Декоративная композиция прорезные рисунки с печатных досок 2 класс изо

Обновлено: 02.07.2024

Урок 16. Печатный пряник с ярмарки

Мастеров, кто делал пряники, называли «пряничниками».

Виды пряников

Пряники были печатные, лепные и вырезные.

Самый древний вид пряников -лепной.

Ещё один вид пряников - вырезной или силуэтный. Самые замечательные силуэтные пряники под названием "козули" выпекали и выпекают до сих пор в Архангельске.

Самый распространённый - печатный пряник. Изготавливался с помощью пряничной доски.

Традиционными были образы животных и особенно коня и птицы. Конь являлся символом солнца, птица – символом весны, образом души.

Пряники

Рассмотрите пряники, к какому виду они относится?

Рисование печатного пряника

Вам понадобятся следующие материалы по выбору: кисть, бумага (можно тонированную), карандаш, перо, тушь, фломастеры.

Повторите за мастером понравившийся традиционный рисунок с пряничной доски.

Выберите одно из традиционных резных изображений: птицы, кони, рыбы.

Расположите рисунок на доске, чтобы он занимал большую часть.

Сочините эскиз своей резной доски для печатного пряника. Тщательно выполните декоративные детали-прорезки (штрихи) в украшении фигурного пряника.

НАШИ ПАРТНЁРЫ

Минпросвещения России
Российское образование
Рособрнадзор
Русское географическое общество
Российское военно-историческое общество
Президентская бибилиотека

в разработке в разработке

© Государственная образовательная платформа «Российская электронная школа»

Урок 16. Печатный пряник с ярмарки

Мастеров, кто делал пряники, называли «пряничниками».

Виды пряников

Пряники были печатные, лепные и вырезные.

Самый древний вид пряников -лепной.

Ещё один вид пряников - вырезной или силуэтный. Самые замечательные силуэтные пряники под названием "козули" выпекали и выпекают до сих пор в Архангельске.

Самый распространённый - печатный пряник. Изготавливался с помощью пряничной доски.

Традиционными были образы животных и особенно коня и птицы. Конь являлся символом солнца, птица – символом весны, образом души.

Пряники

Рассмотрите пряники, к какому виду они относится?

Рисование печатного пряника

Вам понадобятся следующие материалы по выбору: кисть, бумага (можно тонированную), карандаш, перо, тушь, фломастеры.

Повторите за мастером понравившийся традиционный рисунок с пряничной доски.

Выберите одно из традиционных резных изображений: птицы, кони, рыбы.

Расположите рисунок на доске, чтобы он занимал большую часть.

Сочините эскиз своей резной доски для печатного пряника. Тщательно выполните декоративные детали-прорезки (штрихи) в украшении фигурного пряника.

НАШИ ПАРТНЁРЫ

Минпросвещения России
Российское образование
Рособрнадзор
Русское географическое общество
Российское военно-историческое общество
Президентская бибилиотека

в разработке в разработке

© Государственная образовательная платформа «Российская электронная школа»

Урок 16. Печатный пряник с ярмарки

Народный промысел; ярмарка; подарок; сувенир; пряник; лепной пряник; вырезной (силуэтный) пряник; печатный пряник; печатная доска; глазурь; пряничник; стилизация; символ; орнамент; традиции; обряд; козуля.

Термины и понятия

Народный промысел - форма народного творчества, в которой отчётливо прослеживаются русские традиционные нравы, зародившиеся много веков назад.

Обряд - совокупность действий стереотипного характера, которой присуще символическое значение.

Орнамент – это узор, построенный на чередовании в определённом порядке каких- либо декоративных элементов.

Пряник — мучное кондитерское изделие, выпекаемое из специального теста; для вкуса могут добавляться мёд, орехи, изюм, фруктовое или ягодное повидло, пряности. Пряники были печатные, лепные и вырезные.

Стилизация – это декоративное обобщение и подчёркивание особенностей формы предмета.

Традиция — исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение навыки, правила, обычаи.

Ярмарка — регулярно устраиваемый в одном месте и в одно время большой торг с увеселениями, развлечениями.

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

Жизнь наших предков была тесно связана с обычаями и обрядами, с природой и трудом. Эти добрые времена утверждали и оставляли после себя добрые традиции. Об одной из них и поговорим сегодня.

Пряники изготавливали на Руси с древнейших времён. Первые пряники на Руси, назывались “медовым хлебом”.

Как вы думаете, в будни или праздники россияне угощались пряниками?

Это было конечно праздничное угощение. Пряники дарили ко дню рождения, в знак уважения и любви. Мастеров, кто делал пряники, называли «пряничниками».

В каждой местности выпекали свои пряники по традиционным рецептам, а секреты изготовления передавались из поколения в поколение.

Особенно славились пряничным производством в России города Архангельск, Тула, Тверь, Городец, Москва.

Технология пряничного производства была разнообразной. Пряники были печатные, лепные и вырезные.

Самый древний вид пряников -лепной- он пришёл к нам из языческой Руси. Пряники лепили руками. Здесь были самые традиционные персонажи - конь, олень, коровка, коза, тетёрка, утица. По сути дела, каждый лепной пряник - своеобразная миниатюрная декоративная скульптура.

Ещё один вид пряников - вырезной или силуэтный. Вырезные пряники делались при помощи металлических форм или ножом обводя их контур. Эти пряники, обычно сделанные из тёмного медового теста, обильно украшались затейливыми узорами из белой и цветной сахарной глазури.

Самые замечательные силуэтные пряники под названием "козули" выпекали и выпекают до сих пор в Архангельске. Красочные пряники в виде птиц, животных, рыб пеклись к новогоднему празднику. Такими пряниками не только угощали детвору, но и украшали праздничную ёлку.

Самый распространённый - печатный пряник. Изготавливался он с помощью пряничной доски, сделанной из дерева твёрдой породы. Внутрь доски накладывалась на тесто, и изображение отпечатывалось на нем.

Пряники могли быть любой формы: фигурные, круглые или прямоугольные, размером от нескольких сантиметров до метра. Все это зависело от назначения пряника. Сюжеты пряничных досок были очень разнообразны, часто в них были вырезаны и надписи: "Ешь на здоровье'", "От всего сердца", "Кого люблю - тому дарю". Доски имели замысловатые прорезные рисунки.

Темы изобразительных сюжетов были самые разнообразные:

• с изображениями древних образов.

Традиционными были образы животных и особенно коня и птицы. Конь являлся символом солнца, птица – символом весны, образом души.

Самыми известными считаются тульские печатные пряники, но и в таких городах России не забыли пряничное производство: Покров, Тула, Вязьма, Архангельск, Городец.

Пряники, как любые изделия в народном декоративно-прикладном искусстве создаются, как правило, на основе стилизации реальных природных форм: ёлочка, цветок, птичка, человек или животное. Давайте вспомним, что такое стилизация формы предмета. Стилизация – это декоративное обобщение и подчёркивание особенностей формы предмета.

Почему так нарядно украшались пряники? Это связано с тем, что им отводилась важная роль в обрядах. Свадьба, переезд в новый дом, рождение детей, народные гуляния – всё это имело тесную связь нарядными печатными пряниками. Пряники были обязательным украшением стола любого торжества, их выставляли в окна, ими щедро одаривали колядующих, особенно детей.

В сюжетах городских пряников смешались мотивы языческой мифологии и картинки русской жизни.

Стратегия выполнения задания:

1. Внимательно прочитайте вопрос, уловите его общее содержание, смысловую нагрузку, логику, последовательность.

2. Попробуйте обосновать фактами из изученного вами конспекта урока, объяснить и подтвердить каждую позицию знаниями.

3. Затем запишите верный ответ и проверьте себя.

Разбор типового тренировочного задания:

Соедините изображение печатных досок с названием «Пряничные доски», а изображение печатных пряников с названием «Печатные пряники».


Разбор типового контрольного задания:

Разгадайте ребус. Этот город славится своими печатными пряниками.


Правильный ответ: Тула.

Список обязательной и дополнительной литературы для углублённого изучения темы:

Авторские программы по изобразительному искусству:

Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Г. А. Поровская, А. Н. Щирова, Н. Р. Макарова, Е. В. Алексеенко. Изобразительное искусство. Рабочая программа для 1—4 классов общеобразовательной школы.

Обязательная литература:

Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. Изобразительное искусство 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций/ Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. М.: Просвещение, 2018. 175 с.

Дополнительная литература:

Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В., Макарова Н. Р. и др. Изобразительное искусство. 2 класс: творческая тетрадь. М.: Просвещение, 2018. 64 с.

Урок изобразительного искусства в 2 классе по программе Т. Я. Шпикаловой УМК "Перспектива" на тему: " Печатный пряник с ярмарки"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 2 класс) на тему

Кочергина Ирина Павловна

Педагогические цели: способствовать ознакомлению с искусством мастеров-резчиков пряничных досок, расширению представления учащихся о характере творческой деятельности мастера, воспитанию у них бережного отношения к народному искусству и его создателям; создать условия для развития у детей потребности в творчестве, формирования художественно-графических умений в передаче декоративного образа (сказочных птиц, рыб, животных и т. п.) в технике графического рисунка для пряничной доски.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: в познавательной сфере – воспринимают и характеризуют художественные образы, представленные в произведениях искусства, их специфику; различают виды художественной деятельности; приобретают практические навыки и умения в изобразительной деятельности; в ценностно-эстетической сфере – эмоционально оценивают шедевры русского и мирового искусства; овладевают художественным (эстетическим) вкусом; видят и понимают проявления художественной культуры вокруг; в коммуникативной сфере – умеют обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности; в эстетической деятельности – проявляют интерес к искусству, художественным традициям своего народа; в трудовой сфере – используют различные материалы и техники для передачи замысла в собственной художественной деятельности.

Личные: осуществляют толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; овладевают навыками самостоятельной работы в процессе выполнения художественно-творческих заданий; стремятся использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.

Метапредметные: учатся видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни; проявляют желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства; активно используют язык изобразительного искусства и различные художественные материалы для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир, родной язык и др.); имеют мотивацию, организовывают самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирают средства для реализации художественного замысла; овладевают художественной интуицией и памятью.

Тип урока: формирование новых знаний (урок-повтор и импровизация).

Форма урока: комбинированный.

Вид занятия: декоративная композиция по мотивам резной пряничной доски.

Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный, практический, творческий; фронтальная, индивидуальная.

Основные понятия и термины: декоративный образ, мастер-резчик, пряничная доска.

Оборудование: цветные карандаши, тушь или фломастеры.

Образовательные ресурсы: презентация «Пряники печатные».

Зрительный ряд: А. Васнецов «Новгородский торг», Б. Кустодиев «Ярмарка», «Ярмарка в деревне», репродукции, фотоматериалы, слайды с изображением пряников из музейных коллекций.

Литературный ряд: стихотворения о ярмарке.

I. Мотивирование учебной деятельности (организационный момент).

Проверка готовности учащихся к уроку, приветствие учащихся:

Прозвенел и смолк звонок,

Тихо девочки за парту сели,

Тихо мальчики за парту сели.

На меня все посмотрели

И работать захотели.

II. Постановка учебной задачи.

- Сегодня утром в лицей пришло письмо от одного мальчика, который нас зовет в гости. Посмотрите на него. Кто это? Вы его узнаете? (Скоморох)

-А хотите узнать, что в этом письме? Внимательно прослушайте, куда же вас зовет наш гость?

Сообщаем вам заранее:

Приглашаем, бьем челом,

Всех на ярмарку зовем!

Ждут гостей уже с утра!

Взглянуть на них хотите?

Вслед за нами поспешите!»

-Итак, куда же зовет наш гость? (На ярмарку)

-Что такое ярмарка? (Это праздник, на котором проходит торговля)

III. Усвоение новых знаний и способов действий.

1. Беседа «Гостинец с весенней ярмарки – печатный пряник».

-Как Вы думаете, почему нас позвали на ярмарку? (на улице весна)

Весенние ярмарки считались большими праздниками.

В русских городах и больших торговых сёлах шумели, галдели, зазывали своим товаром весёлые ярмарки.

– Как вы думаете, что делает ярмарку праздничной, шумной, яркой, нарядной, звонкой?

К ярмаркам готовились, их с нетерпением ждали всяк по-своему. Одни – товар продать, другие – купить обновку, третьи – балаганные представления посмотреть.

- Что продавали на ярмарке в старину? (….)

Рассмотрите картинки, которые помогут вам ответить на этот вопрос .

- А как вы думаете, что с ярмарки ждали дети? Я помогу вам, загадаю загадку, она поможет вам ответить на этот вопрос и подскажет вам тему нашего урока.

Сладкие и мятные.

Сверху мы в глазурном глянце,

Словно в радостном румянце.

Испечен он в печке жаркой

Из муки. Сам вкусный, сладкий

Мягкий, ароматный, пряный-

Правильно, детвора ждала с ярмарки гостинец – вкусный, ароматный печатный пряник. О нем мы с вами сегодня и поговорим. Вы удивлены? Не удивляйтесь, ведь те старинные пряники – настоящее произведение искусства.

Пряник со времени своего появления прошел очень длинный путь. Его возникновение неразрывно связано с таким величайшим открытием человечества, как хлеб, который появился очень давно. С тех пор как люди научились выпекать из зерновой каши пресные лепешки, хлеб стал для них не только пищей насущной, но и основой жизни, культуры, религии.

Известно, что пряники в Туле пекли еще в 1685 году и продавали мятные, медовые и «печатные» пряники, украшенные затейливыми узорами.

- А как их делали, почему их называли «Печатными», и почему пряник называется «Пряником», вы узнаете просмотрев небольшое видео. Будьте внимательны, после просмотра вам предстоит ответить на мои вопросы.

Просмотр видео «Пряник».

-Для чего в старину делали пряники? (подарок на свадьбу и другие торжественные мероприятия)

-Какого веса были самые большие пряники? (Не меньше пуда – это чуть больше 16 кг)

-Какой они были длины?(Не меньше метра)

По своим размерам пряники могли быть самыми разнообразными: маленькими или огромными, которые даже не помещались на телеге. Такие гигантские изделия считали праздничными. Особые пряники пекли «в почесть», «в знак чести». Длина их была до одного метра. На них нередко указывали имя человека, которому преподносили подарок.

- Какой формы были пряники?

Пряники делались самой разной формы – фигурные, круглые, но чаще всего квадратные или прямоугольные, размером от нескольких сантиметров до метра и более, а вес их иногда измерялся пудами. Все это зависело от назначения пряника.

- Что значит печатный пряник?

- Какое дерево подойдет для изготовления пряничной доски? (береза или груша)

-Чем вырезают узоры на доске?(ножами)

-Чтобы не прилипало тесто, куда опускают готовую деревянную форму? (В растительное масло)

-Почему пряник называется пряником?

-Чем украшали готовый испеченный пряник? (глазурью)

Пряники делали праздничный стол нарядным.

Мы с вами выяснили, что печатные пряники печатали на тесте деревянными формами – так называемыми пряничными досками . Рассмотрите в учебнике старинные пряничные доски. (учебник, с. 146, 147, 149).

- Какие узоры, фигуры вырезались на этих досках?

Доски имели замысловатые прорезные рисунки. Была и своя мода на рисунок. Пекари соревновались друг с другом в изобретательности, выдумывая самые невероятные рисунки, заказывали их резчикам.

Новый рисунок ценился дорого, однако популярностью пользовались и традиционные мотивы: двуглавый орел, сказочные терема, райские птицы, львы и барсы. А были еще и «грошевики» – дешевые, небольшие по размеру и с незатейливым рисунком.

Темы изобразительных сюжетов были самые разнообразные:

• с изображениями древних образов.

Традиционными были образы животных и особенно коня и птицы.

Конь являлся символом солнца, птица – символом весны, образом души. На старинных пряничных досках можно увидеть изображения львов, барсов, петухов, птицы-павы с веерообразно развернутым хвостом, лебедя, часто встречается птица с оглядкой (с обращенной назад головой), птица сирин с человеческой головой в короне, сказочные животные и птицы, цветы, орнаменты, терема и фигуры людей. Распространены были пряничные доски, изображавшие всадника на коне, гусара, барышню.

– Для детей выпекали фигурные пряники. Кого только не изображали на них: сказочных птиц, львов, рыб, домашних животных, пароходы и даже алфавит! Фигурный пряник – предмет художественного творчества.

– Посмотрите на резчика (учебник, с. 146) , который вырезает пряничную доску. Что можно сказать о его работе?

2. Формирование практических умений.

-Я хочу вам напомнить, что в начале урока нас скоморох пригласил на ярмарку. Кроме вкусных пряников, часто на ярмарках продавали пряничные доски.

– Сегодня вам предстоит сочинить эскиз на с. 59 своей резной доски для печатного пряника, который мы выставим на нашей ярмарке для наших гостей. Для работы используйте графические материалы (цветные карандаши или фломастеры).

IV. Итог урока. Рефлексия.

– Сегодня я узнал…

Оцените свою работу на лесенке успеха.

Выставка детских эскизов и конкурс на лучшую детскую резную доску для печатного пряника.

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок изобразительного искусства 2 класс. Тема "Птица Счастья. Народное искусство как часть национальной культуры."

Формирование новых знаний о народном искусстве как части национальной культуры на примере Архангельской щепной птицы счастья- исконно русской игрушкой, украшением избы и оберегом от злых с.


Календарно-тематическое планирование по курсу "Изобразительное искусство" 1 класс; авторы учебника Т. Я. Шпикалова, Л.В. Ершова

Программа "Перспектива". Планирование с УУД, 33 часа.

Конспект урока изобразительного искусства 1 класс Тема: "Вводный урок. Что мы будем рисовать?"

Представляю вашему вниманию конспект урока по теме: "Водный урок. Что мы будем рисовать? " в 1 классе.


Конспект урока + презентация по изобразительному искусству на тему: «Печатный пряник с ярмарки», 2 кл

Тема урока: «Печатный пряник с ярмарки» Тип урока: открытие нового знания Цель: знакомство с историей создания туль.


Рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс по программе Шпикаловой, Ершовой

Программа разработана Поляковой В.А. для работы в 3 классе . Основой для проектирования данной рабочей программы явились:1. Основная образовательная программа.


Урок изобразительного искусства 3 класс. Тема урока: «Изготовление куклы в русском народном костюме в технике бумажная пластика».

Урок изобразительного искусства 3 класс («Школа России» )Тема урока: «Изготовление куклы в русском народном костюме в технике бумажная пластика». Цель урока: способствоват.


Технологическая карта урока изобразительного искусства (2 класс). Тема: Красота природных форм в искусстве графики. Живая природа. УМК "Перспектива"

Цели деятельности учителя: формирование художественно-графических умений в передаче выразительности графической композиции; развитие образного мышления и восприятия красоты окружающего мира и пр.

Презентация к уроку " Печатный пряник с ярмарки" по программе Т. Я. Шпикаловой УМК "Перспектива" "Изобразительное искусство" 2 класс
презентация к уроку по изобразительному искусству (изо, 2 класс) по теме

Кочергина Ирина Павловна

В данной презентации вставлено видео для урока на слайде 10 и видео физминутка на слайде 25.

ВложениеРазмер
k_uroku_pryanik_2_klass.pdf 1.49 МБ
Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


КОНСПЕКТ УРОКА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ ПРОГРАММА Т.Я. ШПИКАЛОВОЙ, Л.В. ЕРШОВОЙ, 2 КЛАСС, «ПЕРСПЕКТИВА» ТЕМА УРОКА: «РАЗНОЦВЕТНЫЕ КРАСКИ ОСЕНИ В СЮЖЕТНОЙ КОМПОЗИЦИИ И НАТЮРМОРТЕ»

Конспект урока по изобразительному искусству Программа Т.Я. Шпикаловой, Л.В. Ершовой, 2 класс, «Перспектива»Тема урока: «РАЗНОЦВЕТНЫЕ КРАСКИ ОСЕНИ В СЮЖЕТНОЙКОМПОЗИЦИИ И НАТЮРМОРТЕ».


Урок изобразительного искусства в 3 классе по программе Т. Я. Шпикаловой УМК "Перспектива" "Зима не лето, в шубу одета. Орнамент народов мира"

Урок изобразительного искусства в 3 классе по программе Т. Я. Шпикаловой УМК "Перспектива" "Зима не лето, в шубу одета. Орнамент народов мира" .


Урок изобразительного искусства в 2 классе по программе Т. Я. Шпикаловой УМК "Перспектива" В мастерской художника Гжели"

Урок изобразительного искусства в 2 классе по программе Т. Я. Шпикаловой УМК "Перспектива" "В мастерской художника Гжели" знакомит учащихся с искусствой гжельских мастеров, учит рисовать о.


Урок изобразительного искусства в 2 классе по программе Т. Я. Шпикаловой УМК "Перспектива" "Путешествие в космос"

Урок изобразительного искусства в 2 классе по программе Т. Я. Шпикаловой УМК "Перспектива" Путешествие в космос" раскрываем учащимся тайны космического пространства, первых космонавтов. Уч.


Урок изобразительного искусства в 3 классе по программе Т. Я. Шпикаловой УМК "Перспектива" "Мезенская роспись"

На данном уроки учащиеся 3 класса знакомятся с народной росписью Севера - Мезенской росписью. Учатся рисовать основные элементы росписи.


Презентация к уроку " Мезенская роспись" по программе Т. Я. Шпикаловой УМК " Перспектива" "Изобразительное искусство" 3 класс

Данная презентация применяется к уроку " Мезенская роспись" 3 класс.


Урок изобразительного искусства в 2 классе по программе Т. Я. Шпикаловой УМК "Перспектива" на тему: " Печатный пряник с ярмарки"

Данный урок изобразительного искусства способствует ознакомлению с искусством мастеров-резчиков пряничных досок, расширяет представления учащихся о характере творческой деятельности мастера, воспитыва.

Конспект урока + презентация по изобразительному искусству на тему: «Печатный пряник с ярмарки», 2 кл
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 2 класс) по теме

Эргерт Анастасия Валерьевна

Цель: знакомство с историей создания тульского пряника; объяснить возможности использования художественных средств выразительности для создания своего варианта рисунка пряника; формирование умения в декоративном рисунке выражать свои зрительные представления об украшении предмета

ВложениеРазмер
tulskiy_pryanik.doc 59 КБ
tulskiy_pryanik.pptx 2.37 МБ

Предварительный просмотр:

Методист : Подгорская Т.А.

Дата урока: 5.12.2015

студент(ки): Кириллова Анастасия, Фахрутдинова Нелля группа: 35

дисциплина: изобразительное искусство

Тема урока: «Печатный пряник с ярмарки» класс:2 № урока

Тип урока: открытие нового знания

Цель: знакомство с историей создания тульского пряника; объяснить возможности использования художественных средств выразительности для создания своего варианта рисунка пряника; формирование умения в декоративном рисунке выражать свои зрительные представления об украшении предмета

личностные: формирование у учащихся ценностных ориентиров в области изобразительного искусства; воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей;

- умение принимать учебную задачу, выполнять практические задания в нужном темпе;

предметные: умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

для учителя: презентация, материалы для пед.показа

  • для учащихся: цветная, тонированная бумага, гуашь, кисти

Словарная работа: ярмарка, гостинец, сувенир, Тульский пряник, печатная доска, глазурь.

Умение сконцентрироваться на работу

2. Мотивационный (повто-рение ранее изученного)

-Вспомните ребята над какой темой мы работали в этой четверти? Кто подзабыл смотрите на доску.( В гостях у солнечного лета).

- Над какой темой работали на прошлом уроке? (Тарарушки из села Полховский Майдан).

-Почему игрушки называются «Тарарушки»?

-Из чего они делались?

-Где они родились?

отвечают на вопросы, оценивают свои знания

умение пользоваться полученной информацией

3. Знакомство с новым материалом

Тарарушки делались всегда весной, на ярмарках. А чем угощали на ярмарках? Блинами, пряниками.

-Сегодня мы с вами познакомимся с Тульским пряником.

Кто из нас не знает Тульского пряника – этого ароматного, вкусного лакомства. Тульский пряник родом из Тулы.

-Для торжественных случаев выпекали пряники по специальным заказам в огромном количестве. Пряники дарили в знак уважения, любви, дружбы, а так же дарили как гостинцы. Но прежде всего пряники – излюбленное лакомство, особенно его, любили дети. Для них делали специальные пряники с изображением птичек, рыбок, петушков.(слайд)

-Чтобы испечь такой пряник, нужна была пряничная доска. Она вырезалась из дерева. На ней были прорезные рисунки. (слайд)

-Еще можно было украшать пряники в ручную глазурью, на нем были изображены такие элементы как: цветы геометрические узоры, сюжеты: город, зверь, птица. Включается надпись «Тула», «сувенир» (слайд).

- Фон мы используем коричневый или бежевых оттенков. А краски глазури могут быть – белая, бело – розовая, голубая, светло – зеленая.

-И выполним один из них.

самостоятельно или с помощью опоры формулируют тему урока, цель

наблюдают за …. , анализируют, аргументируют свое мнение,

под руководством учителя или самостоятельно определяют особенности композиции

умение самостоятельно определять круг учебных задач

умение наблюдать, делать выводы,

умение внимательно следить за материалом, рассуждать, доказывать

4. Педагогический показ

-Дети сейчас мы с вами научимся украшать Тульский пряник. Посмотрите какие виды украшений на нем изображены. (три эскиза на доске)

-Если это птичка, то можно на ней нарисовать глаз, крыло, выделить хвост.

-А вот тут чего-то не хватает, как вы думаете, чего? Вот я беру белую глазури и пишу на нем… (Надпись «Тула»)

- По краям можно нарисовать красивую кайму.

наблюдают и усваивают приёмы и порядок выполнения работы

умение следить и усваивать практические приёмы работы

5. Поста-новка творческой задачи

И так ребята вам сегодня требуется украсить пряник, формы у всех разные. Украшать пряник нужно глазурью таких цветов как белый, бело – розовый, голубой, светло – зеленой. Для того чтобы начать работу вам понадобится хорошее настроение, фантазия и оригинальность мышления.

принимают задачу общую и личную в групповой работе

умение воспринимать задание, мобильно выполнять работу, формирование ответственного творческого отношения к работе

6. Практи-ческая работа учащихся

Индивидуальная работа с учащимся

самостоятельно или с группой выполняют задание

умение общаться в группе.

7. Подве-дение итогов урока

Демонстрационный, обобщающий опрос.

- Итак, ребята, творческая работа завершена!

-Ребята, предоставьте свои работы для выставки.

-Встаньте полукругом для просмотра выставки.

(Выставка работ у доски).

-Сейчас, я прошу вас ознакомиться с тем, что у вас получилось.

Полюбуйтесь, какие забавные пряники у нас получились.

- Как вы думаете, чьи работы отличаются аккуратностью, точно передали орнамент, и выбрали нужный цвет глазури.

Печатный и силуэтный пряник с ярмарки


Ярмарки являли собой живописнейшее зрелище. Пестрая нарядная толпа, разукрашенные балаганы и карусели.

На лотках, в палатках множество разных товаров.

ТОРГОВЫЙ ЗАЗЫВАЛА Все сюда! Все сюда! Всем, всем продаём! По дешёвке отдаём ! 03/26/20

ТОРГОВЫЙ ЗАЗЫВАЛА

Всем, всем продаём!

По дешёвке отдаём !

На ярмарках не только торговали и покупали, но и обязательно веселились , как могли: пели песни, плясали, силой мерялись, ремеслом хвалились, подарки дарили.

На ярмарках не только торговали и покупали, но и обязательно веселились , как могли: пели песни, плясали, силой мерялись, ремеслом хвалились, подарки дарили.

Детвора с ярмарки ждала гостинец – вкусный, ароматный, печатный пряник. Старинные пряники – настоящее произведение искусства. 03/26/20

Детвора с ярмарки ждала гостинец – вкусный, ароматный, печатный пряник.

Старинные пряники – настоящее произведение искусства.

Печатный и силуэтный пряник с ярмарки. Декоративная композиция 03/26/20

Печатный и силуэтный пряник с ярмарки. Декоративная композиция

Упоминание о пряниках можно найти в сказках, былинах, пословицах и поговорках. 03/26/20

Упоминание о пряниках можно найти в сказках, былинах, пословицах и поговорках.

Угадайте из какой сказки? За столом сидит она царицей, Служат ей бояре и дворяне, Наливают ей заморские вина, Заедает она пряником печатным… А.С.Пушкин

Угадайте из какой сказки?

За столом сидит она царицей,

Служат ей бояре и дворяне,

Наливают ей заморские вина,

Заедает она пряником печатным…

"Сказка о рыбаке и рыбке"

А М.В. Добужинский в книге «Петербург моего детства» писал: «Румяные яблочки, мятные вяземские пряники, подвешенные на нитках… - до чего все это было вкусно именно на рождественской елке. 03/26/20

А М.В. Добужинский в книге «Петербург моего детства» писал:

«Румяные яблочки, мятные вяземские пряники, подвешенные на нитках… - до чего все это было вкусно именно на рождественской елке.

Не забыт пряник в народных прибаутках, пословицах, поговорках : О человеке, который не соглашался на соблазнительное предложение говорят: «Его и пряником не заманишь», а о капризном – «ломается, как пряник» «Ничто не облегчает политику кнута, как пряник», «Кнутом и пряником»,

Не забыт пряник в народных прибаутках, пословицах, поговорках :

О человеке, который не соглашался на соблазнительное предложение говорят:

«Его и пряником не заманишь», а о капризном – «ломается, как пряник»

«Ничто не облегчает политику кнута,

«Кнутом и пряником»,

 Пряники медовые, русские, золотые пряники! Пряничные избы, дома, терема, Часы, пастухи, паровозы, рыбы, коровы, медведи и козы, Петухи и чудо-птицы, Вот какие небылицы! 03/26/20

Пряники медовые, русские, золотые пряники! Пряничные избы, дома, терема, Часы, пастухи, паровозы, рыбы, коровы, медведи и козы, Петухи и чудо-птицы, Вот какие небылицы!

Пряник Толковый словарь В.И.Даля: «Пряник – лакомство хлебенное на меду, на патоке, также соложенное тесто с разными пряностями» Толковый словарь С.И.Ожегова и И.Ю.Шведова : «Пряник – сладкое мягкое печенье в виде лепешки или плоской фигурки» 03/26/20

Толковый словарь В.И.Даля:

«Пряник – лакомство хлебенное на меду, на патоке, также соложенное тесто с разными пряностями»

Толковый словарь С.И.Ожегова и И.Ю.Шведова : «Пряник – сладкое мягкое печенье в виде лепешки или плоской фигурки»

03/26/20

Лепной пряник Козули Коза Тетёрка Олень Тетёры или витушки Зайка Коровка 03/26/20

Лепной пряник

Архангельске фигурные вырезные пряники, украшенные цветной сахарной поливой. Архангельские расписные пряники-козули появились на Русском Севере когда населению губернского центра стали доступны сахар и пряности (корица и гвоздика), то есть не раньше XVIII века 03/26/20

Архангельске фигурные вырезные пряники, украшенные цветной сахарной поливой.

Архангельские расписные пряники-козули появились на Русском Севере когда населению губернского центра стали доступны сахар и пряности (корица и гвоздика), то есть не раньше XVIII века

Тульский печатный пряник 03/26/20

Тульский печатный пряник

Хотите узнать: как делают пряники печатные? 03/26/20

Хотите узнать: как делают пряники печатные?

03/26/20

Пряники царские Такие формы, которые повсеместно называли на Руси пряничными досками или

Пряники царские

Такие формы, которые повсеместно называли на Руси пряничными досками или "пряницами”, имели обратный рельеф, или, как его еще называют, контррельеф.

Красота и качество пряника в значительной мере зависели от мастера, изготовившего пряничную доску.

В старину таких умельцев называли “знаменщиками".

Знаменщик — Рисовальщик в России в XVII XVIII вв., создававший оригиналы для фигурных и орнаментальных гравюр, рисунки шрифтов, прописывающий золотом и красками «подносные» экземпляры …

Знаменщик — Рисовальщик в России в XVII XVIII вв., создававший оригиналы для фигурных и орнаментальных гравюр, рисунки шрифтов, прописывающий золотом и красками «подносные» экземпляры …

Мастер Е.И. Однодворцев 03/26/20

Мастер Е.И. Однодворцев

«Без пряника и праздник не праздник» 03/26/20

«Без пряника и праздник не праздник»

Обряды, традиции Пряники пекли на Руси с давних времен, их готовили к праздникам, свадьбам, их продавали на ярмарках. 03/26/20

Обряды, традиции

Пряники пекли на Руси с давних времен, их готовили к праздникам, свадьбам, их продавали на ярмарках.

Печатные изделия не только вкусны, но и являются прекрасным, выразительным национальным сувениром. Они пользуются большой популярностью у иностранных туристов, которые покупают их на память о своем пребывании в России. 03/26/20

Печатные изделия не только вкусны, но и являются прекрасным, выразительным национальным сувениром.

Они пользуются большой популярностью у иностранных туристов, которые покупают их на память о своем пребывании в России.

Символика пряников Пряник – олень -символ мужской мощи, достоинства. Дарили такие пряники преимущественно юношам . Пряник – сердце – символ симпатии, расположения, привязанности, любви. Были пряники и более определенным выражением чувств, например, с такой надписью «Кого люблю, тому дарю». «Точка» на крашеном прянике означала начало начал, семена будущей жизни. «Круг» - это солнце, символ жизни. «Елочка» - символ здоровья. «Барашек» - символ благополучия. 03/26/20

Символика пряников

  • Пряник – олень -символ мужской мощи, достоинства. Дарили такие пряники преимущественно юношам .
  • Пряник – сердце – символ симпатии, расположения, привязанности, любви.
  • Были пряники и более определенным выражением чувств, например, с такой надписью «Кого люблю, тому дарю».
  • «Точка» на крашеном прянике означала начало начал, семена будущей жизни.
  • «Круг» - это солнце, символ жизни.
  • «Елочка» - символ здоровья.
  • «Барашек» - символ благополучия.

03/26/20

Динамическая пауза 03/26/20

Творческое задание: С использованием известных приёмов графического изображения выполнить эскиз Архангельского пряника или резной доски для печатного Тульского пряника, выполненный по мотивам старинных узоров. Графические материалы выбираем согласно замыслу творческой работы . 03/26/20

С использованием известных приёмов графического изображения выполнить эскиз Архангельского пряника

резной доски для печатного

Тульского пряника,

выполненный по мотивам старинных узоров.

Графические материалы выбираем согласно замыслу творческой работы .

Порядок выполнения работы: Выберите вид пряника какой будете рисовать; Расположите рисунок в центре листа и крупно; Орнамент и детали украшения прорисуйте восковыми мелками по карандашному наброску; «Оживка» пряника акварельными красками. 03/26/20

Порядок выполнения работы:

  • Выберите вид пряника какой будете рисовать;
  • Расположите рисунок в центре листа и крупно;
  • Орнамент и детали украшения прорисуйте восковыми мелками по карандашному наброску;
  • «Оживка» пряника акварельными красками.

Искусство пряника — это не доживающая нить прошлого, а живая национальная традиция. 03/26/20

Искусство пряника — это не доживающая нить прошлого, а живая национальная традиция.

Отправляемся на ярмарку

Отправляемся

1. Пряники покрывались сахарной :……….

А) пудрой ; Б) глазурью; В) пастой ; Г) пылью

2. Первые пряники на Руси назывались……

А) лепёшкой; Б) медовым хлебом; В) пряником; Г) хлебом.

3. Мастеров, которые занимались пряничным производством, называли…

А) пекарями; Б) кондитерами; В) пряничниками;

4. Силуэтные пряники под названием «КОЗУЛИ» выпекали и до сих пор выпекают в городе …..

А) Архангельск Б) Тула В) Москва

5. Тульские пряники делают из раскатанного теста с помощью….

А) печатной доски Б) металлической формы В) рук

Домашнее задание: традиционные рецепты приготовления архангельских пряников в глазури лежат у вас на партах, можете забрать их домой и предложить родителям испечь такие чудесные пряники. 03/26/20

Домашнее задание:

традиционные рецепты приготовления архангельских пряников в глазури лежат у вас на партах, можете забрать их домой и предложить родителям испечь такие чудесные пряники.

 Ты и дальше не скучай – приглашаем всех на чай, С пряниками сушками, пышными ватрушками. 03/26/20

Ты и дальше не скучай – приглашаем всех на чай, С пряниками сушками, пышными ватрушками.

Декоративная композиция прорезные рисунки с печатных досок 2 класс изо


Творческая работа: Сочини рисунок для своей пряничной доски.
Вид изобразительной деятельности: Декоративная композиция по мотивам резной пряничной доски (графические материалы).


Основные цели и задачи урока
1. Познакомить второклассников с искусством мастеров-резчиков пряничных досок.
2. Расширять представление учащихся о характере творческой деятельности мастера, воспитывать у них бережное отношение к народному искусству и его создателям.
3. Развивать у детей потребность в творчестве.
4. Формировать у второклассников художественно-графические умения в передаче декоративного образа (сказочных птиц, рыб, животных и т. п.) в технике графического рисунка для пряничной доски.
К уроку дополнительно необходимы репродукции, фотоматериалы, слайды с изображением пряников из музейных коллекций.

Примерный ход урока
1. Чудесные пряничные доски. Работа учащихся по тетради и учебнику).
2. Русский пряник «в почесть» и сладкий подарок детям. Представление второклассников о многообразии искусства мастеров (резчиков и пекарей), связанного с многообразием обрядовой роли пряников в русском быту.
3. Повтор учащимися за мастером рисунка с пряничной доски.
4. Работа второклассников над своим эскизом резной доски для печатного пряника.
5. Итоги: организуем выставку детских эскизов и конкурс на лучшую детскую резную доску для печатного пряника. Напоминаем о связи с последующими уроками художественного труда.

Сообщаем второклассникам о том, что в старину на протяжении веков нарядные печатные пряники были связаны с различными обрядами народной жизни (см. краткий справочный материал).
Не случайно поэтому в украшении резных пряничных досок на протяжении веков проступает преемственность народных вкусов и приемов техники. Мелкоузорную декоративную резьбу в пряничной резной доске отличает удивительная четкость и выразительность.
Пряники делали праздничный стол нарядным. Искусные мастера готовили их по-разному: печатали с резных досок, вырезали с помощью специальных форм, лепили, как игрушки. Пряничную поверхность украшали разноцветной сахарной глазурью, иногда даже золотили. По своим размерам пряники могли быть самыми разнообразными: маленькими или огромными, которые даже не помещались на телеге. Такие гигантские изделия считали праздничными.
Особые пряники пекли «в почесть», «в знак чести». Длина их была до одного метра. На них нередко указывали имя человека, которому преподносили подарок.
Были пряники хоромные, или теремные, на них изображали сказочные терема с шатровыми крышами, птицами.
Для детей выпекали фигурные пряники. Кого только не изображали на них: сказочных птиц, львов, рыб, домашних животных, пароходы и даже алфавит!
При повторе за мастером рисунка с пряничной доски обращаем внимание второклассников на богатство декоративных изображений. Отмечаем, что приемы декоративной резьбы облекают узорным покровом все изображение.
Поэтому перед созданием второклассниками эскиза резной доски напоминаем им о значении декоративного силуэта изображения и о выразительности ритма декоративных углублений.

Краткий справочный материал

О формально-стилистических и иконографических особенностях пряничных досок.

Пряники издавна играли многообразную обрядовую роль в старом русском быту.
Непременной технической принадлежностью как пряничного завода, так и домашнего приготовления пряников служили резные доски, формировавшие — отпечатывавшие — лицевую сторону пряников, которые исстари усвоили себе на этом основании наименование печатных. Пряничные доски всевозможных размеров и разной сложности декоративного убранства изготовлялись из хорошо выделанного материала (береза, груша, ива, липа) мастерами-резчиками, в художественном ремесле которых хранилась длительная преемственность народных вкусов и техники. Соединяя в себе одновременно и технические, и художественные основы широко распространенного промысла, эти оригинальные доски приобрели отличительную четкость и выразительность как в резном мастерстве, так и в декоративных мотивах.

Читайте также: