Водоохранная зона от скважины сколько метров

Обновлено: 07.07.2024

Аналитика Публикации

Деятельность подавляющего большинства предприятий и организаций на сегодняшний день связана с необходимостью использования водных ресурсов. В связи с этим, ключевую роль играет выбор источника водоснабжения, как фактора, определяющего характер и устройство всей водохозяйственной системы, а также перечень ее сооружений, стоимость строительства и эксплуатации.

Однако, организуя собственные источники водоснабжения, современные предприятия не всегда знают, какие юридически значимые действия необходимо осуществить для их надлежащего оформления. В частности, как показывает практика[1], хозяйствующие субъекты совершенно забывают о необходимости установления и соблюдения зон санитарной охраны таких источников.

Общая информация

Зона санитарной охраны (далее «ЗСО») – это зона с особыми условиями использования территории, на которой устанавливаются специальные режимы хозяйственной деятельности, санитарного надзора, контроля за качеством воды в источнике, а также охраны объекта.

В настоящее время ЗСО водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются согласно статьи 18 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения[2] и статьи 43 Водного кодекса РФ.

Во исполнение указанных законов Постановлением Главного санитарного врача РФ от 14.03.2002г. №10 утверждены СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», пункт 1.4 которых определяет, что ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников.

ЗСО организуется в составе трех поясов, каждый из которых предусматривает особый режим хозяйственной деятельности:

(i) первый пояс является поясом строго режима и обеспечивает защиту места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Он организуется непосредственно на территории водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводного канала;

(ii) второй пояс предназначен для предотвращения микробного загрязнения воды. Территория второго пояса определяется гидродинамическим расчетным путем и включает в себя территорию, предназначенную для предупреждения продвижения микробного загрязнения до водозабора;

(iii) третий пояс является зоной, предназначенной для предотвращения химических загрязнений источника водоснабжения. Территория третьего пояса определяется посредством гидродинамических расчетов.

Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно-защитной полосой.

Расположение земельного участка в границах того или иного пояса определяет перечень мероприятий, необходимых для осуществления на его территории, а также оборотоспособность земель.

Границы и режим ЗСО

Границы поясов устанавливаются на основании раздела II СанПиН 2.1.4.1110-02 и варьируются от вида эксплуатируемого источника водоснабжения (поверхностный или подземный).

Для подземных источников границы первого пояса ЗСО устанавливаются на расстоянии не менее 30 метров (для незащищенных источников – не менее 50 метров) от точки водозабора. Границы второго и третьего поясов зависят от типа водозабора (отдельные скважины, группы скважин, линейный ряд скважин, горизонтальные дрены и др.), величины водозабора и гидрологических особенностей объекта.

Для поверхностных источников границы устанавливаются:

для водотоков – 1) границы первого пояса должны составлять не менее 200 метров вверх по течению и 100 метров вниз по течению; 2) границы второго пояса определяются в зависимости от природных, климатических и гидрологических условий; 3) границы третьего пояса на водотоке вверх и вниз по течению совпадают с границами второго пояса, а боковые границы должны проходить по линии водоразделов в пределах 3-5 километров, включая притоки;

для водоемов – 1) границы первого пояса зависят от местных санитарных и гидрологических условий, но должны быть не менее 100 метров во всех направлениях; 2) границы второго пояса ЗСО определяются в зависимости от природных, климатических и гидрологических условий; 3) границы третьего пояса поверхностного источника на водоеме полностью совпадают с границами второго пояса.

Согласно подпункту 14 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в первом и втором поясах ЗСО водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Данное положение, в частности, обуславливает запрет на приватизацию государственных и муниципальных земельных участков, расположенных в границах первого и второго поясов.

В пределах первого пояса ЗСО необходимые санитарные мероприятия должны выполняться органами коммунального хозяйства или другими владельцами водопроводов, в пределах второго и третьего поясов ЗСО – владельцами объектов, оказывающих (или могущих оказать) отрицательное влияние на качество воды источников водоснабжения.

Мероприятия предусматриваются для каждого пояса ЗСО в соответствии с его назначением. Они могут быть организованы единовременно и осуществляться до начала эксплуатации источника, либо могут быть постоянными, режимного характера.

Так, в соответствии с разделами 3.2 и 3.3 СанПиН 2.1.4.1110-02 на территории первого пояса ЗСО запрещается(ются):

посадка высокоствольных деревьев;

все виды строительства, не имеющие непосредственного отношения к эксплуатации, реконструкции и расширению водопроводных сооружений;

прокладка трубопроводов различного назначения;

размещение жилых и хозяйственно-бытовых зданий;

применение ядохимикатов и удобрений;

спуск любых сточных вод, в том числе сточных вод водного транспорта;

купание, стирка белья, водопой скота и другие виды водопользования, оказывающие влияние на качество воды.

На территории второго пояса запрещается:

размещение кладбищ, скотомогильников, полей ассенизации, полей фильтрации, навозохранилищ, силосных траншей, животноводческих и птицеводческих предприятий и других объектов, обуславливающих опасность микробного загрязнения подземных вод;

применение удобрений и ядохимикатов;

рубка леса главного пользования и реконструкции.

Дополнительно на территории второго пояса, а также в границах третьего пояса запрещается:

выявление, тампонирование или восстановление всех старых, бездействующих, дефектных или неправильно эксплуатируемых скважин, представляющих опасность в части возможности загрязнения водоносных горизонтов;

закачка отработанных вод в подземные горизонты, подземное складирование твердых отходов и разработка недр земли;

размещение складов горюче-смазочных материалов, ядохимикатов и минеральных удобрений, накопителей промстоков, шламохранилищ и других объектов, обуславливающих опасность химического загрязнения подземных вод (размещение таких объектов допускается в пределах третьего пояса ЗСО только при использовании защищенных подземных вод, при условии выполнения специальных мероприятий по защите водоносного горизонта от загрязнения, при наличии санитарно-эпидемиологического заключения центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора, выданного с учетом заключения органов геологического контроля).

На территории второго и третьего поясов ЗСО новое строительство, связанное с нарушением почвенного покрова, производится при обязательном согласовании с Роспотребнадзором.

Кроме того, в пределах второго и третьего поясов ЗСО поверхностных источников водоснабжения вводятся следующие ограничения:

согласование изменений технологий действующих предприятий, связанных с повышением степени опасности загрязнения сточными водами источника водоснабжения;

недопущение отведения сточных вод в зоне водосбора источника водоснабжения, включая его притоки, не отвечающих гигиеническим требованиям к охране поверхностных вод;

все работы, в том числе добыча песка, гравия, дноуглубительные работы, в пределах акватории ЗСО допускаются по согласованию с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора лишь при обосновании гидрологическими расчетами отсутствия ухудшения качества воды в створе водозабора;

использование химических методов борьбы с эвтрофикацией водоемов допускается при условии применения препаратов, имеющих положительное санитарно-эпидемиологическое заключение Роспотребнадзора.

В пределах второго пояса ЗСО поверхностных источников водоснабжения запрещается расположение стойбищ и выпас скота, а также всякое другое использование водоема и земельных участков, лесных угодий в пределах прибрежной полосы шириной не менее 500 метров, которое может привести к ухудшению качества или уменьшению количества воды источника водоснабжения; запрещается сброс промышленных, сельскохозяйственных, городских и ливневых сточных вод, в которых содержание химических веществ и микроорганизмов превышает установленные санитарными правилами гигиенические нормативы качества воды.

В соответствии с пунктом 3 статьи 44 Водного кодекса РФ запрещается сброс сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, расположенные в границах ЗСО источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Проект ЗСО и порядок его утверждения

Организация ЗСО осуществляется посредством разработки и утверждения ее проекта, который должен включать в себя:

сведения о границах зоны и составляющих ее поясов;

план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника;

правила и режим хозяйственного использования территории поясов ЗСО.

Проект ЗСО должен быть составной частью проекта хозяйственно-питьевого водоснабжения и должен разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных ЗСО, проект ЗСО разрабатывается специально.

Перед утверждением проект ЗСО в обязательном порядке предоставляется в территориальное управление Роспротребнадзора с целью получения санитарно-эпидемиологического заключения о его соответствии санитарным правилам. Процедура выдачи таких заключений установлена соответствующим Административным регламентом[3].

Для получения санитарно-эпидемиологического заключения заявителю необходимо предоставить:

проектную документацию с ее обоснованием;

заявление о выдаче санитарно-эпидемиологического заключения по форме, установленной в приложении № 3 к Административному регламенту;

экспертное заключение по результатам санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок.

Услуга оказывается бесплатно в срок не более 30 дней с момента регистрации заявления.

Многие водопользователи забывают, что согласование проекта с Роспотребнадзором не завершает процедуру юридического оформления ЗСО, в связи с чем далее проект ЗСО вместе с санитарно-эпидемиологическим заключением должен быть передан на утверждение в уполномоченные органы государственной власти субъекта РФ в порядке, установленном законодательством соответствующего субъекта.

Сроки утверждения проектов ЗСО варьируются в зависимости от региона, но, как правило, составляют 30 дней со дня подачи документов. Утверждение осуществляется бесплатно.

Вопросы ответственности владельцев источников водоснабжения

В настоящее время большое количество проектов ЗСО источников водоснабжения не утверждено, соответственно, сведения о границах поясов ЗСО отсутствуют как в государственном кадастре недвижимости, так и на картах зон с особыми условиями, используемых при территориальном планировании муниципального образования.

Между тем, согласно пункту 1.17 СанПиН 2.1.4.1110-02 отсутствие утвержденного проекта ЗСО не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах ЗСО, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых санитарными правилами и нормами.

Это обуславливает возникновение множества споров относительно возможности/невозможности приватизации земельных участков, расположенных в непосредственной близости от источника водоснабжения, а также по вопросам осуществления той или иной хозяйственной деятельности на таких участках.

Вместе с тем, помимо неожиданных ограничений в возможности использования земельного участка и его оборотоспособности, владельцы источников водоснабжения, в отношении которых не утвержден проект ЗСО, а также не соблюдается режим ЗСО, могут быть привлечены к административной ответственности за нарушение, предусмотренное статьей 6.5 КоАП РФ.

В отсутствие разработанного плана мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника, их владельцы не предпринимают весь необходимый комплекс мер по охране объектов водоснабжения. Поскольку контролирующим органам в такой ситуации не на что ориентироваться при определении допустимости уровня воздействия деятельности водопользователя на водный объект, а последнему нечего предъявить в свое оправдание, довольно часто неутверждение проекта ЗСО также дополнительно становится причиной для административного преследования водопользователей по статьям 8.13-8.15 КоАП РФ.

Заключение

Подводя итог вышеуказанному, еще раз отметим, что отсутствие утвержденной ЗСО источника водоснабжения так или иначе приведет к негативным правовым последствиям как для самого водопользователя, так и для владельцев прилегающих к источнику земельных участков и хозяйственных объектов.

В связи с этим, при обустройстве собственного водоснабжения рекомендуем тщательно подойти к выбору и организации эксплуатации его источника (месторасположению водозаборов, их количеству, системе водопровода, месту его прокладки и проч.), заранее проконсультироваться с контролирующими органами по вопросам организации источника водоснабжения и предполагаемого плана мероприятий по его охране, а также обратиться в специализированную организацию за помощью в разработке проекта ЗСО.

[2] Федеральный закон от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

[3] Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по предоставлению государственной услуги по выдаче на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок, оформленных в установленном порядке, санитарно-эпидемиологических заключений (утв. Приказом Роспотребнадзора от 18.07.2012 г. № 775).

Статья 65. Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы

1. Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

2. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 244-ФЗ в часть 3 статьи 65 настоящего Кодекса внесены изменения

3. За пределами территорий городов и других населенных пунктов ширина водоохранной зоны рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и ширина их прибрежной защитной полосы устанавливаются от местоположения соответствующей береговой линии (границы водного объекта), а ширина водоохранной зоны морей и ширина их прибрежной защитной полосы - от линии максимального прилива. При наличии централизованных ливневых систем водоотведения и набережных границы прибрежных защитных полос этих водных объектов совпадают с парапетами набережных, ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной.

4. Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью:

1) до десяти километров - в размере пятидесяти метров;

2) от десяти до пятидесяти километров - в размере ста метров;

3) от пятидесяти километров и более - в размере двухсот метров.

5. Для реки, ручья протяженностью менее десяти километров от истока до устья водоохранная зона совпадает с прибрежной защитной полосой. Радиус водоохранной зоны для истоков реки, ручья устанавливается в размере пятидесяти метров.

Информация об изменениях:

6. Ширина водоохранной зоны озера, водохранилища, за исключением озера, расположенного внутри болота, или озера, водохранилища с акваторией менее 0,5 квадратного километра, устанавливается в размере пятидесяти метров. Ширина водоохранной зоны водохранилища, расположенного на водотоке, устанавливается равной ширине водоохранной зоны этого водотока.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июня 2014 г. N 181-ФЗ часть 7 статьи 65 настоящего Кодекса изложена в новой редакции

7. Границы водоохранной зоны озера Байкал устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 1 мая 1999 года N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал".

8. Ширина водоохранной зоны моря составляет пятьсот метров.

9. Водоохранные зоны магистральных или межхозяйственных каналов совпадают по ширине с полосами отводов таких каналов.

10. Водоохранные зоны рек, их частей, помещенных в закрытые коллекторы, не устанавливаются.

11. Ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта и составляет тридцать метров для обратного или нулевого уклона, сорок метров для уклона до трех градусов и пятьдесят метров для уклона три и более градуса.

12. Для расположенных в границах болот проточных и сточных озер и соответствующих водотоков ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в размере пятидесяти метров.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 октября 2013 г. N 282-ФЗ в часть 13 статьи 65 настоящего Кодекса внесены изменения

13. Ширина прибрежной защитной полосы реки, озера, водохранилища, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), устанавливается в размере двухсот метров независимо от уклона прилегающих земель.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 244-ФЗ в часть 14 статьи 65 настоящего Кодекса внесены изменения

14. На территориях населенных пунктов при наличии централизованных ливневых систем водоотведения и набережных границы прибрежных защитных полос совпадают с парапетами набережных. Ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной. При отсутствии набережной ширина водоохранной зоны, прибрежной защитной полосы измеряется от местоположения береговой линии (границы водного объекта).

15. В границах водоохранных зон запрещаются:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 октября 2013 г. N 282-ФЗ в пункт 1 части 15 статьи 65 настоящего Кодекса внесены изменения

1) использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв;

Информация об изменениях:

2) размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 октября 2013 г. N 282-ФЗ в пункт 3 части 15 статьи 65 настоящего Кодекса внесены изменения

3) осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами;

4) движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие;

Информация об изменениях:

Пункт 5 изменен с 13 августа 2019 г. - Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 294-ФЗ

5) строительство и реконструкция автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов (за исключением случаев, если автозаправочные станции, склады горюче-смазочных материалов размещены на территориях портов, инфраструктуры внутренних водных путей, в том числе баз (сооружений) для стоянки маломерных судов, объектов органов федеральной службы безопасности), станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств;

Информация об изменениях:

Пункт 6 изменен с 19 декабря 2020 г. - Федеральный закон от 8 декабря 2020 г. N 416-ФЗ

6) хранение пестицидов и агрохимикатов (за исключением хранения агрохимикатов в специализированных хранилищах на территориях морских портов за пределами границ прибрежных защитных полос), применение пестицидов и агрохимикатов;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 октября 2013 г. N 282-ФЗ часть 15 статьи 65 настоящего Кодекса дополнена пунктом 7

7) сброс сточных, в том числе дренажных, вод;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 октября 2013 г. N 282-ФЗ часть 15 статьи 65 настоящего Кодекса дополнена пунктом 8

8) разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых (за исключением случаев, если разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых осуществляются пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу иных видов полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах горных отводов и (или) геологических отводов на основании утвержденного технического проекта в соответствии со статьей 19.1 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-I "О недрах").

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 октября 2013 г. N 282-ФЗ часть 16 статьи 65 настоящего Кодекса изложена в новой редакции

16. В границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов. В целях настоящей статьи под сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, понимаются:

1) централизованные системы водоотведения (канализации), централизованные ливневые системы водоотведения;

2) сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод в централизованные системы водоотведения (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), если они предназначены для приема таких вод;

3) локальные очистные сооружения для очистки сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), обеспечивающие их очистку исходя из нормативов, установленных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса;

4) сооружения для сбора отходов производства и потребления, а также сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод) в приемники, изготовленные из водонепроницаемых материалов;

Информация об изменениях:

Часть 16 дополнена пунктом 5 с 13 августа 2019 г. - Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 294-ФЗ

5) сооружения, обеспечивающие защиту водных объектов и прилегающих к ним территорий от разливов нефти и нефтепродуктов и иного негативного воздействия на окружающую среду.

Информация об изменениях:

Часть 16.1 изменена с 1 января 2019 г. - Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ

16.1. В отношении территорий ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, размещенных в границах водоохранных зон и не оборудованных сооружениями для очистки сточных вод, до момента их оборудования такими сооружениями и (или) подключения к системам, указанным в пункте 1 части 16 настоящей статьи, допускается применение приемников, изготовленных из водонепроницаемых материалов, предотвращающих поступление загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду.

Информация об изменениях:

16.2. На территориях, расположенных в границах водоохранных зон и занятых защитными лесами, особо защитными участками лесов, наряду с ограничениями, установленными частью 15 настоящей статьи, действуют ограничения, предусмотренные установленными лесным законодательством правовым режимом защитных лесов, правовым режимом особо защитных участков лесов.

Информация об изменениях:

Статья 65 дополнена частью 16.3 с 19 декабря 2020 г. - Федеральный закон от 8 декабря 2020 г. N 416-ФЗ

16.3. Строительство, реконструкция и эксплуатация специализированных хранилищ агрохимикатов допускаются при условии оборудования таких хранилищ сооружениями и системами, предотвращающими загрязнение водных объектов.

17. В границах прибрежных защитных полос наряду с установленными частью 15 настоящей статьи ограничениями запрещаются:

1) распашка земель;

2) размещение отвалов размываемых грунтов;

3) выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.

Информация об изменениях:

Часть 18 изменена с 4 августа 2018 г. - Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ

18. Установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе обозначение на местности посредством специальных информационных знаков, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.


<< Статья 64.
Зоны, округа санитарной охраны водных объектов, водные ресурсы которых являются природными лечебными ресурсами

Статья 66. >>
Особо охраняемые водные объекты
Содержание
Водный кодекс (ВК РФ)
Получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня!

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Охранная зона скважины

Подборка наиболее важных документов по запросу Охранная зона скважины (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Охранная зона скважины

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2019 год: Статья 22 "Основные права и обязанности пользователя недр" Закона РФ "О недрах"
(ООО юридическая фирма "ЮРИНФОРМ ВМ") Отказывая в признании недействительным предписания уполномоченного органа, суд в порядке статьи 11, части 2 статьи 22 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" установил факты использования заявителем водозаборных скважин и неисполнения им условий лицензионного соглашения на право пользования недрами с целевым назначением - добыча пресных подземных вод для питьевого и технологического водоснабжения в части согласования в предусмотренный срок проекта организации зон санитарной охраны водозаборных скважин в уполномоченных органах.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2019 год: Статья 43 "Использование водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения" Водного кодекса РФ от 03.06.2006 N 74-ФЗ
(Р.Б. Касенов) Суд отказал в удовлетворении требований общества о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по субъекту РФ о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ. Как указал суд, в силу ст. 11 Закона РФ "О недрах" предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Положения ч. 2 ст. 43 Водного кодекса РФ, ч. 4 ст. 18 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п. п. 1.6, 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02, утвержденных 26.02.2002 Главным государственным санитарным врачом РФ, предусматривают обязательность установления для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны санитарной охраны, организации которой должна предшествовать разработка ее проекта, получение в отношении этого проекта заключения центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, а также последующее утверждение проекта органами исполнительной власти субъектов РФ. Между тем в рассматриваемом случае общество осуществляло пользование недрами с нарушением приведенных норм права и лицензионного соглашения (обществом не представлялся проект организации зон санитарной охраны водозаборных скважин в орган лицензирования для согласования).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Охранная зона скважины

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Путеводитель по судебной практике. Аренда. Общие положения ". Как видно из материалов дела и установлено судами, общество является арендатором спорного земельного участка с кадастровым номером 23:40:0401022:3, площадью 2 849 кв. м, расположенного в г. Геленджике, на Тонком мысу, по ул. Десантной, предоставленного на срок 49 лет для санитарно-охранной зоны скважины минеральной воды NN 64-м, 94-м.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Наказания за нарушения антиковидных ограничений
(Каблучков А.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2021, N 4) - при эксплуатации скважины он не обеспечил зону санитарной охраны (в нарушение п. 3.2.1.2, 3.2.1.3 СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения" );

Нормативные акты: Охранная зона скважины

Водоохранная зона от скважины сколько метров

Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

ВК РФ Статья 6. Водные объекты общего пользования

Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 6 Водного кодекса РФ

- Организация (ИП, должностное лицо, гражданин) обжалует привлечение к ответственности за несоблюдение условия обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе

1. Поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

2. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

3. Использование водных объектов общего пользования осуществляется в соответствии с правилами охраны жизни людей на водных объектах, утверждаемыми в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также исходя из устанавливаемых органами местного самоуправления правил использования водных объектов для личных и бытовых нужд.

(в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции )

4. На водных объектах общего пользования могут быть запрещены забор (изъятие) водных ресурсов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купание, использование маломерных судов, водных мотоциклов и других технических средств, предназначенных для отдыха на водных объектах, водопой, а также установлены иные запреты в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

5. Информация об ограничении водопользования на водных объектах общего пользования предоставляется гражданам органами местного самоуправления через средства массовой информации и посредством специальных информационных знаков, устанавливаемых вдоль берегов водных объектов. Могут быть также использованы иные способы предоставления такой информации.

(см. текст в предыдущей редакции )

6. Полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров.

(в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 244-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции )

7. Береговая полоса болот, ледников, снежников, природных выходов подземных вод (родников, гейзеров) и иных предусмотренных федеральными законами водных объектов не определяется.

8. Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского рыболовства и причаливания плавучих средств.

Зоны санитарной охраны скважин: запреты и особенности охраны артезианской питьевой воды

Зоны санитарной охраны скважин: запреты и особенности охраны артезианской питьевой воды

ЗСО скважины

Определение нормативов для питьевого источника

После того как артезианская скважина пробурена, нужно сделать анализы качества воды.

Проверяются следующие параметры:

  1. Органолептические и физические свойства питьевой воды: вкус, цвет, степень прозрачности, наличие различных включений.
  2. Химический состав, наличие неорганических и органических соединений, их концентрация.
  3. Радиометрический контроль, отсутствие опасных изотопов.
  4. Микробиологический состав, наличие болезнетворных бактерий, вирусов, простейших организмов.

Заключение выдает территориальное подразделение Госсанэпиднадзора. Если во всех протоколах исследований, проведенных аттестованной лабораторией, нет отклонений от санитарных норм, вода признается пригодной для питья и приготовления пищи. Если же выявляются небольшие несоответствия предъявляемым требованиям, эксплуатация скважины допускается только в качестве источника воды для технических нужд.

Нормативы питьевого источника

Гидрологические условия для санитарной зоны

За основу проекта СЗЗ (санитарно-защитной зоны) источника водоснабжения берется гидрогеологическое заключение, выданное для участка, на котором размещается скважина. Если эта документация подготавливается одновременно с бурильно-строительными работами, ее стоимость существенно снижается. В то же время предусматриваются и важные меры по санитарной охране самой территории с гидротехническим сооружением. Все действия должны быть увязаны с проектом водоснабжения участка.

Параметры СЗЗ специалисты определяют с учетом:

  • глубины залегания подземного источника;
  • метода водозабора;
  • дебита скважины (объем воды, добываемой за 1 час).

Если пластов почвы недостаточно для надежной защиты водоносного горизонта, требуется устранить факторы возможного загрязнения подземного источника. Здесь нельзя осуществлять какую бы то ни было хозяйственную деятельность, поскольку она может привести к промышленному, химическому или бактериальному заражению питьевой воды.

При планировании СЗЗ необходимо учитывать:

  • наличие в водоносном горизонте потенциальных загрязнений, специфику их типов, изменение свойств;
  • время сохранения биологическими или химическими агентами качеств, вредных для здоровья;
  • скорость движения агентов загрязнения в водной среде.

Чтобы обеспечить безопасность подземного источника, требуется охранная зона водозаборной скважины, состоящая из 3 прилегающих к скважине территорий.

Этот пояс обустраивается, чтобы не допустить загрязнения гидросооружения. Располагается санитарная зона скважины питьевой воды в непосредственной близости от точек водозабора и распределительных систем водопроводов. Она обязательно должна быть ограждена и иметь предупредительный знак, оповещающий об охране пояса.

При определении размеров первой зоны принимаются во внимание степень надежности защиты подземного источника и тип грунта.

Ограждение первого пояса ЗСО

В пределах этой СЗЗ строгого режима категорически запрещено:

  • размещать объекты, не предназначенные для водоснабжения;
  • осуществлять любые строительно-восстановительные работы;
  • укладывать трубы, не предназначенные для функционирования гидросооружения;
  • спускать стоки;
  • использовать бытовые химикаты, пестициды, удобрения;
  • допускать нахождение домашних животных;
  • купаться;
  • использовать воду для мытья и стирки;
  • устраивать рыбную ловлю;
  • сажать деревья (разрешаются низкорослые кустарники).

Этот пояс предназначен для защиты сооружения от возможного бактериального инфицирования. Проект зоны разрабатывается с учетом рельефа территории и наличия открытых водоемов.

Она должна иметь следующие размеры, если местность:

В ограничительной зоне нельзя допускать наличия:

  • полигонов для складирования бытового мусора, промышленных отходов, площадок для ассенизации нечистот;
  • кладбищ, скотомогильников;
  • канализационных узлов;
  • животноводческих ферм, навозохранилищ, пастбищ или стойбищ для домашнего скота;
  • оросительных систем, силосных ям, траншей и башен;
  • химических объектов, складов удобрений и пестицидов;
  • пляжей, мест для купания.

На территории второй зоны необходимо демонтировать дефектные или устаревшие гидросооружения. Здесь запрещается закачивать отработанную воду, оборудовать новые скважины. Бурильные работы можно проводить только на водных горизонтах крупного песка.

Второй пояс санитарной зоны

Этот пояс необходим, чтобы не допустить химического заражения гидросооружения и водоносного горизонта. Радиус третьей санитарной зоны определяется с учетом степени проницаемости грунтов и расчетного времени, необходимого для попадания опасных агентов в область водозабора.

Границы санитарных поясов определяются бессрочно при условии, что утвержденный режим эксплуатации гидросооружения со временем не подвергнется изменениям. Требуется новое заключение Госсанэпиднадзора, если:

  • увеличивается дебит скважины;
  • изменяется схема использования водоприемников;
  • ухудшается качество добываемой воды;
  • владение источником артезианской воды переходит к другому лицу;
  • пересматриваются границы земельного участка;
  • тампонируется устаревшее гидросооружение, колодец;
  • разрабатывается новая скважина.

В третьей СЗЗ запрещено размещать:

  • опасные производства и склады химической продукции, ГСМ;
  • шламохранилища;
  • накопители промышленных стоков.

Артезианские скважины и их охранные зоны требуют постоянного внимания, ухода. Нельзя нарушать требования, которые предъявляются к эксплуатации источников питьевой воды. Согласно законодательству, несоблюдение норм СанПиН чревато крупными штрафами.

Скважина на своем участке: почему не стоит давать воду соседям и что грозит за глубину более 5 метров


Жители частных домовладений и дачники могут подтвердить, что собственная скважина — это вовсе не роскошь, а средство первой необходимости.

Поэтому все, что так или иначе связано с темой «скважин», всегда вызывает много вопросов. Предлагаю разобрать наиболее важные из них.

Почему нельзя делиться с соседями водой из своей скважины?

Нет, это вовсе не призыв к жадности. На то, чтобы так поступать, есть вполне рациональные причины. Приведу наглядный пример из судебной практики.

Дачнику из Пермского края выписали штраф на 3 000 рублей за то, что он предоставлял воду из своей скважины соседям. Вода на многих участках в пределах их СНТ была непригодной для питья — поэтому соседи договорились с этим дачником, что они компенсируют ему часть расходов на бурение скважины, а взамен будут брать из нее воду.

Но местный геологический надзор расценил это как нарушение статьи 7.1 КоАП РФ и вынес постановление.

Дело в том, что добыча подземных вод из скважины является одной из форм пользования недрами, которые у нас признаются федеральной собственностью.

Поэтому на скважину, по общему правилу, требуется получать лицензию от государства. За отсутствие лицензии той самой статьей 7.1 КоАП РФ предусмотрен штраф (в размере от 3 000 до 5 000 рублей для граждан).

Но есть одно важное исключение — лицензирование скважины не требуется, если она:

  • используется гражданином исключительно для собственных бытовых нужд,
  • при этом суточный объем добываемой воды не превышает 100 кубометров,
  • и скважина не затрагивает водоносный горизонт, который служит источником центрального водоснабжения.

В данном случае не соблюдалось первое условие для «безлицензионной скважины» — использование в личных целях, поскольку водой обеспечивались в т.ч. соседние участки.

Это и послужило основанием для привлечения к административной ответственности. Правда, в суде постановление было отменено, но лишь из-за процедурных нарушений, а вот с самой логикой надзорного органа суд согласился (Пермский р-й суд Пермского края, решение от 26 октября 2017 г.).

Поэтому владельцу скважины может грозить штраф за то, что он делится своей водой с другими.

Что грозит, если скважина глубже 5-ти метров?

В той же статье 19 Закона «О недрах», где перечислены условия для «безлицензионного» пользования водой из скважины, упоминается о запрете строить на участке подземные сооружения глубиной более 5-ти метров.

Это дало повод для распространения тревожных слухов о том, что за скважину глубже 5-ти метров могут оштрафовать, т. к. на нее нужно оформлять лицензию. А, учитывая, что скважины, не выходящие за 5-метровую отметку, это крайне редкое явление, то перспективы для штрафов видятся весьма широкими.

Но на самом деле, не все так страшно, если внимательно прочитать закон. Там говорится о «подземных сооружениях» глубиной до 5 метров. Между тем, в нормативных актах Министерства природных ресурсов к «подземным сооружениям» относят котлованы, тоннели, шахты и пр.

Тогда как скважина определяется как «водозаборное сооружение». Это значит, что запрет на превышение 5-метровой глубины не относится к скважинам и оштрафовать ее владельца по такому основанию не могут.

Где можно располагать скважину?

Роспотребнадзор предъявляет особые требования к месту расположения скважины и к правилам ее эксплуатации. Главная цель — не допустить загрязнения подземных вод.

Поэтому владельцам скважин следует учитывать предписания санитарных норм, которые содержатся в СанПиН 2.1.4.1175-02 (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача от 25 ноября 2002 г. № 40).

В частности, запрещается размещать скважину ближе чем на 50 метров от выгребных ям, туалетов, канализационных сооружений, складов удобрений и т. д., расположенных выше по потоку грунтовых вод.

Сократить это расстояние можно только по отдельному согласованию с санэпиднадзором. На дачном участке скважина или колодец должны быть удалены от компостного устройства и надворной уборной не менее чем на 8 метров (СП 53.13330.2019).

Не допускается размещать скважину на заболоченных и затапливаемых в период паводка участках. Скважина должна герметично закрываться и иметь сливную трубу.

За нарушение этих правил грозят административные штрафы:

  • ч.1 ст. 6.3 КоАП РФ — от 100 до 500 рублей,
  • ст. 6.5 КоАП РФ — от 1 000 до 1 500 рублей.

И, сверх того, придется возместить ущерб, причиненный здоровью граждан и окружающей среде.

Читайте также: