Анализ блок пушкинскому дому

Обновлено: 04.07.2024

Александр Блок
«Пушкинскому дому»

Имя Пушкинского Дома
В Академии наук!
Звук понятный и знакомый,
Не пустой для сердца звук!

Это - звоны ледохода
На торжественной реке,
Перекличка парохода
С пароходом вдалеке,

Это - древний Сфинкс, глядящий
Вслед медлительной волне,
Всадник бронзовый, летящий
На недвижном скакуне.

Наши страстные печали
Над таинственной Невой,
Как мы черный день встречали
Белой ночью огневой.

Что за пламенные дали
Открывала нам река!
Но не эти дни мы звали,
А грядущие века.

Пропуская дней гнетущих
Кратковременный обман,
Прозревали дней грядущих
Сине-розовый туман.

Пушкин! Тайную свободу
Пели мы вослед тебе!
Дай нам руку в непогоду,
Помоги в немой борьбе!

Не твоих ли звуков сладость
Вдохновляла в те года?
Не твоя ли, Пушкин, радость
Окрыляла нас тогда?

Вот зачем такой знакомый
И родной для сердца звук
Имя Пушкинского Дома
В Академии наук.

Вот зачем, в часы заката
Уходя в ночную тьму,
С белой площади Сената
Тихо кланяюсь ему.

Экспресс- анализ стихотворения

Cтихотворение состоит из 10-ти строф (всего 40 строк)
Размер: четырёхстопный хорей
Стопа: двухсложная с ударением на 1-м слоге ( — )
------------------------------------------------------------------------
1-я cтрофа - 4 строки, четверостишие.
Рифмы: Дома-наук-знакомый-звук.
Рифмовка: ABAB - перекрёстная

2-я cтрофа - 4 строки, четверостишие.
Рифмы: ледохода-реке-парохода-вдалеке.
Рифмовка: ABAB - перекрёстная

3-я cтрофа - 4 строки, четверостишие.
Рифмы: глядящий-волне-летящий-скакуне.
Рифмовка: ABAB - перекрёстная

4-я cтрофа - 4 строки, четверостишие.
Рифмы: печали-Невой-встречали-огневой.
Рифмовка: ABAB - перекрёстная

5-я cтрофа - 4 строки, четверостишие.
Рифмы: дали-река-звали-века.
Рифмовка: ABAB - перекрёстная

6-я cтрофа - 4 строки, четверостишие.
Рифмы: гнетущих-обман-грядущих-туман.
Рифмовка: ABAB - перекрёстная

7-я cтрофа - 4 строки, четверостишие.
Рифмы: свободу-тебе-непогоду-борьбе.
Рифмовка: ABAB - перекрёстная

9-я cтрофа - 4 строки, четверостишие.
Рифмы: знакомый-звук-Дома-наук.
Рифмовка: ABAB - перекрёстная

10-я cтрофа - 4 строки, четверостишие.
Рифмы: заката-тьму-Сената-ему.
Рифмовка: ABAB - перекрёстная

Анализ стихотворения сделан программой в реальном времени

Используйте короткие ссылки для сокращения длинных адресов

Строфа

Строфа - это объединение двух или нескольких строк стихотворения, имеющих интонационное сходство или общую систему рифм, и регулярно или периодически повторяющееся в стихотворении. Большинство стихотворений делятся на строфы и т.о. являются строфическими. Если разделения на строфы нет, такие стихи принято называть астрофическими. Самая популярная строфа в русской поэзии - четверостишие (катрен, 4 строки). Широко употребимыми строфами также являются: двустишие (дистих), трёхстишие (терцет), пятистишие, шестистишие (секстина), восьмистишие (октава) и др. Больше о строфах

Стихотворная стопа

Стопа - это единица длины стиха, состоящая из повторяющейся последовательности ударного и безударных слогов.
Двухсложные стопы состоят из двух слогов:
хорей (ударный и безударный слог), ямб (безударный и ударный слог) - самая распостранённая стопа в русской поэзии.
Трёхсложные стопы - последовательность из 3-х слогов:
дактиль (ударный слог первый из трёх), амфибрахий (ударный слог второй из трёх), анапест (ударный слог третий).
Четырёхсложная стопа - пеон - четыре слога, где ударный слог может регулярно повторяться на месте любого из четырёх слогов: первый пеон - пеон с ударением на первом слоге, второй пеон - с ударением на втором слоге и так далее.
Пятисложная стопа состоит из пяти слогов: пентон - ударный слог третий из пяти.
Больше о стопах

Стихотворный размер

Размер - это способ звуковой организации стиха; порядок чередования ударных и безударных слогов в стопе стихотворения. Размер стихотворения повторяет название стопы и указывает на кол-во стоп в строке. Любая стопа может повторяться в строке несколько раз (от одного до восьми, и более). Кол-во повторов стопы и определяет полный размер стиха, например: одностопный пентон, двухстопный пеон, трехстопный анапест, четырёхстопный ямб, пятистопный дактиль, шестистопный хорей и т.д. Больше о размерах

Рифма

Рифма - это звуковой повтор, традиционно используемый в поэзии и, как правило, расположенный и ожидаемый на концах строк в стихах. Рифма скрепляет собой строки и вызывает ощущение звуковой гармонии и смысловой законченности определённых частей стихотворения. Рифмы помогают ритмическому восприятию строк и строф, выполняют запоминательную функцию в стихах и усиливают воздействие поэзии как искусства благодаря изысканному благозвучию слов. Больше о рифмах

Рифмовка

Рифмовка - это порядок чередования рифм в стихах. Основные способы рифмовки: смежная рифмовка (рифмуются соседние строки: AA ВВ СС DD), перекрёстная рифмовка (строки рифмуются через одну: ABAB), кольцевая или опоясывающая рифмовка (строки рифмуются между собой через две другие строки со смежной рифмовкой: ABBA), холостая (частичная рифмовка в четверостишии с отсутствием рифмы между первой и третьей строкой: АBCB), гиперхолостая рифмовка (в четверостишии рифма есть только к первой строке, а ожидаемая рифма между второй и четвёртой строкой отсутствует: ABAC, ABCA, AABC), смешанная или вольная рифмовка (рифмовка в сложных строфах с различными комбинациями рифмованных строк). Больше о рифмовке

Какие дни мы звали?

Когда я учил это стихотворение в школе, оно мне казалось таким ликующим, весенним. О том, что оно написано в самую гибельную пору и для России, и для поэта - об этом не думалось.

Только оказавшись много лет спустя в Петербурге, я вдруг услышал эти стихи совсем по-иному.

До той поры я никогда не был в Пушкинском Доме, и мне представлялась парадная лестница, бесконечная анфилада комнат с книгами в старинных шкафах, шелест рукописей, благоговейная тишина, негасимый свет желтых окон. Как это ни странно, но эти полудетские представления сбылись. В феврале 1996 года я застал именно такой Пушкинский Дом: там даже в гардеробе говорили тихо, почти шепотом. Свет от ламп был не просто желтым, а пергаментным.

В маленьком читальном зале рукописного отдела пахло ячменным кофе. Батареи еле теплились. Сотрудницы сидели закутанные в платки. Копеечные зарплаты не выплачивались по полгода. В воздухе витали тревожные слова "сырость", "холод", "температурный режим".

Одна мысль, что в этих продрогших стенах хранятся рукописи Пушкина, Баратынского, Тургенева, - заставляла сжиматься сердце. Из блоковского послания Пушкинскому Дому чаще всего вспоминалась одна строка: "Но не эти дни мы звали. "

Сам Блок спасался Пушкиным. Из дневника А. Блока 1921 года:

"17 января. Среди глубины отчаянья и гибели. о Пушкине: в наше газетное время. Пушкин этого избежал, его хрустальный звук различит только кто умеет. Подражать ему нельзя. И все вздор перед Пушкиным, который ошибался в пятистопном ямбе, прибавляя шестую стопу. 5 февраля. Позвонила библиотекарша Пушкинского Дома. "

Библиотекаршу звали Евлалия Павловна Казанович, они были давно знакомы. Казанович попросила Блока написать что-то в альбом Пушкинского Дома. В тот же вечер поэт пишет черновик послания, завершая строчками: "С белой площади Сената/Тихо кланяюсь ему".

Эта строчка может вызвать недоумение, ведь Пушкинский Дом сегодня не виден с Сенатской. Но в 1921 году у Пушкинского Дома не было отдельного помещения, он располагался в здании Академии наук, которое с Сенатской площади хорошо просматривалось на противоположном берегу Невы.

К 11 февраля готов беловой вариант послания и Блок ждет звонка из Пушкинского Дома. Но только 19 марта Казанович вспоминает о своей просьбе, а 20-го записывает в своем дневнике: "Никак не ожидала, чтобы Блок так быстро исполнил мою просьбу о стихах в альбом. Какой милый! Мы условились, что я зайду с альбомом, но до вчерашнего дня я, по своему обыкновению, не выбралась. "

Послание "Пушкинскому Дому" стало последним законченным стихотворением Александра Блока. По сути - завещанием.

ПОСЛЕДНЕЕ СТИХОТВОРЕНИЕ БЛОКА

Блок умер 7 августа 1921 года. Последнее его стихотворение было написано в феврале 1921 года. Это стихотворение «Пушкинскому дому»:

Имя Пушкинского Дома
В Академии Наук!
Звук понятный и знакомый,
Не пустой для сердца звук!

Это – звоны ледохода
На торжественной реке,
Перекличка парохода
С пароходом вдалеке.

Это – древний сфинкс, глядящий
Вслед медлительной волне,
Всадник бронзовый, летящий
На недвижном скакуне.

Наши страстные печали
Над таинственной Невой,
Как мы черный день встречали
Белой ночью огневой.

Что за пламенные дали
Открывала нам река!
Но не эти дни мы звали,
А грядущие века.

Пропуская дней гнетущих
Кратковременный обман,
Прозревали дней грядущих
Сине-розовый туман.

Пушкин! Тайную свободу
Пели мы вослед тебе!
Дай нам руку в непогоду,
Помоги в немой борьбе!
Не твоих ли звуков сладость
Вдохновляла в те года?
Не твоя ли, Пушкин, радость
Окрыляла нас тогда?

Вот зачем такой знакомый
И родной для сердца звук –
Имя Пушкинского Дома
В Академии Наук.
Вот зачем, в часы заката
Уходя в ночную тьму,
С белой площади Сената
Тихо кланяюсь ему.

Начало стихотворения – это пушкинский Петербург, прямая перекличка с «Медным всадником» Пушкина, а обращение к Пушкинскому дому – прямая отсылка к Пушкину.

Звук понятный и знакомый,
Не пустой для сердца звук.

Почему не пустой? Потому что Пушкин так много значит для Блока и для Петербурга как города Пушкина и Блока.

Это – звоны ледохода
На торжественной реке.

Ср. у Пушкина в «Медном всаднике»:

Или победу над врагом
Россия снова торжествует,
Когда, взломав свой синий лед,
Нева к морям его несет
И, чуя вешни дни, ликует.

Это – древний сфинкс, глядящий
Вслед медлительной волне.

Образ сфинкса для Блока – символ Петербурга, стерегущий Неву. У Пушкина в «Медном всаднике» сфинкса нет, а сенат стерегут львы. Там «как живые, стоят два льва сторожевые». Именно с Сенатской площади Блок в последний раз шлет поклон Пушкину, его дому. Но зато у Блока прямая перекличка с пушкинским памятником Петру – медным всадником:

Всадник бронзовый, летящий
На недвижном скакуне.

Обращает на себя внимание этот образ летящего всадника на недвижном скакуне. Вспомним, как у Пушкина:

И, обращен к нему спиною,
Простерши руку в вышине,
Над возмущенною Невою
Стоит с простертою рукою
Гигант на бронзовом коне.

О мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной
На высоте, уздой железной
Россию поднял на дыбы?

Далее Блок, будучи коренным петербуржцем, всецело во власти этого города и его белых ночей, погружается в настоящее. Но настоящее обмануло его надежды:

Наши страстные печали
Над таинственной Невой,
Как мы черный день встречали
Белой ночью огневой.

А у Пушкина в «Медном всаднике» белые ночи короткие, благостные, совсем другие:

Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла.

Как радужны были надежды Блока, как по-пушкински неистова была жажда счастья и свободы, воплотившаяся в неукротимой и раздольной Неве:

Что за пламенные дали
Открывала нам река!
Но не эти дни мы звали,
А грядущие века!

А надежды были обмануты.

Пропуская дней гнетущих
Кратковременный обман,
Прозревали дней грядущих
Сине-розовый туман.

Что прозревали? На что надеялись? На Пушкина, на воспетую им свободу:

Пушкин! Тайную свободу
Пели мы вослед тебе!
Дай нам руку в непогоду,
Помоги в немой борьбе!

Как установили пушкинисты, это у Блока реминисценция раннего – 1818 года – стихотворения Пушкина, обращенного к Н.Я. Плюсковой, фрейлине императрицы. Собственно, Пушкин пишет об императрице Елизавете Алексеевне, но с течением времени тайная свобода приобрела расширительный смысл, и Блок имеет в виду – через сто лет после этого стихотворения – совсем другую свободу.
В этом стихотворении Блока все – от Пушкина:

Не твоих ли звуков сладость
Вдохновляла в те года?
Не твоя ли, Пушкин, радость
Окрыляла нас тогда?

В какие года? Года надежды, когда он прозревал дней грядущих сине-розовый туман. И постоянное обращение к Неве как символу Петербурга и Пушкина в нем. Нева у него – торжественная река, медлительная волна, таинственная Нева и, наконец:

Что за пламенные дали
Открывала нам река.

Для Блока имя Пушкинского дома – родной для сердца звук. И этот родной звук – имя Пушкина – сопровождает его в последнем пути, в грядущем закате, который он уже ощущает:

Вот зачем, в часы заката,
Уходя в ночную тьму,
С белой площади Сената
Тихо кланяюсь ему.

Последний прощальный поклон Блока Пушкину, его дому. Потому что Пушкин – его всё, его и Петербурга.

Урок "Образ Петербурга в лирике А.Блока". 11-й класс

- формирование понимания синтетичности видов искусства.

- развитие умения анализировать лирическое произведение;

- развитие образного видения, эстетического мышления, художественного вкуса;

- развитие творческих начал.

- воспитание уважения и любви к процессу творчества;

- воспитание коммуникативной культуры при работе в паре, в группе;

- воспитание любви к родному городу.

Подготовка к уроку:

На подготовительном этапе познакомить учащихся с понятием цветовой гаммы и её функций в контексте живописного произведения; коллективно рассмотреть работы наиболее видных иллюстраторов творчества изучаемого поэта или писателя, попытаться прокомментировать их; особо оговорить роль цвета и образов-символов в этих иллюстрациях.

Оформление доски: тема урока, эпиграф, портрет А.А.Блока.

Заранее подобрать портреты писателей, из произведений которых используются на уроке цитаты.

На столе у каждого должны быть сборники стихотворений с закладками, можно распечатать стихотворения на отдельных листах (это позволяет сэкономить время на уроке).

На уроке целесообразно использовать презентацию.

На этапе рефлексии для создания творческой атмосферы можно включить спокойную музыку (например, Вивальди).

1. Образ Петербурга в русской литературе.

Прежде чем исследовать Петербург Блока, вспомним, как другие русские писатели изображали Петербург в своих произведениях. (Ребята бросают кубик с цитатами, зачитывают цитату, называют автора и произведение (Приложение 1); учитель, после того, как дети называют имя писателя, вывешивает портрет на доску).

По окончании этой части урока составим сравнительную таблицу “Петербург в произведениях русских писателей” (Приложение 2).

2. Петербург у Блока. (При анализе стихотворений Блока особое внимание обращаем на цвет)

В сознании и творчестве Александра Блока тема и образ Петербурга играли исключительно важную роль. Для Блока Петербург был поистине “действенным” городом, сильно и глубоко действовавшим на его художественное сознание. Все его творчество проникнуто духом Петербурга, насыщено его атмосферой. Хотя Блок очень редко называет в своих стихах вещественные детали петербургского пейзажа, весь ландшафт его поэзии неотделим в нашем восприятии и представлении от этого пейзажа - от петербургских туманов, белых ночей, бледной зари, широкого течения Невы и свежего морского ветра. С громадной силой Блок сумел поэтически выразить свое чувство Петербурга.

Блок любил и превосходно знал свой город - и не только центральные его кварталы, но и самые глухие его уголки и все ближайшие окрестности. Поэт был великим любителем городских и загородных прогулок. Его дневники, записные книжки и письма к родным и к друзьям пестрят упоминаниями о частых и длительных скитаниях по городу и за городом. И, хотя в городских стихах Блока не так уж много упоминаний об архитектурных и иных вещественных памятниках Петербурга, стихи его изобилуют лирическими воспринятыми образами именно петербургского пейзажа, во многих случаях поддающиеся точному топографическому определению. Любопытно, что даже в стихах, казалось бы, отвлеченных и мистических обнаруживаются подчас вполне реальные связи с определенными местами Петербурга. Так, например, в стихотворении 1901 года “Пять изгибов сокровенных…” (чтение и анализ стихотворения) таинственные “изгибы” означают не что иное, как те улицы, по которым проходила Л.Д.Менделеева (невеста Блока), направляясь ежедневно на Высшие женские курсы, а сам Блок “следил за нею, не замеченный ею”. Улицы эти - Седьмая, Восьмая, Девятая и Десятая, а также Васильевский остров и Средний проспект, - и в этой связи понятными становятся строки: “Пяти изгибов вдохновенных, Семь и десять по краям, Восемь, девять, средний храм. ”. Также и относительно стихотворения “Там - в улице стоял какой-то дом. ” (чтение и анализ стихотворения) известно, что Блок в данном случае имел в виду определенный дом (на Моховой улице), в котором помещались драматические курсы Читау, которые посещала Л.Д.Менделеева.

- Каким предстаёт Петербург в ранней лирике Блока? (Северная столица обрисована, точнее, названа суммарно – это город вообще. Пейзаж соответствует внутреннему состоянию лирического героя)

Тема Петербурга не изолирована от общей идейной и моральной проблематики творчества поэта. Данная тема входила в тесное, органическое соотношение с самыми основными темами его философско-исторического, общественного и художественного мировоззрения. Петербург Блока - это “страшный мир”, полный острейших противоречий социального быта; это капиталистический город со всеми реально-историческими чертами своего облика. Это город, где “богатый зол и рад” и “унижен бедный”.

Работа в парах: каждый ряд наблюдает за определённым цветом в стихотворениях (“Пётр”, “Город в красные пределы…”, “Невидимка”, “Сытые”, “Пушкинскому дому”) и заносит наблюдения в таблицу. Слушая друг друга, обобщаем материал в виде таблицы “Цветопись в лирике Блока” (Приложение 3).

Возвращаемся к таблице (Приложение 2) и заполняем оставшуюся строку:

- Какой вывод можно сделать о Петербурге Блока? (Ощущение катастрофы, “страшный мир”)

На лето Сашу Блока увозили в подмосковное имение Шахматово. В Петербурге он (за исключением прогулок с няней в хорошую погоду) всё время проводил в комнатах, занимая себя сам или же слушая рассказы старших. Любимым развлечением маленького Саши было смотреть на Неву с подоконника. Тяжёлый массив Исаакия тогда казался более мощным, ещё не были построены многоэтажные здания на другой стороне Невы, закрывшие задний фасад Адмиралтейства, не было Дворцового моста, и Васильевский остров соединялся с центральной городской частью наплавным мостом недалеко от дома. Ровно в 11 дня у Адмиралтейства появлялся пароход и сипло гудел. “Сморкается”,- удовлетворительно говорил Сашура, давно ожидавший парохода. Развлекал и близкий пушечный выстрел с Петропавловской крепости в полдень. Чудесная панорама невских берегов раскрывалась перед мальчиком и на прогулках с взрослыми по набережным Васильевского острова. На высоком постаменте Сфинксы над Невой, чёрно-зелёный всадник – памятник Петру – на том берегу, каменная гора Исаакия и торжественно строгое здание Сената… Через сорок лет, перед смертью, уходя, по собственному признанию, “в ночную тьму”, поэт завещал нам образ города, запомнившийся с детства.

Это – звоны ледохода
На торжественной реке,
Перекличка парохода
С пароходом вдалеке.
Это – древний Сфинкс, глядящий
Вслед медлительной волне,
Всадник бронзовый, летящий
На недвижном скакуне.

ЗАДАНИЕ: В красках, разделившись на группы по 3-4 человека, выразите своё видение города Блока (из “окна” его поэзии) и дайте ему словесное обоснование. Можно пользоваться и просто сочетаниями цветов, цветовыми пятнами. (Таким образом, решается проблема неумения рисовать).

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: В стихах или прозе выразите отношение к своему городу, используя средства выразительности, символы, дайте толкование своему произведению. На следующем уроке – чтение и толкование (сначала одноклассники будут толковать ваше произведение, затем – сами).

анализ стихотворения пушкинскому дому А. А. Блока

Начало стихотворения – это пушкинский Петербург, прямая перекличка с «Медным всадником» Пушкина, а обращение к Пушкинскому дому – прямая отсылка к Пушкину.

Звук понятный и знакомый,
Не пустой для сердца звук.

Почему не пустой? Потому что Пушкин так много значит для Блока и для Петербурга как города Пушкина и Блока.

Это – звоны ледохода
На торжественной реке.

Ср. у Пушкина в «Медном всаднике» :

Или победу над врагом
Россия снова торжествует,
Когда, взломав свой синий лед,
Нева к морям его несет
И, чуя вешни дни, ликует.

Это – древний сфинкс, глядящий
Вслед медлительной волне.. .

Образ сфинкса для Блока – символ Петербурга, стерегущий Неву. У Пушкина в «Медном всаднике» сфинкса нет, а сенат стерегут львы. Там «как живые, стоят два льва сторожевые» . Именно с Сенатской площади Блок в последний раз шлет поклон Пушкину, его дому. Но зато у Блока прямая перекличка с пушкинским памятником Петру – медным всадником:

Всадник бронзовый, летящий
На недвижном скакуне.

Обращает на себя внимание этот образ летящего всадника на недвижном скакуне. Вспомним, как у Пушкина:

И, обращен к нему спиною,
Простерши руку в вышине,
Над возмущенною Невою
Стоит с простертою рукою
Гигант на бронзовом коне.

О мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной
На высоте, уздой железной
Россию поднял на дыбы?

Далее Блок, будучи коренным петербуржцем, всецело во власти этого города и его белых ночей, погружается в настоящее. Но настоящее обмануло его надежды:

Наши страстные печали
Над таинственной Невой,
Как мы черный день встречали
Белой ночью огневой.

А у Пушкина в «Медном всаднике» белые ночи короткие, благостные, совсем другие:

Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла.. .

Как радужны были надежды Блока, как по-пушкински неистова была жажда счастья и свободы, воплотившаяся в неукротимой и раздольной Неве:

Что за пламенные дали
Открывала нам река!
Но не эти дни мы звали,
А грядущие века!

А надежды были обмануты.

Пропуская дней гнетущих
Кратковременный обман,
Прозревали дней грядущих
Сине-розовый туман.

Что прозревали? На что надеялись? На Пушкина, на воспетую им свободу:

Пушкин! Тайную свободу
Пели мы вослед тебе!
Дай нам руку в непогоду,
Помоги в немой борьбе!

Как установили пушкинисты, это у Блока реминисценция раннего – 1818 года – стихотворения Пушкина, обращенного к Н. Я. Плюсковой, фрейлине императрицы. Собственно, Пушкин пишет об императрице Елизавете Алексеевне, но с течением времени тайная свобода приобрела расширительный смысл, и Блок имеет в виду – через сто лет после этого стихотворения – совсем другую свободу.
В этом стихотворении Блока все – от Пушкина:

Не твоих ли звуков сладость
Вдохновляла в те года?
Не твоя ли, Пушкин, радость
Окрыляла нас тогда?

В какие года? Года надежды, когда он прозревал дней грядущих сине-розовый туман. И постоянное обращение к Неве как символу Петербурга и Пушкина в нем. Нева у него – торжественная река, медлительная волна, таинственная Нева и, наконец:

Что за пламенные дали
Открывала нам река.. .

Для Блока имя Пушкинского дома – родной для сердца звук. И этот родной звук – имя Пушкина – сопровождает его в последнем пути, в грядущем закате, который он уже ощущает:

Вот зачем, в часы заката,
Уходя в ночную тьму,
С белой площади Сената
Тихо кланяюсь ему.

Последний прощальный поклон Блока Пушкину, его дому. Потому что Пушкин – его всё, его и Петербурга.

«Пушкинская культура» в лирике А. Блока?

Круг великих творцов могучей русской литературы в блоковской поэзии замыкает Пушкин.
Незадолго до смерти, в феврале 1921 года - в день памяти Пушкина, Блок произносит знаменитую речь "О назначении поэта". Пушкин явился для Блока воплощением высокого представления об истинном поэте, его великой роли в преображении жизни. Говоря, что источники поэтического творчества таятся в "бездонных глубинах духа", "недоступных для государства и общества", заявляя, что дело поэта совершенно несоизмеримо с порядком внешнего мира, Блок отстаивал право поэта быть выше сиюминутных задач и потребностей общества, противопоставляя им вечное и неизменное служение поэта культуре.
Утверждая величие дела поэзии, Блок, вслед за Пушкиным, требует для поэта творческой свободы, которая не только личная свобода, потому что дело поэта не личное, больше чем личное.

Имя Пушкина для Блока есть совершеннейшее воплоще­ние гармонии, и потому это имя-звук: «"Наша память хра­нит с малолетства веселое имя: Пушкин. Это имя, этот звук наполняет собою многие дни нашей жизни".

Звуком, музыкой становится и то, что напоминает о Пуш­кине:

Имя Пушкинского Дома
В Академии Наук! Звук понятный и знакомый,
Не пустой для сердца звук!

Блок опирается на мысли Пушкина, рисовавшего образ по­эта, который застигнут "божественным глаголом", вдохновени­ем:

Бежит он, дикий и суровый,
И звуков и смятенья воли,
На берега пустынных волн,
В широкошумные дубровы.

Остальные ответы Гармония духа поэтического, которую Блок нашёл совершенной в творчестве Пушкина.

Имя Пушкинского Дома
В Академии Наук!
Звук понятный и знакомый,
Не пустой для сердца звук!

Пушкин! Тайную свободу
Пели мы вослед тебе!
Дай нам руку в непогоду,
Помоги в немой борьбе!

Не твоих ли звуков сладость
Вдохновляла в те года?
Не твоя ли, Пушкин, радость
Окрыляла нас тогда?

Вот зачем такой знакомый
И родной для сердца звук —
Имя Пушкинского Дома
В Академии Наук.

Вот зачем, в часы заката
Уходя в ночную тьму,
С белой площади Сената
Тихо кланяюсь ему.
(А. Блок. Стихотворение написано накануне 84-й годовщины смерти Пушкина.)

Имя Пушкинского Дома
В Академии Наук!
Звук понятный и знакомый,
Не пустой для сердца звук!

Пушкин! Тайную свободу
Пели мы вослед тебе!
Дай нам руку в непогоду,
Помоги в немой борьбе!

Не твоих ли звуков сладость
Вдохновляла в те года?
Не твоя ли, Пушкин, радость
Окрыляла нас тогда?

Вот зачем такой знакомый
И родной для сердца звук —
Имя Пушкинского Дома
В Академии Наук.

Вот зачем, в часы заката
Уходя в ночную тьму,
С белой площади Сената
Тихо кланяюсь ему.

(Стихотворение написано накануне 84-й годовщины смерти Пушкина.)

Анализ стихотворения Александра Блока «Петр» (Блок Александр)

В стихотворении А. А. Блока «Петр» предметом изображения является Петербург и Медный всадник, памятник его создателю. Памятник Петру предстает как живой человек («он спит»). Окружающий пейзаж в первых двух строках мягкий (закат «румян», латы «розовеют»), что нехарактерно для 2 тома лирики поэта. Однако именно в этот момент Петр спит – проснется он уже в обстановке соответствующей городу Страшного мира. В первом абзаце появляется еще один персонаж – Змей. Он также одушевлен («с тихим свистом», «глядится»); отметим, что он не спит и, более того, жив (то есть, не побежден Петром до конца, хотя и «копытом [коня] сжатый»).

С наступлением вечера (ранее это время встречи с Прекрасной дамой) в городе властвует Змей («змей расклубился над домами»), пространственно он находится над городом и выше Петра.

Нужно уникальное сочинение?

Напишем в течение 3 часов.

Наши эксперты проверят Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

В руке Петра появляется факел, в городе зажигаются фонари, освещаются витрины – но этим искусственным светом не осветить город, не спасти его от мрака и власти Змея (огонь и свет фонарей в Страшном мире Блока имеют дьявольскую природу). Цвета и свет в ночном городе тусклые, мрачные, город поглощает тьма: «плащами всех укроет мгла» (обратим внимание на метафору, в ней используется предмет обихода, материальный предмет этого мира – плащ).

Каково состояние людей в такой атмосфере? Жизнь людей ночью не прерывается, а, скорее, только начинается: появляются пары, «манящие взгляды» людей – здесь снижено передаются взаимоотношения между мужчинами и женщинами – любви и невинности здесь нет места. Настроение смятения создается призывом «Бегите все на зов! на лов!», криками людей: но бег возможен только в пределах города («на перекрестки улиц»), то есть бежать некуда, «молить о пощаде» бессмысленно.

В пятой строфе снова появляется Петр, «веселый царь». Видимо, изменяется его положение в пространстве: «там, на скале» - теперь он также возвышается над всем, занимая место рядом со Змеем.

В данной строфе введены 2 предмета, связанные со сферой церковного (кадило, риза), но здесь они выполняют негативную функцию, испуская на город неприятные запахи.

Заря – время, когда прекращаются страсти и муки городской жизни, показанной ночью, и столица «затихает». Но именно тогда в руках у защитника города появляется меч. В стихотворении образ Петра «двоится»: защитник города, победивший Змея, днем поднимает меч; но, просыпаясь ночью, выпускает Змея и, возвышаясь, смотрит на муки людей. В связи с этим кажется важным спектр изображаемого временного фона стихотворения, в нем задействованы закат – вечер – ночь – заря.

Змей в стихотворении, безусловно, символизирует злые, дьявольские силы.

Но, появившись в начале, этот образ более не называется в стихотворении: таким образом, не является ли Змей второй ипостасью царя Петра, основавшего город, который людям может причинить лишь страдания, погубить в людях все духовное (человеческие отношения, отношения с Богом, с природой), заведомо предрекая им смерть в Страшном мире Петербурга, шире – в земной действительности. Как будто Змей, чтобы уничтожить человечество создал город (как Змей-искуситель для первых людей).

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем
чат-боте Сочинения24

Пушкинскому дому


Имя Пушкинского Дома
В Академии наук!
Звук понятный и знакомый,
Не пустой для сердца звук!

Наши страстные печали
Над таинственной Невой,
Как мы черный день встречали
Белой ночью огневой.

Что за пламенные дали
Открывала нам река!
Но не эти дни мы звали,
А грядущие века.

Пропуская дней гнетущих
Кратковременный обман,
Прозревали дней грядущих
Сине-розовый туман.

Пушкин! Тайную свободу
Пели мы вослед тебе!
Дай нам руку в непогоду,
Помоги в немой борьбе!

Не твоих ли звуков сладость
Вдохновляла в те года?
Не твоя ли, Пушкин, радость
Окрыляла нас тогда?

Вот зачем такой знакомый
И родной для сердца звук
Имя Пушкинского Дома
В Академии наук.

Вот зачем, в часы заката
Уходя в ночную тьму,
С белой площади Сената
Тихо кланяюсь ему.

Читайте также: