Административный регламент переустройство и перепланировка помещения в многоквартирном доме

Обновлено: 03.07.2024

Верховный Суд РФ о перепланировке и реконструкции помещений в МКД

Жители многоквартирных домов для улучшения жилищных условий проводят перепланировку, переустройство, реконструкцию помещений, а иногда и возводят самовольные постройки на придомовой территории. Рассказываем о позиции Верховного Суда РФ в отношении легализации подобных изменений в МКД.

Законодательство РФ о перепланировке, переустройстве и реконструкции помещений в МКД

Перепланировка, согласно ч. 2 ст. 25 ЖК РФ, – это изменение конфигурации помещения, когда потребуется внести изменения в его техпаспорт. Она может включать перенос или полный демонтаж перегородок, перенос дверных проёмов, расширение жилплощади, устройство дополнительных санузлов и т.д..

При переустройстве, или переоборудовании, в помещении устанавливаются, заменяются или переносятся инженерные сети, санитарно-техническое, электрическое оборудование. Эти изменения также влекут внесение правок в техническую документацию МКД (ч. 1 ст. 25 ЖК РФ).

Реконструкция, в отличие от переоборудования и перепланировки, меняет параметры всего МКД: высоту, площадь, объём (ст. 1 ГРК РФ). К реконструкции относятся замена несущих конструкций, надстройка и перестройка, расширение объекта капитального строительства: утепление стен, пристройка дополнительного помещения, объединение двух помещений на разных этажах в одно, снос перегородки между балконом и внутренним помещением и другие работы.

Согласование перепланировки, переустройства и реконструкции помещения в МКД

На проведение работ по изменению характеристик помещения или даже всего МКД собственник должен получить сначала согласие общего собрания собственников, совместно владеющих общедомовым имуществом (п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ).

Уменьшать или увеличивать размер общего имущества можно только с согласия всех собственников (ч. 3 ст. 36 ЖК РФ). Это правило касается реконструкции, переустройства и перепланировки, использования части придомовой территории, когда происходит присоединение к помещению собственника части общего имущества дома (ч. 2 ст. 40 ЖК РФ).

Помимо согласия ОСС, для проведения перепланировки или переустройства помещения в многоквартирном доме собственнику необходимо получить разрешение органа местного самоуправления (ч. 2 ст. 26 ЖК РФ).

Судебная практика допускает легализацию таких работ после их проведения. Суд должен установить, что изменения в помещении не нарушают прав других жителей МКД и не создают угрозы их жизни и здоровью (ч. 4 ст. 29 ЖК РФ). В ином случае собственник помещения обязан вернуть помещение в прежнее состояние согласно технической документации (ч. 3 ст. 29 ЖК РФ).

Разберём несколько судебных дел, в которых рассматривались вопросы о приведении помещений после перепланировки, переустройства и реконструкции в соответствие с техпаспортом.

Реконструкция помещения в многоквартирном доме: как никого не обидеть

Кухня и санузел не могут располагаться над жилыми комнатами

Требование санитарных норм стало решающим в судебном процессе о перепланировке квартиры в одном из МКД Краснодара. Собственник обратилась в орган МСУ с заявлением для получения документов на уже проведённое переустройство помещения. Муниципалитет отказался выдать разрешение. Собственник обратился в суд.

Первая инстанция и апелляция признали право истца на сохранение квартиры в переустроенном виде, посчитав, что изменённое жилое помещение отвечает требованиям СП-54, не нарушает прав соседей и не угрожает их жизни и здоровью.

Муниципалитет подал кассационную жалобу в Верховный Суд РФ. ВС РФ отметил, что суды не приняли во внимание существенные обстоятельства дела. Согласно п. 3.8 СП-2.1.2.2645-10, в жилых зданиях запрещено размещать над жилыми комнатами и кухнями ванные и туалеты. Отказ от выдачи разрешения на переустройство, выданный органом МСУ истцу, ссылался именно на это обстоятельство.

В ходе обследования и экспертизы жилого помещения установлено, что после переноса перегородок увеличилась площадь кухни и санузла. Поскольку квартира истца находится на четвёртом этаже, то существенным для дела являлось уточнение, над какими помещениями третьего этажа располагаются кухня и санузел после переустройства.

Суд первой инстанции и апелляционный суд не учли данное обстоятельство при вынесении решений. ВС РФнаправил дело на повторное рассмотрение.

ОСС должно согласиться на использование земли для самовольной постройки

Семья, проживающая в квартире на первом этаже по договору соцнайма, возвела две пристройки к квартире, увеличив её площадь в 2 раза. Реконструированное помещение не нарушало требований СП-2.1.2.2645-10, требований к пожарной безопасности и соответствовало техническим регламентам, действующим на территории РФ. Однако орган МСУ отказал в сохранении квартиры в переустроенном состоянии, и спор был перенесён в зал суда.

Первая инстанция, а за ней и апелляционный суд удовлетворили требования жителей квартиры. Судьи посчитали, что возведённые пристройки не нарушают права и интересы других граждан, не угрожают их жизни и здоровью, соответствуют санитарным и строительным нормам. Поэтому, согласно ч. 4 ст. 29 ЖК РФ, суды разрешили сохранить помещение в переустроенном виде.

Верховный Суд РФ, куда муниципалитет обратился с кассационной жалобой, не согласился с выводами первых двух судов. ВС РФ отметил, что пристройка возведена на земельном участке, входящем в состав общего имущества МКД. Она представляет собой помещение с отдельным входом из монолитного железобетонного фундамента в кирпичными наружными стенами и кровлей. Такая постройка изменила площадь квартиры, а также увеличила общее имущество МКД за счёт новых ограждающих конструкций.

ВС РФ указал, что для проведения подобной реконструкции, когда изменяется общее имущество дома, необходимо получить согласие всех собственников помещений в МКД (ч. 3 ст. 36 ЖК РФ). Истцы не выносили вопрос на ОСС.

Также существенным для суда являлся факт использования без согласия ОСС земли, входящей в состав общего имущества МКД. Пристройка к квартире на земле без получения согласия на её использование может быть признана самовольной постройкой в силу ст. 222 ГК РФ.

Эти обстоятельства суды первой и апелляционной инстанций не рассматривали, поэтому ВС РФ направил дело на новое рассмотрение.

Реконструкция под видом переустройства незаконна

Собственник решил в принадлежащей ему квартире устроить офис. Орган МСУ выдал разрешение на перевод жилого помещения в нежилое и проведение переустройства в соответствии с представленным проектом. Однако владелец квартиры произвёл реконструкцию: появился второй этаж, который существенно увеличил общую площадь бывшей квартиры.

Результат работ не соответствовал согласованному проекту, поэтому орган МСУ отказал в выдаче акта на ввод помещения в эксплуатацию. Собственник с таким решением не согласился и обратился в суд.

Первая инстанция не поддержала истца, подтвердив позицию муниципалитета: результат работ не соответствует проектной документации, в которой не предполагалась реконструкция помещения и элементов МКД и надстройка второго этажа. Вопрос о переустройстве не выносился на общее собрание собственников. Своими действия истец нарушил права третьих лиц, поскольку самовольно увеличил свою долю в праве общей собственности на общедомовое имущество.

Апелляционный суд отменил это решение, указав на то, что собственник может сохранить переустроенное помещение. Проведённые работы не создают угроз жизни и здоровью других лиц, не нарушают их права и интересы. Важным для суда аргументом для принятия решения в пользу истца стало обращение собственника за разрешительными документами в орган МСУ.

Муниципалитет подал кассационную жалобу в ВС РФ, который согласился с выводами суда первой инстанции. Верховный Суд РФ подтвердил, что истец нарушил требования закона, не получив согласия всех собственников помещений в МКД и органа МСУ на реконструкцию. Выполненные в нежилом помещении работы изменили параметры площади бывшей квартиры и общего имущества МКД.

Судья уточнил, что, согласно п. 26 постановления Пленума ВС РФ № 10 и Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010, отсутствие разрешения на самовольную постройку не может стать причиной для отказа в иске о признании права собственности на такую постройку. Необходимо установить, правомерно ли отказал орган МСУ в выдаче разрешительных документов.

Поскольку истец не обращался в муниципалитет за разрешением на реконструкцию помещения с изменениями элементов МКД, то ВС РФ отменил определение апелляционной инстанциии постановил снова рассмотреть апелляционную жалобу.

Орган ГЖИ может наказать УО за незаконную перепланировку в МКД

Управляющие организации должны иметь в виду, что факт незаконных перепланировок и переустройств с изменением общего имущества МКД может быть зафиксирован при плановых и внеплановых проверках органа ГЖН. В таком случае орган жилнадзора может обязать УО привести общее имущество МКД в состояние согласно техдокументации, если собственник отказывается это делать.

  • вынести вопрос о легализации переустройства на общее собрание собственников помещений в МКД;
  • привести общее имущество в соответствие с техпаспортом МКД и через суд потребовать с собственника возмещения затрат.

Также Жилищный кодекс РФ предусматривает наказание владельцу переустроенной квартиры, если он не выполнит решение суда о возвращении помещению начального вида. Согласно ч. 5 ст. 29 ЖК РФ, помещение может быть продано с торгов. Вырученные средства будут направлена на работы по возвращению квартиры к прежней планировке.

Административный регламент переустройство и перепланировка помещения в многоквартирном доме

Запрос (за получением решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме) (рабочий документ, 1 шт.)

  • Обязательный
  • Предоставляется без возврата

Документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае обращения представителя заявителя, указанного в пункте 2.4.2 настоящего Регламента (для физических лиц - нотариально удостоверенная доверенность) (рабочий документ, 1 шт.)

  • Обязательный
  • Предоставляется без возврата

Документ, подтверждающий полномочия лица действовать от имени заявителя или представителя заявителя, являющегося юридическим лицом, за исключением обращения за предоставлением государственной услуги лица, имеющего право действовать без доверенности от имени юридического лица (в случае обращения за предоставлением государственной услуги лица от имени заявителя, являющегося юридическим лицом) (рабочий документ, 1 шт.)

  • Обязательный
  • Предоставляется без возврата

Правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое помещение в многоквартирном доме (рабочий документ, 1 шт.)

  • Необязательный
  • Предоставляется без возврата

Учетно-техническая документация на помещение (рабочий документ, 1 шт.)

  • Необязательный
  • Предоставляется без возврата

Согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма, или всех собственников помещения, если помещение находится в собственности заявителя (рабочий документ, 1 шт.)

  • Обязательный
  • Предоставляется без возврата

Проект переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме (рабочий документ, 1 шт.)

  • Обязательный
  • Предоставляется без возврата

Документы, подтверждающие право пользования и (или) владения помещением (рабочий документ, 1 шт.)

  • Обязательный
  • Предоставляется без возврата

Протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (рабочий документ, 1 шт.)

  • Необязательный
  • Предоставляется без возврата

Договор на участие в долевом строительстве (рабочий документ, 1 шт.)

  • Обязательный
  • Предоставляется без возврата

Договор об уступке прав по договору на участие в долевом строительстве (если была уступка прав по договору) (рабочий документ, 1 шт.)

  • Обязательный
  • Предоставляется без возврата

Акт приема-передачи недвижимости (рабочий документ, 1 шт.)

  • Обязательный
  • Предоставляется без возврата
Сроки предоставления услуги

30 рабочих дней

  • В случае если в соответствии с законодательством не требуется получение (оформление) документов, указанных в пунктах 2.5.1.2.5, 2.5.1.2.6 административного Регламента, - 20 рабочих дней.
  • В случае если в соответствии с законодательством требуется получение (оформление) документов, указанных в пунктах 2.5.1.2.5, 2.5.1.2.6 административного Регламента, - 30 рабочих дней.

Срок приостановки: 15 рабочих дней

Необходимость представления заявителем документов и (или) информации, необходимых для предоставления государственной услуги, в случае поступления в Мосжилинспекцию ответа органа государственной власти либо подведомственной органу государственной власти организации на межведомственный запрос, свидетельствующего об отсутствии запрошенных документов и (или) информации
Результат оказания услуги

Решение о согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме

Подписанное решение о согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме направляются в службу "одного окна" Мосжилинспекции не позднее дня, следующего за днем подписания.Решение о согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме и жилом доме действительно в течение 1 года с момента его подписания.Срок действия решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме и жилом доме продляется по заявлению единожды на срок не более 6 месяцев .
Порядок выдачи решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме:1. При личном вручении результата предоставления государственной услуги в форме документа на бумажном носителе заявителю - физическому лицу - работник МФЦ.2. При направлении результата предоставления государственной услуги в «личный кабинет» на Портале заявителю - физическому лицу - должностное лицо Мосжилинспекции.3. При направлении результата предоставления государственной услуги в «личный кабинет» на Портале, а также при личном вручении результата предоставления государственной услуги в форме документа на бумажном носителе заявителю - индивидуальному предпринимателю, юридическому лицу должностное лицо Мосжилинспекции.

Формы получения

Через законного представителя

Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг № 210-ФЗ. Федеральный закон от 2010-07-27

Основания для отказа в приеме документов

Основаниями для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, являются:
1.1. Представление запроса и иных документов, необходимых для предоставления государственной услуги, не соответствующих требованиям, установленным правовыми актами Российской Федерации, правовыми актами города Москвы, Едиными требованиями, настоящим Регламентом.
1.2. Представление документов, утративших силу (данное основание применяется в случаях исчисления срока действия документа, если срок действия документа указан в самом документе либо определен законодательством, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, правовыми актами города Москвы).
1.3. Представление неполного комплекта документов, указанных в настоящем Регламенте в качестве документов, подлежащих обязательному представлению заявителем.
1.4. Представление документов, содержащих недостоверные и (или) противоречивые сведения.
1.5. Подача запроса от имени заявителя не уполномоченным на то лицом.
1.6. Обращение за предоставлением государственной услуги лица, не являющегося получателем государственной услуги в соответствии с настоящим Регламентом.
1.7. Некорректное заполнение обязательных полей в форме интерактивного запроса.
1.8. Наличие противоречивых сведений в интерактивном запросе и в представленных документах.
1.9. Запрос и иные документы в электронной форме подписаны с использованием электронной подписи с нарушением законодательства или не подписаны электронной подписью.
1.10. Представленные электронные документы, необходимые для предоставления государственной услуги, не поддаются прочтению и (или) не соответствуют требованиям формата их представления.
2. Перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, предусмотренный пунктом 2.8.1 настоящего Регламента, является исчерпывающим.

3. Решение об отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, оформляется по форме согласно приложению 1 к настоящему Регламенту с указанием причин отказа, подписывается уполномоченным должностным лицом Мосжилинспекции с использованием электронной подписи и направляется в «личный кабинет» заявителя на Портале в срок не позднее одного рабочего дня со дня регистрации запроса.

Основания для отказа в предоставлении услуги

Основаниями для отказа в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме являются:
1. Непредставление документов или представление неполного комплекта документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя в соответствии с требованиями, установленными правовыми актами Российской Федерации, правовыми актами города Москвы, Едиными требованиями, настоящим Регламентом.
2. Истечение срока приостановления предоставления государственной услуги, установленного в пункте 2.9.3.1 настоящего Регламента, если в течение данного срока не были устранены причины, ставшие основанием приостановления предоставления государственной услуги.
3. Представление документов в орган исполнительной власти города Москвы, не предоставляющий государственную услугу, либо обращение за предоставлением государственной услуги лица, не являющегося получателем государственной услуги в соответствии с настоящим Регламентом.
4. Несоответствие проекта переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме требованиям законодательства.
5. Представление запроса и иных документов, необходимых для предоставления государственной услуги, не соответствующих требованиям, установленным правовыми актами Российской Федерации, правовыми актами города Москвы, Едиными требованиями, настоящим Регламентом, если указанные обстоятельства были установлены Мосжилинспекцией в процессе обработки документов и информации, необходимых для предоставления государственной услуги.
6. Противоречие документов или сведений, полученных с использованием межведомственного информационного взаимодействия, включая использование сведений Базового регистра, представленным заявителем документам или сведениям.
7. Утрата силы представленных документов, если указанные обстоятельства были установлены Мосжилинспекцией в процессе обработки документов (информации), необходимых для предоставления государственной услуги.
8. Наличие в представленных документах противоречивых либо недостоверных сведений.
9. Вступление в законную силу судебного акта, ограничивающего право лица на проведение переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме.
10. Несоответствие состояния помещения в многоквартирном доме, подлежащего переустройству и (или) перепланировке, представленному Проекту, содержанию правоустанавливающих документов, учетно-технической документации.
11. Заключение Департамента культурного наследия города Москвы о недопустимости проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме, если такое помещение или многоквартирный дом, в котором оно находится, является объектом культурного наследия или выявленным объектом культурного наследия, без проведения работ по сохранению объекта культурного наследия.
12. Заключение Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы об отказе в согласовании проекта переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме (получение заключения требуется, если планируемые к производству работы затрагивают внешний архитектурный облик фасада здания).

13. Отрицательное заключение проектной организации о возможности производства планируемых работ.

Административный регламент переустройство и перепланировка помещения в многоквартирном доме

от 16 сентября 2019 года N 1840

Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Выдача документа, подтверждающего принятие решения о согласовании или об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме в соответствии с условиями и порядком переустройства и перепланировки помещений в многоквартирном доме"

(с изменениями на 19 апреля 2021 года)

(в ред. постановлений Администрации г. Ижевска от 22.09.2020 N 1479, от 19.04.2021 N 658)

1. Утвердить Административный регламент предоставления муниципальной услуги "Выдача документа, подтверждающего принятие решения о согласовании или об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме в соответствии с условиями и порядком переустройства и перепланировки помещений в многоквартирном доме" (прилагается).

(в ред. постановления Администрации г. Ижевска от 22.09.2020 N 1479)

2. Признать утратившими силу:

- постановление Администрации города Ижевска от 18.01.2016 N 4 "О внесении изменений и дополнений в постановление Администрации города Ижевска от 10.05.2012 N 425";

3. Контроль за исполнением постановления оставляю за собой.

Глава муниципального образования
"Город Ижевск"
О.Н.БЕКМЕМЕТЬЕВ

Утвержден
постановлением
Администрации города Ижевска
от 16 сентября 2019 г. N 1840

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ УСЛУГИ "ВЫДАЧА ДОКУМЕНТА, ПОДТВЕРЖДАЮЩЕГО ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ О СОГЛАСОВАНИИ ИЛИ ОБ ОТКАЗЕ В СОГЛАСОВАНИИ ПЕРЕУСТРОЙСТВА И (ИЛИ) ПЕРЕПЛАНИРОВКИ ПОМЕЩЕНИЯ В МНОГОКВАРТИРНОМ ДОМЕ В СООТВЕТСТВИИ С УСЛОВИЯМИ И ПОРЯДКОМ ПЕРЕУСТРОЙСТВА И ПЕРЕПЛАНИРОВКИ ПОМЕЩЕНИЙ В МНОГОКВАРТИРНОМ ДОМЕ"

(в ред. постановлений Администрации г. Ижевска от 22.09.2020 N 1479, от 19.04.2021 N 658)

I. Общие положения

1.1. Предмет регулирования Административного регламента

Настоящий Административный регламент (далее - Регламент) устанавливает порядок и стандарт предоставления муниципальной услуги "Выдача документа, подтверждающего принятие решения о согласовании или об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме в соответствии с условиями и порядком переустройства и перепланировки помещений в многоквартирном доме" (далее - муниципальная услуга), состав, сроки и последовательность административных процедур, формы контроля за исполнением Регламента, досудебный порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа местного самоуправления, предоставляющего муниципальную услугу, а также его должностных лиц.

(в ред. постановления Администрации г. Ижевска от 22.09.2020 N 1479)

Регламент разработан в целях повышения качества предоставления и доступности муниципальной услуги, создания комфортных условий для получения муниципальной услуги.

1.2. Правовые основания принятия Административного регламента

1.3. Разработчик Регламента

Разработчиком Регламента является территориальный орган - структурное подразделение Администрации города Ижевска - Администрация Индустриального района города Ижевска.

1.4. Принципы и цели разработки Административного регламента

Регламент разработан на основании принципов:

1) правомерности предоставления муниципальной услуги;

2) заявительного порядка обращения за предоставлением муниципальной услуги;

3) открытости деятельности органов, предоставляющих муниципальную услугу;

4) доступности обращения за предоставлением муниципальной услуги, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья;

5) возможности получения муниципальной услуги в электронной форме, а также в иных формах, предусмотренных законодательством, по выбору заявителя.

Цель разработки Регламента - доведение в доступной форме для заявителей требований, предъявляемых к порядку подготовки и выдачи решений о согласовании перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме, а также решений об отказе.

1.5. Права заявителей при получении услуги

1) получать муниципальную услугу своевременно и в соответствии со стандартом предоставления муниципальной услуги;

2) получать полную, актуальную и достоверную информацию о порядке предоставления муниципальной услуги, в том числе в электронной форме;

3) получать муниципальную услугу в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя;

4) на досудебное (внесудебное) рассмотрение жалоб в процессе получения муниципальной услуги;

5) получать муниципальную услугу через структурные подразделения филиала "Ижевский" автономного учреждения "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Удмуртской Республики" (далее - МФЦ) по принципу "одного окна" в соответствии с соглашением о взаимодействии, заключенным между автономным учреждением "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Удмуртской Республики" и Администрацией города Ижевска;

6) на обеспечение конфиденциальности персональных данных заявителя при их обработке, хранении и использовании.

1.6. Описание заявителей

Заявителем муниципальной услуги является собственник (физическое или юридическое лицо) (за исключением государственных органов и их территориальных органов, органов государственных внебюджетных фондов и их территориальных органов, органов местного самоуправления) или наниматель жилого помещения по договору социального найма в многоквартирном доме, расположенном на территории муниципального образования "Город Ижевск", обратившиеся с заявлением на предоставление муниципальной услуги.

От имени заявителя могут выступать лица, имеющие право в соответствии с законодательством Российской Федерации представлять интересы заявителя, либо лица, уполномоченные заявителем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

1.7. Порядок информирования о предоставлении муниципальной услуги

1.7.1. Справочная информация, к которой отнесена информация о:

- местонахождении и графике работы органа, предоставляющего муниципальную услугу, их структурных подразделений и органов, участвующих в предоставлении муниципальной услуги, подведомственных организаций, оказывающих услуги, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальной услуги, а также многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг;

- справочных телефонах структурных подразделений органа, предоставляющего муниципальную услугу, подведомственных организаций, оказывающих услуги, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальной услуги, в том числе номер телефона-автоинформатора (при его наличии),

расположена на официальном сайте муниципального образования "Город Ижевск", в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" и государственной информационной системе Удмуртской Республики "Портал государственных и муниципальных услуг (функций)".

1.7.2. Заявители могут получать информацию о порядке предоставления муниципальной услуги:

Административный регламент переустройство и перепланировка помещения в многоквартирном доме

от 19 августа 2020 года N 1335-ПП

1.1. Название постановления изложить в следующей редакции:

"Об организации переустройства и (или) перепланировки помещений в многоквартирных домах".

1.2. В преамбуле постановления слова "жилых и нежилых", "и жилых домах" исключить.

1.3. Пункт 1.1 постановления изложить в следующей редакции:

"1.1. Требования к проведению переустройства и (или) перепланировки помещении в многоквартирном доме (приложение 1).".

1.4. Пункт 1.2 постановления изложить в следующей редакции:

"1.2. Административный регламент предоставления государственной услуги "Согласование переустройства и (или) перепланировки помещений в многоквартирном доме и оформление приемочной комиссией акта о завершенном переустройстве и (или) перепланировке помещений в многоквартирном доме" в городе Москве (приложение 2).".

1.5. Пункт 1.3 постановления изложить в следующей редакции:

"1.3. Требования к составу проекта переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме и к составу технического заключения о допустимости и безопасности проведенных работ по переустройству и (или) перепланировке помещения в многоквартирном доме (приложение 3).".

1.6. Пункт 1.4 постановления изложить в следующей редакции:

"1.4. Требования к ведению журнала производства работ, оформлению актов освидетельствования скрытых работ и осуществлению авторского надзора (приложение 4).".

1.7. Пункт 1.5 постановления изложить в следующей редакции:

"1.5. Требования к учетно-технической документации на помещения в многоквартирных домах (приложение 7).".

1.12. Название приложения 7 к постановлению изложить в следующей редакции:

"Требования к учетно-технической документации на помещения в многоквартирных домах".

1.14. В пункте 1.2.2 приложения 7 к постановлению слова "здании (строении)" заменить словами "многоквартирном доме".

1.15. В пункте 1.2.3 приложения 7 к постановлению слова "здании (сооружении)" заменить словами "многоквартирном доме".

1.17. В пункте 2.2.5 приложения 7 к постановлению слова "(нежилое здание, жилой дом или многоквартирный дом)" исключить.

3. Настоящее постановление вступает в силу с 21 августа 2020 г.

4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Бирюкова П.П.

Приложение 1
к постановлению Правительства
Москвы
от 19 августа 2020 года N 1335-ПП

Требования к проведению переустройства и (или) перепланировки помещений в многоквартирном доме

1. Требования к проведению переустройства и (или) перепланировки помещений в многоквартирном доме (далее - Требования) устанавливают особенности проведения работ по переустройству и (или) перепланировке помещений в многоквартирном доме в целях обеспечения безопасности жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества.

2. К работам по переустройству и (или) перепланировке помещений в многоквартирном доме, осуществляемым на основании проекта переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме, относятся:

2.1. Работы по переустройству:

2.1.1. Установка в нежилых помещениях дополнительного оборудования(инженерного, технологического, санитарно-технического) или перенос существующего с прокладкой дополнительных подводящих сетей.

2.1.2. Работы по переустройству помещения, расположенного в многоквартирном доме, являющемся объектом культурного наследия/выявленным объектом культурного наследия.

2.2. Работы по перепланировке:

2.2.1. Устройство (перенос, изменение границ) совмещенного санузла, уборных и ванных комнат.

2.2.2. Устройство несущих стен.

2.2.3. Устройство проемов в перекрытиях.

2.2.4. Устройство проемов в несущих стенах.

2.2.5. Устройство проемов в несущих (ненесущих) межквартирных стенах (с усилением в несущих стенах) для изменения границ помещений.

2.2.6. Заделка проемов в несущих стенах и перекрытиях.

2.2.7. Изменение конструкции и (или) устройство полов в домах с деревянными перекрытиями.

2.2.8. Устройство или разборка лестниц, подиумов, ступеней, пандусов.

2.2.9. Устройство перегородок, создающих сверхнормативные нагрузки на перекрытия (из материалов, создающих нагрузку более 150 кг/кв.м).

2.2.10. Устройство или разборка перегородок в домах с деревянными перекрытиями.

2.2.11. Устройство (перенос) кухонь, кухонь-ниш.

2.2.12. Устройство антресоли площадью не более 40 процентов площади помещения, в котором она сооружается.

2.2.13. Работы по перепланировке помещения, расположенного в многоквартирном доме, являющемся объектом культурного наследия/выявленным объектом культурного наследия.

3. К работам по переустройству и (или) перепланировке помещений в многоквартирном доме, проведение которых связано с передачей в пользование (присоединением) части общего имущества и (или) затрагивает архитектурный облик многоквартирного дома, осуществляемым на основании проекта переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме, относятся:

3.1. Создание, ликвидация, изменение формы оконных и дверных проемов во внешних ограждающих конструкциях (стенах, крышах) - без ослабления несущей способности элементов конструкций многоквартирного дома.

3.2. Создание навесов, остекленных навесов (в пределах существующих границ террасы) на эксплуатируемых кровлях многоквартирных домов, не предусматривающее увеличение высоты здания, создания помещения, оснащения отоплением, инженерным и санитарно-техническим оборудованием, без надстройки стен, в том числе наружных.

3.3. Создание входов, входных групп (лестниц, крылец и других площадок) в подвальные либо цокольные помещения или на первые этажи зданий в пределах габаритов земельного участка, относящегося к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе с устройством козырьков и навесов - общей площадью не более 10 кв.м (без учета площади пандуса для маломобильных групп населения), без устройства фундамента.

3.4. Создание навесов в пределах габаритов существующих элементов здания многоквартирного дома (дебаркадеры, стилобаты).

3.5. Устройство балконов, лоджий на первых этажах без устройства фундаментов и помещений, в том числе подземных, под лоджиями, балконами и организации отопления.

3.6. Устройство каминов и (или) дымоходов.

3.7. Устройство на фасаде многоквартирного дома вентиляционных коробов.

3.8. Иные работы по переустройству и (или) перепланировке, связанные с использованием общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

3.9. Иные работы по переустройству и (или) перепланировке, затрагивающие архитектурный облик многоквартирного дома.

4. При устройстве входных групп (входов):

4.1. На первом этаже в проектных решениях (проектах) предусматривается при устройстве входных групп с обустройством крылец (лестниц) размещение элементов (приспособлений, устройств), обеспечивающих беспрепятственное передвижение маломобильных групп населения.

4.2. В подвальных и цокольных этажах, в том числе с устройством приямка, в проектных решениях (проектах):

4.2.1. Предусматривается создание (размещение) элементов (приспособлений, устройств), обеспечивающих беспрепятственное перемещение маломобильных групп населения.

4.2.2. Не допускается предусматривать понижение отметки пола подвала с выемкой грунта, устройство (создание) дополнительных помещений (капитальных пристроек) за внешними ограждающими конструкциями зданий.

4.3. В случае наличия нескольких входных групп конструкции устраиваемых входных групп должны быть выполнены в единой архитектурно-художественной стилистике (единые материалы конструкции, взаимосвязанное колористическое решение, фактурная совместимость отделочных материалов, соотношение размерных параметров). При этом элементы конструкций устраиваемых входных групп не должны выступать за максимальную линию выступа крайних элементов существующих входных групп, отраженных в документах технической инвентаризации, относительно наружной стены объекта в горизонтальной плоскости фасада данного объекта. Высота устраиваемых входных групп не должна превышать максимальную высоту существующих входных групп, отраженных в документах технической инвентаризации, и линию перекрытий между первым и вторым этажами объекта.

4.4. У одного нежилого помещения допускается устройство только одной входной группы, если иное не предусмотрено законодательством.

5. При устройстве накрытий (навесов) на террасах в проектных решениях (проектах) не допускается предусматривать надстройку стен нижерасположенного этажа (создание капитальных надстроек).

6. При устройстве лоджий (балконов) на первых этажах в проектных решениях (проектах):

Переустройство и перепланировка жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме

В соответствии со ст. 25 ЖК РФ переустройство помещения в многоквартирном доме представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования.

В свою очередь, перепланировка помещения представляет собой изменение его конфигурации.
Для проведения переустройства и (или) перепланировки помещения собственник представляет в орган, осуществляющий согласование (орган местного самоуправления):
- заявление в соответствии с формой, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 28 апреля 2005 г. N 266;
- правоустанавливающие документы на помещение;
- подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения;
- протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о согласии всех собственников помещений в многоквартирном доме на переустройство и (или) перепланировку, если такие переустройство и (или) перепланировка невозможны без присоединения к данному помещению части общего имущества в многоквартирном доме (ч. 2 ст. 40 ЖК РФ);
- технический паспорт помещения;
- согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения по договору социального найма).
В тех случаях, когда помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры, требуется заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки помещения. Важно отметить, что орган, осуществляющий согласование, не вправе требовать представления других документов.
При этом технический паспорт жилого помещения, заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры, а также правоустанавливающие документы на помещение могут не предоставляться заявителем. В этом случае орган местного самоуправления запрашивает указанные документы самостоятельно в порядке межведомственного взаимодействия. Решение о согласовании или об отказе в согласовании должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления не позднее чем через 45 дней со дня представления документов.
Орган, осуществляющий согласование, не позднее чем через три рабочих дня со дня согласования выдает или направляет заявителю по адресу, указанному в заявлении, документ, подтверждающий принятие соответствующего решения. Такой документ является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме.
В ст. 27 ЖК РФ предусматривается отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме. Такой отказ допускается в случаях:
- непредставления указанных выше документов (в том числе, если документы не представлены в порядке межведомственного взаимодействия и заявитель затем не представил их самостоятельно);
- представления документов в ненадлежащий орган;
- несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки помещения установленным требованиям.
В решении об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения должны содержаться основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения. При этом такое решение выдается заявителю не позднее чем через три рабочих дня со дня его принятия и может быть обжаловано заявителем в судебном порядке.
На основании ст. 28 ЖК РФ завершение переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме подтверждается актом приемочной комиссии. Такой акт направляется в орган регистрации прав.
Жилищный кодекс РФ предусматривает последствия самовольного переустройства и (или) самовольной перепланировки помещения в многоквартирном доме. В ч. 3 ст. 29 Кодекса указывается, что собственник помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, или наниматель такого помещения по договору социального найма обязан привести такое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование. При этом, согласно ч. 5 той же статьи, если соответствующее помещение не будет приведено в прежнее состояние, суд по иску принимает решение:
- в отношении собственника - о продаже с публичных торгов указанного помещения с выплатой собственнику вырученных от продажи такого помещения средств за вычетом расходов на исполнение судебного решения с возложением на нового собственника этого помещения обязанности по приведению его в прежнее состояние;
- помещения по договору социального найма - о расторжении данного договора с возложением на собственника такого помещения, являвшегося наймодателем по указанному договору, обязанности по приведению этого помещения в прежнее состояние.
Для нового собственника помещения, которое не было приведено в прежнее состояние, а также для собственника такого помещения, являвшегося наймодателем по расторгнутому договору, орган, осуществляющий согласование, устанавливает новый срок для приведения данного помещения в прежнее состояние.
Важно отметить следующее обстоятельство: на основании решения суда помещение в многоквартирном доме может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.

Читайте также: