Бриллиантовая рука миронов в будке

Обновлено: 07.07.2024

"Бриллиантовая рука" - история гея Миронова и спецназовца Папанова

Все эти странности поведения укладываются в невероятно распространенный и привычный ныне образ гея - пижонистого, галантного, хорошо воспитанного, с культурным лоском, но подчеркнуто равнодушного к слабому полу. Можно сказать, что Геннадий Петрович Козодоев - первый гей на советском экране. "Бриллиантовая рука" собрала рекордные для комедии 76 миллионов зрителей - может, советские данники однополой любви еще тогда просекли, что к чему?

Его напарник Лелик, который Папанов - тоже фигура примечательная. Грубиян, жесткий, со специфическими шуточками, но при этом ловко планирующий операцию, с распределением ролей и маршрутов движения, умело обращается с авквалангом, лихо водит машину, без писка сидит холодным вечером в засаде под пихтой возле ресторана "Плакучая ива", умеет вести наблюдение на дальнем расстоянии, умеет маскироваться и менять внешность. Очевидно также, что он психологически готов к любым неожиданным ситуациям. По этим замашкам можно квалифицровать Лелика как отставного (или уволенного во времена "хрущевского сокращения") армии отставного офицера какой-нибудь флотской части специального назначения.

То, что именно офицер, а не мичман какой-нибудь, можно понять хотя бы по тому, как ведет себя Лелик на квартире у Шефа после разбора очередной неудачи. Вылитый наш товарищ майор, объясняющийся в штабе о том, почему плохо прошли стрельбы. Главное - назначить виновного (вытолкнуть вперед безропотного Гешу), главное - придать лицу кисло-расстроенное выражение и в нужный момент подобострастно пролепетать "гениальный план, шеф!". То есть Лелик хорошо знает штабную дисциплину, умеет грамотно обставляться в случае провала.

В финале фильма их ловят. Ну, предполагается, что сажают. Контрабанда в особо крупных размерах - это лет десять минимум. "Бриллиантовая рука" вышла в конце 60-х, то есть можно предположить, что к концу 70-х Лелик и Геша на свободе с чистой совестью.

Ладно, Папанов и Миронов умерли в 87-м (почти одновременно, с разницей в две недели), но ведь можно пофантазировать, чем после отсидки занялись их персонажи, Лелик и Геша? Что, если Лелик до сих пор руководит службой безопасности какого-нибудь маленького банка, а Геша держит художественный тату-салон или работает на телевидении?

Странный момент в «Бриллиантовой руке»

В шедевральной кинокомедии «Бриллиантовая рука» (1968) есть много странных моментов, да и вообще это — фильм в стиле похождений / подвигов Джеймса Бонда, разве что . без самого Бонда. Типичный пример - Анна Сергеевна - девушка Бонда и. никакого 007 поблизости. Меня заинтересовал тот факт, что Геша Kозодоев оказался в дорогостоящем круизном путешествии, не имея для этого ни малейшего шанса.

Меня заинтересовал тот факт, что Геша Kозодоев оказался в дорогостоящем круизном путешествии, не имея для этого ни малейшего шанса. Скриншот. Меня заинтересовал тот факт, что Геша Kозодоев оказался в дорогостоящем круизном путешествии, не имея для этого ни малейшего шанса. Скриншот.

Нет, конечно, деньги у жуликов были, но в те годы человек-ворующий не мог даже открыто жить — вспомним хотя бы героя того же Андрея Миронова из фильма «Берегись автомобиля» (1966), где Семицветов «жил по доверенности», записывая дачи-и-клячи на тестя. Потому как система отслеживала непонятные обогащения и внезапные богатства.

Всё тот же Шеф, дабы приобрести автомашину, был должен провернуть целый спектакль с нахождением якобы-клада, показать это согражданам, изобразить обморок внезапного счастия, . устроить банкет и сообщить миру, что решил купить «Москвич» по совету друзей-товарищей. Спекулянты и воры ходили осторожно, тратили деньги незаметно.

Kто бы его — сомнительного бонвивана мало приличной (с точки зрения советской системы) профессии пустил бы за границу? Скриншот. Kто бы его — сомнительного бонвивана мало приличной (с точки зрения советской системы) профессии пустил бы за границу? Скриншот.

Напомню, что Геша K. — скромнейший служащий провинциального дома моделей. Зарплата у него от 60 до 90 рублей, хотя для 90 он был мелок, точнее — мелко его место «работы». В Москве или Риге он бы, возможно, поднялся до солидных «почти 100 рублей». Да. Манекенщикам обоего пола в СССР платили очень мало. Не та ценность для индустриального социума, чтобы оплачивать элегантные шорты.

В общем, Гешин вояж тут же, ещё на стадии документов заинтересовал бы соответствующие органы правопорядка. Откуда у милого мальчика такие средства? Ладно, Геша соврал бы, что занял, копил 10 лет, друзья собрали нужную сумму. Но. Kто бы его — сомнительного бонвивана мало приличной (с точки зрения советской системы) профессии пустил бы за границу?

Гражданина Kозлодоева «зарубили» бы на одной из комиссий, у него «не та» анкета. Да ещё пришлось бы объяснять, откуда взялись деньги на круиз. Скриншот. Гражданина Kозлодоева «зарубили» бы на одной из комиссий, у него «не та» анкета. Да ещё пришлось бы объяснять, откуда взялись деньги на круиз. Скриншот.

В те годы, чтобы выехать в загран-путешествие, надо было представить ворох справок и пройти несколько комиссий. Хрен знает кого не пускали даже в Польшу. А тут — ряд капиталистических стран. Знакомства и «блат» кое-что решали, но далеко не всё. Даже, если у Шефа были крепкие связи в ведомствах, он бы не смог в 1960-х добиться для Геши подобной милости.

Гражданина Kозлодоева «зарубили» бы на одной из комиссий, у него «не та» анкета. Да ещё пришлось бы объяснять, откуда взялись деньги на круиз. Это чересчур легкомысленно — засылать Гешу-манекенщика в подобное плавание. Это само по себе шито даже не белыми, а каких-то «орущих» цветов нитками. Если, конечно, это не изначально спланированная спец-операция.

12 интересных фактов о фильме «Бриллиантовая рука»

«Бриллиантовая рука» - фильм, который был снят в 1968 году, но до сих пор интересен зрителям. Более того, эту кинокартину можно знать наизусть, но все равно пересматривать снова и получать при этом удовольствие. Нельзя сказать, что фильм устарел или потерял актуальность.

Давайте изучим интересные факты о сюжете и съемках этой легендарной ленты.

Бриллианты в гипсе

Авторами сценария выступили Яков Костюковский и Морис Слободской , но они не все придумали лично. Например, они взяли идею перевоза бриллиантов в одной из западных газет.

Процесс запаковки контрабанды (кадр из фильма) Процесс запаковки контрабанды (кадр из фильма)

Швейцарские контрабандисты использовали гипс, наложенный на руку, для перевозки драгоценностей. Эту историю уже никто не помнит, а фильм смотрят.

Семейные съёмки

Роль Семёна Семёновича Горбункова писалась конкретно для Юрия Никулина. Гайдай в своей кинокомедии снял всю семью этого актёра .

Супруга Никулина инструктирует туристов (кадр из фильма) Супруга Никулина инструктирует туристов (кадр из фильма)

Татьяна Никулина была тем самым гидом в Турции, а сын Максим выступил в роли того самого мальчика, идущего под нимбом по воде.

Миронов пришёл сам

Свою троицу Никулин, Вицин, Моргунов, Леонид Гайдай снимал почти во всех своих фильмах. В Горбункове он видел в данный момент только Никулина, а вот на роль Геннадия Козодоева руководство «Мосфильма» рекомендовало взять Георгия Вицина. Гайдай не хотел брать Вицина, потому что все стали бы ожидать и появления третьего актера, Моргунова , ему же нужен был только Никулин.

Попробуйте представить на роли Козодоева Вицина (кадр из фильма) Попробуйте представить на роли Козодоева Вицина (кадр из фильма)

Андрей Миронов сам пришёл на съёмки, актёра захватила эксцентричная роль, его никто не приглашал. Артист отлично прошёл пробы и был утверждён на главную отрицательную роль. Обаятельный, музыкальный и очень талантливый Андрей Миронов с блеском исполнил роль Геши, которая сразу сделала актёра мегазвездой.

Из диспетчеров в даму легкого поведения

Турецкую куртизанку сыграла Виктория Островская. Она не была актрисой, работала диспетчером на автобазе. Яркую внешность красивой девушки заметил помощник режиссёра и пригласил на эпизодическую роль.

Цигель, цигель! (кадр из фильма) Цигель, цигель! (кадр из фильма)

Крошечный эпизод с промышляющей дамой легкого поведения был настолько эффектным и смешным, что запомнился сразу и навсегда, а её фраза, «Цигель, цигель! Ай-лю-лю» , просто цитатой ушла в народ. Виктория снялась ещё в одном фильме, но с актерской карьерой у нее дальше не заладилось.

Журналист в эпизоде

Журналист известного журнала «Огонёк» хотел взять интервью у Никулина прямо на съёмочной площадке. Гайдай, увидев настолько яркий типаж, решил вставить его в эпизод.

"Ты что, глухонемой?" (кадр из фильма) "Ты что, глухонемой?" (кадр из фильма)

Когда Горбунков несётся по лестнице, ему встречается мрачный тип в очках и золотой цепью с черепом на шее. На просьбу дать огонька, видя такую внушительную фигуру, Семён Семёнович начинает заикаться.

«Идиот!» - не тому, о ком все подумали

Снималась сцена загородной рыбалки, вода была холодная, около 8 градусов. Анатолию Папанову пришлось много плавать и нырять, но дубли постоянно повторялись.

Хорошая вышла импровизация, искренняя (кадр из фильма) Хорошая вышла импровизация, искренняя (кадр из фильма)

Когда оператор запорол очередной дубль, Папанов вынырнул и со злостью крикнул оператору «Идиот!» . Камера всё это автоматически запечатлела. Гайдай с удовольствием вставил гневный крик в кадр, но относился он уже к герою Миронова.

Изменённый финал

Режиссёр хотел финал фильма сделать более лирическим. Было задумано снять сцену, когда герой вместе с женой и детьми, загипсованный на обе руки, выходит из подъезда. Надежда берёт супруга под руку и тихонько сообщает, что у них скоро родится ещё один ребёнок. Гайдаю пришлось изменить финальную сцену, потому что ему постоянно высказывали за бытовые моменты.

Кран нападает (кадр из фильма) Кран нападает (кадр из фильма)

Кстати, крюк, ударивший Горбункова по голове, случайный кадр, когда рабочие не рассчитали спуск и Никулин реально получил по макушке.

Непримиримая Мордюкова

К окончанию съёмок Гайдай пожалел, что на роль управдома утвердил Нонну Мордюкову. У актрисы сложились непримиримые отношения с Андреем Мироновым. Ситуация постоянно накалялась.

Все бы дружинники с такими бусами расхаживали (кадр из фильма) Все бы дружинники с такими бусами расхаживали (кадр из фильма)

Она называла его «маменькин сынок» из-за того, что он был сыном великой Марии Мироновой. Андрей Александрович в отместку постоянно делал замечания Мордюковой за малейшие промахи.

Светличной не дали спеть

Песню «Вулкан страстей», которую исполняла в кинокартине героиня Светланы Светличной, в реальности исполнила Аида Ведищева.

Инструктаж Светличной (кадр из фильма) Инструктаж Светличной (кадр из фильма)

Озвучивала Светличную тоже другая актриса, Зоя Толбузина. Единственное, что дали сказать Светлане – «Не виноватая я-я-я».

Переименованный теплоход

Парохода с таким названием никогда не существовало в порту. Михаил Светлов был самым любимым поэтом Леонида Гайдая . Неудивительно, что автор решил в честь Михаила назвать теплоход и смог уговорить капитана теплохода, на самом деле носящего название «Победа», на сутки поменять название.

Почему нельзя было просто снять теплоход со своим настоящим названием, неизвестно (кадр из фильма) Почему нельзя было просто снять теплоход со своим настоящим названием, неизвестно (кадр из фильма)

Наша «Заграница»

Город, в котором жил и работал Горбунков, снимался в Крыму. Всё заграничное турне было отснято в Баку и в Узбекистане.

12 бриллиантовых ролей Андрея Миронова

В 1941 году судьба преподнесла женщинам один из лучших подарков к главному весеннему празднику – 7 марта родился знаменитый советский актер театра, эстрады и кино Андрей Миронов. В этом году Миронову исполнилось бы 75 лет

Три плюс два

Три плюс два (1962)

комедия
Режиссер: Генрих Оганисян
В ролях: Наталья Кустинская, Наталья Фатеева, Андрей Миронов, Евгений Жариков, Геннадий Нилов

Рома Любешкин

Кадр из фильма "3+2"

Кадр из фильма "3+2"

Несмотря на внушительную родословную, путь Андрея Миронова в большое кино нельзя назвать простым, достаточно сказать, что в 11 лет будущую звезду забраковали на пробах одного из фильмов. Тем не менее к двадцати Андрей уже успел попробовать себя в театре, а в 21 год впервые встал перед кинокамерой. Первую главную роль Миронов получил в комедии Генриха Оганесяна «3+2», причем увел образ ветеринара Ромы не у кого-нибудь, а у самого Никиты Михалкова (тогда, впрочем, тоже начинающего актера). Искрометная молодежная комедия стала одним из лидеров советского кинопроката, породившим моду отдыхать «дикарями» на берегу Черного моря среди жителей СССР. Миронов, несмотря на молодость и отсутствие серьезного экранного опыта, не только не стушевался, но и своим обаянием заработал любовь женщин со всех уголков страны.

Цитата на память: «Хорошая пара: укротительница и ветеринар. Она выступает со львами на арене, а я их потом лечу от переутомления»

Берегись автомобиля

Берегись автомобиля (1966)

комедия, мелодрама
Режиссер: Эльдар Рязанов
В ролях: Иннокентий Смоктуновский, Олег Ефремов, Любовь Добржанская, Анатолий Папанов, Ольга Аросева
Премьера: 8 июля 2021 года

Дима Семицветов

Кадр из фильма "Берегись автомобиля"

Кадр из фильма "Берегись автомобиля"

Благодаря врожденной элегантности Миронову часто доставались роли если не аристократов, то натур утонченных и элегантных. Определенная элегантность присутствует и в образе Димы Семицветова, героя комедии Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля». Дима торгует из-под прилавка в комиссионном магазине и тем самым имеет нетрудовые доходы, за что расплачивается даже не столько угоном престижной «Волги», сколько постоянными зуботычинам со стороны тестя в исполнении Анатолия Папанова. Конечно, Семицветов – герой отрицательный, но он настолько симпатичен, мил и остер на язык, что корить его не получается при всем желании, тем более что с высоты сегодняшнего дня Дима выглядит уже не «барыгой», а успешным бизнесменом, которого душит суровое государство.

Цитата на память: «Жениться надо на сироте!»

Бриллиантовая рука

Бриллиантовая рука (1969)
Brilliantovaya ruka
комедия, приключения, триллер
Режиссер: Леонид Гайдай
В ролях: Юрий Никулин, Андрей Миронов, Анатолий Папанов, Нина Гребешкова, Станислав Чекан
Премьера: 28 апреля 1969 года
Смотрите за 1₽

Геша Козодоев

Кадр из фильма "Бриллиантовая рука"

Кадр из фильма "Бриллиантовая рука"

Кинокомедия Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука» стала одним из рекордсменов советского кинопроката – с неизменным успехом картина шла в кинотеатрах с момента премьерного показа в 1968 году и до самого распада СССР и краха кинотеатральной индустрии. Блистательный актерский ансамбль «Бриллиантовой руки» сложился не сразу, так, на место Геши Козодоева Гайдай хотел взять Георгия Вицина, но рискнул и обратился к Миронову, который происходил из обеспеченной и уважаемой семьи, а потому легко мог придать образу флер представителя «золотой молодежи». И этот выбор оказался крайне удачным – кино у Никулина Андрей, конечно, не украл, но сверкнул так, что от этого блеска уже было не спрятаться. Миронов пел, танцевал, расхаживал по подиуму – актер продемонстрировал широчайший комедийный талант и в момент из любимца публики превратился в любимчика режиссеров.

Цитата на память: «Береги руку, Сеня!»

Невероятные приключения итальянцев в России

Невероятные приключения итальянцев в России (1974)
Neveroyatnye priklyucheniya italyantsev v Rossii
комедия, приключения, триллер
Режиссеры: Франческо Проспери, Эльдар Рязанов
В ролях: Андрей Миронов, Нинетто Даволи, Антония Сантилли, Алигьеро Носкезе, Тано Чимароза
Смотрите за 1₽

Андрей Васильев

Кадр из фильма "Невероятные приключения итальянцев в России"

Кадр из фильма "Невероятные приключения итальянцев в России"

В Советском Союзе актерам крайне сложно было выйти на международный уровень, а тем более за пределы стран социалистического лагеря. Однако Андрею Миронову удалось обратить на себя внимание и в капиталистической Европе. Волею судеб итальянская продюсерская компания Дино Де Лаурентиса вынуждена была сделать совместный итало-советский проект, и этим фильмом стали «Невероятные приключения итальянцев в России» Эльдара Рязанова, где Андрей сыграл одну из главных ролей. Работа оказалась совсем не простой. Миронов работал с живым львом, нырял в открытом море за сокровищами и спускался на ковровой дорожке из окна гостиницы. Но самый главный трюк, который запомнился всем зрителям, был еще сложнее – Миронов влез в обтягивающую женскую футболку и щеголял так добрую часть картины.

Цитата на память: «Я – “Окунь”, я – “Окунь”. Докладываю со дна Невы. Клад наш»

Соломенная шляпка

Соломенная шляпка (1974)

комедия
Режиссер: Леонид Квинихидзе
В ролях: Андрей Миронов, Владислав Стржельчик, Зиновий Гердт, Ефим Копелян, Екатерина Васильева

Фадинар

Кадр из фильма "Соломенная шляпка"

Кадр из фильма "Соломенная шляпка"

Не использовать музыкальный дар Андрея Миронова в кино было настоящим преступлением, потому-то актер и становился частым гостем всевозможных водевилей, оперетт и мюзиклов. «Соломенная шляпка» Леонида Квинихидзе наполнена великолепными музыкальными номерами, которые даже по отдельности пользовались неизменной популярностью в различных киноконцертах, а песню «Женюсь, женюсь» знали наизусть все зрители большой страны. Жениху Фадинару в картине приходится пережить немало удивительных приключений, но еще интереснее судьба актеров фильма. Годом позже выхода «Шляпки» на экран Рязанов не утвердил Миронова и Гурченко на главные роли в своей «Иронии судьбы», посчитав, что Андрей слишком симпатичен для Лукашина, который по сюжету должен испытывать трудности в общении с женщинами. Тем не менее и Миронов, и Гурченко в «Иронии» появляются – герои новогодней комедии смотрят «Соломенную шляпку» по телевизору.

Цитата на память: «Он бросается на меня, я бросаюсь… в седло, и вот я здесь»

Двенадцать стульев

Двенадцать стульев (1976)

комедия
Режиссер: Марк Захаров
В ролях: Андрей Миронов, Анатолий Папанов, Лидия Федосеева-Шукшина, Татьяна Божок, Елена Шанина
Смотрите за 1₽

Остап Бендер

Кадр из фильма "12 стульев"

Кадр из фильма "12 стульев"

Даже если всю свою предыдущую жизнь вы провели на необитаемом острове, вы не можете не знать о блистательном, но не слишком удачливом великом комбинаторе Остапе Бендере. Ну а при упоминании имени этого персонажа на ум немедленно приходят три актерских имени – Сергей Юрский, Арчил Гомиашвили и Андрей Миронов. В таком порядке они сыграли роль Бендера, а уж по степени народной любви вы вольны расставить их сами. Миронов ничуть не уступил своим предшественникам в музыкальном телефильме Марка Захарова – это настоящий литературный мошенник, обаятельный, дерзкий и острый на язык, не влюбиться в такого было невозможно. Интересно, что вместе с Папановым Миронов пробовался и в картину Гайдая шестью годами ранее, но тандем не был утвержден. Сторицей рвение актеров было вознаграждено в телефильме – прекрасные музыкальные номера, элегантные режиссерские решения, море юмора и тонны обаяния.

Цитата на память: «Командовать парадом буду я!»

Обыкновенное чудо

Обыкновенное чудо (1979)
Obyknovennoe chudo
комедия, мюзикл, фэнтези
Режиссер: Марк Захаров
В ролях: Олег Янковский, Ирина Купченко, Евгений Леонов, Евгения Симонова, Александр Абдулов
Смотрите за 1₽

Министр-администратор

Кадр из фильма "Обыкновенное чудо"

Кадр из фильма "Обыкновенное чудо"

Экранное сотрудничество с Марком Захаровым Андрей Миронов поспешил продолжить в сказочной мелодраме «Обыкновенное чудо», снятой по мотивам пьесы Евгения Шварца. И хотя Миронову в фильме отведена лишь второстепенная роль, не заметить его нельзя – и не только потому, что Андрей из проходного образа сумел создать настоящую звезду, но и по той причине, что актер в этой постановке исполняет большую половину песен, многие из которых также стали хитами праздничных киноконцертов и телевыступлений: «Хорошо, когда женщина есть», «Пошел я к девушке», «Давайте негромко, давайте вполголоса» на слова Юлия Кима наизусть знали мамы каждого из нас. Ну а фразы, ставшие крылатыми, наверняка помните и вы – Андрей Миронов и Евгений Леонов выдают в фильме такие искрометные диалоги, что можно заслушаться.

Цитата на память: «Мне ухаживать некогда. Вы привлекательны, я чертовски привлекателен. Чего зря время терять? В полночь жду»

Трое в лодке, не считая собаки

Трое в лодке, не считая собаки (1979)

комедия, музыка
Режиссер: Наум Бирман
В ролях: Андрей Миронов, Александр Ширвиндт, Михаил Державин, Лариса Голубкина, Алина Покровская

Джером

Кадр из фильма "Трое в лодке, не считая собаки"

Кадр из фильма "Трое в лодке, не считая собаки"

Музыкальная комедия Наума Бирмана в сравнении с другими телевизионными мюзиклами, возможно, не столь популярна, но связано это лишь с тем, что тонкий английский юмор Джерома К. Джерома понятен и близок далеко не всем. А между тем данная постановка заслуживает вашего внимания хотя бы тем, что Андрей Миронов кроме главной роли рассказчика и непосредственного участника знаменитого речного путешествия исполнил в фильме еще пять ролей. Добавьте к этому шесть песен, которые в картине исполнил Миронов, и «Трое в лодке» превратятся в его подлинный бенефис. Съемки ленты проходили не в самых лучших условиях и сдвинулись по графику из теплого лета в довольно зябкую на реке осень, но благодаря соседству со своими друзьями Александром Ширвиндтом и Михаилом Державиным Миронов в кадре светится каким-то особым светом.

Цитата на память: «Хорошие у меня дети. Глупые, но хорошие»

Фантазии Фарятьева

Фантазии Фарятьева (1979)

мелодрама
Режиссер: Илья Авербах
В ролях: Марина Неелова, Андрей Миронов, Зинаида Шарко, Екатерина Дурова, Лилия Гриценко

Павел Фарятьев

Кадр из фильма "Фантазии Фарятьева"

Кадр из фильма "Фантазии Фарятьева"

В то время как в кино Андрей Миронов был королем комедии, в театре ему безо всякого сомнения доверяли и самые серьезные роли. Временами эта серьезность проливалась и на большой экран, и в этом плане показательна мелодрама «Фантазии Фарятьева», которая хоть и с легкой улыбкой, без которой Андрея трудно воспринимать, но рассказывала о важных вещах, о проблемах непонимания и невозможности говорить откровенно и искренне даже у близких людей. Павел Фарятьев, роль которого исполняет Миронов, – человек чудаковатый, но необыкновенно трогательный. Своими путаными и неловкими теориями о пришельцах он смешит, но за этим смехом проявляется чуткость и эмоциональность. Странному герою приходится терпеть в фильме удары судьбы, но с каждым таким ударом Фарятьев вдохновляет кого-то из своих знакомых.

Цитата на память: «Где-то глубоко в нас живет одно стремление: туда, ввысь, домой!»

Блондинка за углом

Блондинка за углом (1984)

комедия
Режиссер: Владимир Бортко
В ролях: Татьяна Догилева, Андрей Миронов, Марк Прудкин, Евгения Ханаева, Елена Соловей

Николай Порываев

Кадр из фильма "Блондинка за углом"

Кадр из фильма "Блондинка за углом"

Лирическая трагикомедия «Блондинка за углом» Владимира Бортко, как ни странно это сегодня звучит, может считаться одним из предвестников грядущего слома советского строя и крушения СССР. Еще какие-то пару лет назад подобное кино не смогло бы увидеть свет: слишком много язвительных выпадов в нем высказывается и в адрес науки, и в сторону советской торговли, и даже мрачный «автомеханик» здесь выглядит очень подозрительно. Но Миронов с легкостью включился в игру, в которой астрофизик, ничего не смыслящий в «реальной» жизни, влюбляется в хваткую деловую блондинку-продавщицу. Блистательный дуэт Татьяны Догилевой и Андрея Миронова восхитил зрителей – в год выхода картины в кинотеатральный прокат его посмотрело более 24 миллионов человек.

Цитата на память: «До Нобелевской премии еще далеко, придется немножко поработать»

Мой друг Иван Лапшин

Мой друг Иван Лапшин (1985)

драма
Режиссер: Алексей Герман
В ролях: Андрей Болтнев, Нина Русланова, Андрей Миронов, Алексей Жарков, Зинаида Адамович
Премьера: 20 сентября 2018 года

Кадр из фильма "Мой друг Иван Лапшин"

Кадр из фильма "Мой друг Иван Лапшин"

Отдельно от всего остального сыгранного Андреем Мироновым, безусловно, стоит работа с Алексеем Германом. И дело не только в том, что этот режиссер славится своим перфекционизмом в картинке и глубоким драматизмом в содержании, но и в том, что на Миронова лег едва ли не самый тяжкий груз в этом фильме, ведь если характер Лапшина по мере действия только формируется, то мироновский Ханин – это личность, которая переживает слом. Здесь Герману нужен был серьезный артист, способный прочувствовать предысторию своего персонажа, и всем нам несказанно повезло, что режиссер осмелился обратиться к Миронову, далекому, на первый взгляд, от Ханина, как Луна от Земли. Каждый кадр этого фильма – серьезная работа всей съемочной группы, но кадры с Мироновым – особенное эстетическое и киноманское удовольствие. Безусловная вершина карьеры великого актера.

Цитата на память: «Интересно, что это такое здесь? Статейку поймал в супе. Тааак…»

Человек с бульвара Капуцинов

Человек с бульвара Капуцинов (1987)
A Man from Boulevard des Capucines
комедия, мелодрама, мюзикл
Режиссер: Алла Сурикова
В ролях: Андрей Миронов, Александра Яковлева, Михаил Боярский, Олег Табаков, Николай Караченцов
Смотрите за 1₽

Джонни Фест

Кадр из фильма "Человек с бульвара Капуцинов"

Кадр из фильма "Человек с бульвара Капуцинов"

В некотором роде это даже символично, что жизнь Андрея Миронова оборвалась после того, как он сыграл главную роль в картине, посвященной победе кинематографа над людскими страстями. «Человек с бульвара Капуцинов» Аллы Суриковой – пожалуй, последняя крупная яркая советская комедия, собравшая в одном кадре едва ли не всех главных кинозвезд того времени. Впрочем, даже в пестрой компании Олега Табакова, Николая Караченцова, Михаила Боярского, Льва Дурова, Леонида Ярмольника и десятка других крупных актеров Миронов стоит словно на вершине пьедестала. Человек, принесший на Дикий Запад синематограф, и актер, сделавший кино таким, каким его любило несколько поколений советских зрителей, – великолепный финал блестящей карьеры. Карьеры, из которой монтажер не может вырезать ни одной минуты.

Цитата на память: «Аккуратнее… Это всемирная история синематографа»

32 интересных факта о том, как снимался фильм «Бриллиантовая рука»

1. Идея этого сценария пришла в голову авторам после прочтения серии статей журналиста А. Сахнина в газете «Правда», посвященных борьбе с контрабандистами. В одной из заметок упоминался оригинальный способ провоза ценностей — в гипсе. Согласно сценарию, сюжет фильма должен был быть таким: простой советский человек Семен Семенович Павлик (потом он станет Тимошкиным и только к выходу фильма — Горбунковым), отправившись в заграничное турне, оказался в центре контрабандистской махинации. В целом сценарий был одобрен, но высказывались и замечания: было рекомендовано сократить сцены с участием управдомши Плющ, сделать более «выпуклой» роль милиции (пропаганда), сократить троицу контрабандистов до двух человек, убрав Малыша.

2. Главная роль Горбункова писалась исключительно под Никулина. в «Союзцирке» Никулину дали отпуск на полгода, чего ранее никогда не делалось.

3. «Заграничная» часть снималась в Узбекистане, а «город Горбункова» — в Крыму.

4. Изначально фильм дожен был называться «Контрабандисты», и финал фильма предполагался иным — более лиричным. А именно:

Из подъезда выходит вся семья Горбунковых в обновках, Семен Семенович теперь с двумя загипсованными руками, но вид имеет счастливый. Дети проходят вперед, а Надежда берет мужа под руку и, краснея, тихо говорит:

«Сеня, я хотела тебе сказать… У нас будет ребенок!»

5. Также были убраны реплики: «Как говорит шеф, главное в нашем деле — социалистический реализм» и «Партию и правительство оставили на второй год». Причина — политическая.

6. В монологе управдомши Плющ «Я не удивлюсь, если ваш муж тайно посещает любовницу!» изначально вместо «любовницы» предполагалось слово «синагога».

7. В режиссерском сценарии не жена будит пьяного Семена будильником, а на него падает и повисает на шее картина. Идея воспользоваться будильником возникла после серии неудачных дублей — картина не вешалась на шею Никулина «красиво».

8. «Песня про зайцев» в первых кинопробах исполняется на пароходе. Только перед выходом фильма ее заменили на «Остров невезения», а «Песня про зайцев» перекочевала в ресторан «разбавить пафос».

9. Помните сцену, где Миронов дает пинка идущему по воде мальчику, который нагнулся за удочкой? Эту роль исполнял сын Никулина. Эта сцена долго не получалась — мальчик падал в воду раньше, чем Миронов успевал замахнуться ногой, поэтому Гайдай уверил мальчишку, что Миронов просто пройдет мимо. Успокоенный Максим наклонился за удочкой, а коварный режиссер шепнул Миронову: «Приложись хорошенько!» Дубль получился, а никулинский отпрыск и нынешний гендиректор и худрук цирка на Цветном бульваре кровно обиделся на «дядю Андрея». Эпизод попал в фильм, а звук — вырезан.

10. Оба отыграли эту сцену так натурально, что на Гешино «Спасите! Помогите! Мамочка-а-а!» примчался настоящий катер со спасателями!

11. Песню «Вулкан страстей» исполнила не Светлана Светличная, а Аида Ведищева, которая пела также в «Кавказской пленнице». Светличная была очень обижена на Гайдая за то, что он не дал ей спеть. Она интересовалась у Нины Гребешковой: «Почему Гайдай не дал спеть своим голосом?» Меж тем в фильме Светличная и говорит не своим голосом, а голосом Зои Толбузиной. Единственная фраза, которую Светличная произнесла сама, — «Не виноватая я. »

12. Практически все песни к фильмам Гайдая придумал композитор Александр Зацепин. «Остров невезения» настолько не понравился худсовету, что его подумывали выбросить в корзину, но на пробах песню так блестяще спел Миронов, что Гайдай настоял, чтобы ее обязательно включили в фильм.

13. Сцена падения у аптеки у Миронова получилась с первого дубля, а вот Никулин никак не мог упасть как надо. Изначально предполагалась банановая кожура, потом ее заменили на арбузную корку. Замена не помогла, и в результате вместо Никулина падал Леонид Каневский. Сцена снималась в Баку.

14. Страшная абракадабра, которой ругается контрабандист — герой Каневского, есть не что иное, как зашифрованное послание тогдашней его возлюбленной, которая стала впоследствии его женой. Если вслушаться, то можно разобрать, как он несколько раз повторяет «Березина куманит». Березина — фамилия супруги Каневского.

15. Из всех актрис, пробовавшихся на роль управдомши Плющ, менее всего Гайдаю понравилась… Нонна Мордюкова. К тому же она была не дружна с Андреем Мироновым, считая его «маменькиным сынком». Миронов отвечал ей взаимностью. Если Нонна на съемке неверно произносила фразу, Миронов тут же поправлял ее.

16. Помните, как при подводной съемке с Папанова стянули трусы? Эту сцену снимали с дублером. Во время съемок приходилось идти на разные ухищрения. Например, в то время не было кинокамер, способных снимать под водой, поэтому для защиты аппаратуры от воды некий мосфильмовский умелец вылепил из смолы специальный бокс. А часть подводных эпизодов снимали с помощью макета: изготовили фигурку человека, и операторы комбинированных съемок возились с ней в луже.

17. В эпизоде, где сын Горбункова кидается мороженным в Миронова, на самом деле использовался творог (он лучше «ляпался»), а кидался не мальчик, а ассистент режиссера. Воспитанному советскому ребенку не хватало смелости натурально «запулить» творогом в известного актера.

18. Один из самых смешных эпизодов, когда здоровенный детина просит: «Папаша, закурить не найдется?», — у испуганного Горбункова («Ты что, глухонемой?» — «Да!») снимался в подземном переходе на Ленинском проспекте в Москве, ранее там был туалет. В роли детины выступил корреспондент журнала «Смена» Л. Плешаков, согласившийся временно сменить профессию ради интервью с Никулиным, необычайно популярным в то время. Этот коротенький эпизод снимался 4 часа! Гайдай утвердил Плешакова на роль после того, как тот показал ему свою волосатую грудь.

20. Во время съемок фильма прошел слух, что Никулин скончался. На самом деле работница гостиницы «Горизонт» обнаружила в подвале тело Никулина, накрытое простыней. В ужасе она не стала приглядываться, а на самом деле это был муляж, сделанный для съемок эпизода, когда Горбунков выпадает из вертолета.

21. В фильме использовалось много декораций: у поселка Атой возле Туапсе возвели целый «Песчаный остров»!

Во время рыбалки Лелик (Папанов) в сердцах произносит «Идиот!» Однако эта фраза адресована не Геше, а кому-то из съемочной группы, задержавших съемки — вода была ледяная.

22. В фильме супруга Горбункова часто повторяет мужу: «Ты такой доверчивый!» В сценарии этих слов не было, но в реальной жизни Нина Гребешкова часто повторяла это супругу — Л. Гайдаю — и он вложил ее привычные слова в уста героини.

23. Эпизод, где милиционеры увозят поющего пьяницу, озвучил сам Гайдай.

24. В финале фильма эпизод, где подъемый кран опускает Никулина в автомобиль ЗИС-110, после чего Никулин бьется о корюк головой, запланирован не был. Никулин ударился по-настоящему, и именно этот эпизод вошел в фильм.

25. В том же финальном эпизоде Никулина поднимает из катера оранжевая стрела крана, а опускает в машину — зеленая.

26. Когда Козодоев подъезжает к базе, где Горбункову должны были снять гипс «без шума и пыли», он в женской одежде — в юбке. Но внутри базы он уже в штанах и в майке.

27. Помните? «ДитЯм — мороженное, бабе — цветы!» Герой Миронова подходит к столику, держа в руках эскимо на палочке, а через несколько секунд оно превращается в шарики мороженного в вазочках. Чудо!

28. В этой же сцене Козодоев дарит жене Горбункова две (!) розы.

29. В конце первой части на станции ТО Папанов и Миронов зажимают Никулина с двух сторон в смотровой яме, у него явно нет выхода. Вторая серия начинается с того, что Никулин уже вне ямы.

30. В сцене, где Козодоев пытается оглушить Никулина камнем, он достает из сумки белый камень, а замахивается серым!

31. Пегас в магазине («А у вас есть такой же, но без крыльев?») снимался также в фильме «Служебный роман», под его тяжестью изнывал герой А. Мягкова в эпизоде с «лошадью», а потом и в интерьере квартиры композитора в комедии «Ширли-мырли». Этот конь до сих пор хранится в реквизиторском отделе «Мосфильма». Реквизит!

32. «Бриллиантовая рука» вышла в прокат в июне 1969 года и принесла Гайдаю триумф: фильм посмотрело 76 миллионов 700 тысяч человек! Пресса встретила фильм восторженно, и это был заслуженный восторг!
Posted by Воффка at 23.11.11 14:35

Бриллиантовая рука миронов в будке

Раззаков Федор. Бриллиантовая рука

Несмотря на небывалый успех "Кавказской пленницы", Гайдай внезапно решил «изменить» комедии — он задумал экранизировать «Бег» Михаила Булгакова. Однако руководству Госкино эта идея не понравилась. Там рассуждали так: Гайдай приносит фантастическую прибыль, снимая комедии, так зачем резать курицу, несущую золотые яйца? А серьезное кино пускай снимают другие режиссеры. (Кстати, «Бег» в 1968 году взялись экранизировать Александр Алов и Владимир Наумов, причем фильм получился прекрасный).

Получив отлуп с «Бегом», Гайдай решил взяться за экранизацию "12 стульев" Ильи Ильфа и Евгения Петрова. Он был давним поклонником этой книги. Тем более, в советском кинематографе еще никто из режиссеров к ней не обращался. В отечественном прокате шла кубинская версия этого романа ("12 стульев", режиссер Томас Г. Алеа, прокат — март 1964 года), однако этот фильм особенных лавров не снискал (его действие разворачивалось на революционной Кубе). Поэтому Гайдай был полон замыслов и энергии снять свою версию бессмертного романа. Он отправился на прием к тогдашнему председателю Госкино А. Романову, но тот мгновенно остудил его пыл. Романов заявил, что другой режиссер — Михаил Швейцер — уже снимает вторую часть дилогии про Остапа Бендера "Золотой теленок" (съемки начались в конце декабря 1966 года), поэтому браться за "12 стульев" сейчас не время: дескать, надо подождать и посмотреть, что получится у Швейцера. Гайдаю не оставалось ничего иного, как согласиться с этим предложением.

Поскольку до окончания работ по "Золотому теленку" было еще далеко (съемки закончатся в январе 1968 года, а готовый фильм выйдет в прокат только в декабре), Гайдай волей-неволей вынужден был взяться за другую работу. И тут как нельзя вовремя подоспел новый сценарий, сочиненный давними партнерами Гайдая Морисом Слободским и Яковым Костюковским. Он назывался «Контрабандист».

Идея этого сценария пришла в голову авторам после прочтения серии статей журналиста Аркадия Сахнина в газете «Правда», посвященных борьбе с контрабандистами. В одной из этих заметок рассказывалось, что преступники используют в своих махинациях весьма оригинальный способ провозки контрабанды — в гипсе. В итоге в начале марта 1967 года на «Мосфильм» поступила заявка на сценарий, а 22 марта со сценаристами был заключен договор. Согласно заявке, сюжет сценария должен был быть таким: простой советский человек Семен Семеныч Павлик (позже его переименуют в Тимошкина, а к началу съемок он обретет свое окончательное имя — Горбунков), отправившись в заграничное турне, совершенно случайно оказался в центре контрабандной махинации: перепутав его со своим коллегой, контрабандисты спрятали в гипсе, наложенном ему на руку, бриллианты. В либретто на заявку говорилось следующее:

"В последние годы советский рубль окреп, завоевал солидные позиции на международной валютной арене. Мы все, естественно, гордимся этим. Но, с другой стороны, это обстоятельство вызвало нездоровый интерес к нашей стране профессиональных контрабандистов. Пользуясь развитием наших международных связей и туризма, контрабандисты стараются забросить в СССР золото и бриллианты, сбыть их и вывезти за границу советские деньги. О таких фактах все чаще и чаще пишет наша печать.

Конечно, в большинстве случаев контрабандисты терпят у нас крах, во-первых, благодаря бдительности соответствующих советских органов, а во-вторых, потому, что деятельность контрабандистов и их клиентов не находит в нашем обществе социальной опоры, так как подавляющее большинство советских людей охотно оказывают помощь государству в борьбе с контрабандой.

История одного такого краха и ложится в основу нашей кинокомедии…"

Практически все лето Слободской и Костюковский писали литературный сценарий будущего фильма. Чуть позже (осенью) к ним присоединился Леонид Гайдай. Поскольку с троицей в лице Балбеса, Труса и Бывалого было решено покончить раз и навсегда (хотя в мае 1968 года в "Советской культуре" Юрий Никулин призывал Гайдая не ставить на троице окончательный крест и продлить ей жизнь в одном из будущих фильмов — идея одного из сценариев была такой: троица, организовав концертную бригаду, отправляется в турне по стране, однако Гайдай, судя по всему, от этих масок устал), в новом сценарии была придумана другая троица: Граф, Механик и Малыш.

31 октября 1967 года в творческом объединении «Луч» состоялось обсуждение сценария «Контрабандист». В целом он был одобрен, но высказывались и отдельные замечания. В частности, было рекомендовано сократить сцены с участием управдомши Плющ, сделать более выпуклой роль милиции (а то, мол, она слишком пассивна), сократить троицу до двух человек, убрав Малыша. Видимо, сценаристы отнеслись к этим поправкам слишком легкомысленно, потому что, когда 29 ноября состоялось новое обсуждение сценария, было принято решение, что рекомендовать его в режиссерскую разработку в таком виде рано, так как он продолжает нуждаться в сокращениях, причем не механических, а сугубо принципиальных.

Разногласия по сценарию удалось разрешить к концу декабря, после чего он был направлен в Главное управление по художественной кинематографии. 30 декабря фильм запустили в подготовительный период. Началось формирование съемочной группы. Себе в помощники Гайдай привлек людей, многие из которых работали с ним впервые. Так, в операторы он взял И. Черных, художником — Ф. Ясюкевича, звукооператором — Е. Индлину. Композитор остался прежний Александр Зацепин.

3 января 1968 года из Главупра пришел ответ, где говорилось, что там согласны запустить режиссерский сценарий в подготовительный период, если в нем будут произведены следующие купюры: сократить эпизод в ресторане с чествованием шефа (он выведен под именем Маврикия), убрать сцену с пионерами, которые поздравляют шефа, убрать реплики: "Как говорит шеф, главное в нашем деле — социалистический реализм", "партия и правительство оставили на второй год". Все эти поправки были учтены.

КАК ИСКАЛИ АКТЕРОВ

С 1 февраля начались интенсивные переговоры с актерами, претендовавшими на главные и второстепенные роли, репетиции. Главная роль Семена Семеновича Горбункова — писалась исключительно на Юрия Никулина. Ему даже под это дело в «Союзгосцирке» дали специальный отпуск сроком на полгода, чего ранее никогда не делали. Но Гайдай теперь был в фаворе и мог попросить о таком одолжении кого угодно.

Между тем, на другие роли явных претендентов не было. Вот кто пробовался. Назову лишь некоторых:

Геннадий Петрович Козадоев, он же Граф — Георгий Вицин, Андрей Миронов;

Лелик — Анатолий Папанов, Михаил Пуговкин;

Шеф — Павел Шпрингфельд, Николай Романов, Борис Рунге;

Блондинка Анна Сергеевна — Светлана Светличная, Эве Киви, Юдина;

Жена Горбункова Надя — Ия Саввина, Нина Гребешкова;

Управдом Варвара Сергеевна Плющ — Нонна Мордюкова, Клара Лучко, Татьяна Гаврилова;

Контрабандисты-аптекари — Спартак Мишулин, Леонид Каневский.

8 марта Леонид Гайдай вместе с оператором и директором картины вылетели в Узбекистан для выбора мест натурных съемок эпизодов «заграница». 26 марта эти же люди отправились в Крым для выбора мест натурных съемок эпизодов "город Горбункова". А за четыре дня до этого состоялся худсовет, на котором состоялось утверждение актеров на главные роли. Приведу отрывки из некоторых выступлений.

В. Авдюшко: "Незнакомка — мне больше понравилась Светличная, это не простой ход. Шеф — Шпрингфельд. Есть определенная мягкость в его игре. Миронов выглядит интереснее Вицина…"

Л. Гуревич: "Вицин или Миронов? Все зависит от замысла. Если в старой традции — то Вицин, если по-новому — Миронов. Вицин — не новая роль, а повторение характера, ранее сыгранного.

Читайте также: