2б проект заменил кровлю дворца

Обновлено: 02.07.2024

Реставрация Большого Кремлевского дворца при президенте Б. Н. Ельцине

Восстановление в 1993-1994 гг. Красного крыльца на месте разобранной столовой 1930-х гг. стало началом воссоздания исторического облика Большого Кремлевского дворца согласно Указу Президента России Б.Н. Ельцина.

Разработка проекта началась в 1995 г. Авторскому коллективу Центральных научно-реставрационных проектных мастерских под руководством их директора Т.Е. Каменевой и главного архитектора проекта С. В. Демидова поручили воссоздание тронного Андреевского зала и фасадов дворца. Воссоздание Александровского зала осуществляла фирма "Реставратор М", возглавляемая архитектором Е.В. Степановой. В течение двух лет шла кропотливая работа по тщательному сбору архивных материалов, которые в данном случае имели особое значение, так как на их основании предстояло воссоздать почти полностью утраченные формы. Архивные изыскания в ЦНРПМ были выполнены искусствоведами В. В. Скопиным, Л. В. Карповой, Т. П. Сухман и Н.Д. Троскиной. По Александровскому залу архивные разработки сделаны М. Г. Мамаевой. Неоценимую помощь московским специалистам оказал петербургский исследователь P.P. Гафифуллин.

Архивные документы были дополнены тщательными натурными исследованиями стен, пола. Были выявлены остатки первоначальных форм, места крепления деталей убранства, фрагменты отделок. При проектировании использовались современные компьютерные технологии, во многом незаменимые для воссоздания утраченных форм по старым фотографиям.

После разборки конструкций Зала Верховного Совета 1930-х гг., что явилось сложнейшей технической задачей, приступили к воссозданию конструкций — колонн, сводов, архитектурных форм. В 1998 году началось воссоздание декоративного убранства, предметов обстановочного комплекса. Удалось обнаружить отдельные сохранившиеся подлинные предметы обстановки — троны и камин Андреевского зала, стул из Александровского. Подлинный камин был перенесён в зал, а по образцам стула и тронов Николая II, Александры Фёдоровны и Марии Фёдоровны, находящихся в музейных коллекциях, изготовили копии.

В ходе реставрационных работ по фасадам Большого Кремлёвского дворца разобрали пристройку 1925 г. над западной террасой дворца, на южном фасаде восстановили двуглавых орлов и гербы. Заменили кровлю дворца на медную, бережно реставрировав люкарны купола и его завершение с флагштоком, оказавшиеся подлинными. Реставрировали часы купола, восстановив колокола их боя, снятые в 1930-е гг. Узорные гребешки кровель с громоотводами, дошедшие по большей части в ремонтных копиях, заменили и выполнили по образцу сохранившихся подлинных звеньев. В оконные проемы установили новые столярные заполнения, расстекловка и профили которых повторяли старые образцы.

Большие работы были проведены по укреплению фундаментов под северным крылом дворца.

Особое значение имеют исследования подвалов, подклетов и палат дворца Ивана III, сохранившихся под Теремным дворцом, выполненные под руководством С.С. Подъяпольского и Б.Л. Альтшуллера, при участии В. В. Кавельмахера. Эти части Большого Кремлёвского дворца оставались практически неизученными. В ходе проведенных натурных исследований была выявлена пространственно-планировочная структура северного крыла великокняжеского дворца; обнаружены фрагменты его фасадной декорации и убранства интерьеров; изучена строительная техника, сделаны обмеры. Выполнен дополнительный цикл архивных исследований. На основании полученных данных авторский коллектив сделал графические реконструкции. Все это представляет собой вклад в историю отечественной архитектуры, значение которого трудно переоценить. Помимо этого, исследователям удалось внести необходимые корректировки в проект реконструкции этих помещений и выполнить фрагментарную реставрацию отдельных элементов [1]. В ходе натурных исследований было установлено, что существующая кладка стен церкви Екатерины целиком относится к середине XVII в., а храм, построенный Джоном Талером в 1627 г. был полностью разобран. Изучение галереи северного фасада Большого Кремлёвского дворца показало, что она относится к концу XVIII в. Эти новые сведения позволили уточнить чертежи строительной периодизации [2].

В Гостевой пристройке по проектам художника И.С. Глазунова были устроены парадные залы — Петровский, Каминный, Красный, Зелёный и Штофный. По его же проекту на месте галереи Андреевского и Александровского залов, которая из-за перестройки 1930-х гг. утратила свои размеры, — её высота стала почти вдвое меньше — был сделан Аванзал. Его стены украсили малахитовые колонны и портреты русских государей (исполнено И.И. Глазуновым).

Ссылки

1. Альтшуллер Б.Л., Евдокимов Г. С., Подъянольский С. С. и др. Предварительные итоги исследования великокняжеского дворца в Московском Кремле // Средневековая архитектура и монументальное искусство. Раппортовские чтения. Тезисы докладов. СПб., 1999. С.112-115; Архив ЦНРПМ Министерства культуры РФ. Сводный научный отчет по результатам исследований, № 356/1600, 356/1673.

В Китайском дворце (Ораниенбаум) заменили кровлю и отреставрировали исторические конструкции.

Специалисты заменили кровлю Китайского дворца и отреставрировали исторические конструкции, сообщили в пресс-службе ФГУ "Северо-Западная дирекция по строительству, реконструкции и реставрации". Так называемое "протезирование" позволило максимально сохранить балки XVIII века. В тех местах, где необходимо было заменить прогнившее дерево - перекрытия приподнимали домкратом и вставляли новые элементы. Все конструкции обработали антибактериальным и огнезащитным составами. Работы велись в соответствии с проектом, разработанным ГПИ "Спецпроектреставрация" и утвержденным КГИОП. Напомним, крыша Китайского дворца на протяжении нескольких лет была в аварийном состоянии. Протечки во время дождей стали катастрофой для парадных интерьеров. Как сообщил генподрядчик - генеральный директор ЗАО "Ремстройфасад" Николай Булыгин, оцинкованные стальные кровельные листы заменили на более долговечные железные с полимерным покрытием. Материалы заказывали в Финляндии. Сегодня Госкомиссия приняла работу строителей и реставраторов. Председатель комиссии - заместитель директора ФГУ "Северо-Западная дирекция по строительству, реконструкции и реставрации" Александр Дьяконов отметил, что, несмотря на переменчивую петербургскую погоду, подрядчик разработал все мероприятия, позволившие выполнить реконструкцию крыши Китайского дворца качественно и в срок. Благодаря дублирующей кровле работы велись без остановки даже в проливной дождь. Довольными остались и представители Всемирного фонда памятников в Великобритании, который финансировал работы. На ремонт и реставрацию крыши Китайского дворца потратили 220 тыс. долл. Специалисты уверяют, что новая кровля дворца прослужит более полувека, сообщили в пресс-службе ФГУ "Северо -Западная дирекция по строительству, реконструкции и реставрации".

Китайский дворец в Ораниенбауме построен по проекту А.Ринальди в 1762-1769гг. Это был центр "Собственной дачи", летней увеселительной резиденции императрицы Екатерины II. В настоящее время относится к Государственному музею-заповеднику "Ораниенбаум". Физическое состояние дворца находится в прямой зависимости от уровня воды в Китайском пруду и уровня грунтовых вод. Уникальный памятник архитектуры губит влага. Здание окружено коллектором, построенным Ринальди, и дренажом, выполненным Прейсом в 1895г. Горизонтальная гидроизоляция отсутствует, из-за чего портится уникальный паркет, "стекает" искусственный мрамор со стен. Фундаменты здания в некоторых местах повреждены, дренажные системы надо отремонтировать. Для приведения дворца в порядок, необходим целый комплекс работ.

Строительная компании «2Б проект» рассказала о ходе работ по реставрации корпусов МГУ

 Строительная компании «2Б проект» рассказала о ходе работ по реставрации корпусов МГУ

Главный корпус МГУ на Воробьевых горах, здания которого начали строить в конце 40-х годов прошлого века – настоящий архитектурный шедевр. Выполненный в стиле так называемого «сталинского ампира», стал одним из самых масштабных архитектурных проектов советской эпохи и был призван продемонстрировать величие и мощь страны. Стройка под руководством пяти архитекторов – Иофана, Руднева, Чернышева, Абросимова и Хрякова приобрела колоссальный размах. За четыре года (с 1949 по 1953 годы) была проделана титаническая работа, возведен целый ансамбль зданий.

В итоге общий объем всех сооружений университета составил более 2 миллионов 600 тысяч кубичеcких метров. По вместимости это примерно равно провинциальному городу на 300 домов в четыре, пять и шесть этажей с населением в 50 тысяч человек. Тогда, в 50-х Центральный корпус МГУ, возвысившийся над землей на 239 метров, стал самым высоким зданием в Европе. Снаружи керамика, гранит, скульптуры, барельефы и надписи из бронзы. Внутри отделка из мрамора, хрусталя, бронзы, уральских самоцветов и ценных пород дерева. Советский храм науки поражал воображение. И поражает до сих пор.

 Строительная компании «2Б проект» рассказала о ходе работ по реставрации корпусов МГУ

К ансамблю зданий МГУ «привыкнуть» довольно сложно. Этот вид каждый раз поражает своей монументальностью. Однако, годы, повторимся, оставили свой след. Величественность никуда не делась, но при взгляде на фасад уже давно возникало ощущение, что кто-то повернул регулятор и убавил контрастность, сделав картинку блеклой. А удручающее, местами аварийное состояние входной группы физфака бросалось в глаза сразу же. Гранитные облицовочные плиты от разрушения держала стальная конструкция.

О встрече с директором по реставрации Георгием Павловым, который ежедневно приезжает на объект и контролирует ход работ, мы договорились заранее и в назначенное время ждали его на месте у корпуса Химического факультета, фасад которого «замаскирован» строительными лесами и специальной сеткой.

Наш собеседник в деталях рассказал о том, что уже сделано. В ходе реставрационных работ специалисты, как оказалось, столкнулись с большим количеством непредвиденных трудностей. Но такая ситуация – обычное дело.

«Любые реставрационные работы это своего рода кот в мешке. Там подвозных камней очень много. Когда готовится проект, делается ведь только его видимая часть, которая, как правило, очень сильно отличается от того, с чем приходится столкнуться уже во время работы. Когда начинаешь «вскрывать» элементы картина, как правило, очень сильно меняется. Так было и здесь. При вскрытии крыльца, например, оказалось, что там были разрушения конструктивной части. И пришлось реставрировать всю кирпичную кладку, на которую крепится облицовочный мрамор. При ремонте кровли выяснилось, что нужно менять еще и стропила, поскольку они процентов на 60% уже сгнили и утратили несущую способность. Хотя изначально замена стропил не планировалась. По проекту мы должны были сделать докомпоновку барельефов на аттиковой части здания, но когда установили леса и добрались до него, увидели, что там докомпоновывать просто нечего, поскольку барельефы на 70% разрушен и его придется не реставрировать а воссоздавать, по сути. Сейчас будем делать 3D-моделирование, новые формы, конструктивную подготовку и заново крепить. Сейчас поднимаем для этого архивную документацию. И таких моментов много, то что я сейчас перечислил, только часть» – объясняет Георгий.

Реставрация это не только собственно восстановительные работы, но и большой бюрократический пласт, регламентирующий процесс. На все дополнительные работы придется делать отдельную экспертизу, поскольку без нее в рамках 44 ФЗ возможно увеличение начальной стоимости контракта не более чем на 10% от первоначальной суммы, а за эти рамки реставраторы уже выходят. Но в приоритете качество работ и максимальное сохранение исторического облика здания – подчеркивает реставратор.

По каждому этапу работы сдается научный отчет в департамент культурного наследия Москвы. Во время работы фотографируется буквально каждое действие строителей. Если «вылезают» какие-то дополнительные нюансы, они фиксируются актом или служебной запиской в присутствии технадзора и представителя заказчика.

Что касается реставрационных материалов, в них недостатка нет и приобрести их можно в свободном доступе, но что-то пришлось заказывать конкретно под проект. Как, например, шамотную керамическую облицовку на фасад, которая будет заменена частично в тех местах, где она отвалилась или потрескалась. На всей площади керамического фасада с помощью специального раствора сделают обессоливание (удаление солей из камня, возникающих при впитывании влаги) и биоцидную обработку.

«По-хорошему косметический ремонт фасада на исторических зданиях нужно делать раз в два-три года. Заделывать какие-то мелкие трещины. Москва и Питер под землей «пустые» из-за метро, поэтому вибрации, все трясется – продолжает рассказывать Георгий. Конечно, сегодняшние материалы намного превосходят те возможности, которые были у строителей 70 лет назад, но это тоже не панацея. Реставрируемые объекты нуждаются в постоянном внимании».

 Строительная компании «2Б проект» рассказала о ходе работ по реставрации корпусов МГУ

Из-за непредвиденных дополнительных работ, необходимость которых возникает в ходе реставрации, сроки ее завершения (Физическоий факультет – конец августа – начало сентября 2021 года, Химический – октябрь 2021 года) приходится сдвинуть. Однако на первом месте качество работ и максимальное сохранение исторического облика здания подтвердил нашему изданию генеральный директор компании «2Б проект» Андрей Бажанов

«Наша компания, разумеется, осознает всю взятую на себя ответственность. Это ведь не просто какая-то стройка. Речь идет об объекте культурного наследия регионального значения, первом университете страны и одном из архитектурных символов Москвы. Главный корпус МГУ на Воробьевых горах, как мы знаем, был первой из семи знаменитых сталинских высоток, построенных в 50-е годы прошлого века. Наряду с гостиницами «Украина» и «Ленинградская» зданием МИДа, жилыми домами на Котельнической набережной и Кудринской площади и административным здание на Красных воротах. МГУ, как и все упомянутые объекты, был возведен в сложное послевоенное время, когда страна восстанавливалась из руин. Не трудно представить, скольких усилий стоило построить целый студенческий город в сжатые сроки. Главная задача сегодня, спустя 70 лет, сохранить это архитектурное наследие и эта – наверное, здесь будет уместно слово «миссия» возложена на нашу компанию. Разумеется, мы приложим максимум усилий. Состоянием корпусов МГУ очень обеспокоены как преподаватели, так и студенты. Достаточно вспомнить недавнюю резонансную историю с реставрацией биофака, после которой любые работы в вузе несомненно будут объектом пристального внимания со стороны Мосгорнаследия, которое было очень обеспокоено ситуацией. Такие скандалы, конечно, больше не должны повторяться. Ректор МГУ тоже внимательно следит за тем, как идут дела. Ведь это, по сути, первая масштабная реставрация МГУ.»

На сегодняшний день уже восстановлена разрушенная кладка крыльца, на входе в корпус Научно-исследовательского института ядерной физики. Здесь работы выполнены примерно на 40%. На входной группе Физического факультета объем выполненных работ около 70%. Реставрация входной группы Химфака завершена практически полностью. Здесь осталось установить крышки тумб, облицованных гранитом. Металлическая крыша на Физическом и Химическом факультетах отреставрирована процентов на 70%.

Другие реализованные проекты ООО «2Б проект»:

Строительная компания «2Б проект» реконструировала старую котельную в Новой Москве

В Серпухово появится школа нового формата: строительная компания «2Б проект» возводит двухэтажный корпус

Ваше мнение

Отменить ответ

Автор несет ответственность за содержание комментария

Сохранить моё имя, email и адрес сайта в этом браузере для последующих моих комментариев.

2б проект заменил кровлю дворца

Печать

В Москве реставраторы воссоздадут уникальную лепнину Дома культуры «Северный»

Фото:© «Гражданские силы.ру»/Алексей Нилов

11 августа 2020 17:18:00

Капитальный ремонт ДК в одноименном районе столицы планируется завершить до конца текущего года

В феврале 2020 года «Московская газета» рассказывала о начале капитального ремонта Дома культуры «Северный» — здания в своем роде уникального. Возведен ДК в 50-х годах прошлого века по проекту архитектора Николая Селиванова, который, в свою очередь, переработал типовой проект кинотеатра, созданный архитектором Зоей Брод.


Зоя Брод известна участием в работе над проектом Дворца Советов — его планировалось построить на месте храма Христа Спасителя, который, как известно, был разрушен в 1931 году. Другие ее проекты, выполненные в соавторстве с мужем, архитектором Алексеем Хряковым: планировка центра послевоенного Сталинграда, Дом ветеранов Революции имени Клары Цеткин в Звенигороде, киноклуб на Ленинградском проспекте Москвы. Также Зоя Осиповна с супругом принимали участие в конкурсе проектов Пантеона — так и не построенной грандиозной усыпальницы значимых людей СССР.

«Здание было признано аварийным — существовала серьезная опасность обрушения перекрытий, поэтому его эксплуатация была прекращена, — рассказал генеральный директор строительной компании «2Б проект» Андрей Бажанов. — В неудовлетворительном состоянии было буквально все: стены, кровля, подвал, инженерные коммуникации. Элементы лепного декора, украшающие здание, также нуждались в ремонте либо полной замене».


По словам представителей компании, был проведен полный демонтаж штукатурки, после чего строители приступили к усилению стен. Через каждые 30–40 см снаружи стены делались шурфы, через которые внутрь закачивалась песочно-бетонная смесь. В настоящий момент усилены все стены здания.

Для восстановления элементов лепного декора здания компания пригласила художника-реставратора Владимира Лавренова, в 2016 году принимавшего участие в реставрации исторических артефактов, найденных при раскопках в римском Колизее. Мастер рассказал, что для восстановления лепнины, которой было украшено здание ДК, применяются современные технологии, значительно увеличивающие долговечность элементов.


По словам Владимира Лавренова, при строительстве лепнина делалась непосредственно на здании из известковых материалов, а кронштейны — из цемента. Он же вначале фотографирует оригинал, измеряет его рулеткой и воспроизводит копию того, что делал автор, но уже с использованием современных материалов. В частности, добавляется фиброволокно.

«Ранее я работал с мастерами из Санкт-Петербурга, они применяют известковое молочко, то есть гипс затворяется не на воде, а на извести. Такой состав значительно более долговечен. Плюс к этому покрытие: применяется грунт глубокого проникновения, затем вручную в три-четыре слоя наносится специальный состав. Я для этого даже термин придумал, которого пока еще нет в словарях — штукатурный подмалёвок. В итоге поверхность становится идеально ровной, а только после этого в два-три слоя наносится водоотталкивающая краска из компрессора», — рассказал корреспонденту издания художник-реставратор.




Полностью заменена кровля здания ДК, включая козырьки и фронтоны. Обустроены новые межэтажные перекрытия из современных материалов – взамен отслуживших свое деревянных. Перестраивается подвал, устанавливаются новые окна и двери из лиственницы.



Замене подлежат и инженерные системы здания, плюс к этому, в соответствии с новыми нормативными требованиями будет обустроена система дымоудаления, система пожарной сигнализации, аварийное освещение.

«В связи ограничительными мерами, вызванными распространением новой коронавирусной инфекции, работы были приостановлены на полтора месяца, однако контрактные сроки при этом никто не отменял. Несмотря на объективные трудности, с которыми нам пришлось столкнуться, планируем завершить капитальный ремонт ДК «Северный» к концу 2020 года. Все элементы декора сохранятся в аутентичном виде, а внутри это будет современное здание, удобное и для посетителей, и для сотрудников Дома культуры», — подытожил генеральный директор компании «2Б проект» Андрей Бажанов.

Мостовые вокруг Зимнего дворца

Когда в 1762 г. Зимнем дворце заканчивались отделочные работы, архитекторы озаботились внешним оформлением императорской резиденции. Сначала во второй половине 1763 г. дворец оформили деревянными пушками, расположенными вокруг дворца. Около каждой из пушек были аккуратно уложены такие же деревянные ядра, окрашенные под металл. Все это великолепие обтягивала цепь, окружавшая дворец со стороны луговой части.

Правда, изначально Ф.Б. Растрелли хотел окружить Зимний дворец настоящими трофейными пушками, по тем или иным причинам негодными к употреблению. Однако потребного количества настоящих пушек в арсенале не нашлось, поэтому их и заменили деревянными. Заказ обошелся по 1 руб. 39 коп. за штуку[622]. Эти деревянные пушки простояли около дворца до 1775 г. Когда их убрали, то вместо них у подъездов поставили 24 пары каменных столбов.

Одновременно с этими работами начали формироваться первые участки мостовых вокруг дворца. В середине XVIII в. продолжал существовать только один способ достойно обустроить территорию вокруг Зимнего дворца – мощение булыжником. Это была старая как мир технология, позволявшая избавиться от непролазной городской грязи. Еще Петр I начал мостить Петербург булыжником, введя знаменитый «каменный налог». По указу Петра I все транспортные средства, прибывающие в Петербург – от телег до барж, – должны были доставить в строящийся город некий «тоннаж» булыжника, соответствующий «грузоподъемности» транспортного средства.

Материал был в прямом смысле вечным, но имелись и некоторые неудобства. Карета, проезжающая мимо Зимнего дворца, производила невообразимый шум своими деревянными колесами, окованными металлическими полосами. Фрагменты булыжной мостовой со стороны Салтыковского подъезда у северо-западного ризалита Зимнего дворца сохранились по сей день, но этот булыжник появился там в начале XX в., когда «перебирали» крыльцо Салтыковского подъезда. Возможно, кое-где со стороны Черного проезда в двориках и остались фрагменты булыжной мостовой XVIII в.

Таким же древнейшим способом для обустройства окружающей территории служили тесаные гранитные плиты. Их годами доставляли водой прямо до Зимнего дворца из финских и карельских каменоломен.

Когда строительство Зимнего дворца подходило к концу, с 15 июля 1761 г. начались работы по укреплению камнем берега Невы под окнами императорской резиденции. При Елизавете Петровне Нева была обшита деревянной набережной высотой в 2–2,5 метра. В 1758 г. императрица утвердила проект укрепления берега Невы каменными плитами, однако одевать набережную Невы в камень стали только при Екатерине II. Работы продолжались по 1 мая 1763 г. и обошлись казне в 34 726 руб.

Эти работы были очень важны. Гранитные набережные не только завершали достойное оформление внешнего облика императорской резиденции, но и служили утилитарным целям, предохраняя фундаменты Зимнего дворца от ежегодных осенних подтоплений.

Одновременно со строительством набережной гранитными плитами «из дикого тесаного камня» выложили и тротуар в две плиты шириной вдоль новой набережной. Собственно, по этому тротуару, сделанному буквально из вечного материала, мы и ходим по сей день. После приемки готовой набережной работы продолжились (с мая 1763 г. и по сентябрь 1766 г.) и набережную «дотянули» до впадения Мойки в Неву[623]. На укрепление берегов Невы с 1761 по 1766 г. потратили 57 101 руб. Тогда же построили Прачечный мост. Кроме того, этим же «тесаным диким камнем» выложили пандусы, ведущие к Иорданскому подъезду.

Работы по наращиванию набережной с некоторыми перерывами продолжались вплоть до конца 1780-х гг. В результате набережную протянули от Литейного дома до Галерного двора, за исключением трехверстового участка у «промзоны» Адмиралтейства. И знаменитые строки А.С. Пушкина появились не на пустом месте:

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, гордый вид,

Невы державное теченье,

Береговой ее гранит…

Дворцовая площадь, которую при Екатерине II называли «лугом», представляла собой большое поле, где среди грязи пасли коз. Через этот непролазный в распутицу «луг» к трехарочному проезду в Большой двор Зимнего дворца вела хорошо замощённая и содержавшаяся в идеальном порядке дорога.

Проблему «луга», заполнявшегося грязью после любого дождя, поначалу решали декоративными методами, закрывая всю грязь напыщенными деревянными постройками. Например, на Дворцовой площади построили деревянный амфитеатр, который скрывал дома Невского проспекта, располагаясь на месте нынешнего Главного штаба. Этот амфитеатр использовался во время помпезных «рыцарских каруселей» екатерининской эпохи.

С благоустройством Дворцовой площади связан первый в России открытый архитектурный конкурс. Он был объявлен 1 мая 1779 г. Впрочем, еще до подведения его итогов, вполне в духе национальных традиций, застройку Дворцовой площади начал Ю.М. Фельтен. 31 октября 1780 г. «коллежский советник Фельтен получил за проект фасада к строению перед дворцом 900 руб». Фактически Фельтен выплатили премию за ранее исполненный проект. Именно Фельтену приписывают идею полукруглой дуги фасадов перед Зимним дворцом. Впоследствии эта идея была воспринята К.И. Росси[624].

К началу XIX в. все площади, плацы и проезды вокруг Зимнего дворца сплошь вымостили булыжником. Постепенно вымостили булыжником и Дворцовую площадь. Среди этого булыжника имелись небольшие островки из тесаного камня. Причем появились они уже в 1764 г., когда «от луговой линии в большом портале, вокруг столбов и стен, положили» отмостку «из тесаного камня»[625]. На площади установили две гранитные «грелки» с железными печами, в которых зимой разводили костры для кучеров и слуг, ожидавших хозяев. Позже Павел I приказал сломать эти грелки, т. к. они мешали проведению вахтпарадов.

В 1782 г. вокруг всего Зимнего дворца началась прокладка пешеходных дорожек из тесаной путиловской плиты, которую добывали еще со времен Петра I поблизости от Петербурга. Тротуар прокладывали шириной в 2 аршина, со столбами из дикого камня. Все работы обошлись в 25 919 руб., и окончили их в 1790 г.[626] В 1818 г. тосненской плитой «серого слоя», по распоряжению Александра I, устроили тротуар «с вертикальными дождевыми трубами и с накрючными желобами» на Миллионной улице, около Экзерциргауза, около Зимнего дворца[627].

В начале 1830-х гг. Николай I провел эксперимент по замене булыжной мостовой на деревянную торцовую мостовую вокруг Зимнего дворца. Торцовую мостовую впервые положили на улицах Петербурга еще в начале 1820-х гг. По предложению академика В.П. Гурьева торцовой мостовой замостили сначала два участка – на Большой Морской и на Миллионной улицах, а затем, через 6–7 лет, часть Невского проспекта и Петергофской дороги.

Впервые мощение мостовой торцовыми шашками из дерева рядом с Зимним дворцом состоялось в 1820 г. Тогда «пилотный проект» предусматривал мощение только Дворцовой набережной. Эта деревянная набережная погибла после катастрофического наводнения в 1824 г.

Второй раз Николай I повторил подобный опыт в 1833 г. В апреле 1833 г. Николай I распорядился представить ему смету на мощение торцовой мостовой всего пространства вокруг Зимнего дворца. Уже тогда было ясно, что держится эта мостовая очень недолго – 3–4 года, однако у нее было очень важное преимущество перед долговечной булыжной мостовой – она была практически бесшумна. Да и дерево для России не являлось дефицитным материалом.

По заданию императора предполагалось вымостить деревянными шашками всю Дворцовую набережную, вплоть до моста через Зимнюю канавку и от Невского проспекта вдоль Адмиралтейства до Зимнего дворца.

Смету составлял архитектор И.И. Шарлемань. По этой смете весь проект стоил 68 725 руб. При этом архитектор предлагал замостить также дворцовые переулки – Черный и Ермолов, находившиеся около Георгиевского зала и выходившие на Малый Эрмитаж, что удорожало смету на 9804 руб. Общая же сумма проекта составляла 78 529 руб.[628]

Просмотрев смету, Николай I приказал разбить работы на четыре очереди и в июне 1833 г. приступить к работам. Пока царский двор проводил лето в загородных резиденциях, весь булыжник вокруг дворца выломали, перевезли его к Летнему саду и уложили деревянную торцовую мостовую.

Прослужила новая мостовая буквально несколько месяцев. 11 ноября 1833 г. началось очередное питерское наводнение. Вода поднялась так высоко, что залила не только Дворцовую набережную, но и подвалы Зимнего дворца. В результате деревянная мостовая просто погибла. Деревянные плашки, впитав воду, распухли, их «выперло», что «повредило торцовую мостовую от Эрмитажного подъезда до Иорданского, так что оная была поднята на 4 вершка выше. В подвалах же, где имеют жительство мастеровые и мастерских – в штукатурной, что у Иорданского подъезда была выступивши на 9 вершков, и в Оконничной, что под Государственным советом на 6 вершков, также была вода и в подвалах Эрмитажа выше 8 вершков. что под комнатами Государя Императора поднялась на 7 вершков»[629].

В 1840-х гг. мостовые вокруг Зимнего дворца вновь поменяли, заменив деревянные плашки на тесаный гранит – брусчатку. В 1885 г. во время ремонта Большого двора там убрали брусчатку и положили асфальт. Это был первый опыт использования асфальта по периметру Зимнего дворца. Со временем площадь покрытых асфальтом двориков и проездов постепенно увеличивалась, но это не отменило ни брусчатку, ни тесаный камень, ни гранитные плиты, которые можно увидеть вокруг Зимнего дворца и по сей день.

Инженерная инфраструктура Зимнего дворца

Зимний дворец представлял собой огромное и очень сложное хозяйство. О его масштабах дают представление следующие цифры: согласно планам Зимнего дворца 1888 г., общая площадь императорской резиденции с Эрмитажем и зданием Эрмитажного театра занимала 20 719 кв. саж., или 8 2 /3 десятины. Собственно же здание Зимнего дворца занимало 4902 кв. саж.; Главный двор – 1912 кв. саж.; жилые этажи дворца включали 1050 «покоев», площадь пола которых составляла 10 219 кв. саж. (4 1 /4 дес.), а объем – до 34 500 куб. саж. В этих покоях имелось 6333 кв. саж. паркетных полов: 548 – мраморных, 2568 – плитных, 324 – дощатых, 512 – асфальтовых, мозаичных, кирпичных и др. Дверей в Зимнем дворце насчитывалось 1786, окон – 1945, 117 лестниц с 3800 ступенями, 470 разных печей.

Поверхность крыши Зимнего дворца составляла 5942 кв. саж. На крыше имелось 147 слуховых окон, 33 стеклянных просвета, 329 дымовых труб с 781 дымоходом (в одной трубе могло проходить по несколько печных каналов). Длина карниза, окружавшего крышу Зимнего дворца, составляла 927 сажени; длина каменного парапета – 706 саженей. К 1888 г. в Зимнем дворце имелось 13 громоотводов. Ежегодный расход на содержание дворца составлял до 350 000 руб. в год при 470 служащих. Напомним, что сажень – это чуть больше двух метров (2,1336).

Инженерные коммуникации пронизывали все здание, их требовалось содержать в безупречном состоянии, поскольку Зимний дворец являлся главной императорской резиденцией. Кроме того, в Зимнем дворце были сосредоточены колоссальные художественные ценности, и для их хранения требовались особые условия, которые обеспечивались соответствующими инженерными сетями.

Различные ремонты, перепланировки, локальные усовершенствования начались в Зимнем дворце буквально в первое же десятилетие после его постройки. Однако настоящий инженерный прорыв произошел в 1838–1839 гг., когда Зимний дворец восстанавливался после пожара 17–18 декабря 1837 г.

Хотя Николай I и распорядился восстанавливать Зимний дворец «как было», однако он был прагматиком, поэтому император решил воспользоваться капитальным ремонтом дворца для того, чтобы насытить его техническими новинками.

Эти технические новинки можно разделить на две составляющие части.

К первой мы отнесем те новаторские технические решения, которые использовались непосредственно при восстановлении дворца. Например, принципиально новый подход при формировании системы перекрытий Зимнего дворца.

Ко второй – те, что качественно меняли уровень повседневного комфорта царственных обитателей Зимнего дворца. Это новая система отопления, новые осветительные приборы, новая прачечная, новая водопроводная система и новые дворцовые лифты.

Подчеркнем, что Николай Павлович достаточно квалифицированно разбирался как в первой, так и второй группе технических проблем. Напомним, в молодые годы он достаточно долго командовал саперными частями. Конечно, иногда сказывались особенности характера императора, и специалистам подчас бывало сложно убедить царя в правильности их расчетов. Но в целом он прислушивался к их мнению.

Та инженерная инфраструктура Зимнего дворца, фундамент которой заложил Николай Павлович, в последующие десятилетия только наращивалась. Например, на смену гелиотелеграфу пришла проводная телеграфная связь, которую в свою очередь сменили телефоны и радиостанции. Место восковых свечей заняли газовые, а позже и электрические светильники. И каждая из этих технических новинок имела свою историю в стенах Зимнего дворца. Об этом и пойдет речь далее.

Отметим и то, что в соответствии с «Положением о Зимнем дворце» для обслуживания инженерных систем Зимнего дворца образовали несколько «казенных команд»: Мастеровую, Полотерную, Служительскую и Пожарную. В каждой из команд была своя иерархия специализаций и должностей[329].

Представьте Зимний дворец в готическом облике! Как возник проект и почему его свернули?

Первый Зимний дом для Петра I на месте будущего дворца был сооружен ещё в 1711 году. Это было двухэтажное здание с черепичной крышей. Монументальный Зимний дворец был воздвигнут 1754-1762 годах по заказу Елизаветы Петровны. Императрица скончалась ещё до окончания работ, а новый хозяин дворца Петр III вскоре был свергнут своей супругой Екатериной II.

Дворец спроектировал архитектор Бартоломео Растрелли. Двухъярусная колоннада фасадов и обилие скульптурных изображений образуют сложный ритм. Это придает стройности огромному зданию, протянувшемуся вдоль Невы на 210 м.

Грандиозный пожар

Декабрьским вечером 1837 года дворцовая прислуга почувствовала запах гари. Дым заполнял Фельдмаршальский зал, под которым находилась аптека, но пламени видно не было. Обследовав помещения вдоль дымохода пожарные пролили водой подозрительное вентиляционное отверстие. Но это не сработало.

«Пожар в Зимнем дворце 17 декабря 1837 года», акварель художника Бориса Грина, 1838 «Пожар в Зимнем дворце 17 декабря 1837 года», акварель художника Бориса Грина, 1838

Неудачно спроектированный душник находился в узком пространстве. Отделявшая его деревянная перегородка внезапно рухнула. Пламя вырвалось наружу и начало путь по роскошным залам.

«Сначала объята была пламенем та сторона дворца, которая обращена к Неве; противоположная сторона представляла темную громаду, над коею пылало и дымилось ночное небо; …в среднем ярусе все еще было темно (только горело несколько ночников, и люди бегали со свечами по комнатам), в то время как над ним все уже пылало и разрушалось», – писал поэт Василий Жуковский.

Масса деревянных конструкций и сильный ветер не оставляли шансов спасти здание. Николай I тем вечером был в театре. Спешно вернувшись, император велел вынести военные знамёна и личные письма. А чтобы уберечь произведения искусства разобрали деревянные галереи, ведущие в Эрмитаж.

Огонь бушевал более 30 часов. Многие ценности удалось спасти, но отделка дворца была уничтожена.

«Торжественно-печальны были последние часы феникса-здания. Мы видели в выбитые окна, как огонь победителем ходил на пустынном просторе, освещая широкие переходы: он то колол и обваливал мраморные колонны, то дерзко зачернял драгоценную позолоту, то сливал в безобразные груды хрустальные и бронзовые люстры художественной работы, то обрывал со стен роскошные парчи и штофы. », – вспоминал очевидец пожара, писатель Александр Башуцкий.

Проекты восстановления: готика vs барокко

Зимний дворец, главный фасад, проект Вильгельма Штира, 1838 Зимний дворец, главный фасад, проект Вильгельма Штира, 1838

Император колебался между восстановлением Зимнего дворца в прежнем виде и строительством нового здания. Ему было известно и о принятом годом ранее проекте нового Вестминстерского дворца, который горел в 1834 году. Архитекторам Чарльзу Бэрри и Огастесу Пьюджину ещё предстояло воплотить свой знаменитый сегодня готический проект.

Немецкий архитектор Вильгельм Штир в 1838 году подготовил новый проект Зимнего дворца. Чертежи хранятся в Архитектурном музее Технического университета в Берлине. Исследователь архитектуры Игорь Ямшанов помог мне найти их в высоком разрешении – привожу здесь эти чертежи.

Дворец Советов - утопический проект СССР стоимостью в несколько городов

Дворец Советов считается одним из самых масштабных административных зданий в мире, которые по разным причинам не удалось реализовать. Авторы идеи, предложившие ее еще в третьем десятилетии двадцатого века, называли будущее сооружение настоящим символом СССР. Его планировали использовать для сессий Верховного Совета и массовых демонстраций. Но реализовать грандиозный проект оказалось очень сложно. На подготовку и первые этапы строительства потратили несколько лет, а после начала войны властям и вовсе пришлось этот проект заморозить.

Конструктивные особенности Дворца Советов

Гигантское здание должно было стать не только символом, но и неким вызовом мировой архитектуре. В первые годы после гражданской войны власти постепенно отказывались от конструктивизма в пользу собственного стиля. Возможно, дворец хотели сделать своеобразным венцом такого стиля.

На стадии окончательного проекта дворец становился самым высоким зданием в мире на тот момент. Общая высота по плану – 495 метров. Сначала на вершину здания хотели поместить скульптуру рабочего с факелом, который назывался «Освобожденный пролетарий». Но после вмешательства Сталина рабочего в проекте заменили на 100-метровый памятник Владимиру Ленину. По информации из проекта, одна только рука статуи составляла 30 метров, а его указательного пальца – 4 метра. Предполагалось, что громадную статую можно было увидеть на расстоянии в несколько десятков километров. Для каркаса дворца разработали уникальную сталь высокой прочности.

Предполагаемая вместимость административного здания – 40 тысяч человек одновременно. Главный его вход, расположенный напротив Кремля, украшался статуями главных теоретиков социализма Карла Маркса и Фридриха Энгельса. Фасады и внутренние помещения также планировали украсить барельефами, символизировавшими переход к сталинскому ампиру. Большой зал визуально напоминал амфитеатр, а его приблизительная площадь составляла 12 тысяч квадратных метров. Это помещение рассчитывалось на 20 тысяч человек. Малый зал должен был располагаться по соседству и вмещать около 6 тысяч человек. Кроме залов, проект включал в себя несколько аудиторий и крупнейшую в стране библиотеку.

По техническому оснащению это сооружение могло стать одним из передовых для своей эпохи. Проектировщики хотели оснастить его системами очистки воздуха, эскалаторами, скоростными лифтами, а огромную сцену трансформировать в бассейн и обратно при необходимости.

Изменение столичной архитектуры ради дворца

Дворец Советов должен был стоять на месте Храма Христа Спасителя. Для этих целей древнюю постройку снесли. Кроме этого, архитекторы задумывали внести следующие изменения в облик центра Москвы:

  1. Добавить проспект Дворца Советов от самого здания до Лубянской площади.
  2. Ликвидировать дореволюционную застройку за исключением некоторых ценных зданий с точки зрения истории и культуры.
  3. Расширить магистрали.
  4. Перенести музей искусств А.С. Пушкина.

Конкурс на строительство дворца

Масштабный конкурс на проект дворца был объявлен в 1931 году. Эскизы присылали тысячи людей – от архитекторов с международным именем до простых школьников. Среди участников оказался даже француз Ле Кюрбюзье – автор вилл, монастырей, музеев, домов культуры, расположенных в нескольких странах Европы и Азии. Эскизы присылали также из Италии, США, Германии и Швейцарии. Победителем в итоге официально стал советский архитектор Б.М. Иофан (автор «Дома на набережной»), но позже его объединили в рабочую группу с авторами еще двух эскизов – Владимиром Щуко и Владимиром Гелфрейхом. Специалисты являлись прямыми конкурентами в конкурсе и имели разное видение будущего сооружения. В итоге Борис Иофан частично отказался от своей первоначальной идеи.

С какими проблемами столкнулись архитекторы

Для того, чтобы на зыбком грунте устояла конструкция весом в несколько сотен тысяч тонн, потребовался фундамент глубиной в 20 метров. Строительство одного только фундамента завершилось лишь в 1939 году. Затем возникли проблемы с изготовлением башни. Она не имела для здания никакого функционального значения, но требовала много времени, технических ресурсов и тонны дорогостоящих материалов. Если бы от огромной башни решили отказаться, то каркас большого зала сделали еще до начала войны.

Когда в двери советских граждан постучалась война, весь используемый в строительных целях металл пришлось использовать для сооружения мостов, противотанковых ежей и другой инфраструктуры для обороны Москвы.

После войны проект подвергся критике, был признан несовременным. От его реализации окончательно отказались к концу пятидесятых. Идеи Иофана и Жолтовского признали несоответствующими современным требованиям. В композиции видели много недостатков, а внутренние помещения считали неудобными для использования. Чрезмерный объем здания также считался неоправданным, поскольку в будущем пришлось бы много государственных ресурсов тратить на его обслуживание.

На месте фундамента появился бассейн диаметром в несколько десятков метров. Существовал он на этом месте до 1994 года. Храм Христа Спасителя полностью отстроили заново.

Ориентировочная стоимость Дворца советов

Примерную стоимость строительства сооружения можно определить в сравнении с аналогичными, но реализованными проектами. Например, Эмпайр Стейт Билдинг обошелся в 40 миллионов долларов по ценам первой половины двадцатого века. Дворец советов больше этого сооружения примерно в 7 раз. Если установить линейную зависимость, примерная стоимость дворца составит 280 миллионов долларов. А если учитывать дополнительные расходы, идущие на устранение проблем с климатом, стоимость проекта могла превысить 300 миллионов долларов. Этих денег хватило бы на значительное улучшение инфраструктуры в нескольких крупных городах России.

2б проект заменил кровлю дворца


21 млн рублей из регионального бюджета был выделен Заречному на ремонт кровель детских садов и школ. Как расходуются средства и продвигается ремонт, проверил заместитель главы администрации по вопросам архитектуры и градостроительства Александр Воронянский.

Детские сады № 11 и 16 уже обзавелись новой кровлей.

Еще в четырех учреждениях работы близятся к завершению. Это сады № 5, 7, 13 и 18. Там сняли старое покрытие, заменили утеплитель и отремонтировали стяжку. «Кровлю делают участками, – пояснил Сергей Воронянский, – потому что, если снять крышу полностью, во время дождя может затопить помещения. Бригада выполняет полный цикл работ на одном участке, перекрывает его и переходит к следующему».

Еще в двух детских садах – № 17 и 19 – работы только начались.

Всего на ремонт восьми дошкольных учреждений потратят 11 миллионов рублей. Средства после визита в Заречный распорядился выделить глава региона Олег Мельниченко.

Еще 10 миллионов рублей поступило из областного бюджета на ремонт крыш, пострадавших от сильных ливней.

В список попали Ледовый дворец, гимназия № 216 «Дидакт» и лицей № 230.

«Работы на крыше лицея с поправкой на погоду планируем закончить в течение месяца. На 216-ю школу только зашли. Будет ремонтироваться скатная часть крыши. В Ледовом дворце работы начнутся со дня на день. Конкурсные процедуры проведены, контракты заключены», – рассказал Сергей Воронянский. Ремонт кровель в Заречном должны завершить до 4 ноября.

Читайте также: