Бородинский мост когда построили

Обновлено: 05.07.2024

Бородинский мост

Содержание

Старые Дорогомиловский (1788) и Бородинский (1868) мосты

С 1788 на месте нынешнего моста существовал «живой» Дорогомиловский мост; по нему в сентябре 1812 года, после Бородинской битвы проходили и русские, и французские войска. Мост регулярно разрушался паводками. В 1865 город выделил 300 000 рублей на устройство капитального Дорогомиловского моста. Первый конкурс прошел безрезультатно, второй выиграл инженер-промышленник Аманд Струве (вероятно, что проект фактически выполнил И. Ф. Рерберг). Мост, проект которого утверждал лично император Александр II, был назван Бородинским. Строительство началось 2 мая 1867, и завершилось менее чем через год, 15 мая 1868. Конструкция моста — типичная для проектов Струве коробчатая балка (три пролёта по 43 метра), изготовленная на Коломенском заводе.

Бородинский мост (1912)

Чтобы подчеркнуть память о войне 1812 года, над каждым устоем была оборудована площадка с гранитным обелиском. На них были нанесены имена героев войны с Наполеоном.

Перестройки 1952 и 1999—2001

Бородинский мост — один из двух московских автомобильных мостов, который не требовал немедленной замены в 1930-е гг. в связи с подъёмом уровня воды при запуске Канала имени Москвы, однако пересечение проезжих частей моста и набережных в одном уровне существенно ограничивало его транспортные возможности. В 1952, мост был перестроен под руководством Ю. В. Вернера. Несущие быки и береговые строения были надстроены в высоту и ширину; проезжая часть расширена до 42.6 м в ширину. На берегах были устроены арки шириной 26.0 метров для развязки движения по Ростовской и Бережковской набережным. Общая длина моста, включая подходы, достигла 352 м. В 1979 с моста были сняты трамвайные пути.

В 1999—2001 мост был вновь перестроен, так как состояние несущих арок и дорожной плиты требовало их немедленной замены. Исследование быков показало, что они слишком слабы, чтобы нести стальную арочную или бетонную балочную конструкцию. Поэтому было выбрано самое лёгкое (во всех смыслах) решение — стальная балка с ортотропной плитой проезжей части. Мост сохранил клейновские обелиски и портики, но полностью утратил свою арочную сущность. Балки «замаскированы» криволинейными фартуками из листовой стали, имитирующими несущие арки (аналогичная обманка применена при реконструкции Новоспасского моста). Одновременно был срыт близлежащий холм с зелёными насаждениями.

Бородинский мост

Всего 36 фото

Всего 36 фото

Бородинский мост — стальной трёхпролётный мост балочной конструкции через реку Москву, соединяющий Смоленскую улицу с Большой Дорогомиловской улицей и Киевским вокзалом (в двух километрах к западу от Кремля в Москве. В основе современного моста - опоры арочного Бородинского моста, построенного в 1911-1912 гг. как памятник Бородинскому сражению, к 100-летию Отечественной войны. Мост был перестроен в 1952-1953 и 1999—2001 гг. с заменой несущих пролётов, расширением и надстройкой опор.

Бородинский мост, как впрочем и все мосты Москвы, с интересной захватывающей воображение историей. Это фактически один из ключевых мостов столицы, как бы «ворота в Европу». Мы узнаем о Бородинском мосте в подробностях. А главное, будет много визуального материала, чтобы представить его воочию. Итак, приступим.

В XVI веке Дорогомилово с Москвой связывала переправа: лодочники и паромщики за небольшую плату перевозили с одного берега на другой знатных особ и купцов с товаром. Наплавной же деревянный мост, построенный в 1787-1788 гг., назывался Дорогомиловским. Современное название мост впервые получил в 1837 году в память о Бородинском сражении, в дни его 25-летия. В 1920-х гг. он носил название мост Коммунизма. В начале 1930-х гг. назывался Дорогомиловским мостом.

02. Наплавной деревянный Дорогомиловский мост на Мичуринском плане Москвы 1739 года

02. Наплавной деревянный Дорогомиловский мост на Мичуринском плане Москвы 1739 года

В 1787-1788 гг. на месте нынешнего моста был наведен «живой» плашкоутный мост. По нему в сентябре 1812 года, после Бородинской битвы, проходили и русские, и французские войска. Именно по этому мосту русская армия покинула Москву после совета в Филях, когда решили оставить город, чтобы спасти армию. В какой-то момент старый мост не выдержал, и возле него скопились войска. Но переправу быстро починили. А когда Наполеон устал ждать делегации с ключами от города на Поклонной горе, он приказал армии войти в Москву по тому же Дорогомиловскому мосту. Мост этот регулярно разрушался паводками.

03. Дорогомиловский "живой" мост. 1860-1867 годы.

03. Дорогомиловский "живой" мост. 1860-1867 годы.

В 1844 г. городской голова Шестаков указал на необходимость заменить деревянный Дорогомиловский мост каменным. В 1847 г. был составлен и утвержден проект постоянного моста, но из-за отсутствия средств проект не был осуществлён.

В 1865 г. город выделил 300 000 рублей на устройство постоянного Дорогомиловского моста. Инженерами И.Ф. Рербергом и И.Ф. Кёнигом были подготовлены два проекта: арочного и многораскосного ферменного. В июле 1866 г. московская городская дума утвердила проект многораскосного моста, отдав подряд на строительство инженеру А. Струве (очевидно проект выполнил именно И.Ф. Рерберг). Проект нового моста работы Струве утверждал лично император Александр II. Тогда же появилось имя Бородинский мост — в память 25-летия победы русских войск под Бородином.

04. Открытие Бородинского моста А. Струве. 1868 год.

04. Открытие Бородинского моста А. Струве. 1868 год.

Мост был трёхпролётным железным. Схема моста - 43 + 51,7 + 45,6 м. Пролётное строение состояло из двух ферм многораскосной системы.

05. Вид Бородинского моста с левой стороны Москва-реки. 1888 год.

05. Вид Бородинского моста с левой стороны Москва-реки. 1888 год.
  1. Мост был достаточно типовой конструкции Струве того времени - см. Крымский мост.

Говорят, что. . название района и Дрогомиловского моста связано с выражением «Дорого, да мило!». Но историки опровергают эту точку зрения. Эта местность могла принадлежать новгородскому воеводе Жирославу Дорогомиловичу или боярину Ивану Дорогомилову, приближенному сына Александра Невского. При этом имя «Дорогомилово» перекочевало сюда с другого берега реки, ведь изначально так называли район Ростовских переулков.

06. Дорогомиловский (Драгомиловский) мост. 1895-1910 годы.

06. Дорогомиловский (Драгомиловский) мост. 1895-1910 годы.

Высота обеих ферм моста составляла 5,5 м. Торцевые части ферм были оформлены декоративными порталами с башнями и щитами, на которых помещались гербы Московской и Смоленской губерний.

07. Бородинский мост. 1900-1911 годы. Вид с правого берега Москва-реки.

07. Бородинский мост. 1900-1911 годы. Вид с правого берега Москва-реки.

Устои и промежуточные опоры были сложены из бутовой кладки с облицовкой песчаником и известняком. Длина моста составляла 142 м, ширина — 15,64 м.

08. Бородинский мост. 1900-1904 годы. Вид с левого берега Москва-реки.

08. Бородинский мост. 1900-1904 годы. Вид с левого берега Москва-реки.

Бородинский мост 1912 года

Разработка окончательного проекта Бородинского моста была поручена видному московскому архитектору Р.И. Клейну и инженеру Н.И. Осколкову. Мост был скомпонован по трехпролётной схеме, пролёты перекрыты двухшарнирными стальными арками. Архитектурное оформление было решено в неоклассическом стиле с использованием мотивов русской архитектуры первой трети XIX века.

09. Разборка старого Бородинского моста. 1911 год.

09. Разборка старого Бородинского моста. 1911 год.

Строительство велось в 1911-1912 гг. В проектировании и строительстве моста также приняли участие архитекторы А.Д. Чичагова, Г.Б. Бархин, инженер М.И. Щёкотов.

10. Бородинский мост. 1917 год. Вид со Смоленской набережной.

10. Бородинский мост. 1917 год. Вид со Смоленской набережной.

Со стороны Дорогомилова въезд на мост Клейна, в стиле ампир, украшался двумя монументальными обелисками, .

11. Бородинский мост. 1941 год.

11. Бородинский мост. 1941 год.

. а со стороны города - двумя полукруглыми колоннадами из простых дорических колонн, с бронзовой скульптурной отделкой скульптурных групп. Каждая колоннада фланкируется пилонами, над которыми расположены объемные композиции из атрибутов воинской доблести, созданные по моделям скульптора А.Л. Обера. Обелиски же имели четыре бронзовых рельефа и наверху - орлов, поддерживавших гирлянды лавров. На гранитных обелисках были нанесены имена героев войны с Наполеоном.

12. Бородинский мост. 1925-1930 годы.

12. Бородинский мост. 1925-1930 годы.

Береговые сооружения обоих въездов устраивались в виде тяжелых бастионов. На чугунной решетке парапета были укреплены медальоны с изображениями различных военных атрибутов. Архитектору удалось придать оформлению моста-памятника торжественно-триумфальный характер, подчеркивающий величие победы русского народа в Отечественной войне 1812 г. Все каменные части моста были сделаны из серого финляндского гранита. Хотя затраты на Бородинский мост предполагалось ограничить почти миллионом рублей, они в общей сумме все же составили 1 461 233 рубля.

Мост, общей длиной 250 метров, имел три стальных арочных пролёта (40,9, 45,5 и 40,9 м длиной). Каждый пролёт состоял из 12 клёпаных арок с шагом 2,1 м. Дорожное покрытие имело проезжую часть шириной 18,5 м и две пешеходные дорожки по 3,5 м каждая.

13. Бородинский мост. 1913-1919 годы.

13. Бородинский мост. 1913-1919 годы.

С 9 часов утра до 12 часов дня 25 августа 1912 года прошел тщательный осмотр объекта особой технической комиссией при московском градоначальнике. Для определения прочности мост испытывали на сильнейшую нагрузку: над одним из его пролетов поставили восемь трамвайных вагонов, до отказа набитых металлическими болванками. Пролет прогнулся на 9 миллиметров — при инженерном допуске 15 миллиметров.

Лишь после этого во второй половине дня состоялось освящение построенного моста. На нем кроме почетных гостей присутствовали городской инженер, глава строительных рабочих М.П. Щекотов и, конечно, академик архитектуры Р.И. Клейн. Все гости проехали по мосту на трамвае. Однако к юбилейной дате мост полностью еще не был готов: не были установлены перила, не закончено сооружение колоннад, не уложен шашечный настил. Ездить и ходить по мосту было нельзя. По нему было открыто лишь передвижение трамваев. Окончательную отделку Бородинского моста предстояло закончить лишь в 1913 году.

14. Бородинский мост. 1925-1930 год.

14. Бородинский мост. 1925-1930 год.

Любопытна газетная информация, предшествовавшая сему действию: «В виду заканчивающейся постройки Бородинского моста и предстоящего 25 августа открытия движения по нему управа решила продать временный Дорогомиловский мост, построенный параллельно сооруженному, с торгов. Торги назначены на 24 августа».

15. Бородинский мост. 1934 год.

15. Бородинский мост. 1934 год.

К давним историям с этим мостом можно отнести еще одно малоизвестное обстоятельство: к 110-летию битвы с французами президиум Хамовнического райсовета в 1922 году просил президиум Моссовета утвердить переименование некоторых московских топонимов, в том числе и Бородинского моста. Ему определялось название - «Баррикадный мост». Просьбу тогда не реализовали.

16. Бородинский мост. 1932-1933 годы.

16. Бородинский мост. 1932-1933 годы.

17. Бородинский мост. 1940 год. На втором плане Смоленский метромост.

17. Бородинский мост. 1940 год. На втором плане Смоленский метромост.

Перестройки Бородинского моста - 1952 и 1999-2001 годы

Бородинский мост — один из двух московских автомобильных мостов, который не требовал немедленной замены в 1930-е гг. в связи с подъёмом уровня воды при запуске Канала имени Москвы, однако пересечение проезжих частей моста и набережных в одном уровне существенно ограничивало его транспортные возможности. В 1952-1953 гг. мост был перестроен по проекту инженера Ю.Ф. Вернера и архитектора С.П. Леонтович.

18. Бородинский мост. 1960-1962 годы. На среднем плане Смоленский мост, на дальнем плане Новоарбатский мост.

18. Бородинский мост. 1960-1962 годы. На среднем плане Смоленский мост, на дальнем плане Новоарбатский мост.

Мост был расширен в верховую сторону реки. Для этого удлинены опоры и поставлены дополнительные пролётные строения прежней конструкции. На берегах устроены новые пролёты для движения по Ростовской и Бережковской набережным по типу остальных москворецких мостов. Малая высота моста вынудила заглубить проезды ниже общего уровня набережных. Проезжая часть расширена до 42,6 м. Общая длина моста, включая подходы, достигла 352 м. В 1979 г. с моста были сняты трамвайные пути.

19. Бородинский мост. Вид со стороны нынешнего "Дома Нефтяников"

19. Бородинский мост. Вид со стороны нынешнего "Дома Нефтяников"

В 1999-2001 гг. мост был вновь перестроен, так как состояние несущих арок и дорожной плиты требовало их немедленной замены. Исследование быков (мостовых опор) показало, что они слишком слабы, чтобы нести стальную арочную или бетонную балочную конструкцию. Поэтому было выбрано самое лёгкое (во всех смыслах) решение - стальная балка с ортотропной плитой (плита, состоящая из пересекающихся продольных рёбер и поперечных балок, приваренных к листу настила проезжей части).

20. Бородинский мост — подъем от Дорогомиловской улицы в сторону Садового кольца.

20. Бородинский мост — подъем от Дорогомиловской улицы в сторону Садового кольца.

Мост сохранил клейновские обелиски и портики, но полностью утратил свою арочную сущность. Балки «замаскированы» криволинейными фартуками из листовой стали, имитирующими несущие арки (аналогичная обманка применена при реконструкции Новоспасского моста). Одновременно был срыт близлежащий холм с зелёными насаждениями и сделан съезд на Ростовскую набережную.

Это что касается истории Бородинского моста. Теперь же, осмотрим его в нынешнем образе внимательно и не торопясь.

21. Проезд на набережную Тараса Шевченко. Справа подъем Бородинского моста со стороны Дорогомиловской улицы.

21. Проезд на набережную Тараса Шевченко. Справа подъем Бородинского моста со стороны Дорогомиловской улицы.

22. Бородинский мост со стороны Смоленской улицы и Садового кольца

22. Бородинский мост со стороны Смоленской улицы и Садового кольца

 23. Бородинский мост — со стороны Смоленской набережной

23. Бородинский мост — со стороны Смоленской набережной

24. Бородинский мост — вид в сторону Смоленской набережной и Садового кольца

24. Бородинский мост — вид в сторону Смоленской набережной и Садового кольца

Колоннада. Общий карниз связывает каждую шестерку колонн, а на нем установлены отлитые из чугуна декоративные пирамиды древних воинских доспехов и знамен.

25. Полукруглая колоннада из простых дорических колонн

25. Полукруглая колоннада из простых дорических колонн

26. Колоннада дорического ордера Бородинского моста - вид в сторону Смоленской набережной

26. Колоннада дорического ордера Бородинского моста - вид в сторону Смоленской набережной

Декоративные пирамиды древних воинских доспехов и знамен, венчающие полукруглую колоннаду простого дорического ордера

27. Скульптурная группа колоннады

27. Скульптурная группа колоннады

Вот здесь эта скульптурная группа с увеличением. Римская стилизация.

28. Скульптурная группа колоннады

28. Скульптурная группа колоннады

29. Вид на Бородинский мост со стороны Ростовской набережной и Садового кольца. На дальнем плане Москва-Сити.

29. Вид на Бородинский мост со стороны Ростовской набережной и Садового кольца. На дальнем плане Москва-Сити.

30. Вид с Бородинского моста в сторону "Белого Дома". На среднем плане Смоленский метромост.

30. Вид с Бородинского моста в сторону "Белого Дома". На среднем плане Смоленский метромост.

31. Вид с Бородинского моста в сторону Воробьевых гор. На среднем плане Мост Богдана Хмельницкого

31. Вид с Бородинского моста в сторону Воробьевых гор. На среднем плане Мост Богдана Хмельницкого

32. Колоннады Бородинского моста — вид в сторону севера

32. Колоннады Бородинского моста — вид в сторону севера

33. Проезд под Бородинским мостом - от Ростовской набережной в сторону Смоленской

33. Проезд под Бородинским мостом - от Ростовской набережной в сторону Смоленской

34. Проезд под Бородинским мостом - от Ростовской набережной в сторону Смоленской

34. Проезд под Бородинским мостом - от Ростовской набережной в сторону Смоленской

35. Проезд под Бородинским мостом - от Ростовской набережной в сторону Смоленской — пешеходный переход

35. Проезд под Бородинским мостом - от Ростовской набережной в сторону Смоленской — пешеходный переход

36. Бородинский мост - вид со стороны Ростовской набережной

36. Бородинский мост - вид со стороны Ростовской набережной

Бирюкова Т. В Москве-матушке при царе-батюшке. Очерки бытовой жизни москвичей. АСТ. 2007.

Бычков В.Е. Реконструкция Бородинского моста. Вестник мостостроения. М., 2002.

Носарев А.В., Скрябина Т.А. Мосты Москвы. Мосты через Москву-реку и канал им. Москвы : (Инженерно-исторические очерки). Анатолий Носарев, Татьяна Скрябина. М. : Вече, 2004.

Бородинский мост

От площади Киевского вокзала уходит пешеходный Бородинский мост. Его построили к 100-летию разгрома армии Наполеона. Но был у моста каменный предшественник.

Бородинский мост, фото 2014 года

В XVI веке Дорогомилово с Москвой связывала переправа: лодочники и паромщики за небольшую плату перевозили с одного берега на другой знатных особ и купцов с товаром.

В 1788 году на этом месте уже работал «живой» Дорогомиловский мост. Его настил лежал прямо на воде. По этому мосту русская армия покинула Москву после совета в Филях, когда решили оставить город, чтобы спасти армию. В какой-то момент старый мост не выдержал, и возле него скопились войска. Но переправу быстро починили.

А когда Наполеон устал ждать делегации с ключами от города на Поклонной горе, он приказал армии войти в Москву по тому же Дорогомиловскому мосту.

Переправа много раз страдала от паводков, поэтому в 1865 году городские власти выделили 300 000 рублей на устройство капитального моста в Дорогомилово.

Бородинский мост

Проект нового моста работы Струве утверждал лично император Александр II. Тогда же появилось имя Бородинский мост — в память 25-летия победы русских войск под Бородином.

Строительство началось 2 мая 1867 года и завершилось 15 мая 1868. Длина моста составила 138,8 м, ширина 14,9 м. В 1912 году его заменили новым в связи с изменившейся транспортной ситуацией после строительства Брянского (Киевского) вокзала.

Конкурс выиграл проект Р.Клейна. Мост длиной 250 метров имел 3 стальных арочных пролета, проезжую часть шириной 18,5 метров и две пешеходные дорожки по 3,5 метров каждая. В память о войне 1812 года над каждым устоем Бородинского моста устроили площадку с гранитным обелиском с именами героев войны, береговые сооружения «превратили» в бастионы, а на чугунной решетке парапета разместили медальоны с изображениями военных атрибутов.

Бородинский мост пережил еще две реставрации: в 1952 году под руководством Ю.В. Вернера и в 1999-2001. В результате он стал шире и длиннее, но превратился в балочный.

Бородинский мост когда построили

rybnik » 14 июн 2012, 13:26

С 1788 на месте нынешнего моста существовал «живой» Дорогомиловский мост; по нему в сентябре 1812, после Бородинской битвы проходили и русские, и французские войска. Мост регулярно разрушался паводками.

Мост на плане Москвы 1739 года:

Мост на плане Москвы 1838 года:

В 1865 город выделил 300 000 рублей на устройство капитального Дорогомиловского моста. Первый конкурс прошел безрезультатно, второй выиграл инженер-промышленник Аманд Струве (вероятно, что проект фактически выполнил И. Ф. Рерберг). Мост, проект которого утверждал лично император Александр II, был назван Бородинским. Строительство началось 2 мая 1867, и завершилось менее чем через год, 15 мая 1868. Конструкция моста — типичная для проектов Струве коробчатая балка (три пролёта по 43 метра), изготовленная на Коломенском заводе.

С постройкой Брянского вокзала возникла необходимость замены старого, узкого моста 1868 года. В 1909 проектировщики Осколков, Щёкотов и Клейн выиграли открытый конкурс проектов и приступили к постройке в 1911. Мост, общей длиной 250 метров, имел три стальных арочных пролёта (40.9, 45.5, 40.9 м длиной). Каждый пролет состоял из 12 клёпаных арок с шагом 2.1 м. Дорожное покрытие имело проезжую часть шириной 18.5 м и две пешеходные дорожки по 3.5 м каждая.

Бородинский мост — один из двух московских автомобильных мостов, который не требовал немедленной замены в 1930-е гг. в связи с подъёмом уровня воды при запуске Канала имени Москвы, однако пересечение проезжих частей моста и набережных в одном уровне существенно ограничивало его транспортные возможности.

В 1952 году мост был перестроен под руководством Ю. В. Вернера. Несущие быки и береговые строения были надстроены в высоту и ширину; проезжая часть расширена до 42.6 м в ширину. На берегах были устроены арки шириной 26.0 метров для развязки движения по Ростовской и Бережковской набережным. Общая длина моста, включая подходы, достигла 352 м. В 1979 с моста были сняты трамвайные пути.

В 1999—2001 мост был вновь перестроен, так как состояние несущих арок и дорожной плиты требовало их немедленной замены. Исследование быков показало, что они слишком слабы, чтобы нести стальную арочную или бетонную балочную конструкцию. Поэтому было выбрано самое лёгкое (во всех смыслах) решение — стальная балка с ортотропной плитой проезжей части. Мост сохранил клейновские обелиски и портики, но полностью утратил свою арочную сущность. Балки «замаскированы» криволинейными фартуками из листовой стали, имитирующими несущие арки (аналогичная обманка применена при реконструкции Новоспасского моста).

vladimirdar

Всего 20 фото

Всего 20 фото

© Vladimir d’Ar, 2021

Всего 16 фото

Всего 16 фото

Мост Багратион - торгово-пешеходный мост через реку Москву, открытый в 1997 году и ставший первым сооружением комплекса «Москва-Сити». Мост соединяет Краснопресненскую набережную, станцию метро «Выставочная» и «Москву-Сити» с набережной Тараса Шевченко и «Башней 2000». Мост находится по адресу Краснопресненская набережная, 16. Со стороны Краснопресненской набережной вестибюль моста соединён с выходом станции метро «Выставочная» и ТРЦ «Афимолл», на противоположном конце мост переходит в БЦ «Башня-2000».

© Vladimir d’Ar, 2021


Лужнецкий (Новый Краснолужский мост) - железнодорожный мост Малого кольца МЖД через Москву-реку в Москве, между станцией Лужники и бывшим полустанком Потылиха. Соединяет северный берег Лужников (Новодевичья набережная) с Бережковской набережной. Этот мост является точной копией моста Императора Николая II, возведённого на этом месте в 1905-1907 гг. по проектам инженера Л.Д. Проскурякова и архитектора А.Н. Померанцева. Подробно об истории Бережковского моста и для лицезрения его в самых разных ракурсах - вот в этом моем материале.

Виды Москвы с него шикарные и, надо сказать, не совсем привычные, сюда обычно традиционные туристы не добираются)))


Всего 30 фото

Всего 30 фото

Новоарбатский мост (Калининский мост) - автодорожный мост через Москву-реку в Москве. Мост соединяет Западный административный округ (Кутузовский проспект) и Центральный (Новый Арбат). Это один из первых мостов в России с цельносварным сталежелезобетонным пролетным строением и обжатой высокопрочной арматурой плитой проезжей части.

Мост несмотря на некоторую лаконичность, очень интересен. Он связан непосредственно с масштабной реконструкцией центра Москвы по Генплану 1935 года в 50-х годах прошлого века. Следует отметить, что ранее здесь никогда мостов в Москве не было. Для начала будет история моста, а далее уже современные фото.

© Vladimir d’Ar, 2021

Всего 33 фото

Всего 33 фото

Смоленский метромост в Москве - однопролётный стальной арочный метромост через Москву-реку, расположенный между станциями «Смоленская» и «Киевская» Филёвской линии Московского метрополитена. Является старейшим метромостом в России. Движение поездов до станции «Киевская» открыто 20 марта 1937 года.

Казалось бы, простой ничем особо не примечательный метромост через Москва-реку, однако хотя его история и начинается в двадцатом веке, он может рассказать пытливому читателю о множестве интересных фактов и уже об устоявшихся городских легендах. Также отмечу, что кроме сухой исторической информации о строительстве моста — об этом будет рассказ и самих авторов проекта — его текст я выделю курсивом - это чрезвычайно интересная и эмоциональная информация того времени. Если захочется погрузиться в 30-е годы прошлого века, можно прочитать только эту её часть общего текста.

© Vladimir d’Ar, 2021

Всего 36 фото

Всего 36 фото

Бородинский мост — стальной трёхпролётный мост балочной конструкции через реку Москву, соединяющий Смоленскую улицу с Большой Дорогомиловской улицей и Киевским вокзалом (в двух километрах к западу от Кремля в Москве. В основе современного моста - опоры арочного Бородинского моста, построенного в 1911-1912 гг. как памятник Бородинскому сражению, к 100-летию Отечественной войны. Мост был перестроен в 1952-1953 и 1999—2001 гг. с заменой несущих пролётов, расширением и надстройкой опор.

Бородинский мост, как впрочем и все мосты Москвы, с интересной захватывающей воображение историей. Это фактически один из ключевых мостов столицы, как бы «ворота в Европу». Мы узнаем о Бородинском мосте в подробностях. А главное, будет много визуального материала, чтобы представить его воочию. Итак, приступим.

© Vladimir d’Ar, 2021


Всего 25 фото

Всего 25 фото

Мост Богдана Хмельницкого (Киевский пешеходный мост) - пешеходный мост через Москву-реку, который соединяет Бережковскую и Ростовскую набережные вблизи Киевского вокзала. Назван мост в честь украинского гетмана. Открыт 1 сентября 2001 года на 2,5 км по течению выше демонтированного Краснолужского моста, построенного в 1905-1907 годах.

На мой взгляд, очень удачный проект - пешеходный мост ликвидировал мертвую зону доступности Плющихи и района Большой Пироговской улицы со стороны Киевского вокзала. Теперь гуляющие и туристы могут увидеть Москву более полно и вполне легко пройти пешком до Садового Кольца в сторону станции метро Парк Культуры (при наличии свободного времени) не утруждая себя транспортными проблемами.

© Vladimir d’Ar, 2021

Крымский мост - 34.jpg


Всего 40 фото


© Vladimir d’Ar, 2021

Большой Каменный мост - 24


Всего 60 фото

Большой Каменный мост - один из мостов через Москву-реку. Соединяет Боровицкую площадь, улицы Моховую и Знаменку вблизи Боровицкой башни Кремля с улицей Большая Полянка на Болотном острове, пересекающей Водоотводный канал по Малому Каменному мосту. Этот мост примечателен хотя бы тем, что именно с него получаются самые открыточные виды Кремля, которые можно увидеть в любом путеводителе по нашей столице. Однако этот мост удивителен и тем, что является важной исторической достопримечательностью изучив историю которой человеку открывается удивительная картина древнего города московитов. Прослеживание событий, фактов и всего, что связано с этим местом, совершенно меняет отношение и понимание исторической, информационной и визуальной составляющей. История главных мостов Москвы позволяет последовательно узнать о родном городе столько сколько никогда не прочитать в сухих справочных источниках - необходим визуальный материал, только так вся историческая информация укладывается в голове стройно и становится цельной. Так что эта статья о Большом Каменном мосте будет являться одной из вех познания истории Старой Москвы, ни больше ни меньше.

Будет много исторических изображений Каменного моста, карт XVIII-XIX веков, фотографий Старой Москвы в том же контексте. Так мы можем погрузиться в это время и открыть в себе внутреннее интуитивное зрение. Отмечу также, что по мере изложения текстовой исторической информации иллюстрации будут немного не соответствовать временным рамкам, так что смотрите подписи дат к ним и соотносите к соответствующему участку текста.

Бородинский мост в Москве

Бородинский мост через Москва-реку соединяет между собой Смоленскую площадь и Дорогомиловскую улицу. Он расположен вблизи Киевского вокзала.

Бородинский мост в Москве

История Бородинского моста

Как оригинальная конструкция сооружения, так и его богатая история весьма интересны.

С 1788 года это был так называемый «живой мост», когда деревянные настилы располагались непосредственно на поверхности воды. По нему в 1812 покидали Москву вначале русские, а потом и французские войска.

Поскольку мост регулярно смывало наводнениями, к 1865 году было принято решение о строительстве полноценного моста, который, в честь русских воинов, героически сражавшихся под Бородино, был назван Бородинским.

С течением времени требования к сооружению повышались.

Бородинский мост до реконструкции в годы Советской власти

Бородинский мост неоднократно подвергался реконструкции, расширялся. Менялось дорожное покрытие, несущие быки, в связи с подъемом уровня воды в реке надстраивались береговые постройки.

Сегодня Бородинский мост представляет собой стальное трехпролетное строение балочной конструкции с гранитной облицовкой опор, колоннад и береговых сооружений.

Гранитные плиты для облицовки тщательно подобраны по цвету и фактуре.

Колоннады Бородинского моста имеют изысканный и богатый вид благодаря чугунным украшениям.

При въезде на мост со стороны Дорогомиловской улицы можно увидеть гранитные обелиски (много лет назад на этом месте находились колонны, которые обозначали черту города у Дорогомиловской заставы).

С противоположной стороны Бородинского моста - оригинальные колоннады под общим карнизом, на котором издалека видны чугунные изображения знамен и доспехов древних воинов.

Береговые сооружения-бастионы украшены атрибутами военной тематики, возвращающими туристов и жителей столицы к триумфальной победе России над наполеоновским войском.

На мемориальных досках у подножия четырех обелисков выгравированы имена великих русских полководцев и военачальников 19 века.

Авторам моста удалось из обычного сооружения, соединяющего берега реки, создать настоящий исторический памятник - свидетельство мужества и героизма русского народа.

Именно поэтому Бородинский мост каждый день привлекает сотни приезжих, неравнодушных к истории своей страны.

Новоарбатский мост в Москве

Новоарбатский мост через Москва-реку находится в районе Дорогомиловского участка, недалеко от Бородинского моста и соединяет Кутузовский проспект с Новым Арбатом.

Сооружение было построено в 1957 году. Проект разрабатывала целая группа архитекторов и инженеров.

За время своего существования мост несколько раз менял наименование.

Изначально он именовался Новоарбатским, однако позже, после завершения строительства проспекта Калинина, получил одноименное название. В 1993 году строению вернули его первоначальное имя и мост Калинина вновь стали называть Новоарбатским.

Новоарбатский мост в Москве

Особенности конструкции Новоарбатского моста

Конструкция собрана из цельных неразрезных сталебетонных балок, которые поддерживаются массивными фигурными колоннами. Угол наклона основного пролета к руслу реки составляет 72 градуса. Перед мостом со стороны центра расположена предмостовая площадь, а совсем рядом находится устье реки Пресни.

В 2003 году состояние конструкции было признано неудовлетворительным - устарели коммуникации, был обнаружен прогиб основного пролета.

Реконструкция длилась чуть более года, и в 2004 году обновленный Новоарбатский мост был вновь введен в эксплуатацию, сохранив при этом свой первоначальный вид.

Танки на Новоарбатском мосту

Прогуливаясь по мосту, можно увидеть чудесные панорамы гранитных набережных - Тараса Шевченко, Краснопресненской, Бережковской и Смоленской. Отсюда также открывается замечательный вид на знаменитую площадь Европы и Бородинский мост, фасады Дома Правительства и гостиницы «Украина».

Особенно красив Новоарбатский мост в вечерние предпраздничные дни.

Невысокие кованые ограждения, яркий электрический свет фонарей, создающих неповторимую игру бликов на водной глади реки в темное время суток, разноцветная иллюминация, которой украшают мост по праздникам, а также рекламные огни находящихся рядом зданий и богатое освещение набережных привлекают сюда туристов и коренных москвичей.

Из истории. В октябре 1993 года Новоарбатский мост стал участником памятных событий - именно с него залпами танковых орудий был расстрелян «Белый дом».

Бородинский мост

Содержание

Старые Дорогомиловский (1788) и Бородинский (1868) мосты

С 1788 на месте нынешнего моста существовал «живой» Дорогомиловский мост; по нему в сентябре 1812 года, после Бородинской битвы проходили и русские, и французские войска. Мост регулярно разрушался паводками. В 1865 город выделил 300 000 рублей на устройство капитального Дорогомиловского моста. Первый конкурс прошел безрезультатно, второй выиграл инженер-промышленник Аманд Струве (вероятно, что проект фактически выполнил И. Ф. Рерберг). Мост, проект которого утверждал лично император Александр II, был назван Бородинским. Строительство началось 2 мая 1867, и завершилось менее чем через год, 15 мая 1868. Конструкция моста — типичная для проектов Струве коробчатая балка (три пролёта по 43 метра), изготовленная на Коломенском заводе.

Бородинский мост (1912)

Чтобы подчеркнуть память о войне 1812 года, над каждым устоем была оборудована площадка с гранитным обелиском. На них были нанесены имена героев войны с Наполеоном.

Перестройки 1952 и 1999—2001

Бородинский мост — один из двух московских автомобильных мостов, который не требовал немедленной замены в 1930-е гг. в связи с подъёмом уровня воды при запуске Канала имени Москвы, однако пересечение проезжих частей моста и набережных в одном уровне существенно ограничивало его транспортные возможности. В 1952, мост был перестроен под руководством Ю. В. Вернера. Несущие быки и береговые строения были надстроены в высоту и ширину; проезжая часть расширена до 42.6 м в ширину. На берегах были устроены арки шириной 26.0 метров для развязки движения по Ростовской и Бережковской набережным. Общая длина моста, включая подходы, достигла 352 м. В 1979 с моста были сняты трамвайные пути.

В 1999—2001 мост был вновь перестроен, так как состояние несущих арок и дорожной плиты требовало их немедленной замены. Исследование быков показало, что они слишком слабы, чтобы нести стальную арочную или бетонную балочную конструкцию. Поэтому было выбрано самое лёгкое (во всех смыслах) решение — стальная балка с ортотропной плитой проезжей части. Мост сохранил клейновские обелиски и портики, но полностью утратил свою арочную сущность. Балки «замаскированы» криволинейными фартуками из листовой стали, имитирующими несущие арки (аналогичная обманка применена при реконструкции Новоспасского моста). Одновременно был срыт близлежащий холм с зелёными насаждениями.

Бородинский мост

Содержание

Старые Дорогомиловский (1788) и Бородинский (1868) мосты

С 1788 на месте нынешнего моста существовал «живой» Дорогомиловский мост; по нему в сентябре 1812 года, после Бородинской битвы проходили и русские, и французские войска. Мост регулярно разрушался паводками. В 1865 город выделил 300 000 рублей на устройство капитального Дорогомиловского моста. Первый конкурс прошел безрезультатно, второй выиграл инженер-промышленник Аманд Струве (вероятно, что проект фактически выполнил И. Ф. Рерберг). Мост, проект которого утверждал лично император Александр II, был назван Бородинским. Строительство началось 2 мая 1867, и завершилось менее чем через год, 15 мая 1868. Конструкция моста — типичная для проектов Струве коробчатая балка (три пролёта по 43 метра), изготовленная на Коломенском заводе.

Бородинский мост (1912)

Чтобы подчеркнуть память о войне 1812 года, над каждым устоем была оборудована площадка с гранитным обелиском. На них были нанесены имена героев войны с Наполеоном.

Перестройки 1952 и 1999—2001

Бородинский мост — один из двух московских автомобильных мостов, который не требовал немедленной замены в 1930-е гг. в связи с подъёмом уровня воды при запуске Канала имени Москвы, однако пересечение проезжих частей моста и набережных в одном уровне существенно ограничивало его транспортные возможности. В 1952, мост был перестроен под руководством Ю. В. Вернера. Несущие быки и береговые строения были надстроены в высоту и ширину; проезжая часть расширена до 42.6 м в ширину. На берегах были устроены арки шириной 26.0 метров для развязки движения по Ростовской и Бережковской набережным. Общая длина моста, включая подходы, достигла 352 м. В 1979 с моста были сняты трамвайные пути.

В 1999—2001 мост был вновь перестроен, так как состояние несущих арок и дорожной плиты требовало их немедленной замены. Исследование быков показало, что они слишком слабы, чтобы нести стальную арочную или бетонную балочную конструкцию. Поэтому было выбрано самое лёгкое (во всех смыслах) решение — стальная балка с ортотропной плитой проезжей части. Мост сохранил клейновские обелиски и портики, но полностью утратил свою арочную сущность. Балки «замаскированы» криволинейными фартуками из листовой стали, имитирующими несущие арки (аналогичная обманка применена при реконструкции Новоспасского моста). Одновременно был срыт близлежащий холм с зелёными насаждениями.

Читайте также: