Дом гагарина у никитских ворот

Обновлено: 16.05.2024

Дом гагарина у никитских ворот

Войти
Нет аккаунта? Зарегистрироваться

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Нет аккаунта? Зарегистрироваться

Коммунальное житие в доме у Никитских ворот

Москвичка О.П.Янишевская рассказывает в воспоминаниях о своих жилищных условиях до замужества и после, прямо свой год рождения она не упоминает, но пишет, что в 1941 году ей было семь лет. До замужества она жила на Лесной улице:

"В 50-е годы папа, мама и я жили в 10-метровой комнатке трехкомнатной коммунальной квартиры на первом этаже большого пятиэтажного дома, построенного до войны. Меблировка состояла из железной кровати, довольно большого обеденного (он же письменный) стола, трех стульев , купленного несколько позже шкафа типа "Гей, славяне!" (до этого постельное белье хранилось в чемодане под кроватью, а одежда в стенном шкафу шириной сантиметров 40) и этажерки. Этажерка заменяла комод, книжный шкаф и буфет. С центра потолка свисал традиционный шелковый абажур с бахромой".

- Что вы испытываете, товарищи, глядя на апартаменты, принадлежавшие этому сатрапу?
- Зависть, товарищ руководительница. Очень уж большую жилплощадь человек занимал!

Художник К. Ротов



Вот как она описывает комнату в коммуналке, в которой прожила все двенадцать лет своего замужества: "Когда мой будущий муж в первый раз привел меня в свой дом, я была удивлена и шокирована. Обстановка этой комнаты напоминала декорацию к пьесе "На дне". Мебель была расставлена как-то странно. Даже печка существовала, несмотря на наличие парового отопления".

Она рассказывает о своей первой брачной ночи: родители ушли к соседке ( видимо, речь идет о её родителях), молодежь уложили на огромной софе, приобретенной к тому времени, а сами новобрачные ночевали под столом.

"После свадьбы встал вопрос: "Где жить?" У моих родителей поместиться было физически негде. Волей-неволей пришлось вселяться в экзотическую трущобу. Дом еще с довоенного времени стоял на "красной линии", и мы, наивные, надеялись получить за сломом приличное жилье. А пока я, как могла, приспосабливались к проживанию в Вороньей слободке - это название как нельзя более подходило к новому обиталищу. До революции в первые годы после неё здесь жили "просвирни" - так называли монашек, обслуживающих находящуюся рядом церковь Вознесения, ту, в которой венчались Пушкин и Наиали. Впоследствии в церкви действовала некая лаборатория высоких энергий, из-за которой появлялись серьезные помехи в работе купленного наконец телевизора". Она описывает этот дом как когда-то стоявший, неказистый, двухэтажный, с булочной на первом этаже.

- Весна, выставляется первая рама, а вы, Марья Тихоновна, в духоте сидите.
- Как же я-то раму выставлю, когда у меня там временный жилец живёт?!

Художник К. Ротов.

Воспоминания были опубликованы в книге "По судьбам людским вспоминая эпоху. 1930-1950-е", АСТ, 2010.

Замыкавший Тверской бульвар дом князя Гагарина горел красиво: в нем была аптека, и огонь был разноцветный

Здесь встречаются бульвары – Никитский и Тверской. За золотым куполом фонтана-ротонды виден Храм Большого Вознесения. Белеет напротив Церковь Феодора Студита. Все воздушно и солнечно, и никаких автоматных очередей.

Профессор Тимирязев, стоящий на пороге Тверского бульвара, с привычной меланхолией наблюдает за машинами и пешеходами. Не сам, конечно, - памятник.

Мирная картина обманчива. Поколбасило Никитские ворота изрядно. Живший здесь писатель Паустовский вспоминал, как проснулся однажды ночью: "Нарастающий резкий вой пронесся на уровне выбитых окон, и тотчас с длинным грохотом обрушился угол дома у Никитских ворот. " Это било "прямой наводкой по Никитским воротам орудие, поставленное у памятника Пушкину. Так начался в Москве. октябрьский переворот».

Тогда, в 1917-м, и заполыхал дом князя Гагарина, замыкавший Тверской бульвар. В нем была аптека, и, видимо, оттого огонь был красивый, разноцветный. От Страстной площади наступали красные, у Никитских ворот засели юнкера. Оказавшиеся на линии огня жители старались не дышать. И вот все затихло. «. Мы осторожно вышли на Тверской бульвар. Вдоль бульвара до самого памятника Пушкину пылали траурные факелы разбитых газовых фонарей. На трамвайных рельсах лежала, ощерив желтые зубы, убитая лошадь. Во всю ширину бульвара шли к Никитским воротам измученные молчаливые красногвардейцы. У кино «Унион» к фонарному столбу был привязан на древке белый флаг. Около флага под стеной дома шеренгой стояли юнкера в измятых фуражках и серых от известки шинелях. Все было кончено». Убитых отпели в Храме Большого Вознесения, и началась новая, советская жизнь.

В 1923 году, на месте разрушенного дома Гагарина поставили памятник Тимирязеву. 18 лет он простоял относительно спокойно, но в 1941-м оказался в гуще военных событий — рядом расположилась зенитная батарея. Профессор пострадал во время авианалета: взрывной волной памятник сбросило с пьедестала. Климента Аркадьевича, правда, быстро водрузили на место, но следы от осколков остались.

Вроде бы наступила мирная жизнь, но через полвека, во время октябрьского путча 1993 года, на площади снова зазвучали автоматные очереди: «Здание ТАСС на Тверском бульваре блокировали вооруженные боевики. Они же захватили "руководящие" шесть этажей". Блокада длилась 54 минуты", писали "Известия".

Никитские ворота: Дядя Костя расхаживал по квартире в полосатой пижаме и все время что-то чинил

Читатель канала Виктор Терехов родился и вырос у Никитских ворот — в Мерзляковском переулке, 15. Специально для «Московских историй» он рассказывает о многочисленных соседях своей коммуналки — о тете Шуре, которая работала кассиршей в магазине «Консервы», фотографе Мише, приучивших соседей слушать музыку, и других интересных личностях. (Ссылки — внизу).

Никитские ворота. Угол Тверского бульвара и улицы Качалова, 1976 г. Из фильма "Служебный роман". , Никитские ворота. Угол Тверского бульвара и улицы Качалова, 1976 г. Из фильма "Служебный роман". ,

Больше всего времени в детстве я проводил в комнате у семейной пары Шабалиных, дяди Кости и тёти Нюры. Оба были уже в годах, детей у них не было, и они часто зазывали меня к себе пить чай с конфетами. Комната у них была небольшая – девять квадратных метров, старинная мебель со статуэтками, которые я маленький обожал разглядывать. Особенно мне нравилась фарфоровая китаянка с качающейся головой, просто завораживала меня. Однажды мои демоны разыгрались, и я, когда в комнате никого не было, стащил статуэтку и спрятал. Конечно, сразу был изобличён, после этого было стыдно им на глаза показываться, но был прощён, к моей великой радости.

Наш двор у Никитских ворот. Я - с ногой на мяче. Примерно 1965 г. Из архива автора. Наш двор у Никитских ворот. Я - с ногой на мяче. Примерно 1965 г. Из архива автора.

Дядя Костя, которого все соседи звали «Котя», работал раньше на ЗИЛе, ходил с бритой головой, курил папиросы, вставляя их в мундштук, и любил по квартире расхаживать в полосатой пижамной паре. В нашей квартире он был, как пел Окуджава, «мастер Гриша», всё время что-то чинил: краны, замки, столы, стулья, вставлял стёкла и т.д. Потом вывешивался на стену лист расходов, плюс некоторая сумма за работу. Ещё он был любитель выпить, но тётя Нюра его крепко держала в руках.

Домино на Патриках 1950 – 1960 г. Автор А. В. Ермолаев. Домино на Патриках 1950 – 1960 г. Автор А. В. Ермолаев.

Дядя Костя обожал играть в домино. Каждый вечер он шёл играть на бульвары — Тверской, Суворовский - или на Патрики (заранее скажу некоторым «знатокам», что слово Патрики это не новояз, так ещё мои родители и друзья называли район Патриарших прудов давным-давно), там собирались такие же любители домино, играть на деньги или просто так. У Дяди Кости было своё фирменное домино белого цвета и самодельный гаджет для записи очков. Представлял он собой две пластиковых пластины с окошками, под ними диски с цифрами, вращая которые в окошках можно было набрать нужное число. На одной пластине было написано «НАШИ», на другой - «ВАШИ». Перед вечерней игрой дядя Костя тренировался в домино на нас с тётей Нюрой, мы играли втроём «с базаром». Надо сказать, что в те годы дома мало кто проводил время, наверное, из-за скученных жилищных условий, да и телевизоры были редкостью.

Никитские ворота, 1971 г. Автор В. Бескоравайный. Никитские ворота, 1971 г. Автор В. Бескоравайный.

Люди они были общительные и у них часто собирались соседи отметить праздник, играть на небольшие деньги в лото и карты (в «девятку» или «петуха»). смотреть телевизор - «КВН» с линзой, который появился у них одним из первых в квартире. Фильмы и телепередачи дядя Костя часто ехидно комментировал вроде: «Поймали субчика!» «Во, смотри как его «протаскивают…», «Там тоже не дураки сидят» и т. д.

После смерти тёти Нюры за дядей Костей некому было присматривать, и он стал часто выпивать, подружился с новым соседом Изей. Они обычно выпивали бутылку водки, а пустую бутылку ставили на столик в общей комнате. Когда столик заполнялся, они мне говорили: «Витька, почему за порядком не следишь?». Я набивал бутылками хозяйственные сумки и ехал их сдавать в высотку на площади Восстания, что существенно пополняло мой скромный бюджет.

В 70-е дядя Костя устроился сторожем - недалеко, на стройку нового здания ТАСС. Когда нам понадобилась мраморная плита на могилу бабушки, Костя сказал: «Приходи вечером, у нас этих плит навалом». Действительно, на стройке воровали всё что можно, ему тоже какую-то денежку «несуны» за это платили. Когда я поздно вечером пришёл, увидел такую картину: дядя Костя «отдыхает» в вагончике на диване, рядом какие-то пакеты с продуктами, в бачке с водой плавает рыбина, а стройку охраняет милиционер. Не смущаясь, Костя взял ломик, вскрыл несколько ящиков и нашёл мне нужную плиту.

Всё это дело добром не кончилось, недостача вскрылась, и Косте грозил реальный срок. Соседи подключили соседку Анну Аверьяновну, лектора МГК КПСС, она собрала нужные ходатайства, отнесла их кому следует, тут подоспело 30-летие Победы, и дядю Костю, как ветерана войны, сажать не стали, ограничились условным сроком.

Дядя Костя хорошо готовил, особенно здорово у него получался холодец. Часто соседи просили сделать им холодец на праздники. Однажды смешной случай произошёл. Зимой в общей комнате приоткрывали окно, и многие соседи хранили на подоконнике разную еду. Однажды ко мне домой заявилась компания, и после выпитого и танцев-обжиманцев гости разбрелись по квартире в поисках уединения. Одна пара в темноте решила облюбовать тот самый подоконник общей комнаты, и мой одноклассник Лёха сел прямо в Костин холодец. Потом все смеялись, кроме Лёхи - он долго застирывал брюки в ванной.

В 1981 году я женился и уехал из квартиры, но приходил проведать маму и встречал старенького дядю Костю, слегка пьяного, который вспоминал: «Витька, а помнишь, как ты был маленький и мы с тобой ёлку ездили покупать?»

Никитские ворота: "Дом князя, будка чистильщика, сосед, играющий на тромбоне, - обо всем этом кто-нибудь да вздыхал"

Немножко про историю и ностальгию - на примере моих родных Никитских ворот. О том, что по кинотеатру "Унион" плакать уже некому, по Кинотеатру повторного фильма еще нет-нет да и всплакнут, и ностальгирующие по дню сегодняшнему непременно появятся - чуть попозже.

Никитские ворота для тех, кто понимает, понятие необъятное. Здесь сходятся старейший из московских бульваров Тверской с Никитским (бывший Суворовский), растекается рукавами Большая Никитская — к Моховой и Садовому кольцу. И Поварская рядом, и Спиридоновка, и Бронные, и Кисловские переулки — не названия, а песня для москвича.

Но мало того, что есть и можно потрогать, - каждое поколение видит свои Никитские ворота. Вот Кинотеатр Повторного фильма (дом № 23/9 по Большой Никитской, кинотеатр закрыт в 1990-х) и легендарная шашлычная рядом. У магазина «Ткани» (Тверской бульвар, 1, здесь давно Альфа-Банк) расположилась будочка чистильщика обуви. У памятника Тимирязева по праздникам продают веселые мячики на резинке и глиняных обезьянок. На месте сквера перед Церковью Большого Вознесения и странноватого памятника царственной чете русской поэзии — в виде ротонды с фонтаном — уютный квартальчик малорослых домов.

У Никитских ворот. Улица Герцена. Дома, стоявшие на месте сквера, 1971 г. Автор В.Бескоравайный. У Никитских ворот. Улица Герцена. Дома, стоявшие на месте сквера, 1971 г. Автор В.Бескоравайный.

В зданиях, полных истории, битком коммунальных квартир. Вот, например, в такой, в угловом доме с Мерзляковским переулком (№ 15), бывшем доходном доме Элькинда, жил читатель канала «Московские истории» Виктор Терехов :

Детство и юность провел в большой коммуналке у Никитских ворот. Соседи были вполне адекватные, никаких склок не было. Помню, в 60-е мало у кого был телевизор и все на праздники собирались в комнате у дяди Кости с тетей Нюрой, смотреть по ТВ "Огонек". Еще жил сосед, который играл в симфоническом оркестре на тромбоне, часто репетировал, как в песне: "Наш сосед играет на тромбоне и трубе". Фотограф тоже был, в квартире был чуланчик без окон - он там проявлял и печатал фото.
Бывший доходный дом Элькинд в Мерзляковском переулке, 1982 -1983 г. Источник:Док. фильм "Путешествие по Москве". Бывший доходный дом Элькинд в Мерзляковском переулке, 1982 -1983 г. Источник:Док. фильм "Путешествие по Москве".

Всё это вспоминают, по всему этому скучают. Но, как ни сложно это представить, были и другие времена, когда идиллическая картинка 1960-х выглядела совсем иначе.

В доме № 23/9 по Большой Никитской, отошедшем в 1999-м Театру у Никитских ворот, с 1913 года располагался один из первых московских синематографов - «Унион», где показывали немое кино под аккомпанемент фортепьяно. Кинотеатр повторного фильма открылся на его месте в 1939 году. Здесь крутили старые отечественные ленты, а также иностранные фильмы, у которых истекал срок проката на территории СССР.

Бывший Кинотеатр Повторного фильма. Фото автора. Бывший Кинотеатр Повторного фильма. Фото автора.

На месте здания ТАСС (Тверской бульвар, 1) стоял двухэтажный дом, в котором в 1917 году жил Константин Паустовский:

«В Москве я поселился в двухэтажном доме у Никитских ворот. Дом этот выходил на три улицы: Тверской бульвар, Большую Никитскую и Леонтьевский переулок. С четвертой стороны он был вплотную прижат к глухой стене — брандмауэру шестиэтажного дома».
Никитские ворота, 1965 г. Пересечение улицы Герцена и Тверского бульвара (на этом месте будет построено здание ТАСС). Фото Василия Егорова /Фотохроника ТАСС/. Никитские ворота, 1965 г. Пересечение улицы Герцена и Тверского бульвара (на этом месте будет построено здание ТАСС). Фото Василия Егорова /Фотохроника ТАСС/.

Здание было признано аварийным, и в 1970 году на его месте стали возводить дом для Телеграфного Агентства. Первоначально это был проект 25-этажного небоскреба, на крыше которого собирались установить световое табло с бегущей строкой, с буквами полутораметровой высоты - «чтоб отовсюду видно было». От этой идеи отказались. Председатель Исполкома Моссовета Владимир Промыслов в своей книге писал:

«Своим гигантизмом здание полностью подавило бы сложившийся в этом районе архитектурный ансамбль, резко дисгармонировало с окружающей застройкой и впоследствии неминуемо "потянуло" бы вверх все последующие соседние сооружения».
Здание ТАСС, 2019 г. Фото автора. Здание ТАСС, 2019 г. Фото автора.

А вот про это же место дела совсем давно минувших дней:

Закончить хочу информацией ставшей когда-то для меня, родившейся на Тверском, открытием - так привычно просматривался бульвар от площади Никитских ворот. Памятник Тимирязеву установили в 1923 году. Но еще раньше Тверской бульвар замыкал доходный дом князя Гагарина, в котором находились аптека, магазины и популярная среди студентов пивная «Седан». В 1917-м у Никитских шли ожесточенные бои между красногвардейцами и юнкерами. Здание, переходившее из рук в руки, находилось под постоянным обстрелом. В итоге дом загорелся. С тех пор больше ничего не мешало обозревать с площади Тверской бульвар и наоборот.

Дом гагарина у никитских ворот

Войти
Нет аккаунта? Зарегистрироваться

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Нет аккаунта? Зарегистрироваться

У Никитских Ворот

28828132_1530104517098646_6022160929294022873_o.jpg


Фото кон. 1940-х гг.
Тут тоже многое изменилось

28828132_1530104517098646_6022160929294022873_o.jpg

Метки:

Записи из этого журнала по тегу «Никитские Ворота»


Трамвай у Никитских Ворот

Фото сер. 1910-х гг. Ни одного, ни другого дома сейчас нет. Они стояли в торцах Никитского и Тверского бульваров. И пару лет спустя: Фото…


Стоянка квасной цистерны

Фото кон. 1960-х гг. А. Крылова


С квартиры на квартиру

Фото нач. 1930-х гг.


Лаборатория молниезащиты в Большом Вознесении

Интереснейший снимок! В советское время в храме Большое Вознесение у Никитских Ворот располагалась лаборатория по изучению высоковольтных газовых…


Где был пустырь - началась стройка

Фото 1972 г. В. Созинова. Строительство здания ТАСС И кусочек шашлычной "Казбек" снова виден Кран симпатичный, с "добрыми глазами":)


Шашлычная "Казбек"

Московские шашлычные мы с вами не раз вспоминали. Два снимка шашлычной "Казбек" у Никитиских Ворот Фото нач. 1970-х гг. Б. Корзина. На первом…


Большое Вознесение

Фото кон. XIX - нач. ХХ вв. Вид от Спиридоновки. Непривычный вид хорошо известного храма


Большое Вознесение у Никитских Ворот

Фото кон. 1950-х гг.


"Дом полярников" на Никитском

Фото 1936 г. Строительство Дома полярников Фото 1936 г. Строительство Дома полярников Фото 1950 г. А. А. Александрова. Деталь…

Дом гагарина у никитских ворот

Войти

Нет аккаунта? Зарегистрироваться

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Нет аккаунта? Зарегистрироваться

Дом князя Гагарина

Конечно, сразу после событий 25 октября - 3 ноября 1917 года было не до фотографий, но несколько открыток, с видами разрушенной Москвы все-таки были напечатаны. Открытки по фотографиям А.Ф.Дорна. В статье Ивана Сарычева "Свидетели великих событий" читаем: "Установить общее количество таких открыток пока не удалось. Автор статьи имеет в своей коллекции немногим более двадцати штук. Однако известно, что в 1918 году сам Дорн издал серию нумерованных открыток о событиях 1917 года. Судя по имеющимся номерам отдельных открыток, эта серия насчитывала пятьдесят, а возможно, и более различных сюжетов." Под номером пять в этой серии дом князя Гагарина у Никитских ворот.

Дом гагарина у никитских ворот

Войти

Нет аккаунта? Зарегистрироваться

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Нет аккаунта? Зарегистрироваться

Никитские ворота. Дом князя Гагарина, фото 1918 года

Никитские ворота Дом князя Гагарина 1918 год

Из серии фотооткрыток "Москва в 1918 году", мастерская Е.П. Павлова. На месте этого дома сейчас стоит памятник Тимирязеву.

Особняк, Большая Никитская, 23/9 (Никитский бульвар). Театр «У Никитских ворот»




источник

Князь Яков Иванович Лобанов-Ростовский (1760—1831) — русский государственный деятель; сын князя И. И. Лобанова-Ростовского; брат князей Александра и Дмитрия Лобанова-Ростовского.



Яков Иванович Лобанов-Ростовский (1760-1831). В мундире генерал-губернатора образца 1809 года.

Затем здание много раз переходило из рук в руки. После пожара 1812 года дом купил и перестроил в стиле ампир историк Д. Н. Бантыш-Каменский.

В 1824 году оно досталось П.Б. Огареву, отцу поэта и революционера Николая Огарева. Здесь проходили собрания студенческого кружка, в который входил Александр Герцен. В 1834 году кружок разгромили, а участников арестовали.


Николай Платонович Огарёв
Николай Платонович Огарёв (24 ноября [6 декабря] 1813, Санкт-Петербург — 31 мая [12 июня] 1877, Гринвич) — русский поэт, публицист, революционер, ближайший друг А. И. Герцена.

Портрет Огарёва работы неизвестного автора. 1830-е гг.

Разработал социально-экономическую программу уничтожения крепостного права посредством крестьянской революции. Развил теорию «русского социализма», выдвинутую Герценом. В социалистических воззрениях Огарёва важную роль играли народнические тенденции. Участвовал в создании революционной организации «Земля и воля» (1860—1861), в пропагандистской кампании М. А. Бакунина и С. Г. Нечаева (1869—1870).

В 1883 здание надстроили третьим этажом. В 1885 г. в доме открылся Торгово-промышленный музей кустарных изделий, выставленных на Всероссийской выставке. Тогда же предприняли еще одну перестройку. Дому придали вид эклектического сооружения, украшенного мелкой дробной лепниной.




Во время коронационных торжеств 1896г. Герольды на лошадях провозглашаяют предстоящую коронацию императора Николая II

Музей работал до 1903 года. Здесь же находились Художественно-промышленная школа, высшие женские курсы, Музыкальный техникум имени А.Н. Скрябина.

В 1913 году на втором этаже здания открылся кинотеатр «Унион» — один из первых кинотеатров в Москве. В 1939 его переименовали в «Кинотеатр повторного фильма».

Синематограф "Унiон" - будущий кинотеатр "Повторного фильма".

С 27 октября по 3 ноября 1917 года площадь Никитские Ворота стала ареной кровопролитных боев между красногвардейскими отрядами, с одной стороны, и юнкерами Александровского военного училища, с другой. Отряд Курашова, сформированный в Сущевско-Марьинском районе, численностью около 300 человек при поддержке артиллерии наступал со стороны Страстной площади вдоль Тверского бульвара. Юнкера обороняли Никитские Ворота при поддержке пулемётов. Погибло около 30 человек, десятки были ранены. Юнкера сдались и были разоружены у кинотеатра «Унион», затем отпущены. Погибших юнкеров отпевали в церкви Вознесения Господня. Многие дома на площади были разрушены.

На стене дома установлена памятная доска в честь событий 1917 года.


Горельеф, посвященный событиям 1917 года.




.
В 1999 году дом передали театру «У Никитских ворот», основанному в 1983 Марком Розовским. Ему удалось завершить ремонт в 2012. При этом на фасаде здания остался горельеф, посвященный событиям 1917 года. Также удалось уберечь парадную лестницу, сохранившуюся без изменений с XIX века.
.



Вид на здание со стороны Большой Никитской , 23



Вид на здание со стороны Никитского бульвар, 9

Усадьба Луниных в Москве, Никитский бульвар, 12А


Дом Луниных — усадебный комплекс XIX века в стиле московский ампир, построенный по проекту архитектора Доменико Жилярди в 1818—1822 годах для дворянской семьи Луниных.

XVIII—XIX вв. : 1818— 1822, архитектор Д. И. Джилярди
.
Ансамбль усадьбы складывался с нач. XVIII в., когда здесь торцом к улице поставили каменные палаты.


В 1787 г. архитектор Е.С. Назаров на месте палат начала XVIII в. у Никитских ворот построил для князей Путятиных трехэтажный дом. На начало XIX века здание представляло собой классическую усадебную композицию, включающую в себя главный корпус, флигель и отдельные постройки во дворе.
.

В 1802 г. этот участок земли со строениями приобрел генерал-лейтенант П.М. Лунин (дядя известного декабриста М.С. Лунина).

Петр Михайлович Лунин, для которого была построена усадьба, известен как участник русско-турецкой войны и усмирения восстания Пугачева. Он первым принес в 1774 году известие императрице о взятии Пугачева, опередив официального гонца князя Лобанова-Ростовского, за что получил чин полковника. При жизни и даже после его смерти ходило про него великое множество анекдотов, основанных на реальных событиях из его жизни. Так, например, однажды на одном из приемов повар князя, француз, вызвал на дуэль князя П.С. Голицына, нелестно отзывавшегося о французском императоре, и дело чуть не кончилось кровопролитием.


Михаил Сергеевич Лунин (29.12.1787 - 3.12.1845), декабрист.

Лунины – древний русский дворянский род, происходящий от Лукьяна Даниловича Мечненинова, по прозвищу Луня, приехавшего из Польши к великому князю Ивану III в конце XV века. Этот род внесен в шестую часть родословной книги Московской губернии. Самым известным представителем Луниных является Михаил Сергеевич Лунин – декабрист, один из основателей «Союза благоденствия».

После московского пожара 1812 г. от дома сохранилась только подвальная часть.Строительство нового ансамбля на этом месте началось в 1814 и уже к концу 1818 года были возведены одно- и двухэтажные постройки и новый двухэтажный флигель, который и стал жилым домом семьи Луниных.

Архитектурный ансамбль усадьбы Луниных на Никитском сложился в 1818–1822 годах. Автором этого прекрасного архитектурного памятника московского ампира является Д.И. Жилярди.


Доменико Жилярди. 1785-1845

Швейцарский архитектор, работавший в Москве. Сын архитектора И. Д. Жилярди, двоюродный брат Алессандро Жилярди. Лично и в соавторстве с А. Г. Григорьевым восстановил разрушенные пожаром 1812 года общественные здания Москвы: Университет, Слободской дворец, Екатерининский институт и др. Автор городских усадеб, здания Опекунского Совета и загородной усадьбы Кузьминки.

Проект Жилярди состоял в следующем. К торцу старого главного дома пристроили новую трехэтажную часть, развернутую основным фасадом вдоль красной линии бульвара. Фасад украшен заглубленной в лоджию колоннадой. Расположение входа на уличном фасаде свидетельствует об общественном назначении здания.


Масштабность и торжественность здания в стиле ампир определяют лоджия и коринфские колонны, объединяющие два верхних этажа главного корпуса, а также мощный балкон, скульптурный фриз и аттик. Фриз и лепнина на поле стены подчеркивают пластику колонн, так же как и плоскостно решенные боковые части с красивыми палладианскими окнами.



В скульптурном декоре фасада использован мотив лиры, намекавший, возможно, на знаменитые музыкально-вокальные вечера, проводившиеся в этом доме.



В ансамбль входит также двухэтажный флигель, расположенный справа от главного дома, с сильно выступающим портиком, шесть ионических колонн которого утверждены на прорезанном арками постаменте. Сдвоенные боковые колонны, широкий фриз и далеко вынесенный карниз фронтона придают значительность небольшому зданию. Крупный четкий руст первого этажа выгодно оттеняет гладь стен второго.


Колонны флигеля спарены по углам и раздвинуты в центре, где помещён горельеф на тему победы русского оружия в Отечественной войне 1812 г.




С другой стороны от главного дома располагается одноэтажный служебный корпус с выступом в центре, с лепным декором.



Разные по размеру здания ансамбля объединены одинаковой облицовкой фасадов в нижних этажах. Ассиметричная композиция – не свойственная московскому ампиру – уникальна и для Жилярди.


В 1821 г. еще недостроенный главный дом усадьбы был продан Коммерческому банку. В начале 1823 г. банк полностью откупил это владение. Банк (с 1859 г. — Государственный банк) размещался здесь до 1917 г.

Впоследствии в зданиях усадьбы располагались автомобильный клуб, а также различные организации. В 1970 году было принято решение о передаче усадебного дома Государственному музею искусства народов Востока. В здании была проведена реставрация, в ходе которой восстановили его внешнюю отделку и интерьеры.
. В 1984 году в здании по адресу Никитский бульвар, 12А была открыта экспозиция музея, который сейчас носит название «Государственный музей Востока».
.

Сегодня парадная дверь особняка, шедевра Дементия Ивановича Желярди, ведёт в Государственный музей искусства народов Востока.



Музей был создан 30 октября 1918 года как «Арс Азиатика», то есть посвящён искусству Азии. В его основу были положены частные коллекции русских собирателей П.И. Щукина, К.Ф. Некрасова, дипломата и коллекционера В.Г. Тардова и других. С конца 1924 года музей стал считаться отделением Музея изящных искусств. В 1925 году он получил самостоятельность и был переименован в Государственный музей восточных культур. Новое название Государственный музей искусств народов Востока получил в 1962 году.








Портик дома Луниных. Фотография 1900-х годов

Читайте также: