Боюсь отвечать у доски в университете

Обновлено: 07.07.2024

Как перестать нервничать из-за учёбы? Мастер-класс от Адукар

Школьная и студенческая жизнь полна беспокойств. Нужно хорошо ответить тему, написать контрольную работу, сдать экзамены, ЦТ и поступить. Или постараться не завалить зачётную и экзаменационную сессию, практику, курсовую работу и получить диплом. Эти периоды все переносят по-разному, но так или иначе они связаны с волнением. Адукар подскажет, как перестать нервничать из-за учёбы или перед важным событием. А также объяснит, что делать, когда тревожность становится твоим постоянным признаком.

Различай спонтанное чувство беспокойства и повышенную нервозность. Первое проявляется разово и считается нормой. Но если обычное беспокойство перерастает в хроническую нервозность (по поводу и без), то это уже проблема

У страха глаза велики, или почему мы нервничаем

Запотели ладони, сердце часто забилось, стало жарко, сложно сконцентрироваться — твоё тело сигналит о проблеме. Дело может быть в физиологии — страхе за свою жизнь. Чаще причиной волнения становится психология — страх неудачи или нежелание выглядеть глупыми в глазах людей. В этот момент происходит выброс адреналина, который заставляет действовать или тормозить.

Беспокойство часто придаёт маленьким вещам большую тень (шведская поговорка)

Беспокойство часто придаёт маленьким вещам большую тень (шведская поговорка)

Вредно ли нервничать?

В стрессовых ситуациях сосредоточиться и спокойно мыслить труднее, особенно, когда нужно работать головой. Например, сложно вспомнить нужный билет на экзамене или ответить тему во время выступления у доски . Если волноваться по мелочам и накручивать себя, можно стать пессимистом. Некоторых нервозность толкает ко вредным привычкам, что нехорошо для здоровья.

С помощью стресса можно развивать память

Когда обычное беспокойство переходит в повышенную нервозность?

Этот переход может определить только врач. Однако есть признаки, которые помогут понять, нужно ли бежать к специалисту. Депрессивное состояние, снижение активности, постоянное беспокойство — это тревожные звоночки. Люди с повышенной нервозностью страдают бессонницей, головными и сердечными болями. В такой ситуации главное вовремя заметить неладное и обратиться за помощью. Ведь в некоторых случаях чрезмерное волнение может быть симптомом многих заболеваний.

Как перестать нервничать перед важным событием?

Не создавай себе проблемы

Волнения не избежать, когда на экзамен идёшь неподготовленным. Поэтому лучше заранее планировать дела и правильно рассчитывать время, чтобы выучить предмет как следует. Так ты сохранишь значительную часть нервных клеток.

Настройся на позитив

Если хочешь научиться контролировать свои эмоции, сделай своими настольными книгами произведения Роберта Лихи “Лекарство от нервов”, Сьюзан Дэвид “Эмоциональная гибкость” или Маркса Мэнсона “Тонкое искусство пофигизма”

Если хочешь научиться контролировать свои эмоции, сделай своими настольными книгами произведения Роберта Лихи «Лекарство от нервов», Сьюзан Дэвид «Эмоциональная гибкость» или Маркса Мэнсона «Тонкое искусство пофигизма»

Что не убивает нас, то делает сильнее

Чтобы жизнь изменилось к лучшему, поменяй своё отношение к ситуации. Продумывай возможные варианты развития событий и не исключай вероятности неудач. Например, можно мыслить так: «Если не сдам экзамен на 9, не наберу нужный балл аттестата, придётся подавать документы на платное или в другой вуз, где проходной балл ниже» или «Пойду на пересдачу — постараюсь всё выучить, а в следующем семестре обязательно получу стипендию». Решай проблемы, а не страдай из-за них.

Не держи переживания в себе

Легче взять себя в руки, когда делишься эмоциями с другими. У двери перед экзаменом можно обсудить билеты, поддержать друг друга, пожелать удачи. Отвлекись на повторение материала и почитай самые сложные темы. Так ты сможешь позабыть на некоторое время о нервной дрожи.

Учись правильно дышать

Если событие вот-вот начнётся, а нервы на пределе, воспользуйся хитрым трюком. Есть эффективное дыхательное упражнение , которое помогает успокоиться. На четыре счёта нужно вдохнуть воздух и задержать его на две секунды. Затем за четыре секунды выдохнуть и снова не дышать две секунды. Если объём лёгких позволяет, интервалы можно увеличить (шесть к трём или восемь к четырём).

Во время расслабляющих упражнений важно дышать не грудью, а животом. Это поможет быстрее успокоить физиологические признаки нервозности

Сконцентрируйся

Чтобы перестать нервничать, иногда достаточно собраться с мыслями и сосредоточиться на важном событии. Проверь, всё ли ты взял с собой, проверни в голове спланированный сценарий. Если это экзамен, не паникуй, а вдумчиво прочти вопросы и постарайся вспомнить материал. Постепенно записывая факты, ты сможешь запустить механическую и зрительную память и вспомнить гораздо больше теории, чем тебе казалось вначале.

Как не переживать из-за учёбы?

Одна из важных частей жизни (минимум 11 лет) приходится на учёбу. Больше всего стрессов приключается со школьниками и студентами из-за неё. Переживания из-за оценок, экзаменов и поступления, взаимоотношений с учителем и классом — лишь верхушка айсберга.

Не бойся ошибаться

В школу и в университет мы приходим, чтобы получать знания. На этом этапе делать ошибки нормально. Не стесняйся выступать перед классом или группой. Это всего лишь подготовка к будущей жизни и проработка твоих умений справляться со стрессом. Тебе обязательно пригодится этот навык на работе.

Не гонись за оценками

Для многих школьников учёба — гонка за хорошими отметками. Но порой средний по успеваемости ученик достигает больших высот, чем зубрилка-отличник, так как сконцентрировался на знаниях. Конечно, такой аргумент не совсем правдив для выпускных классов, когда каждый балл на счету . Заботься о качестве знаний. Именно они помогут тебе поступить в хороший колледж или вуз.


Отбрось шаблоны

Классический шаблон — ученик приходит в 1 класс, прилежно учится 11 лет и выпускается из школы с хорошим аттестатом прямо в вуз. Это не значит, что у тебя должно быть точно так же. Можно пойти учиться после 9 класса, а позднее поступить в вуз и построить карьеру. Как вариант, после вуза получить ещё несколько высших образований и работать не по диплому. Или вообще со школьным образованием после курсов работать в IT-компании. Отбрось стереотипы и ищи собственные пути саморазвития.

Решай проблемы по мере их поступления

Научись планировать свой день, чтобы распределять время на подготовку к экзаменам, ЦТ или написание курсовой (дипломной). Так ты сможешь быть уверенным, что успеешь всё сделать. И не нужно будет в последний момент в панике хвататься за учебники и кусать себе локти.

Не забывай про отдых

Обязательно отводи время на отдых . Порой, чтобы успокоить нервы, нужно развеяться. Заслуженным отдыхом может стать любимое хобби, встреча с друзьями, просмотр любимых фильмов и просто хороший сон. После перезагрузки ты оценишь всё свежим взглядом и продуктивнее подготовишься к учёбе.

Что делать, если нервничаешь постоянно?

ы

Питайся правильно. Твоя нервная система будет тебе благодарна, если ты будешь есть продукты с витаминами В (В1, В6, В9, В12), А, Е, Д

Не ограничивайся разовым отдыхом. Как говорится в пословице, в здоровом теле — здоровый дух. Поэтому регулярный сон, занятия спортом, прогулки на свежем воздухе и правильное питание решат проблему со стрессом.

Трудно сразу преодолеть нервозность. Придётся долго работать над собой. Надеемся, что наши советы станут хорошим стартом и помогут тебе справляться с волнением в любой жизненной ситуации.

Спасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что были полезны. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:

Как помочь ребенку преодолеть страх отвечать у доски

Можно нарисовать «страшного» учителя, а потом сделать с рисунком то, что захочет ребенок. Можно нарисовать два рисунка: один на тему «Как я боюсь Марь Иванну», а второй – «Как я ее не боюсь». Затем можно спросить ребенка, что же все-таки хорошего есть в учительнице, пусть ребенок постарается назвать хотя бы одно качество учителя, которое ему нравится. Если это получилось – ваша работа по снятию страха оказалась эффективной.

Бывает очень полезно поиграть с таким ребенком в школу. Причем вы можете взять на себе роль ученика, а ребенок – учителя. Чем более грозным и страшным будет учитель в исполнении вашего сына или дочки – тем лучше. А вам нужно подыграть собственному ребенку: от души дрожать, отвечая у доски, делать совсем уж нелепые ошибки при решении примеров и т.д.. Можно специально предложить ребенку игру в «кошмарного учителя»: пусть ваш сын или дочка изобразит самого ужасного учителя, которого только может себе представить. Ваша задача – пугаться.

Если ребенок уверенно чувствует себя в ситуации письменного контроля знаний, а трудности вызывает именно необходимость отвечать у доски, можно придумать, как сблизить ситуацию письменного и устного ответа.

Если вы выяснили, что страх отвечать у доски вызван, прежде всего, боязнью получить плохую оценку, поговорите с ребенком о том, для чего вообще нужны оценки в школе. Можно для начала спросить ребенка, зачем люди ходят в школу. Чтобы получать оценки? Или чему-то научиться, что-то узнать, стать в будущем тем, кем захочешь? Затем можно рассказать сыну или дочке примерно следующее: «Понимаешь, учеба в школе – это как путешествие. Ты отправляешься в путь за новыми знаниями и умениями. Это дорога непростая и некороткая. Подумай, легко ли в путешествии без компаса и карты? Когда мы куда-то идем, нам нужны ориентиры, что мы двигаемся в правильном направлении, а иначе легко заблудиться. Оценки, которые ты получаешь, - это всего лишь такие дорожные знаки, метки для твоего пути. Если получил «пятерку» - значит двигаешься туда, куда надо, а «двойка» просто сообщает, что ты немного запутался и заблудился».

Но, конечно же, такие разговоры с ребенком могут оказать нужное воздействие, только если вы сами сможете относиться к оценкам ребенка адекватно, а не как к какой-то высшей ценности, смыслу его пребывания в школе.

Конечно, в случае наличия страха отвечать у доски очень полезным было бы постепенно приучать ребенка более комфортно и спокойно чувствовать себя в этой ситуации. Для этого вы можете попытаться попросить, чтобы в школе вам разрешили немного позаниматься со своим сыном или дочкой в пустом классе. Пусть ребенок сначала просто освоится с доской, порисует на ней, сколько захочет. Потом можно постепенно приучать вашего школьника спокойно переживать ситуацию ответа у доски. Сначала просто побеседуйте с ребенком на какие-то нейтральные темы. Затем можно продолжить разговор, но пусть ребенок останется у доски, а вы присядьте за парту. Когда эта ситуация перестанет вызывать дискомфорт, попробуйте приблизить ее к тому, что будет больше похоже на ответ на уроке: пусть ребенок расскажет, например, хорошо известное ему стихотворение. Потом попросите ребенка мысленно представить, что в классе находятся одноклассники. Через несколько подобных тренировок вашему сыну или дочке будет уже гораздо легче пережить ситуацию реального ответа у доски.

Также для вашего сына или дочери очень полезно обучиться навыкам телесной релаксации (то есть расслабления). Дело в том, что, как вы уже знаете, наши эмоциональные и телесные реакции очень тесно взаимосвязаны, и как тело реагирует на переживаемые чувства, так и эмоциональное состояние откликается на физические изменения.

Начинать подобные занятия лучше с последовательного напряжения и расслабления различных групп мышц. Вы можете сказать своему сыну или дочке примерно следующее: «Давай напряжем правую руку. Сильно-сильно. А теперь брось, расслабь ее, пусть она упадет. Теперь давай напряжем левую руку. А теперь расслабим» и т.д..

Также для обучения релаксации можно использовать специальные игры. Например, игру «Растение». Ребенок должен постепенно “вырастать” из семечка, а затем “сломаться”. Эта игра обучит ребенка произвольно чередовать состояния мышечного напряжения и расслабления.

Научить расслабляться, снимать мышечные зажимы помогает и игра «Прогулка по сказочному лесу». Предложите ребенку представить, что он находится в сказочном лесу и ходит там по различной почве: по зелёной мягкой травке, по горячему песку, по холодному снегу, по шуршащим осенним листьям, по болоту и так далее. Ребенок будет меньше стесняться, если вы будете играть в эту игру вместе с ним.

Когда ребенок хорошо научится расслабляться, он сможет осознанно снимать мышечное напряжение, выходя к доске, что поможет чувствовать себя значительно увереннее при ответе.

Если у вас хороший контакт с учителем своего ребенка, вы можете поговорить с ним о его особенностях, рассказать о том, что ребенка, который испытывает страх отвечать у доски, лучше спрашивать в середине урока, а не в начале или конце. Считается, также, что боящиеся отвечать дети часто дольше думают при устном ответе. Им требуется больше времени, чтобы сформулировать свои мысли. Потому важно представлять мальчику или девочке это время, при этом не повторяя вопрос. Ребенок и так прекрасно помнит задание, а такое повторение приводит только к усилению страха.

Итак, для преодоления страха отвечать у доски может оказаться полезным:

Как помочь ребенку преодолеть страх отвечать у доски

  • помочь ребенку преодолеть страх определенного учителя;
  • сформировать более адекватное отношение к школьным оценкам;
  • обучать сына или дочку навыкам публичных выступлений;
  • научить ребенка расслабляться, снимать мышечные зажимы в ситуации устного ответа;
  • постепенно снижать страх ответа у доски, понемногу приучая ребенка более спокойно чувствовать себя в этой ситуации;
  • поговорить с учителем об особенностях вашего ребенка, вместе искать способы снижения страха.

Страх отвечать на учебе, хотя все знаю

Здравствуйте, могу взять вашу тему,
Условия работы, закреплены ниже.
С уважением,
Азов М. В.

Условия проведения демо-консультации Здравствуйте! Рад видеть вас, на моей личной странице. Ко мне вы можете обратиться, как за психологической консультацией, так и с определенным запросом(проблемой), которую мы вместе с вами, проработаем максимально быстро. Устранение психологических проблем, таких как: заниженная самооценка, депрессивные расстройства, неуверенность в себе, алкоголизм, табакокурение, психосоматические заболевания. Гипнотерапия не предусматривает разбор мельчайших подробностей вашей проблемы, а вся информация строго конфиденциальна! Работаем только по конкретному запросу. Демо-консультирование не более 60 минут, далее: оплата выбранной вами консультации через сайт и начинаем работать. Постараюсь помочь максимально быстро. В мои интересы не входит растягивание времени. Для меня важно, оказать вам профессиональную и эффективную помощь, сберегая ваше и свое время.
С уважением к вам,
Азов М.В. №1 | Азов Максим Валентинович писал(а):


Психолог, Клинический психолог

Сейчас на сайте

Здравствуйте, Лиза, если моя кандидатура подходит, можем начать работу завтра в 15.00 по Москве. Сможете быть онлайн? Условия проведения демо прилагаю

Условия проведения демо-консультации Демо-консультации провожу в режиме онлайн по предварительной договоренности. Провожу 5 демо-консультаций по 50 минут каждая сессия.


Психолог, Клинический психолог

Сейчас на сайте


Психолог, Клинический психолог

Сейчас на сайте


Психолог, Клинический психолог

Сейчас на сайте

№0 | ElizaG писал(а):
Наверное, стоит вначале написать, что в первом классе учительница ставила детей(и меня) на колени перед остальным классом из-за того, что вовремя не ответили на вопрос


Психолог, Клинический психолог

Сейчас на сайте

№0 | ElizaG писал(а):
В школе, в средних и старших классах, некоторые учителя понимали, что я знаю предмет, поэтому меня сами вызывали и мне отвечать было легче.


Психолог, Клинический психолог

Сейчас на сайте


Психолог, Клинический психолог

Сейчас на сайте


Психолог, Клинический психолог

Сейчас на сайте


Психолог, Клинический психолог

Сейчас на сайте

№0 | ElizaG писал(а):
Странно, что я обратилась за помощью только сейчас, ведь на протижении долгих лет я страдаю от своего комплекса, а также, могу сказать даже фобии ответить неправильно.


Психолог, Клинический психолог

Сейчас на сайте

№0 | ElizaG писал(а):
Такая детская пустяковая проблема, а как же неприятно. №7 | Андриянова Тамара Теймуразовна писал(а):


Психолог, Клинический психолог

Сейчас на сайте

№8 | Андриянова Тамара Теймуразовна писал(а):


Психолог, Клинический психолог

Сейчас на сайте


Психолог, Клинический психолог

Сейчас на сайте

№9 | Андриянова Тамара Теймуразовна писал(а):
Лиза, по какой специальности Вы учитесь? На каком курсе? Интересна ли Вам эта специальность, сами ли Вы ее выбирали?


Психолог, Клинический психолог

Сейчас на сайте

№20 | ElizaG писал(а):
Специальность криминология, мне нравиться, посмотрим как будет на практике, мне вообще нравяться разные вещи, даже полярные, хотелось бы и в творческом плане развиваться, думаю, так мне бы было проще, изучать медиа, рекламу, искусство, мне кажется там люди не мыслят шаблонно и я буду чувствовать себя свободнее. №10 | Андриянова Тамара Теймуразовна писал(а):
Как складываются Ваши отношения с одногруппниками? №10 | Андриянова Тамара Теймуразовна писал(а):
Как складываются Ваши отношения с одногруппниками?


Психолог, Клинический психолог

Сейчас на сайте

№22 | ElizaG писал(а):
Я проучилась два года в полном игноре меня со стороны одногруппников( учусь заграницей). Потом мы поехали от университета на практику, и я сдружилась с некоторыми одногруппниками и чувствовала далее на учебе себя довольно хорошо, очень даже раскованно, но только с ними, все же боялась отвечать. №11 | Андриянова Тамара Теймуразовна писал(а):
С кем Вы проживаете, кто входит в Вашу семью?


Психолог, Клинический психолог

Сейчас на сайте

№23 | Андриянова Тамара Теймуразовна писал(а):
Я проучилась два года в полном игноре меня со стороны одногруппников( учусь заграницей).


Психолог, Клинический психолог

Сейчас на сайте

№12 | Андриянова Тамара Теймуразовна писал(а):
Что послужило той самой последней каплей, что Вы решили все же обратиться за помощью?


Психолог, Клинический психолог

Сейчас на сайте

№18 | Андриянова Тамара Теймуразовна писал(а):
Когда закончите отвечать на вопросы, попробуйте вспомнить ситуацию из последних, когда Вы не могли ответить на уроке, но знали ответ. Что за преподаватель был? Кто с Вами сидел? Что у Вас спросили? Как Вы ответили или промолчали? №28 | Андриянова Тамара Теймуразовна писал(а):
-

Другие пытались отвечать, но отвечали неправильно. Я, наверное, как мне кажется, немного пыталась намекнуть учителю мимикой что ну спросите меня, что я знаю(но он сам не спрашивает лично у кого-то, вопрос ко всему классу был).


Психолог, Клинический психолог

Сейчас на сайте

№29 | ElizaG писал(а):
Вот как раз выше описала последний случай. Я была так зла на себя, прям до слез, но это чувство, наверное, если описывать, то наиболее приближенным будет чувство фрустрации.
Преподаватель мне в целом нравиться, иногда может подшутить над неправильным ответом учеников, но, в целом неплохой учитель.
Я сидела одна за партой, передо мной сидели люди, вижу, начали листать учебник, ища ответ. А я, как в другом измерении, на это все смотрю, пытаюсь решиться, но не ответила.. вопрос по теме вождения был.


Психолог, Клинический психолог

Сейчас на сайте

№25 | Андриянова Тамара Теймуразовна писал(а):
Как Вы вообще, Лиза, сходитесь с людьми и коллективами? Та ситуация была единовременной в Вашей жизни или Вам свойственно быть исключенной из коллективов? №23 | Андриянова Тамара Теймуразовна писал(а):
Когда Вам легче было отвечать на занятиях - когда Вы были в "полном игноре", или когда среди одногруппников были приятели, товарищи, с которыми Вы хорошо общаетесь? №25 | Андриянова Тамара Теймуразовна писал(а):
Как Вы вообще, Лиза, сходитесь с людьми и коллективами? Та ситуация была единовременной в Вашей жизни или Вам свойственно быть исключенной из коллективов?

Ещё дополню ответ на вопрос, на счёт людей и коллективов.
Сейчас, если мне это нужно, я могу влиться в доверие к человеку. Конечно, есть люди, которые мне нравиться и с которыми я бы хотела дружить. Обычно эти люди какие-то необычные. Со своим стилем, или же ярким поведением, интересным изложением мыслей, начитанностью, излишней элегантностью или наивностью, простодушностью. Которые точно будут выделяться из общей массы.
Но в целом же, люди достаточно конформные, поэтому я не сильно заинтересованна в общении. Люди, как я анализирую, обычно хотят со мной общаться(но не тогда в университете, возможно я была чересчур напугана и люди меня опасались).
Я в себе замечаю очень много черт, такой паранойяльной личности. Если кто-то или что-то не способствует достижению моей цели-это не так важно.
Но приятное общение с людьми просто так, как оказалось, очень важно.

№26 | Андриянова Тамара Теймуразовна писал(а):
Как складываются отношения у Вас с каждым из членов семьи? (Можно исключая кота)))))
Я правильно поняла, что Вы с братом живете в другой стране?

Нет, я сейчас дома, осенью поеду заграницу.
С братом сейчас холодные отношения( и это хорошо). Он ничего мне говорит и это лучше чем оскорбления и унижения.
С папой неплохие, можем хорошо поговорить, но не обо всем и не сильно глубоко. Но я претензий не имею.
С мамой, я думаю, у меня какая-то больная связь, которую мама, и, возможно я(я это лично не чувствую) не разрываем. Она, как будто бы, всегда хочет сбить меня с моего курса. Давит своим мнением, не поддерживает-это меня ранит, но со временем все меньше. Я могу ей сразу объяснить что она делает, её схему поведения, а через некоторое время она мне тоже самое говорит по отношению уже ко мне. Как будто это от неё мысль идёт на счёт меня, думаю, она этого не замечает.
С сестрой хорошие, но не глубокие.

Страх отвечать у доски

Начавшаяся школьная жизнь предъявляет ребенку новые требования, ставит перед ним новые задачи. Одно из таких новых испытаний — необходимость отвечать «у доски», демонстрировать всем уровень своих знаний и умений, подвергаться оцениванию не только со стороны учителя, но и одноклассников. Нередко это очень суровое испытание для ребенка, создающее благоприятную почву для возникновения особого страха — страха отвечать у доски.

Соображения престижа, стремление к уважению и авторитету в глазах одноклассников, родителей, учителей, желание получить хорошую оценку, оправдывающую затраченные на подготовку усилия, — все эти факторы могут усиливать тревожность, возникающую у ребенка, который слышит традиционное «Иванов, к доске».

По своей сути страх отвечать у доски — это страх ситуации публичной проверки знаний. То есть тяжелые переживания здесь вызывает и сама ситуация оценивания (проверки), и то, что это оценивание происходит публично: все видят, все смотрят, все не упустят случая посмеяться, если что-то пойдет не так!

К сожалению, как и в случаях других страхов, ситуация здесь начинает разворачиваться по принципу замкнутого круга: страх никак не способствует успешности ответа, а новые неудачи еще больше усиливают страх и ужас, испытываемый ребенком.

Боясь неудачно ответить, ребенок постоянно пытается контролировать себя (психологи называют это явление «тревожным гиперконтролем»), что приводит к повышению вероятности неудачи.

Очень часто такой страх проявляется в том, что ребенок получает очень разные оценки при разных формах контроля знаний в школе: письменные работы пишет хорошо, а у доски отвечает на «тройки» и «двойки».

Испытывая страх ситуации публичной проверки знаний, ребенок может стараться сделать свое участие в подобной ситуации как можно более незаметным. В итоге при ответе на вопрос учителя будет говорить очень тихо, почти не слышно (что, как правило, вызывает раздражение учителя и тем самым подкрепляет и усиливает страхи ребенка), либо просто отказываться отвечать, иногда сопровождая свой отказ бурной эмоциональной реакцией (слезами, агрессивными вспышками).

В особенно тяжелых случаях страх отвечать у доски может проявляться даже в серьезных нарушениях речи ребенка.

Мальчик Саша (11 лет) симпатизировал своей однокласснице, с которой сидел за одной партой. Однажды на классном часе педагог, славившаяся своим острым языком, высмеяла его дружбу с девочкой. После этого Саша стал бояться этой учительницы. При одной мысли о том, что ему придется отвечать на ее уроках, он краснел, покрывался потом, у него перехватывало дыхание и подкатывал комок к горлу. Стоило ей вызвать его к доске, как он буквально терял дар речи. Саша очень хотел ответить, он пытался говорить, но ничего не получалось. Когда мальчик возвращался за парту, страх исчезал, речь возвращалась.

Учительница продолжала его высмеивать: «За партой болтаешь, а у доски слова выдавить из себя не можешь. Значит, притворяешься!»

Как можно увидеть в этом примере, страх отвечать у доски нередко возникает в результате какого-то одного травмировавшего ребенка случая (высмеяла или резко раскритиковала учительница, поиздевались одноклассники). Проблема в том, что в дальнейшем этот страх может далеко распространиться за пределы изначально вызвавшей его ситуации. Как это произошло, например, с Сашей, который постепенно стал чувствовать ужас и неспособность говорить не только в присутствии своей классной руководительницы, но и других преподавателей.

Страх отвечать у доски вообще довольно тесно связан с тем, как с детьми в классе взаимодействует учитель. Даже не беря в расчет такие очевидные случаи, как применение учителем физического насилия, оскорблений детей, можно выделить особенности стиля педагогического взаимодействия, способствующего формированию таких школьных страхов. Так, по результатам исследований психологов, наиболее высокий уровень тревожности в ситуации проверки знаний демонстрируют дети из классов учителей, исповедующих так называемый «рассуждающе-методический» стиль педагогической деятельности. Этот стиль характеризуется одинаково высокой требовательностью учителя к «сильным» и «слабым» ученикам, нетерпимостью к нарушениям дисциплины, склонностью переходить от обсуждения конкретных ошибок к оценкам личности учащегося. Именно в таких условиях ученики особенно не стремятся выходить к доске, боятся ошибиться при устном ответе и т. д.

Естественно, что появление страха отвечать у доски может быть связано и с завышенными требованиями родителей: если ребенок знает, что дома его, мягко говоря, не похвалят за любую оценку, кроме «отлично», ситуация публичной проверки знаний будет вызывать гораздо больше внутреннего напряжения и страха.

Но даже если родители и не слишком сильно ругают ребенка за «двойки», страх получить плохую оценку все равно может присутствовать и проявляться в эмоциональном дискомфорте ребенка при устном ответе.

Мальчик Тема (8 лет), на переменах бойкий и веселый, при ответе у доски говорит очень тихо, медленно, почти заикаясь. Никогда не поднимает руку, если учитель говорит, что собирается вызвать кого-то к доске.

Когда Теме предложили нарисовать то, о чем он думает, стоя у доски, мальчик нарисовал огромную страшную «двойку»: на весь лист, кроваво-красного цвета и с огромными зубами.

Как видно из наших примеров, страх отвечать у доски часто сопровождается разнообразными телесными неприятностями: ребенок чувствует напряжение в теле, краснеет или бледнеет, его накрывает волна липкого пота, могут возникать ощущения дурноты или тошноты, дрожать руки или колени. И попробуй в таком состоянии сосредоточиться, взять себя в руки и вспомнить пусть даже и прекрасно подготовленный дома материал!

Выраженность страха отвечать у доски зависит и от индивидуальных особенностей ребенка. Этот страх выше у младших школьников, у которых преобладает так называемый вербальный интеллект (то есть умение оперировать понятиями, выражать свои мысли словами). Особенно легко страх ситуации публичной проверки знаний формируется у тех ребят, для которых тревожность является устойчивой
личностной особенностью.

Как побороть страх отвечать у доски?

Можно нарисовать "страшного" учителя, а потом сделать с рисунком то, что захочет ребенок. Можно нарисовать два рисунка: один на тему "Как я боюсь Марь Иванну", а второй - "Как я ее не боюсь". Затем можно спросить ребенка, что же все-таки хорошего есть в учительнице, пусть ребенок постарается назвать хотя бы одно качество учителя, которое ему нравится. Если это получилось - ваша работа по снятию страха оказалась эффективной.

Бывает очень полезно поиграть с таким ребенком в школу. Причем вы можете взять на себя роль ученика, а ребенок - учителя. Чем более грозным и страшным будет учитель в исполнении вашего сына или дочки - тем лучше. А вам нужно подыграть собственному ребенку: от души дрожать, отвечая у доски, делать совсем уж нелепые ошибки при решении примеров и т. д. Можно специально предложить ребенку игру в "кошмарного учителя": пусть ваш сын или дочка изобразит самого ужасного учителя, которого только может себе представить. Ваша задача - путаться.

Если ребенок уверенно чувствует себя в ситуации письменного контроля знаний, а трудности вызывает именно необходимость отвечать у доски, можно придумать, как сблизить ситуацию письменного и устного ответа.

Если вы выяснили, что страх отвечать у доски вызван прежде всего боязнью получить плохую оценку, поговорите с ребенком о том, для чего вообще нужны оценки в школе. Можно для начала спросить ребенка, зачем люди ходят в школу. Чтобы получать оценки? Или чему-то научиться, что-то узнать, стать в будущем тем, кем захочешь? Затем можно рассказать сыну или дочке примерно следующее: "Понимаешь, учеба в школе - это как путешествие. Ты отправляешься в путь за новыми знаниями и умениями. Это дорога непростая и некороткая. Подумай, легко ли в путешествии без компаса и карты. Когда мы куда-то идем, нам нужны ориентиры, что мы двигаемся в правильном направлении, а иначе легко заблудиться. Оценки, которые ты получаешь, - это всего лишь такие дорожные знаки, метки для твоего пути. Если получил "пятерку" - значит, двигаешься туда, куда надо, а "двойка" просто сообщает, что ты немного запутался и заблудился".

Но, конечно же, такие разговоры с ребенком могут оказать нужное воздействие, только если вы сами сможете относиться к оценкам ребенка адекватно, а не как к какой-то высшей ценности, смыслу его пребывания в школе.

Конечно, в случае наличия страха отвечать у доски очень полезным было бы постепенно приучать ребенка более комфортно и спокойно чувствовать себя в этой ситуации. Для этого вы можете попытаться попросить, чтобы в школе вам разрешили немного позаниматься со своим сыном или дочкой в пустом классе. Пусть ребенок сначала просто освоится с доской, порисует на ней сколько захочет. Потом можно постепенно приучать вашего школьника спокойно переживать ситуацию ответа у доски. Сначала просто побеседуйте с ребенком на какие-то нейтральные темы. Затем можно продолжить разговор, но пусть ребенок останется у доски, а вы присядьте за парту. Когда эта ситуация перестанет вызывать дискомфорт, попробуйте приблизить ее к тому, что будет больше похоже на ответ на уроке: пусть ребенок расскажет, например, хорошо известное ему стихотворение. Потом попросите ребенка мысленно представить, что в классе находятся одноклассники. Через несколько подобных тренировок вашему сыну или дочке будет уже гораздо легче пережить ситуацию реального ответа у доски.

Также для вашего сына или дочери очень полезно обучиться навыкам телесной релаксации (то есть расслабления). Дело в том, что, как вы уже знаете, наши эмоциональные и телесные реакции очень тесно взаимосвязаны, и как тело реагирует на переживаемые чувства, так и эмоциональное состояние откликается на физические изменения.

Начинать подобные занятия лучше с последовательного напряжения и расслабления различных групп мышц. Вы можете сказать своему сыну или дочке примерно следующее: "Давай напряжем правую руку. Сильно-сильно. А теперь брось, расслабь ее, пусть она упадет. Теперь давай напряжем левую руку. А теперь расслабим" и т. д.

Также для обучения релаксации можно использовать специальные игры. Например, игру "Растение". Ребенок должен постепенно "вырастать" из семечка, а затем "сломаться". Эта игра обучит ребенка произвольно чередовать состояния мышечного напряжения и расслабления.

Научить расслабляться, снимать мышечные зажимы помогает и игра "Прогулка по сказочному лесу". Предложите ребенку представить, что он находится в сказочном лесу и ходит там по различной почве: по зеленой мягкой травке, по горячему песку, по холодному снегу, по шуршащим осенним листьям, по болоту и так далее. Ребенок будет меньше стесняться, если вы будете играть в эту игру вместе с ним.

Когда ребенок хорошо научится расслабляться, он сможет осознанно снимать мышечное напряжение, выходя к доске, что поможет чувствовать себя значительно увереннее при ответе.

Если у вас хороший контакт с учителем своего ребенка, вы можете поговорить с ним о его особенностях, рассказать о том, что ребенка, который испытывает страх отвечать у доски, лучше спрашивать в середине урока, а не в начале или конце. Считается, также, что боящиеся отвечать дети часто дольше думают при устном ответе. Им требуется больше времени, чтобы сформулировать свои мысли. Потому важно предоставлять мальчику или девочке это время, при этом не повторяя вопрос. Ребенок и так прекрасно помнит задание, а такое повторение приводит только к усилению страха.

Итак, для преодоления страха отвечать у доски может оказаться полезным:

Как не бояться отвечать у доски

Как не бояться отвечать у доски

Каждый человек хоть раз в жизни испытывал страх перед публичной речью. Поступая в университет, многие рассчитывают на отсутствие необходимости выступать перед аудиторией, но это не так. Конечно, на физкультуре вас никто не заставит вещать перед группой, а вот на гуманитарных дисциплинах без этого не обойдется. Как побороть свое внутреннее «нет» перед выступлением, мы сейчас расскажем.

Итак, сначала нужно понять, по какой причине вы боитесь отвечать у доски. В большинстве случаев это связано с волнением , которое возникает из-за того, что человек не уверен в себе и своих силах. Студенты, как правило, бояться сказать что-нибудь лишнее, переживают, что не смогут красиво и грамотно изложить выученную тему.

Сосредотачивайтесь на материале , который вы будете озвучивать, а не на страхе, – дает совет педагог-психолог Ирина Ботян . – Мысли о том, что вы боитесь, изводят вас куда больше, чем непосредственно страх. Вспомните, что вам уже неоднократно приходилось выступать в школе, и каждый раз вы оставались живы и здоровы. Лучше время перед выступлением потратьте не на переживания, а на дыхательную гимнастику или повторение основных слов доклада. Пользы от этого будет в разы больше.

Если вам кажется, что дыхательная гимнастика является чем-то сложным, то приводим пример упражнения , которое способно успокоить буквально за пару минут: сделайте достаточно глубокий вдох, затем – длительный выдох (примерно в два раза продолжительнее вдоха). Дышать таким образом желательно 2–3 минуты. К слову, эффект будет лучше, если задержать дыхание на 5–7 секунд после медленного глубокого вдоха.

Другой метод успокоения – повторение слов. В момент подготовки реферата делайте пометки: выделяйте слова, которые являются ключевыми. Однако если подготовленный материал нужно сдавать, то часто заметки будут неуместны. В таком случае выпишите на отдельный лист все то, что послужит для вас путеводными звездами: тезисы, даты, имена.

Таким образом, старайтесь не переживать об ошибках. Помните, что каким бы человек не был мастером ораторского искусства, даже он может оговориться, произнести что-то не так и даже оступиться. Интернет полон видео, где ведущие новостей совершают ошибки, но при этом они изо дня в день выходят в эфир. Поэтому отбрасывайте страхи и не тратьте нервы на обычный ответ у доски, а для мотивации всегда вспоминайте фразу из комедии Теренция «Самоистязатель»: «Я человек, и ничто человеческое мне не чуждо».

Как не бояться отвечать у доски

Как не бояться отвечать у доски

Каждый человек хоть раз в жизни испытывал страх перед публичной речью. Поступая в университет, многие рассчитывают на отсутствие необходимости выступать перед аудиторией, но это не так. Конечно, на физкультуре вас никто не заставит вещать перед группой, а вот на гуманитарных дисциплинах без этого не обойдется. Как побороть свое внутреннее «нет» перед выступлением, мы сейчас расскажем.

Итак, сначала нужно понять, по какой причине вы боитесь отвечать у доски. В большинстве случаев это связано с волнением , которое возникает из-за того, что человек не уверен в себе и своих силах. Студенты, как правило, бояться сказать что-нибудь лишнее, переживают, что не смогут красиво и грамотно изложить выученную тему.

Сосредотачивайтесь на материале , который вы будете озвучивать, а не на страхе, – дает совет педагог-психолог Ирина Ботян . – Мысли о том, что вы боитесь, изводят вас куда больше, чем непосредственно страх. Вспомните, что вам уже неоднократно приходилось выступать в школе, и каждый раз вы оставались живы и здоровы. Лучше время перед выступлением потратьте не на переживания, а на дыхательную гимнастику или повторение основных слов доклада. Пользы от этого будет в разы больше.

Если вам кажется, что дыхательная гимнастика является чем-то сложным, то приводим пример упражнения , которое способно успокоить буквально за пару минут: сделайте достаточно глубокий вдох, затем – длительный выдох (примерно в два раза продолжительнее вдоха). Дышать таким образом желательно 2–3 минуты. К слову, эффект будет лучше, если задержать дыхание на 5–7 секунд после медленного глубокого вдоха.

Другой метод успокоения – повторение слов. В момент подготовки реферата делайте пометки: выделяйте слова, которые являются ключевыми. Однако если подготовленный материал нужно сдавать, то часто заметки будут неуместны. В таком случае выпишите на отдельный лист все то, что послужит для вас путеводными звездами: тезисы, даты, имена.

Таким образом, старайтесь не переживать об ошибках. Помните, что каким бы человек не был мастером ораторского искусства, даже он может оговориться, произнести что-то не так и даже оступиться. Интернет полон видео, где ведущие новостей совершают ошибки, но при этом они изо дня в день выходят в эфир. Поэтому отбрасывайте страхи и не тратьте нервы на обычный ответ у доски, а для мотивации всегда вспоминайте фразу из комедии Теренция «Самоистязатель»: «Я человек, и ничто человеческое мне не чуждо».

Ребенок боится отвечать у доски? 4 совета от педагога-психолога

В современном образовании делается особый упор на устные выступления. Ответы у доски, презентации. Есть идея, что это готовит детей к будущему, где они смогут рассказывать про свои проекты, выступать и прочее. Идея хороша, однако в реальности она встречается с ограничениями.

В классе практически всегда есть несколько детей, которые неохотно отвечают у доски. В формате массового образования это становится неудобно, в первую очередь для педагогов.

Какие причины могут стоять за нежеланием выходить к доске?

  • индивидуальные особенности ребенка. Многие дети не любят, когда на них смотрит весь класс, а также персональное внимание педагога: для них такое количество внимания может быть чрезмерно, вызывать лишнее волнение.
  • перфекционизм (желание все сделать идеально): страх ошибиться или ответить недостаточно хорошо. Есть идея, что ребенок, который отвечает у доски, должен идеально знать материал и отвечать на твердую «5». Причем, эта идея может одинаково омрачать жизнь как учеников, так и педагогов.
  • страх унижения . Наверно, каждый человек может вспомнить урок, на котором выходить к доске, если не вызубрил материал на 100%, невозможно тяжело.
  • напряженные отношения в группе детей . Могут быть просто конфликтные отношения, а может быть и элементы буллинга или травли.

Приведем несколько вопросов, которые помогут педагогу сориентироваться и выбрать направление работы.

1. Какое качество письменных работ у конкретных учеников?

Ученик плохо или неохотно отвечает, но при этом показывает высокое качество письменных работ, в том числе в классе. Это может означать, что он ощущает дискомфорт во время именно устных выступлений.

Возможное решение: обсудить этот вопрос с ребенком. Вполне возможно, у него есть идеи, как можно улучить ситуацию. Чтобы этот разговор получился максимально бережным по отношению к ученику, можно воспользоваться идеями из статьи «Методика формирования навыков» . Вы можете принять совместное решение, что будете спрашивать такого ученика меньше (например, только по самым важным вопросам), что будете задавать уточняющие вопросы, например, если он рассказывает текст из учебника, будете предупреждать о том, когда спросите его в следующий раз (чтобы у него была возможность подготовиться, хотя бы морально).

2. Заметили ли вы, что если ребенок не знает материал на отлично, он будет отказываться отвечать, даже если получит «2»?

Если да, возможно, что у ребенка и/или его родителей есть установка на идеальную учебу. В этом случае запрещены ошибки, невнимательность, неточность. Все, в том числе ответы у доски, должны быть идеальными или никакими. В небольшой степени выраженности эти особенности помогают повысить качество работ: например, когда ученик может гордиться своим докладом, ответом и т.д. Но при усилении данных характеристик это качество способно блокировать деятельность, и учитель вместо «хорошиста» получает нервничающего ребенка, который получает то «2», то «5».

Возможное решение: вы можете поддержать ребенка, не создавая для него дополнительных «ты должен», а наоборот, предлагая разные «разрешающие» идеи. Например, эту: вы можете раз в четверть рассказывать детям (а заодно и родителям!), что учеба – это процесс, и нельзя в школе получать одни «5», потому что если кто-то приходит в школу со всеми знаниями, то он впустую там тратит время. Учение, обучение – это как раз движение от «незнания» к «знанию», и оценки здесь нужны для того, чтобы понимать, кто на каком этапе этого пути находится, так сказать, отслеживать динамику изменений. Если все бы приходили в первый класс всезнайками, школа была бы не нужна.

3. Каковы отношения в классе?

В классе может быть напряженная атмосфера, и дети могут обижать и унижать друг друга. В этом случае понятно нежелание выступать у доски.

Возможное решение: если вы узнаете здесь вашу ситуацию, то решить отдельный вопрос о выступлениях у доски в этом случае не удастся. Необходима работа с классом, а желательна работа с родителями и педагогическим составом школы. Стоит обсудить ситуацию с психологом и администрацией школы, а также для разрешения ситуации эффективно пригласить внешних специалистов.

4. Как эти ученики ведут себя на других уроках, в том числе выступая у доски?

Вероятно, что в других условиях ученики чувствуют себя более раскованно, и им легче даются устные выступления. Если это так, то все в ваших руках.

Возможное решение: подумайте о подходящей вам стратегии снижения стресса при устных выступлениях. Например, вы можете перестать ставить оценки за выступления у доски, а, каждое выступление пусть добавляет 0,5 балла к письменной работе. Или пусть выступление у доски будет вместе с вами оценивать независимое жюри из учеников.

Читайте также: