Агб в дорожном строительстве

Обновлено: 07.07.2024

Рекомендации «Методические рекомендации по восстановлению асфальтобетонных покрытий и оснований автомобильных дорог способами холодной регенерации»

Технические правила ремонта и содержания автомобильных дорог предусматривают ремонт дорожных одежд нежесткого типа, требующих усиления, традиционным способом и способами термопрофилирования. Основным недостатком этих способов является образование во вновь уложенных или восстановленных слоях покрытия отраженных трещин и, в конечном итоге, сокращение срока службы отремонтированного покрытия по сравнению с расчетным сроком его службы.

С появлением дорожных фрезерных машин (холодных фрез) за рубежом стали широко применять способ «переукладки», заключающийся в удалении растрескавшихся и потерявших несущую способность асфальтобетонных слоев дорожной одежды и устройстве новых монолитных слоев. Этот способ позволяет получить дорожную одежду со сроком службы, аналогичным достигаемому при новом строительстве. Недостатком являются большой расход асфальтобетонной смеси и высокая стоимость работ.

Последним достижением в области ремонта дорожных одежд нежесткого типа является технология глубокой холодной регенерации их, позволяющая эффективно повторно использовать материалы старой дорожной одежды. Проведение восстановительных работ без разогрева старого материала наносит минимальный ущерб окружающей среде и резко снижает энергозатраты. По экономичности эта технология не имеет себе равных. В России опыт применения технологии холодной регенерации пока незначителен.

Настоящие Методические рекомендации являются первым методическим документом, обобщающим зарубежный опыт и результаты исследований и опытных работ, проведенных РОСДОРНИИ.

При составлении Методических рекомендаций использованы следующие нормативные и методологические документы: «Холодная регенерация асфальтобетона», Руководство, серия № 21 ( MS -21), Институт асфальта, 1983 (США); Справочное руководство по битумным эмульсиям, серия № 19 ( MS -19), Институт асфальта, 1987 (США); Руководство по восстановлению дорог, фирма «Катерпиллер», 1990 (США); «Холодная регенерация асфальтобетонов» в кн. «Битумные эмульсии». Основные сведения по применению, Синдикат производителей эмульсий дорожного битума, 1991 (Франция); «Комплексная регенерация в дорожном строительстве», Руководство, Отдел дорожного строительства, Саксонское Государственное Министерство экономики и рабочей занятости, 1995 (ФРГ); «Глубокая холодная регенерация на месте», Технические рекомендации и спецификации по применению, Консалтинговая фирма А. А. Лаудон и партнеры, 1995 (Южная Африка).

В Методических рекомендациях изложены сведения по области применения новой технологии; оценке свойств асфальтобетонного гранулята, получаемого в результате измельчения старого покрытия методом холодного фрезерования; добавкам, применяемым для приготовления асфальтогранулобетонных смесей; подбору состава этих смесей; оценке свойств асфальтогранулобетона; методам его испытания; правилам производства работ и др.

Приведены также технические требования к асфальтогранулобетону.

Методические рекомендации разработаны в РОСДОРНИИ канд. техн. наук Г. С. Бахрахом при участии докт. техн. наук В. А. Кретова и инж. Г. С. Горлиной.

1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

1.1. Технология холодной регенерации конструктивных слоев дорожной одежды (ХР) заключается в измельчении покрытия (в некоторых случаях с захватом части основания) преимущественно посредством холодного фрезерования; введении в образовавшийся асфальтобетонный гранулят (АГ) при необходимости нового скелетного материала, вяжущего и, если требуется, других добавок; перемешивании всех компонентов с получением асфальтогранулобетонной смеси (АГБ-смеси); распределении ее в виде конструктивного слоя и уплотнении, после чего АГБ-смесь превращается в асфальтогранулобетон (АГБ).

Все перечисленные технологические операции осуществляют, как правило, на дороге звеном специализированных машин.

1.3. Отличительной особенностью технологии ХР является восстановление монолитности (сплошности) пакета асфальтобетонных слоев дорожной одежды на всю или часть толщины без разогрева асфальтобетона или АГ.

1.4. Поверх регенерированного слоя укладывают замыкающий (защитный) слой или асфальтобетонное покрытие.

1.5 Устранение трещин в старом покрытии на всю или большую часть глубины в результате его регенерации исключает появление отраженных трещин в вышеукладываемых слоях покрытия (копирование трещин). При традиционном методе усиления дорожной одежды, предусматривающем укладку новых слоев поверх старого покрытия, появление отраженных трещин неизбежно.

2. КЛАССИФИКАЦИЯ

2.1. В зависимости от вида нового вяжущего, вводимого в АГ при приготовлении АГБ-смесей, их подразделяют на следующие типы:

А - без добавления вяжущего;

Э - с добавлением битумной эмульсии;

В - с добавлением вспененного битума;

Б - с добавлением разогретого битума;

М - с добавлением минерального вяжущего (чаще всего цемента или извести);

К - с добавлением комплексного вяжущего (чаще всего битумной эмульсии и цемента).

АГБ перечисленных типов отличаются своими расчетными характеристиками и скоростью формирования равновесной структуры (структурообразования).

2.2. В зависимости от массовой доли щебня или гравия (зерна каменного материала крупнее 5 мм), входящего в состав асфальтобетона, из которого получен АГ, АГБ-смеси подразделяют на щебеночные с содержанием щебня 35 % и более и песчаные - менее 35 %.

3. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

3.2. Гранулометрический состав АГБ-смеси должен соответствовать требованиям, установленным в ГОСТ 9128 для пористых и высокопористых щебеночных смесей, за исключением частиц мельче 0,071 мм, содержание которых не нормируется.

3.3. Для дорог I - II категорий применяют щебеночные смеси, а для дорог III - IV категорий допускается применение песчаных АГБ-смесей. Если в АГ, используемом для приготовления щебеночных смесей, содержание щебня меньше 35 %, при приготовлении АГБ-смеси необходимо добавление недостающей фракции щебня.

Агб в дорожном строительстве

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ВОССТАНОВЛЕНИЮ АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ ПОКРЫТИЙ И ОСНОВАНИЙ
АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ СПОСОБАМИ ХОЛОДНОЙ РЕГЕНЕРАЦИИ

РАЗРАБОТАНЫ в РОСДОРНИИ канд. техн. наук Г.С.Бахрахом при участии докт. техн. наук В.А.Кретова и инж. Г.С.Горлиной.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Технические правила ремонта и содержания автомобильных дорог предусматривают ремонт дорожных одежд нежесткого типа, требующих усиления, традиционным способом и способами термопрофилирования. Основным недостатком этих способов является образование во вновь уложенных или восстановленных слоях покрытия отраженных трещин и, в конечном итоге, сокращение срока службы отремонтированного покрытия по сравнению с расчетным сроком его службы.

С появлением дорожных фрезерных машин (холодных фрез) за рубежом стали широко применять способ "переукладки", заключающийся в удалении растрескавшихся и потерявших несущую способность асфальтобетонных слоев дорожной одежды и устройстве новых монолитных слоев. Этот способ позволяет получить дорожную одежду со сроком службы, аналогичным достигаемому при новом строительстве. Недостатком являются большой расход асфальтобетонной смеси и высокая стоимость работ.

Последним достижением в области ремонта дорожных одежд нежесткого типа является технология глубокой холодной регенерации их, позволяющая эффективно повторно использовать материалы старой дорожной одежды. Проведение восстановительных работ без разогрева старого материала наносит минимальный ущерб окружающей среде и резко снижает энергозатраты. По экономичности эта технология не имеет себе равных. В России опыт применения технологии холодной регенерации пока незначителен.

Настоящие Методические рекомендации являются первым методическим документом, обобщающим зарубежный опыт и результаты исследований и опытных работ, проведенных РОСДОРНИИ.

При составлении Методических рекомендаций использованы следующие нормативные и методологические документы: "Холодная регенерация асфальтобетона", Руководство, серия N 21 (MS-21), Институт асфальта, 1983 (США); Справочное руководство по битумным эмульсиям, серия N 19 (MS-19), Институт асфальта, 1987 (США); Руководство по восстановлению дорог, фирма "Катерпиллер", 1990 (США); "Холодная регенерация асфальтобетонов" в кн. "Битумные эмульсии". Основные сведения по применению, Синдикат производителей эмульсий дорожного битума, 1991 (Франция); "Комплексная регенерация в дорожном строительстве", Руководство, Отдел дорожного строительства, Саксонское Государственное Министерство экономики и рабочей занятости, 1995 (ФРГ); "Глубокая холодная регенерация на месте", Технические рекомендации и спецификации по применению, Консалтинговая фирма А.А.Лаудон и партнеры, 1995 (Южная Африка).

В Методических рекомендациях изложены сведения по области применения новой технологии; оценке свойств асфальтобетонного гранулята, получаемого в результате измельчения старого покрытия методом холодного фрезерования; добавкам, применяемым для приготовления асфальтогранулобетонных смесей; подбору состава этих смесей; оценке свойств асфальтогранулобетона; методам его испытания; правилам производства работ и др.

Приведены также технические требования к асфальтогранулобетону.

1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

1.1. Технология холодной регенерации конструктивных слоев дорожной одежды (ХР) заключается в измельчении покрытия (в некоторых случаях с захватом части основания) преимущественно посредством холодного фрезерования; введении в образовавшийся асфальтобетонный гранулят (АГ) при необходимости нового скелетного материала, вяжущего и, если требуется, других добавок; перемешивании всех компонентов с получением асфальтогранулобетонной смеси (АГБ-смеси); распределении ее в виде конструктивного слоя и уплотнении, после чего АГБ-смесь превращается в асфальтогранулобетон (АГБ).

Все перечисленные технологические операции осуществляют, как правило, на дороге звеном специализированных машин.

1.2. Смешение компонентов можно выполнять и в полустационарной установке вблизи дороги. Однако это связано с разрывом технологического процесса и добавлением операций: погрузки и транспортировки АГ к месту приготовления смеси, его штабелирования, подачи в смесительную установку и транспортировки АГБ-смеси к месту укладки, что приводит к существенному удорожанию работ.

1.3. Отличительной особенностью технологии ХР является восстановление монолитности (сплошности) пакета асфальтобетонных слоев дорожной одежды на всю или часть толщины без разогрева асфальтобетона или АГ.

1.4. Поверх регенерированного слоя укладывают замыкающий (защитный) слой или асфальтобетонное покрытие.

1.5. Устранение трещин в старом покрытии на всю или большую часть глубины в результате его регенерации исключает появление отраженных трещин в вышеукладываемых слоях покрытия (копирование трещин). При традиционном методе усиления дорожной одежды, предусматривающем укладку новых слоев поверх старого покрытия, появление отраженных трещин неизбежно.

2. КЛАССИФИКАЦИЯ

2.1. В зависимости от вида нового вяжущего, вводимого в АГ при приготовлении АГБ-смесей, их подразделяют на следующие типы:

А - без добавления вяжущего;

Э - с добавлением битумной эмульсии;

В - с добавлением вспененного битума;

Б - с добавлением разогретого битума;

М - с добавлением минерального вяжущего (чаще всего цемента или извести);

К - с добавлением комплексного вяжущего (чаще всего битумной эмульсии и цемента).

АГБ перечисленных типов отличаются своими расчетными характеристиками и скоростью формирования равновесной структуры (структурообразования).

2.2. В зависимости от массовой доли щебня или гравия (зерна каменного материала крупнее 5 мм), входящего в состав асфальтобетона, из которого получен АГ, АГБ-смеси подразделяют на щебеночные с содержанием щебня 35% и более и песчаные - менее 35%.

3. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

3.1. Показатели физико-механических свойств АГБ, в зависимости от категории автомобильной дороги и типа смеси, должны соответствовать указанным в табл.1.

Агб в дорожном строительстве

ГОСТ Р 55052-2012

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГРАНУЛЯТ СТАРОГО АСФАЛЬТОБЕТОНА

Reclaimed asphalt. Specifications

Дата введения 2013-07-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Федеральным автономным учреждением "Федеральный центр нормирования, стандартизации и технической оценки соответствия в строительстве" (ФАУ "ФЦС")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 "Строительство"

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Сентябрь 2019 г.

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на гранулят старого асфальтобетона (далее - гранулят), предназначенный в качестве материала при строительстве и ремонте автомобильных дорог, аэродромов, городских улиц, площадей и других сооружений, и устанавливает типы и основные параметры, технические требования, методы контроля, требования безопасности и охраны окружающей среды, правила приемки, транспортирования и хранения, гарантии изготовителя.

Область применения, характеристики и содержание гранулята определяются нормативными документами на смеси органоминеральные и асфальтобетонные на основе гранулята (далее - смеси), а также технологическими регламентами на виды работ, которые предусматривают повторное использование старого асфальтобетона.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 12.1.004 Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования

ГОСТ 12.1.005 Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны

ГОСТ 12.1.007 Система стандартов безопасности труда. Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности

ГОСТ 12.3.002 Система стандартов безопасности труда. Процессы производственные. Общие требования безопасности

ГОСТ 17.2.3.02 Правила установления допустимых выбросов загрязняющих веществ промышленными предприятиями

ГОСТ 8267 Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия

ГОСТ 8269.0 Щебень и гравий из плотных горных пород и отходов промышленного производства для строительных работ. Методы физико-механических испытаний

ГОСТ 8735 Песок для строительных работ. Методы испытаний

ГОСТ 8736 Песок для строительных работ. Технические условия

ГОСТ 9128 Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон. Технические условия

ГОСТ 11501 Битумы нефтяные. Метод определения глубины проникания иглы

ГОСТ 11506 Битумы нефтяные. Метод определения температуры размягчения по кольцу и шару

ГОСТ 12801 Материалы на основе органических вяжущих для дорожного и аэродромного строительства. Методы испытаний

ГОСТ 30108 Материалы и изделия строительные. Определение удельной эффективной активности естественных радионуклидов

ГОСТ 31424 Материалы строительные нерудные из отсевов дробления плотных горных пород при производстве щебня. Технические условия

ГОСТ Р 52129 Порошок минеральный для асфальтобетонных и органоминеральных смесей. Технические условия

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 гранулят старого асфальтобетона: Продукт, полученный в результате холодного фрезерования асфальтобетонных покрытий или дробления асфальтобетонного лома и последующего грохочения.

3.2 асфальтобетонный лом: Куски асфальтобетона размером более толщины ремонтируемого покрытия.

3.3 агрегатный состав: Состав гранулята по содержанию и крупности агрегатов (комков асфальтобетона).

3.4 смеси органоминеральные и асфальтобетонные на основе гранулята: Искусственные смеси гранулята, минеральных материалов и битумных вяжущих (вязких или жидких битумов, вспененных битумов, дорожных эмульсий, битумных паст и др.) с добавлением минеральных вяжущих или без них.

3.5 органическое вяжущее: Вяжущее, выделенное из гранулята или из асфальтобетонной смеси методом экстрагирования по ГОСТ 12801.

3.6 инородные примеси: Включения чужеродного происхождения, присутствующие в общей массе гранулята.

4 Типы и основные параметры

4.1 Гранулят в зависимости от крупности характеризуют максимальным размером агрегатов , наибольшим и наименьшим размерами зерен минеральной части, а также при необходимости половиной суммы наибольшего и наименьшего размеров зерна. Наименьший размер зерен минеральной части гранулята допускается не определять, условно приняв его значение равным 0.

4.2 Условное обозначение гранулята при заказе и поставке должно отражать его крупность в миллиметрах и иметь вид:


.

Пример условного обозначения гранулята


.

4.3 Гранулят классифицируется по содержанию инородных включений. Примеси строительного мусора, не относящиеся к старому асфальтобетону, принято подразделять на две группы:

- 1 - неорганические материалы, такие как бетон, цементный раствор, металл, кирпич, керамика, стекло;

- 2 - синтетические материалы, куски древесины и различные пластмассы.

4.4 По содержанию инородных примесей гранулят принято относить к следующим категориям:

- - содержание примесей группы 1 не превышает 1% и группы 2 не более 0,1%;

- - содержание примесей группы 1 не превышает 5% и группы 2 не более 0,1%.

Допускаются другие категории гранулята по виду и содержанию примесей, декларируемые поставщиком.

5 Технические требования

5.1 Гранулят должен соответствовать требованиям настоящего стандарта и требованиям технологических регламентов и стандартов на смеси, предусматривающих повторное применение старого асфальтобетона.

5.2 Агрегатный состав гранулята характеризуется содержанием агрегатов крупнее 5; 20; 40 и 80 (70) мм, что должно оговариваться в договоре на поставку.

5.3 Зерновой состав минеральной части гранулята характеризуется содержанием зерен крупнее 5, мельче 0,63 и 0,071 мм.

Допускается характеризовать зерновой состав минеральной части гранулята типом асфальтобетона в зависимости от содержания щебня (гравия) в соответствии с ГОСТ 9128:

- А - с содержанием зерен крупнее 5 мм св. 50 до 60%;

- Б - с содержанием зерен крупнее 5 мм св. 40 до 50%;

- В - с содержанием зерен крупнее 5 мм св. 30 до 40%;

- Д - с содержанием зерен крупнее 5 мм менее 30%.

5.4 Выделенные из гранулята фракции минеральных зерен должны соответствовать требованиям ГОСТ 8267 для щебня и гравия, ГОСТ 8736 - для песка, ГОСТ 31424 - для обогащенного и фракционированного песка, ГОСТ Р 52129 - для минерального порошка и требованиям стандартов на смеси с их применением.

5.5 При применении гранулята в органоминеральных и асфальтобетонных смесях в количестве более 10% необходимо определять глубину проникания иглы при температуре 25°С и температуру размягчения органического вяжущего, выделенного из старого асфальтобетона методом экстрагирования.

5.6 Содержание органического вяжущего в грануляте определяют и декларируют в процентах от массы его минеральной части.

5.7 Гранулят в поставляемой партии должен быть однородным по составу. Однородность гранулята характеризуется коэффициентом вариации содержания определяющего компонента, который оказывает наибольшее влияние на качество смеси. Определяющим компонентом гранулята в зависимости от области применения может быть агрегатный состав, щебень (фракция 5-20 мм), песок (фракция 0,071-5 мм), минеральные зерна размером менее 0,071 мм или органическое вяжущее.

5.8 Допускается оценивать однородность гранулята пределами варьирования его свойств в каждой партии. Перечень и значения показателей однородности гранулята устанавливают в договоре на поставку.

5.9 Коэффициент вариации содержания определяющего компонента в партии гранулята, предназначенного для приготовления органоминеральных и асфальтобетонных смесей, должен быть не более 0,25. Требуемая однородность достигается перемешиванием гранулята в штабеле.

6 Требования безопасности и охраны окружающей среды

6.1 При применении гранулята должны соблюдаться общие требования безопасности по ГОСТ 12.3.002 и требования пожарной безопасности по ГОСТ 12.1.004.

6.2 По характеру вредности и степени воздействия на организм человека гранулят относится к малоопасным веществам в соответствии с классом 4 опасности по ГОСТ 12.1.007. При разогреве гранулята нормы предельно допустимых выбросов (ПДВ) загрязняющих веществ в атмосферу устанавливают по ГОСТ 17.2.3.02.

6.3 Удельная эффективная активность естественных радионуклидов в грануляте не должна превышать значений, установленных ГОСТ 30108.

7 Правила приемки

7.1 Приемку гранулята проводят партиями.

7.2 При приемке и отгрузке гранулята партией считают количество материала одного и того же состава. Объем партии устанавливают в зависимости от области применения гранулята, но не более 2000 т. Допускается перемешивание гранулята одного вида при хранении на складе.

Агб в дорожном строительстве

СМЕСИ ОРГАНОМИНЕРАЛЬНЫЕ И ГРУНТЫ, УКРЕПЛЕННЫЕ ОРГАНИЧЕСКИМИ ВЯЖУЩИМИ, ДЛЯ ДОРОЖНОГО И АЭРОДРОМНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

Organomineral mixtures and soils stabilized by organic binders for road and airfield construction. Specifications

Дата введения 2013-11-01

Предисловие

Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Федеральным автономным учреждением "Федеральный центр нормирования, стандартизации и технической оценки соответствия в строительстве" (ФАУ "ФЦС")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 "Строительство"

3 ПРИНЯТ Межгосударственной научно-технической комиссией по стандартизации, техническому нормированию и оценке соответствия в строительстве (протокол от 18 декабря 2012 г. N 41).

За принятие стандарта проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование органа государственного управления строительством

Минэкономики Республики Армения

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2012 г. N 1979-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 30491-2012 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 ноября 2013 г.

6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Сентябрь 2019 г.

Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.

В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге "Межгосударственные стандарты"

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на органоминеральные смеси и укрепленные грунты, применяемые для устройства несущих и дополнительных слоев оснований и покрытий автомобильных дорог и аэродромов.

Область применения смесей и укрепленных грунтов приведена в таблице А.1 приложения А.

Требования настоящего стандарта не распространяются на обработанные материалы, получаемые по способу пропитки и поверхностной обработки, а также на черный щебень.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

ГОСТ 3344 Щебень и песок шлаковые для дорожного строительства. Технические условия

ГОСТ 5180 Грунты. Методы лабораторного определения физических характеристик

ГОСТ 8267 Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия

ГОСТ 8736 Песок для строительных работ. Технические условия

ГОСТ 9179 Известь строительная. Технические условия

ГОСТ 10178 Портландцемент и шлакопортландцемент. Технические условия

ГОСТ 11955 Битумы нефтяные дорожные жидкие. Технические условия

ГОСТ 12801 Материалы на основе органических вяжущих для дорожного и аэродромного строительства. Методы испытаний

ГОСТ 22245 Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические условия

ГОСТ 23732 Вода для бетонов и строительных растворов. Технические условия

ГОСТ 23735 Смеси песчано-гравийные для строительных работ. Технические условия

ГОСТ 25818 Золы-уноса тепловых электростанций для бетонов. Технические условия

ГОСТ 28840 Машины для испытания материалов на растяжение, сжатие и изгиб. Общие технические требования

ГОСТ 30108 Материалы и изделия строительные. Определение удельной эффективной активности естественных радионуклидов

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 органоминеральная смесь: Искусственная смесь, получаемая смешением на дороге или в смесительных установках щебня (гравия), песка или их смесей, а также минерального порошка (в том числе порошковых отходов производства) с органическими вяжущими и активными добавками и без них или с органическими вяжущими совместно с минеральными.

3.2 укрепленный грунт: Искусственный материал, получаемый смешением на дороге или в смесительных установках грунтов с органическими вяжущими и активными добавками (в том числе минеральными вяжущими) и без них при оптимальной влажности, соответствующий нормируемым показателям качества в проектные и промежуточные сроки.

4 Технические требования

4.1 Основные параметры

4.1.1 Органоминеральные смеси (далее - смеси) и укрепленные грунты должны изготавливаться в соответствии с требованиями настоящего стандарта по технологическому регламенту, утвержденному в установленном порядке строительной организацией.

4.1.2 Смеси в зависимости от наибольшего размера зерен применяемых минеральных материалов приготавливают:

Асфальтогранулобетон » Асфальтирование и дорожно-строительные технологии (г. Киев)

Автопоезд-ресайклер осуществляющий одновременное фрезерование, переработку старого асфальтобетона и асфальтирование дороги
Укладка асфальтогранулобетона
Укладка асфальтогранулобетона
Асфальтобетонный гранулят

Асфальтогранулобетон (АГБ) — дорожно-строительный материал, образуемый в процессе холодной регенерации (ресайклинга) асфальтированных дорожных покрытий, путём разработки (фрезерования) асфальтобетонного слоя и смешения полученного асфальтобетонного гранулята (асфальтовой крошки) с минеральным заполнителем, вяжущим компонентом и другими добавками.

Используется для создания нижнего или верхнего подстилающего слоя дорожной конструкции под последующую обработку или асфальтирование.

Применяется с целью восстановления изношенных асфальтобетонных покрытий при проведении текущего и капитального ремонта (реконструкции) автомобильных дорог, что является альтернативой традиционной практике восстановления дорожной конструкции путём устройства усиливающих слоев.

Экономическое преимущество при использовании асфальтогранулобетонной смеси проявляется в снижении затрат на проведение дорожно-ремонтных работ за счёт эффективного применения старого дорожного материала.

Процедура образования асфальтогранулобетона:

  • Первый этап: измельчение старого асфальтобетонного покрытия путём холодного фрезерования (может проходить с захватом несвязного нижнего слоя).
  • Второй этап: введение в образовавшийся асфальтобетонный гранулят нового скелетного материала (щебень, песок, минеральный порошок), вяжущего и других добавок.
  • Третий этап: смешивание всех компонентов смеси во фрезерно-смесительном барабане или полустационарной смесительной установке.

Как правило, все этапы образования асфальтогранулобетона проходят на месте проведения работ. В некоторых случаях процедура смешения асфальтобетонного гранулята с дополнительными компонентами может осуществляется с отрывом от строительного участка, что в свою очередь, влечёт к разрыву технологического процесса и увеличению общего количества операций, повышая при этом стоимость проводимых работ.

Классификация асфальтогранулобетонов

По типу вяжущего компонента:
  • без добавления вяжущего компонента;
  • с добавлением анионной (ЭБА — эмульсия битумная анионная) или катионной (ЭБК — эмульсия битумная катионная) битумной эмульсии;
  • с добавлением вспененного битума;
  • с добавлением разогретого битума (БНД различных марок);
  • с добавлением минерального вяжущего (портландцемент, известь);
  • с добавлением комплексного вяжущего (битумная эмульсия и портландцемент).

Битум и материалы на его основе используются для усиления связей между отдельными зёрнами асфальтового гранулята и добавляемого скелетного материала (щебня), а также заполнения межзернового пространства с целью уменьшения водонасыщения асфальтогранулобетона.

Цемент, образующий при смешивании с водой цементный камень, используется для заполнения межгранулярных пустот АГБ-смеси и усиления межзерновых связей.

Наиболее практичными, являются те асфальтогранулобетонные смеси, для укрепления которых используется катионная битумная эмульсия или вспененный битумом в сочетании с портландцементом.

По массовой доле щебня или гравия входящего в состав исходного асфальтобетона:
  • щебёночный асфальтогранулобетон — содержание щебня от 35 %. Применяется при реконструкции и асфальтировании автомобильных дорог I–II категории;
  • песчаный асфальтогранулобетон — содержание щебня менее 35 %. Применяется при реконструкции и асфальтировании автомобильных дорог III–IV категории.

Практическое применение асфальтогранулобетона

В зависимости от толщины слоя и типа вяжущего компонента, восстановленное с применением асфальтогранулобетона дорожное основание, может выступать в качестве верхнего или нижнего слоя дорожной одежды. Минимальная толщина асфальтогранулобетонного слоя должна быть 6 см, максимальная же ограничивается возможностью уплотнения. В зависимости от степени нагрузки на дорожное основание и величины транспортного потока, поверх АГБ-слоя производится укладка одного или двух слоев асфальтобетона толщиной от 4 до 11 см.

Асфальтирование поверх асфальтогранулобетонного слоя на основе цемента, выполняется по прошествии 2–3 суток после его укладки.

Асфальтирование поверх асфальтогранулобетонного слоя на основе битумной эмульсии, выполняется по прошествии 3–4 недель после его укладки.

Укладка асфальтогранулобетона осуществляется при температуре окружающего воздуха не менее +10 °С.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Технические правила ремонта и содержания автомобильных дорог предусматривают ремонт дорожных одежд нежесткого типа, требующих усиления, традиционным способом и способами термопрофилирования. Основным недостатком этих способов является образование во вновь уложенных или восстановленных слоях покрытия отраженных трещин и, в конечном итоге, сокращение срока службы отремонтированного покрытия по сравнению с расчетным сроком его службы.

С появлением дорожных фрезерных машин (холодных фрез) за рубежом стали широко применять способ «переукладки», заключающийся в удалении растрескавшихся и потерявших несущую способность асфальтобетонных слоев дорожной одежды и устройстве новых монолитных слоев. Этот способ позволяет получить дорожную одежду со сроком службы, аналогичным достигаемому при новом строительстве. Недостатком являются большой расход асфальтобетонной смеси и высокая стоимость работ.

Последним достижением в области ремонта дорожных одежд нежесткого типа является технология глубокой холодной регенерации их, позволяющая эффективно повторно использовать материалы старой дорожной одежды. Проведение восстановительных работ без разогрева старого материала наносит минимальный ущерб окружающей среде и резко снижает энергозатраты. По экономичности эта технология не имеет себе равных. В России опыт применения технологии холодной регенерации пока незначителен.

Настоящие Методические рекомендации являются первым методическим документом, обобщающим зарубежный опыт и результаты исследований и опытных работ, проведенных РОСДОРНИИ.

При составлении Методических рекомендаций использованы следующие нормативные и методологические документы: «Холодная регенерация асфальтобетона», Руководство, серия № 21 (MS-21), Институт асфальта, 1983 (США); Справочное руководство по битумным эмульсиям, серия № 19 (MS-19), Институт асфальта, 1987 (США); Руководство по восстановлению дорог, фирма «Катерпиллер», 1990 (США); «Холодная регенерация асфальтобетонов» в кн. «Битумные эмульсии». Основные сведения по применению, Синдикат производителей эмульсий дорожного битума, 1991 (Франция); «Комплексная регенерация в дорожном строительстве», Руководство, Отдел дорожного строительства, Саксонское Государственное Министерство экономики и рабочей занятости, 1995 (ФРГ); «Глубокая холодная регенерация на месте», Технические рекомендации и спецификации по применению, Консалтинговая фирма А. А. Лаудон и партнеры, 1995 (Южная Африка).

В Методических рекомендациях изложены сведения по области применения новой технологии; оценке свойств асфальтобетонного гранулята, получаемого в результате измельчения старого покрытия методом холодного фрезерования; добавкам, применяемым для приготовления асфальтогранулобетонных смесей; подбору состава этих смесей; оценке свойств асфальтогранулобетона; методам его испытания; правилам производства работ и др.

Приведены также технические требования к асфальтогранулобетону.

Методические рекомендации разработаны в РОСДОРНИИ канд. техн. наук Г. С. Бахрахом при участии докт. техн. наук В. А. Кретова и инж. Г. С. Горлиной.

1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

1.1. Технология холодной регенерации конструктивных слоев дорожной одежды (ХР) заключается в измельчении покрытия (в некоторых случаях с захватом части основания) преимущественно посредством холодного фрезерования; введении в образовавшийся асфальтобетонный гранулят (АГ) при необходимости нового скелетного материала, вяжущего и, если требуется, других добавок; перемешивании всех компонентов с получением асфальтогранулобетонной смеси (АГБ-смеси); распределении ее в виде конструктивного слоя и уплотнении, после чего АГБ-смесь превращается в асфальтогранулобетон (АГБ).

Все перечисленные технологические операции осуществляют, как правило, на дороге звеном специализированных машин.

1.2. Смешение компонентов можно выполнять и в полустационарной установке вблизи дороги. Однако это связано с разрывом технологического процесса и добавлением операций: погрузки и транспортировки АГ к месту приготовления смеси, его штабелирования, подачи в смесительную установку и транспортировки АГБ-смеси к месту укладки, что приводит к существенному удорожанию работ.

1.3. Отличительной особенностью технологии ХР является восстановление монолитности (сплошности) пакета асфальтобетонных слоев дорожной одежды на всю или часть толщины без разогрева асфальтобетона или АГ.

1.4. Поверх регенерированного слоя укладывают замыкающий (защитный) слой или асфальтобетонное покрытие.

1.5 Устранение трещин в старом покрытии на всю или большую часть глубины в результате его регенерации исключает появление отраженных трещин в вышеукладываемых слоях покрытия (копирование трещин). При традиционном методе усиления дорожной одежды, предусматривающем укладку новых слоев поверх старого покрытия, появление отраженных трещин неизбежно.

2. КЛАССИФИКАЦИЯ

2.1. В зависимости от вида нового вяжущего, вводимого в АГ при приготовлении АГБ-смесей, их подразделяют на следующие типы:

А - без добавления вяжущего;

Э - с добавлением битумной эмульсии;

В - с добавлением вспененного битума;

Б - с добавлением разогретого битума;

М - с добавлением минерального вяжущего (чаще всего цемента или извести);

К - с добавлением комплексного вяжущего (чаще всего битумной эмульсии и цемента).

АГБ перечисленных типов отличаются своими расчетными характеристиками и скоростью формирования равновесной структуры (структурообразования).

2.2. В зависимости от массовой доли щебня или гравия (зерна каменного материала крупнее 5 мм), входящего в состав асфальтобетона, из которого получен АГ, АГБ-смеси подразделяют на щебеночные с содержанием щебня 35 % и более и песчаные - менее 35 %.

3. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

3.1. Показатели физико-механических свойств АГБ, в зависимости от категории автомобильной дороги и типа смеси, должны соответствовать указанным в табл. 1.

3.2. Гранулометрический состав АГБ-смеси должен соответствовать требованиям, установленным в ГОСТ 9128 для пористых и высокопористых щебеночных смесей, за исключением частиц мельче 0,071 мм, содержание которых не нормируется.

3.3. Для дорог I - II категорий применяют щебеночные смеси, а для дорог III - IV категорий допускается применение песчаных АГБ-смесей. Если в АГ, используемом для приготовления щебеночных смесей, содержание щебня меньше 35 %, при приготовлении АГБ-смеси необходимо добавление недостающей фракции щебня.

Читайте также: