Дом блока на невском

Обновлено: 07.07.2024

Невский проспект, 65

В здании, которое называют домом Рюль (по фамилии первой владелицы), располагаются общественная приемная партии «Единая России», отделение «Почты России», консульство Грузии, ресторан Italiani, стритфуд PITA’S. Естественно для Невского присутствие среди собственников и арендаторов адвокатских и туристических контор, гостиницы и сервисных центров. Городская собственность в доме находится в основном в управлении у госструктур (полиция, теплоэнерго) или, как в случае с АНКО «Культурный центр Елены Образцовой», предоставлена городом на условиях долгосрочной аренды на 10 лет (440 м2 ). Один из крупных частных владельцев недвижимости в доме Кирилл Семин сдает 673 м2 в мансарде в аренду собственному ООО «БумТехно», занимающемуся производством бумаги и картона.

Дом К. П. Палкина (Невский пр. 47)


Дом №47 по Невскому проспекту был построен в начале XIX века для купца Н. С. Паскова-Шарапова, который владел также и соседним домом №45. К середине XIX века на их месте стоял двухэтажный доходный дом, на первом этаже которого размещались многочисленные магазины. Здесь работала часто посещаемая литераторами фруктовая лавка братьев Набилковых.

В 1871 году участок приобрёл купец, коммерции советник Константин Павлович Палкин. Через три года сюда из здания напротив (дом №76/63) переехал ресторан "Палкин", славившийся лучшей русской кухней. Первый трактир в Петербурге семья Палкиных открыла ещё в 1785 году.

27 августа 1873 года городская управа утвердила проект перестройки здания. В течение одного строительного сезона для К. П. Палкина архитектором А. К. Крейзером дом №47 по Невскому проспекту был расширен и надстроен до четырёх этажей. При оборудовании доходного дома Палкин средств не жалел. Во всех квартирах было проведено паровое отопление, сделан зимний сад.

Корпус ресторана был сооружён во дворе, заведение заняло около полусотни помещений. В 1885 году здесь пышно отмечали 100-летие фирмы Палкиных, в котором принимали участие писатель Н. С. Лесков, художник М. О. Микешин, актёр И. Ф. Горбунов. Знаменитый ресторан привлекал состоятельных петербуржцев. Постоянными посетителями заведения были П. И. Чайковский, А. П. Чехов, А. И. Куприн, А. А. Блок, И. А. Бунин, Д. И. Менделеев, Ф. М. Достоевский.


Ресторан К. П. Палкин (Невский проспект, 47)

Первый этаж дома Палкина был оборудован под магазины. Собственник здания тщательно выбирал арендаторов. Так, со стороны Владимирского проспекта был открыт фруктовый магазин товарищества В. И. Соловьёва.

Со стороны Владимирского проспекта в доме работала типография Траншеля. С 1872 года она печатала журнал "Гражданин", редактором которого был Ф. М. Достоевский.

В 1904-1906 годах по проекту А. С. Хренова здание было надстроено пятым этажом. Инженеру Б. И. Конецкому были заказаны работы по внутренней отделке помещений ресторана, а также магазина В. И. Соловьёва в угловой части дома. Тогда же была организована терраса на всю ширину тротуара.

В 1905 году в ресторане В. И. Ленин проводил конспиративные заседания редакции газеты "Новая жизнь".

В 1910-х годах дом №47 стал принадлежать коммерции советнику В. И. Соловьёву, который с 1890 года вёл дела Палкина. Крупный предприниматель В. И. Соловьёв владел ещё и другими зданиями, в частности, домом №51.

В 1924 году в помещениях ресторана стал работать кинотеатр "Титан". В ноябре 1934 года здесь состоялась премьера фильма "Чапаев". В 1970-х годах было принято решение сделать "Титан" кинотеатром исторического фильма. В 1985 году проходил его капитальный ремонт.

До 1990-х годов в угловом помещении работал магазин-гастроном, место которого недавно занял магазин одежды "Boss". В 2000-х годах в помещениях со стороны Невского проспекта работали казино "Премьер" и ресторан "Палкин". После запрета на ведение игрового бизнеса в Петербурге казино было закрыто.

Дом Котомина К. Б. (Неймана И. Г.)


Первым владельцем участка по Невскому проспекту между Большой Морской улицей и Мойкой был вице-адмирал Корнелий Иванович Крюйс, сподвижник Петра I, вице-президент Адмиралтейской коллегии. Сразу после закладки Адмиралтейства потребовалось разместить около верфи жилища для морских офицеров и мастеровых людей. Наблюдение за их постройкой по поручению Александра Даниловича Меншикова осуществлял его помощник Яковлев. 26 августа 1705 года он докладывал Меншикову о том, что: "г. вице-адмиралу дом по его чертежу достраивают, также мастерам и прочим ремесленным людям избы и канатный двор и прочие нужнейшие хоромы строятся, и у вице-адмирала заложено 23 избы" [Цит. по: 5, с. 518]. Крюйс здесь не жил, так как строил для себя ещё один дом на берегу Невы. Для каких целей ему был необходим дом рядом с Мойкой - неизвестно. Стоит отметить, что в краеведческих источниках встречается версия, согласно которой вице-адмирал возводил здесь хоромы в 1710-х годах [1, с. 61].

Рядом с домом вице-адмирала, со стороны Большой Морской улицы, жил генерал-лейтенант Лев Васильевич Измайлов. Он имел здесь двухэтажный на высоких подвалах дом в семь осей с подворотней посередине.

Корнелий Иванович Крюйс за неудачи во время морских боевых действий в 1714 году был отправлен в ссылку в Казань. Там он пробыл не долго, Петром I был возвращён в Петербург в 1715 году [4, с. 417]. После возвращения Крюйс писал петербургскому генерал-полицмейстеру Девиеру, что его дом у реки Мойки, за который он заплатил в своё время 157 рублей, куда-то перенесли, на его месте строится трактир. После Крюйса участком владели генеральша М. И. Балк, лекарь Преображенского полка Х. Килвент, иностранный купец Октавий Бартоломе Герцен (или Октавий Бартоломео Герцын). Последний владел этой территорией в 1730-х годах, занимался торговлей спиртными напитками. Во дворе для его нужд имелся каменный погреб, в котором хранились заморские вина. Летом 1736 года у Герцена снимал комнаты персидский посланник. 11 августа его слуги курили во дворе и случайно подожгли стог сена. Начавшийся пожар бушевал восемь часов и сжёг большую часть Морской слободы.

Опустошённый пожаром участок Измайлова после его смерти в 1738 году перешёл к его сыновьям. Но они здесь так ничего и не построили. Сосед же свой дом восстановил. В 1739 году "Санкт-Петербургские ведомости" сообщили, что именно здесь Герцен продаёт водку и вино. В 1738 году арендатором дома Герцена стал портной Иоганн Генрих Нейман.

В 1738 и 1739 годах здесь впервые в России был открыт кабинет восковых фигур. Газета "Санкт-Петербургские" ведомости писала о возможности увидеть здесь восковые персоны французских и английских монархов, их приближённых. Ради привлечения клиентов французские владельцы аттракциона подчёркивали, что одежду для фигур подарили лично венценосные особы. Прежний владелец участка Герцен продолжал в этих помещениях вести торговлю спиртным.

От Герцена практически весь участок в 1740 году перешёл лекарю Преображенского полка Христиану Килвинту, а у него в следующем мае территорию выкупил Нейман. Так как участок находился напротив территории, на которой планировалось построить Гостиный двор, к нему выдвигались особые требования. Новому владельцу Комиссия о Санкт-Петербургском строении указывала: "понеже оное место наугольное и находится к самой знатной и большой проезжей улице, того ради всё то место застроить пристойно, от чего и вящая имеет быть красота. " [Цит. по: 3, с. 31]. Весь участок было приказано размерить архитектору Коробову "против апробованного той части плана". Представленный чертёж "подписав архитектору Земцову апробовать" и "оное каменное строение ему, Нейману, без показания . архитектора Земцова не закладывать и не производить, и сверх того апробованного чертежа лишнего не строить" [6].


Дом И. Г. Неймана

Для И. Г. Неймана в 1741 году здесь был построен новый каменный дом по проекту архитектора М. Г. Земцова. Здание состояло из двухэтажных на высоких подвалах угловых корпусов, соединённых одноэтажным переходом вдоль Невского проспекта. Центр одноэтажного корпуса выделялся небольшой двухэтажной надстройкой (мезонином) шириной в два окна.

Дом Неймана вышел за красную линию Невского проспекта. Точно также позже поступил Растрелли, когда строил на другой стороне улицы временный Зимний дворец. Земцов и Растрелли искусственно заузили эту часть Невского проспекта, которая стала самой узкой на всём его протяжении.

В 1743 году в доме Неймана открылся магазин немецкого купца Иоганна Даниэля Альбрехта, предлагавшего петербуржцам сервизы и посуду "из серпантинова камня". Вслед за ним помещения у Неймана арендовал другой немец, Гаусман, держащий здесь трактир и предлагавший закуски из свежих устриц.

Бывший участок Измайлова был продан его сыновьями соседу Нейману в 1752 году. Спустя четыре года, в связи с постройкой напротив временного Зимнего дворца, часть дома Неймана заняли дворцовые службы. Здесь жила камер-юнгфера Е. К. Скороходова, размещались классы Пажеского корпуса.


Аксонометрический план Санкт-Петербурга

Иоганн Нейман умер в 1768 году, после чего была проведена распродажа его имущества. Оказалось, что в его доме находилась мебель из красного дерева, семья пользовалась фарфоровым сервизом, двухместной каретой и парой карих лошадей.

В 1778 году вдова Неймана Анна Мария Еремеевна и их дети (военный врач Август и подмастерье Карл Густав) после неоднократных залогов продали участок жене иностранного купца Иоганне Регине Шаде [3, с. 32]. Она завещала дом своему второму мужу польскому надворному советнику Бернгарду фон Штиндту. При этих владельцах в доме №18 продолжали работать магазины, в частности популярный в то время "Роттердам" голландца Ле Роа, продававшего "сельтерскую воду, хороший шоколад а ла ваниль, чернила разных сортов, бумагу, сургуч и перья" [5, с. 523].

В 1788 году в помещении на углу Невского проспекта и Мойки иностранцами Валлотом и Вольфом была открыта кондитерская. Об этом свидетельствует объявление в "Санкт-Петербургских ведомостях" от 11 апреля 1788 года, которое стало первым упоминанием о продаже в Петербурге пасхальных яиц: "У кодитеров Валлот и Вольф имеются разнообразные, из сахара сделанные, корзиночки и яйца с женскими перчатками внутри" [5, с. 537]. Кондитерская была знаменита шоколадными яйцами с рельефными изображениями побед русской армии. В 1789 году на пасхальные яйца наносилось изображение взятия Очакова. В 1790 году - сдача Бендер, в 1791 - взятие Измаила.

После смерти Валлота Вольф некоторое время вёл бизнес один. Но начале 1800-х годов его партнёром стал приехавший из Франции Теодор Беранже. Тогда при кондитерской было открыто кафе, в котором посетителей жаловали газетами и журналами из Парижа, Берлина, Лондона, Рима. Иногда издания попадали к Беранже даже раньше, чем их получал император Она пользовалась большой популярностью у деятелей искусства. Владельцы зазывали посетителей в том числе следующими строками:

Открыли магазин и Вольф, и Беранже
И продают уж там и пунш, и бламанже,
И лёд, и шоколад, бисквиты и конфеты;
Прислужники под рост, с приличием одеты,
Везде фарфор, стекло и зеркала,
А там различные газеты и журналы,
Сии ума и чувств широкие каналы.

У фон Штиндта в 1807 году участок перекупил купец Конон Борисович Котомин. К моменту покупки петербургского дома он уже 14 лет как перестал быть крепостным князя Ивана Борисовича Куракина. За это время он успел заработать значительное состояние, что и позволило ему купить участок в центре столицы. Сразу после оформления сделки, 3 июля 1807 года, Котомин начал просить разрешение на перестройку дома [4, с. 422].

Желание владельца было исполнено только в 1812-1815 годах архитектором В. П. Стасовым, тогда здание и приобрело существующий сейчас строгий классический облик. Строительные работы начались в апреле 1812 года, основные мероприятия были завершены в 1814 году. Фасад дома по Невскому проспекту был украшен двумя лоджиями по краям, и портиком из восьми полуколонн в центре. Небольшие панно на фасаде с изображением рога изобилия и жезла Меркурия символизировали занятие торговлей и богатство хозяев. Изгиб корпуса по Мойке отмечает границу двух первоначально разных участков, которые занял дом Котомина.

Авторство архитектора Стасова не подтверждается документально. Впервые это предположение было высказано лишь в 1954 году историком В. И. Пилявским, в дальнейшем оно получило широкое распространение. Именно Стасов с 1810 года руководил урегулированием частной застройки в Адмиралтейской части, так что зодчий вполне мог быть автором проекта дома Котомина. Многие архитектурные детали здесь совпадают с характерным архитектурным почерком мастера.

В доме Котомина в 1810-х годах отрыл свою первую лавку по продаже "иностранных вин и колониальных товаров" Пётр Елисеевич Елисеев, родоначальник знаменитой купеческой династии. В доме Котомина Елисеевы жили до 1858 года, когда они приобрели участок напротив - дом №15 по Невскому проспекту. Один из их магазинов продолжал работать в доме №18 до открытия Елисеевского магазина в доме №56 в 1904 году. Лавка Елисеевых в 1860-1870-х годах занимала здесь четыре комнаты на первом этаже с окнами на улицу и четыре комнаты с окнами во двор, 14 складских помещений в подвале. В 1865 году Елисеевы платили Котоминым за аренду 4 700 рублей в год, спустя шесть лет цена увеличилась до 6 000 рублей. Одно из газетных объявлений сообщало:

"У Полицейского моста в доме купца Котомина в лавке №6 продаются полученные на днях Крымские свежие груши и разное Киевское фруктовое варенье, крупные пупырчатые финики, виноград, свежайший кишмиш, швейцарская сухая дуля, сыр пармезан лучший по 7 рублей фунт, швейцарские, голландские и английские лучшие сыры, да Архангелогородские копчёные гуси, Коломенская медовая пастила, Кольская мочёная морошка карага, Кольские солёные рыжики, голландские сельди, свежая и мешочная Астраханская лучшая икра и прочие товары" [Цит. по: 4, с. 426, 427].

В 1822-1824 годах на третьем этаже дома Котомина жил журналист и писатель Фаддей Венедиктович Булгарин. В Петербурге он издавал собственный журнал "Северный архив", приложением к которому с 1823 года были "Литературные листки". В первых же выпусках приложения Фаддей Венедиктович опубликовал описание путешествия по берегу Невы, а в февральских и мартовских номерах 1824 года - фельетон под общим названием "Прогулка по тротуару Невского проспекта". Фельетон стал уникальным источником сведений о магазинах, лавках, кафе, кондитерских, ресторанах и других заведениях Невского проспекта того времени. В нём Булгарин сообщал, что посещает:

"только доброго, честного швейцарца Вольфа (в доме Котомина под колоннадою), который с лишком 15 лет занимается своим ремеслом и заслужил уважение посетителей своею честностию и добротою своих товаров. К тому же, здесь можно найти все Русские журнал и множество иностранных, из коих некоторые развлекают меня, другие поучают, а иные смешат и возбуждают благородное чувствование - сострадания к бедности" [Цит. по: 5, с. 536].

Купец Котомин гордился своим домом. Но находясь на грани банкротства в 1823-1824 годах был готов его продать. Он предлагал приобрести недвижимость князю П. М. Волконскому за 500 000 рублей, сообщая, что получает с неё доход не менее 58 000 рублей в год. Однако сделка не состоялась. Возможно, что часть денег на оплату долгов Котомину дал Пётр Елисеевич Елисеев.


Панорама Невского проспекта

Знаменитая кондитерская Вольфа и Беранже в 1834 году была переделана в кафе в китайском стиле. Вывеска сменилась на "Cafe chinois". Китайские мотивы выдерживались в отделке стен, мебели, в посуде. Вечером залы освещали китайские фонари. На втором этаже была организована особая курительная комната.

27 января 1837 года в заведении Вольфа и Беранже А. С. Пушкин встретился со своим секундантом К. К. Данзасом. Отсюда они направились к месту дуэли, где Пушкин был смертельно ранен. В последующие дни в кафе многие заходили чтобы узнать о состоянии поэта.

Кафе посещали М. Ю. Лермонтов, Н. Г. Чернышевский, Т. Г. Шевченко, Ф. М. Достоевский, И. И. Панаев. В 1846 году в кондитерской произошло знакомство Достоевского с М. В. Петрашевским. Здесь же Фёдору Михайловичу представили молодого Н. Г. Чернышевского. Позднее в помещениях Вольфа и Беранже открылся французский ресторан "Альбер".

В 1841-1866 годах в доме №18 (на углу Большой Морской улицы и Невского проспекта) работал книжный магазин Юлия Андреевича Юнгмейстера, издавшего "Картинки русских нравов" в шести томах. Юнгмейстер вместе с Э. И. Веймаром издал первое полное собрание сочинений И. А. Крылова с комментариями. 1 мая 1859 года рядом с магазином Юнгмейстера открылась книжная лавка Г. Гесселя, 1 июня 1873 года перешедшая А. В. Дейбнеру - комиссионеру Публичной библиотеки и поставщику учебных заведений.

В 1847 году фасад дома Котомина был изменён по проекту архитектора Дмитрия Петровича Дмитриевского [5, с. 539]. Тогда были заложены обе лоджии по краям фасада. Ещё через девять лет для расширения тротуара в центре фасада был устранён портик, заложены ворота со стороны Большой Морской улицы.

Долгие годы в доме Котомина работал зубной врач Давид Валленштейн. Он активно рекламировался в прессе и был известен среди петербуржцев. В 1849 году в "Северной пчеле" Ф. В. Булгарин писал о том, что "Валленштейн уже более 20 лет печётся о зубах всей редакции, и нельзя сказать, чтобы редакция была беззубой" [3, с. 35].

В середине 1870-х дом №18 купил почётный гражданин Николай Александрович Пастухов, а затем, до 1917 года, домом владел Дмитрий Александрович Пастухов. В 1873 году для Н. А. Пастухова проводились перестройка и перепланировка дворовых флигелей, перепланировка жилых квартир.


Угловой фасад дома 18 по Невскому проспекту

При Пастуховых в 1877 году здесь обосновалась банковская контора А. Зингера. Бывшие помещения кондитерской занял ресторан О. Лейнера. Согласно легенде, 20 октября 1893 года в ресторан зашёл П. И. Чайковский. Он попросил принести стакан воды. "Извините, кипячёной у нас нет", - ответили ему. "Так дайте сырой. И похолоднее" - попросил композитор. Сделав всего один глоток, он вернул стакан официанту. Через пять дней Пётр Ильич Чайковский умер от холеры. Долго ходили слухи, что вода была отравленной. Эти события были описаны братом композитора Модестом Ильичом. Он пишет, что Пётр и Модест вместе с артистами Александринского театра 20 октября в ресторане не просто пили воду, а ужинали. Композитор ел макароны, пил белое вино с минеральной водой. На следующее утро ему стало плохо, а в три часа утра 25 октября его не стало.

Ресторан Лейнера пользовался популярностью у артистов петербургских театров. Здесь Ф. И. Шаляпин познакомился с артистом М. В. Дальским, обучавшим его актёрским навыкам. У Лейнера еженедельно проходили встречи с организатором первого оркестра русских народных инструментов Василием Васильевичем Андреевым. Артисты Александринского театра здесь часто устраивали дружеские застолья. C 1902 года в ресторане снимало помещение Скандинавское благотворительное общество.

Помещения кондитерской Вольфа и Беранже в последние годы XIX века занял французский ресторан "Альберт", которым владел купец Альберт Петрович Бетан. Рядом с ним в доме Котомина работали музыкальный магазин В. О. Гёнера, Адмиралтейская аптека, парфюмерный магазин "А. Ралле и К", винный магазин "Дэрби", магазин перчаток П. Мориссона, магазин сигар "Тен-Кате и К", ювелирный магазин Арнда, оптический магазин К. Воткей, французский магазин П. Баргуэна, магазин галантереи и зонтиков Ф. Треймана. Часть помещений принадлежала А. Г. Елисееву. В 1916 году здесь находился Банкирский дом Лесина.

На рубеже XIX и XX веков в доме №18 разместилось фотографическое заведение фотографа Императорской Академии художеств, почётного члена-корреспондента Парижской академии изобретателей Константина Шапиро. После его смерти сын продал заведение бывшему ученику Шапиро, своему двоюродному брату по матери Павлу Семёновичу Жукову. Под вывеской "Шапиро" он продолжал работать вплоть до революции. После 1917 года Жуков был главным фотографом Петроградского военного округа. Им был создан богатый фотоархив. П. С. Жуков жил в доме Котомина, умер здесь в 1942 году.

После революции дом №18 был национализирован. Большую его часть отдали под коммунальные квартиры. Но в 1920-х годах здесь продолжали работать издательство Ленинградского губпросвета, ресторан и кафе, булочная-кондитерская, прачечная-красильная.


Дом Котомина

На время войны крышу дома Котомина укрыли досками и засыпали толстым слоем песка. Но здание всё равно пострадало от осколков бомб и снарядов.

30 августа 1960 года здание было взято под охрану государства как исторический и архитектурный памятник.

В 1962 году в доме Котомина открылся крупнейший антикварно-букинистический магазин Ленинграда, переехавший сюда из дома №94 по Невскому проспекту и открытый за три года до этого. Его директором с момента основания был известнейший ленинградский букинист Иван Сергеевич Наумов. У Наумова в доме №18 часто собирались писатели, артисты, художники, учёные. Среди них: поэт В. А, Рождественский, писатель Ю. П. Герман, артист В. Р. Гардин, президент Академии наук СССР С. И. Вавилов. В этом магазине продавались не только старые книги, но иногда даже инкунабулы, издания XVII-XVIII веков. Здесь были проведены первые в нашей стране книжные аукционы.

Помещения антикварно-букинистического магазина капитально ремонтировались в 1977-1984 годах. На время ремонта торговое заведение переезжало на Гражданский проспект. Здесь же преобразованием интерьеров занимались архитекторы В. А. Бондако и А. И. Акмен, художник Н. Ф. Марков и скульптор Г. Д. Ястребенецкий. В деталях интерьера были использованы красное дерево, бронза. Простенки украсили барельефы Леонардо да Винчи, Микеланджело, А. Дюрера, В. П. Стасова, О. А. Кипренского, И. П. Мартоса.

Ещё в довоенные годы возникла идея воссоздания кондитерской на месте заведения Вольфа и Беранже. Её воплощением в жизнь занималась творческая группа, а затем и Художественный совет, который возглавлял Владислав Стржельчик. Руководство работами по устройству и организации Литературного кафе, для которого были выделены комнаты на углу Невского проспекта и Мойки, поручили З. Б. Томашевской, дочери литературоведа и пушкиниста Б. В. Томашевского. Для оформления интерьеров были приобретены гравюры пушкинского времени. В память о китайском кафе Вольфа и Беранже была приобретена китайская посуда, над столиками повесили китайские фонарики. Зое Борисовне помогала дочь Анастасия, принимавшая участие в создании гобеленов. Финансирование работ осуществлялось государственным предприятием "Рубин".

Торжественное открытие Литературного кафе состоялось 5 февраля 1985 года. Концертную программу вели артисты Виталий Гордиенко и Сергей Юрский. Памятную мраморную доску с изображением Пушкина создал М. К. Аникушин. В Литературном кафе постоянно проводились вечера известных писателей и поэтов, организовывались концерты, отмечались юбилеи.

При укладке на тротуаре напротив дома Котомина гранитных плит проводили археологические раскопки. Под асфальтом были найдены ступени, по которым в кондитерскую Вольфа и Беранже поднимались посетители. Одним из таких посетителей был А. С. Пушкин. Это были последние ступени, по которым поэт спускался. В дом №12 на Мойке его поднимали на руках. Зная эту историю, хозяин кафе сохранил одну из ступеней и поместил рядом с входом в заведение в качестве музейного экспоната.

Антикварно-букинистический магазин покинул дом Котомина в ноябре 2001 года, переехав в дом №3 по Невскому проспекту.

Дом, где погиб основатель первой финансовой пирамиды

Дом, где погиб основатель первой финансовой пирамиды

28.09.2019 - 12:14

Невский проспект

© Форпост Северо-Запад

Здание, построенное по заказу знаменитого банкира и афериста, стало не только его визитной карточкой, венцом успеха, но и местом трагической смерти. Что нашли судебные приставы в сейфе финансиста, найденного повешенным?

Отделка дома на Невском проспекте, 65 неслучайно сделана настолько пышной. Архитектору Леониду Фуфаевскому была поставлена чёткая задача: здание всем своим видом должно привлекать внимание окружающих и вызывать у них бурный восторг. В результате, мастер остановил выбор на поздней эклектике, где уместно объединить броские детали в единый ансамбль: крупные волюты и женские статуи, вычурный металлический декор, массивные вставки из натурального камня, широкие окна-витрины, балконы и аттик. Чтобы ни у кого даже мысли не возникло, что у владельца недостаточно высокий статус или солидный капитал.

Невский проспект

© Форпост Северо-Запад

Об эффективности рекламы банкир Генрих Блокк догадался гораздо раньше многих современников. Пока предприниматели ограничивались скромными вывесками над своими магазинами и иными конторами, бизнесмен буквально завалил город эмалированными табличками, на которых была написана лишь его фамилия. В начале 20 века в «Синем журнале» писали: «Имя Генриха Блокка лезло изо всех щелей. Повсюду встречались синие дощечки с именем этого банкира: на скамейках в садах и парках, на заборах, окружавших стройки, на столиках в кафе и на пепельницах». Верхом «креативного маркетинга» стал летающий над городом брендированный воздушный шар.

блокк

© Общественное достояние

Что так навязчиво рекламировал молодой человек? Бывший конторский сотрудник к 24 годам решился открыть самостоятельное банкирское заведение, которое специализировалось на продаже в рассрочку выигрышных (лотерейных) билетов. Оценить самоуверенность юноши можно исходя из суммы его первоначального капитала - 485 рублей (к слову, зарплата мелкого служащего составляла тогда около 30 рублей). Денег хватило только на то, чтобы дать рекламу, напечатать билеты и снять в качестве офиса две комнаты на заднем дворе дома на Невском проспекте. Адрес магическим образом действовал на клиентов - им виделся солидный и влиятельный банк. За пределами Петербурга работа велась через агентов, которые от имени конторы продавали билеты по всей России и не только: в Сибири, на Кавказе, в Польше. По сути, речь о классической финансовой пирамиде, когда клиентам первой волны выплачивают деньги тех, кто вносит новые поступления. Конечно, Блокку далеко до Мавроди, который, по разным оценкам, только в Москве зарабатывал порядка 50 миллионов долларов в день, однако подобная деятельность сделала его главным лицом на Петербургской бирже по продаже билетов частным лицам. Несмотря на регулярные обвинения в мошенничестве, деньги текли рекой в карман удачливого предпринимателя.

Невский

© Форпост Северо-Запад

Он не только заказал строительство особняка на Невском, 65, но и купил дачу на Крестовском острове, молочную ферму, три имения (одно из них - в Царскосельском уезде), конный завод с рысаками. Вишенкой на торте стали парусная и английская паровая яхты. Как и сегодня, в начале 20 века такие покупки считались атрибутом успешной жизни.

Забавная параллель: Блокк непременно указывал, что он - турецкий подданный и румынский князь. По его словам, титул ему достался от отца, хотя всем было известно, что он - сын каллиграфа. Именно Генрих Генрихович стал прототипом легендарного Остапа Бендера, «великого комбинатора» и «идейного борца за денежные знаки», знавшего «четыреста сравнительно честных способа отъёма (увода) денег».

Невский проспект

© Форпост Северо-Запад

Ильф и Петров, наверняка, слышали о петербургском аферисте. Громче чем реклама его банковской деятельности, прозвучала ошеломляющая (для вкладчиков так точно) новость о его смерти при весьма загадочных обстоятельствах. В 1906 году его нашли повешенным.

Когда служащие открыли огромный сейф, их ждало не менее сильное потрясение. В нем оказалось всего несколько рублей… Общее содержимое всех касс банка составило немногим больше - 750 рублей и две золотые монеты.

На следующий после печальных известий день к дому на Невском стали стекаться растерянные люди. Толпы осаждали банк с одним единственным вопросом: кто вернет нам наши деньги? Претензии клиентов были оценены в 250 тысяч рублей, а общая задолжность банкира – 1,5 миллиона. Особо эмоциональные люди стали переходить к угрозам. Один вкладчик заявил, что отправляется к жене покойного, и если она не вернет деньги, то убьет ее. В итоге, уже через месяц с молотка ушло все нажитое Блокком: дом на главном проспекте города, имения, яхты… Причем в процессе оценки состояния выяснилось, что большая часть собственности семьи уже была заложена.

Невский проспект

© Форпост Северо-Запад

В повести «Жили-были» Виктора Шкловского есть эпизод, произошедший во время похорон Александра Блока:

«По дороге нас много раз спрашивали люди, которые видели, что везут гроб и за ним идет сравнительно большое количество людей:

– Блока, – отвечали мы.

И все спрашивающие говорили, как будто желая для себя уяснить до конца уже понятный ответ:

Со смерти банкира к тому моменту прошло уже 15 лет, но его имя крепко засело в головах обывателей. Как талантливого афериста, которого убил крах собственноручно созданной империи.

Дом Рюль - Дом Г. Г. Блокка

фото

В 1820-х гг. участок принадлежал купцам Д. и Т. Дементьевым.

Трехэтажный дом с четырехэтажными дворовыми флигелями был построен арх. Я. Я. Фрейбергом в 1833-1834 гг. для жены тайного советника Рюль.

По заказу банкира, турецкого подданного Г. Г. Блокка арх. Л. Л. Фуфаевский в 1902-1904 гг. возвел на этом месте шестиэтажное здание (с частичным использованием старых стен).

(по материалам [ 25 ], Mary)

фото

Фото 1902 г.
("Невский проспект". Т. 2.
Сост. И.Божерянов. - СПб.,
1902 г. Табл. XXV)
Добавил - nikspb

фото

Фото 1903-1904 гг.

фото

Весь Петербург на 1913 г.
Добавил - Vladimir-2013 .

фото

фото

2004 г.
Из книги Б. М. Кириков, Л. А. Кирикова,
О. В. Петрова. Невский проспект.
Дом за домом , 2013
Добавил- IVa

Фасад делится на два яруса: нижние три этажа раскрыты широкими окнами-витринами торговых и конторских помещений, верхние этажи с мансардой отличаются броским и пышным оформлением. В облике здания преобладают черты поздней эклектики. Богатством форм выделяется завершение средней части, включающее эркер, балконы и аттик, крупные волюты и женские статуи, затейливый металлический декор.

. В 1870-х гг. домом владели жена чиновника В. И. Виллие и художник М. И. Виллие, в конце 1890-х - купец Я. В. Лушев. . Домовладелец Г. Г. Блокк, открывший банкирскую контору в 1884 г., умело пользовался средствами рекламы. Однако ловкий финансист прогорел и в 1906 г. повесился в своем кабинете. Затем домом владел инженер-технолог П. А. Быков. Здесь арендовали помещения 2-й столичный аукционный зал, магазины бельгийского общества «Горелки Ауэра», несгораемых шкафов парижского завода Фише, торгового дома «Зив и К°», кондитерской фирмы «Жорж Борман». В здании находились Союз провинциальных коммерческих банков, Железнодорожный клуб, городское почтово-телеграфное отделение № 44 (ныне - № 25). В 1920-х годах открылся магазин Северной электротехнической компании, впоследствии - «Электротовары». С довоенной поры долгие десятилетия работал магазин фруктов. В настоящее время (2013 г.) здесь расположены почтовое отделение, несколько туристических фирм, магазины одежды Camaieu и Guess."

(Б. М. Кириков, Л. А. Кирикова, О. В. Петрова. Невский проспект. Дом за домом. - 4-е изд., перераб. - М.: Центрполиграф, 2013; добавил: IVa )

фото

фото

фото

фото

фото

Фото - Китаева N, Mary, 2008.,
С.Васильев 2009.

фото

Фото - Эдуард Копылов,
09.07.2017

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

Фото - Эдуард Копылов,
09.07.2017

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

Фото - люблюпитер, 02.2014.

фото

фото

Фото - Елена Суханова, 2009.

1912: Кинематографические принадлежности. Харитонов Дм. Ив. (конт.) Невский, 65 (ВПб на 1912 О. II С. 1368)

1913: Кинематографические принадлежности. Харитонов Дм. Ив. (конт.) Невский, 65 (ВПб на 1913 О. II С. 1189)

1914: Кинематографические принадлежности. Харитонов Дм. Ив. (конт.) Невский, 65 (ВПг на 1914 О. II С. 1272)

1915: Кинематографические принадлежности. Харитонов Дм. Ив. (конт.) Невский, 65 (ВПг на 1915 О. II С. 1180)

1917: Кинематографические принадлежности. Алексеев Никл. Никл. (конт.) Невский, 65 (ВПг на 1917 О. II С. 1321)

1924: Петрогр. отделение Госкино Наркомпроса. Функции: наблюдение за выполнением гос. кино-фото монополией, выдача резрешений

на демонстрацию картин, на ввоз и вывоз за границу кинематографических лент, прокат и производство кинолент в С-З Обл.

пр. 25 Октября (б. Невский), 65 ("Весь Ленинград - 1924". С. 290).

1924: Кинематографические принадлежности. Прокатн. Киматогр. К-ра. Петр. отд Госкино - Пр. 25 Октября пр. 65

( "Весь Ленинград - 1924". С. 191).

1965: Райпищеторг Куйбышевского района - Невский пр., 65 ([ 108 ]. C. 151)

1991: Магазин продовольственный № 58 филиал "Яблонька" (консервы, фрукты), Нев ский пр., 65

(Краткий справочник ЛГТС. - 1991, Л., 1992, С. 208).

1991: Почта - 25-е отделение связи, Невский пр., 65. (Краткий справочник ЛГТС. - 1991, Л., 1992, С. 326).

В 2001 г. дом включён КГИОПом в "Список вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность" (1919).

Доходный дом М. Е. Петровского - Музей Блока (продолжение)

фото

был открыт в 1980 г к 100-летию со дня рождения А. А. Блока. В этом доме поэт прожил с 1912 до 1921 г., сначала в кв. 21, а после 1920 г. в кв. 23.

фото

Музей-квартира Блока.
План последней
квартиры Блока
на 2-м этаже

фото

2 этаж. Мейерхольд с
портрета работы
Н. П. Ульянова

фото

2 этаж. Комната
А.А. Блока.

фото

фото

фото

Комната Любови Дмитриевны
Фото - Виктор М 11.2011.

фото

Комната Л. Д.
Фото - Анчар, 04.2018.

фото

1985 - 1986.
Кабинет А. Блока.
Вид из окна на
реку Пряжку.
Автор: К.Жаринова,
В.Уточкин*

фото

1985 - 1986.
Кабинет А. Блока.
Автор: К.Жаринова,
В.Уточкин*

фото

1985 - 1986. Комната
Любови Дмитриевны,
жены А. Блока.
Автор: К.Жаринова, В.Уточкин*

фото

1985 - 1986. Комната
А.Блока (спальня).
Автор: К.Жаринова,
В.Уточкин*

фото

1985-1986. Столовая
в квартире А. Блока.
Автор: К. Жаринова,
В. Уточкин*
(добавил V_Malyj)

* Проспект "Литературные музеи Ленинграда"."Лениздат".1987.

фото

фото

фото

фото

Переносная финская
печь.

фото

фото

Спальня А.А. Блока.

фото

Столовая.
Виден рис.
"Рыбий щенок".
Фото - Анчар, 04.2018.

фото

фото

фото

Гостиная
Любови
Дмитриевны
Блок.

фото

фото

фото

В доме старом, где жил поэт

Новость эта порадует всех ленинградцев: по решению Исполкома Ленсовета в нашем городе создается мемориальная квартира-музей А. А. Блока - филиал Музея истории Ленинграда. Ее открытие будет приурочено к исполняющемуся в ноябре 1980 г. столетию со дня рождения замечательного русского поэта.

Блок был коренным жителем Петербурга - Петрограда. Последние десять лет жизни провел «в доме сером и высокому морских ворот Невы» на Офицерской улице - теперь это дом № 57 по улице Декабристов. Поселился он здесь 24 июля 1912 г. Занимал квартиру № 21 из пяти комнат на четвертом этаже. Отсюда открывался широкий вид на приморские окраины столицы с их заводами, фабриками, складами.

В марте 1920 г. поэт перебрался на второй этаж этого же дома в четырехкомнатную квартиру № 23. Здесь он и умер 7 августа 1921 г. в комнате, обращенной окнами на речку Пряжку.

В советское время дом № 57 ни разу яте перестраивался. Обе квартиры Блока почти полностью сохранили первоначальную планировку. Это обстоятельство значительно облегчит устройство музея.

У читателей может возникнуть вопрос: почему, собственно, мемориальный музей А. А. Блока будет филиалом Музея истории Ленинграда? В прошлом году музей стал обладателем исключительной по своему характеру н значению коллекции предметов рукописей, документов, иллюстраций и книг, связанных с жизнью и творчеством поэта. В своей совокупности материалы эти послужат хорошей основой для мемориала.

А началось все с того, что в конце 1940-х годов московский инженер Н. П. Ильин, страстный любитель и поклонник поэзии Блока, начал собирать все, что имело хоть какое-то отношение к поэту. В отличие от обычных коллекционеров, интересующихся лишь накоплением «единиц хранения», Ильин был коллекционером-исследователем: его привлекали не только сами вещи, но и их история, значимость в биографии Блока, сопутствовавшие им события или эпизоды. Тем самым собирательство было поставлено на научную основу. О серьезности проделанной москвичом работы можно судить хотя бы по составленному им библиографическому указателю публикаций произведений поэта, а также статей, книг и трудов о его жизни и творчестве. Указатель этот на сегодняшний день является наиболее полным.

Своеобразен и рационален был и принцип, которым руководствовался Ильин при поисках: он старался разыскать потомков родных А. А. Блока, наследников, близких друзей и знакомых. Собиратель справедливо полагал, что у этих людей могут найтись ценные и редкие материалы.

Научный сотрудник Музея истории Ленинграда Юлия Евгеньевна Галанина, занимающаяся описанием и систематизацией коллекции Н. П. Ильина, показала мне наиболее примечательные ее экспонаты.

На одной из полок шкафа, на которой аккуратно составлены в ряд здания с дарственными надписями автора - их тут около полутора десятков - мое внимание привлекли пять довольно объемистых томов в солидных кожаных переплетах, выпущенных в Петербурге в 1847-1851 года. Титульные листы гласят: «Руководство к всеобщей истории. Сочинение д-ра Фридриха Лоренца - ординарного профессора главного педагогического института». Книги эти Александр Александрович, живо интересовавшийся прошлым, штудировал особенно тщательно: в тексте масса подчеркиваний, пометок, записей, а форзацы испещрены оригинальными хронологическими таблицами, именами императоров, королей, министров. Бросается в глаза крупная и четкая надпись: «Петербург основан мая 1703 года».

Думается, что исследователь, обратившийся к этим томам, - а они пока еще не введены в научный оборот, сумеет многое узнать об отношении Блока к истории, о том, какие ее периоды и события занимали поэта более всего.

В папках - автографы Блока, обширная переписка его родственников - семейства Бекетовых, рукописи А. Куприна, М. Шагинян, артистов О. Гзовской, В. Качалова и других видных деятелей литературы и искусства. Много материалов по культурной жизни Петербурга - Петрограда 1900 - 1920-х годов. Несколько полок занимает коллекция всех прижизненных изданий произведений А. А. Блока. Книги, как правило, в идеальном состоянии, непременно в издательских переплетах. Особый раздел собрания Ильина - многочисленные газетные вырезки с первыми публикациями стихотворений поэта.

Уникальный экспонат — выполненная в 1915 году известным впоследствии советским художником Н. Куприяновым рукописная книга с текстом драмы «Гроза и крест». Они предназначались в подарок автору.

Невелика по объему, но любопытна коллекция старых афиш. Вот, к примеру, одна из них: «В помещении вольной философской ассоциации (Чернышева площадь, дом № 2, подъезд № 1) в четверг 29 июля 1920 года состоится вечер Александра Блока по следующей программе: Р. В. Иванов-Разумник скажет вступительное слово. Александр Блок прочтет: 1) поэму «Возмездие» и 2) стихи».

Обогатят будущую литературную экспозицию квартиры-музея иллюстрация к первым изданиям произведений поэта. Среди них рисунки художников Ю. Анненкова, В. Замирайло, Л. Жегина, гравюры Н. Дмитриевского к «Двенадцати», причем в собрании оказались и доски от гравюр. Большую ценность представляют оригинал и вариант обложки к «Возмездию» работы В. Замирайло.

Из семейства родственников отчима поэта - Кублицких-Пиоттух ведут свое происхождение около пятидесяти старинных рамок для фотографических карточек, из семьи близкого друга А. А. Блока петербуржца Е. П. Иванова - «рыжего Жени» - пятнадцать рамок с фотографиями поэта и его родных.

А теперь - о «самом-самом». Мебель и предметы бытового обихода из семейств Блоков, Бекетовых и Кублицких-Пиоттух. Чайная посуда. Образцы рукоделия, которым увлекалась мать Блока - Александра Андреевна: рубашка, вышитая ею для сына, салфетка, отделанная кружевами. Ее черное платье, расшитое стеклярусом.

С особым волнением берешь в руки черепаховый с монограммой «АБ» портсигар поэта, его запонки из хрусталя и хризопраза, пепельницы, которыми он пользовался. Одна из них - литая чугунная, другая - из латуни со стеклом.

Все это и многое другое (в коллекции Ильина около четыpeх тысяч единиц хранения) вернется через два года в дом близ Пряжки, где жил поэт. Возвратится сюда и обстановка квартиры А. А. Блока, которая хранится в Музее института русской литературы Академии наук СССР (Пушкинский дом).

К существующим в нашем городе квартирам-музеям великих русских поэтов А. С. Пушкина и Н. А. Некрасова прибавится еще одна - А А. Блока, и тысячи почитателей его таланта проложат к ней широкую «народную тропу».

(Б. Метлицкая «Вечерний Ленинград» от 25.09.1978 г.; добавил:: lenarch)

№ 65 Дом Г.Г. Блокка

В 1820-х годах участок принадлежал купцам Д. и Т. Дементьевым. Трехэтажный дом с четырехэтажными дворовыми флигелями был построен архитектором Я.Я. Фрейбергом в 1833–1834 годах для жены тайного советника Рюль. В 1870-х годах им владели жена чиновника В.И. Виллие и художник М.И. Виллие, в конце 1890-х – купец Я.В. Лушев.


Фотография 1900-х годов


Фотография 2004 года

По заказу банкира, турецкого подданного Г.Г. Блокка архитектор Л.Л. Фуфаевский в 1902–1904 годах возвел шестиэтажное здание (с частичным использованием старых стен). Фасад делится на два яруса: нижние три этажа раскрыты широкими окнами-витринами торговых и конторских помещений, верхние этажи с мансардой отличаются броским и пышным оформлением. В облике здания, сооруженного в период модерна, преобладают черты поздней эклектики.

Богатством форм выделяется завершение средней части, включающее эркер, балконы и аттик, крупные волюты и женские статуи, затейливый металлический декор. Домовладелец Г.Г. Блокк, открывший банкирскую контору в 1884 году, умело пользовался средствами рекламы. Однако ловкий финансист прогорел и в 1906 году повесился в своем кабинете.

Затем домом владел инженер-технолог П.А. Быков. Здесь арендовали помещения 2-й столичный аукционный зал, магазины бельгийского общества «Горелки Ауэра», несгораемых шкафов парижского завода Фише, торгового дома «Зив и К°», кондитерской фирмы «Жорж Борман». В здании находились Союз провинциальных коммерческих банков, Железнодорожный клуб, городское почтово-телеграфное отделение № 44 (ныне – № 25). В 1920-х годах открылся магазин Северной электротехнической компании, впоследствии – «Электротовары». С довоенной поры долгие десятилетия работал магазин фруктов.

В настоящее время здесь расположены почтовое отделение, несколько туристических фирм, магазины одежды Camaieu и Guess.

Читайте также: