Дом быта год постройки

Обновлено: 05.07.2024

Итак, Школьная улица - одна из самых красивых и необычных улиц города.

Сначала небольшая историческая справка, а затем сравнения.

В прошлом это шумная улица Тележная, на которой велась оживлённая торговля, располагались трактиры и пивные.

Позже улицу переименовали в 1-ую Рогожскую, а уже затем в Школьную.

Улица была наверное самой значимой в Рогожской ямской слободе, поскольку весь бизнес, связанный с движением по Владимирскому и Рязанскому трактам, сконцентрировался здесь.

Это постоялые дворы и всякого рода торговля, связанная с дальним транспортным передвижением. Видимо поэтому и застройка достаточно типовая. Это двух- трёхэтажные ямщицкие домики, примыкающие друг к другу, с большими арками для проезда телег. Во внутренних дворах, с деревянным мощением, находились амбары и навесы для сена. Поэтому пожары в то время были очень частыми.

Ширина улицы позволила создать здесь целую ярмарку. Уже в пять утра было не протолкнуться. Кабаки тоже не страдали от отсутствия посетителей. Кстати, у Тележной (Школьной) улицы было ещё народное название Крутоярская, по располагавшейся здесь пивной «Крутой Яр».

Жизнь с Тележной уходила постепенно. Сначала - пожар в 1812 г.

Потом последовало переименование в 1-ю Рогожскую. После революции в уцелевших домах были обустроены квартиры.

С 1952 г. до 1980 г. по улице ходил трамвай N2. Также Школьная стала достаточно оживлённой в плане движения автомобилей, но осуществилась реконструкция параллельной ул. Тулинской (Сергия Радонежского) и все движение переместилось туда.

О восстановлении улицы заговорили только в 1976 г. после принятия определённых законов и создания комиссии по сохранению исторической застройки города. Работы правда начались только в 1984 г.

Сегодня мы прогуляемся по этой улице в сравнительных фото, двигаясь от ул. Рогожский Вал к Добровольческой улице между которыми Школьная и располагается, по ходу пересекая Большую и Малую Андроньевские улицы.

К сожалению нет более старых фото, поэтому довольствуемся тем, что есть.

Вид в сторону Рогожского вала. До второй половины 80-х здесь была АЗС.

Все, разворачиваемся и идём по Школьной. Слева дом 48, 1825 года постройки.

Видно трамвайные пути

Перекрёсток с Малой Андроньевской, вид в сторону ул. Сергия Радонежского.

Дом 31, на углу Школьной ул. и Малой Андроньевской. Здесь проходили собрания и концерты, организованные Станиславским в 1917 г. (Дом Шелапутиных).

Малая Андроньевская от ул. Сергия Радонежского.

Малая Андроньевская от д.29 по Школьной.

Большая Андроньевская, д.5с2. Бывшая Рогожская электрическая подстанция городских железных дорог, 1908 г.п. Сейчас электротяговая подстанция N5.

пс: была светлая идея создать из улицы некий второй Арбат, но с тематической направленностью. Тут могли появиться: необычный музей карет и быта ямщиков, ремесленные мастерские, торговые лавки, гостиница, оформленная, как постоялый двор. Дополнять это все должна была, по идее, тематическая сеть общепита - трактиры, квасные, блинные, чайные и т.п. Но, видимо, что-то пошло не так.

С последней реконструкцией летом 2019 г., от идеи сделать улицу туристически привлекательной вроде бы не отказались. ждём.

Теперь, после множественных попыток, ещё со времён СССР, это уже точно - абсолютно пешеходная улица, ни парковки, ни трамвая. Хотя трамвайную линию можно было и оставить. Какой-нибудь старый трамвайчик здесь смотрелся бы кстати)

Конечно же радует, что такую уникальную улицу всё-таки сохранили! Но получилась какая-то немного безжизненная красота. Свежевыкрашенные домики на фоне современной застройки. С одной стороны такой контраст впечатляет, с другой - улица выглядит декорациями к киносъемкам)

Очень хорошо, что сохранены некоторые элементы старины в виде отбойных столбиков, элементов брусчатки и мн.др. Но заглядывать во дворы любителям старины нет смысла. В основном, за воссозданными и отреставрированными фасадами, задние части строений из современного кирпича.

Да, второй Арбат тут пока не получился. Но улица, которая ждёт жизни не одно десятилетие, думаю, сможет ещё подождать. Деревья, лавочки наверняка появятся. Может для привлечения бизнеса какие-нибудь льготы придумают. Раз улица широченная и изначально торговая - можно было бы какую-то «блошиную» торговлю организовать, не постоянную конечно)

В любом случае то, что есть это лучше, чем произошедшее с соседней ул. Сергия Радонежского (Тулинской) после реконструкции в середине 80-х, да и многими другими улицами.

Мнение мое личное дилетантское, фото прошлогодние, возможно что-то изменилось. Спасибо!

Александра Селиванова, руководитель Центра авангарда на Шаболовке

Шуховская башня

Адрес: улица Шухова, дом 8

Годы постройки: 1920–1922

Шуховская радиобашня, безусловно, доминанта района, а до 1950–1960-х годов — и всей Москвы. Она долго была самым высоким сооружением в городе, несмотря на то, что ее построили ниже на несколько ярусов, чем планировалось, — из-за нехватки стали нужного качества проект был сокращен прямо в ходе работ. Башню монтировали способом, специально придуманным инженером Владимиром Шуховым — телескопическим: каждая новая секция собиралась внутри предыдущей и на лебедках поднималась вверх. Эту конструкцию на основе гиперболоида он запатентовал еще во второй половине ХIХ века, но первоначально она использовалась для водонапорных башен.

Радиобашня Шухова стала первой символической постройкой советской власти: она должна была транслировать идеи нового государства всему миру.

Место было выбрано не случайно. Шаболовка — самый высокий район Москвы, приближенный к центру, расположенный в пределах Камер-Коллежского вала. Кроме того, здесь уже была инфраструктура, связанная с радио, — рядом, на Дровяной площади, с 1918 года находилось оборудование государственных радиозаводов. Ко времени появления Шуховской башни здесь было уже три антенны (сейчас они демонтированы), и башня стала четвертой.

Во время ее строительства произошла трагедия, навсегда изменившая жизнь ее создателя. Обрушились четвертая секция и частично третья. При этом погибли двое рабочих. Архитектор был приговорен к расстрелу условно — это была совершенно исключительная мера. Приговор так и не был исполнен — сначала его отложили до окончания строительства, потом забыли. Но Шухову пришлось прожить всю жизнь под его гнетом.


Дом-коммуна РЖСКТ

Адрес: улица Лестева, дом 19

Годы постройки: 1927–1929

Идея домов-коммун, которые должны были воспитывать нового советского человека на принципах полного обобществления быта, зародилась в первой половине 1920-х годов. Первые коммуны стали появляться в 1923–1924 годах: люди просто селились вместе в пустующих квартирах и домах. Но коммуна — это не коммуналка: в ней совместное проживание людей не вынуждено, а продиктовано идеологическими соображениями. Коммунары объединяли свои доходы, а в некоторых случаях делили и личные вещи — одежду, например.

Первый специально выстроенный дом-коммуна появился в 1929 году на Шаболовке — недалеко от Шуховской башни, на улице Лестева (тогда это были Хавский и Хавско-Шаболовский переулки). Он назывался Домом-коммуной рабочего жилищно-строительного кооператива (РЖСКТ) «1-е Замоскворецкое объединение».

Архитектор Георгий Вольфензон спроектировал этот дом так, чтобы он составлял ансамбль с башней, — казалось, она как бы вырастала из него. В первые годы после постройки дом подвергался критике архитекторов: его ругали за недостаточную революционность и экспериментальность, потому что в нем были не только коммуны — длинные коридоры с нанизанными на них комнатами-спальнями на 9–12 человек и общими санузлами и душевыми, — но и отдельные трехкомнатные квартиры.

В середине дома был расположен коммунальный блок — столовая с фабрикой-кухней, клуб с театральным залом, помещения для кружков, библиотека, спортивные секции. На крыше была площадка для солярия, душевые и летний кинотеатр. Обо всем этом с большим теплом вспоминают старые жильцы дома. И обязательно добавляют, что главным развлечением здешних детей было пробежать от одного крыла до другого, не спускаясь на первый этаж, используя коридоры, длинные ленточные балконы, общественный блок и так далее.

Жители дома стали живыми экспонатами: так как это была первая коммуна, сюда часто приезжали делегации, туристы, которым демонстрировали новый быт в действии. Все жильцы должны были подписать согласие с правилами проживания, среди которых был, в частности, запрет на ввоз старой мебели и предметов старого быта вроде икон и принятие пищи в доме где-либо, кроме столовой. Они также все были обязаны отдать детей в ясли и детский сад, находящиеся тут же, и ликвидировать неграмотность в течение одного года — 1930-го.

По этим законам дом просуществовал какое-то время, в 1950-е годы часть, где располагалась коммуна, была расселена, и ее заняло Министерство лесного хозяйства. Сегодня в квартирной части дома до сих пор живут люди, а общественная часть занята офисами.




Коммуна-общежитие студентов текстильного института

Адрес: 2-й Донской проезд, дом 9

Годы постройки: 1929–1930

Этот дом, построенный архитектором Иваном Николаевым, в отличие от предыдущего был самой радикальной коммуной из построенных в Советском Союзе. Этот выдающийся памятник авангарда известен студентам архитектурных вузов во всем мире: его фотографии можно встретить в учебниках по истории архитектуры ХХ века. Перед Николаевым стояла задача спроектировать студенческую коммуну на две тысячи человек, организованную по принципам нового быта, с минимумом затрат на строительство.

Николаев придумал здание-конвейер, в котором студенты жили по строго установленным сценариям. Все функции были разнесены в разные архитектурные объемы. Для сна был предназначен спальный корпус с маленькими (шесть квадратных метров) ячейками на две койки. Находиться здесь можно было только ночью. Утром студенты просыпались по звонку и отправлялись в санитарный корпус. Здесь в шкафчиках хранились их вещи, учебники и средства гигиены. Студенты принимали душ, делали гимнастику на широких балконах, одевались и по широкому пандусу спускались в дневной блок, где располагались столовая, библиотека и зона, в которой они могли заниматься, если им не надо было идти в институт. Там же стояли кабинки для индивидуальных занятий. Вечером все повторялось в обратном порядке: санитарный блок — ячейки — сон.

В таком духе эта коммуна существовала долго, ведь студентов гораздо проще встроить в такую жесткую схему, чем людей, у которых есть дети.

В свой проект Иван Николаев включил много новаторских приемов. Пандус, по которому студенты спускались из санитарного корпуса в корпус дневного пребывания, был в то время очень модной деталью в мировой архитектуре — его, например, широко использовал Ле Корбюзье. Металлический каркас здания позволил сделать длинные ленточные окна. На крыше над залом для занятий Николаев разместил шедовые окна зубчатого силуэта, которые до этого устанавливали только в заводских цехах. Они рассеивали свет, не давали теней и были практичны при занятиях, скажем, черчением.

Этот дом производил сильнейшее впечатление на современников. В то время вокруг него были пустыри и заводы и коммуна воспринималась как гигантский океанский лайнер, плывущий по волнам как символ новой эпохи.

Эффектно он выглядит и сегодня, несмотря на то, что его он плохо сохранился. Дом долгое время был заброшен, спальный корпус разрушен, так что во время недавней реконструкции его частично построили заново.






Даниловский универмаг

Адрес: улица Люсиновская, дом 70

Годы строительства: 1929–1934

Все новые районы, которые чаще всего в 1920-е годы возникали на окраинах старой Москвы, рядом с Окружной железной дорогой и заводами, включали не только жилье, но и инфраструктуру — школы, детские сады, фабрики-кухни, клубы и универмаги. Даниловский универмаг должен был стать частью программы, в рамках которой по всей Москве были построены новые торговые учреждения Мосторга — на Красной Пресне, «Сотый» и другие.

Даниловский Мосторг должен был появиться рядом с Даниловским рынком. Для его строительства был приглашен инженер Александр Болдырев, который параллельно с проектированием здания занимался первыми ранними проектами станций Московского метрополитена. Здание Даниловского универмага должно было быть очень большим — занимать целый квартал между Мытной и Люсиновской улицами. Но денег не хватило, как это часто бывает, и в итоге начали строить половину здания, углом выходящего на Даниловский рынок. А потом работы заморозились: под фундаментом обнаружили грунтовые воды, пропитанные химикатами, — на этом месте долгое время был лакокрасочный завод.

Несколько лет универмаг стоял недостроенным, пока за него не взялся архитектор Георгий Олтаржевский, младший брат Вячеслава Олтаржевского — автора проекта Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (ныне — ВДНХ), здания Киевского вокзала и некоторых московских высоток. Георгий Олтаржевский был известен в дореволюционной России по работе над доходными домами. Как нам удалось выяснить у его семьи, после революции он успел поработать Париже, где, судя по всему, перенял стиль ар-деко. Вернувшись в Советский Союз во второй половине 1920-х и будучи привлеченным к строительству Даниловского универмага, он придал ему эту модную в Европе эстетику. Так у изначально конструктивистского здания появились изящные детали, рамки, облицовка дорогими породами камня и довольно изящные элементы интерьера.

Даниловский универмаг открылся в 1936 году. Он являл собой совершенно новый тип торгового учреждения, где большое внимание было уделено не только покупателям, но и сотрудникам: им был отведен целый этаж: там работал буфет и были комнаты отдыха. Универмаг пользовался большой популярностью у жителей района и не только — сюда ездили за покупками со всей Москвы.



Хавско-Шаболовский жилмассив

Адреса: улица Лестева, дом 13, корпус 3; дом 15, корпуса 1, 2; дом 19, корпуса 1, 2; дом 21, корпус 2; улица Шаболовка, дом 63, корпус 2; дом 65, корпус 2; дом 67; улица Серпуховский Вал, дом 22, корпуса 2, 3; дом 24, корпуса 1, 2; дом 28.

Годы строительства: 1927—1930

Этот участок между Серпуховским Валом, Хавско-Шаболовским переулком (сейчас — улица Лестева), Хавской улицей и Шаболовкой был выделен Моссоветом архитектурной бригаде АСНОВА (Ассоциация новых архитекторов) под образцовое жилищное строительство. АСНОВА во главе с архитектором Николаем Ладовским провела внутренний конкурс, в котором победил молодой выпускник ВХУТЕМАСа Николай Травин. Он предложил оригинальную планировку жилмассива: дома г-образной формы были повернуты под углом в 45 градусов к существующей сетке улиц. Это, во-первых, придало динамику пространственной организации района: по мере движения вдоль улиц у прохожих создавалось ощущение, будто высокие угловые части домов разворачиваются. А во-вторых, дома удалось ориентировать по сторонам света таким образом, что жилые комнаты выходили на восток и юг, а служебные помещения — на север и запад.

Первоначально проектировалось 24 дома, но в итоге было построено только 15 пятиэтажных домов с поднятой угловой частью-башенкой в шесть этажей. Колористическое решение всего района было очень интересным: чтобы жители легко ориентировались в пространстве, каждая линия домов с треугольными дворами имела свою цветовую композицию фасада, в которой сочетались красная кирпичная кладка и белая и серая штукатурка. На эскизах Травина можно насчитать шесть цветов — не совсем понятно, что из этого было реализовано, но, судя по черно-белой аэрофотосъемке конца 1920-х годов, каждый дом являл собой супрематическую композицию из длинных балконов, темных больших квадратов на фасадах, где было сгруппировано несколько окон, и вертикальных башен. Сейчас, к сожалению, это утеряно — все дома полностью заштукатурены и выкрашены в общий охристый оттенок. Поэтому район воспринимается как лабиринт — так его и называют местные жители. Достаточно свернуть с любой улицы вглубь квартала, как вы теряетесь и запутываетесь.

В самом центре жилмассива было возведено общественное здание, в котором находились столовая, клуб, детская и взрослая библиотеки, помещения для кружков и, по воспоминаниям местных жителей, даже загс и баня. В 1980-е годы здание было надстроено и превращено в жилой дом. Единственное, что в нем осталось от первоначальной общественной функции, — библиотека на первом этаже и Центр авангарда, в котором я работаю.

Из истории советской службы быта. Постановление от 26 августа 1967 г. N 822 О мерах по дальнейшему развитию бытового обслуживания населения.

Комитету по кинематографии при Совете Министров СССР, Комитету по печати при Совете Министров СССР, Комитету по радиовещанию и телевидению при Совете Министров СССР обеспечить по заказам министерств бытового обслуживания населения союзных республик выпуск короткометражных рекламных фильмов, издание справочников и брошюр, подготовку телевизионных передач и радиопередач о достижениях передовых коллективов предприятий бытового обслуживания населения, доходчиво рассказывать советским людям о преимуществах, получаемых ими от пользования услугами предприятий службы быта.


В Советском Союзе, бытовое обслуживание — крупная отрасль народного хозяйства. Рост благосостояния, культурного уровня и потребностей трудящихся, увеличение выпуска бытовой техники, легковых автомобилей сказывается на изменении структуры бытовых услуг. Происходит укрупнение предприятий бытового обслуживания и их специализация.
В СССР вводилась в практику работа бытовых предприятий с выездами на заводы и фабрики для приема заказов; использовался прием заказов на дому и доставка изделий населению; организовывались платные стоянки для личных автомобилей, мотоциклов, велосипедов.
При строительстве жилых домов обязательно предусматривалось выделение помещений для служб быта. Запрещалось изъятие и использование в других целях помещений, занимаемых предприятиями бытового обслуживания.


Комбинаты бытового обслуживания (КБО) сгинули вместе с советским строем, а их здания остались и активно эксплуатируются. Причем, в отличие от зданий кинотеатров и Дворцов культуры, чаще всего чуть ли не по прямому назначению.
Говорят, что в СССР бытовое обслуживание населения было чуть ли не на пещерном уровне. Нагло врут. Как раз тогда комбинаты бытового обслуживания служили верой и правдой вплоть до распада страны, а то и далее.
Да и сейчас во многих из них наблюдаются признаки жизни, причем нередко здания населяют фирмы, работающие по прежнему профилю.
О бытовых надобностях горожан тогда заботились не меньше, чем об удовлетворении культурных потребностей, и в каждом районе города КБО строились не менее активно, чем кинотеатры и дворцы культуры.
Рабочим нужно было модно одеваться, стильно подстригаться и хорошо выглядеть на семейных фото. В выходные они выезжали за город, поэтому нуждались в пунктах проката с их палатками, спальными мешками и прочим дефицитным инвентарем.
Полки магазинов отнюдь не ломились от качественной одежды, обуви и товаров массового потребления. Тут и выручали комбинаты бытового обслуживания, по мере сил удовлетворяя наши растущие потребности и снимая социальную напряженность.

На примере Челябинска


Ул. Гагарина — центральная улица и административный центр Ленинского района. Сюда в конце 50-х в новенькие «хрущевки» целыми бараками переселялись рабочие трубопрокатного завода и других здешних предприятий. Здесь с особой рачительностью отцы города проявляли заботу о трудовом народе, строили библиотеки, кинотеатры и магазины. Неудивительно, что именно на Гагарина в 1965 г. силами знаменитого Треста № 42 был построен первый в районе комбинат бытового обслуживания.
Помимо прочего, он был еще и головным предприятием объединения «Фабрика ремонта и пошива одежды № 1», которое сперва располагалось на ул. «Челябинского рабочего» (КБС), а потом, погостив в здании новенького КБО, переехало в центр города на ул. Воровского. Хоть двухэтажное здание на ул. Гагарина, 29, площадью 2 тыс. м2 построили в 1965 г., открылось оно только в апреле 1966-го.
Столь долгий перерыв между сдачей объекта в эксплуатацию и открытием ателье объяснялся тем, что оснащали его очень основательно, по последнему слову техники. Например, чтобы установить на втором этаже промышленные прессы-утюги, приходилось разбирать оконные проемы и поднимать все это оборудование при помощи подъемного крана. Швейное производство занимало тогда весь второй этаж. На первом этаже работали парикмахерская, химчистка и фотостудия.


Штат КБО был довольно большой и доходил временами до ста человек. Одновременно работало по шесть-семь бригад, специализирующихся на разных видах деятельности: меховые изделия, вышивка, работа с кожей, мужская, женская и детская одежда, массовый пошив костюмов для дворцов культуры и прочих творческих нужд. Здесь же шили постельное белье, подушки и матрасы — словом, все, чего не отыскать было в государственных промтоварных магазинах.

Старожилы утверждают, что спрос на эти изделия в 70-е годы настолько превышал предложение, что заказчики буквально выстраивались в очереди. Предметом особой гордости КБО на ул. Гагарина был просторный подвал, он же — склад сырья. Из этого подвала отоваривались тканью и фурнитурой все челябинские подразделения объединения «Фабрика ремонта и пошива одежды № 1». Здесь работали лучшие в городе мастера по индпошиву брюк, занимавшие первые места на челябинских выставках и конкурсах вплоть до наших дней.


В Арматурном переулке в доме № 5 располагался КБО, с 1975 г. обслуживающий работников Челябинского кузнечно-прессового завода. Но изначально к нему не зарастала народная тропа, ведущая от проходной вдоль промзоны к обширным заводским оранжереям. Заводчане шли туда после работы за саженцами, свежей зеленью, а заодно посещали и комбинат, где к их услугам были открыты фотоателье, химчистка, парикмахерская, ремонт обуви и пункт проката. Как и комбинат на ул. Гагарина, этот КБО входил в состав объединения «Фабрика ремонта и пошива одежды № 1», выполняя аналогичные функции.


Некогда трущобный микрорайон «Порт-Артур» окончательно обрел современный облик лишь в начале 90-х, когда был снесен последний массив хибарок между автодорогой «Меридиан» и ул. Барбюса. В процессе застройки по адресу: ул. Тухачевского,13Б, появился последний в истории района комбинат бытового обслуживания. Отношение к нему со стороны городского руководства, по свидетельствам очевидцев, было превосходное.
В эпоху тогдашнего тотального дефицита новый КБО обласкали, оснастили качественными материалами, новыми вязальными и трикотажными машинами, добротной мебелью и к тому же начали активно зазывать сюда работать мастеров из конкурирующих структур. Комбинат предлагал полный комплекс услуг для новоселов и их домочадцев — от фото- и швейно-трикотажного ателье до обувной мастерской и многого другого.

Доходный дом в кирпичном стиле и особняк: два здания XIX века признаны выявленными объектами культурного наследия

Доходный дом в кирпичном стиле и особняк: два здания XIX века признаны выявленными объектами культурного наследия

В центре столицы стало больше признанных памятников архитектуры. Статусы выявленных объектов культурного наследия получили два здания, построенных в XIX веке. Это доходный дом А.П. Барса (Трубная улица, дом 29, строение 1) и жилой дом 1887 года архитектора Н.Н. Васильева (Старомонетный переулок, дом 35, строение 2).

«Один из выявленных памятников — каменное четырехэтажное здание с подвалом, возведенное на Трубной улице по заказу владельца — губернского секретаря Барса. Его фасады оформлены в так называемом кирпичном стиле. Второй дом появился в Старомонетном переулке по заказу домовладельца Николая Дружинина, проект разработал известный архитектор Николай Васильев. Здание является образцом городского особняка с функцией доходного дома. Оба здания признаны выявленными объектами культурного наследия», — прокомментировал глава столичного Департамента культурного наследия Алексей Емельянов.

Теперь по закону их нельзя сносить или перестраивать, а реставрацию или ремонт следует проводить под контролем Мосгорнаследия и только после того, как ведомство согласует все работы.

Кирпичи вместо вычурной лепнины

Доходный дом губернского секретаря Антона Барса построили на красной линии Трубной улицы в 1891 году. Это значит, что его фасад был неотъемлемой частью ее облика на протяжении 130 лет. Дом возвели в популярном кирпичном стиле. Так условно называли одно из течений рациональной архитектуры конца XIX века. Его отличительной особенностью стал технический прием сохранять натуральный цвет и фактуру кирпичей. Мастера, работавшие в таком стиле, отказывались от использования штукатурки для фасадов зданий и лепного декора. Предположительно, архитектором был сын владельца — Петр Барс.

Четырехэтажный дом с подвалом имеет прямоугольную форму. Его единственный ризалит (выступающая часть) выполнен в виде четырехъярусной башни, увенчанной граненым шатром со шпилем. Внизу сделана арка. Сейчас она закрыта, но изначально была проездной. Сквозь нее во двор могли попадать повозки и экипажи. Декор дома, по мнению специалистов, характерен для романо-готической архитектуры: стрельчатые оконные проемы и ниши, ряды арок, лопатки (плоские декоративные выступы на стенах), филенки (обрамления прямоугольной формы), ступенчатые консоли, кирпичные фризы, кованые накладные элементы и многое другое.

Фото М. Денисова. Mos.ru

Дворовый фасад оформлен скромно. На кирпичных стенах можно увидеть декоративные проемы с арочными (или лучковыми) перемычками, подоконными филенками с поясами ромбов, двухцветные междуэтажный и венчающий карнизы с кронштейнами.

Все этажи дома одинаковые. На каждой лестничной площадке размещено по три квартиры с коридорно-анфиладной планировкой. В квартирах до сих пор частично сохранилась изначальная скромная отделка интерьеров: профилированные карнизы потолков, филенчатые двери, паркет. В жилых комнатах были установлены кирпичные утермарковские печи. До наших дней они сохранились лишь в нескольких квартирах.

После 1917 года в доходном доме Барса организовали коммуналки и открыли различные обслуживающие заведения. В 1990 году провели капитальный ремонт без изменения планировки и архитектурно-художественного оформления интерьеров.

Примечательно, что назначение здания не менялось. На протяжении всей его истории оно оставалось жилым. Сейчас отдельные квартиры перепланированы. Оконные и дверные рамы заменены на современные. Историческое архитектурное оформление главного фасада в прошлые годы было искажено в результате разборки ступенчатого щипца над боковым плоским ризалитом с проездной аркой. В основном же все оригинальные конструкции, планировки, элементы отделки здания сохранились.

Эклектика и фасад с семью осями

В 1887 году по заказу домовладельца Николая Дружинина на территории его владения в Старомонетном переулке был возведен каменный двухэтажный жилой дом с подвалом. Здание в стиле эклектики является образцом городского особняка второй половины XIX века с функцией доходного дома. Поблизости расположили каменные одноэтажные постройки служебного и хозяйственного назначения. Проекты всех зданий создал архитектор Николай Васильев.

Фасад особняка симметричен и по задумке архитектора состоит из семи осей. У здания два ризалита (выступающие части), которые венчают арочные фронтоны. В правом ризалите разместили отдельные для каждой из двух квартир парадные входы под общим ажурным зонтом на металлических колонках. Изначально квартира на первом этаже дома сдавалась внаем, а жилье на втором этаже занимал в то время сын домовладельца с семьей.

Среди украшений и оригинальных архитектурных деталей на фасаде можно увидеть подоконные фартуки и оконные проемы в виде ниш, филенки, арочные перемычки, лепные картуши с монограммами. Все это сохранилось.

Фото М. Денисова. Mos.ru

После 1917 года владение национализировали. В 1930-е годы здесь было начато крупномасштабное строительство корпусов научно-исследовательского института цемента. Главный корпус института расположился на большей части усадебного сада. В настоящее время здание по адресу: Старомонетный переулок, дом 35, строение 1 занимает Институт геологии рудных месторождений, петрографии, минералогии и геохимии Российской академии наук (ИГЕМ РАН).

Здание бывшего доходного дома в Старомонетном переулке оставалось жилым до 1950-х годов. Затем оно было расселено и передано Геологическому институту АН СССР (ИГЕМ АН СССР) для размещения административных отделов. В это же время появилась одноэтажная изолированная пристройка со стороны северного фасада. В 1998 году здание реконструировали. Перекрытия полностью заменили, интерьеры перепланировали. Отделку полностью выполнили из современных материалов.

Однако до наших дней по большей части сохранился исторический облик бывшего доходного дома со всеми отличительными архитектурными элементами. Фасад этого здания является неотъемлемой частью вида Старомонетного переулка.

Сейчас на городском учете находится свыше двух тысяч выявленных объектов культурного наследия. Более 550 из них выявили за 10 лет начиная с 2011 года. Все они охраняются.

Москва пешеходная: 10 зданий с необычной историей

Москва – удивительный город с богатой архитектурой. Многие ругают ее за отсутствие определенного стиля, но, может, как раз в этом изюминка российской столицы. Здесь старый храм может стоять среди современных высоток, а готическое здание выделяться на фоне построек в стиле классицизма.

Доходный дом Исакова на Пречистенке







Сегодня это многоквартирный жилой дом на Пречистенке. Построили его в 1904–1906 годах по проекту архитектора Льва Кекушева. Здание входит в число лучших московских построек модерна и является образцом данного стиля начала ХХ века. Оно славится выразительным фасадом и богатым декором.

Еще в 1812 году здесь был двухэтажный классический каменный дом с садом и парочкой служебных помещений. Такая картина не менялась на протяжении века. И вот в начале 1900-х годов старую постройку снесли, а на ее месте возвели 5–6-этажный доходный дом.

Самое удивительное в сооружении то, что при его строительстве архитектор Кекушев стремился к максимальной асимметричности и использовал для этого все возможности участка.

Его задумка удалась: выходящая во двор часть здания имеет шесть этажей, а выходящая на улицу – только пять. Парадная лестница разделяет здание на переднюю и заднюю части, которые смещены относительно друг друга на пол-этажа в высоту. Благодаря этому войти в квартиру можно было с любой лестничной площадки. Оконные переплеты на каждом этаже имеют свой рисунок. Боковые фасады дома попроще, а фасады, выходящие во дворики, совсем без декора.

Плоские дома на Пресненском валу


На Пресненском валу, недалеко от станции метро "Улица 1905 года", раскинулись "плоские" дома – под номерами 36 и 38. Конечно, на самом деле, это самые обычные здания, на первый взгляд даже ничем не примечательные. Однако угол между лицевой и боковой сторонами обоих домов так мал, что с определенных ракурсов здания кажутся совсем плоскими.

Двухподъездный жилой дом №36 построен в 1910 году. По одной из версий, отведенный под строительство земельный участок был такой формы, что архитектору пришлось одну из сторон дома сделать в виде скошенного угла. Когда смотришь на него с правильной стороны, возникает иллюзия, что дом нарисован на листе фанеры чем-то подпираемой сзади.

Усадьба Лукутиных




Усадьба Лукутиных, или, как ее еще называют, дом трех эпох, не совсем обычное здание. Построено оно было в XVIII веке в Вишняковском переулке. Тогда это был трехэтажный дом, которым владел известный купец Лукутин – создатель производства знаменитых расписных шкатулок, изготавливаемых по сей день.

В 1910 году владелец захотел превратить здание в доходный дом, и по его заказу архитектор Петр Ушаков надстроил еще один этаж. Таким образом, классическая усадьба стала четырехэтажным жилым зданием. И уже в наше время, в 1980-е годы, в доме надстроили еще пять этажей.

Так и получилось, что в обычной усадьбе срослись сразу три эпохи: XVIII век, начало ХХ века и конец ХХ столетия. И если внимательно присмотреться к зданию, можно разглядеть все этапы его архитектурного роста.

Храм Христа Спасителя


Храм Христа Спасителя – самый большой собор Русской православной церкви, вмещающий до десяти тысяч человек. Имеет он и богатую историю.

Построили собор 130 лет назад. Он был возведен в 1883 году, как храм-памятник, посвященный Отечественной войне 1812 года. Торжественная закладка его состоялась на Воробьевых горах в октябре 1817 года, но проект не был осуществлен из-за возникших проблем, связанных с непрочностью почвы. В 1825 году Николай I приказал приостановить все работы, и строительство прекратилось.

Через семь лет император утвердил новый проект храма и лично выбрал для него место – на берегу Москвы-реки. Храм строился почти 44 года, и с 1883 года в соборе начались регулярные богослужения. Там проходили коронации, отмечались всенародные праздники и юбилеи. Например, 500-летие со дня смерти преподобного Сергия Радонежского, 100-летие Отечественной войны 1812 года, 300-летие Дома Романовых.

В начале 1920-х годов собор захватили обновленцы, а через почти десяток лет, в 1931 году, его закрыли. По решению советского правительства 5 декабря того же года храм взорвали. Сохранилась лишь часть наружных белокаменных барельефов, позже вмонтированных в стену Донского монастыря.

На месте сооружения планировалось построить Дворец советов. Однако планы осуществить так и не удалось из-за Великой Отечественной войны. По ее окончании фундамент здания использовали для открытого плавательного бассейна, получившего название "Москва".

В сентябре 1994 года столичное правительство решило воссоздать Храма Христа Спасителя, вернув ему прежний вид. За неполные шесть лет собор построили. В 2000 году все внутренние и внешние отделочные работы были завершены.

Ажурный дом




Ажурный дом, расположенный на Ленинградском проспекте, сразу бросается в глаза. И здание это интересно по нескольким причинам. Во-первых, это один из первых жилых домов из крупных бетонных блоков заводского изготовления.

Во-вторых, интерес вызывает его внешний вид. Неспроста дом получил название ажурного. Дело в том, что его фасад состоит из узорчатых решеток. Ажурные блоки сгруппированы по два, тем самым обогащая композицию строения. Еще одно название, присвоенное зданию за экзотичность – "дом-аккордеон".

Сооружение должно было стать образцом будущего стандартного жилья для обычных советских людей. Предполагалось, что строиться такие дома будут быстро и недорого, но при этом не будут выглядеть типично.

Возвели ажурный дом на месте одной из хозяйственных построек Московского ипподрома, на пересечении с Беговой аллеей. Узорчатые решетки на здании выполнены из бетона и прикрывают собой кухонные лоджии. За основу ажура послужили эскизы известного живописца Владимира Фаворского по растительной тематике. Правда, жильцы жалуются, что из-за этих орнаментов в квартирах темновато.

Интересно, что эта архитектурная деталь была призвана не только украсить дом, но и спрятать от посторонних глаз личные вещи жильцов. Например, развешенное на лоджиях белье. Все-таки улица, где стоит здание, всегда считалась одной из центральных.

Фасад дома по цвету напоминает мрамор, однако это не было первоначальной задумкой архитектора. Дело в том, что ровный цвет бетонного покрытия получить не удалось, поэтому в бетон во время его заливки в формы добавили краситель. Разводы все равно остались, но в новой цветовой гамме они смотрелись как дорогой камень.

Необычной в доме была и планировка. Первый этаж был отведен под социальные объекты для обслуживания жильцов, а вот сами квартиры располагались на этажах, начиная со второго. Правда, воплотить в жизнь все задуманное помешала война в 1941 году. Подвалы здания превратились в бомбоубежища, а квартиры, рассчитанные на одну семью, стали коммуналками.

Как известно, ажурный дом типовым так и не стал. После войны средств на восстановление страны не хватало, и об украшениях фасадов пришлось забыть. А затем на смену крупноблочному строительству пришла технология панельного производства.

Дом на ножках




Дом на ножках, построенный на Беговой улице в 1979 году, относится к стилю брутализма. Его основная особенность, которая сразу бросается в глаза – полное отсутствие первого этажа, а вместо него – 40 железобетонных опор, которые в народе прозвали просто ногами. Отсюда и необычные названия – Дом на ножках, Дом-сороконожка и Дом-осьминог.

Архитектор Андрей Меерсон строил его как 16-этажную гостиницу для участников Олимпийских игр 1980 года. Правда, по технологическим причинам остановились на 13 этажах и двух технических ярусах. А когда строительство завершилось, туда и вовсе заселили работников авиационного завода "Знамя Труда".

Двадцать пар мощных железобетонных опор, на которых держится дом, сужаются книзу. А каждый последующий этаж как бы поставлен на предыдущий внахлест с выступом, из-за чего визуально дом расширяется кверху. Этот эффект достигнут благодаря тому, что плиты положили под углом.

Есть предположение, что такая конструкция создана по задумке архитектора, чтобы рядом не скапливался смог и выхлопные газы. Якобы дом приподняли, таким образом создав своеобразную форточку, которая позволила воздуху свободно циркулировать. Правда, эту версию ставят под сомнение. Так, сегодня жильцы используют пространство под ножками всего лишь для парковки своих автомобилей.

Северный речной вокзал


Фото: ТАСС/Марина Лысцева

Это один из двух речных вокзалов Москвы. Расположен он на берегу Химкинского водохранилища. Его построили одновременно с Каналом имени Москвы в 1937 году. Интересный факт – возвели его еще до заполнения Химкинского водохранилища, то есть, на суше.

Вокзал, построенный в стиле сталинского ампира не только объект культурного наследия, но и один из символов Москвы.

Здание выполнено в форме двухпалубного парохода, который как бы держит путь в направлении пяти морей. Мачтой корабля стала башня, увенчанная 24-метровым шпилем. А плоская крыша и арки только усиливают сходство с лайнером.

По идее, осенью шпиль можно сложить, а весной, когда открывается движение по каналу имени Москвы, вернуть на прежнее место. Правда, такую возможность практически не используют – за все годы шпиль прятали лишь несколько раз. Например, в 1941 году, чтобы он не служил ориентиром для немцев.

Не все знают, что пятиконечная звезда на шпиле здания до этого красовалась на башне Московского кремля – Спасской. Установили ее там 24 октября 1935 года. она была изготовлена из нержавеющей стали и красной меди. Знак серпа и молота был выложен горным хрусталем, аметистами, александритами, топазами и аквамаринами.

Постепенно из-за осадков самоцветы тускнели, теряя свой вид. Поэтому уже через полтора года было решено заменить звезду на рубиновую. А вот звезду из самоцветов поселили на шпиле здания вокзала.

Часы, размещенные на башне Речного вокзала, по легенде были сняты с Храма Христа Спасителя. Часам порядка 200 лет, и они считаются одними из самых старых в столице.

Точно известно, что на башне они появились в 1937-м, в год завершения строительства самого вокзала. Весь их механизм создан вручную, но несмотря на это, в 1996 году их перевели на работу от электродвигателя, избавив тем самым сотрудников вокзала от необходимости каждые два дня их заводить. А вместе со старым механизмом со здания сняли колокола.

Дом быта – 38 лет

1

В феврале 1979 года для горожан открылся крупнейший в стране Новосибирский Дом быта. Это семиэтажное здание, расположенное на главной улице города – Красном проспекте, – давно уже стало привычной частью ландшафта городского центра.

Дом быта – 38 лет

В 60–70-х годах прошлого века в Новосибирске велось бурное строительство масштабных объектов, и сегодня во многом определяющих облик города. В центральной части города возводятся крупные сооружения – доминанты в формирующихся архитектурных ансамблях. В Октябрьском районе в 1966 году построили здание Государственной публичной научно-технической библиотеки СО АН СССР. На пр. Дзержинского к 1970 году возводится Дворец культуры им. Чкалова. На ул. Богдана Хмельницкого возник комплекс зданий из плавательного бассейна «Нептун», здания крытого ледового стадиона «Сибирь», кафе «Отдых» и кинотеатра «Космос». В 1975 году завершается формирование площади Калинина, в застройке которой сочетаются жилые здания проектного института и инженерные корпуса крупного завода. В начале ул. Гоголя построено здание цирка. На пересечении Красного проспекта и ул. Фрунзе строится группа проектных и научно-исследовательских институтов, Кузбассгипрошахт и др. Здесь же построено здание Дома быта.

Строительство будущего Дома быта началось в 1972 году, а завершилось в начале 1979-го. В феврале Дом быта открыл свои двери для горожан. В момент своего открытия он являлся самым крупным сибирским Домом быта. Здание представляет собой два семиэтажных корпуса, которые соединены между собой.

Традиционно здесь располагались ремонтные мастерские, ателье по пошиву одежды и обуви, парикмахерские и т.п. Но в связи с невостребованностью производственных площадей здания Дома быта еще в начале 2000-х годов было принято управленческое решение о его перепрофилировании в административное. А с 2004 года в здании по Красному проспекту, 50 начался плановый перенос структурных подразделений мэрии города Новосибирска.

Летом 2011 года возле Дома быта заработала первая в Новосибирске механическая парковка, которая представляет собой каркас в виде этажерки со специальным подъемником.

До конца 2016 года в здании находилось несколько отделений банков, три департамента городской мэрии, несколько частных организаций, множество торговых павильонов различной направленности, салон красоты, спортивный центр и многое другое. Но в 2016 году на первом и втором этажах Дома быта был проведен ремонт для перемещения в него тех структурных подразделений мэрии города Новосибирска, которые не могут эффективно вести прием граждан в связи с удаленностью их от остановок пассажирского общественного транспорта, а также для исключения затрат бюджета Новосибирска по аренде немуниципальных площадей, используемых этими госорганизациями.

Читайте также: