Большой дом на неве год постройки

Обновлено: 07.07.2024

Большой дом на неве год постройки

Реформа ЖКХ Государственная корпорация — Фонд содействия
реформированию жилищно-коммунального хозяйства 8 800 700 89 89

г. Санкт-Петербург, пр-кт. Малоохтинский, д. 16, к. 1

Общая площадь, кв.м

Общая площадь жилых помещений, кв.м

Количество этажей, ед.

Год ввода дома в эксплуатацию

Количество подъездов, ед.

Количество лифтов, ед.

Управляющая организация: ТСЖ "Большой Дом на Неве"

Обращения граждан
по вопросам переселения
и капитального ремонта

Вы можете подать обращение по вопросам реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда и реализации региональных программ капитального ремонта

Жилой комплекс "Большой дом на Неве"

фото

Большой-Синий-Дом-на-Неве смотрится красиво. Особенно с мостов. Лучше многих "стекляшек" и, особенно всей (в продолжении) Октябрьской и Свердловской набережных. Я имею ввиду архитектурные чудовища 60-70 гг. Всем привет


25 Января 2018, 18:45
Ответ на "Большой-Синий-Дом-на-Неве смотрится красиво. Особе" от ОмарРаззак

Красиво, но не здесь. Здесь хорошо смотрятся малоэтажные доходные дома, сталинки эпохи пост-конструктивизма, брежневки с Красногвардейской Площади. Но никак ни "чайник", ни это панельное безобразие. На Октябрьской набережной это еще можно было бы пропихнуть, но здесь оно смотрится проигрышно


4 Сентября 2019, 01:20

Введен в эксплуатацию по корпусам - июль 2003 г. - декабрь 2005 г.; начало строительства - 2001 г. (Госстройнадзор)

строительный адрес: Малая Охта, кв. 4-5, между домами 10 и 36 по Малоохтинскому пр.

Застройщик: ЗАО ИСК "Феникс"

Cостоит из восьми разновысотных зданий (9-12 этажей); 9 парадных, 415 квартир, 25 нежилых помещений.

Класс энергетической эффективности: D (дом.минжкх, сост. на 04.09.2019)

Жилой комплекс включает в себя:

- 6 жилых корпусов (с офисными помещениями на первых этажах);

  • В жилых корпусах 1, 2, 4, 5 и 6 расположены квартиры площадью от 38 до 140 кв. м, в корпусе 3 - двух типов – 6-комнатные по 260 кв. м и 4-комнатные по 173 кв. м. Последний позиционируется как элитный: все квартиры имеют вид на Неву и высота потолков составляет 3-4 м. Всего таких квартир - 44, расположены они в центральной части здания.

(по данным агенства недвижимости "Дриада" на 2015 г.)


4 Сентября 2019, 02:34

При строительстве были снесены дома № 28/3 по Малоохтинскому пр. и № 6 по Сборной ул.

Сборная ул. проходила между Малоохтинским и Новочеркасским проспектами, паралельно Весенней улице. Официально была упразднена в 1969 г., но застройка улицы была уничтожена перед строительством жилого комплекса по адресу Малоохтинский пр., 16. В 2005 г., очевидно из уважения к истории района, название улицы восстановили, присвоив его оставшемуся отрезку между домами 16 корп. 1 и 36 по Малоохтинскому проспекту, а 8 октября 2007 г. вновь упразднили.

Название известно с 1835 г. Связано с тем, что проезд был местом сбора жителей Малой Охты на сходы. В 1849-1853 гг. употреблялось также в написании Зборная ул.

(Большая топонимическая энциклопедия Санкт-Петербурга: 15 000 городских имен / Авт.-сост. А. Г. Владимирович, А. Д. Ерофеев, А. Б. Рыжков и др. СПб.: Информационно-издательское агенство "ЛИК", 2013. С. 600)



4 Сентября 2019, 04:49

Год постройки: 2205

При строительстве были снесены дома № 28/3 по Малоохтинскому пр. и № 6 по Сборной ул.

Для общего развития. Было ещё снесено 2-этажное здание когда-то стоявшее на углу Глухой ул. и МО. А также западная часть спортзала школы.

Сборная ул. проходила между Малоохтинским и Новочеркасским проспектами, паралельно Весенней улице. Официально была упразднена в 1969 г., но застройка улицы была уничтожена перед строительством жилого комплекса по адресу Малоохтинский пр., 16. В 2005 г., очевидно из уважения к истории района, название улицы восстановили, присвоив его оставшемуся отрезку между домами 16 корп. 1 и 36 по Малоохтинскому проспекту, а 8 октября 2007 г. вновь упразднили.

Чего только не напишут в ТЭ. Тем более что застройка была уничтожена (кроме дома № 6) задолго до стр-ва новодела. Да и, как минимум,в 1965 году никакой улицы уже не было.

Жилой комплекс "Большой дом на Неве"

фото

Большой-Синий-Дом-на-Неве смотрится красиво. Особенно с мостов. Лучше многих "стекляшек" и, особенно всей (в продолжении) Октябрьской и Свердловской набережных. Я имею ввиду архитектурные чудовища 60-70 гг. Всем привет


25 Января 2018, 18:45
Ответ на "Большой-Синий-Дом-на-Неве смотрится красиво. Особе" от ОмарРаззак

Красиво, но не здесь. Здесь хорошо смотрятся малоэтажные доходные дома, сталинки эпохи пост-конструктивизма, брежневки с Красногвардейской Площади. Но никак ни "чайник", ни это панельное безобразие. На Октябрьской набережной это еще можно было бы пропихнуть, но здесь оно смотрится проигрышно


4 Сентября 2019, 01:20

Введен в эксплуатацию по корпусам - июль 2003 г. - декабрь 2005 г.; начало строительства - 2001 г. (Госстройнадзор)

строительный адрес: Малая Охта, кв. 4-5, между домами 10 и 36 по Малоохтинскому пр.

Застройщик: ЗАО ИСК "Феникс"

Cостоит из восьми разновысотных зданий (9-12 этажей); 9 парадных, 415 квартир, 25 нежилых помещений.

Класс энергетической эффективности: D (дом.минжкх, сост. на 04.09.2019)

Жилой комплекс включает в себя:

- 6 жилых корпусов (с офисными помещениями на первых этажах);

  • В жилых корпусах 1, 2, 4, 5 и 6 расположены квартиры площадью от 38 до 140 кв. м, в корпусе 3 - двух типов – 6-комнатные по 260 кв. м и 4-комнатные по 173 кв. м. Последний позиционируется как элитный: все квартиры имеют вид на Неву и высота потолков составляет 3-4 м. Всего таких квартир - 44, расположены они в центральной части здания.

(по данным агенства недвижимости "Дриада" на 2015 г.)


4 Сентября 2019, 02:34

При строительстве были снесены дома № 28/3 по Малоохтинскому пр. и № 6 по Сборной ул.

Сборная ул. проходила между Малоохтинским и Новочеркасским проспектами, паралельно Весенней улице. Официально была упразднена в 1969 г., но застройка улицы была уничтожена перед строительством жилого комплекса по адресу Малоохтинский пр., 16. В 2005 г., очевидно из уважения к истории района, название улицы восстановили, присвоив его оставшемуся отрезку между домами 16 корп. 1 и 36 по Малоохтинскому проспекту, а 8 октября 2007 г. вновь упразднили.

Название известно с 1835 г. Связано с тем, что проезд был местом сбора жителей Малой Охты на сходы. В 1849-1853 гг. употреблялось также в написании Зборная ул.

(Большая топонимическая энциклопедия Санкт-Петербурга: 15 000 городских имен / Авт.-сост. А. Г. Владимирович, А. Д. Ерофеев, А. Б. Рыжков и др. СПб.: Информационно-издательское агенство "ЛИК", 2013. С. 600)



4 Сентября 2019, 04:49

Год постройки: 2205

При строительстве были снесены дома № 28/3 по Малоохтинскому пр. и № 6 по Сборной ул.

Для общего развития. Было ещё снесено 2-этажное здание когда-то стоявшее на углу Глухой ул. и МО. А также западная часть спортзала школы.

Сборная ул. проходила между Малоохтинским и Новочеркасским проспектами, паралельно Весенней улице. Официально была упразднена в 1969 г., но застройка улицы была уничтожена перед строительством жилого комплекса по адресу Малоохтинский пр., 16. В 2005 г., очевидно из уважения к истории района, название улицы восстановили, присвоив его оставшемуся отрезку между домами 16 корп. 1 и 36 по Малоохтинскому проспекту, а 8 октября 2007 г. вновь упразднили.

Чего только не напишут в ТЭ. Тем более что застройка была уничтожена (кроме дома № 6) задолго до стр-ва новодела. Да и, как минимум,в 1965 году никакой улицы уже не было.

История самой красивой новостройки Петербурга Жилой комплекс в промышленном стиле в начале Пискаревского проспекта: как его строили и каково в нем жить

История самой красивой новостройки Петербурга

В Петербурге сложилась печальная ситуация с новейшей архитектурой: нестыдных домов, возведенных за последнее десятилетие, — единицы, в основном же фасады поражают унылой монотонностью или глупой вычурностью, а также дешевизной отделки. Год назад мы рассказывали о том, почему большая часть многоквартирных домов в спальных районах такая пугающая.

На общем фоне выделяется жилой комплекс на углу Свердловской набережной и начала Пискаревского проспекта. Его фасады напоминают о промышленной архитектуре XIX века и особенно эффектны в темное время суток, когда здесь включают подсветку. А во дворе можно наблюдать красивый пример реконструкции: руинированную водонапорную башню восстановили, превратив в арт-объект. В 2017 году Всемирный клуб петербуржцев включил ЖК в «Белую книгу» — в том числе за сохранение «памяти места», а чуть позже дому присудили Гран-при на конкурсе «Архитектон-2017». Нередко объект называют мрачным, но чаще приводят как удачный пример современной архитектуры.

Рассказываем, как появился ЖК «Дом на излучине Невы» / «Четыре горизонта» и каково в нем жить (спойлер: недостатков тоже хватает).


Юлия Галкина


ЖК «Дом на излучине Невы» / «Четыре горизонта»

Адрес: Пискаревский пр-т., 1

Год постройки: 2016-й

Число квартир: 806

Застройщик: «Северный город» (входит в холдинг RBI)

Проект: АМ «Григорьев и партнеры»


Мануфактура

Раньше на этом месте находился комплекс построек Охтинской бумагопрядильной мануфактуры (в советское время — ткацкая фабрика «Возрождение»), основанной в середине XIX века и в начале 1900-х перестроенной известным архитектором Василием Шаубом. Холдинг RBI — один из самых крупных игроков на строительном рынке Петербурга — приобрел участок в 2007 году. Почти все фабричные постройки сняли с охраны и снесли.

Охранный статус — «объект культурного наследия регионального значения»— есть только у водонапорной башни, а также у чугунных колонн (это все, что осталось от мануфактуры). К моменту реставрации башня была в плачевном состоянии и грозила обрушиться.

Реставрацией, как и проектированием всего жилого комплекса, занималась архитектурная мастерская «Григорьев и партнеры». В ходе реставрации башни сделали новые сваи глубиной до 50 метров, укрепили фундамент из бутового камня и грунтовое основание, усилили надземные конструкции: перекрытия,лестницы, а также стены — их как бы стянули металлическими «обручами».Кроме того, восстановили кровлю, сделали штукатурный фасад в нижней части,заменили двери и окна на стеклопакетыс сохранением оригинальных форм. Исторические чугунные колонны использовали в оформлении башни, расставив по внешнему периметру.

Сейчас башня доступна только местным жителям: комплекс закрыт, и постороннему человеку придется приложить усилия, чтобы попасть во двор. Иногда в башню водят экскурсии (последняя была в октябре), размещая внутри большие исторические фотографии. Как будут использовать башню в дальнейшем, не ясно: «Найти использование для башни врегулярном режиме не так-то просто, здание очень специфическое — кромелестничных пролетов, там внутри почти ничего и нет», — пояснили в RBI.




Мастерская «Григорьев и партнеры» сейчас называется «Проектная культура», поскольку сам Владимир Григорьев еще в 2015 году стал главным архитектором Петербурга и председателем КГА. Но проектировали ЖК на Пискаревском при нем, а сдали уже после назначения — в самом конце 2016 года.

Номинально на месте бывшей мануфактуры построили два ЖК: один (два корпуса бизнес-класса на 290 квартир) называется «Четыре горизонта», второй (еще два корпуса комфорт-класса на 516 квартир) — «Дом на излучине Невы». Разница главным образом в видовых характеристиках: из первого ЖК можно наблюдать набережные, Смольный собор и Большеохтинский мост. Но фактически это единый комплекс, который возводил один застройщик.

Фасад со стороны улицы выполнили из декоративного облицовочного кирпича темно-коричневого цвета. Всего использовали более 1,2 миллиона кирпичей — для жилого строительства в Петербурге это своего рода рекорд. Интересно, что нужный кирпич смогли найти только в Эстонии.

Примечательна отделка мест общего пользования в «Четырех горизонтах»: настенные панно из керамогранита итальянского производства, стойка консьержа с использованием декоративных панелей из экокожи, живые растения в декоративных кашпо, репродукции гравюр старого Петербурга.




На ЦИАН предложения в ЖК начинаются от 13,7 миллиона рублей за двухкомнатную квартиру. Здесь нет студий, квартиры в обоих ЖК — от однушек до пятикомнатных. На верхних этажах — квартиры с видовыми террасами.

Лицевые фасады выходят на шумный перекресток, поэтому несколько лет назад RBI заказала научно-исследовательской компании «Научнойз» (которая занималась акустическими системами еще для советских подлодок) разработать комплекс решений. Итог — двухкамерные стеклопакеты с утолщенными стеклами (одно из них толщиной не четыре миллиметра, как принято, а шесть), малошумные лифты и так далее. Жители, впрочем, все равно жалуются на шум.

Живут тут в основном семьи с детьми — 60 %, это показатель выше среднего. Больше, чем обычно, покупателей из Москвы и северных регионов. У жителей, как водится в новостройках, есть активная группа во «ВКонтакте».

Для детей во дворе организовали игровую зону, а также стенку для скалолазания. Из других примечательных элементов — уличные тренажеры, площадка с ростовыми шахматами и фонтан. Прогулочные дорожки сделали из клинкерной плитки, большую часть дворов пытаются озеленить.

ЖК вмонтировали в занимательный контекст: с одной стороны, это плохо обустроенная Свердловская набережная, на которую в белые ночи приходит гулять большое число местных жителей. С другой —ЖК «Платинум», неизменный номинант хит-парадов худшей архитектуры города. Рядом — бизнес-центр Бенуа, спроектированный Сергеем Чобаном, и модный бизнес-парк «Полюстрово» с пестрыми постройками, «Упсала-цирком», черными лебедями и белочками. Мы включали дом на Пискаревском в число агентов преображения (к лучшему) исторического района Охты.





Что говорит архитектор

Аркадий Дорофеев

ООО «Григорьев и партнеры», главный архитектор ЖК «Четыре горизонта» / «Дом наизлучине Невы»

Память места

Исторически по берегам Невы— в том числе на правом берегу — сложились промзоны, перемежавшиеся жилыми участками.От этих промзон сегодня сохранилось большоеколичество промышленных краснокирпичных зданий — и на Выборгской, и на Свердловскойнабережных. На территории, где сейчас стоит дом, располагалась Охтинская бумагопрядильнаямануфактура. Мы хотели сохранить память о промышленном прошлом правого берегаНевы.

Исторические краснокирпичные сооружения ритмичнорасположены по берегу Невы, и мы сочли уместным поддержать этот ритм нашейпостройкой — отсюда и решение фасадов в красном кирпиче. Наверное, «промышленный» оттенокархитектуры комплекса — в материале стен, больших окнах и активном включении в композицию вентиляционныхсистем. Мы собрали их в определенном ритме, подчинили фасаду и не скрывали, а выявили в завершении фасадов: это недекорация, а реальная вентиляция.

Вертикаль

Большую ответственность на нас наложила близость Невы:мы должны были запроектировать здание, достойное реки. Участок не просто на берегу, аеще и угловой. Здесь начинается Пискаревский проспект (бывший проспект императораПетра Великого). Проспект начинается перпендикулярноНеве, а затем раздваивается: уходит на север в виде Пискаревского, а насеверо-восток — в виде шоссе Революции. Этот излом Пискаревского проспекта мы акцентировали башенкой, выстраивая классическую схему, когда проспект заканчиваетсянекой вертикалью. То есть в первую очередь мы решали градостроительную задачу. В башенке находитсялестница жилого корпуса.

Водонапорная башня

На момент проектирования комплекс зданий Охтинской бумагопрядильной мануфактуры, не входящий в число памятников архитектуры, был разобран; на ответственноехранение собственнику оставили только водонапорную башню и несколько десятковразнокалиберных чугунных промышленных колонн XIX века. Башня была достаточно руинированной, фасады сохранились только в ее завершении — башню укрепили,пересадили на новый фундамент, отреставрировали и обернули четырехъяруснойколоннадой из тех самых исторических колонн. Разумеется, башня серьезноповлияла на наш проект: мы должны были ее сохранить, отреставрировать и органично включить в состав комплекса. Разрабатывая проектблагоустройства на территории ЖК, мы ориентировались в том числе на башню.

На Неве: 10 самых заметных новых домов у воды в Петербурге Бонус: самая уродливая петербургская новостройка десятилетия

На Неве: 10 самых заметных новых домов у воды в Петербурге

Сама суть Петербурга — города у воды — по идее, располагает архитекторов и застройщиков XXI века к интересным решениям. На практике найти достойные новые жилые комплексы на набережной Невы или у Финского залива довольно сложно. Мы выбрали десять заметных (что не значит — лучших) домов с видовыми квартирами и рассказываем, что в них интересного.


На Крестовском острове


ЖК «Дом у моря»

Адрес: наб. Мартынова, 62–74

Архитекторы: Евгений Герасимов, Сергей Чобан

Постройка: 2005–2008 годы

Цена: от 58 000 000 рублей (источник)

Жилой комплекс, выходящий на Среднюю Невку и Гребной канал, спроектировал тандем известных архитекторов Герасимов — Чобан (другая совместная работа — деловой квартал «Невская ратуша»). На острове, который стал «песочницей» проектов для современных архитекторов, эта постройка стала примером разумного спокойного подхода — не стеклянные коробки и не комичная имитация «старого Петербурга». Три года назад эксперты, оценивавшие для The Village новые ЖК на Крестовском, единогласно объявили «Дом у моря» самым удачным проектом. «Это точно лучший жилой дом в современной истории Петербурга», — отметила архитектурный критик Мария Элькина. Из недостатков — исконный российский забор, а также диссонанс контекстов: на набережной Мартынова слева от новостроек ютится ветшающий неоклассический особняк 1914 года, а другой исторический дом конца XIX века и вовсе реконструировали в составе ЖК под жилье для одной семьи.


Резиденция «Императорский яхтъ-клуб»

Адрес: наб. Мартынова, 92

Архитекторы: студия «Интерколумниум»

Постройка: 2015–2018 годы

Цена: от 48 000 000 рублей (источник)

Рядом с «Домом у моря», на крошечном Безымянном острове, находится элитный комплекс с пафосной буквой «ер» в названии (оно отсылает к реальному яхт-клубу, открытому в 1846 году и прекратившему свое существование после революции). За внешний облик — краснокирпичный оммаж промышленной архитектуре (впрочем, куда менее удачный, чем в ЖК «Четыре горизонта») — отвечала студия «Интерколумниум» Евгения Подгорнова; среди других ее работ — неоднозначный ЖК «Мендельсон», заметно оттенивший шедевр конструктивизма, силовую подстанцию фабрики «Красное знамя». Тем не менее «Императорский яхтъ-клуб», безусловно, стал одним из самых заметных комплексов у воды — чего стоит один вид на марину с дорогими яхтами (а слева комично торчит игла «Лахта-центра»). Нам не удалось найти актуальные предложения в резиденции, хотя еще полгода назад здесь продавали квартиру почти за 70 миллионов рублей — самую дорогую в России однушку (по версии ЦИАН).

Большой дом



История

История именно Большого дома идет с 1932 года, но история этого места началась гораздо раньше. Еще в начале XVIII столетия здесь располагался Пушечный двор, где не только хранились запасы артиллерии, но и трофейные орудия со знаменами.

Именно здесь проходили самые громкие судебные процессы. Например, дело о покушении на императора Александра II, когда был вынесен приговор о казни участников заговора

Строительство шло с 1931 по 1932 годы с участием архитекторов:

  • Н. А. Троцкого
  • А. И. Гегелло
  • А. А. Оля
  • Н. Е. Лансере
  • Ю. В. Щуко
  • А. Н. Душкина и других

Примерно в то же время рядом были возведены еще два здания. На месте Сергиевского всей артиллерии собора на Литейном проспекте по проекту И. Ф. Беспалова был построен Дом пропусков. А в старом здании царской тюрьмы на Шпалерной улице – Дом предварительного заключения или всем известная Шпалерка.

Все они вошли в единый комплекс зданий ОГПУ-НКВД СССР. Между собой постройки объединены общими переходами и коридорами

В дальнейшем Большой дом – так прозвали здание ОГПУ-НКВД СССР – стало центром политической жизни во времена Сталинских репрессий. Именно здесь принимались решения о ссылках или казнях, а так же вершились судьбы многих неугодных вождю людей.

Архитектура

Здание выполнено в стиле конструктивизма. Обращенный одновременно на три основные городские магистрали, Большой дом выделяется среди окружающих его построек. Здание внешне очень мощное и, в то же время, довольно простое, отличающееся симметрией и лаконичностью.

Основной фасад оформлен пилонами, чередующимися с оконным вертикальным рядом. Такое оформление создано будто в противовес мощному горизонтальному нижнему этажу, отделанному красным гранитом, при этом они идеально дополняют друг друга. Боковые башни с большим объемом стекла контрастируют с менее стеклянными частями здания, при этом в совокупности все смотрится очень гармонично.

Если говорить о внутренних помещениях, то основной особенностью всей части здания, выходящей на Литейный проспект, является одинаковый интерьер вестибюля на всех этажах. Небольшой холл с двумя столбами округлой формы, оформленными черным искусственным мрамором. Стены облицованы более светлым камнем серого цвета с темноватыми дорожками. С каждой из сторон длинного коридора размещены кабинеты, отделанные дубом.

Отдельно стоит поговорить об актовом зале, который занимает сразу два этажа здания. Прямоугольное помещение с балконом с перилами из серого мрамора, перекрыто ребристым потолком из железобетона.

Стены зала оформлены искусственным мрамором розового цвета. Вертикальные простенки удачно чередуются с огромными окнами во всю стену. Освещение выполняется за счет узких вертикальных полос в простенках и двух горизонтальных полос по потолку.

На фронтальной стене расположен гипсовый барельеф с профилем В. И. Ленина, выкрашенный в белую краску.

Назначение здания

С 2001 года Большой дом официально включен в перечень объектов исторического и культурного наследия общероссийского значения.

Сейчас в нем находится Управление ФСБ России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Основная деятельность этой службы заключается в разведке и контрразведке, борьбе с преступлениями и террором, пограничной деятельности и обеспечении информационной безопасности

Мифы, легенды и слухи

Несмотря на довольно небольшую историю своего существования Большой дом оказался окруженным множеством легенд и мифов. Одни в них верят, другие считают просто ничего не значащими слухами. Но факт их наличия никто отрицать не берется.

  • Считается, что восьмиэтажное здание имеет столько же тайных этажей под землей
  • Согласно еще одной легенде между Крестами и Большим домом есть тайный подземный ход
  • То, что в период Великой Отечественной войны ни одна бомба не попала в здание Большого дом – всем известный факт. Существует легенда, что для этого на крыше специально держали немецких военнопленных
  • В советское время переход, соединяющий Большой дом и Дом предварительного заключения называли Мостиком вздохов. Все дело в том, что когда по нему одновременно проводили двоих заключенных, чтобы избежать их встречи даже взглядами, одного из них поворачивали спиной к проходу. В этот момент единственное, чем обменивались люди под стражей – это легкий молчаливый вздох
  • Говорят, что создатели этого здания завершили свою жизнь здесь, так как знали все секреты Большого дома – чекисты не могли их просто отпустить
  • Самая страшная легенда – наличие в Большом доме специальной машины по перемалыванию тел всех казненных и замученных в этих стенах людей. Считается, что она работала даже в годы войны и в период блокады Ленинграда, а кровь людей сливалась по трубам прямо в Неву
  • Существует еще одна кровавая история, рассказанная одним водолазом. С его слов, он чуть не сошел с ума от страха, увидев в Неве близ Большого дома множество стоячих трупов. К их ногам был привязан груз, и они стояли, как живые, размахивая руками и качаясь из стороны в сторону от движения воды
  • Так же ходят слухи о том, что ранее в подвалах здания, разделенных на три отсека, проводились массовые расстрелы, а в настоящее время их замуровали
  • Есть версия, что шкафы в кабинетах на самом деле пустые и созданы специально для изощренных пыток над всеми, кто попадал в это место

Где находится

Адрес

Метро

Ближайшие станции метро:

  • « Площадь Ленина»
  • «Чернышевская»

От обеих станций до Большого дома менее полутора километров.

Как добраться

  • Пешком от станции метро «Площади Ленина»: выйти на улицу Академика Лебедева, повернуть налево, и, двигаясь все время прямо, перейти Литейный мост. Там пройти еще немного, и здание окажется справа
  • Пешком от станции метро «Чернышевская»: выйти на Фурштатскую улицу, повернуть налево и идти по ней до Литейного проспекта. На Литейном повернуть направо и идти до Большого дома все время прямо, никуда не сворачивая

Ближайшие остановки наземного городского транспорта:

  • «Проспект Литейный»
  • «Улица Чайковского»
  • «Станция метро Чернышевская»

Интересные факты

  • Дом предварительного заключения или ДПЗ, который был включен в единый комплекс с Большим домом и Домом пропусков, неофициально называли Домой Пойти Забудь
  • При строительстве Большого дома вокруг лежало огромное количество гранитных плит, которые принесли с кладбища. И сотни заключенных трудились, не покладая рук, стирая надписи с могильных плит, чтобы ими могли облицевать первый этаж здания
  • После того, как здание было сдано, во многих квартирах этого района сняли телефоны, так как они требовались для Большого дома
  • Шпалерная улица, которая соединяла Большой дом и Смольный, была полностью покрыта асфальтом одной из первых в городе, так как практически сразу стала важной дорогой, которой пользовалось правительство
  • В начале ХХ столетия на нечетной стороне Литейного проспекта стояли старинные пушки, направленные дулом на здание Окружного суда. Многие шутили по этому поводу, говоря о направленности оружия на правосудие. Смеялись ли так, когда пушки оказались направлены на появившийся здесь позднее Большой дом – неизвестно, но в 60-х годах оружие убрали
  • В июне 2010 года на Литейном мосту состоялась акция леворадикальной акционистской группы Война. Ее участники краской нарисовали изображение фаллоса на разводной части моста так, чтобы ночью во время развода рисунок, длинной 65 метров оказался прямо перед Большим домом

Отзывы

Как ни странно, в интернете можно встретить отзывы об этом месте. Все они в основном касаются внешнего вида здания. Кто-то называет его монументальным и эстетичным, но большинство респондентов отмечают мрачность и тяжелую энергетику этого места.

Даже если вы не знаете историю Большого дома, по утверждению большинства тех, кто оказался рядом, вы сразу поймете, что она полна чего-то трагичного и очень страшного. На самом деле, если вы интересуетесь прошлым своей страны, каким бы оно не было, хотя бы раз стоит взглянуть на это здание, но, как утверждают многие, находиться рядом долго вам вряд ли захочется.

Я живу в «Дворянском гнезде» (Петербург) Композитор Ольга Петрова — о модернистском доме, квартиры в котором давали выдающимся ленинградцам

Я живу в «Дворянском гнезде» (Петербург)

Модерновые доходные дома, сталинские высотки и многоэтажки 70-х годов — не просто жилые здания, а настоящие городские символы. В рубрике «Где ты живешь» The Village рассказывает о самых известных и необычных домах и их обитателях.

В новом выпуске мы отправились на Петровскую набережную, 4 в Петербурге — в дом 1967 года постройки. В отличие от деревянного домика Петра, который находится в 30 метрах, модернистское здание пока не стало местом интенсивного внимания туристов. Однако и этот дом иногда называли «Петровским». Второе, более известное, название — «Дворянское гнездо»: оно появилось в советское время, по одной из версий, из-за жильцов, которым давали тут квартиры. Это были, в первую очередь, выдающиеся деятели искусства: например, главный режиссер БДТ Георгий Товстоногов и актер Евгений Лебедев.

С самой постройки дома здесь, в четырехкомнатной квартире, жила семья композитора Андрея Петрова. Мы поговорили с его дочерью (тоже композитором) Ольгой Петровой о соседях, гастрономе «Петровский» и потрясающем виде из окна. А искусствовед Ксения Малич рассказала нам, почему «Дворянское гнездо» — «оттепель в лучшем ее проявлении».


«Дворянское гнездо»

Архитекторы: В. Ф. Белов, А. В. Говорковский, А. А. Лейман

Адрес: Петровская наб., 4

Постройка: 1964 — 1967 годов

Высота: 8 этажей

Число лестниц: 5

Количество жильцов: 255*


кандидат искусствоведения, историк архитектуры, научный сотрудник Государственного Эрмитажа

Авторы дома – Виктор Федорович Белов (руководитель мастерской Ленпроекта № 2), Анна Алоизовна Лейман и Анатолий Владимирович Говорковский. Здание проектировали в 1964 – 1968 годы. Это важно, поскольку середина 1960-х — время, когда поздний советский модернизм отвоевал в Ленинграде позиции законного стиля. 4 ноября 1955 года вышло знаменитое Постановление № 187 ЦК КПСС и СМ СССР «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». Обычно этой датой отделяют эпоху настроенной на классицистический лад сталинской архитектуры от нового этапа советского модернизма. Но постановление привело в замешательство самих архитекторов, вызвав далеко неоднозначную реакцию. Особенно это видно на примере противоречивой ленинградской школы. Безордерная «архитектура миллиметровки» далеко не у всех ассоциировались с будущим Ленинграда. Здесь ретроспективность, если обобщить этим термином все вариации на тему освоения классического наследия, имела несколько иную почву, что было связано, во-первых, с еще дореволюционным движением за сохранение целостного наследия петербургской архитектуры, во-вторых, с особым статусом реставрационных задач, которые решали ленинградские архитекторы после войны. В-третьих, в 1950-е годы в мастерских Ленпроекта трудилось поколение архитекторов, воспитанное мастерами петербургской неоклассической школы, в атмосфере знаточества, увлеченного изучением архитектуры XVIII — XIX веков.

Лучшие памятники эпохи ленинградской «оттепели» обладают главным качеством местной школы: они сохраняют принцип ансамблевости, единства масштабных и ритмических построений, которые помогают каждому памятнику «совпасть» с существующим историческим контекстом. В случае с Петровской набережной это было сделать непросто. Застройка здесь была очень разношерстная — и конструктивизм начала 1930-х (дом политкаторжан на углу с Троицкой площадью), и тяжеловесная неоклассика в исполнении Александра Сергеевича Хренова (бывший дворец великого князя Николая Николаевича младшего), и довольно суровый сталинский жилой дом наркома военно-морского флота (проект Евгения Адольфовича Левинсона и Игоря Ивановича Фомина), и вариации на тему петровского барокко 1910-х годов (Городской училищный дом имени Петра Великого). Кроме того, все сооружения стояли с разным отступом от береговой линии, не образуя единого ансамбля. Главная достопримечательность набережной — Домик Петра I — крохотный в масштабах этого участка деревянный сруб, накрытый в 1844 году кирпичным кожухом. Новый жилой дом по проекту Белова должен был стать фоном для исторического здания и в то же время поддержать заявленный в проекте Левинсона и Фомина масштаб и парадный характер застройки набережной.

У Виктора Белова был большой опыт именно жилого строительства. В 1940-е годы он руководил застройкой в районе Нарвской и проспекта Стачек: вместе с Валентином Александровичем Каменским разработал несколько типовых проектов, возведенных многократно на улицах Балтийской, Баррикадной, Белоусова, Гладкова, Губина, Косинова и других. Скромный, очень лаконичный классический репертуар, который отличает эти послевоенные постройки, в 1950-е сменил более щедрый и монументальный стиль, причем часто мастерская Белова выполняла индивидуальные «точечные» проекты для исторической части города (жилые дома на Невском, Большом Сампсониевском, Пестеля). В начале 1960-х этот курс, естественно, уступил более универсальным формулам интернационального стиля. Но отголоски классической выучки еще давали знать о себе в некоторых проектах (например, ряд полуколонн, рассекающих стеклянный объем нижних этажей в проекте жилого дома на Ординарной ул., 21). В середине 1960-х мастерская Белова создает уже уверенные образцы советского модернизма (общежитие Военно-космической академии имени А. Ф. Можайского, знаменитый типовой проект кинотеатра, по которому в Ленинграде было возведено более десятка киноцентров — «Меридиан», «Слава», «Максим» и другие).

ЖК «Большой дом на Неве»

Жилой комплекс «Большой дом на Неве» представляет собой здание высотой 9 этажей, возведенное по монолитно-кирпичной технологии. Он расположен на Малоохтинском проспекте в непосредственной близости от действующей станции метро и благоустроенной набережной. Внешний дизайн здания выполнен в классическом стиле с использованием современных отделочных материалов высокого качества.

В жилом фонде новостройки спроектированы одно-, двух- и трехкомнатные квартиры площадью от 40 до 100 кв. м и высотой потолков 3.4 метра. Застройщик предлагает покупателям разнообразные варианты планировок, включая и решения с рациональным использованием пространства. В жилье с тремя комнатами предусмотрены дополнительные гостевые санузлы. Окна большинства квартир выходят на две стороны дома, открывая живописный вид на Александро-Невскую лавру, Смольный собор и Малоохтинский парк.

Застройщик передает покупателям недвижимость с чистовой отделкой, а также предоставляет возможность заказать индивидуальное оформление жилья по дизайн-проекту заказчика. В базовый вариант ремонта жилья входят работы по установке входных и межкомнатных дверей, радиаторов отопления и приборов учета, выполнение разводки коммуникаций, остекление окон и лоджий, гидроизоляция «мокрых» зон, выравнивание и отделка стен и полов.

Во входных группах каждой секции спроектированы просторные вестибюли с авторской отделкой. Для удобства жильцов функционируют современные лифты европейского производства, которые отличаются бесшумной работой и надежностью. Внутри подъездов предусмотрены места для хранения колясок и кабины консьержей, а на металлических входных дверях установлены электронно-пропускные системы доступа.

История «Большого дома»

Сегодня я расскажу вам об одном ленинградском здании, которое до сих пор навевает ужас на ленинградцев, особенно тех, кто знает о репрессиях не понаслышке - на детей, внуков и даже правнуков репрессированных. Это - «Большой дом», в котором сейчас находится ФСБ.


Здание на Литейном ведет свою историю с начала 1917 года, когда символ поверженной монархии, Окружной суд, был подожжен, а затем разрушен. «До основанья», как завещал Интернационал.


В это же время по всему Ленинграду жгли полицейские участки, суды и тюрьмы; есть версия, что такая непримиримая ненависть пролетариев к службам правопорядка была совсем не случайной: большинство революционеров перед означенными событиями работали на две стороны и были сексотами, то есть секретными сотрудниками царской охранки. За свою работу они получали гонорар, и платежные ведомости, в которых они за него расписывались, им хотелось уничтожить как можно скорее.
По соседству с Окружным судом стояла Сергиевская церковь Всея Артиллерия, в народе именуемая Артиллерийской.


Она была взорвана в тридцатых годах, и на месте двух зданий на Литейном был построен комплекс из двух зданий, объединенных переходами. Эти здания соединялись с третьим - тюрьмой на Шпалерной улице, так называемым «ДПЗ» (в народном фольклоре - «Домой пойти забудь», в расшифровке - Дом предварительного заключения. В народе ДПЗ часто называлось «Шпалерка», были даже такие мрачные стихи: «Шпалерка, шпалерка, железная дверка…»


Коридор, соединяющий административное здание и тюрьму, известен как «Таиров переулок», или «Мостик вздохов»: по тюремным правилам заключенным запрещалось как-то контактировать при встрече: когда их ставили лицом к стене, единственной возможностью приветствия товарища по несчастью был легкий вздох.


В 1932 году все три здания заняла организация НКВД, в народе получившая такие прозвища, как "Мусорная управа", "Жандармерия", "Собор Пляса-на крови", "Малая Лубянка" и, наконец, "Большой дом" - с легкой руки ленинградцев все здания НКВД в России стали именовать не иначе как «Большие дома».

На улице Шпалерной
Стоит волшебный дом.
Войдешь туда ребенком,
А выйдешь стариком.

Во времена строительства «Большого дома» вся Шпалерная улица, на которую выходило одно из зданий, была завалена демонтированными с кладбищ надгробиями: заключенные убирали с могильных плит надписи, чтобы потом облицевать ими фасад зданий. В 1934 г, когда строительство было близко к завершению, в большинстве квартир района были демонтированы телефоны: «Большому дому» они были нужнее, чем жителям округи.


Армянское радио спрашивают:

- Что это такое - комочек перьев, а под ним ужас?
- Это воробей, который сидит на крыше «Большого дома»

Выходящий с Финского вокзала спрашивает у прохожего:
- Скажите, а где здесь Госстрах?
Прохожий, показывая на другой берег Невы:
- Не знаю, где Госстрах, а вот госужас – напротив.

Есть легенда, что под землей «Большого дома» находится столько же этажей, сколько и наверху. Это отражено в народном фольклоре:
- Какой дом является наиболее высоким в Ленинграде?
- «Большой дом»: из его подвалов видна Сибирь.

- Вы знаете Рабиновича? Он еще раньше жил напротив «Большого дома»? Так вот, он теперь живет напротив напротив своей бывшей квартиры.

При строительстве подвалы «Большого дома» были поделены на несколько отсеков, в одном из которых осуществлялись расстрелы. Говорят, что сейчас «расстрельное место» замуровано. Стоящие в кабинетах следователей шкафы, по слухам, были пустыми: в них над заключенным производились пытки.
Ленинградцы утверждают, что в здании на Литейном была установлена электрическая мельница, которая хладнокровно перемалывала тела замученных узников режима; их останки будто бы сливались по специальной трубе прямо в Неву. По легенде, цвет воды напротив «Большого дома» именно поэтому и имеет такой красно-кирпичный оттенок. Что интересно, во время блокады ни одна бомба в дом на Литейном не попала: говорят, что это связано с «живым щитом» - будто бы на последних этажах здания держали пленных офицеров, и фашисты об этом знали.


Говорят, что жизнь строителей «Большого дома» оборвалась в его пыточных камерах. Но мы вряд ли узнаем, насколько правдивы все эти легенды: новые хозяева здания позаботились о том, чтобы все секреты были надежно сохранены.


Народный фольклор до сих пор время от времени обращается к деятельности одного из самых одиозных и страшных учреждений советской власти. Фольклор не оценивает и не судит, - он просто констатирует.

На двери «Большого дома» написано: «Посторонним вход воспрещен». Останавливаются двое прохожих и один другого спрашивает:
- Если было бы разрешено, ты бы сам вошел?

У входа в «Большой дом» висит объявление: «Звонок не работает. Стучите по телефону».

И, проходя мимо здания ФСБ на Литейном, я каждый раз думаю о том, что мне повезло родиться в хорошее время. Время без доносов, «черных воронков» и постоянного ужаса при стуке в дверь. Мне даже страшно подумать о том, какая аура сейчас висит над «Большим домом»: я вообще не очень верю во всю эту эзотерику, но, когда смотришь на это здание, в мире будто темнеют краски.

Также читайте еще много интересного в блоге по тегам "архитектурные путешествия" и "мировая архитектура".

Подписаться в три клика на обновления моего блога в жж - невероятно просто, но зато читать каждый день невероятно приятно!

Читайте также: