Установка колодцев на проезжей части гост

Обновлено: 07.07.2024

"ГОСТ Р 50597-93. Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" (утв. Постановлением Госстандарта России от 11.10.1993 N 221)

1. Разработан Научно-исследовательским центром Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Российской Федерации (НИЦ ГАИ МВД России), Научно-производственным объединением "РосдорНИИ", Московским автомобильно-дорожным институтом, Государственным дорожным научно-исследовательским институтом "СоюздорНИИ", Академией коммунального хозяйства им. К.Д. Памфилова, Министерством транспорта Российской Федерации.

2. Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 278 "Безопасность дорожного движения".

3. Утвержден и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 11.10.93 N 221.

4. Введен впервые.

1. Область применения

Настоящий стандарт устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения.

Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.

- до 01.01.95 на находящиеся в эксплуатации федеральные автомобильные дороги, магистральные дороги и улицы городов и других населенных пунктов;

- с 01.01.95 на все эксплуатируемые автомобильные дороги общего пользования с цементобетонным покрытием и любым покрытием из битумоминеральных смесей и на все дороги и улицы городов и других населенных пунктов.

Автомобильные дороги, дороги и улицы городов и других населенных пунктов по их транспортно-эксплуатационным характеристикам объединены в три группы:

группа А - автомобильные дороги с интенсивностью движения более 3000 авт/сут; в городах и населенных пунктах - магистральные дороги скоростного движения, магистральные улицы общегородского значения непрерывного движения;

группа Б - автомобильные дороги с интенсивностью движения от 1000 до 3000 авт/сут; в городах и населенных пунктах - магистральные дороги регулируемого движения, магистральные улицы общегородского значения регулируемого движения и районного значения;

группа В - автомобильные дороги с интенсивностью движения менее 1000 авт/сут; в городах и населенных пунктах - улицы и дороги местного значения;

категории улиц и дорог в городах и населенных пунктах - по СНиП 2.07.01.

Установленные стандартом требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов.

В случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, на них должны быть введены временные ограничения, обеспечивающие безопасность движения, вплоть до полного запрещения движения.

2. Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты, строительные нормы и правила, инструкции:

- ГОСТ 10807-78 Знаки дорожные. Общие технические условия

- ГОСТ 23457-86 Технические средства организации дорожного движения. Правила применения

- ГОСТ 25695-91 Светофоры дорожные. Типы. Основные параметры

- ГОСТ 26804-86 Ограждения дорожные металлические барьерного типа. Технические условия

- СНиП 2.05.02-85 Автомобильные дороги

- СНиП 2.07.01-89 Планировка и застройка городских и сельских поселений

- СНиП 3.06.03-85 Автомобильные дороги

- ВСН 24-88 Технические правила ремонта и содержания автомобильных дорог (Минавтодор РСФСР)

3. Требования к эксплуатационному состоянию

автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других

Проезжая часть дорог и улиц, покрытия тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек, посадочных площадок, остановочных пунктов, а также поверхность разделительных полос, обочин и откосов земляного полотна должны быть чистыми, без посторонних предметов, не имеющих отношения к их обустройству.

3.1. Покрытие проезжей части

3.1.1. Покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.

Предельно допустимые повреждения покрытия, а также сроки их ликвидации приведены в таблице 1.

Группа дорог и улицпо их транспортно-эксплуатационным характеристикам

Повреждения на 1000 кв. м покрытия, кв. м, не более

Сроки ликвидации повреждений, сут., не более

Примечания. 1. В скобках приведены значения повреждений для весеннего периода.

2. Сроки ликвидации повреждений указаны для строительного сезона, определяемого погодно-климатическими условиями, приведенными в СНиП 3.06.03 по конкретным видам работ.

3.1.2. Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.

3.1.3. Ровность покрытия проезжей части должна соответствовать требованиям, приведенным в таблице 2

3.1.4. Коэффициент сцепления покрытия должен обеспечивать безопасные условия движения с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью и быть не менее 0,3 при его измерении шиной без рисунка протектора и 0,4 - шиной, имеющей рисунок протектора <*>.

<*> Значения коэффициента сцепления приведены для условий его измерения прибором ПКРС-2 (ТУ 78.1.003-83).

Установка колодцев на проезжей части гост

ЛЮКИ СМОТРОВЫХ КОЛОДЦЕВ И ДОЖДЕПРИЕМНИКИ ЛИВНЕСТОЧНЫХ КОЛОДЦЕВ

Access manhole covers and storm-flow receivers for manholes. Specifications

Дата введения 2020-06-01

Предисловие

Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Акционерным обществом "Центр методологии нормирования и стандартизации в строительстве" (АО "ЦНС"), Открытым акционерным обществом "БКМЗлит" (ОАО "БКМЗлит") и Обществом с ограниченной ответственностью ПК "ГЕОПРОМ" (ООО ПК "ГЕОПРОМ")

2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 30 сентября 2019 г. N 122-П)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Минэкономики Республики Армения

Госстандарт Республики Беларусь

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 24 декабря 2019 г. N 1443-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 3634-2019 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июня 2020 г.

Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.

В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге "Межгосударственные стандарты"

ВНЕСЕНА поправка, опубликованная в ИУС N 1, 2021 год

Поправка внесена изготовителем базы данных

1 Область применения

1.1 Настоящий стандарт распространяется на люки колодцев и камер (далее - люки) подземных инженерных коммуникаций: тепловых сетей, водопровода, канализации, дренажа, кабельной канализации, городской кабельной сети, городской телефонной сети (далее - ГТС), пожарных гидрантов, технических средств обеспечения движения, коверов, обеспечивающих доступ и защиту выходящим на поверхность земли различным устройствам трубопроводной арматуры, а также на дождеприемники ливневой канализации (далее - дождеприемники), предназначенные для приема поверхностных сточных вод и атмосферных осадков.

1.2 Данный стандарт не распространяется на люки, дождеприемники и коверы из полимерно-песчаных композитов, пластиков, а также стеклопластиков, поливинилхлорида, полиэтилена высокого и низкого давления в различных модификациях.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

ГОСТ 166 (ИСО 3599-76) Штангенциркули. Технические условия

ГОСТ 380 Сталь углеродистая обыкновенного качества. Марки

ГОСТ 427 Линейки измерительные металлические. Технические условия

ГОСТ 1412 Чугун с пластинчатым графитом для отливок. Марки

ГОСТ 7293 Чугун с шаровидным графитом для отливок. Марки

ГОСТ 15150 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды

ГОСТ 24555 Система государственных испытаний продукции. Порядок аттестации испытательного оборудования. Основные положения*

ГОСТ 26358 Отливки из чугуна. Общие технические условия

ГОСТ 26633 Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия

ГОСТ 26645 Отливки из металлов и сплавов. Допуски размеров, массы и припуски на механическую обработку**

** В Российской Федерации действует ГОСТ Р 53464-2009 "Отливки из металлов и сплавов. Допуски размеров, массы и припуски на механическую обработку".

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 колодец: Сооружение на инженерных сетях, предназначенное для организации доступа в каналы с подземными коммуникациями при их эксплуатации.

Примечание - Под термином "колодец" в стандарте понимается и "смотровой колодец".

3.2 ливнесточный колодец: Сооружение для принятия поверхностных сточных вод и атмосферных осадков в ливневую канализационную систему.

3.3 люк колодца: Верхняя часть перекрытия колодца, устанавливаемая на опорную часть сооружения и состоящая из корпуса и крышки.

Примечание - Допускается применять синоним термина "опорно-укрывной элемент (ОУЭ)".

3.4 дождеприемник ливнесточного колодца: Верхняя часть перекрытия ливнесточного колодца, состоящая из корпуса и решетки.

3.5 ковер: Верхняя часть перекрытия, состоящая из корпуса и крышки, устанавливаемая на опорную часть сооружения, для доступа и защиты трубопроводной арматуры.

3.6 газоанализаторное отверстие: Отверстие в крышке люка колодца для отбора проб загазованности колодцев.

3.7 вентиляционное отверстие: Отверстие в крышке люка колодца, предназначенное для вентиляции камеры, шахты или подземных каналов.

3.8 полное открытие: Размер проема в свету.

3.9 шахта ливнесточного колодца: Средняя часть колодца, устанавливаемая на опорную часть рабочей камеры, служащая соединяющим звеном между рабочей камерой и верхней частью колодца, применяемая при значительных глубинах заложения.

3.10 самонивелирующий (плавающий) люк: Верхняя часть перекрытия колодца, устанавливаемая на опорную часть сооружения и состоящая из корпуса и крышки.

Примечание - Точкой опоры плавающего корпуса при укладке служит дорожное полотно, что позволяет принимать положение асфальтового покрытия при деформациях. Для обеспечения соосности требуется обязательное использование опорно-направляющего бетонного (В30) или чугунного кольца.

3.11 рабочая камера: Нижняя деталь колодца, служащая его основанием.

4 Классификация и основные размеры

4.1 Типы, основные параметры и размеры люков, их место установки приведены в таблице 1. Тип люка следует выбирать в зависимости от места установки.

ГОСТ Р 59120-2021 Дороги автомобильные общего пользования. Дорожная одежда. Общие требования

Текст ГОСТ Р 59120-2021 Дороги автомобильные общего пользования. Дорожная одежда. Общие требования

ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

ГОСТР 59120— 2021


Дороги автомобильные общего пользования

ДОРОЖНАЯ ОДЕЖДА

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Федеральным автономным учреждением «Российский дорожный научно-исследовательский институт» (ФАУ «РОСДОРНИИ») Министерства транспорта Российской Федерации

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 418 «Дорожное хозяйство»

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому ре* гулированию и метрологии от 5 марта 2021 г. № 121-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

© Стандартинформ. оформление. 2021

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и рас* пространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

Содержание

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины и определения

4 Общие положения

5 Классификация дорожных одежд

5.1 Классификация по сопротивлению нагрузкам

5.2 Классификация по типу дорожных одежд

5.3 Классификация по виду и материалам дорожных покрытий

5.4 Классификация конструктивных слоев дорожных одежд

6 Общие требования к дорожным одеждам

6.1 Требования к расчетным срокам службы дорожных одежд между ремонтами и капитальными

6.2 Требования к восприятию осевых нагрузок

7 Требования к дорожным одеждам при проектировании автомобильных дорог

7.1 Предельный коэффициент разрушения дорожной одежды

7.2 Допустимый упругий прогиб

7.3 Допустимое лучение при промерзании

7.4 Высота уступов в поперечных швах покрытия

7.5 Толщины конструктивных слоев

7.6 Требования к устойчивости конструкции дорожной одежды к образованию колеи

8 Требования к допускам при устройстве дорожной одежды

8.1 Допуски по отклонениям толщины слоев дорожной одежды

8.2 Требования к ширине конструктивных слоев

8.3 Требования к поперечным уклонам конструктивных слоев

8.4 Допуски по вертикальному смещению смежных плит (в швах) монолитных цементобетонных

слоев жестких дорожных одежд

8.5 Требования к прямолинейности продольных и поперечных шеов слоев жестких дорожных

8.6 Допуски по вертикальному смещению смежных плит (в швах) сборных цементобетонных

8.7 Требования к отклонению ширины деформационных швов жестких дорожных одежд

8.8 Требования к ровности поверхности конструктивных слоев

8.9 Требования к сцеплению колеса автомобиля с поверхностью покрытия

8.10 Требования к допускам определения высотных отметок слоев дорожной одежды

9 Требования к дорожным одеждам при эксплуатации автомобильных дорог

10 Экологические и санитарно-гигиенические требования

10.1 Требования к материалам дорожных одежд

10.2 Требования к радиационной безопасности материалов дорожных одежд

10.3 Требования к канцерогенной безопасности материалов дорожных одежд

Приложение А (рекомендуемое) Расчет коэффициента разрушения дорожной одежды

ГОСТ Р 59120—2021

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дороги автомобильные общего пользования

Automobile roads о( general use. Road pavement. General requirements

Дата введения — 2021—05—01

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает общие требования к дорожным одеждам автомобильных дорог общего пользования.

Настоящий стандарт распространяется на проектирование, строительство (реконструкцию), капитальный ремонт и эксплуатацию дорожных одежд автомобильных дорог общего пользования.

Настоящий стандарт не рассматривает требования, предъявляемые к методике конструирования и расчету дорожных одежд.

Настоящий стандарт не распространяется на проектирование дорожных одежд временных автомобильных дорог, мостовых сооружений, а также городских дорог и улиц населенных пунктов.

Настоящий стандарт не распространяется на дорожные одежды пешеходных и велосипедных дорожек. тротуаров и парковок.

2 Нормативные ссылки

8 настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 12.1.007 Система стандартов безопасности труда. Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности

ГОСТ 22733 Грунты. Метод лабораторного определения максимальной плотности

ГОСТ 25584 Грунты. Методы лабораторного определения коэффициента фильтрации

ГОСТ 25607 Смеси щебеночно-гравийно-песчаные для покрытий и оснований автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия

ГОСТ 25912 Плиты железобетонные предварительно напряженные для аэродромных покрытий. Технические условия

ГОСТ 27751—2014 Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения

ГОСТ 28622 Грунты. Метод лабораторного определения степени пучинистости

ГОСТ 30108—94 Материалы и изделия строительные. Определение удельной эффективной ак* тивности естественных радионуклидов

ГОСТ 32825—2014 Дороги автомобильные общего пользования. Дорожные покрытия. Методы измерения геометрических размеров повреждений

ГОСТ 32836 Дороги автомобильные общего пользования. Изыскания автомобильных дорог. Общие требования

ГОСТ 32869 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению топографогеодезических изысканий

ГОСТ 32960—2014 Дороги автомобильные общего пользования. Нормативные нагрузки, расчетные схемы нагружения

ГОСТ 33078 Дороги автомобильные общего пользования. Методы измерения сцепления колеса автомобиля с покрытием

ГОСТ 33100—2014 Дороги автомобильные общего пользования. Правила проектирования авто-мобильных дорог

ГОСТ 33101 Дороги автомобильные общего пользования. Покрытия дорожные. Методы измерения ровности

ГОСТ 33148 Дороги автомобильные общего пользования. Плиты дорожные железобетонные. Тех* нические требования

ГОСТ 33149 Дороги автомобильные общего пользования. Правила проектирования автомобильных дорог в сложных условиях

ГОСТ 33220—2015 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к эксплуатационному состоянию

ГОСТ 33382 Дороги автомобильные общего пользования. Техническая классификация

ГОСТ 33388—2015 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению диагностики и паспортизации

ГОСТ 33475—2015 Дороги автомобильные общего пользования. Геометрические элементы. Технические требования

ГОСТ Р 50597—2017 Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию. допустимому по условиям безопасности дорожного движения. Методы контроля

ГОСТ Р 52289 Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств

ГОСТ Р 55028 Дороги автомобильные общего пользования. Материалы геосинтетические для дорожного строительства. Классификация, термины и определения

ГОСТ Р 56925—2016 Дороги автомобильные и аэродромы. Методы измерения неровностей оснований и покрытий

ГОСТ Р 58349—2019 Дороги автомобильные общего пользования. Дорожная одежда. Методы измерения толщины слоев дорожной одежды

ГОСТ Р 58407.5 Дороги автомобильные общего пользования. Асфальтобетон дорожный. Методы отбора проб из уплотненных слоев дорожной одежды

ГОСТ Р 58577 Правила установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ проектируемыми и действующими хозяйствующими субъектами и методы определения этих нормативов

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрополии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанием выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение. в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 битумное пятно: Дефект покрытия в виде нарушения текстуры поверхности покрытия вследствие выдавливания избытка битума на поверхность, на которой не обеспечивается требуемый коэффициент сцепления с колесом покрытия.

3.2 дополнительные слои основания дорожной одежды: Слои между конструктивным нижним слоем основания и рабочим слоем земляного полотна, предусматриваемые для обеспечения требуемой морозоустойчивости и дренирования дорожной конструкции, позволяющие регулировать ее воднотепловой режим и снижать толщину вышележащих слоев из материалов дорожном одежды.

дорожная одежда: Конструктивный элемент автомобильной дороги, воспринимающий нагрузку от транспортных средств и передающий ее на земляное полотно.

[ГОСТ 33100—2014, пункт 3.8]

3.4 дорожная одежда капитального типа: Дорожная одежда, обладающая наиболее высокой работоспособностью (максимальные уровни надежности и коэффициенты прочности), соответствую* щей условиям движения, категории автомобильной дороги и срокам их службы, применяемая на авто* мобильных дорогах категорий I—IV.

3.5 дорожная одежда облегченного типа: Дорожная одежда с покрытием из асфальтобетонов, органоминеральных смесей или из щебеночных (гравийных) материалов, обработанных органическим вяжущим, применяемая на автомобильных дорогах категорий III—V. имеющая пониженные по сравне* нию с капитальными дорожными одеждами уровень надежности и коэффициенты прочности.

3.6 дорожная одежда переходного типа: Дорожная одежда с покрытиями из щебня прочных пород, щобеночно-гравийно-песчаных смесей или из грунтов и малопрочных каменных материалов, укрепленных вяжущими, булыжного и колотого камня (мостовых), применяемая на автомобильных до* рогах категорий IV—V.

3.7 дорожная одежда низшего типа: Дорожная одежда с покрытиями из гравийно-песчаных и песчано-гравийных смесей, из малопрочных каменных материалов и шлаков, из грунтов, улучшенных различными местными материалами, техногенных грунтов, отходов и побочных продуктов промышленности. применяемая на автомобильных дорогах категории V.

3.8 дорожная конструкция: Часть автомобильной дороги как транспортного сооружения, включающая земляное полотно и дорожную одежду.

дорожная одежда жесткая: Дорожная одежда с цементобетонным монолитным покрытием.

со сборным покрытием из железобетонных плит, с асфальтобетонным покрытием на основании из цементобетона.

(ГОСТ 33100—2014, пункт 3.9]

защитный слой (дорожного покрытия): Слой толщиной от 0.5 до 3,0 см. предназначенный для защиты верхнего слоя дорожного покрытия от непосредственного воздействия колес транспортных средств и/или погодно-климатических факторов.

Примечание — Защитный слой не учитывают при расчете конструктивных слоев дорожных одежд автомобильных дорог.

[ГОСТ Р 58861—2020. пункт 3.7]

земляное полотно: Конструктивный элемент, служащий основанием для размещения дорожной

одежды, а также технических средств организации дорожного движения и обустройства автомобильной дороги.

[ГОСТ 33100-2014. пункт 3.11]

3.12 коэффициент разрушения дорожной одежды: Коэффициент, представляющий собой отношение суммарной протяженности участков дороги, из-за недостаточной прочности и недопустимой ровности на поверхности дорожной одежды, к общей протяженности автомобильной дороги.

краевая полоса: Полоса обочины, предназначенная для защиты от разрушения кромки проезжей части и допускающая случайные заезды на нее транспортных средств.

[ГОСТ 33100—2014. пункт 3.19]

межремонтный срок: Период времени от момента ввода автомобильной дороги (участка дороги и/или искусственного сооружения в ее составе) в эксплуатацию до первого капитального ремонта (ремонта), а также период в процессе эксплуатации между двумя смежными ремонтами или кали* тальными ремонтами, капитальным ремонтом и ремонтом, ремонтом и капитальным ремонтом.

(ГОСТ Р 58861—2020, пункт 3.17]

международный показатель ровности (International Roughness Index); IRI, мм/м: Отношение

величины суммарного перемещения нелодрессорной массы (колеса) относительно подрессорной (кузова автомобиля) к длине участка дороги.

Примечание — Определяется расчетом в результате моделирования движения по микролрофилю 1/4 % части эталонного автомобиля со скоростью 80 км/ч.

(ГОСТ 33101—2014. пункт 3.14]

дорожная одежда нежесткая: Дорожная одежда, не содержащая всеоем составе конструктивных

слоев из монолитного цементобетона, сборного железобетона.

(ГОСТ 33100—2014. пункт 3.10]

3.17 отказ дорожной одежды: Событие, заключающееся в нарушении работоспособного состояния автомобильной дороги, выражающееся в недостаточной прочности и недопустимой ровности на поверхности дорожной одежды, препятствующих безопасному и комфортному движению транспортных средств с расчетной скоростью; количественным показателем отказа является предельный коэффициент разрушения.

основание дорожной одежды: Часть конструкции дорожной одежды автомобильной дороги.

расположенная под покрытием и обеспечивающая совместно с покрытием перераспределение напряжений в конструкции и снижение их величины в грунте рабочего слоя земляного полотна (подстилающем грунте), а также морозоустойчивость и осушение конструкции.

(ГОСТ 33100—2014. пункт 3.23]

покрытие дорожной одежды: Верхняя часть дорожной одежды, состоящая из одного или нескольких слоев, непосредственно воспринимающая усилия от колес транспортных средств и подвергающаяся прямому воздействию атмосферных факторов.

(ГОСТ 33100—2014. пункт 3.28]

покрытие дорожное сборное: Покрытие на автомобильной дороге, состоящее из отдельных плит различной формы и размера, изготовленных из бетона, железобетона или композиционного материала, укладываемых на подготовленное основание и соединенных между собой каким-либо способом.

(ГОСТ 33100—2014. пункт 3.29]

3.21 предельный коэффициент разрушения дорожной одежды: Предельно допустимое значение коэффициента разрушения дорожной одежды, установленное в качестве нормативного, как критерий необходимости проведения прогнозируемого капитального ремонта.

3.22 погодно-климатические факторы: Естественные физические процессы нагревания—охлаждения. увлажнения—высушивания, промерзания—оттаивания, влияющие на работоспособность дорожной одежды.

3.23 проектирование автомобильной дороги: Производственный процесс, состоящий из комплекса проектно-конструкторских работ и экономических расчетов, осуществляемый по материалам инженерных изысканий.

3.24 прочность дорожной одежды: Способность конструкции дорожной одежды сопротивляться процессу развития остаточных деформаций и разрушений под воздействием касательных и нормальных напряжений, возникающих в конструктивных слоях и подстилающем грунте от нормативной транспортной нагрузки, приложенной к поверхности покрытия.

3.25 рабочий слой земляного полотна: Верхняя часть земляного полотна в пределах от низа дорожной одежды до уровня, соответствующего 2/3 глубины промерзания конструкции, но не менее 1.5 м. считая от поверхности покрытия.

3.26 расчетный срок службы дорожной одежды: Установленный в утвержденных нормативных документах межремонтный срок проведения работ по капитальному ремонту дорожной одежды.

3.27 регулирующий слой (прослойка): Слой (прослойка), улучшающий водно-тепловой режим дорожной одежды и земляного полотна и повышающий работоспособность, как всей дорожной конструкции. так и отдельных ее слоев; выполняющий одну из (или несколько сразу) функций (теплоизоляция. гидроизоляция, пароиэоляция. лротивозаиливание. армирование и распределение нагрузки).

продольная ровность: Продольный микропрофиль поверхности оснований и покрытий, содержащий волны неровностей в диапазоне 0.5—60 м на полосе наката на дороге.

(Адаптировано из ГОСТ Р 56925—2016, пункт 3.5]

слой износа: Верхний замыкающий слой дорожной одежды, непосредственно воспринимающий воздействие колес автомобильного транспорта и погодно-климатических факторов.

1 При отсутствии слоя износа его функции выполняет верхний слой покрытия. В этом случае учитываемая при расчете дорожных одежд толщина верхнего слоя должна быть уменьшена на величину максимально допустимой поперечной неровности (колеи) по ГОСТ Р 50597.

2 Слой износа подлежит периодическому восстановлению в процессе эксплуатации.

(ГОСТ Р 58861—2016. пункт 3.27]

3.30 срок службы дорожной одежды: Календарная продолжительность эксплуатации дорожной одежды с предусмотренным техническим обслуживанием и ремонтными работами до состояния, при котором ее дальнейшая эксплуатация недопустима или нецелесообразна.

3.31 упругая деформация дорожной одежды: Деформация дорожной одежды, исчезающая после снятия действующих на дорожную одежду нагрузок, обусловливающих эту деформацию.

4 Общие положения

4.1 Положениями настоящего стандарта следует руководствоваться для обеспечения исполнения требований безопасного и бесперебойного пропуска транспортных потоков заданной интенсивности и состава с разрешенной скоростью движения согласно (1].

4.2 Дорожная одежда, как часть автомобильной дороги, должна соответствовать транспортноэксплуатационным требованиям, предъявляемым к автомобильной дороге, как к объекту транспортной инфраструктуры. Эти требования обеспечиваются выбором конструкции дорожной одежды и материала покрытия.

4.3 Конструкцию дорожной одежды следует назначать исходя из категории проектируемой автомобильной дороги, определяемой по ГОСТ 33382, с учетом транспортно-эксплуатационных требований, интенсивности и состава движения, климатических и грунтово-гидрологических условий, санитарно-гигиенических требований, а также обеспеченности района строительства дороги местными строительными материалами.

4.4 Строительство, реконструкция, капитальный ремонт и ремонт дорожных одежа автомобильных дорог следует выполнять по проектной документации в соответствии с требованиями ГОСТ 33100, подготовленной по результатам инженерных изысканий, проведенных в соответствии с требованиями ГОСТ 32836.

4.5 Дорожно-строительные материалы, применяемые в конструкциях дорожных одежд, должны соответствовать требованиям [1] и действующим стандартам, разработанным в его развитие.

5 Классификация дорожных одежд

5.1 Классификация по сопротивлению нагрузкам

5.1.1 По сопротивлению нагрузкам от автотранспортных средств с учетом климатических воздействий дорожные одежды следует подразделять:

- на жесткие (см. 3.9);

- нежесткие (см. 3.17).

5.1.2 Жесткая дорожная одежда имеет один или несколько слоев, материал которых обладает одновременно нормативным значением сопротивления растяжению при изгибе в покрытии (или в основании) и расчетным модулем упругости, практически не зависящими от колебаний температуры и влажности.

5.1.3 Нежесткая дорожная одежда состоит из слоев, материалы которых не обладают сопротивлением растяжению при изгибе, а если обладают сопротивлением растяжению при изгибе, то одновременно имеют модуль упругости, который зависит от температуры и влажности.

5.2 Классификация по типу дорожных одежд

В зависимости от капитальности, характеризующей работоспособность, дорожные одежды следует подразделять на следующие типы:

- капитальные: одежды с усовершенствованным покрытием, обладающие наиболее высокой работоспособностью. соответствующей условиям движения и срокам службы автомобильных дорог высоких категорий (см. 3.4);

- облегченные: одежды с усовершенствованным покрытием — по сравнению с капитальными одеждами применяют менее долговечные (менее прочные) материалы и упрощенную (облегченную) конструкцию дорожной одежды (см. 3.5);

- переходные: одежды, включающие слои дорожной одежды из прочных каменных материалов; грунтов или малопрочных каменных материалов, обработанных вяжущими либо армированных (см. 3.6);

- низшие: одежды, включающие слой покрытия из малопрочных каменных материалов или шлаков; грунтов, улучшенных добавками из каменных материалов или армированных; других местных малопрочных материалов (см. 3.7).

5.3 Классификация по виду и материалам дорожных покрытий

Дорожные покрытия по виду и материалам, применяемым при их устройстве, подразделяют следующим образом:

а) для капитальных дорожных одежд:

1) цементобетонные монолитные;

2) армобетонные сборные и монолитные;

3) железобетонные монолитные и сборные или из предварительно напряженного железобетона;

4) асфальтобетонные (за исключением покрытий из холодных смесей);

б) для облегченных дорожных одежд:

1) асфальтобетонные, в том числе, из холодных смесей:

2) из органоминеральных смесей с жидкими, вязкими, в том числе эмульгированными органическими или комплексными вяжущими;

3) каменных материалов, обработанных органическим вяжущим;

в) для дорожных одежа переходного типа:

1) из щебня прочных пород без применения вяжущих материалов;

2) щебеночно-гравийно-песчаных смесей;

3) грунтов и малопрочных каменных материалов, укрепленных вяжущими;

4) булыжного и колотого камня (мостовые);

5) грунтов, укрепленных различными вяжущими и местными материалами;

г) для дорожных одежд низшего типа:

1) из гравийно-песчаных смесей;

2) малопрочных каменных материалов;

3) грунтов, армированных геосинтетическими материалами или улучшенных добавками раз* личных местных материалов;

4) вторичных ресурсов местного производства.

5.4 Классификация конструктивных слоев дорожных одежд

5.4.1 Конструктивные слои дорожных одежд необходимо различать по следующему функциональному назначению:

- слои износа (или защитный слой);

- слои покрытия (один или несколько слоев);

- слои основания (один или несколько слоев);

- дополнительный слой основания (морозозащитный, дренирующий, капилляропрерывающий);

- регулирующий слой (теплоизолирующий, гидроизолирующий, пароизолирующий, противоза-иливающий. армирующий, распределяющий).

5.4.2 Конструкция дорожной одежды укладывается на рабочий слой земляного полотна (подстилающий фунт).

6 Общие требования к дорожным одеждам

6.1 Требования к расчетным срокам службы дорожных одежд между ремонтами

и капитальными ремонтами

6.1.1 Расчетные межремонтные сроки проведения работ по текущему ремонту, ремонту и капитальному ремонту следует принимать согласно нормативным документам.

6.1.2 Сроки восстановления защитных слоев и слоев износа следует принимать согласно нормативным документам.

6.2 Требования к восприятию осевых нагрузок

8 зависимости от капитальности конструкции должны быть обеспечены требования прочности дорожной одежды по восприятию следующих осевых нафузок на одиночную наиболее нафуженную ось двухосного автомобиля:

- 115 кН — для дорожных одежд капитального типа согласно ГОСТ 32960—2014 (пункт 3.3);

- 100 кН — для дорожных одежд облегченного и переходного типов согласно ГОСТ 32960—2014 (пункт 3.3);

- 60 кН — для дорожных одежд низшего типа.

7 Требования к дорожным одеждам при проектировании автомобильных дорог

7.1 Предельный коэффициент разрушения дорожной одежды

7.1.1 Принятые проектные и конструктивные решения согласно ГОСТ 27751—2014 (пункт 3.6) должны быть обоснованы результатами расчета.

7.1.2 Дорожные одежды автомобильных дорог должны быть запроектированы так. чтобы обеспечивать безотказную работу в течение расчетного межремонтного и расчетного сроков службы дорожной одежды со значениями предельного коэффициента разрушения, назначаемого в соответствии с таблицей 1. на последний год межремонтного срока или срока службы в зависимости от капитальности дорожной одежды и категории дороги. При расчете коэффициента разрушения (см. приложение А) следует учитывать, в том числе отремонтированные дефекты, если они не были устранены полностью путем замены верхних слоев дорожной одежды.

Читайте также: