Дизайн сцены дома культуры

Обновлено: 07.07.2024

Дизайн интерьера и экстерьера учреждения культуры

Создание уникального образа при оформлении интерьеров публичных учреждений, которые посещаются тысячами людей. Требования к содержанию учреждения культуры. Особенности дизайна экстерьера и интерьера. Методика формирования предметно-пространственной среды.

Рубрика Культура и искусство
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 20.10.2013
Размер файла 4,3 M

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Введение

Требования к содержанию учреждения культуры

Это условие определяет особенности дизайна интерьера и экстерьера учреждения культуры.

места;

помещения;

зоны отдыха с использованием художественно-декоративных средств,

цвета, света, действующих успокаивающе на нервную систему человека, способствующих релаксации.

К третьей особенности относится внутреннее оформление помещений учреждений культуры с учетом их назначения.

дизайн интерьер экстерьер культура

Фойе клуба, наиболее посещаемое помещение. С учетом этого в фойе не должно быть:

нагромождения мебели и декоративных элементов;

уместно применение монументального искусства;

настенных украшений из металла, композиции из керамики, художественного панно;

если позволяет площадь, фойе клуба заметно оживит небольшой внутренний зимний садик.;

камни, цветы, мох дадут возможность создать интересные, а специальное освещение создаст ещё больший эффект.

Та же умеренность присутствует в художественном оформлении зрительного зала.

Здесь главенствуют два принципа:

удобство для зрителя;

привлечение внимания к сцене, экрану;

Стены, потолок и пол зрительного зала оформляются звукопоглощающими материалами. Цвет их должен быть мягким, тёплым, не отвлекающим внимание; на стенах, как правило, за исключением осветительной арматуры, не применяются никакие оформительские элементы.

а) Её оформление зависит от содержания проводимых мероприятий в клубе. Убранство сцены необходимо тщательно продумывать, что потребует творческой выдумки и вместе с тем чувства меры.

применение декораций, макетов, щитов, плакатов, объемных эмблем и текстов;

c) Удачно украшают сцену цветы, элементы из ткани, светотехническое оборудование.

Наглядное оформление библиотеками читального зала, как правило, делится на два вида:

Если клуб не имеет возможности организовать отдельную комнату отдыха, можно оформить зону отдыха, использовав при этом часть фойе.

Комнаты кружковой работы и прочие учебные помещения специально не украшают. Обычно здесь развешивают наглядные пособия, необходимые для занятий кружка, изделия кружковцев.

Все вышеперечисленные объекты относятся к интерьеру учреждения культуры. (Но, кроме интерьера, существует наружное оформление здания и приклубной территории, именуемое экстерьером.

Дизайн экстерьера требует учета нескольких элементов приклубной территории, в зависимости от архитектурного решения расположения клуба.

Прежде всего, это фасад здания.

а) Его художественное оформление не должно быть аляповатым и пёстрым.

б) Фасадную стену могут украшать мозаика, художественно-декоративное панно или стилизованная эмблема из металла, пластика.

в) Желательно иметь на фасаде место для сменных щитов, транспарантов, которые вывешиваются к различным по содержанию мероприятиям, проводимым в клубе

Вторым элементом, устанавливаемым непосредственно на приклубной территории, являются рекламные щиты.

б) У основания рекламного щита нередко разбивают газон с цветами

в) Газетная витрина, как элемент оформления приклубной территории, изготавливается высотой не более 190 см. Нижний край витрины находится на расстоянии 110-120 см от земли. Для того, чтобы защитить газету от дождя и снега, рекомендуется сделать на витрине козырек или застеклить её.

г) Витрина может быть односторонняя и двусторонняя.

Умеренное, выполненное в едином стиле художественно-декоративное оформление приклубной территории будет способствовать социокультурной деятельности учреждения культуры.

При работе над праздничным оформлением сцены

а) целесообразно использовать метод предварительных цветных эскизов, выполненных цветными карандашами, акварелью или гуашью с соблюдением масштабных пропорции основных элементов сцены. Таким образом, можно найти наиболее оптимальный в художественном отношении вариант из всех предложенных.

б) по окончании оформления сцены необходимо просмотреть его из зала, чтобы подобрать декоративные детали нужной величины и правильно их расположить

в) В фойе клуба, как правило, устраиваются:

вывешиваются праздничные плакаты.

Содержание временного оформления фойе должно настраивать зрителя на соответствующую тему мероприятия, создавать праздничное настроение.

г) Украшение фасада здания клуба создается с таким расчетом, чтобы оно привлекало внимание, информировало о предстоящих мероприятиях и празднествах.

Таким образом, дизайн интерьера и экстерьера учреждения культуры представляет собой целенаправленную проектную деятельность по обеспечению патриотического и эстетического воспитания, созданию условий для психологической разгрузки и реабилитации, содействию содержательного проведения культурно-досуговых мероприятий через формирование предметно-пространственной среды.

Методика формирования предметно-пространственной среды учреждения культуры

а) вопросы архитектоники (архитектурно-художественного выражения закономерностей строения, присущих конструктивной системе здания),

б) декоративной отделки

в) художественного синтеза

г) функционального зонирования и комфорта.

Дизайн-программа направлена на решение проблемы комплексного формирования целостной и гармоничной предметной среды в интерьере.

разработку технического задания (выявление исходных данных, требований технической эстетики и эргономики);

выработку технического предложения (анализ информации, аналогов, условий изготовления, эксплуатации, общая концепция и принципиальные варианты решения);

создание эскизного проекта виде развертки и макета интерьера, уточняющих художественно-конструкторское, эргономическое, цветофактурное и т.п. решения;

разработку технического проекта, фиксирующего окончательные результаты дизайнерской разработки интерьера и подходов к её осуществлению.

Несмотря на разнообразные подходы к художественно-декоративному оформлению учреждений культуры, существуют единые принципы оформительских решений интерьера:

1. Прежде всего, это единство стиля в применении изобразительно-выразительных средств. Общее композиционное построение оформительских элементов клуба должно быть выполнено

а) в близких по своему содержанию приемах решения пространства, цветовых сочетаниях,

б) в единой системе пропорций и масштабов.

потолков

полов.

1. Помещения, где посетители проводят сравнительно немного времени (вестибюль, фойе, коридоры), окрашивают обычно в интенсивные тона.

2. Окраска комнат (мест) отдыха, библиотеки, читального зала должна стремиться к более спокойным, светлым тонам:

жёлто-зеленым,

зелено-голубым,

серебристо-серым

3. Окраска стен должна гармонировать с цветом









Дизайн среды дома культуры в селе Танцыреи

1. Ознакомиться с понятием учреждения культуры и их классификацией.

2. Познакомиться с историей возникновения дома культуры в селе Танцыреи.

3. Изучить типологические и архитектурные особенности домов культуры.

4. Изучить особенности проектирования домов культуры.

5. Ознакомиться с отечественным и зарубежным опытами проектирования домов культуры. Найти и привести их примеры с фотографиями.

6. Подобрать и привести примеры идей благоустройства территории дома культуры.

1. Анализ литературных источников.

2. Анализ опыта проектирования.

Глава I . Теоретические основы дизайна среды дома культуры

Учреждения культуры и их классификация

Учреждение культуры – это организация, созданная с целью осуществления управленческих, социально-культурных и других некоммерческих функций. [4]

Субъектом и объектом ее деятельности является как личность человека, так и социум. [4]

Сегодня основными направлениями работы культурных учреждений в нашей стране являются:

Учреждения культуры классифицируются по следующим признакам:

На основе социальных функций :

На основе форм собственности:

На основе организационно-правовой формы :

Исходя из формы собственности выделяют следующие типы учреждений культуры:

Федеральные культурные учреждения имеют особую культурную ценность для страны. Сюда можно отнести, например, Государственную Третьяковскую галерею, Эрмитаж, Российскую государственную библиотеку, Большой театр и другие известные места. [4]

Региональные и муниципальные учреждения культуры получают финансирование на региональном и местном уровнях. [4]

Сегодня подавляющее большинство типов и видов учреждений культуры являются государственными или муниципальными. [4]

Однако создавать их могут и частные лица, организации, объединения и предприятия, в том числе коммерческие. [4]

История возникновения дома культуры в селе Танцыреи

Рис. 1. «Красуется» в центре села огромное здание без окон и дверей, здание старой церкви.

Танцыреи в конце XX – в начале XXI веков.

Намечались большие планы по дальнейшему благоустройству села. Был заказан проект нового Дома культуры. Но не всему суждено было сбыться. Очередные реформы привели село к хаосу, разрухе, сравнимой с послевоенной. Перестали существовать колхоз и его многие службы. Колхозы сменились индивидуальными колхозно-фермерскими хозяйствами.

На сегодняшний день в селе насчитывается 23 КФХ, которые обрабатывают собственные земли, выращивают скот. [ 1 ]

Сплошная безработица привела к обнищанию народа. Молодежь была вынуждена выезжать в Москву на заработки, чтобы прокормить семьи. [ 1 ]

В 1900 году в селе имелось 10 общественных зданий, земская школа, школа грамоты, церковноприходская школа, 15 ветряных мельниц, 3 крупорушки ( небольшое предприятие или машина по очистке и переработке зерна в крупу , а также машина для приготовления крупы из зёрен ), 9 кузниц, 5 кирпичных заводов, 3 винные лавки, 7 мелочных лавок. В 1911- 1913 годах построена земская больница. В настоящее время центром культурной жизни села является школа. [ 1 ]

В настоящее время дом культуры, который ранее был расположен в здании церкви, теперь находится в здании бывшего продуктового магазина и соседствует с сельским советом. В здании сельсовета находится и сельская библиотека.[ 5 ]

Рис. 2. «Дом культуры, который находится в здании бывшего продуктового магазина».

Вывод: В данной главе были изучены теоретические основы дизайна среды домов культуры. Исследованы направления работы, классификации и типы учреждений культуры. Рассмотрена история возникновения дома культуры в селе Танцыреи.

Глава II . Архитектурно-типологические особенности домов культуры

2.1. Типологические особенности домов культуры

Типологическими особенностями архитектуры клубов являются многофункциональность, ярко выраженная двухчастность, гибкая планировка, обязательная возможность раздельного функционарования обеих частей. Эти специфические черты позволяют клубу всегда оставаться актуальным, востребованным и жизнеспособным типом общественного здания. [ 24 ]

Для современного клуба, как многофункционального здания, характерны следующие типологические черты:

Под клубным учреждением понимается организация, основной деятельностью которой является представление населению услуг социально-культурного, просветительского и развлекательного характера, создание условий для занятий любительским художественным творчеством. [10]

Рис. 3. Культурно-досуговый центр в г. Нововоронеж

Клубное учреждение создается в целях удовлетворения общественных потребностей в сохранении и развитии народной традиционной культуры, поддержки любительского художественного творчества, другой самодеятельной творческой инициативы и социально-культурной активности населения, организации его досуга и отдыха.

Клубы разделяются на типы:

По мере роста культурного потенциала, повышения уровня урбанизации населенных мест, дифференциации культурного спроса населения и становления самоорганизующихся клубных коллективов исходная сеть досуговых клубов должна пополняться (и частично вытесняться) клубами общего профиля, а затем и любительскими. В развитой клубно-досуговой сети присутствуют все указанные типы клубов. [ 8 ]

Общий культурный и социально-экономический потенциал региона влияет на пропорции распределения разных типов клубов в центре и на периферии клубных сетей, но при этом сохраняется тенденция более высокого типологического уровня и разнообразия центра.

Указанные уровни развития регионов составляют обобщенную и изменяющуюся во времени картину. В ряде регионов с повышенным уровнем социально-экономического развития существуют районы и населенные пункты, имеющие клубы менее высокого типологического уровня и наоборот. Направление повышения социально-экономического потенциала регионов определяет общую тенденцию развития клубной типологии в сторону ее обогащения и дифференциации. [8]

В зависимости от социально-экономического потенциала региона, административного статуса населенного места, численности населения и согласно положению в сети типы досуговых, общего профиля и любительских клубов имеют разную вместимость, функциональную нагрузку и состав помещений. [8]

Клубы общего профиля в центре клубной сети (общегородской центр, центр сельского административного района и т. д.) должны иметь, как правило, относительно большую долю клубной части в общей вместимости здания в основном за счет помещений для отдыха и развлечений, а также студийных помещений. [ 8 ]

Если согласно численности населенного места в составе его центра предусматривается несколько клубов общего профиля (городские центры больших, крупных и крупнейших городов), то среди них должны предусматриваться так называемые профильные клубы с преимущественным развитием или зрелищных, или лекционно-информационных, или развлекательных, или студийных групп помещений. Такая профильная специализация клубов позволяет интенсифицировать их работу. Наряду с ними возможны и самостоятельные здания клубов общего профиля, совмещающие все группы помещений, а также клубы в составе кооперированных культурных центров. Чем выше культурный потенциал города, его административный статус и число клубов центра, тем, больше доля профильных клубов в составе клубов общего профиля. Она колеблется от 15-20% в центрах больших городов до 60-70% в центрах крупнейших городов. Остальные клубы общего профиля совмещают все основные группы помещений. В составе клубов центра рекомендуется предусматривать также и досуговые клубы. [ 8 ]

Любительские клубы согласно дифференциации своей деятельности и контингента являются принадлежностью исключительно центра клубной сети, как правило, в крупнейших городах с высоким культурным потенциалом. Формирование этого уровня типологии возможно только на базе насыщенной культурной сети города. Типы любительских клубов составляют развитую систему из множества клубов разной специализации (клубы исполнительского творчества, клубы коллекционеров, дискуссионные клубы, клубы авангардного искусства, ремесел, любителей старой техники, спортивные клубы и т. п.). Доля любительских клубов в крупнейших городах составляет сейчас около 10% сети. [ 8 ]

Рис. 4. Шахматный клуб в г. Ханты-Мансийске

Организационный статус клуба-учреждения в привязке к административно-территориальным единицам (городской Дом культуры – в центре города, городской клуб – в жилом районе, районный Дом культуры – в административном центре района, сельский Дом культуры – на центральной усадьбе, сельский клуб – в поселке и т.д.) не имеет однозначной связи с типом клуба-сооружения. Так, например, в разных населенных пунктах функции районного Дома культуры может исполнять досуговый клуб, клуб общего профиля или любительский клуб (в научном городке или академическом центре). [ 8 ]

Вышеперечисленные типы клубов являются элементами так называемой открытой (общедоступной) клубной сети, предполагающей свободный выбор места клубных занятий для разных групп населения.

Основными видами деятельности клубного учреждения являются:

Современные условия экономической деятельности привели к объективным преобразованиям учреждений культуры клубного типа в новые виды по функциональным признакам: [8]

Учреждений клубного типа можно сгруппировать по следующим признакам: [8]

Дворцы (Дома) молодежи обладают мощностными характеристиками аналогично Дворцам культуры. По объему деятельности Дворцы молодежи не имеют принципиальных отличий от Центров досуга. Практика предусматривает для Дворцов молодежи I группу по оплате труда. [ 8 ]

Рис. 5. Молодежный клуб во Франции

Национально-культурные центры (этнокультурные центры, Дома дружбы) созданы по инициативе местного сообщества, локально проживающей этнической группы. Обладают характеристиками аналогично Дворцам культуры, основное содержание работы предусматривает сохранение нематериального культурного наследия локально проживающих на конкретной территории этнических групп. [ 8 ]

Рис. 6. Национальный центр искусства имени Жоржа Помпиду

Сельский клуб – учреждение культуры клубного типа, располагающееся в сельской местности, целью которого является организация досуга населения, создание условий для развития народного творчества, в том числе через деятельность клубных формирований и коллективов художественного любительского творчества, проведение культурно-массовых мероприятий, поддержка социально-культурных инициатив населения.

Дома ремесел созданы по инициативе местного сообщества на основе местных ремесленнических традиций. Непременным условием является наличие сырьевой базы (глина, лоза, береста, другое). Как правило, размещаются в помещениях ранее занимаемых клубами и Домами культуры. Оборудование и штатная численность зависят от характера ремесла и наличия методических обязанностей в уставе Дома ремесел. [ 8 ]

Таким образом, наименования соответствуют функциональному признаку, месту расположения и объему выполняемой работы. [8]

С учетом действующих учреждений культуры клубная сеть может быть сгруппирована:

Однако не следует заблуждаться на тот счет, что возникает новое учреждение, так как, например, в основе культурно-образовательного центра отмечаются две различные уставные задачи: осуществление учебного процесса и осуществление культурных услуг. [8]

Для вопросов, связанных с культурой в системе образования, вычленено дополнительное образование. [ 8 ]

Таким образом, в оптимальный перечень видов учреждений культуры клубного типа можно включить:

1) Дома (Дворцы) культуры и досуга;

2) Дворцы молодежи;

3) Социально-культурные центры;

4) Дома ремесел (Центры ремесел);

5) Дома фольклора;

6) Дома (Центры) народного творчества . [ 8 ]

Функции учреждений культуры клубного типа

Дом (Дворец)
культуры

Обеспечение досуга населения; обеспечение условий
развития народного творчества и самодеятельного
искусства; обеспечение условий для социально- культурных инициатив населения; патриотическое
воспитание

Обеспечение досуга населения; обеспечение условий
массового отдыха; обеспечение условий для развития
народного творчества и самодеятельного искусства;
обеспечение условий для социально-культурных
инициатив населения

Социально-
культурный
центр

Обеспечение досуга населения; обеспечение условий
развития народного творчества и любительского
искусства; обеспечение информационных и
методических услуг; сохранение нематериального
культурного наследия; выставочная деятельность;
обеспечение условий для социально-культурных
инициатив населения

Дом (Центр)
ремесел

Сохранение нематериального культурного наследия;
развитие ремесленнических традиций; создание и
распространение ремесленнических изделий; выставочная деятельность; создание и распространение методик ремесленнического мастерства

Сохранение нематериального культурного наследия;
исследование местных фольклорных традиций

Дом
народного
творчества

Сохранение нематериального культурного наследия во
всем многообразии жанров и этнических особенностей. Создание методик интеграции традиционных
творческих навыков в современный творческий
процесс; информатизация и методическое обеспечение
творческих процессов; организация и проведение
народных праздников, фестивалей народного
творчества и любительского искусства

Из приведенного свода функциональных обязанностей следует, что учреждения клубного типа, в отличие от других учреждений культуры, построены по интегрированному принципу создания и обеспечения услуг. [ 8 ]

Такая система обусловлена рядом причин, среди которых можно выявить несколько основополагающих, а именно:

Независимо от функциональной дифференциации для всех учреждений культурно-досугового типа характерен перечень основополагающих видов деятельности, вокруг которых будут складываться специфические, характерные для конкретного вида и группы по оплате труда.

Основополагающими видами деятельности являются:

2.2. Архитектурные особенности домов культуры

В середине 20-х общественные учреждения постепенно начинают возводиться по типовым проектам. В одной Москве по проектам Константина Мельникова появилось целых пять клубов: имени Русакова, Фрунзе, Горького, а также «Каучук» и «Буревестник». Мельников рассматривал рабочий клуб как принципиально новый тип здания, который воплотил бы в себе идеи мирного социалистического строительства и культурного досуга. [13]

Здание Дома культуры имени Русакова является всемирно известным памятником архитектуры советского авангарда, отличается уникальной пространственной композицией, запоминающимся художественным образом и новаторскими конструктивными решениями. [ 24 ]

Рис. 7. Клуб имени Русакова

Рис. 8. Дом культуры имени Горького

Рис. 9. Дом культуры «Каучук»

Рис. 10 Дом культуры «Буревестник»

Одним из наиболее типичных проявлений конструктивистского стиля можно считать Дворец культуры московского автозавода им. Лихачева (1930—1934). Само это здание характеризуется обширными застекленными поверхностями, не менее огромными плоскостями при полном отсутствии украшений, динамичностью композиции и свободным сочетанием в ней различных объемов. [13]

Рис. 11. Дворец культуры московского автозавода им. Лихачева.

Рис. 12. Дворец съездов

В союзных республиках, особенно удаленных от центра на значительное расстояние, находящихся в Средней Азии, архитектура хоть и развивалась по схожим принципам, но сохраняла национальное своеобразие и колорит, в ней просматривается верность органическим формам. Таковы Дворец Искусства в Ташкенте, фасад Управления Каракумстроя в Ашхабаде, Дворец художественных выставок в Вильнюсе. [13]

Рис. 13. Дворец Искусства в Ташкенте

Рис. 14. Дворец художественных выставок в Вильнюсе

Рис. 15. Дом культуры мира в Берлине

Специфические особенности многих новых конструкций — активно воздействовать на объемную композиционную структуру сооружения, их конструктивные, тектонические характеристики, их широкие возможности удовлетворять конкретным функциональным задачам — все это требует внимательного анализа и учета в практической совместной работе архитектора и инженера при комплексном решении архитектурных и строительных проблем в сооружении. [13]

Вывод: В этой главе были изучены типологические и архитектурные особенности домов культуры, а так же классификации домов культуры и их функции.

Глава III . Особенности проектирования дома культуры

3.1. Строительные нормы и технические условия проектирования зданий дома культуры

При проектировании дома культуры необходимо предусмотреть объемно-планировочные, конструктивные и инженерно-технические решения в соответствии с [6], [7], СП 1.13130.2009 [27], СП 59.13330 [28], 136.13330 [29], СП 140.13330 [30], СП 6.13130 [31], СП 7.13130 [32], СП 29.13330 [33], СП 2.13130.2012 [34], СП 1.13130 [35], и других нормативных документов в области пожарной безопасности СП 2.13130.2012 [36], СП 1.13130 [37], СП 2.13130 [38], СП 3.13130 [39], СП 4.13130 [40], СП 5.13130 [41].

3.1.1. Требования к земельным участкам для дома культуры

Здания клубов рекомендуется располагать на самостоятельных участках, примыкающих к площадям и магистральным улицам. [5]

Не допускается расположение клубов вблизи железнодорожных путей, линий метро открытых или с мелким заложением и других источников шума, а также вблизи помещений для скота и других помещений с вредными выделениями. [5]

Размещение участка клуба должно отвечать условиям удобной и по возможности равной доступности для населения и эвакуации посетителей без создания помех общегородскому движению. Участок клуба должен быть удобно связан с городскими магистральными улицами с массовым пассажирским транспортом и иметь въезд со стороны улицы или площади. [5]

Сцена, которая вдохновляет: 19 крутых идей оформления event-пространства

Вы ищете идеи для оформления сцены для очередной конференции или корпоративного мероприятия? Вам крупно повезло! В этой подборке вы найдете самые яркие идеи со всего мира. Просто прокрутите страничку и найдите подходящий для себя вариант.

IBM Impact Conference

Для такого масштабного мероприятия понадобилась грандиозная сцена, ведь на нем собралось целых 1 800 участников. Благодаря динамично меняющемуся видеоряду и работе художников по свету получился настоящий мультемедийный перфоманс.

AT&T Developer Summit

Последовательность и логичность стали отличительной чертой в дизайне сцены на саммите. Это видно по классической изогнутой форме помоста, оформлению заднего фона и потолка. Композицию дополняет правильно подобранная цветовая гамма, не перегружающая общее восприятие мероприятия.

Forbes Women’s Summit


Одна из панельных дискуссий на женском форуме прошла на сцене, оформленной в уютном, напоминающем деревенский, стиле с использованием эко-мотивов в сочетании с удобной современной мебелью. Обратите внимание на приглушенное освещение, создающее атмосферу спокойствия и умиротворенности. Сложно назвать этот дизайн высокотехнологичным, тем не менее, организаторам удалось создать настроение.

Пресс-конференция на Sony E3 2012

Огромная сцена с экранами разного размера создает фантастическое впечатление, при этом выгодно подчеркивая находящегося на сцене спикера. Безусловно, речь идет о достаточно крупном бюджете, но некоторые дизайнерские приемы можно с успехом использовать и на небольшом мероприятии.

RECon Asia Pacific Conference 2017


Дизайн этой сцены достаточно обычный: большой баннер с логотипом конференции по центру и два экрана по бокам для отображения контента. Весь акцент переносится на освещение. С помощью световых эффектов организаторы передавали настроение, используя для каждой части программы особенное освещение.

ICA (International Cotton Association) Trade Event 2016

MariaDB 17 Tech Conference


Pivot Summit

Дизайн сцены для технологической конференции, проводящийся ежегодно в Джилонге, Австралия, прекрасный пример разнообразия цвета и форм. Декорации, напоминающие молекулярную сетку, объемный логотип, широкий экран и эффектное освещение оживляют сцену, подчеркивая технологичность и динамичность мероприятия.

Из ничего создаем красоту. Как украсить сцену, если нет денег и материалов

Красочное оформление сцены к празднику для нас самое главное. Потому что оно играет важную роль при проведении мероприятия любого формата. И от того, насколько качественно и ярко будет оформлена фотозона или сцена, будет зависеть не только настроение гостей и но и общая атмосфера праздника, а потом и качество фотографий.

Мы любим, чтобы было ярко, красиво, стильно, и, конечно, в тему. Раньше, такого внимания мы оформлению не придавали. Ни опыта не было, ни средств. Сейчас есть опыт, накоплен материал, но средств по-прежнему не хватает, но из того, что у нас накопилось за 10 лет, мы можем сделать конфетку к любому мероприятию.

Помню наш первый отчетный концерт, когда мы замахнулись на тему "Голливуд". Идея принадлежала моей сестре Ольге. А всего-то использовали 1 рулон "золотой" самоклейки. Но это было необычно, ярко и празднично.

качество фото плохое, но здесь можно узнать наше семейное трио. качество фото плохое, но здесь можно узнать наше семейное трио.

А когда нам в ДК дали видеопроекционную систему, стало еще легче жить. Можно просто поставить тематическую картинку на экран и готово. Хотелось бы, конечно, экран побольше, чтобы не смотрелся заплаткой, но спасибо нашей культуре и за это.

Лет 6 назад купили мы на личные деньги цветной принтер с НПЧ - очень удобная вещь, служит до сих пор. Так вот на этом принтере мы распечатываем любое оформление, какое нам только понравится: афиши, баннеры, огромные фигуры (например деда Мороза, больше человеческого роста), заменяем передник сцены по сезону. А все началось с того, что этот "передник" пришел в негодность, а просто крашеный, он выглядит непривлекательным.

просто крашеный передник просто крашеный передник

Бумаги и краски уходит много, но слава Богу, их культура нам выдает. Затем, получившееся полотно мы "ламинируем", чтобы прослужило долго. Почему в кавычках? Потому что ламинируем сами, скотчем, в среднем уходит 2 рулона. Зато какая красота, разнообразие и в разы дешевле, чем если бы мы такой баннер заказали.

Одежда Сцены, которая завораживает взгляды

Отправляясь в театр, мы планируем насладиться завораживающим действием, подготовленным для нас талантливыми актёрами, танцорами и музыкантами. И первая именитая артистка, которую знают все без исключения, встречает зрителей ещё до начала спектакля в зале. Вы тоже её знаете. Имя этой красавицы Сцена!

Смоленская областная филармония – одежда сцены от "Узоры Текстиль" Смоленская областная филармония – одежда сцены от "Узоры Текстиль"

Именно она под лёгкие звуки музыки безмолвно настраивает на прекрасное медленно собирающихся гостей, а те не могут отвести от неё глаз. И нет смысла сопротивляться. Вас околдовывают. Взгляд прикован к пышному одеянию и хочется всматриваться в каждый элемент, в каждую складочку и орнамент.

Да! Мы изучаем мельчайшие детали, чувствуя, что попали под каблук к этой таинственной даме! Вам знакомы подобные ощущения? Театры, оперы, концертные залы, дома культуры – везде есть сцена, чей внешний облик всегда разный, ведь он должен соответствовать настроению предстоящего мероприятия!

Ну а после его окончания ещё долгое время публика обсуждает декорации, оформление и всевозможные технологические фишки не меньше, чем режиссёрскую работу.

Какой должна быть одежда молчаливой актрисы по имени Сцена

Главная её задача – утаить от глаз зрителей осветительные приборы и рабочие механизмы с множеством балок, труб, перекладин, держателей и прочих штучек, разбираясь в которых легко заблудиться.

Вывешивание занавеса ДК "Заднепровье" – одежда сцены от "Узоры Текстиль" Вывешивание занавеса ДК "Заднепровье" – одежда сцены от "Узоры Текстиль"

Одним словом, одежда должна спрятать всё непривлекательное, но важное, ведь это заставляет Сцену жить.

Люди в велюровых креслах пришли за чудом и эмоциями, поэтому им нужно видеть только то, что можно. А это – нарядное платье Сцены!

Оформление тканями – традиция давняя

Но всё же она младше истории самой сцены. Например, в античных театрах площадка для выступлений была круглой, поэтому о занавесах там и не задумывались.

А вот в Индии ткань использовали с целью имитации природных стихий. Чуть позже (в средние века) лёгкие материалы применяли для того, чтобы спрятать персонажей, которые в нужный момент неожиданно выскакивали к публике. Во времена Шекспира тряпичное подобие занавеса спускали с балкона над сценой.

Первые модели, похожие на те, что привычны нам, изобрели итальянцы XVI века. Они применили передний занавес.

А в XVII веке уже вовсю начали сооружать каркасы и коробки с нехитрыми механизмами, отвечающими за подъём и раздвигание конструкции. Расписывали их знаменитые художники того времени. Это были шикарные пейзажи, мифологические или аллегорические сюжеты. По сей день театральный занавес подтверждает свою функциональность.

Он выступает в качестве декора и создаёт торжественную атмосферу!
Он интригует до последнего момента!
Он привлекает и удерживает внимание зрителей!

Каких только занавесов не придумали

Их больше десятка. Вот некоторые. Антрактно-раздвижной обычно называют «греческим», поскольку он состоит из двух половин и при синхронном раздвигании напоминает крылья.

Антрактно-раздвижной занавес Антрактно-раздвижной занавес

Подъемно-опускной чаще называют «немецким». Он представляет собой цельное полотно, закреплённое на верхней горизонтальной или изогнутой вертикально балке.

Подъёмно-опускной занавес Подъёмно-опускной занавес

Итальянский «императорский» занавес открывается к верхним углам, приподнимаясь к просцениуму.

Итальянский занавес Итальянский занавес

А драпированный австрийский поднимается за несколько точек, образовывая кривую линию.

Австрийский занавес Австрийский занавес

Определённую схожесть с ним имеет венецианский тип, но его нижняя часть поднимается на разную высоту, создавая фигурный нижний контур.

Венецианский занавес Венецианский занавес

Некоторую схожесть имеет римский вариант, однако в опущенном состоянии ни вертикальных, ни горизонтальных складок не будет.

Римский занавес Римский занавес

Французский занавес тоже оригинален. Несущая балка поднимает и раздвигает его к внешним верхним углам.

Французский занавес Французский занавес

Существуют и другие виды, о которых в процессе создания эскиза рассказывают дизайнеры .

Тканевый ассортимент для занавесов

Он настолько велик, что режиссеры, художники и дизайнеры могут создавать гениальные проекты.

Воздушная вуаль прекрасно пропускает свет, не требует особого внимания в уходе, не линяет, поэтому пользуется спросом. Средний по плотности габардин с матовой поверхностью и высокой прочностью прекрасно держит форму и не деформируется. А мягкий бархат и шенил безупречно ложатся в фактурные складки, создавая торжественную атмосферу и одновременно не отвлекая внимание от происходящего на сцене.

Выбор тканей для сценических занавесов в "Узоры Текстиль" Выбор тканей для сценических занавесов в "Узоры Текстиль"

Ткань блэкаут из полиэфира не только блокирует дневной и искусственный свет, но и поглощает шумы. А органза и атлас добавят много необычного блеска. В числе традиционных цветов бордовый и чёрный, синий и изумрудный, благородный золотой, а также все оттенки серого и коричневого.

Пожарная безопасность – одно из главных требований, предъявляемых к одежде для сцены.

В случае возгорания материалы должны образовывать минимум дыма и быть нетоксичными. Негорючие нити и специальная пропитка, используемая производителями, никак не вредят декоративным свойствам ткани.

Основные элементы одежда сцены

Для декорирования сцены используется несколько видов портьер, на каждом из которых лежит своя функция.

Арлекины называют «изюминкой», поскольку они создают настроение и изготавливаются из блестящих тканей или бахромы. Это мягкое продолжение зала, соединяющие его со сценической частью. В качестве украшения выступает вышивка, аппликации и кисти.

Смоленская областная филармония – аппликации и вышивка от "Узоры Текстиль" Смоленская областная филармония – аппликации и вышивка от "Узоры Текстиль"

Кулисы делят сцену на несколько частей, называемых планами, и вывешиваются на противоположных сторонах сцены, а у верхнего основания своё место занимают падуги, закрывающие потолок и находящееся там оборудование. Эти два элемента визуально создают иллюзию глубины. А задники – те самые портьеры, которые выполняют роль фона для сценического действия. Они же скрывают от зрителей всё происходящее в дальнем закулисье.

С чего начинается работа по созданию одежды сцены

Для начала снимаются размеры. Учитывается видимая часть, её ширина и высота. Чтобы правильно рассчитать количество планов для кулис и падуг, изучается глубина сцены. Также следует учесть высоту крепления тросов и ширину внутрисценического пространства.

Вторым важным этапом будет определение слепой части сцены, которую не видно из зала. А чтобы раздвижной механизм занавеса работал безупречно, необходимо определить длину его дороги и высоту всех креплений.

После за дело берутся создающие эскиз дизайнеры и мастера, золотые руки которых превратят его в настоящую одежду!

Как выглядит современный сельский Дом Культуры

Многие из существующих ДК вступают в различные программы, при помощи которых закупают необходимое оборудование. Вот пример того, как выглядит один из модельных домов культуры в небольшом селе с количеством жителей чуть более 1000 человек.

Детский танцевальный коллектив во время одного из выступлений. Детский танцевальный коллектив во время одного из выступлений.

Поговорим чуть более подробно: здание обычно двухэтажное, еще советских времен постройки с большим залом на 150-200 мест. Напомню, что фотографии из ДК села, жителей в котором совсем немного. Заняты эти жители в основном в торговле, частном сельском хозяйстве и, естественно, работают в муниципальных учреждениях.

народный вокальный коллектив народный вокальный коллектив

Оборудование в таких Домах Культуры в большинстве своем современное, но его не хватает. Существуют различные коллективы: чаще всего детские танцевальные (хореографические), возрастные (народные вокальные ансамбли). А вот трудоспособное население привлечь к самодеятельному творчеству-большая проблема. Контингент зрителей в основном такой же, как и выступающих: дети и пожилые люди.

В сельских ДК чаще всего есть отдельный хореографический зал, для занятий танцами, гримерки, зал для дискотеки, холл и зрительный зал, кабинеты сотрудников. Кстати в последнее время всё больше людей, работающих в Домах культуры на селе имеют дополнительное профессиональное образование, которое получили дистанционно. Хорошо это или плохо и даёт ли что-то кроме корочки-вопрос спорный. Лишь немногие действительно выезжают в крупные города для того чтобы получить профессию. А вот молодежи среди работников почти нет. Средний возраст культработника на селе 45-50 лет.

Конкурсанты с дипломами на сцене. Конкурсанты с дипломами на сцене.

Но есть и такие малоудачливые ДК, у которых нет даже нормального здания для осуществления своей деятельности: проведения концертов, мероприятий, организации кружков и клубов по интересам.

Сельский сход граждан в местном ДК Сельский сход граждан в местном ДК

Почему так получается? Всё зависит в первую очередь от глав поселений, именно от них зависит: вступит село в программу по строительству, капитальному ремонту или оснащению оборудованием. Иногда такой процесс затягивается на годы. Например в нашем селе (около 2000 жителей) нормальный ДК не могут построить уже более пяти лет. Предыдущее здание, построенное еще в Советском союзе сгорело. И пока мы стараемся справляться своими силами: красим, рисуем, заказываем вывеску, чтобы хоть как-то облагородить родной Дом Культуры, в котором нам работать и принимать жителей.

Центральный вход и фасад Центральный вход и фасад

Всё не так плохо- скажете вы, есть ведь совсем забытые села, в которых и этого нет. И вы отчасти правы, но ведь во многом всё зависит и от самих жителей. Площадку для какого-то мероприятия можно найти или организовать самим, было бы желание.

мероприятие, проведенное сотрудниками ДК в актовом зале местной школы. мероприятие, проведенное сотрудниками ДК в актовом зале местной школы.

Что я хотел этим сказать: культура на селе живет. Не процветает конечно, есть проблемы, но живёт. И государство нам в этом помогает: строит, покупает, выделяет деньги и поддерживает. А вот сумеет ли село такую поддержку получить, зависит только от самих жителей.

Большое спасибо за то, что прочитали, если есть вопросы-задавайте. В следующих статьях расскажу о средней зарплате, о том как финансируется сельская культура, для чего она вообще нужна (это тем, кому не понятно) и как живет.

Читайте также: