5 класс труда получение пиломатериалов

Обновлено: 07.07.2024

Урок по технологии Получение пиломатериалов 5 класс

Место работы: Муниципальное общеобразовательное учреждение. Средняя общеобразовательная школа №2 (МОУ СОШ №2), город Краснотурьинск.

Предмет: технология, комбинированный урок.

Тема: Пиломатериалы и древесные материалы.

Продолжительность: 2 урока по 40 минут.

Технологии: указать, какие ИКТ были использованы.

Тема урока: Пиломатериалы и древесные материалы

Цель: Формировать у учащихся знания по теме “ Пиломатериалы и древесные материалы ”.

Повторить пройденный материал по теме «Древесина – природный конструкционный материал».Дать теоретические сведения по теме “ Пиломатериалы и древесные материалы ”, раскрыть основные понятия.Научить учащихся определять по внешнему виду образцов виды пиломатериалов и древесных материалов.Ознакомить с миром профессий при заготовке и обработке древесины.Воспитывать инициативность, самостоятельность, чувство товарищества.Развивать познавательную активность, умение анализировать, делать выводы, грамотно формулировать ответы, работать в группе, применять полученные знания на практике.

Тип урока: комбинированный

Методы обучения: словесные (беседа, объяснение, самостоятельная работа учащихся с литературой), наглядные (демонстрация наглядных пособий), практические приёмы (самостоятельная работа учащихся , письменные работы, тест), контроль и взаимоконтроль.

Демонстрационный материал: комплекты образцов древесных пиломатериалов, шпона, фанеры, ДСП, ДВП.

Обеспечение: карточки-задания, инструкционные карты, тесты, учебники технологии для 5 класса (вариант для мальчиков), тетрадь, словарь, компьютер.

I. Организационно-подготовительная часть

1. Приветствие учителя, контроль посещаемости.

2. Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Повторение пройденного материала: Устный опрос учащихся по теме: «Древесина – природный конструкционный материал»

На прошлом занятии в конце урока вам было дано домашнее задание – подготовить мини-презентацию. 1 варианту на тему «Деревья хвойных пород», 2 варианту – «Деревья лиственных пород». Все ваши работы я проверила м сейчас мы посмотрим, что получилось (показ работ учащихся).

Для проверки освоения и закрепления материала по теме «Древесина – природный конструкционный материал», ответим на следующие вопросы:

- Какие породы древесины вы знаете? (Деревья, имеющие листву, называются лиственными, а имеющие хвою - хвойными.

- К какой породе относится лиственница? (Хвойной, т.к. имеет вместо листьев хвою)

- Из каких частей состоит дерево? (Ствол, корни, сучья, листья или хвоя)

- Где применяется древесина? (Применяется при строительстве зданий и сооружений хозяйственного назначения, в мебельном и спичечном производстве. В химической промышленности и т.д.).

- Что показывают годичные кольца? (Возраст древесины)

- Что называют текстурой древесины? (Рисунок поверхности древесины, образованный в результате перерезания годичных колец и волокон)

III. Теоретическая часть

Изложение нового материала(Слайд 3) Сегодня на уроке мы повторим материал прошлого урока;

ознакомимся с различными видами древесных материалов и пиломатериалов; способами их изготовления и областями применения;

миром профессий при заготовке и обработке древесины, научимся определять по внешнему виду образцов виды пиломатериалов и древесных материалов, выполним практическую работу.

(Слайд 4. Учитель начинает рассказ под звуки пения птиц в лесу)

«Лесные массивы занимают в нашей стране площадь свыше 700 миллионов гектаров. Несмотря на такие огромные лесные богатства, все должны бережно относиться к лесным запасам, так как они существенно влияет на климат, растительный и животный мир. Древесину можно назвать главным продуктом леса, которая кормила, одевала и согревала человека с незапамятных времён» [2, с.17]

(Слайд 5) «Чтобы вырастить древесину до размеров, когда она будет пригодна для получения пиломатериалов пройдёт 80 лет – для дуба, 60…70 лет – для берё1зы, 40…60 лет – для ольхи, липы, осины. Есть деревья, которые живут до 300 лет и более» [2, с.12]

(Слайд 6) Вопрос к учащимся: Вспомните ещё раз, как же определить возраст древесины? (ответы)

Древесина ствола дерева состоит из множества слоёв, которые на поперечном разрезе видны как годичные кольца. Основные разрезы ствола вы видите на слайде: поперечный; радиальный; тангентальный.

(Слайд 7) Заготавливают древесину в лесхозах, где работают специалисты разных профессий: вальщики леса, машинисты лесоповалочных и лесопосадочных машин, водители лесопогрузчиков и лесовозов.

Больше всего древесины сосредоточено в стволах, которые распиливают на части. Её называют деловой древесиной. Заготавливают её из спиленных и очищенных от ветвей и сучьев стволов деревьев – хлыстов. Их-то и используют для получения пиломатериалов.

(Слайд 8) «Материалы из древесины, полученные путём продольной распиловки брёвен, называются пиломатериалами. Из них в дальнейшем делают различные деревянные конструкции (рамы окон, двери, покрытия для полов и т.д.), мебель, бумагу, музыкальные инструменты, спортивный инвентарь, игрушки, детали судов, мостов, столбы, шпалы.

Остальные части – сучья, корни, листья (хвою) используют в промышленности по-разному: из ветвей получают щепу, лаки, смолу и т.д, при переработке корней получают скипидар и канифоль и др.

(Слайд 9) Распиливание древесины производится на лесопильных рамах.

«Лесопильная рама - это машина для продольной распиловки бревен пилами, укрепленными в так называемой пильной рамке, совершающей возвратно-поступающее движение» [3, с.94]. Процесс получения пиломатериалов можно проследить по видеоролику (видеоролик, комментируется учителем).

(Слайд 10) «Работу по получению пиломатериалов выполняют рамщики (на лесопильных рамах), станочники и рабочие других профессий. Основную же работу по изготовлению деревянных конструкций выполняют люди таких профессий, как плотник и столяр. Их труд разнообразен. Основное отличие работы столяра от работы плотника в том, что столяр – более высокая рабочая квалификация специалиста по обработке древесины» [2, с.28]

(Слайд 11) Какие же пиломатериалы получают при разрезании бревна? Это брусья (а, б), бруски (в), доски (г, д), пластины (е), четвертины (ж) и горбыли (з)

Рассмотрим подробнее каждый пиломатериал:

(Слайд 12) «Брус - длинный кусок дерева, обычно прямоугольного или кругового сечения

Бруски - (толщина и ширина менее 100 мм);

(Слайд 13) Доски - плоские с обеих сторон куски дерева небольшой толщины, выпиленные из бревна (толщина до 100 мм, не менее толщины должна быть ширина);

Пластины - плоские полосы какого-либо твердого или упругого материала с гладкой поверхностью (бревно распилено пополам)

(Слайд 14) Четвертина – четвёртая часть бревна, распиленного вдоль накрест по двум взаимно перпендикулярным диаметрам, т.е., бревно распилено на четыре части)

Горбыль – крайняя доска, выпуклая с одной стороны, получающаяся при продольной распиловке бревен ( выпиленная боковая часть бревна)

(Слайд 15) Все пиломатериалы имеют следующие элементы: пласть, кромки, торец, ребра. Пласть – наиболее широкая плоскость пиломатериала, кромка – более узкая. Ребро – это пересечение этих двух плоскостей. Торец – поперечная (торцевая) плоскость пиломатериала» [1, с.13]

Существует ещё один вид конструкционного материала, кроме пиломатериалов, это фанера. Как её получают? Кто знает? (ответы учащихся).

(Слайд 16) «Фанеру получают путем наклеивания друг на друга трех и более тонких листов древесины - шпона. Шпон в переводе с немецкого - "щепка" (стружка). Его получают промышленным способом путём строгания или срезания (лущат) острым ножом на специальных лущильных станках при вращении бревна длиной около 2 метров. При этом бревно, как рулон, раскатывается в ленту шпона. Ленту шпона разрезают на квадратные листы, которые высушивают в сушилках, намазывают клеем и укладывают друг на друга так, чтобы направление волокон в них было перпендикулярно друг другу. Листы склеивают под прессом. Таким образом получают образцы фанеры толщиной от 2 до 20 мм.

(Слайд 17) Фанера прочнее древесины, почти не рассыхается и не растрескивается, хорошо обрабатывается. Но она гнет и боится сырости.

Область применения фанеры очень широкая: в строительстве, при изготовлении спортивного инвентаря и мебели (особенно гнутой), в машино- и авиастроении, а так же, как декоративный материал» [1, с.14]

(Слайд 18) Вы, наверное, слышали ещё и о таких материалах, как ДСП и ДВП? Эти плиты - один из разновидностей конструкционного материала.

«ДСП (древесностружечные плиты) получают путем прессования и склеивания измельченной древесины в виде стружек, опилок, древесной пыли. Плиты изготавливают толщиной около 10-26 мм. Они прочны, почти не коробятся, хорошо обрабатываются режущими инструментами, но выделяют вредные для здоровья человека вещества, поэтому их в жилых домах используют ограниченно. Сейчас успешной заменой этого материала является гипсокартон.

ДВП (древесноволокнистые плиты) прессуют в виде листов из пропаренной и измельченной до отдельных волокон древесной массы. Они имеют приятный серый цвет, ровные поверхности, гнутся, как и фанера, а главное, не настолько вредный для здоровья материал, как ДСП.

Применяют ДВП для внутренней отделки помещений: облицовывания стен, потолков, полов, в производстве мебели, дверей.

Общий недостаток фанеры, ДСП и ДВП- боятся сырости, расслаиваются, от чего теряют свою прочность» [1, с.15]

Проверка изученного материалаЧтобы закрепить новый материал, откр.

Полезно? Поделись с другими:

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта - свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Посмотрите также:

§ 3. Древесина. Пиломатериалы и древесные материалы

Древесина — это природный конструкционный материал. Её получают из стволов срубленных деревьев различных пород. Древесная порода — это вид многолетнего древесного растения. Различают следующие породы деревьев: лиственные, у которых на ветках растут листья (дуб, берёза, липа, осина, бук и др.), и хвойные, имеющие листья в виде иголок (ель, сосна, кедр, лиственница и др.).

Строение древесины хорошо видно на разрезах ствола дерева (рис. 2). Снаружи ствол покрыт корой 1. Под ней находится молодой слой древесины заболонь 7, а в середине ствола, по всей его длине — мягкая сердцевина 2. Пригодная для применения древесина находится между корой и сердцевиной. Луб 3 — это внутренний слой коры, который проводит по стволу от корней до листьев питательные вещества.

Если разрезать ствол поперёк, то можно на срезе увидеть годичные кольца (годовые слои) 4, которые образуются ежегодно при росте дерева. Подсчитав их, можно определить возраст дерева. На поперечном разрезе некоторых лиственных пород (например, дуба) отчётливо видны светлые, направленные от сердцевины к коре линии — сердцевинные лучи 5.


Рис. 2. Строение ствола: 1 — кора; 2 — сердцевина; 3 — луб; 4 — годичные кольца; 5 — сердцевинные лучи; 6 — ядро; 7 — заболонь

Древесина некоторых пород не одинаково окрашена (дуб, рябина, сосна, лиственница и др.) — вокруг сердцевины она более тёмная, чем у коры. Такую тёмную часть называют ядром 6.

Древесина как конструкционный материал весит меньше, чем металлы, легко режется, хорошо склеивается и соединяется гвоздями и шурупами. Также достоинством древесины является её красивый внешний вид. Поэтому с давних времён человек широко применяет этот материал в строительстве, при изготовлении мебели, спортивного и садового инвентаря, музыкальных инструментов, художественных изделий и многого другого. Но у древесины есть и недостатки: она портится от сырости (плесневеет, гниёт), коробится (становится неровной) при высыхании, легко возгорается. Кроме того, древесина может иметь пороки: сучки, гниль, червоточину, трещины и др.

Текстурой называют рисунок на срезе древесины, получающийся при пересечении годичных колец, сердцевинных лучей и волокон (рис. 3, 4). Породы древесины различают по цвету, текстуре, запаху, твёрдости.

Лиственные породы (рис. 3). Дуб имеет твёрдую древесину жёлтого цвета с желтовато-коричневыми прожилками. Дуб устойчив к загниванию, не боится влаги и не коробится. Из его древесины изготовляют мебель, двери, а также применяют в строительстве, вагоностроении, в декоративно-прикладном творчестве.


Рис. 3. Текстура лиственных пород древесины

У берёзы также древесина твёрдая, светлая (белая с желтоватым или красноватым оттенком). Из неё делают мебель, фанеру, топорища для топоров, ручки для столярных инструментов.

Древесина липы мягкая, лёгкая, бело-жёлтого оттенка, хорошо режется. Из неё изготовляют рамки, шкатулки, полки, изделия с художественной резьбой.

Древесина осины имеет волокнистую текстуру светлого тона. Она твёрже липы, режется с усилием. Из неё делают ручки для садового инвентаря, посуду, спички, применяют для отделки русских бань и др.

Клён обладает текстурой с желтоватым или розовым оттенком и шелковистым блеском. Это — твёрдая порода, режется тяжело. Из клёна делают колодки для рубанков и фуганков.

Хвойные породы (см. рис. 4). Ель имеет древесину бело-жёл- -того цвета. В её разрезе видны мелкие сучки. Из древесины ели изготовляют мебель, музыкальные инструменты, её используют при производстве бумаги и др.


Рис. 4. Текстура хвойных пород древесины

У сосны древесина мягкая, немного темнее, чем у ели, с красноватым оттенком. В текстуре отчётливо видны годичные кольца. Древесину сосны широко используют в строительстве, производстве мебели.

Лиственница — единственное европейское хвойное дерево с опадающей на зиму хвоей. Древесина лиственницы твёрдая, трудно обрабатывается, устойчива к загниванию. Текстура похожа на тексгуру сосны, но более яркая. Из лиственницы делают шпалы для железных дорог, столбы, плотины, причалы; её применяют в судостроении.

Пиломатериалы

Стволы деревьев после обрезки ветвей и сучьев разрезают на брёвна. Брёвна распиливают вдоль (рис. 5, а, 6) и получают пиломатериалы, доски обрезные и необрезные, брусья, бруски, горбыль. Отличие доски от бруска состоит в том, что ширина доски в два раза больше толщины. Пиломатериалы имеют следующие элементы (рис. 6): пласть, ребро, торец, кромка.


Рис. 5. Виды пиломатериалов: а — бревно с разметкой; б — виды пиломатериалов: 1 — горбыль; 2 — бруски; 3 — доска необрезная; 4 — брус; 5 — доска обрезная


Рис. 6. Элементы пиломатериалов: 1 — пласть; 2 — ребро; 3 — торец; 4 — кромка

Древесные материалы

Кроме пиломатериалов, получают и используют также древесные материалы, древесностружечные и древесноволокнистые плиты, шпон, фанеру и др.

Древесностружечные плиты (ДСП) изготовляют на специальных машинах прессованием стружки, смешанной с синтетической смолой. Древесноволокнистые плиты (ДВП) прессуют в виде листов из измельчённой древесины. ДСП и ДВП применяют для изготовления мебели и в строительстве.

Шпон — это тонкие слои древесины. Его получают на специальных станках: специальный нож срезает с поверхности вращающегося бревна тонкий слой древесины. Этот процесс называют лущением (рис. 7). Фанера — это древесный материал, полученный путём склеивания трёх и более тонких листов шпона. Для получения фанеры используют древесину берёзы, ольхи, бука, сосны.


Рис. 7. Получение лущёного шпона: 1 - бревно; 2 — лущильный нож; 3 — лента шпона; 4 — прижимная линейка

Для изготовления фанеры (рис. 8) подготовленные и нарезанные листы шпона намазывают клеем. Затем накладывают друг на друга, чтобы направление волокон в листах было взаимно перпендикулярным, и сжимают под прессом до полного склеивания. Такое перекрёстное расположение волокон делает фанеру прочным материалом. Фанеру широко применяют при производстве мебели, а также в судостроении и авиастроении.


Рис. 8. Изготовление фанеры из листов шпона: а — расположение волокон на соединяемых клеем листах шпона; б — клеёная фанера

Лабораторно-практическая работа № 1

Распознавание древесины и древесных материалов

  1. Получи у учителя образцы древесины, изучи их текстуру, определи цвет, запах, твёрдость. Запиши в таблицу в рабочей тетради изученные свойства древесины.
  2. Проведи такой опыт: вдавливая в поверхность каждого образца шило (не вращая его), определи, какие породы твёрдые, а какие — мягкие.
  1. Рассмотри имеющиеся в учебных мастерских пиломатериалы, определи их название, найди их основные элементы.
  2. Изучи образцы древесных материалов: ДСП, ДВП, шпона, фанеры. Определи количество слоёв в образце фанеры и измерь линейкой его толщину.

Новые слова и понятия

Древесина, лиственные и хвойные породы, строение древесины (кора, сердцевина, годичные кольца), текстура; пиломатериалы (доски, брусья, бруски, горбыль), элементы пиломатериалов (пласть, ребро, торец, кромка); древесные материалы (шпон, фанера).

§ 21. Древесина как природный конструкционный материал

Древесина — один из самых распространенных материалов, который люди научились обрабатывать еще в древности. Огромное количество изделий из древесины окружает нас и сейчас: предметы домашнего обихода, мебель, спортивный инвентарь, музыкальные инструменты и многое другое.

В 5 классе вы освоите основные операции и приемы обработки древесины, научитесь применять разнообразные инструменты, с помощью которых можно изготовить простые и полезные вещи.

Постигнув основы художественной резьбы, вы сможете украсить изделиями из древесины вашу комнату, кухню, сделать подарок друзьям и близким.

Приобретенные умения всегда пригодятся вам в жизни.

Древесину как строительный и конструкционный материал получают из стволов деревьев. При изготовлении различных изделий из древесины необходимо учитывать породу дерева. Из уроков природоведения вы знаете, что деревья, имеющие листву, называют лиственными, а имеющие хвою — хвойными. Лиственными деревьями являются береза, осина, липа, ольха и другие породы. Хвойными деревьями являются сосна, ель, кедр, пихта, лиственница и др.

Ствол дерева (рис. 79) имеет толстую часть — комель и тонкую — вершину. Снаружи ствол покрыт корой. Кора состоит из наружного пробкового слоя и внутреннего — лубяного.


Рис. 79. Строение ствола дерева: 1 — сердцевина; 2 — годичные кольца; 3 — ядро; 4 — заболонь; 5 — камбий; 6 — лубяной слой; 7 — пробковый слой

Пробковый слой коры — отмерший, а лубяной служит проводником питательных веществ от корней к кроне.

Древесина — это основная внутренняя часть ствола. Она состоит из множества слоев — годичных колец. За каждый год ствол прирастает со стороны слоя камбия на одно кольцо. Кольцо состоит из мягкой древесины внутри и твердой — снаружи. По числу годичных колец определяют возраст дерева.

Годичные кольца образованы расположенными вдоль ствола волокнами древесины. Волокно состоит из вытянутых цепочек древесных клеток.

Рыхлый и мягкий центр ствола дерева называют сердцевиной. От сердцевины к коре в виде светлых блестящих линий расходятся сердцевинные лучи. Они проводят воду, воздух и питательные вещества внутрь дерева. У некоторых пород деревьев сердцевинные лучи создают красивый рисунок на радиальном разрезе ствола.

Породы древесины определяются по следующим характерным признакам: принадлежности к лиственным или хвойным, по запаху, текстуре, твердости и цвету. Если разрезать древесину вдоль волокон, на плоскости разреза будет виден характерный рисунок. Этот рисунок называют текстурой. О красивой поверхности древесины говорят, что она имеет богатый рисунок. Текстура древесины некоторых пород дерева показана на рисунке 80.


Рис. 80. Текстура древесины: а — ореха; б — карельской березы; в — красного дерева

Из древесины получают различные древесные пиломатериалы,

При распиливании стволов деревьев в поперечном направлении получают бревна, а в продольном — такие виды пиломатериалов, как брус, бруски, доски, пластины, четвертины, горбыль (рис. 81).


Рис. 81. Пиломатериалы: а — брус четырехкантный; б— брус двухкантный; в — бруски; г — доска обрезная; д — доска необрезная; е — пластина; ж — четвертина; з — горбыль; 1 — пласть, 2 — кромка, 3 — торец, 4 — ребро

Брус — пиломатериал толщиной и шириной более 100 мм. Если брус опилен с двух сторон, то его называют двухкантным, а если с четырех сторон, то четырехкантным.

Брусок — пиломатериал толщиной менее 100 мм и шириной менее двойной толщины.

Доска — пиломатериал толщиной до 100 мм и шириной более двойной толщины.

Пластины получаются при продольном распиливании бревна пополам, а четвертины — на четыре части.

Горбыль — выпиленная боковая часть бревна.

Пиломатериалы имеют следующие элементы: пласти, кромки, ребра и торцы.

Пластью называют широкую, а кромкой — узкую плоскость пиломатериала.

Торцом называют торцевой срез (плоскость) пиломатериала.

Ребром является линия пересечения плоскостей пиломатериала.

Наряду с пиломатериалами используются древесные материалы, получаемые иными способами. К ним относятся: фанера, древесно-стружечные и древесно-волокнистые плиты.

Фанера является конструкционным древесным материалом. Ее получают путем наклеивания друг на друга трех и более листов лущеного шпона (рис. 82).


Рис. 82. Склеивание фанеры: а — листы шпона; б — фанера

Лущеный шпон получают срезанием широкой стружки с вращающегося бревна (чурака) острым ножом на лущильном станке (рис. 83). При этом бревно, как рулон, раскатывается в ленту шпона.


Рис. 83. Схема получения лущеного шпона: 1 — бревно; 2 — нож; 3 — прижим; 4 — лента шпона

Ленту шпона разрезают на квадратные листы, которые высушивают в сушилках. Затем листы намазывают клеем, накладывают друг на друга так, чтобы волокна соседних листов были перпендикулярны, и склеивают под прессом. Так получается фанера.

Фанера прочнее древесины, почти не рассыхается и не растрескивается, хорошо гнется и обрабатывается. Ее применяют в строительстве домов, изготовлении мебели, машиностроении.

Лущеный шпон применяют для изготовления изделий из гнутоклеёной древесины, например стульев, ящиков, столов, клюшек.

Древесно-стружечные плиты (ДСП) получают путем одновременного прессования и склеивания измельченной древесины в виде стружек, опилок, древесной пыли. ДСП изготовляют толщиной 10-26 мм. Эти плиты прочны, почти не коробятся. Из них делают мебель, двери, перегородки, стены, полы. Однако ДСП выделяют вредные для здоровья вещества. Поэтому их нежелательно применять в жилых помещениях.

Древесно-волокнистые плиты (ДВП) (оргалит) получают прессованием в виде листов пропаренной и измельченной до отдельных волокон древесной массы. У оргалита ровная и гладкая поверхность серого цвета, он хорошо гнется. Применяют ДВП для внутренней отделки помещений — стен, потолков, полов, а также для изготовления мебели и дверей.

Существенным недостатком фанеры, древесно-стружечных и древесно-волокнистых плит является то, что они боятся сырости. Под действием влаги фанера расслаивается, а плиты разбухают, теряют прочность и рассыпаются.

§ 8. Пиление заготовок из древесины

Как правильно распилить заготовку, чтобы получить необходимые размеры детали? Для этого нужно изучить технологию пиления.

Для пиления заготовок из древесины используют различные ручные пилы (рис. 23).


Рис. 23. Инструменты для пиления: а — лучковая пила; б — столярная ножовка; в — выкружная пила

Лучковые пилы имеют, как правило мелкие зубья, а ножовки — крупные. Чем мельче зубья пилы, тем меньше шероховатость среза заготовки — пропила.


Рис. 24. Зубья пилы для поперечного пиления: а — форма зубьев; б — вид разведённых зубьев; в — процесс пиления (вид со стороны пласти заготовки)

Пилы для поперечного пиления (пиления поперёк волокон древесины) имеют прямые зубья (рис. 24, а), для продольного пиления (вдоль волокон) — наклонные (рис. 25, а).


Рис. 25. Зубья пилы для продольного пиления: а — форма зубьев; б — вид разведённых зубьев; в — процесс пиления (вид со стороны пласти заготовки)

При пилении заготовки полотно пилы трётся о стенки пропила. Чтобы полотно не заклинивало (не застревало) в пропиле, зубья должны быть разведены, т. е. отогнуты поочерёдно в разные стороны (рис. 24, б, 25, б). В этом случае пропил становится шире, и полотно пилы при пилении не застревает в нём. Ширина развода зубьев (Т) обычно равна: Т= (1,5. 2) х t, где t — толщина полотна пилы.

Тонкие заготовки из древесины и фанеры нужно пилить мелкозубыми пилами под небольшим углом к плоскости заготовки (рис. 26, а). При распиловке толстых пиломатериалов пилу держат под углом 30. 45° (рис. 26, б).


Рис. 26. Угол наклона пилы при пилении: а — фанеры; 6 — толстых пиломатериалов

Чтобы качественно выполнить работу, необходимо во время пиления постоянно следить за линией разметки, нанесённой на заготовку: она должна оставаться слева вплотную к пропилу (см. рис. 26). При этом полотно пилы должно перемещаться под прямым углом к плоскости заготовки.

Чтобы распилить небольшие по размеру заготовки, их крепят в зажимы столярного верстака.

При пилении на крышке верстака (рис. 27) заготовку 1 кладут на подкладную доску 3, сверху ставят небольшой брусок 2 и прижимают его левой рукой к заготовке, совмещая торец бруска с линией разметки. Затем, опираясь полотном пилы на торец бруска, делают пилой несколько коротких движений к себе. Так получают запил — небольшой надрез в заготовке у линии разметки, позволяющий дальше пилить строго по разметке.


Рис. 27. Пиление на подкладной доске: 1 — заготовка; брусок; 3 — подкладная доска

Часто в учебных мастерских применяют несложное приспособление в виде отрезка доски с двумя упорами (рис. 28). Его устанавливают на крышку верстака, прижимая нижним упором к крышке. Заготовку укладывают на это приспособление и плотно прижимают к верхнему упору, чтобы его торец совпадал с линией разметки. После этого делают запил и выполняют пиление. В конце пиления нажим на пилу ослабляют, чтобы последние срезаемые волокна древесины не скалывались.


Рис. 28. Пиление с помощью приспособления (а): 1 — верхний упор; 2 — основание; 3 — заготовка; 4 — нижний упор; 5 — ножовка; 6 — верстак; эскизы деталей приспособления (б)

Иногда необходимо распилить несколько заготовок под углом 45 или 60°. Для этой цели используют стусло (рис. 29) — деревянную или металлическую коробку с пропилами в боковых стенках, расположенными под различными углами.


Рис. 29. Пиление в стусле: 1 — стусло; 2 — прижимной винт; 3 — заготовка; 4 — пропилы

В настоящее время при строительных работах для распиливания деревянных заготовок толщиной до 60 мм обычно применяют электрические лобзики (рис. 30).


Рис. 30. Электролобзик: 1 — пилка; 2 — корпус; 3 — кнопка включения; 4 — кнопка блокировки включения; 5 — ручка; 6 — электрический шнур; 7 — опора

На деревообрабатывающих предприятиях пиление древесины производят на круглопильных станках (рис. 31).


Рис. 31. Схема обработки заготовки из древесины на круглопильном станке: 1 — заготовка; 2 — круглая пила; 3 — стол станка; 4 — упор

  1. Перед пилением необходимо правильно и надёжно закрепить заготовку на верстаке. Следует пользоваться приспособлениями для распиловки.
  2. Во время пиления нельзя держать левую руку близко к полотну пилы.
  3. При пилении не делать резких движений пилой и не допускать изгибов её полотна.
  4. По окончании работы стружку с крышки верстака удалять только специальной щёткой.

Знакомимся с профессиями

Станочник-распиловщик — это специалист, работающий на деревообрабатывающем предприятии и занимающийся распиловкой различных пиломатериалов. Он выполняет настройку и наладку деревообрабатывающих станков и управляет ими при обработке пиломатериалов. Он должен знать свойства древесины, уметь экономно распиливать материал, обеспечивать получение качественных заготовок.

Практическая работа № 6

Пиление заготовок из древесины

  1. Рассмотри пилы, имеющиеся в учебной мастерской. Определи, для какого вида пиления они предназначены; какие пилы имеют мелкие зубья, а какие — крупные.
  2. Распили предварительно размеченные заготовки (по указанию учителя): деталей «основание» (см. рис. 9), «карандашница» (см. рис. 41) и домика для птиц (см. рис. 10); заготовку для разделочной доски «рыбка» (см. рис. 21); деталей приспособления для пиления (см. рис. 28), настольной полки (см. рис. 57), полочки для цветов (см. Приложение, рис. 172) или детали твоего проектного изделия.
  3. Проверь размеры выпиленных заготовок.

Новые слова и понятия

Ножовка, пиление (поперечное, продольное), разводка зубьев, стусло, станочник-распиловщик.

Конспект урока по технологии на тему: "Пиломатериалы" 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классификация пиломатериалов. Применение и характеристики.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по технологии на тему: "Пиломатериалы" 5 класс»

Пиломатериалы 5 класс

Пиломатериалы

Подготовка лесоматериалов к распиловке Подготовка может включать: очистку лесоматериалов от кроны и окорку; транспортировку к лесопильной раме; первичную сушку лесоматериалов

Подготовка лесоматериалов к распиловке

Подготовка может включать:

Пиломатериалы получают на лесопильных рамах

Получение пиломатериалов Пиломатериалы получают на ленточнопильных станках

Пиломатериалы получают на ленточнопильных станках

Пиломатериалы - это стволы деревьев распиленные вдоль на части.

Пиломатериалы -

это стволы деревьев распиленные вдоль на части.

Распиловка древесины

Пластина – бревно распиленное вдоль пополам

Четвертина –

Брус двухкантный-

  • бревно опиленное с двух сторон

Горбыль(обапол) - пиломатериал, имеющий внутреннюю пропиленную, а наружную непропиленную пласть.

Горбыль(обапол) -

пиломатериал, имеющий внутреннюю пропиленную, а наружную непропиленную пласть.

100 Брус четырёхкантный- пиломатериал опиленный с четырёх сторон толщиной и шириной более 100мм. 100

Брус четырёхкантный-

  • пиломатериал опиленный с четырёх сторон толщиной и шириной более 100мм.

Бруски- пиломатериал толщиной менее 100мм. и шириной менее двойной толщины

Пиломатериалы

Доска необрезная- пиломатериал кромки которого сохранили природное состояние

Доска необрезная-

Элементы пиломатериалов

Элементы пиломатериалов Пласть –широкая плоскость пиломатериала Кромка – узкая плоскость пиломатериала Торец – поперечная(торцевая) плоскость пиломатериала Ребро – линия пересечения двух плоскостей

Элементы пиломатериалов

  • Пласть–широкая плоскость пиломатериала
  • Кромка– узкая плоскость пиломатериала
  • Торец– поперечная(торцевая) плоскость пиломатериала
  • Ребро– линия пересечения двух плоскостей

 Древесные материалы ДВП Фанера ДСП ОСП

Фанера – материал получаемый путём наклеивания друг на друга трёх(или более) тонких листов древесины – шпона.

древесный материал, получаемый путём срезания (лущения)слоя древесины острым ножом при вращении бревна

Технология

Технологии получения и обработки древесины и древесных материалов

Конспект Упражнения и задачи Проверочные задания

НАШИ ПАРТНЁРЫ

Минпросвещения России
Российское образование
Рособрнадзор
Русское географическое общество
Российское военно-историческое общество
Президентская бибилиотека

в разработке

в разработке

© Государственная образовательная платформа «Российская электронная школа»

Конспект урока "Древесина. Пиломатериалы и древесные материалы "
план-конспект урока по технологии (5 класс) на тему

Бадмаев Замбулан Заятович

Цели урока: ознакомить обучающихся с древесиной, её строением и областью применения, пиломатериалами и древесными материалами; формировать и развивать экологическое мышление, кругозор, интерес к предмету; воспитывать дисциплинированность и аккуратность, бережное отношение к природе.

ВложениеРазмер
konspekt_uroka_drevesina_pilomaterialy.docx 35.48 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по технологии в 5 классе

Тема урока: Древесина. Пиломатериалы и древесные материалы.

Цели урока : ознакомить обучающихся с древесиной, её строением и областью применения, пиломатериалами и древесными материалами; формировать и развивать экологическое мышление, кругозор, интерес к предмету; воспитывать дисциплинированность и аккуратность, бережное отношение к природе.

Задачи урока : научить обучающихся различать породы древесины и виды пиломатериалов, подбирать нужный материал для изделия.

УМК : Тищенко А.Т. Технология. Индустриальные технологии: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ А.Т. Тищенко, В.Д. Симоненко. М.: Вентана-Граф, 2012.

Оборудование : образцы древесины различных пород, образцы пиломатериалов и древесных материалов (ДСП, ДВП, фанера, шпон).

Цели: подготовить обучающихся к эффективной работе на уроке посредством приготовления к уроку (тетрадь, канцелярские принадлежности, учебник).

Задачи: ознакомить обучающихся с целями и задачами урока; подготовить к восприятию нового материала.

Методы обучения: рассказ.

На данном этапе урока учитель организует деятельность обучающихся к эффективной работе. Обучающиеся должны приготовиться к занятию: у каждого на столе должен быть учебник, рабочая тетрадь, канцелярские принадлежности. Учитель сообщает цели и задачи данного урока.

2.Опрос учащихся по заданному на дом материалу.

Цели: выяснить степень усвоения обучающимися изученного ранее материала по теме «Природные материалы».

Задачи: добиться усвоения материала всеми обучающимися.

Методы обучения: фронтальный опрос, беседа.

Критерии достижения целей и задач: «++» – если обучающийся дал полный ответ на вопрос; «+» – если ответ обучающегося был не полным; «-» – если обучающийся не смог ответить на вопрос.

Учитель заранее подготавливает оценочный лист (приложение 1), в котором оценивает ответы обучающихся по пройденной теме.

Далее учитель производит фронтальный опрос с элементами беседы:

1.Как вы понимаете выражение «рукотворный мир»? (Ответ: множество предметов, которые нас окружают, сделаны руками человека).

2.Какие природные материалы вы знаете? (Ответ: например, глина, металлы, древесина, известняк, гранит и другие).

3.Приведите примеры изделий из глины. (Ответ: например, горшки, кувшины, игрушки).

4.Какие изделия можно изготовить из металла? (Ответ: например, гвозди, ножницы, вилки, ложки, ножи).

5.Из чего делают бумагу? (Ответ: из древесины).

6.Какие строительные материалы вам известны? (Ответ: например, кирпичи, цемент, доски, брёвна и другие).

3.Изучение нового учебного материала.

Цели: ознакомить обучающихся с древесиной, её строением и областью применения, пиломатериалами и древесными материалами; формировать и развивать экологическое мышление, кругозор, интерес к предмету; воспитывать дисциплинированность и аккуратность, бережное отношение к природе.

Задачи: сообщить обучающимся тему урока; научить обучающихся различать породы древесины и виды пиломатериалов.

Методы обучения: демонстрация наглядных пособий, беседа, рассказ, работа с книгой.

Критерии достижения целей и задач: «+» - внимательная, активная работа на данном этапе; «-» - невнимательная, пассивная работа.

Учитель сообщает тему урока (записывает её на доске): «Древесина. Пиломатериалы и древесные материалы». Обучающиеся записывают тему в свои рабочие тетради.

Учитель: Древесина – это природный конструкционный материал. Её получают из стволов срубленных деревьев различных пород. Древесная порода – это вид многолетнего древесного растения.

Различают следующие породы деревьев: лиственные, у которых на ветках растут листья, и хвойные, имеющие листья в виде иголок. [Л3]

Учитель: Ребята, а какие лиственные породы вы знаете? (Ответ: дуб, берёза, липа, осина, бук и др.).

Учитель: Приведите примеры известных вам хвойных пород. (Ответ: ель, сосна, кедр, лиственница).

Учитель: А почему лиственница так называется, хотя относится к хвойной породе? (Ответ: так как у неё на зиму опадает хвоя, как листья у лиственных пород).

Учитель: Из каких основных частей состоит дерево? (Ответ: ствол, корень, ветки (сучья), листья или хвоя).

Здесь заканчивается текст первого слайда (Слайд 2).

Учитель: Рассмотрим строение ствола дерева.

Далее обучающиеся самостоятельно читают материал на страницах 10-11 [Л3] от слов «Строение древесины хорошо видно…» до слов «…такую тёмную часть называют ядром».

Затем можно обсудить этот материал, уточнить непонятные моменты.

При демонстрации строения ствола дерева (на отрезке древесины) можно предложить школьникам определить (посчитать по годичным кольцам) возраст дерева. [Л1]

Учитель: Древесина как конструкционный материал весит меньше, чем металлы, легко режется, хорошо склеивается и соединяется гвоздями и шурупами. Также достоинством древесины является её красивый внешний вид. Поэтому с давних времён человек широко применяет этот материал в строительстве, при изготовлении мебели, спортивного и садового инвентаря, музыкальных инструментов, художественных изделий и многого другого. Но у древесины есть и недостатки: она портится от сырости (плесневеет, гниёт), коробится (становится неровной) при высыхании, легко возгорается. Кроме того, древесина может иметь пороки: сучки, гниль, червоточину, трещины и др. [Л3]

Учитель: Текстурой называют рисунок на срезе древесины, получающийся при пересечении годичных колец, сердцевинных лучей и волокон. [Л3]

Далее учителю необходимо подготовить и показать ученикам образцы древесины лиственных пород: дуба, берёзы, осины, липы, клёна и др., а также хвойных пород: ели, сосны, лиственницы и др. Эти образцы желательно покрыть бесцветным лаком для сохранения на длительное время их цвета и текстуры. [Л1]

Одновременно с этим целесообразно продемонстрировать изделия из различных пород древесины, например из древесины берёзы – ручки столярных инструментов, клёна – колодка для рубанка, осины – спички и т.п. [Л1]

Учитель: Рассмотрим подробнее лиственные породы.

Здесь заканчивается текст второго слайда (Слайд 3).

Дуб имеет твёрдую древесину жёлтого цвета с желтовато-коричневыми прожилками. Дуб устойчив к загниванию, не боится влаги и не коробится. Из его древесины изготовляют мебель, двери, а также применяют в строительстве, вагоностроении, в декоративно-прикладном творчестве. [Л3]

Здесь заканчивается текст третьего слайда (Слайд 4).

У берёзы также древесина твёрдая, светлая (белая с желтоватым или красноватым оттенком). Из неё делают мебель, фанеру, топорища для топоров, ручки для столярных инструментов. [Л3]

Здесь заканчивается текст четвёртого слайда (Слайд 5).

Древесина липы мягкая, лёгкая, бело-жёлтого оттенка, хорошо режется. Из неё изготовляют рамки, шкатулки, полки, изделия с художественной резьбой. [Л3]

Здесь заканчивается текст пятого слайда (Слайд 6).

Древесина осины имеет волокнистую текстуру светлого тона. Она твёрже липы, режется с усилием. Из неё делают ручки для садового инвентаря, посуду, спички, применяют для отделки русских бань и др. [Л3]

Здесь заканчивается текст шестого слайда (Слайд 7).

Клён обладает текстурой с желтоватым или розовым оттенком и шелковистым блеском. Это – твёрдая порода, режется тяжело. Из клёна делают колодки для рубанков и фуганков. [Л3]

Учитель: Рассмотрим теперь хвойные породы.

Здесь заканчивается текст седьмого слайда (Слайд 8).

Ель имеет древесину бело-жёлтого цвета. В её разрезе видны мелкие сучки. Из древесины ели изготовляют мебель, музыкальные инструменты, её используют при производстве бумаги и др. [Л3]

Здесь заканчивается текст восьмого слайда (Слайд 9).

У сосны древесина мягкая, немного темнее, чем у ели, с красноватым оттенком. В текстуре отчётливо видны годичные кольца. Древесину сосны широко используют в строительстве, производстве мебели. [Л3]

Здесь заканчивается текст девятого слайда (Слайд 10).

Лиственница – единственное европейское хвойное дерево с опадающей на зиму хвоей. Древесина лиственницы твёрдая, трудно обрабатывается, устойчива к загниванию. Текстура похожа на текстуру сосны, но более яркая. Из лиственницы делают шпалы для железных дорог, столбы, плотины, причалы; её применяют в судостроении. [Л3]

Далее можно провести физкультминутку с обучающимися, чтобы снять напряжение и усталость.

Учитель: Что же такое пиломатериалы?

При изучении пиломатериалов следует акцентировать внимание школьников на названиях таких элементов, как пласть, ребро, кромка, торец, поскольку они будут упоминаться практически на всех уроках по обработке древесины. [Л1]

Здесь заканчивается текст десятого слайда (Слайд 11).

Учитель: Стволы деревьев после обрезки ветвей и сучьев разрезают на брёвна. Брёвна распиливают вдоль и получают пиломатериалы:

Здесь заканчивается текст одиннадцатого слайда (Слайд 12).

а) доски обрезные,

Здесь заканчивается текст двенадцатого слайда (Слайд 13).

б) доски необрезные,

Здесь заканчивается текст тринадцатого слайда (Слайд 14).

Здесь заканчивается текст четырнадцатого слайда (Слайд 15).

Здесь заканчивается текст пятнадцатого слайда (Слайд 16).

Здесь заканчивается текст шестнадцатого слайда (Слайд 17).

Здесь заканчивается текст семнадцатого слайда (Слайд 18).

Здесь заканчивается текст восемнадцатого слайда (Слайд 19).

Отличие доски от бруска состоит в том, что ширина доски в два раза больше толщины.

Здесь заканчивается текст девятнадцатого слайда (Слайд 20).

Пиломатериалы имеют следующие элементы: пласть, ребро, торец, кромка. [Л3]

Учитель: Выясним теперь особенности древесных материалов.

Для демонстрации древесных материалов подготовьте небольшие образцы древесностружечной и древесноволокнистой плит, шпона, фанеры и др. Поясните, каким образом перекрёстное расположение волокон шпона при склеивании делает фанеру прочным материалом. [Л1]

Здесь заканчивается текст двадцатого слайда (Слайд 21).

Учитель: Древесностружечные плиты (ДСП) изготовляют на специальных машинах прессованием стружки, смешанной с синтетической смолой. [Л3]

Здесь заканчивается текст двадцать первого слайда (Слайд 22).

Древесноволокнистые плиты ДВП прессуют в виде листов из измельчённой древесины. [Л3]

ДСП и ДВП применяют для изготовления мебели и в строительстве. [Л3]

Здесь заканчивается текст двадцать второго слайда (Слайд 23).

Шпон – это тонкие слои древесины. Его получают на специальных станках: специальный нож срезает с поверхности вращающегося бревна тонкий слой древесины. Этот процесс называют лущением (рис. 7, страница 14 [Л3]).

Здесь заканчивается текст двадцать третьего слайда (Слайд 24).

Фанера – это древесный материал, полученный путём склеивания трёх и более тонких листов шпона. Для получения фанеры используют древесину берёзы, ольхи, бука, сосны. [Л3]

Далее обучающиеся самостоятельно читают последний абзац на странице 14 [Л3] об изготовлении фанеры.

4.Закрепление учебного материала.

Цели: сформировать навыки распознавания древесины и древесных материалов, обоснованного выбора необходимого материала для изделий.

Задачи: научить обучающихся распознавать древесину и древесные материалы.

Методы обучения: лабораторно-практическая работа, работа с рабочей тетрадью.

Критерии оценки качества работы обучающегося:

1.правильное выполнение задания 1 в рабочей тетради:

2.соблюдение правил безопасной работы.

Для проведения лабораторно-практической работы № 1 из учебника учителю необходимо подготовить 15-30 образцов древесины различных пород, для того чтобы каждый ученик изучил образцы двух лиственных (твёрдую и мягкую) пород и одной хвойной породы. Размеры образцов примерно 6 х 4 х 1 см 3 .

В ходе практической работы ученики выполняют п. 1-4 задания 1 в рабочей тетради. В завершении – п. 5 «Проверь себя». [Л1]

Обучающиеся открывают рабочие тетради [Л2] на странице 4-5 и выполняют задание 1 (1, 2, 3, 4, 5).

Читайте также: