Для подачи кабелей от вводов в технологические помещения верхних этажей необходимо предусматривать

Обновлено: 04.07.2024

5. Объемно-планировочные и конструктивные решения

5.1. Объемно-планировочные и конструктивные решения тепловых пунктов должны удовлетворять требованиям СНиП 31-03-2001 «Производственные здания» [19].

5.2. По взрывопожарной и пожарной опасности помещения тепловых пунктов следует относить к категории Д.

5.3. Тепловые пункты допускается размещать в производственных помещениях категорий Г и Д, а также в технических подвалах и подпольях жилых и общественных зданий. При этом оборудование тепловых пунктов должны отделяться от этих помещений ограждениями или перегородками, предотвращающими доступ посторонних лиц к оборудованию теплового пункта.

5.4. Здания отдельно стоящих и пристроенных тепловых пунктов должны быть I, II или IIIа степеней огнестойкости.

5.5. Центральные тепловые пункты (ЦТП) следует, как правило, предусматривать отдельно стоящими. Рекомендуется блокировать их с другими производственными помещениями.

5.6. Допускается предусматривать ЦТП пристроенными к зданиям или встроенными в общественные, административно-бытовые или производственные здания и сооружения при их расположении в отдельном помещении.

5.7. В помещениях тепловых пунктов допускается размещать оборудование систем хозяйственно-питьевого и противопожарного водоснабжения здания, в том числе насосные установки, а в помещениях пристроенных и встроенных тепловых пунктов - также оборудование приточных вентиляционных систем, обслуживающих производственные помещения категорий В, Г, Д по взрывопожарной опасности и административно-бытовые помещения.

5.8. Индивидуальные тепловые пункты должны быть встроенными в обслуживаемые ими здания и размещаться на первом этаже, при условии отсутствия жилых помещений над ИТП, в технических подпольях или в подвалах зданий и сооружений у наружных стен здания.

5.9. Здания отдельно стоящих и пристроенных тепловых пунктов должны предусматриваться одноэтажными, допускается сооружать в них подвалы для размещения оборудования, сбора, охлаждения и перекачки конденсата и сооружения канализации.

Отдельно стоящие тепловые пункты допускается предусматривать подземными при условии:

  • отсутствия грунтовых вод в районе строительства и герметизации вводов инженерных коммуникаций в здание теплового пункта, исключающей возможность затопления теплового пункта канализационными, паводковыми и другими водами;
  • обеспечения самотечного отвода воды из трубопроводов теплового пункта;
  • обеспечения автоматизированной работы оборудования теплового пункта без постоянного обслуживающего персонала с аварийной сигнализацией и частичным дистанционным управлением с диспетчерского пункта.

5.11. При разработке объемно-планировочных и конструктивных решений отдельно стоящих и пристроенных зданий тепловых пунктов, предназначенных для промышленных и сельскохозяйственных предприятий, рекомендуется предусматривать возможность их последующего расширения.

5.12. Встроенные в здания тепловые пункты следует размещать у наружных стен зданий на расстоянии не более 12 м от выхода из этих зданий.

5.13. При размещении тепловых пунктов в отдельных помещениях жилых и общественных зданий следует производить проверочный расчет теплопоступлений из помещения теплового пункта в смежные с ним помещения. В случае превышения в этих помещениях допустимой температуры воздуха следует предусматривать мероприятия по дополнительной теплоизоляции ограждающих конструкций смежных помещений.

5.14. Из встроенных в здания тепловых пунктов должны предусматриваться выходы при наличии отдельного помещения:

  • при длине помещения теплового пункта 12 м и менее и расположении его на расстоянии менее 12 м от выхода из здания наружу - один выход наружу через коридор или лестничную клетку;
  • при длине помещения теплового пункта 12 м и менее и расположении его на расстоянии более 12 м от выхода из здания - один самостоятельный выход наружу;
  • при длине помещения теплового пункта более 12 м - два выхода, один из которых должен быть непосредственно наружу, второй - через коридор или лестничную клетку.

5.15. Помещения тепловых пунктов с теплоносителем паром давлением более 1,0 МПа должны иметь не менее двух выходов независимо от габарита помещения.

5.16. В подземных отдельно стоящих или пристроенных тепловых пунктах допускается второй выход предусматривать через пристроенную шахту с люком или через люк в перекрытии, а в тепловых пунктах, размещаемых в технических подпольях или подвалах зданий - через выход в соседнее помещение.

5.17. Двери и ворота из теплового пункта при его расположении в отдельном помещении должны открываться из помещения или здания теплового пункта от себя.

5.18. При выборе материалов для строительных конструкций расположенных в отдельном помещении или здании тепловых пунктов следует принимать влажный режим помещения согласно СНиП 23-02-2003 «Тепловая защита зданий» [13].

Для защиты строительных конструкций от коррозии должны применяться антикоррозионные материалы в соответствии с требованиями СНиП 2.03.11-85 «Защита строительных конструкций от коррозии» [19]. В ограждающих конструкциях помещений не допускается применение силикатного кирпича.

5.19. Внешние формы, материал и цвет наружных ограждающих конструкций рекомендуется выбирать, учитывая архитектурный облик расположенных вблизи зданий и сооружений или зданий, к которым тепловые пункты пристраиваются.

5.20. В помещениях тепловых пунктов следует предусматривать отделку ограждений долговечными, влагостойкими материалами, допускающими легкую очистку.

5.21. К центральным тепловым пунктам следует предусматривать проезды с твердым покрытием и площадки для временного складирования оборудования при производстве ремонтных работ.

5.22. Оборудование тепловых пунктов рекомендуется применять в блочном исполнении, для чего необходимо:

  • применять водоподогреватели, насосы и другое оборудование в блоках заводской готовности;
  • применять укрупненные монтажные блоки трубопроводов;
  • укрупнять технологически связанное между собой оборудование в транспортабельные блоки с трубопроводами, арматурой, КИП, электротехническим оборудованием и тепловой изоляцией.

5.23. Минимальные расстояния в свету от строительных конструкций до трубопроводов, оборудования, арматуры, между поверхностями теплоизоляционных конструкций смежных трубопроводов, а также ширину проходов между строительными конструкциями и оборудованием (в свету) приведены в приложении Г.

5.24. Высоту помещений от отметки чистого пола до низа выступающих конструкций перекрытия (в свету) рекомендуется принимать не менее, м: для наземных ЦТП - 4,2; для подземных - 3,6; для ИТП - 2,2.

5.25. При размещении ИТП в подвальных и цокольных помещениях, а также в технических подпольях зданий допускается принимать высоту помещений и свободных проходов к ним не менее 1,8 м.

5.26. Конденсатные баки и баки-аккумуляторы вместимостью более 3 м следует устанавливать вне помещения тепловых пунктов на открытых площадках. При этом должны предусматриваться тепловая изоляция баков, устройство гидрозатворов, встроенных непосредственно в бак, а также устройство ограждений высотой не менее 1,6 м на расстоянии не более 1,5 м от поверхности баков, предотвращающее доступ посторонних лиц к бакам.

5.27. Для монтажа оборудования, габариты которого превышают размеры дверей, в наземных тепловых пунктах следует предусматривать монтажные проемы или ворота в стенах, при этом размеры монтажного проема и ворот должны быть на 0,2 м больше габарита наибольшего оборудования или блока трубопроводов.

5.28. Предусматривать проемы для естественного освещения тепловых пунктов не требуется.

5.29. Для перемещения оборудования и арматуры или неразъемных частей блоков оборудования следует предусматривать инвентарные подъемно-транспортные устройства.

5.30. Стационарные подъемно-транспортные устройства следует предусматривать:

  • при массе перемещаемого груза от 150 кг до 1 т - монорельсы с ручными талями и кошками или краны подвесные ручные однобалочные;
  • то же, до 2 т - краны подвесные ручные однобалочные;
  • то же, более 2 т - краны подвесные электрические однобалочные.

5.31. Допускается предусматривать возможность использования передвижных малогабаритных подъемно-транспортных средств при условии обеспечения въезда и передвижения транспортных средств по тепловому пункту. Средства механизации могут быть уточнены при разработке проекта для конкретных условий.

5.32. Для стока воды полы следует проектировать с уклоном 0,01 в сторону трапа или водосборного приямка. Минимальные размеры водосборного приямка должны быть, как правило, в плане не менее 0,5 × 0,5 м при глубине не менее 0,8 м. Приямок должен быть перекрыт съемной решеткой. Предусмотреть дренажную систему с водовыпуском из спускников и воздушников, если нет средств автоматического водоудаления.

5.33. В тепловых пунктах следует предусматривать открытую прокладку труб. Допускается прокладка труб в каналах, верх перекрытия которых совмещается с уровнем чистого пола, если по этим каналам не происходит попадания в тепловой пункт взрывоопасных или горючих газов и жидкостей. Каналы должны иметь съемные перекрытия единичной массой не более 30 кг. Дно каналов должно иметь продольный уклон не менее 0,02 в сторону водосборного приямка.

5.34. Для обслуживания оборудования и арматуры, расположенных на высоте от 1,5 до 2,5 м от пола, должны предусматриваться передвижные или переносные конструкции (площадки). В случаях невозможности создания проходов для передвижных площадок, а также для обслуживания оборудования и арматуры, расположенных на высоте 2,5 м и более, необходимо предусматривать стационарные площадки шириной 0,6 м с ограждениями и постоянными лестницами. Расстояние от уровня стационарной площадки до потолка должно быть не менее 1,8 м.

5.35. Минимальное расстояние от края подвижных опор до края опорных конструкций (траверс, кронштейнов, опорных подушек) трубопроводов должно обеспечивать максимально возможное смещение опоры в боковом направлении с запасом не менее 50 мм. Кроме того, минимальное расстояние от края траверсы или кронштейна до оси трубы должно быть не менее 1,0 Dy (где Dy - условный диаметр трубы)

5.36. Расстояние от поверхности теплоизоляционной конструкции трубопровода до строительных конструкций здания или до поверхности теплоизоляционной конструкции другого трубопровода должно быть в свету не менее 30 мм с учетом перемещения трубопровода.

5.37. В тепловых пунктах допускается к трубопроводам большего диаметра крепить трубопроводы меньшего диаметра при расчете труб на прочность.

5.38. Прокладку водопровода следует предусматривать в одном ряду или под трубопроводами тепловых сетей, при этом необходимо выполнять тепловую изоляцию водопровода для исключения образования конденсата на поверхности водопроводных труб.

5.39. В тепловых пунктах подающий трубопровод следует располагать справа от обратного трубопровода (по ходу теплоносителя в подающем трубопроводе) при прокладке трубопроводов в одном ряду.

5.40. Расположение и крепление трубопроводов внутри теплового пункта не должны препятствовать свободному перемещению эксплуатационного персонала и подъемно-транспортных устройств.

5.41. Для компенсации тепловых удлинений трубопроводов в тепловых пунктах рекомендуется использовать углы поворотов трубопроводов (самокомпенсация). Установку на трубопроводах П-образных, линзовых, сильфонных, сальниковых компенсаторов следует предусматривать при невозможности компенсации тепловых удлинений за счет самокомпенсации.

5.42. Не допускается размещение арматуры, дренажных устройств, фланцевых и резьбовых соединений в местах прокладки трубопроводов над дверными и оконными проемами, а также над воротами.

5.43. Для промывки и опорожнения систем потребления теплоты на их обратных трубопроводах до запорной арматуры (по ходу теплоносителя) предусматривается установка штуцера с запорной арматурой. Диаметр штуцера следует определять расчетом в зависимости от вместимости и необходимого времени опорожнения систем.

5.44. На трубопроводах следует предусматривать устройство штуцеров с запорной арматурой:

  • в высших точках всех трубопроводов - условным диаметром не менее 15 мм для выпуска воздуха (воздушники),
  • в низших точках трубопроводов воды и конденсата, а также на коллекторах - условным диаметром не менее 25 мм для спуска воды (спускники).

5.45. В тепловых пунктах не должно быть перемычек между подающими и обратными трубопроводами и обводных трубопроводов элеваторов, регулирующих клапанов, грязевиков и приборов учета расходов теплоносителя и теплоты. Допускается устройство в тепловом пункте перемычек между подающим и обратным трубопроводами при обязательной установке на них двух последовательно расположенных задвижек (вентилей). Между этими задвижками (вентилями) должно быть выполнено дренажное устройство, соединенное с атмосферой. Арматура на перемычках в нормальных условиях эксплуатации должна быть закрыта и опломбирована, вентиль дренажного устройства должен находиться в открытом состоянии.

5.46. Предусматривать обводные трубопроводы для насосов (кроме подкачивающих), элеваторов, регулирующих клапанов, грязевиков и приборов для учета тепловых потоков и расхода воды не допускается.

5.47. На паропроводе должны предусматриваться пусковые (прямые) и постоянные (через конденсатоотводчик) дренажи в соответствии с требованиями СНиП 41-02-2003 «Тепловые сети» [2].

Для подачи кабелей от вводов в технологические помещения верхних этажей необходимо предусматривать

в помещениях ввода кабелей

332. При строительстве технических зданий организаций связи помещения ввода кабелей связи (шахта) и компрессорной (для размещения оборудования содержания кабелей под избыточным воздушным давлением) размещают в отдельных смежных помещениях, с раздельными входами.

333. По окончании работ по вводу кабелей в технические здания все каналы вводных блоков помещений ввода кабелей, как свободные, так и занятые кабелями, герметично заделывают со стороны помещения ввода кабелей с помощью герметизирующих устройств.

334. В помещения ввода кабелей связи не допускается вводить силовые кабели, радиофидера, водопровод, теплоцентраль, газопровод, размещать какое-либо оборудование, кроме датчиков определения загазованности, затопляемости и распределительных стативов с сигнализаторами аварийного расхода воздуха, выполненных во взрывозащищенном исполнении.

335. При работах по оборудованию помещений ввода кабелей связи должна быть предусмотрена подача воздуха (без подогрева в холодный период года) в нижнюю зону помещения. Удаление воздуха должно осуществляться из верхней зоны помещения. При этом не допускается установка на воздуховодах задвижек и шиберов.

336. При производстве строительных работ помещений ввода кабелей связи центральный проход между металлоконструкциями (концами консолей) должен быть выполнен шириной не менее 1,5 м, а боковые проходы (между концами консолей и стеной - не менее 0,8 м.

337. При монтаже электросети в помещениях ввода кабелей связи светильники и электроарматура в помещениях ввода кабелей связи должны быть во взрывозащищенном исполнении. Размещать светильники над металлоконструкциями (консолями) не допускается. При работах в помещениях ввода кабелей связи должны применяться переносные электролампы не выше 12 В во взрывозащищенном исполнении.

338. При установке дверей в помещения ввода кабелей связи у входа должна быть размещена табличка с указанием категории помещения по степени опасности поражения людей электрическим током "Особо опасное помещение", а на двери должны быть нанесены знаки: "Не курить", "Взрывоопасно".

339. Контроль за состоянием воздушной среды в помещениях ввода кабелей связи осуществляется дистанционно с установкой датчика наличия взрывоопасных газов в указанном помещении или непосредственно в помещении переносными газоанализаторами или газосигнализаторами не реже 1 раза в сутки и каждый раз перед началом работы.

340. Выполнять работы и находиться в помещениях ввода кабелей допустимо только в случае наличия при входе в помещение ввода кабелей связи углекислотного огнетушителя.

341. При работах по монтажу оборудования компрессорной сигнальной установки (КСУ) в помещении компрессорной должны быть соблюдены следующие требования:

- обеспечение расстояния между наиболее выступающей частью компрессора и стеной при наличии прохода с другой стороны должно быть не менее 0,3 м;

- обеспечение расстояния между лицевой стороной блока осушки (наиболее выступающей его частью) и компрессорной группой, а также лицевой стороной статива распределителей (если он установлен в компрессорной) должно быть не менее 1,2 м;

- расстояние от боковой стороны блока осушки и статива распределителей до стены должно быть не менее 0,6 м;

- расстояние от задней стороны блока осушки и статива распределителей до стены должно быть не менее 0,7 м.

342. При работах по прокладке воздухопроводов через стену из помещения КСУ в помещение ввода кабелей проемы в стенах должны быть герметично заделаны.

343. Разрешение на пуск в работу КСУ, а также проведение технического освидетельствования должны быть возложены на лицо, осуществляющее надзор за оборудованием, работающим под избыточным давлением.

344. Техническое освидетельствование производится в присутствии лица, ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию КСУ.

345. При монтаже КСУ корпуса металлических конструкций КСУ, оболочки пусковых устройств должны быть присоединены к нулевому защитному проводнику.

346. У блоков осушки и автоматики и у распределительных стативов КСУ на полу должны лежать диэлектрические ковры.

347. В помещении компрессорной должны быть диэлектрические перчатки, указатель напряжения. При обслуживании КСУ технический персонал должен пользоваться инструментом с изолирующими рукоятками.

348. Все работы на КСУ, за исключением внешнего осмотра, должны производиться со снятием напряжения. После снятия напряжения на щитке вывешивается плакат: "Не включать, работают люди".

349. Во избежание ожогов не допускается прикасаться к нагревающимся частям КСУ, снимать переднюю, заднюю и боковые панели с блока осушки и автоматики до полного остывания запрещается.

350. Работы, проводимые на стативах КСУ, размещенных как в компрессорных, так и в помещениях ввода кабелей, должны быть записаны в рабочий журнал с указанием фамилий лиц, проводивших работы.

«Инфраструктура железнодорожного транспорта требования пожарной безопасности»

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила разработки сводов правил - Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2008 г. N 858 "О порядке разработки и утверждения сводов правил".

Сведения о своде правил

1. Разработан и внесен Открытым акционерным обществом "Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта" (ОАО "ВНИИЖТ") совместно с Федеральным государственным предприятием "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" (ФГП ВО ЖДТ России).

2. Утвержден и введен в действие приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) от 25 декабря 2012 г. N 804.

Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.

5. Применение настоящего свода правил обеспечивает соблюдение требований пожарной безопасности при проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта, установленных Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", техническими регламентами "О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта", "О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта".

6. Введен впервые.

Информация об изменениях к настоящему своду правил публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты".

В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего свода правил соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальных сайтах Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии и разработчика (ОАО "ВНИИЖТ") в сети Интернет.

1. Область применения

1.1. Настоящий свод правил устанавливает требования пожарной безопасности при проектировании, строительстве и эксплуатации объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта - полос отвода и охранных зон железной дороги, мест хранения деревянных шпал на складах верхнего строения пути, грузовых дворов, контейнерных площадок, железнодорожных станций, пешеходных мостов над железнодорожными путями, пешеходных тоннелей под железнодорожными путями, промывочно-пропарочных станций, постов ЭЦ, ДЦ, ГАЦ.

1.2. Требования настоящего свода правил не распространяются на здания специального назначения (для производства и хранения взрывчатых веществ и средств взрывания, военного назначения, горных выработок), другие, не указанные в п. 1.1 здания, сооружения и объекты инфраструктуры.

1.3. При изменении функционального назначения объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта должны применяться действующие нормативные документы в соответствии с новым назначением этих зданий или помещений.

2. Нормативные ссылки

В настоящем своде правил использованы нормативные ссылки на следующие стандарты и своды правил:

ГОСТ Р 12.3.047-98 Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность технологических процессов. Общие требования. Методы контроля

ГОСТ Р 12.4.026-2001 Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний

ГОСТ Р 50571.10-96 (МЭК 364-5-54-80) Электроустановки зданий. Часть 5. Выбор и монтаж электрооборудования. Глава 54. Заземляющие устройства и защитные проводники

ГОСТ Р 53261-2009 Техника пожарная. Самоспасатели фильтрующие для защиты людей от токсичных продуктов горения при эвакуации из задымленных помещений во время пожара. Общие технические требования. Методы испытаний

ГОСТ 12.1.030-81 Система стандартов безопасности труда. Электробезопасность. Защитное заземление, зануление

СП 1.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы

СП 2.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты

СП 3.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности

СП 4.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям

СП 5.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования

СП 6.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Электрооборудование. Требования пожарной безопасности

СП 7.13130.2009 Отопление, вентиляция и кондиционирование. Противопожарные требования

СП 8.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности

СП 9.13130.2009 Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации

СП 10.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности

СП 12.13130.2009 Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности

СП 52.13330.2011 Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95.

Примечание. При пользовании настоящим сводом правил целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и сводов правил в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты". Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим сводом правил следует руководствоваться заменяющим (измененным) документом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3. Термины, определения и сокращения

3.1. В настоящем своде правил применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1.1. Минерализованная полоса: искусственно созданная полоса на поверхности земли, очищенная от горючих материалов или обработанная почвообрабатывающими орудиями либо иным способом до сплошного минерального слоя почвы.

3.1.2. Сухотруб: не заполненный огнетушащим веществом трубопровод, находящийся под атмосферным давлением окружающей среды.

3.1.3. Транспортабельный модуль: сооружение, пригодное для перевозки.

3.1.4. Штабель: ровно расположенный ряд чего-либо (например, конструктивных элементов, шпал).

3.2. В настоящем своде правил применены следующие сокращения:

СТЗ - служебно-технические здания;

СЦБ - сигнализация, централизация, блокировка;

ЭЦ - электрическая централизация;

ДЦ - диспетчерская централизация;

ГАЦ - горочная автоматическая централизация;

Пост ЭЦ - СТЗ, транспортабельные модули, в которых расположено оборудование ЭЦ.

Пост ДЦ - СТЗ, транспортабельные модули, в которых расположено оборудование ДЦ.

Пост ГАЦ - СТЗ, транспортабельные модули, в которых расположено оборудование ГАЦ.

ВПО - ведомственная пожарная охрана железнодорожного транспорта.

4. Общие требования

4.1. Эвакуационные пути и выходы из зданий и сооружений объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта должны соответствовать требованиям СП 1.13130.

4.2. Обеспечение огнестойкости объектов защиты инфраструктуры железнодорожного транспорта следует осуществлять в соответствии с СП 2.13130.

4.3. Требования пожарной безопасности к системам оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях, сооружениях и строениях инфраструктуры железнодорожного транспорта устанавливаются СП 3.13130.

4.4. Для ограничения распространения пожара на территориях, в зданиях и сооружениях, строениях, в том числе пожарных отсеках, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта следует предусматривать объемно-планировочные и конструктивные решения, а также требования по противопожарным расстояниям между ними в соответствии с СП 4.13130.

4.5. Проектирование автоматических установок пожаротушения и пожарной сигнализации для зданий и сооружений инфраструктуры железнодорожного транспорта следует предусматривать в соответствии с СП 5.13130.

4.6. Требования пожарной безопасности к электрооборудованию систем противопожарной защиты зданий, сооружений и строений инфраструктуры железнодорожного транспорта устанавливаются СП 6.13130 и ГОСТ 12.1.004-91*. При проектировании электрической части объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта допускается использовать элементы электрооборудования, пожарная безопасность которых подтверждена соответствующими документами, выданными в установленном порядке (сертификатами, расчетами, результатами испытаний).

4.7. Требования пожарной безопасности к системам отопления, вентиляции, в том числе противодымной, и кондиционирования воздуха в помещениях зданий и сооружений инфраструктуры железнодорожного транспорта устанавливаются СП 7.13130 и СП 60.13330. Требования к системам электрического отопления устанавливаются СП 31-110.

4.8. Требования пожарной безопасности к источникам наружного противопожарного водоснабжения на территории объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта устанавливаются сводом правил СП 8.13130.

4.9. Требования к выбору, размещению, техническому обслуживанию и перезарядке переносных и передвижных огнетушителей, источникам давления в огнетушителях, зарядам к воздушно-пенным и воздушно-эмульсионным огнетушителям для зданий и сооружений инфраструктуры железнодорожного транспорта должны соответствовать СП 9.13130.

4.10. Требования пожарной безопасности к системам внутреннего противопожарного водопровода зданий и сооружений инфраструктуры железнодорожного транспорта устанавливаются СП 10.13130.

4.11. Методы определения классификационных признаков отнесения зданий (или частей зданий между противопожарными стенами - пожарных отсеков), сооружений, строений и помещений инфраструктуры железнодорожного транспорта производственного и складского назначения класса Ф5 к категориям по взрывопожарной и пожарной опасности, а также методы определения классификационных признаков категорий наружных установок объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта производственного и складского назначения по пожарной опасности устанавливаются СП 12.13130.

5. Дополнительные требования пожарной безопасности

к объектам инфраструктуры железнодорожного транспорта

5.1. Требования к полосе отвода железной дороги

5.1.1. Вдоль границ лесничеств (лесопарков) с полосой отвода и охранной зоны железной дороги должны предусматриваться шириной от 3 до 5 метров наземное покрытие из материалов, не распространяющих пламя по своей поверхности, или вспаханная полоса земли.

5.1.2. Территория, прилегающая к зданиям и сооружениям инфраструктуры железнодорожного транспорта, расположенным в полосе отвода, должна быть на расстоянии не менее 3 м очищена от сухой травы и другого горючего материала и отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 м.

5.2. Требования к местам хранения деревянных шпал на открытых складах верхнего строения пути

5.2.1. Шпалы на складах верхнего строения пути должны быть уложены в штабели.

Размеры штабелей шпал не должны превышать по длине и ширине две длины шпалы, а по высоте - 4 м.

Штабели должны быть сформированы в группы. Количество штабелей в группе не должно превышать 12. Разрывы между штабелями в одной группе должны быть не менее 2 м, а между группами - 40 м.

5.2.2. Площадка под штабели должна быть очищена от сухой травы и другого горючего материала. Территория вокруг групп штабелей на расстоянии не менее 3 м от групп штабелей должна быть отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 м.

5.2.3. Площадь размещения групп штабелей деревянных шпал следует принимать не более 4,5 га.

5.2.4. В разрывах между штабелями не допускается складирование сгораемых материалов, оборудования.

5.2.5. Противопожарные расстояния от границ открытых складов штабелей деревянных шпал до границ объектов различного назначения следует принимать по таблице 31 СП 4.13130 как для складов круглых лесоматериалов.

5.3. Требования к грузовым дворам, контейнерным площадкам

5.3.1. Для заправки топливом автомобилей и автопогрузчиков на территории грузовых дворов и контейнерных площадок допускается размещать стационарные или передвижные автозаправочные пункты при условии соблюдения требований, установленных законодательством Российской Федерации в области пожарной безопасности в соответствии с [1] и СП 4.13130.

5.3.2. По фронту установленных контейнеров на площадке через каждые 100 м должны быть предусмотрены и обозначены проезды для пожарной техники шириной не менее 6 м. Между группами контейнеров должны быть проходы шириной не менее 0,7 м.

5.4. Требования к железнодорожным станциям

5.4.1. При проектировании путевого развития железнодорожных станций по решению владельца инфраструктуры следует предусматривать пути для стоянки пожарных поездов.

Железнодорожные пути постоянной стоянки пожарного поезда должны иметь выходы на главный путь, как правило, в обе стороны. В исключительных случаях на тупиковых железнодорожных станциях допускается организовывать выходы пожарного поезда на главный путь в одну сторону, при условии протяженности не более 500 м маневровых передвижений с железнодорожных путей - стоянки пожарного поезда на железнодорожный путь отправления (на приемоотправочные пути железнодорожной станции).

Железнодорожные пути постоянной стоянки пожарного поезда должны быть неэлектрофицированными.

Пожарные поезда должны размещаться на железнодорожных станциях, на которых имеется рабочий парк локомотивов и пункты заправки водой пожарных поездов.

5.4.2. В соответствии с требованиями, установленными по законодательству Российской Федерации в области пожарной безопасности [1], к зданиям, сооружениям и строениям, расположенным на территории железнодорожной станции, должен быть обеспечен подъезд пожарных автомобилей или пожарных поездов.

5.4.3. На железнодорожных станциях для безопасного тушения пожара следует предусматривать отключение напряжения контактной сети.

5.4.4. В парках станций налива нефтепродуктов при наличии 10 и более путей через каждые 150 м должны быть проложены сухотрубы диаметром в соответствии с ГОСТ 28338. На сухотрубах должны быть установлены пожарные краны (через каждые пять путей). Пожарный кран должен иметь заглушку для предотвращения загрязнения сухотруба. Конструкция и способ прокладки сухотрубов должны иметь возможность удаления из них воды после тушения пожара.

5.5. Требования к пешеходным мостам над железнодорожными путями, пешеходным тоннелям под железнодорожными путями

5.5.1. Пешеходные тоннели и мосты должны соответствовать требованиям к путям эвакуации в соответствии [1] и СП 1.13130.

5.5.2. При размещении в подземных пешеходных тоннелях и на пешеходных мостах технических и служебных помещений следует руководствоваться положениями, установленными законодательством Российской Федерации в области пожарной безопасности [1].

5.5.3. Пешеходные тоннели должны быть оборудованы эвакуационным освещением по СП 52.13330.

5.5.4. В пешеходных тоннелях на всем их протяжении следует устанавливать знаки безопасности по ГОСТ Р 12.4.026, указывающие направление эвакуации.

5.6. Требования к промывочно-пропарочным станциям

5.6.1. Участки территории, на которых проводят обработку цистерн для перевозки нефтепродуктов, должны иметь твердое покрытие, не допускающее проникновение нефтепродуктов в грунт.

5.6.2. При подаче цистерн к местам их обработки необходимо устанавливать не менее двух вагонов прикрытия между локомотивом и составом. Приближение локомотивов к местам обработки цистерн ближе 20 м не допускается, что должно быть обозначено знаком, запрещающим дальнейшее движение [4].

5.6.3. Категории помещений по взрывопожарной и пожарной опасности промывочно-пропарочных станций должны определяться в соответствии с СП 12.13130. Установка электрораспределительных устройств в помещениях категорий А, Б, В-1 не допускается. Выбор и установка электрооборудования (машин, аппаратов, устройств) и сетей для пожароопасных зон, расположенных в помещениях промывочно-пропарочных станций, должен выполняться в зависимости от класса взрывоопасной или пожароопасной зоны [2].

5.6.4. Железнодорожные пути, на которых проводят проверку состояния клапанов сливных приборов цистерн, должны быть оборудованы сливными лотками.

5.6.5. Резервуары, трубопроводы, эстакады, цистерны под сливом должны быть заземлены в соответствии с требованиями ГОСТ 12.1.030 для отвода статического электричества.

5.6.6. Отопление зданий и помещений промывочно-пропарочных станций должно быть только центральное (водяное, паровое низкого давления или воздушное без рециркуляции и электроподогрева).

5.6.7. На электрифицированных участках железных дорог промывочно-пропарочные станции должны быть изолированы от обратной тяговой сети установкой последовательно в обе рельсовые нитки двух пар изолирующих стыков в начале отвода сливоналивного пути и вблизи сливоналивных устройств, но не ближе 20 м.

5.7. Требования к постам ЭЦ, ДЦ, ГАЦ

5.7.1. При проектировании, строительстве и реконструкции постов ЭЦ, ДЦ, ГАЦ должны быть предусмотрены помещения для ввода кабелей СЦБ и связи в подвальном или цокольном этажах.

5.7.2. До реконструкции в существующих постах ЭЦ, ДЦ, ГАЦ при отсутствии подвального или цокольного этажей ввод кабелей может быть предусмотрен через кабельный приямок или проемы в фундаменте (стене).

5.7.3. Для ввода кабелей в проеме фундамента или стены должны быть предусмотрены вводные блоки из хризотилцементных, бетонных труб или другого негорючего материала с количеством каналов и их внутренним диаметром требуемого размера. Заделка труб и каналов кабельной канализации должна быть осуществлена на всю толщину стены с тщательным заполнением пустот между трубами материалом с пределом огнестойкости не ниже предела огнестойкости этих конструкций.

5.7.4. В местах прохождения кабелей и проводов через строительные конструкции с нормируемым пределом огнестойкости должны быть предусмотрены кабельные проходки с пределом огнестойкости не ниже предела огнестойкости данных конструкций.

5.7.6. В постах ЭЦ, ДЦ, ГАЦ должны быть предусмотрены отдельные друг от друга вводы кабелей СЦБ, кабелей связи и вводы силовых кабелей.

Ввод и прокладку силовых кабелей необходимо выполнять на расстоянии не менее 1,0 м в горизонтальной и не менее 1,5 м в вертикальной плоскостях от кабелей СЦБ и связи.

При невозможности соблюдения указанных расстояний силовые кабели должны быть проложены в асбестоцементных трубах или отделяться от кабелей СЦБ и связи противопожарными перегородками с пределом огнестойкости не менее EI 15.

5.7.7. При проектировании, строительстве и реконструкции постов ЭЦ, ДЦ, ГАЦ для подачи кабелей от вводов в технологические помещения верхних этажей необходимо предусматривать устройство коммуникационных шахт, разделенными для кабелей СЦБ, кабелей связи и силовых электропитающих кабелей противопожарными перегородками с огнестойкостью не менее EI 15. Коммуникационные шахты необходимо отделять от остальных помещений противопожарными перегородками с пределом огнестойкости не менее EI 90. В местах пересечения коммуникационной шахтой конструкций с нормированным пределом огнестойкости или противопожарной преграды внутри шахты должны быть установлены кабельные проходки с пределом огнестойкости не ниже предела огнестойкости данной конструкции.

5.7.8. При проектировании, строительстве и реконструкции на посту ЭЦ, ДЦ, ГАЦ следует выполнить общий контур заземления и систему выравнивания потенциалов. Система заземления электроустановки должна соответствовать ГОСТ Р 50571.10, система выравнивания потенциалов должна соответствовать ГОСТ Р 50571.21.

5.7.9. В дополнение к требованиям СП 5.13130 защита зданий, помещений постов ЭЦ, ДЦ, ГАЦ и оборудования СЦБ автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией осуществляется в соответствии с требованиями, устанавливаемыми владельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта.

5.7.10. Электроснабжение устройств и систем противопожарной защиты должно быть обеспечено по 1 категории надежности особой группы по [2].

5.7.11. Для дежурного оперативного персонала, рабочие места которого расположены в постах ЭЦ, ДЦ, ГАЦ, должны быть предусмотрены индивидуальные средства защиты органов дыхания при пожаре изолирующего действия по ГОСТ Р 53261 со сроком, обеспечивающим эвакуацию из постов ЭЦ, ДЦ, ГАЦ.

5.7.12. Допускается использовать электрические ящики, щитки, низковольтные комплектные устройства, соответствующие пункту 2 статьи 143 Федерального закона N 123-ФЗ [1].

5.8. Требования к организации пожаротушения на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта

5.8.1. Для тушения пожара на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта могут создаваться органы управления и подразделения ВПО. Задачи, функции и порядок деятельности органов управления и подразделений ВПО определяются положением [3].

5.8.2. Взаимодействие подразделений ВПО с владельцами инфраструктуры железнодорожного транспорта и перевозчиками при тушении пожаров на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта осуществляется на договорной основе, а также на основании регламентов о взаимодействии, утвержденных и согласованных в установленном порядке.

5.8.3. Подразделения ВПО должны быть обеспечены мобильными средствами пожаротушения (пожарными поездами и при необходимости другой пожарной техникой) в установленном порядке. Порядок их эксплуатации, содержания и технического обслуживания определяет балансодержатель в соответствии с общими требованиями пожарной безопасности к мобильными средствами пожаротушения, предусмотренными законодательством Российской Федерации в области пожарной безопасности [1], и дополнительными требованиями к пожарным поездам, предусмотренными Положением [3]

5.8.4. За подразделением ВПО закрепляют участки инфраструктуры железнодорожного подвижного состава для обслуживания. Границы участков обслуживания определяет владелец инфраструктуры железнодорожного транспорта по согласованию с органом управления ВПО.

5.8.5. Состав сил и средств ВПО для тушения пожаров на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта определяет владелец инфраструктуры железнодорожного транспорта, в ведении которого находится железнодорожный подвижной состав пожарных поездов, исходя из участков обслуживания, который согласовывается с ВПО.

5.8.6. Владельцы инфраструктуры железнодорожного транспорта и перевозчики обязаны в пределах имеющихся у них технических и технологических возможностей принимать участие в тушении пожаров, при необходимости выделять для тушении пожаров имеющиеся у них в наличии средства связи, железнодорожный подвижный состав, транспорт, средства пожаротушения и огнетушащие вещества, а также доставлять их к месту тушения пожаров в кратчайшие сроки.

5.8.7. На каждую грузовую, сортировочную, участковую железнодорожные станции ВПО должны быть разработаны документы предварительного планирования действий по тушению пожаров, которые должны быть согласованы с территориальными органами Государственной противопожарной службы.

5.8.8. В составе инфраструктуры железнодорожного транспорта должны быть организованы пункты заправки водой пожарных поездов.

Количество и место расположения пунктов заправки водой пожарных поездов определяет владелец инфраструктуры.

[1] Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".

[2] Правила устройства электроустановок, утвержденные Приказом Минэнерго России от 08.07.2002 N 204.

[4] Инструкция по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации, утвержденная МПС России 26 мая 2000 г., N ЦРБ-757.

Постановление Правительства РФ от 1 сентября 2021 г. N 1464 "Об утверждении требований к оснащению объектов защиты автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре"

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС". Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Читайте также: