Большая длина иерархической лестницы высокое значение индекса pd означает для организации

Обновлено: 07.07.2024

5.4. Кросс-культурные проблемы международного менеджмента

Предпринимательство выходит далеко за национальные рам­ки, вовлекая в свою орбиту все большее число людей с различным культурным кругозором. В результате культурные различия начи­нают играть в организациях возрастающую роль и сильнее воз­действовать на предельную эффективность деловой деятельности. Отсюда и возникают кросс-культурные проблемы в международ­ном бизнесе — противоречия при работе в новых социальных и культурных условиях, обусловленные различиями в стереотипах мышления между отдельными группами людей. Формирование человеческого мышления происходит под воздействием знаний, веры, искусства, морали, законов, обычаев и любых других спо­собностей и привычек, приобретенных обществом в процессе сво­его развития. Почувствовать эти различия можно только слившись с новым обществом — носителем отличной культуры.

В международном бизнесе факторы культурной среды созда­ют самые большие сложности. Именно поэтому корректная оцен­ка различий национальных культур и адекватный их учет стано­вятся все более и более важными. Принять во внимание факторы культурной среды также заставляет сложная и многоуровневая структура культуры, которая определяет разнообразие ее функ­ций в жизни каждого общества.

Любой бизнес связан с системой отношений между людьми, и, чтобы преуспеть на международном рынке, который прежде всего состоит из людей, надо научиться понимать процесс формирова­ния человеческой личности, то есть процесс «вхождения» в куль­туру, усвоение знаний, умений, норм общения, социального опы­та.

Понимая это, можно разобраться во многих вещах на рынке.

С точки зрения географической, пространственной, между­народный рынок — самый большой в мире, поскольку есть воз­можность продавать продукты и услуги на территории многих стран. Территориальные границы при этом не играют никакой роли, гораздо важнее культурные границы, которые разделяют мир. Можно продавать одни и те же товары и услуги на огром­ной территории, однако важно при этом учитывать существен­ные различим между потребителями из разных культурных об­ластей. Именно поэтому важно прежде всего понять структуру кросс-культурных проблем, то есть охарактеризовать перемен­ные, формирующие культурную среду международного бизнеса.

Это обеспечит определенную степень видимости — ясное пони­мание кросс-культурных проблем и путей к совершенствованию международного менеджмента.

Понять сущность культуры можно лишь через призму дея­тельности человека, народов, населяющих планету. Культура не существует вне человека. Она изначально связана с человеком и порождена тем, что он постоянно стремится искать смысл своей жизни и деятельности и, наоборот, нет ни общества, ни социаль­ной группы, ни человека без культуры, вне культуры. В культуре раскрывается духовный мир человека, его «сущностные силы» (способности, потребности, мировоззрение, знания, умения, со­циальные чувства и т.д.). Этим самым культура выступает как мерило реализации и развития сущности человека в процессе его социальной деятельности, «как мера человека». Создавая про­дукт материальный или духовный, человек опредмечивает в нем самого себя, причем не только свою общественную сущность, но в той или иной мере свою индивидуальность.

Лучшему пониманию культуры могут способствовать классифи­кационные схемы разделения на «культуры высокого и низкого кон­текста». Базовая с труктура культуры образует контекст; фон, причем «содержание и контекст неразрывно связаны между собой».

«Высокий контекст» означает, что в .межличностных отноше­ниях большую роль играют интуиция и ситуация, а также тради­ции.

В таком обществе договоренности, достигнутые в устном об­щении, строго соблюдаются, особой необходимости в письменном контракте не возникает. Типичные культуры «высокого контекста» существуют в некоторых арабских и азиатских странах.

«Низкий контекст» прямо противоположен: межличностные контакты четко формализованы, в общении употребляются стро­гие формулировки, смысловое значение которых не зависит от ситуации и традиций. Деловые отношения предполагают обяза­тельное оформление детализированных контрактов. Культуры «низкого контекста» находятся в промышленно развитых стра­нах Запада. Культура с высоким фоном коренным образом отли­чается от культуры с низким фоном.

Между крайними проявлениями культур «высокого и низкого контекста» находится остальное большинство стран, проявляю­щих в различных сочетаниях черты обоих типов культур.

Культура любого общества требует знания ее некоторых ре­зультативных критериев. В этой связи культуру можно охаракте­ризовать по четырем критериям:

• «длина иерархической лестницы» характеризует восприя­тие равенства между людьми в обществе, в организации. Чем больше разрыв между верхами и низами, тем длиннее иерархическая лестница;

• «изображение состояния неопределенности» касается от­ношения людей к своему будущему и к их попыткам взять судьбу в свои руки. Степень неопределенности тем выше, чем больше предпринимается попыток планировать и кон­тролировать свою жизнь;

• «индивидуализм» выражает желание людей действовать не­зависимо или отдавать предпочтение групповому выбору. Чем больше перевес в сторону личной свободы и личной от­ветственности, тем выше степень индивидуализма;

• «маскулинизм» характеризует манеру поведения и предпо­чтения мужским и женским ценностям, принятым в обще­стве. Чем сильнее мужское начало, тем выше маскулинизм.

С использованием приведенных критериев выявлено восемь культурных регионов: северный, англоязычный, гсрманоязыч- ный, более развитый романоязычцый, менее развитый романо- язычный, более развитый азиатский, менее развитый азиатский, ближневосточный.

Например, северный регион характеризует­ся короткой иерархической лестницей, высоким маскулинизмом, высокой степенью индивидуализма и средней степенью неопре­деленности. Для германоязычной группы характерна большая длина иерархической лестницы, высокая степень маскулиниз­ма и неопределенности и несколько меньшая степень индивиду­ализма. В развивающихся странах проявляется большая длина иерархической лестницы, высокая степень маскулинизма и низ­кие значения индивидуализма и неопределенное™.

В исследованиях взаимодействия культуры и бизнеса выявле­ны конкретные «переменные» кросс-культурных проблем, кото­рые, находясь между собой во взаимосвязи и порою пересекаясь, позволяют структурировать обширный материал, описывающий культурные особенности каждого локального рынка, К числу та­ких переменных относятся язык, религия, социальная организа­ция общества, его ценности и взаимоотношения, образование и технология, право и политика, география и искусство.

Язык является, конечно, основой формирования человеческих групп, будучи средством выражения мыслей и чувств, средством коммуникации. Подсчитано, что на земном шаре имеется около 100 официальных языков и по меньшей мере 3000 самостоятель­ных диалектов. Лишь немногие страны однородны в лингвисти­ческом отношении. Так называемый «смешанный» язык был из­бран для преодоления языковых барьеров, которые часто были причиной «вражды» между различными языковыми группами.

Языковые различия могут оказать влияние на продвижение товара. Так, фирма «UNILEVER» активно использовала теле­визионную рекламу во многих странах для маркетинга, но не смогла это сделать во Франции. Рекламный лозунг «ESSO» — «Пустите тигра в ваш бак» — не производил, в силу националь­ного восприятия, искомого эффекта в романоязычных странах Европы и поэтому претерпел некоторое изменение: «Пустите тигра в ваш двигатель». Здесь же уместно упомянуть те сюр­призы языкового сечения, которые иногда преподносит транс­литерация торговой марки. Например, «Жигули» пошли на экс­порт под маркой «Ладил в связи с тем, что на французском это может быть услышано как «девка», «альфонс» или «ляжка».

Равным образом фирма «General Motors» была вынуждена из­менить название своей модели «NO УА» при экспорте в испано- язычные страны, так как на испанском это эквивалентно выра­жению «не работает, не идет».

Следующей и немаловажной переменной, которая требует пристального внимания, является религия. Она отражает поиски людей идеальной жизни и включает в себя взгляд на мир, истин­ные ценности, отправление религиозных обрядов. Религия как элемент культуры оказывает влияние на экономическую деятель­ность людей и общества: фатализм может уменьшить стремле­ние к переменам, материальные богатства могут рассматривать­ся как препятствие духовному обогащению и т.д. Безусловно, не только религия оказывает влияние на уровень экономического развития страны, но для понимания культуры нации важно учи­тывать именно религиозные аспекты и их влияние на формиро­вание национального характера.

Исследование, проведенное Всемирным Банком, послужи­ло наглядным примером того факта, что существует зависимость между религиозностью и величиной валового национального про­дукта (ВИЛ) на душу населения. Самая высокая величина ВИЛ приходится на христианские протестантские общества. На втором месте — общества, проповедующие буддизм. Самыми бедными являются южно-буддийские и южно-индуистские общества.

Другим примером большой религиозности служит Латинская Америка. Начиная с даты религиозных праздников «самана санта» здесь на 10 дней сводится к нулю вся деловая активность. Система религиозных табу в рекламе оказывает существенное влияние на бизнес-деятельность в странах этого региона. Сложности ориен­тации в этой сфере становятся тем больше, чем дальше приходит­ся уходить от европейски стандартизованных рынков.

В истоках европейской культуры лежат два религиозных на­чала: античное и христианское. Если античность оставила в на­следство Европе веру в завоевание человеческого ума, то хри­стианство внесло в западное сознание не менее динамичный элемент-идею нравственного восхождения человека. Именно эти два начала определяют своеобразие европейской культуры: ее динамизм, специфическую гибкую систему интеллектуальных и духовных ценностей и понятий, ее способность к проектирова­нию и регулированию социальных процессов.

На Востоке основная религиозная установка нацелена на со­зерцательное слияние человека с миром, его саморастворение в религиозно-философских учениях и подчинение своего «Я» об­щественной, групповой дисциплине. Человек должен точно знать свое место в обществе и действовать в соответствии с занимае­мым положением. Так, например, в буддизме существует прин­цип «недеяния» («у-вэй»), что означает не праздное бездействие, а стремление не нарушать естественный порядок вещей («дао»). Отказ от внешней, предметной деятельности освобождает чело­века от субъективных пристрастий, позволяя достичь абсолют­ной гармонии. Вся его активность обращается вовнутрь, стано­вится чисто духовной. Такая созерцательная философия Востока, подчеркивающая ничтожность и неподлинность всего происхо­дящего, усматривает смысл жизни и утешения во внутренней со­средоточенности. -

Ценности и отношения в обществе тесно связаны с религиоз­ными чувствами. Часто они являются неосознанными, но пред­определяют выбор в той или иной ситуации. Формирование си­стемы ценностей и отношений происходит индивидуально у каждого человека. Однако есть три важных элемента системы, имеющих непосредственное отношение к международному биз­несу: отношение ко времени, к достижениям и богатству.

Различают традиционное и современное отношение ко време­ни. В древние времена человечество жило в естественном ритме, когда время измерялось крупными отрезками. Ритм имел цикли­ческий характер, все явления рано или поздно повторялись. Та­кое восприятие времени часто называлось «круговым» (традици­онным).

Современное восприятие времени называют линейным, когда ушедшее время не возвращается. При таком восприятии времени его нужно беречь, время есть деньги, необходимо планировать использование времени. Подобное отношение ко времени фор­мировалось по мере уменьшения численности занятых в сель­ском хозяйстве и роста числа городского населения. В современ­ном обществе есть страны, в которых существует и то и другое отношение ко времени. Так в западных обществах считают точ­ность и бережное отношение ко времени единственными пока­зателями рационального поведения. Это означает, что встречи должны проводиться в точно назначенное время, проекты осу­ществляться в соответствии с планом, соглашения иметь точные даты начала и окончания действия. Рабочее время начали отли­чать от других видов времени (свободное, семейное, религиоз­ное), и оно играет доминирующую роль.

В то же время в ряде стран, например восточных, считают, что повышенное внимание ко времени может привести к огра­ниченному, зауженному пониманию рассматриваемого вопроса, к снижению творческих возможностей. В деловых контактах не­соответствия при различном восприятии времени часто вызыва­ют шок. Так, строительство субсидируемой государством дамбы в индейской резервации превратилось в хаос, так как существо­вали большие различия между представлениями индейцев о вре­мени и концепцией времени белых людей. «Белое» время — объективированное, индейское — живая история. Для белых время — это существительное, для индейцев — глагол. Интерва­лы «белого» времени короче, чем интервалы индейского. Пред­ставление о времени являются механизмом организации соци­ального действия, поэтому игнорирование этого факта и привело к срыву строительства дамбы. В связи с этим можно сделать вы­вод, что исследования международных отношений, межкультур­ных контактов и межнациональные сравнения, не принимающие в расчет фундаментальные различия в восприятии времени, всег­да будут приводить к неверным выгодам.

Отношение к достижениям и богагству формировалось в те­чение длительного исторического периода под влиянием рели­гии. В давние времена трудовая деятельность считалась менее достойным занятием, чем размышления, и была несовместима с правилами хорошего тона. Во многих религиозных кругах счита­лось, что молиться более важно, чем быть трудолюбивым или де­ловым. Материальная выгода и духовное развитие считались не­совместимыми. Позже, как отмечают исследователи, некоторые религии начинают поощрять упорный труд и предприимчивость. Так возникли заметные различия в отношении к достижениям у католиков и протестантов в Канаде,

Страны различаются между собой отношением к методам получения доходов. Поскольку во многих обществах, например в Индии, земля и производство товаров находятся под контролем правящих классов, иностранные предприниматели вынуждены ограничиться долгосрочной арендой или выполнением посред­нических функций. Но доход, полученный подобным образом, часто считается подозрительным.

Во многих странах существует негативное отношение к ро­стовщикам (исламистские общества). В них запрещено давать деньги в долг под проценты и экспортерам с трудом приходится приспосабливаться к такому экономическому режиму. При этом лицензионные платежи могут рассматриваться как использова­ние слабости плательщика даже после приобретения им соответ­ствующих навыков и получения прибыли для себя. Приемлемой альтернативой в подобной ситуации считается единовременная выплата либо плата в течение первых нескольких лет.

Социальная организация общества как переменная кросс- культурных проблем рассматривает роль родственных связей в принятии повседневных решений, степень градации населения и различия между высшими, средними и низшими классами, пре­обладание индивидуализма или коллективизма в обществе.

При входе в новую культурно-социальную среду всегда не­обходимо учитывать взаимоотношения в малых социальных группах, и в первую очередь — в семье. Семья — важный ас­социированный потребитель на рынке. Здесь важно изучение так называемой «стандартной семьи» (определение корзин по­требителя), а также установление лидерства, что в разных куль­турах неоднозначно. Доминанта мужского или женского начала в культуре приводит, соответственно, к радикализму или кон­серватизму. Мужественные культуры отдают приоритет реши­тельности в действиях, стремлению к материальному достатку, женственные — жизненному комфорту, заботе о слабом (Дания и США).

В международном бизнесе значение социальных аспектов очень велико. Именно от социальной организации общества за­висит, будут ли деловые партнеры представлять собой семейные фирмы, в которых кумовство определяет характер принимае­мых повседневных решений и преемственность, или же придет­ся иметь дело с глубоко профессиональными партнерами в за­падном понимании.

Кроме того, преобладание индивидуализма или коллективиз­ма оказывает большое влияние на поведенческие реакции потре­бителей. Равным образом социальная стратификация общества в известной степени соответствует сегментации рынков, а соци­альная мобильность — изменениям этой сегментации. В город­ских структурах такая стратификация имеет четко выраженную «геофафическую суперпозицию». Так, публика и наборы това­ров по авеню Клиши в Париже или по бульвару Решуар (знаме­нитые дешевые магазины «Тати») резко отличаются от таковых на Елисейских полях.

Индивидуализм предполагает действия человека, определяе­мые, в первую очередь, его интересами, что повышает степень риска. Коллективизм, напротив, приводит к стандартизации ин­тересов на рынке потребностей, предполагает стремление чело­века придерживаться некоторой моды поведения в группе, что ограничивает- его свободу, но снижает риск.

При изучении кросс-культурных проблем общество обыч­но рассматривается с точки зрения экономики и культуры. Но в международном бизнесе имеет такое же значение ряд политико- правовых аспектов.

Факт широчайшего вторжения государства как в экономику в целом, так и в международную деятельность общеизвестен. При­чем особенно это чувствуется в странах, находящихся в настоя­щее время «на пути к рынку», когда еще нет четкой расстановки, а главное — баланса политических сил, сильной правовой базы, регулирующей международную деятельность.

Так, в Китае наблюдается активное действие органов власти на всех уровнях, начиная с общенационального вплоть до про­винциального (областного), поселкового и деревенского. Силь­ное и активно действующее правительство взяло на себя ве­дущую роль в руководстве процессом перехода к рынку путем создания институтов рыночной направленности как на промыш­ленном, так и региональном уровнях. Экспортная деятельность в стране находится под контролем государства, и ее интенсив­ность часто определяется решениями провинциальных властей. Правительство проводит экспансионистскую политику, осущест­вляет программу реструктуризации приватизированных и госу­дарственных предприятий, ведет такую торговую политику и по­литику регулирования, чтобы привлекать солидных иностранных инвесторов, способных принести необходимый опыт и финансо­вые средства.

В международном бизнесе любая сделка находится под воз­действием трех политико-правовых сред: страны происхожде­ния, страны назначения и международной. В связи с этим изуче­ние политико-правовых аспектов культурной среды приобретает особое значение.

К тому же следует заметить, что в каждом из указанных трех сечений субъекты деятельности не ограничиваются правитель­ственными организациями. При объективной ограниченности платежеспособного спроса локального рынка, с одной стороны, и производимых товаров/услуг — с другой, любая сделка в меж­дународном бизнесе, проходящая к тому же на фоне конкурент­ной борьбы, изменяет соотношение спрос / предложение на ло­кальном рынке и затрагивает интересы различных политических сил. Среди последних — всевозможные союзы и ассоциации потребителей и производителей, корпоративно связанные чи­новники различных ведомств, представители армии и ВПК, ру­ководство политических партий, церковь, ТНК и, наконец, пред­ставители теневой экономики. Размеры последней даже для стран с развитой экономикой и демократией составляют 4,1 %-13,2% от валового национального продукта.

В связи со столь сложной картиной распределения политиче­ских сил и интересов необходимо скоординированное использо­вание экономических, психологических и политических приемов с целью добиться сотрудничества ряда влиятельных сторон, что­бы обеспечить проникновение и/или функционирование на кон­кретном локальном рынке. Иными словами, один или оба контр­агента простейшей сделки должны (помимо уторговывания ее условий и учета национальных и международного законодатель­ства в частях этой сделки) принять также во внимание интересы третьих, формально к сделке не причастных, сторон.

Географические условия часто воспринимаются как необя­зательный элемент в широкой и довольно неопределенной кон­цепции культуры. Однако следует признать, что географическое положение страны также во многом влияет на формирование на­ционального характера, ценности, позиции и нормы общества.

О Табели Рангов. Иерархическая лестница ПДС

В данной статье мы рассмотрим основные положения ПДС, способы распространения среди широкой аудитории фанатов Бесконечного Лета наших убеждений, а также проведем анализ методов работы в группах, посвященных БЛ.


Часть 1. Коротко о наших убеждениях. Способы распространения их среди широкой аудитории фанатов Бесконечного Лета.

1)ПДС при всем желании не может изменить оригинальную игру.
Мы лишь пытаемся донести до широкой общественности, что образ ГГ, созданный разработчиками, мягко говоря, отталкивает от себя и производит не очень приятное впечатление.

2) Мы считаем, что положение можно изменить, если создать фанатскую новеллу по мотивам оригинальной игры. В ней, по планам, будет представлен образ ГГ как смелой, самостоятельной и решительной личности.

3) Мы считаем за оскорбление представленный в игре образ современного человека как слабохарактерной бесхребетной амебы.
Прошу всех участников группы, занимающихся агитацией наших убеждений, в ответ на все глупые и неаргументированные высказывания предъявлять вышеуказанные положения в качестве доказательств своей правоты.
Если же оппоненты приводят вам «доказательства» своей правоты, то просто внаглую прижимайте их к стенке, используя приемы черной риторики (это манипулирование всеми необходимыми риторическими и диалектическими приемами для того, чтобы направлять беседу в желательное русло и подводить оппонента или публику к желательному для нас заключению и результату). Главное – переиграть другого человека в споре любым способом.

Часть 2. Анализ методов работы в группах, посвященных Бесконечному Лету.

1. В части групп, посвящённых БЛ, размещают красивые картиночки, авторские арты и т.п.

2. Есть группы, создающие собственные моды БЛ, авторские новеллы по мотивам БЛ.

3. Группы с хентаем. Думаю, тут никакие пояснения не нужны.


Мы рассмотрели виды групп. Переходим к методам работы в них.

1. В группах, в общем, процветает фанатское творчество, благо фанатов БЛ много.

2. Активные люди в группах особенно не "активят" за пределами соцсетей. Им это не надо.

3. Почти никого не волнует образ Семена, почти весь контент групп засыпан артами, фанфиками, модами БЛ, посвящёнными девочкам.
Что мы можем сделать для распространения своей идеологии в этих группах:

1. В группах, создающих собственные моды БЛ, авторские новеллы по мотивам БЛ и т.д., необходимо продвигать положительный образ Семена (см. статьи на эту тему).

2. В остальных этим заниматься бессмысленно. До баранов, простите меня, не достучишься.

(с) Виктория Волконская

2.

О Табели Рангов. Иерархическая лестница ПДС

Для того, чтобы Наше Сообщество было собранным в единый удар по врагам народа кулаком, Мною, Основателем Партии "Достойные Совята", вводится Иерархия, базой которой служит придуманный Петром Первым "Табель о рангах" (общая структура изображена во вложении 1).

Общее название ранговой системы ПДС - Дифференциация.

Синоним ранга - ступень, карьеры - лестница.

Положения Дифференциации:

1) Штатские ранги используются в большинстве случаев для работников Партии, ведущих мирную, преимущественно творческую, Деятельность. К ним относятся, например, писатели, художники, аниматоры и т.п. Это базовый уровень карьеры ПДС.

2) Военные ранги выдаются тем, кто ведёт активную борьбу с нашими врагами, проявляет активность не только в творческом, но и, например, в вербовочном деле, ведении дискуссий на Интернет-ресурсах Нашего идейного противника.

3) Повышение за раз возможно лишь на одну ступень. Осуществляется оно как за конкретную заслугу, так и совокупность позитивных для ПДС действий. Если заслуга слишком велика для одного ранга, она делится на подзаслуги, и ранг выдаётся за каждую часть.

4) Чем выше ранг, тем больше прав имеет член ПДС. Ему с более высокой вероятностью выдаётся должность Администратора/Редактора/Модератора, его голос ценнее при обсуждении партийных вопросов, его труднее засудить Товарищеским Судом и т.п.




4.1) Назначение лица Модератором допускается с Коллежского секретаря, Редактором - со Статского Советника, Администратором - с Действительного Тайного Советника. Назначения Редактором и Администратором допустимы лишь по результатам всеобщего голосования в Данном Сообществе. По решению Канцлера возможны исключения.

8) Участники Сообщества носят отличительные знаки: треугольный галстук типа "пионерский" (вложение 2) со следующими цветами, по краям чёрная каёмка:

- голубой (от 14-ой до 13-ой ступени включительно);

- зелёный (от 12-ой до 10-ой ступени включительно);

- жёлтый (от 9-ой до 7-ой ступени включительно);

- оранжевый (от 6-ой до 4-ой ступени включительно);

- красный (от 3-ей до 2-ой ступени включительно);

- чёрный с жёлтой каёмкой (Канцлер).

Также присутствуют другие отличительные знаки, которые на данный момент ещё не разработаны полностью (вложение 3).

9) Ранг Канцлера не является незыблемо приписанным лишь одному участнику и выдаётся наравне с остальными за особые заслуги.

В связи с данной статьёй художникам предлагается дизайнерски оформить Мой ранговый проект, за что они будут поощряться.




(с) Канцлер Семён Персунов

3.

Каким образом выдаются ранги в Партии "Достойные Совята"? Отвечаем на этот архиважный вопрос.

Каждый новоприбывший член автоматически получает самое низкое звание "Коллежский регистратор" (XIV). Более высокие звания распределяются в зависимости от личных заслуг перед Партией, ведущих к Её процветанию и установлению Нашего влияния.

Каким образом можно повысить свой ранг?

1) Написать программный документ, рассказ, статью, воззвание, несколько прокламаций;

2) Нарисовать качественный арт, открытку, поздравление;

3) Разработать 5 или более мемов;

4) Привлечь в Партию 100 или более новых членов;

5) Дать нам Власть над любым достаточно популярным сообществом ВКонтакте;

6) Разработать для нас сайт или иной ресурс вне соцсети "ВКонтакте".

Критерии культуры по методике Г. Хофштеде

Культура любого общества требует знания ее некоторых результативных критериев. Сравнительное исследование бизнес-культур было проведено в свое время группой ученых во главе с голландским исследователем Геертом Хофштедом по заказу корпорации IBM, имевшей свои филиалы или дочерние предприятия в пятидесяти странах мира. В результате проделанной работы он классифицировал культурные аспекты организации или стран на основе четырех характеристик: дистанция власти, избегание неопределенности, индивидуализм и мужественность.

1. Дистанция власти или длина иерархической лестницы (power distance, PD) определяет степень, в которой культура поощряет использование руководителем своей власти, характеризует восприятие равенства между людьми в обществе, в организации. Чем больше разрыв между верхами и низами, тем длиннее иерархическая лестница.

Небольшая организация имеет одного руководителя. При увеличении численности организации и расширении ее функций возникает необходимость в некотором количестве руководителей, стоящих во главе различных подразделений. При этом устанавливается служебная субординация, то есть система служебного подчинения одних руководителей, вместе с их подразделениями, другим руководителям, занимающим более высокую ступень на иерархической лестнице.

Длина иерархической лестницы бывает различной в разных организациях. В некоторых случаях только один-два уровня отделяют главу организации от тех, кто находится на низшей организационной ступени. В других же организациях между самой верхней и низшей ступенями насчитывается не менее десятка управленческих уровней.

Считается, что более желательна короткая иерархическая лестница. В противном случае будут возникать проблемы, связанные с отдаленностью руководителей высшего уровня от рядовых членов организации.

В последнее время в западных фирмах проявляется тенденция к уменьшению длины иерархической лестницы. При этом возрастает роль горизонтальных отношений, которые становятся столь же важными, как и вертикальные отношения служебной субординации. В конечном счете, расширяются возможности принятия решений для рядовых членов организации. Многие значимые управленческие решения принимаются уже не на самом верху организации, а путем внедрения разнообразных форм производственной демократии.

Важно отметить, что при любой длине иерархической лестницы каждый из руководителей имеет полномочия принимать решения в пределах своей официальной ответственности. В идеале любой руководитель должен передавать на вышестоящие управленческие уровни решение лишь тех вопросов, которые выходят за пределы его служебной компетенции. Чаще всего запрещается нарушать служебную субординацию при отдаче распоряжений: «перепрыгивать» через ступени структуры и отдавать приказы «через голову» непосредственного руководителя. Это может приводить и к противоречивости указаний, и к подрыву авторитета непосредственного руководителя.

В культурах, где значения PD высоки (Аргентина или Испания), неравенство принимается как должное, и от руководства ожидают проявления власти. В культурах, имеющих низкие значения PD (Канада, Австралия), отношения между людьми на различных уровнях иерархии более тесные.

2. Избегание неопределенности (uncertainty avoidance, UA). Эта характеристика указывает на степень стремления людей избежать ситуаций, в которых они чувствуют себя неуверенно, касается отношения людей к своему будущему и к их попыткам взять судьбу в свои руки. Степень неопределенности тем выше, чем больше предпринимается попыток планировать и контролировать свою жизнь.

Япония, Иран и Турция являются тремя из нескольких стран, имеющих высокие значения UА. В то же время люди в культурах с низкими значениями UA (Гонконг и Тайвань) не испытывают стресса от неопределенных ситуаций.

3. Индивидуализм-коллективизм (individualism-collectivism, IC). Тенденция проявлять заботу о себе или ближайших родственниках против тенденции принадлежности к группе и совместной работы в коллективе. Чем больше перевес в сторону личной свободы и личной ответственности, тем выше степень индивидуализма.

4. Маскулинизм-феминизм (masculinity-femininity, MF). Характеристика определяет степень доминирования мужской культуры (с ориентацией на достижение материального успеха) или женской культуры, которая предполагает способность восприятия малого, слабого и медлительного.

В типично мужских культурах (Италия, ЮАР) главное внимание сосредоточено на деньгах, материальном положении или амбициях (чем больше, тем лучше). В противоположность этому в женских культурах (Голландия, скандинавские страны) особое значение придается окружающей среде, качеству жизни и т. д. Существует большая гибкость половых ролей и равенство полов.

Теория категоризации культуры Г. Хофштеде является одним из видов ментальных программ. Под ментальной программой понимаются механизмы формирования ощущений, мыслей и поведения в культурной антропологии.

Г. Хофштеде выделяет измерения культуры, опираясь на условия, в которых происходит социализация и инкультурация человека.

Результаты исследований можно свести в таблицу (Таблица 1).

Г. Хофштеде выделял шесть кластеров (культурных регионов).

Россия никак не была связана с корпорацией IBM. Поэтому она в число обследованных стран не попала. По мнению А. Торбина, ее можно отнести к пятому кластеру или «замкнутому кругу». Особую значимость здесь имеет четвертая шкала-мужественность. Большой уровень этого показателя характерен для развитых стран (и, прежде всего Японии и США). Речь идет о доминировании мужчин, разном разграничении социальной роли мужчин и женщин. В противовес этому женственность означает смешение социальных ролей (в большей или меньшей степени).

Некоторые авторы выделяют восемь культурных регионов: северный, англоязычный, германоязычный, более развитый романоязычный, менее развитый романоязычный, более развитый азиатский, менее развитый азиатский, ближневосточный.

Например, северный регион характеризуется короткой иерархической лестницей, высоким маскулинизмом, высокой степенью индивидуализма и средней степенью неопределенности. Для германоязычной группы характерна большая длина иерархической лестницы, высокая степень маскулинизма и неопределенности и несколько меньшая степень индивидуализма.

Таблица 1 - Классификация бизнес-культур различных стран по четырем шкалам

Man Inspiration Влияние менеджера в коллективе

Менеджер в правльном понимании - это управленец. Однако в российской практике идет подмена профессии менеджера и вместо правильного мы понимаем, что менеджер - это продавец. Человек, который занимается продвижением той или иной продукции. Соответственно его функции - это поиск клиентов, работа с клиентами. И все что с этим соприкасается.

Разделы

Критерии культуры по методике Г. Хофштеде

Культура любого общества требует знания ее некоторых результативных критериев. Сравнительное исследование бизнес-культур было проведено в свое время группой ученых во главе с голландским исследователем Геертом Хофштедом по заказу корпорации IBM, имевшей свои филиалы или дочерние предприятия в пятидесяти странах мира. В результате проделанной работы он классифицировал культурные аспекты организации или стран на основе четырех характеристик: дистанция власти, избегание неопределенности, индивидуализм и мужественность.

1. Дистанция власти или длина иерархической лестницы (power distance, PD) определяет степень, в которой культура поощряет использование руководителем своей власти, характеризует восприятие равенства между людьми в обществе, в организации. Чем больше разрыв между верхами и низами, тем длиннее иерархическая лестница.

Небольшая организация имеет одного руководителя. При увеличении численности организации и расширении ее функций возникает необходимость в некотором количестве руководителей, стоящих во главе различных подразделений. При этом устанавливается служебная субординация, то есть система служебного подчинения одних руководителей, вместе с их подразделениями, другим руководителям, занимающим более высокую ступень на иерархической лестнице.

Длина иерархической лестницы бывает различной в разных организациях. В некоторых случаях только один-два уровня отделяют главу организации от тех, кто находится на низшей организационной ступени. В других же организациях между самой верхней и низшей ступенями насчитывается не менее десятка управленческих уровней.

Считается, что более желательна короткая иерархическая лестница. В противном случае будут возникать проблемы, связанные с отдаленностью руководителей высшего уровня от рядовых членов организации.

В последнее время в западных фирмах проявляется тенденция к уменьшению длины иерархической лестницы. При этом возрастает роль горизонтальных отношений, которые становятся столь же важными, как и вертикальные отношения служебной субординации. В конечном счете, расширяются возможности принятия решений для рядовых членов организации. Многие значимые управленческие решения принимаются уже не на самом верху организации, а путем внедрения разнообразных форм производственной демократии.

Важно отметить, что при любой длине иерархической лестницы каждый из руководителей имеет полномочия принимать решения в пределах своей официальной ответственности. В идеале любой руководитель должен передавать на вышестоящие управленческие уровни решение лишь тех вопросов, которые выходят за пределы его служебной компетенции. Чаще всего запрещается нарушать служебную субординацию при отдаче распоряжений: «перепрыгивать» через ступени структуры и отдавать приказы «через голову» непосредственного руководителя. Это может приводить и к противоречивости указаний, и к подрыву авторитета непосредственного руководителя.

В культурах, где значения PD высоки (Аргентина или Испания), неравенство принимается как должное, и от руководства ожидают проявления власти. В культурах, имеющих низкие значения PD (Канада, Австралия), отношения между людьми на различных уровнях иерархии более тесные.

2. Избегание неопределенности (uncertainty avoidance, UA). Эта характеристика указывает на степень стремления людей избежать ситуаций, в которых они чувствуют себя неуверенно, касается отношения людей к своему будущему и к их попыткам взять судьбу в свои руки. Степень неопределенности тем выше, чем больше предпринимается попыток планировать и контролировать свою жизнь.

Япония, Иран и Турция являются тремя из нескольких стран, имеющих высокие значения UА. В то же время люди в культурах с низкими значениями UA (Гонконг и Тайвань) не испытывают стресса от неопределенных ситуаций.

3. Индивидуализм-коллективизм (individualism-collectivism, IC). Тенденция проявлять заботу о себе или ближайших родственниках против тенденции принадлежности к группе и совместной работы в коллективе. Чем больше перевес в сторону личной свободы и личной ответственности, тем выше степень индивидуализма.

Man Inspiration Влияние менеджера в коллективе

Менеджер в правльном понимании - это управленец. Однако в российской практике идет подмена профессии менеджера и вместо правильного мы понимаем, что менеджер - это продавец. Человек, который занимается продвижением той или иной продукции. Соответственно его функции - это поиск клиентов, работа с клиентами. И все что с этим соприкасается.

Разделы

Критерии культуры по методике Г. Хофштеде

4. Маскулинизм-феминизм (masculinity-femininity, MF). Характеристика определяет степень доминирования мужской культуры (с ориентацией на достижение материального успеха) или женской культуры, которая предполагает способность восприятия малого, слабого и медлительного.

В типично мужских культурах (Италия, ЮАР) главное внимание сосредоточено на деньгах, материальном положении или амбициях (чем больше, тем лучше). В противоположность этому в женских культурах (Голландия, скандинавские страны) особое значение придается окружающей среде, качеству жизни и т. д. Существует большая гибкость половых ролей и равенство полов.

Теория категоризации культуры Г. Хофштеде является одним из видов ментальных программ. Под ментальной программой понимаются механизмы формирования ощущений, мыслей и поведения в культурной антропологии.

Г. Хофштеде выделяет измерения культуры, опираясь на условия, в которых происходит социализация и инкультурация человека.

Результаты исследований можно свести в таблицу (Таблица 1).

Г. Хофштеде выделял шесть кластеров (культурных регионов).

Россия никак не была связана с корпорацией IBM. Поэтому она в число обследованных стран не попала. По мнению А. Торбина, ее можно отнести к пятому кластеру или «замкнутому кругу». Особую значимость здесь имеет четвертая шкала-мужественность. Большой уровень этого показателя характерен для развитых стран (и, прежде всего Японии и США). Речь идет о доминировании мужчин, разном разграничении социальной роли мужчин и женщин. В противовес этому женственность означает смешение социальных ролей (в большей или меньшей степени).

Некоторые авторы выделяют восемь культурных регионов: северный, англоязычный, германоязычный, более развитый романоязычный, менее развитый романоязычный, более развитый азиатский, менее развитый азиатский, ближневосточный.

Например, северный регион характеризуется короткой иерархической лестницей, высоким маскулинизмом, высокой степенью индивидуализма и средней степенью неопределенности. Для германоязычной группы характерна большая длина иерархической лестницы, высокая степень маскулинизма и неопределенности и несколько меньшая степень индивидуализма.

Таблица 1 - Классификация бизнес-культур различных стран по четырем шкалам

Субординация и реординация

Место субординации в социальном управлении. Иерархическая лестница: понятие, длины. Сущность принципа народовластия в Российской Федерации. Характеристика особенностей реординации и координации. Правоотношения государства и местного самоуправления.

Рубрика Социология и обществознание
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 25.10.2015
Размер файла 21,2 K

Соглашение об использовании материалов сайта

Просим использовать работы, опубликованные на сайте, исключительно в личных целях. Публикация материалов на других сайтах запрещена.
Данная работа (и все другие) доступна для скачивания совершенно бесплатно. Мысленно можете поблагодарить ее автора и коллектив сайта.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

Проблемы профессионализма в социальном управлении

Сущность, содержание социального управления, его объект, предмет. Исследование профессионализма в этой сфере, варианты решения проблемы в социальном управлении. Изучение уровня профессионализма в управлении на примере предприятия ОАО "Агрофирма Мценская".

курсовая работа [39,5 K], добавлен 27.12.2009

Деятельность органов местного самоуправления г. Уфы в области социальной защиты населения

Социальная политика в Российской Федерации. Зарубежный опыт организации соцобеспечения населения местными органами власти. Анализ функционирования органов местного самоуправления и предложения по улучшению качества их работы в аспекте социальной защиты.

курсовая работа [39,6 K], добавлен 16.12.2013

Общественное мнение как фактор обратной связи в системе местного самоуправления

Общественное мнение как предмет научного анализа. Сущность общественного мнения как элемента системы местного самоуправления. Роль общественного мнения в системе местного самоуправления. Каналы воздействия власти на формирование общественного мнения.

дипломная работа [361,4 K], добавлен 23.11.2007

PR в системе местного самоуправления как механизм интенсификации социокультурного времени

ПР в системе местного самоуправления. Интенсификация социокультурного времени как одна из задач органов местного самоуправления. Исследование имплицитных сценариев развития города в представлениях томичей. Проведение контент-аналитического исследования.

дипломная работа [88,4 K], добавлен 23.08.2010

Анализ проблем развития социальной сферы в России

Развитие социальной сферы: факторы социального развития, современное состояние в России, основные проблемы. Роль местного самоуправления в управлении социальной сферой. Анализ уровня доходов населения. Безработица и занятость в Российской Федерации.

курсовая работа [58,0 K], добавлен 12.01.2015

Организационные структуры управления и типы этих структур

Специфика социальных систем. Модели социального управления: координация, субординация, реординация. Этапы формирования и типы организационных структур социального управления. Значение экономических преобразований для совершенства социального управления.

реферат [257,9 K], добавлен 30.09.2013

Нормы и аномия в социальном управлении

Бюрократия как один из видов аномии в социальном управлении. Особенности регулирования лоббистской деятельности в современных условиях. Противодействие коррупции в государственных органах власти. Анализ системы социального управления, действующие нормы.

Читайте также: