Бриллиантовая рука доска позора

Обновлено: 14.05.2024

Крылатые цитаты из фильма бриллиантовая рука

Эти крылатые фразы разнеслись в народе очень быстро, наверное нет такого человека в постсоветском пространстве, который не пользовался бы этими фразами.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Бриллиантовая рука

― А эта странная фраза: "Собака - друг человека". Странная, если не сказать больше.

Бриллиантовая рука

Все цитаты. (Береги руку, Сеня, береги!)

Полный текст фильма. (Ну-с, придется принимать меры. А что делать? Пьянству - бой!)

Тексты песен. (Песня про зайцев! и про трын-траву. )

О фильме - краткое содержание

Подробнее: режиссер, в ролях

Авторы сценария: М.Слободской, Я.Костюковский, Л.Гайдай
Режиссер-постановщик: Леонид Гайдай
В воздухе, на земле, на воде и под водой снимал оператор-постановщик Игорь Черных
Текст песен: Л.Дербенев.

Участвовали: Нина Гребешкова (Надя, жена Горбункова), Нонна Мордюкова (Варвара Сергеевна Плющ, управдом), Светлана Светличная (Анна Сергеевна, озвучивала — Зоя Толбузина), Анатолий Папанов (Лёлик), Андрей Миронов (Геннадий Петрович Козодоев aka Геша, он же «Граф»), Станислав Чекан (Михаил Иванович, майор милиции), Владимир Гуляев (Володя, милиционер);
А также: Николай Романов (Шеф), Григорий Шпигель ("Чиканук" - аптекарь), Леонид Каневский ("Чиканук" - помощник);
И наконец: Юрий Никулин (Семён Семёнович Горбунков)!

СССР, Мосфильм, Творческое объединение «Луч», 1968.

КИНОРОМАН В ДВУХ ЧАСТЯХ
из жизни контрабандистов
с прологом и эпилогом

Семен Семеныч Горбунков едет в морской круиз. Стамбул - последний порт перед возвращением домой. Семен Семеныч идет прогуляться по городу. Случайно, без всякой задней мысли поскальзывается на арбузной корке. «Черт побери!».

Упал, потерял сознание. Очнулся - гипс.

Упал. Потерял сознание. Закрытый перелом. Очнулся – гипс.

Леди, синьора, фрау, мисс, к сожаленью ничего не выйдет! Руссо туристо, облико морале!

Дома Семен Семеныча ждут особые спецзадания. Рыбалка на "Черных камнях". Поход в ресторан "Плакучая Ива". Отель "Атлантик". Тяжела жизнь советского агента под прикрытием.

Как обычно в фильмах Гайдая, погоня, связыванияи прочие угрозы жизни в комплекте. Развязка будет неожиданной и предельно драматичной.

Зачем стоит пересмотреть фильм "Бриллиантовая рука"?

Есть вопросы, ответы на которые должен знать любой нормальный человек:

- Поймают ли контрабандистов?
- Зачем Володька сбрил усы?
- У него там не закрытый перелом. А что, что у него там?
- Как можно с человека срезать гипс незаметно?
- Для чего планируются наши дворы?
- На чем не ездят в булочную наши люди?

Поэтому пересмотреть стоит обязательно. И не один раз. Да и вообще. Стоит начать (с любого места) - и уже не оторвешься.

Как говорит наш любимый шеф, если человек идиот - то это надолго

А теперь - цитаты

― Как говорит наш дорогой шеф, в нашем деле главное этот самореализм! Ха-ха-ха-ха-ха. Ну пора, турыст!

― А вот я люблю песню про зайцев.
― Про кого?
― Про зайцев.
― Сеня, про зайцев - это не актуально!

― Леди, синьора, фрау, мисс, к сожаленью ничего не выйдет! Руссо туристо - облико морале. Ферштейн.

― Пароль старый "Черт побери!?
― Черт побери!

― Дальше следует непереводимая игра слов с использованием местных идиоматических выражений.

― Поскользнулся, упал, закрытый перелом, потерял сознание, очнулся гипс.

― Береги руку, Сеня, береги!

― Как говорит наш любимый шеф, если человек идиот то это надолго.

― Да нет, я не трус. Но я боюсь. Боюсь, смогу ли я, способен ли?

Да нет, я не трус. Но я боюсь. Боюсь, смогу ли я, способен ли?

― У тебя там не закрытый перелом. А что, что у тебя там?
― Золото, бриллианты!
― Брось эти шуточки! У тебя там не закрытый, а открытый перелом!

― Не знаю, как там в Лондоне, я не была. Может, там собака друг человека! А у нас управдом друг человека!

― Легким движением руки брюки превращаются. брюки превращаются. превращаются брюки. в элегантные шорты! Простите, маленькая техническая неувязка.

― Наши люди в булочную на такси не ездят!

― Ну, будете у нас на Колыме милости просим!
― Нет, уж лучше вы к нам.

― Ну-с, придется принимать меры. А что делать? Пьянству бой!

― . шампанское по утрам пьют только аристократы или дегенераты!

― Шеф, все пропало, все пропало. Гипс снимают, клиент уезжает!

Наши люди в булочную на такси не ездят!

И ведь что интересно.

Когда комиссия Госкино впервые увидела фильм, все прибалдели.

Потому что он заканчивался сценой ядерного взрыва.

И давай убеждать Гайдая: ну что ж вы, товарищ, взрыв-то зачем? Надо убрать. Гайдай встал в позу: делайте все, что хотите, что угодно могу вырезать, но сцену ядерного взрыва - никак. Но почему? - возопили ответственные товарищи.

Да как же? - удивился в ответ Леонид Гайдай. - Неужели вы забыли о сложнейшей международной обстановке? Империализм размахивает ядерной дубиной! Нужно оставить, как напоминание о главном, о мире во всем мире и вообще.

Пришлось пойти на сделку. Ядерный взрыв убрали, но все остальное оставили. Потому что мастер и так практически плакал от горя. От сострадания миру и возмущения действиями империалистов.

В итоге получилось как получилось. И только потом Гайдай объяснил, что специально, мол, ядерный взрыв вставил. Китайская стратагема № 1. Обмануть императора, чтобы он переплыл море. Прикрываясь другим, на самом деле сделать то, что хочешь. Вот такой вот дзен и племянники.

Что делает фильм настоящим шедевром?

Много чего. Например, внимание к деталям.

Помните, Геша и Лелик первый раз приходят к Шефу. Геша улыбается, взглядом показывая на трость, полную ценных монет. И можно заметить, что у Лелика берет - весь в шарушках.

Почти каждая секунда фильма полна такими мелкими чудесными подробностями.

А эта странная фраза:

Чему как бы учит нас фильм "Бриллиантовая рука"

Может, в Лондоне и правда собака - друг человека. А у нас управдом - друг человека!

Каждый человек способен на многое. Но, к сожалению, не каждый знает, на что он способен.

Некоторые способы решения проблем довольно неэстетичны. Зато это дешевы, надежны и практичны!

Смотрите хорошее кино - и будет вам счастье.
И помните - наши люди в булочную на такси не ездят.

Понравился пост? Любите хорошие цитаты?
Тогда давайте не будем терять друг друга!
Оставайтесь на связи:

А еще можно подписаться на выпуски нашей рассылки. И получить подарок - книгу "365 цитат о любви". Самые трогательные, неожиданные и смешные.

Все цитаты. (Береги руку, Сеня, береги!)

Полный текст фильма. (Ну-с, придется принимать меры. А что делать? Пьянству - бой!)

Тексты песен. (Песня про зайцев! и про трын-траву. )

Шеф, все пропало, все пропало. Гипс снимают, клиент уезжает!

Ссылки по теме

Википедия - там все ну очень подробно. И про атомный взрыв тоже.

На Луркоморье - всячески доставляет. Очень ценят, и знают специальные подробности.

На Озоне: прикупить или присмотреть

- DVD "Бриллиантовая рука: упрощенное издание. Наши люди в булочную на такси не ездят!

- 5 DVD: фильмы Леонида Гайдая. Все правда жизни. Узнайте ее раз и навсегда.

Бриллиантовая рука доска позора

Все проекты

Для бизнеса

Другие проекты

Топ недели

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

671 772 просмотра

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

702 321 просмотр

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

1 014 843 просмотра

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

235 641 просмотр

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

395 282 просмотра

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

79 054 просмотра

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

70 754 просмотра

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

254 723 просмотра

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

Топ недели

Прямой эфир

Образование

Вы отметили максимальное количество друзей (64) на этой фотографии.

В данный момент вы не можете отметить человека на фотографии. Пожалуйста, попробуйте позже.

Фотография недоступна этому человеку

Чтобы отметить человека, наведите на него курсор и нажмите левую кнопку мыши. Чтобы отметиться на фото, наведите на себя курсор и нажмите левую кнопку мыши.

Бриллиантовая рука доска позора

Все проекты

Для бизнеса

Другие проекты

Топ недели

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

671 773 просмотра

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

702 323 просмотра

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

1 014 843 просмотра

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

235 641 просмотр

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

395 282 просмотра

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

70 754 просмотра

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

254 724 просмотра

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

Топ недели

Прямой эфир

Образование

Вы отметили максимальное количество друзей (64) на этой фотографии.

В данный момент вы не можете отметить человека на фотографии. Пожалуйста, попробуйте позже.

Фотография недоступна этому человеку

Чтобы отметить человека, наведите на него курсор и нажмите левую кнопку мыши. Чтобы отметиться на фото, наведите на себя курсор и нажмите левую кнопку мыши.

Самая крамольная фраза из "Бриллиантовой руки", которую непонятно как пропустила цензура

Советская цензура часто "резала" кинокартины Леонида Гайдая. Один из первых фильмов - " Жених с того света " - в результате правок превратился в короткометражный, от него осталось всего 48 минут. В тот момент карьера Леонида Иовича могла прерваться, толком не начавшись. Вернуться в профессию помог Иван Пырьев. А чего стоила цензура в " Иване Васильевиче "? Например, помните, управдом Бунша спрашивает: " за чей счет этот банкет, кто оплачивать будет "? Милославский отвечает: " Народ, батюшка! " Эту крамольную фразу пришлось изменить на " Во всяком случае, не мы ". Ну, а фильм " Не может быть " вообще запретили снимать, в том смысле, что Гайдай хотел перенести действие в 70-е годы, но киношное начальство решило, что пороки, показанные у Зощенко, уже давно изжиты. И пришлось Гайдаю снимать кино про 1920 - 30-е годы.

С " Бриллиантовой рукой " вышла немного другая история. Как вы знаете, великий режиссер в конце специально прилепил ядерный взрыв. Мол, все, что вы до этого видели на экране - сказка, а вот это правда жизни . Пораженные члены комиссии согласились оставить практически все, "как есть", только бы убрать ядерный взрыв. Но их тоже можно понять: на фильм были потрачены значительные суммы, и если бы его положили на полку, они бы просто пропали. В итоге, изменения оказались минимальными. Например, героиня Мордюковой говорит " и я не удивлюсь, что ваш муж тайно посещает синагогу ", но слово "синагогу" в процессе озвучки заменили на "любовницу".

Однако, в фильме есть фраза, которую даже непонятно, как пропустила цензура. Помните, когда Шеф с Леликом устраивают "разнос" Геше после провала операции в Турции? А потом Геша видит всё это во сне. Угрозы Лелика звучат, скорее, метафорически: " Чтоб ты сдох, чтобы я видел тебя в гробу в белых тапках! " Ведь понятно, что он смерти Геше по-настоящему не желает. А вот угроза Шефа, на контрасте с Леликом, более реальна - " Чтоб ты жил на одну зарплату. "

Напомню, что "обаятельных преступников" в советском кино было немного. Вспомните, с какими упырями борется герой Збруева в " Два билета на дневной сеанс ". А " Следствие ведут ЗнаТоКи "? Наглый и жадный пройдоха Кудряшов, сломавший жизнь Ирине Масловой. Звероподобный хулиган Багров. Омерзительный и бессовестный управдом Мусницкий. А вот в серии "Ответный удар" главный преступник в исполнении Менглета получился обаятельным, за что создателям "прилетело" от критиков - это как же, директор свалки и расхититель вызывает больше симпатий, что Пал Палыч с Томиным? К чему я это пишу. Геша Козодоев - явно обаятельный негодяй . Он хорошо одевается, вежлив, отлично танцует и поет, и с Семен Семенычем он сначала, до бриллиантов, сдружился искренне. Зритель не может не симпатизировать Козодоеву. И вот для такого симпатичного парня главная угроза в жизни - остаться без "подработки" и жить на одну зарплату модели? Говорят, в СССР люди таких профессий зарабатывали немного. Получается, что зарплаты советских граждан - нищенские?

Конечно, "Бриллиантовая рука" - комедия. Но все-таки, многие зрители в комментариях писали, что это крупный прокол цензоров. " Шеф знает самое страшное проклятье ", " и от зарплаты до зарплаты ", " это ж надо так ненавидеть ", - пишут они. Осталось загадкой - ну как, как же советская цензура пропустила такой "антисоветский" выпад?

Но мое мнение, хорошо, что не вырезали. Фильм вышел гениальным, и эта фраза, ставшая потом крылатой - одна из многочисленных жемчужин блистательной комедии Леонида Гайдая.

Кстати говоря, многие в интернете пишут, что законопослушному немцу или датчанину фраза "Чтоб ты жил на одну зарплату" в качестве угрозы кажется дикой и непонятной. )

Чтобы не пропустить следующие публикации, обязательно подпишитесь на мой канал !

Бриллиантовая рука доска позора

Константин Константин

Затмение - символ закона времен
(shine on you crazy diamond - властелин колец)

затмение - это символ библейской концепции (кольцо-корона-власть)
кольцо с бриллиантом - выход из затмения - смена логики социального поведения

кольцо надевается на палец руки (невидимая рука рынка - пять видов власти, библейской, конечно Же)

Бриллиант (алмаз) в химии - это модификация углерода (Carbon) - намёк на карбонариев ?
есть и другая модификация - чёрный уголь
Рука - символ библейской концепции. Пять пальцев - пять видов власти.

Нравится Показать список оценивших

Константин Константин

Горбунков (культура) и его жена (генетика) - это советское поколение. Их дети - видимо уже наше поколение.

Нравится Показать список оценивших

Константин Константин

11
двое увозят девочку на чемоданах Нравится Показать список оценивших

Константин Константин

интересно, почему, когда репортёр закуривает, девочка ковыряется в глазу указательным пальцем ? неужели идеологическая власть ?

кстати, на вопрос репортёра горбункову о том, как его зовут, отвечает его жена :
Репортёр (Горбункову): - "Скажите, пожалуйста, ваше имя отчество"
Жена Горбункова: - "Семён Семёнович Горбунков"
я такой момент уже видел, в фильме "Игла" (- "Дина это я")
это как бы показывает связь генетики и культуры

P. S. Старший экономист отправляется в увлекательнейшее путешествие .

Нравится Показать список оценивших

Майя Свириденко

Нравится Показать список оценивших

Константин Константин

Майя, я предпочитаю сам думать, а другие расшифровки позже посмотрю, для сравнения. Пока не буду их смотреть, чтоб не сбить собственное расследование Нравится Показать список оценивших

Константин Константин

Нравится Показать список оценивших

Константин Константин

итак, арбуззная корка. где мы видели арбузы ? Да, конечно же. Белое солнце пустыни. Дело было в Педженте .
что же означает арбуз
и как арбузная корка связана с библейским ГП ?
нога - это символ левитов (колено левия) - брюки превращаются
а в арбузную корку вступили ногой. прямо напротив Аротнеки
кам дураля
действительно сильный вывих
даже потерял сознание Нравится Показать список оценивших

Константин Константин

Череп - символ Культуры. Библейской, естественно. Поскольку Библейская культура находится в конфликте с Генетикой, и ведёт своих последователей к смерти

Золото бриллианты. Старший экономист.

Мумия была обернута в несколько слоев льняной ткани, в качестве соединительного вещества использован гипс.

. мумификация вывихнутой Руки экономиста с монетками и драгоценностями

рука с пятью пальцами - символ пяти видов власти библейской концепции. но у Горбункова - открытый перелом. И рука отвалилась совсем (страшный сон Геши)

Бриллиантовая рука

Diamondhand.jpg

Содержание

  • Семён Семёнович Горбунков, главный герой — Юрий Никулин.
  • Надежда Ивановна Горбункова, его жена — Нина Гребешкова.
  • Маврикий Павлович Терпигорьев («Шеф») — Николай Романов (озвучивает Константин Тыртов).
  • Алексей Семёнович Литвиненко («Лёлик») — Анатолий Папанов.
  • Геннадий Петрович Козодоев («Граф») (он же Геша) — Андрей Миронов.
  • Анна Сергеевна (а настоящее ли это имя-отчество?) — Светлана Светличная (озвучивает Зоя Толбузина, популярное заблуждение, на самом деле — Антонина Кончакова).
  • Капитан Михаил Иванович (в эпилоге — майор) — Станислав Чекан.
  • Лейтенант Володя/Двойник Володи — Владимир Гуляев.
  • Варвара Сергеевна Плющ (управдом) — Нонна Мордюкова. Хамелеон — сначала ругается на жильца, выгуливавшего собаку, но когда ее назначили читать лекцию «Собака — друг человека», сама начала умилительно позировать с псинкой. И целовать её. И украдкой отплёвываться.
    • Худсовет разглядел тонкую карикатуру на «непримиримых и бдительных представителей советской общественности» и настаивал: «Очень уж пошлую и агрессивную бабу сыграла у вас Мордюкова, смягчите образ!». Но Гайдай всё отстоял, и Плющ предстала на экране такой, какой и была задумана.
    • Тоже спорный вопрос, так как настоящий теплоход «Победа» тоже мелькает в соседних кадрах.

    Простой советский труженик Семён Семёныч Горбунков отправился по путёвке в заграничный круиз. Он был как минимум в Марселе и в Лондоне, а во время прогулки по Стамбулу поскользнулся на арбузной корке и сказал «Чёрт побери!». Это было паролем; турецкие контрабандисты приняли его за своего советского сообщника и наложили на руку гипс, напихав между слоями бинтов золото и бриллианты. По возвращении в Советский Союз он, как честный человек, намерен вернуть всё государству, но милиция настаивает, чтобы он служил приманкой для этих нехороших людей.

    Преступники пытались выманить Семён Семёныча и вернуть свои ценности:

    А тут ещё и управдом Плющ обижала бедного Горбункова. И всё это безобразие сопровождалось обалденным количеством смешных фраз и ситуаций.

    Наконец преступникам удалось выманить Семён Семёныча — он думал, что сел в машину к милиционеру в штатском, а это был контрабандист. Приехали в гараж автосервиса, где работал один из них. Тут закончилась первая часть, «Бриллиант почти не виден» (отсылка к документальному шпионскому детективу Василия Ардаматского «„Сатурн“ почти не виден»), и началась вторая, «Костяная нога». Нет, Баба-Яга тут ни при чём — в ходе этой передряги Горбунков упал с высоты, сломал ногу, и ему наложили гипс уже по мед. показаниям. «В последней сцене Горбункова с семьёй везут на катере по морю, а по окончании прогулки с помощью подъёмного крана пересаживают в автомобиль».

    Полковник: Почему сразу не представились? Михаил Иванович (со свежей повязкой на разбитом лице): Я хотел сперва присмотреться, проверить, подойдёт ли он нам. Полковник (с еле заметной иронией): Ну как, проверили? Михаил Иванович (твёрдо, уверенно): Проверил, товарищ полковник. Подойдёт! (С лёгким смущением.) Я никак не рассчитывал, что он… Полковник (проницательно): …гипсом… Михаил Иванович: Так точно, товарищ полковник.

    А нам все равно, А нам все равно — Пусть боимся мы Волка и сову…

    Дело есть у нас — В самый жуткий час Мы волшебную Косим трын-траву!

    Весь покрытый зеленью, абсолютно весь, Остров невезения в океане есть. Остров невезения в океане есть, Весь покрытый зеленью, абсолютно весь.

    • Мастер-ломастер — и кокос у них не растёт, и крокодил у них не ловится… Впрочем, здесь сложно сказать: в криворукости ли причина или в самом деле «место проклятое». Может быть, и то, и другое разом.
    • Они же — песня про меня. «Остров невезения» поёт Геша, когда провалил операцию, а «Песню про зайцев» — Сеня, ожидая, что вот-вот на него нападут бандиты.
    • Пародийное танго «Помоги мне…» про «буржуазно-экзотическое моральное разложение» — блистательный образец великолепной пошлятины, начиная от слов и кончая интонацией исполнения, а также великолепный штрих к образу аферистки Анны Сергеевны. Оно даже прямо в кадрепривязалось к борцу за облико морале («Позор пьянице и дебоширу Горбункову С. С.!») гражданке Плющ.
    • Отсылка: когда милиция увозит алкоголика (которого Горбунков ошибочно принял за мертвеца), алкаш орёт «Песню про медведей».
      • Говорят, протащено Гайдаем, дабы Вицин, имевший в то время некие финансовые сложности, получил гонорар ещё и за «Бриллиантовую руку». Но от Вицина тут — только голос, а длинное тощее тело алкаша — от самого Гайдая.
      • Не факт, что песня и остальное было сделано намеренно. Горбунков сначала принял Ладыженского за бандита, тревога оказалась ложная. («Зачем же я так напился?» — то есть зря он изображал из себя пьяницу). И просто расслабился (мол никаких бандитов-контрабандистов тут нет) Гешу то он еще не подозревает.
      • Лелик сам прокололся, когда сказал «Снимем гипс, выпотрошим его и полный порядок». А перед этим допустил ошибку сам Семен Семёныч: «Звание у вас какое? Как у Володи, лейтенант милиции?».

      И по законам комедии Горбунков случайно дважды оказался красной сельдью:

      • В первый раз стамбульские партнёры Шефа вообразили, будто этот долговязый растяпа и есть курьер.
      • Во второй раз уже советские контрабандисты охотились за Горбунковым. И когда у них получается-таки забрать гипс — облом: «Дык их же в милицию уже сдали, ничего здесь нет», в небе милицейский вертолёт, и контрабандисты схвачены.
      • Такой серьёзный, что уже смешно — временами. Гайдай говорил о своём намерении спародировать Бастера Китона, фильмы которого любил.

      Михаил Иванович (с иронией): Вы думаете.

      • Пустоголовый франт, Сноб и Культурный мерзавец — Геша. «Мне нужно принять ван-н-ну, выпить чашечку кофэ…»
        • Характерный тик — Геша картинно откидывает назад чёлку, резко задирая голову. Однажды — в телефонной будке, у стены — эта привычка его подвела.
        • Дуэт плохишей, Злодей-недотёпа и Обаятельный мошенник — они же. Вдумайтесь: Геша пытается заманить человека со сломанной рукой, который считает его другом, в безлюдное место, где они с Лёликом смогут оглушить его ударом по голове и обобрать (неважно, что драгоценности не его…). Но какие ж они оба трогательные и смешные! Кстати, большинство крылатых фраз принадлежит не честному труженику Горбункову, а именно этой уморительной парочке и особенно — Лёлику.
        • Ну прямо как родитель — Лёлик по отношению к Геше. Засчитывается и тогда, когда Лёлик его колотит. Точно так же он поколачивал бы и родного сына, если бы породил и вырастил его. И тоже полагал бы, что это «ради самого же пацана, поросёнка этакого». То есть — ни малейшего садизма, только благие намерения. Надо слышать, с какой скрытой отцовской нежностью Лёлик говорит о «Гешке» © в предфинальной сцене доклада Шефу по телефону.
        • Прикрывает один глаз. Лёлик не выбил Геше глаз. Он же не беспредельщик какой! Просто «поучил» немного молодого, поставив ему синяк. Но красавцу-позёру Геше стыдно ходить с фингалом, и он, пока гематома не рассосалась, прикрывает глаз широкой чёрной повязкой пиратского вида.
        • Поцелуй на удачу — перед отъездом Геши Лёлик по старой русской традиции на прощание троекратно целует его в уста. Это не то, что сейчас могли бы подумать. Зато это карикатура на привычку Хрущёва и Брежнева смачно целоваться с мужиками при встрече и прощании — по-старинному, по-русски.
          • Хотя отношения Кайро и Уилмора из книжного оригинала «Мальтийского сокола» именно такие, о которых вы подумали.
          • В порядке ватсонианства — так тупо меньше риска. Два подручных, не сидевших и не засвеченных лучше, чем толпа народа, уже состоящего на учёте в МВД/КГБ. И масштаб своей деятельности скрывать проще — не удивительно, если при контакте с другими представителями теневой сферы (поставщиками антиквариата, турецкими покупателями и т. д.) он отыгрывает посредника/представителя, а не действует от своего лица.
          • Да и в порядке дойлизма — в любой разумно организованной криминальной структуре участники контактируют только с непосредственными «коллегами» (и, за исключением главного босса, даже не знают о существовании кого-то еще). Так попросту безопаснее. И поскольку происходящее мы видим в основном с точки зрения Геши (и еще немного Лелика), т. е. снизу, то даже возможные другие подчиненные Лелика в кадр вполне могли не попадать. А уж у Шефа почти наверняка есть и другие подручные: и в начальных кадрах перевозом ценностей занимался кто-то другой, и после разоблачения и предполагаемого бегства Лелика и Геши Шеф не собирался сворачивать деятельность, поначалу ему пытались даже алиби обеспечить.

          Речь турецких контрабандистов, маскирующихся под аптекарей, и стамбульской жрицы любви — это шедевр внутри шедевра. Сочинили её сам Гайдай, Каневский, Островская и Чаева. Она уморительно звучит, пародирует нерусские языки как таковые и очень далека от языка турецкого. (Ахма́к (дурак) — пожалуй, единственное настоящее турецкое слово). Собственно, это макароническая мешанина из вымышленных и реальных слов, но её примерный смысл можно уловить (экстраполируя), и по ней то тут, то там разбросаны пасхалки.

          Во многих советских фильмах при переводе иностранной речи, а также в зарубежных, купленных для советского кинопроката, использовался закадровый перевод. Одной из звёзд такого озвучивания была Виктория Леонидовна Чаева, чей бесстрастный голос был очень узнаваем. Она согласилась поучаствовать в этой пародии — то есть фактически и в самопародии. И вот один из контрабандистов в ярости обрушивает на другого поток громких, но совершенно непонятных словоизлияний, а женский голос за кадром лаконично переводит всё это одним словом: «Заткнись».

          Аман (злобно): …крукл скунс табл шляхт мордюк?! Мустафа (возмущённо): Крукл скунс мордюк табл шляхт?!

          А: …где были твои мозги, тупой вонючка?! М: А твои мозги где были, вонючий тупица?!

          • — А вот я люблю песню про зайцев. — Про кого? — Про зайцев. — Сеня, про зайцев — это неактуально! Остров Невезения! (Геша на теплоходе).
          • Руссо туристо! Облико морале! Ферштейн! (Геша — стамбульской проститутке). Это ещё и импровизация — в сценарии не было. [Сестра автора правки употребила эту цитату во время поездки в Италию, дабы избавиться от навязчивого поклонника. Таки да! Подействовало!]
          • Непереводимая игра слов с употреблением местных идиоматических выражений.
          • Поскользнулся. Упал. Закрытый перелом. Потерял сознание. Очнулся — гипс… (Легенда Горбункова, сочинённая капитаном «Михаила Светлова»).
          • Как говорит наш дорогой шеф… [нужное вставить] (Лёлик).
            • …в нашем деле главное — этот самый реализьм!
            • …Если человек идиот, то это надолго!
            • …за чужой счёт пьют даже трезвенники… и язвенники!
            • …нет такого мужа, который хоть на час бы не мечтал стать холостяком.
            • Время — деньги. Когда видишь деньги — не теряй времени.
            • …куй железо, не отходя от кассы!
            • Как говорил один мой знакомый, покойник: «Я слишком много знал…»
            • Не знаю, как там в Лондоне, я не была. Может, там собака — друг человека. А у нас управдом — друг человека! (Она же).
            • А эта странная фраза: «Собака — друг человека!» Странная, если не сказать больше…
            • А если не будут брать [лотерейные билеты] — отключим газ! (И опять она).
            • Идиот! Дитя́м мороженое!! (Всё же перепутал! Но исправился).
            • Будеть тебе там и «ванна», будеть и «кофэ», будеть и какава с чаем.

            Данный фильм одновременно и в должной мере глубок — и вполне «демократичен» (общедоступен) по стилю, предельно далёк от элитарности, от «артхаусности». Обычно бывает или «скорее попса», или уж «скорее кино не для всех» — но не в этом случае. Недаром в последующие годы — до нашего времени включительно — считалось очень уместным показывать БР в праздничные дни.

            Сюжет напичкан множеством комедийно-пародийных нелепостей — и в то же время предельно человечен, психологически правдоподобен. Это казалось почти недостижимым в предлагаемых «диких» обстоятельствах фабулы — и в то же время это было достигнуто. На выходе — редкостно органичный сплав условности и реализма.

            Принято считать, что чем условнее персонаж, тем меньше живого отклика в глубинах душ он вызывает… но здесь условность не помеха сопереживанию. Типажность и глубина нередко противоречат друг другу — но не в этом фильме. Каждый персонаж до того типизирован, что непременно стал бы «маской», ходячим штампом… если бы не выглядел (вопреки всему) стопроцентно живым человеком, выхваченным из самой гущи реальности.

            Общеизвестно: эксцентрику куда труднее убедительно подать, чем драматическое или трагедийное содержание. В 1960-е годы Гайдай умел подавать эксцентрику без всяких огрехов.

            Режиссёру повезло с актёрами, а актёрам — с постановщиком. Чувствительность нигде не переходит в сентиментальность, а бафос (почти постоянный) нигде не срывается в комикование. Даже если персонаж и/или актёр откровенно кривляется — это, как ни странно, тоже выглядит органично, прекрасно работает на образ.
            В итоге игра актёров — выше всяких похвал. Исполнители главных ролей смогли подать своих персонажей предельно остро — но при этом нигде не переиграть. А каждая маленькая роль — тоже своего рода микрошедевр.

            БР, среди всего прочего, является как бы полным сборником основных человеческих переживаний — как благородных, так и не очень. Это «энциклопедия земных страстей и пороков» — поданных, впрочем, без малейшей дидактичности. То есть: как бы сильно ни позорился персонаж — зрителю не чудится около него указующий перст и не слышится назидание «смотрите, мол, это Очень-Очень Плохо!». А если персонаж прав и/или ему сопутствует удача — не возникает ни сусального, ни ходульного оттенка. Персонажи просто живут своей жизнью — и как бы невольно они умудряются всё, что нужно, показать зрителю, ничего ему при этом не навязав.

            И детализация, детализация! БР — фильм не на один раз; её можно бесконечно пересматривать, наслаждаясь подробностями.

            Ввиду своих «вечных сторон» — БР есть фильм на все времена, предельно доступный восприятию каждого; попросту неспособный «устареть», остаться в прошлом. Но ввиду обилия аллюзий (как историко-политических, так и культурных) — БР есть вдобавок памятник своей эпохи.
            Такое сочетание тоже мало кому удаётся в полной мере. У Гайдая в данной киноработе получилось и это.

            Вдобавок Гайдай, как известно, являлся знатоком зарубежного кино, в том числе и тех его образцов, которые не приобретались для официального проката СССР, а показывались на закрытых просмотрах… или даже нелегально провозились в страну в единственном экземпляре, «по блату», и потом их крутили в узком кругу «мажоров» и их приятелей-кинематографистов. В результате Гайдай добавил в БР множество отсылок к фильмам, которые были популярны в то время на Западе, но в СССР 1960-х годов оставались практически неизвестными большинству народа. Со стороны Гайдая это были — как сейчас говорят — «пасхалки», подмигивания людям своего круга.

            Гайдай спародировал не только ряд зарубежных фильмов, но и несколько популярных (или, напротив, одиозных) советских. А один из сценаристов, Морис Слободской, вдобавок был знатоком и ценителем западной детективной литературы: книг Агаты Кристи, Жоржа Сименона и прочих подобных авторов, чьи истории о сыщиках вполне легально издавались в СССР в официальных литературных переводах. Слободской дополнительно напихал в сценарий цитат из этих детективов, перемежая это скрытыми реминисценциями из… русских классиков.

            Всё это привело к тому, что в фильме постоянно, как бы «вторым планом», идёт этакая окрошка из всевозможных культурных отсылок. Как в постмодернистских произведениях 1970-х годов и позже… но едва ли не с большей плодотворностью, чем в них.

            БР, она как «Голый пистолет», только лучше — причём задолго до выхода «Голого пистолета». И это — наименьшее (а не наибольшее и уж подавно не единственное) из её достоинств. В БР всё время что-то цитируется, на что-то делаются намёки — дружеские, нейтральные, насмешливые, а то и саркастические. Всё это создаёт дополнительный оттенок комизма — в восприятии «тех, кто в курсе». Но гениальная универсальность «Бриллиантовой руки» — в том, что зритель, не посвящённый во все эти тонкости, всё равно сможет насладиться фильмом и вряд ли отреагирует в стиле «Чё к чему?!»: ведь сюжет и юмор поистине многослойны. Комизм БР не сводится к цитатам, а существует сам по себе; он рассчитан прежде всего на «свежего человека»; а многочисленные отсылки, переклички и передразнивания — это не более чем приятные дополнения, они сами по себе погоды не делают.

            • Состав банды контрабандистов явно отсылает к «Мальтийскому соколу» (Геша — Кайро, Лёлик — Малыш Уилсон, Шеф — Толстяк Гутман, Анна — О’Шэннеси). И предфинальный поворот сюжета совпадает.
            • Местами вкраплены те или иные насмешки над зарубежными фильмами «Бей первым, Фредди!», «Нас много, на каждом километре», «Капитан Тенкеш», «Полный вперёд!».
            • Криминальная схема, по которой действовали ребята Шефа и их турецкие (и итальянские?) «коллеги» — это своеобразная пародия на сюжет фильма «Чёрный бизнес» (1965). Там криминал вывозит за границу советскую наличность, которую ЦРУ скупает для финансирования агентуры в СССР. Взамен же криминал получает от ЦРУ золото и драгоценности. Разница в том, что в «Бриллиантовой руке» не действует никакая западная спецслужба, а криминал вывозит за границу иконы и картины (кадры, показывающие это, по требованию цензора вырезаны из окончательной версии фильма).
            • Деление фильма на две части, причём первая в 17 раз длиннее второй, пятиминутной — пародия на западные многосерийные остросюжетные фильмы, эксплуатирующие клиффхэнгеры.
              • Клиффхэнгер здесь тоже пародийный: мизансцена, которой закончилась «часть первая», никак не могла перейти в мизансцену, которой начинается «часть вторая». Это не ляп, а фича. Комментарий современника: «Эту шутку очень хорошо понимали зрители тех лет, когда было много фильмов, в которых в конце одной серии главный герой, к примеру, шёл на дно, связанный по рукам и ногам в заколоченном ящике с тяжёлым грузом, а следующая серия начинается с того, что наш герой благополучно выплыл и направляется к берегу».
              • Именно по этому случаю Софи Лорен чуть позже будет прямо упомянута в фильме: «Сеня, а ты Софи Лорен видел?» — «Не-а». Сеня сказал правду — Софи Лорен он не видел, видел только её подражательницу.
              • И вообще на «шикарных фигуристых баб» западного кино 1960-х, в том числе бондианы.
              • Кстати, лейтенант Володя всё сделал правильно и не дал Горбункову ни одного боевого патрона. Абажур пробит не пулей из горбунковского пистолета, а всё той же отлетевшей застёжкой лифчика; это видно, если пустить эту сцену в режиме slow-mo.
              • Кстати, здесь эта сцена гораздо реалистичнее, чем в оригинале. Там она прерывистая, как в фильмах 50-х. А здесь красивее и длиннее. А ведь с «оригинала» прошло меньше 5 лет, да и «Рука» снималась за меньшие деньги!

              Ищу маргинальное. Вижу вывески на арабском и итальянском. Или на чем-то напоминающем итальянский и арабский. Турки перешли на латиницу в двадцать восьмом году — и турецкий я, так сказать, графически идентифицирую — там не вывесили ничего, напоминающего турецкий. А контрабандисты явно косят под итальянцев. Итальянский плюс арабский — это Ливия, из которой итальянцев погнали в 1970. «Бриллиантовая рука» вышла в 1968.

              Да, изначально авторы фильма хотели, чтобы контрабандисты орудовали в некоем мусульманском городе на севере Африки, но им запретили от слова «совсем». Тогда они утвердили Стамбул как канон и неоднократно заявляли об этом. Горбунков прямо упомянул в разговоре с тов. Плющ, что был там (и теперь должен прочитать лекцию на тему «Нью-Йорк Париж Стамбул — город контрастов»). Но это клюквенный Стамбул, намеренно показанный в стилистике «абстрактного восточного города», с верблюдами на улицах, нарочно упоминается какой-то невообразимый «Шимуншин Шах Третий», который в нашей истории никогда не правил в Турции, и т. п. В итоге получилась причудливая смесь штампов об Италии, Греции и Турции.

              Помните сцену, в которйо Геша поёт про Остров невезения? Перед ней титр прямым текстом сообщает: «Шёл седьмой день увлекательного путешествия». А в город с контрабандой герои попадают после этой сцены. Неужели теплоход «Михаил Светлов» шёл к Стамбулу неделю или дольше? Это из Черноморска (где бы тот ни был расположен, в Одесской области, Крыму или в Краснодарском крае) как-то очень долго. Исторический теплоход «Победа» (с которого «Михаил Светлов» списан и в роли которого сама «Победа» засветилась в фильме) успевал за четыре недели оформить целый круиз «Вокруг Европы». Так что Семён Семёныч в Стамбуле побывал в самом начале круиза. А вот контрабандисты дожидались теплохода где угодно, но только не в Стамбуле. Точнее, не где угодно, а где-то в Средиземноморье. Описанная в предыдущих версиях Ливия вполне подходит по времени.

              Бриллиантовая рука доска позора

               Насколько натуральными были соки в СССР

              Насколько натуральными были соки в СССР

              На омском торговом центре появилось граффити в стиле Win98 с отсылкой к истории города

              На омском торговом центре появилось граффити в стиле Win98 с отсылкой к истории города

              Распорядок дня в пионерском лагере СССР, о котором сегодня нам остается только мечтать

              Распорядок дня в пионерском лагере СССР, о котором сегодня нам остается только мечтать

              Детектив плаща и сигары: история создания "Коломбо"

              Почему в СССР было запрещено каратэ?

              Почему в СССР было запрещено каратэ?

              Вкусы советского детства, которые современные дети уже не знают

              Вкусы советского детства, которые современные дети уже не знают

              20 картин советских художников, от которых щемит на душе: вся правда о детстве на холсте

              20 картин советских художников, от которых щемит на душе: вся правда о детстве на холсте

              Главный сентябрьский хит

              Главный сентябрьский хит

              Жизнь ларечная: артефакты из прошлой жизни, кое-где еще доживающие свой век

              Жизнь ларечная: артефакты из прошлой жизни, кое-где еще доживающие свой век

              Читайте также: