Замена дымовой трубы на котельной

Обновлено: 07.07.2024

Ростехнадзор разъясняет: Дымовые трубы

Ответ: Специалистами межрегионального отдела государственного строительного надзора, надзора за подъемными сооружениями и котлонадзора подготовлен ответ по данному вопросу.

В настоящее время требования промышленной безопасности к дымовым трубам нормативными правовыми актами не установлены, поэтому основания для проведения аттестации персонала, отвечающего за эксплуатацию дымовых и вентиляционных промышленных труб на предприятии, отсутствуют.

Вопрос:

Является ли дымовая труба котельной, неотъемлемой частью тепловой установки?

Ответ: Согласно «Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок», утвержденные приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24 марта 2003 года N 115», тепловая энергоустановка - энергоустановка, предназначенная для производства или преобразования, передачи, накопления, распределения или потребления тепловой энергии и теплоносителя.

Дымовая труба тепловой энергоустановки является отдельным производственным сооружением, которое эксплуатируется и обслуживается согласно п. 3 настоящих правил.

Вопрос:

Является ли дымовая труба отдельным опасным производственным объектом?

Согласно федеральному закону от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к настоящему Федеральному закону.

Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов. Требованиями к ведению государственного реестра опасных производственных объектов в части присвоения наименований опасным производственным объектам для целей регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов (утв. Приказом Ростехнадзора от 7 апреля 2011 года N 168 ») не предусмотрено выделение в отдельный опасный производственный объект отдельно стоящей дымовой трубы.

Прошу подтвердить, что отдельно стоящие дымовые трубы не могут являться отдельными опасными производственными объектами, а могут являться только сооружениями, предназначенными для осуществления технологических процессов, в составе опасных производственных объектов, таких как Сеть газопотребления.

Ответ 1: Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомном> надзору рассмотрела Ваше обращение в Общественную приемную Ростехнадзора и сообщает следующее.

Нормативными правовыми актами в области промышленной безопасности, не установлено требований к дымовым трубам и порядку их идентификации.

Требования к дымовым промышленным трубам, а также к процессу их эксплуатации установлены Градостроительным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», согласно которым дымовые трубы являются инженерным сооружением, а не объектом капитального строительства и в связи с этим не могут быть идентифицированы в качестве отдельно стоящего опасного производственного объекта в соответствии с приказом Ростехнадзора от 07.04.2011 № 168 ».

Ответ 2: Правовое управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору рассмотрело Ваше обращение, поступившее по информационным системам общего пользования, и сообщает.

Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности» (далее - Федеральный закон № 116-ФЗ) опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к Федеральному закону № 116-ФЗ.

В соответствии с пунктом 1 Приложения 1 Федерального закона № 116-ФЗ к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются в указанных в приложении 2 к указанному Федеральному закону количествах опасные вещества.

Согласно подпункту 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.

Поскольку дымовые и вентиляционные трубы являются составной частью объекта капитального строительства, требования к их проектированию и эксплуатации устанавливаются Градостроительным законодательством, а также Федеральным законом от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

На основании изложенного, отдельно стоящая дымовая труба не является опасным производственным объектом.

Вопрос от 23.03.2018:

Нормативными правовыми актами в области промышленной безопасности не установлено требований к дымовым трубам, требований о проведении их экспертизы промышленной безопасности, а также порядок их регистрации в Ростехнадзоре. В соответствии с какими нормативными правовыми актами в области промышленной безопасности определена методика идентификации дымовых труб по признакам опасности ОПО при регистрации их в государственном реестре опасных производственных объектов?

Ответ: В соответствии с «Техническим регламентом о безопасности зданий и сооружений» от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ, сооружение - результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.

В соответствии с разделом 13 Приказа Ростехнадзора от 25 ноября 2016 г. № 495 «Об утверждении требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов» », идентификация опасных производственных объектов должна осуществляться эксплуатирующей организацией по признаку «технологический процесс по получению, транспортированию, использованию расплава черных и цветных металлов, сплавов на основе этих расплавов», а в случае отсутствия признака учитывать по признаку опасности, связанному с обращением опасного вещества. Технологический процесс, включает в себя: подготовку шихты, материалов и ковшевого хозяйства, подводку и потребление горючих газов, а также их смесей, непосредственное получение расплава, транспортировку и обработку расплава и шлака, разливку металла, отвод и очищение технологических газов.

Дымовые трубы, должны идентифицироваться в составе опасного производственного объекта, как сооружения осуществляющие отвод и очищение технологических газов.

Ремонт дымовых труб

Работают только граждане РФ

Выполняем работы в том числе методом промышленного альпинизма. Соблюдаем все строительные нормы: СНИП и ГОСТ.

Специалист оценит степень разрушения трубы после выезда на ваш объект. Работаем на территории города и области. После осмотра вы получите коммерческие предложение со стоимостью материалов, работ и сроками выполнения.

Вид работ Ед. измерения Цена
Ремонт дымовых труб кв. м договорная
Экспертиза дымовых труб котельных шт. договорная
Укрепление фунадмента труб кв. м договорная
Ремонт трещин промышленных труб пог. м от 5 000 руб.
Покраска дымовых труб альпинистами м2 от 80 руб.
Сигнальная покраска дымовых труб м2 от 85 руб.
Очистка от старой краски кв. м от 130 руб.
Удаление ржавчины с труб котельных м2 от 45 руб.
Подготовка поверхности кв. м от 85 руб.
Пескоструйная обработка дымовой трубы кв. м от 210 руб.
Штукатурка внутренней части трубы и оголовка м2 от 210 руб.
Грунтовка поверхности трубы кв. м от 100 руб.
Окраска термостойкой эмалью м2 от 310 руб.
Покраска металлической дымовой трубы кв. м от 80 руб.
Ремонт труб котельных м2 договорная
Демонтаж дымовых труб м2 от 800 руб.
Минимальный заказ 6 000 руб.

Заказать чистку водостоков и желобов от листьев можно, оставив заявку на нашем сайте. Или позвонив по номеру телефона 8 964 646-42-94. Наши специалисты проконсультируют вас по цене и срокам. При необходимости мы можем приступить к работам в течение суток.

Замена дымовой трубы на котельной

ТРУБЫ ПРОМЫШЛЕННЫЕ ДЫМОВЫЕ

Industrial chimneys. Design rules

Предисловие

Сведения о своде правил

1 ИСПОЛНИТЕЛЬ - Ассоциация пече-трубостроителей и пече-трубопроизводителей России ("РосТеплостройМонтаж")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 "Строительство"

3 ПОДГОТОВЛЕН к утверждению Департаментом градостроительной деятельности и архитектуры Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России)

6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего свода правил соответствующее уведомление будет опубликовано в установленном порядке. Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте разработчика (Минстрой России) в сети Интернет

Введение

Работа выполнена некоммерческой организацией - Ассоциация пече-трубостроителей и пече-трубопроизводителей России "РосТеплостройМонтаж" (Ассоциация "РосТеплостройМонтаж").

Авторский коллектив: АО "Союзтеплострой" (Г.М.Мартыненко - руководитель разработки), Ассоциация "РосТеплостройМонтаж" (Ю.П.Сторожков), СРО НП "МонтажТеплоСпецстрой" (А.Ф.Федин), ООО АС "Теплострой" (В.А.Сырых, Т.В.Цепилов), ООО "Спецвысотстройпроект" (канд. техн. наук С.Б.Шматков), АО НИЦ "Строительство - НИИЖБ им.А.А.Гвоздева (докт. техн. наук Т.А.Мухамедиев), ООО "ПСФ Энерго" (канд. техн. наук А.З.Корсунский), АО "ЦНИИПромзданий" (д-р техн. наук В.В.Гранев, канд. архитектуры Д.К.Лейкина, К.В.Авдеев), ЗАО ЦНИИПСК им.Мельникова (инженеры Е.А.Понурова, Г.Р.Шеляпина, Р.М.Шилькрот, канд. хим. наук Г.В.Оносов), ОАО "Теплопроект" (инж. А.А.Ходько), ФГБОУ ВПО "Южно-Уральский государственный университет" (докт. техн. наук, проф. В.И.Соломин, докт. техн. наук, проф. В.М.Асташкин, докт. техн. наук А.Н.Потапов), при участии объединения "Союзкомпозит" (С.Ю.Ветохин), АНО "Центр нормирования, стандартизации и классификации композитов (инж. А.В.Гералтовский).

1 Область применения

1.1 Настоящий свод правил устанавливает требования к проектированию промышленных дымовых труб, включая фундаменты, с несущими стволами из кирпича, железобетона, стали, полимерных композитов, а также на промышленные дымовые трубы, поддерживаемые несущими металлическими башнями (каркасами).

1.2 Настоящий свод правил не распространяется на проектирование промышленных дымовых труб высотой от отметки установки 15 м и менее.

1.3 Настоящий свод правил не распространяется на проектирование фундаментов промышленных дымовых труб, предназначенных для строительства в особых условиях: на вечномерзлых, просадочных, насыпных и намывных грунтах, подрабатываемых и закарстованных территориях.

2 Нормативные ссылки

В настоящем своде правил использованы нормативные ссылки на следующие документы:

ГОСТ 530-2012 Кирпич и камень керамические. Общие технические условия

ГОСТ 12071-2014 Грунты. Отбор, упаковка, транспортирование и хранение образцов

ГОСТ 19281-2014 Прокат повышенной прочности. Общие технические условия

ГОСТ 19912-2012 Грунты. Методы полевых испытаний статическим и динамическим зондированием

ГОСТ 20276-2012 Грунты. Методы полевого определения характеристик прочности и деформируемости

СП 14.13330.2014 "СНиП II-7-81* Строительство в сейсмических районах" (с изменением N 1)

СП 15.13330.2012 "СНиП II-22-81* Каменные и армокаменные конструкции" (с изменениями N 1, N 2)

СП 20.13330.2016 "СНиП 2.01.07-85* Нагрузки и воздействия"

СП 22.13330.2016 "СНиП 2.02.01-83* Основания зданий и сооружений"

СП 27.13330.2011 "СНиП 2.03.04-84 Бетонные и железобетонные конструкции, предназначенные для работы в условиях воздействия повышенных и высоких температур"

СП 28.13330.2012 "СНиП 2.03.11-85 Защита строительных конструкций от коррозии" (с изменениями N 1, N 2)

СП 43.13330.2012 "СНиП 2.09.03-85 Сооружение промышленных предприятий" (с измененением N 1)

СП 47.13330.2016 "СНиП 11-02-96 Инженерные изыскания для строительства. Основные положения"

СП 63.13330.2012 "СНиП 52-01-2003 Бетонные и железобетонные конструкции. Основные положения" (с изменениями N 1, N 2, N 3)

Примечание - При пользовании настоящим сводом правил целесообразно проверить действие ссылочных документов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего свода правил в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку. Сведения о действии сводов правил целесообразно проверить в Федеральном информационном фонде стандартов.

3 Термины и определения

В настоящем своде правил применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 агрессивная среда: Среда эксплуатации сооружения, вызывающая уменьшение сечений и деградацию свойств материалов отдельных конструкций сооружения во времени.

3.2 воздействие: Явление, вызывающее изменение напряженно-деформированного состояния строительной конструкции.

3.3 газоотводящий ствол: Вертикальная часть газоотводящего тракта, обеспечивающая отвод в атмосферу и рассеивание отводимых газов.

3.4 газоход: Часть газоотводящего тракта по которому отводимые газы перемещаются от обслуживаемого оборудования (теплового или промышленного агрегата) до дымовой трубы (газоотводящего ствола).

3.5 дивертор: Устройство на газоотводящем стволе, обеспечивающее, при необходимости, переключение направления потока отводимых газов.

3.6 диффузор: Расширяющийся по ходу движения газа участок газоотводящего тракта.

3.7 защитная система: Система защиты несущего ствола дымовой трубы от агрессивного или температурного воздействия отводимых газов, состоящая из защитной футеровки (газоотводящего ствола), тепловой изоляции, опорных конструкций.

3.8 интерцепторы: Спиралевидные ребра, устанавливаемые в верхней части трубы (обычно металлической), для предотвращения или уменьшения ее резонансных колебаний в ветровом потоке.

3.9 конфузор: Сужающийся по ходу движения газов участок газоотводящего тракта.

3.10 коэффициент сочетаний нагрузок: Коэффициент, учитывающий уменьшение вероятности одновременного достижения несколькими нагрузками их расчетных значений.

3.11 коэффициенты надежности: Коэффициенты, учитывающие возможные неблагоприятные отклонения значений нагрузок, характеристик материалов и расчетной схемы строительного объекта от реальных условий его эксплуатации, а также уровень ответственности строительных объектов.

3.12 лучковая арка: Арка, отношение стрелы подъема которой к пролету менее 1/2.

Примечание - Отношение стрелы подъема лучковой арки и лучкового свода к пролету, как правило, составляет 1/8, 1/12, 1/16 или 1/32, а центральный угол - от 120° до 180° соответственно.

3.13 маркировочная окраска: Окраска высотного сооружения горизонтальными полосами белого и красного (оранжевого) цветов для выделения его на фоне местности с целью обеспечения безопасности полетов воздушных судов.

3.14 молниезащита: Устройство для защиты дымовой трубы и ее отдельных элементов от прямого удара молнии.

3.15 надежность: Способность строительного объекта выполнять требуемые функции в течение расчетного срока эксплуатации.

3.16 несущая конструкция: Конструкция, воспринимающая основные нагрузки и обеспечивающая прочность, жесткость и устойчивость сооружения.

3.17 несущая способность: Максимальный эффект воздействия, при котором в конструкциях, а также грунтах основания, не происходит разрушение любого характера (пластического, хрупкого, усталостного) и потеря местной или общей устойчивости.

3.18 полуциркульная арка: Арка, отношение стрелы подъема которой к пролету равно 1/2 и центральный угол равен 180°.

3.19 предельное состояние: Состояние строительного объекта, при превышении характерных параметров которого эксплуатация строительного объекта недопустима, затруднена или нецелесообразна.

3.20 промышленная труба: Высотное сооружение, предназначенное для создания тяги, отвода и рассеивания в атмосфере продуктов сгорания топлива или воздуха, содержащего вредные примеси.

Примечание - Промышленные трубы, отводящие преимущественно продукты сгорания топлива, называются дымовыми, а промышленные трубы, отводящие преимущественно воздух, содержащий вредные примеси, называются вентиляционными.

3.21 разделительная стенка: Конструкция в нижней части ствола трубы или газоотводящего ствола, разделяющая встречные потоки подводимых газов при двух и более вводах газоходов.

3.22 расчетная модель трубы: Модель взаимосвязанной системы "ствол трубы - фундамент - основание", используемая при проведении расчетов и включающая в себя: расчетные схемы, идеализирующие геометрию рассчитываемого объекта; расчетные модели нагрузок и воздействий; расчетные модели напряженно-деформированного состояния; расчетные модели материалов.

3.23 расчетный срок службы: Установленный в нормах проектирования, задании на проектирование или в проектной документации временной период (срок) использования строительного объекта по назначению до его капитального ремонта либо реконструкции при нормальной эксплуатации с предусмотренным техническим обслуживанием.

Примечание - Расчетный срок службы отсчитывается от начала эксплуатации или возобновления эксплуатации после капитального ремонта, реконструкции, или расконсервации.

3.24 световое ограждение: Обозначение местоположения высотного сооружения в темное время суток и при плохой видимости с помощью заградительных огней, устанавливаемых на сооружении для обеспечения безопасности полетов воздушных судов.

3.25 светофорные площадки: Площадки, предназначенные для размещения на них и обслуживания заградительных огней светового ограждения трубы, используемые также при осмотрах, обследованиях, техническом обслуживании и ремонтах трубы.

3.26 секция газоотводящего ствола: Укрупненная составная часть газоотводящего ствола, ограниченная температурно-компенсационными стыками, свободным или опорным краями и собранная из нескольких царг с помощью жестких (чаще всего неразъемных) соединений.

3.27 царга: Отдельный конструктивный элемент дымовой трубы или газоотводящего ствола, как правило, цилиндрической формы, имеющий необходимые детали для соединения с аналогичными элементами или смежными частями дымовой трубы или газоотводящего тракта

4 Общие требования

4.1 Проектирование промышленных дымовых труб (далее - труб) следует выполнять с учетом требований СП 43.13330.2012 (пункты 9.3 и 9.4), при этом должна быть обеспечена эвакуация в атмосферу и эффективное рассеивание отводимых газов до допустимых гигиеническими нормами пределов концентрации вредных веществ и твердых частиц на уровне земли в зоне расположения трубы.

При проектировании труб следует учитывать их уровень ответственности.

4.2 Трубы по конструктивным особенностям делятся:

- на свободностоящие (самонесущие) - кирпичные, армокирпичные, монолитные железобетонные, сборные железобетонные, стальные, из полимерных композитов;

- трубы с оттяжками - стальные, из полимерных композитов;

- трубы в поддерживающем каркасе (башне) - стальные, из полимерных композитов.

Несколько труб допускается объединять соединительными конструкциями, не препятствующими независимым перемещениям каждой из труб относительно остальных, объединенных в одно сооружение.

Замена дымовой трубы на котельной

РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРИЕМКЕ СТРОИТЕЛЬСТВА, РЕКОНСТРУКЦИИ И РЕМОНТА
ДЫМОВЫХ ТРУБ ТЕПЛОВЫХ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЙ И КОТЕЛЬНЫХ

ВВЕДЕНИЕ

Рекомендации направлены на оказание практической помощи руководящим и инженерно-техническим работникам организаций, занятых строительством, реконструкцией и ремонтом дымовых железобетонных труб. Они разработаны с учетом требований Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и ПБ 03-445-02 [4].

Настоящие Рекомендации содержат основные положения по организации и проведению контроля качества на всех этапах строительства, реконструкции, ремонта и приемки в эксплуатацию дымовых труб.

При разработке Рекомендаций учтены опыт строительства и ремонтного обслуживания труб разных конструкций, виды и статистика типовых разрушений, обобщены результаты исследований и конструкторских разработок, выполненных рядом научно-исследовательских, проектных институтов и специализированных организаций, материалы зарубежных публикаций.

В Рекомендациях кратко описаны современные конструкции дымовых труб, виды и типовые причины их разрушений, что позволяет более квалифицированно оценивать выполненную работу по сооружению трубы, правомерность и последствия возможных изменений в технологии; называются инспектирующие органы и должностные лица, которые рекомендуется включать в приемочную комиссию; обосновываются стадии контроля, его объем, содержание и приборное обеспечение на разных стадиях, включая особенности приемки трубы после реконструкции и ремонта; описываются общие требования при приемке дымовых труб с учетом их технологических или конструктивных особенностей, основным критерием качества принимаемых конструкций является точное соответствие их проектной документации, соблюдение технологической дисциплины; приводится перечень документов, составляемых при приемке дымовых труб и подписываемых приемочной (рабочей) комиссией (приложения А-В).

В соответствии с Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и ПБ 03-445-02 [4] приемка дымовых труб в эксплуатацию заканчивается экспертизой промышленной безопасности труб.

1 ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Настоящие Рекомендации разработаны в соответствии с действующими строительными нормами и правилами и другими нормативными документами для обеспечения:

- единства подходов и объемов требований при приемке дымовой трубы в эксплуатацию;

- целенаправленности всех организационных, технических и технологических действий участвующих в проектировании и сооружении дымовых труб лиц и организаций на достижение максимальной надежности возводимого объекта в течение всего запланированного срока эксплуатации;

- необходимой документацией лиц, осуществляющих приемку-сдачу вновь сооружаемых и реконструируемых дымовых труб.

1.1 Понятие дефекта, категория дефектов, оценка состояния трубы

Дефект дымовой трубы определяется как одиночное или совокупное отклонение качества, формы, фактических размеров конструкций, их элементов и материалов от требований нормативных документов или проектов, возникающее при проектировании, изготовлении, возведении или монтаже, и проявляется в виде повреждений, возникающих при эксплуатации вследствие механических (силовых, температурно-влажностных), химических или комбинированных воздействий.

Повреждения от силовых воздействий возможны вследствие превышения расчетных значений внутренних усилий в элементах конструкций из-за несоответствия реальных условий работы конструкций расчетам. Они возникают также из-за неверных расчетов, применения некачественных, нерасчетных строительных материалов, нарушения технологии возведения труб, местных разрушений и проявляются в виде разрывов, трещин, сколов кирпича, бетона с выпучиванием продольной арматуры, а также в форме чрезмерных деформаций элементов сооружения (искривления оси ствола, кренов и осадок фундаментов, выпучивания и искривления участков стен и футеровки ствола и газоходов, прогибов перекрытий и др.).

Повреждения от температурно-влажностных воздействий (например, вследствие неверно осуществленного режима разогрева перед сушкой или собственно сушки) проявляются в образовании вертикальных, а в верхней части железобетонных дымовых труб и горизонтальных трещин, в отслоении кирпича и бетона лещадками преимущественно в местах применения материалов невысокой морозостойкости и их чрезмерного увлажнения атмосферными осадками, выбросами пара, технических вод и др. Степень повреждения конструкций характеризуется шириной раскрытия и длиной трещин, площадью деструктивных разрушений конструкций фундамента, ствола, футеровки.

Повреждения от химических воздействий возникают в результате действий агрессивных сред; они проявляются в виде химической и электрохимической коррозии бетона, кирпича, металлов, связующих материалов, разрушения защитных покрытий и являются наиболее опасными, так как вызывают наибольшие разрушения. Скорость их проявления заметно увеличивается при нарушении технологии возведения трубы, применении некачественных или нерасчетных материалов или технологий.

Степень коррозионного повреждения характеризуется скоростью проникновения коррозии (в миллиметрах в год) по толщине поперечного сечения элементов, а также площадью поражения конструкций.

Дефекты и повреждения конструкций дымовых труб в зависимости от их опасности и значимости рассматриваемого конструктивного элемента для сохранения эксплуатационной пригодности сооружения в целом делятся на три категории: А, Б и В.

К категории А относятся дефекты и повреждения особо ответственных конструкций, их элементов и соединений, представляющие непосредственную опасность разрушения (крены фундаментов и искривления оси ствола; разрушения участков футеровки; деформации, трещины и разрывы основных элементов; потеря устойчивости продольной арматуры; местные прогибы и вмятины стенок металлических труб, выходящие за пределы нормативов; срез сварных швов, болтов или заклепок в местах сопряжения основных элементов и др.).

При обнаружении повреждения, относящегося предположительно к категории А заключение о техническом состоянии и пригодности к дальнейшей эксплуатации конструкции или ее элемента выполняется представителями специализированных организаций. Если в результате их заключения выявленное повреждение будет отнесено к категории А, то процесс приемки конструкции или ее части (а в случае обследования уже эксплуатируемой конструкции ее следует вывести из эксплуатации) прерывается до выполнения необходимого ремонта или устранения дефекта. Заключение специализированной организации фиксируется в приемочных документах или вносится в журнал технической эксплуатации сооружения.

К категории Б относятся дефекты и повреждения конструкций, не представляющие в момент обследования непосредственной опасности для конструкции или сооружения в целом, но способные в дальнейшем вызвать повреждения других элементов или при их развитии перейти в категорию А (трещины, отслоения кирпича и бетона, коррозия бетона и металлических элементов, частичные повреждения сварных, болтовых, заклепочных соединений и др.).

К категории В относятся дефекты и повреждения локального характера, которые при последующем развитии не могут оказать влияние на основные элементы и конструкции (повреждения вспомогательных элементов, лестниц, ограждений, площадок и др.).

В зависимости от наличия дефектов и повреждений в элементах конструкций, категории, в которой они относятся, и условий эксплуатации техническое состояние дымовых труб классифицируется как:

- исправное: все элементы трубы удовлетворяют требованиям действующих нормативных документов и проектной документации;

- работоспособное: удовлетворяются требования обеспечения производственного процесса и правил техники безопасности, однако имеются частичные нарушения требований действующих нормативных документов или проектной документации;

- ограниченно работоспособное: возможно функционирование трубы при определенных эксплуатационных ограничениях и проведении специальных мероприятий по контролю за состоянием конструкций, параметрами технологического процесса, нагрузками и воздействиями;

- неработоспособное (аварийное): возможна потеря несущей способности элементов или сооружения в целом, другие разрушения, исключающие возможность эксплуатации трубы.

Дефекты и повреждения промышленных труб категории В и отдельные повреждения ограниченного развития категории Б допускается устранять по технической документации, разработанной проектно-конструкторскими подразделениями заказчика по согласованию с авторами проекта.

Дефекты и повреждения категории А и повреждения категории Б, способные при дальнейшем развитии перейти в категорию А, устраняются в соответствии с технической документацией.

1.2 Типы применяемых в теплоэнергетике дымовых труб

В настоящее время перспективными для энергетики при новом строительстве являются многоствольные трубы, железобетонные трубы с прижимной футеровкой или зазором между стволом и футеровкой, а при реконструкции - с заменой футеровки металлическим стволом (или несколькими стволами) или устройством футеровки из монолитного легкого бетона.

Опыт эксплуатации труб разных конструкций показал наличие некоторых типовых разрушений. Важным мероприятием для профилактики значительного числа возможных нарушений является операция приемки труб в эксплуатацию, что и объясняет необходимость данных.

Ниже приводятся обзорное описание типовых разрушений перспективных для энергетики типов труб и некоторые рекомендации, позволяющие смягчить их последствия.

1.3 Оценка состояния эксплуатируемых энергетических труб

1.3.1 Оценка состояния эксплуатируемых труб с внутренними металлическими стволами

Отдельные элементы труб с металлическими стволами имеют разрушения, вызванные конструктивными недоработками, строительными недоделками и эксплуатационными нарушениями.

На эксплуатируемых трубах скорость коррозии нетеплоизолированного металла (отсутствие изоляции по проекту, разрушение ее в процессе эксплуатации из-за наличия незакрытых монтажных проемов и т.п.) значительно выше, чем металла, укрытого изоляцией.

Устранение причин разрушения может быть довольно просто достигнуто строгим выполнением требований проекта и инструкции по приемке дымовых труб в эксплуатацию, дополнительной теплоизоляцией незащищенных участков, более частым осмотром труб с целью раннего обнаружения и предотвращения нарушений тепловой изоляции.

На многих дымовых трубах через несколько лет эксплуатации происходит разрушение оголовков - частей металлических стволов, возвышающихся над устьем несущей бетонной конструкции. Для оголовков характерны:

- коррозионные разрушения, в том числе сквозные, ограждающей конструкции;

- коррозионные разрушения в области сварных швов, соединяющих оголовок с металлическим стволом;

- коррозионные разрушения в области других сварных швов.

Для предупреждения подобных нарушений выполняется теплоизоляция оголовков с покрытием ее кожухом (из алюминиевого листа, углеорганического пластика, стали) для предотвращения ветрового разрушения или укрытия оголовков под кровлю устья трубы.

Группа нарушений может быть объяснена усилением коррозии вследствие электрохимических процессов, возникающих на стыках деталей из разнородных металлов.

При сжигании несернистых и малосернистых топлив можно рекомендовать выполнение оголовков из основного материала ствола, поскольку в этом случае существенной разности в скорости коррозии между материалами ствола и оголовка не отмечено. Рекомендуется и выполнение оголовка из новых материалов - композитных полимерных.

Нарушения, относящиеся к третьей группе, возникают из-за применения электродов, не подходящих для свариваемых марок сталей, т.е. из-за нарушения технологии изготовления.

Типичные разрушения других элементов стволов таких труб:

1 Крыша (перекрытие) межствольного пространства на некоторых трубах не смонтирована или смонтирована, но не изолирована. В первом случае наблюдается коррозия стволов ниже оголовков, во втором - коррозионные нарушения самой кровли.

При часто применяемом небольшом угле наклона кровли и сжигании мазута на кровле часто образуются тяжелые, плотные и агрессивные отложения, разрушающие ее. Выполнение кровли под большим углом от среза (устья) несущей бетонной конструкции до среза оголовка позволит защитить от ветрового воздействия изоляцию оголовков и способствовать интенсивному освобождению кровли от выпадающих на нее продуктов неполного сгорания.

2 Стволы имеют следующие характерные нарушения:

- глубокую коррозию (вплоть до сквозных отверстий) на отдельных участках ствола;

- разрушения уплотнений компенсаторов;

- разрушение элементов подвески;

- разрушение горизонтальных скользящих упоров;

- околошовные нарушения целостности материала.

Первая группа явлений определяется обычно местным разрушением изоляции, спровоцированным наличием подсоса холодных масс воздуха через незакрытые строительно-монтажные проемы, влажностью этих масс, динамическим (ветровым) воздействием. Предлагаемые меры борьбы - точное и полное соблюдение проекта и строительной технологии.

Разрушение уплотнений компенсаторов вызвано в основном устаревшим проектным решением. Рекомендуются конструкции компенсаторов сальникового типа с использованием в качестве закладки металлических промасленных тросов, шариковой засыпки, синтетических прокладок, материала "аримид".

Разрушение элементов подвески, силовых элементов, закладных деталей могут иметь двойную природу: либо вследствие отмеченных выше несоблюдений строительно-монтажной технологии, либо из-за применения несовместимых с основным металлом электродов. Этими же причинами объясняются имеющиеся околошовные повреждения.

Для предотвращения возможных нарушений, относящихся к этой группе, рекомендуется полное и точное следование технологии сооружения и приемки в эксплуатацию трубы.

Если в трубах не закрыты проемы в нижней части, служащие для ввода газоходов, а последние не изолированы, возрастает в несколько раз скорость коррозии элементов нижней части трубы. Если проектом по каким-либо причинам не предусмотрено закрытие проемов и изоляции ввода газоходов, то при реконструкции трубы в проект вносятся соответствующие дополнения и выполняются теплоизоляция и уплотнение вводов газоходов.

1.3.2 Оценка состояния эксплуатируемых железобетонных труб с различными типами футеровок

При возведении труб с вентилируемым зазором для полной реализации заложенных при проектировании решений выполняются:

- монтаж, наладка и запуск в эксплуатацию проектных установок вентиляции зазора;

- освобождение вентилируемого зазора от строительного мусора, наблюдение за чистотой его пространства в период строительства;

- заделка строительно-монтажных проемов в целях предотвращения разрушения футеровки.

Ниже приводятся типовые нарушения, выявленные после сдачи труб в эксплуатацию, и рекомендации по их предотвращению.

1 Разрушения в дымовых трубах с футеровкой из красного кирпича объясняются следующими причинами:

- образованием конденсата с содержанием раствора серной кислоты, который вследствие градиентов температуры и влажности проникает через швы кладки к железобетонному стволу и разрушает как материал футеровки, так и сам ствол. Это характерно в основном для ТЭС и котельных, преимущественно сжигающих сернистый мазут и угли с высоким содержанием серы;

- просачиванием (фильтрацией) конденсата водяных паров в толщу материала, его замерзанием в зимнее время с последующим разрушением материала ствола вследствие распирания. Такое повреждение характерно при сжигании газового топлива, мокрой очистке дымовых газов, низкой температуре уходящих газов. Разрушения обуславливаются пористой структурой применяемых материалов, недостаточными плотностью швов и монолитностью кладки. Эти повреждения предупреждаются применением дополнительных уплотняющих влаго- и кислотостойких покрытий, искусственным уплотнением (старением) поверхности материала, ее остеклованием, плакированием и т.д., что должно быть предусмотрено проектом. Недостаточные стойкость, долговечность и адгезия с защищаемым материалом существующих типов покрытий требуют применения других типов покрытий, современных материалов и технологий;

Замена кирпичной дымовой трубы на металлическую для котельной 30м

Замена кирпичной дымовой трубы на металлическую для котельной 30м

Каждая дымовая труба для котельной или промышленного предприятия разрабатывается в индивидуальном порядке с учетом специфики производства, состава отводимых газов и климатических особенностей района строительства.

Онлайн-опросник

ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ

Технические решения, принятые в рабочей документации, соответствуют требованиям экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и других норм, действующих на территории Российской Федерации и обеспечивают безопасную для жизни и здоровья людей эксплуатацию объекта при соблюдении предусмотренных проектной документацией мероприятий.

1. ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ

1.1. Настоящий проект выполнен на основании следующих документов:

- Техническое задание на разработку проектно документации.

- СП 16.13330.2011 Актуализированная редакция СНиП II-23-81* "Стальные конструкции. Нормы проектирования"

- СП 20.13330.2011 Актуализированная редакция СНиП 2.01.07-85* "Нагрузки и воздействия."

- Пособие по проектированию стальных конструкций (к СП 16.13330.2011 Актуализированная редакция СНиП II-23-81* "Стальные конструкции. Нормы проектирования")

1.2. За относительную отметку 0,000 принята отметка низа опорных баз дымовой трубы.

2. КОНСТРУКТИВНОЕ РЕШЕНИЕ, НАГРУЗКИ И РАСЧЕТНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ:

2.1. Проектом предусматривается установка дымовой трубы высотой 30,0 м с одним газоотводящими стволам. Для отвода дымовых газов предусмотрен газоотводящий ствол диаметром 800мм из стали С345К, закрепленный на несущем металлокаркасе. Несущей конструкцией дымовой трубы является квадратная в плане стальная решетчатая башня (СРБ), воспринимающая горизонтальную (ветровую) нагрузку от ствола газохода и на собственный контур.

2.2. Соединения элементов решетки с поясами запроектированы на болтах. После монтажа все соединения провариваются ручной сваркой по периметру.

2.3. Газоотводящий ствол диаметром 800 мм располагается внутри несущей башни и удерживается опорными площадками со скользящими опорами.

2.4. В заводских условиях для сварки применять полуавтоматическую сварку в среде углекислого газа ГОСТ 8050-85. Нерасчетные, а также минимальные расчетные толщины швов принимать по табл. 38 СП 16.13330.2011*.

2.5. Монтажная сварка осуществляется электродами типа Э46 по ГОСТ9467-75*. Сварку производить в соответствии с требованиями СП 16.13330.2011*.

2.6. После окончательной выверки дымовой трубы следует выполнить подливку под опорными базами из бетона класса В25 на мелком заполнителе.

2.7. Газоотводящий стволы дымовой трубы оборудован патрубками слива конденсата.

2.8. После монтажа газоотводящий ствол изолируется минераловатными плитами толщиной 50мм с покрытием сверку листом из оцинкованной стали толщ. 0,7мм.

3. МАТЕРИАЛ КОНСТРУКЦИЙ И СОЕДИНЕНИЙ

3.1. Материал выбран с учетом климатических параметров СП 131.13330.2012* "Строительная климатология".

3.2. Указания о принятых марках стали приведены в технической спецификации стали.

3.3. Материалы, рекомендуемые для сварных и болтовых соединений, и их расчетные сопротивления принимать в соответствии с требованиями приложения "Г" СП 16.13330.2011* "Стальные конструкции".

4. УКАЗАНИЯ ПО РАЗРАБОТКЕ ЧЕРТЕЖЕЙ МАРКИ КМД, ИЗГОТОВЛЕНИЮ И МОНТАЖУ КОНСТРУКЦИЙ

4.1. Неоговоренные швы принимать по расчету, но не менее указанных в таблице 38, СП 16.13330.2011* "Стальные конструкции".

4.3. Элементы замкнутого сечения должны иметь по торцам заглушки. Прорези в этих элементах должны быть заварены сплошными швами, предотвращающими попадание влаги внутрь элемента.

4.4. Все монтажные приспособления и временные крепления после окончания монтажа должны быть удалены, а места их приварки - зачищены и огрунтованы.

4.5. Изготовление конструкций башни производить по чертежам КМД, разработанным заводом-изготовителем на основе данного проекта КМ, с соблюдением требований СП 53-101-98*"Изготовление и контроль качества стальных строительных конструкций" и СП 16.13330.2011* "Стальные конструкции".

4.6. Точность изготовления элементов должна обеспечить прямолинейность ствола дымовой трубы. На заводе изготовителе должна производиться контрольная сборка элементов несущей башни согласно разделу 13 СП 53-101-98*.

4.7. Монтаж конструкций производить на основании утвержденного проекта производства работ, разработанному специализированной организацией, с помощью автокранов.

4.8. На период производства работ все стальные конструкции должны быть защищены от потери устойчивости.

5. АНТИКОРРОЗИОННАЯ ЗАЩИТА

5.1. Общая антикоррозийная защита металлоконструкций предусмотрена в соответствии с СП 28.13330.2012 "Защита строительных конструкций от коррозии "с учетом среднеагрессивной среды.

5.2. Несущая башня окрашивается грунтовкой ГФ-021 в один слой на заводе-изготовителе. Затем покрываются эмалью ПФ-115 в два слоя на заводе-изготовителе. После монтажа поврежденное покрытие подлежит восстановлению.

5.3. Защиту болтов, гаек и шайб от коррозии осуществлять путем горячего цинкования по ГОСТ 9.303-84.

5.4. Поверхность перед окрашиванием должна быть сухой и чистой и иметь третью степень очистки в соответствии с ГОСТ 9.402-2004.

5.5. На случай возможного образования конденсата в стволе дымовой трубы предусмотрен патрубок отвода конденсата.

6. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО МОЛНИЕЗАЩИТЕ

6.1. Грозозащита дымовой трубы состоит из молниеприемника установленного на газоотводящем стволе. Молниеприемник из круглой горячекатаной стали 18 мм, возвышается над оголовком газоотводящего ствола на 0,6м.

6.2. Заземлителем является арматурный каркас фундамента.

7. ОБСЛУЖИВАНИЕ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ

7.1. Срок эксплуатации дымовой трубы составляет 10 лет.

7.2. Общий осмотр ствола, состояние резьбовых соединений производится не реже 2-х раз в год.

7.3. Осмотр состояния конструкции на предмет выявления повреждения лакокрасочного покрытия и следов коррозии производится один раз в 2 месяца.

Читайте также: