Антисейсмические мероприятия при строительстве мостов и транспортных сооружений

Обновлено: 07.07.2024

Методическое пособие
Уточнение исходной сейсмичности и сейсмическое микрорайонирование участков транспортных сооружений

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Пособие предназначено для использования при проведении работ по уточнению исходной сейсмичности (УИС) и сейсмическому микрорайонированию (СМР) участков нового строительства, реконструкции, капитального ремонта и восстановления транспортных объектов на железных, автомобильных и городских дорогах, включая транспортные здания, в сейсмических районах.

Пособие не распространяется на УИС и СМР территорий городов и других населенных пунктов, промышленных, энергетических, напорных гидротехнических и сельскохозяйственных сооружений, а также на сооружения высокоскоростного железнодорожного транспорта.

Пособие разработано в развитие СП 269.1325800.2016 "Транспортные сооружения в сейсмических районах. Правила уточнения исходной сейсмичности и сейсмического микрорайонирования"

Оглавление

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины и определения

4 Основные положения

5 Уточнение исходной сейсмичности района строительства

Приложение А (справочное). Погрешности оценок сейсмической опасности по картам общего сейсмического районирования

Приложение Б (справочное). дробный балл сейсмической опасности как мера интенсивности колебаний грунта при землетрясениях

Приложение В (справочное). Региональные коэффициенты уравнения макросейсмического поля

Приложение Г (справочное). Методика расчета склонов на сейсмоустойчивость

Приложение Д (справочное). Определение условного сопротивления грунтов сжатию при сейсмическом микрорайонировании

Приложение Е (справочное). Уточнение исходной сейсмичности участка строительства железной и автомобильной дорог

Приложение Ж (справочное). Уточнение исходной сейсмичности сейсмическое микрорайонирование в створе мостового перехода через пролив Босфор Восточный

Приложение И (справочное). Уточнение исходной сейсмичности и сейсмическое микрорайонирование в судоходной части Керченского пролива створе о. Тузла

Приложение К (справочное). Уточнение исходной сейсмичности и сейсмическое микрорайонирование места расположения лавинозащитной галереи

Приложение Л (справочное). Уточнение исходной сейсмичности и сейсмическое микрорайонирование участка городской эстакады в г. Новороссийске

Приложение М (справочное). Сейсмическое микрорайонирование участка строительства виадука на Черноморском побережье Кавказа

Приложение Н (справочное). Сейсмическое микрорайонирование участка мостового перехода на Сахалине

Приложение П (справочное). Уточнение исходной сейсмичности и сейсмическое микрорайонирование участка мостового перехода через р. Ангару в Иркутске

Приложение Р (справочное). Сейсмическое микрорайонирование участка мостового перехода в северной строительно-климатической зоне

Приложение С (справочное). Уточнение исходной сейсмичности и сейсмическое микрорайонирование участка реконструкции моста в г. Адлере

Приложение Т (справочное). Сейсмическое микрорайонирование участка железнодорожного вокзала в г. Сочи

Приложение У (справочное). Сейсмическое микрорайонирование оползневого склона

Приложение Ф (справочное). Сейсмическое микрорайонирование участка тоннеля мелкого заложения

Приложение Ц (справочное). Сейсмическое микрорайонирование участка грузового причала в порту Темрюк

Дата введения01.01.2021
Добавлен в базу01.02.2020
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

  • Раздел Экология
    • Раздел 93 ГРАЖДАНСКОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО
      • Раздел 93.060 Сооружение туннелей
      • Раздел Строительство
        • Раздел Справочные документы
          • Раздел Директивные письма, положения, рекомендации и др.
          • Раздел Экология
            • Раздел 91 СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ И СТРОИТЕЛЬСТВО
              • Раздел 91.120 Защита зданий снаружи и внутри
                • Раздел 91.120.25 Сейсмическая защита и защита от вибрации

                Организации:

                РазработанМГСУ
                РазработанОАО Фундаментпроект
                РазработанООО ИЦ Поиск
                РазработанИЗК СО РАН
                РазработанИФЗ РАН
                УтвержденМинистерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации
                Нормативные ссылки:
                • СП 24.13330.2011Свайные фундаменты
                • СП 14.13330.2011Строительство в сейсмических районах
                • СП 20.13330.2011Нагрузки и воздействия
                • СП 35.13330.2011Мосты и трубы
                • СП 34.13330.2012Автомобильные дороги
                • СП 119.13330.2012Железные дороги колеи 1520 мм
                • ГОСТ 25100-2011Грунты. Классификация
                • СП 47.13330.2012Инженерные изыскания для строительства. Основные положения
                • СП 14.13330.2014Строительство в сейсмических районах
                • ГОСТ 27751-2014Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения
                • СП 270.1325800.2016Транспортные сооружения в сейсмических районах. Правила оценки повреждений дорог при землетрясениях в отдаленных и труднодоступных районах
                • СП 269.1325800.2016Транспортные сооружения в сейсмических районах. Правила уточнения исходной сейсмичности и сейсмического микрорайонирования
                • СП 268.1325800.2016Транспортные сооружения в сейсмических районах. Правила проектирования
                • СП 283.1325800.2016Объекты строительные повышенной ответственности. Правила сейсмического микрорайонирования
                • ГОСТ Р 57546-2017Землетрясения. Шкала сейсмической интенсивности
                • Показать все

                Чтобы бесплатно скачать этот документ в формате PDF, поддержите наш сайт и нажмите кнопку:

                Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации

                Федеральное автономное учреждение «Федеральный центр нормирования, стандартизации и оценки соответствия в строительстве»

                УТОЧНЕНИЕ ИСХОДНОЙ СЕЙСМИЧНОСТИ II СЕЙСМИЧЕСКОЕ МИКРОРАЙОН И РОВАН И Е УЧАСТКОВ ТРАНСПОРТНЫХ СООРУЖЕНИЙ

                СОДЕРЖАНИЕ

                1 Область применения. 4

                2 Нормативные ссылки. 7

                3 Термины и определения. 8

                4 Основные положения. 14

                5 Уточнение исходной сейсмичности района строительства. 20

                Приложение А (справочное). Погрешности оценок сейсмической опасности

                по картам общего сейсмического районирования. 51

                Приложение Б (справочное). Дробный балл сейсмической опасности как мера

                интенсивности колебаний грунта при землетрясениях. 64

                Приложение В (справочное). Региональные коэффициенты уравнения

                макросейсмического поля. 77

                Приложение Г (справочное). Методика расчета склонов на сейсмоустойчивость. 78

                Приложение Д (справочное). Определение условного сопротивления грунтов

                сжатию при сейсмическом .микрорайонировании. 87

                Приложение Е (справочное). Уточнение исходной сейсмичности участка строительства железной и автомобильной дорог. 101

                Приложение Ж (справочное). Уточнение исходной сейсмичности и

                сейсмическое микрорайонирование в створе мостового перехода через пролив

                Босфор Восточный. 105

                Приложение И (справочное). Уточнение исходной сейсмичности и

                сейсмическое микрорайонирование в судоходной части Керченского пролива в

                створе о. Тузла. 123

                Приложение К (справочное). Уточнение исходной сейсмичности и сейсмическое микрорайонирование места расположения лавинозащитной галереи. 135

                логарифму наибольшей амплитуды сейсмической волны (в микронах), записанной стандартным сейсмографом на расстоянии 100 км от эпицентра землетрясения. Повышению магнитуды М, на единицу соответствует увеличение энергии, выделившейся в виде сейсмических волн, в 30 раз. Наиболее мощные из инструментально записанных землетрясений имели магнитуду ML около 9,0;

                общее сейсмическое районирование: колебания земной поверхности на участках, сложенных средними по сейсмическим свойствам грунтами с периодом повторяемости 500 лет, 1000 лет и 5000 лет или другим установленным при проектировании периодом повторяемости определяются с использованием модели потенциальных источников колебаний (ЛДФ модели). ЛДФ модель включает протяженные источники (активные разломы) с возможными магнитудами излучения сейсмических волн М > 6,0, объемные источники (домены) с рассеянными очагами землетрясений с магнитудами М < 5,5 и потенциальные очаги наиболее сильных землетрясений с магнитудой М > 7,0;

                очаг землетрясения: при значительной магнитуде и малой глубине гипоцентра очаг землетрясения может выйти на земную поверхность, вызывая разрывные нарушения покровных отложений, колебания грунта максимальной интенсивности и сейсмогравитационные деформации склонов и откосов. Сейсмотектонические дислокации сохраняются на земной поверхности в течение нескольких тысяч лет, являясь индикатором сейсмической активности района. Критерий выхода очага землетрясения на земную поверхность, а также оценки амплитуды и протяженности разрыва приводятся в СП 270.1325800;

                сейсмическая жесткость грунта: различают три вида сейсмической жесткости грунта (сейсмическая жесткость слоя, пачки слоев и микрозоны).

                Сейсмическая жесткость слоя - произведение плотности грунта на скорость распространения в слое сейсмических волн.

                Сейсмическая жесткость пачки слоев - вероятностная (статистическая) характеристика расчетной толщи грунта, состоящей из нескольких слоев с

                субпараллельными границами, сложенных грунтами с различными сейсмическими свойствами.

                Сейсмическая жесткость грунта микрозоны - арифметическое среднее сейсмических жесткостей пачек слоев расчетной толщи грунта микрозоны в вертикальных сечениях толщи по длине микрозоны;

                сейсмические волны: внутри Земли распространяются объемные волны сжатия-растяжения (продольные P-волны) и сдвига-кручения (поперечные 5-волны). В горных породах P-волны распространяются с более высокой скоростью, чем 5-волны. Характерные значения скоростей P-волн и 5-волн в наиболее прочных скальных породах вблизи земной поверхности составляют 5,5 км/с и 3,0 км/с соответственно. В отличие от P-волн 5-волны в жидкостях и газах не распространяются.

                Вблизи земной поверхности объемные волны порождают волны, бегущие вдоль земной поверхности (/,-волны Лява и P-волны Рэлея).

                В волнах Лява частицы грунта смещаются в горизонтальной плоскости под прямым углом к направлению распространения волны. Эти волны можно рассматривать как сумму поляризованных в горизонтальной плоскости поперечных 5-волн вблизи земной поверхности.

                В волнах Рэлея частицы грунта колеблются в вертикальной плоскости по эллиптической траектории. Эллипс вытянут по направлению распространения волны, т.е. горизонтальная составляющая колебаний превышает вертикальную компоненту. Скорость R-волн приближенно составляет 0,9 от скорости 5-волн;

                средние но сейсмическим свойствам грунты: к средним по сейсмическим свойствам грунтам относятся песчано-глинистые и крупнообломочные отложения, сейсмическая жесткость которых удовлетворяет условию 570 т/(м 2 с) < (pVs)cp < 750 т/(м 2 с). Приращение сейсмичности площадок, сложенных такими грунтами, по отношению к эталонному среднему грунту (р1£)эт = 655 т/(м 2 с), составляет ±0,1

                балла, что можно не учитывать при оценке приращения сейсмичности площадок за счет грунтовых условий;

                эпицентр: Различают инструментальный и макросейсмический эпицентры. Инструментальный эпицентр - точка на земной поверхности, расположенная над гипоцентром. Наибольшие разрушения при землетрясении могут произойти на удалении от инструментального эпицентра, например в местах выхода на земную поверхность тектонического разрыва или в местах отложения слабых грунтов. Область наиболее значительных разрушений называется плейстосейстовой областью, а ее центр - макросейсмическим эпицентром.

                4 Основные положения

                4.1 Работы по УИС и СМР на участках, предназначенных для строительства транспортных сооружений, выполняются в целях уточнения опасности землетрясений на основании данных об активных разломах, сейсмическом режиме в пункте строительства, сейсмических свойствах изучаемой толщи грунта и геоморфологических условиях участка строительства.

                К п. 4.1. Сведения о методах общего сейсмического районирования (ОСР) территории Российской Федерации с оценкой погрешностей оценок сейсмической опасности по картам ОСР для ровных участков местности, сложенных средними по сейсмическим свойствам грунтами, приводятся в приложении А.

                4.2 Задачи УИС и СМР заключаются в количественной оценке сейсмического воздействия, а именно: выявлении амплитудных и спектральных характеристик сейсмического воздействия на сооружение при землетрясении расчетной силы.

                К п. 4.2. При изысканиях и проектировании транспортных сооружений сила землетрясения определяется в зависимости от предельно допустимого сейсмического риска для данного объекта с учетом поправок балльности на сейсмический режим района строительства, местные инженерно-геологические условия и рельеф участка сооружения.

                Приращения сейсмичности, учитывающие особенности сейсмического режима местности, отклонение сейсмических свойств расчетной толщи грунта от средних значений и приращение сейсмичности за счет неровностей земной поверхности находят согласно правилам разделов 5 и 6.

                Расчетные параметры горизонтальных колебаний грунта (математические ожидания максимальных перемещений, скоростей, ускорений) при силе толчков от 7 до 10 баллов шкалы MSK-64 включены в приложение Б.

                Спектральная характеристика сейсмического воздействия на сооружение (коэффициент динамичности) при колебаниях объекта по рассматриваемой

                собственной форме определяется согласно п.6.45 в зависимости от периода этой формы колебаний и категории расчетной толщи грунта строительной площадки.

                4.3 При выполнении инженерно-сейсмологических исследований проводятся следующие виды работ:

                - изучение материалов ранее выполненных исследований по инженерной сейсмологии, сейсмотектонике и сейсмичности района, а также данных общих инженерно-геологических изысканий и аэрокосмического зондирования участка строительства;

                - визуальные сейсмотектонические и макросейсмические обследования на участке строительства и прилегающей территории;

                - геологические, геодезические, геофизические и геохимические работы;

                - сейсмический мониторинг с помощью сети временных сейсмостанций;

                - комплексный анализ всей совокупности полученных данных, оформленный в виде сводного отчета, содержащего значение уточненной сейсмичности района строительства, карту (схему) сейсмического микрорайонирования участка строительства, рекомендуемые амплитудные и спектральные характеристики сейсмического воздействия на сооружение.

                К п. 4.3. Результаты сейсмотектонических, сейсмологических и инженерносейсмологических исследований в Российской Федерации опубликованы в коллективных монографиях [6-8, 30-32], снабженных обширными списками публикаций по теме настоящего Пособия.

                Детально поражающие факторы землетрясений, методы их исследования и антисейсмические мероприятия рассмотрены в работах [16, 26, 28, 29, 33, 42], в отчетах по результатам исследований сейсмической опасности для отдельных объектов 57, и в зарубежных источниках [63-65, 68, 73-75, 78, 80-82, 84, 85].

                4.4 Работы по УИС и СМР на участках строительства транспортных сооружений выполняются организациями, которым в установленном порядке предоставлено право на проведение этого рода деятельности.

                4.5 При планировании состава, объема и методов выполнения работ по оценке опасности землетрясений рекомендуется учитывать возможный социальный, экономический и экологический ущерб, обусловленный прекращением функционирования транспортных систем и авариями транспортных средств в результате сейсмотектонических, сейсмогравитационных и сейсмических воздействий. Содержание работ по УИС и СМР должно соответствовать допустимому сейсмическому риску (классу сейсмостойкости проектируемого сооружения).

                К п. 4.5. В последние десятилетия наблюдается увеличение необратимых и санитарных потерь от землетрясений в мире. При сохранении этой тенденции необратимые потери населения за 2010-2060 гг. составят 1382 тыс. человек с вероятностью превышения 50%. Прогнозируемые потери на 279 тыс. человек больше, чем фактические необратимые потери за 50 лет до 2010 г. [47].

                В основном санитарные и необратимые потери возникают из-за обрушения зданий. Вместе с тем, известны случаи гибели людей при обрушении во время землетрясений путепроводов и эстакад, а также в результате воздействия сейсмообвалов, селей и цунами на подвижной состав железных и автомобильных дорог [65, 73-75, 82].

                Существенно увеличивают потери населения обвалы, цунами и другие сопутствующие землетрясениям природные воздействия, ограничивающие доступность района стихийного бедствия для спасателей и техники, используемой при разборке и удалении обвалившихся конструкций зданий различного назначения.

                Для уменьшения социальных, экономических и экологических потерь дороги в сейсмических районах должны обеспечивать безаварийное движение транспорта и незамедлительное начало поисковых, спасательных и аварийных работ в зоне разрушительного землетрясения. Пропускная способность дорог должна быть достаточной для возможной эвакуации населения из зоны стихийного бедствия.

                При изысканиях и проектировании транспортных сооружений, включая дороги в районе разрушительного стихийного бедствия, параметры колебаний грунта, сейсмотектонические и сейсмогравитационные воздействия учитывают по правилам СП 268.1325800, СП 269.1325800 и СП 270.1325800, исходя из установленного для объекта предельно допустимого сейсмического риска.

                4.6 Изучение сейсмотектоники и сейсмичности района по фондовым материалам проводится на участках строительства объектов всех классов сейсмостойкости. На этой основе с учетом данных общих инженерногеологических изысканий упрощенными методами оценивается сейсмичность участков объектов классов сейсмостойкости II и III и планируются специальные инженерно-сейсмологические исследования условий строительства объектов класса сейсмостойкости I.

                Примечание — При изысканиях объектов классов сейсмостойкости II и III полевые методы исследовании, включая сейсморазведку, применяются в случаях, перечисленных в 6.21

                4.7 При оценке опасности землетрясений на участках строительства объектов классов сейсмостойкости II и III рекомендуется использовать корреляционные уравнения инженерной сейсмологии (уравнение макросейсмического поля, уравнение метода сейсмических жесткостей, уравнение сейсмического режима и др.), а также приближенные методы расчета, учитывающие влияние рельефа местности и местных инженерно-геологических условий на амплитудные и спектральные характеристики сейсмического воздействия на сооружение.

                4.8 Для объектов класса сейсмостойкости I амплитудные и спектральные характеристики сейсмического воздействия на сооружение, полученные расчетом с использованием корреляционных зависимостей между данными общих инженерногеологических изысканий и скоростями сейсмических волн в грунте, следует проверять и уточнять с применением инструментальных методов инженерной сейсмологии.

                4.9 Результаты работ по оценке опасности землетрясений оформляются в виде сводного отчета по сейсмотектонике, сейсмоустойчивости склонов и

                сейсмической опасности изучаемой территории. Сейсмическая опасность показывается на картах (схемах) уточненного сейсмического районирования в полосе дороги и сейсмического микрорайонирования участков сооружений, определяемых техническим заданием. Масштаб карт (схем) устанавливается в зависимости от особенностей инженерно-геологической обстановки и размеров территории (акватории) выполняемых работ.

                4.11 Материалы работ по оценке опасности землетрясений на участках строительства сооружений класса сейсмостойкости I должны содержать информацию о землетрясениях наибольшей силы на участке строительства за голоценовый период времени, сейсмическом режиме на прилегающей к объекту территории, скоростях сейсмических волн, значениях динамических модулей деформации и других характеристиках грунта в пределах расчетной толщи, положении границ микрозон участка строительства с различной интенсивностью сейсмического воздействия, а также о возможных сейсморазрывах, обвалах.

                оползнях, селях, лавинах, водно-песчаных потоках, разжижении грунта и других явлениях, обусловленных подземными толчками расчетной силы.

                4.12 На картах (схемах) УИС и СМР опасность сейсмического воздействия указывается с округлением до десятой части балла шкалы MSK-64 или в физических единицах измерения картируемого параметра (в виде рекомендуемых для использования при проектировании амплитуд ускорения, скорости, перемещения колебаний грунта) с приемлемым для практических целей округлением определяемой величины.

                4.13 Для участков с искусственным преобразованием сейсмических свойств расчетной толщи грунта (например, с помощью цементации) или изменением ее свойств в результате деградации многолетней мерзлоты при строительстве и эксплуатации объекта в криолитозоне составляются прогнозные карты (схемы) сейсмического микрорайонирования, учитывающие техногенные воздействия на инженерно-геологическую среду.

                4.14 При изысканиях транспортных гидротехнических сооружений уточнение исходной сейсмичности и сейсмическое микрорайонирование участка строительства выполняется с учетом требований СП 269.1325800 и СП 283.1325800. При несовпадении оценок сейсмичности участка по нормам проектирования транспортных и гидротехнических сооружений рекомендуется принимать более высокую оценку сейсмичности участка строительства.

                Примечание - Исходную сейсмичность для причальных сооружении морских и речных портов определяют по карте ОСР-2015-С при объеме грузооборота в навигацию свыше 6 млн т сухогрузов (свыше 12 млн т наливных грузов) или свыше 800 судозаходов, по карте ОСР-2015-В при объеме грузооборота в навигацию от 1,5 до 6 млн т сухогрузов (от 6 до 12 млн т наливных грузов) или от 600 до 800 судозаходов, по карте ОСР-2015-А при объеме грузооборота в навигацию менее 1,5 млн т сухогрузов (менее 6 млн т наливных грузов) или менее 600 судозаходов.

                5.1 Исходную сейсмичность в заданной географической точке определяют в целых баллах сейсмической шкалы MSK-64 по одной из действующих карг общего сейсмического районирования (приложение Л СП 14.13330.2014), выбираемой в зависимости от класса сейсмостойкости объекта.

                При определении исходной сейсмичности объектов классов сейсмостойкости I, II, III следует использовать карты ОСР-2015-С, ОСР-2015-В, ОСР-2015-А исходя из обеспечения вероятности непревышения силы расчетного землетрясения 99%, 95%, 90% за интервал времени 50 лет или математического ожидания интервала времени между толчками расчетной силы 5000, 1000 и 500 лет соответственно.

                К п. 5.1. Оценки по картам ОСР-2015 сейсмической опасности являются приближенными, что не позволяет во многих пунктах правильно учитывать допустимый сейсмический риск. К числу основных недостатков карт ОСР 2015 относятся использование для оценки сейсмической опасности целых баллов шкалы MSK-64. В результате округления исходной сейсмичности до целочисленных значений баллов возникает значительная погрешность определяемой сейсмической нагрузки.

                Из сопоставления исходной сейсмичности по картам ОСР-2015 с данными детальных сейсмологических исследований для многих населенных пунктов Северного Кавказа, Сибири и Дальнего Востока (таблица 5.1) следует, что погрешность указанных на картах баллов может быть как положительной, так и отрицательной величиной, а ее модуль в среднем составляет 0,5 балла.

                Примечание - для отдельных пунктов разность исходной и уточненной сейсмичности приближается к одному баллу, чему соответствует завышение или занижение сейсмической нагрузки в два раза.

                Приложение Л (справочное). Уточнение исходной сейсмичности и сейсмическое микрорайонирование участка городской эстакады в г. Новороссийске 140

                Приложение М (справочное). Сейсмическое микрорайонирование участка

                строительства виадука на Черноморском побережье Кавказа. 148

                Приложение Н (справочное). Сейсмическое микрорайонирование участка

                мостового перехода на Сахалине. 154

                Приложение П (справочное). Уточнение исходной сейсмичности и сейсмическое микрорайонирование участка мостового перехода через р. Ангару в

                Приложение Р (справочное). Сейсмическое микрорайонирование участка

                мостового перехода в северной строительно-климатической зоне. 165

                Приложение С (справочное). Уточнение исходной сейсмичности и

                сейсмическое микрорайонирование участка реконструкции моста в г. Адлере. 172

                Приложение Т (справочное). Сейсмическое микрорайонирование участка

                железнодорожного вокзала в г. Сочи. 180

                Приложение У (справочное). Сейсмическое микрорайонирование оползневого склона. 184

                Антисейсмические мероприятия при строительстве мостов и транспортных сооружений

                ТРАНСПОРТНЫЕ СООРУЖЕНИЯ В СЕЙСМИЧЕСКИХ РАЙОНАХ

                Правила уточнения исходной сейсмичности и сейсмического микрорайонирования

                Transport structures in seismic zones. Rules for initial seismity detailing and seismic microzoning

                ОКС 93.040, 93.060, 93.080, 93.100, 93.120, 93.140

                Дата введения 2017-06-17

                Предисловие

                Сведения о своде правил

                1 ИСПОЛНИТЕЛЬ - Общество с ограниченной ответственностью "Проектирование, обследования, испытания строительных конструкций" (ООО "ПОИСК")

                2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 "Строительство"

                3 ПОДГОТОВЛЕН к утверждению Департаментом градостроительной деятельности и архитектуры Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России)

                6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

                В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего свода правил соответствующее уведомление будет опубликовано в установленном порядке. Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте разработчика (Минстрой России) в сети Интернет

                Введение

                Работа выполнена ООО "ПОИСК" (д-р геол.-мин. наук, проф. Г.С.Шестоперов, инж. С.Г.Шестоперов). При разработке настоящего свода правил были использованы материалы работ по уточнению исходной сейсмичности и сейсмическому микрорайонированию участков строительства транспортных объектов, выполнявшихся ИФЗ РАН (д-р физ.-мат. наук, проф. В.И.Уломов, д-р геол.-мин. наук, проф. Е.А.Рогожин), центром "Наука" СО РАН (канд. техн. наук С.А.Перетокин), ОАО "Фундаментпроект" (инж. К.А.Костенко, инж. А.В.Хилько), ИЗК СО РАН (д-р геол.-мин. наук В.И.Джурик).

                1 Область применения

                Настоящий свод правил устанавливает правила проведения работ по уточнению исходной сейсмичности (УИС) и сейсмическому микрорайонированию (СМР) при изысканиях участков нового строительства, реконструкции, капитального ремонта и восстановления транспортных объектов, включая транспортные здания, в сейсмических районах.

                Настоящий свод правил не распространяется на УИС и СМР территорий городов и других населенных пунктов, промышленных, энергетических, гидротехнических и сельскохозяйственных сооружений, а также на сооружения высокоскоростного железнодорожного транспорта.

                1 Исходная сейсмичность определяется в баллах шкалы MSK-64 по картам общего сейсмического районирования Российской Федерации (приложение А СП 14.13330.2014).

                2 Правила настоящего свода правил детализируют основные требования к уточнению исходной сейсмичности и сейсмическому микрорайонированию, изложенные в СП 47.13330.

                2 Нормативные ссылки

                В настоящем своде правил использованы нормативные ссылки на следующие документы:

                ГОСТ 25100-2012* Грунты. Классификация

                * Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: ГОСТ 25100-2011. - Примечание изготовителя базы данных.

                СП 14.13330.2014 "СНиП II-7-81* Строительство в сейсмических районах" (с изменением N 1)

                СП 22.13330.2011 "СНиП 2.02.01-83* Основания зданий и сооружений"

                СП 47.13330.2012 "СНиП 11-02-96 Инженерные изыскания для строительства. Основные положения"

                СП 119.13330.2012 "СНиП 32-01-95 Железные дороги колеи 1520 мм"

                Примечание - При пользовании настоящим сводом правил целесообразно проверить действие ссылочных документов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте федерального opгана исполнительной власти в сфере стандартизации в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего свода правил в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку. Сведения о действии сводов правил целесообразно проверить в Федеральном информационном фонде стандартов.

                3 Термины и определения

                В настоящем своде правил применены следующие термины с соответствующими определениями:

                3.1 активный разлом: Разлом земной коры или всей литосферы, по которому за последние 10000 лет происходили смещения горных пород или возникали очаги землетрясений.

                3.2 амплитуда разрыва: Величина относительного смещения в плоскости разрыва двух смежных точек, находящихся на противоположных крыльях разлома.

                3.3 амплитудная характеристика сейсмического воздействия: Расчетная амплитуда сейсмических ускорений (скоростей, перемещений) грунта, принимаемая при проектировании сооружений.

                3.4 балл шкалы MSK-64: Мера опасности землетрясения, определяемая по реакции людей и животных, изменениям земной поверхности, показаниям сейсмометрических приборов, тяжести повреждений некоторых типов зданий и сооружений пониженной сейсмостойкости.

                3.5 взброс: Разрыв со смещением висячего крыла разлома вверх по плоскости разрыва.

                3.6 водно-песчаные потоки: Потоки донных отложений, образующиеся на подводных склонах при землетрясении. Могут возникать также на береговых склонах рек, озер, водохранилищ, сложенных слабыми водонасыщенными песками.

                3.7 гипоцентр землетрясения: Начальная точка разрыва горных пород, завершающегося образованием (обновлением) тектонического разлома.

                3.8 зона дробления: Дезинтегрированный массив горных пород, расположенных между крыльями разлома.

                3.9 исходная (нормативная) сейсмичность: Опасность землетрясения в целых баллах шкалы MSK-64, определяемая по нормативным картам общего сейсмического районирования в зависимости от требований, предъявляемых к сейсмостойкости сооружений (объектов классов сейсмостойкости I, II и III).

                3.10 категория грунта по сейсмическим свойствам: Характеристика расчетной толщи грунта, в зависимости от которой устанавливается огибающая нормализованных спектров сейсмического воздействия на сооружение (коэффициент динамичности).

                3.11 класс сейсмостойкости: Системная (таксонометрическая) единица, позволяющая упорядочить множество сооружений по свойству выдерживать без разрушения землетрясения, повторяющиеся с различной вероятностью в месте расположения объекта.

                Примечание - Транспортные сооружения по сейсмостойкости подразделяются на три класса с допустимым при проектировании сейсмическим риском (вероятностью превышения силы расчетного землетрясения за интервал времени 50 лет) 10, 5 и от 2,5 до 1% для сооружений классов сейсмостойкости III, II и I соответственно. Принятым значениям риска соответствуют сейсмические события, повторяющиеся в среднем с интервалом времени 500, 1000 и от 2000 до 5000 лет. Отнесение сооружений к классам сейсмостойкости выполняется согласно правилам проектирования транспортных сооружений в сейсмических районах.

                3.12 линия (след) разлома: Линия пересечения земной поверхности плоскостью разрыва.

                3.13 магнитуда: Мера землетрясения, характеризующая в неявной форме энергию, выделившуюся при землетрясении в виде сейсмических волн.

                3.14 общее сейсмическое районирование: Процедура выделения на территории страны методом вероятностного анализа сейсмической опасности (ВАСО) зон сейсмичностью 6, 7, 8, 9 и 10 баллов по шкале MSK-64.

                3.15 очаг землетрясения: Область разрыва земной коры, сопровождаемого быстрой подвижкой контактирующих горных пород.

                3.16 разлом: Разрывное нарушение в земной коре, образовавшееся в процессе тектонических деформаций горных пород.

                3.17 сброс: Разрыв со смещением висячего крыла разлома вниз по плоскости разрыва.

                3.18 сбросо-сдвиг: Разрыв, включающий в себя сбросовую и сдвиговую составляющие относительного смещения крыльев разлома.

                3.19 сдвиг: Разрыв с относительным смещением крыльев разлома в направлении его простирания.

                3.20 сейсмическая жесткость грунта: Произведение плотности грунта на скорость распространения в слое сейсмических волн.

                3.21 сейсмические волны: Колебательный процесс распространения быстрых изменений напряженно-деформированного состояния земной коры или всей литосферы из очага землетрясения на сопредельные участки недр и земной поверхности.

                3.22 сейсмическое микрорайонирование; СМР: Комплекс инженерно-геологических и инженерно-сейсмологических работ, имеющих целью выделение на территории строительного объекта микрозон, существенно различающихся по сейсмической опасности.

                3.23 сейсмичность строительной площадки (участка): Опасность землетрясения на данном участке, определяемая с учетом класса сейсмостойкости размещаемого на участке объекта, а также коррекции исходной сейсмичности за счет сейсмического режима в пункте строительства, местных инженерно-геологических и геоморфологических условий.

                3.24 сейсмодислокации: Изменения земной поверхности, возникающие при землетрясениях. Различают сейсмотектонические (разрывы земной поверхности, поднятия, опускания, горизонтальные перемещения участков земной коры), сейсмогравитационные (оползни, обвалы, сели, лавины, водно-песчаные потоки, грифоны) и вибрационные (вертикальные разрывы и остаточные перемещения в грунте, вызванные распространением сейсмических волн). По времени возникновения различают современные (за последние несколько сотен лет), голоценовые (за последние 10000 лет) и более древние палеосейсмодислокации.

                3.25 спектральная характеристика сейсмического воздействия на сооружение: Спектр наибольших ускорений осциллятора, соответствующий данному землетрясению, или огибающая спектров наибольших ускорений осциллятора, характеризующая возможное воздействие на сооружение совокупности многих землетрясений. Спектры, построенные для относительных наибольших ускорений осциллятора, измеренных в долях наибольших ускорений колебаний грунта, называются нормализованными.

                3.26 средние по сейсмическим свойствам грунты: Покровные отложения, сейсмическая жесткость которых (произведение плотности грунта на скорость поперечных сейсмических волн) близка к 655 т/(м·с).

                3.27 тектоническое землетрясение: Колебания грунта, вызванные упругой отдачей горных пород при их разрыве в процессе тектонических деформаций земной коры.

                3.28 уравнение макросейсмического поля: Математическое выражение, позволяющее приближенно определить силу землетрясения в известном пункте равнинной местности для участков, сложенных средними по сейсмическим свойствам грунтами, по магнитуде землетрясения, глубине очага, эпицентральному расстоянию и эмпирическим коэффициентам.

                3.29 уравнение метода сейсмических жесткостей: Математическое выражение, позволяющее определить приращение сейсмичности площадки за счет местных инженерно-геологических условий по сейсмической жесткости исследуемого грунта.

                3.30 уравнение сейсмического режима: Математическое соотношение между силой землетрясения по шкале MSK-64 и средним промежутком времени в годах между землетрясениями этой силы в месте строительства.

                3.31 уточнение исходной сейсмичности; УИС: Процедура корректировки сейсмической опасности, установленной картами ОСР, на основании уточненных данных о сейсмотектонической обстановке в районе строительства и расчета сейсмического режима (повторяемости землетрясений) в данном пункте.

                3.32 шкала MSK-64: Сейсмическая шкала, служащая для оценки в баллах опасности землетрясений в зависимости от реакции людей и животных, тяжести повреждений некоторых типов зданий и других эффектов колебаний грунта.

                3.33 эпицентр: Точка на земной поверхности, расположенная над гипоцентром.

                3.34 эпицентральное расстояние: Расстояние между известным пунктом и эпицентром землетрясения.

                4 Основные положения

                4.1 Работы по УИС и СМР на участках, предназначенных для строительства транспортных сооружений, выполняются в целях уточнения опасности землетрясений на основании данных об активных разломах, сейсмическом режиме в пункте строительства, сейсмических свойствах изучаемой толщи грунта и геоморфологических условиях участка строительства.

                4.2 Задачи УИС и СМР заключаются в количественной оценке сейсмического воздействия, а именно: выявлении амплитудных и спектральных характеристик сейсмического воздействия на сооружение при землетрясении расчетной силы.

                4.3 При выполнении инженерно-сейсмологических исследований проводятся следующие виды работ:

                - изучение материалов ранее выполненных исследований по инженерной сейсмологии, сейсмотектонике и сейсмичности района, а также данных общих инженерно-геологических изысканий и аэрокосмического зондирования участка строительства;

                - визуальные сейсмотектонические и макросейсмические обследования на участке строительства и прилегающей территории;

                Читайте также: