Дом который построил мхат

Обновлено: 02.05.2024

Здание МХАТа (ныне МХАТ им. Горького)

В 1972–1973 гг. архитекторами В.С. Кубасовым, А.В. Моргулисом и В.С. Уляшовым было построено новое здание МХАТа (ныне МХАТ им. Горького): величественное сооружение с темным фасадом, облицованным коричнево-красноватым туфом. Главный фасад театра разделен на длинные горизонтальные полосы, имитируя в камне театральный занавес, складками спадающий вниз. Сплошная белая полоса балконов и резко выдвинутые вперед металлические кронштейны, поддерживающие фонари и барельефы, изображающие четырех муз, подчеркивают главный вход, а также вносят ритм и динамику во всю композицию. Некоторые элементы декора и цветового решения позаимствованы из старого здания МХАТа (ныне МХАТ им. Чехова), построенного по проекту Ф.О. Шехтеля. Однако общая стилистика фасада сближена скорее с тяжеловесными прообразами петербургского или даже скандинавского модерна.

Интерьер театра, выполненный с применением натуральных материалов (темное дерево и камень) получил выразительное, но сдержанное решение. В пластической обработке стен, опорных стоек, перил и плафонов в сочетании с приглушенной колористической гаммой (оттенки коричневого и оливково-зеленого), создающей некоторую сумрачность помещений, проявилась напряженность образного мышления авторов. Использование приема перетекающих пространств, в котором разные виды освещения (люстры в виде сталагмитов, лестницы со светящимися поручнями) изобретательно применены для акцентирования переходов из одного помещения в другое, скрывает асимметричность внутренней организации.

Архитекторы создали яркое художественно-образное решение для здания театра, в котором найдено точное ощущение стилистического единства формы, пластики и цвета. Однако новое сооружение на Тверском бульваре выглядит чуждым и архитектурно не связанным с соседствующей застройкой, его внешний облик получился излишне тяжелым, давящим и по пропорциям, и по цвету темной туфовой облицовки.

В 2022 году в Москве откроют филиал Александринского театра. Возле метро «Коломенская»


Его здание даже почти достроено. Вот только строилось оно не для Александринки. Оно должно было стать еще одним зданием МХТ им. Чехова, и над его проектом много лет работал сам Олег Табаков.

«За основу проекта филиала МХТ по настоянию его художественного руководителя Олега Табакова было взято действующее здание в Камергерском переулке», — рассказывал еще три года назад главный архитектор здания Святослав Хегай «Москве 24».

Но после смерти Олега Павловича весной прошлого года и прихода на место худрука МХТ Сергея Женовача от здания почему-то решено было отказаться (об этом Женовач рассказал в начале сентября на сборе труппы).

И тут начались скандалы, интриги, расследования: вместо МХТ сюда должны были въехать Александринка и Ярославский драматический театр имени Волкова, который также называют Первым русским театром. Совместно. И даже было принято такое решение на высшем уровне. Но тут театральная общественность взбунтовалась: театры объединять нельзя! Казалось бы, два театра хотят объединить хозяйства, какое кому дело, но нет. Шла речь в первую очередь о том, что это объединение создаст плохой прецедент. Ходили шутки, что далее поступит решение: давайте объединим Большой и Малый театры, назовем Средний.

В итоге здание отдано целиком Александринке.

«Планируется, что сценическая площадка откроется в 2022 году. Место уже выбрано — это район станции метро “Коломенская”, где строили новую сцену МХТ имени Чехова, но театр отказался от этого проекта», — цит ирует «Говорит Москва» худрука Александринки Валерия Фокина.

Если изначальный архитектурный проект в силе, то здесь появится зал-трансформер на 647 мест с VIP-ложами, причем трансформироваться будут как сам зал, так и сцена (их размеры и местоположение), также будут очень быстро меняться декорации — благодаря наличию специальных подъемно-опускных площадок. Площадь перед театром время от времени тоже сможет принимать театральные представления.

Все это появится на пересечении Нагатинской улицы и проспекта Андропова возле метро «Коломенская» уже через два года.

Дом, который построил МХАТ

Стоят в тихих переулках московского центра большие представительные дома. Их стены обвешаны мемориальными досками, на которые мало кто обращает внимания. Местные жители давно привыкли к мраморным и гранитным портретам и надписям на фасадах, вечно спешащим прохожим попросту не до окружающих достопримечательностей, а экскурсионные группы сюда забредают редко. Лишь неспешно прогуливающаяся старушка, вздев на нос очки, медленно прочтет некогда гремевшее на всю страну имя. Прочтя, вспомнит бело-золотой зал Большого театра, саму себя в бархатном вечернем платье, а на сцене - Лемешева в роли Ленского. Или строго-серый МХАТ и его великих актеров - Качалова, Москвина. А после третьей-четвертой доски поймет бабушка, что и сам дом-то сей не простой, а артистический.

image001

[ Нажмите, чтобы прочитать ] Да, начиная с двадцатых годов нашего столетия обиталища работников искусств плотно обсели полосу центра вдоль улицы Горького. Десятки домов здесь выстроены специально для актеров, певцов, музыкантов, композиторов. Спроектированы эти постройки с учетом особых требований, и почти каждое из них интересно и с архитектурной точки зрения, и как памятное место. Пройдите от Советской площади (по недоразумению именуемой ныне Тверской) немного в направлении от центра и сверните в первую же отходящую направо улицу. Таблички на стенах утверждают, что это Глинищевский переулок. Почти в самой его середине с левой стороны стоит дом под номерами 5-7, на который нельзя не обратить внимания. Он выше окружающей застройки, поставлен с отступом от красной линии. Крупные архитектурные формы сразу выделяют его в ряду мелких, дробных членений соседних фасадов.

Безымянный

А главное - дом украшен сразу десятью мемориальными досками и занимает по этому показателю третье место в Москве, уступая лишь знаменитому Дому правительства на улице Серафимовича (на нем около двадцати пяти памятных знаков) и бывшему пятому Дому Советов на улице Грановского (там досок порядка пятнадцати). И, в отличие от названных зданий, где обитали государственные и партийные деятели, полководцы, ученые, мемориальные доски на доме в Глинищевском переулке посвящены исключительно артистам. Это и понятно - дом этот строился в 1935-1938 годах для жилищно-строительного кооперативного товарищества Московского Художественного академического театра и театра имени Станиславского.

PICT1498

PICT1489

PICT1490

PICT1491

PICT1492

PICT1493


С 1938 по 1965 в этом доме жили Любовь Орлова и Григорий Александров , в кв. 103. А памятной доски - нет.




Немного странно, что проектированием театрального дома занялась проектная мастерская Наркомата тяжелой промышленности, руководимая тогдашней знаменитостью - П. А. Голосовым. А непосредственными авторами проекта стали В. Н. Владимиров и Г. И. Луцкий. Сразу скажем, потрудились они на славу.

Над основным восьмиэтажным корпусом дома возвышается тяжелая башня в тринадцать этажей, да еще четырнадцатый - технический. На первый взгляд дом кажется аскетически простым, даже мрачным, но при ближайшем рассмотрении открываются многочисленные декоративные детали. Цоколь дома эффектно отделан лабрадором, порталы выходящих на улицу подъездов выполнены в технике сграфитто. Этот эффектный прием довольно редок в Москве из-за своей трудоемкости. Несколько слоев разноцветной штукатурки накладываются друг на друга, а потом верхние слои сцарапывают по определенному рисунку. Так возникает устойчивое даже в нашем вредном климате цветное изображение.

Наиболее насыщенной декорацией отличается основание башни, где расположен проезд во двор. По его сторонам размещены белокаменные рельефы скульптора Г. Мотовилова на темы культурного отдыха советских людей. Над вереницами счастливых матерей и атлетически сложенных физкультурников парят скрипка, арфа, трубы. На главный фасад выходят ряды удобных лоджий, а вдоль седьмого этажа тянется непрерывная лента балконов.

glinisshevskper5_2





Самые интересные открытия ожидают тех, кто войдет в ведущую во двор арку. Вместо ожидаемого длинного тоннеля они тут же окажутся в просторном зале высотой в два этажа. В зал выходят два подъезда, обслуживающих квартиры, расположенные в башне. Сразу ощущается забота проектировщиков о народных артистах - им предоставлялась возможность выйти из подъезда и сесть в автомобиль, не опасаясь дождя и порывов холодного ветра.

Но этого еще мало - в зале размещены две лестницы, ведущие сразу на второй этаж. Сейчас эти красивые и надежно защищенные от ветра лестницы используются праздношатающимися элементами для организации небольших пикников.

PICT1499

PICT1500

На этом неожиданности, преподносимые проездом, не кончаются. Чуть дальше тоннель неожиданно разветвляется: узкие пешеходные тоннели идут вправо и влево, а вперед продолжается основной проезд для автомобилей. Такого, пожалуй, нигде больше в Москве не встретишь. Лишь выйдя во двор, можно понять планировочный замысел зодчих. То, что казалось башней, на самом деле представляет собой высокий дворовый корпус, поставленный перпендикулярно уличному и как бы врезающийся в него.

Ряд гаражей надежно отгораживает двор дома от соседней «Бахрушинки». Этот один из самых больших в дореволюционной Москве жилых комплексов, состоявший из расставленных вдоль узкого проходного двора мрачных доходных корпусов, получил название по фамилии своих владельцев Бахрушиных. Среди почтенных и полупочтенных жильцов там обитала и голытьба, и откровенная шпана.

В общем, дом строили с душой и любовью, и вышел он одним из самых интересных в тогдашней Москве. Но зодчие-соперники оценивали его весьма строго. Так, один из наиболее влиятельных архитекторов Москвы, да и всего СССР - А. В. Щусев - дал творению Владимирова и Луцкого уничтожающую оценку: «По улице Немировича-Данченко появилось здание с совершенно случайной некрасивой башней, отнюдь не согласованной с ансамблем Советской площади». С легкой руки академика неодобрительные отзывы о новой постройке вошли в правила хорошего тона.

Конечно, с маститыми спорить не полагается, но разобраться, чем же не угодил дом МХАТа корифею советской архитектуры, все же смысл имеет. Во-первых, Щусев ругает лишь один элемент - башню, следовательно, само строение не так уж и плохо. Во-вторых, речь идет о связи дома с ансамблем Советской площади. Но попробуйте-ка оттуда углядеть дом МХАТа - вряд ли что получится, разве что самую макушку башни заметите. Щусев-то ворчал по старой памяти (о том, что он именно вспоминал, а не критиковал по горячим следам, свидетельствует название улицы - имя Немировича-Данченко она получила лишь в 1938 году), представляя себе Советскую площадь начала тридцатых годов, когда на месте нынешнего здания, где книжный магазин «Москва», стояли невзрачные двух- и трехэтажные домишки, и торчавший над ними массивный параллелепипед действительно оставлял странное впечатление. Но уже в 1939-1940 годах хибарки сменились ныне существующим домом, затем в 1953-1954 к нему пристроили новые корпуса, замкнувшие площадь и закрывшие с нее вид на Глинищевский переулок. Так что претензии насчет `несогласованности с ансамблем следует отмести как напрочь устаревшие.

В самом же переулке, несмотря на его узость, дом отнюдь не производит впечатления тяжести. Наоборот, вертикаль башни рассекает сплошной горизонтальный ряд почти одинаковых по высоте протяженных домов, является броским (хотя, быть может, и недостаточно) архитектурным акцентом, придает переулку типично московский живописный характер. Трудно решить, предвидели ли молодые архитекторы, проектируя свой дом, грядущие изменения окружающей застройки, или все получилось у них случайно. Так или иначе, но ход истории все расставил по своим местам.

А в тридцатые годы косые взгляды академиков и профессоров, похоже, сыграли свою роль. По крайней мере пресса, обычно не скупившаяся на описание выдающихся достижений сталинского плана реконструкции Москвы, внимания дому почти не уделила. В то время, как его менее замечательным собратьям посвящались статьи и отводились целые полосы газет и журналов, о доме в Глинищевском переулке была опубликована лишь одна весьма сдержанная статья в журнале «Архитектура СССР». Труднообъяснимое игнорирование, конечно же, сослужило творению Владимирова и Луцкого плохую службу. Популярные путеводители по Москве упоминали о доме вскользь, лишь в связи с мемориальными досками. А если и сообщалось что-то о его архитектуре, то неизменно с грубыми ошибками.

Так, одним из почтеннейших знатоков Москвы считался С. К. Романюк, выделявшийся в прежние времена из серой массы «москвоведов» глубиной своих исследований по истории города и крайней редкостью допускаемых ошибок. Но и на старуху бывает проруха. Камнем преткновения для Романюка стал именно дом по улице Немировича-Данченко. По каким-то непонятным причинам его автором назван А. В. Щусев, каковое утверждение становится просто комичным, если вспомнить вышеприведенный критический отзыв маститого зодчего о приписываемом ему произведении. Далее, захромала у москвоведа арифметика, а может быть, просто не сумел он снизу из узкого переулка разглядеть все этажи башни, вот и получилось их всего двенадцать вместо тринадцати. И это пишется в одной из лучших книг, о других говорить даже не хочется.

Зато живших в доме знаменитостей называют обычно правильно, ибо для этого никаких изысканий производить не нужно. Все фамилии можно прочесть прямо на доме, на украшающих его мемориальных знаках. Одна из досок установлена в память о В. И. Немировиче-Данченко. Знаменитый театральный деятель перебрался сюда сразу после завершения строительства в 1938 году. До этого он занимал квартиру в особняке по улице Герцена, 50, на первом этаже, где творчеству маэстро мешали шум и суета оживленной магистрали.

Среди обитателей нового дома Немирович-Данченко представляет особый интерес и как основатель Московского художественного театра (а тем самым и его жилищного кооператива), и как человек, давший имя улице, где стоит дом. Восьмидесятилетие Владимира Ивановича (в 1938 году), уже при жизни ставшего человеком-легендой, было отмечено переименованием переулка в улицу Немировича-Данченко. И нельзя не пожалеть, что в ходе недавней бестолковой и нелепой волны переименований на карте Москвы опять возникло никчемное замшелое название – Глинищевский переулок. Бывшая квартира народного артиста превращена в музей, филиал музея МХАТа. Посетители этого мемориала могут не только ознакомиться с жизнью создателя Художественного театра, но и оценить удобства планировки квартир дома.

Еще один человек, чья фамилия красуется на фасаде дома, неразрывно связан с возникновением всемирно прославленного театра. Это И. М. Москвин, исполнитель главной роли царя Федора Иоанновича в самом первом спектакле МХАТ.

Следующая доска невольно наводит на размышления о быстротечности человеческой истории. До 1959 года в доме жила Ольга Леонардовна Книппер-Чехова, супруга Антона Павловича Чехова. Для юных москвичей великий русский писатель - древняя-предревняя история, почти такая же, как Бородинская битва. А ведь жену этого писателя в детстве вполне могли встречать еще их родители - не какие-нибудь исключительные долгожители, а обычные представители нынешнего среднего поколения.

Чести быть увековеченными в камне на стенах артистического дома удостоились также актеры М. Н. Кедров, В. П. Марецкая, А. К. Тарасова, В. О. Топорков, И. Л. Туманов, Б. А. Смирнов, кинорежиссер С. И. Юткевич. Рядом какие-то остряки прилепили доску с надписью, гласящей, что на этом месте стояла церковь Алексея Митрополита. Затея на первый взгляд неплохая, но если вдуматься, то довольно наивная. Стоит лишь вспомнить, что все без исключения дома нашего города стоят на месте других, древних построек, чтобы представить себе таблички типа «Здесь была избушка тетушки Ненилы» или «Сей дом построен на месте псарни Ивана Калиты». Излишек информации так же вреден, как и ее недостаток, поэтому вытаскивать из прошлого на улицы, на всеобщее обозрение нужно только самые яркие события и наиболее достойные объекты (к числу последних несомненно относится и дом по улице Немировича-Данченко). Иначе они могут просто утонуть среди «Глинищевских переулков» и ничем не замечательных избушек и церквей.

«Театральные» дома: сколько стоит поселиться рядом со знаменитыми актерами?

Существуют в Москве дома, построенные в прошлом веке специально для творческой интеллигенции. Архитекторы проектировали не только здания, но и создавали декорации для театральных спектаклей. А актеры и режиссеры, в свою очередь, создавали жилищные кооперативы и привлекали потом именитых зодчих к постройке домов для них.

В наше время застройщики тоже возвели несколько домов в столице с «театральными» названиями и как бы для актеров, однако цены на квартиры в них на порядок выше, чем на недвижимость в «театральных» зданиях XX столетия.

Дом артистов МХАТ

В 1927-1928 годах в Брюсовом переулке появился монументальный дом для артистов Московского художественного театра. Конечно, масштабность должна была возвеличивать это здание – строили-то его по проекту Алексея Щусева, автора Мавзолея Ленина, здания НКВД на Лубянке и фасадов гостиницы «Москва». Мрамор, розовый гранит и кварц – вот из каких материалов ваял главный монументалист советской архитектуры.

Получилось здание с мраморной крошкой на фасадах и террасой с видом на Кремль. Некоторые квартиры строились с каминами, а в одной даже сделали бассейн!

Здесь селились драматические артисты Василий Качалов, Иван Москвин, Нина Литовцева, философ Густав Шпет, артист балета Марис Лиепа. В доме жил и сам маэстро Щусев.

Сейчас в доме №17 в Брюсовом переулке обитают потомки творческих людей прошлого столетия, а также современные известные режиссеры, художники, артисты балета – в общем, многие деятели искусств нашей страны.

Например, в прошлом году здесь купил жилье режиссер Федор Бондарчук в подарок своей второй жене Паулине Андреевой. Площадь квартиры – 100 кв. м.

Соседка Бондарчука и Андреевой – известная балерина Ильзе Лиепа, у нее почти такой же метраж помещения.

В этом же доме в трехэтажных апартаментах с собственным лифтом живет и работает известный художник Никас Сафронов.

Дом артистов Большого театра

А чуть позже, в 1933 году, Щусев построил еще один дом в Брюсовом переулке – для артистов Большого театра.

В доме сделали специальную систему шумоизоляции, дабы артисты Большого могли репетировать не боясь, что им постучат в стену молотком. Габариты квартир разработаны так, чтобы в комнату мог пройти рояль.

Здесь жили солисты оперы Иван Козловский, Мария Максакова, Антонина Нежданова – в честь этой певицы Брюсов переулок даже переименовывали на 30 лет в улицу Неждановой. В квартире № 10 сейчас музей-квартира ее мужа — дирижера Николая Голованова.

Трехкомнатная квартира площадью 115 кв. м с дизайнерским ремонтом в Брюсовом переулке обойдется сегодня в 65 млн рублей (ниже в фотогалерее).

Дом недели: здание МХТ имени Чехова в Камергерском переулке

Заседание началось в два часа дня и окончилось на следующий день утром, в восемь часов.

Встречались режиссер, актер, руководитель Общества искусства и литературы, наследник золотоканительного фабриканта Константин Сергеевич Станиславский и драматург, преподаватель драматических классов Московского филармонического училища Владимир Иванович Немирович-Данченко. Начали в «Славянском базаре» на Никольской, затем перебрались в усадьбу Любимовка и там продолжили.

Дом недели: здание МХТ имени Чехова в Камергерском переулке

22 июня 1897 года считается днем создания Художественно-общедоступного театра.

Знаменитое здание за оливковым шехтелевским фасадом в Камергерском, известное как МХТ им. А. П. Чехова, символ отечественного театрального дела, последний раз переживало реставрацию в 1981–1987 годах. Тогда же была за счет артистических уборных расширена сцена, заменены кресла, светильники, установлена новая вентиляция, сделаны пристройка и помещение для малой сцены.

Пришло наконец время следующей реставрации. О ней объявило руководство театра.

Стоит воспользоваться случаем и заодно перетрясти список любопытных фигур, связанных с адресом «Камергерский переулок, дом 3», тем более что переулок неоднократно менял название. В частности, был Одоевским, по фамилии владельцев участка земли, представителей богатейшего дворянского рода, князей, ведущих свое родословное древо от варяга Рюрика и святого князя Михаила Всеволодовича Черниговского.

В Белом городе, в шаговой доступности от Кремля, там, где в середине XIV столетия был двор Иакинфа Шубы, легендарного воеводы Дмитрия Донского, сложившего голову в бою с литовским князем Ольгердом, а затем двор бояр Милославских, родственников первой жены царя Алексея Михайловича, в конце XVIII века появляется городская усадьба екатерининского вельможи Петра Ивановича Одоевского (1740–1826).

Дом недели: здание МХТ имени Чехова в Камергерском переулке

Князя, прослывшего филантропом, красочно описал мемуарист Филипп Вигель, которому довелось побывать в доме: «Он был сухонький старичок, но весьма живой и, как говорят французы, еще зеленый. Мне сказали, что он отставной полковник; а я, признаюсь, сначала принял его за отставного камергера. Он нисколько не походил на тех отважных екатерининских полковников, которых прежде я видел в Киеве; несмотря на имя его, я даже не вдруг поверил, что он русский: не знаю, природа ли или искусство дали ему совершенно французскую наружность, хрустальные ножки и какое-то затруднение в выговоре. Но в доме его все напоминало русское барство, и в нем только он один был аристократ». Внучатым племянником Петру Одоевскому приходился Владимир Федорович Одоевский, известный писатель, один из основоположников русского музыкознания и организаторов кружка русских философов — «любомудров». Отец Владимира скончался после неудачной операции, мать, бывшая крепостная девушка Катя Филиппова, вышла замуж за скромного подпоручика и уехала с ним из Москвы. Детство «русского Фауста», автора сказки «Городок в табакерке», философского романа «Русские ночи» и романтической повести «Косморама», прошло в хоромах двоюродного деда.

Деревянный двухэтажный дом Одоевских вместе с кварталом погиб в пожаре 1812 года. Занимавшийся восстановлением зодчий Осип Бове выдавал погорельцам планы новых зданий, прошедших через Комиссию для строения Москвы. Петр Иванович, вернувшись на родное пепелище, немного отступив от красной линии проезда, ставит на старом фундаменте новый каменный трехэтажный дворец с колоннами, полукружием парадного входа и парой симметричных флигелей с запада и востока.

Дом недели: здание МХТ имени Чехова в Камергерском переулке

Имение было завещано племяннице Одоевского, княжне Варваре Ивановне, бывшей замужем за Сергеем Степановичем Ланским, действительным тайным советником, обер-камергером, главой масонских лож и с 1855 года министром внутренних дел. Историки предполагают, что в гостях у Ланских бывал Пушкин.

Далее дворец переходит к надворному советнику Сергею Александровичу Римскому-Корсакову, женатому на кузине драматурга Грибоедова, Софье Алексеевне, прототипе Софьи в «Горе от ума». Римские-Корсаковы, гостеприимные и хлебосольные хозяева, устраивали в доме праздники, балы, маскарады, по воскресеньям вечера запросто, иногда человек на сто.

Дворянская Москва тем временем сдавала позиции Москве купеческой. Задолжавший городскому Кредитному обществу 95 800 рублей Сергей Римский-Корсаков вынужден был выставить особняк на аукцион, который выиграли купцы, Степанов и Лианозов. Заплатив 231 900 рублей, они вступили во владение объектом недвижимости в 1872 году. Через четырнадцать лет полноправным хозяином дома остается Георгий Мартынович Лианозов, крупнейший нефтепромышленник, меценат. Геворг Мартынович Лианосян (1835–1907), так его на самом деле звали, владел нефтяными промыслами в Бакинском уезде Бакинской губернии и керосиновым заводом в Баку. Именно Лианосян, купец 2-й гильдии, конкурент фирмы Ротшильда и «Товарищества братьев Нобель», в персидском порту Энзели основал фабрику по производству черной икры и прославил на весь мир этот продукт как «русский деликатес». Кстати, в честь армянского предпринимателя название получил дачный поселок (купец там владел бывшим имением князя Куракина), а затем и весь район — Лианозово. И это уже не говоря о колбасном заводе, молочном комбинате, электромеханическом заводе, парке культуры и отдыха. И, разумеется, фамилия бакинского толстосума по иронии судьбы отпечаталась и в названии Лианозовской группы, с которой началось все московское неофициальное искусство.

Лианозов был поклонником Мельпомены, поэтому московский дом было решено переустроить для размещения в нем театра. Пригласили архитектора Михаила Николаевича Чичагова, спроектировавшего зрительный зал в трех этажах задней части дома. Во дворе был возведен объем сцены. Новый Лианозовский театр стали сдавать внаем частным антрепризам.

Дом недели: здание МХТ имени Чехова в Камергерском переулке

Горельеф «Пловец» работы скульптора Анны Голубкиной

Первая труппа, арендовавшая помещение — Русский драматический театр антрепренера Федора Адамовича Корша. В его частном предприятии блистали актеры бывшего театрального коллектива Анны Алексеевны Бренко. Молодая актриса Малого театра организовала так называемый Пушкинский театр, где играли Пелагея Стрепетова, Александра Глама-Мещерская, Александр Южин, Модест Писарев и другие звезды русской сцены, но по финансовым причинам его закрыла.

В Лианозовском театре в Камергерском переулке 9 января 1885 года спектаклем «Русалка» Даргомыжского дебютировала Частная русская опера Саввы Мамонтова.

В том же здании пройдет недолгая жизнь частной антрепризы Елизаветы Николаевны Горевой. На этой сцене состоялся дебют будущего корифея отечественной оперы Леонида Собинова.

В 1891 году особняк сдали в аренду французскому увеселителю Шарлю Омону, чей кафешантан Станиславский впоследствии назовет «вертепом разврата» и сам же сыграет далеко не последнюю роль в борьбе за воспитание вкуса.

Их с Немировичем-Данченко инициатива по реформированию существующей театральной системы, созданию театра нового типа, новой труппы, восставшей против шаблона и рутины и одновременно объединенной общностью идеалов, увенчалась успехом. После первых четырех сезонов, проведенных в стенах зимнего театра «Эрмитаж» в Каретном ряду, в 1902 году Художественный театр переехал в собственное здание. Финансовую поддержку оказал предприниматель Савва Тимофеевич Морозов. «Ситцевый король» вошел в состав Товарищества для учреждения Общедоступного театра, возглавил правление паевого товарищества по эксплуатации МХТ и строительства нового театрального здания в Камергерском переулке. Мануфактур-советник был страстно влюблен в актрису Марию Андрееву, бывшую жену действительного статского советника Желябужского и гражданскую жену Максима Горького. Морозов застраховал себя на сто тысяч рублей, а полис на предъявителя вручил красавице Андреевой. Та же после самоубийства купца в 1905 году в Каннах большую часть суммы передала партии большевиков.

Дом недели: здание МХТ имени Чехова в Камергерском переулке

С. Т. Морозов на стройке здания МХТ. 1902

Лианозовский театр был арендован на двенадцать лет. Его перестройка обошлась Морозову в триста тысяч рублей. При этом модный архитектор Федор Осипович Шехтель составил проект абсолютно безвозмездно и в очень короткие сроки. Указания он давал прямо на стройплощадке, делая наброски углем по сырой стене. Он же придумал знаменитый мхатовский символ — чайку, украшение занавеса театра.

Дом недели: здание МХТ имени Чехова в Камергерском переулке

Гипсовый горельеф «Пловец» над правым входом выполнила Анна Семеновна Голубкина, тогда еще начинающий скульптор. Морозов средств не жалел: заграницей заказали электрическое осветительное оборудование, устроили вращающуюся сцену, в те времена редкость даже в Европе. Шехтель создал атмосферу, далекую от привычной для подобной типологии парадности и пышности.

Станиславскому его новый театр понравился: «Я люблю этот серьезный, немного мрачный и задумчивый зал с его темной дубовой мебелью и такими же парапетами лож. Тусклое освещение идет к нему, как сумерки к нашей северной природе. Они навевают думы и располагают к мечтанию».

Текст: Евгения Гершкович
Фото: © Дмитрий Неумоин/Фотобанк Лори, @museummhat, Юрий Шатохин

Москва, построенная Федором Шехтелем: Дом с тайной молельней, МХАТ с чайкой на занавесе

Федор Шехтель построил для себя в Ермолаевском вот такой замок.

Его называют отцом русского модерна. Хотя при жизни официально Федор Шехтель так и не получил диплом архитектора.

Здания, построенные по его чертежам, можно узнать интуитивно. Сглаженные углы на фасадах, башни с конусными крышами, окна разных размеров. Мастер не боялся экспериментировать. И прорабатывал каждый элемент. Сейчас почти все эти дома охраняются государством. И про каждый можно рассказывать часами.

Взять хотя бы особняк Рябушинского, в котором жил Горький. Дом является блестящим образцом модерна, при этом Корней Чуковский писал, что давно не видел такой мерзкой пошлятины. «Ни одной честной линии, ни одного прямого угла. Все испакощено похабными загогулинами, бездарными наглыми кривулями».

Федора Шехтеля называют отцом русского модерна.

Федора Шехтеля называют отцом русского модерна.

В отличие от особняка Рябушинского, куда пускают бесплатно, увидеть нынешнюю обстановку других шехтелевских зданий в большинстве случаев нельзя. У ворот охрана, а внутри расположились посольства и консульства. А вот осмотреть снаружи никто не запрещает.

Начнем с дома, в котором жил сам Шехтель.

1. В Ермолаевском переулке

С виду это строение напоминает и русскую избушку, и средневековый замок одновременно. Архитектор экспериментировал на самом себе. Потому что этот дом был собственностью Шехтеля.

Увидев, что ворота открыты, я было ринулся в маленький дворик. Но через секунду из сторожки выскочил человек в форме и пояснил, что посольство Республики Уругвай не проходной двор.

На мозаичном панно составлены литеры F и S. Инициалы архитектора. В то время он был Францем, а Федором Осиповичем стал после Первой мировой войны. Как пишут в справочниках, в знак солидарности с русским народом.

Адрес: Ермолаевский переулок, 28, стр. 1 (ст. м. «Маяковская»).

Год постройки: 1896 год.

2. Здесь был. Горький

15 минут ходьбы - и мы возле особняка Рябушинского. Того самого, о котором Чуковский отзывался так нелестно. Крыльцо напоминает огромную букву «П». Точнее, заглавную буквицу, какие раньше вырисовывали в самом начале текста. Этот особняк Шехтель построил для своего друга Степана Рябушинского, оформив в морском стиле. На стенах изображены медузы, ракушки, водоросли, черепахи. Мраморная лестница напоминает волну.

Особняк Рябушинского.

Особняк Рябушинского. Фото: Михаил ФРОЛОВ

Рябушинский был старообрядцем и собирателем икон. Специально для него архитектор спроектировал молельню, причем как тайную комнату. Неосведомленный человек найти ее не мог.

В 30-е годы здесь жил Максим Горький - в честь этого в 1965 году в особняке устроили музей писателя. А потому это тот редкий случай, когда шехтелевский дом можно осмотреть и внутри. Удивляет, насколько хорошо он сохранился. Атмосфера возле особняка умиротворяющая. Сад, цветочки. Под огромным каштаном - скамейка. Через дорогу - храм Большое Вознесение, в котором Пушкин венчался с Гончаровой.

Адрес: Малая Никитская, 6/2, стр. 5 (ст. м. «Тверская»).

Год постройки: 1903 год.

3. МХАТ Станиславского и Немировича-Данченко

Дальше сворачиваем в Газетный переулок и идем в сторону Тверской. Минуем подземный переход и оказываемся в Камергерском переулке. Издалека видим крупную надпись - Чеховъ. Это Московский Художественный театр, который тоже был построен по проекту Шехтеля. Точнее, реконструирован. Причем в этом случае архитектор выполнил работу во имя искусства, не взяв ни копейки. Он же придумал занавес сцены с изображением чайки, которая стала символом МХАТа.

Театр сейчас официально называется Московский Художественный театр им. А. П. Чехова. В его труппе много актеров, которых мы знаем по ролям в кино. Пореченков, Семчев, Трухин, Хабенский, Верник, Дюжев и другие.

Московский Художественный театр тоже был построен по проекту Шехтеля.

Московский Художественный театр тоже был построен по проекту Шехтеля. Фото: Михаил ФРОЛОВ

Кстати, здание театра в ближайшем будущем отреставрируют.

Адрес: Камергерский переулок, 3 (ст. м. «Театральная»).

Год реконструкции старого здания: 1903 год.

4. Меркурия несчастный лик

Проходим через Лубянский проезд и выходим на Мясницкую. Здесь примостилось еще одно детище Федора Шехтеля - фарфоровый дом. С округлой и витиеватой архитектурой. Его построили для представительства Матвея Кузнецова, который был фарфоровым магнатом. Здесь можно было купить (или заказать) посуду самого разного уровня. Клиентами были как крестьяне, так и потомственные аристократы.

Фарфоровый дом.

Фарфоровый дом. Фото: Михаил ФРОЛОВ

Сейчас здание закрыто. Внутри идет ремонт. И, по словам рабочих, здесь будет продюсерский центр. И что сюда даже Игорь Крутой иногда приезжает.

Адрес: Мясницкая, 8/2 (ст. м. «Лубянка»).

Год постройки: 1903 год.

Статус: памятник строительства и архитектуры.

ЕЩЕ ЗДАНИЯ ШЕХТЕЛЯ В СТОЛИЦЕ

- Особняк Дерожинской (Кропоткинский переулок, 13, стр. 1)

- Ярославский вокзал (Комсомольская площадь, 5)

- Особняк Морозовой (Спиридоновка, 17)

- Особняк Смирнова (Тверской бульвар, 18, стр. 1)

- Типография Левенсона (Трехпрудный переулок, 9)

- Дом Шехтеля (улица Большая Садовая, 4, - последний дом, который он построил для себя).

Возрастная категория сайта 18 +

МХАТ: проспект внутри бульвара и тайная комната с китайским жиром


Знаете ли вы народного архитектора Владимира Кубасова, чье имя внесено Парижским институтом архитектуры в число выдающихся архитекторов ХХ столетия? Уверена, что нет. Хотя главное детище Кубасова стоит у всех на виду, на Тверском бульваре и согласно задумке мастера, это здание каждый из нас должен был знать и снаружи и изнутри.

В труд своей жизни, здание МХАТа имени Горького на Тверском бульваре, Кубасов вложил всего себя. Он продумывал каждую деталь. От птичек-крючочков в гардеробе (ведь с "Синей птицы" - начинался МХАТ) - до цвета паркета, когда каждый кусочек дерева морили в присутствии архитектора.

- Это будет не просто театр, это будет проспект внутри бульвара, - мечтал Кубасов. Он хотел, чтобы огромное пространство площадью почти 26 тысяч квадратных метров было открыто для людей.

На сцене разбирают декорации только что отыгранного спектакля "Синяя птица".

На сцене разбирают декорации только что отыгранного спектакля "Синяя птица". Фото: Александр ШПАКОВСКИЙ

Гуляли по улице, вошли в театр: не на спектакль, а просто так. Чтобы посидеть у фонтана, послушать шелест листвы в зимних садах, поймать блики волшебных фонарей, выполненных в виде клевера. И выйти снова, не заметив, где заканчивается здание и начинается природа.

Огромное и абсолютно современное даже по современным меркам здание было задумано в полной гармонии с окружающей средой. И потому вся материя здания - природная: камень, песок, вода, дерево.

Вся материя здания - природная - камень, песок, вода, дерево.

Вся материя здания - природная - камень, песок, вода, дерево. Фото: Александр ШПАКОВСКИЙ

Задумка и сегодня поражает современностью, что говорить о семидесятых годах, когда театр был построен. Но видел ли кто-нибудь из нас МХАТ таким, каким его задумал архитектор? Увы, до недавнего времени большая часть красот театра была спрятана от зрителя, превращена в склады, китайские кафе и вообще закрыта на клюшку.

Новая команда, пришедшая вместе с новым худруком, взялась за идею открыть пространство в соответствии с задумкой архитектора.

НАЧИНАЕТСЯ С ВЫВЕСКИ

Театр начинается с вешалки, но, прежде чем войти во МХАТ, обращаем внимание на новую вывеску: «МХАТ имени Горького». Мелочь, но важная. Лишь несколько месяцев назад здание обзавелось вывеской, которой не было долгие сорок лет.

Название на фасаде появилось недавно. А до этого зрители путались, приходили не туда, ведь есть два МХАТа. Один - в Камергерском переулке, другой - на Тверском бульваре (на фото).

Название на фасаде появилось недавно. А до этого зрители путались, приходили не туда, ведь есть два МХАТа. Один - в Камергерском переулке, другой - на Тверском бульваре (на фото). Фото: Александр ШПАКОВСКИЙ

- Обратите внимание на ручки, - просит замдиректора по административно-хозяйственной деятельности Ольга Ивашова, когда открываем массивные деревянные двери. А ведь и правда: знаменитые мхатовские ручки, сделанные в виде золотых слитков, блестят, как новые. (Я-то помню их черными и потускневшими.)

Мхатовские ручки снова блестят.

Мхатовские ручки снова блестят. Фото: Александр ШПАКОВСКИЙ

ОПАСНАЯ «ДЖОНКА»

На первом этаже, сделав сложный крюк через служебные помещения, попадаем в тайную комнату сразу за центральным гардеробом.

МХАТ начинается с вешалки. Так завещали Станиславский и Немирович-Данченко.

МХАТ начинается с вешалки. Так завещали Станиславский и Немирович-Данченко. Фото: Александр ШПАКОВСКИЙ

Кажется, в таких интерьерах снимаются фильмы ужасов. Длинный загаженный коридор наподобие больничного, выложенный грязным кафелем, в центре композиции - черная-черная вытяжка, обрамленная огромным черным пятном горелого жира. Судя по всему, когда-то здесь активно функционировала кухня. И судя по неприятному запаху - восточная.

- Да-да, - подтверждают наши догадки провожатые.

Кухня бывшего китайского подпольного кафе.

Кухня бывшего китайского подпольного кафе. Фото: Александр ШПАКОВСКИЙ

К моменту смены руководства кафе уже покинуло гостеприимные своды МХАТа, но оставило после себя массу последствий.

- Вентиляцию загадили так, что жиром в зрительных залах пахло, - говорит исполнительный директор МХАТа Татьяна Ярошевская.

На откуп китайским дизайнерам отдали и убранство помещения. В итоге после их пребывания зал выглядит как приграничная тайга. Содрана драгоценная деревянная обивка с колонн. Армянский туф, редчайший материал, который сегодня не сыщешь днем с огнем, - сбит. Кое-где на стенах зияют дыры.

Зрительный зал театра.

Зрительный зал театра. Фото: Александр ШПАКОВСКИЙ

Год назад восьмидесятилетней архитектор Кубасов пришел в театр. Он был рад оказался здесь впервые за много лет. Но, увидев, во что превращен буфет, заплакал.

Утраченного не вернуть, но, по задумке создателей, буфет вернется зрителю в виде модного арт-пространства.

Кого только не встретишь за кулисами.

Кого только не встретишь за кулисами. Фото: Александр ШПАКОВСКИЙ

«К КАКОМУ ЮБИЛЕЮ - УЖЕ И ЗАБЫЛИ»

- Здесь же все было заколочено, забито, заставлено какими-то конструкциями новодельными. Да что я говорю, вы же видели эту «Джонку». - эмоционально жестикулирует Татьяна Ярошевская, пока мы поднимаемся на второй этаж.

Оказывается, тайная комната за гардеробом - не единственное секретное место.

На втором этаже нас ждет новый сюрприз в виде огромного балкона по периметру стены здания. В прежние времена балкон закрывали огромные ширмы от пола до потолка, украшенные портретами Дорониной и актеров. Ширмы установили к юбилею актрисы. Но вот к какому именно и когда - все уже и забыли, равно как и то, что когда-то за ширмами скрывался светлый и просторный балкон. Уже летом посетители театра смогут выходит на него, чтобы выпить чашечку кофе и посмотреть на прекрасный столичный бульвар.

В прежние времена балкон (справа за окнами) закрывали огромные ширмы.

В прежние времена балкон (справа за окнами) закрывали огромные ширмы. Фото: Александр ШПАКОВСКИЙ

В театре открыли все пространства, которые можно открыть. Заблудиться здесь уже невозможно, но можно заслушаться.


Где-то ёжатся на йоге, где-то - читают стихи и ведут философские семинары. Появился и книжный магазин.

В книжном магазине.

В книжном магазине. Фото: Александр ШПАКОВСКИЙ

И ПОД ЗАНАВЕС

Ведро с птичками

Осматривая сцену, где демонтировали только что отыгранную "Синюю птицу", мы обратили внимание на довольно ржавое ведро, надетое на фонарь. Ведро выглядело так архаично, что мы подошли поближе и приглядевшись, обнаружили дырочки в виде птичек, вырезанные по периметру жестянки.

С виду - ржавое ведро, а присмотришься - легендарный реквизит МХАТа.

С виду - ржавое ведро, а присмотришься - легендарный реквизит МХАТа. Фото: Александр ШПАКОВСКИЙ

Это наш талисман, самый старый реквизит, - подтвердила Ольга Ивашова. - Когда-то, во времена Станиславского, эта штука была частью новейших технологий. Людей, пришедших на спектакль, восхищало, что тени птиц летают по залу.

Спустя почти сто лет спектакль восстановили. И в нем нашлось место и новым технологиям, и традициям.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

МХАТ им. Горького ожил: В холле ходят на ходулях и колесом, в кабинетах распеваются

Наш корреспондент прошлась по знаменитому театру

Впервые я попала во МХАТ, пока училась в Литинституте. Вечный рыцарь таланта Дорониной, ректор Сергей Есин обеспечивал своих студентов бесплатными билетами, четко обозначая отличие двух МХАТов: «тот, что на Камергерском - для богатых, а вот на Тверском - для нас, для бедных». (подробнее)

Возрастная категория сайта 18 +

МХТ имени Чехова

После разделения в Камергерском переулке остался «мужской» МХТ. Как и прежде здесь ставят произведения Чехова.

Московский художественный театр им. Чехова, фото 2014 года

Московский художественный театр им. Чехова располагается в здании усадьбы П.И. Одоевского.

В середине XIV века эти владения принадлежали воеводе Дмитрия Донского Иакинфу Шубе. Позже здесь стоял дом окольничего князя С. Львова. В начале XVIII века владение разделилось на две части. Одна половина принадлежала родственнику первой жены царя Алексея Михайловича стольнику А.И. Милославскому, другая — дьяку Г.С. Дохтурову. В 1776 году обе части достались П.И. Одоевскому, и в 1778 он построил здесь двухэтажный деревянный дом.

В 1812 году деревянные постройки сгорели, и князь Одоевский поставил на фундаменте утраченного здания трехэтажный каменный особняк с колоннадой. После смерти князя дом перешел его племяннице В.И. Ланской, а затем Лианозову.

В 1882 году по заказу Лианозова М.Н. Чичагов перестроил дом для театра: большую часть двора между двумя зданиями заняла сцена, а зрительный зал разместился на месте задних комнат особняка. Завершенное здание Лианозов сдавал в аренду различным театральным коллективам.

Барельеф над входом в театр им Чехова

В 1902 году С.Т. Морозов арендовал на 12 лет здание театра в Камергерском переулке специально для созданного в 1898 году К.С. Станиславским и В.И. Немировичем-Данченко Московского Художественного театра.

Сюда театр переехал из сада «Эрмитаж». По заказу Морозова здание перестроили, и в результате сцена заняла весь бывший двор и существовавшую до этого сцену. Это стоило Морозову 300 тысяч рублей, при этом проект Ф.О. Шехтель сделал бесплатно. По рисункам архитектора отделали интерьеры и все убранство. Федор Шехтель придумал даже занавес сцены с орнаментом в виде завитков и изображением чайки — символом МХТ. Это дань А.П. Чехову, чья пьеса «Чайка» была поставлена на сцене театра. Так в Камергерском переулке появился изящный храм искусства.

В 1918 году за сохранение театра выступил сам В.И. Ленин. А в конце 1970-х в здании театра прошла капитальная реконструкция. После этого подлинно шехтелевских вещей осталось немного. Но фирменный стиль архитектора все же сохраняется в интерьерах.

А в 1987 году коллектив театра разделился на две труппы: под руководством Ефремова (Московский Художественный академический театр имени А.П. Чехова в Камергерском переулке) и Дорониной (Московский Художественный академический театр имени М. Горького на Тверском бульваре). В народе говорили, что МХАТ разделился на «мужской» и «женский».

Читайте также: