, я счел наиболее правильным сделать господином вымысел, а методу и рассудку поручить обязанности лакеев. Основанием для такого распределения была одна подмеченная у меня особенность: я часто испытываю искушение быть остроумным, когда уже не в силах быть ни благоразумным, ни здравомыслящим…

Дублин. Площадь перед собором святого Патрика. Печальный перезвон колоколов… Несколько горожан остановились, опустили головы, мужчины сняли шляпы. Из кареты выглянул молодой человек в дорожном костюме. Это – Доктор Симпсон.

Доктор. Эй, господа, скажите, что случилось?По ком вдруг колокол печально зазвонил? Кто умер?

Первый горожанин. Умер Свифт.

Доктор. Кто?

Второй горожанин. Мистер Свифт. Декан собора Святого Патрика…

Первый горожанин (печально) . Заступник наш и добрый покровитель Обиженных, убогих и несчастных…

Доктор. Как жаль… Когда случилось это?

Первый горожанин. Сегодня, как обычно, в пять часов…

Доктор (вздрогнул) . Что значит «как обычно»?

Первый горожанин. Как обычно…

Доктор. Ты думаешь, болван, что говоришь?!

Горожанка

Ах, сударь, вы издалека, наверное?

Не знаете характера декана.

Он – очень пунктуальный человек,

Во всем порядок любит, аккуратность,

И если переходит в мир иной,

То ровно в пять, хоть проверяй часы…

Доктор. Так жив он?

Первый горожанин. Кто?

Доктор. Декан!

Первый горожанин. Как «жив», когда вам говорят, что «умер».

Горожанка

Уж и в газетах было извещенье,

И колокол собора затрезвонил…

Первый горожанин. Да вот он сам идет.

Доктор. Кто.

Первый горожанин. Свифт. Хоть у него спросите…

Молча проходит Свифт. На нем – черная сутана с белым пятном четырехугольного жабо – традиционное одеяние служителей англиканской церкви.

Доктор. Простите, мистер Свифт!

Я – доктор Симпсон. К вам сюда приехал из Лондона… По просьбе Опекунского совета… Чтоб, оказав вам помощь и леченье, избавить от душевного недуга… И вдруг мне эти люди говорят, что вы… простите… умерли…

Свифт молча кивнул.

Забавно! Но, извините, сэр, все это – бред! Навязчивая, глупая идея, которую мы мигом излечим, коль вы в леченье будете послушны… Вы слышите, о чем я говорю?

Свифт молча пошел прочь.

Ответьте, сэр! Скажите мне хоть слово…

Первый горожанин (усмехнулся) . Ну, доктор, вы – неверящий Фома!

Горожанка

Уж и в газетах было извещенье,

И колокол трезвонит целый час,

А вы хотите говорить с покойным…

Доктор (теряя терпение) . Послушайте, кто вы такие?

Первый горожанин. Мы?!

Второй горожанин. Мы – гости сэра Свифта!

Горожанка

Нас в дом его любезно пригласили,

Чтоб вместе с ним его же помянуть…

Доктор (усмехнулся) . Ах, вот как? Значит, вы безумны тоже?

Горожанка

Вы-то разве – нет?

Горожане с интересом разглядывают Доктора.

Доктор (отшатнулся) . Подите прочь! (Прыгнул в карету. )

Карета отъехала. Горожане провожали ее недоуменными взглядами.

Первый горожанин. Какой-то странный доктор…

Все засмеялись. Звук колокола усиливается.

1. Гости дома Свифта

Звон разбитого стекла. Камень, брошенный с улицы, влетел в одну из зал большого дома Джонатана Свифта.

. Множество окон и дверей, в глубине – крутая лестница, уходящая куда-то вверх. Появился дворецкий Патрик, человек средних лет, с бесстрастным лицом, стал сметать разбитое стекло. Следом в залу вошла сестра милосердия и домоправительница мисс Ванесса. Подошла к бюро, достала журнал.

Ванесса (записывая) . «5 октября. В доме Джонатана Свифта разбито оконное стекло…»

Патрик (мрачно) . Осмелюсь добавить, четвертое за неделю…

Ванесса (записывая) . «Четвертое за неделю»… Честно говоря, Патрик, после воскресной проповеди декан ожидал большого успеха… И камень мелковат…

Патрик (поднимая камень) . Смею не согласиться, мисс Ванесса. Для меня этого булыжника вполне достаточно… (Убрал камень в сундучок. )

Ванесса. В доме много гостей?

Патрик. Как обычно, мисс Ванесса.

Ванесса. Кто именно?

Патрик. Я не всех знаю… Великан Глюм… Какие-то люди с летающего острова… Лошади…

Ванесса (поправляя) . Гуингнмы, Патрик. Я же объясняла…

Патрик. Извините, гуингнмы… Потом, этот… который живет вечно…

Ванесса. Мистер Некто?. .

Патрик. Да. И лилипуты, мисс… Под ногами все время шмыгают лилипуты… Мешают работать…

Ванесса. Направляйте всех в сад. Я хочу, чтобы мистер Свифт мог спокойно здесь выпить чай…

Патрик. Я объясняю, но разве они слушают… В окна заглядывают, в двери лезут… И лилипуты, мисс, все время шмыгают лилипуты… У лакеев тоже есть нервы!

Ванесса. Я это помню! Особенно когда плачу вам жалованье…

Ванесса уходит. Патрик готовит чай: выкатил столик, зажег спиртовку. В одной из дверей появляется печальная фигура, одетая довольно странно английский котелок, сюртук, внизу что-то среднее между юбкой и туникой. На ногах – обувь, напоминающая древнегреческие сандалии. Это – мистер Некто.

Некто. Добрый вечер, Патрик.

Патрик. Добрый вечер, сэр. Всех просили спуститься в сад…

Некто. А может быть, сейчас утро?

Патрик. Вполне может быть, сэр. Просили спуститься…

Некто. Тогда – доброе утро!

Патрик. Доброе утро, сэр. (Пытается его выпроводить. )

Некто (упираясь) . А число? Какое число?

Патрик. Пятое октября.

Некто. А год?

Патрик (теряя терпение) . Вы спрашивали об этом уже утром!

Некто. Да?. . Не помню. А утром какой был год?

Патрик. Тысяча семьсот сорок пятый!

Некто. До Рождества или после?

Патрик, явно потеряв терпение, подошел к Некто, вытолкнул его в одну из дверей. Через секунду Некто появился из другой двери. В третью дверь сильно постучали. Патрик открыл дверь и увидел два огромных башмака. Патрик поднял голову, обращаясь к невидимому хозяину башмаков.

Патрик. Мистер Глюм, вас просили не приходить сюда!Тем более в грязной обуви. Пройдите в сад… Что?. . Что?Не слышу! Нагнитесь… Я вас прошу… (Обращаясь к Некто. ) Может быть, хоть один раз он стукнется головой… (Снова обращается наверх. ) Нет!Не прискакивал ваш Ланцелот! (Кричит. ) Рыцарь Ланцелот не прискакивал! .

Читайте также: