Дом и идея дома в повести а платонова котлован

Обновлено: 15.05.2024

Урок литературы "Платонов "Котлован"

воспитать субъекта собственной жизни, способного самостоятельно находить решение стоящих перед ним задач, способного к самоизменению и саморазвитию, направленного на правильное отношение к общечеловеческим ценностям и высокого чувства гражданского долга.

Рассмотреть образы и характерные черты времени в “Котловане” А. Платонова, иллюстрированные творчеством П. Филонова.

Доказать утопичность социалистического рая в творчестве А. Платонова, основного на смерти ребенка, бюрократизма, подозрительности и т.д. – исторической обстановке 20-х – 30-х гг ХХ в.

Оборудование урока:

Компьютер. П. Филонов.

Репродукции картин П. Филонова, презентация к уроку

Организационный момент

Я буду делать хорошие души из рассыпанных потерянных слов.

Вступительное слово

Здравствуйте дорогие ребята и гости, присутствующие на нашем уроке, темой которого станет проблема, волнующая многие века души людей – Рай на земле, а точнее его возможность или невозможность на земле. Идея “общего дела” в повести «Котлован» очень своеобразно отразилась в 20-30-е годы на многих людях, которые также верили и стоили это будущее - это рай – коммунизм!

- А вы верите в то, что рай на земле возможен?

- Каким вы его видите? (Что значит для вас понятие “рай на земле”)

- Люди, населяющие произведение А. Платонова “Котлован”, верят в существование и осуществление этого рая? (Да, поэтому и строят это общепролетарское здание).

Чтобы построить что-то, нужно создать сначала основу всего – крепкую, прочную, чтобы на ней держалось все здание будущего дома-мечты. И основа эта. (Пока котловина).

Строительство “будущего неподвижного счастья”, причем всеобщего, начинается с котлована, но в проекте – “город солнца”, город будущего – рай

(на доске изображается котлован и солнце), в котором будут жить …

(все вместе люди и в основном дети!)

Проблема урока

Но пока мы видим только начало работы. Давайте посмотрим, кто же строит этот рай,

кто его населяет, чем и для чего они живут?

Повесть написана в 1929-30 годах, а напечатана только в 1987 году.

- Какие сюжетные линии использованы в романе?

1 – строительство фантастического дома – символа (ВАВИЛОНСКОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО)

2 – раскулачивание деревни

Вывод: разрушение быта народа, народной культуры вследствие революционного эксперимента катастрофично. Эта повесть о правде жизни.

- Что является предметом изображения в повести?

Широкая панорама жизни: промышленное строительство, сельское хозяйство, образование и философское понимание жизни (поиски смысла жизни, проблема одиночества человека, проблема ЛИЧНОЧТИ).

- Какое название носил колхоз, в котором происходит часть действия «Котлована»?

Колхоз имени ГЕНЕРАЛЬНОЙ ЛИНИИ. Это пространство – временная линия уходит в никуда.

- Кто они, эти строители коммунизма?

Зачитайте, как выглядели строители коммунизма.

(А.Платонов не дает в произведении портретных характеристик образов, лишь описания. У Козлова “было мутное однообразное лицо” и “сырые глаза”;

у Чиклина – “маленькая каменистая голова”;

у пионерок остались на лице “трудность немощи ранней жизни, скудность тела и красоты выражений”; у прибежавшего из деревни мужика были глаза “хуторского, желтого цвета”).

- Почему герои Платонова так самозабвенно верят в социализм?

Специфика народного сознания – фантастическое объяснение мира и человека.

Групповая работа

(по домашнему заданию)

Люди, строящие рай, пока еще идут к нему изможденные, худые телом, на лицах горе, страдание, “черты стерлись в ходе революции”, а вокруг – хаос мира – историческая обстановка 20-30-х гг.

Задание: найдите характерные черты времени и приведите примеры

- Какой была обстановка 20–30-х гг.?

1. Разгромленная войной страна, нищета людей, «ВСЕОБЩАЯ ВЕТХОСТЬ БЕДНОСТИ»

2. Грандиозные проекты стройки КОММУНИЗМА

3. Раскулачивание крестьян, начало КОЛЛЕКТИВИЗАЦИИ

4. Энтузиазм масс «ЖИТЬ РАДИ ЭНТУЗИАЗМА»

5. ПРОЦВЕТАНИЕ бюрократии

6. Всеобщая ПОДОЗРИТЕЛЬНОСТЬ

7. Атмосфера бездуховности, грубости и хамства

8. Массовое ДОНОСИТЕЛЬСТВО

9. Уничтожение религии и фанатическое поклонение новой РЕЛИГИИ

10. Стремление обезличить людей, ПОСТРОТЬ ВСЕОБЩЕЕ СЧАСТЬЕ ЛЮБЫМ ПУТЕМ.

Но несмотря на все это, люди слушали через поставленные им в барах приемники не только директивы, но и песни…

Звучит марш “Веселых ребят”

В Лебедева-Кумача, Д. Дунаевского

- Вам ничего не показалось странным?

Очень задорная, веселая, радостная песня на фоне разрухи, доносительства, бездуховности… - не сочетается с действительной исторической обстановкой.

-Как бы нам на первый взгляд не казалось странным, но в то время песня и идея действительно “ строить и жить помогала” “среди всеобщей борьбы и труда”.

- За что боролись люди с “желтыми глазами” и “однообразными лицами”?

- А как относится сам автор к этому строительству, к этой мечте-раю “всеобщему неподвижному счастью”?

Платонов не верит в его осуществление, так как пишет о необратимом и углубляющемся распаде социальных и нравственных связей в обществе. Он показывает превращение жизни в прах: зажиточные мужики готовят гробы впрок и ложатся в них с началом раскулачивания; полуголый мужик, пришедший за гробами, покрывается со спины “почвой нечистот” и обрастает “защитной шерстью; смешивается грань: человек-зверь (образ медведя).

Творческое задание:

- Попробуйте представить себя в роли художника-иллюстратора платоновских изданий: насколько точно можно запечатлеть в рисунке “трудность немощи” или “хуторский” цвет глаз? Какими будут ваши герои? (Работа в группах 1-2 минуты)

Картины Филонова были результатом не просто смысловых изображений. Его живопись - это утверждение интеллектуальных принципов. В живописи Филонова виден "проектный интеллект" в образе.

После революции 1917г. Павел Филонов работал над завершением своей работы "Аналитическая живопись". Социальные изменения в России воодушевили художников - футуристов. Павел Филонов уделял очень много времени и усилий для художественных изобретений и творческих идей. Он работал по 18 часов в сутки. В 1925г., найдя много последователей и поддерживающих его стиль выражения, он основал школу в Петрограде. Эта школа была закрыта правительством в 1928г. вместе со всеми частными художественными и культурными организациями.

В "Идеологии аналитического искусства" Филонов объясняет то, что он ожидает от своих студентов - художников (и конечно от себя):

Живописная работа - это вид работы, сделанный с максимальной отдачей и аналитической сделанностью .

Единственный профессиональный критерий оценки работы - её сделанность.

В своей профессии художник должен любить всё "сделанное" и ненавидеть всё "не сделанное" .

Обязанность художников пролетариев не только создавать картины, которые отвечают сегодняшним требованиям, но также открывать путь интеллекту в обозримое будущее.

Художник пролетарий должен воздействовать на интеллект своих товарищей пролетариев не только на уровне того, что они могут понять на своей стадии развития.

Форма делается непрерывной линией. Каждая линия должна быть оконченной.

Каждая мелочь должна быть сделана; каждая работа должна быть оконченной.

Думайте упорно и точно над каждой частичкой работы, которую делаете. Каждую частичку делайте непрерывно и точно.

- Какой же вывод делает Платонов? Возможен ли рай или хотя бы надежда на него?

Нет, так как то будущее, ради которого они так все старались – девочка Настя умирает, “мимо барака проходили многие люди, но никто не пришел проведать заболевшую Настю, потому что каждый нагнул голову и непрерывно думал о сплошной коллективизации”, ее хоронят в основании дома-мечты, то есть смерть-гроб-основа будущего счастья, будущей гармонии?!

Действительно, будущего нет, так как нет ребенка, которому оно создается, прошлого нет (убили революцией), а есть только смерть и слезы детей.

«Я теперь ни во что не верю!» - ИТОГ СТРОИТЕЛЬСТВА НОВОЙ ЖИЗНИ И НОВОГО ЧЕЛОВЕКА. Однако в записных книжках Платонова есть фраза: «Мертвецы в котловане - это семя будущего в отверстии земли».

Котлован – это

► начало строительства будущего;

► обещание счастья;

► иллюзия смысла существования;

► граница жизни и смерти;

► место, где люди роют, зарывая себя;

► пустота, ничто, бессмыслица;,

► временное пристанище, которое вдруг оказывается постоянным;

► воронка, втягивающая в себя всё;

► попытка проникнуть в тайны бытия…

Котлован.

Глубокий, чёрный.

Зияет, пугает, поглощает.

Строить общий дом — рыть могилу.

Бездна.

Котлован.

Сырой, бездонный.

Разрушает, толкает в бездну, несёт гибель.

Земля растерзана фанатиками идеи.

Могила.

Котлован.

Страшный, бездуховный.
Отучает думать, радоваться жизни.
Самое страшное
бездумная вера.
Крах.

Чтобы видеть рай в обществе, надо к нему стремиться всем и сейчас, чтобы увидеть мировую гармонию, нужно начать с себя – создания рая в себе. Возможно, что-то увидит рай в гармонии себя и природы, кто-то в материальном благополучии, кто-то в большой семье, …., но, чтобы его достичь в будущем, нужно уже сейчас каждому готовить основу-фундамент будущего рая и тогда, возможно, меньше будет грубости, хамства, обездоленных детей и плачущих родителей.

Крестьяне, не ожидая от советской власти ничего хорошего, при жизни сооружают себе гробы. Раскулаченных мужиков отправляют вниз по реке жизни.

На котловане появляются разные люди,

одни остаются работать, другие исчезают. В процессе работы они забывают прошлое, не видят настоящего, живут мечтами о новой жизни.

Для коммунистической идеи жестокость, насилие также ничем хорошим не

Писатель не дает никакой надежды, что в далеком будущем на месте котлована может хоть что-то вырасти.

Котлован, согласно директиве, расползается по земле в четыре раза, а затем в шесть раз. Однако в центре писательских размышлений не строительство башни, а судьба России. Герои Платонова ищут ответы на вечные вопросы: Что есть истина?

В чем смысл жизни? Что такое счастье?

За то, что рабочий высказывает мысли вслух, его увольняют с завода, и тот попадает на строительство дома.
На стройке котлована применяется каторжный труд, лишающий людей возможности мыслить, радоваться воспоминаниям. Землекопы живут в ужасных барачных условиях, их каждодневная пища весьма скудна: пустые щи, картофель, квас. В то же время начальники живут припеваючи.

У людей же, отрицающих прошлое, не может быть будущего.
Мир Насти изуродован, ведь для того, чтобы спасти дочку, мать внушает ей скрывать свое непролетарское происхождение. Пропагандистская машина уже внедрилась в ее сознание. Читатель ужасается, узнавая, что она советует Сафронову убить крестьян за дело революции.

Анализ повести Платонова «Котлован»

Повесть Андрея Платоновича Платонова «Котлован» писалась в довольно сложные для страны времена, когда старое сменялось на новое. Не всегда эти методы были человечными и оправданными. Писатель ставит целью произведения разоблачение тех несправедливых явлений, царивших в ту эпоху.

Дату работы А.П. Платонов выставил собственноручно: декабрь 1929 – апрель 1930 гг. Исследователи творчества писателя и литературы в целом считают, что повесть была написана А.П. Платоновым ранее, а такие даты автор выбрал, чтобы подчеркнуть пик коллективизации, про которую идет речь в написанной им повести.

«Котлован» распространялся в народе. Несмотря на то что произведение не было допущено к выпуску, оно распространялось в самиздате, что также подвергалось наказанию. В СССР повесть была опубликована лишь в 1987 году.

2. Жанр произведения. Признаки жанра (жанров).

Сам А.П. Платонов определяет «Котлован» как повесть. На это указывает то, что в ходе повествования раскрывается несколько сюжетных линий, а система образов довольно обширная, как и объем произведения.

Повесть «Котлован» имеет ряд признаков антиутопии, так как в произведении разоблачаются порывы власти сделать жизнь народа лучше. Наоборот, показывается, что идеи государства осуществить в реальной жизни невозможно.

Некоторые исследователи находят в повести А.П. Платонова черты производственного романа, так как большое внимание уделяется картинам рытья котлована.

3. Название произведения и его смысл.

А.П. Платонов, называя свое произведение «Котлован», идет в ногу с литературным временем. Тогда многие романы назывались метафорическими образами цемента, лесозавода и т.д.

Котлован – во-первых, это место действия повести. Во-вторых, это тупик власти, который символизирует то, что идеи большевиков никогда не получится воплотить в реальную жизнь.

4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?

Повествование ведется от третьего лица, делая картины объективными.

5. Тема и идея произведения. Проблематика.

Повесть «Котлован» рассказывает о коллективизации. Темой произведения является строительство нового мира. Проблематика повести социально направленная.

Главная проблема, поднятая А.П. Платоновым, гласит о невозможности построения «идеального», по мнению власти, общества. Автор показывает место человека в условиях изменения общества. Поднимается вечная проблема смысла человеческого существования. Смысл, который так ищут герои повести, не оказывается найденным даже в финале произведения. Девочка Настя умирает, а котлован так еще и не выкопан. С образом Насти связана проблема жизни и смерти. Но помимо этого, с могилой сравнивается работа людей на котловане, они сами прокладывают себе дорогу в иной мир.

6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.

Сюжетная линия повести «Котлован» не так сложна. Рассказывается, как главный герой – Вощев – после увольнения находит работу на котловане. Почти в это же время в коллективе появляется девочка Настя, которая становится всеобщей любимицей, но позже умирает. Все события повести так или иначе связаны с рытьем котлована. В этом же аспекте передается и основной конфликт произведения – внутренние противоречия людей, оказавшиеся в период коллективизации, и внешнее столкновение мира старого и нового.

Сюжет для А.П. Платонова не имел такого значения, как символическая передача собственных настроений и мировоззрений. Сюжет помогал писателю продемонстрировать эпоху, но не был основным способом передачи главной мысли.

7. Система образов произведения.

Вощев – центральный персонаж произведения. Именно вокруг него собираются в единое целое другие персонажи – Козлов, Сафронов, Пашкин и другие. Вощев пытается найти истину, пытается понять смысл жизни, однако у него этого не получается.

Важной в системе образов является героиня – Настя, которая является символичным олицетворением советской России. То, что девочка умирает в финале произведения, говорит о взглядах писателя относительно судьбы страны.

8. Композиция произведения.

Повесть «Котлован» делится на 2 части: первую можно назвать городской, так как в ней описывает рытье котлована, а вторую – деревенской, так как в ней описывается раскулачивание. Такое четкое деление на части отсылает к словам Сталина, который хотел уничтожить противоположности между городом и деревней.

Произведение начинается описанием котлована, им же и заканчивается. Это позволяет назвать композицию повести «Котлован» кольцевой.

9. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.

«Котлован» - это повесть с особым языком. В произведении множество индивидуально-авторских выражений, которые помогают писателю передать основную мысль. А.П. Платонов использует странный язык с ошибками и новообразованиями, чтобы показать новизну общества, его изменение.

Особенностью повести является символизм. Все произведение наполнено символическими образами, даже сам котлован олицетворяет бессмысленность работы для общего блага.

10. Отзыв о произведении.

Повесть А.П. Платонова «Котлован» гениальна не только в идейно-тематическом отношении, но и в композиционном. Автору удалось через образы-символы показать времена коллективизации, к которым всегда было неоднозначное отношение.

Проблематика и идея повести Платонова «Котлован»

Художественные произведения стоит всегда рассматривать с учетом эпохи, в которой жил автор. Исторически достоверно или же инакоязычно реалии той действительности отображаются на страницах книг.

Идея повести Андрея Платонова «Котлован» - показать истинное лицо социализма, возродить гуманизм. Писатель создает главного героя Вощева непохожим на других – человеком думающим и сомневающимся. В тридцатилетнем возрасте его увольняют с работы по причине частой задумчивости. Отсюда проблема, что думающие люди были лишними и опасными для тоталитарной системы.

Герои повести «Котлован» переживают этап зарождения новой эры – эры социализма. Приспособление людей к новой жизни – главная проблема в произведении Платонова. Символичным является название повести – «Котлован». Главный герой, путешествуя по миру, останавливается в одном странном городке, где почти все озабочены одной задачей – рыть котлован. Люди уверены, что делают важное дело и приближают светлое будущее. Однако на деле они просто роют яму, не имея никаких перспектив. Люди, пережив буремные события революции 1917 года, духовно и физически истощились, даже выродились. Они уже не способны здраво мыслить, и подчиняются лишь общим лозунгам.

В своей повести Андрей Платонов выражает сомнение относительно правильности советских идеалов. Ведь, судя по лозунгам, люди должны строить светлое будущее, а герои повести роют котлован, то есть, не просто ничего не строят, а погружаются вниз, в яму.

Главный герой – та искра разума, которая должна была зажечь всех остальных. Но противостоять системе очень не просто. Вощев не может больше просто бездумно работать, его привлекает осмысленный труд. Он странствует в поисках смысла человеческой жизни. Герой верит, что где-то существует то, что станет для него смыслом. Когда он видит, как люди роют котлован, то вначале присоединяется к ним, ведь они сказали, что это приблизит их всех к счастью. Однако уже через несколько дней Вощев понимает, что в этом трудном монотонном занятии нет и капли здравого смысла. Для сравнения, другие персонажи рыли намного дольше, чем Вощев, но ни разу так и не усомнились в своей миссии.

Строительство котлована было каторжным трудом. Рабочие проживали в бараках, ели скудную пищу. Но самое ужасное – то, что эти люди часто калечились во время работы. Начальство оставалось к этому равнодушным.

Важным образом в повести есть девочка по имени Настенька. Она дочь «буржуйки», и поэтому чтобы выжить в новом обществе, вынуждена отказаться от своей родни, от прошлого. Но как человеку построить будущее, отказавшись от прошлого? Ведь в нем заложен фундамент человеческого сознания. Для главного героя эта девочка все же была надеждой обрести смысл жизни, но котлован отобрал как саму девочку, так и надежды Вощева.

Платонов ужасался тому, как тоталитарная машина «ломала» людей и кроила их на новый лад, угодный советской идеологии.

Андрей Платонов написал повесть, которая опередила его собственное время.

Дом и идея дома в повести а платонова котлован

Чужой компьютер

701 гр. Русский и литература

701 гр. Русский и литература

вернуться к странице

701 гр. Русский и литература

.
701 гр. Русский и литература запись закреплена

1. Дом и идея Дома в повести "Котлован".
2.Мотив дороги в сюжете и композиции повести.
3.Тема детства и образы детей в повести.
4. Особенности художественного языка А. Платонова.
5.Человек и истина в повести А.Платонова.

Анализ романа А. П. Платонова «КОТЛОВАН»

Андрей Платонов стал известен широкому кру­гу читателей только в последнее время, хотя са­мый активный период его творчества пришелся на двадцатые годы нашего столетия. Платонов, как и множество других писателей, противопоставив­ших свою точку зрения официальной позиции со­ветского правительства, долго был запрещен. Сре­ди самых значительных его работ можно выде­лить роман «Чевенгур», повести «Впрок» и «Усом­нившийся Макар».

«Котлован». В этом произведении автор ста­вит несколько проблем. Центральная проблема сформулирована в самом названии повести. Образ котлована — это ответ, который давала советская действительность на вечный вопрос о смысле жиз­ни. Рабочие роют яму для закладки фундамента «общепролетарского дома», в котором потом дол­жно счастливо жить новое поколение. Но в про­цессе работы выясняется, что запланированный дом будет недостаточно вместителен. Котлован уже выдавил все жизненные соки из рабочих: «Все спящие были худы, как умершие, тесное место меж кожей и костями у каждого было занято жилами, и по толщине жил было видно, как много крови они должны пропускать во время напряжения тру­да». Однако план требовал расширения котлова­на. Тут мы понимаем, что потребности в этом «доме счастья» будут огромны. Котлован будет бесконечно глубок и широк, и в него будут уходить силы, здоровье и труд множества людей. В то же время работа не приносит этим людям никакой радости: «Вощев всмотрелся в лицо безответного спящего — не выражает ли оно безответного счас­тья удовлетворенного человека. Но спящий лежал замертво, глубоко и печально скрылись его глаза».

Таким образом, автор развенчивает миф о «светлом будущем», показывая, что рабочие эти живут не ради счастья, а ради котлована. Отсюда понятно, что по жанру «Котлован» — антиутопия . Ужасные картины советской жизни противопос­тавляются идеологии и целям, провозглашенным коммунистами, и при этом показывается, что чело­век превратился из разумного существа в прида­ток пропагандистской машины.

Другая важная проблема этого произведения ближе к реальной жизни тех лет . Платонов отме­чает, что в угоду индустриализации страны были принесены в жертву тысячи крестьян. В повести это очень хорошо видно, когда рабочие натыкают­ся на крестьянские гробы. Сами крестьяне объяс­няют, что они заранее готовят эти гробы, так как предчувствуют скорую гибель. Продразверстка от­няла у них все, не оставив средств к существова­нию. Эта сцена очень символична, так как Плато­нов показывает, что новая жизнь строится на мер­твых телах крестьян и их детей.

Особо автор останавливается на роли коллек­тивизации. В описании «организационного двора» он указывает, что людей арестовывали и отправля­ли на перевоспитание даже за то, что они «впали в сомнение» или «плакали во время обобществле­ния». «Обучение масс» на этом дворе производи­ли бедняки, то есть власть получили наиболее ле­нивые и бездарные крестьяне, которые не смогли вести нормальное хозяйство. Платонов подчерки­вает, что коллективизация ударила по опоре сель­ского хозяйства, которой являлись деревенские середняки и зажиточные крестьяне. При их опи­сании автор не только исторически реалистичен, но и выступает своеобразным психологом. Просьба крестьян о небольшой отсрочке перед при­нятием в совхоз, чтобы осмыслить предстоящие перемены, показывает, что в деревне не могли даже свыкнуться с мыслью об отсутствии собственного надела земли, скота, имущества. Пейзаж соответ­ствует мрачной картине обобществления: «Ночь покрыла весь деревенский масштаб, снег сделал воздух непроницаемым и тесным, в котором за­дыхалась грудь. Мирный покров застелил на сон грядущий всю видимую землю, только вокруг хле­вов снег растаял и земля была черна, потому что теплая кровь коров и овец вышла из-под огорож наружу».

Образ Вощева отражает сознание обыкновен­ного человека, который пытается понять и осмыс­лить новые законы и устои. У него и в мыслях нет противопоставлять себя остальным. Но он начал думать, и поэтому его уволили. Такие люди опас­ны существующему режиму. Они нужны только для того, чтобы рыть котлован. Здесь автор указы­вает на тоталитарность государственного аппарата и отсутствие подлинной демократии в СССР.

Особое место в повести занимает образ девоч­ки. Философия Платонова здесь проста: критерием социальной гармонии общества является судь­ба ребенка. А судьба Насти страшная. Девочка не знала имени матери, но зато знала, что есть Ленин. Мир этого ребенка изуродован, ведь для того, что­бы спасти дочку, мать внушает ей скрывать свое непролетарское происхождение. Пропагандистс­кая машина уже внедрилась в ее сознание. Чита­тель ужасается, узнавая, что она советует Сафронову убить крестьян за дело революции. В кого же вырастет ребенок, у которого игрушки хранятся в гробу? В конце повести девочка погибает, а вместе с ней погибает и луч надежды для Вощева и других рабочих. В своеобразном противостоянии котло­вана и Насти побеждает котлован, и в основание будущего дома ложится ее мертвое тело.

Повесть «Котлован» пророческая. Ее главной задачей не было показать ужасы коллективиза­ции, раскулачивания и тяжесть жизни тех лет, хотя писатель сделал это мастерски. Автор верно определил направление, в котором пойдет обще­ство. Котлован стал нашим идеалом и главной целью. Заслуга Платонова в том, что он указал нам источник бед и несчастий на многие годы. Страна наша до сих пор барахтается в этом котло­ване, и если жизненные принципы и мировоззре­ние людей не изменятся, в котлован по-прежнему будут уходить все силы и средства.

Повесть Андрея Платоновича Платонова «Кот­лован» соединяет в себе социальную притчу, фило­софский гротеск, сатиру, лирику. Писатель не дает никакой надежды, что в дале­ком будущем на месте котлована вырастет «го­род-сад», что хоть что-то поднимется из этой ямы, которую безостановочно роют герои. Котлован рас­ширяется и, согласно Директиве, расползается по земле — сначала вчетверо, а затем, благодаря ад­министративному решению Пашкина, в шесть раз.

Строители «общепролетарского дома» строят свое будущее буквально на детских костях.

Писатель создал беспощадный гротеск, свиде­тельствующий о массовом психозе всеобщего по­слушания, безумной жертвенности и слепоты, ов­ладевшими страной.

Главный герой Вощев является выразителем авторской позиции. Среди фантастических ком­мунистических руководителей и омертвелой мас­сы он задумался и горько засомневался в челове­ческой правоте совершающегося вокруг. Задумав­шийся «среди общего темпа труда», Вощев не дви­жется в соответствии с «генеральной линией», а ищет свою дорогу к истине. Вощев так и не обрел истины. Глядя на умирающую Настю, Вощев ду­мает: «Зачем ему теперь нужен смысл жизни и истина всемирного происхождения, если нет ма­ленького верного человека, в котором истина была бы радостью и движением?» Платонов хочет вы­яснить, что же именно могло двигать людьми, про­должавшими рыть яму с таким усердием. Это но­вое рабство зиждется на ритуалах новой веры: религии котлована в изложении Сталина.

«Котлован» — драматическая картина слома времени. Уже на первых страницах повести зву­чат два слова, которые определяли пафос времени: темп и план. Но рядом с ними возникают в повес­ти иные ключевые слова, вступающие с первыми в очень непростые взаимоотношения: смысл проис­ходящего и раздумье о всеобщем счастье.

«Счастье происходит от материализма, товарищ Вощев, а не от смысла, — говорят Вощеву в завко­ме. — Мы тебя отстаивать не можем, ты человек несознательный, а мы не желаем очутиться в хво­сте масс. — Вы боитесь быть в хвосте: он — ко­нечность, а сами сели на шею!»

Переломное время рождает новые отношения между людьми, вся Россия стронулась с места. Вощев видит «строй детей-пионеров с уставшей музыкой впереди; ездит на своей тележке инвалид Жачев». «Вот уже второй день ходит профупол-номоченный по окрестностям города и пустым местам, чтобы встретить бесхозяйственных мужи­ков и образовать из них постоянных тружеников; уплывают на плоту «кулацкие элементы» под зву­чащую из рупора «музыку великого похода».

Выразительна символика строительства котло­вана — постепенного обездуховливания: сначала скашивается живая трава, затем лопаты врезают­ся в тоже живой верхний слой почвы, затем дол­бят мертвую глину и камень.

«Товарищ Пашкин бдительно снабдил жили­ще землекопов радиорупором, чтобы во время от­дыха каждый мог приобретать смысл классовой жизни из трубы».

Очень важными являются в повести три прит­чи, в которых отражаются основные идеи произве­дения.

История любви мастерового Никиты Чиклина, «ощущающего все без расчета и сознания, но с точностью» и существующего с «непрерывно дей­ствующим чувством жизни», грустна и коротка: «Тогда она ему не понравилась, точно была постылым существом, — и так он прошел в то время мимо нее не остановившись, а она, может быть, и плакала потом, благородное существо». Столь же печальна история инженера Прушевского. И вот два непохожих человека, по разным причинам отказавшихся от своего счастья (один пренебрег им как низким, то есть обознался; другой постес­нялся и не решился), теперь одинаково несчастли­вы. Они сами обрекли себя на это, пресекая есте­ственный ход жизни.

История кузнеца-медведя, обладающего всего двумя качествами — «классовым чутьем» и «усер­дным старанием»!

«— Скорее, Миш, а то мы с тобой ударная бри­гада! — сказал кузнец.

Но медведь и без того настолько усердно ста­рался, что пахло паленой шерстью, сгорающей от искр металла, и медведь этого не чувствовал». Так появляется метафора «работать как зверь». Сле­дом разворачивается другая метафора — «медве­жья услуга». Медведь, усердствуя уже чрезмерно, губит поковки.

По Платонову, если человека освободить от мысли, если всю его богатейшую натуру сврсти либо к функционированию в какой-то узкой плос­кости, либо к подчинению, он перестает быть чело­веком.

История Оргдвора колхоза имени Генеральной Линии. Мужик Елисей страдает «отсутствием сво­его ума»: «Елисей держал в руке самый длинный флаг и, покорно выслушав активиста, тронулся привычным шагом вперед, не зная, где ему надо остановиться».

Гибнет девочка Настя, хотя ее отогревает Ели­сей и сторожит Чиклин, понимающий, «насколько окружающий мир должен быть незначен и тих, чтоб она была жива!».

Но прежде гибнет активист, и колхоз спокойно воспринимает это, «не имея жалости к нему, но и не радуясь, потому что говорил активист всегда точно и правильно, вполне по завету, только сам был до того поганый, что когда все общество заду­мало его однажды женить, дабы убавить его дея­тельность, то даже самые незначительные на лицо бабы и девки заплакали от печали».

Разрушительное отношение к людям и всей естественной жизни — вот в чем была вредонос­ная суть активиста.

Человек в тоталитарном государстве утрачи­вает самое главное — способность думать, чув­ствовать, оставаться личностью. Это великая тра­гедия. Такой человек никогда не построит Дом, он способен только рыть котлован.

Размышления над прозой А. П. Платонова (по произведениям "Сокровенный человек", "Впрок", "Котлован")

Насыщенной и разносторонней была жизнь Андрея Платонова (Андрея Платоновича Климентова), который на сегодняшний день признан одним из величайших мастеров русской литературы XX века. Помимо писательской деятельности, Платонов занимался изобретательством, работал помощником машиниста, литейщиком, часто выступал на собраниях и съездах с докладами на различные темы. Выходец из простой рабочей семьи, он на своем опыте ощутил и прочувствовал все тяготы народной жизни. Возможно, именно это единение с народом и позволило А. Платонову так тонко, с такой жизненной правдивостью раскрыть в своем творчестве все проблемы, встающие перед простым человеком.

Темы произведений писателя довольно разнообразны и многосторонни. Здесь темы вечности, и конца света, и вселенского преобразования природы, и сочетания земного и небесного в человеке, здесь и совершенно противоположные картины крестьянской жизни, народного быта. В его произведениях — и размышления о научных открытиях и преобразованиях, и исторические мотивы, и критика несовершенства и нелепости социального устройства общества. Немало написано им и на тему революции и гражданской войны, большое внимание уделено "строителям страны".

Тема революции ярко раскрывается писателем в таких произведениях, как, например, повесть "Сокровенный человек", герой которой попадает на Южный фронт, участвует в новороссийском десанте и несется по земле в "потоке несчастных людей". Фома Пухов попадает волей судьбы в "поездной состав неизвестного маршрута и назначения" и проходит через всю гражданскую войну, стремясь в конце концов понять смысл всего происходящего в стране. Он находит этот смысл, который, по убеждению автора, заключен в слиянии человека с миром, с природой: "Отчаянная природа перешла в людей и в смелость революции". В повести все время повторяется мотив противоборства идеи и природы, культуры и жизни: "Все совершается по законам природы!", "Если только думать, тоже далеко не уедешь, надо и чувство иметь!", "Ученье мозги пачкает, а я хочу свежим жить!" В итоге образ сокровенного человека Фомы Пухова выражает тип личности, знающей тайну естественной жизни, осознающей осветляющее душу значение труда, принимающей мир в первозданной цельности, таким, каким он должен быть.

В повести также показаны трагические аспекты переломного времени: мечта о счастье для всех людей соседствует здесь с повсеместным беззаконием и разгромом. Как противостоять этому явлению, людям пока еще не совсем ясно. Но писатель не останавливается в своих поисках. Все чаще в его произведениях встают вопросы о способах цивилизованного строительства новой жизни. Он горячо сочувствует беднякам и подробно описывает все испытания, выпавшие на их долю. Он ведет их по пути преобразований, пути изменения обстоятельств собственной жизни, описывая (например, в "бедняцкой хронике" "Впрок") различные варианты и формы создания сельской кооперации. Платонов описывает уродливые формы перегибов и "разгибов" в коллективизации, рисуя мечтателей и хитрецов, деловитых и бестолковых, умных и "дураков". Из характерных черт складывается "коллективный персонаж", отличающийся многосторонностью и законченностью. Автор откровенно высмеивает эпоху коллективизации, официально-бюрократический стиль директив, крикливость газетных статей, примитивность лозунгов и призывов, которые, тем не менее, одурманивающе действуют на сознание простых людей. Сами труженики села уже видят грядущие перемены, они уже захвачены потоком нового времени. Им никто не навязывает сверху план действий — они уже держат инициативу в своих руках. Хотя произведение вызвало бурную волну непонимания и недовольства со стороны власти, это не стало для Платонова препятствием в его работе — поисках путей к светлой и счастливой жизни народа. Писатель никогда не обращал внимания на уничтожающую критику. Конечно, она не могла оставить его равнодушным: "быть отвергнутым мучительно, — писал он в письме к Горькому, — жить с клеймом классового врага невозможно", "мне тяжело". Но все же он продолжал упорно работать.

Сущность эпохи "великого перелома" особенно ярко отражена в повести "Котлован", посвященной многочисленным стройкам социализма и созданию колхозов. Платонов отчетливо сознает и пытается донести до людей мысли о невозможности, обреченности насильственного преобразования общества. Снова и снова герой Платонова ищет истину. И на этом пути встречается с нищетой, безысходностью, тяготами, выпавшими на долю "строителей" социалистического общества.

Чернорабочие одними лопатами роют огромную яму под фундамент гигантского здания, где впоследствии должен уместиться весь город. Все они живут в страшном огромном бараке, голодают, но мужественно терпят все лишения, потому что свято верят в будущее счастье, верят, что смогут построить его собственными руками. Все герои повести мечтают о том времени, когда "весь мир протечет сквозь пальцы работающего человека, преображаясь в полезное тело". И строители "общепролетарского дома" верят, что смогут избавиться от смерти, освободиться от власти материи и времени, что "посредством устройства дома жизнь можно организовать впрок для будущего неподвижного счастья и для детства".

Правда, своих детей у строителей нет, но символом этой идеи для рабочих становится девочка-сирота Настя, которую они совместно отогревают и кормят. Они мечтают, что Настя вырастет, родит детей, у детей будут внуки, и уж они-то обязательно будут жить счастливыми жителями "общепролетарского дома". То, что они видят реального ребенка, для которого стоит жить "впрок", вдохновляет их и заставляет работать с максимальным напряжением. Но этим мечтам суждено рухнуть, а "общепролетарскому дому" превратиться в братскую могилу, потому что надежда на будущих счастливых жителей умирает не выросши. Настя заболевает оттого, что ее тянут в деревню, где хозяйственных мужиков считают кулаками, сжигают их дворы, а их самих отправляют на плоту в небытие, в смерть. Девочку хоронят, в душах строителей поселяется сомнение: для кого же теперь рыть котлован. Ощущение бессмысленности жизни, отданной "стройке", обостряет стремление таких людей, как Вощев, Прушевский и Чиклин спасти человеческую жизнь, защитить людей.

Драматизм приобщения к новой жизни для героев Платонова определяется тем, что слепое следование идее развращает их, приучает к насилию, уничтожает души. Они начинают чувствовать опустошенность, безрадостность и бессмысленность собственной жизни. И то, что гибнет Настя, которая была для них символом коммунистической идеи, связано с тем, что эта идея постепенно теряется в потоках крови, которые за нее проливают.

И все же надежда на спасение не покидает ни героев Платонова, ни самого писателя. В многочисленных своих произведениях он вновь и вновь возвращается к этому вечному вопросу. Романы "Чевенгур", "Счастливая Москва", рассказы "Река Потудань", "Фро", "Возвращение", комедии "Шарманка" и "Ноев Ковчег" и многие другие содержат размышления о судьбах людей в переломный момент после революции и поиски путей выхода из трудной, противоречивой ситуации, сложившейся в стране в те годы.

Голос талантливого, честного, своеобразного, не похожего ни на кого писателя доносится к нам из времени "великого перелома", напоминая своим намеренно "вывернутым" художественным языком об опасности "тупоумных теорий", которые насильно вмешиваются в естественный ход жизни и разрушают ее. Книги писателя не только напоминают о прошлом, но и предостерегают от повторения таких жестоких экспериментов в будущем.

Читайте также: