Дом божий построенный соломоном

Обновлено: 07.07.2024

Третий храм. пророчество о строительстве

Вокруг темы о строительстве Третьего храма Соломона, ходит очень много самых различных пересудов, толкований и предположений. Тема будущего строительства настолько актуальна в некоторых кругах, что люди, порой далёкие от религиозных вопросов и споров, наверняка наслышаны о разного рода "пророчествах" связанных с постройкой Третьего храма. И прежде чем начать рассуждать по данной теме, необходимо предоставить краткую историческую справку о самом храме.

Первый Храм. Был построен царем Соломоном на 480 год исхода евреев из Египта. Во многих источниках, дошедших до нас, говорилось о невиданной красоте и великолепии, как самого здания, так и внешнего, и внутреннего убранство храма.
В храме располагалась скиния Завета. По этой причине, храм был не местом собрания верующих, а являлся домом, где обитал Дух Божий.
В 586 году до нашей эры, храм был сожжён и полностью разрушен войсками царя Навуходоносора. Скиния была утеряна. А сами иудеи попали в пленение на 70 лет.

Второй храм. Был построен на месте первого, в период правления царя иудейского Зороавеля, в 520-526 году до нашей эры. Окончательное проведение реконструкции было завершено в период правления царя иудейского Ирода.
В 66-73 произошла вторая иудейская война. Во время подавления восстания иудеев, римская армия осадила Иерусалим. Военные действия проходили возле Храма. Бои продолжались 5 месяцев. В 70-м году нашей эры, храм снова был сожжён и разрушен.

Третий храм. О том, что будет построен и Третий храм, сторонники данной теории, приводят в подтверждение своих предположений, слова ветхозаветных пророков. И даже пытаются найти обоснование своим словам в Евангелии.

Основная мысль утверждения о возможном строительстве третьего храма, состоит в том, что, согласно еврейской традиции, Храм будет восстановлен с приходом мессии на прежнем месте, на Храмовой горе в Иерусалиме, и станет духовным центром не только для еврейского народа, но для всего человечества.
В христианской догматике, событие возведения Третьего храма, предлагается рассматривать как признак прихода лже-мессии (антихриста) и скорого Второго Пришествии Христа.

В христианской среде, утверждения о том, что возведение третьего храма ознаменует воцарение антихриста над миром, основывается на предсказаниях ветхозаветных пророков и на письменных трудах святителей церковных и толкованиях книг Ветхого Завета и Новаго Завета.

Цитаты из Ветхого Завета, которые часто приводят в качестве доказательства о строительстве третьего храма:

1.) Книга Иезекииля, 11:17-23. (Синодальный перевод.)
17 Затем скажи: так говорит Господь Бог: Я соберу вас из народов и возвращу вас из земель, в которые вы рассеяны; и дам вам землю Израилеву.
18 И придут туда, и извергнут из неё все гнусности её и все мерзости её.
19 И дам им сердце единое, и дух новый вложу в них, и возьму из плоти их сердце каменное, и дам им сердце плотяное,
20 чтобы они ходили по заповедям Моим, и соблюдали уставы Мои, и выполняли их; и будут Моим народом, а Я буду их Богом.
21 А чье сердце увлечется вслед гнусностей их и мерзостей их, поведение тех обращу на их голову, говорит Господь Бог.
22 Тогда Херувимы подняли крылья свои, и колеса подле них; и слава Бога Израилева вверху над ними.
23 И поднялась слава Господа из среды города и остановилась над горою, которая на восток от города.

В данной главе, стих 23-й приводится как указание о будущем строительстве третьего храма. Привёл не только 23-й стих, но и предыдущие, дабы более полно можно было понять, о чём именно идёт речь в пророчестве Иезекииля. Если внимательно прочитать, то можно найти соответствующее историческое событие, указанное в пророчестве.

Происходившие события, такие как: разделение царства, разделение колен израилевых, насаждение идолослужения, устроение капищ и т.п., дела, как раз и описаны в книге Иезекииля, в главе 11-й. А уже со стиха 17-го, говорится о собрании народа израильского воедино. О низвержении гнусности и мерзости со святого места. И уже после того, как восстановится вера в Истинного Бога в народе, появится возможность восстановить служение в храме. И тогда в полной мере, это событие совпадает со строками 23-го стиха:
…И поднялась слава Господа из среды города и остановилась над горою, которая на восток от города…
Таким образом, речь в данном стихе идёт не о третьем храме, а о восстановлении служения Единому Богу, на Храмовой горе.

Точно такое же пророческое видение, имеющее отношение к периоду запустения на Храмовой горе, во время царствования Ровоама, записано и в книге пророка Иеремии. Об отступлении говорится в гл.3:9-19

2.) Книга Иезекииля, 40:5-49.
Многие толкователи данной главы считают, что в ней дано описание третьего храма. Но сие предположение вряд ли верно, поскольку примерно так и выглядел реконструированный, царём Иродом, Второй храм.
Кроме того, с учётом предсказанного в книге Иезекииля, в главе 11, и в книге Иеремии в главе 3, такое описание очень хорошо совпадает с реальными историческими событиями, происходившими в период Второго храма. Как и Первый храм, Второй храм, так же пострадал от разрушений и был осквернён войсками египетского царя.

3.) Книга пророка Даниила. Гл 9:24-27. (Синодальный перевод)
24 Семьдесят седмин определены для народа твоего и святаго города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная, и запечатаны были видение и пророк, и помазан* был Святый святых.
25 Итак, знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины; и возвратится [народ] и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена.
26 И по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос, и не будет; а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет, и конец его будет как от наводнения, и до конца войны будут опустошения.
27 И утвердит завет для многих одна седмина, а в половине седмины прекратится жертва и приношение, и на крыле [святилища] будет мерзость запустения, и окончательная предопределенная гибель постигнет опустошителя.

Пророчество записанное в книге Даниила показывает, что произойдёт со Вторым храмом и то, какие именно события будут предшествовать его разрушению. При этом, сроки и время совершения событий, указано очень точно:
26 И по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос, и не будет; а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет, и конец его будет как от наводнения, и до конца войны будут опустошения.
27 И утвердит завет для многих одна седмина, а в половине седмины прекратится жертва и приношение, и на крыле [святилища] будет мерзость запустения, и окончательная предопределенная гибель постигнет опустошителя.
Распятие Христа совершилось почти в середине срока от Рождения Иисуса Христа и до времени разрушения Второго храма: …а в половине седмины прекратится жертва и приношение…
Так же следует отметить, что все ветхозаветные пророки объявляли о приходе Мессии. И все их пророчества не распространялись далее времени разрушения Второго храма. Причина такого ограничения очень проста, события, которые будут происходить после завершения Ветхого Закона, были для них закрыты, поскольку ни кто из живущих Ветхим Законом не сможет понять, а значит и принять Новый Завет - Завет Благодати. Посему, пророчества ветхозаветные завершаются с разрушением Второго храма. Храма каменного, как символа всего ветхого, плотского.
. Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают, но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое.
Евангелие от Матфея 9:17

4.) Евангелие от Матфея 24:1-22 (синодальный перевод)
Очень часто, в качестве доказательства о том, что будет Третий храм и именно в нём и произойдёт становление мерзости запустения на святом месте, приводят несколько строк из Евангелия от Матфея. Однако, такой подход - ссылка на маленькую часть повествования, приводит к неверному пониманию всего сказанного Иисусом Христом Своим ученикам. Посему, приведу полностью всё повествование о грядущих событиях.

1. И выйдя, Иисус шёл от храма; и приступили ученики Его, чтобы показать Ему здания храма.
2. Иисус же сказал им: видите ли всё это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; всё будет разрушено.
3. Когда же сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века?
4. Иисус сказал им в ответ: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас,
5. ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: "Я Христос", и многих прельстят.
6. Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это ещё не конец:
7. ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам;
8. всё же это - начало болезней.
9. Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Моё;
10. и тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга;
11. и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих;
12. и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь;
13. претерпевший же до конца спасётся.
14. И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придёт конец.
15. Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте, - читающий да разумеет, -
16. тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы;
17. и кто на кровле, тот да не сходит взять что-нибудь из дома своего;
18. и кто на поле, тот да не обращается назад взять одежды свои.
19. Горе же беременным и питающим сосцами в те дни!
20. Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу,
21. ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет.
22. И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни.
Евангелие от Матфея 24:1-22

Прежде всего, следует обратить внимание на следующее: …приступили к Нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века.
Здесь указано, что было задано ДВА вопроса.
Первый: скажи нам, когда это будет?
Второй: какой признак Твоего пришествия и кончины века?
Соответственно порядку заданных вопросов, Иисус Христос и даёт ответы Своим ученикам.

Ответ на первый вопрос заключён в гл.24, в стихах с 4-го по13-й. Указано, что именно произойдёт, и какие именно события будут предшествовать времени разрушения Храма: придут в мир антихристы, дабы прельстить избранных, будут слухи о военных действиях, восстанет народ на народ и царство на царство, будут глады и моры. И это будет только начало всех грядущих бед. Продолжится всё гонением на верных - мучения, убийства христиан. Будут христиане всеми ненавидимы за Имя Христово. Усилится беззаконие и охладеет любовь во многих.
Именно в таком ужасном состоянии и будет пребывать мир ко времени разрушения Второго храма. Именно тогда и совершится то, о чём сказал Христос Своим ученикам - …не останется здесь камня на камне; всё будет разрушено…

Ответ на второй вопрос заключён в гл.24, в стихах с 14-го по 22-й. К моменту разрушения Второго храма, учениками Христа, Евангелие уже будет проповедано всем народам, по всей Вселенной. Уже не будет приноситься в Храме жертва и на Святом месте будет мерзость запустения. (По пророчеству Даниила.) Что на самом деле и происходило. И поскольку, храм перестал быть местом, пребывания Духа Божия, было попущено Богом разрушение здания римскими легионерами. И тогда все, кто из иудеев, те немногие, которые разумели происходящее и …находящиеся в Иудее да бегут в горы…
Событие, разрушения Храма стало причиной великой скорби …какой не было от начала мира доныне, и не будет… потому как завершился Ветхий Закон. И для тех, кто остался в сем Законе, наступил конец света.
…И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни…Ради избранных, время со дня Распятия Христа иудеями, до разрушения Второго храма сократилось до половины седмины - 35 лет.

Почти всегда, фразу …на святом месте… - относят к новому, третьему иудейскому храму, который, якобы и должен быть построен в будущем. Однако, если ещё раз внимательно прочитать главу 24-ю, то станет понятно, что всё сказанное в стихах с 1-го по 22-й имеет отношение только ко Второму храму.

6.) Первая иудейская война 66-73 годы н.э.
В 66-73 произошла Первая иудейская война. Во время подавления восстания иудеев, римская армия осадила Иерусалим. Военные действия проходили возле Храма. Бои продолжались 5 месяцев. В 70-м году нашей эры, храм снова был сожжён и разрушен.
Здесь очень интересно отметить два факта:
1. Время от Рождества Христова до времени разрушения Второго храма составляет 70 лет, а время со дня Распятия иудеями Христа и временем разрушения Второго храма практически половину из 70 лет.
2. Время совершения Первой иудейской войны составляет 7 лет, а время от начала сей войны до времени разрушения Второго храма - половину времени - 3,5 года.
Таким образом, и ветхозаветные пророчества и Евангельское Слово, в котором говорится о разрушении Второго храма, полностью совпадают по сути событий указанных в них.
Есть и ещё одно указание о событиях, которые будут происходить во время разрушения Второго храма. Это записано в книге "Апокалипсис":

Глава 26 О пятом ангеле, и восходящих от бездны и о разумныхъ прузехъ. И о различныхъ отразехъ.
113 И пятый ангелъ воструби. И виде звезду с небес падшу на землю. И данъ бысть ей ключь студенца и бездны. И отверзе студенець. И взыде дымъ от студенца, яко дымъ пещи велики горяща, и омерче солнце от дыма студенечнаго. И изыдоша прузи на землю. И дана бысть имъ область. Яко имуть область скорпиеве земстии. И речено имъ бысть да не вредятъ травы земныя ни всякаго злака, ни всякаго древа. Токмо человеки иже неимуть печати Божия на челехъ. И речено имъ бысть дане убиютъ ихъ, но да муку приимуть 5 месяць. И мучение их яко мучение скорпиево. Егда секнеть человека.
114 В ты дни взыщуть человецы смерти и неймуть обрести ея. И вожделеютъ умрети и бежитъ от них смерть.
115 Уподобление пругомъ, подобна конемъ уготовленымъ на бранъ. И на главахъ их венцы яко злату. И лица ихъ яко лица человеча. И имяху власы яко власы женьски. И зубы ихъ яко лвомъ беша. И имяху броня яко броня железны.
116 Глас крилъ иже конь много текущихъ на брань, имеяху опаши подобно скорпиемъ. И жала на опашехъ ихъ область ихъ вредити человеки 5 месяць имуще над собою царя ангела бездны. И имя ему Авадонъ. А гречески глас имя имать Губя, горе едино отиде еще два горя посихъ.
(Аваддон, также Абаддон: (др.-евр.) погибель, тление; уничтожение, прекращение бытия. Слово "абаддон", на иврите. означает место уничтожения либо просто переводится, как "уничтожение".)

Ранее уже отмечалось, что во время подавления восстания иудеев, римская армия осадила Иерусалим. Военные действия проходили возле Храма. Бои продолжались 5 месяцев.
Так и в книге "Апокалипсис" говорится о 5-ти месяцах, в течении которых …речено имъ бысть да не вредятъ травы земныя ни всякаго злака, ни всякаго древа. Токмо человеки иже неимуть печати Божия на челехъ. И речено имъ бысть да не убиютъ ихъ, но да муку приимуть 5 месяць… Особенно стоит отметить указание о том, что вред постигнет …Токмо человеки иже неимуть печати Божия на челехъ…То есть тех, кто не примет Иисуса Христа как Истинного Спасителя, как Мессию. Не прейдут в Завет Новый, в Жизнь, потому как не имут печати Божией на челе своём. И такие мертвые душою. хотя и взыщут смерти, желая прекратить невыносимость скорбей и вредительств, попущенных Богом через римских воинов, …и неймуть обрести ея. И вожделеютъ умрети и бежитъ от них смерть…

События, которые будут совершаться во времена разрушения Второго храма, так же указаны и в Евангелии от Луки гл.19:41-44 (синодальный перевод)
41. И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нём
42. и сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих,
43. ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду,
44. и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего.

Подведя итог, всему сказанному, можно однозначно утверждать, что все события, связанные с построением Храма в Иерусалиме, с проведением служений и жертвоприношений в Храме и с разрушением Храма, как у ветхозаветных пророков, так и в Евангелии, получили время своего совершения и были полностью исполнены. И о каком-либо очередном строительстве Третьего храма, ни царём, ни мессией, ни каким-либо другим народом, речи не идёт. Однако, Сам Господь указал о том, каким будет истинный Третий Храм. И Кто будет его строителем.
Господь наш Иисус Христос в Евангелии своём дал точное указание о том, что будет тем самым местом, тем самым храмом, в котором будет обитать Дух Божий. И каким образом и где, будет совершаться поклонение Богу:

2.) Евангелие от Иоанна гл. 4:19-24 (синодальный перевод)
19. Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк.
20. Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме.
21. Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу.
22. Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение - от Иудеев.
23. Но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в Духе и Истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе.
24. Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в Духе и Истине.

4.) 1-е послание Коринфянам 6:19-20 (синодальный перевод)
19. Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?
20. Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии.

Душа человека, и есть та самая, прежде утерянная, ветхая скиния, и ныне, обретённая новая скиния Завета - вместилище Духа Божия. Скиния, которая, как и заповедано, хранится в том самом Храме, о котором и Говорил Христос в Евангелии Своём. В нерукотворном Третьем Храме, из плоти и крови, который и есть суть камень в основании Церкви Христовой.
Посему, настало время, когда …не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Но, когда …истинные поклонники будут поклоняться Отцу в Духе и Истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе…

Послесловие к статье.

Будет интересно рассмотреть и понять, как вообще и по какой причине, могло зародиться "предсказание" о строительстве Третьего храма? Ведь ни где в Ветхом Завете ни чего не говорится о том, сколько заповедано их построить. И прежде чем начать рассматривать сей вопрос, приведу текст Евангелия от Марка:

55. Первосвященники же и весь синедрион искали свидетельства на Иисуса, чтобы предать Его смерти; и не находили.
56. Ибо многие лжесвидетельствовали на Него, но свидетельства сии не были достаточны.
57. И некоторые, встав, лжесвидетельствовали против Него и говорили:
58. мы слышали, как Он говорил: "Я разрушу храм сей рукотворенный, и через три дня воздвигну другой, нерукотворенный".
Евангелие от Марка гл.14:55-58 (синодальный перевод)

Из сказанного, можно понять, что ветхозаветные фарисеи не приняли Иисуса Христа не только как обещанного всеми ветхозаветными пророками Спасителя, но даже как пророка или учителя. Отсюда и их упорное стремление оклеветать Христа. По причине непонимания и отторжения всего, что говорил Иисус, в частности, и о разрушении рукотворного Храма и воздвижении нового - НЕРУКОТВОРЕННАГО Храма, и возникло подобное "пророчество".
В предложенной цитате из Евангелия от Марка, озвучена действительная причина, ставшая основой зарождения слуха, о строительстве Третьего храма, именно как здания: …И некоторые, встав, лжесвидетельствовали против Него и говорили: мы слышали, как Он говорил … При этом, основываясь на ветхозаветной традиции, когда местом возведения считали Храмовую гору в Иерусалиме, то это вполне естественно для тех, кто не понял слов Иисуса Христа о возвижении именно нерукотворного Храма.

И если прибавить к такому заявлению тот факт, что Иоанн Дамаскин, в умах большинства верующих, имеет статус "учителя" и "отца" Церкви, а произведения таких "учителей" становятся …традиционными христианскими источниками… то внедрение Ветхого Закона в Христианскую веру становится очень серьёзной проблемой. Проблемой, способной привести к возникновению не только ложных "пророчеств" и толкований всего Святого Писания, но и к серьёзному искажению Христианской веры.

Даниил глава 12. Глаголет.
Тогда рука священническая разсыплется. И Ефрем (Сирин) глаголет: тогда не будет службы святыя во олтарех, ни приношения.
И в соборнике Ипполит глаголет: тогда Церкви Божия яко прости храми будут. И вси тоя сосуди вожделении потребятся. Сиречь священныя лицы.
Той же. Восплачются тогда Церкви Божия плачем велим, зане ни приношения ниже кадило совершается, ниже службы богоугодныя, священныя бо церкви яко овощное хранилище будут, и честное тело и кровь Христова во днех оных не имать явитися, служба угаснет чтения писания неуслышытся, но тма будет на человецех. Ниже лист 122. Тогда восстанут лжепророцы, и ложнии апостоли. И пастырие яко же волцы, будут, аще ниицы лжу возлюбят. О горе егда вся сия будут. Церкви Божия и писание не брегоми будут.
Кирилл лист 32, Златоуст толкование Коринфяном зачало 150.
Яко антихрист прежде пришествия своего, учинит яже везде жертвенники, и истинную жертву истребит. И кумиры свои на святом месте поставит. Уже бо сицевое мерзостное запустение послании от него лжепророцы начинают, и от того позванием яко уже близ есть день егда убо запусте последняя жертва, вседневная уставленная в церкви Соломони, якоже о том запустении в Евангелии глаголано. Тако же Даниилом пророком реченное, паки збысться и совершися и скончася власть июдейская, и церковь разорися.
Тако же будет в запустении нынешняя Святая Жертва, иже не во храме Соломони, но яже по всему миру уставлена есть. Тогда же и век сей скончается, иже бысть в стени жертвы храма Соломона, и то совершится и исполнится в самой Истинней, по глаголех пророческих.

И Ефрем Сирин, и Ипполит Римский и Иоанн Дамаскин, все трактуют пророчество Даниила, как имеющее отношение к Новозаветной Церкви. На самом же деле, пророчество Даниила имеет отношение только и только к Ветхозаветной Церкви. И всё что сказано в Даниловом пророчестве относится ко Храму Соломона. К тому самому, который был разрушен римскими легионами.
У Кирилла и Иоанна Златоуста гораздо более интересное толкование. Ближе к духу Новозаветной Церкви, но… всё сказанное имеет отношение именно к рукотворных христианским храмам. Поэтому сказать, что толкование Иоанна Златоуста очень верное, нельзя. Прежде всего необходимо понимать, что третий Храм - это прежде всего сам человек. Его тело - храм, а душа - скиния, в которой и пребывает дух Божий.
Точно так же, по такому же принципу воспринимался и Храм Соломона. Есть здание храма - храмовый комплекс из камня, а есть Скиния - место обитания Бога. А поскольку, Иисус Христос сказал иудеям, что разрушен будет Храм Соломона, (но печалиться по этому поводу беСсмысленно), а в три дня будет построен новый Храм. - нерукотворный. Поэтому, сказанное Иоанном Златоустом что …Яко антихрист прежде пришествия своего, учинит яже везде жертвенники, и истинную жертву истребит. И кумиры свои на святом месте поставит… следует принимать не как указание на то, что в храмах каменных и в алтарях рукотворных истребится жертва и кумиры на святом месте будут установлены, а как духовное повреждение. Когда души будут пусты и неспособны принять в себя Дух Божий. А сами люди поставят над собой кумиров и идолов, как если бы то было, на святом месте, в рукотворных храмах.

В таком понимании, что есть Третий Храм - христианин, душа которого постоянно пребывает в единении с Духом Божиим, становятся понятны многие законы Гласа Совести.
Станет ли настоящий христианин "украшать" стены храмов надписями, символами и всякими знаками? Конечно нет. Такое же отношение должно быть и к телу своему.
Зачем "украшать" его татуировками, рисунками, малевать косметикой и т.п., если это храм, в котором пребывает Дух Божий. Но если душа пуста - тогда и начинают красить и штукатурить "стены" храма, чтобы придать хотя бы видимость какого-то лоска и "красоты".
Так же и повреждения тела умышленные - самоубийства, нанесение ранений, нанесение увечий себе, подобны действиям римских легионеров, что разрушили храм Соломона. В обоих случаях, причина разрушения - пустота души.
Объядение, леность, приведение тела в дебелое состояние, табакокурение, пьянство, наркомания и т.п., пороки опасны именно потому, что разрушают тело. Разрушают храм, в котором находится душа. И если душа пуста, то на месте святом будут стоять кумиры и идолы - пороки, страсти и смерть.

Посему, оставаясь под властью ветхого Закона, и древние иудеи и современные псевдоиудеи, так и не смогли, даже до сего времени, понять, что именно имел ввиду Господь наш Иисус Христос, утверждая о Храме нерукотворном. Как определить, имеется ли таковое недопонимание у тех, кто поясняет слова ветхозаветных пророков или Слово Евангельское. Очень просто, если толкует таковый …согласно иудейской традиции…

Каким был храм царя Соломона?

Когда говорят об Иерусалимском храме, подразумевают, на самом деле, не один, не два, а целых три разных храма.

Иерусалим до храма

После того, как евреи ушли из Египта, временным храмом им служила Скиния собрания — своеобразная палатка из ковров и кож, которая переносилась с места на место. Считалось, что Бог сам должен выбрать место, где ему будут поклоняться. До строительства храма в Иерусалиме в Скинии приносились жертвы и хранился Ковчег Завета — тот самый, в котором были спрятаны Скрижали Завета с Десятью заповедями.

До евреев Иерусалим был населен иевусеями. Их покорил Давид, захватил город и провозгласил себя царем. В новую столицу Давид перенес Скинию и задумал построить грандиозный храм, место для поклонения евреев со всего Израиля. Однако место для строительства будущего храма выбрал Давид. Вместе с Верховным Судом Давид составил и план будущего храма.

Строительство храма

История Иерусалимского храма полна легенд: ученые до сих пор не могут прийти к единому мнению. Считается, что Соломон принялся за строительство спустя 4 года после своего воцарения. Царь тирский и библский Хирам прислал ему в помощь опытного архитектора Хирама Абиффа, искусных плотников и ремесленников. Над зданием работали 7 лет — по некоторым данным, в стройке участвовали более 150 тысяч человек. В 950 году до н. э закончились работы над храмом, а через год его освятили. Был устроен величайший праздник, который длился 14 дней. Ковчег Завета установили в Святая святых.

Иерусалимский храм был частью дворцового комплекса. Неподалеку от него находился большой дворец, куда из храма вел отдельный вход. Рядом также располагались летний дворец самого Соломона и дворец его жены, дочери египетского фараона.

Центр жизни Иерусалима

Иерусалимский храм быстро стал центром религиозной, культурной и даже экономической жизни Израиля. Три раза в год по праздникам Пейсах, Суккот и Шавуот все евреи должны были прийти в Иерусалим, чтобы принести жертвы. Жертвоприношения бытовали и в обычные дни. Каждый житель Израиля должен был приносить в дар десятую часть всего своего дохода на содержание храма и его служителей. Если царская казна пустовала, правители нередко брали деньги из этих запасов.

Борьба с язычеством

Настоящему возвышению Иерусалимского храма мешало то, что в Израиле были и другие святилища. Царь Езекия предпринял попытку разрушить их и издал закон, по которому молиться Богу Израиля можно было только в Иерусалимском храме. Но правила эти действовали лишь до его смерти. Вскоре царь Манассия восстановил все языческие святилища, а в самом храме воздвиг статую Иштар, языческие жертвенники и поселил в нем блудниц.

Первый Иерусалимский храм был разрушен в VI веке до н. э. Вавилонский царь Навуходоносор II захватил Иерусалим и вывез из храма все сокровища.

Храм Соломона в Иерусалиме: сейчас это мечеть, на месте которой, по пророчествам, построят храм и не будет ничего хорошего

Чуть менее чем за 1000 лет до рождения Иисуса Христа его родственник царь Давид по велению Божию соорудил на горе Мориа (в современном Иерусалиме) алтарь и наказал сыну Соломону продолжить строительство, почив о Господе. Тот за 7 лет возвел обитель.

Примерно так выглядел храм Соломона, судя по найденным раскопкам Примерно так выглядел храм Соломона, судя по найденным раскопкам

Далее в Иерусалиме шли войны, эту же участь разделил и Соломонов храм. В 588 году до Рождества Иисуса Христа он был разрушен, после чего 19 лет восстанавливался евреями. После этого храм часто страдал от разрушений, а полноценно восстановить его взялся Ирод Великий, на что ушло 46 лет. Здесь по-прежнему было место поклонения израильтян.

Сюда Иоаким и Анна привели маленькую Марию, ставшую Матерью Бога. Отсюда Иисус Христос выгнал продающих и покупающих, помните? Здесь служил Захария, отец Иоанна Крестителя. Именно в этом храме завеса в храме раздралась надвое, когда Иисус на Кресте почил о Господе. Все это описано в Новом Завете.

Кстати, рядом с храмом до сих пор можно увидеть камень приличных размеров, который, видимо, оказался не нужен во время строительства. Именно о нем говорил Господь: "камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла". Конечно, слова Иисуса гораздо глубже, но приведен в пример был именно этот камень.

А помните, Иисус Христос говорил о разрушении этого храма? И оно случилось, когда Тит Флавий пошел войной на иудеев. Осталась та самая Стена Плача, к которой до сего дня стремятся все иудеи. То есть храм был весь разрушен, кроме одной стены.

Стена Плача сегодня. Она - все, что осталось от храма Соломона. За ней стоит мечеть Аль-Акса Стена Плача сегодня. Она - все, что осталось от храма Соломона. За ней стоит мечеть Аль-Акса

Через 50 лет, в 117 году к власти пришел император Адриан и поставил на месте бывшей обители языческий храм Юпитера, внутри которого находилось статуя этого правителя. Как говорится, сам себя не похвалишь.

Но в IV веке к власти пришел христианский император Константин, по приказу которого языческий храм был разрушен. Вскоре евреи смогли приступить к строительству Соломонова храма, однако после установления первых камней на святом месте случилось землетрясение, отбросившее испуганных строителей далеко от храма.

В VI веке на святом месте появилась церковь Марии в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Однако в 638 году арабы пришли с войной в Иерусалим, и вскоре превратили храм в мечеть. Ее назовут Аль-Акса.

Мечеть Аль-Акса внутри Мечеть Аль-Акса внутри

Мечеть стоит и по сей день. Ее завоевывали и Крестоносцы, ничего не изменив и поставив христианский алтарь, а также расписав стены христианскими сюжетами. В 1187 году султаном Салах-ад-Дином православный крест на куполе храма вновь сменился полумесяцем, правда, вскоре мусульмане опять стали владельцами мечети.

По мнению архитекторов, в храме сохранен византийский характер, особенно в части, посвященной Божией Матери.

Пророк Иезекииль говорил о событиях, связанных с последними временами. Он описывал и сам храм в это время, правда, размыто. По словам порока, мечеть будет разрушена, а на ее месте появится храм, называемый Третьим Иерусалимским.

Иезекииль пророчествовал (Иез.40-48), что в храме соберутся евреи, которые до сих пор ждут Мессию и не верят, что Иисус Христос уже приходил на землю. Здесь же соберется все человечество. Причем храм построит этот самый мессия, являющийся ни кем иным как антихристом. Он-то и возобновит здесь службы.

Апостол Павел также в своем послании в Фессалоникийцам (гл. 2, стих 4), говорит, что сын тьмы и погибели сядет в храме и выдаст себя за Бога.

Когда я возвращаюсь к информации об этом храме, у меня мурашки по коже бегают. Подумать только, прошло столько лет, у этого храма такая тяжелая и необычная судьба. Пути Твои, Господи, неисповедимы.

Муж мне рассказывал, что иудеи, так ждавшие мессию, поймут, что это не он. И тогда все-таки большинство из них станет православными.

А вы знали историю храма Соломона, или, как сейчас его называют, мечети Аль-Акса?

Если статья была вам полезна, ставьте "класс" и подписывайтесь на мой канал - так о ней узнает больше читателей. Ангела Хранителя вам, мои дорогие)))

Второй Иерусалимский храм

Второй Иерусалимский храм. Реконструкция

Второй Иерусалимский храм. Реконструкция

Храм был построен в 516 году, в шестой год царствования царя Дария. Работа продолжалась двадцать один год. Окончательное же устройство храма (сооружение пристроек, а также внутренняя отделка и украшение) продолжалось и после Дария. Поэтому в главе 6-й (стих 14-й) книги Ездры наряду с Киром и Дарием стоит имя Артаксеркса как причастных к строительству дома Божия. Можно думать, что окончательная отделка храма продолжалась лет двадцать пять еще и при Артаксерксе. Таким образом, получается сорок шесть лет, в продолжение которых, по иудейскому преданию, строили храм (см.: Ин 2, 20).

Построенный и освященный Иерусалимский храм получил наименование в потомстве храма Зоровавеля — вождя иудеев, вернувшихся из плена. Зоровавель — потомок Давида. «Этот Зоровавель, — говорит блаженный Иероним, — по происхождению от колена Иуды, рода Давидова, прообраз Спасителя, Который поистине устроил разрушенный Храм, то есть Церковь, и снова вывел народ из плена».

Ездра пишет, что сыны Израилевы освятили дом Божий с радостью (см.: 1 Езд 6, 16). Однако радость скрадывалась тем, что во втором храме не было: 1) ковчега завета; 2) урима и туммима; 3) огня небесного; 4) елея помазания и 5) жезла Ааронова. Господь через пророка Аггея дал обетование, что слава этого храма будет больше прежнего: придет Желаемый всеми народами. <. > на месте сем Я дам мир, говорит Господь Саваоф (Агг 2, 7, 9). Слова эти имеют мессианский характер. В этом храме будет проповедовать Спаситель.

Отрок Иисус среди учителей в храме. Монастырь Дионисиат, Афон

Отрок Иисус среди учителей в храме. Монастырь Дионисиат, Афон

Царь дал Ездре большие полномочия. Он становится вождем народа и учителем. Святая ревность о законе Господнем и глубокие его знания Моисеевых постановлений видны почти на каждой странице его книги.

Политическая и религиозная деятельность его начинается с 459 года до Р.Х., с седьмого года правления Артаксеркса I Лонгимана, на которого он имел большое влияние. Некоторые исследователи предполагают, что под влиянием матери этого царя, знаменитой иудеянки Есфири, которая была женой Ксеркса, Ездра был близок к персидскому двору.

Путешествие на родину было трудным и опасным. Ездра объявил пост, чтобы смириться нам пред лицем Бога нашего, просить у Него благополучного пути для себя и для детей наших и для всего имущества нашего (1 Езд 8, 21). Он не стал просить у царя войска и всадников для охранения, а всю надежду возложил на Господа. Вера и упование Ездры и спутников были надежной защитой.

Около четырнадцати лет народ иудейский находился под руководством Ездры. Когда впоследствии (445 до Р.Х.) был назначен гражданский правитель Иудеи Неемия, Ездра посвятил себя делу учительства и нравственного воспитания народа. Он был участником всех религиозных народных торжеств. При нем произошло заключение канона Священных книг.

По мнению Иосифа Флавия, этот выдающийся священник скончался в глубокой старости в Иерусалиме и удостоился почетного погребения. По другим предположениям, он умер в Персии на сто двадцатом году жизни, предприняв вторичное путешествие ко двору.

Толкование Евангелия на каждый день года. Светлая пятница

Мы помним эти события в начале служения Господа и накануне Его крестных страстей. Христос выходит из Себя и вразумляет торговцев храма с помощью бича. Он хочет, чтобы мы научились относиться с таким же глубоким благоговением к нашим каменным церквам, как и к Церкви, составляемой из камней живых, которая есть таинственное тело Христово. Никогда возмущение Господа не проявлялось с такой силой. Есть среди нас «проповедники любви», которые говорят, что никакой гнев недопустим в Церкви. И они даже соблазняются действиями Господа. Но Христос, мы видим, опрокидывает столы, рассыпает монеты и выметает торговцев из храма вместе с их скотом как нечистоту. «Где вы находитесь, меркантильные души? Здесь не рынок, не дом торговли!»

Почему Господь являет такую ревность о храме? Неужели ради того, чтобы защитить его красоту? Этот храм, только что перестроенный Иродом, был огромен и великолепен. 600 священников и 300 левитов участвовали в богослужениях во время великих праздников. В центре площади среди многочисленных дворов, один из которых был доступен для язычников, располагалось самое святилище. Оно состояло из двух помещений: святое, куда могли входить только священники, и где был жертвенник фимиама, золотой подсвечник с семью ответвлениями, стол для хлебов предложения. И далее – отделенное двойной завесой, было святое святых. В первом храме, построенном Соломоном, здесь находились Ковчег завета и скрижали закона, врученные Богом Моисею. С разрушением храма в 587 году до Рождества Христова ковчег исчез, но святое святых осталось священным местом присутствия Божия. Только первосвященник имел право входить туда раз в году – в праздник, пророчествующий об искуплении. Вот почему гневается Господь! Этот звон монет в храме, рядом со святое святых, был оскорблением величия Божия. И Христос говорит нам, чтобы мы не страшились отстаивать право защищать святыни Церкви. «Здесь вы должны уподобляться Мне, – как бы обращается Он к нам. – Храм – дом Отца Моего, и Я не позволю никому превращать его в вертеп разбойников».

Сколько ударов бича Господня полагалось бы для всех тех, кто разорял и осквернял наши храмы, превращал их в клубы, кафе и овощехранилища, в общественные туалеты – в дома их торговли?! Воистину полной мерой они получили эти удары от Господа. Как полной мерой получат их и те, кто сегодня публично глумится над нашими святынями.

Господь напоминает, как опасно всякое неблагоговение. Из него постепенно создается атмосфера нечестия – так что, согласно Писанию, «человек беззакония» сможет сесть в храме, выдавая себя за Бога. Господь попустил быть очистительной буре 1917 года, разрушающей наши храмы, чтобы дать нам время на покаяние. Но как мало мы вразумились! О если бы каждый из нас мог сказать вслед за Господом: Ревность о доме Твоем снедает Меня.

Где нет благоговения к храму, там не может быть истинного отношения к Церкви Божией. Но храм, которым иудеи так гордились, – только каменный храм, построенный к тому же язычником, желавшим польстить этому надменному народу. «Разрушьте его, – говорит Господь (и это произойдет при императоре Тите в 70 году), – его значение относительно, ибо подлинный храм – тот, который Я восставлю в третий день». Даже ученики не поняли тогда слов Христа, потому что Он говорил о Своем Теле, Которое должно было воскреснуть в третий день.

Господь говорит, что истинный храм, достойный бесконечного почитания, – человечество Христа, которое стало ковчегом Его Божества. Слово стало плотию, и Его тело – подлинное святое святых храма. Ибо в Нем обитает полнота Божества телесно (Кол. 2: 9). Тело Христово, которое мы принимаем за евхаристией и которое присутствует в дарохранительницах на престолах наших храмов, должно исполнять нас страхом Божиим и бесконечным благоговением. И наоборот, всякое неблагоговение или просто безразличие перед этой великой тайной должны вызывать в сердце христианина святой гнев, несравненно более праведный, чем по отношению к нечестию в Иерусалимском храме.

Новый храм, достойный почитания, – не только человеческая природа Христа, но весь народ Божий, привитый к Нему и питаемый Божественной жизнью, исходящей от Него на всех членов Его мистического тела. Вся Церковь, тело Христово, – этот новый храм, каменные храмы которого – только бледный образ. Она составлена из всех крещеных людей, ищущих жизни по воле Божией. Несмотря на несовершенства, грехи и немощи своих чад, Церковь – пребывание Бога среди людей, знамение присутствия Его в мире. Она не создана святыми людьми, она создана, чтобы делать людей святыми. Потому что Создатель ее – Бог, Который становится одним из нас через Пречистую Деву.

В праздник Пасхи Господней, радуясь тому чудесному, что совершает Церковь в мире, позаботимся о нашем внутреннем очищении, чтобы быть нам на самом деле чадами ее. В течение всей Светлой седмицы мы слышим: Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. Каждый христианин – храм Божий. Тело каждого крещеного ребенка – вместилище присутствия Христова. В каждом новокрещеном младенце рождается Христос. С каким благоговением должны бы наши дети, и мы вместе с ними, совершать восхождение к Богу, неся в своем теле живое присутствие воскресшего Христа, принятое в крещении. Придет день, когда наши тела, эти храмы Духа Святого, возвратятся в землю. Наступит время, когда земная Церковь, с ее священством и таинствами, перестанет существовать, исполнив свое предназначение. Не будет больше Божественной евхаристии. Наш мир разрушится, и все самые великолепные храмы превратятся в ничто. Но во граде небесном и вечном останется один только храм, который есть Сам Бог. Мы будем введены в него как чада Божии, и наша жизнь будет бесконечным приобщением радости Воскресения Христова.

Читайте также: